Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?

Как объяснить ребенку, что такое справедливость

  • Как объяснить ребенку, что такое справедливость
  • Как добиться справедливости в суде
  • Как объяснить ребенку, кто такой Бог

Очень часто ребенок болезненно воспринимает ситуации, в которых кого-нибудь обидели или обделили, пытаются самостоятельно исправить ситуацию, утешить знакомого. Американские психологи считают, что это происходит из-за того, что дети любую несправедливость понимают эмоционально, а не рационально. Инстинкты подсказывают им, что стремление к равенству, необходимость делиться – залог выживания всех.

Научить ребенка справедливости, доброте и состраданию лучше всего на своем примере. Находясь вместе с ним, совершите какое-нибудь доброе дело: подайте милостыню, помогите старушке, подкормите бездомную собачку. Малыш обязательно возьмет пример со своих родителей, поймет, что так надо. Он не будет думать, выгодно ли так делать или нет. Просто последует примеру.

Увидев на улицу бездомную кошку или собаку, не стремитесь оградить ребенка от общения с ними. Лучше обсудите с ним их судьбу. Расскажите, что киску или собачку кто-то обидел, что они потеряли свой дом и хозяев, что им некому помочь. Объясните крохе, что вместо того, чтобы гладить животное, лучше его подкормить. Затем вместе вынесите немного молока или хлеба и угостите кошку или собаку. Такой урок покажет ребенку, если ему объяснить, что будет справедливо поделиться с нуждающимся тем, что ему необходимо.

Купив малышу новую игрушку, создайте ему условия, чтобы он первое время наигрался ей в одиночестве. Через пару дней она надоест и ее можно будет вынести на улицу или взять с собой в детский сад. Тогда малышу уже не будет жалко дать поиграть ей товарищу.

Не ругайте своего ребенка при других детях или их родителях. С точки зрения малыша, его родители должны всегда и во всем его поддерживать. А если он не прав, будет несправедливо упрекать его в присутствии посторонних. Во время ссор между детьми старайтесь рассудить их, внимательно выслушав каждого и приняв решение, которое отвлекло бы каждого от причины конфликта.

Читайте больше сказок, стихов и рассказов, в которых герои совершают хорошие поступки. Обсуждайте с ним: почему тот или иной мальчик или девочка поступили так или иначе. Справедливо ли это? Предоставьте ребенку возможность самому рассудить героев сказки и сделать выводы.

Как выяснили психологи, справедливость в понимании ребенка приравнивается к понятию равенства. Это выражается в возмущении из-за того, что у малыша нет такой же игрушки, как у кого-то, из-за того, что другим позволяется больше, чем ему. Объяснить ситуацию лучше на каком-либо примере. Например, один из его друзей вынужден носить очки. И делать это приходится по причине слабого зрения. Но это не значит, что другие дети тоже должны ходить в очках только потому, что сосед их носит.

Расскажите, что справедливость заключается в том, что все люди разные. У детей разные способности и физические возможности, разные потребности. Если соседнему ребенку купили радиоуправляемую машину, то ему недавно покупали другой подарок. Что если родители заставляют малыша ложиться спать раньше, чем его старших друзей, то это необходимо для его полноценного отдыха. Что если один умеет быстро бегать и хорошо лазить, то другой – хорошо рисовать, например.

Объясните малышу, что многого можно достичь самому. Например, если много бегать и чаще лазить, можно стать быстрее и ловчее любого другого. Пообещайте, что если он будет примерно вести себя, ему купят такую же игрушку, как у другого.

Не стесняйтесь рассказать, что у разных родителей разная ситуация в семье. Если соседу родители подарили дорогой компьютер, а ему нет. Обратите его внимание на то, что у него есть множество вещей, которые дороги для него. Пусть он сам расскажет о том, что из своих вещей он ценит больше всего на свете и почему.

Как рассказывать детям о справедливости

Как обсуждать с ребенком хорошее и плохое поведение

Юлия Гиппенрейтер психолог, специалист по экспериментальной психологии

Юлия Гиппенрейтер, самый читаемый психолог на постсоветском пространстве, выпустила новую книжку — читать ее предлагается вместе с детьми. На примерах сказок, историй из жизни ребенок от 4 до 8 лет разберется в том, что такое добро, честность, сочувствие, и в других нравственных понятиях. Если вы давно собирались поговорить с ребенком о плохом и хорошем поведении, но не знали, как начать, книга предлагает примерную нить разговора, вопросы и задания. Одна из глав посвящена чувству справедливости.

В сказке Р. Киплинга “Книга Джунглей” малыш Маугли, оказался в диких джунглях. Помнишь, как это было? Ребёнок забрел ночью к волкам один, совсем голенький и беспомощный. Но он нисколько не испугался, стал играть с волчатами, пригрелся к волчице, стал вместе с волчатами сосать ее молоко.

Неожиданно появился кровожадный тигр Шерхан, который потребовал отдать ему малыша: “Человеческий детёныш принадлежит мне!” — рычал тигр, просунув голову в логово волков. Но Мать-Волчица с горящими зелёными глазами прыгнула ему навстречу и тоже прорычала в ответ: “Нет! Человечий детёныш мой! Он останется у меня, и никто его не тронет!”. Злой Шерхан струсил и попятился, он знал, что когда речь заходит о защите детёнышей, Мать-Волчица готова на все!

Волки оставили Маугли в своем логове и вырастили его, хотя из-за этого Шерхан стал их лютым врагом! Как ты думаешь, почему они это сделали?

(помолчать, дать ребенку сказать, можно что-то записать вместе)

Да, ты прав. И ещё добавим: этого требовал закон высшей справедливости.

Смотри, в их логово пришел детеныш — слабый и доверчивый, и честь Волков требовала его защитить, даже если бы пришлось биться не на жизнь, а на смерть!

Борьба за справедливость требует храбрости. Нужно быть сильным и отважным, потому что у зла тоже есть сила, как у Шерхана, и добровольно зло не отступает!

Что значит бороться за справедливость

А приходится ли в жизни бороться за справедливость? Одна девочка рассказала такую историю.

“В нашем классе учился мальчик — худенький такой, вежливый. С первого класса он носил очки, потому что не очень хорошо видел. Звали его Коля, но ребята сразу прозвали его „Очкариком“. На переменках он не бегал, а больше стоял где-нибудь у окна и читал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.

А еще в классе были заводилы — такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали к Коле: то книжку отнимут, то ранец спрячут, то на переменке налетят и собьют с ног! Нападали ни за что. А он как-то терпел, даже не жаловался.

Однажды в классе появился новенький мальчик. Посмотрел он на издевательства над Колей и сказал: „Хватит его трогать! Я буду с ним дружить, мне он нравится! А кто начнет его обижать, будет иметь дело со мной!“.

Заводилы разозлились и один даже пошел на него „тараном“, а новенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться не успел! С тех пор Колю никто не трогает”.

Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо в лицо задирам сказал: “Хватит!”.

Когда о таких случаях узнаешь, на душе становится светлее! Правда?

“А позже, — добавила девочка — когда мы уже учились в старших классах, Коля стал в школе знаменитым, потому что побеждал на олимпиадах, и не только математических, но и литературных!”

Зачем нужно договариваться?

Справедливость любит селиться в семье. Родители обычно следят, чтобы никому не доставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому не было обидно. Дети привыкают и потом сами стараются делить все по-честному. Например, конфеты или мороженое.

Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом. Когда большая семья, то так хорошо: договоришься — и работаешь одной “командой”. Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама — тоже может отлично сработаться.

Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое. Вместо этого можно просто договориться.

Когда честно договариваются, то и спорить не нужно!

Мне очень хотелось бы узнать, о чем тебе приходится договариваться дома, с родителями, братом или сестрой, другими ребятами: во дворе, школе или детском саду так, чтобы было по-честному? Вот картинки-подсказки.

Договаривался с родителями (о чем? удалось ли выполнить?)

Договаривался с братом/сестрой (что получилось?)

Договаривался с другом, с ребятами

Договаривался с воспитательницей, учительницей, тренером и т.д.

Поровну или по справедливости?

Когда в семье есть старшие и младшие дети, то часто слышишь: “Ну почему ему можно, а мне нельзя?”. Вот маленькая история.

У одной девочки двух с половиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать ее в такое же одеяльце, качать на руках и давать пить из бутылочки. “Я тоже еще маленькая!” — говорила она.

Но потом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть в сторону старшего брата и говорить:

“А почему мне надо днём спать, а ему можно не спать?”

“Почему мне вечером надо ложиться в девять, а ему можно в десять?!”

Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Но зато с него и больше спрашивается. У него есть такие обязанности, которых нет у тебя. Например, старший брат отводит младшего в детский сад, но смешно представить, что младший отводит старшего в школу!

Так что приходится делить “не поровну!”, не одинаково, но по справедливости.

Или, например, в игре: если надо бросать кубик, то младший может справляться так же, как и старший. А если, например, играют в шахматы, и один ребёнок заметно сильнее, то справедливо, чтобы он начинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется “уравнять шансы”.

Уравнять шансы — значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.

Классный час “Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ”
план-конспект занятия (2 класс)

Разработка классного часа для обучающихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_-_chto_takoe_spravedlivost.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое справедливость?»

2а класс 06.12.18

Цель: Ознакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека.

1. Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек.

2. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта и справедливость.

3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений .

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. Посмотрите, вы улыбаетесь, и у нас в классе сразу стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом.

Учитель: На экране буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего классного часа (Справедливость).

Учитель: Сегодня мы поговорим о том «Как я понимаю справедливость». Мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО?

Я вчера углу стояла,

Я наказана была.

А за что мне вдруг попало?

Так понять и не смогла.

Я на папиной «восьмерке»,

У стекла, ближе к рулю,

«Папа! Я тебя люблю!»

Фразу из красивых слов.

Разве это справедливо

Ставить в угол за любовь. Вячеслав Дединовский

Упражнение «Салфетка». Оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Получились одинаковые? Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, у каждого свое мнение, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия.

Ребята, посмотрите на это дерево (учитель показывает на оформленную доску), оно высохшее, без листочков, его лишила жизни несправедливость людей. Мы поможем дереву ожить и постараемся сегодня вырастить дерево справедливости.

С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Согласитесь, каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо.

История «Компот и коржик».

Ну что ж, для начала послушайте одну историю – «Компот и коржик». К третьему уроку Серёжа не на шутку проголодался. Все мысли – о еде. План действий созрел мгновенно: «Можно выйти?»
В столовой длинный стол. Двадцать девять аппетитных коржиков. Двадцать девять стаканов сладкого компотика.
Одним махом Серёжа проглотил свою порцию. Не удержался… Откусил ещё кусочек от одного коржика и отпил глоточек ещё из одного стакана. Остановился. Посмотрел. Непорядок! Пересиливая себя (а что делать?), откусил ещё 27 кусочков и отпил ещё 27 глоточков. Теперь нормально. Всё поровну.
Слыша гомон входящих в столовую одноклассников, сытый Серёжа удовлетворённо думал: «Какой же я справедливый».

– Оцените поведение проголодавшегося мальчика. Вы согласны с заявлением Сережи, что он справедливый?

(Ответы детей: чаще всего говорят, что он поступил несправедливо, и свое съел и у других откусил.)

Да, с одной стороны вы правы, он поступил несправедливо, но с другой стороны.

Серёжа по одному кусочку от всех коржиков откусил, всем поровну досталось, разве Серёжу нельзя считать справедливым?

Вот мы думаем, справедливо Серёжа поступил или нет, но чтобы решить, надо понять, что такое справедливость?

– Как вы понимаете, что такое справедливость? (Справедливость – это по закону, по заслугам, честно)

«Справедливость» – когда человеческие отношения, законы, порядки, соответствуют нормам и требованиям.

Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует справедливость как беспристрастие; справедливость – то же, что справедливый (это значит – действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; справедливый – это то же самое, что истинный, правильный).

«Какого человека можно назвать справедливым?»

Справедливый человек – это тот человек, который поступает правильно, честно.

«Чем справедливый человек отличается от несправедливого?». (поступками)

Вопрос «что такое справедливость и как ее понимать?» волновал людей во все времена.

Высказывание. Ребята, посмотрите на экран. Перед нами высказывание о справедливости : прочитайте его и скажите, как вы понимаете эту мысль? согласны ли вы с ней и почему?

– Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский

– Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно . Виктор Гюго (трудно быть объективным, беспристрастным и ко всем подходить с одинаковыми требованиями, независимо от чувств или степени родства)

Дополнительный вопрос после обсуждения этой цитаты: поднимите руку те, кто считают, что в вас присутствует такое качество, как справедливость (выполняют).

Вывод учителя: ребята, если обобщить все ваши ответы, то можно выделить две наиболее важные мысли: первая – быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа. Справедливость- это правда .

Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основе решения конкретной ситуации :

Ситуация 1. «Игра»

Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со мной.

Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

Ситуация 2. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: -Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –вечером. Ты давал обещание, -возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

– Почему мальчик решил, что мама его не любит?

– С вами бывало такое, когда вы сердились на маму?

– Эта ваша обида справедливой была?

– Легко сразу это понять? (нет)

Ситуация 3: «Поступок мальчика».

Мы долго просиживаем у компьютера, не жалея нашего зрения, осанки и т.д., зато приобретаем много новой информации и навыков владения компьютером.

«Где справедливость?» – говорят наши глаза.

Оцените поступок мальчика.

Ситуация 4 «Прогулка».

На детской площадке девочка выгуливает собаку, а мужчина гуляет с маленькой дочкой и просит увести пса. Девочка возражает: собака добрая, никого не обидит.

Как поступить по справедливости?

Ситуация 5. «Я лишний». А.Барто

Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А.Барто «Я лишний»

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

– Ну нет, теперь ты лишний! – ребята говорят.

Ребята, скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?

Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.

– Так что же такое справедливость? Кто скажет? (равные возможности во всём)

– Как вы думаете быть справедливым сложно?

А вам хотелось бы быть справедливыми? Для этого вам следует выполнять определённые правила:

-Живите по правде;

-Живите по закону;

-Живите по совести;

-Живите во благо людей!

Ребята, а каковы же преимущества справедливости:

Справедливость дает силы – для борьбы со злом во всех его проявлениях.

Справедливость дает надежду.

Справедливость дает свободу.

Справедливость обеспечивает уверенность – в собственных силах и в собственной правоте.

Задание: «Продолжи фразу»

Наставление мудрого отца ребенку:
«Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя,
это будет справедливо. Но это – не лучшее,
что ты можешь сделать.
Ты можешь ему это подарить»

Если ты на оскорбление ответишь тем же,
это будет справедливо.
Но это – не лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь …» поблагодарить, улыбнуться

Ребята, а вы знаете, что является символом справедливости ? (богиня Фемида). А как выглядит эта богиня справедливости и правосудия? (богиня изображается с повязкой на глазах и весами в руках) . А почему ? (весы – то, на чьей стороне правда, а повязка на глазах указывает на беспристрастность Фемиды).

На экране ФЕМИДА

Кто из вас знает кто это?

А почему у неё завязанные глаза? Что означают весы в её руке?

Что обозначает меч?

Фемиду – богиню правосудия – иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому поступили справедливо или нет, наградили или наказали и человек который вершит справедливость над другим.

Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню справедливости:

1.Поступать по совести и знать, что наказание все рано свершится.

2.Человеку, который вершит справедливость, важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение относительного того или иного вопроса, так как, наградив или наказав кого-то под воздействием эмоций, можно несправедливо поступить как к самому человеку, так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций, предвзятости, некомпетентности.

Ребята, посмотрите на экран. На нем написаны различные человеческие чувства. Давайте мы с вами разобъемся на две группы (ряды). Каждая группа попробует выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствует справедливому человеку.

1 группа: миролюбие, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, унижение, сострадание, великодушие, благосклонность, бестактность, хвастовство, честность, лень.

2 группа: скупость, ложь, поддержка, сотрудничество, согласие, зависть, прощение, бестактность, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость, дружелюбие.

Давайте прочитаем, какие качества и чувства справедливости вы выбрали …

Учитель: Ребята, давайте вспомним народные пословицы о справедливости .

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Говоришь правду-правду и делай.

В ком добра нет- в том и правды мало.

Была правда, да в лес ушла.

Око за око, зуб за зуб.

Любишь кататься, люби и саночки возит.

Справедливость темноту осветит.

По справедливости отрезанная рука не заболит.

Справедливое слово камень раздробит.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте вырастим (оживим) дерево справедливости:

– Ребята, перед вами листики. Пусть каждый из вас напишет хотя бы один справедливый поступок, который он совершил. Давайте по очереди зачитаем эти поступки и прикрепим эти листочки к нашему деревцу. Наше дерево справедливости ожило.

А сейчас я открою запись на доске, а каждый из вас может быть откроет закон справедливости.

Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы … относились к тебе , тогда жизнь будет справедлива.

– О каком человеческом качестве мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего?

Поделитесь своими мыслями, продолжите фразы:

1.Теперь я понимаю . (что значит быть справедливым)

2.Теперь я могу. (отличать справедливое от несправедливого)

3. Я буду стараться. (быть справедливым)

Дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы в жизни вы встречали только справедливых людей и сами всегда поступали по справедливости. Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших справедливых дел! Помните:

Воспитание справедливости у детей дошкольного возраста

В настоящее время особо обостренно чувство справедливости. Что бы понять, что такое справедливость мы обратились к нескольким словарям.

В большом энциклопедическом словаре мы нашли определение, в котором говорится что «справедливость – категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека».[1,с.572]Понятие о должном — это правило поведения принятое в обществе, которое предполагает как должно быть. Мы считаем,что это определение нам не подходит, потому что оно очень сложное для дошкольников.

Мы рассмотрели ещё одно определение из толкового словаря русского языка Даля.В.И. Он рассматривает определение справедливость, как справедливость поступка, т.е. честное или правдивое отношение к людям Чувство справедливости у детей развито лучше, и они часто интуитивно понимают справедливость или не справедливость своих поступков.Справедливое отношение к кому либо, это честное и правильное решение. Справедливый человек принимает справедливое решение, думает не о своей пользе, а лишь о том, что бы было честно и правильно. В словаре Даля В.И. слово «справедливость» приравнивается к слову «правда». Справедливый человек даёт и держит слово.

Также трактует определение и Ожёгов С.И. в своём толковом словаре, но более свёрнуто.

Мы рассмотрели ещё одно определение из педагогического словаря КоджаспироваА. Ю. в нем педагогическая справедливость рассматривается как «мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых». Это определение можно рассмотреть не как отношение педагога к воспитуемым, а объективность оценок и отношений между самими воспитуемыми.

Рассмотрев, все понятия мы подошли к выводу, что справедливость — это важное качество человека, который поступает по определённым правилам, а не так как ему захочется. Это объективная мера оценок и отношений людей к личностным качествам, поведению, поступкам. Справедливость – это честное и правильное решение или действие. Справедливый человек умеет поступать думать, принимать решение честно и правильно.

Изучив теоретические основы понятия, справедливость мы приступили к развитию среды для воспитания справедливости. Для этого в группе среднего возраста мы создали уголок,в котором разместили стенд с двумя кармашками. На эти кармашки мы наклеили смайлик на котором изображены эмоции. Один смайлик с улыбочкой т.е. весёлый, туда вставляются фотографии тех детей, которые весь день, совершали правильные и справедливые поступки т. е. они без конфликта могли договориться со своими сверстниками кто и во что сейчас играет, и будет ли это справедливо. На другом кармашке изображен грустный смайлик, туда мы вставляем фотографии тех детей, которые не смогли справиться со своими эмоциями, поведением и совершали не справедливые поступки в течении дня по отношению к своим сверстникам. Эти дети постоянно вступали в конфликт со своими сверстниками, ссорились, не уступали друг другу и не могли договориться.

На утро следующего дня мы подводим итог, обговариваем, кто вчера совершил какие поступки, и в какой смайлик кладётся его фотография. Мы обратили внимание, что те дети, у которых фотография кладётся в весёлый смайлик, очень довольны своими поступками и делятся с другими детьми своими эмоциями. А вот дети, чьи фотографии попадают в другой смайлик расстроены, но мы объясняем детям, что стать справедливым это в его силах, просто нужно научится договариваться со своими друзьями, поступать по справедливости по отношению ксвоим сверстникам. И уже на следующий день мы видим фотографии некоторых детей в весёлом смайлике. Этот уголок хорош тем, что каждый ребёнок может следить какие изменения на сегодняшней день произошли. Кто совершил хороший поступок, а кто плохой. Рядом со стендом на полочке размещены иллюстрации, дидактические картинки, которые дети могут рассматривать, обсуждать одну из ситуации, которая изображены на этих картинах. Правильно или нет поступают люди в тех ситуация, которые изображены на этих дидактических картинках, если нет можно объяснить почему и как нужно поступить правильно.

Также в этом уголке находятся дидактические игры такие как: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». В этой игре есть картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения. Эта игра полезна тем, что она формирует у детей справедливое отношение друг к другу и закрепляет правила поведения. Ещё одна дидактическая игра, которая находится в этом уголке «Поиск добрых слов». В этой игре находятся сюжетные картинки. На основе этих картинок ребёнок должен подобрать слова, например «простите» или «извините», которые воспитывают дружеские отношения. Нужно объяснять ребёнку необходимость извинения, признание вины или доказательство своей справедливости. Объяснять связь слова и поступка. Ещё одна дидактическая игра, про которую нам хочется рассказать «Благородные поступки», в этой игре находятся иллюстрации с благородными поступками людей. Эта игра воспитывает желание совершать поступки ради других. Все эти игры очень полезны для ребёнка, ведь эти игры воспитывают в ребёнке справедливое отношение друг к другу, умение признавать свою вину, ведь для ребёнка это всегда очень тяжело. Благодаря этим играм дети начинают понимать какой поступок справедливы, а какой нет.

На следующий день в уголок мы поместили художественную литературу. Такие произведения как «Морозко», «Золушка», все эти сказки рассказывают о не справедливом отношении людей, о их завести, злобе. Главное, что нужно прочитать правильно сказку, показать все иллюстрации к сказки и только тогда мы увидим, что дети обратят внимание на не справедливое отношение героев. А что бы всё это дети осознали можно эти сказки инсценировать и тогда дети испытают на себе эту не справедливость и то чувство, которое испытывает человек, которого не справедливо обижают, унижают. На этих сказках дети учатся уважать друг друга, относится к друг другу по справедливости т. е как бы закрепляют правильное поведение.

Все дети очень любят смотреть мультфильмы, поэтому через некоторое время мы решили поместить в этот уголок мультипликационные фильмы «Стрекоза и муравей», «Хочешь иметь друга – сам будь другом» «Палка – выручалка», из коллекции Лунтик «Справедливость» 237 серия. После просмотра мы обговариваем с детьми поступки героев. Можно спросить детей на каком месте он хотел бы побыть на месте героя кого обидели? или на месте кто обидел?

Важно, что бы чувство справедливости воспитывалось не только в детском саду, но и родители дома обращали на это внимание. Поступки родителей очень важны для ребёнка, ведь родители являются авторитетами для своих детей. Ребёнок – дошкольник всегда хочет быть похож на своего папу или маму, родители должны обращать на своё поведение, поступки. Когда вы идёте с ребёнком из детского сада поговорите с ним. Спросите как сегодня прошёл его день? Какие поступки хорошие или плохие он сегодня совершил? За хорошие поступки всегда хвалите детей. Постарайтесь ему тоже объяснить «что такое хорошо, что такое плохо».

Чтобы увидеть сформировалось ли качество справедливости у ребёнка нужно по наблюдать за его поведение. Если мы увидим, что ребёнок объективно оценивает свои поступки, поступки своих товарищей. Что он понимает как поступить правильно, где уступить, а где и наоборот доказать свою правоту значит у ребёнка сформировалось представление о справедливости.

Формирование качества справедливость у детей происходит в несколько этапов:

1 этап – для того что бы у ребенка сформировать качество справедливости для этого необходимы знания о понятие справедливость, что это такое справедливость? И для чего она нужна человеку.

2 этап — После того как ребёнок усвоил понятие справедливость он должен иметь представление о том какой он справедливый человек, каковы его поступки. И только после того как ребёнок знает и представляет что такое справедливость? Какой человек считается справедливым? И только потом у ребёнка появляется желание овладеть этим качеством.

3 этап — Когда у ребёнка появилось желание овладеть этим качеством, то у ребёнка должен появится мотив, для чего ему нужна справедливость? справедливость

4 этап – После того, как у ребёнка появился мотив он влечёт за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно-значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

5 этап – Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации . Ребёнок может демонстрировать это качество в своих поступках и отношениях с друзьями в любых ситуациях. Ребёнок сам контролирует ситуацию, своё поведение и ему не нужен контроль взрослого, он сам понимает, что тот или иной его поступок справедливый.

Высокий уровень чувства справедливости проявляется, если: дошкольник имеет правильное и полное представление о понятие справедливости. Понимает, как важно быть справедливым человеком. Применяет его на практике в отношении со своими сверстниками, даже когда ситуация находится не под контролем взрослого.

Средний уровень: дошкольник имеет правильное представление о понятие справедливость. Понимает, как важно быть справедливым человеком. Старается в своих поступках проявить это качество, но не всегда, получается.

Низкий уровень: дошкольник имеет полное представление о понятие справедливость. Не понимает важности этого качества и очень редко принимает его на практике.

Мы использовали несколько средств воспитания справедливости такие как: художественную литературу, мультипликационные фильмы, мы их объединили в одну группу художественных средств. Художественные средства это самое эффективное средство.Оно способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети очень эмоционально воспринимали читаемые им сказки, переживали за героев, оценивали их поступки. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитание чувств. Средство становится эффективным, если оно сочетается с методами воспитания. Для воспитания справедливости мы использовали наглядный метод (показ мультипликационных фильмов, дидактические картинки). Метод убеждения в форме разъяснения, бесед. Метод стимулирования чувств и отношений поощрение, пример.

  1. «Большой Энциклопедический словарь», 2000 г. Москва
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.:Изд. «Эксмо» 2008. – 688 с.(572)
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 2008. – 938 с. (757с.)
  4. Словарь педагогических терминов. Авторы: Коджаспирова Г.М.,Коджаспиров А.Ю.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. заведний. – 2-3 изд., перераб. и доп. – М.; Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.
  6. Буре Р.С., Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.,2011.

Автор: Мелихова Раиса Александровна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 197 «, г. Оренбург, Россия

Что такое справедливость?

Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

Довольно часто человек считает себя обделенным, несправедливо обиженным, непонятым. Он сравнивает себя с окружающими. По этому поводу мне сразу вспоминается один поучительный рассказ. Два брата жили каждый в своем доме, но у них было общее поле.

Когда собрали урожай, разложили его по мешкам и поделили поровну. Ночью старший брат подумал: «Несправедливо получилось. Младший ведь совсем юный, ему еще семью создавать, хозяйство заводить», — и, взяв мешок зерна, отнес его младшему.

Второй брат тоже не спал. Он подумал, что урожай разделен неправильно: «У старшего ведь жена, дети…», — поэтому тайно подставил мешок брату. Утром они сильно удивились: количество зерна в хранилищах не изменилось.

Следующей ночью братья вновь направились к жилищам друг друга и в потемках столкнулись: загадка раскрылась. С тех пор их добрые отношения стали еще крепче.

В рассуждениях братьев присутствовало понятие «несправедливо». Но как непривычна такая трактовка для наших современников. Часто ли человек думает о ближнем, особенно когда приходится что-то делить?

Если поощрение на работе досталось коллеге, человек полагает, что его незаслуженно обделили. Но в случаях, когда награда достается ему самому, думает ли он о вкладе в общее дело других людей? То же самое происходит при делении наследства. Многие ли задумываются, не обойдены ли другие родственники? Увы, считаные единицы. Чаще каждый печется только о себе.

Не всегда речь идет о чем-то материальном. Бывают случаи, когда на человека накричали, сорвали на нем плохое настроение. Он обижается на весь мир и даже не вспоминает, что несколько дней назад так же поступил с другими людьми или же в душе злорадствовал, когда неприятность произошла со знакомым.

Мы стараемся не допустить несправедливости по отношению к нам самим, жалуемся на жизнь, а до окружающих дела нет. В этом проявляется эгоизм. Вспоминаются слова из романа «Идиот» Федора Михайловича Достоевского: «У вас нежности нет: одна правда, стало быть — несправедливо». Действительно, справедливость без любви делает человека беспощадным, жестоким.

В Ветхом завете, когда описывается мудрость царя Соломона, упоминается о споре двух женщин из-за новорожденного младенца. У одной ночью ребенок умер, и она подложила его другой женщине, а живого взяла себе. Выяснить истину было практически невозможно.

Чтобы понять, чей ребенок на самом деле, царь приказал разрубить его на две половины и отдать каждой равную часть. Согласитесь, страшное предложение. Однако та, которая солгала, не имела любви к младенцу и согласилась, что так будет справедливо. Другая, бывшая настоящей матерью, любила дитя. Она тут же отказалась от младенца, чтобы сохранить ему жизнь. Первая поступила «по справедливости», а вторая проявила любовь. Мудрый царь сразу же понял, кто из них настоящая мать ребенка (см. 3 Цар. 3:16–28).

Во многом справедливость — понятие больше юридическое, чем христианское. По словам преподобного Паисия Святогорца, она служит «тормозом для людей этого мира» и призвана только ограничить зло. Так, например, действовал ветхозаветный закон: «Око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20).

Старец Паисий объяснял: когда ты отдаешь другому половину того, что имеешь, — это человеческая справедливость. Однако она — ничто по сравнению со справедливостью Божественной, которая заключается в том, что мы делимся самым лучшим с ближним, а себе берем что осталось.

Господь противопоставляет справедливости жертвенную любовь. В одном из песнопений Страстной Седмицы повествуется, как Господь спрашивает: «Народ Мой, что сделал Я тебе?» Иисус Христос исцелял слепых, очищал прокаженных, совершил многие чудеса. Чем же Ему отплатили? «За манну — желчью, за воду — уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили».

Справедливость Божественная — милосердие, покрывающее других людей вопреки злословию и ненависти толпы. Это высшая мера, к которой призван каждый христианин (см. Мф. 5:44, 48).

Занятие «Справедливость». Духовно-нравственное воспитание детей. Старший дошкольный возраст

Вера Карабчук
Занятие «Справедливость». Духовно-нравственное воспитание детей. Старший дошкольный возраст

Цель: познакомить детей с духовно – нравственным качеством – справедливость. Через притчу формировать осознание того, что каждый получает за свои мысли и дела то, чего заслужил.

– Развивать понятийное мышление, эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, речевую активность, воображение.

– Закреплять умение различать хорошие поступки от плохих, делать правильный выбор.

Воспитыватькоммуникативные навыки: доброжелательность, умение сотрудничать, уважать мнение и интересы других.

Оборудование: поющая чаша, вода в кувшине, стаканы, теневой театр.Фигурки к теневому театру: хозяин, кошка, собака, дом, будка. Круги из бумаги белый, черный. Магнитофон, фонограммы с релаксационной музыкой. Обручи и клубки пряжи по количеству детей.Мелкие предметы: камни, пуговицы, платки. Колокольчик, свеча, смайлики, 2 коробочки.

Предварительная работа: изготовление теневого театра, знакомство с поющей чащей».

1. Игра «Подари улыбку»

2. Упражнение «Чаша души»

3. Упражнение «Противоположности»

5. Притча «Справедливость»

7. Игра ”Домик в обруче”

1. Игра «Подари улыбку».

– Каждому человеку хочется, чтобы его любили, предлагаю встать в круг, похожий на доброе солнышко.

– Разотрем ладошки, возьмемся за руки, почувствуем тепло ладошек тех, кто рядом.

– По кругу, друг другу передадим мою дружелюбную улыбку, интересно, вернется ли она ко мне такой же. Для этого надо посмотреть в глаза соседу и улыбнуться ему, так как я улыбнулась, и так друг за другом по кругу улыбнуться каждому. Молодцы, добрая улыбка вернулась ко мне! Спасибо!

2. Упражнение «Чаша души» (на детских диванчиках)

– Дети вы знаете, что у человека есть тело и есть душа. Где находится душа? Покажите. Тело мы кормим едой, а чем надо наполнить душу, чтобы она была светлой и доброй? Ведь малыш, когда рождается, ничего не знает, у него пусто внутри, как в этой чаше. Представьте что эта чаша – душа. Давайте ее наполним хорошими делами и поступками. После каждого высказывания детей наполнять частями чашу водой.Обобщая понятиями: Любовь, доброта, забота, трудолюбие, милосердие, терпимость, понимание, прощение.

– Еще я хочу добавить в чашу справедливость.

(Предложить послушать с водой поющую чашу, разлить воду по стаканам, дать детям попить волшебную воду).

– Дети что вы почувствовали, когда выпили необычную водичку из поющей чаши?

3. Упражнение «Противоположности». (Заранее разместить в противоположных сторонах зала круги: белый и черный).

– Сейчас отдохнем и проверим, как вы научились различать хорошие поступки от плохих.

– Дети если услышите о хорошем поступке, подойдите к белому кругу и наоборот, если о плохом поступке к черному.

Оторвать у дерева ветку,

– Покормить живое существо

– Порадоваться успехам друга

– Помочь собрать игрушки,

– Простить обидчика, – Поделиться игрушкой,

– Обмануть близкого человека,

– Обидеться, что не дали того, что хотел

– Поблагодарить за помощь

– Молодцы. Пройдите и сядьте на диванчики. Мало знать, нужно еще уметь делать правильный выбор.

Во дворе поставлен дом –

На цепи хозяин в нём.

Отворилась тихо дверь

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой. (Кошка)

– Дети мы на наших занятиях учимся различать плохие и хорошие поступки и делать правильный выбор. Послушайте притчу о кошке и собаке, она называется «Справедливость». Автор -Монах Варнава (Евгений Санин).Из книги: Маленькие притчи.

– Как вы думаете, что такое справедливость?

Справедливость – это когда каждый получает за свои мысли и дела то, что заслужил. (При рассказывании притчи использовать теневой театр).

– Задумала кошка Мурка собаку Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось,ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в маленькой будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура – то Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать:

– Мур, хозяин, Шарик совсем старый да ленивый стал, а еще добрый не в меру, из-за чего чужие люди через наш двор ходить стали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умный был хозяин. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в дом пустили – век доживать!

– Как называется притча?

– Кто вам больше понравился в притче кошка или собака? Почему?

– Хозяин справедливо поступил с животными?

– Получила кошка то, чего хотела?

– Кошка стала лучше жить, когда ее желание исполнилось? (Ведь она стала хозяйкой собачей будки).

– Наверно не все желания приносят счастье и радость.

– Так же в жизни с людьми происходят неприятности, когда они думают только о себе и своей выгоде как кошка.

– Кто запомнил, что такое справедливость? (Справедливость – это когда каждый получает то, что заслужил за свои мысли и дела).

7. Игра ”Домик в обруче”

на середину зала положить большой обруч.

– Дети, возьмите по одному обручу, положите его там, где хотите на ковер. (Звучит фонограмма).

– Встаньте возле своего обруча, закройте глаза, обойдите аккуратно обруч. Откройте глаза, найдите середину обруча и сядьте. Закройте глаза и представьте, что это ваш домик.

– Сейчас каждый украсит свой домик?Возьмите на столе украшения: прозрачные разноцветные камушки, пуговицы, платочки, через 2 минуты посмотрим, как вы украсили свой домик. (Пока дети работают, педагог-психолог привязывает по клубку ниток к каждому обручу). После звонка детям предлагают проложить ”дорожку” к большому обручу и вернуться домой.

– Давайте оформим большой домик. Каждый пусть в него положит что-нибудь из своего домика, а в середину поставим свечу, чтобы дом был теплым.

– Полюбуйтесь: у каждого есть свой домик и дороги ведут в большой дом, где каждый положил, что-то свое, значит, у нас есть большой общий дом, который нужно любить и беречь.

– В каком общем доме мы сейчас находимся? (Детский сад).

– А город Братск будет общим домом… страна Россия.

– Что нужно для того чтобы люди были радостными и счастливыми в общем доме?

– Жить в мире и согласии, не ссорится, уважать других, любить, прощать, помогать друг другу. Главное жить по справедливости по отношению к другим, чтобы не быть похожими на кошку из притчи.

(Педагогу взять свечу в руки, встать в центральный обруч).

– Дети встаньте вокруг большого обруча. Посмотрите на огонь, это частица солнца.

Солнце, я тебя люблю,

Солнце,я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра!

– А теперь уберем домики, положим на место предметы. Молодцы!

8. Рефлексия. Предложить выбрать смайлик. Положить в коробочку.

«Радостный» – понравилось занятие, «Грустный» – нет.

2. http://detochki-doma.ru/zagadki-pro-koshek-kotov-kotyat-i-prochih-usatyih/ © Деточки Дома

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки Пояснительная записка «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как.

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Консультация «Духовно — нравственное воспитание детей старшего возраста» Духовно – нравственное воспитание детей старшего возраста. Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Интегрированное занятие по ПДД «Школа юного пешехода» (старший дошкольный возраст) Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать в детях чувство ответственности при соблюдении ПДД, довести.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми ОНР (старший дошкольный возраст) Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия; внимания и наблюдательности; зрительной и слуховой памяти; мышления и речи (активизация.

Мастер класс для детей «Японочка» (поликультурное воспитание; старший дошкольный возраст) – Ребята, послушайте стихотворение. «Японка в кимоно» (Татьяна Яницкая) На нежно-белом личике фарфоровом Темнеют глаз сияющих две сливы.

Тематическое занятие «День защитника Отечества» Старший дошкольный возраст. Тематическое занятие «День защитника Отечества» Старший дошкольный возраст. Дети под марш заходят в зал, расходятся на 2 команды. ВЕД:.

Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.

Читайте также:  ТОП-12 популярных мультфильмов – учат ли они только хорошему
Ссылка на основную публикацию