Финансовые игры для детей и подростков – как научить детей финансовой грамотности

Финансовые игры для детей

Всем привет! Я уже не раз писала про финансовую грамотность детей и то насколько она важна. Вот моя статья об этом. А сегодня разберем подробнее. Чем полезны финансовые игры для детей? Как с их помощью научить «считать сдачу», планировать бюджет и откладывать на новый смартфон.

Финансовые игры для детей

Что такое финансовая грамотность. Финансовая грамотность — это умение планировать свой бюджет , грамотно распоряжаться личными средствами. Это и понимание , какой кредит вы осилите , а какая сумма будет не подъемной. Это то , как лучше вложить накопления , чтобы обеспечить себе достойную старость.

Зачем обучать детей финансовой грамотности

Финансовая грамотность детей — основа успешного будущего. Понимание как тратить и копить с умом позволит избежать многих ошибок.

Расскажите сыну или дочери о том , что деньги не берутся из воздуха , их нужно заработать. Что если откладывать небольшие суммы , то можно скопить на ценную вещь. Не забывайте и о финансовой безопасности , приучите школьника всегда проверять сдачу и рассказывать посторонним о своих сбережениях.

Все мы знаем , что ребенок лучше всего запомнит новое в процессе игры. Финансовые игры для детей типа «Магазин» или «Размен» подойдут и для пятилеток. Со школьниками можно устраивать квесты в супермаркетах , практиковать совместные покупки.

В идеале к подростковому возрасту ( 14 лет) ребенок должен понимать:

    Деньги нужно заработать , накопить , одолжить или взять в долг

Знать основные статьи расходов семьи ( коммунальные услуги , питание , обучение , покупка необходимой одежды и обуви)

Уметь планировать свои расходы исходя из еженедельной суммы карманных денег

  • Суметь «прожить» выходные на фиксированную сумму ( купить продукты)
  • Игры 5-11 лет

    Финансовые игры для детей от пяти лет дадут представление о деньгах , о том , зачем они нужны и откуда берутся. Как можно приумножить свои сбережения , какие опасности при этом подстерегают. Ребенок перестанет чувствовать себя сторонним наблюдателям при походах в магазин. Да и клянчить вкусняшки и игрушки будет в разы меньше.

    Продавец-покупатель

    Все мы в детстве играли в «Магазин», расплачиваясь в нем листочками деревьев или фантиками конфет. Для повышения финансовой грамотности ребенка листики или нарезанную бумагу заменяем более правдоподобными купюрами , например , из банка приколов.

    В чем плюсы:

      Дошкольник освоит основные арифметические действия ( сложение , вычитание);

    В игровой форме запомнит , как выглядят купюры и монеты разного достоинства;

    Научиться элементарным навыкам планирования расходов;

  • Меняйтесь ролями с ребенком. Позволяйте ему выбирать товары для магазина и устанавливать цены на них.
  • Размен

    Цель этой финансовой игры для детей — познакомить с номиналом купюр и монет , правилами размена денег. Игры с пятилетками начните с монет. Пусть малыш внимательно их рассмотрит , научится отличать по цвету и размеру.

    Объясните ребенку , что 10 рублей можно получить разными способами. Например , сложив две монеты по 5 рублей или четыре по 2 рубля и две достоинством в рубль. Потом переходите к купюрам.

    Предлагайте ребенку разменять вам небольшую сумму из его карманных денег. Таким нехитрым способом вы научите дошкольника счету и дадите первые представления о размене денег. А ученик начальной школы будет легче ориентироваться в купюрах и их номинале.

    Контроль за покупками

    Совместный поход в магазин — отличная возможность привить азы разумного потребления и финансовой грамотности ребенку. Вместе составьте список покупок.

    Что нужно для приготовления обеда ( ужина) другие необходимые товары ( зубная паста , мыло). Предложите ребенку контролировать процесс. Если он умеет читать , пусть отмечает в списке , что вы уже купили , а что еще нет.

    Объясняйте , почему вы покупаете тот или иной продукт ( цена — качество). Договоритесь , что из списка ребенок может выбрать сам.

    Груша-Яблоко

    Игра , объясняющая важность планирования. Предложите ребенку нарисовать яблоко , а потом на оборотной стороне листа грушу. Когда все будет готово. Попросите его вырезать вам и яблоко , и грушу. Скорей всего сделать это он не сможет. Объясните ребенку , необходимость планирования. Если нужно два рисунка их располагают на бумаге рядом. Что покупки планируются исходя из семейного бюджета.

    Игры для подростков

    Вы наверно замечали , что в 12-14 лет ребенок зациклен на своих желаниях. Он в одночасье может потратить полученную в подарок крупную сумму , чтобы угостить друзей едой или сводить всю компанию в кино.

    Подростку хочется доказать свою взрослость , подключите его к планированию расходов. Несложные квесты научат ребенка отличать нужное от сиюминутных желаний , понимать последствия своего выбора.

    Планируем бюджет семьи на выходной день

    Предложите сыну или дочке полностью спланировать траты всей семьи на воскресенье или субботу , а потом проконтролировать. Установите лимит , в который нужно вписаться.

    Подсказывайте неочевидные для подростков траты , например , проезд. В конце дня вместе проанализируйте , что ребенок забыл заложить , а что было лишним.

    В процессе игры подросток прочувствует , как расходуются деньги. Что кроме его желаний , есть потребности всех членов семьи.

    Монополия

    Финансовые игры для детей по типу «Монополии» учат грамотно вкладывать деньги , планировать расходы. Подросток осваивает азы ведения бизнеса и управления собственностью. В конце концов , время , проведенное за настолкой , сближает всех членов семьи. Моя дочь запросила эту игру на новый год , теперь часто в нее играем. Есть еще подобная игра Миллионер , очень хорошо развивает навыки планирования и учить как зарабатывать на скупке различных предприятий.

    Денежный поток Роберта Кийосаки

    Настольная игра учит управлять своими средствами. Ребенок поймет , что даже небольшая сумма при умелом обращении с ней принесет доход. «Денежный поток» научит инвестировать , торговать на бирже , вести свое дело. Сама очень люблю эту игру , очень развивает денежное мышление и играть в нее безумно интересно.

    Игра Благотворительность

    Заведите семейную традицию часть дохода тратить на благотворительность. Вы можете жертвовать небольшие суммы детским домам или центрам реабилитации. Важно , чтобы подросток выделял на благотворительность небольшой процент своих карманных денег. Игра научить делиться , проявлять сострадание.

    Мини-банк

    Игра поможет объяснить ребенку , что сначала зарабатывают , а потом тратят. Определитесь с небольшой семейной покупкой , на которую все будут ежедневно откладывать мелочь. Например , новая настольная игра. Назначьте сына или дочь банкиром , который следит за поступлениями и ведет подсчет средств. Как и банк , ребенок получит процент от суммы ( 5%).

    Квест в супермаркете

    Вместе с чадом можно составить список необходимых продуктов. Он должен понимать , что без растительного масла не приготовить ужин , а йогурт — это его дополнение к завтраку. Пусть подросток сам подсчитает примерные расходы. В супермаркете позвольте ему выбирать товар , контролировать , укладываетесь ли вы в бюджет. Обсуждайте , что один и тот же товар может стоить по-разному , только из-за более яркой упаковки или разрекламированного бренда.

    Книги о финансах для детей

    Иногда и нам самим сложно разобраться с вопросами создания финансовой подушки или принципами инвестирования. Книги по финансовой грамотности детей простыми словами объясняют сложные вещи. Они будут полезны и вам.

      Евгения Блискавка «Дети и деньги», издательство: «Манн , Иванов и Фербер», 2014. Книга в игровой форме расскажет ребенку историю появления денег. О том , зачем они нужны , как ими правильно управлять и приумножать.

    Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков», FinAssist , 2012 г. Из первой части книги ваш ребенок узнает о том , что такое деньги. Ему станут понятны основные расходы и способы получения дохода. Затронуты и такие темы как накопить , стоит ли брать в долг. Вторая часть подробно рассказывает о взаимоотношениях банка и клиента.

  • Алексей Горяев , Валерий Чумаченко «Финансовая грамота», издательство CitiFoundation , «Российская Экономическая Школа , 2009. Книга поможет разобраться с типами финансовых активов , типами инвестирования.
  • Будет не лишним рассказывать деткам о деньгах , доходах и расходах с пятилетнего возраста. Сначала лучше научить его отличать одну купюру от другой , разменивать их. Не помешает рассказать малышу о том , куда вы тратите зарплату. Так ему будет легче понять , почему вы не согласны покупать ему игрушки каждый день.

    Школьникам полезно узнать о принципах планирования бюджета , о том , как можно экономить на покупках и как накопить на желаемую вещь. Подростка можно приобщать к планированию расходов на него самого. Поощряйте желание тинейджера подработать.

    Точно могу сказать , что наши дети скажут нам большое спасибо за уроки финансовой грамотности. Очень жаль , что мои родители об этом не думали , сейчас время совсем другое и уметь управлять своими финансами также необходимо , как и чистить зубы. Согласны?

    Все самое полезное в моей группе в VK

    Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
    картотека на тему

    Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»

    Необходимо с помощью игр и практик донести до детей,

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kartoteka_igr_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_detey_5-7_let.docx22.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    БДОУ «Детский сад № 5 Берёзка»

    по финансовой грамотности

    для детей 5-7 лет

    Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»

    Необходимо с помощью игр и практик донести до детей,

    1 . Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

    Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким

    образом заработок зависит от вида деятельности.

    2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

    Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то,

    что в нее положили», – соответственно, чем больше

    зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь

    3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и

    от того, насколько сложно его произвести.

    Объясняем, что цена – это количество денег, которые

    надо отдать, а товар в магазине – это результат труда

    других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы

    меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке

    деньги – это посредник.

    4. Деньги любят счет.

    Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

    5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет

    доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

    Договариваемся о ключевых правилах финансовой

    безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

    7. Не все покупается.

    Прививаем понимание того, что главные ценности –

    жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

    8. Финансы – это интересно и увлекательно!

    Цель: научить считать деньги и ресурсы.

    Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

    Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

    бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите

    нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

    Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки

    ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и

    яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

    конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги

    один, и если мы изначально хотели вырезать два

    рисунка, необходимо было заранее спланировать

    место на бумаге.

    Так и с деньгами:

    их нужно планировать заранее.

    Игра « Кто кем работает?»

    Цель. На примере сказочных героев закрепить и

    расширить представление о профессии. Воспитывать

    желание познавать многообразный мир профессий,

    уважение к человеку-труженику.

    Материал . Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

    людей разных профессий и сказочных героев.

    Покажите детям картинки, на которых изображены люди

    разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

    называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

    с кем они встречаются.

    Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

    героев, просит отгадать их профессии.

    Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных

    персонажей, а мальчикам – с изображениями людей

    разных профессий. По сигналу девочки и

    мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

    за столы, а затем по очереди доказывают правильность

    своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

    помощью движений, имитаций и других образных

    действий они показали профессию своего героя.

    Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

    игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

    относится к своему труду герой, кто производит товары, а

    кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

    Игра «Разложите товар»

    Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

    Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

    Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

    Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

    ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

    Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

    Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

    ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»

    Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

    Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

    Задание 1 Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

    Задание 2 Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

    ИГРА «ЧТО ВАЖНЕЕ?»

    Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

    В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

    Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2 Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

    Задание2 Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

    Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

    Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

    Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

    Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

    Игра «Школа банкиров»

    Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

    В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

    Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.

    Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

    Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).

    Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.

    Правильные ответы поощряются звездочками.

    Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.

    В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

    Экономическая игра для детей «Магазин »

    расширять представление детей о том, что такое магазин;

    дать новое понятие «товар»,

    продовольственные и промышленные товары,

    закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

    воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

    Ход экономической игры

    В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

    Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

    В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

    Угадай, как то зовется,

    Что за деньги продается.

    Это не чудесный дар,

    А просто-напросто… (Товар.)

    Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

    А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

    Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

    Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

    Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

    Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

    Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

    Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

    Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

    – одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

    – Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

    Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

    Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

    В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

    Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

    В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

    Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учре.

    Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деяте.

    Картотека игрпо финансовой грамотностидля детей 5-7 лет.

    Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры.

    Игры для ознакомления детей с финансовой грамотностью.

    КАРТОТЕКА СКАЗОК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет.

    Картотека игр по финансовой грамотностидля детей 5-7.

    Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

    Лариса Крахмалёва
    Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

    Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

    1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

    2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

    3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

    4. Деньги любят счет.

    Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

    5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет

    доходов и расходов в краткосрочном периоде.

    6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

    Договариваемся о ключевых правилах финансовой

    безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

    7. Не все покупается.

    Прививаем понимание того, что главные ценности –

    жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

    8. Финансы – это интересно и увлекательно!

    Игра «Груша-яблоко».

    Цель: научить считать деньги и ресурсы.

    Необходимые материалы: бумага, карандаши,

    Суть игры:

    Предложите ребенку нарисовать на одной стороне

    бумаги грушу. Когда рисунок закончен,

    предложите нарисовать на оборотной стороне

    Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в

    руки ножницы и попросите вырезать для вас и

    грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

    объясните, что, конечно, это невозможно. Потому

    что лист бумаги один, и если мы изначально хотели

    вырезать два рисунка, необходимо было заранее

    спланировать место на бумаге.

    Так и с деньгами:

    их нужно планировать заранее.

    Игра «Размен»

    Цель: научить считать деньги.

    Необходимые материалы: монеты и купюры разных

    Количество участников: 1-5.

    Суть игры:

    Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка

    каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного

    номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков

    быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью,

    тому банкнота и достается. В конце игры считаем

    Игра «Кто кем работает?»

    Цель. На примере сказочных героев закрепить и

    расширить представление о профессии. Воспитывать

    желание познавать многообразный мир профессий,

    уважение к человеку-труженику.

    Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

    людей разных профессий и сказочных героев.

    Суть игры

    Покажите детям картинки, на которых изображены люди

    разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

    называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

    с кем они встречаются.

    Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

    героев, просит отгадать их профессии.

    Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных

    персонажей, а мальчикам – с изображениями людей

    разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и

    мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

    за столы, а затем по очереди доказывают правильность

    своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

    помощью движений, имитаций и других образных

    действий они показали профессию своего героя.

    Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

    игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

    относится к своему труду герой, кто производит товары,

    а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

    Игра «Кто как работает?»

    Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои

    по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а

    другие стремятся порой неблаговидными делами

    получить большие деньги. Воспитывать уважение и

    привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

    Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные

    герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина,

    Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька

    Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.

    Суть игры

    Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите

    помочь разобраться, каких же сказочных героев больше –

    трудолюбивых или ленивых?

    С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана)

    лесенку, предложите каждому ребенку достать из

    черного ящика рисунок с изображением сказочного

    Затем знакомьте с правилами игры:

    Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев

    нужно разместить на верхней ступеньке. А как только

    солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети,

    у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их

    нужно расположить на нижние ступени. Дети

    доказывают правильность своего выбора.

    Воспитатель помогает детям определить, какие

    пословицы и поговорки подходят тем или иным

    «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

    «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи».

    Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в

    сказках больше. После окончания игры устроите

    дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям

    сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

    Игра “Услуги и товары”

    Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и

    товары, показать, что они встречаются не только в

    реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к

    Материал. Предметные, сюжетные картинки с

    изображением труда – изготовление товаров или

    предоставления услуг – в сказках: Красная Шапочка

    несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует

    картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит,

    Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик

    ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит

    письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.

    Суть игры

    Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я

    решил печь пирожки и продавать их лесным жителям.

    Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю

    Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это

    разные предметы, которые производят) и что такое

    услуги (это помощь, которую можно предоставить

    Дети говорят, люди каких профессий производят товары:

    пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.

    Потом вспоминают профессии, представители которых

    предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,

    парикмахер, врач, продавец.

    В сказках персонажи работают так же, как люди в

    реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и

    Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие

    рисунки, объясняя свои действия:

    -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки – это товар,

    который изготовила мама. А вот внучка несет эти

    пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

    -Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они

    По окончании детям читают любимую сказку и проводят

    беседу по теме игры.

    Практика «Мини-банк»

    Цель: показать принципы финансового планирования,

    донести принцип «сначала зарабатываем – потом

    Суть практики:

    Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он

    отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите

    напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали

    монеты в банк», освобождая от них карманы.

    Предложите обсудить, на какое семейное дело

    собираются данные монеты в «мини-банке» – например,

    на покупку соковыжималки или настольной игры. Это

    должно быть что-то для общего пользования, чтобы

    ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной

    для семьи покупки.

    Следующий этап развития практики – вы можете

    рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на

    хранении денег, и договориться о том, что какой-то

    небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег

    будет отдаваться ему лично за работу банкиром –

    например, 3% или 5%.

    Практика «Совместные покупки»

    Цель: показать принципы финансового планирования и

    разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

    товара и основы финансовой безопасности.

    Суть практики:

    Регулярно совершайте совместные походы в магазин.

    Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из

    вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на

    калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы

    складываете в корзину, а также проверять срок хранения

    продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость

    похожих товаров отличается: из-за величины упаковки,

    например, или она разная у каждого из производителей.

    На первом этапе предлагайте ему найти конкретный

    товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить

    на ленту, после чего сложить в пакет.

    На следующем этапе можно дать более сложное

    поручение, например, выбрать все для собственного

    Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять

    самостоятельные несложные покупки.

    Практика «Самостоятельная

    Цель: показать принципы финансового планирования и

    разумных покупок, объяснить происхождение стоимости

    товара и основы финансовой безопасности.

    Суть практики:

    Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в

    магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и

    внимателен к ценам на товар и получению сдачи,

    предложите ему первый самостоятельный поход в

    Обязательно составьте список покупок. В первый раз он

    должен быть несложным, не более трех товаров:

    например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких

    именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в

    какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

    Дайте сумму, предполагающую получение сдачи.

    Обсудите, какой должна быть сдача.

    Похвалите ребенка за покупку!

    Практика «Таблица расходов»

    Цель: научить считать деньги, показать принципы

    Суть практики:

    Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он

    собрал, заработал и потратил за неделю, а потом

    вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия

    должны войти в привычку.

    Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок

    будет уделять этому занятию 10 минут.

    От первых шагов финансовой грамотности к экологическому воспитанию дошкольников 2 слайд Цель 3 слайд Задачи 4 слайд Актуальность 5 слайд Проект состоит из 3 этапов: Подготовительный этап проекта. 1. Подбор.

    «Деньги». Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности детей Тема: «Деньги» Цель : формирование основ финансовой грамотности детей Задачи: Познакомить детей с назначением и использованием денег, вспомнить.

    Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе – именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

    Квест для дошкольников в честь Дня финансовой грамотности В ГБОУ школа 2057 прошел квест для дошкольников в честь ДНЯ Финансовой грамотности. Ниже представлен краткое описани как это было. Ход.

    Лэпбук по финансовой грамотности «Первые уроки царицы Экономики» ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

    Методическая разработка игрового занятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» “Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста”. Юницкая Евгения Актуальность.

    Конспект НОД по финансовой грамотности в форме КВН «Мы ребята деловые!» МБДОУ д/с «Одуванчик», пос. Приморье, Светлогорский район. КВН «Мы – ребята деловые!» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста.

    Проект по финансовой грамотности «Маленький экономист» Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой.

    Программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Финансовое просвещение.

    Обучение финансовой грамотности воспитанников детского дома. Занятие для детей 14–17 лет «Как распорядиться личными доходами» Конспект занятия по формированию финансовой грамотности «Как распорядиться личными доходами» Методическая разработка мероприятия: «Как.

    Финансовое воспитание детей

    Многие родители предпочитают не брать с собой детей в магазины, поскольку не могут противостоять требованию «Купи!». Маленькие дети очень быстро усваивают связь между деньгами и наличием новых игрушек и главной задачей родителей считают их приобретение.

    Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься дома или посещать специальные программы, предлагаемые центрами детского развития. Родители должны знать, как научить ребёнка финансовой грамотности.

    Когда начинать финансовое воспитание детей?

    Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно со школы. Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам.

    Если вы позволяете вашему ребёнку поступать по-своему, то он может начать в будущем манипулировать людьми. Это часто происходят в семьях, где родители так заняты, что откупаются от сына или дочери дорогими вещами. Помните, нет ничего ценнее родительского внимания. Такие дети часто с помощью истерик и слёз добиваются своего. И тут возникает дилемма: с одной стороны, ребёнок, который требует подтвердить вашу любовь к нему, с другой – большой урон по кошельку. И если мама не купит дочери новую игрушку, она чувствует вину перед ней.

    Отсюда напрашивается вывод, что иногда нужно твердо отказывать ребёнку. Но при этом нужно спокойно объяснить, почему сейчас вы не купите сыну новую машинку. И никогда не говорите малышу, что у вас нет денег или что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

    Основы финансовой грамотности для дошкольников

    Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:

    • не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
    • предлагать альтернативу;
    • не доводить ситуацию в магазине до истерики;
    • спокойно, но твёрдо настаивать на своём.

    С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:

    • можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
    • играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
    • обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.

    Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.

    Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребёнка на занятия ментальной арифметикой, где он овладеет навыком быстрого устного счёта. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчёте сдачи, стоимости покупки. Программа рассчитана и на достижение ряда других целей, таких, как совершенствование интеллектуальных и творческих способностей, приучение к самостоятельности.

    Основы финансовой грамотности для школьников

    Финансовая грамотность для школьников важна так же, как учёба. Когда ребёнок идет в школу, то ему необходимо давать деньги на обед в столовой, на проезд в общественном транспорте. Определите эту сумму заранее, обговорите с ребёнком, на что уйдут деньги. Выдавайте их раз в неделю, чтобы малыш научился их распределять. Если у него это не вышло, не стоит вновь спонсировать его, иначе ребёнок не научится на своих ошибках.

    Помните, что в школьном возрасте ребёнок уже может начать зарабатывать. Это может быть раздача листовок, мытье полов, сидение с младшим братом друга. Те деньги, которые он сам заработает, принадлежат только ему. Это так называемые независимые средства. Родители должны быть готовы к тому, что подросток может потратить их на что угодно. Вы не имеете права отбирать у ребёнка то, что он заработал своими силами.

    Почему так важно учить ребёнка финансовой грамотности?

    Финансовое воспитание детей – важная часть образовательного процесса. Для этого есть несколько причин:

    • чем больше ребёнок знает о деньгах в детстве, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними во взрослой жизни;
    • возможность комфортно жить;
    • зная о деньгах, ребёнок сможет проявить самостоятельность и в будущем съехать от родителей;
    • вы можете обеспечить ребёнку лучшую жизнь, чем есть у вас.

    Что должен знать о деньгах ребёнок?

    Воспитание финансовой грамотности служит гарантией того, что у ребёнка будет хорошее будущее. Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и прочее. Это обстоятельство можно использовать для продолжения обучению финансовой грамотности. Вот что полезно делать:

    • формировать у первоклассника понятие бюджета. Необходимое количество денег разумно выдавать раз в неделю, объясняя их целевое назначение. В случае, если маленький транжира в первый же день потратит все на конфеты, восполнять брешь не нужно. Ребёнок должен осознать, что должен укладываться в рамки выделенной ему суммы;
    • провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «Купи, что хочешь» может привести и к сигаретному ларьку;
    • не путать бюджетные и личные деньги ребёнка, например, подаренные, которые он может потратить по своему усмотрению. Родители в подобном случае должны деликатно, без давления, подвести сына или дочку к правильному решению.

    Нельзя поощрять дополнительными карманными деньгами хорошую успеваемость или лишать за плохие отметки. Для формирования адекватной самооценки есть множество других способов, например, специальные развивающие занятия.

    Дальнейший план мероприятий состоит в вовлечении детей в обсуждение семейного бюджета, совместные походы в магазин, обсуждения цены и качества товаров. Усилия, потраченные на обучение финансовой грамотности в детском возрасте, всегда окупаются рациональными поступками в будущем.

    З игры, которые научат ребёнка финансовой грамотности

    Финансовая жизнь ребёнка начинается с первыми карманными деньгами. Эксперты портала Moneykids.ru выбрали 3 игры, которые научат ребёнка различать деньги по номиналу и покупать товары в магазине. Сюрприз: третья игра — это реальный квест в супермаркете.

    Игра 1. «Размен»

    В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.

    У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.

    То же самое проделайте с купюрами.

    Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д. — комбинации могут быть разными).

    А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.

    Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость.

    Игра 2. «Магазин»

    Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.

    Порепетируйте поход в магазин дома.

    Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.

    Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».

    Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.

    Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.

    Игра 3. «Квест в супермаркете»

    Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.

    Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.

    1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.

    Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).

    2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.

    3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.

    Пусть выбирает ребёнок.

    В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:

    Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.

    Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар самый лучший.

    В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.

    Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку.

    Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.

    Когда начинать учить детей обращению с деньгами?

    «Играть с детьми в финансовые игры можно уже в 5 лет. Хотя, конечно, все дети разные. Есть детки, которые уже с 4-х лет могут читать и считать до 20-ти. И они уже в 4 года попросят вас дать им денег, чтобы самим что-нибудь купить. А дети, которые уже научились писать, самостоятельно составляют список покупок, приобретают товары строго по списку (даже некоторым мамам не позволяют “транжирить”, а помогают сэкономить деньги).

    По мере взросления ребёнка игры можно усложнять. Можно поиграть в финансового советника, трейдера, банкира. Обязательно водите ребёнка в банки, страховую компанию, налоговую, Пенсионный фонд, брокерскую компанию, риелторскую компанию и даже на биржу (можно ещё посетить музеи денег, сходить к нумизмату и в антикварную лавку). В возрасте 10–12 лет у детей самый большой интерес к деньгам. В это время особенно хорошо поиграть в настольные игры: “Денежный поток для детей”, “Денежный поток для взрослых”, “Монополия”, “Монополия с банковскими картами”».

    7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

    Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

    1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

    У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

    Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

    2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

    Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

    Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

    3. Осознанно делайте покупки с ребенком

    Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

    Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

    4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

    Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

    Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

    Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

    5. Играйте

    Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

    • «Найди дешевле».Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
    • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
    • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
    • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

    6. Заведите традицию благотворительности

    Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

    Читайте также:  Причины проблем ребенка в учебе - как заинтересовать и увлечь
    Ссылка на основную публикацию