Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при РРП?

Время на чтение: 7 минут

Термином «расстройство привязанности» в медицине принято называть группу психических отклонений, которые развиваются у детей в случае отсутствия необходимого эмоционального контакта со своими родителями (прим. – или опекунами, что чаще).

В чем выражается РРП, как его определить у ребенка, и к каким специалистам обращаться?

Содержание статьи:

Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды

Под словом «привязанность» принято подразумевать чувство (ощущение) эмоциональной близости, которое обычно формируется на основе любви и определенных симпатий.

О расстройстве же данной привязанности говорят, когда у ребенка наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих нарушений, ставших следствием дефицита общения с родителями — и результатом отсутствия доверительных отношений с ними.

Психиатры обозначают данный диагноз аббревиатурой «РРП», которая в бытовом понимании предполагает холодные отношения с опекунами.

Распространенность РРП – менее 1 %.

Видео: Нарушения привязанности

Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:

  • Дезингибированное (прим. – расторможенное) РП. В этом случае ребенок не отличается избирательностью относительно людей, к которым он может обратиться. В самом раннем детстве малыш «цепляется» даже к незнакомым людям, а подрастающий ребенок стремиться к привлечению внимания взрослых людей и не особо разборчив в дружеских отношениях. Чаще всего этот тип РП наблюдается у детей, у которых неоднократно менялись воспитатели (опекуны, приемные семьи) в течение первых лет жизни.
  • Ингибированное (прим. — заторможенное) РП. Симптоматика этого типа РП не слишком выражена — но, согласно классификации заболеваний, данный тип РП называется реактивным и подразумевает заторможенность, подавленность или сверхбдительность маленького пациента, который может реагировать на опекуна/воспитателя по-разному. Такие дети часто весьма агрессивны в отношении чужих (и даже своих) страданий, несчастны.

Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:

  1. Негативная РП.Причины: гиперопека — либо пренебрежение ребенком. Признаки: ребенок провоцирует взрослых на раздражение, на негативную оценку, даже наказание.
  2. Избегающая РП. Причины: разрыв отношений с опекуном/родителем. Признаки: недоверчивость, замкнутость.
  3. Амбивалентная РП. Причины: непоследовательное поведение взрослых. Признаки: категоричность и двойственность поведения (от ласки до драки, от доброты до приступа агрессии).
  4. Дезорганизованная РП. Причины: насилие, жестокое отношение к ребенку. Признаки: агрессия, жестокость, сопротивление любым попыткам налаживания контакта.

В чем кроются основные причины РП у детей?

Среди особенностей, рассматриваемых в качестве факторов риска и провоцирования формирования РРП, отмечают:

  • Низкая сопротивляемость стрессам.
  • Неустойчивость нервной системы.

Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:

  1. Отсутствие полноценного контакта с матерью.
  2. Злоупотребление матери алкоголем или наркотиками.
  3. Психические расстройства матери.
  4. Послеродовая депрессия матери.
  5. Насилие в семье, унижение.
  6. Нежеланная беременность.
  7. Вынужденная разлука родителей и ребенка с последующим помещением ребенка в детский дом или даже интернат.
  8. Отказ от опекунства (частая смена приемных семей).

Подытоживая, можно сказать, что РП возникает у детей, которым не дали возможности спокойно и безопасно к кому-либо привязаться.

Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?

Как правило, формирование РРП происходит еще до наступления пятилетнего возраста (может диагностироваться даже до 3-х лет), после чего данное нарушение может сопровождать ребенка даже до взрослого возраста.

Симптоматика РРП схожа с такими расстройствами, как фобии, посттравматические стрессы, аутизм и проч., поэтому диагноз обычно не ставится «на глазок».

Среди ключевых симптомов РРП выделяют:

  • Настороженность и боязливость.
  • Отставание в интеллектуальном развитии.
  • Приступы агрессии.
  • Сложности в адаптации и при установлении взаимоотношений.
  • Равнодушие к уходу человека.
  • Частый тихий плач без конкретной причины.
  • Развитие (со временем) отвращения к объятиям и любым прикосновениям.
  • Задержка умственного развития, которая с возрастом приобретает более выраженные очертания.
  • Отсутствие чувства вины после случаев неприемлемого поведения.

Важно отметить, что симптоматика — и ее выраженность — зависит от типа РП, от возраста и других факторов.

Например…

  1. Малыши РП в возрасте до 5 лет обычно редко улыбаются и отводят глаза при попытке зрительного контакта. Приближение взрослых у них не вызывает радости.
  2. Дети с ингибированной формой расстройства не желают, чтобы их успокаивали, чтобы с ними сближались или устанавливали контакт, не берут у взрослых протянутую игрушку.
  3. При дезингибированном типе расстройства дети, напротив, постоянно ищут контакта, комфорта и чувства безопасности. Но только у незнакомых людей. Что касается родителей или опекунов – их дети отвергают.

Основные риски РРП.

Среди самых частых осложнений данного расстройства отмечают…

  • Задержку психического развития.
  • Снижение познавательного интереса.
  • Нарушение принятия/передачи опыта.
  • Отставание в развитии речи, мышления.
  • Социальная дезадаптация.
  • Приобретение эмоциональных и прочих отклонений как черт характера.
  • Дальнейшее развитие неврозов, психопатии и проч.

Видео: Формирование привязанности

Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?

Прежде всего, важно понимать, что без четкого знания всей истории воспитания конкретного ребенка невозможна точная постановка диагноза.

Также не менее важен факт, что пережитые в комплексе те или иные описанные выше ситуации не обязательно провоцируют данное расстройство. Поэтому самостоятельно делать выводы точно не стоит, данный диагноз должен быть экспертным мнением, основанным на результатах полноценной диагностики.

К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка РП?

  1. Педиатр.
  2. Психолог.
  3. Психотерапевт.
  4. Психиатр.

Как проходит диагностика?

Конечно, чем раньше диагностировано расстройство — тем больше шансов на быстрое восстановление ребенка.

  • Прежде всего, пристальное внимание врача сконцентрировано на отношениях мамы и малыша, отношениях в семье и последствиях отношений. Не меньшее внимание уделяется стилю воспитания ребенка, полноте удовлетворения его интересов, наличия собственного пространства у ребенка, и проч.
  • Врач должен точно определить – не связана ли симптоматика расстройства с иными заболеваниями. Например, заторможенность может наблюдаться после черепно-мозговой травмы или при мании.
  • Сбор истории болезни, опрос родителей и других близких ребенку людей, наблюдение за ребенком в разных ситуациях — все это обязательная часть диагностики.
  • Также выполняется специальная психодиагностика, способная выявить наличие эмоционально-волевых нарушений.

Что касается лечения, его осуществляют исключительно комплексно – с консультациями психологов, семейной психотерапией, медикаментозной коррекцией и проч.

Как правило, ранние проблемы РП можно устранить, если вовремя улучшить социальные обстоятельства жизни ребенка. Но окончательного «исцеления» для последующей, нормальной взрослой жизни ребенка можно добиться лишь при его полном примирении с прошлым – понимании прошлого, способности переступить через него — и идти дальше.

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Общие сведения

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений. Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания. Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью. Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу. Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций. Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Патогенез

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой. Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию. Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого. При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины. При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый. С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям. Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение. Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями. Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Осложнения

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт. Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера. У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.
Читайте также:  Ребенок постоянно шмыгает носом, а соплей нет: почему и что делать?

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых и детей

Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений. Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними). Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.

РРП и причины его возникновения

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • Депривация в детском возрасте – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести. Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация. Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви. Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта. У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность — характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

РРП у детей

У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.

Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.

Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания. Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства. В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.

В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:

  • Замкнутый
  • Чрезмерно общительный.

В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.

Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.

Лечение

Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.

В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.

В старшем возрасте и для взрослых рекомендуется проведение психотерапии: психоанализа, семейной и личной.

–>КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского –>

–>

Мои статьи [1]Для социального педагога [0]Правовая консультация [2]Для педагога-психолога [2]
Психолого-педагогическая консультация [55]

–>

Каталог статей

Нарушение привязанности у детей-сирот и ее восстановление в замещающей семье

«Привязанность-это стержень, на который надевается вся личность человека»

(Из выступления Л.Петрановско 1 июня 2012года на лекции в Сахаровском центре г.Москвы)

Привязанность – это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

Потребность в привязанности – т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением – является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.

Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.

В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.

К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них.

Как формируется привязанность

Привязанность – это глубинный и всегда взаимный процесс, в котором участвуют и ребенок, и мать (или любой другой постоянно ухаживающий за ребенком взрослый).

Как известно, для выживания младенцу необходимы постоянный уход и внимание со стороны взрослых. Под “уходом” в данном случае следует понимать не только кормление и базовый гигиенический уход, но и прикосновения, взгляды и улыбки, движение вместе со взрослым и первые “разговоры” родителя с ребенком.

В полноценной семье в первые два года жизни ребенок многократно проходит через здоровый цикл формирования привязанности. В чем заключается этот цикл? Как только у ребенка появляется какая-то потребность (голод, холод, одиночество и пр.), он проявляет ее беспокойством или плачем. Услышав плач, заботливая мама подходит к ребенку и успокаивает его, тем самым удовлетворяя его потребность. Если этот цикл повторяется много раз и соответствующие потребности ребенка каждый раз удовлетворяются нужным образом одним и тем же взрослым, то ребенок начинает доверять ему. И это доверие становится основой его дальнейшего развития. Кроме того, у ребенка формируется тесная эмоциональная связь с мамой, которая следит за его благополучием и безопасностью.

Схематически цикл формирования привязанности в первый год жизни можно изобразить так:

Если ребенок успешно прошёл цикл формирования привязанности на первом году жизни, то скорее всего на втором году цикл (который тоже будет повторяться многократно) будет выглядеть так:

Только при условии успешного завершения цикла второго года ребёнок может научиться принимать ограничения, установленные извне. И только пройдя оба цикла – как первого, так и второго года, – ребёнок по-настоящему научиться доверять, отвечать взаимностью и управлять своими эмоциями. Это именно то время, когда закладывается совесть, самооценка, способность к состраданию и логическому мышлению. Нарушения в каком-либо из циклов будут иметь последствия на всю последующую жизнь ребенка, если он не получить своевременной педагогической и терапевтической поддержки.

Что может нарушить привязанность

Реактивное расстройство/нарушение привязанности (англ. reactive attachment disorder – RAD) – это серьезное психологическое расстройство. Оно развивается у тех детей, которые в раннем детстве подвергались заброшенности, жесткому обращению или каким-то другим негативным воздействиям со стороны родителей или других взрослых. В частности, реактивное расстройство привязанности может быть вызвано одним или сочетанием следующих факторов:

  • Преждевременные роды.
  • Внутриутробное отравление алкоголем и/или наркотиками (если биомать употребляла их во время беременности).
  • Беременность, которая была крайне нежеланна для биоматери.
  • Послеродовая депрессия у биоматери.
  • Ранняя разлука с биоматерью.
  • Эмоциональная отрешенность биоматери из-за психических расстройств, алкогольной или наркозависимости.
  • Жестокое обращение или крайняя запущенность в первые годы жизни ребенка.
  • Крайняя педагогическая некомпетентность биородителей (например, если биомать была слишком молода и не интересовалась воспитанием ребенка).
  • Частая смена (“калейдоскоп”) взрослых, ухаживающих за ребенком (например, частая смена воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое).
  • Госпитализация ребенка, даже на относительно недолгий (с точки зрения взрослых) срок.
  • Не диагностированная и поэтому не излеченная острая боль или хроническая болезнь (например, особо сильные колики или ушная инфекция у младенцев).
  • Серьезная травма.
  • Болезненные и/или обширные медицинские процедуры.
Читайте также:  Заноза у ребенка - как вытащить правильно и когда обратиться к врачу

Нарушение привязанности может развиться даже в самые первые месяцы жизни, когда ребенок вроде бы не осознает себя. Дело в том, что если уже в грудном возрасте ребенок подвергается заброшенности или жесткому обращению, его организм вырабатывает постоянно повышенное количество гормонов стресса. В итоге урок о том, что мир – это страшное и жестокое место, закрепляется в мозгу младенца на биохимическом уровне. Если вернуться к схеме формирования привязанности из предыдущего раздела, то его нарушенный вариант выглядит так:

Сравнив этот цикл с нормальным, можно заметить, что “сбой” происходит на этапе реакции родителя на плач ребенка. Допустим, мать ребенка страдает алкоголизмом и поэтому каждый раз, когда ребенок плачет от голода, она либо не реагирует (если сильно пьяна), либо реагирует каждый раз по-разному (или кричит и бьёт ребенка, или просто выходит из комнаты). Бывает и так, что хотя за ребенком ухаживает сразу несколько взрослых по очереди (как в случае нянечек в роддоме или воспитательниц в доме ребенка), ни один из них не прислушивается к ребенку и не заинтересован в его благополучии, поэтому на его плач реакция либо непоследовательная, либо никакая вообще. И в том, и в другом примере базовые потребности ребенка не будут удовлетворены. Даже хуже того: в ответ на призыв о помощи вместо утешения ребенок часто получает не просто безразличие, а удар.

Естественно, что ребенок укрепляется во мнении, что мир – это очень опасное, полное боли и одиночества, что никто из взрослых не может и не хочет защитить его, что никому нельзя доверять. Ребенок стремится к полному контролю происходящего, потому для него контроль – это синоним самой жизни. Вместо доверия и привязанности к взрослым он чувствует гнев – и этот гнев так велик, что вытесняется в подсознание.

Конечно, не всегда нарушение привязанности носит столь радикальный характер. Расстройство привязанности может быть как сильно выраженным, так и легким и сравнительно просто корректируемым. Специалисты выделяют четыре типа нарушенной привязанности:

  • При пренебрежении либо гиперопеки со стороны родителей обычно развивается негативная (невротическая) привязанность. Такой ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их.
  • Если родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — каждый раз бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему (типично для алко- и наркозависимых родителей), у ребенка может развиться амбивалентная привязанность. В этом случае ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.
  • Если имел место болезненный разрыв отношений с близким взрослым, и ребенок «застрял» в состоянии горя; либо если разрыв воспринимается ребенком как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой, то ребенок может проявить избегающую привязанность. Ребенок с этим типом нарушенной привязанности угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять».
  • У детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности, развивается дезорганизованная привязанность. Дело в том, что жизнь научила таких детей выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Это особенно тяжелый тип нарушения привязанности с точки зрения возможной коррекции.

Симптомы нарушения привязанности

Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:

1.Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

2.В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

3.Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

4.Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

5.Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

6.Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

7.Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

8.Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

9.Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

10.Склонен к членовредительству (“ауто-агрессия”), к “несчастным случаям”.

11.Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

12.Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

13.Повышенно импульсивен, не умеет контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

14.Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

15.Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

16.Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

17.Страдает недержанием моги (энурез) и/или недержанием кала (энкопрез).

18.Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые.

20.Постоянно задает бессмысленные вопросы и “трещит языком”.

21.Болезненно преувеличивает собственную значимость.

22.Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности.
Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

  • Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.
  • Ребенок требователен или “прилипчив”, но только когда ему этого хочется (“на своих условиях”).
  • Ребенок страдает нарушениями сна.
  • Ребенок гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.
  • У ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития.
  • Ребенок часто становится объектом травли со стороны сверстников.

Как восстановить привязанность?

Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без “только своей” мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с “обезличенным” типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.

Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.

Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно мычит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника “посиделок”? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в “маугли”. И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.

Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами “терапевтического воспитания”.

Основные принципы “терапевтического воспитания”:

1.Главное правило “терапевтического воспитания” для родителей – сначала позаботьтесь о себе!

2.Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

3.Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

4.Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

5.Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте “естественные последствия”. Но когда такие последствия “наступают”, проявите сочувствие к вашему ребенку.

6.Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

7.Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

8.Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

9.Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

11.Избегайте споров с ребенком о том, “кто главнее”.

12.Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.

13.Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Материал подготовил педагог-психолог КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского Шамарданова Е.А.

К чему приводит нарушение привязанности и как этого не допустить в отношениях с ребенком

Наш постоянный автор Диана Машкова, писатель, журналист, руководитель направления «Просвещение» фонда «Арифметика добра», мама 4 детей, 3 из которых приемные, уже рассказывала нам и о правильной иерархии в приемной семье, и об этапах адаптации приемного ребенка в семье, и об отношениях с кровными родственниками приемного ребенка. В новой статье Диана объясняет, насколько важно сохранять привязанность и чем чревато ее нарушение.

У большого количества современных взрослых людей — ученые называют цифру 45% — в детстве не сложилось надежной привязанности с родителями. К сожалению, это не просто факт из их прошлого. Это то, что влияет на человека всю жизнь: сказывается на здоровье, отношениях с другими людьми, жизнестойкости, уверенности в себе и многих других вопросах.

Люди, лишенные «надежной привязанности» в первые годы жизни, часто неосознанно воспроизводят нарушенную модель и в собственной семье, со своими детьми, передавая сбитый код отношений из поколения в поколение. Можно ли разорвать этот порочный круг?

Привязанность

Что же такое привязанность? Если обратиться к определению — это взаимный процесс образования эмоциональных связей между людьми, которые сохраняются неопределенное время, даже если люди разделены.

Для взрослых это полезная вещь, объединяющая между собой самых близких. Для детей — витальная потребность и жизненно важная необходимость.

Для младенца мать или человек, который постоянно ее заменяет, — это естественный источник пищи, тепла, безопасности, утешения, радости и других эмоций. Малыш не в состоянии ни накормить себя, ни успокоить, ни увлечь. Поэтому в одиночестве останавливается развитие ребенка, включается подсознательная установка: «я никому не нужен», которая является одной из причин высокой младенческой смертности в учреждениях для сирот.

Читайте также:  Заусенцы на пальцах новорожденного и детей старше - что делать и как лечить

Привязанность не дается ребенку по факту рождения, она возникает постепенно, в ежедневном взаимодействии взрослого и ребенка.

Младенец испытывает естественную потребность — голод, жажду, дискомфорт, удовлетворить которую самостоятельно не может, и поэтому кричит. На зов приходит значимый взрослый — кормит, поит, меняет пеленки, а вместе с этим ласково приговаривает, целует и прижимает к себе. Из этого здорового круга отношений — потребность, зов, приход взрослого, вовлеченное удовлетворение потребности — рождается основополагающий для развития базис.

Он учится доверять взрослому, который надежен и небезразличен, а через доверие к близкому человеку рождается доверие к другим людям и ко всему миру. Рождается надежное будущее.

Прекрасной основной для понимания сути и механизмов привязанности может стать книга классика психологии развития, выдающегося английского ученого Джона Боулби. Она так и называется «Привязанность».

Еще более легкий способ ознакомиться с основами — это прочесть книгу известного отечественного психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

Главное — осознать, что здоровая привязанность закладывает в ребенке способность любить, понимать собственные чувства и чувства других людей, контролировать свои эмоциональные вспышки, учиться и получать знания, логически мыслить, испытывать самоуважение и строить отношения с другими людьми. Она оберегает от многих психосоматических заболеваний и снижает риски возможных задержек в развитии.

В этом неоспоримая ценность надежной привязанности в жизни ребенка.

Нарушения привязанности

«Начиная со времен Второй мировой войны и далее, – пишет всемирно известный психолог и терапевт Нильс Питер Рюгаард в своей книге “Дети с нарушением привязанности”, — с ускорением в 1960-е годы, мы предприняли самый масштабный социальный эксперимент, который когда-либо проводился в западном мире: матери детей младшего и дошкольного возраста пошли работать вне дома, отлучившись от своих малышей… Условия обучения тому, как становиться человеком посредством отношений в период раннего детства, были перевернуты с ног на голову. На сегодняшний день мы, вероятно, являемся единственным видом млекопитающих, у которого мать и младенец не остаются неразлучными в течение, по крайней мере, первых двух-трех лет с момента рождения».

В роддомах новорожденных начинают отделять от матерей сразу после появления на свет, якобы давая роженице время для восстановления, а на самом деле травмируя обоих и порождая у женщин тревожность, неуверенность и чувство вины.

В Советском Союзе малышей отдают в ясли с четырех месяцев, а иногда и раньше, отрывая от матерей вопреки жизненно важным потребностям в грудном вскармливании, ласке, тактильном контакте и любви. Появляются детские сады — пятидневки, которые позволяют родителям работать, устраивать личную жизнь и зарабатывать деньги, а детей обрекают на тяжелые переживания утраты и боли разлуки.

Депривация, неизбежный и вечный спутник сирот в государственных учреждениях, внезапно захватывает и семейных детей.

Родителям запрещают брать младенцев на руки, чтобы «не привыкали», предписывают кормить их по часам, а не по требованию, не позволяют матерям находиться с маленькими детьми в больницах и прочих «оздоровительных» учреждениях.

Многие из нас, сегодняшних взрослых, стали жертвами этих необдуманных действий. Именно в них причина тех самых 45% людей с ненадежной привязанностью.

Последствия нарушения привязанности

Нарушение привязанности может проявлять себя по-разному. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка — его психологической структуры, темперамента, жизнестойкости. То, что довольно легко переносится одними детьми, оказывается глубокой травмой для других.

В книге известного психотерапевта Брюса Перри «Мальчик, которого растили как собаку» рассказывается история подростка-насильника, асоциального типа, жестокие преступления которого ужасают даже специалистов. Но больше всех — его собственных родителей, которые не понимают, что происходит с их младшим сыном.

Как такое могло случиться? Постепенно, в ходе работы с семьей, психотерапевт добирается до сути — оказывается, у младшего сына в младенчестве развилось тяжелое нарушение привязанности.

Семья сразу после его рождения переехала в новый район, где у мамы не было ни родственников, ни друзей, никакой поддержки. Из-за небольшой умственной отсталости она не справлялась сразу с двумя детьми, к тому же младший оказался крайне беспокойным и вызывал раздражение женщины. Она кормила его утром, пеленала и оставляла в кроватке на весь день, а сама уходила со старшим сыном гулять. Возвращалась только к вечеру, когда муж приходил с работы.

Так мальчик и рос — в семье, но без матери, которую некому было заменить. И все дальнейшие нарушения взяли старт в том периоде жизни, о котором он даже не помнил.

Окажись на месте этого парня менее чувствительный ребенок, он мог бы выйти из ситуации иначе, мог добрать любви близких взрослых в старшем возрасте. Но именно для этого ребенка пренебрежение нуждами имело фатальные последствия.

У одного ребенка может проявиться агрессия, у другого депрессия, у третьего психосоматическое заболевание, у четвертого склонность к суициду, у пятого нелюдимость, у шестого предельно низкая самооценка, у седьмого отсутствие эмпатии и так далее. А у кого-то — все сразу. Этого невозможно предугадать.

Поэтому для сравнения просто приведу еще один реальный пример.

Сания Испергенова с рождения и до 18 лет воспитывалась в детском доме. В ее книге «Я – Сания. История сироты», изданной при поддержке благотворительного фонда «Арифметика добра», прослеживается влияние депривации и нарушения привязанности на весь путь становления человека.

Девушка рассказывает о расстройствах здоровья (энурез на нервной почве, множественные пневмонии и бронхиты в детстве), о жутком страхе перед людьми, о сенсорной депривации, о депривации социальной, о неумении строить близкие отношения, об отсутствии эмпатии и многом другом.

«Тактильный контакт оказался для меня самым сложным, — делится она с читателями. — Я долго привыкала к каждому мимолетному касанию, входила в отношения, словно в холодную воду. Продвигалась вперед маленькими, едва заметными шажками.

Отсутствие внимания и заботы в детстве мешало и формированию эмоционального интеллекта.

«Тогда мне и в голову не приходило, — рассказывает Сания, — что внутри взрослого человека бурлят собственные эмоции. Кто и когда говорил с нами о чувствах? Кто учил распознавать радость или грусть, веселье или отчаяние, удовольствие или боль? Не было ничего. Я не могла назвать собственных переживаний и, как слепая, не обращала внимания на чувства других. Окружающие люди никогда не казались мне расстроенными или, наоборот, счастливыми. Испуганными или, наоборот, спокойными. Мне, откровенно говоря, было на них на всех наплевать. Годы невнимания к моим собственным чувствам вернулись в подростковом возрасте бумерангом безразличия».

История Сании — яркий пример серьезного расстройства привязанности. И все же он жизнеутверждающий: Сания доказывает читателям, что человек способен изменить свое будущее. Главное, не опускать руки, желать перемен и искать в жизни опору.

Что делать при нарушении привязанности

Что помогает справиться с последствиями нарушения привязанности?

Конечно, первый шаг — это обнаружить проблему и ее осознать. Не списывать все трудности отношений с ребенком на детские капризы, «дурную» наследственность или плохой характер, а попробовать разобраться в сути происходящего.

Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Надобность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое создание на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей?

В медицине существует 2 типа классифицированию данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической полотна, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство. Это расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки равно идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люд не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе товарищей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является дробная смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, задушенное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из примет данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку чувствовать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или постороннее). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом бессердечного обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день почитается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по какой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не лишь клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Дитя специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей карать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, навыворот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность. К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением присуща категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перебежать в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим образом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной этого расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Ребята с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, вином данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с дитятей.

Почему возникает РРП у детей — основные причины

Чувство эмоциональной близости зачислено называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными винами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с мамой. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, находят рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям сила, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Так, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное пора в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Пуще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семейства.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной маме попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно попечения и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как установить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Как правило, первые симптомы этого расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится апатическим, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется». Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает глядеть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя образами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Дитя всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой поддержки.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить пора в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он всегда пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Так, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в койка. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Дитя любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном году такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В кое-каких случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То имеется у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, мучащиеся РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на краже, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

Последствия РРП

РРП будет сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Так, при

Ребенку необходима стабильная и любящая семья. Зрелое поведение маме и психологический комфорт в доме являются основами психического здоровья любого ребенка.

Поделитесь с товарищами:

Ссылка на основную публикацию