13 шагов к осознанному потреблению: как научить детей противостоять влиянию рекламы.

Как научить детей осознанному потреблению

Как научить детей осознанному потреблению

Только когда дочь просит на выпускной сумку «Биркин» стоимостью в вашу месячную зарплату, вы вдруг вспоминаете, что, оказывается, забыли поговорить с ней об обществе потребления, рекламных обещаниях и дофаминовой ловушке. Инна Прибора — о том, как научить детей не вестись на рекламу и рассудительно подходить к покупкам.

Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения. Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание. Детям, однако, все упорно не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.

Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни. Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.

Попробовав раз, ешь и сейчас!

По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейсмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами. До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и сучит в эйфории ногами.

Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?

Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие. Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра. Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.

И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.

Фокус дофамина ещё и в том, что он никогда не скажет:”Ок, теперь хватит». Гонка должна быть бесконечной

Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца. Для начала игры нужно некоторое волевое усилие. Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью. Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной. Потому что у него еще нет новой игровой приставки.

Ведь вы этого достойны

Другая сторона проблемы в нехватке времени. Мы сами совершаем массу спонтанных покупок; с появлением пластиковых карт и интернета многие решения принимаются на бегу, без участия мозга. И пока вы приобретали кашемировый свитер (скидка 30%!), вы забыли объяснить ребенку, что существуют и настоящие потребности: быть значимым, быть принятым, быть собой. Есть что-то на самом деле крутое — творчество, общение, исследование и созидание. Но эти вещи, способные принести настоящую радость, как-то неуловимо подменяются дешевыми суррогатами: погоней за новизной, поверхностными удовольствиями и соревнованием «у кого понтовее брелок».

Там, где нет настоящего удовлетворения эмоциональных нужд, находится быстрый заменитель. Об этом хорошо пишет американская художница и педагог Эдит Крамер в своей книге «Арт-терапия с детьми»:

«Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек. Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю. Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны. Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены».

Эдит Крамер, художник, педагог

Привычка мгновенно получать любую ерунду, которая вызывала дофаминовый всплеск, безо всяких усилий и раздумий играет не на руку детям. Они становятся, по выражению Крамер, «нетерпеливыми и несобранными», бросают любое занятие, как только гаснет первая вспышка энтузиазма, и как после этого читать ребенку «Илиаду» — неясно.

Бери от жизни всё

Сейчас вы начнете возражать: «Нет, слушайте, какая-то ерунда. Надо же, чтоб у ребенка была богатая среда и этот, как его, „Лего-звезда смерти“. И такой портфель с шипами. И кроссовки с фонариками. Чтоб не хуже, чем у ребят, а то у него разовьется комплекс неполноценности, и вечером дома будет капать слеза ребенка, а бабушка этого не переносит…»

Нет, конечно, можно проклясть потребительское общество, которое портит детишек, и удалиться от него куда-нибудь поближе к Северной Корее, но, наверняка, там тоже не всем понравится. Для тех, кто остается, есть несколько психологических советов от психолога и педагога Ирины Беляевой, которые помогут сформировать максимально здоровое отношение к миру.

1. Замечательно, если ребёнок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста. Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления. А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.

2. Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.

3. Не следует предлагать непосильного выбора. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.

4. В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же?Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности. Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели. Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.

5. Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».

6. Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.

7. Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.

8. Обсуждайте тонкие вопросы. А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей. Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!

9. Посмотрите с ребёнком рекламу и обсудите, какими приёмами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть. Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки. Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?

10. Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф. Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.

11. Дайте ребёнку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.

12. Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.

13. Ещё разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка?

Как научить детей осознанному потреблению

Экология потребления. Дети: Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная.

13 советов, которые помогут ребенку не бежать за брендами и думать о своих желаниях

Только когда дочь просит на выпускной сумку «Биркин» стоимостью в вашу месячную зарплату, вы вдруг вспоминаете, что, оказывается, забыли поговорить с ней об обществе потребления, рекламных обещаниях и дофаминовой ловушке.

Мы живем в дивном изобильном мире, насыщенном вещами, идеями и информацией. Это прекрасная вселенная, в которой можно и накормить лапшой любого сирого, и есть масса возможностей для самовыражения. Наиболее ценными ресурсами становятся здесь не вещи, а наше время и внимание.

Детям, однако, все упорнее не хотят рассказывать про особенности потребительского общества, погружая их то в XIX век с лучинами, пахотой и великими писателями, то бросая их перед мерцающими экранами без спасательного жилета и предварительной подготовки.

Гигантская часть информации, которая сваливается на неокрепшую детскую голову, давит на эмоции и убеждает что-то купить: от леденца на палочке до стиля жизни.

Конечно, со временем ребята разберутся, что почем, но пока соблазнов вокруг слишком много, а подкованности — никакой. Нельзя позволить им так расточительно относиться к своей жизни и родительским накоплениям на банковских картах, нельзя спокойно смотреть, как они принимают промо-мусор за чистую монету и хотят чего-то ненастоящего в блестящей обертке.

Попробовав раз, ешь и сейчас!

По статистике, приведенной в «Афиша Daily», дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейcмент и растяжки с пин-ап герл прямо под вашими окнами. До 8 лет малыши почему-то считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет в их головы закрадывается подозрение, что, может быть, вот эта домохозяйка, которая сошла с ума от счастья, отведав печенья, не вполне искренне закатывает глаза и сучит в эйфории ногами.

Но даже после того, как подросток догадался, что от нового стирального порошка на потолке не появляется радуга, он все равно ведется на рекламу. А как же иначе, ведь она изготавливается с учетом наших нужд, склонностей и потребностей — если и вам трудно устоять перед покупкой новой стиральной машины, каково ребенку?

Ловко разложенные маркетологами наживки вызывают выброс нейромедиатора дофамина. Дофамин сулит мозгу награду, заставляет нас предвкушать счастье. Сам по себе он не делает никого счастливым, лишь стимулирует быть бодрее, сконцентрироваться и во что бы то ни стало заполучить нечто, обещающее удовольствие. Дофамин нужен эволюции, чтобы человек, прихватив копье, устремлялся за ускользающей антилопой, предвкушая вечер с женой и шашлыком перед экраном костра. Сегодня наша дофаминовая система работает слишком яростно: для блага экономики и цивилизации мы должны хотеть все и последней модели — предыдущая версия антилопы уже вышла из моды.

Читайте также:  Как должен школьник сидеть за партой?

И если взрослые могут этот момент как-то отрефлексировать, то дети послушно несутся за обещанием награды, принимая это обещание за счастье.

Фокус дофамина еще и в том, что он никогда не скажет:”Ок, теперь хватит”. Гонка должна быть бесконечной.

Почему дети перестают играть? Почему они складируют столь вожделенные игрушки в шкаф, мгновенно утрачивая интерес к розовому домику для зомби размером с вашу прихожую? Домик выпрашивался, между прочим, два месяца.

Для начала игры нужно некоторое волевое усилие. Домик есть, а счастье не наступило, дофамин вырабатывается на новую штуковину: электронный бобер, которого ночью можно оживить под родительской кроватью. Ребенок не улавливает, что угодил в дофаминовую ловушку. И даже когда из-под кровати предков выскочит бобер, детская радость будет неполной. Потому что у него еще нет новой игровой приставки.

Ведь вы этого достойны

Другая сторона проблемы – в нехватке времени. Мы сами совершаем массу спонтанных покупок; с появлением пластиковых карт и интернета многие решения принимаются на бегу, без участия мозга. И пока вы приобретали кашемировый свитер (скидка 30%!), вы забыли объяснить ребенку, что существуют и настоящие потребности: быть значимым, быть принятым, быть собой. Есть что-то на самом деле крутое — творчество, общение, исследование и созидание. Но эти вещи, способные принести настоящую радость, как-то неуловимо подменяются дешевыми суррогатами: погоней за новизной, поверхностными удовольствиями и соревнованием «у кого понтовее брелок».

Там, где нет настоящего удовлетворения эмоциональных нужд, находится быстрый заменитель.

Об этом хорошо пишет американская художница и педагог Эдит Крамер в своей книге «Арт-терапия с детьми»:

“Подкуп детей материальными благами теперь перестал быть привилегией богатых семей. Массовый подкуп детей захватил даже нищих. Например, вместе с завтраком ребенку подсовывают множество игрушек и безделушек. Эти вещи являются не символом симпатии, а наживкой, и ребенок это понимает, поэтому они не могут дать ему удовлетворения. Наоборот, их получение питает жадность, которая работает на руку производителю. Как и всякая лесть, такие подачки строятся на тонком знании нужд ребенка и его слабостей. Часто заменитель практически невозможно отличить от настоящей вещи, так что удовлетворение основных нужд, недоверие и разочарование оказываются неразрывно связаны. Сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены”.

Привычка мгновенно получать любую ерунду, которая вызывала дофаминовый всплеск, безо всяких усилий и раздумий играет не на руку детям. Они становятся, по выражению Крамер, «нетерпеливыми и несобранными», бросают любое занятие, как только гаснет первая вспышка энтузиазма, и как после этого читать ребенку «Илиаду» — неясно.

Бери от жизни все

Сейчас вы начнете возражать: «Нет, слушайте, какая-то ерунда. Надо же, чтоб у ребенка была богатая среда и этот, как его, „Лего-звезда смерти“. И такой портфель с шипами. И кроссовки с фонариками. Чтоб не хуже, чем у ребят, а то у него разовьется комплекс неполноценности, и вечером дома будет капать слеза ребенка, а бабушка этого не переносит. »

Нет, конечно, можно проклянуть потребительское общество, которое портит детишек, и удалиться от него куда-нибудь поближе к Северной Корее, но, наверняка, там тоже не всем понравится.

Для тех, кто остается, есть несколько психологических советов от психолога и педагога Ирины Беляевой, которые помогут сформировать максимально здоровое отношение к миру:

1. Замечательно, если ребенок умеет делать выбор. Это закладывается еще с какого-то совсем юного возраста, когда товарищу предлагают на выбор ползунки с красными горошками или с синими. Ощущение, что ты можешь что-то решать, что у тебя есть альтернатива — благодатная почва для роста. Скажем, советскому поколению наших родителей не приходилось делать выбора, кроме выбора в конец какой очереди встать. Поэтому бабушка вряд ли научит ребенка ориентироваться среди рубашек китайского изготовления. А родителю было бы хорошо не навязывать свой вкус даже первокласснику: «Нет, сын, почему у тебя какая-то голая женщина на штанах, давай тебе тройку с галстуком прикупим!» Пусть ребенок учится делать выбор и обосновывать его.

2. Родитель тоже должен уметь сказать себе: «Стоп, мне это не нужно!» Как-то странно выглядит человек, который покупает себе пятый геликоптер за месяц, а ребенка учит, что нужно 500 раз подумать, прежде чем приобрести жвачку. Если мама снимает стресс шоппингом, почему мы возмущаемся, когда дочка просит новые туфли, не сносив коньков.

3. Не следует предлагать непосильный выбор. Зная, что человек без ума от динозавров, не надо водить его между бутиками «Вещи из кожи динозавров» и «Трицератопсы в натуральную величину». Во время тяжелого пубертата дочки не умножайте скорби в больших торговых центрах.

4. В мире есть и другие радости, кроме нового дивана, правда же? Если в семье принято прыгать до потолка из-за свежекупленной посуды и три недели обмывать приобретение пылесоса, то дети могут как-то догадаться, что это и есть настоящие ценности. Странно выглядит, когда у нас поход к бабушке, общение с другом, чтение книжки и поход в музей — тоска и наказание, а «айда в Мегамолл» — это успех и карусели. Покажите, что есть крутые вещи, которые не требуют особенных затрат, что мир полон чудесных переживаний, даже если на тебе старые джинсы.

5. Не успокаивайте детей вещами. Не делайте из них единственный вариант утешений, поощрений и наград. Совместный досуг, прогулка, впечатление, разговор, объятия — ваш ребенок жаждет не только похода в «Детский мир».

6. Помогайте переживать фрустрацию. Да, я очень хочу купить тебе ударную установку, но, к сожалению, по габаритам она не умещается в нашу квартиру. Очень жаль. Давай поплачем. Вот бубен мы могли бы себе позволить. Утешайте и сочувствуйте и пять, и двадцать пять раз, подставляйте жилетку и плечо. Слезы тщетности — это, как известно, полезно.

7. Демонстрируйте рефлексию на тему «Я так хотел, вот покупка, и ничего не произошло». Смотри, как я мечтала об этом платье, а оно уже три месяца висит, и даже надевать не хочется. Можно аккуратно в этот момент повернуться лицом к детской, а, ладно, лучше не надо, чтоб не вышло скандала.

8. Обсуждайте тонкие вопросы. А почему ты хочешь эту вещь? Вот мы стоим у кассы, тут ребята специально выставили милого трехголового зайчика за 200 рублей. Мне не жалко за твою улыбку 200 рублей, но посуди сам: мы отдаем эти деньги, кто-то становится богаче (явно не наша семья), через 20 минут зайчик из нового превращается в старого, его судьба печальна, он лежит и пылится, а ты чувствуешь обман. Проклятый дофамин!

9. Посмотрите с ребенком рекламу и обсудите, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы заставить вас что-то хотеть. Почему вас пугают бактериями, показывают кадры до и после, обещают решение всех жизненных проблем и успех у девочек после покупки газировки. Как показывает практика, дети многого не видят, не прочитывают даже самый простых вещей. И как мы их таких сырых еще на улицу выпускаем?

10. Разберите с подростком рекламный слоган — пусть, он знает, что ему продают миф. Глупо внушать, что миф ничего не стоит, в информационном обществе — как раз миф и стоит денег в отличие от вещи. Но человек даже в 10 лет должен знать, что именно он покупает: ок, я плачу не за куртку с лицом Дэвида Боуи, а за самоидентификацию и за миф, но пусть хотя бы этот миф будет качественным и моим.

11. Дайте ребенку больше общения. Идите с ним в поход, в трудное путешествие, выключив предварительно айпад. Обратите его внимание на то, что последние дни он использовал планшет в качестве лопаты, и было, в общем-то, круто.

12. Позаботьтесь о среде. Если ребенок каждый день ходит в школу, в которой обладатели не шестых айфонов получают в спину жеваной бумагой, он вряд ли проникнется вашей речью о презренных материальных благах. У детей не до конца сформирована эмоциональная и когнитивная интеграция, с этим трудно держаться, когда окружение давит.

13. Еще разок: разговаривайте с детьми, формируйте осознанность. Почему ты хочешь эту штуку? Ты просто проходил мимо и захотел? Или все вокруг это уже купили? Сколько вещей нужно для того, чтобы быть особенным? А чтобы быть собой? Сколько вещей в гардеробе успешных людей? А в чем твоя личная фишка? опубликовано econet.ru

Автор: Инна Прибора

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как привлечь ребёнка к разумному потреблению

Нет денег или слишком дорого

Рассказать о семейном бюджете максимально наглядно. Ребёнку в 3 года сложно понять фразы «слишком дорого» или «нет денег». Поэтому я на понятном языке объяснила, почему именно у нас нет денег на ту или иную безделушку.

Вот как я это сделала:

  1. Разрезала лист картона на части — пропорционально суммам покупок.
  2. Нарисовала схематично статьи расходов.
  3. Показала и рассказала, какая часть денег уходит на продукты, какая на коммунальные платежи, врачей и т. д.
  4. Объяснила, что если мы купим эту дорогую игрушку, нам просто придётся отрезать часть денег от других статей. От продуктов и обязательных платежей отказаться не получится, значит, нужно будет себя ограничить в чём-то другом, значимом для семьи.

Наши дети очень любят кататься на лыжах и ватрушках, поэтому я выбрала именно досуг, от него точно не откажутся

Привлекать ребёнка к внесению семейных расходов в специальное приложение или тетрадь. Для того чтобы научить ребёнка финансовой грамотности, мне пришлось сначала научить этому себя. Зато теперь мы вместе со старшей дочерью планируем бюджет и заносим траты. Там же периодически смотрим, насколько укладываемся в той или иной статье расходов. Так ребёнок учится понимать, как примерно распределяются деньги в семье.

Учимся экономить вместе с ребёнком. В магазинах я обращаю внимание на акции, рассчитываю сколько сэкономила на приготовлении домашних блюд и полуфабрикатов. Мы даже фиксируем выгоду на листе на холодильнике. В нашем гипермаркете всё очень удобно устроено: есть специальные дни для разных продуктов и можно заранее отметить их в календаре. Дочь периодически напоминает мне, что сегодня скидка на масло, нужно пойти и закупиться на месяц.

Составляем с ребёнком список покупок перед походом в магазин. Во-первых, список не позволит купить лишнего, а во-вторых, это хорошая подготовка к письму и чтению.

Я составила основной список покупок, а дочь дополняет

Ввели карманные деньги, как только ребёнок научился немного считать, а выдачу отмечаем на календаре. Моя дочь к 4 годам уже умела считать в пределах десятка, поэтому мы выдавали десятирублёвыми монетами по 200 рублей в неделю. Дочь могла самостоятельно купить киндер или копила на то, что хотела. Зимой давали меньше, так как аттракционы в парке не работали, и траты на досуг снизились.

Бывало, что пару месяцев дочь не тратила деньги на сладкое, но потом покупала всякую пластиковую ерунду в магазине в виде фигурок любимых героев мультиков. Но покупала исключительно на свои карманные деньги, я не добавляла и не вмешивалась.

Недавно мы завели дочери пластиковую карту. Теперь она расплачивается сама, получая при этом бонусы, и переводит деньги в копилку с накоплением процентов. Специальное приложение от банка само фиксирует траты, но бюджета в нём пока нет. Поэтому я планирую скачать ей такое же, как у меня, и в начале месяца планировать с ней траты.

Благодаря календарю дочь знает, когда ей выдадут карманные деньги и вешает на холодильник напоминалки для родителей

Дарим на день рождения деньги, сумму озвучиваем заранее. Мы начали это практиковать, когда дочери исполнилось 4 года и она уже была немного знакома с цифрами. Когда она заранее знает сумму подарка, то не просит купить баснословно дорогие игрушки. В этом случае важно не вмешиваться в траты ребёнка. Если мы доверили ему купить подарок самостоятельно, пусть покупает то, что ему нравится, даже если нам кажется полной ерундой.

Когда дочь поняла, из чего складывается семейный бюджет и что не только её ограничивают в покупках ради каких-то действительно важных трат, ей стало легче отказаться от очередной безделицы для общего блага. А ещё, важно быть честными с детьми. Если я скажу, что на новую игрушку в бюджете нет денег, а потом куплю себе новое платье, хотя в шкафу достаточно хорошей одежды, то обману ребёнка. И он всё это увидит.

Это бесполезная покупка

Практика карманных денег. Предмет бесполезен только по нашему мнению, а для ребёнка он может быть важен. У нас в основном возникал спор по поводу фигурок героев, но всё же я понимала, что они являются одним из факторов социализации в детском саду, поэтому тут нужно знать меру. Карманные деньги позволяют скопить и купить что-то не очень дорогое, если очень хочется.

Приучать ребёнка к экологичному поведению своим примером. Я рассказываю дочери, что при производстве пластиковых игрушек, которые дети скупают ящиками и потом выбрасывают в мусорку, очень сильно загрязняется окружающая среда. И даже показывала, что сейчас происходит в Китае, про мусорный океан.

Но потом опять же поняла, что пример разумного потребления и экологичного поведения мы должны показывать на своём примере. Именно поэтому я перешла к раздельному сбору мусора, и приучила к этому детей. Теперь старшая дочь лучше понимает, почему важно покупать меньше, правильно пользоваться вещами и грамотно их утилизировать.


Мой пост в Инстаграме на тему утилизации отходов

Мастерить игрушки вместе с ребёнком. Недавно дочери очень захотелось купить велосипед для куклы, ей не хватало для его покупки 150 рублей. Я отказалась добавить и предложила придумать, как сделать игрушку своими руками. И у неё здорово получилось решить эту творческую задачку.

Читайте также:  Какой детский горшок купить - стоит ли переплачивать за светомузыку и другие дополнительные функции?

Папа немного помогал ей, хотя с шуруповёртом дочь уже сама управляется хорошо

Вредно для здоровья

Готовить вкусные блюда дома. Дети действительно очень любят готовить сами, если им предоставить возможность. Рецептов вкусных и полезных десертов и блюд сейчас в интернете много, а привычка к полезной пище не оставляет места для вредных продуктов.

У дочери есть все возможности для самостоятельной готовки

Подавать пример правильного пищевого поведения. Обычно мы запрещаем детям есть сладкое. Но и в этом случае важно начинать с себя — если ребёнку нельзя конфеты, газировку или чипсы, то их нельзя и родителям. Фраза «взрослым можно, а детям нет», по-моему, очень странный ответ.

Не знаю, как будет, когда дочь пойдёт в школу. Возможно, станет сложнее противостоять напору неразумного потребительского поведения. Но время есть и я надеюсь, что найду выход.

Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому

Вещи, которые радуют годами, взвешенный подход к приготовлению еды, раздельный сбор мусора и другие способы быть ответственным.

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Что такое осознанное потребление

Концентрируя внимание на своих поступках, можно заметить, сколько всего мы совершаем по привычке, словно у нас нет выбора или будто бы «и так сойдёт». Тогда как осознанный подход ко всему, что покупается, используется и выбрасывается, может изменить к лучшему частную жизнь современного горожанина и состояние планеты в целом. Если непроизводительные траты не ваша цель, полезно задуматься о том, как их избежать.

Как «быстрая мода» вынуждает покупать лишнее

До ХХ века мода была «медленной»: платья и костюмы шились портными на заказ, ткани стоили дорого. Однако с появлением фабричного производства и магазинов готового платья возникла обратная проблема — перепроизводство. Теперь каждый житель развитых стран может зайти в магазин и купить дешёвую кофту из полиэстера, которая, возможно, будет надета всего один раз. Это и есть fast fashion — «быстрая мода», из-за которой случайные покупки скапливаются в шкафах мёртвым грузом, а потом отправляются на помойку. В одном только Гонконге каждую минуту выбрасывают Одежда-фастфуд: не дадим моде превратить планету в мусор 1 400 футболок.

В то же время на производство одежды тратится огромное количество воды. По данным Greenpeace Одежда-фастфуд: не дадим моде превратить планету в мусор , на одну футболку уходит 2 700 литров — столько один человек в среднем потребляет за 900 дней. При окрашивании тканей используют множество вредных веществ. Например, фторированные соединения (ПФС), тяжёлые металлы и растворители. Всё это попадает в реки, загрязняя питьевую воду. В особенности остро проблема стоит для стран Юго-Восточной Азии, где размещено множество фабрик.

Ежегодно в мире производится Одежда-фастфуд: не дадим моде превратить планету в мусор 400 миллиардов квадратных метров ткани, из которых 60 миллиардов просто выбрасывают или сжигают. Та же судьба ждёт нераспроданные вещи. То, что покупатели всё-таки унесут домой в пакетах с названиями популярных брендов, тоже служит недолго. А ведь только четверть текстильного мусора перерабатывается.

Несмотря на то что модная индустрия дорого обходится планете, такое положение вещей поддерживают все участники рынка.

Производители стремятся продавать как можно больше. Коллекции в масс-маркете сменяются несколько раз в сезон. Каждый раз новая маркетинговая кампания уверяет, что именно без этих вещей никак не обойтись. Бренды создают искусственный ажиотаж, лимитируя коллекции: успей купить, иначе эти вещи тебе не достанутся! Причём в следующем сезоне повторяется то же самое.

Покупатели хотят получить быстрое удовольствие, которое приносит импульсивный шопинг. Короткая эйфория заканчивается сожалениями, когда приобретённое надоедает. Так возникает ощущение «полный шкаф, а носить нечего». Как отмечал Джон Кеннет Гэлбрейт, «Новое индустриальное общество» американский теоретик экономики Джон Гэлбрейт, в обществе потребления покупки совершаются под влиянием эмоций.

greenpeace.org

По мнению автора книги «Как социальные сети разрушают вашу жизнь» Кэтрин Ормерод, социальные медиа заставляют людей тратить деньги, которых у них на самом деле нет. При этом покупать недорогую одежду, созданную по принципам «быстрой моды», не так уж выгодно. Стремясь снизить цену и перевести качество в количество, производители масс-маркета используют самые дешёвые материалы. Такая одежда быстро теряет форму, покрывается катышками и портится после стирки, а покупатель возвращается в магазин за новой.

Ещё один способ удешевить производство — поменьше платить рабочим и не предоставлять им достойные условия труда. Понимание, что одежда массовых брендов вроде H&M и Zara сшита руками людей, вынужденных Эндрю Морган. Реальная цена моды работать без вентиляторов и в аварийных зданиях за 100 долларов в месяц, несколько меняет взгляд на модную индустрию. Прямо сейчас в Бангладеш проходят Bangladesh: Why are garment workers protesting? забастовки работников швейных фабрик. Основное требование — улучшение условий труда.

Что делать

  • Лучше купить более дорогой предмет гардероба, но из качественных материалов. Вместо того чтобы приобрести недорогую трендовую вещь, возьмите за ту же сумму интересный предмет гардероба в секонд-хенде — там можно отыскать вещи известных марок с качественным пошивом.
  • Вместо обуви из масс-маркета, теряющей пристойный вид к следующему сезону, купите пару подороже, которая прослужит долго и окупится уже на следующий год.
  • Не выбрасывайте надоевшую одежду в мусор. Лучше устроить вечеринку с обменом одеждой. Также вещи можно отнести в благотворительный магазин: «Лавку радостей» и «БлагоБутик» в Москве, «Спасибо» в Санкт-Петербурге, «ОбниМир» в Обнинске, «Так просто» в Череповце.
  • Устройте себе челлендж или присоединитесь к уже существующему. На Западе набирает силу движение no-buy The ‘no-buy’ movement: could you give up buying clothes and beauty products? , которое поддержали фешен-блогеры. Суть в том, чтобы не покупать новую одежду и косметику как минимум год. Вместо показа новых покупок, участники рассказывают, как обходятся старым или планируют бюджет и выбирают самые необходимые продукты.

Как съедобные продукты отправляются на помойку

Перепроизводство продуктов питания — ещё одна значимая проблема, из-за которой много людского труда и земных ресурсов тратится впустую. Значительная часть продуктов, которые мы покупаем в супермаркетах, просто пропадает. Из холодильников в мусорное ведро летят и недоеденные блюда, и продукты, которые так и не успели попасть из упаковок на тарелки. Мало того, масса магазинных продуктов выбрасывается ещё до встречи с покупателем: те, срок годности которых подошёл или только подходит к концу, партии с дефектами упаковки. И это не говоря уже об огромных отходах пищевого производства.

Согласно докладу Food losses and waste in the context of sustainable food systems ФАО ООН (сельскохозяйственного направления работы ООН), в США выбрасывается около 40% всей производимой пищи. В среднем во всём мире растрачивается около трети всех продуктов питания — это около 1,3 миллиарда тонн в год. В России, по данным Росстата Объелись фруктами , выбрасывается в среднем 25% купленных фруктов, 15% мясных консервов и 20% картофеля и муки.

slowfood.com

При этом ресурсы распределяются неравномерно. Около 1 миллиарда людей в мире голодают — и это происходит в XXI веке. Чтобы помочь им, жителям более благополучных стран даже не нужно ни в чём себе отказывать. Достаточно было бы просто наполовину сократить отходы, отмечают Food losses and waste in the context of sustainable food systems в ООН. Из-за перепроизводства продуктов питания тратится и огромное количество других ценных ресурсов: водных, земельных, энергетических. И всё это ради того, чтобы, например, вырастить фрукты, которые покупатели отправляют в помойное ведро, а магазины — в мусорные баки.

Внимательный подход к покупкам в супермаркетах, хранению и приготовлению пищи поможет не только сэкономить ресурсы планеты, но и сэкономить деньги.

Что делать

  • Не пренебрегать товарами, которые не проигрывают в качестве, но выглядят чуть хуже остальных: несимметричными и «некрасивыми» фруктами, упаковками с надорванной этикеткой. Именно эти продукты в первую очередь будут выброшены супермаркетом. Недавно сеть магазинов Prizma запустила акцию в поддержку одиноких бананов, развесив плакаты В магазине Prisma в Петербурге призвали покупать оторванные от гроздьев бананы — чтобы им не было одиноко , объясняющие, что такие фрукты ничем не отличаются от других (покупатели редко берут оторванные от грозди бананы).
  • Начать делиться и обмениваться. Не спешите выбрасывать просроченные коробки с крупой и кашами — лучше подайте объявление в одну из многочисленных групп «Отдам даром» в соцсетях или разместите его на Avito. Там же можно взять что-то для себя или поменяться.
  • Пересмотреть подход к срокам годности. Их выставляет производитель, опираясь на собственные исследования, и, согласно российскому ГОСТу ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования , после истечения срока продукт считается небезопасным. Тем не менее он не обязательно станет вредным ровно в тот же день — имеет смысл обратить внимание на запах и вид. Нескоропортящиеся продукты могут быть ещё вполне пригодны в пищу. К тому же кое-что можно спасти переработав. Например, сделать творог из молока.
  • Покупать и готовить ровно столько, сколько нужно. Если вы не собираетесь в экспедицию, а магазин находится в соседнем доме, лучше недобдеть, чем перебдеть.

Как расходуются электричество и вода

Электростанции, использующие ископаемое топливо, истощают невозобновляемые природные ресурсы: газ, нефть и уголь. Кроме того, использование такого топлива вызывает выработку парникового газа, способствующего глобальному потеплению. Температура на Земле продолжает расти — особенно с 1980 года, когда каждое из последних трёх десятилетий было теплее предыдущего. По заключению Изменение климата, 2013 г. Физическая научная основа Межправительственной группы экспертов по изменению климата, это в значительной степени связано с деятельностью человека.

Также работа электростанций вредит нашему здоровью, что можно заметить уже сегодня. Например, в китайской провинции Хэйбэй углесжигающие станции становятся The health impact from coal power plants in Beijing, Tianjin and Hebei причиной 75% преждевременных смертей в течение одного года. Загрязнения атмосферы такого рода приводят к росту случаев рака лёгких, детской астмы и хронических бронхиальных заболеваний. Конечно, вовсе отказаться от электричества пока никто не готов. Однако электроэнергию тратят даже устройства в режиме ожидания, просто включённые в розетку. Поэтому разумное потребление ресурсов — это ещё и возможность заметно уменьшить счета за коммунальные услуги.

videoblocks.com

Не лучше дела обстоят и с тем, как используются водные ресурсы. Казалось бы, мировой океан огромен, а воды на планете больше, чем суши. Тем не менее от дефицита чистой питьевой воды страдает Глобальные вопросы повестки дня: Вода более 40% человечества. Её отсутствие и антисанитарные условия — причина высокой детской смертности в развивающихся странах, в беднейших регионах которых в течение года от инфекционных болезней погибает Глобальные вопросы повестки дня: Вода до 1,5 миллиона детей до пяти лет. Тогда как в странах, жители которых имеют возможность свободно пользоваться водой, из одного крана за минуту вытекает 1 литр. И это в тот момент когда мы, например, чистим зубы или просто на что-то отвлеклись.

Что делать

  • Выключайте свет в помещениях, где вы не находитесь. Иногда можно обходиться и естественным светом, особенно если повесить лёгкие занавески. Имеет смысл купить энергосберегающие лампочки, которые служат в 7–8 раз дольше, чем лампы накаливания.
  • Замените старые электроприборы, которые тратят много энергии, более экономичными (опять же, ответственно подходя к выбору — пусть устройство будет долговечным). Не используйте технику зря: чем меньше времени открыт холодильник, тем лучше, а стиральную и посудомоечную машины заполняйте полностью. Это, кстати, поможет сэкономить на моющих и чистящих средствах.
  • Для экономии воды поставьте водосберегающие насадки на душ и кран. На Aliexpress их можно найти за 200–300 рублей. Также можно приобрести унитаз с разными режимами слива — более обильным или экономичным.
  • Используйте воду после мытья фруктов и других не особо грязных предметов повторно. Например, для полива цветов (конечно, если не применялись моющие средства).

Как мы производим мусор и что с ним происходит дальше

Почти каждый день мы выносим на помойку мешок мусора и прощаемся с ним навсегда. Но существование отходов на этом не заканчивается. Они отправляются на свалки, которые загрязняют водоёмы и в буквальном смысле не дают продыху жителям соседних районов, либо превращаются в опасный для здоровья Нет мусоросжиганию дым мусоросжигательных заводов.

В одной только России за год образуется 70 миллионов тонн бытового мусора — в 10 раз больше Что делать с мусором в России? веса пирамиды Хеопса. При взгляде на статистику кажется, что человеческая экономика — это огромный механизм, перерабатывающий природные ресурсы в ядовитые вещества. И это при том что очень малая часть вещей вообще успевает как следует послужить. 80% всех товаров выбрасывается Философия Zero Waste за первые же полгода после того, как они произведены.

greenpeace.org

Наиболее прогрессивный способ обращения с мусором — переработка. Благодаря этому свалки станут меньше, а ресурсы на производство новых вещей будут сэкономлены. Чтобы наладить переработку, требуется раздельный сбор мусора, что введено уже множеством стран от Японии до Швеции. Однако в России подобные инициативы остаются частными из-за незакреплённости таких практик на государственном уровне. В 2014 году из 71 миллиона тонн твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в хозяйственный оборот вовлекли Глава минприроды рассказал, как избавить страну от полигонов для отходов только 7,5% — всё остальное было захоронено на мусорных полигонах.

Самый радикальный проект — Zero Waste — предлагает образ жизни, при котором человек вообще не производит мусора. По словам Two adults, two kids, zero waste: Bea Johnson идеологов движения, отказаться от всего лишнего, уменьшить расход, повторно использовать вещи, перерабатывать и компостировать не так уж трудно. Конечно, полностью безотходная жизнь в мегаполисе — трудная задача, однако начать можно с малого: сделать так, чтобы мусора было меньше и он сортировался. Это поможет экологии, облегчит работу коммунальных служб и позволит реже ходить на помойку.

Что делать

  • Попробуйте сортировать мусор дома. Как это делать, рассказывает, в частности, проект «Просторазделяй.рф». Добиться раздельного сбора мусора в своём доме вполне возможно. Таким же образом можно поступить с офисным мусором. Чтобы узнать, где находятся пункты приёма вторсырья, воспользуйтесь картой Recyclemap.
  • Не используйте пластиковые пакеты. По прогнозам The New Plastics Economy. Rethinking the future of plastics , к 2050 году пакетов в мировом океане будет больше, чем рыбы. Можно завести холщовую сумку или использовать олдскульную авоську, которая подойдёт для крупных продуктов. На кассе, когда продавец станет класть каждую покупку в целлофановый пакет, откажитесь и от этого.
  • Выбирайте товары с наименьшим количеством упаковки, а также большие пачки вместо маленьких. Не покупайте бутилированную воду. Хороший фильтр обычно решает проблемы с очисткой воды из-под крана. Если же она всё равно вызывает сомнения — остужайте кипячёную.
  • Носите с собой бутылку для воды и столовые приборы, чтобы не пользоваться одноразовыми.
  • Правильно выбрасывайте опасные отходы. В некоторых магазинах и общественных пространствах есть пункты приёма батареек.
Читайте также:  Игры с песком для детей дошкольного возраста: занятия для малышей до 3 лет и детей постарше.

Кому и зачем нужна осознанность

Осознанность потребления — проблема не для тех, у кого нет даже самого необходимого. Однако, если какие-то излишки образуются, это уже повод задуматься о том, как они расходуются.

Конечно, мы не всё можем контролировать. Если вы не Анджелина Джоли, напрямую помочь детям Африки не получится. А значит, не стоит впадать в обратную крайность и жить с чувством вины. Всё же наравне с неподвластными нам вещами, есть те, на которые мы лично можем повлиять. Пусть даже это кажется незначительным в масштабах планеты.

Причины для осознанного подхода к потреблению могут быть разными: этическими, экологическими, сугубо практическими и даже психотерапевтическими (быстрое потребление и безудержный консьюмеризм не делают людей такими уж счастливыми). По мнению автора книги «Магическая уборка» Мари Кондо, небольшое количество по-настоящему любимых и полезных вещей приносит куда больше радости и душевного покоя, чем полки, забитые невнятными тряпками и безделушками.

Какой бы ни была мотивация, осознанный подход состоит в том, чтобы прежде, чем приобрести какой-то товар или начать чем-то пользоваться, остановиться на секунду и спросить себя: какие последствия это будет иметь для меня и окружающего мира?

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Как научить ребенка осознанному потреблению

А заодно и научиться самой…

Шопоголизм кажется нам невинной слабостью; в самом деле, не наркотики же, не алкоголь, даже не курение – никакого вреда здоровью. Однако любовь к покупкам может перерасти в самую настоящую зависимость – ониоманию. А вы не замечали, что «подсаживаете» ребенка на покупки?

Покупка – не награда

«Подкуп» ребенка может выглядеть грубо и примитивно (если перестанешь плакать – куплю машинку, куклу, мячик и мороженое). Пожалуй, нет родителя, который не осознавал бы, что такой образ действий превращает ребенка в манипулятора, хотя, пожалуй, нет мамы и папы, кто хоть раз не прибегал бы к этому приему.

” Но есть и более тонкий подкуп, не столь явный: день в торговом центре в награду за хорошее поведение, шопинг как вознаграждение.

Сначала ребенок, хоть и манипулирует родителями, но добивается вполне понятной и объяснимой цели: получить желанный предмет. Он может объяснить, чего именно, зачем и почему он хочет. Возможно, эти объяснения будут не очень понятны родителям, однако сам ребенок совершенно точно знает, что красная машинка нужна для игры в пожарных, и заменить ее зеленым мячом невозможно!

Однако со временем устанавливается четкая связь «вознаграждение – покупка новой вещи». Именно новая вещь приносит удовлетворение, радует, утешает, мотивирует.

Покупка – не утешение

Разновидность «подкупа» – покупка-утешение. Если ребенок пострадал, например, заболел, он получает подарок, который должен его порадовать и улучшить настроение. Разумеется, покупки-утешения тоже становятся причиной манипуляций: ребенок готов страдать, лишь бы получить новую игрушку.

И покупки-награды, и покупки в утешение – все это материальные символы внимания родителей. То, что по-настоящему нужно ребенку – это подтверждение их любви, а вовсе не конкретные приобретения.

Эта привычка может перекочевать и во взрослую жизнь: шопинг доставляет удовольствие, потому что любая покупка – это проявление любви к вам. Даже если вы сами себе покупаете кофейную чашку.

Покупка – не соревнование

Часто ребенок хочет получить какую-то вещь, потому что она есть у другого малыша. Сперва игрушки, потом одежда и гаджеты становятся объектом своеобразного соревнования. Затем престижные предметы в детских и подростковых компаниях начинают играть роль опознавательных знаков «свой-чужой», от них зависит статус ребенка, внимание, которое он к себе привлекает, и уважение, которым он пользуется среди сверстников.

Такие отношения, особенно в подростковых сообществах, не редки, и их никак нельзя назвать здоровыми. Покупка модного гаджета становится способом установления социальных связей, а отсутствие дорогой вещи известной марки исключает ребенка из круга общения.

Вопреки распространенному мнению, это вовсе не болезнь «золотой молодежи»: какой смысл соревноваться, если все могут приобрести те же атрибуты, что есть у тебя? А вот в разнородных группах, где сталкиваются дети из разных социальных слоев (например, в школе), отношения могут развиваться именно по такому сценарию.

Статусное потребление порой перекочевывает во взрослую жизнь, когда мы считаем, что положение обязывает, к примеру, носить часы определенных марок не дешевле некоей минимальной суммы.

Покупка – не импульс

Наконец, порой ребенок хочет какую-то вещь вполне осознанно и аргументировано… на первый взгляд. На деле же оказывается, что желание обладать конкретным предметом определенной марки или модели появилось под влиянием рекламы. Не стоит винить рекламистов во всех грехах, рассказать о достоинстве продукции – их задача. Однако детей подкупает созданный привлекательный образ, и он значит для маленьких (а порой и взрослых) покупателей больше, чем функционал.

Это даже более неприятная привычка, чем покупки-утешения или покупки-состязания, поскольку последние хотя бы придают приобретенной вещи некий смысл, не связанный с ее функционалом. Покупка под воздействием рекламы – это удовольствие исключительно от процесса, а не от результата (вещи могут годами лежать нераспакованными, со всеми бирками и этикетками).

Мир потребления – хорошо или плохо?

Часто можно услышать, что мы живем в мире потребления, а противопоставляют такому образу жизни обычно мир духовных, нематериальных ценностей. На деле ничего плохого в потреблении (как и хорошего – в излишнем аскетизме) нет. Полагаем, все согласятся, что вещи должны быть не только практичными, но и «для души» – красивыми, приятными, гармоничными. Лучшие наши покупки всегда создаются на стыке ремесла, высоких технологий и искусства. Однако потребление должно быть разумным и осознанным. Чтобы этого добиться, нужно соблюдать насколько несложных правил.

Определите необходимость покупки

Иногда она очевидна (например, теплая одежда и обувь зимой), иногда не совсем. Например, третья блузка; в принципе, достаточно двух – одна в стирке, вторая на вас, но такой скромный выбор может доставить психологический дискомфорт. Границу каждый проводит сам, и важно научить этому своего ребенка. Где располагается его черта «достаточно»?

Определите функциональность покупки

Теплый и легкий пуховик из синтетических материалов и соболья шуба в пол – все это зимняя одежда. Однако нужно подумать, как часто вещь будет вам полезна и насколько незаменима. Да, есть ситуации, когда на вас будет более уместно манто из шиншиллы, но как часто они возникают в вашей жизни, и насколько обязательная именно шиншилла? Задайте ребенку вопрос: как часто он будет пользоваться новой вещью, и можно ли вместо нее использовать другую, уже имеющуюся.

Проанализируйте достоинства конкурирующих товаров

Как бы привлекательная ни была реклама, грамотный потребитель должен сравнивать достоинства продуктов различных марок и выбирать тот, где получит наилучшие качества за наименьшую цену. И, возможно, это не обязательно айфон последней модели.

Ориентируйтесь только на собственные потребности

Научите ребенка отделять собственные потребности от навязанных авторитетными сверстниками. Возможно, сделать подростка полностью независимым «здесь и сейчас» не получится, особенно если отношения в кругу его общения завязаны на материальные ценности, но в будущем подобные уроки могут сыграть решающую роль.

Меньше покупаете? Вы не одиноки!

Идея осознанного потребления приобретает все большую популярность в обществе. Так, в этом году голливудская кинозвезда Кейт Бланшетт удивила модных обозревателей, появившись на красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля в том же платье, что и четыре года назад на вручении премии «Золотой глобус».

«От дизайнерской одежды до дешевых футболок, свалки переполнены одеждой, которую бессмысленно выкидывают. Особенно сегодня, в нашем текущем климате, порой кажется просто возмутительным, что одежду не ценят так, как раньше», поделилась Кейт в комментарии InStyle.

Стилист актрисы, Элизабет Стюарт, разделяет ее точку зрения: «Мне кажется, что вот это мнение по поводу того, что одно и то же платье на красную дорожку нельзя надевать дважды – это какой-то бессмысленный каприз».

Чем заменить шопинг?

Если покупки закрывают еще какие-то потребности (наши и детей), помимо необходимости в самих вещах, нужно определить, что именно они замещают и вернуться к первоисточнику, тому, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Общение

Лучшее, что может дать родитель ребенку и в награду, и в утешение, это… себя! Разговаривайте, играйте, дурачьтесь, занимайтесь вместе домашними делами – общайтесь. Даже целый магазин игрушек не заменит маму или папу!

Новые впечатления

Чем вознаградить ребенка, если не покупкой? Новыми впечатлениями! Хотите его порадовать – идите в кино, в театр, в луна-парк, на мастер-класс по выпечке пиццы, в поход с ночевкой в лесу… Позитивных эмоции будет столько же, сколько от дорогой покупки, но яркие впечатления сохранятся дольше, а в доме будет меньше хлама.

Творчество

Производя что-либо, мы получаем не меньше положительных эмоций, чем потребляя. Любые творческие занятия – прекрасная альтернатива шопингу и, в отличие от покупок, дарят не только позитивный эмоциональный заряд, но создают условия для интеллектуального и духовного развития. Здорово, правда? Кстати, все вышесказанное можно примерить не только по отношению к вашему ребенку, но и к себе!

Шопоголизм – это не мило, не забавно и не безобидно. Это зависимость, и, как всякая зависимость, он рано или поздно захватит контроль над вашей жизнью. Стоит ли заполнять пространство вещами – суррогатами отношении и стимуляторами одноразовых эмоций? В мире слишком много вещей!

Узнали, какая модель воспитания научит ребенка противостоять любому стрессу

Джон Готтман психолог в области семейных отношений. В своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» он рассказывает о пяти шагах, которые помогут лучше понимать эмоции ребенка. Книга может быть очень полезна для родителей. Публикуем важные выдержки.

Источник фото: mel.fm

Ключ к успешному воспитанию детей не в семейных правилах, а в чувстве любви и эмоциональной привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание. Сочувствуя детям, родители помогают им справиться с гневом, страхом и печалью. Так они создают взаимное доверие и привязанность.

Родители, практикующие эмоциональное воспитание, замечают у своих детей более крепкое здоровье и высокую успеваемость. У них формируются более близкие отношения с друзьями, меньше проблем с поведением, они менее склонны к насилию.

Эмоциональное воспитание может защитить детей даже от вредного влияния супружеских конфликтов и разводов. Попадая в трудную ситуацию, такие дети быстро себя успокаивают и продолжают продуктивную деятельность. Иными словами, эти дети имеют более развитый эмоциональный интеллект.

5 шагов эмоционального воспитания

Шаг № 1: Осознайте эмоции ребенка.

Чтобы понимать эмоции своих детей, родители обязаны научиться сначала осознавать свои эмоции.

Источник фото: unsplash.com

Эмоциональная осознанность — это признание эмоции, когда вы ее ощущаете, можете опознать.

Чтобы узнать и оценить уровень своей эмоциональной осознанности, Джон Готтман предлагает пройти специальный тест. Подсчитав баллы в конце теста, можно оценить уровень своей эмоциональной осознанности и ответить на вопрос, почему вы реагируете на эмоции вашего ребенка, именно так, как вы это делаете.

Шаг № 2: Используйте эмоции как средство для сближения и обучения.

Признавая эмоции своих детей, родители обучают их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни. Улавливайте негативные чувства как можно раньше, до того, как они достигнут критической точки и спровоцируют кризис.

Шаг № 3: Сочувствуйте ребенку.

Чтобы понять эмоции ребенка, обратите внимание на язык его тела, выражение лица и жесты. Когда ребенок рассказывает родителям о своих чувствах, важно дать понять, что папа и мама его слышат и это им интересно. Так родители показывают, что его эмоции обоснованы и нормальны.

Шаг № 4: Помогайте детям обозначить эмоцию словами.

Источник фото: unsplash.com

Детям нужно помогать называть эмоции, которые они испытывают. Это превращает непонятное и неприятное чувство во что-то определимое, то, что является частью нормальной жизни. Гнев, печаль и страх становятся нормальными эмоциями, которые есть у всех и с которыми все справляются.

Шаг № 5: Вводите ограничения и помогайте в решении проблемы.

Этот шаг состоит из пяти этапов: 1) введение ограничений; 2) определение целей; 3) обдумывание возможных решений; 4) оценка предложенных решений на основе ценностей вашей семьи; 5) помощь ребенку в выборе решения.

О стратегиях эмоционального воспитания

Есть список стратегий, которые родители могут использовать, если переход на эмоциональное воспитание вызывает трудности:

  • Избегайте чрезмерной критики, унизительных комментариев и не высмеивайте своего ребенка;
  • Используйте для воспитания вашего ребенка похвалу;

Источник фото: unsplash.com

  • Подумайте о переживаниях своего ребенка, представив аналогичную ситуацию в мире взрослых;
  • Избегайте «объединения с врагом», т. е. перестаньте придерживаться той же позиции, что и авторитетные фигуры, на которых злится ребенок, — учителя, воспитатели или родители других детей;
  • Не навязывайте ребенку свои решения;
  • Повышайте самооценку своего ребенка, предоставляя ему выбор и уважая его желания;
  • Поощряйте детей делиться с вами мечтами и фантазиями;
  • Будьте честны со своим ребенком;
  • Читайте вместе детские книги.

Когда эмоциональное воспитание не подходит:

— Если вы не можете поговорить один на один;

— Если у вас мало времени;

— Если вы слишком расстроены или слишком устали для того, чтобы воспитание оказалось продуктивным;

— Если вам нужно справиться с серьезным нарушением поведения;

— Если ваш ребенок «выдумывает» эмоцию, чтобы манипулировать вами.

Ссылка на основную публикацию