Откуда берутся дети: как правильно ответить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше?

Как объяснить ребёнку, откуда берутся дети

Рано или поздно каждый ребёнок начинает интересоваться вопросом своего происхождения, что зачастую ставит родителей в неловкое положение. Не каждый родитель знает, как правильно ответить на вопрос «откуда берутся дети?»; одни начинают придумывать небылицы, другие отговорки про аистов и капусту, третьи начинают отвечать слишком сложными для детского интеллекта научными терминами, а кто-то и вовсе оставляет своё чадо без ответа. И лишь в единичных случаях родители дают детям правдивый и понятный ответ.

Что следует говорить, а что нет

Вопрос «откуда берутся дети?» ваше чадо может задать вам в любом возрасте. По мере развития и получения извне каких-то новых фактов по теме деторождения вопросы об этом будут появляться повторно. Важно понимать, что на момент разговора с родителями ребёнок уже будет обладать какой-либо деструктурированной информацией. По большому счету такой разговор необходим ребёнку чтобы «разложить по полочкам» всё что он знает, отсеяв дезинформацию от истины. В связи с этим, для родителей важно всегда говорить правду и не рассказывать небылиц, которые вы слышали в своём детстве. Если ребёнок заподозрит вас во лжи – он просто перестанет к вам обращаться по волнующим его вопросам, а обсудит с людьми, которые откровенны в разговорах на любые темы. Также при разговоре о нюансах деторождения вы не должны смущаться, это может вызвать чрезмерный нездоровый интерес. В зависимости от возраста ребёнка надо предоставить для него тот минимум информации, который даст ответы на все имеющиеся вопросы малыша и не вызовет при этом лавины дополнительных вопросов.

Все основные знания по вопросам продолжения рода и собственного происхождения дети должны получать именно от родителей, а не от сверстников на улице. Кроме того, общаясь со своим малолетним ребёнком о его появлении на свет, вы можете заложить в его сознание нравственную позицию к любви и ценности семейных отношений, а с детьми постарше даже обсудить вопросы выбора сексуального партнера, методах контрацепции, взаимной ответственности партнеров в принятии решения завести ребёнка и т.п.

Не отправляйте ребёнка за объяснениями к родителю того же пола, если ребёнок обратился именно к вам – значит, в этом вопросе вам он доверяет больше.

Давайте попробуем теперь разобраться, какую именно «порцию» информации предоставить ребёнку в зависимости от его возраста. Изложенные ниже возрастные пределы приблизительны, а то, что говорить своему чаду напрямую зависит от его индивидуальных интеллектуальных особенностей и осведомлённости в анатомии, физиологии и социальной активности.

Дошкольный возраст: 3 – 5 лет

Именно в этом возрасте дети впервые начинают задумываться о своём происхождении. В этом возрасте детей чаще всего не интересуют вопросы зачатия. Расскажите, что до своего рождения ребёночек живёт в животике у мамы, где ему было удобно, безопасно и тепло. Однако потом ребёночку в животе у мамы стало тесно, поэтому он оттуда выбрался. Если у ребёночка возникнет вопрос, как он попал к маме в животик – скажите, что папа подарил ей волшебное зёрнышко, из которого ребёночек и вырос в животе у мамы. Такое зёрнышко бывает только у взрослых людей и только в тех случаях, когда папа и мама по-настоящему любят друг друга. Такой правдивой, но в то же время сильно завуалированной истории будет более чем достаточно, чтобы раскрыть вопрос деторождения ребёнку 3 – 5 лет.

Истории про то, что детей приносит аист, не подойдут даже малышам

Дети 5 – 7 лет

В этом возрасте дети знают уже очень многое, скорее всего, и тайна появления детей на свет ему давно уже известна, даже если он ни разу не обращался к вам по этому вопросу.

Всю имеющуюся у него информацию он получил из книг, средств массовой информации, от сверстников и прочих источников. Однако, он ещё не может последовательно её использовать и в надежде сложить имеющийся пазл у себя в сознании обращается к родителям за пояснениями.

Элементарными объяснениями здесь уже не отделаешься. Ребёнку придётся рассказать основы анатомического различия мальчиков и девочек и хорошенько подумать о том, как максимально осторожно поведать ребёнку о сексе. В связи с тем, что в возрасте 5 – 7 лет детям легче воспринимать наглядную информацию – вам придётся прибегнуть к помощи различных энциклопедий, макетов, обучающих роликов и мультфильмов. Разговаривая с ребёнком о нюансах размножения, забудьте о чувстве стыда, вы рассказываете ему о естественных вещах, посему ведите себя максимально естественно и непринуждённо.

Начните свои объяснения с первичных половых признаков девочек и мальчиков, затем обратитесь к теме отношений среди членов семьи и любви между ними. Не забудьте упомянуть, что секс только для взрослых, а детский организм к этому совсем не приспособлен. Расскажите ребёнку о «секретных» частях тела, к которым никто не должен прикасаться, кроме них самих, можно показать эти органы маме, папе, врачу, но только в случае острой необходимости и только с разрешения самого ребёнка (множество жертв сексуальных посягательств, повзрослев, рассказывали о том, что им не было известно, что плохо, когда их «там-то» трогают и не знали, как сообщить, что это неприемлемо). Уточните, что именно из такого «секретного» места, находящегося у мамы внизу живота, и появляются дети. Не стоит заострять внимание ребёнка на том, как маме сложно было рожать, что она чуть не умерла и тому подобное. Такие разговоры могут развить в подсознании вашего малыша серьёзную психологическую травму.

Дети в возрасте 7 – 10 лет

Если ранее вы не стеснялись разговаривать с ребёнком «об этом», не поленились объяснить ему основы анатомии – осталось дело за малым: рассказать о предстоящих физиологических изменениях, ибо в скором времени их ожидает половое созревание. Вскоре мальчику станет известно, что такое поллюция, а у девочки впервые начнётся менструация. Чтобы ребёнок был готов к таким «сюрпризам» организма и не стеснялся обратиться к родителям за помощью в подобных «экстренных» ситуациях, необходимо всё это заранее обсудить. Также поговорите о первой влюблённости, взаимоотношениях между мальчиками и девочками, не забывая лишний раз заострять внимание на том что секс и, тем более, рождение детей – это то, о чём могут думать только взрослые и то, лишь после того, как получат должное образование и решат вопрос с работой, жильём и будут в состоянии полностью себя обеспечивать.

Для детей постарше можно купить познавательную энциклопедию

Подростковый период: 11-16 лет

11 – 16 лет – самый опасный возраст. Дети хотят чувствовать себя взрослыми, не желают отставать от сверстников и всячески стараются опередить их. Согласно статистике большинство подростков начинают свою половую жизнь будучи в возрасте от 14 до 16 лет. В этом возрасте дети редко спрашивают своих родителей об интимных отношениях, они пробую все узнать самостоятельно. Сейчас ваша основная задача подвести своего ребёнка к разговору о сексе и объяснить ему что секс – это ответственность, а заниматься им в столь раннем возрасте опасно, а не круто. С подростками необходимо обсудить вопросы недопущения случайных связей, методов контрацепции, виды секса и их последствия, последствия нежелательной беременности, серьёзных заболеваний, передающихся половым путём. Самое важное – заложить в сознание подростка, что секс – это серьёзная ответственность, ложащаяся на обоих партнёров. Грамотно и осторожно подойти к столь ответственному занятию могут только любящие друг друга люди, понимающие что заводить детей можно лишь после того, как организм матери полностью сформируется и беременность с последующими родами не будет угрожать жизни малолетней матери и ребёнка. Упомяните последствия абортов, указав, что подобный подход недопустим ни с нравственной точки зрения, ни физиологической, так как из-за аборта молодая мама может быть в дальнейшем вовсе лишена возможности иметь детей.

В данном случае желательно, чтобы подобный диалог мать вела с дочерью, а отец с сыном. Немаловажно правильно выбрать время для такого разговора, а также его стиль. Общение на такие темы должно происходить как бы между делом, ненавязчиво. Очень важно, чтобы имел место именно диалог, не переходящий в чтение нотаций. Можете вспомнить случаи из собственной жизни, либо из жизни хорошо известных и вам и ребёнку людей. Обратите внимание на то, какие именно разговоры вызывают истинный интерес у вашего чада, а какие, наоборот, для него скучны и неинтересны. В дальнейшем в очередной раз поднимая вопрос о продолжении рода, общайтесь с ребёнком именно в той форме, которая вызывает у него наибольший интерес.

Видео: как разъяснить ребёнку, откуда берутся дети?

Передача «Мамина школа» посвящена освещению такого щепетильного вопроса – как объяснить ребёнку, откуда берутся дети? Как деликатно подойти к этому вопросу? В настоящее время бытует мнение, что детям необходимо сексуальное просвещение. Так ли это?

Когда перед вами становится проблема объяснить ребёнку, откуда берутся дети – постарайтесь не убегать от неё, а подойти максимально ответственно к щепетильному вопросу своего малыша. Хоть для каждого возраста и имеются свои особенности получения информации, а вы так и не смогли окончательно разобраться, как максимально правильно рассказать о беременности и рождении своему ребёнку на текущем этапе его восприятия информации – знайте одно: лучше поговорить с ним не совсем правильно, чем не поговорить вовсе. Хоть интимные вопросы и являются самыми сложными в общении детей и их родителей – именно такие разговоры максимально их и сближают.

Откуда берутся дети

Пришло лето и у наших малышей, наконец, появилась возможность поиграть голышом на пляжном песочке. Пока они играют у воды, подставив солнцу голые попки, но затем их внимание приковывает нечто, до сих пор невиданное. Двухлетняя малышка с удивлением рассматривает играющего рядом голыша, затем с беспокойством спрашивает у мамы: «А у меня не такая пися? Когда я вырасту, у меня будет такая же?» Голыш, в свою очередь, посматривает на девочку, испытывая что-то похожее на смесь жалости и превосходства, его очень интересует: где это малышка умудрилась потерять свою “штучку”. Вид загорающих взрослых также порождает множество вопросов: «Почему у дядей на теле такое множество волосиков, а у теть нет?» Зато у мамы и других женщин есть грудь, притягивающая заинтересованные взгляды маленьких мальчиков и вызывающая зависть и тревогу у девочек. А тут еще неподалеку расположилась молодая женщина с большущим животом: «Почему у тети вырос такой живот? Она что очень много ест? А-а, ребеночек. И вон у того пузатого дяди тоже ребеночек! Нет? Почему?»

Чтобы шквал подобных вопросов не застал Вас врасплох, постарайтесь заранее сформулировать свои ответы, тогда Вам не придется пускаться в путаные объяснения или спасаться бегством. Очень важно признать за детьми право задавать вопросы, касающиеся разницы полов, сексуальной жизни, и право получать правдивые ответы от своих родителей. Вряд ли кто-нибудь сделает это тактичнее, тоньше, разумнее, чем Вы. Ребенку стоит убедиться в том, что эта тема не вызывает у Вас стыда, смущения, гнева, что Вы не считаете его слишком маленьким и неготовым к тому, чтобы разговаривать с ним о таких “взрослых вещах”.

Как удовлетворить детское любопытство? Не вдаваясь в подробности, но и не скрывая главного. Какими словами называть половые органы? Вопрос, кстати, немаловажный, потому что здесь родительская фантазия не знает удержу: в ход идут названия фруктов и овощей, птички, краники, ключики. Одна моя знакомая объяснила своей дочурке, что у нее есть попка задняя и передняя.

Дети очень нуждаются в наших точных и простых объяснениях, потому что вопросы, оставленные без ответов, вынуждают ребенка придумывать собственные объяснения, которые обычно бывают далеки от истины, и вызывают у ребенка опасения и страхи. Не бойтесь рассказать ребенку слишком много, он усвоит ровно столько, сколько в состоянии переварить. Когда малыш подрастет, он обратиться к Вам за дополнительными разъяснениями.

Малыши-голыши

Малыши просто обожают быть голенькими, это всем известно. Стоит только посмотреть на малыша, которого освободили от одежды и подгузников – воздушные ванны для него – огромное удовольствие. Ребенок может предстать голышом перед гостями, ему еще не знакомо чувство стыда. До полутора-двух лет и речи быть не может о запретах, связанных с телом. Но после двух лет, когда круг общения ребенка расширяется, появляется интерес к сверстникам, наступает время вводить некоторые ограничения и правила. Надо постепенно, доступным для малыша образом объяснить ему, что нужно закрывать дверь туалета, не ходить голым при посторонних, то есть научить его оберегать свое личное пространство и не вторгаться в личное пространство других.

Например, дети часто просятся в туалет к родителям, и не только потому, что не хотят остаться в одиночестве перед закрытой дверью, но и потому, что испытывают любопытство. Такой интерес вполне объясним и законен, поскольку малышу важно знать, что происходит с его родителями, когда они пропадают из поля зрения. А также ребенок всегда готов учится чему-то новому, а Вы для него основной образец для подражания. Ведь для маленького ребенка один из способов усвоения нового – имитация действий родителей. Поэтому обязательно нужно удовлетворить любопытство малыша, но в то же время четко установить границы дозволенного. Это очень важно, так как ребенок почувствует свои границы лишь тогда, когда Вы обозначите собственные.

Постепенно надо научить ребенка с уважением относится к личной жизни родителей, объяснить ему, что в их жизни есть моменты, которые не имеют к нему отношения, а касаются лишь только мамы и папы. Ребенок не должен становиться свидетелем сексуальных отношений родителей. Он не в состоянии понять значения происходящего, эти сцены могут испугать его, потому что зачастую воспринимаются им как насилие, борьба. Если ребенок случайно увидел по телевизору откровенную эротическую сцену, обязательно объясните ему, что так взрослые выражают свою любовь друг к другу, что в этом нет агрессии и принуждения.

В 2-3 года ребенок начинает проявлять активный интерес к своим половым органам. В этом возрасте малыш активно познает свое тело, прислушивается к ощущениям, которые вызывают прикосновения одежды, падения, объятия. Он уже знает что такое «колюче», «тесно», «жестко», а также насколько приятны прикосновения мягкого или пушистого, легкая щекотка или нежные поглаживания. Ребенок интересуется не только своими половыми органами, но и половыми органами своих сверстников и делает интереснейшее открытие: он узнает о том, что люди разнополы. Маленькая девочка понимает, что у нее нет пениса, и она не может писать стоя, как братик. Мальчик сравнивает себя с девочками и мамой и задумывается о том, вырастет ли у него грудь и сможет ли он рожать детей. Рассказывая ребенку о половых различиях, подчеркните равную значимость полов, чтобы у ребенка не возникало фантазий о том, что у него чего-то не хватает, что он что-то потерял. Начните беседу с того, мальчики и девочки устроены по-разному, и подчеркните, что пол дан на всю жизнь и мальчики, когда вырастут, станут мужчинами, как папа, а девочки, женщинами, как мама. Дети довольно часто не уверены в том, какой у них будет пол, когда они станут взрослыми.

Читайте также:  Финансовые игры для детей и подростков - как научить детей финансовой грамотности

Объяснить ребенку строение половых органов мальчиков и девочек можно примерно так: “Ты мальчик, у тебя есть пенис и два маленьких шарика, два яичка. Когда ты вырастешь, в них появятся маленькие, похожие на головастиков, сперматозоиды. Они нужны для того, чтобы у тебя, когда ты будешь взрослым, и у твоей жены родились детки. А ты – девочка, у тебя есть влагалище, матка и яичники. Матка находится в животике, она похожа на мешочек, в котором сможет расти и развиваться ребеночек до тех пор, пока ему не придет время появится на свет”.

Ваши правдивые объяснения про разницу между мужчиной и женщиной могут столкнуться с собственной теорией малыша. Например, многие мальчики думают, что у девочек тоже есть пенис, только совсем маленький, но со временем он обязательно вырастет. В этом нет ничего удивительного, дети часто предпочитают свои фантазии реальности. Через какое-то время ребенок усвоит Ваши объяснения, это станет уже его собственным знанием.

Деликатная тема

Почти все маленькие дети занимаются мастурбцией, это совершенно нормально. Хотя для многих людей слово «мастурбация» до сих пор связано с чем-то унизительным и стыдным. Ребенок, исследуя свое тело, находит чувствительные точки, отзывающиеся приятными ощущениями. Не стыдите ребенка, не акцентируйте на этом внимание, но обязательно объясните ему, что не надо заниматься этим при посторонних, за столом, или где-то еще.

Откуда берутся дети?

К 3-4 годам большая часть детских вопросов касается зачатия. Ребенку важно знать, откуда он взялся. Он понимает, что было время, когда его не было, и его появлению предшествовало нечто, о чем он совершенно не осведомлен. Поэтому он задает вопросы о своем происхождении и об отношениях, которые связывают его родителей. “А где я был до рождения?” “Папа – твой любовник?” “Откуда выходит ребеночек?”

Отвечая на подобные вопросы, начните с рассказа о том, как Вы познакомились, расскажите о чувствах, которые испытывали. Понятие “любовь” должно стать центральным в Вашей истории. Сделайте акцент на том, что ребенок является плодом любви и нежности мамы и папы. Рассказывая о том, как происходит зачатие, Вы можете призвать на помощь образы и сравнения, а также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии.

Рассказ может быть таким: “Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному, и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, и из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных “головастиков” – сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» – яйцеклетка. Когда один из маленьких “головастиков” встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, и из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти”.

Подобные объяснения вполне доступны для понимания ребенка, и на довольно долгое время его интерес и любопытство будут удовлетворены. Если по каким-либо причинам Вы считаете, что время или место не подходят для разговоров о сексуальной жизни, Вы вправе отложить объяснение, сказав ребенку, что Вам нужно время подумать и выбрать более подходящий момент. Но не стоит уклоняться от разговора, ведь тогда Ваш малыш может подумать, что по каким-то причинам интересоваться сексуальными вопросами нехорошо. Если Вы чувствуете себя неловко, предложите ребенку вместе посмотреть иллюстрированную детскую энциклопедию, посвященную этим вопросам.

Мы поженимся, когда я вырасту?

В возрасте 3 лет дети вступают в генитальную фазу психо-сексуального развития, и у них формируется так называемый “эдипов комплекс”. Эдипова фаза обычно длится с 3 до 6 лет. Каждый человек в своем развитии проходит через эту фазу. Схематично это выглядит так: ребенок начинает конкурировать с родителем своего пола, видит в нем соперника и мечтает жениться на родителе противоположного пола. В этот период ребенок чувствует некоторую враждебность по отношению к родителю своего пола и одновременно винит себя за это, ведь он любит обоих родителей. Нужно объяснить ребенку, что он не может жениться на одном из родителей и обратить его внимание на ровесников противоположного пола, сказав, что когда ты вырастешь, то полюбишь кого-то своего возраста, вы сможете пожениться и завести детей. Смысл этого периода: ребенок учится выстраивать более зрелые отношения и в семье и за ее пределами, учится взаимодействовать с обоими родителями. От того насколько Вы будете готовы помочь своему ребенку пройти эту стадию развития будут во многом зависеть и его дальнейшие отношения с противоположным полом и выбор партнера.

7 ошибок, которых следует избегать:

1. Отказ от ответа.

Даже если вопросы малыша Вас смущают, не стоит уходить от ответа. Возьмите тайм-аут, продумайте свои объяснения, посоветуйтесь с психологом или приобретите детскую энциклопедию соответствующей тематики. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым и покинутым, оставшись наедине со своими вопросами. Его любопытство совершенно естественно и связано с развитием, потребностью познавать мир и себя в этом мире.

2. Читать ребенку статьи из медицинской энциклопедии.

Не стоит забрасывать ребенка научными терминами и представлять весь процесс сугубо механическим. В медицинских справочниках нет ни слова о чувствах, желаниях, эмоциях, удовольствии. Дети совсем не ждут от Вас настолько исчерпывающих, сухих и сложных объяснений. Ребенку необходимо получить ответ в простой и доступной форме, сформулированный специально для него, услышать Ваши слова, а не обезличенный текст.

3. Ребенка просвещает родитель противоположного пола.

Когда ребенок задает вопросы о сексуальной жизни, будет лучше, если на них будет отвечать родитель его же пола. Если же такой возможности нет, это может какое-то доверенное лицо его пола. Почему? Когда ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность, то, как правило, девочки идентифицируют себя с мамой, а мальчики с папой. Этот механизм помогает детям в дальнейшем правильно позиционировать себя в обществе в качестве мужчины или женщины. И ребенку, особенно когда он станет старше, будет гораздо удобнее обратиться с интимными вопросами к родителю одного с ним пола.

4. Ничего не объяснять, если ребенок не задает вопросов.

Ребенок может не говорить на сексуальную тему не потому, что не испытывает интереса. Напротив, его интерес может быть слишком сильным и тревожащим, он может испытывать смущение, которое мешает задать волнующие его вопросы. Часто ребенок не задает вопросы, когда чувствует нежелание взрослых разговаривать с ним на такие серьезные темы. Важно помнить, что ребенок в возрасте 3-5 лет нуждается в том, чтобы с ним говорили о жизни, любви и смерти.

5. Форсирование событий.

Нежелательно рассказывать ребенку о том, что он еще не готов воспринимать и понимать. До двух лет не нужно начинать разговоры о сексуальной жизни. Это возраст для других вопросов, ведь ребенок только начинает ориентироваться в мире и человеческих отношениях.

6. Касаться слишком сложных и серьезных тем.

Рассказывая о рождении ребенка, не стоит описывать подробности и говорить о том, с какой болью и трудностями связаны роды. Нет необходимости объяснять ребенку, что такое кесарево сечение. Также не нужно углубляться в то, что связано с половым актом: эрекция, позы и т.д. Вашему ребенку вполне достаточно будет узнать, что он появился на свет, потому что мама и папа полюбили друг друга, и что врач помогал маме во время родов.

7. Избегание тем сексуального насилия.

Предупредить ребенка о возможных опасностях совершенно необходимо, конечно, без страшных подробностей и запугивания. Ребенок должен знать о том, что нельзя никуда уходить с незнакомыми людьми, даже если они ласковы с ним и предлагают конфеты. Обязательно надо сказать малышу, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права его трогать. Скажите ребенку, что если кто-то трогал его, это не должно быть секретом, надо обязательно рассказать об этом родителям.

Как рассказать ребенку, откуда берутся дети: типичные ошибки и советы психологов

Рано или поздно родители сталкиваются с очень деликатной проблемой – необходимостью рассказать ребенку, откуда берутся дети. Некоторые мамы и папы стесняются, стремятся всеми силами отсрочить неизбежное, перекладывают ответственность друг на друга. Другие, напротив, не смущаются произносить слова «секс», «сексуальный» в присутствии ребенка и вовсе не удивляются, что в 4 года малыш уже знает много такого, о чем ему знать пока рановато. Плохо и то, и другое. Рассмотрим, как же не допустить ошибки, как передать ребенку необходимую информацию, но не испортить, не развратить его.

Важность разговора

Прежде всего, родителям нужно быть морально готовыми к тому, что беседа на неудобную тему состоится. По телевидению взаимоотношения мужчины и женщины активно обсуждаются в дневное время, деликатные вопросы проскальзывают даже в мультиках, рекламные ролики пестрят картинам оголенных человеческих тел. В подобных условиях стыдливая позиция, суть которой «ничего рассказывать не надо, сами все поймут» не просто неуместна, но и опасна. Ребенок действительно узнает все интересующее, но уже не от родителей, а от сверстников или детей постарше, нередко в самой грубой форме.

Задача родителей – своевременно познакомить ребенка с этим миром «запретного», разложить все по полочкам, ответить на самые неудобные вопросы. Не стоит думать, что такая откровенность лишает малыша невинности. Напротив, она спасает его от жизненных ошибок и стремлений «познать недозволенное». Согласитесь, гораздо лучше самим рассказать всю информацию малышу, чем «доверить» этот вопрос чужим людям, которые только исказят сведения.

Правила

Решив познакомить малыша с важным деликатным вопросом, следует опираться на следующие рекомендации.

  • Учет возраста. Само содержание беседы зависит от того, сколько лет любознательному крохе.
  • Дошкольника не стоит посвящать в анатомические подробности: в силу возраста эти сведения для детей не только лишние, но и малоинтересные. В современной литературе можно встретить исчерпывающие пояснения в картинках, однако специалисты рекомендуют не спешить. Малыши еще не готовы к такой информации.
  • Не стоит привлекать внимание к теме. Так, не на все вопросы крох у мам и пап находятся ответы (например, откуда появились звезды, тучи), но именно вопрос о детях ставит в тупик. Выручит самый простой ответ.
  • Дети 7-8 лет уже понимают, что тема деликатная, стесняются задавать подобные вопросы. Однако если интерес все же проявляется, важно пояснить ребенку, что самое главное в данном процессе – чувства, которые взрослые испытывают друг к другу.

Итак, детям не стоит предоставлять подробную информацию физиологического содержания, гораздо важнее обратить их внимание на отношения родителей, делать упор на то, что дети появляются в браке, когда мама и папа любят друг друга.

Как правильно ответить?

Итак, этот момент настал, малыш совершенно невзначай поинтересовался, откуда берутся дети. Родителям важно сохранять спокойствие и ответить продуманными простыми и понятными ребенку фразами вроде «из маминого животика» или «потому, что мама и папа любили друг друга». Некоторые малыши не останавливаются на этом, продолжают интересоваться. Рассмотрим возможные уточняющие вопросы и подходящие ответы:

  1. Как ребенок из живота появится на свет? Ответ выглядит примерно так: когда ребеночек становится достаточно большим, маму отвезут в больницу, где врачи помогут ему появиться на свет.
  2. Как это произойдет? Придется стать более откровенными и пояснить малышу, что внизу живота у мамы есть особое отверстие, через которое ребенок и выходит.
  3. Как малыш попадает в мамин животик? Для детей самым лучшим будет такой ответ: «Мама и папа очень хотели ребенка, поэтому Бог и послал его в мамин живот» (или «Мама и папа любят друг друга»).

Самое главное при ответе на эти вопросы – не допускать смущения, сохранять спокойствие, в противном случае у ребенка возникнет ощущение, что он затронул запретную тему. А запретный плод, как известно, сладок.

Очень хорошо, если беседа происходит в тот момент, когда мама беременна. Можно дать малышу потрогать живот, почувствовать, как шевелится в нем маленький братик или сестричка.

Вопросы от детей постарше

Объяснить ребенку, откуда берутся дети, – сложная задача, стоящая перед родителями. Так, в 9 лет сын или дочь захочет более подробно выяснить, как именно малыши попадают в животик. Можно пояснить им следующим образом: мама и папа любят друг друга, поэтому спят в обнимку. Ночью папино семечко попадает в мамин животик, где растет и становится младенцем.

Таким образом ребенок начинает понимать, что для появления детей на свет необходимы оба родителя. Далее важно подчеркнуть, что и он сам, и все люди появились на свет именно таким образом. Для того чтобы правильное представление закрепилось, родителям важно демонстрировать любовь и нежность по отношению друг к другу. Однако от случайного зрелища более откровенных ласк следует малышей оберегать.

Если дети будут наблюдать мир и гармонию в семье, они поймут, что дети – это прежде всего плод любви.

Более детально знакомить ребенка с тем, как именно появляются дети, следует не раньше младшего школьного возраста. Действовать нужно осторожно, деликатно, желательно начать с примеров домашних животных – кошек, собак. Чаще всего школьники понимают, что есть кошка и кот, однажды у них появляются котята. Этой информации зачастую бывает достаточно. Иногда родители полагают, что нужно более детально пояснить малышам весь процесс, показать соответствующие картинки. Однако большую часть информации анатомического характера ребята просто не поймут, поэтому забросают маму или папу вопросами, в итоге поставят в неловкое положение. Маленькие дети начинают домысливать, многое понимают неправильно.

Читайте также:  Какое влияние оказывает реклама на ребенка - почему дети не отрывают глаз от рекламных роликов

Тонкая грань

Родителям предстоит выполнить сложную задачу – выдержать тонкую грань при беседе с малышом о сокровенном.

  • С одном стороны, очень скромные взрослые, услышав неудобный вопрос, начинают краснеть, теряться, отказываться от разговора или в ужасе откладывать его «на потом». У ребенка складывается ощущение, что он спросил нечто неприличное, недопустимое, а сам вопрос появления детей является постыдным и обсуждаться не должен.
  • С другой – излишняя откровенность также вредна. Важно понимать, что мы живем в определенной культурной среде, в которой отрыто говорить на темы, связанные с сексом, недопустимо. Поэтому малыш, получивший всю широту информации, будет выглядеть едва ли не неприличным и аморальным.

Вот почему нужно найти «золотую середину», не игнорировать вопросы ребенка, но и не вдаваться в лишние ненужные подробности. Для развития полноценной личности дошкольника и младшего школьника в сведениях о сексуальной жизни и анатомических подробностях появления малышей на свет нет ничего ценного и необходимого, он будет нормально расти и без них. Даже подросткам не стоит описывать физиологические процессы, поскольку ничего, кроме неприязни, стыда и отвращения, такое пояснение не вызовет.

Обобщим:

  1. К вопросам нужно быть готовыми и заранее решить, что говорить ребенку. Сформулированные ответы помогут не растеряться в момент «икс».
  2. Во время беседы важно не смущаться и говорить спокойно, воспринимая вопрос как еще одно проявление любопытства детского ума, познающего мир.
  3. Лишние подробности не нужны. Из благих побуждений родители могут причинить своему малышу сильнейшую психологическую травму, вынудить его с отвращением воспринимать все, связанное с отношениями мужчины и женщины.
  4. Простой и понятный ответ устроит ребенка и удовлетворит его интерес. Не стоит рассказывать о деталях, придумывать какие-то названия половым органам, чаще всего подобная инициатива родителей-либералов детям не нужна и даже заставляет смущаться.

Эти простые правила помогут справиться с довольно сложной для многих родителей задачей.

Выбор игрушек

Современные игрушки могут стать причиной того, что малыш получит неправильное представление об особенностях представителей различного пола.

  • Некоторые миловидные пупсы имеют явно выраженные половые признаки. Поэтому куклы-мальчики привлекают чрезмерное внимание девочек к своим анатомическим особенностям.
  • Красивые куклы – «взрослые девушки» – нередко обладают ярко выраженным сексуальным образом, вызывая у детей или стремление подражать или же ощущение неполноценности из-за несоответствия.

Вот почему родителям нужно очень внимательно подходить к вопросу выбора игрушек.

Ошибки родителей

Познакомимся с основными ошибками, которые могут допустить родители:

  1. Уход от ответа. Да, вопрос малыша может застать врасплох. Допустимо перенести беседу, если вы совершенно к ней не готовы, – лучше подумать и предоставить краткий ответ, чем промолчать, замяться, прийти в ужас, начать нервничать. У ребенка не должно возникать ощущения, что он спросил нечто запретное. Но ответ на свой вопрос он должен получить.
  2. Половая специфика. Вопросами сексуального просвещения должен заниматься родитель одного пола с ребенком. Дети-дошкольники уже осознают свою половую принадлежность, поэтому гораздо больший комфорт будут испытывать, беседуя с родителем своего пола.
  3. Чрезмерные подробности. Нельзя предоставлять ребенку ту информацию, которую он не может понять. Анатомические детали пока совершенно излишни. Представим ситуацию – девочка в группе детского сада со знанием дела рассказывает другим детям о том, что у нее есть матка, а у мальчика Пети – пенис и яички. Звучит и пугающе, и неприлично. А виной всему подробный рассказ родителей о том, как появляются на свет дети. Кроме того, детям неприятно слушать про физиологию мужчины и женщины, они начинают с ужасом понимать, что нечто подобное произойдет и с ними. Подобная детская травма может самым негативным образом отразиться на развитии личности и на умении выстраивать отношения с противоположным полом.
  4. Спешка. С детьми до 2 лет беседы на сексуальные темы недопустимы. В дальнейшем не стоит навязывать ребенку свои пояснения, если вопросов как таковых у него не возникает. Принцип прост: ребенок поинтересовался – родитель ответил, не акцентируя особого внимания. Например: почему трава зеленая? – потому что ее согревает солнышко; откуда берутся дети? – из маминого животика. Понятно, что оба ответа неполные, но ни одному родителю не придет в голову рассказывать малышу особенности процесса фотосинтеза. Чем же вопрос про детей отличается от остальных?
  5. Сложный ответ. Некоторые родители не вдаются в особенности анатомии, но все равно перегружают детей информацией, говоря им о том, что появление ребенка бывает сложным, болезненным, он может родиться сам, а возможно, врачу придется делать маме разрез. Все это излишне. Достаточно того, что малыш знает – он появился из животика потому, что мама и папа любят друг друга.
  6. Игнорирование темы. Иные родители полагают, что им очень повезло и ребенок не задает неудобных вопросов. Но это не говорит о том, что теме не должно быть уделено должное внимание. Можно сказать, что задача мам и пап, напротив, усложняется, поскольку им нужно будет быть еще более тактичными и деликатными.
  7. Невнимание к темам сексуального насилия. Мы знаем, что некоторые взрослые могут представлять опасность для малышей, поэтому недопустимо просто закрывать глаза. Следует рассказать ребенку о том, что никто не имеет права касаться его тела, что важно не общаться с незнакомыми людьми на улице, даже если они кажутся очень вежливыми и предлагают сладости. Надо научить малыша доверять родителям, обязательно рассказывать о том, что кто-то из взрослых пытался потрогать его. Однако и в этом случае лишняя информация и детали недопустимы.

Разговор о том, откуда берутся дети, – это не наказание для стыдливых родителей, а возможность предостеречь ребенка от жизненных ошибок и трудностей. Беседы не нужно бояться. Главное – правильно подготовиться, заранее сформулировать фразы, не допуская чрезмерной откровенности и не стыдясь самого вопроса. Делать акцент следует не на физиологии, а на чувствах.

Во сколько и как рассказать ребенку, откуда берутся дети – рекомендации по возрастам. Как объяснить сыну и дочке, откуда берутся дети

Вопрос «Как я появился на свет?» дети задают в среднем в 3-4 года. Притом для них это один из философских вопросов, такой же, как вопрос о том, что хорошо, а что плохо. Но если вопросы морали не вызывают у родителей негативных эмоций, то тема деторождения многих ставит в тупик.

Общие рекомендации

Оптимальный период для разговора – дошкольное детство. Как правило, дети именно в этот период сами задают насущный вопрос. Это этап максимального любопытства, любознательности, или возраст «почемучки».

Не стоит самим затевать первый разговор по этой теме, нужно дождаться инициативы ребенка. Материал усваивается тогда, когда он интересен, востребован. Начнете разговор раньше времени – вызовете скуку, усталость, раздражение и отвращение.

Итак, дождались, ребенок спросил о своем происхождении. Что делать дальше:

  • Не искать отговорок, отсрочек. Спросил – надо ответить. Тем более повторять вопрос дети могут каждый час и каждый день. Или наоборот, убедившись в некомпетентности и скрытности родителей, уйдут искать просвещение в другом месте.
  • Не пользуйтесь историями про капусту, аистов, магазин продажи детей и прочее. Рано или поздно вам придется рассказать правду, или ребенок узнает ее из другого источника. Но результат в обоих случаях одинаков: мама и папа обманули меня, им нельзя доверять, они соврали один раз и соврут снова, а еще меня учат, что врать нехорошо.
  • Говорите правду, но корректируйте ее в соответствии с возрастом ребенка. Например, дошкольнику необязательно знать внутреннее строение половых органов. А вот ученикам средних классов об этом можно и нужно рассказывать как дома, так и в школе.
  • Отвечайте строго на вопросы ребенка: ни больше ни меньше. То же актуально для второстепенных вопросов. Если ребенок спрашивает о своей анатомии, то описываем только его гендер. А вот если спросил разницу между мальчиками и девочками, то рассказываем про анатомию обоих полов.

Вопрос о том, откуда берутся дети – показатель интеллектуального развития, взросления ребенка. Это значит, что он в принципе готов к усвоению теоретических знаний, к обучению. У вас растет здоровый и активный ребенок, чье развитие соответствует норме.

Рекомендации по возрастам

Если слишком рано рассказать об особенностях анатомии, процесса зачатия и вынашивания, рождения, то ничего кроме негативной реакции, плача, страха взросления, отвращения и психотравмы вы не получите. Какие же формы ответа соответствуют разным этапам взросления?

Дошкольный возраст

Люди обладают разным складом ума, и это заметно с рождения. Кто-то много мечтает, склонен представлять вещи абстрактно или стремится прочувствовать все на себе. А кто-то отличается рассудительностью, сдержанностью, логичностью. Это важно учитывать, выбирая форму общения с дошкольником.

Возможные формы ответа:

  1. Сказка о принце и принцессе или двух прекрасных молодых людях, которые полюбили друг друга, стали жить вместе. А со временем их сильное чувство породило малыша, который вобрал в себя лучшие качества отца и матери, внешне был похож на каждого из них. Можно рассказать в виде сказки вашу историю сближения с супругом.
  2. Краткое и лаконичное сообщение о том, что дети появляются в родильном отделении больницы.
  3. Подробное объяснение. От сильной любви мамы и папы в животе мамы зародился малыш. Сначала он был крошечным, беспомощным, привязанным к пупочку матери, дышал и ел тоже вместе с ней. Но постепенно ребенок рос, становился самостоятельным и захотел выйти из животика, а врач помог ему в этом. И хотя физической связи между мамой и ребенком сейчас нет, сын (дочка) по-прежнему самый родной человек.

Ребенку в этом возрасте важно не столько содержание ответа, сколько сам ответ. Это удовлетворение любопытства. Но помните об общих правилах – не пошатните доверие ребенка к вам.

Младший школьный возраст

В возрасте 6 (7)–10 (11) лет историю о силе любви и ребенке в животе придется расширить. Обычно дети сами хотят узнать подробности, они спрашивают, как ребенок попал в живот. Деваться некуда, придется приоткрывать завесу «страшной тайны»: ребенок вырос из семечка.

«Что за семечко? Как оно попало?», – спросит малыш. Деликатно даем еще немного информации: ты же знаешь, что мама с папой очень любят друг друга. Так сильно, что спят вместе, крепко обняв друг друга и периодически целуясь. И вот однажды семечко папы попало к маме. Ребенок примет это, тем более обычно дети становятся свидетелями повседневной нежности родителей, проявления их любви друг к другу. Это нормально и полезно для усвоения ребенком гендерных ролей, будущего построения отношений, составления представлений о семье, отношениях взрослых людей.

В дополнение можно вместе с ребенком прочитать книгу. Например, труд Катерины Януш «Как я появился на свет?». Эта книга предназначена для совместного анализа родителей и детей: мама или папа читает и попутно объясняет. Информация сопровождается красочными иллюстрациями. Некоторые родители читают ее даже дошкольникам.

В книге подробно разобран вопрос деторождения: зачатие, беременность, роды, почему рождаются девочки или мальчики, близнецы. После ее прочтения ребенок узнает, что до рождения был «головастиком» в «мешочке папы» и одновременно «клеточкой в животике мамы». Мама и папа всю жизнь носили его внутри как кусочки пазла, но даже не догадывались об этом.

В книге также описаны варианты рождения ребенка: из «маминой дырочки» или при помощи кесарева сечения («врач вырезал дверцу»). В общем, работа стоящая, но я рекомендую сначала родителям самим прочитать книгу, оценить соответствие материала уровню развития ребенка.

Средние классы

Средние классы соответствуют раннему подростковому возрасту. Это особый, сложный момент, ключевым звеном которого является идентификация, в том числе полоролевая. В это время нужно говорить об особенностях репродуктивной системы, строении половых органов, тонкостях полового контакта и специфике сексуальной жизни.

Проблема кроется в том, что подростки стесняются говорить об этом с родителями. Да и на их приглашение к беседе реагируют негативно. Или могут ответить, что все и так знают. Да, интернет и старшие товарищи занимаются сексуальным просвещением молодежи, но часто это принимает извращенный или выборочный характер. Опускается тема контрацепции, болезней, незапланированной беременности и т. д.

Впрочем, это уже другие темы, заслуживающие отдельного разговора. Мы затронем только вопрос сексуальной близости и зачатия. Говорить об этом нужно. Но лучше использовать следующие формы:

  • дать подростку интересную, проиллюстрированную книгу, например, «Откровенный разговор с подростком про ЭТО» (авторы А. Котенева, Е. Кащенко);
  • дать ссылку на тематический сайт, проверенный лично родителями;
  • дать диск с интересной лекцией (роликом, фильмом).

Предложите материал и скажите, что подросток сам может посмотреть его, когда захочет, когда это будет нужно. А если что-то останется непонятным, волнующим, то он всегда может обратиться к родителям.

Послесловие

Выбор формы разговора не зависит от пола ребенка. Важен возраст и индивидуальные особенности развития ребенка: психика, темперамент, характер, мышление. Никто не знает ребенка лучше, чем его родители. Потому любые советы психолога стоит воспринимать как рекомендацию, а не инструкцию к действиям.

Да и приведенные в статье возрастные границы условны. У каждого ребенка свой темп развития. Если спрашивает подробнее, значит, нужно углубляться в физиологию, анатомию. Помогут в этом детские книги о любви и сексе, детские энциклопедии здоровья.


«Ребенок спрашивает, откуда берутся дети. Что ему ответить?» Советует психолог

Совет от Лилии Рубцовой, главного внештатного психолога Бобруйска и Бобруйского района:

– Если ребенок задает такие вопросы – значит, он созрел для них. Поэтому не отвечайте фразами, вроде: «Ты еще мал для этого» или «Тебе еще рано об этом знать». Поверьте, ребенок найдет способ, как получить интересующую его информацию. Особенно, если он посещает детский сад.

Читайте также:  Материнское выгорание - как выявить и что делать для выхода из эмоционального тупика

pixabay.com

Перед тем, как начинать сексуальное воспитание ребенка, повысьте свой уровень сексуальной грамотности. Поверьте, детского любопытства в этой теме меньше, чем родительского страха. Если нам трудно говорить на интимные темы с ребенком, вряд ли мы сможем говорить об этом и с собственным партнером, так что, отвечать на вопросы детей – хорошая мотивация, чтобы начать прорываться через свои страхи. Особенно тревожным родителям я советую купить «Сексуальную энциклопедию для самых маленьких», где доступным, детским языком объясняют вопросы физиологии и психологии отношений мужчины и женщины. Получите сами удовольствие от прочтения и будете знать, в каком ключе отвечать на все неожиданные вопросы ребенка. Книга рассчитана на детей 3-7 лет. Если вы чувствуете сильное смущение, предложите ребенку вместе полистать книгу.

В возрасте 3-5 лет лучше всего говорить с ребенком об отношениях родителей, о том, как он появился. Для начала можно узнать мнение малыша, что он думает по этому поводу, каковы его представления о собственном появлении на свет. Но не стоит рассказывать сказки про аистов, капусту и фабрику детей. Этим вы только запутаете малыша. Прежде всего – честность. Если вы боитесь сказать лишнего, отвечайте исключительно на вопрос, коротко и ясно, избегая подробностей. Например, вопрос: «Откуда я появился?», ответ: «Из моего животика». Если он задает вопрос про половые органы, не нужно читать лекцию со всеми анатомическими подробностями. Просто четко ответьте на поставленный вопрос. Если дополнительные вопросы не последуют – значит, ответ его устраивает, а вы можете взять тайм-аут, чтобы подготовиться. Если же спросил, ответьте: мы с папой полюбили друг друга, и из этой любви родился ты. Не задает других вопросов – не продолжайте.

Любопытство ребенка в этой теме лучше удовлетворять. Но отвечать на вопросы нужно в рамках запроса.

Чтобы вы могли хотя бы немного подготовиться, и, в первую очередь, психологически, предлагаю вам вопросы по возрастам, которое выявили детские психологи:

  1. Ребенок до 2-3 лет интересуется собственным телом, в том числе половыми органами. При этом выясняет признаки отличия девочек и мальчиков, женщин и мужчин.
  2. У детей 3-4 лет возникают вопросы, откуда дети берутся, где они раньше были, почему бывают такие огромные животы у женщин?
  3. Детям 5-6 лет интересно, как дети попадают к маме в живот, каким образом выходят оттуда? Как они там растут?
  4. Младшего школьника в 6-8 лет волнует роль папы в появлении ребенка в семьи. Интересует, почему детки похожи на своих родителей или братьев/сестер? Могут ли у детей рождаться дети? На этом, как правило, любопытство детей останавливается, в этом возрасте этого достаточно.

Правильное половое воспитание детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, насколько умело вы комментируете характер взаимоотношений мужчины и женщины и рождение детей. Известно, что дети, которым родители все рассказывали правдиво, вырабатывают в себе некий иммунитет от «грязи», которую нередко распространяют «более опытные» представители улицы. При необходимости посоветуйтесь с психологом.

Кроме того, помните, что знание – сила, это лучшая защита от сексуального нападения и посягательств извращенцев и маньяков. Невинного, а по сути неосведомленного ребенка легко обмануть, сыграв на его любознательности.

Правильно о серьёзном, или Как объяснить ребёнку, откуда берутся дети

Чем старше становится ребёнок, тем активнее он познаёт мир. И это знакомство требует посредничества родителей, задача которых на доступном для малыша языке объяснять те или иные вещи. Пальму первенства самой «неудобной» темы для взрослых уверенно удерживает вопрос: откуда берутся дети. Чтобы грамотно на него ответить, нужно исходить из того, сколько лет «почемучке».

Когда правильно говорить на тему появления детей

На этот вопрос психологи и педагоги дают однозначный ответ: говорить с сыном или дочкой на тему: «Откуда берутся дети» нужно тогда, когда ребёнок об этом спросит. Но информацию необходимо подавать на том уровне, на котором малыш способен её воспринять. Иными словами, в три года малышу совершенно необязательно знать детали того, что предшествует зарождению жизни, а вот лет в 9 акцент на то, что рождение новой жизни — результат отношений мужчины и женщины сделать надо. Не говоря уже о подростковом возрасте, когда вопросы физиологии должны быть прояснены максимально полно.

Не стоит делать из вопроса появления ребёнка на свет тайну или сказку, это природный процесс

Почему важно объяснить

Предупреждён — значит, вооружён. Если ребёнок не узнаёт ответы на интересующие его вопросы от родителей, он ищет информацию в интернете и спрашивает у сверстников. Неправильные или вовсе ложные объяснения ведут к формированию искажённой картины мира, у ребёнка может возникнуть неадекватное понимание отношений мужчины и женщины, что, в свою очередь, чревато проблемами в сексуальной жизни в будущем.

И ещё: если малыш дорос до 1-го класса, а так ни разу и не спросил, откуда он появился, инициативу разговора должен проявить взрослый. Возможно, малыш получил информацию из другого источника, или он стесняется. В любом случае есть вероятность того, что какие-то знания ребёнка в этом вопросе придётся откорректировать.

В какой форме выстроить беседу на тему рождения детей

В разговоре о появлении малыша на свет не должно быть занудства и излишней серьёзности. При этом и легкомыслия допустить нельзя. Что касается правильно подобранных слов, то отталкиваться нужно от возраста малыша. И соблюдать меру: дети пополняют базу информации о мире по аналогии с разрастанием дерева — придёт время, и малыш придёт за следующими ответами для новых «побегов» своего дерева знаний. Для каждого возраста можно также подобрать энциклопедии по возрасту, справочники, наглядные и видеоматериалы.

С маленькими детьми 3–5 лет

В этом возрасте основными принципами будут упрощённость и отсутствие лишних деталей. Рассказ можно ограничить историей о том, что когда мама и папа любят друг друга, у мамы в животике появляется маленький ребёночек. Подытожить повествование для деток 3–4 лет можно тем, что когда приходит время, малыш появляется на свет через специальную дверцу.

Для ребят 5-ти лет разъяснение отношений папы и мамы можно немного конкретизировать: в животике у мамы живёт клеточка, в гости к которой приходит папина клеточка — так появляется маленький ребёночек. Он живёт у мамы в животе, пока не окрепнет и не вырастет.

Для малышей в качестве наглядности достаточно иллюстрации в книгах

Подборка материалов в помощь

Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Ольги Шелопухо «Откуда я взялся». Более детальный рассказ и, по мнению некоторых родителей, откровенный, можно найти в книге Питера Мэйла «Откуда я взялся».

Кроме того, полезную информацию для ребёнка можно найти в книгах:

  • Елены Субботиной «Где я был, когда меня не было»
  • Катерины Януш «Как я появился на свет»
  • Дорис Рюбель «Откуда берутся дети?»

Все книги красочно проиллюстрированы.

Видео: как рассказать ребёнку, как он появился — советы эксперта

С детьми 6–8 лет

Старшим дошкольникам и младшим школьникам при тех же исходных, то есть подчёркивая, что между папой и мамой должна быть сильная любовь, только тогда клеточки встретятся, – объяснение факта рождения можно немного расширить. Например, сказав, что когда ребёночек подрос, маму отвозят в больницу, и там врачи помогают малышу появиться на свет.

Детям от 6 и старше очень интересно увидеть стадии развития ребёнка в животе у мамы

Полезные материалы

Опытные родители рекомендуют книгу А. Аудариня и М. Путниньш «Откуда берутся дети», а также написанный в форме диалогов отца и сына роман Георгия Юдина «Главное чудо света».

Видео: рассказ о том, как рождаются дети

С ребятами младшего школьного возраста

Особенность этого этапа разъяснения вопроса, откуда берутся дети, состоит в том, что вводятся понятия, связанные с физиологией мужчины и женщины. В качестве сопутствующих материалов стоит воспользоваться энциклопедиями для младших школьников (например, издательства «Махаон»), где есть картинки анатомических особенностей женщины и мужчины. Для разговора с ребятами этого возраста важно называть все, упоминаемые в процессе беседы органы, своими словами: вагина, пенис. Часто такая «откровенность» родителей ошибочно смущает: дело в том, что половые органы дети ещё не воспринимают как нечто особенное, для них это сродни любой другой части тела — руке, ноге.

Разобравшись с основными понятиями, дети узнают, откуда они появляются на свет

Чем дополнить рассказ

Из справочной литературы можно порекомендовать книгу Вирджини Дюмонт и Сержа Монтанья «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8–11 лет».

Видео: как рождаются дети

Что рассказывать подростку

Как правило, к этому возрасту ребята уже имеют достаточно полное представление о том, как человек приходит в этот мир. Поэтому таинство рождения в разговоре с подростком может быть поводом углубиться в вопросы всего того, что предшествует зачатию, остановившись детально на физиологических особенностях девочек и мальчиков. Здесь нужно сказать о менструациях и поллюция, причём и об одном, и о другом вне зависимости от пола ребёнка. Поняв, зачем мальчику пенис, а девочке вагина, подросток чётко будет понимать, как сперматозоиды встречаются с яйцеклеткой.

Для рассказа подростку о том, откуда берутся дети, стоит вооружиться плакатом строения половой системы мужчины и женщины

Подборка материалов для мальчиков и девочек

Для детей-подростков справочную литературу нужно подбирать в зависимости от пола ребёнка. Например, Линда Мадарас «Что происходит с моим телом. Книга для мальчиков», «Что происходит с моим телом. Книга для девочек».

Для подростков, кроме научно-публицистических передач, также есть анимационные фильмы, которые презентуют информацию в занимательной форме.

Видео: анимационный фильм — зарождение жизни

Видео: откуда берутся дети — выпуск программы «Здоровье» с Еленой Малышевой

Каких ошибок нужно избегать

Выстраивая стратегию разъяснения вопроса, откуда берутся дети, родителям важно стараться избегать ряда ошибок.

  1. Не пренебрегать интересом ребёнка. Если малыш спросил, нужно ответить. И здесь не может быть отговорок: «у меня много важных дел», «давай отложим как-нибудь на потом». Конечно, если тема вызвала интерес в переполненном транспорте, отложить разговор можно, но не до момента, когда чадо объявит, что планирует через месяц вступить в законный брак.
  2. Не отсылать к маме/папе. Если ребёнок спросил маму/папу, значит, ему важно получить ответ именно от этого родителя. Обычно девочки обращаются к мамам, а мальчики к папам, но если семья неполная, то выбора нет, так что не смущаемся и настраиваемся на важный разговор.
  3. Не обманывать. Детей не приносит аист, их не находят в капусте. Точка. Ребёнку важно знать, что он появился именно у своих мамы папы.
  4. Не усложнять. Ещё раз: медицинская энциклопедия — это не вариант получения информации для ребёнка 6 лет, а вот как наглядное пособие для подростка — вполне. Книги и пособия должны быть по возрасту и только в качестве сопутствующих наглядных материалов, а не как единственный источник знаний.
  5. Не перегружать информацией. Да, роды — это больно. Но девочке-подростку на этом акцент делать не нужно. Необходимо, чтобы лейтмотивом процесса появления ребёнка на свет была радость, счастье, чудо рождения.
  6. Не забывать о любви. Ребёнок — плод любви. Важно говорить детям о том, что отношения мужчины и женщины должны основываться на любви, привязанности. А в разговоре с малышом тема любви ещё и упрощает изложение сути вопроса: «Мама с папой любят друг друга, они обнимаются, целуются, и через какое-то время у них рождается ребёнок».

Видео: как рассказать ребёнку, откуда берутся дети — мнение специалиста по планированию семьи

Отзывы

Моему сыну уже было интересно в 4 года. Рассказала всё, кроме того, как они туда попадают. Рассказала, что у каждой взрослой женщины в животике живут очень маленькие детки, что их даже не видно, только под микроскопом. А когда приходит время, один малыш начинает расти. Рассказала, как они там питаются, как соединены с мамочкой. И когда малыш перестаёт влазить в животик, маму везут в больницу, и врач разрезает маме животик, и достаёт малыша.

Светлана Адаменко

https://detkam.su/forum/62–898–1

Сейчас тьма материалов на эту тему для каждого возраста. Я, например, в ньютонбио сводила, в том числе этот вопрос разбирали. Ещё он в симов играет, сейчас ему особо интересно стало их женить и детей заводить. Там сначала надо познакомить молодых людей, найти общие интересы, стать интересным друг другу, потом долго общаться, пожениться (можно и не женить, ребёнок всё равно будет, но сын всё делает через женитьбу), если поссорились, то не будет свадьбы, потом они отправляются «зачать ребёнка». Так что вопросов у него вообще нет))) Единственное, что он у меня уточнил, сколько времени женщина реально ходит беременная)))

Луна

https://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/721397/

Я говорю так, что папа свою семечку посадил мне в животик, она проросла и появилась ты. У меня КС, поэтому с вопросом как её достали из живота проблем не возникает: разрезали и вынули. А вопросы про то, где у папы семечки её пока не интересуют))) Дочке пять лет.

Светлана

https://www.babyblog.ru/community/post/living/3114039

Как забеременела и родила вторую дочку, у первой тоже возник такой вопрос. Сказала, что «папа с мамой очень любят друг друга, обнимаются, целуются и очень-очень хотят ребёночка, и он в животике появляется и растёт, а когда становится ему там тесно, то мама идёт в больницу к врачу и ей ставят укольчик, чтобы больно не было и чуть-чуть разрезают животик и достают малыша». Ответ устроил, но дочь сказала, что не будет рожать, потому что не хочет, чтобы животик разрезали.

Анастасия

https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/481952116/

Отвечать на вопрос «откуда я взялся» приходится любому родителю. Грамотный ответ не только удовлетворит запрос малыша на получение информации, но и побудит его спрашивать и прислушиваться к вам в дальнейшем. Разговоры на серьёзные темы, в частности, о появлении детей — это показатель доверительных отношений между ребёнком и родителем. А ведь именно доверие лежит в основе крепкой дружбы с мамой и папой.

Ссылка на основную публикацию