Детские игрушки: пустая трата денег или ценный вклад в развитие?

Пустая трата денег: вещи, которые вообще не стоит покупать

Современные люди часто сталкиваются с многочисленной рекламой на телевидении, радио или в печатных изданиях. С помощью грамотной рекламной кампании умелые и талантливые маркетологи могут убедить людей, что они действительно нуждаются в том или ином товаре. Но на самом деле люди тратят свои деньги на совершенно ненужные покупки. Такие траты не приносят какой-либо пользы, а также наносят существенный урон семейному бюджету. Поэтому оптимальным решением считается изменение приоритетов во время совершения разных покупок.

Можно выделить несколько товаров, которые действительно навязаны рекламой, поэтому могут быть исключены из обихода любого человека.

Вода в пластиковых бутылках

Такие товары продаются в каждом современном продуктовом магазине. Вода действительно намного более дешевая по сравнению с соками или чаями, поэтому если человек желает попить, то часто выбирает воду вместо сладких напитков.

Но некоторые люди покупают слишком много бутилированной воды. Они пользуются ею для приготовления еды и питья в домашних условиях. Но можно покупать воду с использованием многоразовой тары, так как если каждый человек будет приобретать слишком много пластика, который далее выбрасывается на мусорку, то это приводит к еще большему загрязнению окружающей среды.

Полуфабрикаты и фаст-фуд

Современная жизнь считается стремительной, поэтому многие люди просто не могут уделить слишком много времени готовке. Любой человек в определенный момент времени желает насладиться вкусными и экзотическими блюдами в ресторане или кафе. Но некоторые граждане вовсе питаются исключительно полуфабрикатами или готовыми блюдами.

Такая еда считается дорогостоящей и некачественной. Она может стать причиной появления разных проблем с желудочно-кишечным трактом и даже сердечно-сосудистой системой. Поэтому если самостоятельно готовить разные блюда, то можно сэкономить значительное количество денег, защитив себя от разных заболеваний.

Сладости, продающиеся рядом с кассой

Рядом с кассами в продуктовых магазинах постоянно выкладываются разные товары, которые фактически не нужны покупателям, но при этом привлекают яркой оберткой и вкусным содержимым. Обычно они представлены разными шоколадками, жвачками, мармеладом или аналогичными товарами.

На них устанавливается невероятно высокая наценка, поэтому траты на такие товары наносят значительный удар по семейному бюджету. Люди обращают внимание на такие товары в процессе стояния в очереди к кассе.

Платные приложения

Владельцы смартфонов могут скачивать себе на телефон разные игры и приложения. В большинстве случаев они являются бесплатными, но при этом имеется платный контент. Некоторые приложения обладают значительной стоимостью.

Трата средств на такие приложения является действительно бесполезной и ведет лишь к уменьшению капитала. Люди перед покупкой какой-либо игры должны задуматься о том, действительно ли им нужна та или иная игра. Занять свободное время можно какими-либо другими полезными занятиями.

Средства для бритья

Обычно для бритья мужчинам нужны только качественный станок и холодная вода. Но при этом многие мужчины пользуются дополнительными средствами, представленными пеной или лосьоном после бритья.

Такие изделия не только являются дорогостоящими, но и нередко выступают причиной появления аллергических реакций.

Бумажные книги

Многие люди предпочитают читать только бумажные книги, наслаждаясь удобством и приятным запахом печатных страниц. Но на самом деле их покупка считается лишней тратой средств, так как любую книгу можно почитать на электронных устройствах. Это не только экономит бюджет, но и помогает защитить природу.

Вырубка лесов считается существенной проблемой человечества. Значительная часть древесины используется для создания бумажных книг, поэтому такая экономия является выгодной не только для отдельно взятого человека, но и для населения всего мира.

Салфетки или полотенца из бумаги

Эти товары навязываются людям маркетологами. На самом деле они легко заменяются многоразовыми тканевыми полотенцами.

Салфетки и полотенца из бумаги обладают высокой стоимостью, также их частое использование приводит к увеличению количества вырубаемых деревьев.

Сувениры из путешествий

Практически каждый человек, посещающий другой город или страну, желает привезти из этого места какую-либо безделушку, представленную обычно сувениром. Такие предметы обладают высокой стоимостью, так как местные жители пытаются разными способами заработать на туристах как можно больше денежных средств.

Эти сувениры обычно пылятся на полке, не вызывая каких-либо эмоций. Если от них отказаться, то можно сэкономить свой бюджет, а также потратить время на создание идеальных фотографий, которые являются более ценными, чем сувениры.

Таблетки и иные средства для похудения

Практически каждая современная девушка желает сбросить вес. Для этого женщины не всегда пользуются разными физическими нагрузками, так как пытаются улучшить свой внешний вид с помощью разных таблеток или иных средств для похудения.

Ученые доказали, что такие средства редко помогают достичь поставленных целей. Желательно просто пользоваться разными продуктами для снижения аппетита. К ним относятся имбирь, корица или даже мята. В этом случае можно сократить траты на ненужные продукты, а также улучшить состояние здоровья.

Ходунки для детей

Когда малыши только начинают ходить, они нуждаются в поддержке. Многие родители не желают тратить свое время на постоянное перемещение по квартире, поэтому покупают своим детям ходунки.

Но покупка такого товара является пустой тратой средств, так как дети пользуются этим предметом буквально в течение нескольких месяцев. Иногда и вовсе постоянное хождение на цыпочках приводит к тому, что у детей развиваются разные болезни ног.

Дорогостоящая одежда для праздничных мероприятий

Для выпускных, дней рождения или свадеб люди часто приобретают дорогостоящие и яркие наряды. Ими невозможно воспользоваться в обычные дни, поэтому приходится тратить много денег на вещь, которую человек фактически наденет только один раз.

Поэтому для экономии средств целесообразно пользоваться прокатом одежды, предлагаемой для каких-либо праздников. В этом случае траты окажутся минимальными, и при этом человека не будут мучить угрызения совести за то, что он потратил много денег на бессмысленную покупку.

Спреи для волос

Многие женщины покупают огромное количество разных средств, предназначенных для ухода за волосами. Сюда относятся даже спреи, придающие блеск волосам. На самом деле использование данного химического состава может нанести непоправимый вред волосам. Они становятся тусклыми и ломкими.

Поэтому для ухода за волосами желательно пользоваться разными натуральными ингредиентами или обычными маслами.

Крем от целлюлита

Избавиться от целлюлита можно только с помощью интенсивных физических нагрузок и правильного массажа.

Рекламщики, предлагающие покупателям крем, предоставляют ложную информацию, так как никакие средства не позволят вернуть коже прежнюю упругость.

Журналы или газеты

Эти печатные издания считаются устаревшими, так как узнавать разные новости можно в интернете. Дополнительно можно просто установить на смартфон приложение, с помощью которого человек получает нужную информацию о том, что происходит в мире.

Отказ от покупки печатных изданий не только сократит ежедневные траты, но и благоприятно скажется на окружающей среде, так как на создание данных газет и журналов уходит много древесины.

Витамины

Все нужные, полезные вещества любой человек может получать из обычной еды. Для этого нужно правильно составлять рацион питания. Без рекомендации врача пользоваться разными витаминами строго запрещено.

Витамины оказывают серьезное воздействие на печень, поэтому могут быть опасны для детей и взрослых людей.

Заключение

Многие товары, которые люди покупают практически каждый день, навязываются с помощью грамотной рекламной компании. Поэтому желательно отказаться от некоторых трат, чтобы сэкономить семейный бюджет.

MoneyPapa

эксперт по семейным финансам

Сколько игрушек нужно детям? Мнение известного детского психолога.

Как правильно покупать игрушки ребенку, т.е. не какие игрушки, а именно, как часто, по поводу или без повода?

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

Часто вопрос покупки ребенку игрушек решается, не исходя из потребностей ребенка, а исходя из маркетинговых соображений игрушечной индустрии. Именно огромное предложение, реклама, искусственно созданный спрос заставляет родителей покупать все новинки, часто под соусом того, что игрушки развивают нечто, то есть совершенно необходимы ребенку.

Дети тоже становятся участниками этого процесса, они еще энергичнее, чем в прежние времена заявляют – «купи, хочу!» Раньше — то игрушки были только в специальных магазинах, а теперь они повсюду и стимулируют желания ребенка.

Важна не игрушка, а момент покупки. Кроме того, поскольку дети – те же потребители, что и взрослые, у них появляется одна стойкая и малоприятная черта . Современный человек потребляет в момент покупки. То есть предвкушение покупки, сам факт покупки, и есть главная движущая сила, толкающая к действию. Впоследствии ребенок (как и взрослый) игрушкой интересуется мало, а иногда просто не открывает ее дома. Он уже получил от нее удовольствие, он ее приобрел, присвоил!

Почему родители покупают игрушки? У родителей есть свои соображения, по которым они решают купить игрушку. Это и соображения престижа («чтобы ребенок был не хуже других»), и желание принести ребенку счастье («пусть порадуется!»), и банальная неспособность сказать ребенку «Нет!» или боязнь быть в глазах ребенка плохим родителем. Часто это своеобразный реванш за лишения своего детства («у меня не было, так пусть хоть у ребенка будет!»).

Много игрушек не развивают ребенка.

Постоянное потребление игрушек, как правило, не ведет к активному развитию ребенка, то есть ребенку не необходимы все те игрушки, которые он получает. Игрушки также не могут принести и стойкого ощущения счастья.

Большое количество игрушек обесценивает каждую конкретную игрушку, каждый подарок. Психика ребенка неспособна переработать больше какого — то количества стимулов. А у современного ребенка стимулов больше, чем возможностей полноценно всю эту информацию осваивать. Психика ребенка защищается простым методом – игрушку ребенок просит (яркая, что-то новое, заманчивое), а играть в нее не играет.

Контроль количества игрушек.

Исходя из этого, желательно контролировать количество игрушек, которые реально поступают к ребенку. Основания для этого должны быть самые разумные.

Деньги. С одной стороны, это деньги, которые тратятся на игрушки. Ваша задача определить, сколько вы реально готовы потратить на игрушки и придерживаться именно этой суммы, несмотря на возможные требования ребенка.

Если ваш ребенок слишком настойчив, и вы постоянно находитесь с ним в процессе торговли «куплю – не куплю» это может сильно утомлять.

Список желаний. Здесь хороший выход – «Список желаний». Каждое новое желание ребенка в плане игрушек родители записывают в этот волшебный список и вешают на видное место. Когда приходит определенное время (допустим, раз в неделю, раз в месяц), покупается что-то по списку. В остальное время разговоры на эти темы не ведутся.

Место в квартире. С другой стороны, материальные соображения – это еще и место в квартире семьи.

Я была знакома с одной семьей, где желаниям ребенка никак не могли противостоять. В результате в условиях однокомнатной квартиры хранились, помимо прочих игрушек, 6 домиков Барби! Вся семья ходила как по минному полю, пытаясь не раздавить игрушки. Девочка требовала приобретать все новые игрушки, но от старых отказываться не желала.

Новые игрушки пришли, старые ушли.

Если денежные средства семьи позволяют родителям покупать неограниченное количество игрушек, то все же имеет смысл наладить некий «сбыт» старых игрушек. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы у ребенка было адекватное представление о реальности. Невозможно все время приобретать, от части вещей нужно отказаться, передав их тем, кому теперь они нужны больше (например, малоимущим семьям). Если же ни от чего отказаться невозможно, то с новыми желаниями стоит подождать. Ведь мы не хотим воспитать своих детей бездумными потребителями, даже при наличии денег!

Какова цель покупки игрушек?

Решая вопрос, купить ли мне очередную игрушку своему ребенку, нелишне будет задать себе вопрос – а зачем я это делаю? Что я хочу с помощью этой игрушки получить? Ответы на это вопрос могу вас удивить. Если заглянуть глубоко в себя, то может оказаться, что игрушкой мы прикрываем чувство вины перед ребенком. Например, отец, накричав на ребенка с утра перед детским садиком за то, что тот медлил с одеванием, может испытывать сильный импульс купить ребенку игрушку, чтобы снять это чувство вины. Или мать, которая находится в хроническом напряжении, ей не до ребенка особенно страдает, отказывая ему в какой — то игрушке, потому, что она чувствует, что ничего не может дать ребенку. А игрушка, по сути, самый простой выход – и ребенок доволен и душевных вложений не нужно.

Часто отцы, которые покинули по каким — то соображениям семью, отличаются особой щедростью на игрушки, это облегчает их внутренний дискомфорт.

Так что, покупка игрушки вопрос простой только на первый взгляд.

Покупая игрушку, задайте себе вопрос – какой на самом деле я решаю вопрос? И действительно ли для решения этого вопроса игрушка – лучший инструмент?

Альтернатива новым игрушкам.

Если вы хотите обрадовать ребенка, то возможно совместно проведенный вечер для него будет большей радостью.

Если вы решили ребенка развивать, то нужно задуматься, а исчерпаны ли все возможные ресурсы в уже имеющихся игрушках? Новый набор для творчества не разовьет ребенка больше коробки с цветными карандашами. Особенно, если уже пара наборов пылится в шкафу.

Кому вы покупаете игрушки, ребенку или себе?

Если вы хотите поддержать статус ребенка в коллективе, стоит задуматься, лучший ли выход – дорогая игрушка? И чей статус вы обслуживаете – ребенка или ваш собственный?

Заключение. В современном мире множество прекрасных игрушек. Наша задача, не объявлять им войну, но сделать так, чтобы они служили нашим интересам, а не становились нашими хозяевами.

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Читайте также:  Приемы быстрого счета в уме

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

  • «Найди дешевле».Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
  • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
  • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
  • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

6. Заведите традицию благотворительности

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Как научить детей правильно тратить деньги

Психологи считают, что механизм распоряжения финансами закладывается у ребенка с 2 до 5 лет

04.05.2019 в 19:00, просмотров: 5593

«Посуду я помою за 100 рублей, а олимпиадные задачи буду решать только за 200», – вполне обыденное высказывание современного школьника. Нередко опытом самостоятельного заработка сегодня обладают даже малыши. Недаром образовательные чиновники в последние годы всерьез подумывают о введении предмета «финансовая грамотность» в российских школах. Как грамотно научить ребенка распоряжаться финансами, мы выяснили у специалистов и опытных родителей юных казначеев.

Многих родителей пугает слишком ранний интерес детей к финансовой части жизни. Им совершенно не хочется, чтобы с младых ногтей их чада росли меркантильными и зацикленными на материальной ценностях потребителями. Именно поэтому взрослые стараются как можно меньше посвящать своих чад в денежные дела семьи и планировать бюджет без их присутствия. В результате малыши слышат только бесконечное «На эту игрушку денег нет», не понимая, из-за чего так происходит, да и вообще, куда из семьи деньги деваются, если папа и мама с утра до вечера на работе.

Специалисты уверены, что такая позиция взрослых ошибочна, ведь попытка полностью оградить детей от финансовых вопросов приводит к неправильному представлению о назначении денег, и, как следствие, – проблемами с распоряжением средствами.

Считается, что принцип, по которому человек тратит деньги, закладывается в возрасте от двух до пяти лет. И способность грамотно распоряжаться своими финансами во взрослой жизни находится в прямой зависимости от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве. Получается, что учить малыша обращаться с деньгами и планировать свой бюджет необходимо. Вопрос, как сделать это так, чтобы найти золотую середину и не вырастить из своего чада законченного транжиру или безнадежного скупердяя.

Синдром Скруджа Макдака

– Мои дети-погодки впервые стали владельцами первого собственного капитала, когда им было 6 и 7 лет соответственно, – рассказывает Марина из Подмосковья. – Получилось так, что бабушки в один прекрасный момент устали придумывать, чем можно порадовать внучат на день рождения, и подарили им некоторую сумму денег, чтобы они выбрали подарок сами.

Прошло несколько месяцев, но дети так ничего и не купили, подоспел Новый год, им снова подарили купюры в конверте, и история повторилась вновь. В течение года детские деньги лежали в кубышке и потихоньку обесценивались, а на разные сладости и игрушки они исправно разводили нас с мужем. Любые попытки уговорить малышей потратить хоть сто рублей из собственных накоплений никакого действия не имели.

В конце концов Марина поняла, что ее дети — настоящие скупердяи. Им просто жалко было тратить свои деньги, так как они видели их ценность именно в качестве бумажек, в виде накоплений.

– Впервые заставить их раскошелиться мне удалось только на подарок папе ко дню рождения, – объясняет женщина. – И то, расставались со своими накоплениями ребята чуть ли не со слезами на глазах. С этого момента я запретила всем родственникам дарить детям подарки в денежном эквиваленте, но интерес к собственным финансам у малышей уже окончательно и бесповоротно проснулся. Поэтому сейчас мы сделали их полноценными участниками обсуждения семейных доходов и расходов, и отношение к деньгам стало потихонечку меняться.

Как правило, многие родители жалуются, что дети абсолютно не понимают цену денег, и транжирят свои карманные средства направо и налево. Однако нередко происходит и обратная ситуация, когда в отношении собственной заначки ребята могут превратиться в реальных «скупых рыцарей». При этом подобное отношение к деньгам не имеет ничего общего с полезным умением экономить и грамотно распоряжаться своими средствами.

– Для малышей, которых родители никогда не учили обращаться с финансами, денежные купюры являются своеобразными сокровищами, которые нужно хранить, а не тратить, – объясняет детский психолог Анна Гуляева. – В такой ситуации нужно на практике показать малышу, что средства, которые просто лежат месяцами в копилке, теряют свою ценность.

Можно сохранить чеки даже на элементарные продукты и продемонстрировать ребенку, как изменилась их цена за определенный период. Даже в младшем школьном возрасте уже можно учить детей инвестициям, правильному вложению своих средств. Например, если ребенок хочет копить деньги на какую-то крупную покупку, можно предложить ему разместить их в банке и получать проценты.

Кроме того, ребенку можно посоветовать внести свою скромную лепту в оплату семейного кредита, пообещав вернуть деньги позже вместе с сэкономленными процентами. Подобный подход уже с раннего детства сформирует у малыша азы правильного финансового мышления. В Европе такое финансовое воспитания — уже давно совершенно обычная практика.

Кроха по найму

Большие споры уже долгие годы вызывает и целесообразность оплаты детского труда родителями и прочими родственниками. Многие взрослые считают нормой поощрять детей рублем за работу по дому, хорошие оценки или примерное поведение, однако специалисты уверены, что это совершенно неправильно и даже вредно.

– Учеба является, по сути, единственной серьезной задачей, за которую ребенок отвечает в своем возрасте, – уверена Анна Гуляева. – Поэтому оплата каждой пятерки полностью нивелирует сущность обучения как стремления к знаниям для дальнейшей жизни. Конечно, вполне можно сделать малышу ценный подарок за успешно законченный год, но ни в коем случае не платить ему за учебу.

Элементарные бытовые дела – тоже не лучший вид деятельности, за которую стоит стимулировать ребенка рублем. Никто же не оплачивает папе каждый прибитый гвоздь, а маме приготовленный ужин, поэтому совершенно естественно, что и ребенок должен приучаться выполнять свои обязанности по дому бесплатно. Родители, которые пытаются стимулировать ребенка на мытье посуды или уборку своей комнаты деньгами, неизбежно сталкиваются с тем, что впоследствии их чадо уже не желает выполнять эти обязанности бесплатно.

Наталья, мама двух девочек-подростков придумала свою систему, как стимулировать детей рублем, которая успешно работает уже долгие годы.

– Как только наши девочки пошли в начальную школу, им, естественно, стали требоваться деньги на карманные расходы, – говорит Наталья. – Уже с 5-6 лет за дочерьми были закреплены их личные обязанности по дому, выполнение которых, естественно, никогда не оплачивалось и не обсуждалось (мытье посуды за собой, уборка в своей комнате, поход в магазин за хлебом).

Чтобы стимулировать девочек к труду, мы также составили список дополнительных домашних дел, за выполнение которых можно заработать премию к своим карманным деньгам. В результате у дочек появился хороший стимул помогать мне по хозяйству, а у меня образовалось свободное время. Сумма премий варьировалась в зависимости от тяжести выполняемых работ. Самый дорогой тариф мы установили на глажку белья, которую у нас в семье никто не жалует, мытье посуды и генеральную уборку, более дешевые ставки действует на протирание пыли в квартире, мытье полов и уход за комнатными растениями.

Как на настоящей работе, Наталья с мужем придумали для дочерей не только систему денежных поощрений, но и штрафов. В случае, если дополнительная работа выполнена детьми некачественно, выплаты за нее снижаются. А уж если родителям пришлось все переделывать самим по второму кругу, то оплата халтуры, естественно, вообще не начисляется.

– Дети должны понимать, что дополнительные бонусы будут им зачисляться только за качественную работу, однако полностью лишать ребят базовых карманных денег стоит только за очень серьезную провинность, – уверена Наталья. – Также важно еще понимать, что в разные времена материальная ситуация в семье бывает разная. Мы с самого начала объяснили дочерям, что в моменты, когда с деньгами будет туго, нам придется временно сокращать их довольствие до того момента, как все наладится.

Допустим, один раз нам пришлось на несколько месяцев потуже затянуть пояса ради покупки нового автомобиля, девочки это прекрасно поняли и не обижались. К тому же к этому моменты у них уже были свои небольшие накопления на черный день за дополнительную домашнюю работу.

Недетские траты

Бесспорно, главная проблема в истории «дети и деньги» заключается не в процессе зарабатывания, а в процессе траты нажитого непосильным трудом. Многие родители жалуются, что их дети спускают карманные средства на ненужные безделушки, вместо школьных обедов приобретают вредную газировку и чипсы, а то и вовсе раздают всю наличность сомнительным приятелям.

Контроль за тратой карманных денег детьми, конечно, должен присутствовать, но при этом не стоит выходить за разумные пределы, – считает психолог. – Конечно, нужно заранее объяснить ребенку элементарные правила обращения с деньгами: носить с собой только небольшие суммы, не рассказывать никому, сколько денег у тебя в кармане, не ввязываться в азартные игры и споры. Чтобы ребенок не заменял школьные обеды покупкой всякой ерунды, имеет смысл просто поделить карманные деньги на две части: необходимые траты (питание, проездной, книги) и траты по желанию. Постоянно отчитывать ребенка за то, что он транжирит деньги на ерунду, совершенно не выход.

Любой процесс обучения основывается на пробах и ошибках, и нужно дать своему чаду возможность пройти его самостоятельно. Другое дело, что контролировать этот процесс вполне возможно, для этого можно предложить школьнику завести дневник своих доходов и расходов, чтобы отслеживать «движение средств на своем счету». Кроме того, имеет смысл выдавать ребенку карманные деньги не чаще раза в неделю, чтобы он умел планировать свои траты на длительный срок. И не проблема, если вначале малыш будет спускать всю наличность в первый же день, впоследствии ему очень быстро надоест всю оставшуюся неделю сидеть без денег.

По мнению психологов, еще одно важной проблемой в связке дети и деньги, естественно, остается количество наличных. В наши времена отношение к деньгам в российских семьях очень различается. Умные родители даже при высоких доходах никогда не будут выставлять свое благосостояние напоказ и снабжать ребенка баснословными суммами на карманные расходы. Но практически в каждый школе всегда находится ученик, который кичится своим богатством, вызывая зависть, а иногда даже комплексы у детей из семей с более скромным достатком.

– Конечно, по возможности взрослым стоит договориться с родителями ближайших друзей своих детей об единой сумме карманных денег, – говорит Анна Гуляева. – Тогда дети будут чувствовать себя в равных условиях, но практике это далеко не всегда получается. В любом случае с детства нужно учить малыша, что далеко не все в мире измеряется деньгами, хотя они и имеют в наши дни большое значение. Тем более никто не мешает ребенку идти вперед и в будущем зарабатывать больше, чем его родители.

Кроме того, практически на любую желаемую покупку, будь то гаджет или модная одежда подросток вполне может со временем накопить самостоятельно, если будет грамотно обращаться с карманными деньгами и не спускать их на всякую ерунду.

Полезные советы: как подружить малыша с деньгами

Играем в бюджет. Первый разговор о деньгах должен напоминать игру. Дети мыслят предметно, поэтому проще всего объяснить им, что такое бюджет при помощи различных подручных средств или просто изобразив его на бумаге. Для этого отлично подойдет любой мешочек или кошелек с мелочью.

Малыш старшего детсадовского возраста уже вполне сможет понять, что свой бюджет, то есть деньги на неделю, месяц или год, может быть не только у семьи, но и у каждого города и страны. Все монетки — это то, что папе и маме удалось заработать за прошедший месяц. С помощью разноцветных коробочек можно показать малышу, как распределяются деньги на разные нужды в его семье. Пусть ребенок сам поможет вам разложить монетки по ящичкам с питанием, одеждой, лечением, платой за квартиру и детский садик развлечениями и другими расходами.

Читайте также:  Бесплатное обучение за рубежом для россиян - как получить образование в европейском вузе

Объясните ему, что новые игрушки родители могут покупать только тогда, когда денег хватило на все обязательные коробочки и несколько монеток осталось неиспользованными. При этом, если игрушка очень дорогая, то собирать монетки придется несколько месяцев.

Копись, деньга, большая и маленькая. Добрая старая копилка и в 21 веке остается прекрасным средством, чтобы научить малыша откладывать деньги на понравившуюся ему вещь. Не торопитесь по первой просьбе малыша покупать ему в магазине любимую сладость или игрушку, предложите с сегодняшнего дня начать собирать на нее деньги вместе. Дети устроены так, что мало ценят все полученное легким путем. В результате и долгожданная игрушка не будет через день валяться под столом, и азы накопления капитала малыш освоит.

Расходы под контролем. Специалисты считают, что ребенку стоит давать небольшие карманные деньги с того момента, как он научится писать печатными буквами. В этом момент малыш будет готов самостоятельно вести в блокноте свою бухгалтерию, записывая в разные столбики доходы и расходы. Помимо получения спонсорской помощи от родственников, дети должны знать и об элементарных способах заработать самостоятельно. Для начала можно придумать несколько несложных дел по дому, не имеющих отношения к его прямым обязанностям, и за них установить вознаграждение.

8 игрушек, которые не стоят ваших денег

Далеко не все развивающие игрушки действительно делают ребёнка лучше. Многие из них в лучшем случае освобождают родителям время. В худшем — угнетают психику и фантазию ребёнка. Анастасия Миронова уже объясняла, почему курсы раннего развития вредны и опасны. На этот раз она рассказывает, на чём родителям лучше сэкономить, а какие игрушки и вовсе следует выбросить из дома.

1. Псевдоразвивающие игрушки

На сайте Центра игры и игрушек как-то появилась информация о том, что множество попадающих к ним на экспертизу развивающих игрушек не только не признаны таковыми, но и нередко тормозят и даже угнетают развитие. Звери противоестественных цветов, как это ни странно, угнетают фантазию и речевое развитие. Говорящие электронные игрушки дезориентируют ребёнка. Игрушки с заданными программами и сюжетом лишают ребёнка самостоятельности, подчиняют его волю и фантазию. Игрушки, в которых нужно для извлечения звука или получения картинки жать на кнопку, не развивают ничего, потому как на самом деле задействуют минимум интеллектуальных ресурсов.

Я даже провела эксперимент. Показала своей дворняге допотопный телефон с одной установленной игрой. Если нажать на большую кнопку в центре клавиатуры, запустится игра с музыкой. Нажмёшь второй раз — игра останавливается, музыка прекращается. Каждый раз, включая кнопкой музыку, я давала собаке корм. Потом положила телефон перед ней — собака сразу поняла, что нужно делать, и спустя пару попыток уже ловко нажимала, включала музыку, получала корм. И так по кругу.

Затем я дала телефон своему тогда ещё годовалому ребёнку. И ребёнок за две минуты разобрался с игрой без всяких стимулов вроде лакомства.

Большого ума жать на кнопку не надо. Тратить деньги на «развивающие» игрушки, чей функционал сводится к нажатию на кнопку, тоже не надо

Если широко смотреть на проблему, то бесполезными окажутся говорящие алфавиты, предназначенные для изучения животных книги с мычащими, мяукающими и гавкающими персонажами.

2. Звуковые пособия

Эти мычащие и рычащие книжки, говорящие азбуки как минимум бесполезны. Впрочем, бесполезны лишь для ребёнка — для родителей в них много пользы, ведь мычат и рычат книжки именно за них. Проще дать ребёнку в руки говорящую игрушку, чем самому показать, как мычит корова. Во-первых, ребёнок высвободит родителям время, во-вторых, освободит от забот. Ведь по-хорошему нужно найти ребёнку книжку с добротными иллюстрациями и детскими сказками, стишками. Нужно эту книжку читать и мычать там, где надо. И уж совсем невыполнимо показать ребёнку живую корову — для этого придётся куда-то ехать.

Смех, но даже собак и кошек дети изучают по книгам. Всегда видно малышей, которые редко слышат живую собаку: они изображают лай как «гав-гав!», то есть по книжкам. На кошку говорят «мяу!», на свинью «хрю-хрю». Ребёнок, который видит собак и кошек вживую, подражает более правдоподобно: он на собаку говорит «а-а», кошку изображает протяжным писком, а не «мяу», на свинью говорит «и-и-и».

3. Игрушки неестественных цветов, формы, веса

Серьёзный вопрос кроется в выборе простого плюшевого медведя. Раньше мишки были бурые или чёрные, с короткой жёсткой шерстью или кудряшками. А теперь они розовые, зелёные, оранжевые, с шелковистым мехом, пухом или даже флисовые. Когда-то плюшевые мишки рычали, а теперь они поют голосом Джастина Тимберлейка.

Классическая детская психология называет любые неестественные игрушки вредными. Особенно если это игрушки для дошкольников. Дело в том, что в первые годы жизни у ребёнка формируются эталонное представление о мире. Он усваивает, что медведь больше мышки, что медведь рычит, а мышка пищит. Что медведь бурый, морковь оранжевая, молоток тяжёлый, иголка острая, шарик лёгкий. Ребёнок день за днём усваивает новые эталоны: веса, объёма, цвета, фактуры. Даже эталоны гравитации: ведь ребёнок видит, что тяжёлый кубик падает быстрее лёгкого воздушного шара. Именно с этими эталонами он вступает в сознательную жизнь, осваивает взрослую речь, грамоту. Игрушки с противоестественными характеристиками (надувной молоток, огромные поролоновые кубики, кубики на липучках, розовые львы, малиновые собаки) тормозят формирование эталонов и задерживают общее развитие ребёнка. Особенно негативно они влияют на развитие речи и фантазии.

4. Развивающие видеокурсы

Вот уж где не только вред для кошелька, но и порча ребёнка. Ассоциации педиатров США, Канады, Великобритании давно назвали развивающие видеофильмы для младенцев вредной продукцией. Такого же мнения придерживаются российские специалисты. Однако рынок этих товаров у нас не в пример западным странам лишь растёт. Жёсткий взгляд на такие видеоролики следующий: они угнетают нервную систему ребёнка, портят зрение, парализуют его фантазию, мешают сосредоточиться, отучают воспринимать большой объем информации. Ролики для детей от 0-3 месяцев строятся по одному принципу: сменяются несколько десятков тем, раскрытых в нескольких сотен сюжетов.

В 20-минутном ролике для младенцев умещают в десять раз больше тем, чем в таком же новостном выпуске

Мелькание картинки, сменяемость звуков завораживают ребёнка. Он сидит перед телевизором не увлечённый, а поражённый. Возникает эффект гиперстимуляции. В дальнейшем такого ребёнка будет все сложнее удивить и поразить. Детские психологи и педиатры утверждают, что гиперстимуляция в младенческом возрасте приводит к склонности выросшего человека к алкоголю, наркотикам, некоторым расстройствам аутистического спектра. Этот взгляд отражён в действующей Концепции информационной безопасности детей. Никакой пользы для младенца в развивающих роликах нет — есть польза для родителей, которым дают заняться своими делами.

5. Мягкие книжки, тактильные книжки, книжки-игрушки

Здесь я придерживаюсь очень сложных взглядов, основанных на урывочных, стоит признать, данных о влиянии книг-игрушек на формирование культуры чтения ребёнка. Де-факто считается, что разнообразные псевдокниги развивают ребёнка. Книжки-меховушки, книжки-шуршалки, книжки для купания, книжки для прорезывания зубов. Они, безусловно, оказывают огромную пользу сенсорному развитию ребёнка. Но приучают ли такие книги к чтению? Не будет ли полезней развивать сенсорику на других игрушках, купаться с уточками, а дёсны чесать прорезывателями?

Для приучения к чтению нужно с раннего возраста использовать книги с сюжетными картинками и текстом. Читать стихи, сказки. Или рассказывать по картинкам импровизированные истории. Нужно делать всё, чтобы ребёнок умел сосредоточиться на изображении, вслушиваться, соотносить услышанное с нарисованным и написанным. Да-да, нередки случаи, когда дети обучаются азбуке и чтению просто во время чтения родителями книжек.

Книги без сюжетов, книги с простыми рисунками, книги, которые нужно быстро перелистывать, не способствуют формированию склонности к чтению

А уж книги, которые нужно щупать, слушать, запускать в ванной, и вовсе искажают для ребёнка назначение книг. Как и те, что не надо листать — раскладушки, книги-ребусы. Я убеждена: сделать увлекающего чтеца из ребёнка, который с младенчества привык не читать, а играть книгами, очень сложно.

6. Книжки и пособия для изучения очевидного

Вероятно, самой пустой тратой денег и времени будет покупка разнообразных «развивающих» материалов, призванных изучать наглядно фигуры, цвета, предметы обихода, овощи, фрукты. Полки книжных магазинов заставлены книгами для младенцев. «Изучаем цвета», «Мебель», «Квадрат, круг, треугольник», «В городе». Книжки эти, как правило, картонные или пластиковые. Из трёх-четырёх листов. На каждой странице нарисован огромный предмет. Например — квадрат, стул, яблоко. Иногда предмет даже не подписан.

За книгу с четырьмя геометрическими фигурами, предметами мебели или цветными пятнами родители отдают по 100-700 рублей

Неужели в доме, где есть лишние тысячи рублей на такие книги, нет стульев, яблок, бананов и цветных кубиков, на которых можно обучить ребёнка во время игры? Покупая такие книги, родители тратят впустую деньги и время, проведённое в книжном магазине и затраченное на дорогу туда-обратно. Гораздо эффективней было провести это время с ребёнком, а деньги потратить на что-то полезное. Знаю семью, которая жалеет деньги на безопасную платную вакцину от полиомиелита, но покупает ребёнку бесполезные книжки.

7. Сложные хенд-мейд игрушки

Откройте инстаграм и группы развития детей во «ВКонтакте». Такое ощущение, что полстраны днями мастерят детям игрушки и игры. На мой взгляд, всё это — очень сомнительная трата времени. За исключением случаев, когда игрушки шьются/валяются/клеятся быстро, профессионально и для зарабатывания денег.

Мне больно смотреть, как мамы тратят часы своего времени (нередко ночью, в ущерб сну), чтобы сшить ребёнку мягкую игрушку, свалять медвежонка или соорудить панно из листьев и сенсорную коробку

Особенно бывает больно, когда дети сразу забрасывают такие игрушки или вовсе на них не смотрят. Во всём нужно придерживаться разумности. Тратить по три часа в течение трёх дней, чтобы сделать игрушку, которой ребёнок в совокупности поиграет полчаса, недальновидно.

Неделю сооружать бизиборд странно. Куда эффективней будет потратить это время на игры с ребёнком. За то время, что вы потратите на создание бизиборда, можно показать ребёнку множество увлекательных вещей в квартире: как открывать шпингалеты, пользоваться дисковым телефоном, заводить будильник. К тому же использование вещей по их прямому функционалу станет для ребёнка полезней, чем игра с искусственно собранными на бизиборде предметами. Тем более что соседство на одной доске шпингалета с фонариком на динамо-машине и будильником может быть понятно далеко не каждому ребёнку.

8. Мобиль в кроватку и коляску

Принято думать, что ребёнок, затихший под вертящимся и поющим над кроваткой мобилем, увлечён игрушкой. Однако я встречала и утверждения, будто на самом деле ребёнок не увлечён, а фрустрирован мобилем. И даже испытывает шок. От этого он и молчит. Есть мобили для игры, а есть — для успокоения ребёнка. Первые, как правило, представляют собой неподвижно подвешенные игрушки, до которых ребёнок может дотянуться. Такие игрушки предназначены для грудничков постарше, ими нужно играть под присмотром взрослых.

А есть мобили, призванные усыпить ребёнка. Проще говоря, успокоить. Представьте, что над вашей постелью постоянно висят огромные яркие музыкальные игрушки, которые почти весь период вашего бодрствования кружатся. Вы не можете отвернуться от них, не можете их выключить. Что в итоге с вами происходит? Вероятно, сначала вы будете испытывать дискомфорт, затем — раздражение. В конце концов у вас закружится голова и вы потеряете сознание. Не исключено, что на детей мобиль действует точно так же.

Фото: Logosad (художник Татьяна Звонарева), iStockphoto (Denniro, Surachet99, brebca, mayakova)

Брайан Голднер: «Продавать игрушки – это не просто завозить их в страну и отгружать ритейлерам»

начал работать ассистентом маркетолога в медицинской фирме в Лонг-Айленде, позднее работал в рекламных агентствах Walter Thomson Advertising и Leo Burnett Advertising

начал работать в Hasbro старшим вице-президентом подразделения игрушек в США, к 2006 г. стал главным операционным директором

президент и главный исполнительный директор Hasbro

Любопытные факты из истории Hasbro

Мистер Картофельная Голова (Mr. Potato Head) – так называлась одна из первых игрушек, с которой американская Hasbro вошла на рынок детских товаров в начале 40-х гг. прошлого века (на картинке).

Мировой рынок игрушек

По объему продаж игрушек в мире лидируют американские компании Mattel и Hasbro, японская Bandai-Namco и датская Lego Group. Выручка, 2010 г.: Mattel – $5,8 млрд, Hasbro – $4 млрд, Bandai-Namco – $4,61 млрд, Lego Group – $3,2 млрд. По данным исследовательской компании NPD Group, объем мирового рынка детских игрушек в 2010 г. вырос на 4,7% до $83,3 млрд. Крупнейший рынок – США, его объем составляет $22 млрд. По оценке национальной Ассоциации игрушечников России, объем отечественного рынка детских игрушек в 2010 г. вырос на 16% к прошлому году до $2,5 млрд, к 2015 г. он увеличится втрое до $6,5 млрд. На долю отечественных производителей приходится 12% рынка. В сегменте пластмассовых игрушек российские компании занимают около 20%. Точных показателей по российским компаниям нет, но на долю пяти крупнейших отечественных производителей – компаний «Звезда», «Нордпласт», «Весна», ГК «Русский стиль», «Стеллар» – приходится до 90% отечественного рынка игрушек из пластмассы.

Hasbro Inc.

Второй крупнейший мировой производитель игрушек. Выручка (2010 г.) – $4 млрд. операционная прибыль – $587,8 млн. Чистая прибыль – $397,7 млн. Основные акционеры: 20% – у потомков семьи Хассенфельд, 80% – free float, крупнейшие держатели акций Fidelity management (9,25%) и Massachusets Financial Services (5,36%). Капитализация – $5,11 млрд (NASDAQ).

Игрушечный король

Крупнейший мировой производитель игрушек – американский производитель кукол Mattel. Основной бренд компании – Barbie – в 2009 г. отпраздновал 50-летний юбилей. Для мальчиков Mattel делает игрушечные гоночные машинки Hot Wheels, для малышей – наборы Fisher-Price. В 2010 г. компания получила $5,8 млрд выручки и $684,8 млн чистой прибыли. В свободном обращении – 90% акций, оставшиеся – у топ-менеджеров и основателей компании. Капитализация Mattel на NASDAQ – $8,66 млрд. Данные Mattel, Nasdaq

Брайан Голднер воплотил идею миллионов, если не миллиардов, мальчишек и, вероятно, потому в 47 лет выглядит счастливым как ребенок, когда держит в руках новую модель трансформера. Голднер управляет Hasbro – одной из крупнейших мировых компаний, выпускающих игрушки. Она начинала в 40-х гг. прошлого века с производства Мистера Картофельная Голова, а сейчас уступает по обороту только производителю кукол Барби Mattel. Игрушечный бизнес – это не игрушки, уверяет Голднер, – это смена поколений и вкусов, детские капризы и непостоянная мода, острая конкуренция с азиатскими производителями, развитие мультимедийных развлечений и жесткая борьба за внимание потребителя, уставшего от рекламных раздражителей. Сам Голднер работает в Hasbro уже больше 10 лет.

– Премьеру «Трансформеров» вы решили провести в России. Почему? В нашей стране нечасто проводят мировые премьеры голливудских блокбастеров.

– Россия – очень важный рынок и для нас как производителя игрушек, так и для Paramount. Потенциал российского рынка развлечений – от сегмента детских игрушек, семейных игр и до кинопроката – огромен, и он продолжает увеличиваться с развитием российской экономики. Что и объясняет наши приоритеты и выбор наших партнеров из Paramount. Но дело не только в рынке, но и в самой истории «Трансформеров». Третий фильм про трансформеров – «Темная сторона Луны»– это история про гонку космических технологий. А вы помните, что в 60-е гг. XX в. такая же гонка шла между США и СССР за первенство в космосе, и в фильме есть забавный отрывок про американского астронавта и русского космонавта. Так что мы подумали, что с точки зрения фабулы кинокартины Россия – лучшее место для премьеры. Сам я впервые здесь, в Москве, но долго ждал этого. Я ведь сам немного русский – моя бабушка была из России.

Читайте также:  Оригинальные обложки для школьных тетрадей своими руками

«Мы пришли надолго, и мы очень терпеливы»

– Когда вы говорите о важности российского рынка и его потенциале, какие цифры держите в уме, как вы оцениваете его объем?

– Мы оцениваем объем всего рынка, включая сегмент настольных игр, примерно в $2,5 млрд. Это, для примера, всего 65% от объема французского рынка, при том что в России детей рождается вдвое больше, чем во Франции. Но главное отличие российского рынка – высокая динамика развития. И что особенно важно – в России опережающими темпами растет сегмент брендированной продукции. Покупатели охотно принимают глобальные бренды, знакомятся с новинками, и выясняется, что мировые бренды, инновационные продукты и разработки – это то, что россиянам начинает по-настоящему нравиться. Сейчас мы, конечно, находимся еще в начале пути, но прогресс идет быстро. Рынок находится в той замечательной стадии, когда потребитель открывает для себя многие бренды, находит новые увлечения и образ жизни и времяпрепровождения. И у людей появляется больше свободных денег на увлечения. Сейчас в России на детей тратят, конечно, меньше денег, чем в других странах континентальной Европы, но расходы постепенно увеличиваются.

– Но что все-таки главный драйвер роста – демографические изменения и всплеск рождаемости в последнее десятилетие или рост благосостояния россиян?

– Выделить один из них нельзя – это комплексный вопрос, в котором задействовано еще много дополнительных факторов. И количество детей в России, и ВВП на душу населения ощутимо увеличиваются. По факту динамика роста ВВП в России – одна из самых высоких во всем мире. И детей больше, чем в отдельно взятых Франции, Германии и Великобритании.

– И какая доля этого рынка сейчас приходится на продукцию Hasbro?

– Мы оцениваем свою долю примерно в 4–6%, но верим, что со временем нам удастся достичь 12–14% – это наша доля на глобальном рынке.

– Сколько лет это может занять?

– Мы пришли надолго, и мы очень терпеливы. Цели быстро завоевать рынок у нашей команды нет, у нас есть время выстроить стратегически верные взаимоотношения с потребителями и предложить востребованный и правильно спозиционированный продукт. Поэтому в России пока мы продаем далеко не все игрушки, которые выпускаем, а лишь несколько брендов. Другие мы будем выводить постепенно, выбирать правильное время.

«Детская розница активно развивается»

– Официально Hasbro вышла в Россию два года назад, но я помню, что еще в моем детстве мальчики играли в трансформеров. Как попадали ваши игрушки сюда раньше, кто их продавал?

– Раньше мы практически во всем мире работали через дистрибуторов. Так было и в России. Продукцию Hasbro благодаря нашим партнерам знают во всем мире, но, если быть честным, дистрибуторы недостаточно инвестировали в маркетинг, а на инновации и поиск решений, которые были бы способны серьезно продвинуть наш бренд на локальном рынке, у них просто не было денег. Мы сейчас работаем над тем, чтобы делать продукт более востребованным, желанным, если хотите. Необходимо изучать своих потребителей, стараться проникнуть в самую суть их потребностей и желаний, и для этого нужен более тесный контакт с конечным покупателем. Нужен адресный маркетинг, промоушн, работа с ритейлерами, а этого, кроме Hasbro, никто не может сделать.

– И этим всем занимается российский офис?

– Совершенно верно. Он нужен для того, чтобы компания понимала то, что мы называем «характер игры» – игровые впечатления, которых ищут россияне. Офис – это точка отсчета, база для выстраивания российского бизнеса. Продавать игрушки – это не просто завозить их в страну и отгружать ритейлерам. Для того чтобы остаться надолго, необходимо последовательно выстроить цепочку поставок – Россия все-таки очень большая страна. Этим сейчас мы и занимаемся: создаем ИТ-инфраструктуру, дистрибуцию, для того чтобы обеспечить быстрый отклик на заказы, привозить нужное количество товара вовремя.

– Порой складывается впечатление, что больше всего у нас продается китайских игрушек, а розничная торговля детскими товарами мало консолидирована – мало специализированных сетевых проектов, и они относительно небольшие.

– Мне кажется, что российский рынок был действительно диким лет 10 назад, тогда брендированного товара было мало, но ситуация меняется. Мы и наши конкуренты инвестируем в продвижение своей продукции, вкладываем деньги, чтобы донести до потребителя мысль, чем хороши качественные игрушки, какое удовольствие приносит игра. Наши усилия – это вклад в эволюцию среды. Спрос рождает потребность и помогает развитию современных розничных форматов. На рынке уже есть несколько крупных ритейлеров, и, как мы слышим от них, детская розница активно развивается.

– Игры и игрушки от Hasbro нельзя назвать дешевыми. Что позволяет им конкурировать с похожими игрушками из Китая и России ?

– Цена складывается из нескольких составляющих, одна из главных – это качество материалов и изготовления. Прибавьте к этому инвестиции в разработку, в поиск инновационных решений, в изучение спроса – в то, что в итоге помогает сделать действительно интересный товар. Посмотрите, например, на наши игрушки FurReal Friends, пушистых интерактивных собак или кошек. Здесь мы используем высокие технологии и электронику – и в результате получаем игрушку, которая похожа на настоящего зверька, которая двигается и реагирует на движения хозяина. В конечном счете наша работа заключается в том, чтобы предлагать стоящий продукт по правильной цене. Какой бы она ни была – низкой или высокой, это будет та цена, которую покупатель готов платить за товар с выдающимися качествами. Довольно много денег мы тратим на маркетинг – и в России сейчас, наверное, больше, чем в какой-либо другой стране (в терминах доли от продаж). Это делается для того, чтобы у потребителя появилось понимание нашего бренда и его ценностей.

«Для любви к игре нет никаких ограничений»

– Где вы производите свою продукцию?

– В Ирландии выпускаются многие из наших игр для европейского рынка. Есть фабрика в Восточном Лонгмидоу в Массачусетсе, есть производство игрушек в Китае.

– Из чего складывается цена на ваши игрушки и игры, к примеру трансформера?

– Не скажу отдельно по трансформеру, но в целом компания тратит примерно 5% от продаж на R&D, около 10% – на маркетинг (на новых для компании рынках больше, на старых – меньше). Себестоимость производства, т. е. материалов, – около 42%, и если вы посмотрите на наш отчет о прибылях и убытках, то увидите, что валовая прибыль находится на уровне примерно 58%. Из нее мы вычитаем расходы на логистику, рекламу, прочие траты, и в итоге операционная прибыль Hasbro в прошлом году составила 14,7% от выручки – это то, что мы зарабатываем. Какова доля наценки ритейлера в цене игрушки на полке магазина, я, увы, сказать не могу – слишком разные у всех подходы. Каждый владелец магазина самостоятельно принимает решение, по какой цене продавать наш товар. Стратегия некоторых – делать большой оборот при маленькой наценке, других – иметь большую маржу с каждой покупки, но продавать меньше товара.

– Hasbro работает и с медиапродукцией, продюсирует фильмы, компьютерные игры. Кто ваши мировые конкуренты?

– Hasbro начинала в 1920 г. с переработки текстильных остатков и в игрушечный бизнес пришла спустя многие годы. Сейчас наш бизнес – не производство игрушек и игр, а управление игровыми брендами: для видеоигр, кино и других мультимедийных проектов. Получается, наши конкуренты – это почти все компании, работающие в сфере игровых развлечений и использующие свои лицензии в мультфильмах, мультимедиа, на телевидении, при производстве товаров.

– Кто ваш основной клиент и покупатель – взрослые или дети? На какой аудитории вы фокусируете свою маркетинговую активность?

– У нас две потребительские базы. Одна – это аудитория настольных игр, и это люди в возрасте от 2 до 82 лет с любым социальным статусом и материальным положением. Потому что для любви к игре нет никаких ограничений – заболеть этой страстью можно в любом возрасте. Кто-то любит игры в слова, такие как Boggle, детям нравятся Candy Land или Guess Who. Взрослые играют со своими детьми, бабушки и дедушки – с соседями. В бизнесе игрушек аудитория более узкая – в возрасте примерно от одного года до 18 лет. Хотя есть и более взрослые фанаты игрушек, которые собирают персонажей из «Звездных войн» и трансформеров, которым нравятся Марвел, Тор, Капитан Америка и Человек-паук.

«Дети смотрят мультики, влюбляются в персонажей»

– Где вы берете идеи для новых игрушек?

– Сначала мы проводим уйму времени с потребителями и изучаем, что им интересно. Например, как появились FurReal Friends – пушистые собаки и кошки, очень похожие на настоящих. Дети хотят держать домашних питомцев, а родители не всегда им это разрешают, и мы разработали игрушку, с которой можно гулять. Которая будет прижиматься к человеку, если ее гладить, отвечать на команды.

– Какие игрушки у вас сейчас в разработке?

– У нас есть некоторые бренды, которые очень популярны по миру, но еще не запущены в России. Мы работаем над исследованиями и пытаемся понять, как лучше ввести их на российский рынок. Скоро мы хотим начать продавать бренд Baby Alive – это интерактивная кукла-ребенок. Мы также запускаем сейчас по всему миру бренд Кре-О, это конструктор из брусков, кирпичиков. Он позволяет переделывать машину в робота наподобие трансформера.

– Как формируется спрос на конкретные продукты? Когда-то дети сходили с ума от кукол Барби, а теперь все бегают за Винкс, как это происходит?

– Один из главных двигателей спроса – это телевидение. Дети смотрят мультики, влюбляются в персонажей и хотят играть с ними дома. Или это может быть фильм, «Трансформеры» например. В новом фильме зрители увидят героя по имени Бамблби, робота, трансформирующегося из желтого Chevrolet Camaro. И дети скажут: «О, мне нравится Бамблби, я хочу поиграть с игрушкой Бамблби».

– И как при такой изменчивости спроса игры, подобные «Монополии», которой уже не один десяток лет, до сих пор популярны?

– Многие игры существуют по 30, 40, а то и 80 лет и сохраняют популярность. Но для того, чтобы поддержать спрос, нужно время от времени привносить в игру что-то новое. Часто мы изобретаем заново эти бренды в плане технологий и потребительских впечатлений. Например, для вашего рынка мы сделали «Монополию» с городами России, у нас есть «Монополия» без наличных денег, с кредитными картами, есть «Монополия» для iPad и iPhone, для Facebook.

– Будете ли вы делать фильм по игре «Монополия»?

– Очень рассчитываем на это. Для хорошего фильма нужен действительно сильный сценарий, нужно убедиться, что у истории интересная фабула и в ней есть сильный притягательный герой. Так что пока идет работа над сценарием, такая же, какая шла перед выходом трех «Трансформеров» и вторым фильмом G.I. Joe (в России – «Бросок кобры»).

«Нет ничего плохого в том, чтобы рискнуть»

– Как вы зарабатываете на фильмах, сколько вкладываете в съемки и как быстро отбиваете вложения?

– Мы не платим за создание фильмов, а даем студиям понимание наших брендов, работаем с ними вместе над развитием истории и занимаемся созданием игрушек и мерчандайзингом. При этом Hasbro получает небольшую часть кассовых сборов и деньги с продаж игрушек и игр, футболок и других товаров – постельного белья, кроссовок, рюкзаков, ланчбоксов.

– Вы сказали, что не платите за фильмы, но для того, чтобы получать часть кассы, вы, полагаю, должны что-то инвестировать.

– Не в случае «Трансформеров», но в случае с Battleship («Морским боем») мы инвестировали в написание сценария, в развитие игровой линейки. Мы вкладываемся в разработку образов и персонажей, в маркетинг и исследования спроса, а студия финансирует создание фильма. Вот так это работает.

– Бывало ли, что вы запускали новый продукт, а он продавался не очень хорошо?

– Мы надеемся, что не делаем слишком много ошибок. Нет ничего плохого в том, чтобы рискнуть, потому что риск – это всегда возможность изучить рынок, понять, почему продукт оказался не слишком удачным, и исправить ошибки. Часто для этого нужно дать покупателю возможность изучить игру, поиграть в нее.

– И как практически выглядит изучение поведения при игре – вы запираете 10 детей в одной комнате с игрушками и смотрите, что из этого выйдет?

– Да, иногда мы следим за играющими детьми. Это может быть качественное исследование, когда мы проводим время с семьями и смотрим, каким образом все ее члены вовлечены в игру. Перед тем как продукт поступает в продажу, мы направляем тестовую партию в сотню семей и ждем от них отклик, анкету, где они пишут, что им нравится, а что нет. И они оценивают, понятны ли правила игры, прочна ли конструкция. Перед запуском товара в массовую продажу мы вносим поправки, чтобы убедиться, что игра понравится целевой группе покупателей.

– А вам самому какая игрушка нравится больше других?

– О, их у меня очень много. Это все равно что спросить родителей, кто их любимый ребенок. Мне нравится FurReal, а еще с PlayDoh интересно играть. Одной из моих любимых игр с детских лет был «Морской бой». И я любил G.I Joe, когда был ребенком, а сейчас я люблю трансформеров. Я большой фанат трансформеров, комиксов и историй.

– Покупаете ли вы популярные на локальных рынках бренды, можете ли, например, взяться за Чебурашку в России?

– Ставку мы делаем на собственные марки, но в редких случаях покупаем лицензии – на персонажей «Улицы Сезам» и «Звездных войн», например. Для новых идей мы открыты, но очень скептичны. У нас и так много брендов, которые можно делать еще и еще популярнее, так что мы не хотим слишком сильно распылять внимание. У Hasbro сейчас примерно 1500 торговых марок, но мы реально фокусируемся на развитии ограниченного количества брендов.

– Как может измениться российский игрушечный рынок, предположим, за пять лет?

– Думаю, в следующие пять лет мы увидим продолжение роста российской экономики, реальных доходов населения и ВВП. Российские потребители продолжат искать новые игры, новые возможности для развития ребенка. Постепенно Россия как игрушечный рынок станет более чувствительной к медиа – телевидению и кино, и мы увидим лучший отклик на новые медиапродукты. На рынок выйдут новые западные игроки, и Россия станет более похожей на другие страны Западной Европы и Азии.

Ссылка на основную публикацию