Переход в другую школу: как помочь ребенку адаптироваться?

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу: трудности и пути их решения»
консультация на тему

«Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

трудности и пути их решения»

Скачать:

ВложениеРазмер
sobranie_na_temu.adaptatsiya_uchashchihsya_pri_perehode_v_novuyu_shkolu.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Адаптация учащихся при переходе в новую школу:

трудности и пути их решения»

– формирование представлений о причинах трудностей адаптационного периода в новую школу

– проанализировать ожидания детей от перехода из одной школы в другую;

-наметить пути взаимодействия педагогов по преодолению трудностей периода адаптации в классе

-Переход ребенка в новую школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем. Ребенка, пришедшего впервые в новую школу, встретит незнакомый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научится выполнять требования школьной дисциплины, которые отличаются от его прежней школы, новые обязанности, связанные с учебной работой.

У ребенка возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравятся ли мне учителя?», «Как подружиться с ребятами?». Первое время ребенок сравнивает старую школу с новой, старые требования с новыми. Поэтому от учителей, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.

Адаптация понятие широкое и включает в себя:

Адаптацию социальную – к социальной среде, к взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса;

Адаптацию психологическую – построение взаимоотношений;

Адаптацию педагогическую – требования учителей, объем материала, учебный план, система построения урока и т.д.;

Адаптацию к эргономическим – рабочий стол, освещенность, удаленность от классной доски и др.

Школьная адаптация имеет две стороны:

  1. Приобретение учебных знаний и умений, овладение соответствующими учебными операциями и приспособление к условиям учебы (учебная адаптация);
  2. Включение в коллектив в качестве полноправного его члена на основе интернализации как официальных, так и неофициальных социальных ролей. (интернализация- процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом)

-Рассмотрим трудности, возникающие в процессе адаптации.

Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

  • Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды;
  • Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т.д.

Дезадаптация, или нарушение адаптации выражается:

  • Неуспешность обучения;
  • Нарушение школьной дисциплины;
  • Конфликты с учителями и одноклассниками;
  • Асоциальное поведение ученика;
  • Эмоциональный дискомфорт (вспышки гнева, высокая тревожность, страхи, избегание, подавленное настроение, часто плачет, внутренняя напряженность);
  • Соматическая ослабленность организма (тошнота, головная боль, снижение иммунитета, ощущение усталости и т.д.).

Этот период достаточно сложный для ребенка и благодаря эмоциональному участию и внимательное отношение к ребенку позволит сделать процесс адаптации к новым условиям обучения менее болезненным.

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения;
  2. Не говорите ребенку, что он хуже всех;
  3. Честно и терпеливо отвечайте на его вопросы;
  4. Старайтесь каждый день общаться с ребенком;
  5. Найдите время провести его с ним;
  6. Подчеркивайте, что вы им гордитесь за его первые шаги к самостоятельности;
  7. Оценивайте его поступки, а не его личность;
  8. Ребенок относится к себе так, как относится к нему взрослый;
  9. Не сравнивайте ребенка с другими;
  10. Отмечайте самые маленькие достижения ребенка;
  11. Поддерживайте инициативу ребенка, его попытки преодолеть трудности;
  12. Давайте возможность ребенку высказаться!
  13. Интересуйтесь его взаимоотношениям с одноклассниками и учителями.

Признаки успешной адаптации

  • Ребенку нравится ходить в школу;
  • Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле;
  • У него появляются новые друзья.

Стоит помнить, что ребенку необходима Ваша помощь, в одиночку со стрессом справится очень сложно.

Одна из задач – способствовать гармоничному развитию учащихся, и поэтому стоит помочь ребенку адаптироваться к новым условиям вместе.

Подведение итогов мероприятия

-Всем педагогам необходимо понимать и осознавать проблемы, которые возникают в этот период обучения, и их причины.

В заключение разрешите вручить вам памятки в виде детской ладошки. Пусть они будут вам напоминанием о том, что мы не имеем права выпустить из своей большой ладони детскую, т. е. оставить ребёнка без поддержки, понимания.

Памятка для педагогов

  1. Каждый день спрашивайте воспитанников «Как дела?». Пусть ваш голос при этом выражает заинтересованность.
  2. Внимательно слушайте ребёнка, пусть он видит, что вы уважаете его чувства, цените его мнение.
  3. Пусть ребёнок самостоятельно делает то, что должен делать, но знает, что в любой момент придёте на помощь.
  4. Чаще обнимайте, хвалите их. Не думайте, что ребёнок и так знает, что вы к нему хорошо относитесь.
  5. Будьте готовы поговорить с ребёнком тогда, когда ему это необходимо.
  6. Говорите со школьными учителями.
  7. Спрашивайте ребёнка о проблемах, опасениях, связанных со школой. Он дерётся? Ему трудно?
  8. Сделайте всё, чтобы воспитаннику было спокойно, комфортно, чтобы со своими проблемами они шли к вам, а не к чужим людям и в сомнительные компании.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может привыкнуть к коллективу после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу — конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе — ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я — Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

Совет третий. Настраивайте ребенка правильно

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:

Ребенок становится замкнутым

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

Переход ребенка в другую школу: как избежать стресса? 5 советов психологов

Кроме этого, в каждой школе существуют свои правила. И в каждом классе есть свои законы, лидеры и любимчики учителя. Если обстоятельства складываются так, что ваш ребенок должен поменять место обучения, вы можете ему помочь.

Сначала немного статистики.

Переход в новое учебное заведение – это осознанный стресс примерно для 75% процентов школьников.

Остальные дети утверждают, что у них нет никаких страхов или проблем, но на самом деле они могут просто успокаивать родителей.

В первую очередь, дети не хотят потерять старых друзей. Они грустят, потому что больше не видят знакомых учителей. Могут нервничать из-за того, что в новой школе articleContent будет более сложная программа, и они станут плохо учиться.

  1. Если вы решили поменять место обучения своего ребенка, лучше дождитесь окончания учебного года или хотя бы сделайте это во время каникул. Часто в это время в класс приходят другие новички, дети отвыкают от школьной рутины и учителя еще раз в начале четверти объясняют им правила поведения, рассказывают про новые предметы, спрашивают о том, как они отдохнули. Это хорошо для новенького, ведь его приход в класс не будет выглядеть основным событием месяца, что позволит ребенку лучше адаптироваться в коллективе.
  2. Как помочь ребенку, если он вынужден перейти в другую школу посреди учебного года? Во-первых, не показывайте своего волнения – ребенок все это чувствует и пугается еще больше. Поговорите с ребенком, узнайте, что его беспокоит. Расскажите, что с бывшими одноклассниками можно будет встречаться в выходные или после школы. Кроме того, у ребенка появятся новые знакомые. Пообещайте, что в первое время будете помогать делать уроки.
  3. Перед тем, как отправить ребенка в новую школу, будет полезно сходить вместе туда на экскурсию. Вы можете прийти во время ГПД, чтобы ребенок в неформальной обстановке познакомился с одноклассниками, поиграл с ними. Так гораздо проще подружиться.
  4. Не стоит рассказывать педагогам про все проблемы с поведением или учебой у вашего школьника. Лучше просто сказать, что у вас замечательный ребенок, которого вы очень любите. Пообещайте учителю посещать все родительские собрания. Возможно, в новой школе «хулиган» или «тихоня» изменится. А оценки учитель и сам увидит, посмотрев дневник или табель.
  5. Ребенку дайте советы по поводу первых дней в школе. Например, активному ученику с лидерскими качествами лучше в первые дни вести себя спокойнее. Не задирать одноклассников, не выкрикивать с места и не хвастаться своими достижениями на старом месте. Ведь в классе уже сложилась своя иерархия и есть признанные лидеры и отличники.

Они могут захотеть выяснить отношения кулаками или просто будут обижены. Расскажите, что ябед, которые рассказывают учителю про все мелочи, никто не любит. Но при этом обсудите все те ситуации, когда нужно все рассказать взрослым немедленно.

Малышу, которому трудно общаться, лучше посоветовать пару дней просто присматриваться к одноклассникам, чтобы затем попытаться наладить контакт с одним-двумя из них. Нужно научить ребенка спокойно отвечать на вопросы одноклассников, не прятаться и не пугаться. Обычно дети спрашивают, откуда переехал, что любит, кем работают родители и что у новенького есть интересного. Научите ребенка тоже задавать вопросы, которые помогут наладить коммуникацию.

Часто учителя, пытаясь понять уровень знаний новенького, спрашивают его довольно часто. Помните об этом и следите, чтобы все уроки были сделаны и у вашего школьника были все необходимые принадлежности для обучения. Еще родители должны контролировать опрятность малыша. И таким образом, ребенок произведет очень хорошее первое впечатление.

Чтобы узнать больше о школьной жизни ваших детей, смотрите с понедельника по четверг на канале 1+1 новые серии популярного сериала «Школа». И пусть школьные годы ваших детей будут счастливыми и беззаботными!

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Всегда ли переход в новую школу — стресс для ребенка? Как его смягчить, на что обратить внимание? Какова пошаговая программа действий — и до перехода, и после? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

Дело непростое

Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.

Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.

Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.

Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.

Как смягчить переход

Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.

1 Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.

Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом. Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.

Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы. И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.

2 Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).

3 Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному. Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.

Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.

4 Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.

5 Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать. Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.

6 Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки. Это своего рода гарантия безопасности.

7 Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.

Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.

Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо. Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.

8 Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.

9 Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.

Началась учеба

Но вот свершилось — ребенок уже начал учиться в новой школе. Что должны делать родители?

Первые недели в новой школе нужно максимально быть на связи с ребенком. Речь не о том, конечно, чтобы уволиться с работы или взять отпуск, но, по возможности, постарайтесь сделать так, чтобы ваш график позволял активно общаться с ним, присматриваться, каково ему в новой школе. Самые неприятные вещи вылезают в первые полтора месяца, но при этом первые дни могут быть обманчиво хороши. Только потом могут начаться проблемы — кто-то из учеников или учителей его невзлюбил, обнаружились сложности по каким-то предметам. Ошибкой было бы думать, что раз ребенок поступил, то можно уже расслабиться.

Нужно выбирать время, гулять, разговаривать, смотреть какие-то старые фильмы о школе, с тем, чтобы была возможность каким-то образом быть в курсе переживаний ребенка. Если речь о младшей школе – там может быть какая-то рисовальная терапия, игровая, чтобы помочь ему выразить свои переживания.

Родители, переводя ребенка в более сильную школу, зачастую строят у себя в голове идеальную картинку — как там все будет идеально. Но оказывается, что все не идеально, а просто нормально. Другая школа, и что-то в ней лучше, что-то хуже. Например, вроде все нормально, а еда невкусная, или раздевалка неудобная, или физрук сумасшедший. Везде есть минусы и плюсы, и всегда можно помочь выделить минусы и плюсы, спрашивая, что больше нравится, что меньше нравится, что удачней было в старой школе, а что — здесь.

Повторяю, сейчас речь о трудных вариантах. Иногда ребенок бывает по-настоящему счастлив, что поменял школу, он хотел этого сам, был заинтересован в учебе или в программе, в новых ребятах. Тогда адаптация будет легкой. Конечно, надо порадоваться, что нет трудностей, конфликтов, слез, нежелания идти, хвостов в учебе. Но в целом расслабиться можно не раньше чем спустя полгода или даже через год. Тогда будет окончательно ясно, что ребенок вписался в систему, у него появились друзья.

Переход в новую школу часто влечет за собой изменение режима дня. И здесь порой требуется пересмотреть общую нагрузку. Если прежняя школа была рядом с домом, а сейчас надо тратить час с лишним на дорогу — значит, нужно понять, что из внешкольных занятий вы можете оставить, а что лучше отменить. Надо понять, как организовать дополнительное питание ребенка, какие продукты давать с собой, где подвозить, где разрешать взять такси, решить, может быть, вы будете раз в две недели пропускать занятия — по договоренности с учителями.

Если ребенку предстоит самостоятельно ездить по маршруту — нужно несколько раз проехать вместе с ним заранее, чтобы он привык. Хорошо подчеркивать плюсы такой дороги: ты едешь сам, у тебя больше карманных денег. В таких школах часто все ездят издалека, не он один, так что все воспринимается совершенно нормально.

Иногда родители спрашивают: надо ли ходить знакомиться со всеми новыми учителями, рассказывать им об особенностях ребенка. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какую именно ступень вы перешли. Если речь идет о средней школе, там обычно при поступлении предполагается обязательное собеседование либо с психологом, либо с учителями-предметниками. Надо играть по правилам заведения, куда вы поступили. Как правило, педагоги в школе исходят из того, что ребенок сам выстраивает отношения. За исключением тех случаев, когда у него есть какие-то особенности характера, здоровья или поведения, о которых обязательно нужно предупредить. Если же таких нюансов нет, то лучше не слишком надоедать учителям — чтобы не заработать репутацию тревожных родителей. Потому что все-таки в сильных школах учителя предполагают, что дети могут учиться сами и что это не родители пришли учиться. Но если не было никакого конкурса, никакого собеседования — нужно прийти и понять: готовы ли вас слышать.

Родителям следует ходить на все собрания, чтобы быть в курсе ситуации. Знакомиться с классом можно, активно участвуя в коллективных поездках, в организации разных внутришкольных мероприятий — утренников, соревнований, походов. Это и вам поможет яснее понять атмосферу в классе, и ребенку дает ощущение защищенности. Но при этом важно не выделять своего сына или дочку из прочих детей, со всеми вести себя одинаково.

Общий вывод: к переходу в новую школу следует относиться серьезно: проблемы вполне возможны, но зная о них заранее, можно их максимально сгладить. Также не стоит думать, будто переход чудесным образом решит все прежние проблемы. Если избегать излишнего оптимизма и излишней паники, все в итоге будет нормально.

Подготовила Оксана Головко

На заставке: фрагмент фото Александра Анисимова, фотопроект “Так сказать”

Если ребенок переходит в другую школу: советы родителям

Подберите школу заранее

Постарайтесь подобрать школу заранее, еще весной

Обойдите несколько близлежащих к новому дому школ. Уже войдя в здание школы, можно многое понять. Обстановка школы — это как внешность человека: либо хочется дальше общаться, либо нет.

Поговорите с директором школы

Выясните, какие существуют в школе правила, традиции, обычаи, есть ли кружки и секции и какие именно. Помните, что директор — это голова школы, и именно от ее позиции в воспитании и обучении многое зависит.

Поговорите с будущим классным руководителем

Расскажите про Вашего ребенка. Ваш рассказ о будущем «новичке» должен быть уважительным, Вы должны рассказать о нем не только как об ученике, но как о личности (как общался с ребятами в старой школе, каких достиг успехов в кружках и секциях, какими чертами обладает). Подчеркивайте положительные стороны. Например, про одного и того же ребенка можно сказать, что он «медлительный», а можно — что «обстоятельный». Помните, что именно сейчас у учителя складывается первое впечатление о ребенке.

Спросите у педагога, насколько доброжелательная атмосфера в классе, и как ребята раньше принимали новеньких. Узнайте, как сам учитель будет помогать в адаптации.

Расскажите своему ребенку о посещении Вами школы

Желательно, чтобы еще весной Вы отвели его в новую школу и познакомили с классным руководителем.

Общение с одноклассниками

Если ребенок младший школьник, то можно попросить у учителя дать Вам несколько телефонов его будущих одноклассников (из числа наиболее общительных и доброжелательных). Вы можете позвонить их мамам и как-нибудь состыковаться для совместной прогулки. Пока дети будут вместе играть (а им нетрудно найти общий язык на игровой площадке), вы сможете узнать дополнительную информацию о школе.

Познакомившись с кем-то из будущих одноклассников, Ваш ребенок будет гораздо увереннее входить в новый класс, зная, что он уже не совсем чужой.

Помогите обеспечить авторитет ребенку

Если Вы работаете в каком-нибудь интересном месте, куда можно было бы организовать экскурсию детей из нового класса, то авторитет Вашему ребенку будет практически гарантирован. Моя знакомая (учитель младших классов) вспоминает, как папа одного «новичка» отвел весь класс на фабрику мороженного! Дети были в восторге, Коля был долго героем дня, недели, а потом ребята вообще забыли, что он недавно пришел, как будто с первого класса учился с ними.

Поэтому, приложив смекалку и любовь к своему делу, любое место работы можно показать так, что это запомнится ребятам надолго.

Общение с психологом

Еще весной, если в школе, откуда предстоит уйти, есть психолог, то попросите его провести психодиагностику Вашего ребенка. На консультации психолог расскажет, какие сильные и слабые черты были выявлены в исследовании.

Сильные — это то, на что ребенок сможет опираться в период адаптации в новом классе.

Слабые надо будет «подтянуть» за лето, опираясь на советы специалиста.

Самому ребенку психолог может дать советы, как вести себя в новом классе, учитывая личностные черты, а также положение в иерархии прежнего класса. «Лидеры» и «аутсайдеры» адаптируются труднее, чем более гибкие в общении «середняки». Трудно приходится тому, кто был «любимчиком», детям, добивающимся повышенного внимания неадекватными способами («шуты», «плаксы»), а также детям с особенностями внешности. Очень важно, чтобы именно психолог оценил весь комплекс возможных проблем и предложил решения.

Первое впечатление

Помните, что самое важное — это первое впечатление. Поэтому продумайте заранее, как будет выглядеть ребенок. Дети и подростки всегда обращают внимание на внешность, поэтому Ваш ребенок должен быть одет в меру модно, как и его сверстники. Аккуратность тоже очень важна. Обратите внимание на прическу, на то, чтобы одежда, обувь и рюкзак были чистыми.

Не жалейте ребенка

Совет для самих родителей и других близких ребенка: не жалейте своего «бедненького» ребенка, которому придется «так трудно». Будущий «новичок» может действительно начать нервничать и бояться. Не собирайте «историй-страшилок» по знакомым и друзьям. Не позволяйте их рассказывать в присутствии ребенка.

Главное — уверенный и позитивный настрой.

Не откладывайте на потом

Многие из советов, которые были даны, надо начинать осуществлять уже сейчас. Не откладывайте на «потом», думая, что времени в запасе еще «целое лето». И, главное, помните, что «не так страшен черт, как его малюют». Опыт перехода в другую школу учит ребенка искусству адаптации в новом коллективе, что очень пригодится ему в будущем, например, когда он будет менять работу.

Главное — верить в своего ребенка, и все получится!

Как помочь старшекласснику адаптироваться в новой школе: 10 советов для родителей

«Ребята, теперь с вами будет учиться новичок — его зовут Саша. Проходи на свободное место. Итак, начинаем урок…» И под внимательные изучающие взгляды одноклассников мальчик проходит к парте, смущается и неуютно себя чувствует…

Как будут складываться его отношения с учителями и одноклассниками? Сценариев может быть множество.
Чтобы ваш ребенок успешно влился в новый коллектив, прислушайтесь к рекомендациям психолога и психотерапевта Валерии Зинатулиной.

Чтобы наладить новые классные связи в прямом и переносном смысле слова, рассмотрим перемену обстановки со всех ракурсов.

Почему в старших классах переходить в другую школу сложнее

Подростку сложнее дается процесс адаптации в силу происходящих перемен в организме. Переход из детства в юность сопровождается изменениями психики и тела. Скачки настроения, импульсивность или замкнутость, а также чувствительность к оценке окружающих и появление комплексов — все это усугубляет процесс привыкания к новому месту.

Есть и положительные стороны, о которых обязательно должны знать дети, чтобы процесс адаптации проходил веселее.

Плюсы и минусы перехода в другую школу

• Положительные стороны

Опыт вхождения в новую образовательную среду — это репетиция предстоящей учебы в дальнейшем: в колледже, институте, университете. А еще это возможность проявить себя в ином качестве. Например, в старой школе подросток был застенчив, не успевал по некоторым предметам, а теперь у него есть шанс начать все с чистого листа. Но лучше заранее продумать, каким старшеклассник хочет показать себя в новом коллективе.

• Отрицательные стороны

Требования новых педагогов будут иными как по объему информации, так и в формате уроков.

Помимо необходимости освоения школьной программы перед старшеклассником стоит еще одна задача: встроиться в коллектив новых одноклассников. Ведь дети могут вначале устроить новичку проверку на прочность. И чувствительных подростков может ранить шутка или безобидное прозвище. Все это скажется на будущих успехах ребенка в этой школе — в том числе на успеваемости и его мотивации к учебе.

Как помочь старшекласснику, который переходит в новую школу

В умении адаптироваться немалую роль имеет психотип подростка.

Экстравертам будет проще адаптироваться к новым условиям и людям. А вот интровертам (а это меланхолический и флегматические типы) всегда сложнее найти общий язык с ровесниками. Если вы знаете, что ваш сын или дочь слишком чувствительны, склонны к переживаниям и не очень общительны, то обязательно подготовьте их морально.

Вот несколько важных советов для родителей, школьники которых меняют школу.

  1. Постарайтесь момент перехода в другую школу приурочить к началу учебного года.

Расскажите подростку, что возможны трудности, что в коллективе мы не всегда будем вызывать симпатии других. Но всегда можно наладить отношения и даже подружиться. Поделитесь своим личным опытом — как вы осваивались в новом месте учебы, как вливались в коллектив на своей первой работе. Дайте совет, как вы сами когда-то справлялись с неуверенностью и опасениями критики. Что помогло лично вам? Положительный опыт родителей придаст ребенку уверенности в собственных силах.

Перед первым посещением школы желательно вместе с подростком «освоить территорию» — опробовать маршрут от дома до школы, познакомиться с классным руководителем, прогуляться по этажам.

  1. Узнайте, какие секции есть в школе, ведь их посещение даст возможность обрести новых друзей.

Подумайте, как вашему ребенку можно заранее познакомиться с одноклассниками. Например, расположить будущих одноклассников поможет «дружеская» пицца.

Не забывайте следить за психоэмоциональным состоянием сына или дочери. Расспрашивайте о впечатлениях, интересуйтесь, какие учителя и одноклассники понравились, а что вызывает негативные эмоции.

Читайте также:  Финансовые игры для детей и подростков - как научить детей финансовой грамотности
Ссылка на основную публикацию