Влияние на детей СМИ – как уберечь от воздействия негативной пропаганды

Как уберечь наших детей от негативного влияния сми?

Никитина Е.М., старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, аспирантка кафедры общей педагогики Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия.

В современный период, характеризующийся значительным прогрессом развития техники и технологий СМИ, обращает на себя внимание озабоченность мировой элиты проблемой негативного влияния СМИ на подростков. К сожалению, в России очень мало серьезных исследований на эту тему, а между тем негативная деятельность СМИ продолжает “набирать свои обороты” и в нашей стране, привлекая к экранам телевизоров и заманивая сетевыми играми все большее количество детей и молодежи.

Всего лишь несколько десятилетий назад никто из нас даже не мог себе представить, что ежедневные программы телевизионного вещания будут такими, какие они есть на сегодняшний день. Осознанно проводимая СМИ политика пропаганды насилия, жестокости и безнравственного поведения способствует “вымыванию” естественных жизненных и семейных ценностей, приводит к нивелированию в обществе норм этики и морали, а также, по мнению прогрессивных ученых, способна вызвать различные детские поведенческие расстройства, которые чаще всего проявляются в форме гиперактивности, агрессии по отношению к окружающим и себе самому, повышенной утомляемости детей во время обычных школьных занятий.

Хотя данные статистики правонарушающего поведения детей и молодежи и свидетельствуют об общем снижении количества преступлений, совершаемых представителями данных возрастных групп, но между тем ученых и практиков беспокоит другая проблема: увеличение количества преступлений, совершаемых агрессивно настроенными подростками . Такие преступления зачастую характеризуются проявлением крайних форм агрессии по отношению к жертве. Подростки готовы на все, чтобы получить желаемое.

По нашему мнению, проявление агрессии и экстремизма в молодежной среде напрямую зависит и от деятельности СМИ. Дети и подростки часами, зачастую бесконтрольно, проводят свое время у экранов телевизоров или у мониторов компьютеров. Как уже упомянуто нами выше, далеко не все телевизионные передачи являются полезными для детей и подростков, а пожалуй, даже наоборот, просмотр большинства из них может привести к негативным последствиям. Что касается содержания передач, а особенно иностранных мультфильмов, где дядям, тетям и другим персонажам дозволено нарушать нормы морали и нравственности, а также быть жестокими по отношению друг к другу, в том числе убивать, резать и грабить других персонажей, то это рассматривается представителями СМИ как само собой разумеющееся явление. К сожалению, аналогичным образом все вышеуказанное воспринимают и сами дети.

Сразу оговоримся, мы не склонны принимать за должное точку зрения, согласно которой возможность просмотра детьми и подростками тех или иных телепередач, в любое время суток, должны регулировать родители, от них в конечном итоге зависит безопасная организация досуга их детей. Спрятать от детей компьютеры и телевизоры все равно не получится.

Где гарантия, что дети и подростки не посмотрят не дозволенную родителями телепередачу у своих друзей или не поиграют вместе с ними в “плохие” компьютерные игры?

Кстати, о компьютерах, играх и Интернете: ни для кого из нас не является секретом, что персональный компьютер, а иногда и несколько компьютеров, есть почти в каждой российской семье (в данном случае имеются в виду родительские семьи, проживающие в городах). Большинство семей, которые позволяют себе покупку компьютера, сразу или спустя некоторое время подключаются к сети Интернет. К сожалению, многие родители не подозревают о том, что вместе с покупкой компьютера и подключением его к сети Интернет для получения доступа к полезной и нужной информации они приобретают и массу серьезных проблем, при наличии которых незаменимый источник доступа к СМИ – компьютер может стать для семьи и ребенка настоящим врагом. Ведь ни для кого не является секретом, что в сети Интернет содержится также информация крайне негативного содержания. Некоторые родители, наивно полагая, что их подросшие дети уже умеют отличать зерна от плевел и могут сами разобраться в потоке информации, содержащейся в сети Интернет, позволяют им, без надзора со стороны старших, находиться в сети Интернет довольно длительное время. Что касается родителей подростков, то они зачастую просто не представляют, сколько времени на самом деле проводят за компьютером, находясь непосредственно в сети онлайн, их подросшие дети. Помимо того, что долгое нахождение детей возле компьютера представляет опасность для их физического здоровья, зачастую содержащаяся в сети информация и тем более сетевые игры наносят невосполнимый ущерб их психическому развитию и нравственному здоровью, вплоть до формирования у детей виртуальной зависимости.

Что касается игр, в которые играют, находясь в сети, подростки, то эти игры опасны для детей тем, что сами по себе они содержат элементы агрессии, убивая других персонажей игры в сети онлайн (то же можно сказать и о содержании большинства обычных компьютерных игр, покупаемых детьми на простых компьютерных дисках), дети становятся более жестокими. К сожалению, жестокость и вседозволенность, которая позволена игрокам в виртуальном мире, уже “выплескивается через край” и перерастает в различные формы детской, подростковой и молодежной агрессивности и заканчивается применением насилия в реальном мире. Так, например, по сообщению ИА REGNUM от 2 июня 2008 г., в Уфе (Башкирия) за убийство соперника по компьютерной игре осужден 22-летний студент 5-го курса высшего учебного заведения (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Ему назначено наказание в виде семи лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. “Следствием установлено, что ночью в декабре 2007 года между ним и еще одним игроком сетевой игры, состоящих по игровому сценарию в противоборствующих кланах, произошла ссора из-за того, что он убил виртуального героя – гнома, за которого играл потерпевший, – пояснила следователь прокуратуры Кучина. В ходе ссоры убийца гнома был избит. Через неделю подсудимый совместно с двумя друзьями пригласил обидчика к торговому центру “Башкирия” в Уфе, чтобы разобраться и выяснить, за что он его избил. Между молодыми людьми вновь произошла ссора. Инициатор встречи ударил знакомого кулаком по лицу, а затем нанес множественные удары ногами в область лица и головы, что повлекло смерть потерпевшего”.

Потерпевший занимался частным извозом, был женат, у него осталась 10-летняя дочь .

В данном случае, по всей видимости, причиной печально закончившегося конфликта, скорее всего, стали разногласия, возникшие в процессе сетевого общения путем переговоров в чате популярного модного сетевого тренда – “Лайнэйдж-2” (Lineage-II) – игры, в которой могут участвовать одновременно тысячи пользователей Интернета. Там, в виртуальной реальности, они объединяются в кланы, армии, группировки, вместе охотятся на монстров и часто воюют между собой. Свою компьютерную войну геймеры могут вести когда угодно и где угодно: в игровом клубе, дома или в офисе. Чтобы побеждать в этой игре, говорят они, надо в ней постоянно жить. Как выяснилось, эта виртуальная жизнь иногда способна привести ко вполне реальной смерти . Причем, как поясняет topnews.ru, это не единственный случай, когда виртуальная агрессия перерастает в агрессию реальную. Имеются другие печальные примеры неудачного сетевого общения .

Хотим обратить внимание и на другие опасности, которые поджидают детей и подростков в сети онлайн: все знают о том, что сеть наводнена порнографическими снимками, просмотр которых детьми до достижения ими определенного возраста небезопасен для их здоровья.

Кроме того, не дремлют в сети и “добренькие тети и дяди”, которые так и норовят пригласить наших детей сниматься в “хорошем и веселом кино” или “устроиться на хорошую работу”. Зачастую за такими предложениями кроется опасность совращения несовершеннолетних либо попытка завлечения их в секту.

Согласитесь, даже мы, взрослые, не вдруг и не сразу откажемся от таких предложений, а разберемся лишь спустя некоторое время, да и то не всегда. В данном случае речь идет о сайтах “защитников прав человека от незаконного психиатрического вмешательства” – Гражданской комиссии по правам человека (ГКПЧ). А на самом деле эти сайты и сама ГКПЧ своей деятельностью представляют интересы тоталитарной деструктивной сатанинской секты саентологии и дианетики. “Церковь Саентологии и Дианетики – мощная международная секта с большим капиталом. Учение саентологии является религией, в которой Рон Хаббард, по сути, занимает место Бога, а все его труды – Священного писания. Дианетика и саентология “работает” за счет сеансов одитинга, дающих гипнотическими методами чувство эйфории (душевного подъема) клиенту. Адептам секты внушается мысль о всемирном заговоре против них, прививаются чувство своей избранности, резко враждебное отношение к критике и безграничная преданность организации. Истина находится только в саентологии, все остальное человечество заблуждается и погибает. В организации вырабатываются зависимость и комплекс вины у своего адепта. Конечной целью саентологов является захват мировой власти и перестройка мира по саентологическому образцу, что достигается искоренением всех остальных движений, религий и даже мнений” .

Подробнее информацию на эту тему можно посмотреть тут: http://niks.iksnet.ru/forum/showthread.php?t=5834.

Не стоит полагать, что руководители сект не интересуются судьбой детей и для них главное – завлечь в свой культ людей взрослых, от которых будет больше пользы во всех смыслах, в том числе и в материальном. Это совсем не так. Интерес к детям со стороны сект огромен. Они даже и не скрывают этого.

Рон Хаббард, основатель секты саентологов, писал: “Спасите ребенка – и вы спасете нацию”. Слова хорошие, но нелишне напомнить, что “спасение по Хаббарду” возможно лишь в саентологической секте. Если следовать, например, теории Муна, то ребенок – это третий мессия после самого преподобного. Один из текстов свидетелей Иеговы уточняет: “Чем раньше начинается формирование ребенка, тем более велики шансы, что дети прочно укрепятся в истине и сделают своим призванием службу ей”. Истина же здесь только одна – та, что проповедуется адептами секты. Раэль – французский мессия, утверждающий, что еще в 1973 г. с ним в контакт вступили инопланетяне и поручили ему открыть на Земле их посольство, предлагает давать детям соответствующие тесты уже в детских садиках, чтобы “выявить будущих избранных” .

Как вы понимаете, это далеко не все подводные камни, которые поджидают наших детей в сети онлайн. По нашему мнению, пора серьезно задуматься над тем, стоит или не стоит позволять им находиться там бесконтрольно в любое время суток.

Отсюда возникает вопрос, а чем все-таки занять наших детей в свободное время? Данная проблема, на наш взгляд, уже сейчас должна стоять в ранге первых по вопросу обеспечения национальной безопасности.

По нашему мнению, в целях решения проблемы сохранения физического здоровья детей и молодежи, обеспечения их наилучшего психологического и нравственного развития необходимо решить следующие задачи:

Как избежать негативного влияния СМИ на психику ребёнка.
консультация по теме

Полезные советы для взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_izbezhat_otritsatelnogo_vozdeystviya_smi_na_psikhiku_rebenka.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как избежать отрицательного воздействия СМИ на психику ребенка?

Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрицательного влияния СМИ на психику ребенка:

1. Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а детям до 2 лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случаях (при наличии у ребенка перинатальной энцефалопатии, при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть и до 5-6 лет.

2. Дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых 15 минут в день. В 4-6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи по полчаса в день. А после 6 лет – по часу-полтора в день.

3. Начиная с 4 лет, ребенку можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7 лет малыш может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста.

4. Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов Вашим детям.

5. Лучше показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мелькания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребенка.

6. Не покупайте ребенку комиксы с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр.

7. Если ребенок облает повышенной возбудимостью – замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Да и вообще, телевизору в детской не место – место, где ребенок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач.

8. Приучите ребенка критично относиться к телевизионной рекламе. Да и вообще, лучше отключать звук телевизора во время показа рекламы.

9. При определении времени и возможности просмотра телевизора или игр в компьютерные игры, учитывайте отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка, факторы электромагнитного излучения, возбуждающее действие этих игр или передач на ребенка и вредное воздействие включенного монитора на зрение. И только после этого решайте вопрос о том, нужно ли отвести именно сейчас и именно такое количество времени на СМИ.

Насколько бы Ваш ребенок не был привязан к телевизору или компьютеру, помните, что СМИ отбирают время, здоровье и силы у ребенка. А в конечном итоге, отбирают у него и детство. Ведь вместо реальной жизни он живет искусственными эмоциями и лишает себя возможности естественно развиваться!

Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка можно смягчить, если уделять больше внимания своему ребенку, способствовать его всестороннему развитию, живому общению со сверстниками, ходить с ним на прогулки, давать ему возможность ездить на экскурсии и жить полной жизнью!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация предлагается всем возрастным группам для родительского уголка.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

влияние музыки на психику ребёнка.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциона.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоц.

Влияние мультфильмов на психику ребёнка презентация.

Думаю эта информация будет полезна не только родителям, но и педагогам)))))).

Консультация «Негативное влияние СМИ»

Федоренкова Александра
Консультация «Негативное влияние СМИ»

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой – сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения.Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств:убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т. к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц.И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки.

Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А. Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Далее, хочу вам предложить для внимания рекомендации детских неврологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

– Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики, то и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует;

-здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин

-5-6летние дети – 30 мин.

Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы. До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;

расстройство сна, нарушение памяти и внимания;

рост аллергических реакций организма;

изменение в костно – мышечной системе;

На сегодняшний день, только родители, могут защитить своих детей от насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить детей здоровыми, с желанием жить и любить этот мир.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство – это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией “Влияние компьютерных игр на.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Чем вредны для детей смартфоны и как их уберечь от воздействия

10 марта 2020 , 17:56 [ «Аргументы Недели», Полина Винокурова, Журналист ]

Начнем с того, что наши любимые телефоны вредны не только детям, но и взрослым людям, однако на растущий и неокрепший организм вред может оказаться куда более опасным. Детский организм в 10 раз больше впитывает в себя электромагнитных излучений, от которых страдают: нервная система, иммунная система, следствием возникают головные боли, ребенок становится более капризным, менее сосредоточенным. Частое пользование телефоном на близком расстоянии влияет на зрение.

Ученому Уильяму Стюарту удалось доказать влияние электромагнитных волн на изменения в организме человека на клеточном уровне. Он провел эксперимент с дождевыми червями, который показал, что под воздействием электромагнитных волн, исходящих от мобильного телефона, меняется структура белка. Это излучение исходит и от микроволновки, и от холодильника, и от любой бытовой техники. Однако, мы не состоим с ними в близком контакте, не трогаем их каждые 5 минут, не засыпаем в обнимку и не просыпаемся, опять же улыбаясь телефону.

«Как врач-невролог и мама, о вредности гаджетов могу сказать с уверенностью, что частое их использование, в особенности игр, приводит к истощению нервной системы ребенка, он становится более капризным, часто нервничает. Гаджеты поглощают все его внимание и концентрацию, он не замечает окружающего мира. Мобильные телефоны оказывают пагубное влияние на зрительную систему, так как чаще всего находятся на минимальном расстоянии от глаз, в результате чего развивается близорукость», – врач-невролог Александра Самарина.

Для маленьких детей их родители это «кумиры», они повторяют слова, которые сказали родители, они повторяют их действия и привычки. Использование мобильника — это главная привычка и необходимость современного человека. Но родителям надо всегда помнить, что дети видят, что они все время проводят в телефоне, видят ваши эмоции. И, конечно, им тоже хочется себе такую «игрушку». Современные дети уже в два годика понимают, как включить телефон, как позвонить, даже как разблокировать, ведь дети в этом возрасте как губка – все впитывают и запоминают.

Ученые считают, что детям до 8 лет нет никакой необходимости иметь свой личный мобильный телефон. А школьникам до 12 не стоит покупать навороченные современные смартфоны, телефон должен выполнять главную прямую функцию – звонить.

Можно разделить положительные и негативные стороны покупки мобильного телефона ребенку возраста начальной школы:

Положительные:

  1. Контроль, удобные функции отслеживания ребенка, где он точно находится;
  2. Полезные функции: будильник, календарь;
  3. Предупреждение об опасности: в случае какой-либо ситуации, пугающей ребенка, он может связаться с семьей;
  4. Ответственность: ребенок учится бережно относиться к ценной вещи.

Негативные:

  1. Вредит здоровью (нервная и иммунная система, зрение и прочее);
  2. У ребенка быстрее, чем у взрослого может возникнуть зависимость;
  3. Ребенок все больше времени будет хотеть проводить в телефоне (Интернет, игры, социальные сети)
  4. Понижает концентрацию;
  5. У маленьких детей также есть риски, что более старшие ребята могут отнять, украсть или сломать телефон. А если любимую игрушку отнять, то это может сильно повлиять на эмоциональную составляющую.

Что делать, чтобы уменьшить вред телефона для ребенка:

  1. Совсем маленькому ребенку лучше вообще не давать телефон, но если так завелось, то надо дать понять ребенку, что пользоваться телефоном он может ограниченное время. Например, 15 минут он может поиграть или посмотреть мультик, после чего вы пойдете, к примеру, гулять или рисовать;
  2. Ребенок – очень любопытное создание, которому нужно все-таки тоже искать информацию. Ребенку 6-8 лет лучше придумать альтернативу мобильному – стационарный компьютер. Во-первых, ему придется сидеть на стуле и держать осанку, а не сидеть, скрючившись на диване. Во-вторых, расстояние от глаз до стационарного компьютера можно регулировать, и она явно будет больше, чем при пользовании телефоном.
  3. Если ребенок хочет посмотреть мультики, то включите его на большом телевизоре, посадив ребенка на достаточную дальность.
  4. Вместо игр на телефоне уже подросшему ребенку подарите лучше приставку.
  5. Не считайте детей глупыми, с 4-летним ребенком уже можно серьезно поговорить и объяснить, почему ваш ребенок может проводить в виртуальном мире только ограниченное время, рассказать про вред для организма.
  6. Придумывайте как можно больше подвижных игр и развлечений, чтобы у вашего ребенка даже не было желания сесть в обнимку с телефоном.
  7. Разговаривать по телефону лучше на громкой связи.
  8. Носить телефон безопаснее в сумке или рюкзаке, а не в кармане или на шее.
  9. Во время сна телефон не должен быть под подушкой, уберите его подальше.

Американская ассоциация офтальмологов рекомендует делать перерывы раз в 20 минут, на 20 секунд.

Полностью в реалиях 21 века ограничить ребенка от использования телефонов и другой электронной техники – невозможно. Но необходимо иметь ограничения и правила пользования, чтобы польза от использования перекрывала вред.

О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье

Ю.И. Полищук

Состояние психического здоровья населения России продолжает ухудшаться. В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в 1999 г. было сказано: «Все более угрожающий национальной безопасности характер приобретает проблема психического здоровья россиян» (7). За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации (СМИ) на психическое здоровье населения. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества. В обращении участников Второго Российского конгресса «Мир семьи» к Федеральному собранию и Правительству РФ в ноябре 2001 г. было сказано: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения» (11). В Центральном Доме журналистов 18 сентября 2002 г. состоялся «Круглый стол» на тему «Специфика освещения российскими СМИ кризисных ситуаций. Пропаганда паники». По итогам обсуждения этой темы было составлено обращение к министру РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М.Ю.Лесину, в котором в частности говорилось: «Руководители средств массовой информации в погоне за «жареным» не задумываются, что СМИ оказывают огромное влияние на психику людей. Ряд авторитетнейших экспертов считает, что нынешняя информационная политика СМИ безотчетно подталкивает к формированию в российском обществе атмосферы тревожности, паники, безысходности».

В резолюции конференции, организованной Институтом мировой литературы и администрацией Рязанской области в октябре 2002 г. указывалось на необходимость противодействия СМИ и прежде всего телевидению, воспитывающих культ силы, агрессивность, нравственную вседозволенность, растлевающих детские души, следствием чего является искаженное формирование личности, девиантные и делинквентные формы поведения детей и подростков. Газета «Московский комсомолец» сообщила, что, по оценкам специалистов, средний интеллектуальный уровень зрелища, которое телевидение поставляет в дома россиян, «соответствует примерно уровню развития десятилетнего ребенка, страдающего к тому же извращенной психикой» (4). Председатель Комиссии по правам человека при Президенте Э.А.Панфилова, выступая на Гражданском Форуме в ноябре 2001 г., заявила, что от некоторых телепередач даже у взрослых «стынет кровь в жилах», «в конкурентной погоне за зрителем экран заполонили такие игры, которые будят в человеке самые низменные инстинкты, разрушая его как личность» (12). Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи (3, 9). По данным социологов МГУ, отрицательное влияние прессы и электронных СМИ отметили более 40 % опрошенных жителей Московского региона. По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9 % телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ. На первом месте по неприятию – насилие и жестокость, на втором – порнография, так считают 60 % опрошенных.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер (15). В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на то, что «в нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов (5, 17). Телевидение стало генератором насилия (3,9). Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее. Ярким примером этого был погром на Манежной площади в Москве, устроенный собравшейся перед большим телеэкраном молодежью во время трансляции футбольного матча чемпионата мира. Погрому предшествовал показ сцены агрессии на том же телеэкране.

Барденштейн Л.М. и Можгинский Ю.Б. высказали твердое мнение о том, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние средств массовой информации (2). Они приводят данные американских исследователей, свидетельствующие о достоверной связи между выраженной детской жестокостью и агрессивностью, с одной стороны, и количеством увиденных на телеэкране эпизодов насилия.

В докладе Всемирной организации здравоохранения «О состоянии здравоохранения в мире в 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда» приведены данные, указывающие на то, что СМИ оказывают воздействие на уровень насилия и интерес к порнографии (6). Американские психологи из Стэнфордского университета под руководством А.Бандуры после многочисленных экспериментов и наблюдений сделали вывод о том, что сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Вид страданий жертвы насилия лишь усиливает интенсивность агрессивной реакции. В Германии после того как 19-летний ученик гимназии убил 16 человек, развернулась острая дискуссия о влиянии на психику человека насилия, которое он видит по телевизору. Первый канал немецкого телевидения исключил из своих программ фильмы со сценами насилия. Глава протестантской церкви в Германии М.Кок заявил, что то, что называют «отражением действительности» на самом деле не более, чем проповедь насилия в чистом виде. По мнению заместителя директора ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского Е.Макушкина, показ фильмов-боевиков в дневные и утренние часы способствует воспитанию агрессии у подростков (10). В телепередаче «Свобода слова» на НТВ 6 декабря 2002 г. ее участники, среди которых были М.Плисецкая, Р.Щедрин, Ф.Бондарчук, единодушно признали, что СМИ несут ответственность за распространение и пропаганду культа насилия и жестокости в обществе.

В интернете была помещена информация о социально-психологической экспертизе двух программ нижегородского телеканала «Сети НН» общей продолжительностью 136 минут. Авторы экспертизы на основании структурно-психологического и статистического анализа пришли к выводу, что эти программы содержали значительное число свойств и приемов, стимулирующих отрицательные и деструктивные эмоции и установки. Опасным для психического здоровья телезрителей экспертами были признаны: подчеркивание негативных аспектов реальности, демонстрация социально-патологических форм поведения, эксплуатация шоковых, эмоционально воздействующих подробностей криминальных событий (показ тяжких телесных повреждений, деталей трупа и т.п.). Эксперты пришли к заключению, что отрицательным последствием такого рода передач могут быть депрессивные расстройства или очерствление, притупление эмоциональных и нравственных качеств личности. Эксперты привели выдержки из кодекса принципов журналистской деятельности Бельгийской ассоциации издателей и Всеобщей ассоциации журналистов Бельгии, в котором прописано, что не поощряется показ сцен преступлений, терроризма и иных жестоких и бесчеловечных проявлений. Приведены также данные о том, что Германский совет по печати совместно с объединением прессы разработал в 1993 г. «Принципы публицистики», в которых подчеркнуто, что «освещение несчастных случаев и катастроф не должно переходить границы, когда исчезает должное уважение к страданиям жертв и чувствам их близких. Те, кого постигло несчастье, не должны повторно становиться жертвами в результате натуралистического освещения событий». В российской журналистике подобных принципов не существует, несмотря на призывы со стороны общественности, деятелей культуры.

На телеэкранах российского телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские», по выражению «Московского комсомольца» (8), новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств. Таким образом телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств (1).

Некоторые СМИ иногда доходят до информационного садизма, когда отдельные журналисты почти с упоением в подробностях описывают издевательства преступников над жертвой, ее страдания и смерть. Одних людей, впечатлительных и ранимых, такая информация травмирует и сенсибилизирует, понижая порог психической травматизации. Других же десенсибилизирует, приучает к восприятию смерти, насилия, жестокости, способствуя формированию цинизма и равнодушия по отношению к несчастью других. В 1997 г. газета «Московский комсомолец» объявила конкурс читателей на лучший криминальный сюжет, выделив темы: «Самая мучительная смерть», «Самая жестокая смерть», «Самая справедливая смерть». В заметке под названием «Поцелуй смерти» были подробно описаны все три варианта смерти. Возникает вопрос: для чего это делается?

По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса. Явным перекосом в описаниях гибели атомной подлодки «Курск» в сторону излишнего натурализма и нагнетания трагедийности, катастрофы самолета с башкирскими детьми в небе Германии, захвата заложников в Москве и последствий штурма с гибелью многих людей отличились российские СМИ, особенно телевидение. Они заставили содрогнуться, испытать психоэмоциональный стресс многие миллионы людей, в том числе с не вполне здоровой и ранимой психикой. Как указывают детские психиатры, многие дети болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. У ребенка, склонного к невротическим реакциям, на сообщение о катастрофе по телевидению могут возникнуть более серьезные психические нарушения, чем у тех детей, которые пережили ее на собственном опыте (16). Не случайно, хотя и в очень редких случаях, по телевизору все же предупреждают о необходимости изолировать детей от кровавого зрелища. Имеются также указания, что после просмотра фильма ужасов некоторые дети в течение нескольких месяцев боятся увидеть в темноте скрывающийся там угрожающий ему персонаж из этого телефильма (18). Как считает Б.С.Положий, на смену массовому страху перед репрессивными органами в эпоху сталинизма пришел массовый страх перед возможностью стать жертвой уличной и организованной преступности (14). Почти каждый день СМИ сообщают о заказных убийствах, ограблениях, изнасилованиях, криминальных разборках. Нередко эти сообщения даются с необязательными подробностями, которые отрицательно влияют на потребителей этой информации, способствуют нагнетанию опасений и страха. Но этого для телевидения недостаточно. На НТВ в выходные дни выходит американская программа «Фактор страха». В ней под видом игры на деньги искусственно создается и нагнетается атмосфера страха с игнорированием всяких этических норм и психологической корректности. Участники игры совершают экстремальные трюки и действия с тем, чтобы вызвать чувство страха у телезрителей. Имитируя переживание страха, они по механизму психической индукции и психологического заражения передают его телезрителям, держат их в состоянии эмоционального напряжения и волнения. В этой программе к тому же демонстрируются эстетически неприемлемые и омерзительные сцены, когда голова и лицо каждого участника покрываются ползающими крысами или большими пауками, или когда участников заставляют на виду у всех поедать больших тараканов, выходить на подиум обнаженным перед многочисленной смеющейся публикой. Подобные телепередачи помимо индуцирования негативных эмоций способствуют формированию аномии в обществе с разрушением традиционных общественных и национальных представлений и связей. Они способствуют формированию аномического варианта кризиса идентичности личности, который часто сопряжен с расстройствами депрессивного спектра, апатией, суицидальными переживаниями (14).

Отдельно следует сказать о массовой телерекламе, которая прочно вошла в повседневную жизнь миллионов телезрителей. Хорошо известно, что многих она раздражает своей назойливостью, многократной повторяемостью, пошлостью. Немало людей телереклама возмущает, иногда оскорбляет. Но особенно неблагоприятное влияние телереклама оказывает тогда, когда она дается по ходу интересного фильма или содержательной передачи. В этих случаях разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость. Можно вспомнить, что сходный прием (правда без телевидения использовался в лабораториях И.П.Павлова для вызывания экспериментальных неврозов у собак. Согласно нашим наблюдениям и опросам лиц пожилого возраста, посещающим территориальный центр социального обслуживания, большинство из них (свыше 70 %) почти не пользуются телевизором или пользуются редко. У тех из них, кто смотрел телерепортажи о заложниках, захваченных террористами в Москве, возникла тревога, беспокойство, нарушения сна. У больных гипертонической болезнью повысилось артериальное давление, усилилась головная боль, возникало сердцебиение.

Все изложенные выше данные вполне соотносятся с выдвигаемой нами концепцией информационной экологии (13). Она исходит из признания того, что помимо природной среды обитания человека объективно существует информационная среда его обитания, роль и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций. Эта среда оказывает на человека активное влияние. Она влияет на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье человека по тем же закономерностям, по которым влияет на человека природная среда его обитания. Проблемы информационной экологии не менее важны и практически значимы в эпоху информационного общества, чем вопросы экологии природной среды, которым уделяется постоянное внимание во всем мире. Право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии закреплено в 42-й статье Конституции РФ и Федеральном законе об охране окружающей среды. Указанный закон утвердил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью. Однако это конституционное право, как показывают приведенные выше данные, подвергается широкомасштабным нарушениям с тенденцией к дальнейшему их нарастанию. В связи с этим мы полагаем, что на основе методологически и методически адекватного анализа степени и качества «загрязненности» информационной среды, ее агрессивности и деструктивности по отношению к личности и психическому здоровью человека необходимо приступить к научно обоснованному определению понятия и категорий предельно допустимых, экстремально высоких и высоких концентраций негативно влияющей информации со стороны СМИ, прежде всего телевидения. С помощью психологических тестов и шкал, психофизиологических методик, фиксирующих вегето-сосудистые реакции на эмоционально значимые информационные воздействия, с помощью методов нейровизуализации (позитронно-эмисионная томография, ЭЭГ картографирование) можно разработать допустимые и недопустимые с точки зрения влияния на психическое здоровье качественные и количественные параметры информационных воздействий. После разработки такого рода ПДК негативных информационных воздействий с учетом разных контингентов населения необходимо их узаконить применительно к деятельности СМИ. В случаях превышения ПДК негативной информации теми или иными СМИ, что должно отслеживаться специальным профессиональным органом с соответствующим техническим оснащением, следует выносить этим СМИ предупреждение. В случае повторных нарушений должно следовать наказание в виде денежного штрафа или лишения лицензии. Кроме того, должен быть разработан и принят кодекс профессиональной этики журналистов с определением этических норм журналистской деятельности. Эти предложения не направлены на ограничение свободы слова. Но словом, как известно, можно тяжело ранить и даже убить человека. Свобода слова, как и всякая свобода человека, должна сочетаться с ответственностью и этической взвешенностью с тем, чтобы не нанести ущерб другим людям.

Памятка: «Как избежать отрицательного воздействия СМИ на психику ребенка?»

Памятка: «Как избежать отрицательного воздействия СМИ на психику ребенка?»

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора и компьютера!

Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.

Дошкольники от 3 до 5 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 5 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих.

Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чём проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!» Отвечая на этот вопрос, задаёмся целью понять, что видят дети через окно.

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.

В – третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики.

Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремления самому научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Это, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.

Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрицательного влияния СМИ на психику ребенка:

1. Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а детям до 2 лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случаях (при наличии у ребенка перинатальной энцефалопатии, при повышенной температуре, черепно-мозговой травмы, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть и до 5-6 лет.

2. Дети до 3 лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых 15 минут в день. В 4-6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи по полчаса в день. А после 6 лет – по часу-полтора в день.

3. Начиная с 4 лет, ребенку можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7 лет малыш может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназначены для его возраста.

4. Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов Вашим детям.

5. Лучше показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мелькания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребенка.

6. Не покупайте ребенку комиксы с агрессивным содержанием и ограничивайте время компьютерных игр.

7. Если ребенок облает повышенной возбудимостью – замените просмотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Да и вообще, телевизору в детской не место – место, где ребенок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач.

8. Приучите ребенка критично относиться к телевизионной рекламе. Да и вообще, лучше отключать звук телевизора во время показа рекламы.

9. При определении времени и возможности просмотра телевизора или игр в компьютерные игры, учитывайте отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка, факторы электромагнитного излучения, возбуждающее действие этих игр или передач на ребенка и вредное воздействие включенного монитора на зрение. И только после этого решайте вопрос о том, нужно ли отвести именно сейчас и именно такое количество времени на СМИ.

Насколько бы Ваш ребенок не был привязан к телевизору или компьютеру, помните, что СМИ отбирают время, здоровье и силы у ребенка. А в конечном итоге, отбирают у него и детство. Ведь вместо реальной жизни он живет искусственными эмоциями и лишает себя возможности естественно развиваться!

Отрицательное воздействие СМИ на психику ребенка можно смягчить, если уделять больше внимания своему ребенку, способствовать его всестороннему развитию, живому общению со сверстниками, ходить с ним на прогулки, давать ему возможность ездить на экскурсии и жить полной жизнью!

Читайте также:  Материнское выгорание - как выявить и что делать для выхода из эмоционального тупика
Ссылка на основную публикацию