Опыты с детским микроскопом в домашних условиях – как показать детям микромир

Опыты с детским микроскопом в домашних условиях — как показать детям микромир

Вы бездонно заблуждаетесь, если думаете, что детский микроскоп ничем не отличается от иных обычных игрушек. Микроскоп – это «научный» прибор, позволяющий вашему ребенку прикоснуться к колдовскому и таинственному микромиру. Эта не очередная игрушка, которая через пару часов очутится на антресолях. Эта маленькая «научная лаборатория», по своей функциональности не слишком то уступающая натуральным биологическим микроскопам. Поэтому неудивительно, что большинство родителей и сами готовы часами просиживать над микроскопом, заглядывая и уча окружающий нас микромир. Детский микроскоп позволяет ребенку самостоятельно учить структуру самых разных объектов. Конечно, на начальном этапе юному исследователю потребуется поддержка родителей.

Виды микроскопов

И все же, подавайте более подробно рассмотрим, какие виды микроскопов предлагает нам отечественный базар. Чаще всего эти приборы классифицируются по возможному увеличению микрочастиц, какие позволяет рассмотреть тот или иной вид микроскопа.

  • Оптические.
  • Электронные
  • Рентгеновские.
  • Сканирующие.

Остальные виды микроскопов принято относить к «специализированным». То имеется работать с ними нужно в лабораторных условиях, при наличии необходимых знаний.

На сегодняшний день в лавках представлен довольно широкий выбор световых (оптических) детских микроскопов.

Одним из наиболее качественных по праву почитается Микромед Эврика40х-1280х . Этот прибор широко используется в учебных заведениях при проведении лабораторных трудов. Однако, благодаря трем батарейкам и адаптеру, этот микроскоп можно использовать и в домашних условиях.

Самым доступным почитается МР-450 . Это микроскоп двойного действия. В роли освещения выступают солнечные лучи и освещение от лампы. МР – 450, позволяющие учить биологические срезы и мазки.

На российском потребительском рынке сегодня представлен размашистый ассортимент не только профессиональных микроскопов, но и детских оптических приборов по вполне демократичным стоимостям. Они отлично подойдут для исследований и опытов по химии и биологии в домашних условиях

  • Листья растений. Так, на листе крапивы можно увидеть жгучие волоски. При достаточном увеличении бесподобно глядятся лепестки садовых и полевых цветов.
  • Волосы. Они у каждого человека и звериного не только разные по своему цвету, но и толщине. И в этом можно увериться, заглянув в микроскоп.
  • Пыльца. Мягкой кисточкой можно перенести пыльцу с растения на предметное стекло.
  • Мякоть фрукта. Не немного интересно заняться изучением строения не только мякоти, но и кожуры.
  • Слякоть под ногтями может произвести самую настоящую революцию в сознании ребенка. Рассмотрев свои ногти под микроскопом, грязнуля разом же побежит в ванную.
  • Деньги, бумага, нитки, мех.
  • Если в доме имеется аквариум, то соскоб налета с его стенок заставит вашего ребенка часами не отходить от микроскопа. Налет необходимо возложить на стекло и аккуратно прикрыть вторым стеклышком. Изучение столь необычной субстанции лучше осуществлять при посредственном увеличении.

Клетки лука под микроскопом

Как провести исследование — инструкция:

  1. Эксперимент начинаем с подготовки оптического прибора. Настраиваем свет.
  2. Незапятнанной салфеткой протираем оба стекла микроскопа.
  3. Разводим слабый раствор йода и капаем капельку на стеклышко. Можно воспользоваться пипеткой.
  4. Прибрав наружные чешуи с луковицы, аккуратно отщипываем пинцетом крохотный кусочек лука.
  5. Чистоплотно укладываем его на стекло в каплю йодной воды.
  6. Иглой расправляем кусочек, и накрываем объект вторым стеклышком.
  7. Препарат (луковый срез) начинаем учить при небольшом увеличении в пятьдесят шесть раз. При внимательном рассмотрении мы видим прилегающие вплоть клетки вытянутой формы.
  8. Затем переходим к изучению объекта при вящем увеличении в 300 раз. Картина меняется на глазах. При рассмотрении видна сквозная пористая оболочка. В полости клетки присутствует вязкая субстанция, не имеющая краски — цитоплазма. Окрасив ее йодом, можно увидеть ядро, а в нем ядрышко. В большинстве клеток наблюдаются полости, какие в биологии носят название «вакуоли».

Благодаря, микроскопу мы смогли разглядеть постройка клетки, и узнать из чего она состоит.

В какой микроскоп можно увидать хлоропласты, лейкопласты

Для начала давайте определимся с самими понятиями «Хлоропласты» и «Лейкопласты».

Лейкопласты – это абсолютно бесцветные пластиды сферической конфигурации, входящие в состав растительной клетки. Однако при прямом попадании на них солнечных лучей они могут преобразовываться в хлоропласты.

Основная функция хлоропластов заключается в привлечении насекомых и животных с целью опыления растений и распространения семян. Наиболее спокойным для рассмотрения объектом, по мнению специалистов, считается срез красного перца. Для рассмотрения берется тоненький срез кожицы алого перца. На предметное стекло капается капля воды, и в нее помещается учимый объект. Сверху он накрывается вторым стеклом. Лучше всего хромопласты виданы на наиболее тонких участках среза.

Лейкопласты можно прекрасно рассмотреть в обыкновенном картофельном клубне. Нужно для эксперимента взять тончайший срез картофеля и пристроить его в капельку воды на лабораторном стекле. Накрываем объект покрывным стеклом. Даже обесцвеченные лейкопласты отлично видны, но если их окрасить йодом они приобретают ярко синий краска.

Споры под микроскопом — как провести эксперимент

Детям (впрочем, как и взрослым) весьма нравится наблюдать за танцующими спорами хвоща – древнего растения, захватившего динозавров. У каждой споры хвоща имеются специальные приспособления – элатеры. Они назначены для распространения растения при помощи воздушных масс. Их топливом является изменение влажности. При рассмотрении препирательство хвоща покрывное стекло не используется. Чтобы заставить споры «плясать» на них достаточно подышать, но осторожно, иначе они просто разлетятся.

При попадании на препирательства воды, они сжимаются. В этом случае удивительный танец можно будет следить — только при полном их высыхании.

Мухи, бабочки и другие насекомые под микроскопом

В домашних условиях отыскать насекомое для исследования под микроскопом не так сложно, как кажется. Достаточно просто выйти на балкон. Там, как правило, можно отыскать массу всевозможных трупиков насекомых. Выбрав подходящий объект, его необходимо (при помощи иглы) осторожно перенести на смотровое стеклышко, и максимально чистоплотно накрыть покрывным стеклом.

Любой ребенок, задевая крыло мотыльки, замечал, что на его пальцах оставалась пыльца. Глядя в окуляр, можно постигнуть, что это вовсе не пыль, а маленькие чешуйки крылышек. С помощью микроскопа дитя сможет изучить не только строение насекомого, его крылья и конечности, но и постигнуть, что каждая его чешуйка имеет разную форму.

Можно ли увидеть бактерии и микробы под микроскопом дома

Если у вас дома есть микроскоп с увеличением 600-800х крат, то вы сможете рассмотреть массу бактерий в зубном налете, разведенном в капельке воды. Истина, выглядят они далеко не презентабельно – совсем маленькие шарики, ниточки, палочки.

Ученые растят целые колонии отдельных микроорганизмов, но для этого они используют специальные питательные окружения.

  • Даже детский микроскоп является сложным оптическим прибором, и касательство к нему должно быть соответственное.
  • Первое время не стоит позволять ребенку крутить и крутить винты без нужды. Родители должны сразу объяснить ребенку как именуются детали микроскопа и для чего они предназначены.
  • С предметными стеклами лучше трудиться совместно.

Микроскоп – идеальный подарок для ребенка любого возраста. Ведь этот оптический прибор поможет расширить познания об опоясывающем нас мире. Ребенок почувствует себя настоящим ученым, перед каким открывает свои секреты таинственный микромир. Мир под микроскопом – это чудо доступное любому. А если ребенок хочет заглянуть в глубины космоса, то несколько несложных

Детский микроскоп: 10 объектов для исследования

Микроскоп — это прибор не для развлечения, а для познания. Правда, оно бывает настолько увлекательным, что аппарат заменяет многие игры и забавы! Неудивительно, что и взрослые готовы рассматривать под увеличением все то, что интересно детям.

Для первых опытов рекомендуется приобрести недорогой монокулярный микроскоп. Как правило, в комплекте идут дополнительные объективы. Вместе с окуляром аппарат может давать 800-кратное увеличение!

Совсем необязательно покупать или одалживать у знакомых биологов электронный, сканирующий или рентгеновский микроскоп: они предназначены для научного использования в лабораториях. Человек, работающий с ними, должен иметь специальный опыт. Но пока опыта нет, можно исследовать все, что есть под рукой и даже на руках, а обширный список мы как раз подготовили!

1 Мякоть или кожура фрукта или овоща, кусочки грибов, мох

Можно здорово удивиться, что яблоко меняет свой цвет: в зависимости от освещения фрукт становится черным или голубым, а кожура томата отличается бронзовым оттенком. А как красивы увеличенные листы салата или лесные мхи!

2 Волосы

Казалось бы, одинаковые на первый взгляд человеческие волосы под микроскопом имеют разную толщину, структуру и цвет. Можно сравнить волосы людей и домашнего животного — кошки или собаки, поместив их под стекло микроскопа.

3 Листья и лепестки растений

Микроскоп легко ответит на вопрос ребенка: «Почему крапива жжется?». Все дело в том, что на листе растения есть жгучие волоски, отлично заметные при увеличении!

А любители красоты не устоят перед увеличенными лепестками садовых или полевых цветков — анютиных глазок, васильков, красных роз.

4 Пыльца

«Неужели эти фигурки действительно существуют?» — может спросить юный биолог. Действительно, крошечные частички под стеклом — это разноцветные тела различных форм: одни напоминают круг, другие — многоугольники с шипами. А для того чтобы перенести пыльцу с растения на предметное стеклышко, понадобится мягкая кисточка.

5 Бумага, мех, нитки

Все это под увеличением изменяется причудливым образом: например, кусочек бумажного листа будет выглядеть как серая структура. И мех, и нитки под микроскопом совсем не похожи на то, что мы привыкли видеть невооруженным глазом!

6 Кристаллы поваренной соли, сахар-песок, зернышко кофе

Наверное, интереснее всего выглядят кубики соли — как будто ими можно играть! Да и гранулы сахарного песка поражают своими четкими геометрическими формами.

7 Соскоб налета со стенки аквариума

Этот опыт разъясняет строение зеленых водорослей. Специалисты отмечают, что такое наблюдение может заставить ребят подолгу находиться у микроскопа!

8 Бактерии в зубном налете

Зачем чистить зубы два раза в день? А для того, чтобы во рту было как можно меньше всех этих «палочек», «ниточек», «шариков», которыми изобилует зубной налет. Правда, чтобы увидеть бактерии, налет разводят в капельке воды, предварительно сняв острой зубочисткой или спичкой. Также можно изучить выпавшие молочные зубы, которые хранятся во многих семьях.

9 Грязь под ногтями

А это исследование — просто спасение для тех родителей, которые «воюют» со своими чадами за регулярное мытье рук. Мама и папам, уставшим объяснять, зачем это нужно делать, прекрасно поможет микроскоп.

Воочию увидев, что же скапливается под ногтями, дети незамедлительно побегут в ванную!

10 Муха или другое насекомое

Строение насекомого можно и нужно изучать под микроскопом: конечно, эстетического удовольствия не получишь, зато обретешь новые полезные знания.

Каким бы любознательным ни был ребенок, первое время работать с микроскопом нужно с родителями. Мама и папа должны предупредить, что нельзя баловаться со стеклом, крутить и вертеть винты без необходимости. Также родители могут рассказать об устройстве микроскопа и предназначении каждой детали. Все это «отложится в копилку» сына или дочери и заставит тянуться к новым знаниям.

Конспект открытого НОД по экспериментированию «Чудеса в микроскопе» в старшей группе

Людмила Сафонова
Конспект открытого НОД по экспериментированию «Чудеса в микроскопе» в старшей группе

Конспект открытого НОД в старшей группе

по экспериментированию на тему:

«Чудеса в микроскопе

(с использованием мультимедиа)

• Дать элементарные навыки работы с микроскопом.

• Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;

• Организовать детское экспериментирование с микроскопом;

• Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы;

• Обогащать детей новыми, интересными знаниями;

• Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца;

• Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» на наглядном материале (фрукты, овощи, вода, волос);

• Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Активизация и пополнение активного и пассивного словаря следующими словами и выражениями: микроскоп, экран, механизм, часть, объектив, окуляр, тубус, предметный стол, отражающее зеркало, фокусировочный механизм, штатив, пинцет, предметное стекло, покровное стекло, полый.

1. Узнать историю создания микроскопа.

2. Узнать, из чего состоят микроскопы, и какими могут они быть.

3. Провести опыты с элементами исследования.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением микроскопа и его деталей, изображение ученых разных профессий, использующих микроскопы в работе.

Материал: микроскоп, материал для проведения опытов, салфетки, стаканчики, предметные стекла, ножницы, пинцет.

I часть. Рассматривание иллюстраций.

В микроскоп ученый смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки-

Весь в работе, весь в науке.

В: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого)

В: Сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть у нас в группе лабораторию. Вы согласны? (да)

В – Ребята, посмотрите на экран, и ответьте на вопрос – как называется этот предмет? Кто знает?

Читайте также:  Приемы быстрого счета в уме

Д – Этот предмет называется микроскоп!

В – Верно! На экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?

Д – Микроскоп нужен для того, чтобы рассматривать самые маленькие предметы!

В – Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей, например, как велосипед…из каких частей он состоит (руль, колеса, седло, рама, цепь, педали, спицы?

Д – Велосипед состоит из таких частей,как: руль, колеса…

В – А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп?

Д – Нет, мы не знаем, из каких частей он состоит.

В – Тогда я думаю, вам будет интересно сегодня это узнать, посмотрите на иллюстрации…

1) Объектив – самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь – линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

– На сложных микроскопах, которыми пользуются ученые, бывает сразу несколько объективов, это сделали для того, чтобы было удобней работать, и увидеть один и тот же предмет с разным увеличением.

– Как вы думаете, почему можно увидеть один и тот же предмет с разным увеличением?

– Потому что линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы увеличивают предмет совсем немного, а сильные – очень хорошо, так хорошо, что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим глазкам совсем не видны.

2) Окуляр – это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр – как братья, всегда дружат и работают вместе.

– Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).

3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется – тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом!

– ТУБУС – это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и соединить их под углом –получился окуляр и тубус)

4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

– Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.

5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.

6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник! Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна! Давайте се вместе покрутим ручку вперед (выполняем вращательные движения) и назад. Молодцы, у всех отлично получилось! Настоящие фокусники!

7) А эта часть микроскопа называется – штатив! Именно к нему прикрепляют все остальные части микроскопа.

– Как можно показать штатив? (встать ровно, не двигаться)

У микроскопаесть маленькие помощники:

пинцет – с его помощью мы берем и переносим маленькие кусочки разных предметов, чтобы их не сломать и не испортить;

предметное стекло – нужно для того, чтобы класть на него различные предметы, которые хочется рассмотреть;

покровное стекло – покровным стеклом накрывается предмет, лежащий на предметном стекле.

Профессии, в которых используется микроскоп.

Химики используют микроскоп для изучения молекул. Видя то, что не видно вооруженным взглядом, они могут смешивать молекулы и создавать новые материалы, называемые пластмассами.

Врачи и биологи используют микроскоп, чтобы понять функционирование живых организмов. При помощи микроскопа, врачи изучают различные заболевания и создают лекарства, а также проводят хирургические операции, которые требуют особой точности.

Инженер-агроном изучает молекулы пищи. Это помогает создавать новые продукты из уже существующих видов пищи. Микроскоп используется и для контроля качества пищи, что может предотвратить множество болезней.

Криминалисты расследуют преступления научными методами. Они используют микроскоп для изучения улик, оставленных на месте преступления. Микроскоп помогает собирать и изучать отпечатки пальцев.

Опыт 1: Рассматривание готовых образцов.

Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы.

– разведение крепкого раствора морской соли и сладкого раствора (сахара);

– нанесение его на приборные стекла,

– дать раствору высохнуть и лишь, затем рассмотреть под микроскопом;

Цель: Обратить внимание детей на прозрачность соленой и сладкой воды.

Опыт 3: «Воздух волшебник»

– рассмотреть срез картошки и банана;

– отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными.

Цель: Показать влияние внешней среды на продукт.

Опыт 4: «Из чего что состоит?»

-рассматривание структуры среза листа;

– рассматривание кристаллов соли и сахара (что общего, и чем отличаются);

– рассматривание волокон банана и картофеля (что общего, и чем отличаются).

Цель: Познакомить с понятием «клетка» и показать детям клеточное строение на примере фруктов, овощей, воды.

Опыт 5: «Структура волоса»

– рассматривание структуры волоса;

Цель: продолжать знакомство с клеточным строением на примере волоса.

Воспитатель: Ребята, время работы нашей лаборатории подходит к концу. В следующий раз мы с вами продолжим работу с микроскопом. Что вам понравилось на занятии? Что особенно запомнилось?

Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе «Волшебница Зима принесла нам чудеса!» Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе Тема: «Волшебница Зима принесла нам чудеса!».

Конспект открытого занятия в средней группе «Дарит осень чудеса» Конспект открытого занятия в средней группе «ДАРИТ ОСЕНЬ ЧУДЕСА» Воспитатель: Ф. Н. Керимова Цель: уточнить и обобщить знания детей.

Конспект открытого мероприятия по экспериментированию с водой в средней группе «Маленькие волшебники» Конспект открытого мероприятия по экспериментированию с водой в средней группе «Олимпийская» «Маленькие волшебники». Воспитатель: Байгильдина.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дарит осень чудеса» в средней группе Открытое занятие “Дарит осень чудеса” средняя группа Цель: Формирование представлений об осени, на основе ознакомления с существенными.

Конспект открытого занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное.

Конспект открытого занятия по экспериментированию «В гостях у Незнайки» в средней группе Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: – развивать представления детей о свойствах воздуха;.

Детский проект “Мир под микроскопом”
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_mikromir.docx747.01 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

«Мир под микроскопом»

Якутова Ариана Александровна

Россия, Республика Саха (Якутия), Олекминский район, город Олекминск.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Березка». Подготовительная группа «Радуга».

Миронец Ольга Анатольевна

воспитатель 1 категории

МБДОУ №6 «Березка»

Занятие с микроскопом помогут дошкольникам расширить знания об окружающем мире, у детей будет развиваться любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.

Исследовать возможности микроскопа при изучении объектов живой и не живой природы.

Узнать историю создания микроскопа. Из чего состоят микроскопы, какими они могут быть, и где используются. Провести опыты с элементами исследования.

Меня зовут Якутова Ариана мне 6 лет, я хожу в детский сад «Березка» в подготовительную группу «Радуга».

На занятии в кружке «Я – исследователь» мы увидели интересный прибор – микроскоп. Нам рассказали, что микроскоп – это оптический прибор для получения увеличенных изображении объектов, не видимых не вооруженным глазом.

Меня очень заинтересовал этот прибор. Я решила узнать о нем по больше. Рассмотрела детскую энциклопедию «Микромир», посмотрела мультфильмы «Фиксики» – серия «Микробы», «Смешарики».

( третий слайд) – портрет Захарий Янсен.

Первый микроскоп изобрели голландский мастер очков Ханс Янсен и его сын Захарий Янсен. Микроскопы в разные годы выглядели по – разному, но с каждым годом они становились все сложнее, и у них стало появляются много деталей.

(четвертый слайд) – какими могут быть микроскопы.

Оптический микроскоп – который состоит из двух линз, одна предназначена для глаза, другая для объекта, который ты хочешь рассмотреть.

Электронный микроскоп – был изобретен 100 лет назад. Объекты можно разглядеть при помощи магнитных линз и компьютера.

Сканирующий туннельный микроскоп – с его помощью можно увидеть без конечно малые частицы.

(пятый слайд) – из чего состоит микроскоп.

Микроскоп состоит из трех основных частей.

Объектив – самая важная часть, потому что в нем спрятана одна маленькая деталь – линза! С помощью линзы, можем увидеть самые маленькие предметы.

Окуляр – закрыт стеклышками. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр – как братья, всегда дружат и работают вместе.

Предметный столик – куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

(шестой слайд) – профессии в которых используется микроскоп.

Химики – для изучения молекул.

Биологи, врачи, хирурги – при помощи микроскопа по анализам изучают разные заболевания и создают лекарства. Хирурги проводят операции, которые требуют особой точности.

Криминалисты – для изучения улик, оставленных на месте преступлений, изучают отпечатки пальцев и многое другое.

(седьмой слайд) – опыты с элементами исследования.

С помощью микроскопа я изучила:

Опыт №1 – листок комнатного растения «Герань»

Я увидела простое клеточное строение листа, зеленого цвета, внутри есть пузырьки желтого цвета они круглой и прямоугольной формы. Сделала зарисовку.

Опыт №2 – дрожжи. (восьмой слайд)

Изучила сухие хлебопекарные дрожжи. Под микроскопом они выглядят как маленькие частички округлой формы коричневого цвета.

Потом я решила оживить дрожжи.

В первый стакан с холодной водой положила чайную ложку дрожжей, перемешала, немного подождав заметила, что в стакане реакции нет. В холодной воде дрожжи не активны. Сделала зарисовку.

(девятый слайд) Тогда я во второй стакан с теплой сладковатой водой положила чайную ложку дрожжей перемешала, подождав немного в стакане наблюдалась активность дрожжей. Дрожжи ожили начали шевелится, смесь наполнилась пузырьками. Пипеткой капнула на предметное стекло немного дрожжевого раствора, прижала покровным стеклом и перенесла на предметный столик микроскопа.

Я увидела, что дрожжи — это маленькие одноклеточные организмы и имеющие форму шарика, живут в питательной жидкости, богатой сахаром. В тепле дрожжи оживают. Сделала зарисовку.

Опыт №3 – что находиться в слюне (десятый слайд)

Взяла свою слюну нанесла на предметное стекло и покрыла покровным стеклом, поместила на предметный столик.

Слюна похожа на растительных клеток – ядро. Они круглые и разных размеров. Слюна может еще и пенится. Сделала зарисовку.

Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Я узнала историю создателя микроскопа. Научилась им пользоваться. Провела несколько очень интересных опытов, сделала зарисовки. Увидела, что все состоит из клеток, они разнообразной формы и разного цвета. Я поняла, что микроскоп – это «научный» прибор для изучения микромира.

Микроскопия в домашних условиях

Станислав Яблоков,
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
«Наука и жизнь» №2, 2014

Вот уже два года, как я наблюдаю за микромиром у себя дома, и год, как снимаю его на фотокамеру. За это время собственными глазами увидел, как выглядят клетки крови, чешуйки, опадающие с крыльев бабочек, как бьётся сердце улитки. Конечно, многое можно было бы узнать из учебников, видеолекций и тематических сайтов. Но при этом не было бы ощущения присутствия, близости к тому, что не видно невооружённым глазом. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт. Опыт, который сегодня доступен каждому.

Что купить

Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего — микроскопа. Одна из основных его характеристик — набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива.

Детёныш улитки. Увеличение 40×

Не всякий биологический образец хорош для просмотра при большом увеличении. Связано это с тем, что чем больше увеличение оптической системы, тем меньше глубина резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения с увеличением от 10–20 до 900–1000×. Иногда бывает оправданно добиться увеличения 1500× (окуляр 15 и объектив 100×). Большее увеличение бессмысленно, так как более мелкие детали не позволяет видеть волновая природа света.

Лист клевера. Увеличение 100×. Некоторые клетки содержат тёмно-красный пигмент

Следующий немаловажный момент — тип окуляра. «Сколькими глазами» вы хотите рассматривать изображение? Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную его разновидности. В случае монокуляра придётся щуриться, утомляя глаз при длительном наблюдении. В бинокуляр смотрят обоими глазами (не следует путать его со стереомикроскопом, дающим объёмное изображение). Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз» — насадка для установки аппаратуры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, но можно использовать и обычный фотоаппарат, купив к нему переходник.

Лист земляники. Увеличение 40×

Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры объективов. Световой пучок от осветителя, преобразованный в оптическом устройстве — конденсоре, освещает препарат. В зависимости от характера освещения существует несколько способов наблюдения, самые распространённые из которых — методы светлого и тёмного поля. В первом, самом простом, знакомом многим ещё со школы, препарат освещают равномерно снизу. При этом через оптически прозрачные детали препарата свет распространяется в объектив, а в непрозрачных он поглощается и рассеивается. На белом фоне получается тёмное изображение, отсюда и название метода. С тёмнопольным конденсором всё иначе. Световой пучок, выходящий из него, имеет форму конуса, лучи в объектив не попадают, а рассеиваются на непрозрачном препарате, в том числе и в направлении объектива. В итоге на тёмном фоне виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных малоконтрастных объектов. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсора тёмного поля, тёмнопольной диафрагмы, устройств фазового контраста, поляризаторов и т. п.

Оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы для профессиональных исследований. Сильные объективы (с увеличением, например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1 при использовании иммерсии, масла с высоким показателем преломления, раствора глицерина (для УФ-области) или просто воды. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионной жидкости. Её показатель преломления обязательно должен соответствовать конкретному объективу.

Иногда следует обратить внимание на устройство предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который ярче и греется меньше. Микроскопы тоже имеют индивидуальные особенности. Каждая дополнительная опция — это добавка в цене, поэтому выбор модели и комплектации остаётся за потребителем.

Сегодня нередко покупают недорогие микроскопы для детей, монокуляры с небольшим набором объективов и скромными параметрами. Они могут послужить хорошей отправной точкой не только для исследования микромира, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже стоит купить более серьёзное устройство.

Как смотреть

Можно купить далеко не дешёвые наборы готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение личного участия в исследовании, да и наскучат они рано или поздно. Поэтому следует позаботиться и об объектах для наблюдения, и о доступных средствах для подготовки препаратов.

Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями. Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.

Крыло жучка бибиониды. Увеличение 400×

Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином. Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка». Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.

При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т. п.

Что смотреть

Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10–15 минут, после чего промыть под струёй воды.

Кожица лука. Увеличение 1000×. Окраска йодом. На фотографии видно клеточное ядро

Кожица лука. Увеличение 1000×. Окраска азур-эозином. На фотографии в ядре заметно ядрышко

Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5–10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.

Картофель. Синие пятна — зёрна крахмала. Увеличение 100×. Окраска йодом

На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.

Плёнка на спине таракана. Увеличение 400×

Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.

Чешуйки с крыльев моли. Увеличение 400×

Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.

Крыло бабочки боярышницы. Увеличение 100×

Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.

Кожура сливы. Увеличение 1000×

Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.

Хлоропласты в клетках травы. Увеличение 1000×

Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.

Хлоропласты в клетках водоросли. Увеличение 1000×

Сам себе исследователь

После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов. Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью. Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.

Мазок крови. Окраска азур-эозином по Романовскому. Увеличение 1000×. На фотографии: эозинофил на фоне эритроцитов

Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.

Мазок крови. Окраска азур-эозином по Романовскому. Увеличение 1000×. На фотографии: слева — моноцит, справа — лимфоцит

В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения. Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.

Словарик к статье

Апертура — действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами зеркал, линз, диафрагм и других деталей. Угол α между крайними лучами конического светового пучка называется угловой апертурой. Числовая апертура А = n sin(α/2), где n — показатель преломления среды, в которой находится объект наблюдения. Разрешающая способность прибора пропорциональна А, освещённость изображения А 2 . Чтобы увеличить апертуру, применяют иммерсию.

Иммерсия — прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.

Планахроматический объектив — объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.

Фазовый контраст — метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика — конденсор и объектив — превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.

Моноциты — одна из форм белых клеток крови.

Хлоропласты — зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.

Эозинофилы — клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.

«Наука и жизнь» о микросъёмке:
Микроскоп «Аналит» — 1987, №1.
Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, №8.
Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, №6.
Милославский В. Ю. Домашняя микрофотография. — 1998, №1.
Мологина Н. Фотоохота: макро и микро. — 2007, №4.

Экспериментальная деятельность “Лаборатория профессора Знайкина, или Все о микробах”

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

  • Чтение произведения Г. Остера «Петька микроб»
  • Знакомство с микроскопом
  • Разучивание стихов
  • Разучивание подвижной игры «Микробы полезные и вредные»
  • Опробование и постановка на опыт чашки с молоком, кусочков хлеба на плесень, дрожжевой закваски, яйца в уксусе.

Оборудование: Свое оборудование на каждый опыт, Незнайка, белый халат, микроскоп, запись песни, запись мелодии для игры, магнитофон, мультимедийный аппарат, ноутбук, презентация «Как выглядят микробы»

Содержание:

Организационный момент: «Ужасно интересно» из мультфильма из “38 попугаев”. Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент: Незнайка

Стихи о микробах: http://zanimatika.narod.ru/ZOJ_gigiena.htm

Презентация «Как выглядят микробы»

  1. Опыт «Путешествие микроба»
  2. Опыт «Микроб в ладошке»
  3. Опыт «Чужие микробы»
  4. Опыт «Ловим микроба»
  5. Опыт «Как спастись от микробов»
  6. Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»
  7. Опыт «Йог и вода грязная и чистая»
  8. Опыт «Как растут разные микробы»
  9. Опыт «Почему зубы крепкие и здоровые»

Домашнее задание: Журналистское расследование «Все о микробах»

Ход мероприятия

Организационный момент

Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из “38 попугаев”. Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков.

Сюрпризный момент

Незнайка, переодетый в профессора сидит около микроскопа, как будто в него смотрит и бубнит: «Ужасно, прелестно, огорчительно, замечательно».
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь? (Желательно чтобы дети спросили «Что вы делаете?»).

Незнайка: Вы хотите знать, что я делаю. Вот все говорят «Микробы, микробы». Какие такие микробы ничего я не вижу и ничего не знаю. Значит, их нет.

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

И. Обыдённый «Вирусы вреднилусы»

Г. Кружков «Микроб — ужасно вредное животное»

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Воспитатель: И я предлагаю тебе и всем детям отправиться в страну знаний. Я переодеваюсь в профессора Знайкина и в путь.

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Презентация «Как выглядят микробы»

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Стих Бредихин В. «Поселился раз микроб и ещё один микроб»

Физкультурная пауза «Микробы полезные и злые»

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Мы с вами уже говорили о том что, микробы бывают полезные и вредные. Мы читали о том, как Петька микроб делал кефир. А что же получилось у нас? Сейчас мы это не только проговорим, но и увидим. Позавчера мы с вами, для чистоты эксперимента, спрятали ото всех кусочки сырого хлеба и кружку молоко. Сегодня утром мы поставили на батарею микроорганизмы «дрожжи». Спрятали, крепко закрыли, чтобы никто нам чего-нибудь лишнего не подложил. Теперь открываем? Проверяем, выросли наши микробы или нет. Сначала полезные микробы или вредные посмотрим? (на выбор детей). Рассматривание плесени, дрожжевого теста, прокисшего молока.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

– Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

– Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Что нового и интересного вы сегодня. Какие решения вы для себя приняли. О каком опыте вы расскажете дома маме и папе. Чтобы еще хотели узнать о микробах? Для того чтобы информация, полученная сегодня у вас сохранилась, и мы могли ею поделиться с другими ребятами я предлагаю вам сделать журнал «Микробы и что я о них знаю». Дома с мамой и папой оформить страничку, мы соберем их и будем рассматривать. И я думаю, что узнаем еще много интересного. И…..

Стих Л. Авдеева «Не забудь о гигиене!»

Ссылка на основную публикацию