Как воспитывают детей в Армении – особенности, традиции, запреты, примеры

Традиции семьи в Армении и современная реальность

Армения — одна из немногих стран во всем мире, где до сих пор встречаются семьи, насчитывающие до пяти десятков человек.

Конечно, такое количество может вызвать удивление, но такова традиция, характерная для этой небольшой страны. Что позволяет таким большим семьям оставаться крепкими и дружными? Называют много причин, среди которых не только любовь между мужчиной и женщиной, но и взаимное уважение поколений, важная роль женщины в создании настоящего семейного очага, осознании важности мужской роли в семье и особенное отношение как к старшему, так и к младшему поколению. Вообще традиционно для армян характерны крупные патриархально сложившиеся семьи, едва ли не кровные общины, связанные искренней любовью их членов друг к другу.

Влияние западных традиций на армянские семьи

В первую очередь, повышенные требования в армянской семье предъявляются женщине. Она должна быть не только красавицей и не просто хорошей хозяйкой, она должна сочетать в себе оба эти качества. Так уж сложилось, что женщина играет роль хранительницы дома, доброй подруге всем родственникам и надежной опоры мужу. К счастью, влияние западных традиций пока что слабо сказывается на восприятии армянскими женщинами мира, и потому амбиции и стремление к карьере у них почти отсутствуют. Этим они отличаются от западных бизнесс-леди: женщины обращены к семье, ее они считают главной в жизни. Может быть, поэтому, в последнее время наблюдается тенденция приезда «заморских» женихов в Армению за верной невестой, способной создать счастливую семейную жизнь.

Мужчина в Армении — признанный хозяин в доме

Армянский мужчина — типичный пример мужественности и силы. Он — непосредственный кормилец в доме, именно он зарабатывает деньги и обеспечивает семью, а так же бескорыстно помогает родственникам и друзьям, если возникает такая надобность. Но это не значит, что отец семейства всегда отсутствует. Напротив, он уделяет много внимания воспитанию детей, прививает им уважение к старшим, которое является чуть ли не основной частью воспитания.

Помимо этого, мужчина в Армении довольно скромно оценивает себя и способен переступить через собственную гордость в случае чего, для него куда важнее благополучие семьи, нежели собственное самолюбие. Мужчина — признанный хозяин в доме. Старшему мужчине беспрекословно подчиняются все родственники.

Исключение составляет разве что жена, хозяйка дома, разделяющая права своего супруга, которая так же уважаема всеми членами семьи.

Отдельно стоит отметить отношения братьев и сестер. Благодаря тому, что после свадьбы и даже после рождения детей молодое поколение не откалывается от родителей, кровные узы не разделяются расстоянием. В отличие от стран Запада, где в семьях зачастую стоит выбор между «старой», родительской семьей и «новой», в Армении такой проблемы нет. Тети и дяди так же активно участвуют в воспитании своих племянников, как бабушки и дедушки, постоянно находящиеся рядом с молодыми родителями, и способные в любой момент помочь дельным советом. Но это не касается дочерей, которые все же вынуждены покидать отчий дом и уходить в новую семью мужа. Впрочем, они так же поддерживают близкие отношения с родителями и другими родственниками. Но такие теплые отношения в семье царят не только по отношению к ближайшим родственникам, но и к каждому заглянувшему в дом гостю.

Армянские традиции гостеприимства

гостеприимства в Армении так же важны, как и уважение к старшим.

Раньше в народе путника называли «гость от бога» и гарантировали ему пищу и кров. Удивительно, но гость, пусть даже и незваный, мог объединить даже два дома, ведь считался он общим. Вполне нормально было попросить у другой семьи постель для путника, после того, как одна семья накормила его сытным ужином.

Это еще говорит и о межсемейной близости, крепкой нерушимой дружбе. Одно из еле заметных отличий заключается в том, что армянские женщины все-таки решили примерить на себя западные образцы и стали больше времени уделять учебе и работе вне дома. Но это сложно назвать минусом, ведь образование и интересы, позволяющие скоротать свободные часы, еще никому не навредили. К тому же, несмотря на дополнительные занятия, девочки, девушки и женщины не забывают о близких, ставя их на первое место в списке приоритетов.

Проблемы в семьях Армении

Но, несмотря на все достоинства армянских семей, есть в них и свои существенные минусы. Правда, в основном они касаются не межличностных отношений, а скорее, социальных и демографических вопросов. Многие ссоры и скандалы в семьях возникают из-за массовой безработицы в стране. Так как мужчина является лидером семьи и ее основным кормильцем, именно на его плечи ложится груз ответственности за своих близких. Конечно, любящие жены, а уж тем более дети, не упрекают глав семейств в недостатке денег, но амбициозные мужчины видят немой упрек в глазах родственников, который мешает развитию счастливых семейных отношений.

Нехватка денег, задетая самооценка кормильца и невозможность женщин зарабатывать на жизнь создают отличные условия для ссор в, казалось бы, счастливом и мирном армянском доме. Итогом подобных ситуаций становится самый настоящий кризис в семье. Рождаемость резко падает, количество детей в семьях минимальное. Это все больше приближает армянские семьи к западному стандарту, позволяющему иметь одного-двух детей. Из первой проблемы, как следствие, вытекает и вторая — большой отток мужского населения из страны.

Такая миграция, прежде всего, связана с поисками работы за границей. В результате подобных переездов мужчин с места на место армянская семья теряет свою знаменитую целостность, остается без опоры и поддержки своего кормильца.

Членам армянской семьи далеко не всегда удается уехать в другую страну вместе с мужчиной, поэтому они очень тяжело переживают разлуку с ним. Возникают проблемы материнства, потому что женщины не хотят воспитывать детей без отца.

Прирост населения уменьшается, как и уменьшается количество традиционно крупных, исконных семей Армении. Вследствие безработицы, бедности и оттока трудоспособного населения из страны разрушаются традиции армян, семьи становятся менее сплоченными и едиными. Общий облик традиционной благополучной армянской семьи теряется, растворяясь в навешенных Европой и Америкой образцах, проигрывающих перед счастливой крепкой семьей, живущей вместе.

Традиции — краеугольный камень для счастья в семьях

В заключение можно сказать, что обычаи, бережно хранимые в армянских домах, позволяют им быть большими и уютными. А те правила, которые диктует современный мир, не всегда должны находить отражение в таких крепких семьях, ведь они живут по собственным законам, которые дарят уверенность в завтрашнем дне и надежной опоре близких. Разрозненные семьи не могут справляться с трудностями, поэтому сохранение традиций является краеугольным камнем для счастья армянских семей. Что же еще, кроме любви и чувства защищенности нужно в нашем вечно меняющемся мире?

Как воспитывают детей в разных национальностях

Родителей и страну рождения не выбирают – с появлением на свет ребенок попадает в ту среду, которая и становится ему родной. Здесь и проявляется разница в менталитете и национальных особенностях – жители разных стран по-своему воспитывают детей. Чем же их методика отличается от нашей?

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ЕВРЕЕВ

«Мой ребенок – самый лучший» — такой главный постулат еврейской модели воспитания. Можно сказать, что с этим согласны практически все мамы мира, независимо от национальности, но мало кто умеет так любить свое чадо, как еврейская мама. У ее малыша нет и не может быть недостатков – он самый красивый, умный, талантливый, именно он достоин всего самого лучшего. И по другому никак.

От еврейской мамы вы никогда не услышите, что какой-то мальчик из соседнего подъезда учится или ведет себя лучше, чем ее ее ребенок. Поэтому еврейские дети растут без комплексов, не страдают от неполноценности и заниженной самооценки. В таких условиях они растут с чувством, что достойны лучшего, поэтому во взрослой жизни идут к своей цели спокойно и без сомнений.

Кроме этого, еврейских мальчиков с детства учат беречь себя, не упускать удачных моментов и не лезть в конфликтные ситуации. Поэтому в то время как наши мальчишки пропадают в секциях бокса или карате, еврейские предпочитают шахматы.

Во всех еврейских семьях придерживаются основного принципа – деньги нужно вкладывать в образование и здоровье.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У УКРАИНЦЕВ

Последние события в стране значительно повлияли все сферы жизни ее жителей, в том числе и на воспитание детей. Ранее национальная культура (украинский язык, литература, культура) воспринималась основной массой детей лишь, как обязательный предмет в школе, а сейчас стала восприниматься добровольно и с энтузиазмом.

Благодаря этому многие молодые семьи начали общаться в быту на украинском, стали носить национальную одежду – вышиванки, интересоваться народными традициями и своими корнями. Это повлияло и на среду развития детей в сторону этнического, национального самосознания.

Есть уверенность, что теперь сегодняшние дети, услышав про Шевченко, не будут думать, что это футболист, а сразу скажут, что это известный украинский поэт, гордость нашей страны.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У НЕМЦЕВ

Немцы с малых лет учат детей толерантности, идеям равенства и свободы. Но они категорически не приемлют раннего развития, хоть и живут в Европе. Так, например, стоит кому-то упомянуть о раннем развитии ребенка, как он столкнется со стеной непонимания. – обучение до школы у немцев не приветствуется ни в каком виде. Они считают, что малыш еще успеет всему. А в этот возрастной период больше времени уделяют экологичности воспитания – приобщают детей к природе и здоровому образу жизни.

Немецкие дети начинают общаться со сверстниками, попадая в садики – с трех лет. При этом, немецкие садики существенно отличаются от наших. Там дети находятся в группах от четырех до шести часов в день. Их не кормят, не укладывают спать на тихий час. Основное направление таких заведений творческое, музыкальное или спортивное.

Очень популярны занятия под открытым небом – дети вместе с воспитателями едут на природу (парк, лес). Там малыши могут делать все, что им нравится: бегать, ползать, кувыркаться, петь или танцевать. Главный принцип воспитания у немцев – ребенок должен быть счастлив.

Немцы не трясутся над своими детьми и с детства адаптируют их к реальной жизни. Например, у них нет ничего странного и преступного в том, если мама предложит трехлетке фастфуд, или в осеннюю погоду не оденет шапочку. Зато у немецких родителей существует табу на телесные наказания – за это их даже могут лишить родительских.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У АРМЯН

В армянских семьях предпочитают ролевое воспитание: мальчиков учат одному, девочек – другому. При этом, девочек очень оберегают, как и женщин. Поэтому работа по хозяйству, поход за продуктами и по магазинам – исключительно мужское занятие. К женской работе относится готовка, уборка, уход за мужем и дети.

Мальчиков с детства учат быть будущим главой семьи – он с малых лет должен усвоить, что такое ответственность и крепкое мужское слово. Большое внимание уделяется их физическому развитию.

Всех детей армяне приучают уважать старших: с детства помогают родителям, не лезут во взрослые разговоры, ведут себя сдержанно за столом, скромничают в гостях. Армяне очень почитают семейные и родственные связи, поэтому у этой национальности низкий процент разводов, а между родственниками сильная поддержка и взаимовыручка.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ЯПОНЦЕВ

Японская система воспитания детей — одна из самых строгих в мире, Воспитательные методики называются «икудзи» — в их основе лежит принцип содружества, сообщества и отрицается индивидуальный подход. Воспитывают детей в основном мамы. Есть даже древняя традиция, согласно которой женщина, родившая младенца, покидает супружеское ложе и спит с ребенком отдельно от мужа.

Мама находится с ребенком постоянно. Даже если она выходит с декрета на работ – берет свое чадо с собой. Не смотря на то, что в Японии есть и садики, и даже ясли. Но женщину, которая отдает своего малыша в детский сад из-за работы местное общество очень осуждает.

В Японии с детьми никогда не общаются грубо, не ругают, не обзывают и не бьют. С ними много разговаривают и стараются создать максимально доверительные отношения.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ФРАНЦУЗЕВ

Французские дети довольно рано стают самостоятельными, так как большинство француженок карьеристки и спешат вернуться к работе уже через пару месяцев после родов. Малышей рано отдают в детский сад, сами развлекают себя, вследствие чего очень быстро взрослеют.

Основные существующие запреты для детей: на драки, ссоры, капризы и непослушание. Этому приучают с пеленок. Поэтому далее дети без проблем вливаются в новые коллективы.

У французов строгие правила в дошкольных учреждениях. Например, ребенка неработающей мамы не допустят к питанию в общей столовой, а отправят кушать домой.

Французские бабушки и дедушки не сидят с внуками и не нянчатся ними, а живут своей жизнью.

Родители могут без проблем отправить ребенка в лагерь или сад, оставить его у кого-то из родных на пару дней, чтобы выделить свободное время для путешествия, прогулок в кино или клуб.

Также во Франции ежедневно бывает «взрослое время» – так, маленьких детей родители укладывают спать довольно рано (после 8 часов вечера), а сами занимаются своими делами. После этого времени дети должны быть в своих комнатах, и даже если не ложатся спать, то играют там самостоятельно. Никакой беготни по всему дому и длительных требований лечь в постель во французских семьях нет.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У АМЕРИКАНЦЕВ

Для американцев семья – это святое. Нет разделений на мужские и женские обязанности. Мама и папа стараются уделить время друг другу и детям.

В Америке вполне нормально, если папа сидит дома с детьми, а мама работает и обеспечивает семью. Папа сидит с детьми, мама обеспечивает семью – вполне нормальное явление для Америки.

Дети для американцев – предмет обожания и восхищения. А школьные и детсадовские праздники – события, на которые традиционно ходят всей семьей..

Детям рано дают полную свободу действий – их так приучают к самостоятельности. Так, например, если ребенок хочет вываляться в грязи, то американская мама не будет биться в истерике. Потому что каждый имеет право на свои ошибки и опыт.

Американцы очень ответственно относятся к моральной атмосфере вокруг ребенка. Например, на пляже даже самая маленькая девочка обязательно будет в купальнике.

Один из главных принципов – право на личную жизнь. Его соблюдения требуют даже от младенцев. Поэтому дети спят в отдельных комнатах, а не с родителями. И как бы ни хотелось малышу ночью попить водички или залезть под одеяло в родительской постели – папу с мамой трогать нельзя.

С появлением ребенка американцы не отказываются от привычного образа жизни – продолжают ходить на шумные вечеринки и встречи с друзьями, на которые младенца берут с собой и, несмотря на его протестный рев, дают каждому гостю подержать.

ПРИНЦИПИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ИТАЛЬЯНЦЕВ

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. И за каждого родственника семья стоит горой. А рождение малыша – торжественное событие для всех. Все будут непременно восхищаться малышом, по максимуму его баловать, задаривать игрушками и сладостями.

Итальянские дети растут одновременно в условиях тотального контроля и атмосфере вседозволенности. Поэтому впоследствии и вырастают темпераментными и очень эмоциональными.

Детям в Италии позволено все: шуметь, не слушаться старших, дурачиться, оставлять пятна на одежде. По мнению итальянцев, дети должны быть детьми. Поэтому баловство – это нормально.

Армянские традиции воспитания детей

Дата публикации: 17.12.2014 2014-12-17

Статья просмотрена: 13462 раза

Библиографическое описание:

Саргсян А. Л. Армянские традиции воспитания детей // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 682-684. — URL https://moluch.ru/archive/80/14236/ (дата обращения: 12.03.2020).

Читайте также:  Воспитание детей в Мексике - особенности и традиции

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как средства воспитания, выявления в них в них прогрессивных традиций народного воспитания.

Ключевые слова: армянские традиции, воспитание, дети.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями [1]. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Основа армянского воспитания, является уважение к старшим. Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении, не садится без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы. Каждая услуга оказанная седине ставилась молодому человеку в честь [2].

Воспитание детей покоится на обычаях и традициях предков. Вся жизнедеятельность человека с момента его рождения и до смерти подчинена им. В силу безусловного подчинения младших к старшим по возрасту, личный пример благонравия старших, знание и неукоснительное следование обычаям, служит для молодых армян люстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.

Армяне-отцы с любовью и терпением готовят своих сыновей к жизни, учат их трудится. Отец служит для сына примером поощряя стремление мальчика преодолевать слабость, боль, страх. По началу в игре, потом в реальных делах, дети учатся кормить и пасти лошадей и овец, ухаживать за скотом, выгонять его на летние пастбища, готовить продукты из молока, а те кто постарше работают в поле.

Если в младенческом возрасте дети познают мир в семье от матери, бабушек, дедушек слушают нравоучения, мифы, легенды, сказки, то с 6-7 лет их школой становится все окружение, весь род, природа, люди.

С детства мальчикам прививают желание вырасти достойным уважаемым человеком, умеющим брать на себя ответственность за свои поступки и за свою будущую семью. С наступлением подросткового возраста мальчику предъявляются особо строгие требования, в них воспитывают храбрость владения кинжалом. Как мальчиков так и девочек прививают к труду очень рано. Уже в 6-7 лет они умеют выполнять определенные хозяйственные функции. 6-7 летняя девочка приносит в дом воду, хворост, ходит по поручении матери к односельчанам, помогает готовить пищу, стирает одежду, учить прясть, ткать, работать на огороде и в поле. К 10-12 годам она, как правило, умеет делать все по дому и на огороде. С этого возраста начинается новый этап жизненного цикла — подростковый, когда она активно помогает матери при уходе за малышами, во всех домашних делах и другой работе.

Прежде всего армянская женщина, считается, хранительницей очага и семейных устоев, а потому она должна быть опорой мужу, верной женой и матерью. Ей не следует при посторонних проявлять свою печаль, относится с уважением к мужчине с которой ей полагалось вести себя скромно и не вступать в беседу на равных. Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях, не имела права ходить во многие чистилища. На ряду с этим женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала свое особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция армян, немедленно прекращать поединок, если женщина бросает свой платок между дерущимися [4].

Девочек воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными, женственными. Любая вольность, дерзость, проявление качеств присущих мужчине, могли покрыть имя девушки таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней. Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка вдали от взора окружающих. Но если об этом узнавал отец или братья девушки, ее избраннику могло несдобровать.

В случае же если парень, случайно или умышлено, хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом где молодежь встречалась и общалась, были места проведения праздников и свадеб. Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, также их защита. Важными качествами для мужчины являлись твердость характера, хладнокровие, выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранить самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный армянин должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считалось позором и подвергалось осуждениям жалобы на усталость, недомогание, холод, жару или голод. Армянин не терпит любого принуждения, поэтому он с детства воспитывается защитником. Мужской этикет предполагает немногословие, неторопливость, осторожность в словах и высказываниях. Сдержанность это основное качество армянского мужчины, проявляющихся во всем, что касается его домашних дел. Армянин не будет хвастаться красотой своей жены или умом детей, но он строго следит за верностью своей жены, чтобы даже в его присутствии на нее не падали мужские взгляды. Долг армянина сохранить семью. Покушение на честь матери, жены или сестры, в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно понести мужчине. Подобные посягательства на женщин могли закончится кровопролитием.

Мужчина всегда был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и семью. Мудрая женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома.

Женщина наделена особыми правами. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, поздороваться первым. Величайшим позором всегда считалось непочтение матери и ее родственников, а для зятя почитание родственников жены, засчитывается как добродетель. Правило родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими и наоборот. Старшие поколения ответственны за укрепление семейных уз, родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. Непоколебимым правилом каждой армянской семьи являются уважительное отношение к старшим, особенно родителям. Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Дети порой могут ослушаться отца или мать, они могут простить, но ослушаться дедушки или бабушки, или старших родственников, это недопустимо. Совершенно невозможно не встать при появлении старших или же сесть без их настойчивого приглашения. Взрослые строго следят за тем, чтобы дети не спорили со старшими. В случае не согласия лучше промолчать или перевести разговор на другую тему.

В общих чертах этикет армянина заключается в умении строить свои отношения с людьми не демонстрируя своего превосходства перед ними, быть учтивым и приветливым, чтобы не задеть чужого самолюбия.

Армянская семья в большинстве своем многодетна. К тому же в одном дворе или в одном селе не редко живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных отношений между ними складываются веками. Дети знают, что в семье именно дядя откликнется на любую просьбу, и поможет. Скорее он откажет собственному ребенку, но никогда, без очень серьезных оснований не оставит без ответа просьбу детей своих братьев или сестер.

Весьма непристойным считались прилюдные ссоры между мужчиной и женщиной, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину и даже на свою жену. Но при этом мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома. Любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению [3].

У каждого народа — свои обычаи, песни, сказки, предания. В армянских народных преданиях, обычаях и традициях мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Важным для воспитания детей является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками. Педагогическая направленность выражается в общении, в искусстве, народном творчестве, традициях гостеприимства, уважении старших — все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

1. Тер-Нерсесян С.М., Быт. Религия. Культура, М.: Центрполиграф, 2008 — с.188

2. Петросян С.Ф. Социально-психологические особенности формирования Армении и армянского народа как базы для моделирования имиджа страны. Историческое наследие и современность. Психология армянского народа как составная часть имиджа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?archive=&category=2&id=1268250640&start_from=&subaction=showfull&ucat=2

3. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://k4500.com/history/142-normy-morali-i-prilichiya-kachestva-cenivshiesya.html

4. Мелик-Шахназарян Л. Г. Характер армянского народа. Ереван, Тираст, 1999 г. — с. 100

Народные традиции: Армения

Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так.

Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

Рождение ребенка

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались.

Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.

При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») — желая им того же счастья, что и у него.

Армянское гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д.

Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот.

Армянское вино

Любому армянину известно, что Ной, ступив на эту священную землю, посадил там первую виноградную лозу. Так в Армении было основано традиционное виноделие. На самом деле, согласно раскопкам вино здесь стали изготовлять ещё в XI–X веках до н.э. Вино, изготовленное в Наири (одного их племени, проживающего на территории Армянского нагорья), упоминалось даже Страбоном и Геродотом. Еще в древние времена, армяне могли делать хорошее вино, а их методы выращивания винограда и ухода за ним, разработанные ещё со времён существования государства Урарту, не менялись веками.

У дома или в саду хозяйств, занимающихся виноделием, устраивали винный пресс «хандзан». Внутри пресса находился длинный чан, сложенный из камня или кирпича и покрытый толстым слоем известкового раствора, дно чана делалось слегка наклонным, а его отверстие выходило в каменный кувшин, врытый в землю. Мужчины, сняв обувь и тщательно вымыв ноги, давили в этом чане виноград. Получившееся виноградное сусло подавалось из первого кувшина во второй, затем большими черпаками с длинной ручкой разливалось по «карасам» (глиняным кувшинам), которые хранились закопанными в землю, как было принято в Урарту. Само вино использовалось и для приготовления винного уксуса, а его жмых шёл на изготовление водки в специальных винокуренных аппаратах.

Особенность армянских сортов винограда заключается в их высоком содержании сахара, за счёт которого «вырабатывается» больше спирта. Это довольно простое объяснение. Самыми распространенными сортами винограда, используемыми в качестве основы при изготовлении хороших сладких, полусладких и сухих вин являются: ахтанак, арени, каберне, саперави, султана, мускат, ркацетели.

Армянский коньяк

У большинства из нас Армения ассоциируется с коньяком. Процесс изготовления коньяка, на самом деле, сложнее, чем вина. Промышленное производство коньяка Армения наладила только в XIX веке. Армянский коньяк производится из высококачественных отборных виноградных сортов, выращиваемых в Араратской долине. Такие сорта как мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар насыщают напиток необычайно бархатистым и терпким ароматом, вкусом родной земли. В процессе первого сбраживания винограда получается вино, которое затем подвергают трёх- четырёх разовой дистилляции, в результате которой и получается 60-70-градусный спирт. Полученный спирт разливается по дубовым бочкам.

Немаловажную роль в коньячном производстве играют и бочки. Для их изготовления из Франции, России и стран Восточной Европы поставляется древесина, специально отобранных пород дуба. Спирт в таких бочках выдерживается от 3 до 20 лет. И только после этого, высококвалифицированные профессионалы подбирают состав коньяка из смеси 3-, 5- или 6- коньячных спиртов с родниковой водой из армянских горных источников. Чистая и прозрачная вода является важным усилителем вкуса напитка, без которого ни один букет не будет полным.

Перед окончательным розливом, в зависимости от качества, коньяк в старых деревянных бочках выдерживается не менее 12 месяцев, а марочные на менее 3 лет. Армянский коньяк настолько хорош и известен своим неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже сам старина Черчиль ежегодно приобретал не менее 400 бутылок этого напитка.

Традиции армянских народных праздников

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очиститься от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…

Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.

Летом, в начале августа, когда стано­вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

Читайте также:  Как воспитывают детей в Финляндии - принципы, особенности, традиции, образование

День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиционная армянская одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

Как воспитывают детей в Армении – особенности, традиции, запреты, примеры

Когда выгоднее в декрет уйти папе: документы, выплаты, плюсы и минусы

Содержание статьи:

Армения – древняя и современная, европейская и азиатская, иногда непонятная для своих же армян, приехавших из других стран. Так сложилось, что в начале ХХ века, армяне вынуждены были массово покинуть земли предков и поселиться в разных уголках нашей планеты. Имея способность легко адаптироваться, изучать языки, и ассимилироваться на чужбине – армяне воспитывают детей сообразно традициям тех стран, где они живут. При этом в воспитании подрастающего поколения всегда бережно сохраняются несколько армянских «особенностей»: преданность семье, преданность «армянству», уважение к старшим и тоска по Родине, которую, быть может они никогда в жизни и не увидят.

Все начинается с семьи

Армянская семья – это «государство в государстве» со своими законами, власть имеющими и народом. Дети в традиционной армянской семье – народ. Самый важный, любимый, но при этом – бессловесный элемент «общества». Мнение детей и их желания, безусловно, принимаются во внимание, но воплощаются в реальность только тогда, когда так решит «глава государства» – отец.

Иерархия в «ячейке общества» строго соблюдается. Старшим в семье является отец, если нет бабушек и дедушек, первенство которых не оспаривается. Мама является «серым кардиналом», «шеей, которая вращает головой», но ни отец не признает вслух свое «подневольное» положение, ни мать не афиширует свое влияние на главу семейства.

В основе воспитания сына лежат правила и традиции конкретной семьи. Почему сына, а не детей? Потому что воспитанием дочери семья практически не занимается, ее обучают правилам приличия, рукоделию и другим «домашним делам». А какой ей быть – по мнению армянского отца, пусть решает семья, в которую она войдет невесткой.

Армянская семья достаточно крепкий «коллектив» и, несмотря на то, что в ней могут присутствовать насилие, сложные отношения между снохой и свекровью (свекром, золовкой, деверем) разводы являются редкими явлениями. И дети знают, что «никто своего хорошего родственника им не отдаст, взамен на их – плохого», поэтому и ценят тех, кого имеют.

В традиционной армянской семье часто накрываются столы, и в дом приглашается вся родня. Причин может быть много: праздник, знаменательное событие, или просто выходной. Дети, растущие в такой обстановке, с самого начала ощущают себя в определенном кругу и стараются стать достойными продолжателями семейных традиций.

Раньше в армянской семье практически отсутствовала актуальность пола ребенка, потому что детей было много. Старинная народная поговорка, гласит: «Брату нужен брат, сестре нужна сестра», поэтому четыре ребенка считались необходимым минимумом. При рождении нескольких (более 3-х) детей одного пола, родители нередко «останавливались», лишь тогда, когда на свет появлялся ребенок другого пола. Поэтому не редки случаи, когда в семье 3-4 брата и одна сестра, или наоборот 3-4 сестры и один брат. Как правило, в такой семье, тот ребенок, который один, и становится самым любимым, самым балованным. Вся семья посвящает себя ему.

Детские учебно-воспитательные заведения Армении

Детские дома и приюты. Одним из правил, объединяющих ближневосточные семьи, является высокая сплоченность и ответственность за тех, кто попал в тяжелую ситуацию. Опеку над осиротевшими детьми брали на себя дедушки и бабушки, дяди и тети. Но в последние 2-3 десятилетия Армения превратилась из процветающей, богатой республики в воюющую страну с парализованной экономикой. Тяжелое и бедственное положение страны наиболее болезненно отразилось на детях, появились беспризорники, попрошайки. По статистике, в Армении 13 детских домов, из которых 8 – государственные. Это очень много для страны, в которой проживает чуть больше трех миллионов человек.

Но не столько тяжелое материальное положение (армяне не всегда жили богато и не все), сколько трансформация менталитета привела к тому, что появились ненужные родственникам сироты. Даже во время резни, бездомные и нищие родственники брали ответственность за сирот из своего рода.

Детские сады. Армяне без особого энтузиазма отдают детей в дошкольные заведения, потому что мамы, как правило, перестают работать и всю себя отдают воспитанию и уходу за детьми. В городах и больших селах, где есть хорошо оборудованные детские садики ситуация несколько другая и малыши начинают понимать, что может быть не только семья, но и другое общество – общество сверстников.

Школа. Учителей, как правило, в армянских школах уважают, относятся с почтением. Хотя в последнее время и этот фактор перестает быть показателем менталитета. Армянская мамочка всегда готова защищать своего драгоценного ребенка, и редко воспринимает адекватно критику в его адрес. Это имеет свои отрицательные последствия, дети начинают понимать, что их всегда защитит мама, поэтому не пытаются менять свое отношение к обществу, в котором они живут.

Рождение ребенка – традиции встречи нового человека

Рождение ребенка в армянской семье является основополагающим, в прямом смысле этого слова, явлением. В отличие от других стран, рождение семьи, принятие пары, как «ячейки общества» происходит не во время регистрации брака в государственном учреждении, и даже не во время венчания в церкви. В Армении семья рождается вместе с первенцем.

Не редки случаи регистрации брака в тот же день, когда получают свидетельство о рождении ребенка. В глухих селах, где все еще сохранились домостроевские традиции, не редки случаи распада семьи из-за бездетности. Причем, чаще всего в этом обвиняют невестку, хорошо, если попытаются выяснить причину бесплодия. В такой ситуации важную роль играет мужчина (муж).

В глухих селах все еще культивируются браки с помощью сводниц, когда молодые начинают узнавать друг друга после свадьбы. Если за время совместного проживания мужчина полюбил жену, он сохраняет семью и адекватно реагирует на требование врачей, пройти медицинское обследование. Но бывают и случаи, когда невестку просто отправляют к родителям, как бездетную или применяют такое психологическое насилие, что она сама предпочитает вернуться в отчий дом. Поэтому можно сделать такой вывод: семья рождается лишь после того, как ее скрепляет ребенок.

В городах и более цивилизованных регионах ситуация совершенно другая. Молодые сначала влюбляются, встречаются, а потом женятся. И бездетность редко становится причиной распада семьи.

Рождение ребенка связано с множеством мистических и ритуальных действий, которые дошли до наших дней, из средневековья.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Пуповину новорожденного никогда не выбрасывают, ее хранят в доме, чтобы ребенок не вырос беспечным, а был домовитым.
  • Ребенка берегут от сглаза с помощью амулетов в виде бусин с изображением глаза.
  • Под подушку ребенка кладут змеиную шкуру (ее сбрасывают змеи после линьки), считается, что ребенок будет мудрым и это поможет ему стремиться к получению знаний.
  • Девочкам часто дают кушать сухие говяжьи жилы – считается, что это способствует росту волос и их густоте.
  • Детские одежды не покупаются и не шьются, пока ребенок не родится.
  • Ребенка не показывали никому в течение 40 дней, чтобы не сглазили.
  • Повитуха, принимающая роды, после обмывания малыша посыпала его солью, (своеобразная дезинфекция), из-за этой традиции армян называют «солеными», этот обычай существовал и у древних евреев.

Семейные торжества, связанные с ребенком

В армянских семьях помимо традиционных, ежегодных празднований дня рождения есть и другие праздники, главными героями которых являются дети.

Крестины. Крестный в армянской семье очень важное лицо, и его роль не символическая и не формальная. Крестные наравне с родителями принимают участие в воспитании и становлении ребенка. Более того, они берут большую финансовую ответственность на свадьбе уже подросшего крестника. Нередки случаи, когда круглого сироту берет на содержание и воспитание именно крестный. Поэтому армяне тщательно относятся к выбору человека, который сделает ребенка христианином.

Традиционно крестят ребенка семейная пара (муж и жена), если к моменту крещения крестный не женат, то его будущая супруга автоматически становится крестной мамой. Крестный также крестит детей крестника, становясь «семейным крестным». Нередки случаи, когда между крестными «взаимная связь». Семья крестника, крестит детей крестного.

Аргаатик – буквально «первый зуб». День, когда прорезывается первый зуб, отмечается пышно и весело. Приглашаются родственники и друзья родителей. Готовят торт, формой похожий на зуб. После этого дня ребенка уже можно кормить «взрослой» едой.

Вартавор – день Преображения Господня – любимый праздник армянских детей. В это христианское празднество армяне вписали языческий ритуал, который заключается в поливании всех и вся водой. Когда еще армянские школьники могут полить из ведра водой преподавателя или взрослого человека, на которого в другой день и глаза бы поднять не смели? Только в Вартавор.

Основные принципы воспитания в Армении

Воспитанию, как особому процессу, в армянских семьях уделяется внимание лишь в последние годы. Дети с ранних лет активно принимали участие в работе по дому. Как только ребенок начинал уверенно ходить, он подносил взрослым разные мелочи, которые находились в отдалении. Как только дети начинают ходить, им предоставляется полная свобода: они сами находят для себя занятие, часто используют домашнюю утварь в качестве «игрушки», вертятся вокруг взрослых иногда мешая им. Такие дети редко капризничают, и вырастают «деловитыми».

В селах и сейчас можно встретить 6-7-летних детей, которые приглядывают за скотиной, помогают по мере сил в работе по дому. 12-летний мальчик в армянской деревне – уже полноценный помощник по хозяйству. Исторически сложилось так, что армянские дети быстро становятся взрослыми.

Раньше уже с шестилетнего возраста девочки могли вязать, убирали в комнате, занимались собирательством трав, грибов и пр. Они выполняли посильную работу по дому.

Девочки в 10-12 лет начинают помогать маме по хозяйству, как правило, именно они нянчат младших братьев и сестер. Вся забота о малышах перекладывается на их плечи. Девочки гуляют с малышами, играют с ними, следят за тем, чтобы малютка не съел чего-нибудь непозволительного или не упал, потерялся и пр. «Взрослые» девочки (старше 10 лет) даже могли готовить.

В 5-6 лет мальчика отрывали от «маминого подола» и его воспитание полностью перекладывалось на плечи отца. Девочки оставались в распоряжении мамы, но уже как помощницы.

Роль родных людей в воспитании детей в Армении

Как говорилось выше, армянские семьи достаточно многочисленны и автономны. В воспитательном процессе принимают участие все старшие члены семьи.

Родители. Роль родителей значительна, когда молодая семья живет отдельно от дедушек и бабушек до рождения ребенка или, когда малыш был мал. В армянской семье авторитет отца непререкаем. Именно он решает все основные и второстепенные вопросы воспитания детей. Акцент ставится на воспитание сына. Мальчики хоть и свободны, но они отлично чувствуют рамки дозволенного.

Если мальчики подростки становятся помощниками отца, право воспитывать, а точнее, обучать девочек предоставляется матери, но и в этом случае отец строго следит за дочерью. Современные родители полностью сломали стереотипы и сейчас нередко можно видеть «папенькиных дочек» и «маменькиных сыночков». Армения давно стала современной страной, которая стремится к слиянию с цивилизованным миром.

Дедушки и бабушки. Армянские дедушки и бабушки всегда готовы возиться с внуками. Дед будет без устали играть с ними и занимать детей, рассказывая интересные случаи из истории Армении. Дедушки всегда покажут какую-нибудь интересную игру, в которую они играли сами в детстве.

Бабушке часто кажется, что внуки голодны, поэтому она кормит их всяким вкусняшками. Внуки отлично это знают и, когда хотят полакомиться чем-то вкусным, обязательно бегут к бабушке.

При этом армянские дедушки и бабушки самые строгие воспитатели… родителей. Они не позволяют родителям ругать детей и уж тем более бить их.

Дяди и тети принимают активное участие в воспитании детей только в том случае, когда живут в одном доме. В противном случае, функции дядей и тетушек ограничивается покупкой подарков племянникам и советами относительно поведения и обучения.

Физическое или психологическое наказание детей

Армянские дети, воспитанные по-старинке, рано становятся самостоятельными, поэтому и редко подают повод для недовольства со стороны взрослых. Они помощники, а послушание и повиновение воле взрослых передается от поколения к поколению.

В современном обществе менталитет немного изменился. Девочки и мальчики, с молчаливого согласия родителей, стали свободнее, и уже появляются случаи перехода за рамки дозволенного, что может вызвать со стороны родителей негодование и недовольство.

Роль исполнителя наказания в армянской семье всегда лежит на матери. Это она может накричать на ребенка, а иногда и побить. Отец в этом процессе не принимает участия, более того, требует от матери проводить «воспитательные мероприятия» в его отсутствии.

Совершенно неприемлемо наказывать детей в присутствии дедушек и бабушек. Это расценивается как оскорбление и проявление неуважения.

Отец редко ругает или наказывает детей, но если что-то в поведении детей ему не понравится, все его негодование изливается на голову матери. Ее и только ее он обвинит, если дочь придет с прогулки позже положенного. Она и только она будет виновата, если сын поведет себя бесчестно, если не будут выучены уроки, если не сделаны порученные дела и пр.

Читайте также:  Что отвечать на оскорбления ребенку - правильные ответы на все случаи жизни от мудрых психологов и родителей

Эта методика часто удерживает детей от совершения неправильных поступков, ведь наказана будет мама, самый родной, близкий и любимый человек.

Как растут и проводят время дети — отношения между ними

В армянской семье очень тесная связь между братьями и сестрами. Конечно, не бывает все идеально, дети могут подраться, ругаться, но они отлично ощущают семейные узы. Особенно они крепки между детьми со значительной разницей в возрасте. Забота о младших братьях и сестрах перекладывается на старших дочерей, которые так практикуются и учатся ухаживать за детьми.

Если в течение дня дети заняты делами по дому, учат уроки, занимаются в кружках, то вечерами все они выходят на улицы, и начинается шумный галдеж.

Армения сравнительно безопасная страна и только психически неуравновешенному человеку придет в голову совершить противоправный поступок по отношению к ребенку. Поэтому родители не боятся отпускать детей во двор одних.

Игры же маленьких детей, как правило, полностью «копируют» взрослую жизнь. Мальчики гоняют мяч, играя в футбол. Или придумывают собственные игры. Только «свободные» девочки принимают участие в активных играх. Девочки, имеющие маленьких братишек или сестричек, редко принимают участие в активных играх. У них на руках дети, за которых они несут ответственность. Но при этом старшие девочки нередко выполняют функции наблюдателя, судьи и регулятора.

Сложности и проблемы в воспитании

Как говорилось выше, детство маленьких армян часто проходит в странах, где не всегда могут понять особенности воспитательного процесса. Маленькие дети, которые предоставлены сами себе, часто вызывают негодование. Армянских женщин в эмиграции могут обвинить в безответственности, в игнорировании своих обязанностей.

Очень сложно иностранцам понять, что в такой свободе кроется многовековая методика воспитания человека, ответственного за свои поступки и слова.

Дети Армении достояние семьи и страны

Современное общество в Армении очень сильно отличается от того, которое было еще каких-то 50 лет назад.

Даже менталитет стал другим:

  1. Если раньше дети были безмолвной «кастой» – то сейчас это центр вселенной в семье. Детям многое дозволяют, они уже мало помогают по дому.
  2. Основные правила поведения ребенок получает в семье. Семья же формирует характер.

Туристы, посетившие Армению со своими малышами, часто удивляются тому, что их дети привлекают внимание совершенно посторонних людей, которых может удивить отношение совершенно посторонних людей к их детям. В Армении не скрывают умиление и радость, если видят малыша. По такому случаю, часто взрослые серьезные дяденьки или тетеньки держат в карманах конфеты. Не следует искать в таком поведении какой-нибудь злой умысел, а недоверие может быть воспринято как оскорбление.

Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Традиции и обычаи чтут, глубоко уважают в современной армянской семье. Большой круг близких и дальних родственников собирается на важные события: сватовство и свадьба, рождение и похороны. Бабушки и дедушки, дяди и тети принимают участие в воспитании детей.

Влияние западных традиций на армянские

Армянские семьи насчитывают до 50 человек. Благодаря любви между мужчиной и женщиной и взаимоуважении поколений, семьи остаются дружными и крепкими на протяжении долгого времени.

Женщина в семье играет главную роль как создательница и хранительница семейного очага, в семье существует понимание важности мужчины и уважительные отношения между младшими и старшими в семье. В армянских семьях царит патриархат, который держится на любви и почитании старших.

Западные традиции оказали небольшое влияние на армянские семьи. Женщины считают главной семью, они являются хранительницами очага и верной опорой мужу. К ним предъявляют повышенные требования: нужно быть хорошей хозяйкой и привлекательно выглядеть, следить за своей внешностью.

Замечено, что в последнее время в Армению часто приезжают холостяки с Запада, чтобы выбрать верную жену и создать счастливый крепкий брак.

Современные армянские традиции

Древние традиции и семейные устои до сих пор присутствуют в жизни армян. Обычаи соблюдают особенно, когда рождается ребенок, при организации похорон или свадьбы.

Мужчина – глава семьи

Мужчина в Армении занимает главное место в семье. Он обеспечивает ее, зарабатывает деньги, оказывает помощь родственникам и друзьям. Он уделяет время своим детям, их воспитанию.

Для армянского мужчины на первом месте стоит благополучие и спокойная атмосфера в его семье, он может переступить через свою гордость. Армянского мужчину беспрекословно слушают все родственники. Его жена также является хозяйкой в доме, делит с ним права и получает уважение от остальных родственников.

Обычно после свадьбы жена уходит жить в дом мужа, где могут проживать его родители, братья и сёстры. Все родственники участвуют в жизни молодой семьи, помогают в воспитании детей, находятся рядом с новоиспеченной семьей, помогают делом и советами.

Дочери, покинувшие свой родной дом, поддерживают близкие отношения с родителями и остальными родственниками и собираются все вместе большим семейным кругом.

Гостеприимство

Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются с древних времен, особенно это относится к гостеприимству. Случайно зашедший в дом человек считается гостем от Бога. В любой семье ему обязательно предложат еду и постель. Считается обычным делом, если одна семья просит другую принять гостя, и так объединяются дома.

Армяне часто накрывают стол и угощают близких различными блюдами, особенно в радостный день. Люди верят: чем чаще проводить такие застолья и собирать большую семью вместе, тем удачливее и благополучнее будет семья.

Пышное застолье — это вековая армянская традиция которая стала обычаем

Тем, кого приглашают на празднование какого-либо события, нельзя отказываться, иначе это будет рассмотрено хозяином дома как оскорбление. Существует интересный обычай: именинник или хозяин дома кладет руку на голову друзьям и близким в день празднования. Это означает, что он предлагает им разделить с ним радость и счастье в этот день.

Погребальные обычаи

90% армян — прихожане Армянской Апостольской церкви. Традиции похорон пересекаются с православными обычаями. Многие обряды похорон основаны на древних, но претерпели несколько изменений.

  1. Когда в доме умирает человек, останавливают все часы, а зеркала завешивают непроницаемой тканью. Еще древние люди верили, что зеркало может впитать в себя отрицательную энергию, которая плохо сказывается на живущих в доме умершего.
  2. Усопшего обтирают влажной тканью, надевают похоронный костюм и укладывают в гроб (обязательно деревянный).
  3. Любимые вещи покойного кладут возле гроба, а затем внутрь.
  4. Покойного никогда не оставляют одного на ночь. Возле гроба присутствуют двое мужчин. Они зажигают свечи и находятся в помещении до следующего утра. Считается, что так умершему спокойнее.
  5. Похороны проходят на следующий день, приходят на прощание все родственники. Крышку гроба никогда не заносят в помещение, а оставляют снаружи.
  6. Чтобы умерший не забрал с собой никого из живых, нужно постучать трижды по закрытым дверям.
  7. Раньше до кладбища гроб несли на руках, а сейчас все чаще пользуются катафалком.
  8. На кладбище присутствует священник и родственники. Последние посыпают могилу землей и кладут цветы, венки.
  9. После похорон все едут в дом умершего. Перед входом необходимо помыть руки. Для этого ставят ведро с водой и вешают полотенце.

Обычно поминают покойного 2 дня, главное блюдо — хашлама. Поминки организуют на 7-й день после похорон и 40-й. На годовщину смерти обычно устанавливают памятник и приходят поминать усопшего у его могилы.

Блюда, которыми армяне поминают умерших:

Сватовство, обручение, свадьба

Армянские традиции и обычаи в семье изменились, но в общей степени остались прежними.

К армянской свадьбе готовятся в несколько этапов:

  • сватовство;
  • обручение;
  • свадьба.

Начинают подготовку со сватовства. К родителям будущей жены приходит родственница молодого человека или его мать. Во время визита она пытается узнать у родителей невесты их отношение к будущей свадьбе.

Затем в дом невесты приходят родственники будущего мужа или сваты. Теперь обсуждение происходит только среди мужчин. Гости говорят, зачем они пришли и просят у отца невесты разрешения выдать свою дочь замуж.

Он может согласиться или нет, но это никогда не делается напрямую. Согласие на брак даётся во время второго визита: быстрый положительный ответ могут расценить, как желание быстрее выдать дочь.

Обручение проходит в два этапа. Сначала гости приходят в дом жениха, где родственники будущего мужа дарят угощения и украшения, произносятся свадебные тосты, пожелания счастья и крепкого брака.

Затем посещают дом будущей жены. Посажённый отец приводит невесту и её подруг. Они садятся за стол, и девушке приносят украшения. Объявляют об удачном обручении, и жених дарит обручальное кольцо. На обручение выбирают платье, дату свадьбы и другие мелочи, связанные со свадьбой.

В день свадьбы жених со всеми родственниками прибывает к дому невесты и забирает ее. Обычно торжество празднуют осенью или зимой, когда уже есть урожай и созрело вино. Родственники невесты получают от жениха блюдо с угощениями, фруктами, овощами и другими подарками.

В качестве подарков — золотые украшения и деньги. Армянские свадьбы весёлые, все танцуют и радуются за молодых. Только мать невесты не танцует; она грустит из-за того, что ее дочь покинула родной дом.

Первый танец молодых — нечастое явление на армянской свадьбе. Чаще невеста танцует с другими парнями; это проверка на верность жениху. Она не должна обращать на них внимание и тогда получит подарки. После заключения брака свекровь встречает молодых, кладёт на плечи лаваш и угощает медом, чтобы брак был сладким и крепким.

Рождение ребенка

Рождение ребёнка является естественным продолжением брака в армянской семье, так как в отличие от европейских, дом без наследников считается неполным.

Женщин, которые оказывались бесплодными, считали проклятыми, их иногда называли «бесплодное дерево». Таких жен выгоняли в родительский дом или их доводили до того, что они уходили сами. В глухих селах брак считался заключённым в день выдачи свидетельства о рождении ребёнка.

Беременные женщины считались нечистыми. Им запрещалось печь хлеб и месить тесто. Женщине, находящейся в положении, нельзя было сидеть рядом с бесплодной. Считали, что можно заразиться этим проклятьем. Желания беременных старались удовлетворять, особенно в еде, чтобы ребёнок родился здоровым.

Во время родов мужчины уходили из дома, оставались повитуха и родственницы. Роды девушки проходили стоя на коленях, в доме. От духов и нечистой силы под подушки и в углы дома раскладывали различные предметы: шампуры, железные куски, с кастрюль снимали крышки.

После родов пуповину мальчика зарывали в землю на видном месте, чтобы стал хорошим скотоводов и хозяином, а пуповину девочки — в углу дома, чтобы была хозяйственной девушкой. Рождение мальчика, как продолжателя рода, приносило особую радость. Напротив дома играла музыка, а само здание украшали зеленью — символом жизни.

Соль у армян — оберег, поэтому повитуха посыпала ею новорождённого. Люди, пришедшие в дом, где родился ребёнок, прежде чем подойти к матери и новорождённому, клали руку на чашу с солью.

Иногда случалось так, что новорождённый вскоре умирал. Тогда после следующих родов в земляную яму клали куклу, гвозди или мертвую курицу. Таким образом, пытались откупиться и попросить злых духов, чтобы не забирали ребёнка. На малыша надевали сорочку, сшитую из разных кусков ткани.

Нельзя было никому показывать малыша в течение 40 дней, но сейчас это правило строго не соблюдается из-за того, что нужно посещать детского врача. В Абхазии с 40 дней сократили до 20.

Воспитание ребенка

Дети в армянских семьях рано становились взрослыми. Как только малыш начинал хорошо ходить, ему поручали работу по дому, например, принести что-нибудь нетяжёлое родителю. Дети часто предоставлены сами себе, они самостоятельно придумывают игры.

В деревнях мальчики в возрасте 6-7 лет могли пасти скот, а девочки умели вязать, шить и существенно помогать маме по дому. В 6 лет воспитание сына полностью перекладывалось на отца, а девочка оставалась с мамой в роли помощницы. Она следила за младшими братьями и сестрами, кормила и гуляла с ними.

Ещё несколько лет назад такой порядок строго соблюдался, но сейчас всё чаще можно встретить семьи, где есть маменькины сынки и папины дочки. Армения стала современной страной, и многие обычаи остались в истории.

Тем не менее, что касается наказания, оно полностью лежит на матери детей. Отцы не ругаются и не кричат на детей. Более того, они часто просят жен ругать детей в его отсутствие. Наказывать сына или дочь в присутствии бабушки или дедушки считается большим оскорблением старшего поколения.

Если ребенок провинился и не сдержал обещанное слово, то отец будет ругать мать детей. Она будет виновата, если дочь придёт поздно домой, а сын не выучит уроки или неправильно поступит. Такой подход к воспитанию даёт свои результаты: дети подумают, прежде чем выказать непослушание, в таком случае будет наказан самый родной человек – мама.

Народные праздники

Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются и во время праздников и счастливых событий. Календарь насчитывает несколько народных и религиозных праздников. Некоторые из них отмечают с большим размахом, другие — скромнее. Они направленны на сближение с членами огромной семьи и несут радость и доброту.

Название праздникаКогда отмечаютКак отмечают
Рождество6 январяИз церкви приносят свечи, и каждый член семьи зажигает по одной.
Терендез (День влюбленных)13 февраляВлюбленные дарят друг другу подарки и открытки в форме сердец.
Барекендан (Масленица)Март-апрель (длится 2 недели)Сооружают большую куклу в маске, которая высмеивает обжорство, лицемерие и скупердяйство.
Великий постСразу после масленицыЛюди посещают церковь, молятся и просят прощения друг у друга.
Цахказард (Вербное воскресенье)Через 6 недель после постаУкрашают веточками вербы дома в знак наступления весны.
Затик (Пасха)Воскресенье после весеннего равноденствияВ церкви освещают куличи и крашеные яйца.
Благославление винограда15 августаВ церковь для благословления урожая приносят первые грозди винограда.
Аманор (Новый Год)31 декабряПраздник означает наступление всего нового: надевают новую одежду, заново разводят огонь, ставят свежую воду.

Домашние вина и коньяки

Народ Армении начал заниматься изготовлением домашнего вина ещё в VI в. до н.э. По данным археологов, Ной посадил первую виноградную лозу после окончания потопа на горе Арарат, и различные находки только подтверждает эту теорию. Но страна прославилась не винами, как считают многие, а домашними коньяками, которые являются одними из лучших в мире.

В древние времена домашнее вино изготавливалось при помощи подручных материалов. В XIX в. один из русских купцов, благодаря своей хитрости, смекалке и опыту развил изготовление спиртных напитков в Армении на промышленном уровне.

Но самую большую популярность домашние армянские напитки получили во время существования СССР. После войны вина продавались во всех странах Советского Союза. Домашние вина украшали праздничные столы каждой семьи. На армянских праздниках – это один из главных напитков на столе, без которого не обходится ни одно важное событие.

С бокалом домашнего вина или коньяка произносят тосты только мужчины и обязательно стоя. При изготовлении домашнего вина или коньяка, армяне пытаются возродить старинные традиции, но, к сожалению, вина не являются распространенными за пределами страны. Традиционными для армян являются красные и белые сорта вина, а также коньяк с выдержкой не менее 5 лет.

Традиции и обычаи сопровождают армянские семьи в течение всей жизни. Многие из них утрачивают свое значение, но глубокоуважаемое старшее поколение продолжает передавать устои своим детям и внукам.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о армянских традициях

Быт и традиции армян:

Ссылка на основную публикацию