Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

Неврозы у детей: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Невроз у детей – психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности. Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов. Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

Невроз у детей – заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.

Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

  • невроз страхов;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • неврастения;
  • ипохондрический тип невротических реакций;
  • нервная анорексия;
  • заикание;
  • тики;
  • расстройства сна;
  • энурез и энкопрез;
  • невротические расстройства аппетита;
  • патологические привычные действия.

Общие неврозы – самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

Невроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях – с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность – 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

Отмечается наличие особой формы неврозов страха – “школьный невроз”. Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

Истерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и голосовых связок.

У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.

У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.

Невроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.

Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.

Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.

У таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.

В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.

Эта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.

Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.

У детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.

Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.

У таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.

При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.

Эта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях – у подростков.

Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.

Клинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.

Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи – логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.

Невротические тики – различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.

Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.

У пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.

Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты ). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.

У больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.

Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции – 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.

Энурез – недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.

Энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.

Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.

У таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.

Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.

Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.

Лечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.

В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.

Профилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

Неврозы у детей

Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Астенический невроз (неврастения)

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

Истерический невроз

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Невроз навязчивых состояний

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Присутствует обсессивная составляющая, которая реализуется судорожными спазмами, навязчивыми движениями (моргание, покашливание, наморщивание лба). У детей существуют «успокаивающие» ритуалы, например, сосание края подушки, длительное мытье рук.

Депрессивный невроз

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Системные (малосимптомные) неврозы

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Читайте также:  Сколиоз у детей – как лечить недуг и исправить осанку у малышей в раннем возрасте

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Консервативное лечение

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапия

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Физиотерапия

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Неврозы у детей: энурез, лунатизм, онихофагия — чего ещё ожидать от этого диагноза и как от него избавиться?

Непомерная нагрузка в школе, дополнительные секции и кружки, вечно занятые родители, увлечённость «ужастиками» и кровавыми компьютерными играми — в таком мире приходится жить современному ребёнку. Поэтому нет ничего удивительного в статистике, согласно которой, к окончанию начального звена только 50% младших школьников являются психически и неврологически здоровыми. У остальных наблюдаются различного рода расстройства.

Особенно часто диагностируются неврозы. Причём их жертвами становятся как малыши, которые ещё только в детский сад ходят, так и подростки на пороге выхода во взрослую жизнь.

Что это такое

Детский невроз — это целая группа нервно-психических расстройств, возникающих из-за постоянных стрессовых ситуаций и психотравм. Проявляет себя астенией, навязчивыми состояниями и истерией. Может сопровождаться временным снижением интеллекта и физической работоспособности. Однако при таком диагнозе отсутствуют качественные изменения психической деятельности. Поэтому данное заболевание именно в детском возрасте не отличается глубиной и относится к быстро излечимым при надлежащей психотерапевтической помощи.

Другие термины для обозначения диагноза: психоневроз, невротическое расстройство.

Впервые диагноз «невроз» был введён в психотерапевтическую практику в 1776 году шотландским врачом-химиком Уильямом Калленом. С тех пор содержание термина неоднократно подвергалось критике и пересматривалось. Так, в биологии это собирательное название для всевозможных функциональных нарушений высшей нервной деятельности. В США, начиная с 1980 года, его и вовсе не употребляют.

У детей нередко диагностируется неврозоподобный синдром, и родители ошибочно полагают, что это то же самое, что и невроз. Да, у них много общего, но есть и существенные отличия. Невроз — следствие затяжной стрессовой ситуации, которая не отпускает ребёнка. Она обусловлена внешними факторами: нехваткой родительской любви, проблемами в школе. Тогда как неврозоподобное состояние — результат внутреннего сбоя организма. Причиной становится врождённая или приобретённая патология. Это могут быть:

  • шизофрения;
  • органические поражения головного мозга;
  • хронический тонзиллит;
  • эпилепсия;
  • порок сердца;
  • следствия родовых травм и патологий беременности;
  • хронические заболевания ЖКТ, печени.

Если первое заболевание успешно и быстро лечится, то со вторым, как правило, приходится бороться всю жизнь.

Происхождение термина. Слово «невроз» восходит к древнегреческому «νεῦρον», что переводится как «нерв».

Причины

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Выявление провоцирующего фактора является основной частью терапевтического курса, так как без его устранения лечение будет неэффективным.

Симптомы

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.

Тревожный

Приступообразно возникающий страх, чаще всего — в момент засыпания. Может сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте это боязнь темноты, остаться одному, какого-то фантастического существа или конкретного персонажа сказки или фильма. У младших школьников — страх школы, учителей, плохих оценок.

Невроз навязчивых состояний

Имеет два подтипа: фобический (фобии) и двигательный (обсессивный, невроз навязчивых движений), но чаще всего они идут в совокупности.

Фобический проявляется навязчивым, патологическим страхом — замкнутого пространства, высоты, собак, смерти.

Двигательный можно распознать по непроизвольным движениям: шмыганию носом, частому миганию, нервному вздрагиванию, наморщиванию носа, топанью ногами, нервному покашливанию. Усиливается при эмоциональном напряжении, во время стресса. Невротические тики чаще всего диагностируются у мальчиков в возрасте с 5 до 12 лет.

Депрессивный

Чаще всего диагностируется у подростков. Для него характерны постоянно плохое настроение, стремление к одиночеству, суицидные мысли, бессонница, потеря аппетита.

Истерический

Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Именно они чаще всего подвержены истерическим припадкам: падают на пол, кричат, топают ногами, бьются головой об стенку, бросаются на окружающих.

Астенический

Проявляет себя, начиная со школьного возраста. Основной провоцирующий фактор — чрезмерные нагрузки в сочетании с физической слабостью. Симптомы: плаксивость, нарушения когнитивных функций, раздражительность, неуспеваемость в школе, плохой аппетит, бессонница, быстрая утомляемость.

Ипохондрический

Поражает подростков, которые слишком концентрируются на собственной персоне, в частности — начинают преувеличенно переживать из-за своего здоровья. Придумывают себе различные заболевания, бегут к родителям жаловаться на любую царапину.

Пищевой

В дошкольном возрасте причиной становятся элементарное перекармливание, насильное кормление, совпадение приёма пищи с каким-то неприятным событием: громким криком, скандалом между родителями, сильным испугом. Проявляется снижением аппетита, отказом от конкретного продукта, показной медлительностью во время еды, у совсем маленьких — срыгиванием или даже рвотой. У подростков чаще всего диагностируется у девушек, которые, желая похудеть и выглядеть, как известные голливудские актрисы, доводят себя до анорексии.

Дыхательный

Диагностируется редко. Во время испуга, тревожной или стрессовой ситуации, когда ребёнок не получает того, чего хочет, он может начать задыхаться. Внешне похоже на приступ бронхиальной астмы, но это так называемое мнимое удушье, которое проходит в течение нескольких минут без всяких последствий для здоровья.

Возрастные особенности

Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.

У детей дошкольного возраста

2 года

В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.

3 года

Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.

4-5 лет

Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.

У детей младшего школьного возраста

7 лет

Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.

8-9 лет

Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.

У подростков

На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам. Результат — невроз в виде анорексии, патологических движений (чаще всего трихотилломании), ипохондрии и астении. Именно невроз часто провоцирует вегетососудистые нарушения у подростков.

Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.

Диагностика

Детские неврозы требуют своевременной и тщательной диагностики. Первый шаг — обращение к неврологу и педиатру, чтобы исключить органические причины заболевания. Второй шаг — психолог или психотерапевт, которые:

  • из разговора с родителями получают сведения о жизни ребёнка;
  • проводят психологическое тестирование родителей для выявления микроклимата в семье;
  • назначают серию бесед с маленьким пациентом в игровой форме, чтобы определить внутреннее состояние и возможные факторы-провокаторы;
  • создают непринуждённые условия (дают игрушку или бумагу с карандашами) и наблюдают за его деятельностью, анализируют рисунки.

Для подтверждения диагноза может быть проведено психологическое тестирование ребёнка на уровень тревожности. Часто используются проективная диагностика «Выбери нужное лицо» (авторы — Тэммл, Дорки, Амен), тест Филлипса (работает для учащихся 3-7 классов), CMAS (Шкала явной тревожности).

На основании полученных данных устанавливается тип, степень и особенности невроза для назначения правильного лечения.

Лечение

Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.

Медикаментозное лечение

Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.

Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.

Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).

Психотерапия

Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:

  • психодинамика;
  • экзистенционализм;
  • гештальт-терапия;
  • интерперсональная психотерапия;
  • когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
  • системная;
  • интегративная.

Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:

Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.

Работа с родителями

Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.

Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:

  • набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
  • оказывать ему всяческую поддержку;
  • вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
  • окружить заботой и вниманием;
  • проводить больше времени вместе;
  • наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
  • исключить психотравмирующие ситуации.
Читайте также:  Признаки ребенка аутиста - как 100% понять, что ваш ребенок аутист

Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.

Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.

Профилактика

Чтобы избежать детского невроза, родители должны знать, как проводится его профилактика. Она может быть первичной, когда у ребёнка ещё не было подобного диагноза, но уже появились какие-то предпосылки. Предпринимаемые в её рамках действия должны быть систематическими:

  1. С раннего детства правильно воспитывать в соответствии с возрастными особенностями.
  2. Выбрать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи и родственники, общающиеся с ребёнком.
  3. Создать благоприятную атмосферу в семье — без криков и скандалов.
  4. Разговаривать с ребёнком по душам, чтобы он мог доверить родителям свои страхи.
  5. Не давать смотреть фильмы ужасов и играть в слишком жестокие компьютерные игры.
  6. Приобщать к здоровому образу жизни.
  7. Хвалить за достижения. Наказывать только за серьёзные проступки и ошибки.
  8. Регулярно проходить врачебные осмотры.
  9. Быть на постоянной связи с воспитателем из детского сада, а впоследствии — с классным руководителем в школе.

Если ребёнка уже лечили от невроза, родители в обязательном порядке должны проводить вторичную профилактику во избежание рецидивов:

  1. Дважды в год водить ребёнка на консультации к психотерапевту для исключения скрытого течения заболевания.
  2. Исключать психотравмирующие ситуации, которые в прошлый раз привели к неврозу.
  3. Следить за соблюдением особой диеты, чтобы в детском рационе отсутствовал кофеин и было больше витаминосодержащих продуктов.
  4. Своевременно лечить любые заболевания.
  5. Исключить у подростков увлечение алкоголем и наркотиками, курение.
  6. Запрещать смотреть фильмы и играть в игры, которые вызывают слишком нездоровый эмоциональный отклик.
  7. Не нагружать ребёнка физической и интеллектуальной работой.

Невроз — хоть и поддающееся лечению, но серьёзное заболевание, доставляющее дискомфорт ребёнку и немало хлопот родителям. Поэтому гораздо проще его предупредить, чем потом избавляться от него.

Неврозы у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика
консультация по психологии

Консультация о симптомах и причинах возникновения неврозов у детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
nevrozy_u_detey_i_podrostkov_simptomy_prichiny_profilaktika.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Неврозы у детей и подростков: симптомы, причины, профилактика.

Отрицательные переживания неизбежны в жизни любого человека, однако у одних людей они вызывают невроз, а у других нет. Дети и подростки являются наиболее уязвимой к воздействию стрессовых факторов возрастной группой.

Ежегодно возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы, встречающиеся у детей. Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов, которая зависит от степени воздействия стрессового фактора.

Последствия этих расстройств оставляют следы на многие годы жизни человека, существенно определяя не только состояние его нервно-психического и психосоматического здоровья в последующем (Исаев Д. Н., 1996; Захаров А.И. , 1996; Гарбузов В. И. , 1994), но и особенности развития личности (Аверин), сказываясь на всех уровнях и формах адаптации (психической, социальной, профессиональной и тому подобное) (Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н. И. 1994).

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста.

Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)

Характер проявлений неврозов у детей старшего дошкольного возраста и подростков может быть физиологическим и психологическим.

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги, нервные тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной активности;
  • невротический кашель;
  • спазматические боли (в области сердце и желудка).

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения (максимально проявляются у подростков), раздражительность и агрессивность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость (чаще наблюдается у детей дошкольного возраста), выраженная чувствительность;
  • угнетенность, подавленность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии, страхи.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями.

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

  1. Требования родителей , превышающие возможности и потребности детей.
  2. Неприятие детей родителями , выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
  3. Несогласованный подход к воспитанию , который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
  4. Непоследовательность воспитания , его неровность и противоречивость.
  5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
  6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения.

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

– сложная программа обучения,

– чрезвычайно высокая умственная нагрузка,

– большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);

– конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);

– неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);

– особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);

– сильное эмоциональное потрясение.

Признаки проявлений школьного невроза, следующие:

  • не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит учителя;
  • отвлекается, не выполняет требования с первого раза;
  • забывает дома необходимые школьные вещи;
  • неусидчивый, вскакивает с места, роняет предметы;
  • пытается смешить одноклассников, привлекает всеобщее внимание;
  • часто меняет позу, почесывается, потирает лоб, руки;
  • боится отвечать у доски (наблюдается прерывистый вдох и выдох, затаивается, сдерживает дыхание), руки дрожат, движения скованные;
  • дома прячет тетради, дневник от родителей;
  • плачет до попытки выполнить домашнее задание;
  • не хочет посещать школу.

Неврозы у детей и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог (проводит комплексную психодиагностику обучающегося, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, проводит консультативную работу с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком).

Врач-невропатолог (лечит неврологические нарушения, проводит диагностику, назначает медикаментозную терапию).

Подключаются и другие специалисты узкого профиля (врач-эндокринолог, врач-психиатр).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Основная роль отводится родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации родителям по работе с неврозами у детей и подростков.

1. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.

2. Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия необходима консультация врача-невропатолога.

3. Обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение (спортивные секции, «Спорт-час»).

4. При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.

5. По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия).

Рекомендации педагогам по профилактике и коррекции неврозов

  • Практически все неврозы у школьников сопровождаются нежеланием посещать школу. Повышению качества регуляции учебной деятельности будут способствовать дозированные задачи, с постепенным нарастанием трудности.
  • Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха, использовать темп проведения урока, соотнесенный с возможностями ребенка с неврозом. Необходима постоянная забота о накоплении знания успеха, об усилении уверенности в собственных силах.
  • Необходимо формировать просоциальные, деловые мотивы учебной деятельности и общения.
  • Особо пристальное внимание следует уделять нравственному воспитанию детей, коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотивационных установок и неадекватно заниженной самооценки.
  • Для детей с неврозами характерна узость круга общения и сфер жизнедеятельности, насыщенных общением.
  • Нужны особые усилия психологов, педагогов, родителей для преодоления психологического барьера малообщительности. Тренинг общения, создание благоприятной социальной микросреды, меры по укреплению статусных позиций школьников в учебной группе и во внешкольных коллективах могут быть широко использованы в целях коррекции проявлений неврозов.
  • Для борьбы с невротизацией необходимо тесное сотрудничество педагога, психолога и врача в деле профилактики и лечения неврозов. Роль психолога здесь весьма существенна: он осуществляет психодиагностику личностных детерминант невротических расстройств, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, следствием которых и становится невроз.
  • Педагог предпринимает необходимые усилия для устранения стрессогенных факторов школьной жизни, провоцирующих невротические реакции и усугубляющих невротизацию. Врач лечит невроз, прибегая к широкому комплексу психогигиенических, психотерапевтических и психофармакологических средств

Список использованной литературы

  1. Асатиани, М. Н. Психотерапия невроза навязчивых состояний. Руководство по психиатрии. Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент.: Аис, 1985. 322 с.
  2. Буянов, М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М.: МГУ, 2003. 542 с.
  3. Виш, И. М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. Х.: Фолио, 2005. 356 с.
  4. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л.:Медицина, 1990. 176 с.
  5. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: СТТС, 1988. 343 с.
  6. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Мир, 2000. 634 с.
  7. Мальковская, Т.Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников. В: Формирование активной жизненной позиции школьников. М.: Изд.во МГУ, 1999, с. 35-49.
  8. Матвеев, В.Ф.: Гойсман, А.Л. Профилактика вредных привычек школьников. М.: Просвещение, 1987. 536 с.
  9. Пивоварова, Г. Н., Симеон, Т. П. Неврозы детского и подросткового возраста. Петрозаводск.: ПетрГУ, 2002. 674 с.
  10. Шульга, Т. И., Спаниярд, В. Х. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Мир, 1999. 695 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с понятием “детская и подростковая агрессия”, с причинами и формами ее проявления.

Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным р.

Столкнувшись с прямыми угрозами своего воспитанника покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, педагог нередко оказывается в растерянности, не знает, как к эт.

В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации&raquo.

Конспект родителького собрания.

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» – рекомендации по профилактике суицида).

Неврозы у детей – статистика, причины, симптомы, профилактика

ГБУ РО “ОКБ имени Н.А. Семашко”

Отделение медицинской реабилитации

для детей с нарушением функции ЦНС
медицинский психолог второй квалификационной категории
Симукова Татьяна Сергеевна

Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же нередко многие мамы и папы просто не замечают того, что у их детишек возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.

В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы, и стать причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз. Что же представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?

Неврозы – это заболевания психогенного характера. Они возникают на фоне тех или иных «неполадок» в нервной системе. Что-то в жизни или эмоциональной сфере может быть у человека «не так», в результате нервная система дает сбой, который провоцирует возникновение невроза.

Главной причиной появления неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которым малыш просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Ребенок – существо гибкое, пластичное, но и хрупкое одновременно. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно.

Основными провоцирующими факторами развития детских неврозов являются внутрисемейные конфликтные ситуации, резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другое место, развод родителей, рождение брата или сестры), проблемы в детском коллективе, несоразмерная физическая нагрузка, травма, затяжная болезнь или сильный испуг. Благоприятным фактором для развития детского невроза является наличие патологий и осложнений во время беременности матери и во время родов. Гипоксия, внутриутробные инфекции, родовые травмы — все это может спровоцировать развитие невротического состояния у детей.

Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но,в основном, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Так как ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.

Даже если невроз впервые проявился во взрослом возрасте, истоки заболевания, как правило, уходят корнями в детство. В большинстве случаев ответственность лежит на тех родителях, которые не воспринимают маленького человечка как личность и стараются «слепить» из него некий идеал, которым, в свое время, не смогли стать сами. Ребенок подсознательно понимает родительское недовольство и всеми силами старается доказать, что он достоин их любви. Но, не встречая понимания со стороны взрослых, он зачастую замыкается в себе или, наоборот, сопротивляется, что и порождает множество конфликтов в семье.

Существует множество причин, вызывающих неврозы у детей, но родителям жизненно необходимо понять то, что в большинстве случаев виновными оказываются ошибки воспитания: прежде чем винить ребенка, нужно внимательно проанализировать свое поведение и при обнаружении проблем обратиться к специалисту.

Проявления невротических состояний у детей, выражаются по-разному. Внимательные родители, у которых установлен хороший психологический контакт с малышом, способны заметить эти признаки на самом раннем этапе. Особенностью неврозов у детей является то, что они не могут описать свое состояние и обратиться за помощью.

Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем не мотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну.

У детей школьного возраста может необоснованно снижаться самооценка, появляются слезливость, заторможенные, неестественные движения, меняется мимика, ухудшается аппетит и нередко возникает бессонница.

Дошкольники часто демонстрируют собственную беспомощность – падают на пол, кричат, плачут, причем все это может сопровождаться намеренными ударами теми или иными частями тела о твердую поверхность.

Другие симптомы невротических состояний, которые важно вовремя заметить – ребенок постоянно чем-то раздражен, не сдержан в проявлении эмоций, не в меру плаксив. Кроме того, у него нарушен сон, отчего он страдает, ворочаясь в постели с боку на бок. Такие проявления невротических состояний чаще встречаются у детей среднего школьного возраста, перегруженных дополнительными учебными занятиями, классными и домашними заданиями. Бывает и такое, что девочки этом возрасте буквально «сходят с ума» по своему здоровью, пугаются по пустякам, испытывают серьезные страхи перед заболеваниями, чрезмерно заботятся о своем самочувствии.

Основные виды детских неврозов:

  • Невроз навязчивых движений – включаетв себя фобии и обсессивные движения, к которым относится нервный тик (мигания, облизывание губ, подергивание головой и плечами).
  • Истерия – сопровождается рыданиями, криками и падением на пол.
  • Ипохондрия – проявляется в виде болезненного страха за свое здоровье, страдать ей могут подростки.
  • Неврастения– характеризуется тем, что больные не переносят даже малейшее психическое напряжение и имеют невротические расстройства сна.
  • Невроз страха – боязнь смерти, темноты, одиночества, пожара и др.
  • Депрессивный невроз – подавленное состояние и жажда одиночества, характерен больше для подростков.
  • Заикание(логоневроз) определяется судорогами мышц речевого аппарата.
  • Энурез, энкопрез – проявляется в неосознанном упускании мочи, кала.
  • Невротические расстройства сна– лунатизм, ночные кошмары или просто тревожный сон.
  • Невротические расстройства аппетита (анорексия)– пониженное настроение во время еды, частые срыгивания (вплоть до рвоты).

Лечение детских неврозов не может обойтись без помощи опытного психолога и невролога. Подход должен быть исключительно комплексный: проведение обследования,медикаментозная терапия, а со стороны психолога — выявление причины, породившей этот недуг, и коррекция поведения с помощью различных игровых методов.

При необходимости обследование и лечение детей с подобными нарушениями проводятся в дневном стационаре детского неврологического отделения ГБУ РО “ОКБ имени Н.А. Семашко”.

Главное в лечении — устранение ситуаций, являющихся пусковыми механизмами патологических отклонений в психике, поэтому необходимо уделить вниманиеизменению жизни ребенка: радость и смех должны прийти на смену страхам и агрессии.Следует не забывать о том, что для такого заболевания не существует универсального лекарства. Только с помощью любви, терпения и создания в семье благоприятной психологической обстановки возможно лечение неврозов у детей и полное преодоление невротического состояния.

Ранняя профилактика неврозов у детей имеет неоценимое значение. Уже в ходе первичного обследования неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, общаться с родителями, играть со сверстниками, ходить, бегать. Поэтомуважно вовремя обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Профилактика неврозов у детей сводится к тому, чтобы создать для них благоприятную, душевную семейную атмосферу и по возможности уменьшить негативное влияние внешней среды. Да, взрослые не в силах совершенно изолировать свое чадо от социума и всех его проявлений. Однако же им под силу компенсировать негативное воздействие внешней среды и нейтрализовать его, создав благоприятный эмоциональный фон дома, где ребенок всегда будет чувствовать себя в безопасности, под защитой «семейной крепости». Поддержка, хорошая семейная атмосфера помогут ребенку адекватно реагировать на различные события без ущерба для своего психологического здоровья.

Помните о том, что самое важное в жизни детей – это семейный микроклимат, ведь именно он ответственен за их способность преодолевать любые жизненные трудности и в более зрелом возрасте!

Особенность неврозов у детей и подростков: симптомы, причины, терапия

Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка. Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

  • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
  • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
  • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).

Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

  1. Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
  2. Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
  3. Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
  4. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
  5. Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
  6. Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
  7. Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

  • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
  • психологические причины.

Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

На период жизни 3 года – 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов. К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет). Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.

Симптомы и виды

Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

  • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
  • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
  • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
  • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
  • спазматические боли в области сердца или желудка;
  • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

  • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
  • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
  • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
  • страхи, фобии;
  • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

  1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
  2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
  3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
  4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
  5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.

Методы реабилитации и профилактика

Лечение невроза у детей осуществляется с помощью таких специалистов:

  • невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
  • детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
  • психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
  • другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

  1. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
  2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
  3. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
  4. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
  5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
  6. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромалампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.

Читайте также:  Чем опасны травмы позвоночника у детей, и от чего зависит успешность лечение переломов позвоночника?
Ссылка на основную публикацию