Воспитание без крика и наказаний возможно!

Как воспитать ребёнка без криков, наказания и угроз

Каждый, у кого есть дети, не понаслышке знает, какой же это трудный процесс – воспитание. И самое тяжёлое здесь, выбрать правильную методику.

В теории, воспитание не должно включать в себя физическое воздействие, крики и агрессию. Но на деле всё бывает иначе. Не каждый взрослый способен сдержаться, а некоторые и не пытаются это сделать. Как же правильно поступить и насколько возможно воспитывать без криков, угроз, наказания и истерик?

Как работает наказание и крик?

Взрослые считают, что они лучше всех знают, что полезно их сыну или дочери. Однако такая методика подавляет самостоятельность малыша и приводит к плачевным результатам.

Наказание – это ограничение деятельности ребёнка. Родители думают, что таким способом они донесут свою просьбу. На самом же деле дети просто начинают врать, изворачиваться, не реагировать на крик и всячески избегать расправы.

Причины родительского крика и эмоции ребёнка

Но чтобы не говорили психологи, мало кто из родителей никогда не повышают голос. Однако зачастую в плохом поведении и капризах виноваты именно взрослые.

Например, пятилетний мальчик с утра ждал с работы папу, потому что тот обещал поиграть с ним в мячик. Но вот отец вернулся домой, поужинал и сел читать газету.

Сын расстраивается, не понимая, почему его обманули. Он начинает капризничать и закатывает истерику. И вместо весёлой игры в мяч вечер заканчивается нытьём и разочарованием. Отец раздражён криками, но по факту виноват в этом он сам.

Или же другой пример. Мама весь день готовит – вечером должны прийти гости. А маленькая дочка ходит рядом и просит ей почитать. Женщина хотела бы объяснить девочке, что ей некогда, но малышка всё равно не поймёт. Поэтому, раздражаясь, мать начинает кричать, а дочь закатывает истерику.

Каждый родитель хотя бы раз сталкивался с подобными ситуациями. Виноваты в этих случаях взрослые, а страдают дети. Однако необходимо понимать, что все крики несут последствия.

· Повышенный тон вводит ребёнка в заблуждение. Дети воспринимают не слова, а интонацию.

· Крик в воспитании становится привычкой. Ребёнок перенимает модель поведения членов семьи. Поэтому не стоит удивляться, когда чадо начнёт кричать по любому поводу.

· Первая эмоция ребёнка – это страх. И чем больше он будет бояться родителя и его угроз, тем скорее у него возникнет
депрессия или тревожность.

· Когда воспитанник не понимает даже крика, взрослые начинают кричать ещё сильнее, впадать в истерику и применять угрозы. А это чревато еще большим ухудшением отношений в семье. Подобное поведение в воспитании подрывает авторитет родителей в глазах дочери или сына.

Почему ребёнок не слышит спокойного тона?

Запомните одно важное правило в воспитании: разговаривать с малышом следует спокойной интонацией. Только так можно создать доверительную и дружелюбную обстановку.

Но иногда дети просто не понимают спокойной речи. И вот тогда родители совершают главную ошибку – они начинают кричать и угрожать. Однако этого можно избежать, если следовать нескольким правилам.

· Научитесь устанавливать зрительный контакт. Если во время разговора малыш смотрит по сторонам, он не поймёт, чего от него хотят.

· Не используйте в своих просьбах частицу «не». Дети не воспринимают отрицания, им понятна утвердительная просьба. Вместо «не бегай» лучше сказать «ходи спокойно».

· Ребёнок не умеет концентрироваться. Именно поэтому в процессе воспитания не эффективно предъявлять малышу сразу несколько просьб. За один раз должна быть одна задача. Иногда истиной причиной такого поведения является не скверный характер или упрямство, а физиологические особенность или заболевание. Прежде чем применять наказание убедитесь, что у воспитанника отсутствует такой диагноз, как
дефицит внимания и гиперактивность.

· В процессе воспитания очень важно говорить на равных, а не постоянно угрожать и указывать. Такое обращение не понравится никому, и вряд ли будет иметь успех.

Основные принципы воспитания детей без наказания

Воспитывать ребёнка без криков, угроз и наказаний можно, хоть и сложно. Но результат будет того стоить. Чтобы не сорваться, научитесь следовать нескольким принципам.

1.Самое главное – это терпение. Именно им должны запастись родители, которые решили не применять наказаний и криков в своей методике воспитания. Несмотря на все сложности, они вырастят самодостаточного и уверенного в себе человека.

2. Дети достойны того, чтобы их просто любили. И если они балуются, это не значит, что они не любят родителя. Нужно понять причину такого поступка.

3. Ребёнка, как и взрослого человека, следует принимать со всеми его достоинствами и недостатками. Дитя возможно перевоспитать, но делать это лучше с осторожностью и без криков.

4. Родитель должен уделять своему ребёнку внимание. Как бы он не был занят, как бы он не устал на работе, как бы он не хотел посмотреть телевизор, малыш нуждается в заботе и любви.

5. Нужно понимать, что ребёнок, пусть даже самый маленький, это личность. У него есть свои вкусы, интересы, предпочтения, которыми не следует пренебрегать в воспитании.

6. Дети всегда и во всём стараются подражать родителям. Поэтому не эффективно самим врать и вести себя недостойно – воспитанник сразу же повторит эту модель поведения.

7. Психологическое давление не приведёт к положительному результату. Поэтому чем больше родитель требует от малыша, тем скорее он начнёт сопротивляться и делать всё по-своему.

8. Нужно быть верным своим решениям и не давать слабину. Если пригрозили, что он не получит сладкого до утра, то обязательно это исполните.

Психологами доказано: дети, которых не наказывали, менее агрессивны. Поэтому не стоит вселять в малыша чувство неуверенности и нелюбви к себе и к окружающим.

Что необходимо знать родителям о воспитании – как этому научиться?

Воспитание – это сложный процесс. И поэтому, если родитель решил выбрать метод «без наказания», он должен идти до конца. Главное, знать основные правила.

· С помощью капризов и упрямства дети самовыражаются. Поэтому, как только малышу исполняется 3 года, он должен получать свободу. И чем дальше, тем больше.

· Главное наказание – это последствия. Поэтому стоит давать понять чаду, чем чревато его поведение. Когда он сам увидит возможный результат, он поймёт, как не нужно себя вести.

· Не следует всё решать за сына или дочь. Иногда полезно советоваться и с ним. Так малыш почувствует себя взрослым, и решит, что с его мнением считаются.

· Совсем маленьким объяснения не помогут. Поэтому целесообразно действовать по-другому. Если ребёнок хочет играть с большой собакой, не понимая опасности, просто заберите его со двора.

· С сыновьями и дочерьми можно и нужно разговаривать. И необязательно ждать, когда малыш ошибётся. Стоит заранее проработать ситуации, в которые он может попасть, и вместе найти решение.

· Нельзя забывать, что малыш – это живое существо. Он хочет бегать, прыгать и играть. Поэтому не требуйте от ребёнка невозможного.

Воспитание без наказаний – это всегда сложно. И в первую очередь, для родителей, а всё потому, что это огромная работа над собой. Но результат будет стоить приложенных усилий.

Когда угрожать и кричать нельзя категорически?

Капризы могут быть вызваны кризисным возрастом. Это периоды, которые важны для эмоционального и психического взросления. Психологи выделяют 4 основных этапа, во время которых наказания только вредят:

· первый год жизни – с 9 месяцев;

· кризис 3 лет – с 2 до 4 лет;

Но не только возраст играет роль в этом вопросе. Психологи выделяют ещё несколько ситуаций, в которых крики, угрозы и наказания не имеют право на существование:

  • в то время, когда ребёнок болеет;
  • когда он кушает или увлечён игрой;
  • когда малыш не виноват в полученном результате;
  • воспитание во время психологического перевозбуждения или злости;
  • если ребенок тяжело переживает развод родителей;
  • когда он только проснулся или, наоборот, ложится спать.

Также не переносите собственные проблемы и неприятности на детей. Малыш не виноват в том, что у родителей на работе много дел или же ему урезали заработную плату. Важно помнить, что ребёнок отвечает только за то, что он сделал сам.

Как наказывать правильно: советы психологов

Психологи утверждают, воспитание невозможно без гуманных наказаний. А вот жестокая физическая расправа принесет непоправимый ущерб психике во взрослом возрасте.

Если малыш оступился первый раз, его нужно простить и проработать допущенные ошибки без криков. Старший должен объяснить, почему ребёнок поступил неправильно. Маленький человек имеет право знать, что будет в следующий раз, если он снова так поступит.

Психологи советуют воспитание превращать в игру. Для этого возьмите пару листков бумаги, и на одном напишите список провинностей и соответствующих наказаний, а на другом, наоборот, хорошие поступки и поощрения.

Эти списки повесьте на холодильник, чтобы ребёнок видел их постоянно и запоминал. Так он будет знать, что у него есть выбор – поступить хорошо или поступить плохо и получить за это наказание.

Помните правило: слово – не воробей. Это значит, что если папа с мамой сказали, что ребёнок будет неделю без компьютерных игр, они не меняют своё решение и действуют согласованно. Помните что ссоры родителей при ребенке не только негативно отражаются на его психологическом состоянии, но и подрывают их авторитет.

Как бы ни стало жалко малыша, не давайте слабину. А иначе он поймёт, что слово его родителей ничего не стоит. Всё это сильно подорвёт авторитет.

Как бы сильно не провинился ребёнок, какие слова бы он не сказал и какой бы ущерб не нанёс дому/мебели/имуществу, его ни в коем случае нельзя бить. В этом вопросе нет никаких исключений, это табу.

Психологи говорят, что если родитель в воспитательных целях всё же решил наказать ребёнка, он должен сделать это сразу после того, как тот провинился. Не тяните время, а говорите о наказании сразу, а не через час/день/неделю, в этом не будет никакого толку.

Наказывать нужно уметь. Если ребёнок целыми днями гуляет во дворе с соседскими мальчишками и не интересуется компьютерными играми, нет никакого смысла лишать его Интернета.

Малыш просто не заметит этого лишения, и не поймёт, в чём был смысл наказания. Поэтому стоит «забирать» у ребёнка то, что он действительно любит. В этом случае воспитание будет иметь смысл.

Нельзя характеризовать личность ребёнка. Говорите без крика о том, какой плохой поступок он совершил, а не о том, какой он плохой человек. Так у малыша начнёт формироваться неправильная самооценка, а это чревато рядом серьёзных проблем.

Воспитание – это настоящее искусство. Но для того, чтобы построить дружеские отношения, необязательно быть педагогом или психологом. Главное – это любовь и забота. Всё остальное со временем приложится.

Как воспитывать ребенка без криков, наказания, рукоприкладства? Советы Квопс, Комаровского, Карпачева

Воспитание без насилия – нелегкая задача, которая под силу только любящим, целеустремленным родителям. В данной статье мы поговорим о том, как воспитать ребенка, не прибегая к крикам, рукоприкладству.

Несколько причин плохого поведения малыша

Почему наше чадо ведет себя так, что родителям становится стыдно за его поведение и собственную педагогическую несостоятельность. Этому есть несколько возможных причин:

  • Физиологические особенности, темперамент карапуза. Меланхолики могут часами выполнять поручение родителей, убрать игрушки по местам. А холерики утомляют своим активным поведением окружающих.
  • Соперничество детей в семье. Часто взрослые поручают старшим детям заботу о младшем братишке или сестренке. Для того чтобы «перетянуть на себя одеяло» первенец проявляет неповиновение, упрямство.
  • Обида. Родители не выполнили своих обещаний? Ждите бури, всплеска непослушания.
  • Копирование поведения других. Малыш «подсматривает» модель поведения у других, более авторитетных для него сверстников. Стремится быть похожим на них.
  • Недостаток родительского внимания. С помощью девиантного поведения малыш стремится привлечь внимание взрослых. Даже негативное внимание для него лучше, чем полное его отсутствие. Кстати, мы уже писали статью про синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Проверка границ дозволенности. Таким образом, детка проверяет, до какого предела он может манипулировать взрослыми.
  • Отсутствие умения управлять своими эмоциями. Эмоциональная сфера малыша недостаточно сформирована, поэтому у детки проявляются приступы плохого поведения.
  • Тотальный контроль со стороны взрослых. С помощью неповиновения малыш пробует выбраться из-под постоянного контроля мамы и папы.
  • Избалованность. С молодых ногтей кроха не получал отказа и теперь противится любому навязыванию чужой воли.
  • Конфликты между родителями. Своим негативным поведением малыш пытается переключить конфликтующих родителей на собственную персону.

Кризисы детского возраста

Даже самый идеальный ребенок подвержен изменениям поведения в некоторые периоды своей жизни. Существует 4 возрастных кризиса детей:

  • Первый год жизни;
  • Третий год жизни;
  • Семилетний кризис;
  • Пубертат или подростковый кризис.

В это время дети не делают «назло», а пытаются доступным для них способом донести свои желания, мысли до взрослых. Ответственный родитель не станет решать проблему криком, отыщет действенные способы воспитания, подходы к собственному чаду.

Главные принципы воспитания малышей без наказания и насилия

Как найти в себе силы и не использовать право взрослого для наказания, битья маленького хулигана в воспитательном процессе? Придерживайтесь следующих принципов:

  1. Терпение. Никто не говорит, что воспитывать без наказания просто. Обязательно возникнут сложности, недопонимание. Но для того, чтобы вырастить хорошего человека важно проявить терпение.
  2. Безусловная любовь. Гораздо легче применить санкции, чем выяснять причину неповиновения или баловства. Но это эгоистично со стороны родителей. Ребенка важно любить не потому, что быть родителем – это модный статус, а просто так.
  3. Принятие ребенка. Да, у него есть недостатки и проблемы. Но он должен совершенно точно знать, что родители его любят.
  4. Внимание. Если не уделять детке достаточно своего времени и внимания, обязательно появятся проблемы.
  5. Уважение личности. Позволяйте малышу с ранних лет принимать решения по выбору игрушек, личной одежды. Уважайте его чувства, желания.
  6. Достойный личный пример. Для начала воспитайте себя. Ведь именно на вас будет, в конце концов, похож ваш малыш. Подавайте ему пример своими собственными достойными поступками.
  7. Давление порождает сопротивление. Если вы будете постоянно давить на кроху, то он будет сопротивляться вашему нажиму все сильнее и сильнее. В конце концов, отношения в семье станут настолько напряженными, что малышу захочется покинуть собственный дом. Это обязательно проявится в капризах, ссорах и истериках.
  8. Негативизм проявления силы. Помните, ваш авторитет не вечен. Однажды детка выйдет из повиновения, и наказания перестанут действовать.
  9. Последовательность. Если что-то сегодня нельзя, то не стоит это позволять завтра.
  10. Сила поощрения. Положительное подкрепление хороших поступков действует гораздо сильнее, чем воспитательные санкции.
  11. Школа для родителей. Постоянно развивайтесь, учитесь не реагировать на детские провокации, игнорировать эмоциональные срывы карапуза.
Читайте также:  Как развивать эмоциональный интеллект у детей: советы специалистов, эффективные методы

Советы по воспитанию от Кэтрин Кволс

Прогрессивный педагог Кэтрин Кволс в своей книге «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» дает заботливым родителям полный набор инструментов для формирования здоровых отношений детей и родителей.

  • Дайте понять малышу, что он полезен. Например, при посещении магазина советуйтесь, что необходимо купить, в каком количестве. Назначайте ответственным за те или иные действия, давайте посильные поручения.
  • Право выбора. Пусть выбирает, какую одежду ему хочется надеть сегодня, не навязывайте своего мнения.
  • Заранее предупреждайте. Гораздо проще не кричать за то, что до сих пор не в кроватке. А без крика предупредить заблаговременно, что через 10 минут необходимо умыться и лечь спать.
  • Сделайте упор на значимости его мнения. Важно, чтобы карапуз понимал, что его мнение по любому вопросу очень важно для каждого члена семьи.
  • Используйте специальные условные знаки. Договоритесь с ребенком, что в случае, если детка будет вести себя недопустимо, родители подадут ему условный сигнал остановиться. Такой подход не унизит подростка перед сверстниками, даст возможность откорректировать свое поведение.
  • Компромисс и договоренность. Избегать конфликта просто. Нужно лишь договариваться с малышом заранее. Если вы собрались в магазин, еще дома оговорите покупки, которые вы можете сделать.
  • Не со всеми проступками нужно бороться. Если вы не можете повлиять на какое — либо нежелательное поведение – узаконьте его. Например, если ваш карапуз настойчиво продолжает рисовать на обоях, не обращая внимания на ваши запреты, смените тактику. Выделите специальное место на обоях и позвольте рисовать именно там.
  • Ты и я – победители. Идите на компромисс. Находите такие решения конфликта, при котором в выигрыше останутся все.
  • Учите вежливо отказываться. Если ребенок не умеет прямо отказывать взрослым, он будет делать это косвенно через плохие поступки.
  • Избегайте ссор. Самая лучшая война та, что не началась. Уходите от конфликтных ситуаций, не ломайте характер ребенка.

Мнение Карпачева, Комаровского

Такого же мнения придерживается в своей книге «Как воспитывать детей без наказания» известный психолог Дмитрий Карпачев. С ним солидарен и известный педиатр Комаровский. Он считает, что кричать, а тем более бить ребятню в процессе воспитания недопустимо. Таким поведением взрослые развивают у детки неуверенность в себе, агрессию по отношению к окружающим, стрессы и детские страхи.

Конечно, легче бить ребенка, чем уделять формированию его личности достаточно сил и времени. Но подобные подходы к воспитанию личности могут нанести непоправимый вред психике малыша.

12 основных принципов воспитания детей без наказаний – как воспитывать, не наказывая ребенка?

Время на чтение: 5 минут

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Как работает наказание?

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.

Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть , со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания . Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил . Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться , чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка , когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению , а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки исо здать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

А как Вы относитесь к наказанию детей? Возможно ли воспитание без наказания? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Наказание без крика и упрека: как “правильно” воспитывать ребенка?

Теорию воспитания детей без крика воплотить в жизнь крайне сложно. Вот маленький хитрец снова пытается стащить со стола тарелки вместе со скатертью и делает вид, что не слышит десять раз сказанного «нельзя». Или откровенно саботирует спешные сборы в магазин, который может через полчаса закрыться. А чего стоят эти «концерты» в торговых центрах, когда воспитанный в духе понимания и партнерства карапуз валяется посреди зала и бьется в настоящей истерике, пытаясь получить желаемое.

В такие моменты даже у самой хладнокровной мамы руки начинают дрожать, и она старается либо быстрее ретироваться вместе с орущим чадом, либо отшлепать его, как следует, чтобы «в следующий раз неповадно было».

Мама четырех детей, практикующий психолог Наталья Удовенко полагает, наказания по отношению к ребенку могут применяться, однако родители должны четко понимать, как именно и за что они наказывают.

Кризис или каприз?

Подумайте, не попадает ли время повышенной капризности вашего чада на период одного из возрастных кризисов. Их четыре:

— кризис 1 года,
— кризис третьего года жизни (бывает в промежутке с 2 до 4 лет),
— кризис 7 лет,
— кризис подросткового возраста.

«Если ваш ребенок находится в одной из этих возрастных категорий, и вы видите, что его „колбасит“, возможно, это не капризы, а очередной этап развития, который очень важен», — предупреждает Наталья Удовенко читателей Interfax.by.

Ребенок все делает «назло»!

Такие жалобы от мам и пап психологи слышат нередко. И не устают повторять: семилетний ребенок, не говоря уже о малыше, не может ничего делать назло, по крайней мере, так, как это представляют себе взрослые.

«Если ребенок что-то такое делает, значит, он нашел лучший выход из ситуации, а другого способа донести свое мнение просто не видит», — убеждена Наталья Удовенко.

Стабильность – признак послушания

Часто причиной капризов детей, в которых не могут разобраться взрослые и которые, как нам кажется, требуют наказания, является нестабильность в поведении мамы. Сегодня она наказывает за что-то, завтра уже нет, дома она разрешает все, а при людях или в гостях все те же действия запрещает.

Оказавшись в таком положении, ребенок сначала пытается подстроиться под мамины требования, но не видит единой системы в ее поведении — и его чувства сменяются на смятение и страх.

Если мама нестабильна в своих запросах, то ребенок будет все время пробовать разные пути поведения, «прощупывать почву», чтобы понять, на каком же варианте поведения ему остановиться.

Психологи утверждают: какую бы тактику в общении с ребенком вы не выбрали, вы должны претворять ее в жизнь на протяжении длительного времени. Реакция мамы на один и тот же поступок ребенка должна быть одинаковой и стабильной не менее пяти раз подряд, чтобы говорить о какой-то эффективности предпринятого вами метода.

«Первый раз ребенок может еще не услышать, второй – оглянуться, третий – понять, что где-то это уже слышал, и только раз на четвертый или пятый может отреагировать, — поясняет Наталья Удовенко и снова напоминает читателям https://interfax.by/: — Самое важное в воспитании ребенка – стабильность. Даже постоянные крик и наказания не столь страшны для ребенка, как родительская нестабильность, которая „подобна смерти“ и является причиной очень сильной тревожности».

Поговори со мною, детка

Один из способов не наказать, а понять причины „неправильного“ поведения своего ребенка – сказкотерапия. Придумайте сказку с героем, похожим на вашего ребенка. Доведите ситуацию до пика, а потом покажите на примере героя, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.

Еще один вариант построения сказок: в ходе сюжета, приближенного к реальности, спрашивать мнение ребенка: „Как ты думаешь, почему Петя так себя ведет?“, „Зачем он грубит?“, „Почему он не слушается и плюется?“… И, скорее всего, ребенок расскажет вам о себе. Прислушайтесь к его ответу – и вы сможете многое узнать и понять.

А еще с детьми нужно разговаривать. Много и подробно. Ребенка, который капризничает, истерит и не слушается, можно спросить напрямую: „Зачем ты это делаешь?“, „Чего ты хочешь от меня?“ И, возможно, ребенок сам даст вам ответ на вопрос.

Если мама не права…

Наверное, у каждой мамы найдутся истории взаимоотношений с собственными чадами, которые она не хотела бы вспоминать. Вы сорвались и наорали на ребенка, когда его нужно было пожалеть? Подняли на него руку и теперь корите себя за это помутнение рассудка? Со всеми бывает…

Ребенок тоже может помнить об этом неприятном эпизоде, в котором мама вела себя „неправильно“, и бояться его повторения.

Не бойтесь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. Скажите ему, что вы разозлились, объясните, на что именно, и попросите прощения. Не бойтесь уронить авторитет в глазах ребенка – таким поступком вы, скорее, его приобретете.

»Золотые” правила наказания

Собираясь наказывать за что-то, задумайтесь, хорошо ли понимаете причины, которые побудили ребенка совершить неприглядный поступок, и не совершаете ли вы ошибку, прибегая к наказанию как методу. Вам удастся найти гармонию, соблюдая «золотые» правила наказания, выведенные многолетней практикой психологом и мамой Натальей Удовенко.

Читайте также:  Что можно и что нельзя запрещать ребенку?

— Если вы не успели что-то запретить, то это разрешено. Например, разбитая ваза, оставленная на краю стола, должна остаться на совести родителей.
— В первый раз – не наказывайте. Совершив некий проступок впервые, ребенок не должен быть за него наказан. Достаточно ему разъяснить, что он неправ.
— Наказание твердо и неизменно. Относитесь к наказаниям как к красному сигналу светофора. Сколько бы ребенок ни ныл, что хочет перейти дорогу побыстрее и на красный свет, вы его не отпустите и будете держать за руку.
Предупреждайте ребенка о последствиях. Фраза «Если ты не сделаешь вот это, произойдет вот то…» должна быть произнесена четко и ясно.
— Исполняйте наказания. Это бывает самым сложным, но коль вы в пылу гнева закричали «теперь неделю без компьютера», то крутитесь, как хотите, но этот срок ребенок должен «отбыть».
— Определите правила наказаний и поощрений. На семейном совете в спокойной обстановке распишите, за какие шалости вы готовы наказывать ребенка и как именно.
— Наказание не должно быть физическим. Также наложите «табу» на игнорирование ребенка в качестве наказания.
— Лучший вид наказания – лишение ребенка какого-либо приятного времяпрепровождения или того действия, которым он увлечен в данный момент.
Наказание не должно быть отложено во времени. Оно должно быть «здесь и сейчас», чтобы ребенок четко понимал, за что он наказан и чем.
— Критикуйте поступок, но не ребенка.
— Спокойствие, только спокойствие! Вы должны иметь достаточно выдержки, чтобы вытерпеть несколько детских истерик. Убедившись, что они не дают результата, ребенок оставит свои попытки манипулировать мамой.
Доводите наказание до конца. Если ребенок поставлен в угол на 15 минут, но через 5 минут говорит, что осознал свою вину и просит его отпустить, этого делать не стоит. Простить – да, пожалеть – да, поговорить – да. В противном случае слова «прости меня, я больше так не буду» из уст ребенка будут слетать автоматически.
— Говорите шепотом в тех случаях, когда вы готовы сорваться на крик. Это поможет и маме успокоиться, и ребенку начать прислушиваться к тому, что вы говорите.
— Посмотрите в зеркало. Наказывая ребенка, задумайтесь еще раз о причинах его плохого поведения. Часто оно – в нас самих. Дети являются зеркалом своих родителей, их чувств и их поведения. Вы уверены, что его поведение – не реакция на ваши поступки?

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Пошаговая инструкция

В теории воспитание ребенка не должно содержать агрессии, криков и, тем более, физического воздействия. Но очередная истерика в магазине, категоричный отказ одеваться, изрисованные зубной пастой или кашей стены выведут даже самых хладнокровных мам и пап из равновесия. И тогда родители используют не самые лучшие методики воспитания – окрики или физическое воздействие. Зачастую взрослые сожалеют о сильной эмоциональности. Но, не зная других способов влияния, продолжают срываться на крик.

Кнут или пряник?

Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.

Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх. Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин. Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.

Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.

Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя. Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.

Почему ребенок не слышит спокойного тона?

Разговаривать с ребенком необходимо в спокойном тоне. Это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Но иногда малыш не слышит маму или папу. Тогда родитель совершает ошибку, переходя на крик. Подобного можно избежать, если соблюдать несколько правил.

  1. Зрительный контакт. Для его установления взрослому нужно быть наравне с ребенком, например, присесть и озвучить просьбу, глядя в глаза. Порой родители даже не смотрят в сторону ребенка, разговаривая с ним. Никто не учитывает, что кроха может увлеченно играть и действительно не слышать о чем ему говорят.
  2. Только 1 просьба за раз. В детях ответственность заложена от природы. Но все портит их неумение концентрироваться. Так, озвученные одновременно 2-3 просьбы они могут не запомнить. А, значит, не выполнят их вообще или исполнят только задачу, озвученную первой.
  3. Просьба с отрицанием. Удивительно, но малыши не способны улавливать частицу «не». Именно поэтому они пропускают родительские замечания «не бегай», «не кричи». Правильнее будет сформулировать так: «не шуми» – «давай говорить тихо» или «не прыгай» – «ходи спокойно».

Еще одно важное условие – разговаривать с ребенком на равных. Без постоянных указаний. И каждый раз задавать себе вопрос: «А мне приятно подобное обращение?».

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Когда наказывать и кричать нельзя категорически

Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:

  • кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
  • кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
  • кризис 7-го года жизни;
  • подростковый кризис.

Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:

  • во время болезни;
  • в момент приема пищи;
  • если ребенок увлеченно играет;
  • перед сном и в период пробуждения;
  • если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
  • если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.

Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.

Воспитание без наказаний и криков возможно

Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.

  1. Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
  2. Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
  3. Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
  4. Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так. Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят. Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
  5. Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
  6. Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
  7. Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
  8. Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
  9. Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
  10. Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
  11. Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
  12. Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
  13. Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.

Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.

Как наказывать правильно

И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.

  1. Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
  2. Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
  3. Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
  4. Исключение физического воздействия.
  5. Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
  6. Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
  7. Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.

Воспитание – это искусство. Не нужно быть психологом или педагогом, чтобы выстроить дружелюбные взаимоотношения с ребенком. Ведь самое главное – любить ребенка, не ставя в упрек его поведение, проделки. Можно использовать в меру наказания, обижаться, даже сердиться по делу, но переставать любить нельзя. Только дружелюбием, терпимостью, нежностью удастся вырастить счастливого человека.

Без крика и наказаний: Как инуиты решают проблему детской агрессии и непослушания

Традиционно инуиты невероятно нежно и заботливо относятся к ДЕТЯМ. Если бы мы составляли рейтинг самых мягких ✅стилей воспитания✅, то подход инуитов наверняка был бы в числе лидеров. В этой культуре считается неприемлемым ругать детей — или даже говорить с ним сердитым тоном.

В 1960-х годах аспирантка Гарварда сделала выдающееся открытие о природе человеческого гнева. Когда Джин Бриггс было 34 года, она путешествовала за полярным кругом и 17 месяцев жила в тундре. Там не было ни дорог, ни отопления, ни магазинов. Температура зимой могла опускаться до минус 40 градусов по Фаренгейту. В своей статье, опубликованной в 1970 году, Бриггс описала, как уговорила семью инуитов «удочерить» ее и «постараться сохранить ей жизнь».

Интуиты: кричать на детей – унизительно

В те времена многие семьи инуитов жили так же, как и их предки на протяжении тысячелетий. Они строили иглу зимой и шатры летом. «Мы ели только животную пищу — рыбу, тюленей, оленей карибу», — рассказывает Майна Ишулутак (Myna Ishulutak), кинопродюсер и педагог, которая вела похожий образ жизни в детстве.

Бриггс быстро заметила, что в этих семьях происходит нечто особенное: взрослые обладали выдающейся способностью контролировать свой гнев.

«Они никогда не выражали свой гнев по отношению ко мне, хотя злились на меня очень часто», — рассказала Бриггс в интервью Канадской радиовещательной корпорации (CBC).

Демонстрировать даже намек на фрустрацию или раздражение считалось слабостью, поведением, простительным только детям. Например, однажды кто-то опрокинул в иглу целый чайник кипятка и повредил ледяной пол. Никто и бровью не повел. «Досадно», — сказал виновник происшествия и пошел заново наливать воду в чайник.

В другой раз, рыболовная леска, которую плели несколько дней, порвалась в первый же день. Ни у кого не вырвалось ругательство. «Сошьем, где порвалось», – сказал кто-то спокойно.

На их фоне Бриггс казалась диким ребенком, хотя она очень сильно старалась контролировать свой гнев. «Мое поведение было импульсивным, намного более грубым, гораздо менее тактичным», — рассказала она CBC. — «Я часто вела себя вразрез с социальными нормами. Я ныла, или огрызалась, или делала еще что-то, чего они бы никогда не сделали».

Читайте также:  Какое влияние оказывает реклама на ребенка - почему дети не отрывают глаз от рекламных роликов

Бригсс, скончавшаяся в 2016 году, описала свои наблюдения в своей первой книге «Никогда не злиться» (Never in Anger). Ее томил вопрос: как инуитам удается воспитать в своих детях эту способность? Каким образом им удается превращать склонных к истерикам малышей в хладнокровных взрослых?

В 1971 году Бриггс нашла подсказку.

Она гуляла по каменистому пляжу в Арктике, когда увидела молодую маму, играющую с своим ребенком — мальчиком лет двух. Мама подняла камушек и сказала: «Ударь меня! Давай! Бей сильнее!», — вспоминала Бриггс.

Мальчик кинул камень в маму, и она воскликнула: «Оооой, как больно!»

Бриггс была в замешательстве. Эта мама учила ребенка поведению, противоположному тому, которого обычно добиваются родители. И ее действия противоречили всему, что Бриггс знала о культуре инуитов. «Я подумала: что тут происходит?» — рассказывала Бриггс в своем интервью CBC.

Как выяснилось, та мама использовала мощный воспитательный прием, чтобы научить своего ребенка контролировать гнев — и это одна из самых интересных стратегий в родительстве, которые мне встречались.

Без ругани, без тайм-аутов

В канадском полярном городе Икалуит начало декабря. В два часа солнце уже откланивается.

Температура воздуха — умеренные минус 10 градусов по Фаренгейту (минус 23 по Цельсию). Кружится легкий снег.

Я приехала в этот прибрежный город после того, как прочитала книгу Бриггс, в поисках секретов воспитания — особенно тех, которые связаны с обучением детей умению контролировать свои эмоции. Едва сойдя с самолета, я начинаю собирать данные.

Я присаживаюсь к старикам 80-90 лет, пока они обедают «местной едой» – тушеный тюлень, замороженное мясо белухи и сырое мясо карибу. Я разговариваю с мамами, которые продают ручной работы куртки из тюленьей кожи на школьных ярмарках рукоделия. И я посещаю занятие по воспитанию детей, на котором педагоги детских садов изучают, как их предки растили маленьких детей сотни — или даже тысячи — лет назад.

Повсеместно мамы упоминают золотое правило: не кричите и не повышайте голос на на маленьких детей.

Традиционно инуиты невероятно нежно и заботливо относятся к детям. Если бы мы составляли рейтинг самых мягких стилей воспитания, то подход инуитов наверняка был бы в числе лидеров. (У них даже есть специальный поцелуй для младенцев — надо дотронуться носом до щечки и понюхать кожу малыша).

В этой культуре считается неприемлемым ругать детей — или даже говорить с ним сердитым тоном, говорит Лиза Айпели (Lisa Ipeelie), продюсер на радио и мама, выросшая в семье, где было 12 детей. «Когда они маленькие, нет смысла повышать голос», — говорит она. — «Это только заставит ваше сердце биться чаще».

А если ребенок ударит или укусит вас, все равно не надо повышать голос?

«Нет», — говорит Айпели со смешком, который будто подчеркивает глупость моего вопроса. — «Нам часто кажется, что маленькие дети специально нас доводят, но на самом деле это не так. Они чем-то расстроены, и вам надо выяснить, чем именно».

В традициях инуитов считается унизительным кричать на детей. Для взрослого это все равно что впасть в истерику; взрослый, в сущности, опускается до уровня ребенка.

Пожилые люди, с которыми я беседовала, говорят, что интенсивный процесс колонизации, происходящий на протяжении последнего столетия, разрушает эти традиции. И поэтому их община прилагает серьезные усилия, чтобы сохранить свой стиль воспитания.

Гута Джоу (Goota Jaw) на передовой этой борьбы. Она дает уроки по воспитанию детей в Арктическом колледже. Ее собственный стиль воспитания настолько мягкий, что она даже не рассматривает тайм-ауты в качестве воспитательной меры.

«Кричать: подумай о своем поведении, иди в свою комнату! Я с этим не согласна. Мы не этому учим детей. Так вы только научите их убегать», — говорит Джоу.

И вы учите их злиться, говорит клинический психолог и писательница Лора Маркхэм. «Когда мы кричим на ребенка — или даже угрожаем словами «Я начинаю злиться», мы учим ребенка кричать», — говорит Маркхэм. — «Мы учим их, что когда они расстроятся, надо орать, и что крик решает проблему».

Напротив, родители, контролирующие свой гнев, учат этому и детей. Маркхэм говорит: «Дети учатся эмоциональной саморегуляции у нас».

«Они будут играть твоей головой в футбол»

В принципе, в глубине души все мамы и папы знают, что на детей лучше не кричать. Но если не ругать их, не разговаривать с ними сердитым тоном, то как добиться того, чтобы они слушались? Как сделать так, чтобы трехлетка не выбежала на дорогу? Или не била своего старшего брата?

На протяжении тысячелетий инуиты ловко применяют старый как мир инструмент: «Мы используем сказительство, чтобы заставить детей слушаться», — говорит Джоу.

Она не имеет в виду сказки, содержащие мораль, в которой ребенку еще надо разобраться. Она говорит про устные рассказы, которые передаются у инуитов из поколения в поколение, и которые созданы специально для того, чтобы повлиять на поведение ребенка в нужный момент — а иногда и спасти ему жизнь.

Например, как научить детей не подходить близко к океану, в котором они легко могут утонуть? Джоу рассказывает, что вместо того, чтобы кричать «Не подходите к воде», инуиты предпочитают предупреждать проблему и рассказывают детям особую историю о том, что находится под водой. «Там живет морское чудовище», — говорит Джоу, — «а на спине у него огромный мешок для маленьких детей. Если ребенок подойдет слишком близко к воде, чудище затащит его в свой мешок, унесет на дно океана, а потом отдаст другой семье. И тогда нам не нужно кричать на ребенка — он и так уже понял суть».

У инуитов есть множество историй и для обучения детей уважительному поведению. Например, чтобы дети слушали родителей, им рассказывают историю про ушную серу, говорит кинопродюсер Майна Ишулутак. «Мои родители заглядывали мне в уши, и если там оказывалось слишком много серы, это означало, что мы не слушали, что нам говорят», — рассказывает она.

Родители говорят детям: «Если вы будете брать еду без разрешения, длинные пальцы протянутся к вам и схватят вас».

Есть история про северное сияние, которая помогает детям научиться не снимать шапки зимой. «Наши родители говорили нам, что если мы выйдем на улицу без шапки, то полярные огни снимут с нас головы и будут играть ими в футбол», — говорит Ишулутак. — «Мы так боялись!» — восклицает она и разражается хохотом.

Поначалу эти рассказы кажутся мне слишком страшными для малышей. И моя первая реакция — отмахнуться от них. Но мое мнение изменилось на 180 градусов после того, как я увидела отклик моей собственной дочери на похожие истории — и после того, как я узнала больше о замысловатых отношениях человечества с рассказыванием историй. Устное сказительство — общечеловеческая традиция. На протяжении десятков тысяч лет оно было ключевым способом, с помощью которого родители передавали детям свои ценности и учили их правильному поведению.

Современные общины охотников-собирателей используют рассказы, чтобы научить делиться, уважать оба пола и избегать конфликтов — это показало недавнее исследование, в которым были проанализированы жизнь и быт 89 различных племен. Так, например, исследование выявило, что в агта, племени охотников-собирателей с Филиппин, талант рассказчика ценится больше, чем талант охотника или знания в области медицины.

В наше время многие американские родители передают роль рассказчика экрану. Я задумалась, не упускаем ли таким образом простой — и эффективный — способ добиться послушания и повлиять на поведение наших детей? Возможно, маленькие дети каким-то образом «запрограммированы» учиться с помощью рассказов?

«Я бы сказала, что дети хорошо обучаются с помощью повествования и объяснений», — говорит психолог Дина Вайсберг из Университета Вилланова, которая изучает, как маленькие дети интерпретируют вымышленные истории. «Мы лучше всего учимся через то, что нам интересно. А истории по своей сути обладают многими качествами, которые делают их намного интереснее, чем простое высказывание».

Истории с элементами опасности притягивают детей как магнит, говорит Вайсберг. И они превращают напряженное занятие — такое, как попытка добиться послушания — в игровое взаимодействие, которое оказывается — не побоюсь этого слова — веселым. «Не сбрасывайте со счетов игровую составляющую сказительства», — говорит Вайсберг. — «С помощью рассказов дети могут вообразить вещи, которые на самом деле не происходят. И детям это нравится. Взрослым тоже».

Ударишь меня?

Вернемся в Икалуит, где Майна Ишулутак вспоминает о своем детстве в тундре. Она и ее семья жили в охотничьем лагере вместе с 60 другими людьми. Когда она была подростком, ее семья переехала в город.

«Я очень скучаю по жизни в тундре», — рассказывает она, пока мы с ней ужинаем запеченным арктическим гольцом. — «Мы жили в доме из дерна. По утрам, когда мы просыпались, все было замерзшим, пока мы не зажжем масляную лампу».

Я спрашиваю, знакома ли она с трудами Джин Бриггс. Ее ответ меня ошарашивает. Ишулутак берет свою сумку и достает из нее вторую книгу Бриггс, «Игры и нравственность у инуитов», которая описывает жизнь трехлетней девочки по прозвищу Пухленькая Маата.

«Это книга обо мне и моей семье», — говорит Ишулутак. — «Я и есть Пухленькая Маата».

В начале 1970-х годов, когда Ишулутак было около 3 лет, ее семья впустила Бриггс в свой дом на 6 месяцев и позволила ей наблюдать все подробности ежедневной жизни их ребенка. То, что Бриггс описала, является ключевой составляющей воспитания хладнокровных детей.

Если кто-то из детей в лагере действовал под влиянием гнева — бил кого-то или закатывал истерику — его никто не наказывал. Вместо этого родители ждали, пока ребенок успокоится, и потом, в спокойной обстановке, делали кое-что, что очень понравилось бы Шекспиру: они разыгрывали спектакль. (Как написал сам Поэт, «Я это представленье и задумал, Чтоб совесть короля на нем суметь, Намеками, как на крючок, поддеть». — Перевод Б. Пастернака).

«Смысл в том, чтобы дать ребенку опыт, который позволит ему развить рациональное мышление», — рассказала Бриггс в интервью CBC в 2011 году.

Если вкратце, родители разыгрывали все, что произошло, когда ребенок плохо себя вел, включая реальные последствия этого поведения.

Родитель всегда говорил веселым, игривым голосом. Обычно представление начиналось с вопроса, который провоцировал ребенка на плохое поведение.

Например, если ребенок бьет других людей, мама может начать спектакль с вопроса: «Может быть, ударишь меня?»

Тогда ребенку приходится соображать: «Что мне делать?» Если ребенок «заглатывает приманку» и бьет маму, она не кричит и не ругается, а вместо этого демонстрирует последствия. «Ой как больно!» — может воскликнуть она, а потом усилить эффект следующим вопросом. Например: «Я тебе не нравлюсь?» или «Ты еще маленький?» Она доносит до ребенка мысль, что людям неприятно, когда их бьют, и что «большие дети» так не поступают. Но, опять же, все эти вопросы задаются игривым тоном. Родитель повторяет этот спектакль время от времени — до тех пор, пока ребенок не перестает бить маму во время спектакля, а плохое поведение не сходит на нет.

Ишулутак объясняет, что эти спектакли учат детей не реагировать на провокации. «Они учат быть сильным эмоционально», — говорит она, — «не воспринимать все чересчур серьезно и не бояться того, что будут дразнить».

Психолог Пегги Миллер из Университета Иллинойса соглашается: «Когда ребенок маленький, он узнает, что люди так или иначе будут его сердить, и подобные спектакли учат ребенка думать и сохранять некое равновесие». Другими словами, говорит Миллер, эти спектакли дают детям возможность потренироваться контролировать свой гнев в то время, когда на самом деле они не злятся.

Эта тренировка, видимо, критически важна для обучения детей контролю над своим гневом. Потому что вот в чем суть гнева: если человек уже разозлился, ему нелегко подавить эти чувства — даже взрослым.

«Когда вы стараетесь контролировать или изменить эмоции, которые испытываете прямо сейчас, сделать это очень трудно», — говорит Лиза Фельдман Баррет, психолог из Северо-Восточного университета, которая изучает действие эмоций.

Но если вы пробуете другую реакцию или другое чувство в то время, когда вы не злитесь, ваши шансы справиться с гневом в острой ситуации возрастут, говорит Фельдман Баррет.

«Такое упражнение, в сущности, помогает вам «перепрограммировать» мозг, чтобы ему легче было выдать другие эмоции вместо гнева».

Подобная тренировка эмоций может быть еще важнее для детей, говорит психолог Маркхэм, поскольку в их мозге только формируются связи, необходимые для самоконтроля. «Дети испытывают все виды сильных эмоций», — говорит она. — «У них еще не развита префронтальная кора. Так что наш ответ на их эмоции формирует их мозг».

Маркхэм советует подход, очень похожий на тот, который используют инуиты. Если ребенок плохо ведет себя, она предлагает подождать, пока все успокоятся. В спокойной обстановке обсудите с ребенком то, что случилось. Вы можете рассказать ему историю о том, что произошло, или взять две мягкие игрушки и с их помощью разыграть сценку.

«Такой подход развивает самоконтроль», — говорит Маркхэм.

Когда вы проигрываете с ребенком его плохое поведение, важно делать две вещи. Во-первых, вовлекайте ребенка в спектакль с помощью множества вопросов. Например, если проблема в агрессии по отношению к другим, вы можете сделать паузу во время кукольного спектакля и спросить: «Бобби хочется стукнуть его. Как думаешь, стоит это делать?»

Во-вторых, следите за тем, чтобы ребенку не было скучно. Многие родители не рассматривают игру в качестве воспитательного инструмента, говорит Маркхэм. Но сюжетно-ролевая игра предоставляет уйму возможностей научить детей правильному поведению.

«Игра — это их работа», — говорит Маркхэм. — «Это их способ разобраться в окружающем мире и своем опыте».

Похоже, инуиты знали это на протяжении сотен, а возможно, и тысяч лет.опубликовано econet.ru.

Авторы: Майкалин Дуклеф, Джейн Гринхалдж

Перевод: Алена Хмилевская

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию