Формирование системы ценностей у ребенка – знакомство детей с общечеловеческими ценностями

“ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ”
статья

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
priobshchenie_k_obshchechelovecheskim_tsennostyam.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ

Воспитатель Кочеткова Татьяна Юрьевна

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека»
К.Д. Ушинский .

Приобщение ребёнка дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте

В ФГОС ДО определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности. Дошкольное детство – важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем его многообразии.

Основные показатели и результаты деятельности в части приобщения к общечеловеческим ценностям

Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Образование, навыки, умение можно приобрести и позже, а вот основа самого лучшего в людях человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте.

Этот важный этап жизни формирует детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогает человеку определиться в жизни. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, и людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он живёт, детскому саду, городу, посёлку. В этот период начинают развиваться черты характера, которые незримо связывают ребёнка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Естественно и легко впитывает впечатления от картин родной российской природы, быта, традиций, среди которых живёт.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Главной целью в работе с детьми дошкольного возраста мы считаем приобщение их к общечеловеческим ценностям. Реализация этой цели шла по нескольким направлениям: работа с детьми, с родителями, с социумом.

Приоритетными принцами являются:

  • принцип гуманизации воспитательной работы, который ориентирует родителей на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка и взрослого, его свободу и достоинство, а также на формирование у ребёнка любви к семье, родному краю, и отечеству;
  • принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе знакомства этнокультурного компонента Белгородской области, национальной культуры, быта, традиций;
  • принцип целостности и полноты педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития;
  • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей;
  • принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениям

Были определены основные задачи:

  • создание воспитательной модели, обеспечивающей всестороннее духовное развитие детей;
  • воспитание основы социально – нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
  • побуждение в детях любви к родной земле, чертам национального характера;
  • воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам.

Поставленные задачи решаются через введение новых форм работы с детьми.

Ведущей формой в работе по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям является театрализованная деятельность, которая помогает решать воспитательные задачи через перевоплощение в художественные образы, в активном восприятии, накоплении впечатлений от произведений искусства и окружающего мира.

Работу по приобщению детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с создания развивающей среды:

  • подборке произведений социально – нравственного содержания;
  • подборке иллюстраций, ауди и видео записей;
  • изготовления различных видов театра (театр картинок, кукольный, теневой, пальчиковый…); подготовке костюмов, декораций, атрибутов.

В ходе работы используется рассматривание альбомов, просмотр диафильмов, чтение и беседы по содержанию произведений; вместе с детьми совершаются экскурсии в историю: старин6ные народные костюмы, обычаи, традиции и быт.

Театральная тематика удивительно богата и разнообразна. Основу детского творчества, конечно, составляет устное народное творчество. Через неё ребёнок овладевает родным языком, получает первое представление о культуре и обычаях своего народа, о правилах поведения.
Особое место занимают русские песни разных жанров: игровые («Петушок», «Заинька, попляши), песни – байки («Жили у бабуси два весёлых гуся», «Жил – был у бабушки серенький козлик»), хороводные игры и плясовые («На горе – то калина», «Во поле берёза стояла»). Все песни включаются в театральные разминки, вызывают у детей интерес и радость, укрепляют возникшие впечатления.

Важное место занимают произведения с социально – нравственной направленностью
(В. Осеева «Плохо», «Кто наказал его?», «Просто старушка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Л. Пантелеев «Трус», «Честное слово», Л. Толстой «Старик сажал яблоню»).

Для удобства работы над художественным материалом, спектаклем тексты строятся в форме диалога.

Через них ребёнок пытается понять характер героя и разобраться в его поступках. Здесь происходит знакомство с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, гнев, горе, страх, отвращение, стыд, вина…
Каждую эмоцию ребёнок «примеряет на себя», как новую одежду, и чувствует, уютно ему или нет.

Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений: календарных, фольклорных, обрядовых.

Они являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Родители помогают подготовить костюмы, атрибуты, принимают активное участие в праздниках, развлечениях, где читают стихи, поют песни, играют роли, участвуют в играх.

Взаимодействие с социально – культурными институтами детства является очень важным при организации данной работы. Это тесная работа с Домом культуры, библиотекой, музыкальной школой через посещение детьми занятий театральной, хореографической, художественной студий.
В библиотеке организуются встречи с интересными людьми, тематические выставки, проводятся конкурсы рисунков («Как нельзя поступать», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мой родной дом»…).
Таким образом, театрализованная деятельность помогает накопить социальный опыт, который отражается дошкольниками в отношении к жизненным явлениям, расширяет и углубляет, обогащает внутренний мир ребёнка новыми идеями, чувствами, представлениями.

Вариативные формы, методы, способы и средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

— Проект «Дети — волонтёры»

— Социально значимые, благотворительные акции

— Нормативный проект «И учение, и игра»

— Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности

— Участие детей в конкурсах по безопасности жизнедеятельности

— Экологическая акция «Сохраним город чистым!»

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках:

— Реализация образовательной авторской программы «Мы живём в Санкт-Петербурге» Цель: формирование первичных представлений о малой родине, формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному и историческому наследию своего народа.

«Мастера и рукодельницы»

«Красной Пасхи дни святые»

— Проекты, образовательные ситуации, праздники патриотической направленности «Дни воинской славы»

— владение речью как средством общения и культуры:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы):

— Взаимодействие с социальными партнёрами:

— Городская станция юных натуралистов

Таким образом, идет не только приобщение детей к общечеловеческим ценностям, но и привитие любви к нашей истории, к нашему народу и нашим корням.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Консультация для воспитателей о постоениий блочной системы комплексного изучении Хакасии.

В материале раскрываются вопросы по приобщению ребенка к ценностям: семье, Родине, быту, традициям и т.п. через театрализованную деятельность.

В современном мире в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли.

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России.

Неоценимую роль в воспитании детей оказывает русский народный фольклор. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении.Фольклор в восп.

Народная игра – самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений.

Общечеловеческие ценности в жизни ребенка дошкольного возраста

Елена Литвин
Общечеловеческие ценности в жизни ребенка дошкольного возраста

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране.

Какими мы хотим видеть наших маленьких жителей Белгорода? Наверное, это зависит во многом от нас самих и от тех принципов, которые мы закладываем в сознание наших детей.

Человека в среднем характеризует его культура, духовность, нравственное воспитание, и конечно образование.

Наша культура и культура наших детей и есть отражение нашего внутреннего мира. Огромную роль в формировании культуры и личности ребенка играет этнокультурное развитие.

Сегодня воспитание становиться проблемой спасения. То, что происходит в нашем мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация. Много жестокости и насилия стало в нашем мире и все это – ставит под угрозу жизнь наших детей. Причина этому упадок нравственности в широком понимании этого слова.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому наши дети не имеют представление о добре, гражданственности, справедливости, патриотизме.

Все это говорит о кризисе в образовании и воспитании.

Что делать в этой ситуации?

Как сберечь детей? Делать из него личность или не вмешиваться?

Что в воспитании поставить на первое место?

По моему мнению, на первое место нужно поставить духовно-нравственное и патриотическое воспитание, ознакомление с традиционной отечественной культурой в дошкольных учреждениях. Это позволит рассмотреть знания детей, о традициях своего народа.

Это является ядром личности, которое благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с нашим миром.

Воспитание духовной личности возможно только совместно с семьей, государством и образовательным учреждением.

Многие родители не знают, что именно у детей дошкольного возраста происходит усвоения социальных норм, требований, образов поведения на основе подражания. Поэтому мы должны помочь родителям понять, что в первую очередь в семье должны передаваться обычаи, духовные семейные ценности, которые создавались годами и являлись культурой наследия.

Но есть проблема, наши дети лишены возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, кто смог изменить свою жизнь, передавая нам свой пример.

Многие выдающиеся отечественные педагоги считали, что воспитание рождает историю народа, его материальную и духовную культуру.

Мы – жители Белгородчины, имеем богатое культурное, духовное и героическое наследие, И должны передавать эти накопления подрастающему поколению, должны возродить обряды, праздники, наш фольклор. С помощью, которого дети дошкольного возраста могут иметь представления о своем народе, культуре, быте.

У детей с малых лет развиваются чувства, характер, которые связывали его непосредственно со своим народом и своей страной.

Слушая фольклорные произведения, разучивая их, дети познают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, в них воспитывается нежность и любовь к своим предкам и обычаям.

Любой край, даже небольшой уголок нашей необъятной страны имеет свой образ и неповторимость.

На сегодняшний день наша Белгородская область уделяет повышенный интерес к народной культуре, православным традициям и духовно-нравственному воспитанию.

Как не потерять связующую нить с прошлым и привить нашим детям духовно-культурное наследие своего родного края?

Мы жители Белгородчины должны раскрывать основы понимания народного искусства тем самым образом прививать любовь к родным местам.

Для реализации и изучения национально-культурных традиций в Белгороде был создан музей краеведения, русской старены, где дети знакомятся с предметами обихода труда, одеждой, орудием труда наших предков.

Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, помним, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

Мы педагоги владеем ключевою ролью в создании оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.

Мы должны взять в практику знакомить с традициями своей местности наших детей.Для успешной работы в этом направлении нужно выполнять несколько важных условий:

– непосредственное участие родителей с детьми в концертных исполнениях, календарных празниках, семейных обрядов (напоминание как о прошлом опыте наших предков).

– мы должны использовать и прививать опыт наших предков в непосредственной жизни ребенка.

– прививать родителям традиции и обычаи Белгородчины.

– обязаны воспитывать патриотов нашего Белгорода, которые должны обладать высокой нравственностью, гражданской ответственностью и духовной культурой.

– стараться использовать фольклор нашего края во всех его проявлениях (песни, поговорки, пословицы, потешки) – это является важнейшим воспитательным фактором.

Мы педагоги, имеем дело с детскими душами, но и сами должны совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть примером для своих воспитанников.

В нашем детском саду была оборудована комната «Русской избы».

Создавались наглядные пособия «Мой белый город как ты красив…». Совместно с родителями и детьми изготовили «Семейное древо» для каждой семьи. Проводили конкурс «Родное Белогорье», с помощью творческих работ наших детей мы показали, как дорожим своим родным краем.

Проводили беседы с детьми о предках, какими ремеслами они владели? Какими были мастерами? Какие в то время пели песни их бабушки и прабабушки? Как справляли праздники? Как учили различать добро и зло?

Знакомили детей с русскими старинными праздниками, обогащаем знания том, как они проводились и назывались.

Знакомим со старинным наследием нашего Белгорода, о том, что когда-то было забыто это – «Емелина неделя» (неделя перед масленицей).

В старину на Белгородчине эту неделю веселили и развлекали детей: проводились забавы, рассказывались сказки, проводились разнообразные игры.

Также оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага

Благодаря этому всему у детей формируется гражданская позиция. Благодаря этому дети учиться не только любить и знать свой народ Белгорода, но и беречь его.

Если наши дети будут воспитываться на обычаях и истории наших предков, они не захотят покидать родной уголок, они отдадут свой труд, ум, свою преданность Белгородчине чтоб она крепла и развивалась.

1. Осыков Б. Родное Белогорье. – М. : Белый город, 2006.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – 2007

3. Кондыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М. : Аркти, 2005.

5. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством/Т. А. Бударина.-Санкт-Петербург: «Детство-Пресс».

6. Дошкольноеобразование Белгородчины: Проблемы. Находки. Опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области 2008г. – Выпуск 2. ст. 4, 100, 186, 251.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Домашние животные в жизни ребенка» С каждым годом в нашем сознании, в общество происходят необратимые последствия, мы не замечаем как, мы взрослые лишаем наших детей счастливого.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.

Статья «О здоровом образе жизни» Как только просыпаешься, Зарядку делай, друг. Тогда лишь только радостным Будет все вокруг… Здоровым быть, это здорово! Каждый человек.

Статья «Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами Анализ реальной ситуации, сложившейся.

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Хименко С. В. – воспитатель Ельцова М. А. – воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование нравственных.

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни У Детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование. Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь.

Статья «Театрализованная деятельность дошкольного возраста» Общеизвестно, что человек без коммуникативных навыков не может жить среди людей, развиваться и творить. Поэтому на государственном уровне.

Статья «Творческое саморазвитие ребенка» Новые законы в образовании, потребность в адаптации к новым условиям и требованиям, говорит нам о том, что дети должны обладать потенциалом.

Общечеловеческие ценности и их формирование

В статье рассматриваются понятия общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций, раскрываются особенности их формирования у детей дошкольного возраста. Определена роль учреждения дошкольного образования в формировании общечеловеческих ценностей, основные компоненты: наблюдения в разных видах деятельности, беседы с детьми и родителями по проблемам индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, образцы поведения, взятые из сказок, художественных произведений, выявление причинно-следственных связей между поведением и поступками людей
в процессе игр и др.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, ценностные ориентации, формирование, осмысление, педагоги.

In this article we consider the ideas of common to humanity values and valuable orientation. We reveal the special feature of their forming
into under age schoolchildren. We define the role of preschool education system in forming of common to humanity values, basic components: observation in the different activities, holding discussions among children and their parents about individual and age group peculiarities, models of behavior from fairy tales, works of art, analyze the behavior and actions of people during the games and so on.

Key words: the ideas of common to humanity values, valuable orientations, forming, comprehension, teachers.

Система ценностей — основа для формирования образа жизни, от которой напрямую зависит мировоззрение человека о счастье и смысле жизни. Общечеловеческие ценности регулируют его повседневные действия, поведение и деятельность в разных сферах: преобразовательной, познавательной, художественной, общения и потребления. Общечеловеческие ценности словно подсказывают, как поступать в конкретных ситуациях в процессе взаимоотношений с другими людьми, дома и на улице. Таким образом, они определяют «лицо» человека и носят всеобъемлющий характер.

Разрушение духовно-нравственных ценностей, рост жестокости, алкоголизма и наркомании, суициды среди детей и молодёжи, доминирование материальных ценностей над духовными приводят к искажению представлений о добре, милосердии, человеколюбии, гражданственности. Вот почему проблема формирования общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особую актуальность.

В педагогике ценность понимают как субъективную значимость свойств и качеств предмета, явления, обстоятельств в конкретной ситуации. Ценность может быть только положительной и представляет собой культурный феномен социума, возникающий в процессе предметно-опосредованных отношений между субъектами, обладающий положительным смыслом и выступающий в качестве внутреннего регулятора человеческих действий [3, с. 396]. Личностные ценности — это устойчивые «консервированные» отношения с миром, запечатлённые в обобщённых и переработанных представлениях, установках [2, с. 38]. Ценностные ориентации являются единством ценностно-нормативных, социальных и рациональных начал и выступают в качестве основного показателя уровня развития духовности человека, способа его приобщения к общественной жизни, культуре через формирование внутреннего субъективного мира. Проще говоря, ценностная ориентация — это направленность личности на определённые ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т.д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них [1, с. 43].

Именно в дошкольном возрасте создаётся широкая основа для формирования первичных социально-значимых ценностей и нравственно-этических критериев. Ребёнок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения морали, подчинять своё поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Каждый индивид рождается в объективной социальной среде, в её рамках он встречает значимых людей, ответственных за его социализацию, — родителей, воспитателей, учителей. Именно они выступают в качестве посредников между ребёнком и окружающим миром благодаря идеалам, нормам культуры, которые соответствуют его социальному положению, индивидуальным особенностям. Ребёнок принимает роли и установки, интерпретирует их и делает своими собственными. Вместе с ними воспринимает и систему ценностей. Первоначально оценивает только чужие поступки (других детей, литературных героев), но в среднем дошкольном возрасте оценивает действия героев независимо от того, как он к ним относится, а также может обосновать свою оценку.

К четырём годам ребёнок приобретает способность оценивать своё поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые усваивает. Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения правил и норм поведения. Одновременно накапливается практический опыт непосредственного взаимодействия с окружающими. Социальные ценности становятся значимыми для самого ребёнка посредством преобразования эмоциональной сферы, которую он начинает связывать с правилами поведения и взаимоотношений людей. К концу дошкольного периода осуществляется переход от эмоционально-непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям. Понимание такого непростого механизма формирования у ребёнка общечеловеческих ценностей важно и для педагогов, и для родителей.

Обозначенная проблема отражена в работах О. Широких, Н. Космачёвой, Н. Полковниковой, И. Комаровой, Н. Ершовой, Н. Султановой, Т. Галактёнок, В. Петровой, Т. Стульчик, Л. Подолинской, Е. Арнаутовой и других авторов. Нравственные ценности у них тесно связываются с нравственными качествами. Акценты делаются на таких главных моральных качествах, как трудолюбие, чувство любви к Родине, уважение к нравственным нормам, терпимость, человеколюбие, щедрость, послушание, честность, правдивость, доброта, ответственность, заботливость, физическое здоровье [4; 5].

О. Широких и Н. Космачёвой определена роль учреждения дошкольного образования в становлении ценностных ориентаций у детей. Указанные авторы выделяют следующие компоненты процесса формирования общечеловеческих ценностей.

Во-первых, важны наблюдения в различных видах деятельности, беседы с детьми и родителями по проблемам индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их возможностей, интересов, потребностей, переживаний.

Во-вторых, необходимы образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Упор — на работу со сказками, притчами, обрядами, на игры, художественные произведения. Сопоставляя действия персонажей, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности; у них на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций.

В-третьих, следует способствовать осмыслению ребёнком ценностей, усиливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Игры «Как проводит вечер семья», «Строительство нового детского сада», «Бюро добрых дел нашего города», «Больница» и на другие подобные темы призваны дополнительно формировать представления о нравственных ценностях, предлагать возможность нравственного выбора. Важно ориентировать детей на умение видеть доброе, положительное в действиях других сверстников, учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации вместе, а не смеяться над слабостями других [6, с. 43—44].

Н. Полковникова для формирования общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного возраста предлагает использовать воображаемые ситуации, игры-драматизации, придумывание сказок, шутки и юмор, игровые упражнения, направленные на формирование доброжелательных отношений. Автор утверждает, что воображаемые ситуации помогают детям продумать и предложить собственное решение в случаях, когда их вымышленные сверстники проявляли следование ценностям или игнорировали их в словах и поступках [4, с. 98—99]. Метод воображаемых ситуаций использовался отдельно либо включался в рассказы воспитателя, индивидуальные и групповые беседы с детьми, в свободную деятельность старших дошкольников. Дети, опиравшиеся на эмоциональные проявления и словесные пояснения воспитателя, постепенно начинали самостоятельно эмоционально откликаться на описываемые обстоятельства, что выражалось в мимике, жестах и речевых реакциях.

Н. Полковникова пишет о важности оценивания действий персонажей. Дети под руководством педагога придумывали небольшие вымышленные истории, коллективно или самостоятельно их рассказывали по предложенной теме, соответствующей определённой ценности, например: «Как Витя другу помог», «Добрый поступок». Когда сходные воображаемые ситуации имели свои истоки в реальных событиях детской жизни, наблюдались воспитателем, становились причиной конфликтов среди детей, тогда они вызывали у воспитанников повышенный интерес. Это могли быть также сказочные герои, тесно связанные с литературным образом, свойственной им характеристикой. При разыгрывании сказок особое внимание педагогам рекомендуется обращать на эмоциональные проявления участников и зрителей, что расширяет возможности и развивает ценностные отношения у детей, т.к. образы героев несут в себе оценочное значение. Дети таким образом проявляют собственные ценностные отношения на основе стереотипов, а затем выражают личную оценку в соответствии с рассматриваемыми обстоятельствами [4, с. 99—100].

Успех формирования общечеловеческих ценностей в учреждении дошкольного образования, конечно же, напрямую связан с личностными и профессиональными качествами педагога. В первую очередь, он должен быть высоконравственным, культурным, творческим человеком, любить детей и свою работу, иметь высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Педагог сам должен ориентироваться на нравственные ценности, быть хорошим примером для воспитанников.

Проблему формирования общечеловеческих ценностей можно успешно решать только совместными усилиями работников учреждения дошкольного образования и семьи. При этом сотрудничество педагогических коллективов с родителями необходимо планировать по следующим направлениям: непосредственное воздействие педагога на совершенствование семейного воспитания; опосредованное воздействие — через детей и общественные организации. При этом должна действовать система педагогического всеобуча родителей через дома культуры, клубы, консультации. Не менее важно планомерно вовлекать родителей воспитанников в общественно полезную деятельность в учреждении дошкольного образования и по месту жительства (через родительские комитеты, в качестве тренеров, шефов). Актуальна систематическая работа по обобщению передового опыта семейного воспитания (на родительских собраниях, заседаниях круглого стола с обсуждением проблемных тем, собраниях трудовых коллективов).

В заключение ещё раз подчеркнём, что только совместными усилиями педагогов учреждения дошкольного образования с родителями и близкими ребёнка можно добиться устойчивых результатов в формировании общечеловеческих ценностей у детей. При этом необходимы единые воспитательные задачи и методы педагогического воздействия. Педагогам также важно формировать у родителей ответственность за создание благоприятного психологического климата в семье, обогащать их знаниями детской психологии, педагогики и этики, раскрывать особенности формирования у детей нравственных ценностных ориентаций.

Поступила 07.04.2014 г.

1. Вакульчик, И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников / И.В. Вакульчик, Н.Н. Сычевская // Сб. науч. статей молодых исследователей; редкол.: Л.Ф. Мирзаянова (гл. ред.) [и др.]. — Барановичи: Баранов. гос. высш. пед. колледж, 2003. — 206 с.

2. Гавриловец, К.В. Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в нравственном воспитании / К.В. Гавриловец // Адукацыя i выхаванне. — 2010. — № 11. — С. 37—43.

3. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие / Н.В. Михалкович [и др.]; под ред. Н.В. Михалковича. — Минск: Тесей, 2006. — 400 с.

4. Полковникова, Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации / Н. Полковникова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 10. — С. 96—105.

5. Феоктистова, Т. Из опыта духовно-нравственного воспитания старших дошкольников / Т. Феоктистова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — С. 30—32.

6. Широких, О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций / О. Широких, Н. Космачёва // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 4. — С. 42—46.

Ольга КРАВЦОВА,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры общей и дошкольной педагогики,

Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания

На современном этапе развития общества вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций процесс социокультурного развития подрастающего поколения приобретает особую значимость с позиций научного рассмотрения. Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми для любого человека в любой сфере деятельности, характеризуют представителей всех этнических культур. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, ответственность. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания [2,С.18].

Н.Мельникова указывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях:

– развитие положительного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений;

– развитие эмоциональных реакций адекватных ситуации проявления ценностных представлений;

– актуализация общественно значимых ценностных представлений через их узнавание в новых контекстах;

– знакомство с понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро — зло, правда — ложь, труд — лень, безделье, щедрость — жадность и др.;

– обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;

– воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим;

– развитие умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности;

– формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений[4,С.31].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [5].

Цели процесса формирования социокультурных ценностей личности:

1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции);

3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

Задачами формирования социокультурных ценностей личности являются:

1. Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации личности;

2. Создание педагогической ситуации для самореализации воспитанника;

3. Развитие коммуникативных способностей воспитанников;

4. Формирование активной жизненной позиции воспитанников;

5.Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

6. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников;

7. Создание условий для нравственного самовыражения личности;

8. Выстраивание отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности воспитанников.

Дети в дошкольном возрасте узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие конкретному обществу, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества. В этой связи особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям[3].

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства [1, С.55].

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином[5].

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка. Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей.

Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц.

Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. Именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления о правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя. Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду. У дошкольников в процессе грамотного формирования социокультурных ценностей приобретается опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка. Педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей и их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении и повышать педагогическую культуру родителей[3].

1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС [Текст] / Р. С. Буре. М.: «Мозаика-Синтез». 2015. — 80 с.

2. Ежкова, Н. С. Ребенок в мире ценностей: теоретико-методический аспект / Н. С. Ежкова // Управление дошкольным образовательным учреждением.–2011.–№4.–С.18-32.

3. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru

4. Казакова, Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада [Текст] / Н. В. Казакова // Воспитатель ДОУ. 2008. -№ 12. — С.31–36.

Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска

Дата публикации: 29.08.2014 2014-08-29

Статья просмотрена: 1608 раз

Библиографическое описание:

Волкова Е. В. Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 281-284. — URL https://moluch.ru/archive/73/12398/ (дата обращения: 12.03.2020).

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Ключевые слова:дети «группы риска», личность, внеурочная деятельность, ценности, педагогический процесс.

Процесс становления и развития личности учащихся в настоящее время в системе образования занимает весьма значительное место. Наряду с этим формирование отдельных личностных качеств у школьников, отвечающих всем требованиям времени, лежат в основе всех учебных дисциплин, преподаваемых во всех типах средних общеобразовательных и высших учебных заведениях нашей страны.

Анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей показывает важность того, что человечество, на протяжении тысячелетий, оставило бесценное педагогическое наследие. В котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечества в целом, свидетельствующее о корнях цивилизации, исходящих из одного источника — так называемого человеколюбие. Во всех странах система образования всё больше и больше опирается на эти ценности.

Вопросы о подобного рода ценностей ставились в работах таких философов, как И. М. Попова, А. А. Ручки, А. Г. Здравомыслова, психологов — В. Н. Мясищева, В. А. Ядова, педагогов — В. А. Караковского, Л. А. Степашко и др.

Следует выделить работы В. А. Караковского и А. В. Кирьяковой, в которых осмысляются сущность и педагогическая значимость общечеловеческих ценностей, анализируются педагогические условия формирования в учебно-воспитательном процессе в школе.

Человеческое общество в настоящее время характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей сегодня является основным направлением единого процесса социализации личности и наряду с трудовым, идейно-политическим, семейным, эстетическим, физическим воспитанием, олицетворяет выработку и развитие человеческой морали [4, с. 17].

Система общечеловеческих норм и ценностей, сложившая в современном обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности, благодаря ее активной внутренней позиции, в процессе ее реальных действий, требующих нравственного выбора и ответственности за них. Высшая цель воспитания на основе общечеловеческих ценностей — это достижение идеала всесторонне гармонически развитой личности в условиях современных общественных отношений. Процесс воспитания в целом как актуальная педагогическая проблема должен строиться с учетом сочетания существующей в обществе морали с прогрессивными ее изменениями, ведущими к обновлению общественной жизни.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности является важным процессом всестороннего преобразования подрастающего поколения, делающим его способным стать субъектом собственно гуманистических отношений. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей в педагогической деятельности является процессом обретения человеком гармонической целостности развития и самостоятельной устремленности к созиданию и творчеству безотносительно к любым выгодам и материальным наградам [2, с. 53].

Сейчас, когда идет процесс интенсивного сближения народов мира во всех областях человеческих отношений, очень важно, чтобы общечеловеческие заветы о добре и человеколюбия были востребованы и претворены в жизнь через всех видов воздействия на человека, прежде всего, через внедрение во все учебные дисциплины средних общеобразовательных школ, через организации внеклассных и внешкольных занятий, экскурсий на природу и т. д.

Внеклассная воспитательная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на урок. Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободноевремя, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения — опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Всё чаще в нашем обществе можно наблюдать детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития. Каждый второй ребёнок из пятидесяти учащихся в школе относится к «группе риска».

Чаще всего у детей проявляется равнодушие к себе, насилие над другими людьми. Особенно распространена устойчивая ложь и прогулы, с чем так борется каждая школа нашего времени.

Все отклонения в повелении детей связаны не только с положением в семье, но и с нарушением одного из важнейших прав детей — право на уровень жизни, необходимый дл физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, выделяется значительная группа причин, которые нарушают другое базовое право ребёнка — право на образование. Эти причины связаны с отсутствием в образовательных учреждениях, которые посещают эти дети, вариантных образовательных программ, рассчитанных на детей разного уровня способностей и развития, диагностических методик и технологий, позволяющих своевременно выявлять проблемы обучения и воспитания ребёнка и вносить соответствующие изменения в программу обучения, организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав детей, и контроль за их соблюдением в системе образования.

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны — само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» [1, с. 28].

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков осуществляется в условиях внеурочной деятельности. Именно во вне урочной деятельности дети «группы риска» знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение детей в сферу досуговой деятельности, так как здесь они более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение [5, с. 112].

При рассмотрении вне урочной деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с детьми «группы риска» — объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия вне урочной деятельности на детей «группы риска» во многом зависит от выбора форм как важных приёмов выражения содержания деятельности. Форма — это сочетание способа и средств организации вне урочной деятельности, обусловленное его содержанием [6, с. 7].

Организационные формы работы должны быть направлены на развитие познавательных интересов и способностей. Возможен дифференцированный подход в выборе тех или иных форм, обеспечивающий эффективность их воздействия. Одна из таких форм — художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести — массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Яркой формой организации зрелищных представлений являются балы и карнавалы.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии ребёнок познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Встречается такая форма, как познавательно-развлекательная, где игра теряет свою «сказочность», «таинственность» и на первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Особую роль в развитии духовных начал личности ребёнка, её социализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы учащихся, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

Таким образом, формы внеурочной деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности учащегося, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Одной из основных сторон внеурочной деятельности является эстетическое воспитание. Его цель — развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в свою деятельность с помощью организации шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («Мисс-лето», «Джентельмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

В процессе направленного воспитания личности учащегося, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой — идёт своеобразная дифференциация способностей учащегося, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация ученика, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном эстетическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между учащимися, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Необходимо создание целой программы для каждого образовательного учреждения, для реализации работы по формированию общечеловеческих ценностей у детей «группы риска». Если усилится внимание к подобным детям, то и численность преступных действий сократится [3, с. 178].

Общечеловеческие ценности можно разделить на четыре группы и охарактеризовать каждую из них одним словом: Мир, Труд, Справедливость, Добро. Они служат основой становления человека мыслящего, достойного внимания и общепринятого в обществе.

Именно поэтому нужно создавать комиссии по работе с выявление детей «группы риска», вовлечение их в совместную работу, привлечения их к организационным моментам учреждения и жизни общества.

Экскурсии, походы, совместные эксперименты, лабораторные опыты, общественная работа, кружки, театральные постановки, викторины, конкурсы, анкетирование — всё это может послужить перевоспитанию детей и развитию у них общечеловеческих ценностей.

Осознание и принятие человеком общечеловеческих ценностей как личностных — это длительный и неравномерный процесс, который зачастую продолжается в течение всей жизни. Одни ценности человек усваивает раньше, другие позже, некоторые может так и не осознать как ценность — это зависит от множества фактов, причин, обстоятельств, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Но образование, осознавая свою ответственность за будущее подрастающего поколения, не только может, но и должно делать всё возможное для создания благоприятных условий осознания и принятия нашими детьми непреходящих вечных общечеловеческих ценностей, что послужит основой их успешной интеграции не только в общество своей страны, но и в мировое сообщество, станет путеводной звездой в их благородной деятельности на службе Добру, Красоте, Истине.

1. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен//Педагогика. — 2010 № 9, 28–33 с.

2. Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. — Ростов н/Д., 2006. — 320 с.

3. Гирфанова Л. П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как общечеловеческим целям образования//Педагогический журнал Башкортостана. — 2010 № 4(29). — С. 173–178

4. Гирфанова Л. П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска», У.- Изд. БГПУ, 2007. — 155 с.

5. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 2002. — 288 с.

6. Назарова Н. Б. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков «группы риска»//Интеграция образования. — 2009 № 1. — С. 7–12

Статья по теме: “Использование общечеловеческих ценностей по формированию духовного становления школьников”

А. Барбюс сказал: “Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» .

Изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед школой большие задачи, требуют переосмысления ценностей. Отрицательные явления в общественной жизни последних лет особенно остро затрагивают детей и молодежь, которые ощущают нехватку тепла, внимания, соучастия. В нашей школе достаточно успешно организована эта работа.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

А. Барбюс сказал: “Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, и надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» Изменения, происходящие в современном обществе, ставят перед школой большие задачи, требуют переосмысления ценностей. Отрицательные явления в общественной жизни последних лет особенно остро затрагивают детей и молодежь, которые ощущают нехватку тепла, внимания, соучастия. Общественные интересы у молодежи сегодня отходят на второй план, они больше стремятся реализовать себя в личной жизни, на первый план ставится материальная сторона и игнорируются государственные и общечеловеческие интересы. Современная молодежь вследствие агрессивного воздействия внешней среды зачастую воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни. Его характерными чертами становятся отсутствие духовности, толерантности, эмоциональная неразвитость. Обостряется конфликт между родителями и детьми. Средствами массовой информации молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины и духовные ценности, а криминальная героика.
Если мы признаем, что абсолютной ценностью воспитания становится ребенок, человек как “мера всех вещей’, то воспитание должно быть гуманистическим и личностно ориентированным процессом.
Какие же должны быть критерии направленности воспитания?

Это приверженность к духовным и материальным ценностям, направленность на общественные потребности, готовность соблюдать нормы морали, стремление иметь свою позицию, понимание ценности человеческой жизни, стремление к самоутверждению.
На этапе, когда общество вступает в рыночные отношения, это может стать разъединяющей ценностью, т.к. в 40 % случаев отмечается вообще отсутствие социально значимых целей в жизни, преобладают мотивы приспособления к новой социально-экономической ситуации.
У ребят с общественно-прогрессивной направленностью наблюдается преобладание духовных ценностей, гармонично сочетаются общественные и личные интересы. Образцами для подражания им служат герои российской истории, литературные персонажи, и совсем редко – наши современники.
Нравственные и эстетические ценности человечество вырабатывало веками, тысячелетиями. Это нашло отражение в различных культурах, религиях. Без моральных ценностей немыслимы воспитание, обучение, развитие школьников. Общечеловеческие в своей основе, они дополняются национальными, местными. Нравственность на Руси всегда была стержнем личности. Отказавшись от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь народа. Мы помним, что детские ценности неизбежно переходят во взрослые, социально значимые нравственные ценности, только позднее они дополняются конкретным содержанием, приобретают национальные черты, вступают в сложные контакты с многогранной жизнью.

Острота ситуации, сложившейся в современной школе, ни у кого не вызывает сомнений. Выход из этой ситуации – поворот школы к духовности, нравственности. Для мыслящего и смотрящего вперед человека главной ценностью, несомненно, является правильно воспитанный и социально зрелый ребенок, который служит основным критерием будущего.

Воспитание нравственности, духовности начинается с малого, но ведет к ответам на самые глобальные вопросы, встающие перед человеком: кем

быть? Каким быть? С чего начать подготовку детей к ответам на

эти вопросы? Традиционное начало — классные часы и беседы на тему: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» В детском саду и начальной школе они эффективны, но в средней школе требуется нечто иное. Особенно важен поиск новых способов и средств нравственного воспитания для сельской школы.
Для изучения некоторых аспектов нравственного становления учащихся средних и старших классов и определения эффективности форм и методов нравственного воспитания в школах проводятся тестирования.
В результате проведенной диагностики были выявлены особенности ценностных ориентаций сельских подростков. Общинный характер взаимодействия обусловливает высокую степень развития эмпатийных качеств (чуткость, забота об окружающих, терпимость к недостаткам других и пр.) поэтому приоритетными для подростков, обучающихся в сельских школах, являются личностно значимые духовные ценности, а также ценности взаимоотношения. Замкнутость круга общения приводит к ограниченности и неопределенности системы жизненных целей сельских подростков. Они полны решимости действовать, добиваться всего собственным трудом.

Безусловно, все направления работы способствуют формированию нравственных качеств (коллективизма, чувства долга, ответственности любви и др.), и нравственного сознания личности сельских школьников. Но, на наш взгляд, в школах также необходимо проводить мероприятия и дела, предусматривающие разъяснение смысла понятий «нравственный облик человека», «нравственное самосознание» «общечеловеческие нормы нравственности», а также объяснение, почему надо быть добрым, почему человеческая жизнь является высшей ценностью?.
Наиболее распространенной формой работы по формированию нравственности и, в частности, такого нравственного качества, как патриотизм, является создание в сельских школах различных музеев. В нашей школе тоже имеется специально о6орудованный кабинет, небольшой краеведческий музей, в котором собраны образцы предметов быта, труда и повседневной деятельности жителей местности ( в частности необходимые предметы местного кустарного производства валяния валенок), стенды, описывающие историю села, школы. При детской организации в школе создана поисково-исследовательская группа «Юный следопыт». Членами группы собран материал о ветеранах педагогического труда, о педагогах-ученых, материал о ветеранах ВОВ, ветеранах тыла, ветеранах труда, участниках горячих точек. Часто уроки культуры родного края проводятся в краеведческом музее. Насыщенная жизнь школы сама способствует накоплению музейного материала, как продукта педагогической и образовательной деятельности.
С целью воспитания интереса у школьников к истории района, республики классными руководителями разработаны годовые программы для каждого класса по изучению родного края и истории школы. Данные программы помогают учащимся лучше изучить свой край, район, глубже понять особенности природы, культуры, истории, формируют у учащихся интерес и привязанность к родному народу, патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Ежегодно организуется краеведческий конкурс «Лучшая находка года». позволяющий пополнить

Не теряется и связь поколений. Организуются встречи с интересными людьми. В частности, школу посетил выпускник 1948 года, ныне подполковник в отставке Мочалов Павел Васильевич. Также приятно было видеть выпускника 1940 года Риманова Петра Андреевича, участника ВОВ, ныне жителя Калининграда. Еще одна встреча надолго запомнилась детям. Это приезд в школу писателя-краеведа Святского Александра Ивановича и презентация его книги о нашей местности «Деревни на Анише».

Эти встречи носят не только воспитательное направление, но и

имеют профессионально – ориентационный характер.
Формирование экологического мировоззрения, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воссозданию в школе стало частью патриотического воспитания. В школе действует экологический центр, координируюший всю работу в этом направлении — уроки экологии, участие в районных экологических движениях, походы по изучению родной природы, обработку исследовательского материала, создание «экологической тропы».

Школа активно участвует в таких мероприятиях, как операция «Посади дерево и сохрани его», организуются работы по очистке родников. Осенью этого года на территории школы заложен мини-питомник по выращиванию саженцев черной смородины. На экологическую тему создаются проекты. Проводятся такие праздники: «День птиц», конкурс «Лучшая кормушка»
Воспитанию уважения к своему народу подчинены многие мероприятия: праздники, подготовленные совместно с родителями учащихся: «День пожилых», «День учителя», «Масленица, «Вахта памяти», «Зарница», «Международный женский день 8 марта», «Ура, у нас каникулы», «День защиты детей». Все конкурсы и творческую программу дети готовят совместно с родителями. Три раза в год в деревне проходит «вахта памяти», посвященная дню Защитника Отечества, дню Победы и воину-интернационалисту, погибшему в Афганистане, выпускнику школы. Эти мероприятия объединяют всех жителей деревни. Школьники готовят гирлянды, возлагают их к памятнику погибшим воинам, в эти дни проводятся торжественные линейки, у памятника собираются жители деревни. К дню Защитника Отечества приурочен ежегодный праздник — военно-спортивная игра «Зарница» для среднего звена, игра «Зарничка» для младших классов. Учащиеся показывают знания основ безопасности жизнедеятельности, навыки ориентирования на местности, элементарные знания по начальной военной подготовке. Ежегодно на базе школы проводятся районные лыжные соревнования, посвященные воину-интернационалисту Р.Петрову. На этих соревнованиях прнимают участие не только лыжники нашего района, но приезжают из соседних районов, из соседней Татарии.

Воспитание гражданина. патриота невозможно без использования такого важнейшего средства, как детское самоуправление. В течение пяти лет в школе действует детское объединение «Родничок», в которое входят учащиеся 1-9-х классов. Дети являются членами областной детской организации. Всей работой руководит выбранный учащимися лидер. А лидера направляет старшая вожатая.
Инструментом формирования нравственности может служить разработка законов жизни коллектива, принятых на общем собрании учеников и учителей.

Так, например, в нашей школе коллективом утверждены такие законы:
Закон права:
запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе!
Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон любви: любовь — наиболее уважаемое чувство, не стесняйся ее.
Закон сочувствия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории!
Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Закон милосердия: проявляй внимание и заботу по отношению к пожилым, они — хранители нашего прошлого.
Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. но. отстаивая свою свободу, ве забывай о свободе других.
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о духовной силе, долге, благородстве. достоинстве!

В нашей школе достаточно успешно организована работа по формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, уважение к старшим, бережное отношение к Природе.
Научно-технический прогресс, перевод экономики на рельсы интенсификации выдвигает повышенные требования к подготовке и квалификации кадров. Сегодня нашей стране нужны высоконравственные, инициативные и творчески мыслящие специалисты, рассматривающие труд как первую жизненную потребность. Именно поэтому, важнейшей задачей всей системы нашего образования является коренное улучшение постановки трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, подготовки их к жизни и труду. Без труда немыслимо целостное развитие способностей человека. Об этом говорил наш великий просветитель И.Я.Яковлев. В творческом труде он видел источник истинного общего образования, рождающегося изнутри, а не навязанного извне. Такое образование не утрачивается с годами, оно остается собственностью человека на всю жизнь

Территория школы большая, но здест всегда чисто. Дорожки аккуратно подметены, кустарники подстрижены, нигде нет мусора, даже конфетных бумажек. Порядок поддерживается самими учениками. Наверное, поэтому везде порядок.

Имеется и участок, на котором выращиваем овощи, большой фруктовый сад, плантация черной смородины. Вся продукция поступает в школьную столовую для организации горячего питания учащихся. Всю зиму учащиеся получают витаминизированные блюда: это салаты, винегрет, чай с вареньем, компот из сухофруктов. Ежегодно принимаем участие на районном конкурсе пришкольных участков. В 2003, 2006, 2009 годах заняли первые места на республиканском конкурсе пришкольных участвов, организуемого Домом детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер».

Итак, духовность – это такая организация жизни детей, при которой каждый ребенок стремился бы постоянно «вочеловечивать» все явления окружающего мира и становился бы причастным к этому миру. Чтобы ребенок, котого мы творим, отвечал не только за свое сегодняшнее поведение, но и за будущее. Ведь от того, насколько видит человек высший смысл своего бытия, зависит его нравственный облик.

Читайте также:  Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности!
Ссылка на основную публикацию