Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности!

Родительское собрание по финансовой грамотности
консультация (старшая группа)

Родительское собрание по финансовой грамотности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobrani_po_finansovoy_gramotnosti.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Дети и деньги»

«Не покупаются, не покупаются:
Доброе имя, Талант и Любовь…»
Б. Окуджава

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».

Слово «деньги» становится постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой?

1. Денежные подарки.

2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.

3. Заработанные деньги.

Карманные деньги. Вы (родители) должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребёнка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки.

Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления.

Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по- другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Они потратят сумму в первые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать – это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.

Помните, что карманные деньги, не подлежат отчетности и не могут быть изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования. Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что – то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.

К положительным относятся следующие:

1.У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.

2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.

3.Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

1.Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.

2.У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

А вот что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо, помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин – не давайте ему за это деньги.

Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … вымагательством. Заплатите ребёнку один раз и вы вряд ли дождётесь от ребёнка добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Заработанные деньги. Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче – это для младшего школьника настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить.

ПОМНИТЬ. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Денежные подарки. Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Очень часто самостоятельные родители изливают свою свободу к ребёнку через определенные денежные суммы, считая, что свою заботу и любовь они могут этим заменить. У них абсолютно нет времени на общение с ребёнком, и данный недостаток они компенсируют деньгами. Они платят детям за какие- либо домашние дела, за примерное поведение, просто выделяют определенную сумму, совершенно не понимая, что ребёнку в жизни нужно совершенно другое.

Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:

1.Участия в планировании бюджета.

Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку все деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. Если ребёнок попросит купить очень дорогую вещь, можно попробовать дать ему представление о долге, о том, что любой долг надо возвращать.

2.Походы в магазин.

Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:

Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель – накопить на определенную цель, можно составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Эта задача затрудняется, если в семье нестабильные и низкие доходы.

Видя цель (особенно когда он нарисовал и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чем он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

4.Личный пример родителей.

Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.

Финансовое образование детей, пусть даже не специальное, – это важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия – патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, склонность к паразитической жизни.

С самого малого возраста ребёнку следует обяъяснить на личном примере, что деньги это лишь средство для получения каких – либо ценностей. Поэтому желательно установить какой – нибудь день на неделе, например субботу, и выдавать определённую сумму. Причем с ребёнком заранее следует обсудить размеры этой суммы.

При расчете суммы, выдаваемой ребёнку, необходимо учитывать, сколько ему необходимо в день. Легче, если в обсуждении подобных вопросов будет участвовать сам ребёнок.

Таким образом, подводя итоги всему вышеизложенному, можно дать следующие рекомендации.

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
  • Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что – либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желанную ему вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь вдруг передумал её покупать, и решил потратить деньги на что – то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
  • В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

– не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

– дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;

– дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

-дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СЕМЬЕ»

Цель: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Цель: настроить на работу

Пожалуйста, покажите с каким настроением вы пришли.

Вы сегодня…. (отличное настроение – рука поднята вверх, хорошее настроение – рука на

середине, плохое настроение – рука опущена вниз)

Игра “Комплимент другу” (говорят комплимент рядом сидящему).

НА ЭКРАН – Мультфильм «Деньги»

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел,работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады вас видеть за нашим круглым столом. Это означает, чтонас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, соотношение между сбережениями и потреблением.

В возрасте 6-7 лет дети уже могут сортировать монетки, купюры, изучаем их ценность, начинают осознавать, как деньги могут конвертироваться в какие-то вещи. Дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтобы приобрести какой-то товар. К играм добавляем некоторые практические задания и упражнения.

ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН. (что нужно донести до ребенка…..)

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала.

Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Среди взрослых людей часто бытует мнение, что учить специально ребенка фин.грамотности нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ БРЕЙН – РИНГ

РОДИТЕЛЕЙ РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ КОМАНДЫ ( ВЫБРАТЬ КАПИТАНОВ)

1.БАНКИРЫ (желтые флажки)
2.КАССИРЫ ( синие флажки)

Из кармана в карман скачет. (монета)

Как не берегутся, а растрясутся. (деньги)

На товаре быть должна
Обязательна . (цена)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт . (кассир)

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам . (продавцы)

Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я

Наберёшь меня сто штук

Вот и рубль, милый друг. (копейка)

Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа (рубль)

Одно брюхо, четыре уха (кошелек)

У одних нас много, а у других нас нет (деньги)

Угадай, как – то зовется,

Что за деньги продается.

Это – не чудесный дар,

А просто – на просто …. (товар)

Из руки в руки скачет,

Весь мир обскачет,

Ни на что не годна, а всем нужна. (монета)

Какие были самые первые деньги?

Как они назывались? Как называются Российские деньги?

Какими деньгами мы пользуемся сегодня?

Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК). Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).

Аукцион пословиц о труде, бережливости, экономии, смекалки.

– Уважаемые родители, переходим к следующему заданию. Я называю первую часть пословицы, а вы ее заканчиваете. (Обратить внимание аукциона на соблюдение дисциплины).

1. Копейка рубль… бережет.

2. Скупой платит… дважды.

3. Без труда не вытащишь и рыбку. из пруда.

4. Глаза боятся, а руки… делают.

5. Мало хотеть – надо… уметь.

– Дорогие родители, что можно купить за деньги?

(Я буду называть слова для каждой команды – распечатать))

Родители сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках. Задание 3.

Решение экономических задач :

1. Хорошо Маруся корову кормила

Молока 10 литров она надоила

2 литра телёнку решила отдать

А сколько Маруся может продать?

2. Когда валенки стоят дороже : летом или зимой? Почему?

3. Я в магазине купила игрушки

Всего 2 рубля отдала за хлопушки

И мишку ценою в 4 рубля

Сколько же денег потратила я

4. Где будет дороже бутылка «Пепси» : в пустыне или на севере?

5. Мама на рынке укроп продавала

По 10 рублей за пучок она брала

Бабушка Клава по 8 рублей

Кто же укроп продаст быстрей?

6. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид : сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй, что делать зайцам?

Конкурс капитанов. Уважаемые капитаны! Вам предлагается пояснить следующие житейские мудрости: 1. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 2. Под лежачий камень вода не течет. 3. Что надо иметь, чтобы потратить? Ответ: деньги. 4. Емкость, куда складываешь деньги – это… Ответ: копилка

5. « Не в деньгах счастье»

6. «Всякий доход не приходит без хлопот»

ВКЛ. «ДЕНЕЖНАЯ ВИКТОРИНА»

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.

В конце ВКЛ. «ПРАВИЛА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ».

Рефлексия . Я желаю тебе завтра… (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, вручение призов.

ИГРЫ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ 18.10.2018г.

Ведущий: Товар-это то, что производится для продажи. Задание называется «Сигнальщики». Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре. Команда «Кассиры» поднимает зеленые флажки, если речь идет не о товаре.

1. Фермер привез на рынок молоко (товар).

2. Папа починил детям игрушку (не товар).

3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).

4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

5. Маша сварила варенье для Миши (не товар).

6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

7. Кот Матроскин сшил Шарику шапку (не товар).

8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Игра «Да, нет!» В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите « ДА, НЕТ».

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет;

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;

Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;

-Бережно относись к своим вещам?;

-Чаще пользуйтесь услугами такси?;

-Старайся больше ходить пешком?

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

-Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

– «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

– «Маленькое дело лучше большого безделья»

– «От труда здоровеют, а от лени болеют»

– «Сделал дело, гуляй смело».

Дети делятся на две команды.(Банкиры .Кассиры)

Игра состоит из 4 этапов. За каждый правильный ответ команда зарабатывает очко. Команда, набравшая большинство очков считается выигравшей. Один ребенок определяется воспитателем, как помощник ведущего. В его обязанности входит на магнитный мольберт прикреплять заработанные очки (магниты) за каждый ответ. Команде «Банкиры» раздаются красные сигнальные флажки, команде «Кассиры» – зеленые для того , чтобы ребёнок, знающий правильный ответ, поднимал флажок.

Из кармана в карман скачет. (монета)

Как не берегутся, а растрясутся. (деньги)

На товаре быть должна
Обязательна . (цена)

За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт . (кассир)

Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам . (продавцы)

Какие были самые первые деньги?

Как они назывались? Как называются Российские деньги?

Какими деньгами мы пользуемся сегодня?

Учреждение , в котором можно хранить деньги – это (БАНК). Деньги, взятые в долг в банке – это (КРЕДИТ).

Аукцион пословиц о труде, бережливости, экономии, смекалки.

– Ребята, переходим к следующему заданию. Я называю первую часть пословицы, а вы ее заканчиваете. (Обратить внимание детей аукциона на соблюдение дисциплины).

1. Копейка рубль… бережет.

2. Скупой платит… дважды.

3. Без труда не вытащишь и рыбку. из пруда.

4. Глаза боятся, а руки… делают.

5. Мало хотеть – надо… уметь.

– Ребята, что можно купить за деньги?

(Я буду называть слова для каждой команды)

ПИЩА ОДЕЖДА ТОВАРЫ

ЗДОРОВЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДРУЖБА

БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ УДАЧА

РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВОЗДУХ СЧАСТЬЕ.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти и в порядок привести.

В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочили, пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко все развесим на веревках.

После выполнения задания, выслушиваются ответы детей и подводятся итоги 4 этапов, а затем всей игры . Все участники игры

Родительское собрание в средней группе «Уроки финансовой грамотности»

Прохорова Оксана
Родительское собрание в средней группе «Уроки финансовой грамотности»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад № 7

«Уроки финансовой грамотности»

Родительское собрание в средней группе

Воспитатель: Прохорова Оксана Васильевна

г. Калининград, 2017г.

Родительское собрание в средней группе

по теме «Уроки финансовой грамотности»

-Повысить уровень педагогической и финансовой культуры родителей;

-Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;

-Научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

-Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Форма проведения: круглый стол, дискуссия

Место проведения: групповая комната

Продолжительность: 40 мин

План собрания:

1. Вступительное слово воспитателя по теме.

2. Анкетирование родителей «Экономическое воспитание ребёнка в семье»

3. Обсуждение вопросов:

– Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в семье?

– Надо или нет знакомить детей с понятием «бюджет»?

4. Игра Брейн – ринг.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя по теме: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Листы бумаги и карандаши помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.

Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности. Финансовая грамотность – это эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением.

Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

Прежде чем ответить на наши вопросы, просим Вас заполнить анкеты.

2. Анкетирование родителей

1. Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку?

2. С какого возраста вы считаете нужно начинать экономическое воспитание детей?

3. Знакомите ли Вы, своего ребенка с бюджетом вашей семьи?

4. Если да, то, каким образом Вы это делаете?

А) объясняем, откуда берутся деньги в семье

Б) объясняем, на что нужно потрать деньги, прежде всего

В) иногда выслушиваем мнение ребенка

Г) ребенок еще мал для этого

4. Какие методы Вы применяете при экономическом воспитании с ребенком?

Б) чтение сказок

В) совместные походы в магазин, банк, аптеку и т. д.

5. Перечислите источники получения информации по экономическому

А) по телевидению

В) в газете и журнале

Г) из книг и специальной литературы

6. Объясняете ли вы своему ребенку на доступном ему уровне, какую роль играют электроэнергия, газ, вода в жизни человека?

7. Объясняете ли Вы своему ребенку, правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом

8. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?

9. Нуждаетесь ли Вы в советах воспитателя по экономическому воспитанию ребенка?

9. Какими будут ваши предложения по экономическому воспитанию детей

3. Обсуждение вопросов родителями:

1. Нужно ли детям знать о деньгах и как они появляются в сем ье? (обсуждение вопроса родителями)

2. Что такое «бюджет» и надо ли знакомить детей с понятием «бюдже т»?

3. Игра Брейн – ринг

До начала игры нам надо разделиться на 2 команды «Аудит» и «Банкир».

ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то … у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям. Это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны… говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

Удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

ЗАДАНИЕ 2. «Кто последний?»

Книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та, от которой не поступило очередного названия)

Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т. д.

ЗАДАНИЕ 3. «У кого больше»

Перечислить игры, способствующие развитию финансовых манипуляций. (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)

«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии», «Секреты богачей», ОНЛАЙН-ИГРА «Финансовая грамота».

ЗАДАНИЕ 4. «А у нас…»

Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом воспитании в семье.

А теперь подведем итог нашей игры: ПОБЕДИЛА команда «Аудит». Но команда «Банкир» получает специальный поощрительный приз игру «Секреты богачей».

4. Рефлексия

На этом наш круглый стол завершен. Мы узнали много нового о финансовой грамотности. Интерес к данной теме только усиливается с познанием нового. Родители выражают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании. Спасибо за участие. До следующей встречи!

От первых шагов финансовой грамотности к экологическому воспитанию дошкольников 2 слайд Цель 3 слайд Задачи 4 слайд Актуальность 5 слайд Проект состоит из 3 этапов: Подготовительный этап проекта. 1. Подбор.

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе – именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают.

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин» Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть.

Конспект НОД по развитию речи и по финансовой грамотности «Петушок и бобовое зернышко» в старшей группе Цель: учить детей связано,последовательно и выразительно пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;раскрыть цепочку связей в.

НОД по финансовой грамотности в старшей группе: «Моя семья» Ребята, я очень рада видеть вас веселыми и в хорошем настроении. Встанем на приветствие: Рано утром мы встаем, Встаем на носочки И оладушки.

Опыт работы «Обучение финансовой грамотности дошкольников» Актуальность опыта В 2016 году я побывала на курсах повышения квалификации в СКИРО ПК и ПРО по теме «Методика преподавания основ финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист» Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой.

Конспект игры-занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Мы ребята деловые» Занятие для детей по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе № 2 конспект игры «Мы, ребята, деловые» Цель: формирование.

Родительское собрание на тему “Уроки финансовой грамотности в семье”

Цель: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Процедура 1

Цель: настроить на работу

Пожалуйста, покажите с каким настроением вы пришли.

Вы сегодня…. (отличное настроение – рука поднята вверх, хорошее настроение – рука на

середине, плохое настроение – рука опущена вниз)

Игра “Комплимент другу” (говорят комплимент рядом сидящему).

Процедура 2

Представление об успешности ребёнка

Цель: сформировать представление об успешности ребёнка с финансовой точки зрения.

Вокруг детей достаточно примеров обеспеченных людей. В первую очередь в глаза бросаются атрибуты роскоши и респектабельной жизни,- иногда их ещё называют эталонами успешности. Дети хотят так же стильно одеваться, иметь машину, посещать дорогие заведения. Однако, наряду с примерами успешности, вокруг масса историй, когда неумение управлять своими финансами оборачивается для людей крахом, денежными потерями. Несколько месяцев вполне успешной жизни могут привести к долгам, банкротству на долгие годы.

В большей степени от семьи зависит, когда ребёнок начнёт переходить от иллюзий о беззаботной самостоятельной жизни, “где всё само собой как-нибудь устроится”, к попыткам планировать своё будущее, учиться и постигать то, что пригодится после выпуска.

Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности.

Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей),но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.

Успешность ребёнка с финансовой точки зрения во многом определяется тем, как он относится к жизни.

Отношение человека к жизни и деньгам во многом определяет его финансовую успешность. Большинство людей можно разделить на две условные группы:

1. Человек активный: люди с мышлением активного человека чаще сосредоточены на поиске новых возможностей, они не боятся изменений в жизни, потому что стремятся к развитию, таких людей называют целеустремлёнными. Желая изменить что-то в жизни, они больше уповают на собственные силы, стойко преодолевают трудности, стремясь сделать нужные выводы из ошибок. Эти люди часто добиваются большего, потому что не боятся брать на себя ответственность за самого себя и за других.

2. Человек пассивный: люди с мышлением пассивного человека привыкают находить причины своих бедствий в ком угодно, только не в себе.

Испытывая финансовые проблемы, “человек пассивный” не устаёт повторять: мне мало платят, это несправедливо, не имея желания найти в себе нужные ресурсы для преодоления проблемы.

На отношение детей к деньгам в немалой степени влияет и то, как к ним относятся его родители и ближайшее окружение; как, когда и в каком тоне обсуждаются финансовые проблемы. Если в вашей семье нередки ссоры по поводу денег, если взрослые при детях ссорятся, обвиняют друг друга в том, что в семье не хватает денег, с завистью заглядывают в карман к соседям, имейте ввиду: именно в это время у ребёнка формируется отношение к деньгам и способам их приобретения. Чем быстрее взрослые придут к согласию, смогут посвятить ребёнка в финансовые вопросы семьи, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы.

Для любого взрослеющего ребёнка, не важно, кровного или приёмного, имеет большое значение возможность чувствовать себя полноправным членом семьи. В этом смысле ребёнку важно чувствовать, что родители больше доверяют ему там, где раньше ограничивались словами : “Подрастёшь – тогда посмотрим…”.

Принимая непосредственное участие в хозяйственной жизни семьи, отвечая за свой блок вопросов (н-р, отопление дома, помощь в заготовке солений на зиму, очистка от снега двора), ребёнок на практике учится нести ответственность за свою работу, получает свою долю признания и уважения от всех членов семьи за свой вклад в решение её важнейших вопросов.

Процедура 3

Обсуждение семейного бюджета.

Цель: формировать умение у родителей правильно обсуждать с детьми семейный бюджет.

1. Расскажите ребёнку о деньгах.

Если ребёнок научился считать, сходив с ним несколько раз за покупками, можно легко, на примерах объяснить покупательскую способность денег, научиться разбираться в достоинстве купюр. Важно показать, что некоторые покупки и платные услуги требуют планирования и накоплений.

2. Обсуждение семейного бюджета вместе с ребёнком.

Для чего нужно обсуждать семейный бюджет вместе с ребёнком? Нужно ли это?

Чтобы у ребёнка сформировалось понятие доходы и расходы семьи, чтобы ребёнок научился понимать покупательские возможности семьи, что родители, планируя покупки, вынуждены учитывать интересы каждого её члена, включайте ребёнка в планирование семейного бюджета.

Для начала полезно объяснить откуда берутся деньги. Даже если вы на данном этапе недовольны своей работой ,заработком, постарайтесь, чтобы ребёнок услышал в вашем рассказе важные вещи: деньги достаются нелегко.

Заработок требует от вас определённых усилий и времени, поэтому вы цените свой труд и благодарны за уважительное отношение к нему со стороны близких.

Чтобы доходчиво объяснить тонкости домашней экономики, сопровождайте свой рассказ рисунками на бумаге. Напишите сумму дохода вашей семьи, расскажите из чего она складывается. Расскажите о расходах, уделите внимание тому, зачем данные траты нужны и что будет, если отказаться от этих отчислений. Хорошо, если вы найдёте время, чтобы ребёнок мог порассуждать с вами. Попросите его подумать, как бы он поступил на вашем месте, на что потратил деньги, почему.

Вопросы распределения бюджета- это вопросы выбора. Зная, сколько, на что и почему семья расходует деньги, ребёнок может взвешенно и ответственно отнестись к требованиям реализации своих потребностей.

Полезно рассказать, что такое годовой бюджет (дать выбор телефон или компьютер).

Очень важно, чтобы ребёнок, участвуя в семейных советах, посвящённых планированию покупок, чувствовал значимость своего мнения. Конечно, он ещё не зарабатывает денег, но участвует в жизни семьи, ему предоставляется право выбора как её члену, как человеку, отвечающему за тот или иной аспект её хозяйственной жизни.

Включение ребёнка в обсуждение предстоящих расходов закладывает основы финансовой грамотности: ребёнок учится ценить заработанные родителями деньги, считаться с интересами всех членов семьи, рационально распоряжаться собственными средствами.

Командам раздаются карточка с названиями 3–4 предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

– Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло)

– Жидкость, предназначенная для соединения деталей. (Клей)

– Молоко, телефон, дождь.

– Хлеб, ножницы, луна.

– Жираф, ложка, снег.

– Машина, ночь, сахар.

Процедура 4

Плата за выполнение домашних обязанностей

Цель: обсудить с родителями можно ли вводить плату ребёнку за выполнение домашних обязанностей?

Прежде чем ответить на этот вопрос, просчитайте риски. Вполне вероятно, что ребёнок может привыкнуть к такому варианту поощрения настолько, что будет отказываться от любой просьбы или поручения, за которые не оговорена награда.

Гораздо более эффективным и проверенным способом научить ребёнка распоряжаться деньгами – это выделять ему деньги на карманные расходы.

Решив выделить ребёнку деньги на карманные расходы, определите несколько важных вещей:

– для начала решите какую мин. сумму вы готовы выделить ребёнку и на какой срок;

– выслушайте ребёнка, определите, на какие цели он хотел бы иметь карманные деньги;

– чётко обозначьте сумму карманных денег и срок или периодичность получения карманных денег;

– сразу и чётко оговорите вписок запрещённых покупок;

– оговорите правила определённой отчётности ребёнка;

– оговорите правило: не брать в долг и не давать взаймы;

– хвастаться перед друзьями.

Не стоит баловать ребёнка, если он за час потратил недельную сумму.

Помните, ваша цель воспитать умение распоряжаться деньгами, планировать расходы.

Игра “Мастера пантомимы”

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить животное, так, чтобы все догадались, кто это.

Процедура 5

Рефлексия. Я желаю тебе завтра… (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).

Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности!



    Об Ассоциации
  • Родительское просвещение
  • Родительское творчество
  • Родительская экспертиза
  • МероприятияКонтакты

Проекты и конкурсы

Комплект материалов по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми

Национальная родительская ассоциация при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году реализует проект «Организация и проведение серии мероприятий, направленных на вовлечение родителей обучающихся в экономическое образование, повышение финансовой грамотности».

В ходе работы над проектом разработаны:

1. Методические рекомендации для классных руководителей и иных педагогических работников по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми – часть 1 (скачать)

2. Методические рекомендации для классных руководителей и иных педагогических работников по вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми – часть 2 (скачать)

3. 3 памятки для родителей (в основу памяток положены алгоритмы и механизмы, помогающие родителям по вопросам повышения уровня финансовой грамотности):

  • Учебники и учебно-методические пособия для использования в основном учебном процессе (скачать)
  • Учебники и учебно-методические пособия для использования во внеурочной деятельности и дополнительном образовании (скачать)
  • Информационные материалы, направленные на формирование и повышение финансовой грамотности и экономической культуры семьи (скачать)

4. 4 буклета для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми:

  • Ежегодный календарь основных событий для семей, проводимых в России, посвящённых финансовой грамотности (скачать)
  • Калькуляторы семейного бюджета (скачать)
  • Интернет-ресурсы, направленные на повышение финансовой грамотности семей, воспитывающих детей (скачать)
  • Интернет-программы, направленные на повышение финансовой грамотности семей, воспитывающих детей, автоматизированное ведение семейного бюджета (скачать).

5. 4 варианта листовок для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми:

  • Определения финансовой грамотности (скачать)
  • Обзор международного опыта (скачать)
  • Этапы развития программы финграмотности в современной России (скачать)
  • Основные направления Стратегии повышения финансовой грамотности (скачать)

6. 4 варианта флаера для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми (скачать)
7. 4 варианта плаката для родителей, педагогических работников общеобразовательных организаций, посвящённых вопросам повышения уровня финансовой грамотности семей с детьми (скачать)

Указанные материалы подготовлены в доступной и наглядной форме, имеют просветительское значение для повышения уровня родительских компетенций, развития системы участия родителей в ключевых процессах развития системы образования.

К родительскому собранию «Финансовая грамотность ребенка»

К родительскому собранию «Финансовая грамотность ребенка»

Наверное, все родители замечали, что требовательное детское «Хочу!» у трехлетних малышей превращается в «Купи!». Малыши очень наблюдательны. Они быстро усваивают главную особенность денег: с ними можно стать владельцем многих желанных вещей.

Они ещё не знают, да и не могут знать до определенного возраста об источниках заработка этих бумажек и способах их экономии. Но учить этому детей можно и нужно. С 4-5 лет учите ребенка обращению с деньгами. Ребенку до 4-5 лет довольно трудно втолковать понятие «дорогая игрушка» или «такую же можно купить дешевле в другом магазине». Бывает, что маленькие транжиры не просто просят, а требуют купить. Не ругайте своего ребенка – это нормально.

Представления о «цене» денег он усвоит лишь к 8-9 годам. Если в вашей семье ребенку позволено поступать по-своему, вы рискуете быстро научить его манипулировать людьми. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Они очень быстро понимают, что это помогает им вить из родителей веревки. Мамы и папы в этом случае сталкиваются с дилеммой: любовь к ребенку толкает их на удовлетворение его просьб и требований, а чрезмерные траты наносят удар по бюджету семьи. Отказывая малышу в новой игрушке, многие мамы приобретают тягостное чувство вины. Делаем вывод: говорить ребенку твердое «нет!» нужно. Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

Если 4-6 летний карапуз плачет и требует игрушку, предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом. И самое главное: никогда не говорите ребенку, что денег нет, если вы тратите их при нем же на ненужные мелочи. Началась истерика – просто уйдите из магазина. И по дороге объясните малышу, почему вы не можете купить ему то, что он хочет, именно сейчас. Поверьте, 5-6 летний малыш способен если не принять, то хотя бы смириться с этим фактом.

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей. Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.

Воспитание финансового мировоззрения с раннего возраста Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания. Для ребенка нужное и важное поручение от мамы или папы – это проявление внимания взрослых. Пусть малыш ежедневно помогает вам. Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду. Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша. С 4-5 лет учите ребенка обращению с деньгами Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело. Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно. Это даст ребенку представление о денежном обороте. Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности. Финансовое воспитание школьников Если вы идете с ребенком приобретать школьные принадлежности или подарки к празднику, не забывайте делиться с ним своими соображениями по поводу качества товаров и цен на них. А чтобы воспитать чувство экономии, можно в супермаркете организовать с ним игру «Поиск сокровища». Предложите найти аналогичный товар по минимальной цене.

Карманные деньги и расчеты расходов 6-8 летнему ребенку можно давать карманные деньги. Лучше делать это раз в неделю. Определите небольшую сумму, которую ребенок будет получать, например, по субботам. При этом будьте готовы к тому, что свои первые деньги сын или дочь потратят на безделушки, конфеты или жвачки. Не препятствуйте. И ни в коем случае не давайте деньги до следующей субботы. Со временем ребенок поймет, что эти деньги можно не тратить, а придержать, чтобы купить себе желаемое.

Не забывайте при этом, что карманные деньги – это не поощрение ребенка за какие-то достижения, а часть его финансового воспитания. Недопустимо дать деньги, а после отобрать их, придумав благовидный предлог. Выдаваемая сумма зависит от возраста ребенка и финансового положения семьи. Очень важно предварительно определить, какие именно покупки может делать ребенок. Не нужно говорить «покупай что хочешь». Он ведь может и сигареты купить.

В некоторых семьях бывает мало свободных денег, поэтому карманные деньги для школьника кажутся родителям расточительством. Если это ваш случай, лучше давать ребенку символическую сумму, чем не давать ничего. Помните, что даже горсточка мелких монет даст ученику 1-2 класса ощущение самостоятельности. Помните ещё вот о чем: независимые доходы ребенка должны принадлежать ему лично и никак не сказываться на постоянных доходах ребенка (его карманных деньгах). Если это денежный подарок кого-нибудь из родных или стипендия, ребенок должен тратить их по своему усмотрению. Взрослым можно лишь предложить ребенку совершить ту или иную покупку, но ни в коем случае не давить на него.

Многие родители платят детям за хорошие отметки или помощь по дому. Психологи категорически не рекомендуют это делать. Помощь по дому уставшей маме подменяется стремлением заработать. Для мотивации помощи по дому или хороших оценок используйте нематериальные стимулы. Ведь все члены семьи что-то делают по дому и заботятся друг о друге, и ребенок тоже должен это делать. Но трудоемкая деятельность (помощь папе на работе, мытье машины, другие дела, на которые у родителей не хватает времени) должны оплачиваться – зачем обрекать ребенка на рабочий альтруизм? Пусть он получит символическую оплату. Например, оставит себе сдачу после похода в магазин.

Экзамен для ребенка. Семейный выходной Ребенок 11-14 лет (при условии предварительного финансового воспитания) вполне может выдержать своеобразный финансовый экзамен. Рекомендуется эксперимент с оплатой семейного выходного дня. Выдайте ребенку определенную сумму, предварительно обсудив с ним основные траты. Это может быть поход в парк аттракционов, просмотр фильма в кинотеатре, обед в кафе, покупка мороженного. Все расчеты ребенок должен осуществить самостоятельно. Если деньги закончатся раньше, чем вечер, семья должна прервать отдых и вернуться домой. Похвалите ребенка, если денег хватит. А если не хватит, он сможет сам проанализировать свои ошибки.

Испытательный месяц Можно также устроить подростку «испытательный срок». Ведь тратить деньги тоже нужно уметь. Если в младших классах выдаваемые суммы он тратит на сладости и развлечения, в средних классах он должен принимать ответственные решения. Например, покупать часть одежды и обуви для себя, что-нибудь для дома. Научите ребенка советоваться с вами по поводу дорогих покупок. Если видите, что он заблуждается, вежливо переубедите его, но окончательный выбор должен остаться за сыном или дочерью. Суть испытательного месяца заключается в следующем. Ребенку выдается сумма, которая должна покрывать расходы на одежду, мелкие нужды, различные вкусности, оплату мобильного телефона, транспорт, развлечения. Предложите ребенку самостоятельно планировать свои покупки какое-то время. Обговорите все траты, заведите тетрадь для учета покупок. И отпустите ребенка на месяц в самостоятельное плавание по морю денег. Испытательный месяц – отличный метод финансового воспитания 12-14 летних детей.

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком Дети должны знать, каким образом и для чего деньги приходят в семью, как правильно тратить их и зачем нужно откладывать часть дохода на будущее. Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги – он должен знать, за что платят вам зарплату. Дети часто становятся расточительными, поскольку не знают, откуда берутся в семье деньги, что родителям приходится работать, и часто эта работа бывает очень тяжелой. Первый признак финансовой неграмотности ребенка – то, что он не знает, где и кем работают родители и за что они получают деньги. Детей следует вовлекать в обсуждение бюджета вашей семьи и планирование трат. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, что каждая семья должна иметь деньги на непредвиденные расходы. Демонстрируйте детям финансовую грамотность на собственном примере. Осмотрительно планируйте траты, разумно копите деньги.

Путь к финансовой независимости Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости.

Говард Гарднер выделил семь талантов: вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели); пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.); физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей; цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики); личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным; межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам); талант, связанный с окружающей средой присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном. Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, откуда берутся дети, доступно и по возрасту
Ссылка на основную публикацию