Цветотерапия в детском лечении – на чем основана и как работает методика

“Цветотерапия в работе с дошкольниками!”
консультация на тему

«Все живое стремится к цвету…» Так говорил Аристотель.

Цвет окружает нас повсюду. Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
tsvetoterapiya.ppt1.06 МБ
doklad_tsvetoterapiya.docx19.8 КБ
tsvetoterapiya_konsultatsiya_dlya_roditeley.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Все живое стремится к цвету…» Аристотель

“Цвет есть жизнь” – утверждал английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон

ЦВЕТОТЕРАПИЯ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

История цветотерапии Цветотерапия родилась в древности.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.

Цветотерпия – лечение цветом Цветотерапия основана на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг человека. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Жизнерадостный Любознательный Замкнут Одинок

Цель : вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости Задачи: Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать; Развивать слуховое и зрительное внимание; Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение; Совершенствовать коммуникативные навыки; Развивать фантазию и творческое воображение.

Цветотерапия Дидактические методики «Разноцветные странички» (Орлов В.В., Галецкая Л.В.) Методика исследования эмоционального состояния (Э. Т. Дорофеева) «Домики» (О.А. Орехова) Тест Люшера Цветовое тестирование по Г.Э. Бреславу «Эмоциональная цветопись» (А.Н.Лутошкин)

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» – цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ ». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

Работа с ним ведется ежедневно. Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» – на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги(можно использовать различный материал). В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» – расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» – пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся – под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» – ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

«Все живое стремится к цвету…» Так говорил Аристотель.

Цвет окружает нас повсюду. Он — неотъемлемая часть нашей жизни. Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Изучением влияния цвета на психоэмоциональное состояние ребенка занимается цветотерапия.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей. История цветотерапии началась в тот момент, когда люди заметили целительную силу солнечных лучей. Вскоре выяснилось, что отдельные цвета радуги тоже влияют на организм человека – успокаивают, лечат или, наоборот, вызывают дискомфорт. По сохранившимся свидетельствам, еще царица Нефертити использовала разноцветные косметические масла, считая, что красные и зеленые оттенки благотворно скажутся на ее красоте.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Более подробная характеристика каждого цвета дана в консультации. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Исходя из вышесказанного, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание;
  • Снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки;
  • Развивать фантазию и творческое воображение.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

Осознавать – значит чувствовать, что с тобой происходит в данный момент: что ощущает твое тело, какие эмоции ты испытываешь, о чем думаешь… Поэтому в играх по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает… Осознавая, что чувствуют губы, язык, нёбо, когда во рту кусочек яблока или орех, осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления, осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

В работе можно использовать различные дидактические методики, игры и пособия. На экране представлены несколько методик. С помощью методики «Разноцветные странички» можно определить эмоциональное отношение ребенка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду. Существует также большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия и игры вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи. Игра «Покрывала феи» способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Проведение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь», «Коврик настроений», «Зажги радугу», «Цветик – самоцветик» и другие. А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

А сейчас предлагаем вашему вниманию один из приемов цветотерапии «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

И в конце своего доклада я хочу предложить собрать копилку игр, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния детей, а также провести консультацию для родителей о влиянии цвета на состояние ребенка.

Основные принципы цветотерапии для детей

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Понятие и сущность метода цветотерапии

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:

  • Красный — повышает физическую, психологическую активность. Его любят непоседливые, гиперактивные дети. Перенасыщение красного в интерьере может вызвать вспышки агрессии. Цвет стимулирует кровообращение, повышает аппетит. Рекомендуется использовать полезные качества на кухне, в столовой. Не стоит добавлять красные оттенки в спальню: сон будет прерывистым, малыш проснется с плохим настроением.
  • Оранжевый — цвет радости, веселого настроения, его любят шаловливые дети, любители посмеяться. Хорошее решение для лечения депрессии, неврозов, нервных срывов.
  • Желтый — солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти. Эффективен против депрессии, угрюмости, страхов. Оказывает благотворное влияние на пищеварение, на нервную систему. Поднимает жизненный тонус малыша. Чаще всего выбирается детьми как самый любимый.
  • Зеленый цвет. Спокойствие, внутренняя гармония, хорошо успокаивает, влияет на сон. Нормализует давление. Эффективен при лечении головной боли. Часто выбирают дети, которым не хватает любви мамы.
  • Голубой — цвет мечтательности. Помогает организму бороться с инфекционными заболеваниями. Его предпочитают тихие спокойные дети.
  • Синий — придает уверенность, спокойствие, его любят уравновешенные, медлительные малыши, которые никогда никуда не торопятся. Понижает давление.
  • Фиолетовый — успокаивающий. Помогает снимать состояния стрессов. Часто фиолетовый цвет выбирают дети с тонкой душевной организацией: ранимые, эмоциональные. Такие дети обладают предрасположенностью к духовному развитию.
  • Белый, черный — ахроматические цвета. Не имеют цветового тона, для терапии используются крайне редко. Выбор малышом этих тонов, особенно, черного, служит тревожным сигналом, что ребенок испытывает стресс. Следует обратить особенное внимание на такого малыша.
  • Тусклый — серый, сигнализирует о неустойчивости эмоционального состояния малыша, который не верит в свои силы, всего боится. Поведение дошкольника, выбравшего серые оттенки следует корректировать яркими желтыми или оранжевыми игрушками, различными деталями интерьера.

Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Для более точечного воздействия цветотерапии, следует определить любимые цвета дошкольника. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность. Боязливому, плаксивому малышу добавить уверенности в силах.

Самое главное для родителей и воспитателей — привить дошкольнику желание учиться, осваивать новые знания. Умение концентрироваться, выплескивать излишки энергии на уроки физкультуры или в спортивных секциях. Психологическая устойчивость должна позволить дошкольнику выдержать новые учебные нагрузки, без вреда для здоровья.

Здоровьесберегающая технология. Цветотерапия


Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа строится на основе игры.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Цель: Здоровьесбережение детей через цветотерапиию

Задачи:

  • Коррекция психоэмоционального состояния детей;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
  • повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
  • формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следуем пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.



Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» – цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

“ЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА” Вода, налитая в стаканчики разного цвета приобретает новые “свойства” и может быть использована для настроения детей.


«ЗАЖГИ РАДУГУ» – на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.




Конечных результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Например, Никитаа выбрал черный цвет. «Я плохо себя вел, когда утром шел с братом в садик, но мне очень хочется желтый квадратик, я буду стараться». Это говорит о том, что у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Автор материала: заместитель заведующего МАДОУ д/с №172

Карпова Оксана Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Лечение цветом. Цветотерапия в детском саду

Сущность метода

Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет, Персия, Китай, Индия и др.). Было замечено, что определенные цвета и оттенки благотворным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие, напротив, могут причинять ему вред. Основоположником же современной цветотерапии считается И. Гете, разработавший теорию гармонии света. Широкой популярностью в психологии пользуется цветовой тест Люшера.

Лечебное воздействие цвета происходит за счет воздействия его электромагнитных волн на органы человека. Даже простой выбор одежды или употребление в пищу овощей и фруктов соответствующего цвета могут вызывать положительный эффект в психологическом состоянии человека.

Цветовые упражнения в детском саду

Широкое применение получила цветотерапия для детей. Ведь ребенок гораздо более восприимчив к цветовым оттенкам окружающего его мира, чем взрослые. Цветотерапия в детском саду может проводиться в рамках арт-терапевтических занятий с детьми. Лечение цветом может проходить в разных формах.

Методика «Цветной дождь»

Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия в ДОУ, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.

При этом возможны различные вариации упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).

Упражнение «Зажги радугу»

Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

Упражнение «Радужная страна»

Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др.?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

  • все дети принимают активное участие в развитии сюжета;
  • все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;
  • все цветовые выборы одинаково принимаются психологом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);
  • во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются психологом).

Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами. Прежде всего, ребенку предлагается определиться с любимым цветом. Если дети выбирают насыщенные, яркие оттенки красного, желтого или зеленого, это является показателем гармоничного психического развития, динамичности и любознательности. В случае же, когда ребенок отдает предпочтение белому или черному цветам, возможна склонность к замкнутости и одиночеству. Для коррекции данной склонности также может быть использована цветотерапия. Упражнения со сменой различных цветов здесь будут особенно актуальны.

Например, можно предложить ребенку, выбравшему белый или черный цвет, попробовать заменить эти цвета на другие, более яркие. Делать это лучше постепенно. Можно использовать раскраски, предлагая ребенку раскрашивать белые фигуры разными цветами, постепенно увеличивая яркость и насыщенность. Также можно делать аппликации. На черные (или белые) элементы фигурки предложить наклеить что-нибудь более яркое (звезды, полосы, цветы и т.д.) и оценить результат. Если ребенок удовлетворен новой картинкой, попросите его рассказать о своем настроении. Изменилось ли что-нибудь в нем? Стало ли ему лучше, радостнее, легче и т. д. или наоборот?

Цветовая специфика интерьера в детском саду

Чрезвычайно важно, чтобы дети получали положительные эмоции от цвета не только периодически, на занятиях арт-терапией, но и в своей повседневной деятельности. Цветовая окраска комнат, мебели, игрушек – все это должно быть гармонично сбалансировано и вызывать у детей соответствующие положительные эмоции. Например, стены в спальне должны быть окрашены в светлые, успокаивающие тона, а комната для занятий и игр, напротив, может содержать более яркие оттенки, стимулирующие активность детей.

Не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день! При выборе доминирующих цветов следует помнить об их психофизиологической характеристике:

  • красный – оказывает влияние на стимулирование кровообращения, обмена веществ и иммунитета, повышение психологической активности;
  • желтый – стимулирует нервную систему, поднимает жизненный тонус, активно воздействует на различные центры головного мозга;
  • зеленый – помогает при бессоннице, благотворно действует на зрение, способствует психическому равновесию, умиротворению;
  • голубой – снижает температуру и артериальное давление, оказывает положительное воздействие на организм в борьбе с инфекциями;
  • синий – положительно влияет на укрепление эндокринной системы, формирует чувство психологической безопасности.

Таким образом, цветотерапия в детском саду является универсальным методом, позволяющим не только выявить основные психологические характеристики каждого ребенка, но и принять определенные меры по возможной коррекции психологических девиаций. Также несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.

Цветотерапия

Цветотерапия – это разновидность нетрадиционных методов медицины, заключающихся в воздействии цветовым излучением на организм субъекта для его излечения. Посредством лечения цветом еще издавна восстанавливали душевное равновесие, повышали иммунитет и лечили некоторые соматические недуги. Многие эксперты современности и простые граждане убеждены, что цветотерапия одна из самых надёжных и наиболее перспективных методик сегодня. Медики полагают, что людской мозг цветовые краски воспринимает так же, как пищу желудок. Учеными было обосновано, что цветовая гамма провоцирует наступление в тканях определённых биохимических реакций, нормализует функционирование различных желез и стимулирует отдельные зоны участки головного мозга, например, гипофиз, который регулирует продуцирование гормонов, стимулирующих половое возбуждение, отвечающих за обменные процессы, регулирующих аппетит человека, его эмоциональный настрой и сон.

Проще говоря, самочувствие индивида может во многом зависеть от цветового спектра, окружающего его. Поэтому согласно представлениям некоторых учёных, цветовые колера на человеческий организм оказывают более сильное воздействие, нежели химические медикаменты. Наиболее известным исследователем сегодня в области исследования воздействия цветового излечения на человеческого индивида считается Макс Люшер, ученый из Швейцарии.

Цветотерапия для снятия стресса

Учитывая, что современный мир плодит множество проблем и стрессовых ситуаций, становится понятным стремление человечества отыскать эффективные и надежные методы борьбы с ежедневным негативным воздействием обстоятельств и среды. Именно поэтому многие уже выбрали для себя цветотерапию, в качестве единственного действенного и безопасного средства победы над стрессовыми состояниями.

Стрессом называется сильное напряжение, в котором находится индивид. Чаще всего его наступление спровоцировано неприятными событиями и переживаниями. Другими словами, стресс является ответным реагированием организма на воздействие раздражителей извне.

Одним из эффективных средств борьбы со стрессовым состоянием являются методы цветотерапии или хромотерапии. Принцип действия описываемой методики состоит в терапевтическом воздействии на индивида светового излучения, окрашенного в разные оттенки.

Программы цветотерапии идеально подходят людям, часто испытывающим стресс. Однако нужно понимать, что справиться с затяжными и тяжелыми депрессивными состояниями при помощи одной только хромотерапии невозможно. В подобных случаях необходимо вмешательство специалиста.

Цветотерапия прекрасно справится с выравниванием психоэмоционального фона человека. Существует ряд предосторожностей перед применением на практике методов хромотерапии. Во-первых, красный тон не рекомендуется использовать гипертоникам и при наличии воспалительных процессов, а гипотоникам противопоказан голубой колер. При наличии онкологических заболеваний не следует злоупотреблять с оттенками зеленого. Во-вторых, применение черного цвета для освобождения от стресса не практикуется. Его можно использовать лишь в связке с остальными цветами. В-третьих, нельзя использовать один цвет длительное время.

Применение цветотерапии возможно, например, при помощи специальных ламп, которые могут окрасить помещение в определенный цвет. Можно использовать обычный светильник с насадками разного тона. Также часто применяют очки, стекла в которых окрашены нужным цветом либо сочетанием колеров.

Сегодня успешно применяется цветовые ванны для коррекционного воздействия на эмоциональный фон, избавления от стресса и устойчивости психики к различному роду негативам. Их эффективность можно увеличить при помощи ароматерапии. Цветные аромаванны не только благотворно воздействуют на состояние души и тела, но и довольно приятны сами по себе, а также помогают расслабиться после очередного тяжелого дня и снимают излишнее напряжение.

Для приготовления ванны понадобится окрашенная соль. Кроме этого, можно добавить лепестки. Температура должна быть приятной телу. Теплые цвета лучше применять до обеда, так как они бодрят, а холодные – вечером в связи с их расслабляющим эффектом.

Цветотерапия значение цветов для избавления от стресса.

Поскольку, в основном, возникновение стресса имеет связь с рабочими моментами, случающимися ежедневно, то для отвлечения от негативных ситуаций следует использовать голубой цвет, который успешно справляется с расслаблением организма и снимает все зажимы. Кроме этого, он придаст спокойствия, поможет стать более сосредоточенным и стрессоустойчивым.

Сегодня множество людей проводит большую часть дня за экраном монитора, поэтому рекомендуется поставить заставку на рабочий стол в голубых тонах либо приобрести голубой коврик для мыши.

Черный цвет считается лучшим помощником в профессиональных делах. Он привлекает внимание к собственной персоне. Именно поэтому многие выбирают костюмы черного цвета, идя на деловые рандеву. Черные тона настраивают людей на рабочий лад и придают облику строгости, что важно для руководителя.

Справиться с проблемами во взаимоотношениях с коллегами и ощущением неуверенности на работе помогут зеленые аксессуары в одежде. Зеленый колер не только устранит любую нерешительность, но и позаботится об иммунитете, подарит позитивные эмоции и взбодрит.

Оранжевый цвет способен в короткие сроки ликвидировать плохое настроение, разогнать хандру и привнести яркие краски в повседневную жизнь. Ведь оранжевый тон считается цветом солнечного тепла и энергии.

Избавлению от гнева и излишней вспыльчивости помогает фиолетовый цвет.

Розовые тона также направлены на устранение агрессивности, но вместе с тем они являются идеальным средством от бессонницы. Поэтому в спальне, выполненной в розовом стиле, человек никогда не познает бессонницы.

Головная боль часто бывает неотъемлемым спутником стресса. Справиться с этой проблемой помогает красный цвет, так как он стимулирует производство адреналина и ускоряет кровообращение.

Цветотерапия для детей

Цвета играют огромную роль в жизнедеятельности малыша. Ведь они обладают силой менять его настроение, улучшать поведение, регулировать сон и аппетит, корректировать самочувствие. Одни цветовые гаммы могут успокоить кроху, а иные, наоборот – возбудить или даже испугать. Кроме того, цвета расскажут о детском характере, а тревогах и волнениях малыша.

Ранее считалось, что крохи в первые дни своей жизни видят мир черно-белым. Сегодня офтальмологи опровергают данное убеждение. Младенец способен различаться весь цветовой спектр, но концентрирует взор избирательно, постепенно выделяя из окружающей реальности нужные ему цвета.

Детская цветотерапия, основана на воздействии фотонов света на головной мозг ребенка. При помощи нее можно добиться огромного успеха в коррекции апатии, повышенной раздражительности, гиперактивности и даже агрессивности.

В годовалом возрастном периоде кроха делает первые попытки различения красок и опознавания тонов. Учеными было отмечено, что годовалые малыши чаще предпочитают желто-зеленную гамму. Поэтому на данном возрастном этапе оптимально будет окружить кроху игрушками спокойной однотонной палитры. К примеру, кубики, которыми играется малыш, должны быть одного цвета. В возрастном периоде от двух до трех лет игрушки могут быть разных цветов (максимум 4 колера). К шестилетнему периоду дети, обычно, начинают отдавать предпочтение ярким краскам.

Кроме того, все цвета подразделяются на активные и пассивные. К активным – относят яркую палитру, представленную красным, оранжевым и желтым. Перечисленные цвета воздействуют возбуждающе и ускоряют все процессы в организме. К пассивным – относят светлые оттенки, представленные зеленым, розовым, голубым и отчасти белым тоном. Эти колера успокаивающе воздействуют на нервную систему.

Все оттенки коричневого, лилового и фиолетового вызывают тревогу, навевают тоску и грусть.

Первый час в окружении оранжевого и красного тона малыш ощущает прилив сил, но через тридцать минут он станет излишне возбужденным, а затем – раздражительным и даже агрессивным. При смене цветовой палитры на сочетание голубых и светло-зеленых оттенков, ребенок успокаивается по прошествии десяти минут. Именно поэтому очень важно для крохи выбирать игрушки не агрессивных и возбуждающих цветов. Это не означает полный отказ от красных предметов в жизнедеятельности детей. Нужно лишь уменьшить их количество.

Выбирать одежду также следует с определенной осторожностью, так как излишне яркие наряды будут негативно влиять на кроху и его окружение. Поэтому рекомендуется отдавать предпочтение однотонным и спокойным тонам в одежде.

Детская цветотерапия, в первый черед, предполагает установление любимого цвета крохи с последовательным наполнением таким цветом пространства, окружающего малыша. С этой целью нужно знать значение для маленького человечка каждого цвета.

В основном, в качестве своих любимых цветов малыши выбирают желтый, красный или зеленый, что свидетельствует о нормальном детском развитии. Таких детей интересует все яркое и новое, необычное и неизведанное. Они динамичны и не могут перестать исследовать мир даже на мгновение. Если чадо предпочитает белую или черную цветовую гамму, то это говорит о замкнутости малыша. Такому крохе комфортнее наедине с собой, нежели в окружении сверстников.

Детская цветотерапия значение цветов.

Созерцание фиолетовых, голубых и синих оттенков способно успокоить ребенка, снять тревожность, избавить от смятения. Кроме этого, по данным исследователей описанные цвета способны снимать болевые ощущения и снижать кровяное давление.

Воздействовать на детей зеленой гаммой рекомендуется при переутомлении или если он на грани нервного срыва. Также нужно учитывать, что избыток зеленого колера может нагнать тоску и спровоцировать головную боль. Поэтому, когда кроха сильно противиться зеленому цвету, не стоит настаивать.

В случаях, когда малыши расстроены и сами не в состоянии успокоиться, применяют оранжевую и желтую палитру.

Проводить детские программы цветотерапии нужно гармонично. Ребенок и цвет должны составлять единое целое.

Зачастую большинство малышей не интересуется цветовой гаммой, надетой на него. Поэтому следует для коррекции поведения или эмоционального фона детей использовать нужные цвета в убранстве комнаты, при выборе игрушек и иных предметов детского обихода.

Цветотерапия для детского сада.

Универсальным методом является цветотерапия в детском саду, которая позволяет не только выделить характерные психологические черты каждого крохи, но и своевременно принять меры по коррекции возможных психологических девиаций. Кроме этого в дошкольном учреждении несомненным преимуществом данной методики является благоприятный климат и гармоничная атмосфера, создаваемая цветотерапией. Все упражнения, преимущественно, вызывают эмоциональный отклик у малышей и глубокий интерес.

Так, например, с целью определения настроения малышей, воспитатели предлагают выбрать карандаш, который по цветовому окрашиванию нравится им больше всего. После того, как дети выбрали понравившейся им карандаш, его убирают с их поля зрения и предлагают выделить из оставшихся цветов самый красивый. Таким образом, необходимо действовать до последнего карандаша. Цветами эмоционального благополучия считаются первые три карандаша, выбранные крохой, следующие три – являются цветами эмоционально нейтральными, а последние выбранные цвета карандашей символизируют эмоциональное неблагополучие.

Кроме того, если чадо отдает предпочтение темной гамме, то это может свидетельствовать о наличии у него страхов, высокого уровня тревожности, пониженной самооценки и неуверенности. Также рисование черным цветом может являться первым сигналом порчи зрения малыша, так как он выбирает максимально контрастную для него краску.

В трехлетнем кризисе черный тон может означать протест. У ребят старше четырех лет рисование в темной гамме чаще всего отражает наличие определенной проблемы. А более маленьких детей предпочтение темного цвета может и не нести под собой скрытого смысла.

Цветотерапия в детском саду сегодня применяется все чаще. Ход занятия цветотерапия может быть различным, в зависимости от предпочтений воспитателя или психолога и направленности их работы. Однако зачастую хромотерапия практикуется в границах арт-терапевтических упражнений.

Методы цветотерапии считаются отличной возможностью помогать самым маленьким членам общества естественными и очень мягкими средствами воздействия.

Лечение цветотерапией

Учеными ранее было доказано, что цветовое излучение способно порождать в клетках организма физиологические изменения. Применение сочетания цветов и света ведет к выравниванию и росту энергии, а душа, разум и тело переходят в состояние гармонии.

Цветовое воздействие способно либо увеличить, либо уменьшить энергию человека. Поэтому цвета играют огромную роль в жизни людей. Каждый первичный цвет характеризуется индивидуальной длиной волны и количеством энергии, то есть разные колеры будут различно воздействовать на организм.

Однако не стоит полностью положиться на милость цветотерапии, задвинув при этом традиционную медицину на задний план. Ведь она не является панацеей.

Цветотерапия наполняет тело и ум новой энергией, приводит к балансу эмоциональное состояние. Ученые утверждают, что цветовая энергия входит в человеческое тело, стимулируя шишковидную железу и гипофиз. Это, в свой черед, стимулирует продуцирование некоторых гормонов, воздействующих на разнообразные физиологические процессы. Этим они объясняют цветовое влияние на эмоциональный настрой, мысли и поведение. Поэтому ученые рекомендуют всегда помнить, выбирая одежду и отдавая предпочтение определенной цветовой палитре, что она влияет на человека. Поэтому выбранный тон должен подходить к конкретной цели.

Современные исследователи убеждены, что применение цветотерапии является сегодня одним из приоритетных направлений медицины и перспективным методом лечения и душевного оздоровления. Каждый оттенок оптического спектра оказывает конкретное воздействие на физиологическое состояние и психоэмоциональный настрой индивида.

Красный колер обладает антидепрессивным, тимоэректическим эффектом. Он стимулирует активность тропных гормонов, улучшает метаболизм, увеличивает частоту сердечных сокращений, учащает дыхание, ликвидирует застойные явления, нормализует сердечную деятельность, повышает давление. Кроме того, он улучшает аппетит, повышает работоспособность и выносливость, стимулирует половое влечение и иммунитет, ускоряет мыслительную деятельность, улучшает остроту зрения.

Воздействие красным цветом результативно при гипотонии, гриппе и заболеваниях дыхательных путей, ипохондрии. Наряду с этим он может спровоцировать эмоциональное напряжение, беспокойство, тревожность, артериальную гипертензию и учащение сердечных сокращений. Поэтому людям, страдающим гипертонией и ожирением, рекомендовано применение розовой палитры. Она успокаивающе воздействует на нервную систему, понижает возбудимость и улучшает настроение.

Оранжевый колер избавляет от усталости, стимулирует аппетит, дарит оптимизм и радость. Он лечит запоры, аллергию и усталость.

Фиолетовый цвет вырабатывает в человеке стремление к духовности, развивает интуицию и улучшает концентрацию внимания. Он успокаивает нервы, устраняет раздражение и болевые ощущения, лечит анемию, бессонницу и ожирение, подавляя аппетит.

Розовый цвет успокаивающе воздействует на человеческий организм, расслабляет мускулатуру, создает ощущение романтики. Он является символом жизни и олицетворением любви. Розовые тона дарят положительную энергию и идеально подходят для спален.

Самым запоминающимся и ярким колером считается желтый. Он повышает артериальное давление и учащает пульс, но в значительно меньшей степени, в сравнении с красным. Желтые тона обладают тонизирующим действием, вследствие чего применяются для лечения спазмов мускулатуры. Также его используют при гипогликемии, желчнокаменной болезни, гиперактивности щитовидной железы. Желтая палитра улучшает память и мыслительную деятельность. Цветотерапию желтым цветом часто применяют для лечения эпилепсии, диабета и импотенции.

Зеленый цвет способен укрепить иммунную систему и противодействовать стрессовым факторам. Кроме того, он гармонизирует психическую и физическую энергию, устраняет болевые ощущения, снимает напряжение.

Хромотерапия зеленым цветом в целом улучшает здоровье. Зеленая гамма – это незаменимый источник энергии, которая необходима для восстановления нервной и сердечнососудистой систем.

Синий цвет помогает справиться с депрессивными состояниями, нервным перенапряжением, излечивает воспалительные процессы, избавляет от зубной боли и лечит болезни суставов. Он эффективно справляется с мигренями, повышенным артериальным давлением, освобождает от бессонницы. Данный колер считается цветом нежности и верности, неба и моря. Людям, склонным к агрессии, часто злящимся, плохо контролирующим негативные эмоции, рекомендуется отдавать предпочтение синим оттенкам в одежде.

Голубой цвет обладает успокаивающим и бактерицидным эффектом, благоприятно воздействует на функционирование щитовидной железы, улучшает работу бронхов и легких, стимулирует пищеварительную систему. Он регулирует работу сердца, понижает аппетит, а следовательно способствует похудению, нормализует артериальное давление, устраняет мышечные зажимы и напряжение.

Таким образом, практикуя занятия цветотерапией, можно добиться небывалых результатов в оздоровлении организма и привести в гармонию душевное состояние.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Разноцветные целители. Или цветотерапия для детей

Мои уважаемые читатели, рада видеть вас снова. Здравствуйте! Абсолютно у каждого из нас есть свой любимый цвет. Более того, мы иногда замечаем, что окружающая нас цветовая палитра оказывает сильное влияние – иногда будоражит, иногда успокаивает. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы – это залог хорошего самочувствия.

Знаем об это не только мы. Знали об этом ещё наши древние предки. Потому совсем неудивительно, что целительные спектральные возможности стали рассматриваться в нетрадиционной медицине как способ сделать нас здоровыми и умиротворёнными.

Если для взрослых лечение цветом в психологии прописывается для снятия стресса, то цветотерапия для детей – это залог их гармоничного развития.

Что умеет цветотерапия?

Основа цветотерапии – её возможность воздействовать на наше психоэмоциональное состояние и самочувствие. Происходит это посредством восприятия многогранной цветовой гаммы через зрение. От глазных рецепторов начинается цепная химическая реакция, активирующая электрические импульсы, а это в свою очередь, включает нашу нервную систему.

Так мы стучимся в наш мозг и вырабатываем нужные гормоны, с помощью цветовой палитры исправляя себе настроение, избавляясь от грусти либо настраиваясь на активную работу.

Если верить исследованиям учёных, значение цветов играет немаловажную роль в нетрадиционном лечении наших внутренних органов. Так,

  • зелёные оттенки отвечают за нормальное функционирование печени и желчного пузыря,
  • синяя палитра встаёт на защиту позвоночника и даёт отпор инфекциям,
  • красный работает на улучшение кровотока и воздействует на сердце,
  • жёлтый помогает тем, у кого есть проблемы с пищеварением и включает аппетит,
  • оранжевый помогает эндокринной системе,
  • белый отвечает за органы дыхания,
  • чёрный исцеляет мочеполовую систему.

Однако всё-таки основная задача любой цветотерапии – скорректировать эмоциональное состояние, потому психологи для детей, в особенности с ограниченными возможностями и психическими проблемами, а также имеющими диагнозы гиперактивности, этот метод используют заметно часто.

Он позволяет через предпочитаемые цвета, используемые в рисунках, выявить проблемы в развитии детской психики, достать из глубины детской души страхи и вылечить неврозы.

Благодаря простому изменению цвета в окружении ребёнка можно справиться с детской апатией и раздражительностью, усмирить чрезмерно активных и побудить к действию чрезмерно ленивых. И эти возможности природы стали широко использоваться в детских садах и школах.

Для дошкольного возраста это незаменимая помощь психологам, чтобы в игровой форме лишний раз убедиться, что ребёнок развивается в нужном русле либо вовремя скорректировать его поведение. Детям школьного возраста цветотерапия помогает расслабиться после тяжёлого учебного дня и восстановить силы.

Как работать цветотерапией?

Цветовые приёмы предполагают, в первую очередь, определиться с любимыми цветами Вашего ребёнка и понять значение эти предпочтений. Как правило, дети дошкольного возраста среди всех предложенных разноцветных карандашей выбирают активные красный, жёлтый либо зелёный. И это вполне нормально, так как говорит о том, что ребёнок развивается «по годам» гармонично.

В таком возрасте дети активны, интересуются всем, что их окружает, предпочитают новое и необычное. Этим и объясняется яркий выбор. Цвет является барометром их настроения и отношения к окружающему миру.

Реже бывает, что дети детсадовского возраста, ещё пребывающие в своём счастливом детстве, вдруг предпочитают неконтрастные монохромные белый, серый либо чёрный. Такие ребята чаще замкнуты и необщительны, чем и объясняют психологи такой выбор.

Тёмная гамма станет подсказкой для взрослых о том, что у ребёнка где-то в глубине души спрятались его маленькие страхи и тревоги, показывает о заниженной самооценке и неуверенности в собственных силах. Для школьного возраста предпочтение чёрного нередко является символом протеста.

После определения любимых цветов психологи используют цветотерапию, чтобы вернуть замкнутых и обеспокоенных чем-то детей в их счастливое детство, подбирая для них свою гамму. Для этого личное пространство ребёнка наполняется его любимым цветом, который дополнит счастливые моменты, либо тем, который исправит неблагоприятную ситуацию.

Цвета — целители

И каждый оттенок несёт в себе своё целительное свойство для детской души.

  • Яркий красный – это один из основных цветовых оттенков в цветотерапии, от которого веет теплом. Он повысит работоспособность и активность, сделает выносливее и ускорит мыслительный процесс. Для остроты зрения красный тоже необходим. В общем, этот цвет всё повышает. Однако у него есть противопоказания: если Ваш ребёнок чересчур эмоционален и подвижен, присутствие красного в его повседневной жизни нужно ограничить. Это касается и тех, кто способен быстро поменять позитивный настрой на агрессию. Помните принцип работы красной ткани в испанской корриде?
  • Романтический розовый оттенок снизит возбудимость и поможет справиться с плохим настроением. Этот успокоитель нервной системы расслабит напряжённые мышцы и переведёт уставший детский организм в состояние спокойного глубокого сна.
  • Жёлтые оттенки – это пилюли радости и помощники в улучшении настроения, которые справятся с грустью и пассивным отношением ко всему. Так что если ваш ребёнок по характеру меланхолик и склонен создавать внутри себя конфликты, то для большей коммуникабельности этот цвет как нельзя кстати. Не зря во многих школах стены классов окрашены в жёлтый – он включает в работу логику и выстраивает мысль. По сравнению с активным красным, жёлтый снимет напряжение и будет не активно побуждать к действию, а мягко стимулировать мозговые процессы, отвечающие за речь и мышление.
  • Оранжевый – это смесь жёлтого и красного, потому он несёт в себе свойства обоих цветов, повышая активность и даря оптимизм.
  • Зелёная палитра борется с напавшим переутомлением и нужна тем детям, которые душевно неуравновешенны и раздражаются по всякому пустяку. Зелёный цвет покоя помогает и замкнутым ребятам, которые желали бы стать более открытыми в общении со сверстниками. Подобно действию розового, этот колер помогает засыпать спокойным сном, но одновременно умеет и повысить тонус, придав концентрации вниманию. Однако психология не советует им слишком увлекаться, так как зелёный способен навести тоску-печаль аж до головной боли. Вот почему дети нередко считают самый гармоничный у психологов цвет скучным.
  • Синий колер крайне необходим тем детям, кто охвачен тревогами до депрессивного и истерического состояния. Он даёт ощущение безопасности. Его голубой оттенок действует как успокоительное, а фиолетовый послужит стимулятором для творческих детей, так как способен вдохновлять. Фиолетовая смесь быстро избавит от страхов и психических расстройств, но его чрезмерное присутствие может довести состояние слишком успокоенной нервной системы до апатии.
  • Белый цвет помогает обрести чувство равновесия, поможет взглянуть на окружающий мир через призму доброты и внутренне успокоит.
  • Чёрный всегда связывают с депрессивным состоянием замкнутости, и он на самом деле способен подавлять, когда его слишком много. Однако этот цвет нельзя исключать из цветотерапии, ведь он дисциплинирует и развивает выдержку и стойкость.

Это интересно! Основываясь на значении цветов, учёные определили цветовую гамму музыкальных произведений. Так, большинство шедевров Бетховена синие, у Мендельсона преобладают светлые розовые оттенки, Шуман «пишет» зелёной краской, Чайковский любит голубой цвет, а Прокофьев склонен к жёлто-коричневому.

Все методики цветотерапии предполагают, то на цвете нужно сосредоточиться. Если большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста не особо обращают внимание, в какой цвет одежды они одеты, то для успешного использования цветотерапии психологи рекомендуют использовать нужные колеры в интерьере детской комнаты и игрушках.

Кроме того, можно пользоваться освещением лампами с определённым цветом, у которых меняются линзы, либо концентрироваться на протяжении 3-5 минут на определённом предмете.

Так что, если практиковать цветотерапию дома, то можно добиться небывалых результатов и прийти к гармонии и душевному равновесию. Потому предлагаю подружиться с цветами, подобно как в песенке про волшебные краски Людмилы Олиферовой:

А какой любимый цвет у вашего ребенка? Рассказывайте в комментариях)

Читайте также:  Ребенок скрипит зубами во сне, что делать? Причины и лечение бруксизма
Ссылка на основную публикацию