Ребенок 2-5 лет не хочет одеваться и капризничает: что делать родителям?

7 умных советов родителям, чей ребенок не хочет одеваться

С проблемой одевания часто сталкиваются родители деток возрастом от 2 до 5 лет. И порой это действительно бывает проблемно, особенно когда нужно идти к определенному времени, например, на занятия, в садик и т. д.

Конечно, тактику воспитания ребенка каждый родитель выбирает сам, но дополнительные полезные рекомендации не будут лишними. Мы делимся простыми советами, которые помогут вам улучшить ситуацию с одеванием.

Итак, прежде чем устранить проблему одевания, следует изучить причины ее возникновения. Ведь возраст малышей от 2 до 5 лет — это особенный возраст! Детские психологи убеждены в том, что так проявляется «кризис самостоятельности» у ребенка. И это первая причина. Проявления капризов, упрямства, игнорирование просьб родителей и даже агрессия — все это элементы познания внешнего мира и выстраивания отношений с ним. Трехлетки чаще говорят, что они уже большие и выросли, стремятся больше делать что-либо самостоятельно и без помощи. И в вопросе с одеванием, ребенок также хочет быть «главным».

Вторая причина заключается в том, что действительно ребенок НЕ ХОЧЕТ одеваться. Тем более, когда речь идет о холодном периоде и одежды нужно надевать много. Дети себя комфортно чувствуют, когда ничего не сковывает их движений, не мешает им и не отвлекает от игры.

Как же быть, учитывая эти причины?

7 умных советов родителям, чей ребенок не хочет одеваться

1. Наберитесь максимум терпения, и сохраняйте спокойствие. Сделайте вдох-выдох и отстранитесь на минуту от ситуации. Вспомните, что обычно предшествует поведению, когда ребенок не хочет одеваться. Помните, дети просто так ничего не делают. Дети — это интерпретированное ими отражение вашего поведения.

2. Не стоит угрожать ребенку запретами просмотра мультиков или покупкой конфет и игрушек. Такая жесткая позиция может сработать лишь пару раз, а впоследствии вы только настроите ребенка против себя и вдобавок получите его разочарование в вас.

3. Предоставьте ребенку право выбора одежды, которая ему нравится. Конечно, малышу может нравиться летний вариант, а на улице декабрь. Тут можно применить хитрость. Заранее заготовьте 2-3 варианта одежды на ваше усмотрение (но не более) и пусть выберет наиболее понравившуюся. Это позволит ему чувствовать себя значимым, самостоятельным и «взрослым».

4. Вспомните о приеме «переключения» внимания ребенка. Представьте, что одевание — это игра. В ситуации, когда ребенок не хочет одеваться попробуйте его заинтересовать игрой. Вы можете даже сказать, что потребность одеваться и идти отпала и вы будете играть. Придумав сценарий по мотивам его любимых мультиков, он легко вовлечется и, даже может сам предложит вам одеться и выйти на улицу, чтобы спасти главного героя от неминуемой гибели. Отлично подойдут для этого персонажи из мультсериала про Дашу путешественницу и ее брата Диего.

5. Создайте определенный ритуал одевания. Чтобы ребенок воспринимал каждый раз это как новое приключение. И не стоит произносить фразы: «Давай будем одеваться!», «Нам нужно срочно выходить» и т.д. Эти фразы всегда звучат угрожающе для малышей. Лучше их избегать и не акцентировать на этом внимание.

6. Всегда вознаграждайте ребенка похвалой. Хвалите за то, что он сам надел шапку или сапоги. Что в этот раз у него лучше получилось и какой он молодец. Сравнивайте его собственное поведения проводя линию сравнения с ним самим, не сравнивая с другими детками или братом/сестрой.

7. Обязательно поощряйте инициативу ребенка и не торопите, когда он делает что-то медленно. Как бы родителям не хотелось помочь своему малышу, но он должен научиться одеваться самостоятельно и закрепить этот навык самообслуживания к 5–6 годам.

Помните, любую проблему можно разложить как пазл на мелкие кусочки и сложить из них правильную картинку. Мы глубоко убеждены в том, что дети редко делают что-то специально или назло (как иногда может показаться взрослым), они всего лишь копируют поведение своих близких и отстаивают свою независимость и самостоятельность. А самым главным авторитетом для ребенка являются его родители, с них он берет пример, ждет поддержки и ищет оценку.

Поэтому прежде чем сетовать на поведение своего чада, чаще анализируйте то, что вы могли упустить в той или иной ситуации. Ведь нам, родителям, часто бывает некогда из-за работы и забот замечать многие мелочи, которые очень четко отслеживают наши дети, как самые строгие инспекторы.

Быть родителем это большой труд и оплачивается он самым ценным на свете — любовью наших детей. А идеальный родитель — это «плюшевый мишка со стальным скелетом».

Исправить ситуацию, когда ребенок не хочет одеваться, поможет правильный подход к ребенку и осознанное родительство!

Почему ребенок не хочет одеваться и что с этим делать

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет одеваться, при этом устраивает истерику. Вам станет известно, какие причины могут влиять на подобное поведение. Выясните, как необходимо себя вести, если столкнулись с капризами в процессе одевания крохи. Узнаете, какие хитрости нужно применять, чтоб приучить карапуза к самостоятельности.

Возраст и умения

Некоторые родители поражаются тому, что их малыш не хочет одеваться на улицу или раздеваться после прогулки. При этом, они могут не учитывать возраст ребенка. Так мама может ругать малыша за то, что тот не в состоянии надеть штанишки, карапуз при этом устраивает истерику, на его глазах слезы. А проблема в том, что родительница раньше положенного ждет от своего сына или дочери того, что ему еще не под силу. Давайте рассмотрим, в каком возрасте и что нужно ждать от своего ребенка, при условии, что родители способствовали развитию определенных навыков.

  1. В полтора — два года малыш может самостоятельно:
  • натянуть носочки;
  • снять шапку, юбку, шорты;
  • стянуть обувь, которая была расшнурована.
  1. В два – два с половиной:
  • Справляется с молнией на одежде;
  • снять штанишки, которые были расстегнуты;
  • просунуть ножку в носочек или колготки;
  • снять курточку, которая расстегнута;
  • всунуть ручку в рукав;
  • надеть трусики;
  • самостоятельно подтянуть колготки, которые спали.
  1. В 2 с половиной — 3 года:
  • сам надевает шапку;
  • умеет застегивать большие пуговицы;
  • снимает футболку, а также платье;
  • надевает штанишки, колготки.
  1. В 3 с половиной — 4 года:
  • может заправлять рубашку в штаны;
  • развязывать поясок на одежде, который завязан сзади;
  • самостоятельно расстегивать верхнюю одежду;
  • аккуратно складывать снятую одежду;
  • правильно оценивать свой внешний вид, исправлять недостатки.
  1. В 5 лет добавляется умение завязывать шнурки.
  2. В 6 лет карапуз самостоятелен, одевается без чьей либо помощи.

Возможные причины

Нередко родители сталкиваются с истерикой у малыша в процессе надевания одежды, часто наблюдается ситуация, когда ребенок в 2 года не хочет надевать одежду. Влиять на подобное поведение могут две категории причин:

  • отсутствие желания одеваться, которое продиктовано ошибками родителей;
  • причины, несвязанные с поступками взрослых.

Давайте рассмотрим, почему малыш способен устроить истерику при одевании в случае, когда родители сами ее провоцируют.

  1. Критика. Ситуация, когда мама поначалу хвалила малыша за то, что он пытается сам что-то надевать, а теперь, когда ребенок наловчился, мама перестала его поощрять своими словами. Малышу это не нравится, он отказывается выполнять данное действие самостоятельно, при этом может нарваться даже на материнскую ругань, ведь отказывается делать то, что уже умеет. Неудивительно, если карапуз при этом начнет еще и плакать.
  2. Неадекватные запросы. Ситуация, когда родитель требует от ребенка того, что еще не соответствует его возрасту. Например, взрослый может требовать, чтобы малыш быстро оделся или обулся.
  3. Уговоры и давление. Ситуация, когда женщина пытается заставить малыша одеться, шантажирует его тем, что, не выполнив требования, в следующий раз он останется дома. Или же наоборот начинает его упрашивать, чуть ли ни на колени становится, говоря «уже сильно опаздываем, нам нужно поторопиться». Проблема в том, чтобы эти методы вводят малыша в состояние стресса. Мама должна поставить себя на место карапуза. А если муж будет торопить ее во время сборов, как она будет себя чувствовать. Необходимо понимать, что подавленный карапуз может начать собираться гораздо медленнее, чем при обычной обстановке, из-за чего мама психанет, сама начнет его одевать.
  4. Подкрепление саботажа ребенка. Ситуация, когда мама просит карапуза одеться, а тот начинает баловаться, например, просит почитать, залазит на комод или просто убегает. Если женщина радостно реагирует на его игру, поддается, то у малыша формируется причинно-следственная связь между его поведением и ответной реакцией мамы, а значит, одеваться не нужно.
  5. Непоследовательное поведение. Ситуация, когда сегодня мама просит ребенка, чтобы он оделся сам и малыш выполняет эти действия, завтра — она сама начинает его одевать, послезавтра — говорит карапузу, чтоб он начал самостоятельно справляться, вот только ребенок отказывается и начинает истерить. А все потому, что малышу сложно понять, какие его действия являются верными, ведь мама постоянно меняет правила. Карапузу сложно ориентироваться, вследствие чего он ожидает, когда мама сама его оденет.

Давайте рассмотрим причины, не связанные с поведением родителей.

  1. Ранний возраст. Ребенок недостаточно самостоятелен, чтоб выполнять подобный навык. По мере взросления малыш учится помогать маме в процессе одевания, начинает протягивать ножки, ручки в штанину или рукав. Не исключено, что Ваш карапуз еще не достиг необходимого возраста для того, чтоб начать самостоятельно одеваться. К тому же, стоит быть готовым к тому, что малыш перестанет делать то, что еще день назад совершал с удовольствием.
  2. Недостаточная мотивация. Малыш может отвлекаться на вещи, которые в данный момент интересуют его больше. В такой ситуации желательно, чтоб мама координировала ребенка в процессе одевания, концентрируя его внимание на одежде, замещая внутренний контроль внешним.
  3. Высокая чувствительность. Возможно, малыш остро реагирует на некомфортную одежду, он ощущает швы ткани, она может казаться колючей.
  4. Кожные недуги. У ребеночка имеются аллергические высыпания, кожные раздражения, атопический дерматит — все это может вызывать сильный дискомфорт во время одевания.
  5. Недостаточность самоконтроля. Необходимо понимать, что у деток, которые еще не ходят в школу, навык самоконтроля находится в процессе формирования.
  6. Когда карапуз голодный, не выспавшийся, приболевший или уставший.

Мы не сталкивались с подобными проблемами, мой сынок не устраивал истерики в процессе одевания. А вот дочь моей подруги устраивала целые представления, когда нужно было собираться на улицу. В причине происходящего им так и не удалось разобраться, а подобные истерики девочка переросла.

Как себя вести

  1. Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
  2. Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы. Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
  3. Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны. Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
  4. Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая. Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания. Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
  5. Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
  6. Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
  7. Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.
Читайте также:  Маленький ребенок бьется головой об пол, об стены

Как научить одеваться

Важно, чтоб ребенок умел одевать минимум одежды, когда повзрослеет и окажется в садике, ведь там он будет не единственным карапузом. Старайтесь с раннего детства приучать свою кроху к самостоятельности.

Для того, чтоб обучить малыша процессу правильного одевания необходимо использовать следующие алгоритмы.


Что делать, если ребенок не хочет одеваться?

Почему ребенок не хочет одеваться?

Нежелание одеваться возникает по разным причинам. Условно эти причины можно разделить на две категории:

нежелание не связано с действиями родителей;

действия родителей провоцируют нежелание ребенка самостоятельно одеваться.

Ситуации, не связанные с действиями родителей, чаще всего вызваны особенностями детской физиологии и развития:

Недостаточная самостоятельность, обусловленная возрастом. Навык самостоятельного одевания автоматизируется по своим законам. По мере роста ребенок учится сотрудничать, помогает маме одеваться: протягивает ручки, ножки, чтобы мама его одела и т.д., пока не научится одеваться сам. Возможно, ваш ребенок еще не достиг необходимого уровня навыков для самостоятельного одевания. Кроме того, стОит помнить, что любой навык развивается по принципу “шаг вперед – два назад”, а это значит, что ребенок вполне может перестать делать то, что еще вчера делал с удовольствием.

Низкий уровень самоконтроля. У детей дошкольного возраста навыки самоконтроля еще формируются. Уровень владения собой также зависит от настроения и самочувствия: если ребенок не выспался, голоден, расстроен, устал или приболел – мы получаем капризы, нытье и нежелание одеваться. И наоборот: в хорошем настроении и самочувствии малыш одевается сам и с удовольствием.

Недостаточная целенаправленность. Ребенок склонен отвлекаться на более интересные вещи, и это также связано с возможностями еще формирующейся психики. И в этом вопросе мама может помочь малышу сконцентрироваться на одевании, оказывая ему помощь и подсказки, то есть компенсируя нехватку внутреннего контроля внешним.

Повышенная чувствительность. Некомфортная одежда, неудачный крой, плохая посадка, швы, колючая ткань – все это может доводить до сумасшествия особо мнительных или чувствительных детей. Аллергия, атопический дерматит, раздражение на коже тоже могут доставлять неудобства малышу в ходе одевания.

Но иногда родители могут сами провоцировать нежелание ребенка одеваться. Поводами могут быть слишком высокие требования, или полное их отсутствие, например:

Неадекватные запросы. Когда мама просит ребенка сделать что-то, что не соответствует уровню его развития – одеваться быстро, не отвлекаться на посторонние вещи, с первого раза запомнить последовательность действий при одевании или обувании. Часто эти требования невозможно соблюдать просто потому, что ребенок еще не умеет контролировать свои реакции, он физически неспособен выполнить мамину просьбу.

Критика. Когда ребенок осваивает новый навык, мама хвалит его, и малышу приятно одеваться самому. Но как только этот навык переходит в раздел привычных – мама уже не хвалит, а ожидает самостоятельного выполнения. И это естественно. Но вместе с исчезновением похвалы может появиться также повышенное нетерпение и даже критика. Мама не только не поддерживает в сложные моменты, но и начинает ругаться. Так интерес и желание самостоятельности у ребенка пропадает.

Давление и уговоры. Мама заставляет ребенка одеваться с помощью угроз или давления. Например: “Если не оденешься сейчас, больше никогда не возьму тебя с собой”. Или: “Сынок, ну давай, одевайся, мы уже все ждем тебя, ну сколько можно, где твои носочки, давай, поторопись пожалуйста, мы опаздываем”. Ни тот, ни другой метод не работают, т.к. вводят ребенка в состояние стресса и не дают конкретных выходов из него. Во-первых, вспомните себя, легко ли собираться, когда муж все время подгоняет, а во-вторых, учтите: даже сформированный навык самостоятельности порой подводит. В итоге ребенок собирается еще медленнее, мама психует, начинает одевать его сама. Что плавно приводит нас к следующему пункту.

Непоследовательное поведение. Сегодня мама требует одеваться самостоятельно, завтра откликается на его просьбу и помогает малышу одеться, а послезавтра – ругается, почему ребенок не хочет одеваться самостоятельно. Ребенку трудно понять, какого поведения ждет от него мама, потому что правила меняются по ходу действий. Ребенок не может в них сориентироваться, и ведет себя самым простым для себя способом – ждет, пока мама его оденет.

Подкрепление детского саботажа. Это парадоксально, но иногда мамы сами дают ребенку зеленый свет на отказ от сборов. Например, мама просит ребенка одеться, но он начинает баловаться. Залазит на шведскую стенку, просит почитать или радостно убегает. Мама улыбается и отвечает на его игру. Ребенок усваивает: он задает тон и ведет за собой, а значит, можно не одеваться.

Как помочь ребенку развить самостоятельность?

Как мы обычно учим ребенка какому-то новому действию? Один-два-три раза рассказали-показали и надеемся, что ребенок усвоит. При этом мы часто забываем, что процесс обучения устроен намного сложнее и повторять его нужно много-много раз. Ведь кроме того, чтобы сказать и показать, нужно еще проверить и поправить. И делать это каждый раз, как только понадобится, не ожидая, что ребенок уловит с первой попытки. Кроме того, во всем этом процессе важно сохранить самое главное – интерес ребенка и его желание учиться, что становится уж совсем непростой задачей, учитывая монотонность и примитивность ее для родителя 🙂

Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения:

Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.

При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.

Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”

Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.

Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.

Я все сделала, но это не помогло: все равно ребенок не хочет одеваться сам.

Так бывает, что мама уже все перепробовала, но ничего не помогает: ребенок все так же отказывается одеваться. Почему? Мама может неосознанно совершать такие ошибки:

У мамы уже сформировалась негативная установка на процесс. Ребенок так часто капризничал и сопротивлялся, что мама уже не верит, что он может одеваться самостоятельно. Мама морально готова к капризам, а ребенку остается только соответствовать ее ожиданиям. И чтобы изменить ситуацию, маме нужно концентрировать свое внимание даже на самых маленьких успехах, и стараться игнорировать неудачи. Так и мама, и ребенок, будут видеть прогресс и замечать успехи в самостоятельном одевании малыша.

У ребенка сформировалась негативная установка на процесс. Сейчас многие дети очень остро реагируют на швы, ткани и прочий дискомфорт. И ели это так, процедура может стать для него мучительной. В этом случае нужно ориентироваться на ощущения ребенка: подбирать одежду из мягких натуральных тканей и искать компромисс между тем, что удобно ребенку и тем, что ему необходимо надеть с точки зрения погоды и прагматики.

Не хватает уверенности в себе, чтобы вести ребенка за собой. Помощь можно получить на тренинге “Послушный ребенок за 4 недели”, который стартует уже 28 мая. В этом тренинге я поделюсь с вами секретами, как влиять на ребенка с помощью правильной последовательности слов и действий. Это очень эффективно, потому что все рекомендации мы с вами отработаем на практике, ежедневно внедряя все новые и новые приемы. И спустя месяц вы ощутите уверенность в себе, прекратите сомневаться в своих решениях, и, самое главное – ваш ребенок начнет слушаться вас с удовольствием. Без истерик, скандалов и нытья. Будьте первыми и успейте на раннюю регистрацию со скидкой по ссылке: http://mamaschool.info/psygame.

А прямо сейчас я предлагаю вам опробовать несколько мотивационных идей от выпусниц этого курса. На основе их опыта я подготовила сборник мотивашек, в котором родители делятся своими историями успеха приобщения особенно упрямых малышей к одеванию. Вот некоторые из советов:

Одевание наперегонки. Когда ребенок одевается слишком медленно, или вообще отказывается – предложите ему соревноваться с бабушкой или папой – кто быстрее оденется, тот и пойдет с мамой на улицу. Ребенок очень любит быть первым.

“А что на улице?”. Одна из выпускниц делится: “Каждый раз я придумываю, что интересного сегодня мы можем сделать: разбить первый лед на лужах; посмотреть, съела ли птичка зернышки, которые мы вчера оставили в кормушке; поискать первые травинки или листочки на деревьях; посмотреть на цветы в дальней клумбе; покормить кота и т.д.”.

Обыгрывание процесса. “Я предложила сыну игру в космонавтов: каждый раз, когда надо одеться или раздеться, я предлагаю ему надеть или снять скафандр, как настоящий космонавт. Сын с удовольствием стал сам одеваться, еще и показывает – “мама, смотри, как я могу!”

Еще больше примеров мотивашек для детей в вопросе самостоятельного одевания, а также многих других – когда ребенок не хочет мыть руки, кушать, спать, убирать игрушки – вы найдете в сборнике “Кладовая мотивационных идей”, который получают все участницы курса “Послушный ребенок за 4 недели”. В нем собраны лучшие идеи, опробованные мамами, ученицами Школы психологии для мам. С их помощью вы сможете помочь деткам справиться с нежеланием делать то, что нужно, охотнее и веселее.

Читайте также:  Откуда берутся дети: как правильно ответить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше?

Как видите, научить ребенка самостоятельно одеваться – вполне реально. И помните: ничто так не мотивирует на успех, как успех. Поэтому ставьте ребенку задачи, которые ему по силам!

Сталкивались ли вы с трудностями в ходе обучения самостоятельному одеванию?

Ребенок не хочет одеваться на улицу. Что делать?

Крики, слезы, попытки побега, истерики – довольно частая картина, когда дело касается сборов на улицу. Милейшее создание, бегающее с голой попой по квартире или швыряющее сапоги в маму кажется сущим монстриком. Он делает все, чтобы довести вас до белого каления и вытрепать последние нервы. Чашечка терпения вот-вот переполнится… Стоп! У нас есть рецепты, которые стоит проверить на практике. Авось сработает?!

doc-baby.ru

1. Предоставьте право выбора одежды

Грудничку неважно, во что наряжает его мама. Но рано или поздно наступает момент, когда ребенок начинает проявлять в этом вопросе некоторое упрямство. Ему, например, важно что нарисовано на маечке или футболке, какого цвета колготки или шапочка… Вкус начинает формироваться с детства — и это неплохо.

doc-baby.ru

Иногда ребенку некомфортно в той или иной одежде: неудобно натягивать свитер через голову, мешает молния, чешется шея от бирки с логотипом… Постарайтесь выяснить причину и устранить ее.

Совет: если мнение маленького модника не совпадает с родительским, предоставьте 2-3 вещи на выбор (с учетом сезона и погоды на улице).

2. Сохраняйте спокойствие

Процесс одевания требует стоять смирно, терпеть, пока папа неуклюже просунет «руки в брюки» и т.п. — что тут приятного. Самое главное — маме приспичило одеваться как раз тогда, когда «…космические корабли бороздят просторы Вселенной», т.е. происходит куча куда более важных вещей!

Как только начинаете закипать, вспоминайте Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие». Сообщите ребенку заранее, что вам предстоит прогулка, и через некоторое время нужно начинать сборы. Можно объяснить, глядя на часы, где должны быть в этот момент стрелки и сколько времени у вас «на все про все». Пока малыш занят своими делами, приготовьте для него одежду и оденьтесь сами.

3. На войне все средства хороши

Отвлеките малыша стишками, веселой песенкой или словесной игрой – все, только бы не капризничал. Будете надевать что-то через голову — поиграйте в прятки, начнете просовывать руку в рукав — представьте, что это поезд в темном тоннеле, будете застегивать пуговки — вспомните считалочку.

Совет: не угрожайте применением силы, не ставьте ультиматумов, иначе результат будет нулевой.

4. Кризис самостоятельности переживем!

Родители требуют, чтобы малыш сам одевался, но в момент спешки не дают ему самостоятельно застегивать курточку или завязывать шнурки. «Я сам!» — кричит малыш, но мама силком пытается сделать побыстрее то, что у крохи займет с десяток минут. Торопимся, ведь… В ответ — упрямство и даже агрессия, истерика и крокодильи слезы. Не провоцируйте такое поведение!

autism.invamama.ru

Заранее скажите ребенку, что он может сделать сам, а что сегодня сделаете вы. Например, поиграйте в игру «Кто быстрее». Ребенок надевает шапочку, а вы в это время застегиваете обувь. Кто быстрее справился?

5. Ты — супергерой!

Все дети хотят быть на кого-то похожими: супергерои смотрят с экранов, встречаются в сказках и существуют в нашем воображении. Главное, не сравнивать малыша с негативной подоплекой. Одеваясь, предложите сделать это быстро как любимый герой.

Любое дело ребенок должен делать с удовольствием, а не из-под палки, во взаимоотношениях важна положительная эмоциональная составляющая, а не упреки.

Не говорите: «Смотри, как Ванечка быстро оделся, не то что ты…» Сравнивать можно только с собственными результатами, иначе самооценка грозит упасть ниже плинтуса, а слезы обиды польются градом.

Дети – такие же люди, как и взрослые. Они имеют право на собственное мнения, собственные желания. Их поведение нужно лишь незаметно корректировать и ненавязчиво направлять в нужное русло. Иначе мы сломаем хрупкую волю и вырастим зажатого и неуверенного в себе взрослого. В любой ситуации помните, что перед вами не маленький монстрик, а ваш любимый малыш, пусть и капризный порой.

Уважаемые читатели! Как вы справляетесь с подобными проблемами? Что делаете, если ребенок не хочет одеваться? Делитесь советами в комментариях.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Ребенок не хочет одеваться — что делать?

Нередко родители маленьких детей встречаются с проблемой одевания ребенка. Нежелание малыша одеваться в кофточки, штанишки, курточки и шапочки выливается в потоки слез, душераздирающие крики и истерики, попытки вывернуться или вовсе убежать. В такие моменты добродушный спокойный ребенок превращается в маленького монстра, способного довести родителей до белого каления, а заодно перепугать всех соседей.

Что происходит в это время в маленькой светлой головушке, как можно объяснить такое поведение своего драгоценного чада, а главное – что с этим делать?

Причины, по которым ребенок не хочет одеваться

Тут следует сделать возрастное разграничение неодевающихся детей, поскольку у малышей различного возраста собственное понимание ситуации, и родительские меры также должны различаться.

Ребенок 2 года — не хочет одеваться

Понятное и естественное объяснение поведения захлебывающегося при одевании криком и дрыгающего во все стороны руками и ногами маленького человечка: одежда ему просто мешает. Дискомфорт и неудобство, ощущение скованности и потеря чувства собственного тела вызывают у малыша панический страх.

Нередко процесс одевания осложняют неопытные действия молодых родителей и неудачно подобранная одежда: узкая или стесняющая, она не позволяет быстро одеть малыша. А если еще принять во внимание, что взрослые и сами начинают нервничать и кричать на ребенка, то ситуация становится крайне тяжелой.

Что в таких случаях делать?

  1. Прежде всего успокоиться и не выходить из себя ни при каких обстоятельствах. Одежду для улицы следует подготовить заранее вплоть до мелочей и одеться самим – тогда у процесса одевания не будет шансов на мучительное для всех растягивание во времени.
  2. Не стоит акцентировать внимание на одевании: если малыш смотрит в это время мультик или играет, можно аккуратно начинать его одевать. Если он ничем особенным не занят, а собираться все же надо, — интересная сказка, веселая песенка, потешка или короткая ситуационная игра придут на помощь. Задача – отвлечь ребенка от факта одевания.
  3. Одежда: никаких кофточек и водолазок, которые одеваются через голову — пропавший из обзора даже на мгновение окружающий мир ввергает малыша в ужас. Узкие рукава или штанины брюк – еще один камень преткновения: в них очень неудобно запихивать ручки и ножки, в некоторых случаях такой пошив может привести даже к болезненным ощущениям.
  4. Все, что связано с головой, приводит к бурному малышовскому протесту — по этой причине шапочка одевается в последнюю очередь. Можно попытаться отвлечь ребенка игрой в ладошковые прятки – «Ку-ку, кто здесь?»

Учитывая рекомендации, можно сделать процесс одевания более терпимым, а со временем и вовсе избавиться от истерик. Главное, помнить о поставленной цели, действовать уверенно и спокойно: рано или поздно ребенок поймет, что одевание – такой же естественный процесс, как прием пищи или умывание.

Ребенок 4 года — не хочет одеваться

Это уже вполне сознательный возраст ребенка, когда истерики не закатываются на фоне инстинктов. Чаще всего нежелание ребенка одеваться может быть объяснено одной простой причиной: он просто не умеет это делать. В вечной спешке родителям часто бывает удобно и быстро одеть свое чадо самим, а потом вдруг возникают требования, чтобы он делал это сам. Понимая, что ему это не под силу, малыш волнуется, теряется, впадает в состояние тревоги и полной растерянности.

Другой причиной может стать элементарное нежелание ребенка идти в детский сад, поликлинику, на какое-то мероприятие или в гости. В таком случае, его плохое настроение и вовсе грозит выйти за пределы только одевания. Непослушание и нежелание одеваться становятся синонимом попытки отстоять собственные права и самостоятельность и выстроить таким образом взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Что в таких случаях делать?

  1. Не поддаваться детским провокациям и собственной панике. Растерянность в этот момент – худшее, что может позволить себе взрослый. Вдохнуть-выдохнуть, спокойно оценить ситуацию и начать действовать.
  2. Предложить права выбора: одеть то или эт о, застегнуться самому или с помощью мамы, попросить принести необходимую вещь – по сути незначительные просьбы или предложения позволят ребенку почувствовать себя значимым в принятии решения.
  3. О выходе из дома стоит предупредить заранее: оторвать ребенка в одно мгновение от просмотра любимого мультфильма или разом прекратить интереснейшую игру ради натягивания колготок или джемпера – и маленький бунтарь даст волю своему праведному гневу.
  4. Игры помогут и здесь: соревнование «кто быстрее?», считалки, сказки, захватывающие истории – все пойдет в ход, лишь бы одевание не показалось малышу скучным и утомительным процессом, вычеркивающим десять минут из его жизни.

И в любых ситуациях следует помнить: вот этот бьющийся в истерике и орущий ребенок – целиком и полностью родная кровиночка, которая нуждается в терпении, понимании и любви. Будьте спокойны и ласковы, и все наладится в самые короткие сроки.

Почему ребенок в 2,5 года стал капризным, нервным и истеричным?

Каждый малыш с раннего детства порой ведет себя совершенно непонятным для родителей образом – поведение иногда не вписывается во «взрослую» логику. В чем же причина того, что ребенок в 2,5 года не слушается, устраивает беспричинные истерики, не давая родителям спокойно отдохнуть после рабочего дня? Вариантов может быть множество. Некоторые родители совершают ошибку, предпочитая не обращать внимания на такие особенности поведения крохи и полагая, что с возрастом «все пройдет само». Увы, такой подход вызывает серьезные отклонения в психике ребенка, оставленного со своей проблемой «один на один». Другие, напротив, пытаются всеми силами успокоить малыша, невольно превращая его в маленького тирана.

О важности проблемы

Рассмотрим, с чем связаны регулярные капризы, непослушание и истерики в 2,5-3 годика. Прежде всего, это повышенная нервная возбудимость. Причем у отдельных детей она наблюдается с рождения и представляет собой особенности личности, у других – возникает с возрастом под воздействием внешних факторов (как системы воспитания в целом, так и конкретных событий).

Читайте также:  Как воспитывают детей евреи, в Израиле - особенности, традиции поколений, запреты, примеры из жизни, мнения

Подобное поведение может наблюдаться на постоянной основе или представлять собой приступы, возникающие в виде ответной реакции на психоэмоциональное напряжение, накапливающееся с течением времени. Родителям крайне важно разобраться в этих факторах и решить глубинную проблему, в противном случае все это перейдет во взрослую жизнь и станет причиной того, что повзрослевший ребенок будет считаться нервным, невоздержанным, даже агрессивным.

Интересно, что некоторые дети постоянно истерят, желая манипулировать родителями, заставлять их «плясать под свою дудку». Нечто подобное делают и груднички, стремясь любой ценой добиться внимания мамы. Дети же постарше, в 2,7 года, становятся гораздо хитрее – они понимают, как окружающие отреагируют на тот или иной их поступок, и нередко весьма умело подчиняют себе родителей.

Возможные причины

Рассмотрим, каковы основные причины того, что ребенок закатывает истерики, плачет, капризничает, отказывается подчиняться родителям. Их несколько.

  • Недостаток внимания. Некоторые родители ошибочно полагают, что малыш в 2,5–2,6 года еще не нуждается в общении с ними, что он очень маленький, ничего не понимает, поэтому достаточно покормить его, помыть, переодеть и уложить спать. Разговаривать с крохой они считают излишним. Результат – от недостатка родительского внимания ребенок страдает, поэтому пробует решить проблему доступным способом. Так, кроха очень быстро сообразит, что плач и истерика – отличный способ сконцентрировать вокруг себя всеобщее внимание. И будет использовать этот прием.
  • Желание отомстить. Некоторые дети, которых, по их мнению, обидели родители, могут начать капризничать, желая таким образом отомстить.
  • Бунт. Некоторое мамы полагают, что до 3 лет малыш не имеет собственной воли, своей точки зрения, поэтому позволяют себе использовать по отношению к нему приказной грубый тон, всеми способами принижать его значимость («да кто ты вообще такой»). Результат не заставит себя долго ждать – ребенок станет нервным и капризным.
  • Самооценка. Любому приятно, когда его жалеют, обращают на него внимание, проявляют сочувствие. Дети очень умны, поэтому, однажды заплакав и поняв, что мама готова бросить все дела и прийти его жалеть, малыш будет использовать эту «хитрость» постоянно, чтобы самоутвердиться.

Еще одна возможная причина – появление в семье младшего ребенка. Внимание родителей переключается на младенца, а первый невольно становится «старшим», ему не только достается гораздо меньше родительской ласки, но и предлагаются новые обязанности, которые совсем ему не нужны. Будучи неготовым к такой ответственности, ребенок может сильно «испортиться», начать капризничать, желая вернуть себе материнское внимание.

Кроме того, вызвать истерику могут:

  • переутомление;
  • невозможность получить желаемое;
  • нехватка словарного запаса для выражения своих переживаний и чувств, что приводит к необходимости использовать плач.

Родителям важно сохранять спокойствие и понимать, что это время – неизбежный период в жизни многих малышей, который нужно пережить.

Ночная истерика

Возможны и ситуации, когда посреди ночи ребенок просыпается с криком, не может успокоиться, тяжело дышит, покрывается испариной, не узнает собственных родителей. Причина чаще всего в том, что малышу приснился кошмар, который может повторяться по несколько раз за ночь. Состояние носит название «синдром ночного страха» и чаще всего проходит с возрастом. Родителям необходимо предпринимать меры, чтобы ребенок случайно не нанес себе физические увечья.

Признаки истерики

Дети не могут терпеть, в силу своего возраста начинают плакать и устраивают истерику при малейшем проявлении дискомфорта.

Распознать истерику у малыша помогут такие признаки:

  • вспышка гнева неконтролируемого характера;
  • слезы;
  • крики громкие, истеричные;
  • раздражение.

Ребенок в этот момент не может себя контролировать, вызывая у родителей ярость и гнев, поскольку старшее поколение уверено – у малыша есть все необходимое для счастья. Если же ситуация происходит на улице, то она усугубляется вмешательством «участливых» прохожих, которые просят успокоить ребенка или же упрекают родителей, что они неправильно его воспитывают. Желая утихомирить кроху, мамы выполняют любое его требование, лишь бы ребенок успокоился. И догадливые дети довольно быстро понимают, как им всегда получать желаемое. Они начинают использовать капризы, которые, в отличие от истерики, чаще всего сознательны и используются для достижения цели.

Ребенок захочет проверить родителей «на прочность», начиная плакать и капризничать всякий раз, когда ему не удается получить желаемое «по-хорошему». В этот момент очень важно проявить выдержку, не дать малышу почувствовать власть, в противном случае он будет продолжать добиваться своего истериками, а система норм и правил очень сильно пошатнется.

Рекомендации родителям

Для решения проблем детского непослушания и постоянных истерик родителям следует, в первую очередь, обратить внимание на собственный стиль поведения. Возможно, из-за чрезмерной занятости маме не удается уделить должное время общению с малышом, что и провоцирует его на плач. В этом случае необходимо чаще разговаривать с крохой, рассказывать ему сказки.

Если родитель понял, что невольно обидел малыша, стоит извиниться, признать свою ошибку, в противном случае желание мстить только усилится. Нельзя унижать ребенка, приказывать ему, относиться как к безвольному созданию, не имеющему собственного мнения. Конечно, в столь раннем возрасте кроха еще полностью зависим от родителей, но подобное отношение не приведет ни к чему хорошему – со временем он смирится с постоянным унижением, вырастет робким, неуверенным в себе, полностью лишенным лидерских задатков.

В периоды детских капризов мамам и папам важно сохранять спокойствие, хотя порой это бывает довольно сложно. Более подробно прочитать про истерику у малышей вы можете тут.

Нужно показывать положительный пример. Нет ничего удивительного в том, что у постоянно ругающихся и нервных родителей такие же дети, которые используют доступную им модель поведения и считают ее нормой. Вот почему зачастую для решения проблемы капризов и истерик бывает достаточно самим родителям вести себя спокойнее.

Важно проявить не только выдержку, но и фантазию.

Приведем пример: Маша отказывается есть кашу, говоря, что она невкусная, вызывая недоумение мамы, ведь 10 минут назад Маша сама попросила приготовить именно эту кашу. На кухню приходит папа, и, видя тарелку, радуется, говорит, что с удовольствием все съест, даже берет в руки тарелку. И Маша вновь вредничает, сообщая, что справится с кашей самостоятельно. Таким образом хитрый папа сумел достигнуть поставленной цели и накормить ребенка.

Баловать кроху недопустимо, даже если это долгожданный и единственный ребенок, любимец всей семьи. Важно научить малыша понимать, что, помимо него, у родителей есть и другие дела, поэтому нельзя требовать к себе постоянного внимания. Однако и игнорировать потребности ребенка не следует, нужно спрашивать его мнение, обязательно прислушиваться к нему, хотя и не всегда выполнять его желания. Любой отказ должен быть обоснованным, ребенку важно понимать, почему нельзя.

Советы экспертов

Факторы, которые могут вызвать негативное поведение ребенка, довольно многообразны. Поэтому советы психолога предполагают, прежде всего, установление причины капризов и истерик. Исходя из этого определяются и способы решения проблемы.

  • Если причина в переутомлении – нужно составить режим дня таким образом, чтобы ребенок имел возможность отдыхать днем.
  • Вызвать приступы нервозности и капризов может и чрезмерная занятость ребенка. Некоторые родители из благих побуждений записывают сына или дочь в различные кружки или непрерывно обучают дома, что сказывается на психике и приводит к подобным проблемам. Справиться можно лишь при помощи нормализации жизни крохи, отказа от чрезмерных нагрузок.
  • Частая причина – бунт против родительской деспотии. В этом случае нужно позволить ребенку стать более самостоятельным, дать ему возможность самому одеваться, выбирать для себя костюм. Важно интересоваться его мнением по поводу того, что приготовить на ужин, куда пойти гулять. Причем родителям не нужно становиться послушными «слугами» своего ребенка, достаточно проявить интерес к его позиции и выслушать его мнение.
  • Как только ребенок собрался заплакать, можно попробовать отвлечь его несложной для выполнения просьбой.

Помочь ребенку разобраться с собственными эмоциями и чувствами может активное слушание. Родители могут использовать фразы «Я вижу, что ты расстроен из-за того, что сломал куклу», «Я знаю, что ты сердишься». Ребенок учится понимать сам себя и контролировать свои эмоции.

Как успокоить?

Рассмотрим рекомендации специалистов, помогающие разобраться со сложнейшим вопросом: как успокоить ребенка, который психует, истерит, кричит и плачет, требуя купить ему игрушку? Некоторые дети даже теряют над собой контроль и начинают биться головой о стену. Ситуация очень непростая, особенно если происходит все в поликлинике или общественном транспорте. Как же быть?

  1. Прежде всего, эксперты призывают быть краткими. В таком состоянии ребенок не может воспринимать долгие родительские речи, не вникает в их смысл. Поэтому говорить с малышом нужно строго, четко и кратко.
  2. Спокойный тон и мягкая, но уверенная интонация – лучшие помощники в данном случае.
  3. Нельзя сдаваться, решив выполнить каприз, лишь бы успокоить малыша, обещая себе, что в следующий раз мама будет более стойкой. Решение проблемы откладывать нельзя.
  4. Отвечать агрессией на агрессию малыша недопустимо, родителям нужно проявить выдержку и терпение. Тем более нельзя использовать физические наказания.
  5. Если ситуация позволяет (мама с ребенком находятся дома), очень желательно оставить его одного со своими слезами, но под контролем. Ребенок поймет, что «лишился зрителя», и перестанет плакать и кричать, быстро утратит интерес к капризу и переключится на что-то иное.

Некоторым родителям последняя мера может показаться излишне суровой, но это не так. Очень часто если один малыш отобрал у другого игрушку, обиженный будет стараться защитить свою собственность. Но если рядом окажется взрослый, то он побежит жаловаться, может даже устроить истерику, чтобы кто-то другой решил его проблему. Дав ребенку остаться одному, вдумчивый родитель сделает шаг к становлению его самостоятельной и независимой личности.

После истерики важно взять ребенка на руки или обнять, ласково поговорить с ним, чтобы у него не возникало ощущения, что мама разлюбила его. Но система запретов должна соблюдаться четко. При этом очень важно, чтобы один родитель не нарушал запреты другого (например, папа дает ребенку шоколад, хотя мама строжайше запретила). Такого быть не должно, оба должны быть «в одной команде», поддерживать друг друга, а все разногласия решать в отсутствие малыша.

Когда обращаться к специалисту?

Бывают ситуации, когда непослушание, плач и капризы являются следствием гиперкинетического синдрома – психического заболевания. В этом случае придется воспользоваться профессиональной помощью.

Кроме того, обязательно нужно показать малыша неврологу в следующих случаях:

  • потеря сознания или проблема с дыханием во время истерики;
  • рвота после;
  • вялость, внезапная апатия;
  • состояние не прекращается, даже когда малышу исполнилось 4 года.

Это симптомы могут говорить о серьезном заболевании, поэтому игнорироваться не должны.

Через истерики и плачи, капризы и слезы приходится проходить практически всем родителям, главное при этом – научиться понимать своего малыша и чутко реагировать на происходящие с ним изменения. Тогда и проблем станет гораздо меньше.

Ссылка на основную публикацию