Что делать, если учитель невзлюбил ученика?

Педагогика

Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

  • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
  • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
  • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Как психологически настроить ребёнка

Доверие — основа отношений с ребёнком

Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

  • учеником;
  • учителем;
  • родителями школьника.

Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

  1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
  2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
  3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
  4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
  5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

Родители должны регулярно общаться с учителями

Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

  • открытый разговор с учителем;
  • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
  • перевод учащегося в другой класс или школу;
  • публичное освещение проблемы в СМИ.

Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

Как правильно построить беседу с педагогом

Мирное разрешение конфликта — главная цель разговора с учителем

Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

  1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
  2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
  3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
  4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
  5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
  6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
  7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
  8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
  9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.

Видео: Учитель предирается к ребёнку. Что делать?

Все люди живут в плену собственных заблуждений и оценок. Но это зачастую провоцирует ошибки и конфликты в межличностных отношениях. Неприятно, когда взрослый человек в непростой ситуации ведёт себя наравне с детьми, спекулируя своим положением, а тем более если этот человек – учитель. Однако, такова, к сожалению, объективная реальность. И главная задача родителей смягчить подобное столкновение ребёнка с несправедливостью.

Что делать, если вашего ребенка невзлюбил учитель?

Как известно каждому родителю, школьный возраст ребенка является самым сложным. Ведь именно в этот период происходит формирование его личности. Одной из главных проблем, которые могут возникнуть у школьника, являются плохие отношения с учителем. Данная проблема редко исчезает сама собой со временем. Чаще всего, она требует психологической помощи ребенку со стороны родителей.

Любой учитель — это, прежде всего, человек, поэтому нет ничего удивительного, что у него существуют собственные представления об идеальном ученике. Некоторые педагоги ценят в детях открытость, общительность и прочие личностные качества. Другие больше всего хотят видеть в школьнике дисциплинированность и послушание, третьи считают самым главным в ученике его стремление к новым знаниям. Ребенка, который соответствует идеалу учителя, последний неосознанно выделяет среди остальных, порой действуя необъективно.

Школьный психолог Ольга Колобова утверждает — в любом школьном конфликте всегда задействованы трое — сам ребенок, учитель и родитель. По ее мнению, невозможно разрешить проблемную ситуацию без участия хотя бы одного из них. «Если ваш ребенок идет в школу без желания, если отзывается негативно о каком-либо учителе и имеет стабильно низкие оценки по конкретному предмету, это указывает на то, что пришло время помочь школьнику разрешить конфликт», — говорит психолог.

Ребенка, который соответствует идеалу учителя, последний неосознанно выделяет среди остальных, порой действуя необъективно

Для начала вам необходимо составить собственное объективное мнение о сложившейся ситуации. Когда ребенок в очередной раз придет из школы и начнет рассказывать вам про «плохого» учителя, не торопитесь перебивать его. Важно выслушать школьника со всеми яркими эмоциями, выражениями и подробностями. Ваша главная задача на данном этапе — понять — обижают вашего ребенка, или он обижает сам. Вы должны понять, в чем кроется корень проблемы. Возможно, действительно, учитель в чем-то неправ, а, может быть, вы увидите в поведении самого ребенка некорректные черты.

Ощущение школьника, что он может всегда доверять родителям, должно быть постоянным. Одного откровенного разговора будет недостаточно. Вам предстоит научиться накапливать доверие вашего ребенка. Обычно в семьях, где дети не доверяют взрослым, школьники боятся любой жизненной ошибки, боятся быть непринятыми в случае какого-либо неправильного поступка с их стороны.

Читайте также:  5 увлекательных экспериментов и опытов по астрономии для детей

Когда ребенок в очередной раз придет из школы и начнет рассказывать вам про «плохого» учителя, не торопитесь перебивать его

Логическим завершением вашего разговора с ребенком должен стать план действий. И желательно, чтобы школьник принял активное участие в его составлении. Например, если выяснилось, что вашего ребенка ругают за то, он перебивает учителя, пусть пообещает вам воздержаться от этого. Спустя неделю узнайте у своего чада, изменилась ли ситуация в лучшую сторону.

Однако желательно выслушать и вторую сторону конфликта. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

Когда вы придете на встречу с учителем вашего ребенка, ни в коем случае в разговоре с ним не оперируйте эмоциями, ваше сильное оружие — конкретные факты, которые вы узнали от школьника. В то же время, от педагога тоже требуйте изложения фактов и предложений, а не просто голословных выражений в адрес ученика.

Когда ребенок вырастет, он, скорее всего, обнаружит, что очередной «неуд» по физике, геометрии или даже русскому языку не сделал из него неудачливого человека

«Помните, что любой родитель должен быть на стороне своего ребенка. Ведь школьник — это незрелая личность, способная делать множество ошибок. Поэтому в разговоре с учителем не говорите о том, что вы осознаете плохое поведение своего ребенка. По крайней мере, не преувеличивайте его вины. Не бойтесь, что учитель после этого разговора будет относиться к школьнику еще хуже. Смело задавайте педагогу вопрос — как именно он видит выход из конфликтной ситуации. Каков бы ни был исход всей этой истории, главное — помните, любой момент, происходящий в жизни, делает нас мудрее, и школьников в том числе. Когда ребенок вырастет, он, скорее всего, обнаружит, что очередной „неуд“ по физике, геометрии или даже русскому языку не сделал из него неудачливого человека», — подвела итог школьный психолог.

Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?

Как в и любых отношениях между людьми, во взаимодействии учеников и учителей иногда случаются недопонимания или конфликты. Мнение родителей о том, что педагог невзлюбил ученика, чаще всего возникает со слов ребенка. Чтобы решить эту проблему для наименьшего вреда для школьника, необходимо тщательно в ней разобраться.

Школа подразумевает взаимодействие трех субъектов обучения и воспитания: учителя, ученика и родителей. По мнению психологов, в школьном конфликте задействованы три стороны. Решение его также зависит от всех трех субъектов.

Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо рассмотреть вариант того, что многие дети, как бы этого ни хотелось признавать, в связи с ленью или другими особенностями поведения в подростковом возрасте нестарательно относятся к учебе. Соответственно успеваемость понижается. Что не может не взволновать родителей. Причины этого некоторые дети могут объяснять предвзятостью учителя.

Необходимо удостовериться, обманывает ли ребенок или он действительно жертва негативного отношения со стороны педагога. Для этого нужно сначала провести беседы с родителями одноклассников и учителями по другим предметам с целью получения объективной картины.

Если жалоб на конкретного педагога от других родителей нет, а преподаватели не очень удовлетворены старательностью школьника, стоит провести определенную воспитательную работу с ребенком. Однако она должна быть крайне осторожной, без агрессии и давления. Так как у него не должно возникать чувства, что вы ему не доверяете. Старайтесь больше внимая уделять проверке выполнения домашнего задания, проявите участие в подготовке к урокам. Чаще интересуйтесь успеваемостью и поведением ребенка в школе.

Если ввиду полученной информации вы все-таки удостоверились в правоте ребенка, прежде чем приступать к решительным действиям, нужно спокойно и взвешенно подумать о конечном результате, которого вы хотите достигнуть. Каждый родитель в этом случае скажет, что хочет, чтобы учитель перестал цепляться к ученику. Однако, если попытаться решить эту ситуации конфликтным путем, последствия для школьника в любом случае станут негативными.

Подобное отношение к ребенку, скорее всего, сформировалось по каким-то причинам. Их-то и нужно выяснить. Иными словами, понять, чем ребенок так не нравится педагогу. Первым делом необходимо побеседовать с учителем. Но стиль общения должен быть доброжелательным. Вам необходимо показать свою обеспокоенность положением дел и предложить совместно поискать пути выхода. Скорее всего, разговор в мягкой форме и ваше участие положительно повлияют на собеседника. Вероятно, преподаватель станет внимательнее и лояльнее относиться к вашему чаду.

Ни в коем случае нельзя проводить беседу агрессивно. Ведь вы не думаете, что если станете угрожать педагогу расправой или жалобами, он вдруг полюбит вашего ребенка и будет дарить ему замечательные оценки.

Если беседа с учителем так и не принесет результатов, крайней мерой воздействия является жалоба администрации. Однако, единственный выход, который она вам порекомендует – это перевод в другой класс. Адаптация к незнакомому коллективу, привыкание к требованиям новых педагогов может повлиять как на общее психологическое состояние ребенка, так и на уровень успеваемости.

Поэтому лучшим вариантом решения данной проблемы является разговор с учителем в мирной форме, который нужно построить настолько грамотно, чтобы он привел к положительным результатам. Принимаясь за любые действия при решении проблемы предвзятого отношения учителя к школьнику, подумайте о том, в какие последствия это выльется для него, и достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку. Улыбка и уважительный тон могут творить чудеса, не забывайте об этом.

Уважаемые посетители сайта, если Вас интересуют какие-либо темы, предложите их в комментариях, и если таких статей еще нет на нашем сайте, то мы обязательно напишем их.

Что делать если учитель невзлюбил ребенка

Школьные проблемы вашего ребенка могут касаться не только учебы, но и взаимоотношений в коллективе ― и эта разновидность зачастую оказывается гораздо более серьезной. Ведь отношения могут не сложиться не только с кем-то из одноклассников, но и с преподавателем. И если в первом случае ребенок зачастую способен разобраться с проблемой сам, то во втором нередко требуется вмешательство родителей. Ведь общение детей между собой происходит примерно на равных, в то время как педагог обладает над ними некоторой властью.

Ребенок ли жалуется на несправедливое отношение к нему учителя, учитель ли сетует на неприемлемое поведение ребенка, недостаточный уровень усердия или знаний ― итог один: нужно разбираться.

Доверяйте, но проверяйте!

Никогда не забывайте, что каждый видит конфликт только со своей стороны, в то время как в нем их всегда минимум две. Современные психологи утверждают, что все мы собственное поведение склонны объяснять внешними обстоятельствами, в то время как чужое кажется нам проявлением личных качеств. Проще говоря, если мы сами кому-то нагрубили, то всему виной усталость, неприятности на работе и ссора с мамой, а если нам кто-то нагрубил, значит, такой вот он невежливый человек и явно плохо к нам относится. Слегка утрированно, конечно, но точно так же этот закон объясняет и конфликты между учителями и учениками. Если ученик постоянно вертится и не слушает объяснений учителя, тот обвинит его в невнимательности и неумении вести себя на уроке, в то время как сам ребенок будет уверен, что его отвлекали другие, да и вообще, как тут сосредоточишься на уроке, если все мысли только о грядущем обновлении в любимой онлайн-игре?

Поэтому всегда, абсолютно всегда вы должны выслушать обе версии. Даже если преподаватель уже не первый раз придирается к вашему ребенку и вы считаете, что незаслуженно. Возможно, именно в этот раз он действительно имеет на это веские основания. И пусть даже вы лишь убедитесь в том, что педагог снова неправ, возможно, побеседовав с ним, вы поймете, где искать ключ к решению проблемы.

Школьные учителя ― живые люди со своими достоинствами и недостатками, они так же часто бывают необъективны и предвзяты, как и все остальное человечество. И все же в не заладившихся отношениях с учеником вина ребенка очень редко составляет 0%. Конечно, бывают и исключительные случаи. Например, ваша дочь ― милая, безукоризненно воспитанная девочка, твердо знающая предмет, вся «вина» которой состоит в том, что она смеет учиться лучше дочери своей учительницы. Или, к примеру, преподавательница ― глубоко несчастная женщина с неустроенной личной жизнью, всеми фибрами души ненавидящая красивых старшеклассниц и устраивающая им настоящую травлю. Бывают и более оригинальные истории: учитель обожает «ставить на место» потенциальных медалистов, считая, что совершает благое дело, отсеивая недостойных, а на самом деле просто предъявляя к ним университетские требования.

Но на самом деле такие случаи редки. Гораздо чаще конфликты возникают как минимум по обоюдной вине. Например, у преподавателя высокие требования и нелегкий характер, а ребенок усугубляет ситуацию, вступая с ним в пререкания. Или считает его предмет маловажным и не хочет как следует учить ― а преподаватель обязан вложить в его голову какие-никакие знания, даже если сам относится к предмету скептически.

Работа над ошибками

Даже если вы считаете, что ваш ребенок ни в чем не виноват, с ним все равно придется провести беседу, и не раз. Объясните ему, что на жизненном пути любой человек встречает самых разных людей, в том числе злых, предвзятых или несчастных, «восстанавливающих справедливость» путем унижения тех, кто слабее. Сегодня это учитель, а завтра может быть начальник, теща, свекровь. Он должен знать, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не сделать себе хуже, и когда действительно стоит отстаивать свои права, а когда будет благоразумнее промолчать.

Читайте также:  Что делать, если ребенок старше 3 лет никак не хочет приучаться к горшку?

Если ребенок пытается «мстить» невзлюбившему его преподавателю с помощью плохой учебы или поведения, объясните ему, что наказывает он этим в первую очередь себя. Сомневаясь в объективности выставляемых учителем оценок, можно нанять репетитора, который поможет не только вашему ребенку подтянуть проблемный для него предмет, но и вам разобраться, действительно ли дело в недостаточных знаниях. Если вы не сомневаетесь в компетентности репетитора, но после занятий с ним успеваемость ребенка не повышается, значит, причину проблем стоит искать вовсе не в невыученных уроках. Либо преподаватель на редкость предвзят и его не устроит даже высочайший уровень знаний, либо ребенок сознательно отказывается демонстрировать ему свои успехи. В обоих случаях нужно выяснить истинную причину конфликта.

На высшем уровне

Увы, не каждый конфликт можно разрешить без вмешательства третьих лиц. Иногда приходится обращаться к директору или даже в вышестоящие инстанции. Если похожие проблемы с этим конкретным учителем возникли и у других детей, можно подать общую жалобу. Здесь пригодятся любые доказательства обоснованности претензий ― например, диктофонные записи разговоров. Но перед тем, как подвергать ситуацию такой огласке, убедитесь, что вы испробовали и другие средства. После этого школьная жизнь вашего ребенка, скорее всего, уже никогда не будет прежней, ведь об инциденте быстро узнают все. Если учитель действительно совершает что-то ужасное (унижает, оскорбляет детей, подвергает их физическому или, не дай бог, сексуальному насилию) и при этом не пользуется любовью среди коллег, есть шанс, что большинство встанет на сторону вашего ребенка. Но если это заслуженный преподаватель, которого уважают коллеги, родители и ученики, и коса нашла на камень только в вашем конкретном случае, будь этот человек хоть сто раз неправ, вы рискуете настроить против себя и своего ребенка всю школу. Вместо того, чтобы решить проблему, вы создадите гораздо большую. Поэтому чем меньшее число людей будет вовлечено в ваш конфликт, тем лучше.

Помните, что главная цель работы над проблемой ― не запугать или наказать педагога или ребенка (в зависимости от того, кого вы считаете виноватым), а прийти к консенсусу и решить проблему так, чтобы она больше никогда не возникла вновь.

Что делать, если вашего ребенка невзлюбил учитель?

Как известно каждому родителю, школьный возраст ребенка является самым сложным. Ведь именно в этот период происходит формирование его личности. Одной из главных проблем, которые могут возникнуть у школьника, являются плохие отношения с учителем. Данная проблема редко исчезает сама собой со временем. Чаще всего, она требует психологической помощи ребенку со стороны родителей.

Любой учитель — это, прежде всего, человек, поэтому нет ничего удивительного, что у него существуют собственные представления об идеальном ученике. Некоторые педагоги ценят в детях открытость, общительность и прочие личностные качества. Другие больше всего хотят видеть в школьнике дисциплинированность и послушание, третьи считают самым главным в ученике его стремление к новым знаниям. Ребенка, который соответствует идеалу учителя, последний неосознанно выделяет среди остальных, порой действуя необъективно.

Школьный психолог Ольга Колобова утверждает — в любом школьном конфликте всегда задействованы трое — сам ребенок, учитель и родитель. По ее мнению, невозможно разрешить проблемную ситуацию без участия хотя бы одного из них. «Если ваш ребенок идет в школу без желания, если отзывается негативно о каком-либо учителе и имеет стабильно низкие оценки по конкретному предмету, это указывает на то, что пришло время помочь школьнику разрешить конфликт», — говорит психолог.

Ребенка, который соответствует идеалу учителя, последний неосознанно выделяет среди остальных, порой действуя необъективно

Для начала вам необходимо составить собственное объективное мнение о сложившейся ситуации. Когда ребенок в очередной раз придет из школы и начнет рассказывать вам про «плохого» учителя, не торопитесь перебивать его. Важно выслушать школьника со всеми яркими эмоциями, выражениями и подробностями. Ваша главная задача на данном этапе — понять — обижают вашего ребенка, или он обижает сам. Вы должны понять, в чем кроется корень проблемы. Возможно, действительно, учитель в чем-то неправ, а, может быть, вы увидите в поведении самого ребенка некорректные черты.

Ощущение школьника, что он может всегда доверять родителям, должно быть постоянным. Одного откровенного разговора будет недостаточно. Вам предстоит научиться накапливать доверие вашего ребенка. Обычно в семьях, где дети не доверяют взрослым, школьники боятся любой жизненной ошибки, боятся быть непринятыми в случае какого-либо неправильного поступка с их стороны.

Когда ребенок в очередной раз придет из школы и начнет рассказывать вам про «плохого» учителя, не торопитесь перебивать его

Логическим завершением вашего разговора с ребенком должен стать план действий. И желательно, чтобы школьник принял активное участие в его составлении. Например, если выяснилось, что вашего ребенка ругают за то, он перебивает учителя, пусть пообещает вам воздержаться от этого. Спустя неделю узнайте у своего чада, изменилась ли ситуация в лучшую сторону.

Однако желательно выслушать и вторую сторону конфликта. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

Когда вы придете на встречу с учителем вашего ребенка, ни в коем случае в разговоре с ним не оперируйте эмоциями, ваше сильное оружие — конкретные факты, которые вы узнали от школьника. В то же время, от педагога тоже требуйте изложения фактов и предложений, а не просто голословных выражений в адрес ученика.

Когда ребенок вырастет, он, скорее всего, обнаружит, что очередной «неуд» по физике, геометрии или даже русскому языку не сделал из него неудачливого человека

«Помните, что любой родитель должен быть на стороне своего ребенка. Ведь школьник — это незрелая личность, способная делать множество ошибок. Поэтому в разговоре с учителем не говорите о том, что вы осознаете плохое поведение своего ребенка. По крайней мере, не преувеличивайте его вины. Не бойтесь, что учитель после этого разговора будет относиться к школьнику еще хуже. Смело задавайте педагогу вопрос — как именно он видит выход из конфликтной ситуации. Каков бы ни был исход всей этой истории, главное — помните, любой момент, происходящий в жизни, делает нас мудрее, и школьников в том числе. Когда ребенок вырастет, он, скорее всего, обнаружит, что очередной „неуд“ по физике, геометрии или даже русскому языку не сделал из него неудачливого человека», — подвела итог школьный психолог.

5 типов школьников, которых ненавидят учителя

На прошлой неделе во всех российских школах прозвенели «Последние звонки». Учителя вздохнули с облегчением, закончился очередной учебный год, осталось только с ГИА и ЕГЭ разобраться. А ещё учителя рады, что некоторых из своих учеников больше никогда не увидят. За время учёбы они знатно попортили им нервы. Редакция Сибдепо пообщалась с учителями трёх кемеровских школ и выяснила, каких школьников они ненавидят, и за что.

Мы понимаем — само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остаётся только её скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то ещё.

Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался наш корреспондент, любят, не взирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.

«Альфа»

Отличительные особенности: из названия понятно практически всё — местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и ещё неизвестно, какой вариант страшнее). В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причём речь не об учёбе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать. Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нём соперника. Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.

За что ненавидят: за то что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие. Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьёт по ним со всей безжалостностью малолетнего зверёныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17). Причём, находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдёт) ребёнка в классе. И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времён написания «Чучела» ничего не поменялось. А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония. В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.

«Первое, чему хочется научить школьника-«альфу», это не то, чтобы правилам этикета, нет, а просто по-человечески относиться к окружающим. Учитель, это не его собственность, не его домашний зверёк, которого можно то гладить, то мучить. Учитель даёт знания, которые пригодятся в жизни. Пусть не все, но пригодятся же. И ни в коем случае «альфе» нельзя показывать свои страхи. И ладно, если он прознает, что ты мышей или пауков боишься, это ещё как-то пережить можно, но если он поймёт, что ты боишься его… Самым верным выходом из ситуации будет увольнение. Школьника-то просто так из класса не выкинешь, не отчислишь», — рассказал Сибдепо один из собеседников.

«Мажор»

Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все мажоры — дети богатых родителей. Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает). По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно. Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких ещё поискать. Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза. Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить весёлую жизнь отличнику из небогатой семьи.

Читайте также:  Детские игрушки: пустая трата денег или ценный вклад в развитие?

За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.

«На самом деле учителю сложно общаться со школьником такого типа. Наша задача научить его всему, что умеем сами, вне зависимости от того, кто его родители и сколько у них денег. Но иногда становится грустно от того, что современные дети слишком «продвинуты». Например, в нашей школе ученики знают, что плохие оценки влияют на зарплату учителей, и что последние будут предпринимать кучу попыток, чтобы вытянуть школьника хотя бы на тройку», — рассказала Сибдепо учитель одной из кемеровских школ.

«Нюня»

Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слёзы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов всё дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса. Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьёт), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию. И всё со слезами, причём искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нём, просто мир слишком жесток.

Отдельный подвид — «буйный нюня» (термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику). Всё точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь ещё и попадёт на Youtube, пусть и не в главной роли.

За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даёшь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом ещё и директор начнёт пилить тебя с другой стороны, потому что достали.

«Почти в каждой школе есть приказ о том, что перед началом урока все школьники обязаны сдать гаджеты в специальный контейнер. Но у учеников-«нюнь» всегда есть второй телефон. «Нюня» умело его прячет и при каждой возможности жалуется родителям на несправедливость, с которой столкнулся. На учителя почти мгновенно обрушивается родительская ненависть и критика, о том, что он не вовремя вызвал его ребёнка к доске, он не успел морально подготовиться. Или переболел недавно и не успел восстановиться, а тут учитель вопросы задаёт. Но когда такой школьник получает плохую оценку, виноват тоже не он, а учитель, который не объяснил свой предмет должным образом и покалечил детскую психику», — поделился с Сибдепо учитель кемеровской школы.

«Мудрила»

Отличительная особенность: не забывает напомнить, что всё знает и без учителя. И он не из тех одарённых ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят. Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности. Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что всё знает. А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приёмы «прокатывают».

«Мудрила» изобретателен, как матёрый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.

За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того — просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.

«Был у меня случай, когда вполне себе умный мальчик тратил время не на учёбу, а на игры в компьютер. Из-за этого стала хромать его успеваемость. Мы обратились за помощью к его матери, та обещала, что обязательно займётся сыном и всё изменится. И ведь правда занялась. Пыталась его контролировать, вот только пользоваться компьютером она не умела и просила сына распечатать ей оценки из электронного журнала. Наш ученик не растерялся, он распечатывал матери оценки. Правда, не те оценки, что были в журнале, а те, которые сам нарисовал в «фотошопе». Обман всплыл в конце четверти, когда мать подростка вызвали к директору. Там-то на «очной» ставке школьник и признался, что специально подделывал оценки, чтобы ему не запрещали играть в компьютер столько, сколько он хочет», — рассказала одна из собеседниц онлайн-журнала.

«Заслуженный омега»

Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит. Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее. Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить. Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придётся учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.

Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе это ещё полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов и знаний у него не больше чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.

За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него. Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками. И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе» — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие. И никаких подвижек, ни в учёбе, ни в личностном росте.

«Сильно раздражает, когда задаёшь школьнику вопрос, а он даже не смотрит в твою сторону. Тебя для него, как и других людей, просто не существует. Такой ребёнок живёт, что называется, на своей волне. И в любой момент может выкинуть что-то такое, чего от него никто не ждёт. Одноклассники «тихоню» травят, а у последнего из-за этого копится ненависть ко всему живому. Говорить о какой-то успеваемости не имеет смысла. Родителей вызывать в школу тоже почти бессмысленно. Чаще всего таких школьников по инерции переводят из класса в класс и ждут, когда же они уже выпустятся», — пояснил Сибдепо учитель кемеровской школы.

Ссылка на основную публикацию