12 занимательных опытов по физике для младших школьников – эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами

12 занимательных опытов по физике для младших школьников — эксперименты с водой, звуком, светом, магнитами

Для немало школьников физика является довольно сложным и непонятным предметом. Чтобы заинтересовать ребенка этой наукой родители используют всевозможные ухищрения: повествуют фантастические истории, показывают занимательные опыты, приводят в пример жизнеописания великих ученых.

  • Педагоги остерегают, не стоит знакомство с физическими явлениями ограничивать лишь демонстрацией занимательных экспериментов и экспериментов.
  • Опыты должны в обязательном порядке сопровождаться подробными объяснениями.
  • Для основы ребенку необходимо объяснить, что физика является наукой, изучающей всеобщие законы природы. Физика изучает строение материи, ее формы, ее движения и изменения. В свое пора известный британский ученый лорд Кельвин довольно смело заявил, что в нашем вселенной существует лишь одна наука – физика, все остальное — обычное собирание марок. И в этом высказывании имеется доля истины, ведь вся Вселенная, все планеты и все миры (предполагаемые и существующие) подчиняются законам физики. Разумеется, высказывания самых именитых ученых о физике и ее законах вряд ли принудят младшего школьника отбросить в сторону мобильник и с упоением углубиться в изучение учебника физики.

Ныне мы попытаемся предложить вниманию родителей несколько занимательных опытов, какие помогут заинтересовать ваших детей и ответить на многие их вопросы. И как ведать, может, благодаря этим домашним экспериментам, физика станет излюбленным предметом у вашего ребенка. И в самом скором времени в нашей краю появится свой Исаак Ньютон.

Интересные опыты с водой для детей — 3 руководства

Для 1 эксперимента вам понадобится два яйца, обычная пищевая соль и 2 стакана с водой.

Одно яйцо необходимо осмотрительно опустить в стакан, наполненный на половину холодной водой. Оно сразу же очутится на дне. Второй стакан наполните теплой водой и размешайте в нем 4-5 ст. л. соли. Обождите, пока вода в стакане станет холодной, и аккуратно опустите в него второе яйцо. Оно останется на поверхности. Отчего?

Плотность простой воды ниже плотности яйца. Собственно поэтому яйцо опускается на дно. Средняя плотность соленой воды существенно рослее плотности яйца, поэтому оно остается на поверхности. Продемонстрировав ребенку этот эксперимент, можно заметить, что морская вода является идеальной средой для обучения плаванию. Ведь законы физики и в море никто не отменял. Чем вода в море немало соленая, тем меньше требуется усилий, чтобы держаться на плаву. Самым соленым почитается Красное море. Из-за большой плотности тело человека буквально выталкивается на поверхность воды. Обучаться плавать в Красном море – сплошное удовольствие.

Для 2 эксперимента вам понадобится: стеклянная бутылка, миска с подведённой водой и горячая вода.

При помощи горячей воды прогреваем бутыль. Выливаем из нее горячую воду и опрокидываем горлышком книзу. Устанавливаем в миску с подкрашенной холодной водой. Жидкость из миски начнет самостоятельно затекать в бутылку. Уместно уровень подкрашенной жидкости в ней будет (по сравнению с миской) существенно рослее.

Предварительно нагретая бутылка заполнена теплым воздухом. Постепенно бутыль охлаждается, и газ сжимается. В бутылке давление понижается. На воду оказывает воздействие давление атмосферы, и она поступает в бутылку. Ее приток остановится лишь тогда, когда давление не выровняется.

Для 3 эксперимента понадобится линейка из оргстекла или обычная пластмассовая расческа, шерстяная или шелковая материал.

В кухне или в ванной отрегулируйте кран так, чтобы из него текла ювелирная струйка воды. Попросите ребенка сильно потереть линейку (расческу) сухой шерстяной тряпочкой. Затем дитя должен быстро приблизить линейку к струе воды. Эффект его потрясёт. Струя воды будет изгибаться, и тянуться к линейке. Забавный эффект можно получить, используя одновременно две линейки. Отчего?

Более подробно обо всех этих явлениях можно разузнать на уроках физики. Любому ребенку захочется почувствовать себя «повелителем» воды, а это значит — задание уже никогда не будет для него скучным и неинтересным.

Как сделать 3 опыта со светом в домашних условиях

Для проведения опыта потребуются 2 листа плотного картона, обыкновенный фонарик, 2 подставки.

Ход эксперимента: В центре каждой картонки чистоплотно вырезаем одинаковые по диаметру круглые отверстия. Устанавливаем их на подставки. Дыры должны находиться на одной высоте. Включенный фонарь располагаем на заблаговременно подготовленной подставке из книг. Можно использовать подходящую по размеру любую коробку. Луч фонаря направляем в дыра одной из картонок. Ребенок встает с противоположной стороны и видит свет. Упрашиваем ребенка отойти, и смещаем в сторону любую из картонок. Их отверстия вяще не находятся на одном уровне. Ребенка возвращаем на то же место, но света он уже не видает. Почему?

Объяснение: Свет может распространяться только по прямой черты. Если на пути света возникает препятствие, он останавливается.

Занимательные опыты по физике для малышей.
творческая работа учащихся по физике по теме

о творческой работе с одаренными детьми 10 классов

«Развитие интереса к физике у детей начальной школы»

учителя физики Е.И. Баевой.

В работе принимали участие учащиеся 10 классов:

Анна Чишко,

Сергей Гаврилов ,

Юрий Невский ,

Юлия Шеремет,

Александр Копылов,

Дмитрий Картушин,

Анастасия Коцяк,

Светлана Гриневич,

Анастасия Самохина,

Виктория Зубкова,

Вадим Любаненко.

Демонстрация и объяснение физических опытов по темам: плавание тел, сила Архимеда, плотность тел, сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, оптические явления, звуковые явления, на закон сохранения импульса и энергии, электрические явления, магнитные явления, электромагнитные явления; создание презентаций на темы: «Что такое физика?» и «Для чего нам нужно изучать физику».

Скачать:

ВложениеРазмер
Отчет о работе2.93 МБ
Начало. Отчет о работе в презентации часть 12.54 МБ
Презентация А. Чишко “Что такое физика” часть 12.82 МБ
Презентация А. Чишко “Что такое физика” часть 22.83 МБ
Продолжение. Отчет о работе в презентации часть 21.33 МБ
Продолжение. Отчет о работе в презентации часть 31.8 МБ
Окончание. Презентация “Для чего мы изучаем физику”601.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Развитие интереса к физике у детей начальной школы» учителя физики Е.И.Баевой. Отчет о творческой работе с одаренными детьми 10 классов опыты по физике для малышей Занимательные

Анна Чишко, Сергей Гаврилов , Юрий Невский , Юлия Шеремет, Александр Копылов, Дмитрий Картушин, Анастасия Коцяк, Светлана Гриневич, Анастасия Самохина, Виктория Зубкова, Вадим Любаненко.

плавание тел, сила Архимеда, плотность тел, сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, оптические явления, звуковые явления, на закон сохранения импульса и энергии, электрические явления, магнитные явления, электромагнитные явления; создание презентаций на темы: «Что такое физика?» и «Для чего нам нужно изучать физику».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работа выполнена Чишко Анной.

Физика – Что же это. И что она изучает?

“Физика” – это греческое слово и в переводе означает “природа”.

Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие.

М.Аристотель Н.Коперник М.Ломоносов

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Опыты, продемонстрированные детям: 1.Надутый воздушный шарик, «залезающий» в банку (А. Самохина). (на изменение объема тел при нагревании и на атмосферное давление) Описание: надутый воздушный шарик пробуем поместить в стеклянную уже заранее нагретую кипятком литровую банку. Не получается. Оставляем шарик на банке на некоторое время на видном месте.

кипяток Данный опыт требует времени, поэтому приступаем к показу следующего опыта.

Как долго может гореть свеча, плавающая в воде? 2.Плавающая свеча (В. Любаненко). Данный опыт требует времени, поэтому на видном месте и приступаем к показу следующего опыта.

соль 3.Яйцо и картофель, вплывающие в соленой воде (А. Коцяк и В. Любаненко) (на плотность тел и силу Архимеда) . Описание: в сосуд с чистой теплой водой опускают вареное яйцо. Затем добавляют в воду соль и аккуратно размешивают. Постепенно яйцо начинает всплывать в соленой воде. Данный опыт требует времени. Оставляем банку на некоторое время на видном месте и приступаем к показу следующего опыта.

4.Демонстрация прибора по изучению сложного состава света (Ю.Невский и С.Гаврилов).

5.Звуковые явления (А.Самохина). Знакомство с камертоном. Для чего он нужен. Как можно заставить звучать камертон? а) ударив по нему молоточком; б) через воздух, послав звуковую волну.

Второй камертон тоже зазвучал, но намного тише Ударили молоточком по первому камертону Но для усиления звука необходимо, чтобы камертоны стояли друг напротив друга отверстиями в корпусах.

Поднесем пластмассовую ручку к тонким нарезанным бумажкам Положение бумажек не изменилось Теперь потрем ручку о волосы и снова поднесем к бумажкам Листочки бумаги стали прилипать к ручке. 6 . Электрические явления (А.Копылов, С.Гаврилов).

Поднесем пластмассовую ручку к электроскопу Теперь потрем ручку о волосы и снова поднесем к электроскопу

7. Магнитные явления (А.Копылов). «Танцующие скрепки».

Как можно увидеть магнитное поле?

Свойства постоянных магнитов.(С.Гриневич)

N N N N S S S S

8. Достать монету, не замочив пальцев ( В. Любаненко). Описание: в тарелке, заполненной водой, лежит монетка. Ее можно достать, не замочив пальцы с помощью стакана и горящей свечи.

Стакан с водой Стакан с водой Накрываем листом бумаги Переворачиваем, Придерживая и отпускаем Давит вода Давит воздух 9.Опыт на демонстрацию атмосферного давления (В. Любаненко).

7 простых опытов, которые стоит показать детям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

AdMe.ru собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, — у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы

Понадобится: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Опыт: В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.

Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.

Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом — съесть получившееся лакомство.

Объяснение: С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

Занимательные и простые опыты для маленьких физиков

Откуда берутся настоящие ученые? Ведь кто-то совершает необыкновенные открытия, изобретает хитроумные приборы, которыми мы пользуемся. Некоторые даже получают мировое признание в виде престижных наград. Как утверждают педагоги, детство – начало пути к будущим открытиям и свершениям.

Нужна ли физика младшим школьникам

Большинство школьных программ предполагает изучение физики с пятого класса. Однако родители хорошо знают, какое множество вопросов возникает у любознательных ребят младшего школьного возраста и даже у дошколят. Открыть дорогу к чудесному миру знаний помогут опыты по физике. Для школьников 7-10 лет они, конечно, будут несложными. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке – залог успешной учебы.

Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям. Домашние опыты – легкий способ выяснить, интересуется ли чадо естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

Простейшие опыты, проводимые дома, хороши тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются домашними экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

Требования к постановке опытов дома

Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:

  1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
  2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
  3. Использование ядовитых веществ запрещено.
  4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
  5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

Простейшие исследования

Начать знакомство с физикой можно, демонстрируя свойства веществ. Это должны быть самые простые опыты для детей.

Важно! Желательно предусмотреть возможные детские вопросы, чтобы ответить на них максимально подробно. Неприятно, когда мама или папа предлагают провести опыт, смутно понимая, что он подтверждает. Поэтому лучше подготовиться, проштудировав нужную литературу.

Разная плотность

Каждое вещество обладает плотностью, влияющей на его вес. Разные показатели этого параметра имеют интересные проявления в виде многослойной жидкости.

Даже дошкольники могут проводить такие простейшие опыты с жидкостями и наблюдать за их свойствами.
Для эксперимента понадобятся:

  • сахарный сироп;
  • растительное масло;
  • вода;
  • стеклянная банка;
  • несколько мелких предметов (например, монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка).

Банку нужно заполнить примерно на 1/3 сиропом, добавить такое же количество воды и масла. Жидкости не будут смешиваться, а образуют слои. Причина – плотность, вещество с меньшей плотностью легче. Затем поочередно в банку нужно опустить предметы. Они «зависнут» на разных уровнях. Все зависит от того, как соотносятся между собой плотности жидкостей и предметов. Если плотность материала меньше, чем жидкости, вещица не утонет.

Плавающее яйцо

Понадобятся:

Оба стакана нужно наполнить водой. В одном из них растворить 2 полные столовые ложки соли. Затем в стаканы следует опустить яйца. В обычной воде оно утонет, в соленой станет держаться на поверхности. Соль повышает плотность воды. Именно этим объясняется тот факт, что в морской воде плавать легче, чем в пресной.

Поверхностное натяжение воды

Детям следует объяснить, что молекулы на поверхности жидкости притягиваются, образуя тончайшую упругую пленку. Такое свойство воды называется поверхностным натяжением. Этим объясняется, например, способность водомерки скользить по водной глади пруда.

Непроливающаяся вода

  • стеклянный стакан;
  • вода;
  • канцелярские скрепки.

Стакан до краев наполняется водой. Кажется, одной скрепки достаточно, чтобы жидкость пролилась. Необходимо осторожно погружать скрепки в стакан одну за другой. Опустив около десятка скрепок, можно увидеть, что вода не выливается, а образует на поверхности небольшой купол.

Плавающие спички

В миску следует налить воду, опустить спички. Они будут практически неподвижны на поверхности. Если капнуть в центр моющее средство, спички мгновенно расплывутся к краям миски. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.

Занимательные опыты

Очень зрелищной бывает для детей работа со светом и звуком. Педагоги утверждают, что занимательные опыты интересны ребятам разных возрастов. Например, предложенные здесь физические опыты подойдут и для дошкольников.

Светящаяся «лава»

Этот опыт не создает настоящий светильник, но красиво имитирует работу лампы с движущимися частицами.
Необходимо:

  • стеклянная банка;
  • вода;
  • растительное масло;
  • соль или любая шипучая таблетка;
  • пищевой краситель;
  • фонарик.

Банку нужно примерно на 2/3 наполнить окрашенной водой, затем почти до краев долить масла. Сверху следует посыпать немного соли. Затем отправиться в затемненную комнату, подсветить банку снизу фонариком. Крупинки соли станут опускаться на дно, увлекая за собой капельки жира. Позже, когда соль растворится, масло снова поднимется к поверхности.

Домашняя радуга

Солнечный свет можно разложить на составляющие спектр разноцветные лучи.

Необходимо:

  • яркий естественный свет;
  • стакан;
  • вода;
  • высокая коробка или стул;
  • большой лист белой бумаги.

В солнечный день перед окном, впускающим яркий свет, на пол нужно положить бумагу. Рядом установить коробку (стул), сверху поставить наполненный водой стакан. На полу появится радуга. Чтобы увидеть цвета полностью, достаточно подвигать бумагу и поймать ее. Прозрачная емкость с водой является призмой, раскладывающей луч на части спектра.

Стетоскоп доктора

Звук распространяется с помощью волн. Звуковые волны в пространстве можно перенаправлять, усиливать.
Понадобятся:

  • отрезок резиновой трубки (шланга);
  • 2 воронки;
  • пластилин.

В оба конца резиновой трубки нужно вставить воронку, закрепив ее пластилином. Теперь одну достаточно приставить к своему сердцу, а к другую – к уху. Ясно слышно биение сердца. Воронка «собирает» волны, внутренняя поверхность трубки не позволяет им рассеиваться в пространстве.

По этому принципу работает стетоскоп доктора. В старину примерно такое же устройство имели слуховые аппараты для слабослышащих людей.

Важно! Нельзя использовать источники громкого звука, так как это может повредить слуху.

Эксперименты

В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.

Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.

Замораживание жидкостей

Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть. Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

  • Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.
  • Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

Работа с магнитом

Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.

Варианты экспериментов (понадобятся магниты):

Проверка способности притягиваться различных предметов

Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы.

Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться.

Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

Намагниченная иголка – аналог компаса

В воде она указывает направление «север – юг». Намагниченная иголка притягивает другие мелкие предметы.

Советы родителям

  1. Желательно не перегружать маленького исследователя информацией. Цель опытов – показать работу законов физики. Лучше подробно рассмотреть одно явление, чем ради зрелищности бесконечно менять направления.
  2. Перед каждым опытом доступно объяснить свойства и особенности предметов, участвующих в них. Затем вместе с ребенком подвести итог.
  3. Особенного внимания заслуживают правила безопасности. Начало каждого занятия сопровождается инструкциями.

Научные опыты – увлекательное дело! Возможно, оно окажется таковым и для родителей. Вместе открывать новые стороны обычных явлений интересно вдвойне. Стоит отбросить повседневные заботы, разделив детскую радость открытий.

Занимательные опыты по физике

Разделы: Физика

Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
    Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.

Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.

Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые – внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

– Позволь, – скажут тебе, – ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

– В том-то и дело, – ответишь ты, – что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.

Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.

Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

  1. Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?

Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

  1. Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.

1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия (от лат. diflusio – распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.

Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.

Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.

Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.

Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.

Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.

Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.

Опыты с магнитами

Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?

Другие наши опыты и эксперименты смотрите на отдельной странице моего блога “Клуб почемучек и опыты для детей”.
Например, там можно найти подборку опытов с воздушными шариками или подборку игр и опытов со льдом. И даже скачать мою бесплатную электронную книгу про опыты со льдом.

Веселых и полезных вам занятий!

30 комментариев:

Наверное, нет ничего более магического и увлекательного для детей, чем магнит) Ни один ребенок не останется равнодушным к нему)) Спасибо большое тебе и Маша за ваш новый проект) а с магнитами будем экспериментировать;)

Я пока экспериментировала и сама поиграла 🙂
Рада, что проект понравился. Будем продолжать 🙂

Таня, поздравляю с новым проектом! Молодцы! Суперинтересно.
Димка с детства любил магнитиками играть. Чуть подрастёт – и опыты начнём ставить. И уже буду знать, где их кладезь))

Спасибо! Так и задумывалось – для старших опыты, для младших – сказка 🙂

ого, как здорово, новый проект. ООООчень интересно и познавательно, спасибо Таня. Будем экпериментировать )

Здорово, что вам нравится 🙂

Замечательный проект! Очень интересно! Молодцы, так держать!

Ура! Мы дождались магнитной темы! Какие вы с Машей молодцы! Замечательная идея.

Спасибо, Юля! Здорово, что эта тема вам как раз пришлась 🙂

Здоровские опыты! Мы сейчас экспериментами с водой и льдом увлеклись и тоже стала сказки сочинять, так что ставлю магниты “в очередь”.
Кстати, увлеклись как раз после выращивания сосульки из свечи, так то спасибо вам, Татьяна, за Клуб почемучек

Это самые приятные слова для меня – что кого-то мои статьи на собственные исследования вдохновили!

Твня, Маша, это супер! Молодцы! Я почему-то совсем про магниты забыла. Где бы достать большой магнит?! Я вот ещё помню, что за неимением металлических стружек мы магнитили песок в детстве, и также с ним проводили эксперимент.

Я тоже в детстве магниты очень любила. А большой магнит у нас еще Антона, советский 🙂

да, я тоже все ищу большой магнит, чтобы купить для нас с Сеней Пока не нашла(

Девочки, у нас с такими вещами совсем не просто. Вот уже несколько дней думаю, где бы достать такой магнит. А говорят в Греции всё есть.

Купить небольшие магниты можно в магазине радиодеталей. Разных форм и размеров – кольца, диски, прямоугольники. От 10 руб.
Положить иглу на воду можно так. Небольшая игла,

40мм, можно швейную приколку с кругляшком на конце, проткнём ею кусочек сала – чтобы покрыть жиром. Или проведём ею по носу или лбу. Заранее готовим газетную бумажку, 15 на 50 мм – чтобы с запасом легла на середину смазанная игла, и кладём на воду. Когда бумажка намокнет, притомим её с краёв – и игла плывёт!

Таня, поздравляю с новым проектом! Опыты безумно понравились! Я помню в детстве сама любила играть с магнитом, но не так, а попроще 🙂

Спасибо, Маша! Ну, мои дети без меня тоже по-простому играют – лепят ко всему и “паровозики” выстраивают 🙂

Таня, какое отличное занятие. Мы как раз магнитный конструктор осваиваем. Будем разбираться поглубже. Поздравляю с новым проектом. У Марии отличный новый блог. Удачи. Спасибо огромное за участие в моем Креативе.
А и еще больших магнитов и наборов всяких на eBay много.

Спасибо, Лиза, за пожелание удачи нашему проекту! И спасибо за подсказку, где найти магниты 🙂

Тань, если найдешь, кинь пожалуйста ссылку)

Да, занятие отличное)) Даже маленьким деткам можно некоторые элементы показать)))

Я буду рада, если вашему малышу пригодится 🙂

притягиваются разноименные полюса, а отталкиваются одноименные. А вы написали наоборот.

Ох, какая досадная описка! Все исправила. Большое спасибо, что заметили!

Очень интересные и красиво оформленные опыты! Спасибо !

Экспериментируйте с удовольствием! 🙂

Здорово. Я тоже примерно так делал но хуже объяснял. Возьму на заметку. Но вот то что полюса магнита обозначаются + и – слышу впервые. Это же не электричество. Ещё некоторые неточнности: магнитятся кроме железа никель, кобальт, и ещё штук 5 редких металлов. Графит наоборот всегда отталкивается, как и вода. Но это уже для более старших детей.
Ещё интересные опыты с магнетизмом:
1) Намагнитить металл. Берете столовый нож (не острый) и вдоль лезвия 100 раз проводите в отну сторону одним и тем же полюсом. Нож становится магнитом. Потом в другую сторону – снова магнитные свойства теряются.
2) делаем караблик из пенопласта, втыкаем в середину трубочку для питья, наливаем туда воды. Теперь можно магнитом управлять корабликом, т.к. вода всегда старается удалиться из магнитного поля.
3) Крепим карандаш или графитовый стержень на иголке, что бы мог легко крутиться. Подносим сильный магнит – кадандаш крутится немного. Графит тоже не “любит” магнитное поле. (Есть даже игрушка такая, сделанный из графита предмет летает в магнитном поле)
4) Делаем маятник с магнитом, на длинной веревке. Маятник качаятся долго. Подкладываем под маятник аллюминиевую посуду или пластину (с фольгой у меня не получалось). Маятник быстро останавливается. Это уже конечно электромагнетизм, но детей впечатляет – вроде в покое не магнитится а при движении действие оказывает. То же самое можно продемонстрировать, кинув магнит в аллюминивую трубу с примерно тем тже диаметром что и магнит.

Спасибо большое за уточнения и за интересные добавления к опытам! Прямо сразу захотелось все это с дочкой опробовать:) Придет из школы вечером – будем экспериментировать.

Читайте также:  Опыты с детским микроскопом в домашних условиях - как показать детям микромир
Ссылка на основную публикацию