Как объяснить ребенку, что такое зависть и почему с ней нужно бороться?

Как бороться с детской завистью?

Взрослые люди понимают, что всем обладать невозможно, и учатся ценить то, что имеют. Ребёнку такая позиция не совсем понятна — ему трудно допустить, что у кого-то есть такая игрушка, а у него нет. Отсюда и появляется зависть.

Взрослые умеют скрывать желания и эмоции, а дети искренни в своих проявлениях. Поэтому детская зависть всегда бросается в глаза. Надеяться, что ребёнок с возрастом поумнеет, не стоит. Любые негативные эмоции озлобляют, делают человека чёрствым и тормозят его дальнейшее развитие.

Детскую зависть рождает эгоцентричное мироощущение ребёнка. Он смотрит на мир с такими мыслями, что здесь всё только для него. А между тем в глубине души часто накапливается обида, что соседский мальчик рисует лучше и ему часто покупают новые игрушки. Несправедливое, на взгляд ребёнка, распределение материальных благ отпечатывается в подсознании надолго, если не навсегда. На смену зависти к новым игрушкам приходит зависть к новому мобильному телефону, модным кроссовкам, более современной модели компьютера. Накапливание в душе негатива вызывает нервозность и чувство собственной ущербности.

Родителям стоит постараться избегать ситуаций, где ребёнок будет чувствовать себя обделённым. Взрослые подчас так заняты своими проблемами, что совсем теряют из виду собственное чадо. Никакая материальная компенсация не заменит родительского внимания. Нужно стараться находить время и делать приятное своему ребёнку. Но это только одно решение проблемы. Потребности детей, особенно денежные, растут едва ли не ежедневно. И может возникнуть ситуация, когда они столкнутся с невозможностью покупки той или иной вещи.

Ребёнка с самых ранних лет стоит постараться отучить от тоски по чужим вещам и научить с радостью пользоваться тем, что у него есть. Если он, к примеру, выхватил в песочнице у сверстника игрушку, следует постараться тут же вернуть её владельцу и компенсировать невозможность владения чужой вещью покупкой новой игрушки или привлечением внимания к давно забытой. Но этот метод не должен превращаться в жизненный принцип. Все действия должны быть направлены на то, чтобы ребёнок научился ценить свои вещи. Долгими объяснениями этого не добиться — всё познаётся на практике. Не жалея времени, нужно в игре показать ребёнку ценность знакомых ему предметов и игрушек. Только тогда он по-настоящему осознает, что с его машинкой или мишкой играть также интересно.

Нередко родители в роли стимула выбирают желание ребёнка или его заветную мечту (новый велосипед за хорошую учёбу). Но что будет, если ребёнок не справится и не получит желаемого подарка? Останется негативный опыт, который долго будет жить в его душе. Ребёнок может сделать для себя вывод, что его не любят, что он плохой и не стоит в дальнейшем особо стараться, если его старания не приносят нужного результата. Нельзя шантажировать детей их мечтой! К тому же, кроме негативных ощущений, у ребёнка может появиться жизненная позиция «любые средства хороши ради достижения цели». Поэтому важно вовремя донести до него, что человек учится рисовать или танцевать в первую очередь для получения удовольствия, а не для того, чтобы оправдать чьи-то надежды на его будущее.

У всех семей разное благосостояние. Не все могут позволить себе телефон последней модели и новый компьютер. Ребёнок понимает, что у него нет того, что есть у большинства его сверстников. У него возникает чувство, называемое в психологии «чувством пассивного недовольства». Этого допускать нельзя. Давно подмечено, что завистливые дети живут чужой жизнью и совершенно не замечают своих успехов и талантов. Родители должны всегда подчёркивать лучшие стороны своего чада. Следует объяснить ребёнку, что у него есть способности, которых нет у других, призвать его реально взглянуть на ситуацию и тем самым купировать чувство зависти.

Родительское внимание и забота способны вовремя переключить внимание ребёнка с объекта зависти на другой объект. Для этого нужно постоянно наблюдать за малышом и сразу приходить на помощь, если в его душе возник внутренний конфликт, ведущий в тупик.

Что делать, если ребенок постоянно завидует другим?

Зависть свойственна всем людям вне зависимости от их возраста. Однако, надо различать зависть как чувство, которое может возникать редко, в периоды сомнений и неуверенности, и зависть как устойчивое чувство, сопровождающее человека на протяжении всей жизни. Чтобы кратковременная зависть вашего ребенка не превратилась в настоящую проблему, «Я Родитель» делится советами, как этого избежать.

Как понять, что ребенок завидует?

Выражение детской зависти обычно очень предсказуемо. Объектом зависти выступают либо какие-то вещи (одежда, игрушки), либо жизненные обстоятельства (когда ровесник ребенка выигрывает в конкурсе, получает похвалу за свои действия от воспитателя или учителя и т.д.) Чувство зависти у ребенка можно распознать по следующим проявлениям: практические действия, имитация, критика, игнорирование или маскировка.

Практические действия – это порча, уничтожение или изъятие предмета зависти.

Например, когда один ребенок с гневом ломает игрушку другого только потому, что у него такой нет или пачкает рисунок, нарисованный другим ребенком, за которую тот получил похвалу воспитателя.

Имитация – это попытка воссоздать объект зависти. Если малышу очень нравится новая машинка, которую подарили его другу, он начинает требовать у родителей купить ему точно такую же. Или же фантазирует, что у него она уже есть – рассказывает маме и папе, как он с ней играет.

Критика проявляется в показательном обесценивании объекта зависти. Например, ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя игрушка некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование – это своего рода попытка защитить самого себя. Если ребенок завидует новому конструктору, который принес в садик кто-то из малышей, он специально пытается оказаться как можно дальше от желаемой вещи: отказывается вместе с владельцем собирать конструктор, демонстративно не разговаривает с ним, убегает, чтобы поиграть с другими детьми и т.д.

Маскировкой зависти часто пользуются дети постарше (7-16 лет). Совсем малыши на это просто не способны. Такую зависть сложнее всего распознать. Завистливый ребенок не будет радоваться за своего друга или подругу, которым родители купили новую игрушку или модный гаджет, но если владелец игрушки потеряет или сломает ее, то завистник с огромным удовольствием посочувствует его горю.

Иногда детская зависть может вообще не иметь внешних проявлений, но все равно она при этом портит жизнь и настроение ребенка. В такой ситуации сам ребенок может даже не подозревать, что причиной его негативных эмоций на самом деле является зависть. Помочь ему разобраться в своих чувствах и их причинах в таких случаях способен лишь детский психолог.

Откуда берется зависть?

В корне детской зависти лежит обычная неудовлетворенность. Ребенок живет спокойно, всем доволен и вдруг обнаруживает у другого нечто, что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. И вот здесь появляется зависть – у него есть, а у меня нет.

Примерно то же самое происходит и тогда, когда ребенок начинает завидовать чужому успеху. Его ровесник победил на соревнованиях, получил приз и всеобщее признание, а на него самого никто не обращает внимания. Естественно, он начинает завидовать: ему тоже хочется, чтобы его заметили и оценили по достоинству.

В некоторых случаях именно низкая самооценка является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать. Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть. В таких случаях родителям предстоит поработать, в первую очередь, с формированием адекватной самооценки.

Как помочь ребенку справиться с завистью?

Лучший пример – личный. Дети практически всегда копируют поведение родителей, поэтому если вы сами часто в негативном ключе обсуждаете приобретения своих знакомых, критикуете окружающих и постоянно сравниваете их, не удивляйтесь, что ваше чадо превращается в завистника. Сколько бы вы ни говорили ему о том, что это негативное и разрушающее чувство, пока вы сами не перестанете завидовать другим – не перестанет этого делать и ваш ребенок.

Научите малыша осознавать свои чувства. Объясните ему, что здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно не поддаться этому чувству, а понять и признать, что ты завидуешь – уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства.

Помогите ребенку раскрыть его личный потенциал. Если ребенок будет занят каким-либо делом, то времени для зависти просто не останется.

На примере отрицательных персонажей из книг или мультфильмов покажите малышу, к чему приводит зависть. Такие герои обычно лезут в чужую жизнь, разрушают чье-то счастье только из-за этого чувства, с которым непросто справиться.

Развивайте в ребенке ощущение уверенности в себе, хвалите его, называйте все его положительные стороны, тогда и он позитивно будет относиться к окружающим. А отсутствие каких-то вещей для него не будет тяжелым испытанием, он будет счастлив от того, что его любят.

Чтобы не развить в ребенке чувство зависти, ознакомьтесь с тем, что никогда не стоит делать:

Сравнивать ребенка с другими детьми. Такое сравнение приводит лишь к тому, что малыш начинает жить с постоянной оглядкой на других, а иногда и шантажировать родителей.

Создавать культ вещей. Многие родители, видя, что у другого ребенка появилась новая машинка, сразу же стремятся купить своему малышу такую же, надеясь, что в таком случае зависть им не овладеет. Однако, со временем детские запросы все растут и растут, а мама с папой попадают в порочный круг.

Учить ребенка хвастаться. Некоторые мамы и папы пытаются повысить самооценку своего ребенка, покупая ему все самое-самое, чтобы он чувствовал себя среди сверстников особенным. Как только такой ребенок появляется в детском саду с дорогой игрушкой или приходит в школу в новой эксклюзивной одежде, за ним тут же устремляется толпа ребятишек, которые хотят пообщаться с «крутым» парнем или девчонкой. Естественно, самому «крутому» нравится его привилегированное положение, он привыкает к нему, и в итоге вырастает заносчивым и хвастливым человеком. Помните, что настоящую любовь и уважение можно заполучить только делами и поведением, а никак не дорогими вещами.

Детская зависть: как распознать, что делать и чем опасна

Как часто ваш ребенок закатывает истерику при виде яркой игрушки в руках у сверстника? Или, еще хуже, ломает чужую вещь и обзывает ее владельца нехорошими словами? Подобное поведение — это не каприз и не баловство. В большинстве случаев оно спровоцировано завистью.

Проявления зависти

Далеко не в каждой ситуации взрослым удается распознать детскую зависть, поэтому плохое поведение малыша они списывают на невоспитанность. «Какой гадкий мальчик! Испортил машинку друга! Не научили тебя родители хорошим манерам», — отчитывает воспитательница нашкодившего ребенка.

Увы, она не понимает причину, побудившую мальчика на такой поступок. Это зависть. Ребенка захлестнули эмоции, в голове замелькали мысли: «Какой классный грузовик! Мне бы такой! Почему у Петьки есть, а у меня нет? Петька дурак! Сейчас я ему устрою!»

Самостоятельно понять причину своего раздражения, контролировать чувства и подавлять последующую реакцию ребенок пока что не умеет. Вот и совершает неблаговидные поступки под действием негативных эмоций.

«На мой взгляд, детская зависть от взрослой ничем не отличается. Разве что она более открытая, откровенная и непосредственная.

Эмоции и чувства, которые дети и взрослые испытывают при зависти, одинаковы. Но внешние проявления при этом разные.

Взрослый научился себя контролировать и может скрыть свою зависть, но у ребенка самоконтроль еще не развит. И если его никак не обучали относительно внешних проявлений зависти, он будет проявлять ее без всякого стеснения. Чем меньше ребенок, тем ярче эти проявления, вплоть до истерики и агрессии», — говорит Виктория Филиппова, специалист в области оценки человеческого потенциала и развития талантов.

В качестве примера эксперт предлагает разобрать несколько ситуации.

Читайте также:  Как наладить хорошие отношения с ребенком – 5 ценных инструментов

№ 1 Зависть вопреки здравому смыслу

В семье празднуют день рождения старшей дочери. Младшая в курсе, что сейчас будут поздравлять сестру, вручать ей подарки, восторгаться ею. Она понимает, что это чужой день рождения, что у нее будет свой, а значит, и ей приготовят кучу подарков.

Но когда вокруг сестры начинают водить хоровод, когда вручают подарки и оказывают всяческие знаки внимания, у младшей девочки случается истерика.

Отсюда вывод — можно заранее поговорить с ребенком, объяснить предстоящую ситуацию, и он вроде бы все поймет, но проконтролировать спонтанную эмоцию у него не получится.

Для него возникшее чувство зависти схоже с обидой, он думает: «Обидно, что сейчас все достается не мне». И это при том, что подарки, которые дарят старшей сестре, младшей не очень-то и нужны. Так, имениннице вручили мольберт для рисования, а ее сестра этим совсем не увлекается. Просто ей тоже хочется получить подарок, ведь он — знак внимания, символ родительской любви.

№ 2 Зависть, побуждающая к разрушению

Часто зависть приводит к бессознательному или осознанному вредительству. У моего среднего сына большая компания друзей примерно одного с ним возраста (6-8 лет). Как-то дедушка привез нам игрушку — автомат Калашникова из «Детского мира». Очень красивый, как настоящий! А еще саблю, пистолет и военную амуницию.

Мальчишки тут бегают с оружием попроще. Буквально за несколько дней они поломали все новые игрушки моего сына из зависти. Как будто бы нечаянно уронили на камень, как будто бы случайно оторвали ремень, на котором висел автомат.

Но на самом деле таким образом проявилась их зависть. Сработал принцип «У меня такого нет, так пусть и у него не будет!»

Гораздо проще и спокойнее, когда у всех детей все примерно одинаковое: деревянные ружья, пластиковые пистолеты.

Бывает, что зависть проявляется в такой браваде: «Ой, это не модно! Отстой! Это не круто!» Бравирующий ребенок на самом деле очень хочет это иметь, но по какой-то причине не может. Вероятно, родители не считают нужным и полезным покупать ту или иную игрушку, напиток, конфеты. И ребенок, чтобы не показать свои истинные чувства, демонстрирует, что это ему не нужно, и таким образом обесценивает.

Анастасия Мордкович, психолог-педагог, считает, что детская зависть, в отличие от взрослой, проявляется к объекту, который вызвал это чувство.

Взрослые могут завидовать материальному положению конкретного человека, но при этом относиться к нему хорошо. Ребенок же, завидуя игрушке сверстника, будет проявлять по отношению к нему агрессию.

Еще одна особенность детской зависти, по мнению Анастасии Мордкович, — она может распространяться на предмет целиком. Например, ребенок, которого не покатали на пони, говорит: «Ненавижу этих пони!»

Зависть и возраст ребенка

В разные годы жизни дети по-разному проявляют свою зависть. Меняется и предмет зависти. По словам Натальи Фесенко, создателя и руководителя международного института развития будущего, дошкольники буквально «зеркалят» поведение родителей. Поэтому, если вы сами завидуете друзьям или коллегам, будьте осторожны — ребенок может взять с вас пример.

«В основе зависти лежит эмоция гнева. Зависть сигнализирует о желании получить что-то очень значимое. У малышей зависть может принимать форму ревности. Если ребенок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, то старается привлечь внимание к себе. Ребенок, окруженный родительской заботой, без труда переключает свой объект внимания, а не зацикливается на объекте собственной зависти», — говорит Наталья Фесенко.

В школьные годы потребности ребенка трансформируются. Он также нуждается в любви и признании, но теперь еще и ориентируется на сверстников.

Наталья Фесенко отмечает, что в этот период дети начинают завидовать популярности своих друзей и одноклассников. И если это добавить к проблемам, не решенным в дошкольные годы, получается слоеный пирог из зависти и раздражения.

«Ребенок становится тревожным, недовольным, вызывает жалость к себе, а впоследствии вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему, иногда пресекая негативные проявления подобных чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, начинают запрещать, злиться на ребенка. А ребенок не удовлетворяет свою потребность в признании и любви со стороны родителей, при этом напряжение увеличивается», — комментирует эксперт.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Во-первых, поймите, что зависть — это нормальное чувство. Стыдить и ругать за него не нужно. Но и пускать все на самотек — не лучшая идея.

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло. И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает.

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой. Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут. Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт. Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.

Что такое зависть? Как с ней бороться?

Самое негативное чувство в человеке – зависть. Мы живем в обществе, среди людей, и волей неволей сравниваем себя с другими. Даже если у человека все хорошо, обязательно найдется кто-то, у кого еще лучше.

Откуда берется зависть?

Кто-то завидует более богатому. Кто-то более стройному. Кто-то нуждается в популярности, но видя ее у своей подруги, готова сделать ей любую пакость.

Завидует каждый, что бы ни говорили, но в разной степени.
Нет в мире человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы в чью-то сторону, мечтая заполучить то, что у того есть.

Зависть губит человека. Завидующий испытывает стресс, изнашивается нервная система. День за днем разрушая человека изнутри, это ощущение заставляет чувствовать все большее недовольство собой и раздражение по отношению к окружающим. Завидующий наносит вред в первую очередь себе, затем своим близким.

Порочное чувство не делает людей богаче, выше, сильнее, красивее. Завидующий не умеет радоваться чужим успехам. С ним не хочется делиться приятными новостями. Завистливый – это в первую очередь неискренний человек, который не может и не хочет получать удовольствие от предоставляющегося шанса от жизни. Он не способен сам испытывать удовольствие от жизни, но и мешает другим это делать.

Это чувство приносит боль, угнетает, понижает самооценку, озлобляет человека, приводит к искривлению лица, так как оно постоянно находится в состоянии выражения негативных эмоций.

Зависть разъедает душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Из-за постоянного негатива, в организме могут начать развиваться всевозможные заболевания, неврозы.

Завистливый человек обижается на других людей, на себя за то, что не имеет того, что хотел бы, завидует чужим успехам, но все эти негативные эмоции и мысли приводят лишь к собственным потерям и неудачам.

Можно ли избавиться от этого порока?

Освободиться от порочного чувства сразу невозможно. По утверждению психологов – зависть так же естественна и несокрушима, как любовь, ненависть, доброта и т.д. Но зная некоторые приемы можно победить это губительное чувство.

Для начала попробуйте, увидев у кого-то дорогую вещь, красивый дом или машину, поинтересоваться, как они это приобрели? Наверняка хозяева расскажут, что им пришлось пережить, каких трудов им стоило это. Спросите себя – готовы ли вы на такие жертвы? Возможно нечему завидовать? Если вы хотите так же работать, хотите обладать тем же, что они, тогда вперед! Поверьте, у вас получится!

Если у вашей подруги все так хорошо, то почему бы вам у нее не поучиться?
Почему вы не можете перенять такой же позитивный опыт изменения собственной жизни? Нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у нее о вещах, которые вам интересны. Подумайте о том, что у вас есть, чего нет у других? Вы не можете знать, что скрывается за фасадом успешных, удачливых людей – быть может их гложут те же проблемы, что и вас.

Вы завидуете подруге с успешной карьерой? Возможно, она легко променяла бы ее на вашу счастливую супружескую жизнь.
Вы страдаете от кривизны своих ног? А ваша соперница возможно завидует вашему здоровью и отсутствию варикозного расширения вен.
Ищите минусы у благополучных с виду людей: «У коллеги богатый муж, но зато он бабник!» После такого анализа, настроение возможно улучшиться!

Завидуя чужим успехам, люди часто совсем забывают про свои собственные удачи и достижения. То, что кажется вам само собой разумеющимся, например, благополучная семья, машина, образование, быть хорошим родителем, иметь работу, хороших друзей – это уже очень много значит.
Представьте, что есть люди, у которых всего этого нет, и вы поймете, что имеете гораздо больше, чем думали!

Если вас мучают приступы зависти, постарайтесь меньше общаться и находиться в присутствии тех, кому завидуете. Бывает так: вас все в жизни устраивает, но стоит побывать в доме у подруги да еще мило поболтать с ней, как начинаются приступы зависти – ах, у нее новая мебель! ах, у ее детей теперь есть гувернантка и т.д. Избегайте общения с людьми, в чьем присутствии вы испытываете комплекс неполноценности.

Если мучаетесь от чувства зависти к какому-то человеку, сделайте ему что-нибудь приятное. Увидя улыбку на его лице, будете знать, что вы также причастны к его счастью и будете испытывать радость.

Читайте также:  Воспитание без крика и наказаний возможно!

Очень важно понимать, что мучающее вас чувство разрушительно. Перестать завидовать раз и навсегда нереально – такова природа человека, что время от времени у каждого из нас случаются вспышки зависти по разным поводам. Но не превращайте это чувство в катастрофу, портящую жизнь себе и окружающим.

Полюбите себя, начните радоваться жизни. Каждому дню, каждому часу существования. Как только вы обретете внутреннюю гармонию, времени, сил на зависть просто не останется.

Как самому защититься от зависти?

Зависть людей, подруг, коллег, родственников, знакомых – это тоже неприятное и опасное чувство. Если в вашем окружении завелись завистники, и вы знаете это, будьте осторожны. Подумайте, почему люди могут завидовать вам? Возможно вы своим поведением демонстрируете превосходство, успешность, достижения?

Не акцентируйте внимание на собственных достижениях лишний раз. К чему? Ведь они и так явно жгут глаза окружающим завистникам. Не стоит подогревать или провоцировать это нехорошее чувство. Не нужно «прибедняться», но не стоит и кичиться своими достижением.

Проявляйте искренний интерес к другим людям. Не поддавайтесь влиянию негативных эмоций, осознав, что вы стали объектом зависти. Ведь завистник гораздо несчастнее вас: он не только не смог добиться определенного успеха, но и терзаем разрушительным чувством.

Вместо того, чтобы скорее осуждать человека, пожалейте его, попробуйте проникнуться к нему пониманием. Преодолев свой гнев и обиду на завистника, вы вновь сможете наслаждаться жизнью.

Зависть – это признак отсутствия самоуважения и признания собственной уникальности. У каждого из нас есть что-то, чего нет у других. Элизабет О’Коннор.

О детской зависти

Зависть знакома всем людям, независимо от возраста. Однако ребенок, в отличие от взрослых, иногда не способен понять, что нельзя получить желаемое. И, конечно, сильно нервничает. Можно ли научить малыша обуздывать это чувство и даже извлекать из него пользу? В принципе, зависть – естественное переживание, но в определенной концентрации оно становится опасным. Если человек находится постоянно в состоянии неудовлетворенности, то его характер портится, да и качество жизни существенно снижается. Ему кажется, что все живут лучше него, один он несчастный. Поэтому лучше начинать бороться с завистью, когда она находится в зачаточном состоянии, т.е. в детстве. Надо помочь ребенку справиться с этим негативным чувством и стать более гармоничной личностью.

Детская зависть

Зависть обязательно имеет конкретный источник – объект зависти. У детей это обычно или вещи (сначала игрушки, красивая одежда, в дальнейшем мобильные телефоны, планшеты), или события жизни (когда другой ребенок выиграл в конкурсе, участвовал в концерте или в соревнованиях, или у кого-то родился братик и т.п.). Проявления зависти могут быть разными:

Практические действия – порча, уничтожение, изъятие объекта зависти. Допустим, девочка сделала красивую пластилиновую картину – бабочку, и воспитательница похвалила ее работу. В этот же день поделку, которая стояла «на выставке», испортили, грубо размазав изображение пальцами – по-видимому, чья-то душа не вынесла чужого успеха. . Если зависть становится совсем мучительной, дело может дойти и до воровства.

Имитация – попытка воссоздания объекта зависти. Это может быть покупка такой же вещи. Например, ребенок увидел у друга интересную игрушку и просит родителей приобрести такую же. Или малыш начинает изображать, что у него есть такая игрушка -рассказывает, как с ней играет.

Критика – обесценивание объекта зависти. Ребенок может сказать: «Ничего особенного», «У тебя кукла некрасивая, у меня дома лучше есть».

Игнорирование – уход от объекта зависти (самозащита). К примеру, мальчик позавидовал тому, что его приятель принес в сад новую модель машинки. И вместо того, чтобы поиграть с другом, он убегает от него или играет с другими ребятами, якобы не замечая его.

Маскировка – зависть может не выглядеть тем, что она есть. Например, завистливый человек может охотно сочувствовать горю, ведь это легче, чем порадоваться чужому успеху, на что завистник просто не способен.

Отсутствие внешних проявлений – зависть может прятаться. При этом человек (как ребенок, так и взрослый) может не осознавать, что истинная причина его плохого настроения и негативных чувств – зависть.

Корни проблемы

Зависть рождается из неудовлетворенности: «У кого-то есть то, чего нет у меня». Но случается, что она возникает внезапно: ребенок живет себе спокойно, всем доволен, и вдруг обнаруживает у другого нечто, о чем он и не знал до сих пор, но что ему так понравилось, что немедленно захотелось это иметь. Поскольку наш мир наполнен вещами и благами, в подобную ловушку может попасть любой человек.

Как объяснить ребенку, что завидовать плохо? Для этого надо разобраться: завидовать плохо -для кого? Конечно, человек, которому завидуют, может пострадать: он замечает на себе неприязненные взгляды завистника, слышит за своей спиной перешептывания и смешки. Но все же больше всех страдает тот, кто завидует: вечная неудовлетворенность портит настроение.

Прежде всего нужно понять, чему малыш завидует и когда возникла проблема. И порой приходится приложить немало усилий, вызывая ребенка на разговор.

7 КЛЮЧЕЙ К УСПЕХУ

Когда становится ясно, что ребенок испытывает зависть, надо сначала объяснить ему, что он вовсе не плохой. Стоит честно рассказать малышу о том, что завидуют иногда все люди – и дети, и взрослые. Порой для ребенка это становится откровением. Впрочем, возможна и другая крайность, когда ребенок искренне уверен, что все вокруг только и делают, что завидуют друг другу, что так устроен мир. Надо дать ему понять, что в каждом человеке сочетается и хорошее, и не очень. У любого человека есть выбор. И поэтому надо не ужасаться, а работать над собой.

Как малышу справиться с завистью?

Есть несколько действенных способов:

Переключать внимание ребенка на самого себя. Если «идти в атаку» просто на чувство зависти, то получится бороться лишь с частным проявлением личности. Поэтому необходимо учить ребенка переводить внимание с других на самого себя. Постарайтесь вместе выяснить, что лично ему интересно, что приносило радость до «пришествия» зависти. Девиз: «Займись сначала своими делами!» поможет реализовать его личный потенциал. Ведь что делают все отрицательные герои во все времена -лезут в чужую жизнь, разрушают мир других. Нередко это происходит именно из зависти.

Организовывать жизнь малыша. Если у ребенка насыщенная жизнь, и он занимается важными для него делами (рисованием, музыкой, спортом и т.д.), зависть не сможет поселиться в его душе надолго. Ведь в основе счастья лежит удовлетворение. Поэтому нужно внимательно относиться к организации жизни ребенка, помочь ему выбрать кружки и секции, устроить в музыкальную, художественную или спортивную школу.

Подавать личный пример. Если близкие ребенка постоянно сравнивают людей, критикуют их, то ребенок «заражается» таким отношением к миру. Поэтому надо не только воспитывать ребенка, но и вести кропотливую работу над собой. Это как в примере с курением: если родители ребенка курят, то сколько бы они слов не потратили, объясняя ребенку, что курить вредно, их собственные действия перечеркнут все правильные слова, и ребенок, скорее всего, тоже станет курящим человеком.

Находить время для беседы. Если малыш выражает желание пообщаться, ни в коем случае не отмахивайтесь, ссылаясь на дела. Откровенно беседуйте с ребенком о жизни (обычно такая беседа может развиться из заданного ребенком непростого вопроса). Вместе попытайтесь разобраться в ситуациях, которые возникают у малыша в детском саду, во дворе или в гостях. Мнение значимого взрослого настолько важно для ребенка, что часто помогает увидеть ситуацию по-новому. Также не бойтесь приводить примеры из собственной жизни или из жизни знакомых взрослых – обычно дети с большим интересом слушают такие истории, их очень волнует, «чем все закончилось», т.е. как человек сумел выйти из неприятного положения. Помогут в этом и специально подобранные книги и фильмы.

Отвлекать от дурных мыслей. Организуйте ребенку веселый досуг, чтобы он не зацикливался на негативных переживаниях. Хотя порой это бывает непросто: ребенок не всегда может сойти с уже наезженной колеи «саможаления» и даже в парке развлечений помнит о предмете своей зависти, может начать думать (и говорить) примерно таким образом: «А вот Петя круче отдыхает -его папа в Диснейленд возил. » Стоит приложить усилия, чтобы отвлечь ребенка и помочь ему расслабиться.

Научить осознавать свои чувства. Понять и признать, что ты завидуешь – уже полдела по избавлению от этого нехорошего чувства. Конечно, это сложно для ребенка, ведь даже многие взрослые живут не вполне осознанно. Тем не менее надо помогать ребенку правильно ставить вопросы, разбирать события жизни, анализировать чувства, искать возможные варианты выхода из ситуации.

Пробудить честолюбие. Иногда зависть служит своеобразным стимулом для достижения целей. («Хочешь танцевать, как Рита? Давай запишемся в студию хореографии». Или «Мишу снова похвалили за беглое чтение? Если хочешь, давай потренируемся после садика – и постепенно ты станешь читать не хуже».) Но на самом деле этот хитрый ход вовсе не обязателен. Не стоит в качестве ориентира брать чью-то жизнь. Надо искать свое решение.

А повторять и имитировать – ЭТО все равно, что носить чужую одежду и жить в чужом доме.

Итак, главное – не сам факт переживания зависти: здесь нечего стыдиться, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно, что будет потом: поддастся ли человек этому чувству и его жизнь станет проходить под его влиянием, или он сделает усилие и сумеет переключиться на позитив -научится ценить то, что у него есть, и пойдет своим путем. Если родители донесут эту идею до сознания ребенка, он имеет все шансы стать в будущем сильным, добрым и свободным. Одним словом счастливым.

От зависти защищает предвкушение чего-то приятного. Например, можно раз в три месяца разрешать малышу составлять список из 5 желанных вещей. И он должен выбрать только одну. А родители называют срок исполнения мечты.

Типичные ошибки родителей

Есть вещи, которые не стоит делать ни в коем случае:

Сравнивать ребенка с другими

Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте малыша с другими. Ведь в этом случае ребенок, который до тех пор считал себя значимым по определению, может начать оглядываться на других. А когда кто-то сравнивает себя с другими, он уже не может остановиться и делает это постоянно. Это искажает его жизнь. При этом имеет место следующий парадокс: даже если объективно ребенок на высоте, он уже привычно будет считать другого лучше («Ты – хороший, я – плохой»). Особенно трудной становится ситуация, если по характеру ребенок застенчив. Так и до комплекса неполноценности недалеко.

Культивировать вещизм

Если вы заметили, что ребенок стал завидовать другу, потому что у того есть какая-то интересная игрушка, может, и стоит купить ребенку такую же, пока он не начал завидовать «по полной программе». Но всегда надо помнить о том, что это все же порочный путь: всего ведь н е купишь. Часто чем больше у ребенка всего есть, тем больше ему надо, и запросы постоянно множатся и растут. Стоит ли потакать этому и принимать участие в этой массовой гонке за вещами? Конечно, нет! Вот только сказать это легче, чем сделать. Ведь тогда хочешь не хочешь, а придется противопоставить себя остальным.

Делать из ребенка хвастуна

Есть родители, которые помогают ребенку встать на путь возбуждения зависти, покупая самые новые и «крутые» вещи, которыми можно хвастаться (хвастовство -«обратная сторона медали» зависти: хвастуну нравится, когда ему завидуют). Обычно за таким малышом ходит стайка ребятишек, мечтающих попробовать «желанный плод» (скажем, поиграть на телефоне), а хозяин получает удовольствие от такой власти. Это необоснованно завышает его самооценку.

Родители должны стараться внушить ребенку мысль «Нужно ценить то, что имеешь». Долгими объяснениями тут не поможешь. Так что придется, не жалея времени, в игре показать малышу ценность знакомых ему предметов и игрушек.

Общий бал: 5 Проголосовало: 5

Читайте также:  Как правильно объяснить ребенку, что такое любовь?

Консультант

Нигматуллина Лейла, терапевт, кардиолог, переводчик.

Башкирский государственный медицинский университет. Факультет: Лечебный, Январь 1999 — Январь 2005

Как помочь ребенку преодолеть зависть

Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. Однако зависть зависти рознь. Если это состояние возникает время от времени, когда человек сомневается в своих способностях или испытывает неуверенность, тревогу бить не стоит. Но если чувство зависти начинает преобладать над прочими, то оно может основательно испортить жизнь.

Ваш ребенок – маленький завистник. Как это определить?

Зачастую взрослому даже в голову прийти не может, что его ребенка гложет зависть – столь незначительным кажется ему предмет страсти малыша. Однако даже в самом нежном возрасте это чувство может быть не только сильным, но и долгим, а главное – разрушительным. Важно вовремя понять, что ваш ребенок завидует товарищу. У детской зависти есть несколько появлений.

Практические действия. В гневе, что у него такой машинки нет, ребенок может испортить чужую игрушку или сломать поделку, за которую его товарищ получил похвалу взрослого.

Имитация. Ребенку очень нравится вещь, которая есть у его друга, и он начинает просить у родителей точно такую же или создает ее в своем воображении и демонстрирует близким придуманные действия с ее использованием.

Критика. Это попытка снизить ценность того, что является объектом зависти. «В его победе нет ничего особенного», «Эта кукла некрасивая, у меня дома есть в сто раз лучше» – характерные для такого поведения высказывания.

Игнорирование. Попытка защитить себя методом создания реальной дистанции между собой и желаемым предметом: малыш отказывается играть с ним, если товарищ предлагает, и вообще старается общаться с другими детьми, а не с владельцем предмета зависти.

Маскировка. Этот метод часть используют дети постарше возрасти, от 7 до 16 лет, дошкольникам он не по силам. Такую зависть распознать сложнее. Завистник не радуется за товарища, который добился успеха в чем-то или стал обладателем нового гаджета, зато от души сочувствует провалу или поломке желанной вещи.

Истоки зависти

От чего появляется зависть? На поверхности, разумеется, предмет (например, дорогостоящий гаджет) или событие (например, интересная заграничная поездка или победа в состязании), которые есть в жизни сверстника, но нет у вашего малыша. Здоровая зависть – мимолетное чувство, в котором смешаны и радость за товарища, и желание повторить его достижения.

” Если ребенок завидует долго, упорно, мучительно, то дело, конечно, не в планшете или кубке. Ребенок хочет внимания, одобрения, уважения и, наконец, любви. Так что хронические завистники почти всегда страдают от низкой самооценки: ребенок думает, что он во всем хуже всех, и полагает что заветный приз в одно мгновение исправит ситуацию. Однако из-за той же низкой самооценки он боится что-то предпринимать, чтобы добиться высоких результатов – получается замкнутый круг.

Если родители замечают, что их ребенок полон зависти (хотя в такой ситуации это случается нечасто), то начинают лечить симптомы, а не причину: ругают ребенка за недостойные чувства или пытаются осчастливить дорогостоящей игрушкой. Проблемы это не решает, ведь на самом деле любви и внимания от этого больше не становится. Чтобы исправить в чем-то испорченные детско-родительские отношения, нужна долгая работа, желательно подключить к ней психолога.

Зависть, иди прочь!

Другая ситуация: родители не помогают ребенку преодолеть зависть, более того, сами прививают ему это чувство, буквально приучая его завидовать всем и вся. Если вы уверены, что в целом с вашим ребенком все в порядке и ему несвойственна заниженная самооценка, но не знаете, как научить его правилоьно реагировать на чужие успехи, то вот несколько полезных советов.

Самый правильный способ – личный пример. Если вы позволяете себе высказываться о знакомых в негативном ключе, нивелировать их успехи и достижения, ваши дети абсолютно точно будут завистливы.

Помогите малышу осознать свои чувства. Дайте ему понять, что время от времени все злятся, сердятся или завидуют, и в этом нет ничего постыдного. Признать, что ты завидуешь – это путь к тому, чтобы преодолеть это разрушительное чувство.

Хороший метод борьбы с завистью – раскрытие личного потенциала ребенка. Чем больше он занимается любимым делом, тем успешнее становится и тем меньше причин для зависти у него остается.

Покажите, к чему может привести зависть – на примере персонажей книг или мультфильмов.

Хвалите ребенка, подчеркивайте его сильные и положительные стороны, обращайте внимание не победы, пусть и маленькие. Это поможет выработать позитивное отношение к окружающим – хорошая прививка от зависти!

Запомните! Чтобы ребенок не начал завидовать, никогда не нужно делать следующего:

Не сравнивайте его ни с кем. Это приводит к тому, что ребенок начинает непрерывно оглядываться на других и оценивать свое положение на шкале успеха.

Не делайте из вещей культа. Моментально покупать то же, что есть у других детей, приведет к росту запросов ребенка, а зависть никуда не исчезнет.

Не поддерживайте хвастовства. Это не повысит самооценку ребенка и не сделает его лидером среди детей, зато он может стать заносчивым и чванливым. Настоящий авторитет зарабатывается делами, а не дорогими вещами или хвастливыми рассказами – донесите эту мысль до ребенка.

РомашкаБукашка писал(а):
burya писал(а):
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети.

Ну. я бы так не обобщала ) Зависть испытывают не все.

Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего “цивилизованного” мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу “нужного” барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее.

Приведу пример, чтобы не быть голословной.
Как-то нам посчастливилось полететь в Шри-Ланку с ребенком. Мы жили в серф-лагере, неподалеку от местной деревушки. И конечно, я посчитала глупым не воспользоваться моментом и не изучить хоть чуточку быт и нравы местных аборигенов.
И знаете, была удивлена увиденным. Мы гуляли под улицам среди хижин из банановых листьев и прутьев, никаких заборов. Мы увидели множество детей в каждом доме, веселых и здоровых на вид. Все нам улыбались и конечно с интересом разглядывали (светлокожий маленьких наш сын вызывал бурный восторгу местных).

И конечно, я в силу своей природы “цивилизованного” человека, привышего что у всех детей должны быть игрушки (тогда я еще не понимала что тем детям они вообще-то и не нужны, как и нашим) решила с позволения своего сына отдать детям те игрушки, которые нам были уже не нужны. Тем более их с собой было немного.
И конечно, когда я давала им ту или иную игрушку, собиралась толпа всех детей и все с интересом разглядывали ее. Но, что меня тогда удивило – это совершенно мирный интерес со стороны детей. НИКТО не пытался вырвать игрушку из руки другого, начать кричать “мое”, или другим способом завладеть ею.

Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво.

Это что касается зависти. Были и другие отличительные черты поведения детей. Например, за все двухнедельное пребывание в Шри-Ланке, и ежденевные прогулки среди местного населения я ни разу не услышала чтобы дети кричали друг на друга, спорили, ссорились. Драки, рукоприкладство со стороны детей или взрослых – этого тоже не было.

Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей “цивилизованного” мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти.
В книге как раз и раскрываются причины такого различия.

Как интересно вы пишите! Спасибо!

burya писал(а):
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети.

Ну. я бы так не обобщала ) Зависть испытывают не все.

Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего “цивилизованного” мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу “нужного” барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее.

Приведу пример, чтобы не быть голословной.
Как-то нам посчастливилось полететь в Шри-Ланку с ребенком. Мы жили в серф-лагере, неподалеку от местной деревушки. И конечно, я посчитала глупым не воспользоваться моментом и не изучить хоть чуточку быт и нравы местных аборигенов.
И знаете, была удивлена увиденным. Мы гуляли под улицам среди хижин из банановых листьев и прутьев, никаких заборов. Мы увидели множество детей в каждом доме, веселых и здоровых на вид. Все нам улыбались и конечно с интересом разглядывали (светлокожий маленьких наш сын вызывал бурный восторгу местных).

И конечно, я в силу своей природы “цивилизованного” человека, привышего что у всех детей должны быть игрушки (тогда я еще не понимала что тем детям они вообще-то и не нужны, как и нашим) решила с позволения своего сына отдать детям те игрушки, которые нам были уже не нужны. Тем более их с собой было немного.
И конечно, когда я давала им ту или иную игрушку, собиралась толпа всех детей и все с интересом разглядывали ее. Но, что меня тогда удивило – это совершенно мирный интерес со стороны детей. НИКТО не пытался вырвать игрушку из руки другого, начать кричать “мое”, или другим способом завладеть ею.

Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво.

Это что касается зависти. Были и другие отличительные черты поведения детей. Например, за все двухнедельное пребывание в Шри-Ланке, и ежденевные прогулки среди местного населения я ни разу не услышала чтобы дети кричали друг на друга, спорили, ссорились. Драки, рукоприкладство со стороны детей или взрослых – этого тоже не было.

Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей “цивилизованного” мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти.
В книге как раз и раскрываются причины такого различия.

DrWeb
Семицветик55
Я так понимаю, зависть возникает от того, что человек не чувствует себя реализованным в интересных для него делах. Он кружится в суете вроде нужных, но скучных дел, а душа просит праздника, которого нет. И начинает казаться, что вот было бы больше денег – и было бы хорошо. Или квартира побольше. Или поездка куда-нибудь (в общем, нужное подставьте сами)

А на самом деле человеку просто нужно достаточное количество интересных для него дел. Причем это не сидение с телевизором или компом, а творчество, где его склонности раскрываются максимально, и душа наполняется счастьем (или просто удовольствием).

Я когда поняла это, то вспомнила все, чем я любила заниматься в подростковом возрасте, когда еще нет ориентира на взрослые ценности (типа, учеба, работа, карьера, деньги и проч). Снова пошла на танцы, занялась шитьем, потом творческой самореализацией – и на душе стало спокойно! Да, я по-прежнему хочу больше денег и новую квартиру, но это перестало быть навязчивой идеей, а чувство зависти к более успешным людям стало очень. ну достаточно пофигистким, что ли

Ссылка на основную публикацию