Мастер класс Заколка своими руками “Бантик”

Красивые банты из лент своими руками: 100 идей с фото

Если вы любите праздники – любите красиво украшать свой дом, декорировать помещения перед праздниками, баловать своих близких презентами и их оригинальным оформлением, то обязательно изучите представленные простые мастер-классы, как создать банты из лент своими руками. Всего несколько простых движений и простая лента превратиться в пышный, объемный бант. Мы уверены, что такие мастер-классы обязательно вам пригодятся, даже если вы небольшой любитель рукоделия, теперь вам не придется обращаться за помощью при упаковке подарков на праздник, например, если вы хотите оригинально презентовать поделки на Новый год 2019.

Если вы любите праздники – любите красиво украшать свой дом, декорировать помещения перед праздниками, баловать своих близких презентами и их оригинальным оформлением, то обязательно изучите представленные простые мастер-классы, как создать банты из лент своими руками. Всего несколько простых движений и простая лента превратиться в пышный, объемный бант. Мы уверены, что такие мастер-классы обязательно вам пригодятся, даже если вы небольшой любитель рукоделия, теперь вам не придется обращаться за помощью при упаковке подарков на праздник, например, если вы хотите оригинально презентовать поделки на Новый год 2019.

Элегантный бант

Красивый и сдержанный бант из репсовой ленты.

  • Отрежьте от ленточки две небольших полоски, в зависимости от величины вашего будущего банта. Сложите их кольцами и положите их друг на друга, крест-накрест, как на фото.
  • После на середину, горизонтально нашему банту, вы кладете третий отрезок ленточки, сложенный кольцом. Капните на серединку предварительно клеем и сшиваете три отрезка вместе.
  • Затем отрезайте кусочек ленточки по длине чуть больше предыдущих, а второй отрезок, будет нужен такой же длины, но с обработанными краями, как указано на фото №5.
  • Переверните ваш бант и капните на него немного клея и положите отрезок ленточки с обработанными краями.
  • Сверху капаем клеем и оборачиваем наш бант по середине вторым отрезком, как на фото.

Для начала делаем из атласной ленты 5 розочек. Чтобы сделать розочку возьмите отрезок ленты 50 см и шириной в 5 см. Сворачивайте ленту пополам и делаете с одного края четыре загиба и фиксируете ниткой. После делаем наружу один виток, после второй и фиксируем ниткой. Продолжаем делать третий и четвертый виток, после чего снова фиксируем их ниткой. Затем следует пятый и шестой завиток, фиксируем ниткой. Последующий седьмой и восьмой виток делаем в прежней технике, но стараемся сделать загиб немного ниже чем центр предыдущего витка. Фиксируем витки ниткой и продолжаем делать витки в такой же технике до конца всей ленты.

Двойной бантик из декоративной ленты

От готовой ленты отрежьте три полоски.

Две большие детали сложите, как показано на фото.

По середине каждой детали проложите намёточные стежки. Стяните и закрепите нить, сформировав, таким образом, бантики.

По середине короткой детали проложите намёточную строчку. Стяните и закрепите нить.

Соедините все три детали бантика, как показано на фото и сшейте.

Серединку бантика можно украсить бусиной или пуговичкой.

Источник и фото: 10marifet.org

Бант-рыбка своими руками


Стачайте открытые срезы, отступив от края 1 см.

Сенсорные проблемы аутистов

«Я пришла за полчаса до выступления, потому что меня крайне беспокоило это устройство у меня на лице (микрофон). Мне надо было привыкнуть к нему», — объясняет Темпл одну из самых распространенных проблем людей с РАС — сложности с обработкой сенсорной информации. В конце концов, она попросила немного загнуть микрофон, чтобы он не касался лица.

Людям с аутизмом может быть трудно выдерживать прикосновения. Также людей с РАС могут беспокоить громкие звуки и яркий свет.

Людям с аутизмом может быть трудно выдерживать прикосновения. Также людей с РАС могут беспокоить громкие звуки и яркий свет.

Дети-аутисты

Об аутизме заговорили сравнительно недавно. В советской медицине такого срока не существовало. Хотя расстройства спектра аутизма встречаются не менее часто, чем сахарный диабет, синдром Дауна или детским церебральным параличом, четкого определения этому явлению нет до сих пор. Ни причин возникновения, ни однозначных симптомов, ни способов лечения никто не знает. Есть версия, что аутизм – это не болезнь, а симптоматика, которую обозначили одним словом.

Основные критерии аутизма: расстройство общения, поведения и воображения. Как следствие – особое видение мира, часто с сопутствующими диагнозами (отсутствие зрения, слуха, умственная отсталость). Аутисты видят не целое, а детали. Больше внимания уделяют предметам, а не людям. Не понимают шуток, не умеют подражать поведению. Но постоянно повторяют свои ритуалы, поэтому трудно воспринимают изменения. Не понимают ощущений другого человека и не воспринимают другого опыта. Имеют очень развитую память, а 10% из них – еще и особые способности к музыке, рисованию, математике и тому подобное. Такие люди могут иметь как очень высокий интеллект, так и полное расстройство умственной деятельности.

– Поверьте, в этот момент родителям совсем не сладко. Иногда маме самой хочется расплакаться от бессилия. А такие реплики просто добивают, – рассказывает Юлия . Когда она отдала своего сына Вячеслава в обычный садик, наибольшие проблемы возникли с воспитательницей. Педагог никак не хотела понимать, что парень по-другому воспринимает мир:

Лечение и коррекция аутизма у детей

Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

  • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
  • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
  • придерживаться бездрожжевой диеты,
  • снизить употребление сахара,
  • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
  • пить много воды,
  • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

Как понять, что у ребенка аутизм?

реагирует на «нельзя»;

Аутизм у двухлеток

В то время, как большинство здоровых детей в возрасте двух лет начинают говорить или, по крайней мере, произносить простые слова, дети с аутизмом имеют много беднее словарный запас или теряют способность говорить. Им трудно произносить согласные и словосочетания и они совсем не жестикулируют.

В то время, когда большинство нормально развивающихся детей может указать пальцем на предмет, который их интересует или смотреть в направлении, которое указывает родитель, аутист не в состоянии этого сделать. Вместо того, чтобы смотреть на то, что родитель указывает, они смотрят на палец.

С одной стороны, аутичные дети не имеют некоторых навыков, а с другой – имеют тенденцию поведения. Многие дети с аутизмом любят рутину. Любое вмешательство в определенную последовательность событий может вызвать сильную реакцию ребенка.

Аутичные дети, как правило, любят принимать ванну каждый день в одно и то же время, важен также порядок и время приема. Некоторые дети с аутизмом часто хлопают в ладоши или скачут вперед и назад во время сидения. Компульсивное поведение не редкость во время игр. Некоторые дети могут часами выстраивать свои игрушки в идеальную линию, а когда им кто-то помешает, очень раздражаются.

Аутичные дети хотят иметь друзей, но установление контактов для них очень тяжело. Во время игры многие дети, отстают от группы, что связано с непониманием дружеских жестов, например, улыбки или зрительного контакта. Когда кто-то проявляет внимание к аутичному ребенку, малыш, как правило, застывает.

Это происходит потому, что ребенок с аутизмом не понимает эмоций и не в состоянии ответить на них взаимностью. В то время, когда многие двухлетки машут рукой на прощание или поворачивают голову, когда слышат свое имя, аутичный ребенок, как правило, не делает эти вещи.

Дети с аутизмом испытывают трудности с интерпретацией того, что думают или чувствуют другие, потому что они не могут понять социальных сигналов, таких как тон голоса или выражение лица. Также доказано, что у них отсутствует эмпатия.

Ребёнок с аутизмом не любит обниматься, не может показать пальцем на то, что их интересует и, если что-то нужно, то тянет за руку взрослого. Аутичные дети бывают агрессивными или аутоагрессивными, например, могут биться головой в стену, но это связано, как правило, со страхом. Им явно вредит избыток стимулов – любят прятаться в темные углы. Предпочитают одиночество, рутину и устойчивость окружающей среды.

Дети дождя

Аутизм уже назвали болезнью 21 века. Детей с отклонениями аутичного спектра рождается все больше и больше. Конечно, все родители думают, что это довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Таков защитный механизм психики, называемый реакцией неприятия или ухода от реальности. На самом же деле особый ребенок может появиться в любой семье.

Вот что говорит статистика

Читайте также:  Как правильно кормить ребенка грудью?

Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту заболеваемости сохранится и в будущем. Сегодня ассоциация Autism Speaks уведомляет о преобладании аутизма у 1 из 88 детей (1 из 54 мальчиков, и 1 из 252 девочек).

Аутизм считается неизлечимым, но его можно компенсировать настолько, что «инакость» не будет мешать ребенку жить в нашем не очень толерантном обществе, и чем раньше начнется процесс реабилитации, тем больше шансов на успех. В некоторых случаях раннюю диагностику аутизма возможно было бы провести уже до 1-1,5 года. И, к сожалению, во все колокола необходимо бить именно родителям, так как официальный диагноз, как правило, появляется уже слишком поздно (хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда, и руки опускать нельзя в любом возрасте).

Многие ранние признаки воспринимаются родителями как особенности характера или вовсе остаются незамеченными. Поэтому очень хотелось бы поделиться первыми “звоночками”, которые не стоит пропускать мимо ушей (Все примеры описаны Сибмамами, которые воспитывают аутят).

В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали. У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали. В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал. )

Аутизм у детей: истинный и ложный

Ваш ребенок странно себя ведет, всегда играет один и, казалось бы, не испытывает потребности в общении? Уж не болен ли он аутизмом? О том, как определить есть ли у малыша патология «Правде.Ру» рассказала детский психолог Наталья Антонова.

– Как выявить аутизм у детей?

– На самом деле далеко не каждый ребенок, у которого возникают трудности в общении и адаптации, является аутистом. Очень часто никакой патологии нет, просто в силу каких-то психологических причин ребенок ведет себя замкнуто, не «вписывается» в коллектив. При этом он может абсолютно нормально развиваться. Таких детей нужно приучать к коллективу, стараться, чтобы они постоянно общались, играли с другими детьми.

– А как определить, есть ли реальная патология?

– Прежде всего – понаблюдать за поведением и реакциями ребенка. Если к трем годам он не говорит, отказывается от тактильного контакта с родителями, не проявляет интереса к окружающему миру – это весьма тревожный симптом.

Такой ребенок может играть только в полном одиночестве, при этом он всегда расставляет игрушки в одном и том же порядке – например, по цвету. Внешние симптомы: у малыша неподвижное выражение лица, он не смотрит в глаза, вы не понимаете его жестов…

Речь детей-аутистов, если они умеют говорить, обычно монотонна, словно они повторяют заученный текст. Часто такие дети склонны, как эхо, повторять чужие слова, не вдумываясь в их смысл. Они могут многократно повторять одно и то же действие. Одним словом, ребенок-аутист напоминает маленького робота…

– Аутизм – это форма умственной отсталости? Правда ли, что аутисты могут быть очень способными, талантливыми и даже гениальными?

– На мой взгляд, это все выдумки создателей фильмов и книг. Мне лично ни разу не приходилось встречать суперталантливого ребенка с подобной патологией. Другое дело, что очень сложно провести грань между патологией и нормой.

Существует легкая форма аутизма, когда можно говорить не о патологии, а скорее, о психической особенности. Такой ребенок в раннем детстве может вести себя замкнуто, застенчиво, но, попав в детский коллектив, постепенно приспосабливается к нему и становится более коммуникабельным.

Истинные же аутисты не чувствуют потребности в адаптации. Они не могут ни нормально общаться с другими детьми, ни учиться. Некоторые даже не в состоянии обслуживать себя и пережевывать пищу. Тут, безусловно, речь идет об умственной отсталости.

– Что же делать, если оказалось, что ваш ребенок страдает аутизмом?

– Прежде всего, пока ребенок маленький, позвольте ему жить по собственному расписанию: пусть он сам решает, когда ему гулять, есть, спать или играть. Если вы навяжете ему свой «правильный» режим, это может усилить отклонения в поведении. Если ребенок успешно справился с каким-либо заданием, хвалите его. Поощряйте любой «нормальный» поступок.

Ребенку-аутисту необходимы индивидуальные коррекционные занятия со специалистами. Если присутствуют явные признаки аутизма, не пытайтесь отдавать ребенка в обычный детский сад или школу: адаптироваться там он не сможет. Зато в учреждении, специализирующемся на воспитании и обучении детей со схожими проблемами, ему помогут хоть немного приспособиться к нормальной жизни.

Справка:

Термин «аутизм» был впервые упомянут в 1912 г. швейцарским психиатром Юджином Блойлером. Это заболевание нервной системы проявляется обычно у детей в возрасте до 3 лет и характеризуется в первую очередь задержкой развития и нежеланием идти на контакт с окружающими.

Патология встречается примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма до конца не выявлены. Одни специалисты (и их большинство) полагают, что аутизм имеет генетические корни, другие среди возможных факторов развития болезни называют неблагоприятное окружение, условия жизни и отношение родителей к ребенку.

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Ребенок-аутист видит и слышит мир иначе: интервью психолога-педагога Центра лечебной педагогики

Аутизм – диагноз для России относительно новый и звучит весьма пугающе. Семьи, в которых растет ребенок-аутист, окружены стеной недоверия и враждебности, обычные люди стараются увести своих детей подальше от “особенных” со словам “как бы чего не вышло”. О том, что следует знать родителям аутистов, самим аутистам и окружающих их людям, в интервью ИА REGNUM рассказала педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения “Наш дом” Наталья Клыкова.

ИА REGNUM: Наталья, начнем с азов – что такое аутизм? Бытует мнение, что таких детей с каждым годом становится все больше.

Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз “ранняя детская шизофрения”. Однако действительно сейчас таких детей стало больше. У нас в России нет достоверной статистики, в США – есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей. С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм – результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции. И есть совершенно необъяснимые случаи. Что стало первопричиной? Экология, мутация генов – неизвестно.

Сейчас диагноз “аутизм” ставят детям с совершенно различной симптоматикой, практически всем детям, у которых возникают сложности с коммуникацией. Я категорически против обобщения, когда наблюдение над одними детьми формирует мнение о подобных детях вообще.

ИА REGNUM: Но как обнаружить признаки аутизма у ребенка, если вы говорите о различной симптоматике?

Внимательная мама всегда увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных детей. В совсем раннем возрасте о таких говорят, что ребенок совершенно “беспроблемный”. Тихий, предпочитает побыть один. Из возможных “странностей” – не любит, когда к нему прикасаются, не говорит, не смотрит в глаза. Как только мама почувствовала неладное, нужно бегом бежать к специалисту.

ИА REGNUM: Психиатру?

Вот здесь у нас как раз очень большой провал – сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати. И он сможет отличить один из признаков аутизма – когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику – от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд. И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.

ИА REGNUM: А если семья живет в регионе, где обычных-то педиатров мало, не то, чтобы хороших неврологов и психотерапевтов.

Если появились серьезные опасения – копить денег, хватать ребенка и везти в столичные центры. Это Центры лечебной педагогики, существует также Фонд содействия решению проблем аутизма в России “Выход”. Читать интернет-форумы родителей, чьи дети больны аутизмом – искать жителей вашего региона и спрашивать, спрашивать. Родительские сообщества есть по всей России. Но большая проблема в том, что полностью отсутствует государственная поддержка семей с детьми-аутистами. Поэтому даже московские мамы часто не знают, куда бежать. Но важно понять: сами родители могут многое сделать, чтобы помочь ребенку. Это ваш ребенок, он нужен, прежде всего, вам! ИА REGNUM: Когда могут поставить диагноз аутизм, чтобы исключить возрастные особенности и специфику индивидуального развития?

До 2,5 – 3 лет диагноз официально не ставят. Если у мамы есть опасения, она волнуется – могу дать совет заниматься с ребенком больше. Берите книги, рекомендованные для занятий с детьми с аутизмом – и занимайтесь! Лучше перестраховаться, не ждать диагнозов.

ИА REGNUM: Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом – или боятся с ним столкнуться?

Можно почитать про методы сенсорной интеграции, про ABA-терапию. Замечательная есть книга, ориентированная на родителей – “Детский аутизм и ABA” Роберта Шрамма, вышла совсем недавно. Особый интерес вызывает книга “Особое детство” Ирис Юханссон: автор – психолог из Швеции с диагнозом “аутизм”. Юханссон описывает то, как она чувствует и воспринимает мир, что происходило в ее детстве, что ощущает внутри себя аутист. Эта книга очень важна для тех, кто хочет понять своего ребенка.

ИА REGNUM: Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с ребенком-аутистом?

У них другое мировосприятие. Поведение таких детей воспринимается по меньшей мере странно. Например, повышенная сенсорная чувствительность – дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки. Обычному человеку сложно понять, что ребенку физически больно, когда кто-то говорит голосом определенного тембра. Аутисты не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь – представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать – только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это – акт самосохранения. А окружающим кажется, что ребенок истерит, они видят его мать, которая пытается и малыша успокоить, и как-то взаимодействовать с окружающими, и считают ее такой же истеричкой.

Читайте также:  Игры на развитие слухового восприятия, 7 лучших игр на развитие слухового восприятия ребенка

Еще пример. Для снижения тревожности аутисты часто используют стереотипные движения, ритуалы – чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит “перезагрузка” – ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий. А если на пути ребенка стоит человек, обойти которого – значит нарушить маршрут, ребенок встанет напротив и будет стоять, ожидая, что человек уйдет. Может начать кричать и толкаться. Не все люди спокойно на это отреагируют – отойдут в сторону, хотя именно это и помогло бы избежать конфликта. Да, такая реакция существенно отличается от реакции среднестатистического ребенка.

И таких реакций – миллион, всех не перечислить. Это отличное от других восприятие действительности. Например, аутисту важно то, что обычному человеку кажется мелочью. Аутисты очень детализируют действительность: для них уникальной является каждая ситуация. Например, возьмем два антоновских яблока – для нас это два яблока, мы можем обозначить совокупность. Аутист – не может. Для него – это разные яблоки. Разного размера, может быть, формы, цветовых оттенков, есть масса критериев, по которым одно яблоко отличается от другого. Их не два – это одно яблоко и еще одно яблоко. Или базовый навык – мытье рук. Для аутиста это каждый раз разная ситуация: разное время, разная температура воды, полотенце, запахи, состояние здоровья. Таких детей именно поэтому приходится многим вещам обучать каждый раз заново.

Аутисты очень лингвистически чувствительны. Например, мы показываем ребенку изображение яблока и спрашиваем – Что это? Аутист может молчать в ожидании конкретизации вопроса. Потому что он его не понял: “это” – что именно? Бумага, на которой изображено яблоко? Книга? Круг? Тыкающий палец? От того, как именно задается вопрос, зависит и ответ.

Как рассказывает о себе Юхансон – иногда к звукам примешиваются ощущения, цветовые картинки, и тогда аутист может вообще перестать вас слушать. У него смещены приоритеты – он не понимает, что слушать говорящего важнее, чем впитывать другие ощущения.

ИА REGNUM: Еще распространенным мнением является то, что у таких людей иные морально-этические нормы.

Неверно. У таких людей их просто нет. Норма – это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее – то о каких нормах и правилах можно говорить?

ИА REGNUM: Существуют еще два противоположных мифа об аутистах: одни говорит о том, что они умственно отсталые, второй – что гении.

Неверно думать, что они умственно отсталые – у большинства сохранен интеллект. Более того – природа не терпит пустоты – и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Наша задача – как психологов – увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.

ИА REGNUM: Когда рядом с ребенком родители, ситуация более-менее прогнозируема. Но дети вырастают – что с ними происходит?

Не все складывается хорошо и легко, однако и у обычных людей бывают трудности. Но в случае с аутистом: если его научили коммуницировать, то некоторые странности в поведении все равно сохраняются. Так, разумный, образованный, серьезный человек, который умеет хорошо, и даже несколько высокопарно, говорить – не знает таких казалось бы элементарных вещей, как взять другого за руку, поцеловать. И на это люди всегда очень остро реагируют. ИА REGNUM: На ваш взгляд, в нашем российском обществе остро стоит проблема толерантного отношения к детям-аутистам?

В нашем обществе большие моральные силы людей тратятся на решение бытовых и экономических проблем. Сложно в этой ситуации ждать, что люди начнут проявлять большую терпимость по отношению к детям-аутистам. Уставшие, замотанные люди не будут тратить свои силы на особых детей.

ИА REGNUM: Диагноз аутизм – это путь к инвалидности?

В России это инвалиды детства. Однако есть различные типы диагнозов – это и ранний детский аутизм, и расстройство аутистического спектра. Диагноз ставят сначала на год, впоследствии могут снять – бывали такие случаи. Ясно только то, что нельзя ставить крест на этих детях, они могут существовать в нашем мире, адаптироваться, самостоятельно себя обслуживать. Кто-то делает это лучше – кто-то хуже, есть более – или менее коммуницирующие дети, но помочь им найти себя в этом мире нужно обязательно. Окружающим людям хотелось бы пожелать быть более терпимыми к этим детям – даже не смотря на нехватку внутренних моральных ресурсов. Таких детей становится больше, и помочь им жить в этом мире – это, пожалуй, задача не только родителей, но и любого зрелого человеческого общества.

Вот здесь у нас как раз очень большой провал – сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати. И он сможет отличить один из признаков аутизма – когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику – от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд. И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.

Изменить систему

В обычном классе — всё как всегда. В ресурсном классе продумана каждая мелочь. Всё имеет значение — даже цвет и расположение мебели.

Педагог Алексей Еськов показывает приспособления, способные помочь ребёнку преодолеть сенсорные нарушения. Сенсорный жилет — в него вшиты мешочки с песком, он тяжёлый. Надевается на плечи, чтобы ребёнок почувствовал свой вес, своё тело. Наушники, которые пропускают звуки речи, но не пропускают шум, что очень важно для ребёнка с сенсорными нарушениями. Карточки с индивидуальными правилами для каждого ребёнка: кому-то нужно постоянно напоминать, что не стоит кричать, кому-то — что на уроке нужно сидеть на месте. У каждого есть планшет — он используется и для поощрения, и для развивающих тренировок. В мире создаётся множество компьютерных приложений для детей с аутизмом.

«В прошлом году на базе коррекционной школы мы занимались с детьми в рамках подготовки к инклюзии. Но в этом году пришло трое учеников, которые только вошли в проект, и они так же успешно подсаживаются в обычные классы, — объясняет Яна Золотовицкая. — Выходит, система работает и без подготовительного этапа. Но тяжёлых детей хотелось бы курировать ещё с детского сада — поэтому наша следующая стадия — открывать такие проекты в детских садах». Ещё одна важная задача — подготовка сотрудников, как тьюторов, так и учителей общеобразовательных школ.

Создатели ресурсного класса говорят, что надеются поменять систему образования. Пока все говорят о гибких моделях, индивидуальном подходе, инновациях, образовательные стандарты становятся всё жёстче. В ресурсном классе подход другой — опираться нужно на сильные стороны конкретного ребёнка. Это сложнее, это затратнее. Но результаты удивляют.


К сожалению, как и любое новаторство, проект недёшев. До конца учебного года нам необходимо собрать шесть миллионов рублей. Мы планируем множество акций в поддержку нашего проекта, и мы очень благодарны АиФ.ru и всем друзьям, благодаря которым мы смогли рассказать о себе.

Ребенок-аутист видит и слышит мир иначе: интервью психолога-педагога Центра лечебной педагогики

Аутизм – диагноз для России относительно новый и звучит весьма пугающе. Семьи, в которых растет ребенок-аутист, окружены стеной недоверия и враждебности, обычные люди стараются увести своих детей подальше от “особенных” со словам “как бы чего не вышло”. О том, что следует знать родителям аутистов, самим аутистам и окружающих их людям, в интервью ИА REGNUM рассказала педагог-психолог Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения “Наш дом” Наталья Клыкова.

ИА REGNUM: Наталья, начнем с азов – что такое аутизм? Бытует мнение, что таких детей с каждым годом становится все больше.

Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз “ранняя детская шизофрения”. Однако действительно сейчас таких детей стало больше. У нас в России нет достоверной статистики, в США – есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей. С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм – результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции. И есть совершенно необъяснимые случаи. Что стало первопричиной? Экология, мутация генов – неизвестно.

Сейчас диагноз “аутизм” ставят детям с совершенно различной симптоматикой, практически всем детям, у которых возникают сложности с коммуникацией. Я категорически против обобщения, когда наблюдение над одними детьми формирует мнение о подобных детях вообще.

ИА REGNUM: Но как обнаружить признаки аутизма у ребенка, если вы говорите о различной симптоматике?

Внимательная мама всегда увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных детей. В совсем раннем возрасте о таких говорят, что ребенок совершенно “беспроблемный”. Тихий, предпочитает побыть один. Из возможных “странностей” – не любит, когда к нему прикасаются, не говорит, не смотрит в глаза. Как только мама почувствовала неладное, нужно бегом бежать к специалисту.

ИА REGNUM: Психиатру?

Вот здесь у нас как раз очень большой провал – сложно четко обозначить специалиста, который поставит верный диагноз. Мало какая мама решится сразу отвести своего ребенка к психиатру. Но если у вас есть невролог, который давно наблюдает ребенка, то его рекомендации были бы очень кстати. И он сможет отличить один из признаков аутизма – когда, например, ребенок совсем не смотрят в глаза собеседнику – от возрастной особенности, когда дети просто не научились фиксировать взгляд. И проблемы с речью могут быть вызваны массой причин, а не только расстройством аутистического спектра.

ИА REGNUM: А если семья живет в регионе, где обычных-то педиатров мало, не то, чтобы хороших неврологов и психотерапевтов.

Если появились серьезные опасения – копить денег, хватать ребенка и везти в столичные центры. Это Центры лечебной педагогики, существует также Фонд содействия решению проблем аутизма в России “Выход”. Читать интернет-форумы родителей, чьи дети больны аутизмом – искать жителей вашего региона и спрашивать, спрашивать. Родительские сообщества есть по всей России. Но большая проблема в том, что полностью отсутствует государственная поддержка семей с детьми-аутистами. Поэтому даже московские мамы часто не знают, куда бежать. Но важно понять: сами родители могут многое сделать, чтобы помочь ребенку. Это ваш ребенок, он нужен, прежде всего, вам! ИА REGNUM: Когда могут поставить диагноз аутизм, чтобы исключить возрастные особенности и специфику индивидуального развития?

Читайте также:  Питание детей в самолёте - не проблема

До 2,5 – 3 лет диагноз официально не ставят. Если у мамы есть опасения, она волнуется – могу дать совет заниматься с ребенком больше. Берите книги, рекомендованные для занятий с детьми с аутизмом – и занимайтесь! Лучше перестраховаться, не ждать диагнозов.

ИА REGNUM: Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом – или боятся с ним столкнуться?

Можно почитать про методы сенсорной интеграции, про ABA-терапию. Замечательная есть книга, ориентированная на родителей – “Детский аутизм и ABA” Роберта Шрамма, вышла совсем недавно. Особый интерес вызывает книга “Особое детство” Ирис Юханссон: автор – психолог из Швеции с диагнозом “аутизм”. Юханссон описывает то, как она чувствует и воспринимает мир, что происходило в ее детстве, что ощущает внутри себя аутист. Эта книга очень важна для тех, кто хочет понять своего ребенка.

ИА REGNUM: Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с ребенком-аутистом?

У них другое мировосприятие. Поведение таких детей воспринимается по меньшей мере странно. Например, повышенная сенсорная чувствительность – дети очень остро чувствуют запахи, ощущают движения, слышат звуки. Обычному человеку сложно понять, что ребенку физически больно, когда кто-то говорит голосом определенного тембра. Аутисты не всегда могут выделить из гула голосов обращенную к ним речь – представьте, что вместо одного человека они слышат одновременно тысячу равных для них по значимости звуков. Дети затыкают уши, могут начать громко кричать – только для того, чтобы абстрагироваться от сенсорной перегрузки, перекрыть каналы связи за счет крика. Это – акт самосохранения. А окружающим кажется, что ребенок истерит, они видят его мать, которая пытается и малыша успокоить, и как-то взаимодействовать с окружающими, и считают ее такой же истеричкой.

Еще пример. Для снижения тревожности аутисты часто используют стереотипные движения, ритуалы – чтобы все совершалось понятно и предсказуемо. Например, идти одним определенным привычным маршрутом, пересчитывать колышки на знакомом заборе и так далее. Если ему в этот момент помешать, у него происходит “перезагрузка” – ему нужно вернуться в исходный пункт, чтобы пройти все заново и без препятствий. А если на пути ребенка стоит человек, обойти которого – значит нарушить маршрут, ребенок встанет напротив и будет стоять, ожидая, что человек уйдет. Может начать кричать и толкаться. Не все люди спокойно на это отреагируют – отойдут в сторону, хотя именно это и помогло бы избежать конфликта. Да, такая реакция существенно отличается от реакции среднестатистического ребенка.

И таких реакций – миллион, всех не перечислить. Это отличное от других восприятие действительности. Например, аутисту важно то, что обычному человеку кажется мелочью. Аутисты очень детализируют действительность: для них уникальной является каждая ситуация. Например, возьмем два антоновских яблока – для нас это два яблока, мы можем обозначить совокупность. Аутист – не может. Для него – это разные яблоки. Разного размера, может быть, формы, цветовых оттенков, есть масса критериев, по которым одно яблоко отличается от другого. Их не два – это одно яблоко и еще одно яблоко. Или базовый навык – мытье рук. Для аутиста это каждый раз разная ситуация: разное время, разная температура воды, полотенце, запахи, состояние здоровья. Таких детей именно поэтому приходится многим вещам обучать каждый раз заново.

Аутисты очень лингвистически чувствительны. Например, мы показываем ребенку изображение яблока и спрашиваем – Что это? Аутист может молчать в ожидании конкретизации вопроса. Потому что он его не понял: “это” – что именно? Бумага, на которой изображено яблоко? Книга? Круг? Тыкающий палец? От того, как именно задается вопрос, зависит и ответ.

Как рассказывает о себе Юхансон – иногда к звукам примешиваются ощущения, цветовые картинки, и тогда аутист может вообще перестать вас слушать. У него смещены приоритеты – он не понимает, что слушать говорящего важнее, чем впитывать другие ощущения.

ИА REGNUM: Еще распространенным мнением является то, что у таких людей иные морально-этические нормы.

Неверно. У таких людей их просто нет. Норма – это свод правил, применяемых в обобщенной ситуации. Но если нет возможности выделить общее – то о каких нормах и правилах можно говорить?

ИА REGNUM: Существуют еще два противоположных мифа об аутистах: одни говорит о том, что они умственно отсталые, второй – что гении.

Неверно думать, что они умственно отсталые – у большинства сохранен интеллект. Более того – природа не терпит пустоты – и очень часто такие дети проявляют необыкновенные таланты в других областях деятельности, не связанных напрямую с коммуникацией. Кто-то лучше считает, рисует, копирует изображения с фотографической точностью, чертит, пишет потрясающие стихи. Наша задача – как психологов – увидеть потенциал и начать с ним работать. Чтобы в дальнейшем, возможно, это стало профессией, способной прокормить. Нельзя не думать об этом. Если же нарушен интеллект, то это не является следствием аутизма, а, скорее всего, произошло в результате не связанных с ним нарушений центральной нервной системы.

ИА REGNUM: Когда рядом с ребенком родители, ситуация более-менее прогнозируема. Но дети вырастают – что с ними происходит?

Не все складывается хорошо и легко, однако и у обычных людей бывают трудности. Но в случае с аутистом: если его научили коммуницировать, то некоторые странности в поведении все равно сохраняются. Так, разумный, образованный, серьезный человек, который умеет хорошо, и даже несколько высокопарно, говорить – не знает таких казалось бы элементарных вещей, как взять другого за руку, поцеловать. И на это люди всегда очень остро реагируют. ИА REGNUM: На ваш взгляд, в нашем российском обществе остро стоит проблема толерантного отношения к детям-аутистам?

В нашем обществе большие моральные силы людей тратятся на решение бытовых и экономических проблем. Сложно в этой ситуации ждать, что люди начнут проявлять большую терпимость по отношению к детям-аутистам. Уставшие, замотанные люди не будут тратить свои силы на особых детей.

ИА REGNUM: Диагноз аутизм – это путь к инвалидности?

В России это инвалиды детства. Однако есть различные типы диагнозов – это и ранний детский аутизм, и расстройство аутистического спектра. Диагноз ставят сначала на год, впоследствии могут снять – бывали такие случаи. Ясно только то, что нельзя ставить крест на этих детях, они могут существовать в нашем мире, адаптироваться, самостоятельно себя обслуживать. Кто-то делает это лучше – кто-то хуже, есть более – или менее коммуницирующие дети, но помочь им найти себя в этом мире нужно обязательно. Окружающим людям хотелось бы пожелать быть более терпимыми к этим детям – даже не смотря на нехватку внутренних моральных ресурсов. Таких детей становится больше, и помочь им жить в этом мире – это, пожалуй, задача не только родителей, но и любого зрелого человеческого общества.

Аутизм называют аномалией психического развития. Раньше, как раз лет 20-30 назад, детям с расстройством аутентичного спектра ставили диагноз “ранняя детская шизофрения”. Однако действительно сейчас таких детей стало больше. У нас в России нет достоверной статистики, в США – есть, так вот там фиксируют последние 10 лет рост числа таких детей. С чем это связано? Есть масса гипотез. Возможно влияние различных факторов: от генетических до экологических. Есть версии, что аутизм – результат вмешательства в иммунную систему в результате вакцинации либо серьезной вирусной инфекции. И есть совершенно необъяснимые случаи. Что стало первопричиной? Экология, мутация генов – неизвестно.

Про воспитание

— Как вы взаимодействуете с сыном?

— Если сказать одним словом, то наше взаимодействие — это сотрудничество. Я бы назвал сына ограниченно вербальным, речь только фразовая. Диалога полноценного нет. Но я могу ему спокойно дать бытовую инструкцию, например «Отнеси на кухню тарелку» или «Убери за собой одежду».

На мой «Привет» он ответит: «Привет, папа». Может попросить включить свет или достать что-либо. Попросить еду. Мы его часто провоцируем на активность, например, что-то сами едим у него на глазах. Он подходит, и, пока не скажет фразу «Я хочу что-то», не даем. По сути, это процесс его обучения.

— Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с Артемом?

— Самое сложное для меня — что он не может выразить свои переживания и желания. А нам сложно объяснить ему, почему что-то пошло не так. Но мы каждый раз методично, не спеша всё проговариваем. Раньше огромной сложностью был его язык общения — истерики. Без понимания, что это за поведение и как с ним работать, справиться было бы невозможно.

Я считаю, все дети без агрессивного поведения должны ходить в общую группу, сами или с поддержкой тьютора. Если у ребенка есть агрессивное поведение, то с ним нужно работать и потом вводить в общую группу постепенно.

Воспитание ребенка с аутизмом. Учитываем потребности

Обладая знаниями системно-векторной психологии, мы можем очень точно понимать потенциал и психические особенности ребенка и знать, какое воздействие будет для него благоприятным, а какое лишь усугубит ситуацию.

С обладателем звукового вектора разговаривать нужно тихим, спокойным, доброжелательным голосом. Он лучше других способен определять интонации и гораздо охотнее обратит внимание на тихие звуки, а вот шум и повышение тона – это для него болевые воздействия.

Для гармоничного развития звуковика необходимо обеспечить такую среду, в которой отсутствуют громкие звуки. А вот тихая классическая музыка – наоборот, помогают ему сосредоточиться.

Обращаясь к ребенку, имейте в виду, что ему необходимо гораздо больше времени, чтобы отреагировать, как бы выйти наружу из состояния погруженности в себя. Поэтому не стоит его торопить или повышать голос, чтобы «докричаться». Ему важен полный психологический комфорт и безболезненное окружение, чтобы этот «выход наружу» вообще состоялся.

Если помимо звукового, у ребенка присутствует кожный вектор – ему нужно предоставить возможность работы с сенсорным материалом (форма, фактура, размер) и постепенно через подражание взрослому обучать конструированию. Также для кожных детей важна физическая активность, одно лишь сидение на диване с пособиями не позволит ему развиваться адекватно.

Звуковика с анальным вектором ни в коем случае нельзя торопить. Иначе упрямство и протестные реакции будут только усиливаться. Такой ребенок с трудом воспринимает смену привычного распорядка, любая смена заданий или активности должны происходить постепенно.

Именно с детьми этого векторального набора связаны многочисленные истории родителей о том, что диагноз ребенка заподозрили в результате попытки вывезти дитя на отдых или в условиях, когда семья сменила место жительства. Анально-звуковой ребенок с аутизмом в этой ситуации реагирует крайней формой протеста, отказывается есть и спать на новом месте. Такие дети весьма консервативны, приучать к посещению новых мест или употреблению новой пищи их нужно постепенно.


Часть 3. Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции

Ссылка на основную публикацию