Массаж и упражнения для растяжки уздечки языка – методики и правила проведения.

Упражнения для развития укороченной уздечки

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Червякова Наталья Алексеевна

учитель-логопед МДОУ №18 г.Мурманска

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4], Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Растягивание уздечки

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

  • Упражнение «Крот»

Прием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. – М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

Рекомендую прочесть:

Автору приятно, тебе не сложно – нажми “МНЕ НРАВИТСЯ”

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Комплекс упражнений для растяжки уздечки языка

Большинство родителей, при диагностировании языковой короткой уздечки во время визита к логопеду, сразу же просят его об её подрезании, поскольку именно такой метод на протяжении долгого времени считался самым действенным. Современные логопеды рекомендуют многочисленные упражнения для растягивания уздечки языка, которые помогут в растяжении подъязычной связки без хирургического вмешательства.

3 степени аномалии подъязычной уздечки

Помимо весьма эффективного комплекса из десяти упражнений артикуляционного характера, логопеды также рекомендуют использовать специальную технику массажа, способствующую растяжению языковых уздечек.

Самодиагностика короткой уздечки языка

Упражнения – альтернатива хирургическому подрезанию уздечки

Современный список логопедических манипуляций, ориентированных на растяжение уздечки, расположенной под областью языка, зарекомендовал себя, как весьма эффективный и доступный метод. Данной методикой воспользовалось множество детей и родителей, и в абсолютном большинстве случаев применение таких манипуляций позволило достичь желаемого результата, не прибегая к хирургическому вмешательству. Специалисты отмечают, что эффективными такие мероприятия становятся лишь при условии правильного и регулярного их проведения. Каждая из процедур должна быть выполнена ребенком в полном объеме и именно таким образом, как это рекомендует специалист, поскольку в противном случае их эффективность не гарантируется.

Что такое артикуляционная гимнастика и ее значение

Согласно рекомендациям, основные правила проведения артикуляционного упражнения включают в себя:

  • медленность, отсутствие спешки и максимальная отдача;
  • хорошее настроение, улыбка и широко открытый рот;
  • выполнение упражнения должно чередоваться с отдыхом, поскольку такие занятия
  • являются серьезной физической нагрузкой.

Правила выполнения упражнений для уздечки

Среди наиболее популярных занятий можно выделить следующие.

  • «Маляры».
  • «Барабаны».
  • «Дотягивание до носа».
  • «Качели».
  • «Футбол».
  • «Котенок».
  • «Лошадка».
  • «Гармошка».
  • «Дотягивание к подбородку».
  • «Грибок».

Каждое из вышеперечисленных манипуляций имеет свою специфику, и в разной степени воздействует на растяжение уздечки языка. Именно поэтому, специалисты рекомендуют использовать их в комплексе.

Описание основных упражнений для уздечки

Принципы выполнения упражнений

Занятия «маляр» выполняется исключительно в момент хорошего расположения духа у ребенка, поскольку в противном случае он не будет достаточно усердным. В основе упражнения заложен принцип проведения кончиком языка по поверхности неба, движением от зубов, постепенно перемещаясь к зоне горла.

Упражнения — описание с картинками

Для вовлечения ребенка к выполнению упражнения его можно сопровождать прочтением стихотворений.

Суть упражнения «барабаны» заключается во многократном произношении буквы Д. Необходимо следить за тем, чтобы её произношение было как можно более четким. В упражнении «дотянись до носа» заложен процесс потягивания кончика языка к носу и последующим его опусканием к верхней губе. Выполняя этот комплекс нужно внимательно следить за тем, чтобы в процессе выполнения челюсть была обездвижена, а язык при выполнении не сжимался.

Упражнение Гармошка эффективно растягивает уздечку языка

Упражнение «качели» выполняется путем попеременного прикасания кончиком языка зубов верхней и нижней челюсти, при условии их неподвижности.

Развивающее упражнение «футбол» заключается в попеременном перемещении языка от одной щеки к другой, тем самым имитируя перемещение футбольного мяча по полю. Выполняется с широко открытым ртом и улыбкой.

Описание 3-х видов упражнений

Упражнение «котенок», согласно опыту специалистов является наиболее востребованным и популярным среди детей. Суть данной процедуры заключается в том, что ребенку необходимо при помощи языка слизать с тарелки или блюдечка заранее положенное на неё лакомство, в качестве которого может быть использовано мороженое, сметана или варенье.

Выговаривание сложных слов как вид упражнений для уздечки

Упражнение «лошадки» выполняется пощелкиванием языка, чтобы вырабатывался звук, похожий на стук лошади.

Во время выполнения упражнения для растяжки уздечки языка под названием «Грибок», положение языка должно напоминать шляпу гриба, а уздечка – ножку. Не следует забывать о необходимости проведения всех подобных процедур с улыбкой на лице.

Артикуляционная гимнастика для короткой уздечки — еще 3 упражнения

Еще одним популярным и эффективным упражнением для решения вопроса короткой уздечки является процедура под названием «дотянись до подбородка». Именно это упражнение, суть которого заключается в попытках ребенка кончиком языка дотянуться до собственного подбородка, помогает эффективно растянуть уздечку до оптимальных показателей.

Упражнение для уздечки «Надувание мыльных пузырей» — весело и полезно

Важно помнить о том, что каждое упражнение по своей природе уникально, и имеет определенное воздействие. Именно поэтому, к выполнению всех без исключения упражнений комплекса необходимо подходить с определенной ответственностью, поскольку неправильное выполнение заданий не только не приведет к желаемым результатам, но и может стать причиной развития других проблем с речевым аппаратом, а также ротовой полости.

Полное описание всех процедур можно найти на специализированных порталах, а также обратившись за помощью к врачам логопедам и коррекционным педагогам.

Упражнение Блинчик — базовое для растягивания языка

Массаж для уздечки

Помимо вышеописанных упражнений, эффективным решением возникшей проблемы может стать массаж уздечки языка, который ребенок должен делать самостоятельно, а также при помощи взрослых. Данный массаж имеет несколько ключевых особенностей, которые необходимо в обязательном порядке учитывать. Все процедуры связанные с этим необходимо проводить чистыми руками, соблюдая технику безопасности и стараясь не приносить болевых и неприятных ощущений.

Самомассаж языка надо выполнять перед зеркалом

Этот вид процедуры рассчитан на развитие мышечных тканей и уздечки, поэтому массажировать и удлинять необходимо все стороны языка.

Массаж у специалиста или можно научиться его делать маме

Правильное выполнение массажных манипуляций способно растянуть уздечку, расположенную под языком, лучшим вариантом является комбинирование лечебного массажа и артикуляционных упражнений, которые способны с легкостью заменить оперативное вмешательство, от которого все больше молодых родителей предпочитают отказаться.

Оперативное вмешательство — отнюдь не единственно верное решение вопроса удлинения подъязыковой уздечки.

Зондовый массаж выполняет только врач-логопед или стоматолог

Правильное выполнение комплекса упражнений в комбинации с массажем за короткий срок решит эту проблему без операции. Это поможет уберечь ребенка от болезненной процедуры и обеспечит дополнительное развитие через артикуляционные упражнения, которые сопровождаются стихотворениями и играми.

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»)

Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки («уздечки»).

Данные упражнения можно использовать как детям, так и взрослым. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики у детей читайте здесь.
Для взрослых рекомендации, в общем-то, те же: 3-5 раз в день по 10-15 минут, обязательно контролируйте правильность выполнения упражнений перед зеркалом.
Внимание! После операции по подрезанию подъязычной связки упражнения можно выполнять только под наблюдением логопеда! В случае, когда «уздечка» не была подрезана, ее можно растягивать самостоятельно в домашних условиях. Если втечение месяца Вам не удалось добиться результата, обратитесь за консультацией к специалисту.

«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.
Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражненя должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.
Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.
Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.
Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.
Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычныя связка, напоминающая его ножку.
Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.
Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как мехи у гармони.
Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т. д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

( [4], [5], [7]):

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажа

Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

Растягивание уздечки

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по (а)

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

    Упражнение «Крот»

Прием [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

– Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

– Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

· Открыть рот, кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.
Так качаются качели.
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

    «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной.

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Можно сесть на игрушечную лошадку (если она есть в доме), а можно – к маме на колени. Детям постарше, наряду с предыдущими, можно давать такие упражнения:

    «Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней губе сверху вниз, но не из стороны в сторону (как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
    «Маляр»

УПРАЖНЕНИЕ «МАЛЯР»

УПРАЖНЕНИЕ «БАРАБАН»

УПРАЖНЕНИЕ «ГРИБОК»

Предложите ребёнку языком, как ”кисточкой”, покрасить в ”доме” – ротике потолок. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперёд-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно)

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем

    «Барабан» Покажите ребенку, как можно изобразить барабан, отбивая дробь с помощью языка. Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.
    Попросить ребенка повторить. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не закрывал рот. Посоревнуйтесь, чей барабан дольше стучит.
    «Грибок» Широко открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу и присосать его. Удерживать язык в таком положении 5-10с. Язык будет напоминать шапку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем, «отклеить» язык и закрыть рот.
    Повторить упражнение 2-3 раза.

«Гармошка»

Покажите ребенку, как можно изобразить с помощью языка гармошку. Для этого надо присосать широкий кончик языка к небу, как в упражнении «Грибок», а затем, не отклеивая язык, открыть и закрыть рот. Подъязычная связка (уздечка) будет выполнять роль гармошки, которая то растягивается на всю длину, то потом сжимается.

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Помните!

    Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения), только тогда будет достигнут нужный эффект. Чем раньше Вы начнете занятия с ребенком, тем быстрее достигнете нужного результата. Чем старше ребенок, тем сложнее растянуть подъязычную уздечку (целенаправленное растягивание подъязычной уздечки с применением логопедического массажа – процедура неприятная, довольно болезненная для ребенка) Растягивание наиболее успешно до 5 лет.

Упражнения для растягивания уздечки

Евгения Ларина
Упражнения для растягивания уздечки

Даже если уздечка укорочена, ее лучше растягивать, чем оперировать. Чем раньше вы начнете растягивать уздечку, тем лучше. Растягивание уздечки выполняется с помощью артикуляционных упражнений и массажа. Упражнения необходимо выполнять систематически, постепенно увеличивая время их выполнения (количество повторений каждого упражнения, только тогда можно достигнуть результата.

Правила выполнения упражнений

1. Рот нужно открывать максимально широко, но, в то же время, так, чтобы ребенок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

2. Все упражнения нужно выполнять медленно, на улыбке.

3. Время от времени давайте ребенку отдых между упражнениями.

Упражнения

1. Облизывание блюдца.

2. Дотянуться языком до подбородка.

3. Дотянуться языком до носа.

4. «Качели». Открыть рот. Двигать языком вверх – вниз (к носу – к подбородку).

5. «Лошадка». Медленно, громко щелкать (цокать) языком.

6. «Маляр». Открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от альвеол к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

7. «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

8. «Гармошка». Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

9. «Барабан». Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в

верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого

упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно

зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной

10. «Футбол». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

11. «Грибок» с элементами самомассажа. Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

12. Упражнение с резиновым колечком.

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Массаж уздечки языка

Процедура достаточно неприятная, но очень результативная.

1. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом широко раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

2. Указательный и средний пальцы следует положить под язык таким образом, чтобы уздечка была между ними. Большим пальцем нужно нажать на переднюю часть языка и выполнять удлиняющие движения наружу. Во время такой манипуляции, указательный и средний пальцы должны быть неподвижны.

3. Массаж можно выполнять обычными растягиваниями языка в разные стороны. Взявшись за кончик осторожно тянуть язык наружу.

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. “Мячик”. Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Дыхательные упражнения для дошкольников «Гуси шипят» • сомкнуть губы. • руки в стороны, сделать вдох носом. • наклон вперед, вытягивая шею, на выдохе произнести «ш-ш-ш-ш». «Муха».

Физические упражнения для детей Сентябрь Занятие 1 Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади.

Игровые упражнения в воде Первая ступенька. 1. Ходьба в воде, вдоль бассейна 2-3 раза, делаем 20-25 шагов. 2. «Приседания» присесть в воду, так, чтобы вода доходила.

Логоритмические упражнения Логоритмические. Подготовила: Никитина Ю. С. упражнения. Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование.

Профилактические упражнения в ДОУ Профилактика часто болеющих ОРЗ. Схема закаливания часто болеющих детей. 1. Воздушная ванна с утренней зарядкой (в трусах и майках без рукавов).

Танцевально-ритмичные упражнения ТАНЦЕВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1ч. • Ходьба в колонне по одному; • ходьба на носках; • ходьба на внешней стороне стоп. • Медленный.

Упражнения для развития речи Считалки для детишек. 1. Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях, Закружили хороводы. Раз, два, три! Ты води! 2. На ромашке я гадаю И.

Упражнения для тренировки памяти Внимание – один из тех познавательных процессов человека, который ученые исследуют уже много десятков лет. Одни ученые утверждают, что внимания.

Логопедам :: Растягивание подъязычной связки (уздечка языка)

Растягивание подъязычной связки (уздечка языка).

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки(уздечка) – это перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством. В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Но бывает так, что подъязычная связка(уздечка) – укорочена. Проверить можно так: Если попросить ребенка высунуть изо рта язык, то можно наблюдать раздвоение кончика языка. Язык при короткой уздечки напоминает форму раздвоённого полукруглого лепестка, из-за того что снизу его тянет подъязычная связка(уздечка). Ребёнку также бывает сложно поднять язык вверх.
Короткая подъязычная связка (Уздечка языка) — врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки).

При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. И может являться частой причиной нарушения произношения звуков верхнего подъема языка: Р, Л, Ш, Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую длину с помощью специальных логопедических упражнений. Если подъязычная связка очень короткая, то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести месяцев).
В норме подъязычная связка выглядит так:

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки (уздечка).

«Иголочка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть вперед и удерживать его в таком положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе ;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой ;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (эльвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

«Маляр»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

Достать языком нос
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Достать языком подбородок
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Так же для растягивания подъязычной связки очень полезно облизывать блюдце с вареньем, сгущенным молоком или мёдом. Лизать воображаемое эскимо, конфетку на палочки. Можно языком тянутся за конфеткой или ложечкой.

Для расстегивание уздечки можно прибегнуть к массажу.

Указательным и большим пальцами рук тянуть язык за кончик вниз, затем вверх.
Указательным пальцем с силой поглаживать уздечку снизу вверх, растягивая её. Можно свернуть жгутик из платочка и вращательными движениями поглаживать уздечку в направлении от себя.

Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены

Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

К сожалению, даже не посвященные в медицинские тонкости родители знакомы с мнением, что короткая уздечка языка у ребенка — это причина логопедических проблем. Почему «к сожалению»? Потому что именно незнание материала приводит к однозначному решению — уздечку надо подрезать!

Помните, в фильме «Покровские ворота» характерную женщину-хирурга с ее знаменитой фразой «Резать. не дожидаясь перитонита»? Так вот и с бедной уздечкой часто происходит то же самое. Однако, как показывает опыт, не всегда существует лишь один-единственный выход. Далеко не каждый случай так называемой «короткой уздечки» требует радикальных мер.

Что такое короткая уздечка языка

Уздечкой называется тонкая перегородка, соединяющая язык и нижнюю полость рта. В норме уздечка довольна эластична, хорошо тянется и прикрепляется к языку в средней его части.

Аномальным строением может являться расположение уздечки ближе к краю языка или совсем на его кончике. Кроме того, возможно значительное снижение его эластичности, то есть способности растягиваться.

Так что на самом деле понятие «короткая уздечка» не совсем корректно. Поэтому однозначного решения в данном вопросе нет.

Чем мешает неправильное строение уздечки языка

У младенцев аномальное строение уздечки может вызывать сложности с сосанием. В таком случае проблема решается еще в роддоме подрезанием. Если же малыш все же способен нормально кушать, врачи стараются оставить ситуацию в покое, давая, что называется, время на вырост. И действительно, во многих случаях вместе с ростом челюсти постепенно растягивается и принимает нормальную форму уздечка.

У детей более старшего возраста короткая подъязычная уздечка создает некоторые логопедические сложности:

  • Возникают сложности с произношением шипящих звуков.
  • Не дается правильное воспроизведение сонорных.

Для произнесения так называемых верхнеязычных звуков необходимо поднять кончик языка кверху. Недостаточно эластичная уздечка мешает это сделать.

Однако очень важно понимать, что она «отвечает» далеко не за все речевые проблемы. Так что если у ребенка присутствует задержка речевого развития, «путаются» в речи слоги и звуки, ограничен словарный запас или другие проблемы, короткая уздечка здесь совсем не при чем. Логопед предложить эффективные способы коррекции.

Как проверить, короткая ли уздечка у ребенка

Наличие сложностей с уздечкой можно легко определить самостоятельно:

  1. Немного приоткрыть рот и поместить кончик языка в область за верхними зубами. В таком положении хорошо видно место прикрепления уздечки. Если она не там, «где нужно», язык трудно поднимать вверх.
  2. Вытянуть язык вперед. Короткая уздечка не дает это сделать, кроме того кончик языка визуально выглядит раздвоенным
  3. Открыть рот и попробовать коснуться языком верхней губы, облизать ее. Сложности с уздечкой делают это движение трудновыполнимым.

Обратите внимание: иногда ребенок не может справиться с данными упражнениями не из-за того, что с уздечкой что-то не то. Причиной могут оказаться слабые мышцы артикуляционного аппарата. Возьмите чистый носовой платок и попробуйте помочь языку. Если при движении чувствуется сопротивление, значит дело все-таки в подъязычной уздечке.

К кому обращаться за помощью

В зависимости от сложности ситуации с проблемой помогут справиться стоматолог-ортодонт или логопед. В любом случае имеет смысл сначала получить консультацию, чтобы определиться, какой способ исправления необходим ребенку.

Стоматолог аккуратно подрежет уздечку, избавляя ребенка от неудобства одним движением руки. Однако в последнее время врачи все же рекомендуют оставлять хирургическое вмешательство на самый крайний случай. Опытный логопед предложит комплекс упражнений и массаж для растягивания уздечки.

Специалисты утверждают, что существует не так много ситуаций, когда подъязычная уздечка оказывается абсолютно не способной к растяжению. Практически во всех случаях консервативный подход достигает результата.

Оценить плюсы и минусы разных подходов родители могут самостоятельно.

Хирургический метод:

  • Быстрое, радикальное решение проблемы.
  • Операция проводится с использованием анестезии.
  • Процесс заживления занимает определенное время и доставляет неудобство.
  • Ограничения в питании в связи с оперативным вмешательством.
  • Желательно соблюдать голосовой покой несколько дней.
  • Возможна психологическая травма у ребенка.
  • После операции необходимы занятия с логопедом для коррекции звукопроизношения.

Метод растяжения уздечки:

  • Консервативен, не вызывает психологических сложностей у ребенка.
  • Результативен в большинстве случаев.
  • Не требует внесения изменений в привычный режим жизни.
  • Занимает определенное время (несколько месяцев).
  • Требует дисциплины и регулярных занятий.

В любом случае для решения вопроса нужно получить консультацию логопеда.

Как растянуть подъязычную уздечку языка

Тут от родителей понадобятся настойчивость, терпение и даже находчивость. Помимо специального комплекса упражнений нужно использовать любую возможность дать язычку потренироваться. К примеру, предлагайте ребенку… облизывать тарелку. Да, возможно, это идет вразрез в правилами хорошего тона, но зато поможет справиться с речевыми проблемами. Сделайте это игрой!

Также полезно немного подразниться. Пусть ребенок вытягивает язык как можно дальше.

Упражнения для растяжение уздечки:

  • Приоткрыть рот, язык расслаблен, положить его на нижнюю губу и подержать в таком положении несколько секунд.
  • Постараться коснуться кончиком языка носа, затем подбородка. Повторить несколько раз.
  • Облизывать верхнюю губу (упражнение «Варенье»), рот немного приоткрыт.
  • Удерживать язык в вытянутом вперед положении.
  • Щелкать языком (упражнение «Лошадка»).
  • С немного приоткрытым ртом двигать языком по небу спереди назад (в направлении от зубов к горлу).
  • Упереться кончиком языка в месте сразу за верхними зубами. Стараться открыть рот максимально широко.

Для растяжения уздечки можно делать специальный массаж. Лучше будет, если этим займется логопед, но некоторые приемы можно выполнять и дома:

  • Осторожно взять пальцами кончик языка и постепенно отводить его в разные стороны (верх, вниз, вправо, влево).
  • Пальцами аккуратно поглаживать по растянутой уздечке от основания к концу.

Конечно, проводя массаж, необходимо взять стерильный бинт или чистый платочек.

Выполнять упражнения нужно регулярно, лучше по несколько раз в день. Увеличивать нагрузку и прилагаемые усилия следует очень осторожно, чтобы занятия не причиняли болевых ощущений и не провоцировали травм. Работа под контролем логопеда поможет достичь успеха безопасно и с максимальным эффектом.

Читайте также:  Что делать, если ребенок промочил ноги - эти советы помогут не заболеть!
Ссылка на основную публикацию