Как исправить почерк ребенка – обзор методик и упражнений для школьников

Как исправить почерк ребенка — обзор методик и упражнений для школьников

О чем может рассказать родителям рука их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить рука ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, какие способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, пробудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – послания.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления руки, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского послания.

  • Неразборчивость. Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие литеры: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе.
  • Замена одной литеры на другую.
  • Разные размеры букв. Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При посланье неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон литеров .
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что пуще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть безотносительно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно приступить борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению руки, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления руки

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые различные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых поступков: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередность эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при посланье, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать разом несколько видов прописей.

  • Родители должны совместно с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из тонких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме итого прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей обожают рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум поре штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть мерной, без «проплешин» и пятен.
  • Пальчиковые игры. Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же мишенью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не лишь обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Недавно в торговле появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка строчить красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Задания содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и верного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления руки у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании литеров. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов литеров. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все литеры, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление тонкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и лишь потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими преподавателями.

Для исправления и отработки навыков послания в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер заключается из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке ребята должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят верное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: рекомендации

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать поочередно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем дитя должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между посредственным и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку скопить их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной длани. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, дитя должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладоша.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неверное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально ровный;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • строчащий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять ровно, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол бюстом;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при посланье станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы длань ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна возлежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не лишь сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время послания. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для послания

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не подходят ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка добавочных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Потому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало вяще пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во пора перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры довольно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей тонкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз желаем напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторонку – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новоиспеченные черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начине процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физиологические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во пора старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально поддержать ребенку в ее освоении.

Поделитесь с друзьями:

КОРРЕКЦИЯ ПОЧЕРКА У ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКИ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.
консультация по логопедии (1 класс)

Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей.

Проблема с почерком – самая распространенная в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
korrektsiya_podcherka.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ПОЧЕРКА У ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКИ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ.

Навыки письма приобретаются детьми с большим усилием. В самом начале этот процесс кажется сложным, кропотливым. Руки устают, а буквы и слова получаются совсем не как у взрослых: коряво, некрасиво, нескладно. Всем детям письмо дается по-разному. Одни в скором времени начинают писать быстро, каллиграфично, а у других возникают трудности. Если вовремя не провести коррекцию почерка, он так и останется корявым, нескладным на всю жизнь. Задача его исправления должна волновать педагогов, самих детей и их родителей.

Проблема с почерком – самая распространенная в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Что принято считать «плохим» почерком ?

  1. Когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять- какую из них имел ввиду пишущий.
  2. Когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а», из-за этого они похожи как братья-близнецы.
  3. Когда строка в тетради -понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней.
  4. Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное.
  5. Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются «дырки» в тетради.

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

  • Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков.
  • Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ноге, ловко подбрасывать и ловить мяч, часто спотыкается и наталкивается на предметы. Возникает вопрос, как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может управлять руками и ногами, это непременно скажется на процессе письма.
  • Отсутствие понимания ребенком понятий «право», «лево», «верх», «низ»- нарушение пространственного восприятия. Еще почерк может быть «некрасивым» при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок.
  • Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Бывают случаи выравнивания почерка после того, как улучшаться отношения с родителями.

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

  1. Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.
  2. Начать занятия по исправлению почерка лучше с отработки написания определенных букв, с которыми возникают сложности.
  3. Следите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, не налегал на стол, чтобы он правильно держал ручку, не сильно давил на нее, ведь часто проблемы с почерком возникают именно из-за того, что ребенок неправильно сидит или держит ручку.
  4. Выделяйте для уроков по исправлению почерка каждый день по полчаса. Эти занятия должны проходить в отдельное от подготовки уроков время.
  5. Купите специальную тетрадь с упражнениями для занятий. Ни в коем случае не заставляйте ребенка писать много.
  6. Задания должны быть веселые, интересные для малыша, они должны быть направлены на развитие моторики рук и зрительной памяти . Упражнения для исправления почерка
  1. Выполняйте упражнения перед письмом и после.
  1. Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.
  1. Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.
  1. Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.
  1. Возьмите теннисный мяч (или другой подобного размера), пусть ребенок положит его в ладони и распрямит их. Мячик нужно катать вперед и назад, по кругу, не сгибая ладонь.
  1. Вспомните популярную детскую считалочку «Мы читали, мы писали». Ее нужно делать, если ребенок начинает жаловаться на усталость рук и пальцев. Движения могут быть произвольными, главное включите сжимание и разжимание кулачков и вращения кистью.

Если такие занятия проводить с ребенком регулярно, то скоро его почерк начнет исправляться, ведь руки ребенка станут более тренированными благодаря письменным упражнениям. Также нужно тренировать руки малыша не только с помощью письменных упражнений, еще хорошо помогут тренировки пальцев. Предложите ребенку собрать конструктор с мелкими деталями, сложить пазлы, сделать поделку из спичек, пуговиц и других мелких деталей, сделать картину из крупы . Девочку можно записать в кружок по бисероплетению, вязанию, вышиванию. Мальчика могу заинтересовать занятия по выпиливанию, выжиганию по дереву, ремонту.

Успехов вам в исправлении почерка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта проблема довольно распространена у младшеклассников. Немудрено, ведь обучение письму очень трудная работа для ребенка. Как помочь школьнику?Трудности с почерком, как правило, возни.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Речевые и неречевые ошибки.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка.

Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения

Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.

Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.

Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.

Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Нарушение письма: виды дисграфии

Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

В соответствии с этим существует три вида дисграфии:

Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.

Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

  • составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
  • выложить шнурком, слепить из пластилина;
  • составить букву из представленных элементов;
  • показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
  • дополнить недостающий элемент буквы;
  • найти данную букву среди многих других;
  • назвать предмет, похожий на эту букву.

Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.

Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.

При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям

Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.

  1. Неудобное положение ребенка во время письма. Это один из основных факторов формирования некрасивого почерка. Родителям стоит проследить за этим. Возможно стол, за которым учится ребенок, слишком высокий или, наоборот, низкий. Ребенку сидеть за ним неудобно. Спина находится в неправильном положении, а соответственно, и письмо выходит кое-как. Родителям стоит проследить за правильным положением спины и рук ребенка в течение 2-3 недель, а дальше такое положение войдет в норму школьника. Улучшится при этом и качество письма.
  2. Неправильное положение тетради во время письма. Тетрадь должна лежать под углом 15 градусов вправо к краю стола. Это позволит ребенку сформировать правильные навыки письма, легко писать буквы и слова. Важно также обратить внимание на обложки для тетрадей. Они помогают не только сохранить опрятный вид тетради, но и позволяют ей свободно скользить по столу во время письма. Поэтому родители должны отдать предпочтение гладким обложкам, и не пользоваться модными жесткими.
  3. Неправильное держание ручки во время письма. Это тоже довольно распространенная проблема. Часто дети слишком сжимают ручку или неправильно держат ее, что влияет на калиграфичнисть почерка. Письмо должно быть легким, без усилий. Ручку ребенок должен держать тремя пальцами, зажимая ее между большим и средним пальцами. Указательный палец должен быть сверху ручки. Родителям стоит обратить внимание на выбор ручки для письма. Выбирая со своим школьником или школьницей красивую ручку, они должны обязательно проверить качество письма, особенности пасты, а также удобство ручки. Часто дети хотят приобрести что-то яркое и особенное с канцтоваров, но таким принадлежностями очень часто трудно или неудобно пользоваться во время длительного письма.
  4. Нарушение мелкой моторики рук. Это может проявляться при написании букв разного размера, наклонов их в разные стороны, неправильности завитков, слова выходят за пределы строк и тому подобное. Чтобы устранить эту проблему родителям стоит заняться вместе с ребенком специальными тренировочными упражнениями — завязывание шнурков, перебирание круп, которые можно превратить в интересное соревнование на время. Развить мелкую моторику рук помогают занятия по лепке, вышиванию, плетению и тому подобное. Благодаря систематическим ежедневным занятиям можно добиться быстрых впечатляющих результатов.

Тренировка навыков письма

Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.

Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.

Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:

  • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
  • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
  • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
  • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
  • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
  • Составление мозаики, конструктора.
  • Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по комнате с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:

  • Лепка из пластилина;
  • Складывание мозаики;
  • Игры с конструктором;
  • Изготовление аппликаций;
  • Разрисовывание, штриховки рисунков;
  • Завязывание узелков на веревке;
  • Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

Красивые упражнения или как улучшить почерк у подростка

Школьникам нередко снижают оценки из-за плохого почерка. И подобная проблема может сделать двоечником самого умного ребёнка в классе. Желая помочь своему чаду, родители пытаются найти какое-то решение. Всё не так плохо. Существует много способов как улучшить почерк у подростка или младшего школьника, только необходимо понять, по какой причине ребёнок пишет, «как курица лапой». И только тогда уже можно предпринимать какие-то меры.

Признаки плохого почерка

Уродливый почерк может испортить успеваемость. Снижение отметок в младшей школе совсем не мотивирует к учёбе, а лишь, напротив, способствует исчезновению всякого желания учиться. Нередко плохой почерк сопровождается низкой скоростью письма, из-за чего рука устаёт быстрее, чем у других деток. В результате ребёнок не успевает за учителем на контрольных и диктантах, получает плохие оценки.

Обучение письму — нелёгкое занятие. Учитель далеко не всегда может отыскать нужный подход к каждому ребёнку. Большинству детей подобная наука даётся очень тяжело. Однако, если знать некоторые секреты методики, вполне можно исправить положение. Важно осознать, из-за чего у сына или дочки не получается красиво писать. Следует начать с небольшого исследования, взяв в руки тетрадку чада и обратив внимание на следующие моменты:

  • как написаны буквы «к», «н» и «п» (если они мало чем отличаются друг от друга, это показательная ошибка);
  • «танцуют» ли буковки над строкой и под ней, различны ли они по ширине, высоте и наклону (несоответствие каллиграфическим нормам);
  • заходит ли малыш на поля, приписывает ли лишние элементы к буквам «м» или «ш», имеется ли грязь на полях (нарушение норм оформления).

Положение тела и неподходящая парта

Плохой почерк часто обусловлен неправильной позой, неестественным углом ручки или расположением тетради. Для того чтобы писать быстро и чётко, необходимо следить за выполнением этих правил. Сидеть надо прямо, чтобы туловище, плечи и голова находились в ровном положении. Спина опирается на спинку стула, стопы на полу. Грудь ни в коем случае не должна касаться стола, локти выходят за его край.

Детки часто садятся не так, как нужно, копируя соседа по парте. Они с лёгкостью забывают, что им говорили дома родители. Чтобы приучить малыша к правильной позе, нужно потратить на это определённое время и объяснить, что тело быстро привыкает к правильному положению. Ребёнок должен понять, что дискомфорт будет ощущаться лишь поначалу, а потом наступит привыкание, после чего уже не придётся прилагать какие-то усилия и контролировать себя.

Школьные парты изготовлены по принятому стандарту, поэтому они не могут быть неправильными. В соответствии с нормами, столешница должна располагаться немного ниже солнечного сплетения и иметь незначительный угол. Сама парта имеет прочную и устойчивую конструкцию. Если родители сомневаются в её качестве, они могут посетить урок и удостовериться, что всё хорошо, или пересадить кроху туда, где ему будет лучше. У детей разный рост, поэтому учитель подбирает для каждого ребёнка наиболее подходящее место. Ну, и дома нужно правильно организовать рабочее место школьника.

Тетрадь и ручка

Часто плохой почерк связан с тем, что школьник неправильно размещает свою тетрадь во время письма. Это влияет на наклон ручки и чёткость букв. Чтобы легче передвигать руку по строке, нужно располагать тетрадку под углом 10—15 градусов, перемещая её вверх по мере заполнения листа. У «левшей» она наклоняется влево (зеркальное расположение).

Тетрадь должна быть в обложке. Это требуется не только для сохранения её вида, но также и для предотвращения скольжения. Современные обёртки слишком жёсткие, поэтому лучше не гнаться за модой, отдавая предпочтение старым изделиям. Классические прозрачные полиэтиленовые аналоги также окажутся подходящими.

Что касается ручки, то от её выбора также многое зависит. Если она окажется неподходящей, школьник не сможет держать её так, как нужно. При покупке изделия следует обратить внимание на следующие параметры:

Подобные факторы — важные условия успешности формирования графического навыка. Идеальная длина ручки составляет 15 см. Слишком длинные и короткие варианты не подойдут. Изделия рекламного и подарочного типа также не следует брать. То же самое можно сказать и о плоских четырёхгранных вариантах, обладающих диаметром более 7 мм. Ребристые ручки неудобны и требуют больших усилий во время письма, что существенно затрудняет процесс. Если паста маркая, лучше её заменить. Она должна писать при лёгком соприкосновении с тетрадным листом.

Сделать красивый почерк у ребёнка помогут чернила и перо. Малыш может испытывать некоторые трудности, но это отличная тренировка, которую показано проводить в домашних условиях. Перо имеет некое преимущество перед обычной ручкой. Дело в том, что оно пишет лишь при соблюдении необходимого угла и силы нажима. В противном случае могут оставаться кляксы. Так, использование перьевой ручки позволит выработать требуемое положение руки во время письма. В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что использование пера способствует выработке каллиграфического почерка.

Неразвитая моторика

Если элементы с изогнутыми линиями сильно искажаются, скорее всего, у ребёнка проблемы с мелкой моторикой. Такие дети «вылезают» за строку, у них получаются слишком крупные или мелкие буквы, а линии будто бы состоят из множественных зигзагов. Под мелкой моторикой подразумевается подвижность пальцев и кистей. Это немаловажный фактор готовности крохи к учёбе в школе. Как правило, большинство деток испытывают те или иные сложности с координацией движений. К счастью, задача решается довольно просто: необходимо постоянно тренироваться, выполняя специальные упражнения.

Так, если сын или дочка испытывают подобные трудности, нужно почаще заниматься играми, направленными на развитие мелкой моторики. Существуют самые разные упражнения. Улучшить почерк у ребёнка можно при помощи игры «Твистер». Необходимо разместить на столе поле. Рука, которой малыш пишет, будет «танцевать», демонстрируя разнообразные движения, второй можно бросать кубик. Алгоритм следующий:

  1. Первый игрок (им может быть родитель) бросает одновременно два кубика и говорит, какой ему попался палец (нарисован белым на тёмной руке) и цвет. При выпадении светлой ладони можно «танцевать» на поле тем пальчиком, которым это удобнее всего делать.
  2. Второй игрок (ребёнок) исполняет свою задачу, ориентируясь на брошенные кубики.
  3. После этого участники продолжают выполнять задания, не отрывая пальцев от поля. Тот, кому не удаётся занять требуемую позицию, выбывает. Соответственно, оставшийся на игровом поле считается победителем.

Нарушение пространственного восприятия

Как правило, такая проблема легко решается. Однако это не означает, что её можно оставлять без внимания. Если мама замечает, как кроха путает буковки, или видит, что они у него будто бы зависают в воздухе, не нужно заставлять малыша переписывать работу по сто раз, это не решит проблему. Такой почерк лишь выступает проявлением недоразвитости восприятия пространства. Лучше подобрать подходящие упражнения. Исправить ситуацию поможет игра «Капризный фотограф».

Пускай ребёнок высадит в ряд любимые игрушки. Родителю придётся исполнить роль капризного фотографа, который всё время хочет пересадить зверушек. То он просит убрать мишку от лисички и разместить его возле мышонка, то хочет расположить зайчика правее. Такая весёлая игра помогает ребёнку в развитии пространственного восприятия.

Показаны и так называемые графические диктанты, когда ребятишки проводят линии по клеткам согласно заданному алгоритму. В результате если всё выполнено правильно, получается смешное изображение.

Вообще, родителям не стоит забывать, что письмо — нелёгкая наука. Ни в коем случае не стоит перегружать малыша. Нужно так планировать занятия, чтобы каждые 15 минут ребёнок делал перерыв. Если предстоит длинный текст, необходимо его разбить на такие этапы, чтобы не возникало усталости и раздражения.

Не надо заставлять кроху писать в черновике, гораздо лучше воспользоваться калькой. Пускай положит её на лист бумаги с напечатанным образцом буковок. Вначале ребёнок обводит элемент несколько раз по кальке, а потом пишет букву в тетрадь уже без неё. Это позволяет сформировать красивый почерк.

Улучшить каллиграфию поможет и «зеброчка» — лист с наклонными линиями, между которыми одинаковый интервал. Бумага подкладывается под тетрадную страничку и буковки выводятся по просвещающимся линиям. Это позволяет добиться одинакового наклона и размера. Работа смотрится очень аккуратно. Использование «зебры» показано не только малышам. Этот способ даёт возможность улучшить почерк и у подростка. Упражнение несложное, но очень эффективное.

Время занятий и важность каллиграфии

Улучшить почерк можно в любом возрасте. Главное — уделять необходимое время работе. Каждый день нужно тренироваться не менее получаса. Если заниматься раз в неделю, это ничего не даст. На лекциях или школьных уроках едва ли удастся добиться цели. Тренировки лучше проводить дома, когда не нужно никуда спешить и есть возможность соблюдать комфортный темп.

Завершив работу в тетради с косыми линиями, нужно приобрести самый красивый блокнот и в нём записывать понравившиеся цитаты, высказывания и т. д. Можно вести личный дневник. Принесёт определённую пользу и гимнастика для пальцев. Систематические тренировки обязательно помогут добиться результата.

Люди старого времени твёрдо убеждены в том, что почерк является визитной карточкой личности. Именно поэтому, по их мнению, человек должен уметь красиво и разборчиво выводить буквы. Однако стоит задуматься над тем, часто ли современные люди сталкиваются с необходимостью что-то написать. Если раньше существовало множество профессий, где нужно было красиво выводить буковки, то теперь документы выдаются в печатном виде. На принтере можно даже открытку подписать, используя понравившийся декоративный шрифт. Сейчас красота написания уже не так важна и, возможно, не стоит мучить деток, пытаясь добиться от них идеального почерка. С другой стороны, многие из нас сталкивались с ситуацией, когда наложенная на документе виза подвергается расшифровке всеми сотрудниками офиса.

Особенности ЦНС

Существуют такие заболевания, когда сложности с письмом остаются на всю жизнь. Например, в случае дислексии, когда овладение требуемыми навыками существенно затрудняется.

Таким образом, чтобы помочь ребёнку улучшить почерк, необходимо вначале разобраться с причиной. При некоторых особенностях нервной системы каллиграфия может нарушаться. В таких случаях целесообразно не заставлять малыша по несколько раз переписывать текст, а показать его медицинскому специалисту, который даст ценные рекомендации и поможет решить проблему.

Как исправить почерк? Почему у ребенка плохой почерк

«Если доктор выписал вам рецепт хорошим почерком, будьте осторожны — возможно, это не доктор». Мы шутим на тему почерка врачей, но вот если наш ученик или ребенок пишет плохим почерком, это становится проблемой. Мы просим писать разборчивее, не принимаем работы на проверку, а в начальной школе и подавно заставляем переписывать некрасивое слово целыми строками и даже страницами — «вырабатываем хороший почерк».

Плохой почерк школьника

Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений. В школе, скорее, предъявляются требования не столько к красоте почерка, сколько к его разборчивости и понятности для окружающих.

Обучение письму начинается в возрасте 6-7 лет в подготовительной к школе группе или 1 классе, при этом, как показывают исследования, для детей 6 лет письмо является более сложным упражнением, чем для детей 7 лет. Различия в скорости письма и мышечном напряжении наблюдаются у разновозрастных детей на протяжении первых трех лет обучения в школе.

В XVII веке каллиграфии обучали до обучения чтению, заставляя механически переписывать буквы, слоги, слова, а затем и целые предложения. Такие упражнения по формированию почерка длились месяцами, но их эффективность была невысока. Позднее методики обучения хорошему почерку совершенствовались, в частности, обучение письму и красивому почерку стало проводиться вместе с обучением чтению, то есть письмо стало осознанным.

Элементы механического обучения письму применяются до сих пор: дети учатся по прописям с готовыми образцами почерка: сначала дети обводят палочки-кружочки и отдельные элементы букв, затем повторяют образец. Позднее дети начинают работать в разлинованных тетрадях, в тетрадях с косой чертой — вспомогательные линии помогают детям сориентироваться на листе, соблюдать пропорции букв и соединений, что делает почерк красивым.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Основные проблемы письма ребенка

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном:

  • слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии;
  • ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе);
  • написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие;
  • путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками;
  • разный наклон и размер букв и слов;
  • слишком слабый или слишком сильный нажим букв;
  • слишком мелкие или слишком крупные буквы.

При обучении младшего школьника письму для устранения этих проблем нужно:

  • развивать наглядно-образное и отвлеченное мышление ребенка, чтобы он мог понимать конфигурацию букв, соотношение буквы с определенным звуком, запоминать план написания буквы;
  • развивать способности зрительного восприятия различных форм;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве листа, строк, умение определять соотношения между элементами букв, расстояния между отдельными элементами;
  • укреплять руки и улучшать координацию движений, улучшать мелкую моторику ребенка;
  • научить пользоваться ручкой;
  • научить автоматически принимать правильную позу письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради и т.д.;
  • убедиться, что ребенок правильно понимает понятия «верх», «низ», «право», «лево». В противном случае ребенок может путать расположение элементов букв, например, Б и Д;
  • сформировать мотивацию ребенка иметь красивый, правильный, разборчивый почерк.

Ошибки письма детей и взрослых

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку (шариковую или перьевую), без ребер, хорошие тетради, чтобы письмо было легким и приятным. (К сожалению, современные производители порой предлагают настолько некачественные письменные принадлежности и тетради, что писать в них одно мучение).

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев (“рисует”) или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

  • расстояние между словами;
  • расстояние между буквами;
  • размер букв;
  • наклон;
  • нажим на бумагу;
  • ровность строк;
  • четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
  • стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?

Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка подражательным методом требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.

Правда, существуют заболевания и особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов, в этом случае нужно проконсультироваться с врачом. Также отдельно стоит заметить, что проблемы с почерком, а, вернее, с письмом есть у людей, страдающих дислексией.

Курсы каллиграфии

Как и в любом виде обучения, если подходить к вопросу самостоятельно, много времени тратится на его изучение, поиск методик, советов, а само обучение происходит методом проб и ошибок. Но существуют групповые, индивидуальные и даже дистанционные курсы каллиграфии, на которых опытные специалисты, используя опробованные методики обучения каллиграфическому письму, поставят почерк и научат писать красиво. Такое обучение, конечно, будет более эффективным, нежели самостоятельное.

Но так ли нужен красивый почерк?

Люди старого времени говорят, что почерк — это визитная карточка человека, он должен быть красивым, понятным, и к тому же разборчивый почерк упрощает жизнь тех, кому вы пишете. Но так ли много мы пишем вручную в XXI веке? Сколько существует профессий, где нужно иметь красивый почерк? Раньше каллиграфы работали в ОВД и ЗАГСах и красиво оформляли паспорта, свидетельства о браке и о рождении детей, но и туда уже пришли компьютерные технологии — все документы выдаются в печатном виде. Даже открытки можно подписывать на принтере, используя специальные декоративные шрифты. Стоит ли “убиваться” за красоту почерка, стараться сделать его идеальным, каллиграфическим, ругать своих детей, доводя до нервозов постоянными переписываниями и исправлениями?

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Как улучшить почерк ребенка? Методы и упражнения

Плохой и неразборчивый почерк у ребенка может стать причиной заниженных оценок, недовольства учителей и падающей самооценки. Если у вашего чада есть недостатки в письме: слишком маленький или слишком большой шрифт, сильный наклон, плохо читаемые буквы, — то стоит поработать над улучшением ситуации. И будет отлично, если вы займетесь этим вместе.

Для начала уточните причину плохого почерка у школьника и попробуйте исправить этот момент:

1 . Неправильное положение тела: спины, рук и ног

Если ребенок пишет криво, со слишком сильным наклоном или по диагонали, съезжая со строки, то посмотрите, как он сидит. Чтобы писать было удобно и тело не сильно уставало от сидения за письменным столом, нужно держать спину прямо, обе руки должны опираться на край стола, кисть прямая, ручка или карандаш — под углом в 45 градусов по отношению к тетради.

Ребенок не обязан точно выполнять все требования в раз, потому что поза для письма у всех индивидуальна, но нужно как минимум следить за его осанкой, чтобы он не кривил спину слишком сильно.

2. Недостаточно удобное рабочее место и письменные принадлежности

Если стол слишком маленький или слишком большой, свет падает не с того угла, с какого нужно (а нужно, чтобы он падал со стороны левой руки, если ребенок пишет правой — и наоборот), стул неудобный и без спинки, а ручка слишком тонкая или толстая, то ребенку будет сложно писать красиво и правильно.
Обеспечьте ему хорошее рабочее место и комфортные письменные принадлежности, и тогда прогресс будет заметен даже без дополнительных упражнений.

3. Плохо развитая мелкая моторика

Здесь помогут только упражнения на ее развитие. Если вы видите, что письмо дается ребенку тяжело само по себе и он пишет медленно, то попробуйте несколько раз в неделю, а лучше каждый день выполнять с ним простые упражнения на развитие мелкой моторики (о них мы поговорим чуть ниже).

Есть и другие причины плохого почерка у ребенка, но они более индивидуальны.

Теперь давайте посмотрим, какие упражнения можно выполнять вместе со школьником, чтобы улучшить его почерк и воодушевить его. Но прежде всего совет: как можно чаще хвалите ребенка и создайте дружелюбную атмосферу для занятий. Тогда ему будет легче и интереснее стараться писать хорошо.

Упражнения, которые улучшают технику письма

Упражнения на четкость письма (для этого либо найдите в интернете, либо купите прописи и образцы письменных знаков)

Выводим волнистые линии, черточки и другие знаки. С этого проще всего начать. Пусть ребенок на разлинованной бумаге выводит волны разной длины и высоты. Задавайте ему разные задачи (показывайте разные линии и просите в точности копировать изображения). Для этого и прописи не нужны, только образцы.

Пишем алфавит и соединяем буквы. Несколько раз в неделю просите ребенка писать весь алфавит от начала до конца прописными и строчными буквами. Так он лучше запомнит, как пишется та или иная буква. Затем прописывайте сочетания букв с правильными соединениями. Это тоже нужно постоянно прописывать по несколько раз. Главное в этих тренировках — набить руку и сделать почерк более четким и понятным.

Рисуем. Попросите ребенка нарисовать дом с множеством маленьких окон или мозаику — что угодно, где нужно прорисовывать мелкие детали. Это не только полезно для аккуратного почерка, но и очень интересно. Из мелких деталей при наличии фантазии можно создавать целые миры.

Помимо обычных прописей, которые могут быстро наскучить, есть и более интересные занятия для улучшения почерка. Одно из самых красивых и интересных — каллиграфия. Занятия каллиграфией — это не только тренировка письма, но и творчество, увлечение, искусство. Посмотрите, каких успехов добиваются ребята на курсе каллиграфии в IQ007.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Лучше всего в этом помогает лепка: из пластилина, глины или соленого теста. Пусть ребенок лепит все, что ему захочется, но контролируйте процесс и просите добавить побольше мелких деталей.

Перебираем крупы. Это отличный способ оживить пальчики ребенка — дайте ему несколько видов круп, смешанных в одной таре, и попросите отделить каждый вид. Это, кстати, развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость, послушность, умение сосредоточиться.

Шнуровка. Попробуйте вместе с ребенком научиться завязывать морские узлы или шнуровать кеды разными интересными способами. Таких видео много на YouTube.

Пазлы и мозаики. Купите большой пазл и собирайте его всей семьей. Отлично развивает и мелкую моторику, и мышление, и фантазию.

Гимнастика для рук. Знакомый многим стишок «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» — это не только милое воспоминание об уроках в начальной школе, но и отличное упражнение для отдыха и разработки пальцев и кистей. На первую строчку нужно попеременно сжимать и разжимать пальцы. На вторую строчку — вращать кисти по кругу. И так несколько раз.

Читайте также:  Развиваем пальчики и стимулируем речевое развитие детей
Ссылка на основную публикацию