Каким должен быть современный педагог – чему не учат в ВУЗе, а родители требуют?

Чему не учат в педагогических вузах, а должны

Мнение учителей московских школ

Каким должен быть учитель? Мнение родителей

Анна Поликарпова, мама будущей первоклассницы:

– в районе Москвы, в котором мы живем, находится большая школа (комплекс). В ней открывается несколько первых классов в разных зданиях. Мы не долго думали в какой класс пойдет наш ребенок и к какому учителю, так как знали это заранее. Учитель начальных классов приходила два раза в неделю в течении года в детский сад и проводила с детьми занятия по подготовке к школе. Эти занятия проходили очень увлекательно для детей. Учитель всегда была дружелюбно настроена. Дети не хотели ее отпускать после занятий. Мы думаем, что независимо от времени, в котором мы живем, учитель всегда должен быть профессионалом своего дела: хорошо знать сам свой предмет и уметь научить детей. И, конечно, для нас очень важен психологический комфорт. Учитель должен быть требовательным, но справедливым. Быть хорошим психологом и найти «ключик» к каждому ученику.

Ожидания родителей по отношению к учителю абсолютно понятны и справедливы. И эти ожидания не противоречат тем требованиям, которые предъявляет к педагогическим работникам постоянно развивающаяся система образования.

Требования времени

Учитель общеобразовательной школы — это не только человек, который владеет знаниями преподаваемого им предмета. Это человек, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом. И в первую очередь он должен мотивировать ребенка на обучение и научить детей учиться. Для этого ему необходимо хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах), уметь составлять рабочие программы учитывающие особенности каждого класса. Владеть современными методиками преподавания «идти в ногу со временем». Использовать различные средства обучения: от персонального компьютера до интерактивной панели и пр. Выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией. Одновременно с этим вести документацию (электронный журнал), а также непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций. Но входят ли все эти аспекты профессиональной деятельности педагога в учебную программу образовательных организаций высшего профессионального образования?

Чему не учат в педагогических вузах, а должны. Мнения педагогов

Мери Затурян, учитель русского языка и литературы, педагогический стаж 3 года:

– в педагогических вузах студентам дают достаточно обширные и глубокие предметные знания, а вот с практической частью программы все несколько сложнее. Будущие педагоги изучают основные УМК (учебно-методические комплексы – прим. ред.), названия пособий, их структуру, проходят даже практику в школе, но это не совсем то, что нужно студенту для его успешного старта, для первых шагов в профессии. В педагогических вузах не учат, как заполнять журнал, писать рабочие программы, как выстраивать отношения с каждым ребенком, с коллегами, родителями и администрацией. Не учат, как объяснять сложные тему, как организовать обучение и как достигать результатов. К сожалению, многие выпускники, оканчивая университет с «горящими глазами» и желанием сеять «разумное, доброе, вечное», внезапно оказываются абсолютно беспомощными, потому как их ожидания и знания не соотносятся с тем, с чем им приходится сталкиваться на практике, и тогда они понимают, что к реальной жизни в школе их никто не готовил.

Наталья Егорова, учитель начальных классов, педагогический стаж 5 лет:

– в отличие от педагогического колледжа, в вузе очень мало внимания уделяется методике преподавания. Даются академические знания по предмету, а что с ними делать? Как научить ребенка тому, что знаешь сам? Все это приходиться осваивать только в процессе работы, учась на собственном опыте, посещать уроки коллег, ходить на курсы.

Ирина Волкова, учитель биологии, педагогический стаж 28 лет:

– педагогический вуз формирует и воспитывает идеальную модель педагога, оторванного от реальности. Новый класс, ученик, родитель, родители каждый год другие. С учителем общаются люди с разным набором социума, генетики, материального положения, интеллекта, в конце концов. Как правило, студенты плохо представляют себе, что столкнуться в первую очередь с трудностями общения на разных уровнях. В педагогических вузах дают определенные знания по психологии и возрастной физиологии, но нет нужного количества занятий по нейрофизиологии, коммуникативным навыкам и т.д. В реальных условиях не хватает практического опыта для общения со всеми выше перечисленными категориями людей, поэтому нередко возникают конфликты, которые легко преодолеваются под руководством грамотной администрации и повышения квалификации. Другие проблемы, с которыми сталкиваются выпускники педагогических вузов – это применение теоретических знаний на практике. Например, в области методик и технологий обучения, по части заполнения электронных журналов, составления тематического планирования и учебных программ. То есть то, что называется управлением образовательным процессом. И третий «провал» в жизни выпускников педагогических вузов – классное руководство! Большая часть молодых специалистов вообще не представляют с какой стороны подступить к этой наиважнейшей части жизни обучающихся, моделируя эту работу в виде экскурсий и увеселительных мероприятий с классом. Таким образом, программа вузов должна содержать не только определенное количество часов по профильным предметам, но и большее количество часов практических, тренингов с приглашением действующих педагогов.

Как соответствовать современным требованиям?

Основная проблема не только в том, что в вузах будущие педагоги осваивают академические знания традиционными методами. Это возможно решить, скорректировав учебные планы и программы предметов в вузах, при этом уделив больше внимания практическим занятиям. Но при этом проблема решится только частично. Академические знания, безусловно, являются фундаментом, на который будут надстраиваться профессиональные компетенции педагога. Но в современном постоянно меняющемся мире человек любой профессии должен уметь мобильно реагировать на ситуацию. Обучение в течение всей жизни уже не просто слова – это современное требование к конкурентоспособному профессионалу своего дела в любой сфере деятельности. А в общеобразовательной организации это особенно актуально. Ученики ждут от учителя интересных и творчески заданий. Требования ФГОС – достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных результатов. Непрерывная в течение 45 минут монологическая речь учителя («говорящая голова») (за исключением уроков, где это целесообразно), уходит в прошлое. Поэтому девизом современного педагога могут быть слова: «Умей учиться сам и научи ребенка учиться!».

Каким должен быть современный учитель?

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 02.11.2018

Статья просмотрена: 6107 раз

Библиографическое описание:

Шумская О. А., Придворева И. Г. Каким должен быть современный учитель? [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619/ (дата обращения: 12.03.2020).

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: учитель, ученик, обучение, качества, ребенок, воспитание.

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке. Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. [1] Д. Хиббен говорил о том, что образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа — школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Учитель — профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика — это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков. [2]

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель — это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик — это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.

Современный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:

– любит детей и проявляет к ним интерес;

– знает психологию школьников разных возрастов;

– ценит неповторимость личности ребенка;

– умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;

– может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;

– легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;

– успешно руководит детским коллективом;

– глубоко знает свой предмет;

– готов к инновациям и стремится развиваться.

Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

Каким должен быть современный учитель?

19.1% (476)

11.9% (295)

9.7% (241)

6.6% (163)

13.8% (344)

17.8% (443)

11.8% (293)

9.3% (231)

Исходя из опроса, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества учителя хотят видеть 19,1 % — компетентным, 17,8 % — увлеченным, 13,8 % — порядочным.

Современный ученик: какой он? Интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром или креативный? Это духовная личность, интеллектуально развитая, креативно одаренная, которая помнит историю своей Родины, полна стремлений и желаний жить и творить. Но, к сожалению, увы, это не всегда так. И год от года тех, кто ничего не хочет, тот кто учёбу ставит на последнее место, добрые человеческие чувства и отношения не ценит, становится всё больше.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

– легкое восприятие информации;

– высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;

– умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;

– слабая ориентация в проблемах реального мира;

– невысокий уровень двигательной активности;

– низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;

– снижение учебной мотивации.

Читайте также:  Развивающая книжка из фетра

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества современному ученику нужен современный учитель, потому что сейчас ученики быстрые, ловкие, креативные, компетентные.

Бытует мнение, что труд учителя — неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям»- так назвал одну из своих книг В. А. Сухомлинский, поработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский (1823–1956): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности — одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

  1. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе / Ю. П. Арутюнова. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c
  2. Гордеева, М. Т. Педагогика: Учебное пособие / М. Т. Гордеева. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  3. Кандобарова, Э. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э. Б. Кандобарова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 208 c.

Каким должен быть современный учитель? Мнения педагогов, школьников и родителей

8 326 30.09.2017 11:20

Ирина ШАТИЛО ,

Учителя: динамичность, честность и стрессоустойчивость

Современный учитель должен быть честным, справедливым, активным, трепетным и чутким, считают педагоги.

«Современный учитель – творец, мудрец, созерцатель, первооткрыватель детских сердец! Он чувствует каждую струну детской души и направляет ее, – считает Ирина Прудникова, которая преподает искусство, рисование и историю. – Учитель не должен быть фальшивым. Он должен быть настоящим. Дети – народ, живущий в истине».

Кроме того, наставники считают, что учитель не только должен любить детей, но и сам должен быть в душе ребенком, а также многогранной, интересной для любого возраста личностью. «Это значит иметь свои увлечения, постоянно развиваться. Но за своей личностью нужно обязательно видеть личности в учениках, уважать их и быть рядом», – добавляет Галина Свентуховская, учитель истории и обществоведения одной из брестских школ.

В современном педагоге важна также внутренняя и внешняя гармония.

«Это человек, который всю жизнь учится сам. Который черпает силы в своей работе. Активен в общественной жизни, имеет полезные навыки, «фишки» за рамками своего предмета, которые может и хочет передать учащимся. Делает работу так, как хочет, чтобы в будущем жила его страна и весь мир», – отмечает учитель информатики Владимир Красько.

Также среди качеств современного наставника – динамичность, способность идти в ногу со временем, быть увлеченным процессом и владение своим предметом.

Учитель не должен помнить обиды, иметь личные предвзятости к учащимся, он должен уметь видеть в каждом талант и хорошие качества.

«Неприемлемыми качествами для педагога являются безразличие к детям и учебному процессу, агрессия и бескомпромиссность», – считает преподаватель английского языка Анна Букатая.

Родители: любовь к работе, авторитетность и опрятность

Современный учитель должен в первую очередь любить свою работу и быть увлеченным ею. «Когда дети и родители видят, что у педагога горят глаза, что он постоянно использует что-то новое, чтобы увлечь учеников, азарт передается и им. В итоге в выигрыше все», – делится наблюдениями Людмила Котчик, мама третьеклассницы.

Он должен быть другом и вместе с тем авторитетом для детей, считают родители. Чтобы ученики бежали делиться своими радостями и могли рассказать о своих проблемах, чтобы постоянно был контакт.

Учитель должен быть слегка строгим, но справедливым, уметь держать дисциплину в классе, знать свою работу от А до Я и опрятно выглядеть. «Это важно, потому что внешний вид учителя прививает любовь к красоте и опрятности у детей», – объясняет Марина Соловей, бизнесвумен и мама второклассника.

Кроме того, родители ценят индивидуальный подход к каждому ребенку, заботу о его внутреннем и внешнем мире. «Учитель занимает очень важное место в жизни каждого ребенка, оставляя след на всю жизнь. Учитель – это не работа. Это призвание. Это великий труд и большая ответственность», – дополняет Марина.

«Самое главное, каким не должен быть педагог, – равнодушным. На мой взгляд, безразличным людям не место в школе», – подытоживает Людмила.

Дети: красота, честность и «белый костюм»

Учитель XXI века должен быть современным, справедливым и честным, считают школьники.

«С учеником разговаривать на равных, но при этом быть тактичным. Он должен быть примером для подражания, чтобы хотелось быть похожим на него», – делится своим мнением семиклассник Кирилл Трещалин.

Также в современном учителе школьница Александра Кендысь хочет видеть креативного человека и считает, что недопустимы безответственность и неумение держать обещания. «Если он сказал, будем играть на следующем уроке, значит, мы должны играть», – дополняет Кирилл.

А вот второклассник Роман Соловей считает, что учитель прежде всего должен быть умным, добрым, справедливым, внимательным, аккуратным и «в белом костюме». Не хочет школьник видеть своего учителя некрасивым, глупым и грубым.

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Учителя учат детей, но общий язык находить нужно не только с ними. Иногда сложнее поладить с родителями. Особенно с теми, которые так любят давать советы, как учить их ребёнка. Они-то лучше знают. Учитель по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни Даниил Ляхович объясняет, с какими ситуациями приходится сталкиваться и что делать.

1. Учить учителя, как правильно преподавать

Так любят делать родители-педагоги или люди с профильным образованием. Если вдруг у родителя ещё и степень филолога — всё, они считают, что могут говорить учителю своего ребёнка, что и как делать. В итоге или родитель начинает недолюбливать учителя, который почему-то не прислушивается к советам. Или ребёнок начинает стойко ненавидеть предмет учителя, которым недовольны мама или папа.

2. Отвергать всё новое и необычное (не по плану ведь)

Это про тревожных родителей. Для них любое отклонение от плана или недостаточный контроль за ребёнком — будто извержение вулкана. Любые нестандартные уроки — угроза стабильности и успеваемости. Где же это видано, чтобы в классе был творческий процесс, а тетради не проверялись? Такие родители убеждены, что всё нужно контролировать. Думаю, это связано с советским наследием, когда в некоторых школах ручку привязывали к рукаву школьника, чтобы писал той рукой, какой следует. В результате дети совершенно теряют привычку фантазировать, а учитель под давлением таких родителей превращается в глазах ребёнка в слабака и часть серой массы, которая даёт километры непонятных и стандартных заданий.

3. Пытаться уличить педагога в некомпетентности

Такие родители совершенно не доверяют учителям и везде ищут подвох. Они рассматривают педагога под лупой и каждое неверное движение интерпретируют как грубый промах и признак некомпетентности. Особо отчаянные родители идут на слежку за учителями и скрытые записи уроков на телефон, то есть учат детей к стукачеству, наушничеству и другим подлым штукам. В итоге ребёнок и сам перестаёт верить слову учителя. А иногда даже пытается его поправить и переспорить. Когда такого ученика пытаются поставить на место, он обижается, жалуется родителям, а те — администрации, и все шишки вновь достаются педагогу. Дескать, низкой квалификации.

4. Требовать, чтобы учили, как раньше (и лучше)

Этот случай встречается сильно реже, но всё равно распространён. Мама помнит свои прекрасные уроки русского или истории и хочет, чтобы и её ребёнку давали писать классические сочинения, а сложный материал — явно не в 5-6 классах. Здесь срабатывает инерция советского воспитания и мысль, что тогда-то образование было лучше остальных. И сегодня надо оставить всё, как было тогда. В итоге ребёнок становится чудовищно несовременным (привет комплексу лузера) или, наоборот, отвергает родительские правила.

5. Постоянно быть недовольным оценками и ребёнком

Это касается родителей, сфокусированных на оценках. Для них двойка в электронном журнале — серьёзная проблема. Если таких оценок становится много, по мнению родителей, значит учитель несправедлив и занижает оценки. Такие родители, как правило, боятся обзавестись репутацией «родители двоечника». Обратная ситуация: мама всё время критикует ребёнка, а тут раз и куча «пятёрок» по нелюбимому сыном или дочерью предмету. Подозрительно! Уж не завышает ли Марьиванна оценки? Надо бы присмотреться к её урокам. Как итог — смута в голове ребёнка относительно оценок и их роли, и в то же время — акцент именно на них, а не на содержании предмета или полезных навыках.

6. Жаловаться при любой возможности

Тоже тренд последних лет. Родители хорошо знают: что-то не нравится — напишу в департамент или Роспотребнадзор. Ребёнок всегда прав. Учителя накажут: лишат премии или отстранят. И не важно по какой причине. Не проверил вовремя тетради, неловко пошутил или повысил голос. Не нравится, и всё тут! И часто администрации проще расстаться с педагогом, который не вписывается в родительское представление.

Почему всего это делать не стоит

Вмешательство родителей в работу учителя нарушает весь учебный процесс. Если ребёнок понимает, что им руководит вовсе не Марьиванна в классе, а его мама или папа, это создаёт ощущение, будто сам ребёнок / родитель — главный в школе. И, конечно, появляется то самое неуважение к учителю, о котором много говорили и говорят. Если сами родители так относятся к педагогу, вряд ли стоит ждать, что ребёнок будет вести себя как-то иначе.

Как нужно вести себя родителям, чтобы не подрывать ничей авторитет

1. Поймите, что педагог — профессионал. Такой же, как программист, бухгалтер, журналист, кто-то ещё. И нельзя считать себя компетентнее него. Постарайтесь относиться к нему с уважением и пониманием. Да, у него, как у любого человек, могут быть проколы и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Читайте также:  Логоритмика для детей 3-4 лет: чем полезна и как заниматься?

2. Не всегда бывают быстрые результаты. Помните универсальный закон педагогики: она даёт отложенный результат. Поэтому если вы ждёте от ребёнка через месяц блестящих результатов и побед на олимпиадах по физике — это странно и наивно.

3. Задавайте вопросы. Полезно спрашивать и говорить о своих пожеланиях педагогу напрямую, а не сразу идти к администрации. Это даст возможность услышать друг друга и лучше понять и, вполне возможно, конструктивно разрешить сложившуюся ситуацию.

Наконец, последнее: многие великие педагоги вели себя очень странно с общепринятой точки зрения, но добивались выдающихся результатов. Это видно не сразу, но не стоит ограничивать ребёнка или учителя собственными рамками понимания. Так мы заранее урезаем учителя до своих представлений о нём. И если чуть меньше контролировать учителя и ребёнка и при этом доверять школе — всем точно станет легче жить и особенно работать.

Иллюстрации: iStockphoto (Anna_Isaeva)

Каким должен быть современный учитель?

Каждый учитель не только выполняет свою работу, а формирует личность. Вкладывает в людей частичку своей души и мастерства. Если говорить о художнике, то он с помощью кисти и красок рисует и передает свой талант. Если взять композитора, то он через музыку доносит до нас свое понимание красоты мелодии. Так каким должен быть учитель?

  • А учитель учит людей понимать свое отношение к миру на собственном примере. Передает свой опыт и навык понимания. Поэтому учителю очень важно знать психологию, грамоту и все время совершенствоваться.
  • В наше время, учитель сам много учится, проводит мастер классы, тренинги, открытые уроки.
  • Учитель должен быть талантливым, умным, внимательным, иметь индивидуальный подход к каждому. В основе коммуникабельности учителя на первом месте всегда лежит позиция как лучше и легче усвоить новый материал.
  • Стремление помочь в освоение новых знаний. Учитель должен приносить с собой на занятие интерес и радость в общении. Учитель нашего времени, должен много уметь и идти немного впереди всех, ведя за собой людей, предлагая, ученикам новые методы познания.
  • Учитель обязан быть требовательным и справедливым. И, конечно же, быть профессионалом. Но самое главное в профессии учителя – быть хорошим человеком. Видеть самые лучшие стороны качества души человека.
    Учитель не только передает свои знания, а учит людей мыслить. Быть учителем – это огромное искусство, труд не менее важный, но более трудный и ответственный.
  • В связи с переменами и изменениями в мире, меняется и жизнь ученика и учителя. Учитель должен уметь привить компетентность, любознательность и творческий интерес.
  • Современный учитель должен не просто передавать знания, а дать возможность осмысленно рассуждать, отстаивать, уважать точку зрения других людей, реализуя знания, полученные на занятиях. Учитель обязан с пониманием относиться к рассуждениям и точкам зрения учеников. Ему не должно быть смешно или глупо то, о чем они говорят, все должно гармонично складываться, понимание, уважение, идеи.
  • Учитель, приходя в класс, должен демонстрировать свое хорошее настроение. Настоящий учитель ведет за собой так, чтобы ученики стали его соавторами.
  • Мудрый учитель, обращаясь к народным источникам, облагораживает душу, учит ценить прошлое и будущее.
  • В развитии общества роль учителя самая важная. Настоящий учитель должен быть целомудренным и взаимно понимающим, но в то же время строгим – это дисциплинирует.
  • А также, учитель не только учит, он еще и сам многому учиться у учеников.

Учитель- это душа человечества. Учитель мастерит души, и умы, будущих взрослых личностей, вкладывает все свои силы в развитие молодого поколения и для этого мало быть талантливым и умным. Нужно быть мастером, иметь подход к каждому, понимать психологию людей. Чтобы знать, как лучше донести знания, в какой форме.

И для этого мало только таланта, нужно любить людей, любить познавать что-то новое для себя и коммуникабельно, излагать материал в массы.

Таким образом, учитель должен быть эрудированным и образованным, начитанным, доброжелательным, цивилизованным, понимающим людей.

Когда ученик превосходит учителя, учитель испытывает огромное счастье и гордость за свой труд. Ведь многое зависит и от ученика, если есть желание в познания, то и учение будет в радость.

Образцом и примером является сам учитель. Он является воплощением всех идей воспитания и познания мира и совершенства. А это значит, что цели можно достигнуть, если к ней идти, и пусть будет не совсем легко.

Трудности нужны, чтобы их преодолевать, так как они делают нас сильнее. Свет познаний ведет к совершенству, только это делает человека личностью и профессионалами своего дела.


Каким должен быть современный учитель?
материал на тему

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie_uchitelya_biologii_i_ekologii_kuznetsovoy_t.a.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя биологии и экологии Кузнецовой Т.А.

Каким должен быть современный учитель?

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

А можно ли назвать современным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится от своих учеников? Наши дети по иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель: – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо , он артист, художник, потребуется – писатель, певец.

Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Цель рождает принципы. Их немного:

-отказ от принуждения и подавления: к значительному результату через любовь и уважение, положительный эмоциональный фон жизни и учебы ребенка;

– у творческого учителя – творческий ученик;

– оптимальность и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ученика.

Эти принципы определили мое педагогическое кредо.

Три моих « всегда» и три моих « никогда»

Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;

Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;

Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;

Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;

Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;

Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

Все годы работы в школе я тружусь над сводом правил. В этом мне часто и успешно помогают великие люди прошлого и настоящего. Вот лишь малая часть этих правил:

– Если мне на уроке скучно, каково же детям?

– Подводя итоги прожитого дня, сформулируй уроки, полученные тобой от детей.

– Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза.

-Буду безгранично справедлива к детям. Отсутствие справедливости ничто не перекроет – ни знания, ни способности.

– Трачу время на то, что достойно траты.

– Все дети талантливы.

– Плох не ребенок, плох его поступок.

– В каждом ребенке чудо, ожидай его.

Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, методобъединениях, курсах повышения квалипикации.

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспомним советы психологов: « Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Всегда найдутся те, кто смогут в этом вам помочь, те, кто вас окружают: учителя – единомышленники и ученики.

Быть учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.

Свое размышление хочется закончить словами из стихотворения Г.П.Петелиной:

« В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил – живет в учениках».

Учитель XXI века.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.

2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.

3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии – медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.

5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.

6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.

7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.

9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.

10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…

11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы – учителя современной школы?

Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.

Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку, работающему учителем и какие требования предъявляет к учителю информационный век?

Объектом профессиональной активности учителя является другой человек – ученик, поэтому несомненно, что педагог должен обладать определённой сумой высоких личностных качеств. Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес (положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Ведь в первую очередь, учитель – это воспитатель, а воспитание определяют как введение ребёнка в контекст современной культуры. Культура, как и вся наша жизнь, находится в постоянном движении, и я стараюсь прослеживать развитие культуры, интересуюсь её достижениями в самом широком смысле слова. Интерес к человеку позволяет относиться к каждому ребёнку с учётом его индивидуальных особенностей, как к данности в каждый данный момент взаимодействия с ним. Интерес к жизни – это целевое обеспечение, позволяющее мне формировать у детей отношение к жизни как к ценности, так как я сама проявляю к ней ценностное отношение.

Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход.

Очень часто личностью учителя, его умением установить с учащимися контакт, желанием работать вместе определяется уровень познавательного интереса к предмету. В этом учителю помогут различные игровые методики, включающие как короткие дидактические игры, так и игры на весь урок , а также игровые разминки. Эти разминки и коротенькие игры, не имеющие отношения собственно к предмету химии, очень важны для установления атмосферы непринуждённости, снятия напряжения, помогают быстро сконцентрировать внимание или наоборот, расслабиться и отдохнуть. А в результате ребята учатся общаться, помогать друг другу и просить о помощи, учатся жить вместе.

Несколько правил на каждый день, которые помогут учителю:

– Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

– Ребёнок должен знать; зачем ему это?

т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

– Исключила из своего лексикона слов:

неправильно; и т.д.

Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить:

А как вы думаете…;,

Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…;.

– Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

– На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

– Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

– Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сочинение-эссе, размышления на тему “Каким должен быть современный учитель?”.

Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс “Мой дебют”. Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?».

Современный учитель – это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд е.

Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца.

Совеременная школа- это школа, где хорошо учат по всем предметам, где работать должны высококвалификационные педагоги. А с другой стороны в школу приходят абсолютно разные ребя.

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя. .

Читайте также:  Пошаговый мастер-класс «Мягкая игрушка зайчик»
Ссылка на основную публикацию