О чем говорит почерк ребенка?

Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология

Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?

К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

  • если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
  • если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
  • обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
  • отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

1. Приучите ребенка держать спину

Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

3. Копируйте и переписывайте

Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.

Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.

Что расскажет почерк о характере и способностях ребенка

По почерку можно определить характер не только взрослого человека, но и ребенка, а по изменениям привычек и характерных особенностей письма — узнать, что у него происходит в жизни и справляется ли ваше чадо с вызовами взрослого мира. Как это сделать и на что обратить внимание, нам рассказал графолог Андрей Трошечко.

МАЛЫШЕЙ ЗА ПОЧЕРК РУГАТЬ НЕ СТОИТ

Если в младшей школе ребенок пишет неразборчиво и неаккуратно, переживать из-за этого не стоит. В процессе формирования почерка и характера ребенка его стиль письма будет меняться достаточно часто. Тем более не стоит критиковать и ругать школьника за корявые буквы, это только добавит им неразборчивости.

«Психологическое состояние ребенка обязательно скажется на почерке, — отмечает графолог Андрей Трошечко. — Если у ребенка почерк так и остался неразборчивый к 3–5 классу или ребенок писал аккуратно, а потом его почерк изменился, стал плохо читаемым, стоит пересмотреть подходы к воспитанию, обратить внимание на обстановку в семье. Также могут сказываться на письме сложности в общении с друзьями и сверстниками. Чаще всего проблема именно в этом, а не в том, что ребенок лениться красиво писать (при условии, что у ребенка не нарушена моторика, пространственная ориентация и т. д.)».

Также стоит обратить внимание на нажим при письме. Если буквы стали бледными, ребенок пишет словно по воздуху, то стоит обратить внимание на его здоровье — у «писателя» стало меньше энергии. Если со здоровьем все в порядке, то причина может быть также в ослаблении силы воли.

КАК НЕ ВЫРАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА В ФУТЛЯРЕ

Заставляя школьника раз за разом переписывать задания, добиваясь «красивого» написания, вы можете нанести серьезный удар индивидуальности ребенка. Потом он будет бояться проявлять инициативу и начнет действовать по шаблонам, постоянно требуя одобрения и сомневаясь «а правильно ли я делаю?».

«Можно лишь попросить ребенка написать как можно более разборчиво. Пусть лучше ваш ребенок растет разносторонней личностью, чем человеком в футляре. Не нужно загонять его в рамки», — говорит графолог.

КАКАЯ БУКВА РАССКАЖЕТ О СТРАХЕ

По почерку можно определить, какой характер формируется у ребенка или в каком психоэмоциональном состоянии он находится. Выявить раздражительность, умение отстаивать свою точку зрения, замкнутость или открытость, его отношение к внешнему миру. К примеру, если в текстах, которые адресованы родителям, сверстникам, учителям, поджат отросток буквы «Р», это означает, что ребенок боится этого человека. Верх почерка стал острым — появилось негативное отношение к миру, ребенок становится более замкнутым, к нему тяжелее достучаться.

«Для родителей очень полезным и интересным будет анализ почерка подростка. Это позволит лишний раз не раздражать его расспросами и придирками в его и без того нелегкий период жизни. Они смогут его лучше понять, узнать, что с ним происходит, выстроить линию поведения с ним», — отмечает эксперт.

Кликните по изображению для увеличения

ГРАФОТЕРАПИЯ ПОМОЖЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛЕНИ

Почерк может не только указать на те или иные черты характера, но и помочь их скорректировать. Это называется графотерапией. Она воздействует на подсознание человека через почерк. Например, если человек часто не завершает дела, ему следует в конце каждого предложения (даже любой записи в ежедневнике, в сообщениях в скайпе) обязательно ставить точку. В идеале — добавить точку в конце своей подписи. А чтобы избавиться от лени, следует уделить особое внимание нижним хвостикам букв «у» и «д», следя за их вертикальностью.

ГРАФОЛОГИЯ ВЫЯВИТ ПРЕДАННОСТЬ И ОБИДЧИВОСТЬ

Почерк человека может рассказать не только о его психологическом состоянии, но и о характере (это изучает наука графология). Так, если человек пишет печатными буквами, то он рациональный; если все буквы соединены между собой, написаны без разрывов — то перед вами обязательный, преданный человек, но не гибкий. Наклон букв тоже «красноречив»: так, ровные буквы — у самовлюбленного человека; сильный наклон почерка вправо — у того, кто постоянно находится в движении; наклон влево — человек не доволен собой, окружающим миром, обидчив.

О чем говорит почерк вашего ребенка?

О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д. биол. н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких.

Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. По международным стандартам, принятым еще в 50-х годах, человек может считаться грамотным, если он может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми требованиями к современному родному языку, к его стилистике, орфографии, грамматике и так далее.

Читайте также:  Как провести дома интересные химические опыты для детей - 7 инструкций

Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.

Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

буквы были одинаковой высоты и ширины;
прямые линии были ровными;
параллельные линии оставались параллельными;
овалы были правильной формы.

Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль. Что же касается грамотности, то здесь вся задача сводится к тому, что у специалистов называется звуко-буквенным анализом.

К окончанию начальной школы ребенок должен научиться свободно переводить фонемы (звуки) в графемы (графические изображения букв и слогов). И если в первом-втором классе во время диктанта дети пишут очень медленно, потому что постоянно задумываются над тем, как записать слышимое слово, то уже к пятому классу этот процесс должен быть автоматическим.

Ошибки обучения

Все учителя знают, что в классе есть только один-два ученика, которые будут писать красиво и грамотно всегда, при любых методиках. Это дети с тонкой, совершенной координацией движений, с хорошим зрительно-пространственным восприятием. Подобных ребят приходит в школу не больше 2%. Требовать таких же результатов от всех остальных бессмысленно, да и не нужно. Некоторые считают, что красивое письмо формирует аккуратность. Но не проще ли эту самую аккуратность воспитать меньшими усилиями?

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

Слишком раннее начало

Есть правило – чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет.

Обучение безотрывному (курсивному) письму

Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Это одна из самых неадекватных методик, когда-либо существовавшая в нашей школе, и несусветная глупость. И, хотя сейчас ее не требуют, многие учителя по ней работают. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.

Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6–10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.
Кроме того, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и, пока выводит две-три буквы, не выдыхает. Так создается рваный ритм дыхания, который очень вреден для здоровья, да и утомление наступает быстрее.

Интенсивность школьной программы

Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. Если раньше писать учили первые три года, то сейчас на то же самое отпущено два с половиной месяца! А после этого сразу начинаются уже заучивания правил, письмо на скорость и прочие второстепенные вещи. Поэтому, когда родители сравнивают свой почерк с почерком детей, они должны учитывать эту спешку и гонку, в которую втянуты нынешние школьники. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда – и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

Ручка или компьютер?

Многие взрослые убеждены, что почерк вообще не имеет значения, потому что в будущем все будут писать на компьютерах. В этом есть доля истины, потому что скорее всего ручка уйдет и свои первые слова первоклашки будут печатать на клавишах компьютера.

Но когда мы говорим об освоении письменной речи, то здесь все не так очевидно. Процесс обучения станет еще сложнее, потому что печатание – немножко другой вид письма. Здесь необходима координация обеих рук. А все этапы подготовки к письму – внимание, восприятие звуков и перевод их в буквы – будут все так же нужны. То есть кроме прежних появятся новые задачи вроде освоения клавиатуры. И, кстати, предстоит еще решить, учить ли детей печатать двумя пальцами или десятью, что намного тяжелее…

Письмо – очень сложный процесс, независимо от того, каким образом ребенок пишет. И для того, чтобы как следует освоить письменную речь, необходимы усилия, причем прежде всего заботливых родителей и грамотных учителей. Без этого не имеет никакого смысла требовать от ребенка грамотного и понятного письма .

Примеры почерка и комментарии к ним

Катя, 11 лет

Здесь видны бесконечные обведения по уже написанным линиям – скорее всего девочку учили безотрывному письму. Либо она все время исправляет сама себя, начинает писать одно и тут же спохватывается и пишет другое. Это говорит о несформированности навыков письма, потому что в этом возрасте ребенок уже не должен думать как писать, а должен думать о том, какую мысль он излагает. Кроме того, много ошибок, показывающих трудности звуко-буквенного анализа: она с трудом переводит звуки в буквы.
Можно предположить, что у этого ребенка снижена работоспособность и повышена утомляемость, и поэтому первые строчки написаны хорошо, но затем работоспособность резко падает – возрастает количество ошибок и сам почерк ухудшается внешне.
Это может говорить об особенности организации нервной системы или же быть результатом перегрузки. Работа написана в феврале, а это самый трудный месяц учебного года, когда работоспособность снижена, утомляемость повышена. И если в сентябре, декабре все было благополучно, то в феврале вполне могут быть такие нарушения почерка (поэтому, кстати, всегда лучше анализировать несколько образцов, сделанных в разное время учебного года).

Алеша, 10 лет

Почерк достаточно четкий, стабильный, нет поправок и обведений. Моторная сторона письма сформирована, он не думает о том, какую букву писать и не исправляет ее. А вот с грамотностью хуже: в слове «затаилось» ребенок пишет «затоилось», «питлял» вместо «петлял».
Еще он не умеет переводить звуки в буквы. Ему трудно выделять реальный звук, он его не слышит, поэтому начинают пропускать гласные и т. д. Есть и так называемые оптические ошибки – «протянИлся», их еще часто называют глупыми. Но глупых ошибок не бывает, у каждой из них есть причина. Может быть, отвлеклось внимание, потому что он слушал следующее слово. А это, в свою очередь, могло быть связано с тем, что диктовали слишком быстро.

Миша, 10 лет

Такой почерк встречается довольно часто. Многие стараются писать мелко-мелко, потому что чем мельче буква, тем короче линия письма и тем быстрее они пишут. Причиной тому слишком большая скорость, которую требуют от ребенка. Причем, судя по всему, ребенок пишет так давно, класса со второго. Чем это плохо? Тем, что слова из-за слепленности и маленького размера получаются нечитаемые. Ребенок сам себя с трудом читает, и ему очень трудно проверить, что он написал. Из-за этого могут быть какие угодно ошибки.
И, наконец, неприятность в том, что ребенок уже привык так писать. И даже если сейчас попросить его писать медленно, он уже не сможет.

Никита, 11 лет

По почерку понятно, что ребенок страшно напряжен. Даже перенапряжен и находится на грани нервного срыва. От этого у него очень сильный тремор, дрожит рука.
Это становится видно, если внимательно посмотреть на линии письма: рука останавливается, и получаются лишние точки. И вообще, нет ни одной ровной линии. Это напряжение может быть связано с самой ситуацией контрольной, диктанта, или же ребенок сам по себе очень тревожный.
Можно предположить, что у него есть проблемы со сном, какие-то еще нервные расстройства. И родителям хорошо бы привести ребенка на консультацию к специалистам. Может быть, он боится учителей, родителей, плохой оценки, или же у него неправильный режим, сложности в отношениях в семье и т. д.

Почерк. Почитаем каракули.
консультация по теме

Есть мнение, что почерк передаётся по наследству. А точнее наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать.

Так в чем же причина трудностей с письмом?

Их может быть несколько. Я же постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся трудностях. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

Скачать:

ВложениеРазмер
pocherk._pochitaem_karakuli.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Гилёва Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей» г. Абакана

Почерк. Почитаем каракули.

Правильная поза при письме

Почитаем свой почерк

Есть мнение, что почерк передаётся по наследству. А точнее наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать.

Так в чем же причина трудностей с письмом?

Их может быть несколько. Я же постараюсь рассказать о наиболее часто встречающихся трудностях. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит — просто некрасивый почерк или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

1) Как ни странно, излишнее рвение родителей, старающихся научить ребенка писать как можно раньше — четыре – пять – шесть лет, тем самым надеются облегчить ему первый школьный год. И не знают того, что безнадежно портят почерк своему ребенку.

«Раньше» — не значит «лучше»
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счёт того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк, как навык, невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с дошкольником. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется, как навык.

А переучить очень сложно, чаще невозможно. В этом случае главное в письме — хорошо развитая мелкая моторика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо управлялся с ручкой, нужно было, прежде всего, развивать координацию движения рук.

2) Многие считают, что отвратительный почерк — всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени ребенка.

3) Оказывается, ребенок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Специалисты подсчитали: сегодня такая незрелость в той или иной степени наблюдается у 70% детей. Получается, с амый главный орган, отвечающий за письмо — не рука, а… голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не просто взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в некую систему знаков.

Вы знаете о том, что каждое полушарие мозга занимается собственным «видом работы».
Упрощенно говоря, левое полушарие — абстрактно-логическое (именно оно отвечает за обучение чтению и письму), правое — образное.

Левое — логика, правое — интуиция. Левое полушарие командует правой половиной тела, и наоборот. При этом левое полушарие обычно доминирует, потому-то у большинства людей ведущая рука — правая. И некоторые особенности межполушарных взаимодействий могут сказываться на обучении письму.

Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные) и так называемые амбидекстры — люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками.

Однако трудности, встречающиеся у левшей и амбидекстров, как правило, легко преодолимы. Есть гораздо более серьезная проблема. Называется она «дисграфия» и, случается, сопровождается дислексией — сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии — нарушения нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга.

Почерк дисграфика — не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы — это еще полбеды. Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы — перепутаны или пропущены, расстояния между словами неравномерные, чудовищное количество ошибок, помарок и исправлений.

Поэтому главное – не закрывать глаза на проблему и не упустить момент: мозг пластичен до 12 лет, и в этом возрасте изъяны довольно легко поправимы.

– Иногда бывает достаточно создать благоприятные условия, чтобы мозг компенсировался самостоятельно. Прежде всего, чаще вывозите ребенка за город – не только на каникулы, но и на выходные. На природе мозг насыщается кислородом, яркие впечатления снимают негативные реакции. А это так важно!
– Во-вторых, поощряйте сына или дочь лишний раз поиграть со сверстниками, а не сидеть за компьютером; особенно полезны игры, правила которых выдумывают и дополняют сами дети.
– В-третьих, пусть занимается физкультурой.

– Замечательно, если ребёнок играет на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это развивает моторику рук, а благодаря задействованию в игре всех пальцев активизируются оба полушария мозга.
– Если ребенок пропускает буквы, проводите “волшебные диктанты”, в которых слова пишутся не буквами, а черточками: каждая буква – черточка.

– Недописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами (например, “здоровый” – “——ый”). Если ребенок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите ему поиграть: придумывать слова на предпоследнюю букву (вы говорите “слон”, ребенок – слово, начинающееся на “о”).

– В случае, если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Очень эффективна известная пляжная забава: вы пишете буквы на спине или ладони ребенка, а он угадывает. Это снимает мышечные зажимы.

– Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах (например, “корова” – корова с глазами в виде букв “о”, “интеллигент” – рожица, у которой в каждом глазу по одной букве “л”).

– Не заставляйте школяра сидеть над одним упражнением больше 20 минут: результат только ухудшится. Пусть отвлечется на что-нибудь, чтобы дать напряженному отделу мозга отдохнуть, а потом продолжает.

– Чтобы ребенок не утомлялся, поставьте в его комнату аромат-лампу с эфирными маслами бергамота или можжевельника. Или просто заварите в чашке лавровый лист и поставьте на письменный стол.

4) Почерк ухудшается, если ребенок куда-то спешит. Не делайте уроки на ходу, лучше сделать их попозже, но в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, пусть работает в замедленном темпе.

5) Если ваш ребенок не умеет хорошо застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, он никогда не научится красиво писать. Покупайте конструкторы с мелкими деталями – пусть собирает. Правда, дети с плохим почерком не любят ковыряться в мелких деталях, и поэтому придется вам самим немного напрячься.

6) На почерк возбудимых, неусидчивых детей очень влияет их эмоциональное состояние и самочувствие. Сытый ребенок пишет лучше, чем голодный.

7) Ну, а кричать на ребенка, когда он пишет, нельзя вообще, а то у ребенка может начаться “писчий спазм” – зажим руки, при котором письмо станет вообще невозможным.

2. Правильная поза при письме

Важно уделять большое внимание гигиеничным правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья детей.

  • за партой сидя, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
  • пишут буквально «носом»,
  • левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
  • локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижат к корпусу,
  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
  • вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

Отсюда: искривление позвоночника, сутулость, нарушения зрения – близорукость.

3. Каллиграфические ошибки

К каллиграфическим ошибкам относятся

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
  • Не выдерживается нужная высота букв,
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма,
  • Не соблюдается связность букв при письме,
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Почерк – отражение состояния моторики и мышц, отражение общего состояния человека – физического и душевного.

Пока не изменится что-либо в этом состоянии (психологическом, нервной системы, либо физическом), почерк будет продолжать оставаться плохим, что бы учителя или родители ни делали.

4. Почитаем каракули

Можно узнать некоторые секреты внутреннего состояния ребёнка по его почерку.

  1. Если ребёнок пишет широко, размашисто, это говорит о том, что ему «легко дышится», на него ничего не давит. Он открыт, жизнерадостен и свободен. Вообще увеличение шрифта, букв и расстояния между словами, показывает, что ребёнок не закомплексован и готов к восприятию различных предметов.
  2. Широко растянутые буквы говорят о богатом мышлении. Дети с таким почерком, как правило, естественны, просты и открыты.
  3. Сжатый же почерк (когда буквы теснят одна другую, узкие) говорит о том, что ребёнок «спрятался в свою скорлупу». Он подсознательно стремиться защититься от окружающих, замыкаясь в себе. Также сжатые буквы часто сигнализируют о том, что к маленькому человеку предъявляются слишком большие требования, не соответствующие его возрасту. Если буквы к тому же ещё и маленькие, это указывает на природную робость. Такие дети, нередко прекрасно зная урок, не решаются открыть рот, а предпочитают отмалчиваться.

Однако сжатый почерк говорит о способности к концентрации внимания.

  1. Если последняя буква в слове написана крупнее, чем само слово,- это хороший признак. Он говорит нам о том, что ребёнок перестаёт бояться учиться, спадает напряжение. Означает, что ребёнку не терпится стать взрослым.
  2. Если последние буквы прописаны непонятно, означает, что ребёнок чувствует себя непонятым. Всё это происходит из-за каких-то, внешних причин, которые нужно определить и устранить.
  3. Если часть строчной буквы, которая прописывается ниже нижней линии рабочей строки (например, петля у буквы У), слабо выражена или практически отсутствует, это явное отражение жизненной слабости. Нервная система нуждается в подкреплении.
  1. Наклоненный почерк влево говорит об упрямстве, своенравности, недоверчивости, скрытности.
  2. Если меняется наклон, то это свидетельствует о капризности, нетвёрдости взглядов, неуверенности.

Сугубо детское развитие заканчивается к концу десятого года жизни. Дальше начинается переходный период. Во время него почерк может сильно измениться.

5. Для родителей (почитаем свой почерк)

Если строчки слишком плотные, буквально «слипаются друг с другом», полей и вообще промежутков нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости и даже скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных «широких» натур с не очень высокой организованностью.

Если строчки «ползут» вверх, то можно считать, что запасы нейропсихической энергии большие, а сам пишущий обладает высокой, даже завышенной самооценкой. Если же строчки сползают по краям вниз, то это свидетельствует об утомляемости нервной системы, недостаточности ее и о тенденции к заниженной самооценке.

Пробелы в конце строк, оставленные как бы из боязни перенести слово, могут быть показателями каких-то фобий, тревог.

Если почерк вообще неразборчив или мало разборчив, буквы написаны нечетко, слова недописаны, то причиной этого может быть эмоциональная неустойчивость, слабость эмоционально-волевой регуляции. И, наоборот, четкий красивый разборчивый почерк с четко расставленными знаками препинания и точками в буквах «е», «й» свидетельствует об исполнительности, аккуратности, пунктуальности, склонности к художественному творчеству.

Нелепое безвкусное исполнение некоторых букв, их вычурность, например, завитушки в заглавной букве «П», можно истолковывать как стремление произвести впечатление, самоутвердиться. Возможно, что у обладателя этих «завитушек» довольно много незрелых нелепых мыслей и поступков.

Сильный нажим свидетельствует об энергетических и организаторских склонностях пишущего. Наклон букв, который можно измерить с помощью обыкновенного транспортира, у правшей должен быть в правую сторону, в соответствии с обучением по прописям. При этом очень низкий наклон — 30-40°, буквы как бы лежат на строчке — свидетельствует о вспыльчивости и возбудимости человека, его излишней прямоте и торопливости в поступках. Оптимальный наклон — 40-50°, свидетельствующий о гармоническом развитии натуры и широком круге интересов. Наклон 5-60° и более свидетельствует о сдержанности, самообладании, свернутом в профессиональном плане круге интересов или узком диапазоне увлечений. Вертикальные или наклоненные влево буквы говорят об упрямстве, скрытности, иногда неискренности пишущего.

Мягкость, округлость при письме, плавный переход в написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, следующую в своей деятельности по линии наименьшего сопротивления, склонную к компромиссам. Большое число углообразований — это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, даже агрессивности.

Выявлены половые, возрастные и профессиональные особенности почерка. Например, мужской почерк, в отличие от женского, характеризуется более низкими и широкими буквами, не очень постоянными по размеру и не очень связанными между собой, так называемый «рваный» мужской почерк.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Клуб семейного чтения” является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме “школа-семья”.

“Клуб семейного чтения” является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме “школа-семья”.

Презентация к уроку православной культуры.

Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближ.

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет.

Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей» Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого чел.

Что о ребенке может рассказать его почерк

Детский почерк может многое нам рассказать. Родителям и учителям полезно знать, как анализировать личность ученика по его манере письма. Это поможет не только выявить индивидуальные черты ребенка, но и своевременно обнаружить психологические проблемы. Поговорим о секретах графологов.

Крупный и размашистый почерк

Выдает натуру общительную и дружелюбную. У него всегда широкий круг общения, он с легкостью заводит новые знакомства и находит общий язык с незнакомцами. Такие дети великодушны, щедры.

Размашистые буквы также могут говорить о проблемах с мелкой моторикой. Если вы замечаете, что ребенку трудно завязывать шнурки и выполнять мелкую работу, нужна коррекция по развитию мелкой моторики.

У подростков размашистый и крупный почерк может говорить о желании выглядеть в глазах окружающих мужественно, гордо и независимо.

Мелкий почерк

Ребенок, который пишет мелким почерком, обычно скрытен, тревожен и замкнут. При этом разумно использует собственные силы. Ему трудно проявлять эмоции на публике, поэтому он старается держать чувства в себе. Почерк не только мелкий, но и убористый, «бисерный» выдает человека экономного и порой даже жадного. Ему не свойственны широкие жесты.

Угловатые буквы

Угловатые буквы выдают натуру амбициозную, эгоистичную, часто капризную и резкую. Обладающий таким почерком ко всему относится критично, ничего не принимает на веру.

Закругленные буквы

Напротив, говорят о доброте, мягкости, покладистости и отзывчивости вашего чада. Это ребенок-экстраверт, превосходный коммуникатор.

Почерк с изящными заглавными буквами

Так будет писать стремящийся к самоутверждению ребенок, романтичная натура. Для него важно производить на окружающих людей приятное впечатление.

Почерк с явно выраженным нажимом

С сильным нажимом пишет человек, обладающий развитой волей, смелостью, решительностью. Ему присуща усидчивость, он готов тратить много времени на достижение цели. Он предпочитает принимать решения без лишних раздумий.

Излишний нажим, деформирующий и даже рвущий бумагу, выдает гиперактивного ребенка.

Если буквы в тетрадке едва видно

В случае, когда ребенок раньше писал с обычным нажимом, а теперь словно водит ручкой по воздуху, нужно проверить состояние здоровья. Возможно, он в состоянии хронической усталости, и у него ни на что не хватает сил.

Если же он пишет так всегда — значит, сомневается в себе и людях, легко подвергается влиянию извне. Это нерешительная натура, колеблющаяся перед принятием решений, со слабой силой воли. Идти на риск и совершать необдуманные поступки ему не свойственно.

Безупречный, каллиграфический почерк

Говорит об опрятности, аккуратности и даже педантичности. Но таким детям порой недостает самостоятельности и веры в себя при проявлении инициатив.

Если буквы не соединены рисками

Замечаете, что в тетрадках вашего ученика буквы стоят отдельно друг от друга, не соединяются линиями — это свойственно человеку с хорошо развитой интуицией, артистизмом и творческим мышлением. Он может быть невнимательным.

Если одна буква «наезжает» на другую

Ученик, который пишет буквы плотно, в жизни опирается на логику. Это человек преданный и обязательный, но ему часто не хватает логики.

Излишне «слепленные» буквы могут свидетельствовать о стеснительности и зажатости. Ребенок как будто стремиться быть незаметным и занимать как можно меньше места. Возможно, ему нужна психологическая помощь.

Неразборчивый почерк

Зачастую совсем не является проблемой. Он выдает энергичного, беззаботного ребенка, идущего по жизни активно и с интересом.

Если строчка уходит вверх или вниз

Можно посмотреть на текст, написанный на нелинованном листе — строчки чаще всего буду уползать вверх или вниз. Если строка поднимается – перед нами оптимист. Его можно чаще встретить в хорошем настроении, обладает высокой работоспособностью. Строчка смотрит вниз – имеем дело с пессимистом, найти положительное в происходящем ему удается с трудом. Он не всегда доводит начатое до конца, потому что быстро утомляется. Когда строка остается ровной, пишущему свойственно оставаться спокойным при любых условиях и трезво оценивать происходящее.

А бывает так, что строки то поднимаются, то опускаются. Тогда ваш ребенок – фантазер и авантюрист, любит хитрости и приключения.

О чем расскажет почерк ребенка: определяем черты характера маленького школьника

Существует целая наука, которая изучает почерк и его взаимосвязь с личными качествами человека. У первоклассника только начинает формироваться почерк и он наверняка еще поменяется, но уже на этом этапе по нему можно многое сказать о ребенке.

Давайте узнаем, о чем размер букв, нажим и каллиграфия могут рассказать о характере вашего маленького гения!

Нажим

Ученые графологи установили, что чем сильнее нажим на ручку при письме, тем человек смелее, решительнее, сможет пойти на риск и быстро принимает решения. Те дети, чьи буквы еле заметны на бумаге, очень часто слабые духом, скромные и нерешительные, им не свойственно совершать рискованные поступки и действовать быстро.

Размер букв

Размер букв в почерке ребенка расскажет о его открытости к социуму, коммуникабельности или замкнутости.

Как привило у щедрых, открытых и дружелюбных людей буквы большого размера и занимают почти всю высоту строчки на расчерченном листе. У таких людей очень широкий круг общения, много друзей, они легко находят общий язык с незнакомыми людьми и любят заводить новые знакомства. Когда буковки маленькие и мелкие, это может свидетельствовать о жадности ребенка, его замкнутости и любви к одиночеству.

Форма букв

Очень часто у многих детей буквы круглые и аккуратные, но они могут меняться с возрастом, и становиться более заостренными. Дело в том, что круглые буквы свидетельствуют о доброте, чуткости и мягкости характера, тогда как острые буквы означают эгоистичность и нелюбовь к проявлению эмоций.

Каллиграфия

Те школьники, которые с детства начинают писать очень прилежно, красиво и аккуратно, скорее всего сами аккуратные, опрятные и педантичные, хотя и не отличаются самостоятельностью. Спокойные, уравновешенные детки, темперамент которых чаще всего можно отнести к сангвиникам, имеют обычный почерк, не отличающийся ни особой каллиграфией, ни неразборчивостью.

А вот если у малыша очень плохой почерк, который читается с большим трудом, это характеризует его как активного человека, полного энергии и беззаботности. Впрочем, это может свидетельствовать и о проблемах с нервами или стрессах, отчего ребенок не умеет сосредотачиваться.

Слитно или раздельно?

Наверняка вы видели людей, которые пишут каждую букву в слове отдельно друг от друга и не соединяют их специальными линиями. Если замечаете такое у своего первоклассника, знайте: у ребенка очень развита интуиция.

Если же почерк стандартный и каждая буква соединена со следующей, это говорит о том, что ребенок мыслит, в первую очередь опираясь на логику.

Пессимист или оптимист?

Если ребенку дали чистый лист без разметки и его строки «сползают» вниз во время письма, значит он сначала оценивает все плохие варианты и риски, а вот заметить позитивные стороны ему удается с трудом.

Ребенок ведет строчку вверх? Значит он оптимист и мыслит позитивно. Ровная строка на не расчерченной бумаге характеризует школьника, как реалиста, который склонен оценивать ситуацию трезво.

Авантюрные дети, которые любят приключения, риск и хитрости, часто пишут волнами, линия почерка не отличается стабильностью.

Оставляет ли поля на бумаге?

Те детки, в которых с малых лет можно заметить нотки педантичности, начинают писать с самого края страницы, не оставляя полей. А вот щедрые и открытые личности любят оставлять большой кусок пространства и начинать писать чуть ли не со средины листа.

Помните, что оценивать и анализировать почерк ребенка нужно в комфортной для него обстановке, когда школьник не голодный, отдохнувший и не грустит по тому или иному поводу. Иначе, результаты могут быть не совсем достоверными, ведь уставший ребенок может нажимать на ручку очень слабо, отчего и буквы будут не четкими.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Читайте также:  Книги Монсики психолога Виктории Шиманской - серия по развитию эмоционального интеллекта (EQ) у детей
Ссылка на основную публикацию