Как воспитывают детей в Финляндии – принципы, особенности, традиции, образование

Образование и воспитание детей в Финляндии – мифы и реальность

Что получается, когда до 6-го класса не ставят отметок, а подростку доверяют самому планировать обучение

Недавно мы говорили о профессиональных пробах в Японии, сегодня коснемся особенностей образования в Финляндии. Точнее, взаимоотношений родителей и педагогов – что является мифом, а что реальностью.

Корреспондент “Педсовета” побывала на международном саммите Global HundrED 2017 и задала вопросы Екатерине.
Екатерина уже более 20 лет живет с семьей в Хельсинки, является руководителем и куратором музея, мамой трех детей.

Корреспондент: Мне кажется, в нашей прессе с равной долей популярности звучат две темы о финском образовании. Первая – о “лучшей в мире системе образования, ориентированной на счастливое детство”, вторая – “о беспощадности социальных органов, забирающих детей из семей и передающей под опеку”.
Каким образом две такие разные линии сплетаются воедино в одной образовательной системе? Какова реальная картина взаимоотношений семьи и школы с позиции родителя?

Екатерина: Я абсолютно согласна с обоими высказанными выше заявлениями: в Финляндии действительно одна из лучших в мире систем образования и да, социальные службы и государство в целом беспощадно к любым проявлениям насилия над детьми и стойко стоит на страже их интересов, особенно в тех случаях, когда больше защитить детей некому. Я не вижу в этом противоречия.

Я не согласна с одиозной подачей этой столь простой и незатейливой информации в российских СМИ, когда за основу берется не существо дела (ребенка бить нельзя; никому, нигде, никогда; своего, чужого, никакого), а подтянутые за уши национальность или гражданство. В интересах детей социальным службам не разрешается разглашать подробности дел, которые они ведут. Это порождает много мифов в российской прессе, о том, что кого-то незаслуженно обижают, ведь достоверной информации о том, за что забрали детей, в прессу не попадает, и попасть не может (это равносильно тому, что судить о преступлениях заключенного только с его слов). За все почти 30 лет проживания в Финляндии я ни разу не сталкивалась со случаем, чтобы социальные службы заинтересовались семьей безосновательно. Кстати, интересы ребенка являются приоритетными и при принятии законов и при рассмотрении судебных дел.

Учителя и медицинские работники несут ответственность, если вовремя не сообщат в социальные органы о потенциальном насилии над ребенком. И тут нечего обижаться, что вашего ребенка опрашивали или видеть в этом какую-то конспирацию против вас. Эта система стоит на страже интересов детей, и вашего ребенка тоже! У нас был случай, когда сын получил синяк во время тренировки по карате, мы были уверены, что учитель обязательно обратит на это внимание. Так как он нас хорошо и с положительной стороны знал, было интересно, как именно это произойдет. Сын “официальную часть” даже не заметил. Рассказал лишь, что учителю было очень интересно, где он посадил себе фингал, часто ли он занимается карате и где, какими вообще видами спорта он занимается.

– Известно, что в Финляндии безотметочная система образования до 6 класса. Каким образом Вы, как родитель, понимаете, что ребенок усваивает учебный материал, что у него нет сложностей с обучением?

Екатерина: Да, ребенок не получает отметок, но это не значит, что его работа и прогресс в обучении не оцениваются. Скорее наоборот. В начальной школе часто проводятся встречи с родителями, причем, чем больше у ребенка проблем в школе, тем чаще будут встречи, ведь нет профессиональных родителей, и учителя ведут образовательную работу, как с детьми, так и с родителями. В течение года несколько раз присылается подробная словесная оценка успехов ребенка – как он работает с другими, активен ли на уроках, легко ли он находит друзей, на что надо обратить внимание дома. Родители и дети тоже заполняют подробные опросники: как они оценивают процесс обучения, на что они считают надо обратить больше внимания, где им кажется, что ребенок отстает, с какими проблемами в ходе обучения они сталкиваются. К тому же есть общая для всей страны система в интернете – WILMA, где учителя и родители отмечают отсутствие ребенка на уроке, положительные и отрицательные моменты, например, несделанное домашнее задание (домашние задания незначительные, и служат для того, чтобы приучить ребенка работать самостоятельно, следить за распорядком дня, обращаться за помощью если нужно).

Основной целью первых лет обучения является не отбить желание у ребенка ходить в школу, научить его учиться и самому стремиться к знаниям, а также социализация.

В Финляндии все школы приблизительно на одном уровне, распределение по школам происходит по месту жительства – именно в ближайшую школу и советуют идти на начальном этапе обучения все специалисты, чтобы проще было самостоятельно встречаться с друзьями после школы, вместе ходить в кружки, играть после уроков на школьном дворе или во дворах друзей.

А от отсутствия “цифровых” оценок страдают лишь те родители, которым необходимо постоянно сравнивать своих чада с другими.

Сын только что закончил обязательную 9-летнюю школу и перешел в lukio – старшие классы, гимназию. Это две совершенно отдельных системы, связанные друг с другом подходом к образованию. В начальной школе должны были привить навыки самостоятельно учиться и отвечать за свое образование, распределять свои силы, учиться не “на проверяющего” (будь то учитель или родители), а для себя. Без этих навыков сложно учиться дальше, и, надо признаться, не всем удается их усвоить в равной степени. Не стоит и говорить, что если ребенок не обучается по этой системе с самого начала, а меняет школу в старших классах, результаты часто весьма печальные.

В начальной школе количество уроков увеличивается с возрастом ребенка: от 3-4 в первых классах, до 6-7 в последнем девятом (зависит это и от количества языков которое ребенок изучает). Таким образом остается время для того, чтобы попробовать себя в различных областях. Мой сын, например, ходил в драмкружок, занимался паркуром и карате, играл на пианино и в теннис. К девятому классу остались теннис и увлечения театром и музыкой (к пианино он сам добавил гитару).

В 8 и 9 классе у детей впервые появился выбор, какие предметы, помимо обязательных, они хотят изучать. Это явилось подготовкой к старше школе, где подростку доверяется самому планировать свое обучение. В гимназии обучение не ограничено по времени. Большинство заканчивает школу за 3 года, но есть и такие, которым удается это сделать за 2, и те, кто учатся и по 7-8 лет. Учебный год делится на 5 семестров, а предметы – на курсы. Чтобы быть допущенным до выпускных экзаменов надо набрать минимум 75 курсов (один семестр – один курс). Есть обязательные предметы, математика – 10 курсов, физика – 1, философия – 1, и т.д. И дополнительные – нравится физика – изучай “длинный” курс. Также и со всеми другими предметами. В конце каждого курса – тестирование. Оценка за курс ставится с учетом выполнения домашних заданий и активности в классе. Не набрал нужный бал – пройди курс снова!

Сын сам решает, какие предметы он будет изучать в следующем семестре, и сколько их будет. Помогают и советуют специальные учителя-наставники, ну и к родительскому мнению он прислушивается. Кстати, в год советуют брать 30 курсов (т.е., в среднем 6 предметов в неделю), так, чтобы на третий осталось всего 15 – больше времени для самостоятельной подготовке к экзаменам.

Наша школа специализируется на бизнес-курсах, много поездок по обмену в другие страны (в том числе и в Россию). В других школах – другая специализация, если есть желание, можно ходить на курсы в другие школы, они тоже будут засчитываться. Некоторые виды общественной деятельности, например, участие в школьном совете, тоже засчитывается за курс.

Все учебники в нашей школе в электронном виде, домашние задания тоже делаются на компьютере, в программе, которая связана со школой. Также на компьютере проходит почти все тестирование.

– Недавно в российских изданиях бурно обсуждались вопросы об отказе финских школ от традиционных учебных предметов и домашних заданий. Мы обсуждали эти вопросы с Сампо Локко – заместителем директора одной из известных школ Хельсинки, который был мягко скажем удивлен. Мы узнали, что домашние задания – ежедневная обязательная часть обучения в финских школах. Причем учителя контролируют выполнение домашних заданий, хотя и не выставляют по ним отметки. При первом отсутствии домашней работы проводится беседа с ребенком, выясняются причины. При повторении ситуации приглашаются родители. Скажите, как обстоят дела с домашними заданиями в школе, где обучается Ваш сын?

Екатерина: К вопросу о домашних заданиях я бы хотела начать вот с чего. Когда я только приехала в Финляндию и, увидев, как мало и на мой тогдашний взгляд и неэффективно проводят дети время в школе, я задала своей финской подруге вопрос, не боятся ли они, что их дети будут неконкурентноспособными по окончании школы. Она удивилась и ответила: “Школа дает общее образование (по результатам международных проверок финские дети всегда в числе лучших), если мы хотим, чтобы наши дети знали больше, мы сами должны об этом позаботиться”. И тут у родителей широкое поле для деятельности, ведь профессионалы дают основу в школе и свободного времени для развития и воспитания своего ребенка у вас предостаточно.

В младших классах мы с сыном много вместе читали, на трех языках (к первому классу он знал три языка как родные). Занимались дополнительно занимательными задачками на развитие логики, ребусами, ходили в театр, изучали вместе испанский и шведский языки. Все это было бы невозможным, если бы у него было огромное количество домашних заданий. В средних классах он уже сам глубоко заинтересовался историей, физикой и химией, ну и, конечно, математика для него не составляет труда.

Объем домашних заданий примерно можно определить по формуле: не более 10 минут умноженное на класс, т.е., 10 минут в первом классе, не более полутора часов в девятом.

Во всяком случае, так было в той начальной школе, где учился мой сын. В ней много внимания уделялось работе над проектами и презентациями их в классе. Много было работы дома по поиску информации. Зазубривать стихи не приходилось ни разу, зато надо было учить слова иностранных языков, разбирать и исполнять музыкальные произведения по нотам. Формулы учить тоже не надо – эта информация собрана в специальный справочник, которым можно пользоваться даже на выпускном экзамене – ведь в реальной жизни всегда можно уточнить ту или иную формулу, главное знать, что ты ищешь.

А от традиционных предметов в финских школах никто не отказывался, и отказываться не собирается – это дезинформация, или как любят сейчас говорить – “fake news”. Просто больше времени решено уделить обучению этих традиционных предметов другими – нетрадиционными, но давно проверенными, в том числе и лучшими частными школами мира, методами.

Участие родителей в образовании детей

– В России популярен анекдот, что обучение в начальной школе – это соревнования родителей: кто лучше рисует, лепит и клеит. Расскажите, как много поделок и картин Вы сделали вместо своего сына, и вообще каким образом родители помогают своим детям делать домашние задания?

Екатерина: Финские родители здесь отстают. Так как домашних заданий почти нет, то и применить свои способности вместо ребенка удается редко.

Когда я задала учительнице вопрос, как я могу помочь ребенку быстрее освоить чтение на финском языке, она в ужасе воскликнула: “Только ничего не делайте, оставьте обучение профессионалам!”

Мне кажется, что этим принципом и руководствуются финские родители, и часто, как мне кажется, не помогают ребенку тогда, когда надо бы. Думаю, по моим предыдущим высказываниям Вы уже догадались, что я ни один проект не пускала на самотек. Рада сказать, что мое вмешательство и контроль уже давно не требуются. Хотя сын часто обращается за советом и показывает те проекты, которые ему особенно было интересно делать, прежде чем сдать учителю.

Все творческие проекты делают в школе, на дом ни разу ничего не задавали нарисовать, сшить, сколотить или слепить. Замечательно также организованы и уроки труда (здесь нет разделения на мальчиков и девочек). Что только мне ребенок не приносил: и работающий макет маяка, и лампу, и сшитый самим “худик”. Самым полезным был кованый ковш для сауны с деревянной ручкой, которым мы пользуемся до сих пор. А уж как его научили готовить! Я уже давно не покупаю выпечку – он с удовольствием сам печет и торты, и пирожные, и хлеб.

Взаимодействие школы и родителей

– Очень интересны формы взаимодействия учителей и родителей. В российских школах сейчас придумывают много разных активностей: и чай с пирожками на родительских собраниях, и онлайн собрания организуют по интернету. Доминирует, конечно, традиционное родительское собрание (3-4 в год), где все обсуждают насущные проблемы, учителя рассказывают о сложностях и достижениях, родители обычно молча слушают. Еще одна форма – индивидуальные консультации учителя с родителями. Ну это неактивно и не во всех школах. А какие формы взаимодействия педагогов и родителей в школах Хельсинки? Как родители включаются в школьные мероприятия, проекты?

Екатерина: От родителей финские школы ничего не ждут, и финские родители совсем не активны в школе. Категорически запрещен любой сбор денег на что-либо. Для традиционной поездки в начале шестого класса в лагерь,дети сами собирают деньги. В нашей школе традиционно пятый класс организует праздник для младших на Халоуин, с массой развлечений, викторинами и буфетом (родители помогают только с буфетом – пекут для него различные лакомства, дети сами их продают).

Родительские собрания раз или два в год, дети на них не обсуждаются, только то, чего ждать в будущем году, на что обратить внимание дома, какие изменения произошли в программе – общие моменты.

В младших и средних классах – индивидуальные встречи с родителями два раза в год, на которые надо записываться заранее.

Часто мне учителя говорили: “У Вашего ребенка все в порядке, Вам можно было не приходить. Зачем Вы пришли? Его кто-то обижает? Вы чем-то недовольны? На что бы Вы хотели, чтобы мы обратили особое внимание?”

Когда родители активны?

– По результатам исследований активности родителей, проводимых Институтом образования НИУ ВШЭ, выявлено, что пик активности приходится на начальные и впускные классы, а в подростковый период заметно снижается (такая перевернутая кривая Гаусса получается). Есть ли какая-то заметная тенденция у Вас?

Екатерина: Да, у нас тоже самое. Но это, наверное, закономерно. Все основные механизмы для самостоятельного обучения заложены в начальной школе и должны работать, а подросткам самим хочется больше самостоятельности и ответственности за себя. Тут онлайн-связь с учителями самая продуктивная. У всех есть электронная почта, и все вопросы решаются по мере их возникновения.

– А как родители взаимодействуют между собой? У нас сейчас огромной популярностью пользуются группы в вотсаппе – это такие места эмоциональной разгрузки или, наоборот, загрузки, где накручиваются и часто искусственно раздуваются проблемы, повышая градус накала страстей. А потом большой выплеск недовольства и жалоб во все инстанции. Как и куда обращаются финские родители, если они недовольны какой-либо ситуацией в обучении в школе, с педагогом?

Екатерина: Я не помню такого, чтобы у родителей были столь серьезные вопросы, которые нельзя было бы решить самому, а надо было бы привлекать “коллектив”. Каждый решает свои проблемы со школой сам.

Но тут надо учитывать и тот факт, что учителя в Финляндии – профессионалы своего дела, конкурс на профессию учителя в вузах 10 человек на место. Это уважаемая и высокооплачиваемая профессия (мы знаем, куда идут наши налоги и образование для всех приоритет).

А если родителям не подходит сама система обучения в школе, то они отправляют детей в частные (таких здесь совсем немного, но они тоже есть), меняют страну (например, находят работу в США или Испании) или обучают детей самостоятельно дома (такие случаи крайне редки).

– И, наконец, мы подошли к обратному вопросу. А что делают учителя финских школ, если дети нарушают дисциплину, не выполняют домашние задания? Как взаимодействуют учителя и социальные органы? Интересен Ваш взгляд родителя на эти ситуации.

Екатерина: Если дети систематически нарушают дисциплину, то учителя должны понять причину. Конечно, если причина – скучный и неинтересный учитель (человеческий фактор никто не отменял), и нарушения принимают массовый характер, то тут должны действовать школьные власти. В единичных случаях ребенка могут отсадить одного на заднюю парту или выставить за дверь. Могут также оставить после школы на час или два. Просто сидеть за партой, думать о своем поведении. Этот метод, как ни странно, очень эффективный: почти все детишки после школы спешат на тренировки по любимым видам спорта, их ждут друзья во дворе, а они все это пропускают из-за того, что плохо вели себя в школе, опоздали на урок или не выполнили домашнее задание (обычно такое наказание применяется после трех нарушений и, конечно, не в первых классах).

Если вы хотите получать свежие статьи о выборе профессий, образовании и воспитании подпишитесь на нашу рассылку.

Семейное воспитание в Финляндии и других странах

Инна Лялина
Семейное воспитание в Финляндии и других странах

Еще столетие назад большая часть финнов обитала в деревнях. Семьи были большие, со множеством детей, с которыми возились бабушки и дедушки. Старшее поколение принимало активное участие в воспитании младшего. Браки редко распадались и почти всегда были официальными. Полвека назад большие многодетные финские семьи стали перебираться из сел и деревень в города и заселять быстро возводимые районы с большим количеством построек. Сейчас практически у половины семей в Финляндии один ребенок, примерно у 40% – двое детей – это типичные семьи представляющие отца и мать (живущих в официальном браке) и лишь у 15% – трое и больше. На сегодняшний день в стране всего 1,2 млн. несовершеннолетних детей, лишь третья часть из которых являются дошкольниками.

Воспитанием детей в финской семье занимаются оба родителя.Балуются финские дети очень редко: с раннего детства они занимаются трудовой терапией и прекрасно знают значение слова «необходимость». Однако, похоже, финские родители нашли идеальный метод воспитания. Как итог, дети знают цену времени отдыха, и проводят его с пользой. Финские дети достаточно самостоятельны и разумны, так что за них не нужно беспокоиться. Финляндия находится на ведущем месте по уровню женской занятости в Европе, и это вменяют в заслугу демократическому обществу. Однако так как большая часть финских женщин работает вне дома, проблема совмещения работы и воспитания детей затрагивает их интересы достаточно сильно. К примеру, дети в фермерских семьях очень сильно отличаются от других детей в лучшую сторону, так как они практически всё своё время проводят с родителями, даже когда те работают. Такие дети включаются в рабочий процесс с самого детства по мере своих возможностей, и психологические и физическое здоровье у данной группы детей гораздо лучше. Дети, живущие в городских семьях, в которых все решают деньги, не могут быть позитивными и радостными, ведь они ежедневно смотрят на загнанных родителей, у которых нет времени ни на отдых, ни на игры с ними. Результаты исследований показали, что при полной занятости матерей количество детей, у которых есть какие-либо физические или психические отклонения, значительно увеличивается. Сегодня у многих финских подростков есть лишний вес, и количество таких детей неуклонно растете. Многие подростки в Финляндии считают, что употребление алкоголя является неотъемлемой частью образа жизни финна.

Читайте также:  Как воспитывают детей в Грузии – особенности, традиции, запреты, примеры

Отношение к ребенку

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт. Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно схлопотать солидный штраф или даже срок. В Финляндии нет беспризорников – детей- бродяг, оставшихся без пап и мам. Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей – неполные, как правило, это семьи без отцов (15%). При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.Финские юноши предпочитают вступать несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам. Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Воспитание ребёнка в Финляндии

Общество с помощью законов и постановлений гарантирует права детей. В соответствии с законом родители или опекуны ребёнка несут первоочередную ответственность за здоровье ребёнка и его сбалансированное развитие. В Финляндии физические наказания (наказание насилием) запрещены законом. Это означает, что ребёнка нельзя бить или таскать за волосы.Подобная ситуация недопустима: детей нельзя фотографировать посторонним людям, их нельзя гладить по голове кому-то чужому, дома их нельзя наказать, а если всё же наказание случится, то ребенок вполне может пожаловаться на своих родителей. В финском обществе подчёркивается равноправие полов. Мать и отец вместе растят и заботятся о ребёнке. Роль отца стала более важной, чем раньше. Отец, например, может остаться заниматься с ребёнком дома, пока мать ходит на работу.

Необходимо стимулировать самостоятельное мышление у ребёнка. Например, ребёнок может быть не согласен в чём-либо со своими родителями. В Финляндии молодёжь обычно покидает дом в совершеннолетнем возрасте при поступлении на учёбу или работу. Обычно молодёжь проживает в одиночку или с однокурсниками до того момента, пока не создаст свою семью. В Финляндии ценится образование, и поддержка родителей при посещении школы очень важна. Детям и подросткам важно задать чёткие границы и правила. Общие правила можно согласовывать с другими родителями. Необходимо помнить, что подростку до 18 лет запрещено давать сигареты или алкоголь. Когда подростку исполняется 18 лет, то по закону он становится совершеннолетним. В этом возрасте подросток становится полноправным членом общества, и у него появляется право принимать решения в отношении своей жизни. Оказывается подход к воспитанию детей в разных странах нашей планеты разнообразен. Подобная информация поможет Вам не просто узнать о зарубежных подходах к воспитанию и об опыте иностранных родителей, но сформировать собственный уникальный способ общения с ребенок. И главное помнить, что воспитание ребенка должно основываться на любви и способности понять потребности малыша.

Скандинавские страны. Как воспитывают детей в странах Скандинавии

Детей в этих странах не просто любят, их боготворят. Все направлено на развитие творчества, а ограничений практически не существует. Родители не делают акцент на дисциплине или жестком режиме – ребенку предоставляется полная свобода. Мамы и папы лишь следят за безопасностью ребенка. Дети в этих странах растут в равноправии, а родители прислушиваются к мнению ребенка и нередко могут изменить свое решение по требованию любимого чада. Важнейшим элементом воспитания в Скандинавии считается игра – поэтому детские сады, начальные школы, торговые центры оснащены прекрасными игровыми комнатами и площадками.

Япония. Как воспитывают детей в Японии

Традиционной особенностью в японских семьях является предоставление полной свободы малышу до пяти лет. Японских деток не ругают за шалости, спокойно относятся к капризам, никогда не кричат на них, а тем более не применяют физических методов воспитания. Если родители не довольны поведением сына или дочки, их отводят в сторону и тихим голосом объясняют правила поведения. Но вот с пяти до 15 лет для японского ребенка начинается строгая школа воспитания и введения во взрослую жизнь.

Франция. Как воспитывают детей во Франции

Во Франции считается нормальным в самом раннем возрасте отдать малыша в детский садик. Во-первых,как считают французские мамы: они не потеряют свою работу и не превратятся в заядлых домохозяек, а, во-вторых – так дети быстрее привыкают к коллективу и приучаются самостоятельности. Действительно, к 7-8 ми – они сами ходят в школу, делают покупки в магазине и подолгу остаются дома одни. И хотя родителей маленькие французы видят не так часто, душевная связь с ними у них остается на протяжении всей жизни. Кстати, французские мамы вполне могут повысить голос на ребенка и наказать его, лишив на время любимого занятия или игрушки. Однако физические методы наказания в воспитании детей во Франции не практикуются.

Италия. Как воспитывают детей в Италии

Традиционно в итальянской семье малыша, кроме родителей,окружают многочисленные родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди, сестры и братья. Малыш растет в большой семье и, чаще всего, в садик не ходит. В этом для итальянских детей нет необходимости – ежедневно с ним проводит время шумная родня. Ребенка в Италии балуют,задаривают подарками и позволяют ему практически все: закрывают глаза на шалости, на неумение вести себя в обществе, и даже более серьезные проказы сходят детям с рук. Конечно, итальянская мама может эмоционально прикрикнуть на ребенка, но тут же ринется к нему с объятиями и поцелуями. Итальянцы обожают рассказывать и нахваливать своих детей родственникам, знакомым и коллегам.

Африканские страны. Как воспитывают детей в странах Африки

В большинстве культур Африканского континента детей маленького возраста принято везде носить с собой. С рождения женщины носят грудных малышей в обмотанных вокруг себя кусках ткани. Там дети едят, спят, растут и познают мир. Африканские женщины не приемлют никакого режима сна или кормления. Считается, если ребенок просит есть ночью – значит, он здоров и с ним все в порядке. Представительницы некоторых племен Африки даже будят по ночам детей, чтобы покормить их (долго спящий ребенок в этих племенах считается дурной приметой). Подрастая, африканский ребенок выходит на улицу и все дни проводит в обществе сверстников. Нередко дети сами ищут себе еду, мастерят игрушки или предметы одежды. В ряде беднейших африканских стран двухлетних ребенок уже умеет самостоятельно умываться, мыть свою посуду, а в три года легко совершает покупки.

США. Как воспитывают детей в США

Хотя дети здесь воспитываются в полной гармонии, а родители тщательно следят за интеллектуальным, физическим и духовным развитием ребенка, все-таки ограничения для малыша существуют. Американские дети, как правило, ложатся спать рано и с рождения спят в своей комнате.Ребенку устанавливают ряд правил: что можно делать, а чего категорически делать нельзя. Если малыш нарушил правила, его лишают любимой игрушки или просмотра телевизора,либо же используют популярную в США методику: «тайм-аута». Применяя ее, родители просят ребенка молча посидеть или постоять где-нибудь в стороне и подумать о своем поведении.

Интересные факты о воспитании в других странах:

На покупку игрушек в австрийской семьей тратится больше всего денег, чем в других странах.

В Бельгии малыши посещают школу с трех лет.

В Анголе матери будят своих маленьких детей ночью по несколько раз, считая длительный сон ребенка дурной приметой.

По социологическим опросам: самые невоспитанными туристами-детьми в Европе признаны итальянские дети (они громко кричат, дурно ведут себя в ресторанах и на пляжах и совершенно не слушаются своих родителей).

В Гонконге не принято нанимать нянь – малышей отдают в детские сады с самого раннего возраста.

В Бразилии, наказывая ребенка, запрещают ему играть в футбол.

На Кубе даже маленькие дети после школы зачастую подрабатывают (на фермах, в барах или на улицах).

В Германии считается нормальным, если в детское учреждение ребенок придет с температурой.

Согласно статистическим данным, до 90% немецких семей запрещают ребенку до восьми лет смотреть телевизор, а с восьми лет позволяют просмотр лишь детских передач и то — не более получаса в день.

Консультация «Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности» Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, которые непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой.

Информационный материал для родителей «Семейное воспитание» Семья – это то, что мы делим на всех, Всего понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Конспект откытого комплексного занятия в подготовительной группе «Новый год в разных странах» Конспект откытого комплексного занятия в подготовительной группе. «Новый год в разных странах.» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с празднованием.

Консультация для воспитателей «Традиции семейного воспитания. Семейное воспитание» Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети – Цели:.

Статья «Трудовое воспитание детей в семье» Трудовое воспитание детей в семье В трудовом воспитании детей есть область, где целиком распоряжаются родители: это приобщение к домашнему.

Статья «Воспитание детей через народные традиции» Воспитание детей через народные традиции. “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Статья «Воспитание межнациональной толерантности» В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового.

Права ребенка в Финляндии: плюсы и минусы

Права ребенка в Финляндии учитываются не только родителями, но и государством. Родители не получают преимущество только из-за того, что они зачали дитя. Родительский статус нужно заслужить. Воспитание в Финляндии проходит по принципу ни кто зачал, а кто воспитал. У финнов считается стыдно, когда один из родителей после развода не помогает своим отпрыскам. Даже если чадо живет отдельно от отца, но регулярно получает от него финансовую поддержку, папа имеет на него такие же права, как и другой родитель.

Финны – неспешный народ и их детей тоже не спешат повзрослеть. Но, на ровне с этим, они получает прекрасное образование и уже в юном возрасте имеют свое мнение и не боятся его озвучивать. Никогда финское государство не будет принимать скоропалительные решения в детских проблемах, а будут анализировать полученные сведения и тщательно проверять.

Ювенальная Юстиция в Финляндии

Ювенальная юстиция занимается правами детей и охраной «их детства». По сути, это судебно-правовая система, которая занимается вопросами младшего поколения до их совершеннолетия. Они решают не только вопросы воспитания и образа жизни, но и уголовно-правового характера.

Основой всех нормативов является Конвенция ООН:

  • опека;
  • правонарушения;
  • время посещения при разводе;
  • социальная защита;
  • усыновление и лишение родительских прав.

Специалисты по проблемам молодежи считают методы Ювенальной Юстиции грамотными и разработанными на высшем уровне. Меры применяются только в том случае, если есть аргументированные факты о том, что отпрыск нуждается в их защите. Перед тем, как лишать родителей их прав, проводятся беседы со всеми участниками процесса.

Если будут веские основания того, что механизмы заботы и обеспечения несовершеннолетних не работают, будут приняты суровые меры.

Важно! Многие жители Финляндии уверенны, что Ювенальная юстиция делает семейное законодательство крепче и справедливее.

Организации защиты детей в Финляндии

Права ребенка в Финляндии защищают специальные организации, и ни одна финская семья никогда не будет решать проблемы в одиночку.

Если отпрыск стал «трудным», сами родители сообщат об этом в те органы, которые занимаются этим вопросом. Опекой занимается финляндский округ и там готовы принять и выслушать младших или их представителей в любое время.

Власти очень внимательно следят за благополучием каждой семьи. У каждой финской ячейки общества есть свой социальный работник, который регулярно ее посещает и профессионально оценивает ситуацию.

Служба защиты, которая называется Lastensuojelu, не отнимает малышей по первым признакам семейной не стабильности, а наоборот, оказывает всевозможную поддержку, чтобы исправить положение.

Родителям может быть предложена помощница по хозяйству, личный психолог, помощник по школьной успеваемости, наставник в личных и интимных вопросах. Многие сами обращаются за помощью в службу и считают, что это организация не ущемляет их права, а наоборот помогает выйти из сложной ситуации.

Служба поддержки не собирает компромат на родителей или их окружения, не настраивают чад против своих родных. Служба старается не предавать огласки проблему, а решать ее внутри семьи. Любые провокации в СМИ по этим вопросам – это происки недоброжелателей, которые желают подорвать авторитет государственных структур этой страны.

Принципы воспитания детей в Финляндии

Финская семья считается полноценной, даже если биологические родители в разводе. Отчимы и мачехи прекрасно заменяют детям родных и они не испытывают при этой неполноценность или ущемление своих прав. Любовь между несовершеннолетними и взрослыми ровная, без фанатизма.

У финнов нет понятия «определения места жительства отпрыска после развода». Подрастающее поколение вправе жить то с мамой, то с отцом. У родителей на первом месте стоят их чадо и его воспитание, а потом уже работа. Не будет, оправдаем тот факт, что родители постоянно в работе, а их отпрыски предоставлены сами себе, даже если эта занятость направлена исключительно на благоустройство жизни детищ.

Финны оставляют своих детей дома, когда собираются на вечеринку. На каждом праздники предусмотрены специальные помещения, где будут веселиться дети гостей. Финны не сваливают воспитание своего ребенка бабушкам и дедушкам. Наказывать детей физически строго запрещено. Достаточно будет одной жалобы, чтобы лишится родительских прав. Жители финской страны очень терпеливы и добры к своим отпрыскам.

Если детей несколько, то любые подарки и блага делятся поровну. Даже в раннем возрасте отпрыск имеет право на собственное мнение. Права детей защищаются и контролируются. В основном финские семьи рожают каждый год, чтобы не было большого интервала в возрасте.

В школе проводятся собрания не раз в три месяца, как принято в России, а каждую неделю. Родители встречаются с учителями и обсуждают прошедшую неделю. Финны глубоко уверенны, что главное, чтобы ребенок чувствовал их любовь. Размер банковского счета всегда второстепенный вопрос. Учебные программы этой страны признаны самыми эффективными в мире, несмотря на то, что многим они могут показаться странными и даже причудливыми.

Ужасы про детей

Чтобы обсуждать процедуру того, как в Финляндии отбирают детей, нужно понять, за что родители могут лишиться своего чада. Рассмотрим основные моменты этого вопроса. Финские детки могут легко поменять место жительства и переехать из родного дома в приют, даже после анонимной жалобы на то, что предки избивают своих отпрысков. На самом деле достаточно одного шлепка, который видели сторонние наблюдатели.

Если ущемляются права деток или резко понижается социальный статус ячейки общества, то детей могут легко забрать, но перед этим попробуют помощь семье исправить положение. Ни для кого не секрет, что финны часто усыновляют малышей из России. Интернет кишит ужасными историями о том, как финские люди издеваются над детьми из России. На самом деле в большинстве случаев – это наговоры.

Если внимательно изучить принципы воспитания младшего поколения и органы опеки и попечительства, то можно легко понять, что издеваться над детьми никто не позволит. Но больше поднимается вопрос о не справедливости органов по отношению к русским ячейкам общества, которые переехали в Финляндию. Рассмотрим самую нашумевшую историю:

Одна финка позвонила в органы опеки и сообщила, что их соседи, русская семья, систематически избивают свое дите. Служба незамедлительно отправила своего работника в детский сад, где находился отпрыск и был проведен осмотр. У девочки был обнаружен небольшой синяк на запястье, и ребенка сразу же отдали в приемную семью.

Так, по крайней мере, ситуацию описывала российская пресса, но не было учтено несколько важных фактов. Многие говорят, что на российских женщин в Финляндии объявлена охота, с целью лишения родительских прав. Такие громкие заявления ни одна статья не подкрепляет фактами, поэтому верить в такие истории весьма опрометчиво. Финны трепетно относятся к вопросу о несовершеннолетних, но обвинять их в том, что они разделяют семьи по национальному признаку, не стоит.

Полезное видео: основные принципы защиты прав ребенка в Финляндии

Сексуальное образование с четырех лет и отпуск для папы: узнали, как воспитывают детей в Финляндии и других европейских странах

Все мы по-разному воспитываем детей: то, что кому-то кажется приемлемым, другим кажется абсурдным. Можно сколько угодно спорить о методах воспитания, а можно взглянуть на эту тему с другой стороны. Примерно можно представить, какие методы воспитания используются в России, но что творится с этим в других странах мира? Боготворят ли детей или не все так сказочно, как кажется на первый взгляд?

Финляндия

В Финляндии вы никогда не увидите родителей, которые шлепают своего ребенка, раздраженно кричат на него или куда-то тащат зареванного малыша за руку. Во-первых, такое «суровое воспитание» считается сейчас в Суоми непедагогичным и неэффективным. Во-вторых, в Финляндии физические наказания (к каковым относятся не только шлепки и подзатыльники, но также грубые окрики и бранные слова) запрещены законом. Если о таких вещах становится известно финским социальным службам, сначала они выносят родителям строгое предупреждение, а в случае повторного нарушения, могут даже временно изолировать ребенка от родителей, передав его в приемную семью.

Читайте также:  Что отвечать на оскорбления ребенку - правильные ответы на все случаи жизни от мудрых психологов и родителей

Более 80% финских семей − полные, то есть детей воспитывают и мама, и папа. И в Суоми родители действительно делают это вместе – независимо от пола, оба родителя играют с детьми, готовят для малышей завтраки и обеды, гуляют с ними в парках, посещают родительские собрания в школе. Отпуск по уходу за ребенком после рождения могут взять и отец и мать, и обычно дома с малышом остается тот родитель, который зарабатывает меньше или занимает менее ответственную должность.

Финские родители поощряют детей иметь свое собственное мнение и уметь отстаивать его. Если ребенок в выходной хочет смотреть мультфильм в кино, а не гулять в парке, родители, скорее всего, прислушаются к его мнению. Если малыш отказывается есть на завтрак овсяную кашу, родители просто приготовят ему омлет или сэндвич. Исключение составляет, пожалуй, только один вопрос: детям до 18 лет в Суоми строго-настрого запрещено употреблять спиртное и сигареты, и финские мамы и папы следят за соблюдением этого запрета очень строго.

Финские родители никогда не остаются один на один с проблемами, связанными с воспитанием детей. Бесплатный социальный психолог всегда готов помочь советом в ситуации, если ребенок слишком гиперактивный и непослушный, или, наоборот, слишком застенчивый и замкнутый. Особенно часто к социальным психологами в Суоми обращаются родители, у которых есть дети–подростки, что, впрочем, вполне понятно.

Большинство финских родителей считают, что главное для ребенка – это родительские любовь и внимание, а вовсе не материальное благополучие. В Суоми даже обеспеченные люди часто покупают детскую одежду и игрушки в финских секонд-хендах.

Насчет сексуального воспитания в Финляндии — к этой теме финны подходят прагматично: они считают, что каждый ребенок должен быть желанным и родиться здоровым. Семейная федерация Финляндии, которая поддерживает семьи и защищает их права, была одним из инициаторов введения в школьные программы предмета «Охрана здоровья» с уроками по сексуальному образованию подростков, лоббировала выделение бюджетных ассигнований на контрацептивы и услуги по планированию беременности. В настоящее время федерация выступает за внедрение программы обеспечения бесплатными средствами предохранения от нежелательной беременности девушек до достижения ими возраста 20 лет.

И вот наглядная статистика:

  • в Финляндии самый низкий в Европе показатель подростковых абортов ,
  • низкий показатель рождения детей у несовершеннолетних матерей ,
  • значительно снизилась заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем (ИППП) ,
  • уменьшилась обусловленная этими причинами бездетность ,
  • сократилась распространенность табакокурения среди подростков в среднем на полгода ,
  • отодвинулся сексуальный дебют у юных финнов (половую жизнь они начинают в среднем в 17 лет).

Швеция

В Швеции папы наравне с мамами воспитывают детей. Из 480 дней отпуска по уходу за малышом папа проводит с ребенком минимум 90 дней, а многие — гораздо больше (4-5 месяцев). Если муж делит отпуск с женой пополам, государство повышает семье декретные выплаты. Шведские папы прекрасно справляются с младенцами.

Первые полтора года новоиспеченные родители с головой погружаются в детские проблемы. Но стоит отметить, что от своих интересов семья не отказывается. В кинотеатрах Стокгольма есть специальные залы, в которые можно приходить с младенцем. Звук там не очень громкий, есть столы для пеленания, детям можно ползать, вести себя шумно. В ресторанах и торговых центрах есть специальные места, где можно оставить коляску со спящим малышом, или игровые комнаты с аниматорами. А пеленальные столики есть даже в мужских туалетах.

Если молодым родителям не терпится сходить в клуб, они вызывают на несколько часов няню. Старшеклассники и студенты с удовольствием посидят с малышом за небольшие деньги.

В Швеции сложно найти родителей, которые сюсюкают с детьми. Здесь все общаются на равных, стараются не повышать голос. О том, чтобы шлёпнуть ребёнка за непослушание, не может быть и речи.

Ребёнок может заниматься чем угодно, если это не угрожает его здоровью. Хочешь сидеть в луже — сиди, можешь даже померить ее глубину, главное — не ныряй с головой.

Несмотря на то, что шведы очень восприимчивы ко всему новому, традиции они соблюдают, ведь они объединяют семью. Шведы так любят собираться всей семьёй в конце рабочей недели перед телевизором, с чем-нибудь вкусным, вроде чипсов и пиццы, что даже придумали для таких встреч специальное слово– «fredagsmys» (состоит из двух слов, которые переводятся на русский как «пятница» и «уютный»). Зима здесь очень длинна, поэтому тема уюта и домашних посиделок всегда актуальна.

Чтение вслух — также одна из добрых традиций во многих шведских семьях. Не найдётся того, кто не знает наизусть истории про озорника Карлсона и смешную Пеппи Длинныйчулок!

На что шведы не скупятся, так это на товары для детей. Они внимательно следят за качеством игрушек, одежды и ухаживающих средств. Шведы предпочитают местных производителей. И это не удивительно, ведь многие шведские компании выпускают экологичные и надёжные вещи.

Девочек и мальчиков в шведской семье воспитывают одинаково, не разделяют домашнюю работу на женскую и мужскую, поэтому то, что мужчины занимаются с детьми, удивляет только туристов. Дети с подросткового возраста начинают помогать по дому и рассчитывать собственный бюджет – они еженедельно получают карманные деньги и распоряжаются ими по своему усмотрению: могут потратить на кино и сладости, а могут накопить на платье или какой-нибудь гаджет. После окончания школы умения копить, откладывать и рассчитывать пригодятся – в Швеции принято, чтобы 17-18-летние дети съезжали от родителей на съемную квартиру, и в дальнейшем приходили только в гости.

Сексуальное воспитание в Швеции начинается рано – родители охотно отвечают на все вопросы детей, связанные с сексом, и сами рассказывают им об интимных отношениях и о том, какие опасности могут быть с ними связаны. В результате пяти-шестилетний ребенок знает и откуда берутся дети, и как себя вести, если тебе встретился педофил. В школе дети смотрят фильмы о пользовании противозачаточными средствами, участвуют в дискуссиях о порнографии, а на школьные встречи приходят представители бисексуальной и гомосексуальной ориентации.

Нидерланды

Детей в Нидерландах воспитывают как свободную личность. По закону их запрещено бить и шлепать. Родители не навязывают ему свое мнение. Детей не торопят на горшок, до двух лет практический все дети в памперсах. Если ребенок в три года все еще в памперсах, то никто даже усом не поведет. Памперсы надо снять к школе.

Школа у детей начинается с четырех лет. С 4 до 5 лет посещение желательное, с 5 лет обязательное.

Слезы считаются абсолютно нормальным. Реагировать на них не надо – покричит и перестанет. Детей приучают к режиму в еде, к своей кроватке через слезы.

Даже зимой не все дети носят шапки, шарфы, перчатки. Иногда дети одеты меньше, чем сами взрослые.

В Нидерландах 4 года — это вполне подходящий возраст для начала сексуального просвещения. Для этого выделяют специальную неделю с характерным названием «Весенняя лихорадка».

Детям выдают информацию, которую, как считается, они способны без проблем усвоить в своем возрасте. Так, 4-летним объясняют разницу между мальчиками и девочками, рассказывают о дружбе, значении объятий и о новорожденных ягнятах. Кроме того, в классы приглашают беременных женщин и матерей с младенцами.

Частью «секс-занятий» для малышей становится эдакий ритуал обнажения животов. «Вы чувствуете тепло и приятное покалывание, — рассказывает в это время воспитатель. — Иногда это ощущают двое мужчин, иногда две женщины. Но это не так уж важно, главное – быть счастливыми».

С 10 лет школьникам начинают говорить о методах контрацепции, с иллюстрациями в буклетах, которые они забирают с собой. 14-летним рассказывают про «первый раз», настоящую любовь и опасностях секса под действием алкоголя. Дети и подростки находят такие занятия «забавными и интересными», родители тоже довольны: большинство признаются, что стесняются или не знают, как говорить с ними на эту тему. По словам учителей и психологов, у детей в итоге исчезает чрезмерный и нездоровый интерес к подобным вопросам.

И это действительно работает. Показатель подростковой беременности в Нидерландах – один из самых низких в Европе: 5,3 на тысячу. (Для сравнения, в России, по данным СМИ 2017 года, на тысячу девушек до 19 лет приходится 102 беременных). В Нидерландах также минимально число абортов и случаев венерических заболеваний.

Соединенные Штаты Америки, Великобритания

В США и Великобритании детей нельзя ругать и наказывать, поэтому зачастую малыши ведут себя как маленькие дикари и не признают авторитета родителей. Многие американские знаменитости практикуют «отсутствие воспитания» своих детей – например, актер Уилл Смит:

— Мы категорически не верим в наказание. С тех пор, как нашему сыну Джейдену было 5 или 6, единственное, что мы делали, это усаживали его перед нами и просили объяснить, почему то, что он сделал, хорошо для него. По-моему, разобраться с этим вопросом гораздо сложнее, чем отделаться выговором. И если он объяснял, почему стукнуть сестру было правильно, то мы видели, что он понимает, что поступил неразумно.

Многие актрисы-мамочки позволяют своим детям носить платья – это Шарлиз Терон, Меган Фокс. Шарлиз считает, что детям вредят гендерные стереотипы, а потому они должны сами определиться, кто они – мальчик или девочка.

В Британии родители стараются давать детям имена-унисекс, которые не подчеркивали бы их половую принадлежность: Алекс, Чарли, Энди, Макс.

А в США в последнее время модно называть девочек мужскими именами: Август, Спенсер, Эзра, Тайлер и т.д.

Другая крайность — детские конкурсы красоты, участницы которых ведут себя вполне «по-взрослому». Девочкам делают макияж, учат их соблазнительным телодвижениям и выпускают на сцену в купальниках. Чтобы сделать малышек максимально похожими на взрослых женщин, мамы иногда даже заставляют их носить накладную грудь. К примеру, так было на шоу Toddlers & Tiaras («Малышки и диадемы»).

Ежегодно в США попадают за решетку около 500 тысяч подростков младше 18 лет, причем многие из них не совершали преступлений, а лишь сделали что-то, что, возможно, толкнет их на незаконный путь в будущем. Например, систематически прогуливали уроки, употребляли алкоголь, сбегали из дома.

По американским законам дети до 14 лет могут быть осуждены как взрослые, в зависимости от тяжести преступления. Около трех тысяч детей по всей стране приговорены к пожизненному лишению свободы без права на УДО.

Если родители хотят проучить непослушного ребенка, они могут записать его на экскурсию в настоящую тюрьму. Там на детей кричат и заставляют их выполнять унизительные приказы — например, доставать из унитаза туалетную бумагу без перчаток. Такие «экскурсии» подвергаются жесткой критике со стороны общественности.

Образование в Финляндии

Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?

Система образования в Финляндии и ее особенности

Формирование системы образования в Финляндии, в том виде, как она есть сейчас, началось еще в 60-е годы XX в. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев:

  • дошкольное образование,
  • школьное образование,
  • высшее образование,
  • среднее специальное образование.

Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нем также ведется преподавание в школах и вузах.

Дошкольное образование – детские сады

С 9 месяцев родители могут отдать ребенка в финский детский сад. Там формируются группы, в которые может ходить от 12 до 21 человек. Количество воспитателей зависит от числа детей. В детских садах не проводится никаких обучающих занятий. Основное внимание уделяется воспитанию ребенка.

Детские сады в Финляндии платные. Сколько надо будет заплатить за посещение, зависит от зарплаты родителей. Сумма колеблется 23 до 254 евро. Даже при этом детских садов в стране недостаточно. Чтобы хоть как-то решить проблему, государство выплачивает пособие родителям, если они сидят с ребенком дома.

С 6 лет посещение детских садов, на целый день или на полдня обязательно, так как начинается подготовка к школе. С ребятишками проводятся занятия, где им в игровой форме даются необходимые знания, которые потребуются в школе.

Школьное образование

В отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.

Школа делится на 2 уровня:

Посещение начальной школы начинается с 7 лет. Школьникам предстоит закончить 6 классов. Первые 4 года ученики изучают 4 основных предмета, которые ведет один учитель:

Причем на уроке может изучаться не одна дисциплина, а сразу несколько. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Их учат играть на различных музыкальных инструментах, они много поют, рисуют, лепят, делают поделки.

Постепенно количество изучаемых дисциплин растет. К концу 6 класса дети должны получить начальные знания по основным предметам, в числе которых финский, шведский и 2 иностранных языка.

В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.

Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.

В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины.

Оценки в старшей школе выставляются по 10-балльной системе. Родители могут их увидеть в электронном журнале. Сами ученики не знают, какую оценку получил их одноклассник, что снижает напряжение. Если школьник получил низкую итоговую оценку – 4 балла, – в начале учебного года он должен продемонстрировать, что пробелы в знаниях устранены.

На этом этапе обучения разные предметы ведут разные учителя. На уроке им помогает тьютор помощник. Основная работа проводится в школе. Учитель и его помощник контролируют правильность выполнения заданий. Домашней работе уделяется гораздо меньше внимания. Ее выполнение не отнимет много времени. В Финляндии считают, что ребенок гораздо больше пользы получит, проведя время на свежем воздухе, общаясь с друзьями и родителями, а не за уроками.

В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.

Система высшего образования

Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.

Обучаясь в вузах, студенты могут получить 3 научные степени:

  • Бакалавр. Присваивается через 3-4 года обучения. На некоторых специальностях для ее получения надо пройти углубленный курс или защитить выпускную работу.
  • Магистр. Для получения этой степени надо будет проучиться в вузе еще 2 года. А для студентов политехнических вузов обязательной является работа по специальности в течение 3 лет. Только после этого им присваивается звание магистра.
  • Доктор наук. Для получения этой степени надо закончить докторантуру. На это уйдет дополнительно 4 года. Звание доктора наук присваивается после защиты диссертации. Через 2 года обучения в докторантуре присваивается степень лиценциата, не имеющая аналога в других европейских странах.

Чтобы учиться в финских вузах потребуется знание финского или шведского языка, на которых ведется обучение. Правда, для иностранных студентов есть курсы, где в качестве языка обучения может использоваться английский.

Высшее образование бесплатно. Причем равными правами обладают граждане страны и иностранные студенты, выбравшие финские вузы. С них за обучение также не возьмут денег. Чтобы поступить в вуз, надо сдать вступительные экзамены. Как они будут проходить, какие дисциплины включать, каждый вуз определяет самостоятельно.

Специальное образование

Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам.

Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.

В лицее обучение длится 3 года. Прослушав весь курс, учащиеся должны сдать экзамены по 4 основным дисциплинам:

  • родной язык,
  • второй государственный язык,
  • иностранный язык,
  • математические или гуманитарные дисциплины на выбор.

Если экзамен сдан успешно, выпускники становятся абитуриентами. В дальнейшем они имеют возможность получить высшее образование, сдав вступительные экзамены в вуз.

Финские школы: как учатся дети в Финляндии

Образовательный процесс построен совершенно иначе, нежели в России.

Занятия в школах начинаются в середине августа и заканчиваются в конце мая-начале июня. Конкретные даты определяются администрацией конкретной школы. В течение учебного года школьники могут отдохнуть на каникулах 3 раза.

Школы не делятся на обычные и элитные. Все учебные заведения получают одинаковое финансирование. Причем, собирать деньги с родителей строго запрещено. В школе нет деления на классы по уровню успеваемости. Одаренные и отстающие дети учатся вместе.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения. Если необходимо, ученик может остаться после урока, чтобы учитель объяснил ему непонятный материал. Репетиторство в Финляндии не практикуется. С отстающими детьми тьюторы занимаются дополнительно индивидуально или в группах.

В финских школах задают очень мало домашних заданий. Весь материал изучается на уроке. Ученики не отвечают у доски. Правильность выполнения заданий в классе контролирует учитель и его помощник. Также в финской школе нет экзаменов. Задачей обучения является не запоминание формул, правил, законов, а умение добывать нужную информацию, пользуясь справочниками и книгами.

Оценки в начальной школе начинают выставлять после 3 класса, но только в устной форме. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.

Финские школы для русских

В 1997 году была основана Русская школа Восточной Финляндии, где учится большинство русских детей. Ее филиалы открыты в 3 городах – Йоэнсуу, Лаппеенранте и Иматре.

Чтобы дети русских иммигрантов могли быстрее адаптироваться, часть предметов здесь преподается на русском языке. Кроме того, в классе, когда занятия проходят на финском языке, находится русскоговорящий тьютор. Он помогает ученикам, если они что-то не поняли. Русские ученики посещают дополнительные занятия по финскому языку.

После окончания школы, из ее выпускников формируются группы, которые проходят обучение в лицеях города. Узкоспециальные дисциплины они изучают отдельно с русскоговорящими преподавателями, а основные вместе с остальными лицеистами.

Читайте также:  Воспитание детей в Мексике - особенности и традиции

Правда ли, что финское образование лучшее в мире

Финское образование считается одним из лучших в мире. Во многом это действительно так, но, тем не менее, оно имеет и свои недостатки.

Одним из главных недостатков можно считать то, что финская школа ориентирована, в первую очередь, на отстающих детей в ущерб одаренным. Ученику, не до конца усвоившему материал в учебное время, учитель объяснит непонятные моменты еще раз после урока. Если пробел в знаниях слишком большой, с отстающим занимается индивидуально или в небольшой группе тьютор. Одаренным же детям уделяется куда меньше внимания. Даже если материал слишком прост для ученика, усложненная программа для него не предусмотрена. Единственное, что может сделать в такой ситуации учитель, – дать дополнительное задание. Но это не предусмотрено программой и остается личной инициативой учителя.

Еще один существенный недостаток финской системы образования – не всегда продуманная программа изучения предметов. Так, ученики 7 лет изучают 4 основных арифметических действия, а в 8 классе программа по математике резко усложняется. Справиться с этим способен далеко не каждый ученик, из-за чего возникают пробелы в знаниях.

В финской школе не предусмотрен контроль за выполнением домашних заданий, за повторением изученного материала и отработкой навыков. Ученики получают большую самостоятельность, но это подходит далеко не всем.

Однако, нельзя отрицать, что финская система образования имеет и много плюсов. Один из главных – доступность образования для всех детей. Обучение в школе, колледжах, лицеях и вузах бесплатное, причем не только для граждан страны, но и для иностранцев.

Большим плюсом финского образования является то, что оно ориентировано не на заучивание готовых знаний, а на выработку умения искать необходимую информацию, на развитие самостоятельного мышления. Ученикам никогда не дают задания, имеющие однозначное решение. Они должны учиться размышлять, искать правильный ответ.

Все финские школьники помимо двух государственных языков, знают еще один или два иностранных и свободно общаются на них. Это возможно благодаря тесной связи образования с практикой. Такой подход применяется и при изучении других предметов. Вообще, практическим занятиям на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Уже в школе ученики знакомятся с профессиями, бывают на предприятиях, где хотели бы работать в будущем. С выбором дальнейшего пути им помогает определиться «учитель будущего».

Финское образование, хоть и считается одним из лучших, имеет и свои минусы. Но финны и не думают останавливаться на достигнутом, проводя реформы, внедряя новые методики обучения.

Мифы и правда о финских школах

Финское школьное образование в последние годы вызывает огромный интерес в России. Высокие результаты финских школьников в международных рейтингах сделали его предметом внимательного изучения и даже зависти. О финских школах ходят легенды, ими восхищаются, о них пишут в блогах и снимают видеосюжеты.

Но действительно ли все так радужно, как пишут в СМИ и интернете?

Главный редактор портала Материнство Анна Хрусталева приняла участие в образовательной поездке в Хельсинки, чтобы поближе познакомиться с системой финского образования и изучить слагаемые успеха. Но, погрузившись в тему на практике, пришла совершенно другим выводам, чем могла ожидать.

Считается, что финское образование базируется на семи «китах», которые обеспечивают его успех: равенство, бесплатность, доверие, самостоятельность, индивидуальность, практичность, добровольность. Остановимся в каждом из них подробно.

Схема системы образования в Финляндии

Равенство в финских школах – правда или миф?

Принцип равенства распространяется на все: школы, учителей, учеников, родителей и школьные предметы.

Официально считается, что все школы одинаково хороши и учиться можно в любой, лучше всего ближайшей к дому. Никаких рейтингов школ не существует.

При поступлении в школы не проводится тестирование, в школу можно прийти, не зная букв, не умея читать и считать.

Учителя и ученики равны, поэтому к учителю обращаются по имени и на «ты» (этот момент более всего поразил моего сына, попавшего на урок русского языка у финских третьеклассников).

Все школьные предметы одинаково важны, поэтому классов и школ с углубленным изучением какого-либо предмета не существует. Однако в старших классах (8-9) индивидуальные склонности учащихся все же учитываются: у них есть возможность дополнительно взять 4 предмета по выбору.

Принцип равенства также подразумевает равные права на получение образования для всех учеников, независимо от их физических и интеллектуальных особенностей.

Финские школьники пишут карандашом

А на самом деле?

На самом деле школы, конечно, разные. Хотя бы потому, что они находятся в разных районах – одна среди элитного жилья, где живут обеспеченные люди, другая на окраине города, где в небогатых кварталах проживает большое количество мигрантов. Кстати, в Хельсинки очень много беженцев из Сомали, которых Финляндия принимала с 1990 года (сомалийцы составляют 0,4% населения страны).

Официальных рейтингов школ нет, но «сарафанное радио» никто не отменял. Кроме того, многие средние школы объединены с lukio (лицеем), куда ребята поступают после 9 класса. А вот у lukio как раз есть рейтинг, по нему абитуриент выбирает, куда пойти учиться. Неудивительно, что данные этого рейтинга ассоциируются и со школами. Так, школа SYK считается одной из самых сильных в Хельсинки, поскольку лицей SYK занимает второе место в рейтинге lukio. На первой строчке рейтинга – лицей Ressu, соответственно и школа Ressu считается элитной.

Отбор в школы не проводится, но в детских садах есть тестирование готовности к школе, которое обязательно для всех, если только детский сад не отказался от его проведения. Тест длится три часа без перерыва и включает большой объём заданий, с которыми дети, не привыкшие заниматься дольше часа, не могут справиться. Целесообразность этого теста подвергается сомнению в финской прессе.

Вышеупомянутая школа SYK проводит набор учеников в 3 класс по итогам большого и сложного письменного теста (1 и 2 классов в этой школе нет). Так что тестирования и отборы все-таки бывают.

Финские школьники ездят в школу на такси

Бесплатность образования в финских школах – правда или миф?

Образование в Финляндии бесплатное, это действительно так. Более того, бесплатно питание в школах, бесплатны учебники, тетради, учебные пособия и карандаши. Каждому школьнику бесплатно предоставляют планшет или ноутбук, который можно брать домой.

Если ученик живет дальше 2 км от школы, его бесплатно обеспечивают проездным билетом. А если он не может пользоваться общественным транспортом (например, ребенок-инвалид или просто живущий далеко от школы в сельской местности), его бесплатно возят в школу на такси.

Школьная форма не нужна, ходить можно в чем угодно. Сменная обувь тоже не обязательна, большинство детей ходит по школе в носках. Поэтому перед началом занятий (которое приходится на один из дней в середине августа, единой даты нет) родители не носятся по магазинам с вытаращенными глазами. Покупать вообще ничего не нужно.

А на самом деле?

На самом деле школьная система финансируется, разумеется, из средств налогоплательщиков. А налоги в Финляндии жесткие. Начать с того, что прогрессивный подоходный налог пожирает значительную часть зарплаты.

Вот рассказ одного отца: «Сын на уроке в 9 классе решал задачу: учитель получает зарплату 3200 евро в месяц и платит налог 19%, директор школы получает зарплату 5200 евро и платит налог 32%. На сколько больше получает директор? После того, как сын решил, он прибежал к нам и говорит: не понимаю тех, кто хочет работать директором школы!

Я привёл пример задачи по математике в финской школе. Это о примерном уровне зарплат и получаемых денег. Но коммуналка дороже в разы! И дополнительные налоги выше в разы: за одну машину (двигатель бензин 2000 см 3 ) дорожный налог 250 евро в год».

В приведенном примере директор все-таки получает на руки больше учителя (разница в зарплате составляет 944 евро). Но бывает и так, что после повышения зарплаты за счет возросшей ставки налога работник начинает получать меньше, чем до повышения.

Кстати, бесплатны в Финляндии только школы, лицеи и университеты. А детские сады оплачивают родители, и стоит это недешево: пребывание в группе пять дней в неделю с 8:00 до 16:45 обойдется родителям в 1000 евро в месяц.

Финские школьники решают примеры на планшете

Доверие (отсутствие контроля) в финских школах – хорошо или плохо?

Доверие подразумевает отсутствие контроля. В финских школах нет спускаемых сверху контрольных и проверочных работ. Школы не обязаны отчитываться перед вышестоящими инстанциями (огромное число контролирующих инстанций в сфере образования упразднили ещё в 1970-е годы). Никто не сравнивает учеников между собой, не составляет рейтинги школ. Не проводит срезы успеваемости, не отслеживает поступление выпускников в престижные лицеи, институты и университеты. Такая система позволяет избавиться от бюрократии, снимает с учителей и школ массу бумажной волокиты. Высвобождается время для главного – учебного процесса, работы с детьми.

Учителя в финских школах – профессионалы высокого уровня, со степенью магистра как минимум. Педагогам дана полная свобода в выборе методов обучения. Каждый учитель может самостоятельно составить учебную программу заниматься по ней. Он сам же составляет тесты по пройденному материалу. Тестирования проводятся довольно часто, но они имеют своей целью не сравнение учеников и оценку успеваемости, а проверку, насколько хорошо усвоен материал, где остались пробелы и какие моменты нужно отработать дополнительно.

А на самом деле?

В теории все это звучит прекрасно, а вот на практике случается по-разному. Далеко ее все учителя рвутся писать собственную программу. Ученица одной из лучших школ Хельсинки рассказывала: «Не хочу, чтобы наша учительница английского выходила из декрета. Она делит учеников на пары, велит читать параграф и задавать друг другу вопросы, написанные после него. Это скучно. А сейчас ее замещает другая, она разговаривает с нами на английском и дает интересные задания».

Слепое доверие к учителю и полная свобода преподавания приводит еще и к тому, что учителя старших классов наталкиваются на пробелы в знаниях, допущенные в предыдущие годы. Пример: учитель объясняет, как вычислить площадь сегмента, а ученики не знают название частей круга.

Программа по математике вообще построена неравномерно. Семь лет школьники упражняются в четырех арифметических действиях, зато в 8 классе уровень сложности возрастает стремительно. Впервые вводится понятие неизвестных, появляются уравнения и системы уравнений, возведение в степень и извлечение корня и т.д.

Финские школы имеют большие спортивные площадки и много зелени вокруг.

На фото – школа Viikinmäen в Хельсинки, построенная в 2015 году

Самостоятельность как принцип воспитания финских детей

В детском саду финские дети очень много гуляют. В их расписании две прогулки по три часа каждая. Во время прогулок дети часто ездят на общественном транспорте, в том числе на другой конец города с пересадками. Мы много раз наблюдали группы из 10-12 детей в светоотражающих жилетах, под руководством двух-трёх взрослых направляющиеся в музей, в парк, играющих у водопада. В Хельсинки не держат дошколят за заборами, их активно знакомят с городом. И в том числе с транспортом, так что к первому классу они могут перемещаться по городу самостоятельно.

В школах тоже заботятся о том, чтобы дети много бывали на воздухе. Каждая перемена проходит на улице, независимо от погоды (и желания детей), также и уроки физкультуры.

Финские школьники сами решают, что хотят съесть

Еда в школьной столовой простая и здоровая: хлебцы, овощи, биточки, рыба или мясо. Из напитков – молоко, кефир и вода. Школьная столовая устроена по принципу «буфета» (финский аналог нашего понятия «шведский стол») – каждый ребенок берет себе то, что хочет, и в том количестве, в каком хочет. Детей приучают не брать лишнее, чтобы не выбрасывать еду. Лучше сходить за добавкой. На выходе из столовой стоит электронное табло для оценки обеда: насколько было вкусно.

А на самом деле?

Честно говоря, по этому пункту придраться не к чему. Я за то, чтобы внедрять в наших школах все: перемены на воздухе, шведский стол в столовых и учебу без участия родителей.

Финские школьники много занимаются творчеством

Индивидуальность

Если ребёнок не справляется с некоторыми заданиями, проболел, отстаёт по какому-то предмету, ему оказывают помощь – дополнительные занятия, домашнее задание, объяснение пропущенного материала.

Финская школа заточена на помощь отстающим. Неуспевающего ребенка не клеймят позором и не стыдят на классных часах и родительских собраниях (на собраниях вообще не обсуждают успехи детей, там решают более общие вопросы).

С ними занимаются дополнительно (эти дополнительные часы педагогу оплачивает государство). Им могут назначить тьютора по какому-то предмету (например, если у ребенка плохо с математикой, на эти уроки тьютор будет брать его к себе для индивидуальных занятий). Наконец, их могут на время перевести в коррекционный класс. Кстати, все иностранцы, не владеющие финским языком, сначала попадают в коррекционный класс, где с ними занимаются в маленькой группе (4-5 человек) на протяжении года или даже дольше, пока они не смогут влиться в обычный финский класс по своему возрасту.

Детям с тяжелыми отставаниями в развитии или ментальными отклонениями разрабатывают индивидуальный учебный план, так что даже они могут окончить школу на доступном им уровне.

А на самом деле?

Но и тут есть оборотная сторона. Тьютора предоставят только в том случае, если у школы есть ресурсы для этого. А они есть не всегда, особенно на фоне начавшегося сокращения финансирования.

Финские учителя пишут не мелом, а фломастерами

Практичность

Наверное, многие из нас в детстве задавались вопросом: «Зачем мне это изучать? Разве это пригодится мне в жизни?» Многие слышали подобные вопросы от своих детей. И наверняка попадали в неловкое положение, не зная, что ответить.

Если в российской школе дети часто «проходят» совершенно абстрактный материал, то в Финляндии школьники изучают прежде всего то, что нужно в реальной жизни.

Вот пример задачи по математике: «Маша живет в 2 км от школы, а Петя в 5 км. На каком расстоянии друг от друга живут дети?» Российский школьник от такой задачи скорее всего растеряется, ведь не сказано, в каком направлении находятся дома детей. А финским детям такие задания дают для того, чтобы они, поразмыслив, определили, что ответ будет не числом, а областью значений – от минимального до максимально возможного.

Финские школьники очень любят готовить

Самый популярный у финских школьников предмет – домоводство. В 7 классе им занимаются все – и мальчики, и девочки. А в 8 и 9 классах его можно изучать по выбору, и многие отдают ему предпочтение. Учатся готовить, изучают кухню разных народов. Кстати, традиционно «мужским» трудом занимаются и девочки тоже: работают на станках, мастерят полезные в хозяйстве вещицы (табуретки, ковшики для сауны).

Выпускники финских школ свободно владеют английским языком. Языковая среда окружает их в жизни (все англоязычные фильмы по телевизору идут без перевода, с финскими субтитрами). Чтобы преодолеть языковой барьер и увеличивать словарный запас, учителя используют открытые вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ (да или нет), а необходимо рассуждать, объяснять.

Этот же принцип применяется и в других дисциплинах. Например, учитель задает вопрос: «Почему рыба не может жить вне воды?» – и дети начинают размышлять, искать ответы. На уроках в финской школе детям дают не готовые решения, а мотивируют на самостоятельный поиск.

А на самом деле?

На верхней ступени средней школы (в лицее) тоже оказываются студенты, имеющие проблемы по одному или нескольким предметам. Чаще всего это иностранные языки и математика. Причем проблемы по математике порой доходят до смешного: студенты профессионального училища (отделение туризма) испытывают проблемы с переводом евро в доллары, не умеют составлять пропорцию. И даже тем, кто сумел поступить в лицей, требуется тьютор, чтобы разобраться с этих несложных математических действиях.

Финские школьники ходят по школе в носках

Добровольность в финской школе – каков результат?

Финские родители с малышами не занимаются. Они не учат их читать, не показывают развивающих книжек, не обучают счету. Считается, что все это ребенок освоит в школе.

В детском саду тоже нет никакой «подготовки к школе», а на коротких ежедневных занятиях дети занимаются творчеством (лепка, рисование, аппликация, пение) и физкультурой. Букв не изучают, считать не учат, во всяком случае, нет специальных занятий для этого, хотя развивающая среда имеется – на стене висит алфавит.

В подготовительном классе (который обязателен для всех детей 5-6 лет) дети выполняют очень простые задания, наподобие «найди лишнее» среди четырёх синих и одного красного шарика.

Финские школьники могут сидеть на полу или даже в картонном домике

В начальной школе, с 1 по 4 класс, оценок нет. В личном кабинете ученика есть шкала с градациями от «надо ещё тренироваться» до «отлично поработал», на которой учитель отмечает персональные достижения ребенка за каждый урок. С 5 класса появляются оценки по 10-балльной шкале, но учеников не делят на отличников и троечников, избегают любой соревновательности. Дети не знают оценок друг друга, все выставляется в электронном дневнике, куда есть доступ у ученика и его родителей.

Больше всего меня интересовал вопрос, как при столь свободной системе у детей хватает мотивации учиться. Не то чтобы я считаю возможной учебу только из-под палки, но по опыту знаю, что отсутствие рамок и обязательств расхолаживает и мешает достичь сколько-нибудь значимого результата.

На этот вопрос нет однозначного ответа. Я видела детей, которые не торопясь брели в школу, уткнувшись в телефон, между тем как занятия начались минут 10 назад. Я слышала от нескольких учеников разных школ, что школу они терпеть не могут. Слышала и восхищенный рассказ ученицы пятого класса, переехавшей в Финляндию меньше года назад, о том, что в финской школе учиться очень здорово и гораздо легче, чем в российской.

Финским школьникам все выдают бесплатно, от карандаша до компьютера

Учеба в финской школе – это обучение без стресса. Психологи предупреждают, что на фоне страха и стресса познавательные способности мозга блокируются. К сожалению, в российской школе много моментов, вызывающих стресс: страх двойки, боязнь контрольной работы, запугивание ЕГЭ. В финских школах всего этого нет. Казалось бы, познавательные способности должны активизироваться, а успехи – зашкаливать. Но на самом деле это не так.

Повсюду, от Управления образования Хельсинки до школы на окраине города, нам говорили, что система прилагает максимум усилий, чтобы помочь детям, имеющим трудности с учебой. Разработана целая система, от разовых дополнительных занятий до индивидуального учебного плана, чтобы дать возможность всем освоить программу в минимальном объеме.

А вот для сильных детей возможностей развития почти нет. Если только родители не озаботились поступлением в продвинутую школу и дополнительными занятиями (например, с помощью приложений и интернет-сайтов).

Сами учителя и директора школ признают наличие такой проблемы и необходимость ее решения.

Ссылка на основную публикацию