5 увлекательных экспериментов и опытов по астрономии для детей

Картотека опытов и экспериментов по теме “Космос”
опыты и эксперименты на тему

В данной картотеке подобраны опыты и эксперименты для дошкольников по теме “Космос”

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_opytov_i_eksperimetnov_kosmos.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов и экспериметнов

Опыт № 1 «Солнечная система»

Цель : объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование : желтая палочка, нитки, 9 шариков.

Содержание: представьте, что желтая палочка – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

– Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся ситема развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт №2 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.

Оборудование: большой мяч и бусина.

Содержание: Размеры нашего светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Даже нам, взрослым, трудно представить и осмыслить такие размеры.

– Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.

Опыт №3 «День и ночь»

Цель: оюъяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на наш город. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь.»

Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)

Опыт №4 «День и ночь «2»

Цель : объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Опыт №5 «Кто придумал лето?»

Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением.

Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.

Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда бумажного человечка или фотографию ребенка. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание ребят на то, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт №6: «Затмение Солнца»

Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца.

Оборудование: Фонарик, глобус.

Содержание: Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку. Солнечные затмения в наших широтах – большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти их стороной.

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца.

Даа… Звучит непонятно… Нас выручат простые подручные средства. Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце… Все очень просто, оказывается.

Опыт №7 «Вращение Луны»

Цель : показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

Оборудование: 2 листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

Содержание: проведите круг в центре одного круга. Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол. Фломастером нарисуйте большой крест на другом листе бумаги и прикрепите его к стене. Встаньте возле лежащего на полу листа с надписью «Земля» и при этом стойте лицом к другому листу бумаги, где нарисован крест.

Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту. Встаньте лицом к «Земле». Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

Итоги: пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела. ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

5 увлекательных экспериментов и опытов по астрономии для детей

Астрономия в воспитании ребенка безотносительно незаменима. Неудивительно, что детей куда больше интересует звездное небосвод, чем их родителей. Ведь взрослым постоянно некогда, они заняты, у них проблемы и попечения. Но дети задают массу самых неожиданных вопросов и на них нужно отвечать. Пытливых мальчишек и девчонок уже интересует не только Земля, Луна и Солнце, но и иные планеты, галактики, кометы. Обеспокоенные родители задумываются: «С какого года можно начать разговаривать с ребенком о такой интересной науке, как астрономия?». Отдельный детишки уже в два-три года мечтают слетать на Луну. А другие в четыре года упрашивают маму перед сном читать не веселые сказки и забавные истории, а вполне положительную книгу «Вселенная». Но мы отвлеклись. Сегодня в этой статье мы хотим познакомить родителей с несколькими увлекательными экспериментами, которые однозначно понравятся вашим детям. И, как знать, может, благодаря собственно этим экспериментам, ваш ребенок станет великим астрономом и не только слетает на Месяц, но и откроет новую неизведанную планету.

Опыт День-ночь

Основная задача этого эксперимента заключается в том, чтобы рассказать ребенку, почему на нашей планете случается день и ночь.

Как прочертить эксперимент:

  1. Заведите ребенка в комнату с выключенным светом и направьте луч фонарика на глобус. Разъясните ему, что условно вы будете считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех пунктах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – ясно, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.
  2. А теперь поворотите глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. Отыщите на глобусе свой край или город и попросите ребенка сделать так, чтобы в вашем городе настал день, а потом ночь. Поинтересуйтесь у ребенка, какое время суток на рубежу света и темноты. Дети очень быстро сориентируются и скажут: «Либо ранее утро, либо вечер». Разъясните ребенку, что в нашей Вселенной все планеты и звезды находятся в постоянном движении. Но они подвигаются не хаотично, а по заданной траектории. И наша планета Земля вращается кругом своей оси. Это можно легко продемонстрировать на примере глобуса. На глобусе отлично видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете имеется полярная ночь и полярный день. Дайте ребенку глобус, пускай он самостоятельно, вращая его, поиграет в день-ночь.
  3. Освещая то одну, то другую доля глобуса, он сможет убедиться, что один полюс всегда темный, а иной светлый. В ходе эксперимента можно рассказать ребенку, как живут люд в условиях полярной ночи. Поверьте, ребенку будет очень увлекательно.
  4. А еще можно нарисовать на обычном листе бумаги контуры Северной Америки и Австралии. Вырезать их и наклеить на воздушный шарик. Но наклеить их так, как они в реальности расположены на нашей планете. Затем нужно привязать свободно шарик и отдать фонариком на одну его сторону. Отпустить веревочку и дать шарику упасть. Но упасть с той вышины, с которой вырезалась бумага. А теперь медленно повернуть его. Старайся содержать шарик так, чтобы в Австралии была полночь, а в Северной Америке свет. Демонстрируя этот опыт по физике космоса можно проще разъяснить ребенку, что наша планета находится в постоянном движении. Люди, существующие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люд с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Как сделать солнечные часы – руководство

Для создания солнечных часов приобретите:

  • Упаковку от CD.
  • Просвечивающийся компакт диск.
  • Клейкую бумагу.
  • Этикетки, назначенные для CD.

Инструкция:

  1. На дно коробки, а точнее на ее внутреннюю поверхность, приклеить полукруг, на каком заранее отметить часовые пояса. При этом метка «0» должна располагаться четко горизонтально.
  2. Чистоплотно вырезать серый сектор. Он находится на вставной части диска. Наклеить его на диск.
  3. Установить в коробке центр и просверлить в этом месте отверстие. Его диаметр должен быть примерно 2 мм.
  4. В отверстие закрепите гномон — небольшой гвоздик без шляпки. Подойдет и зубочистка. Укреплять по отношению к плоскости самого диска перпендикулярно. Гвоздик должен выступать на 20 мм в обе сторонки.
  5. Затем компакт диск можно установить в держатель. Шкалу разместить под наклоном 90 градусов географической широты.
  6. Роль подставки может исполнять покрышка от коробки. Ее нужно просто откинуть. Добиться нужного угла уклона можно, немножко подрезав края коробки.
  7. Теперь солнечные часы необходимо сориентировать. Гвоздик устремить на север. Естественно, верхняя часть шкалы будет направлена на полуденный полюс. Чтобы солнечные часы можно было использовать, необходимо отметить на «карте» долготу своего города и эту метку совместить с номером часового пояски региона. Тень от гномона будет являться показателем поясного поре.

Как смоделировать затмение дома – эксперимент

Древние китайцы были уверены, что затмение – это итог того, что Дракон проглотил Солнце. В двадцать первом веке мы сами может организовать небольшое домашнее затмение. Чем мы хуже китайского Дракона.

Для этого эксперимента нам потребуются: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.

Инструкция:

  1. Теннисный мяч кладем на дистанция 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положим шарик для настольного тенниса.
  2. Погасим в горнице свет.
  3. Включим фонарик и направим луч света на мяч, одновременно передвигая шарик кругом мяча.
  4. А теперь представим, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Месяц. Естественно фонарик – это Солнце.
  5. Внимательно проследим, что будет происходить, когда шарик (Месяц) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет подвигаться позади мяча (Земли).

Мы увидим модель настоящего затмения.

Микрокосмос в чарке — опыт по астрономии

Для создания микрокосмоса в рюмке нам понадобятся : чистый медицинский спирт (горькая не подойдет), рюмка 250 мм, вода, растительное масло любое, пипетка.

Руководство:

  1. Наливаем 150 мм спирта в рюмку.
  2. В пипетку набираем масло и чистоплотно капаем большую каплю в рюмку со спиртом.
  3. Капля масла разом же опустится на дно рюмки.
  4. Посмотрите, как красиво выглядит капля – настоящий золотистый шар.
  5. В этом случае разные жидкости имеют разный удельный вес, именно потому они и не смешиваются.
  6. Почему масло выбрало форму шара? Просто потому, что это самая экономичная фигура. Спирт давит на масло со всех сторонок, и масляный шар пребывает (в своего рода) невесомости.
  7. А теперь превратим наш шар не попросту в лежащий на дне предмет, а в настоящую парящую планету. Для этого нам надо развести спирт водой. Но ее надо добавлять в рюмку постепенно крохотными порциями.
  8. Шар начнет отрываться от дна.
  9. Масло с водой и со спиртом не смешивается. Между ними вечно будет граница. А вот вода и спирт легко смешиваются. Жидкость в чарке меняет свою плотность, и масляный шар начинает всплывать со дна.
  10. Результат этого

Смех, смехом, но ракета, изготовленная из бутыли, способно всходить на высоту девятиэтажного дома. А сколько болельщиков соберется понаблюдать за запуском ракеты – сложно себе даже представить.

Канадец Стивен Ликок в свое пора сказал, что астрономия учит нас беречь и правильно пользоваться не только Солнцем, но и всеми иными планетами.

А учиться любить, беречь и восхищаться нашей Вселенной необходимо с самого раннего детства.

Поделитесь с друзьями:

Космос как игра: 5 удивительных космических экспериментов для детей

Автор книги “Сам себе учёный” Хелейн Беккер (Издательство «Манн, Иванов и Фербер) предлагает родителям устроить для детей настоящий День Космонавтики с удивительными космическими экспериментами. Спорим, что все мальчишки и девчонки, принявшие в них участие, захотят стать космонавтами?

«Движение по орбите»

Космос похож на резиновую пленку. Разные объекты заставляют его изгибаться и деформироваться. Чем больше масса объекта, тем глубже впадина на пленке. Когда меньший объект (например, планета) движется мимо более крупного (например, звезды), он может попасть в углубление вокруг него – гравитационное поле. Меньший объект «катается» во впадине так же, как мяч катался в углублении простыни, благодаря гравитации.

Почему планеты и звезды не сталкиваются друг с другом, оказавшись во впадине? Если планеты двигаются достаточно быстро, то они не скатятся до самой нижней точки углубления, а будут кружить по краю вокруг звезды. Ученые называют этот фокус «движением по орбите».

Эксперимент “Космические впадины”

Знаешь ли ты, что в космосе тоже существуют ямы?

Проведи этот опыт, чтобы увидеть собственными глазами, как устроены космические впадины.

Пусть друзья растянут простыню на весу. Помести в ее центр банку с вареньем. Провисает ли простыня под весом банки, образуя впадину?

Теперь, не убирая банку, брось на простыню теннисный мяч. Что происходит? Наверняка мяч скатывается в углубление, поближе к банке. Подобным образом и действует гравитация!

КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?

Гравитация – это сила, которая притягивает объекты друг к другу. Чем больше масса объекта, тем сильнее сила притяжения. Массивные объекты – планеты, звезды – искривляют ткань Вселенной, подобно тому как банка варенья заставляет ткань прогнуться.

Чем тяжелее предмет в центре простыни, тем выше «сила притяжения» и тем быстрее мяч будет катиться в центр.

Например, галька в центре простыни не приведет мяч в заметное движение: она слишком легкая и почти не изгибает ткань. Так же и в космосе: тела с малой массой не влияют на движения других тел.

«Создание орбиты»

Благодаря силе гравитации, планеты движутся вокруг звезд по определенному пути, который называют орбитой. Создай подобие орбиты с помощью простыни и мяча.

На этот раз не бросай мяч на простыню, а пусти его кататься вокруг банки. Если мяч будет двигаться по кругу достаточно быстро, ты увидишь, как он несколько раз пройдет по одному и тому же пути, прежде чем замедлит ход и скатится к банке. Этот путь и есть орбита. Так как в космосе почти нет силы трения, объектам требуется очень много времени для снижения скорости настолько, чтобы сойти с орбиты.

«Черные дыры»

Черные дыры образуются, когда нейтронная звезда – та, что сжалась и стала маленькой и плотной (представь звезду с массой Солнца, сжатую до размеров города вроде Москвы), – продолжает сжиматься. Если тебя засосет в черную дыру, на ту часть тела, которая попала в нее первой, например ступни, гравитация будет воздействовать с большей силой, чем на ту часть, которая оказалась там последней, например голову. Тебя начнет растягивать!

Если же провалишься в черную дыру определенным образом, есть шанс, что ты не распадешься на частицы. Возможно, вылетишь с другой стороны и окажешься в другой вселенной!

Как связаны карандаш и космос?

А ты знал, что внутри каждого карандаша сидит нейтронная звезда? Чтобы выпустить ее, нужно нарисовать линию. Грифель карандаша – на самом деле разновидность углерода, называемого графитом. Графит состоит из сцепленных и выложенных стопкой атомов углерода. Если разделить эту стопку на слои толщиной в один атом, получишь вещество под названием «графен». В нейтронной звезде тоже есть углерод.

Представь себе: каждая пометка, которую ты делаешь карандашом, обладает звездными свойствами!

Опыты по астрономии с Чевостиком

Казалось бы, какие эксперименты можно делать на тему космоса? Ведь звезды и планеты вон как далеко – ни потрогать, ни достать! Но, оказывается, астрономией можно заняться и в земных условиях. В недавнем рассказе о наших июньских книжках я уже показывала эту энциклопедию: “Астрономия с Чевостиком”. И говорила о том, что Катя ужасно рада, что наконец-то героев любимых ею аудиэнциклопедий можно увидеть, пощупать и полистать))) Но и не только посмотреть и полистать – вместе с ними можно поэкспериментировать! Ведь к каждой главе книжки предлагается какое-то практическое занятие. И это здорово! Потому что я уверена, что только через свои руки ребенок запоминает информацию. Только то, что делал сам. И поэтому мы сразу после прочтения воплотили некоторые из предложенных опытов в жизнь.

Опыт 1. Хотите ли вы увидеть небо другой планеты?

Для этого не обязательно становиться космонавтом и лететь в космос. Представить, как будет выглядеть небо, например, с Юпитера вам поможет обычное оконное стекло. Надо лишь наклеить на него несколько кружочков бумаги. Таких же, как видимый размер нашей Луны. Ведь у Юпитера спутников больше, чем 60! Поэтому, выглянув на Юпитере в окошко в любое время суток, мы будем видеть несколько лун. И выглядеть это будет примерно вот так. Просто и волшебно!

Опыт 2. Что значит разница в силе притяжения разных небесных тел.

Например сила притяжения на Земле в 6 раз больше, чем на Луне. Как это понять. А вот как. В книжке предлагается прыгнуть в длину на максимальное расстояние, а помто отмерить 6 раз по столько – чтобы ребенок своими глазами увидел бы, как он мог прыгнуть, если бы сила тяжести у нас была как на Луне.
Для наглядности мы взяли пластмассовые конусы. Желтым отметили реальный Катин прыжок. А потом с помощью рулетки отметили еще 5 таких расстояний и поставили синий конус. Получилось впечатляюще! Сразу захотелось на луну попрыгать там как кенгуру )))

Для этого опыта понадобится рулетка и две какие-то метки

Проводим черту и прыгаем в длину от нее как можно дальше

Измеряем длину пряжка. Это столько у нас получается на Земле

Откладываем в 6 раз больше – вот на такую длину
улетела бы Катя, прыгнув на Луне

Опыт 3. Скорость света – много это или мало?

Скорость света – это самое быстрое, что может быть в нашей Вселенной. Ничто не может перегнать лучик. В нашей земной жизни это бесспорно. Мы видим самолет на небе в тот же момент, когда он пролетает над нами. Хотя звук от него может прийти позднее. То же самое в грозу – вспышку мы видим сразу же, хотя гром доходит до наших ушей гораздо позже. И если мы уроним мяч, мы можем его поймать на лету в том месте, где он в данный момент виден – мы его видим и в этот же миг его ощущаем. И тем страннее оказывается факт, что свет к нам тоже идет с задержкой. Совсем крохотной, но заметной на больших расстояниях.
А чтобы прочувствовать это на самом себе, надо иметь всего лишь таймер. Смотрим на солнце и засекаем время – 8 минут. Пока ждем их, можно рисовать, играть, кататься на велосипеде. И это, оказывается, тянется довольно долго! Но как только таймер запищит, надо посмотреть на солнце – мы его увидим таким, какое оно было в тот момент, когда мы засекали время. Ведь именно сейчас до нас дошел свет от него.
Страшно представить, насколько же далеки от нас звезды, свет от которых идет до нас тысячи лет!

Астрономические эксперименты, Методические рекомендации, Галузо И.В., 2018

Астрономические эксперименты, Методические рекомендации, Галузо И.В., 2018.

Данное издание включает более 50-ти простых экспериментов по школьному курсу астрономии. Эксперименты могут проводиться учениками и учителями на уроках, внеурочных занятиях и как домашние задания. Все эксперименты сопровождаются ссылками на видеоролики, презентации, web-страницы и рисунки с помощью QR-кодов. позволяющими оперативно и более подробно познакомиться с астрономическими явлениями, представленными в описаниях. Методические рекомендации адресуются учителям физики и астрономии, студентам. школьникам.

Эксперимент 1. Мерцание звезд.
Факты и наблюдения. Если смотреть простым глазом на ночное небо. то заметно, как меняется яркость звезд, в этом случае говорят, что звезды мерцают.
Цель. Объяснить, почему мерцают звезды.
Оборудование и материалы. Карманный фонарик, стеклянная банка с широким горлышком, упаковочная алюминиевая фольга, карандаш или небольшая палочка.
Инструкция.
• Возьмите кусок алюминиевой фольги (например, от упаковки плитки шоколада). Сомните этот кусок руками, а затем расправьте и расстелите на столе.
• Наполните банку примерно на 2/3 водой и поставьте на смятую фольгу.
• В затемненной комнате через горловину банки освещайте фонарем ее дно (рис. 1.1).
• Понаблюдайте, как выглядит фольга через спокойный слой воды.

Содержание.
Введение.
Эксперимент 1. Мерцание звезд.
Эксперимент 2. Звезды ночью и днем.
Эксперимент 3. Пространственные модели созвездии.
Эксперимент 4. Домашний планетарий.
Эксперимент 5. Маятник Фуко.
Эксперимент 6. День и ночь.
Эксперимент 7. Земная ось.
Эксперимент 8. Прецессия земной оси.
Эксперимент 9. Вращение небесной сферы.
Эксперимент 10. Высота светила.
Эксперимент 11. Гномон и полуденная линия.
Эксперимент 12. Экваториальные солнечные часы.
Эксперимент 13. Горизонтальные солнечные часы.
Эксперимент 14. Вертикальные солнечные часы.
Эксперимент 15. Где и когда начинаются сутки?.
Эксперимент 16. Календарь для Марса.
Эксперимент 17. Ретроградное движение Марса.
Эксперимент 18. Наблюдения Меркурия.
Эксперимент 19. Сияние Луны.
Эксперимент 20. Почему мы видим только одну сторону Луны?.
Эксперимент 21. Либрация Луны.
Эксперимент 22. Фазы Луны.
Эксперимент 23. Солнечное затмение.
Эксперимент 24. Лунное затмение.
Эксперимент 25. Орбитальные кривые.
Эксперимент 26. Построение эллипса.
Эксперимент 27. Геостационарный спутник.
Эксперимент 28. Ракета.
Эксперимент 29. Радиус Земли.
Эксперимент 30. Сжатая Земля.
Эксперимент 31. Диаметр Луны.
Эксперимент 32. Горизонтальный параллакс. Расстояние до Луны.
Эксперимент 33. Уголковый отражатель.
Эксперимент 34. Наклон орбит планет.
Эксперимент 35. Температура и тень.
Эксперимент 36. Зима и лето.
Эксперимент 37. Облака.
Эксперимент 38. Парниковый эффект.
Эксперимент 39. Земля – голубая планета.
Эксперимент 40. Почему Марс красный?.
Эксперимент 41. Грязный снег.
Эксперимент 42. Лунные кратеры.
Эксперимент 43. Кольца Сатурна.
Эксперимент 44. «Исчезновение» колец Сатурна.
Эксперимент 45. Ариэль и Умбриэль.
Эксперимент 46. Хвост кометы.
Эксперимент 47. Ионосфера.
Эксперимент 48. Главное свойство телескопов.
Эксперимент 49. Телескоп-рефрактор.
Эксперимент 50. Телескоп-рефлектор.
Эксперимент 51. Радиотелескоп.
Эксперимент 52. Расстояние до Солнца.
Эксперимент 53. Размер Солнца.
Эксперимент 54. Солнце – абсолютно черное тело.
Эксперимент 55. Искажение солнечных пятен.
Эксперимент 56. Расширение Вселенной.
Приложение.
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Астрономические эксперименты, Методические рекомендации, Галузо И.В., 2018 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.

1. Опыты для детей: лимонный вулкан

– 2 лимона (на 1 вулкан)

– пищевые красители или акварельные краски

– средство для мытья посуды

– деревянная палочка или ложечка (при желании)

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой “помните” лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона – вулкан начнется пениться.

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков

– 4-6 жевательных червяков

– 3 столовые ложки пищевой соды

– 1/2 ложки уксуса

– ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль – это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.

* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности

– прозрачный лак для ногтей

– маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

– пена для бритья

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья – это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на “облако”, пока не начнется “дождь” – капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

5. Интересные опыты: салют в банке

– 4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей – красный, желтый, синий и зеленый.

3. Вилкой размешайте красители и масло.

4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5. Посмотрите, что произойдет – пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и “плавает” на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

– распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

– резинка или толстая нить

– шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке

– небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

– прозрачная пластиковая бутылка

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области “шеи” медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла “плавать” в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане

– стеклянный стакан или миска

– 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) – используется в солях для ванн

– 1 чашка горячей воды

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.

3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.

Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.

9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками


Читайте также:  О чем говорит почерк ребенка?
Ссылка на основную публикацию