Дети с аутизмом – просто немного другие

Изменить систему

В обычном классе — всё как всегда. В ресурсном классе продумана каждая мелочь. Всё имеет значение — даже цвет и расположение мебели.

Педагог Алексей Еськов показывает приспособления, способные помочь ребёнку преодолеть сенсорные нарушения. Сенсорный жилет — в него вшиты мешочки с песком, он тяжёлый. Надевается на плечи, чтобы ребёнок почувствовал свой вес, своё тело. Наушники, которые пропускают звуки речи, но не пропускают шум, что очень важно для ребёнка с сенсорными нарушениями. Карточки с индивидуальными правилами для каждого ребёнка: кому-то нужно постоянно напоминать, что не стоит кричать, кому-то — что на уроке нужно сидеть на месте. У каждого есть планшет — он используется и для поощрения, и для развивающих тренировок. В мире создаётся множество компьютерных приложений для детей с аутизмом.

«В прошлом году на базе коррекционной школы мы занимались с детьми в рамках подготовки к инклюзии. Но в этом году пришло трое учеников, которые только вошли в проект, и они так же успешно подсаживаются в обычные классы, — объясняет Яна Золотовицкая. — Выходит, система работает и без подготовительного этапа. Но тяжёлых детей хотелось бы курировать ещё с детского сада — поэтому наша следующая стадия — открывать такие проекты в детских садах». Ещё одна важная задача — подготовка сотрудников, как тьюторов, так и учителей общеобразовательных школ.

Создатели ресурсного класса говорят, что надеются поменять систему образования. Пока все говорят о гибких моделях, индивидуальном подходе, инновациях, образовательные стандарты становятся всё жёстче. В ресурсном классе подход другой — опираться нужно на сильные стороны конкретного ребёнка. Это сложнее, это затратнее. Но результаты удивляют.


Если дети — наше будущее, то давайте сделаем всё, чтобы это будущее стало возможным.

Аутизм или не аутизм?

В книге под редакцией доктора психологических наук Н.Л. Белопольской аутизм определён как полный или частичный отказ от общения с окружающими.

Как не спутать аутизм с другими видами нарушения психического развития? Давайте пройдёмся по понятиям.

Задержка психического развития – это отставание от уровня развития, который принято считать нормативным. При задержке психического развития можно наблюдать отставание интеллекта, сопровождающееся нарушением эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Норматив – это некий стандарт, разработанный на основе диагностики детей, отобранных по схожести признаков (языком обывателя – «средняя температура по больнице»).

Задержка развития считается временным явлением, которое компенсируется к концу начальной школы (примерно к 4-му классу, но может сохраняться вплоть до подросткового возраста – 12, 13 лет).

Задержка психического развития – это обобщённое определение комплекса нарушений высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. ЗПР может развиваться на фоне гиперактивности (неспособность ребёнка к концентрации, гипервозбудимость замедляет процесс его обучения и развития), так и выражаться в замедленности реакций ребёнка, апатичности, вялости мимики и реакций на внешние раздражители.

Диагноз «умственная отсталость» могут поставить ребёнку на ПМПК по окончании начальной школы, если уровень развития его психических функций не достиг нормативных показателей.

До окончания начальной школы ни специалисты ПМПК, ни администрация и педагоги школы не имеют права настаивать на диагнозе «умственная отсталость» или «аутизм» (если, конечно,изначально мы не имеем дело с тяжёлым случаем, как, например, психическое расстройство, полная социальная беспомощность, непонимание происходящего). Ранняя постановка диагноза имеет место быть, если родители планируют оформить инвалидность для получения социальных льгот, пенсионного обеспечения.

Более того, такие дети имеют все права обучаться в обычной школе по индивидуальному учебному плану (для этого не требуется какой-то специальной справки, смены диагноза или перевода на домашнее обучение). В данном случае ребёнок обучается в классе с другими ребятами, но по индивидуальному образовательному маршруту, какой-то процент школьных дисциплин преподаётся ребёнку в индивидуальном формате. Это установлено ФГОС и федеральным законом “Об образовании в РФ”.

Аутичные черты в виде частичного отказа от общения, ритуальности, фобичности могут проявляться и у ребёнка с задержкой психического развития, гиперактивностью и умственной отсталостью, но при этом нельзя назвать их аутистами.

Например, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) можно спутать с синдром Аспергера (лёгкая форма аутизма).

Вот их общие черты:

  • сложность установления продолжительного контакта с детьми и взрослыми;
  • неумение понимать чувства других людей;
  • длительное повторение некоторых действий;
  • психологические проблемы, возникающие при любом изменении графика или режима;
  • частое повторение одних и тех же слов или целых фраз (эхолалия);
  • дословное понимание любых идиоматических выражений;
  • неуклюжесть движений;
  • беспокойный сон, повышенная тревожность;
  • страх новизны;
  • моторная недостаточность;
  • задержка развития коммуникативной речи;
  • интеллект близкий к среднему, средний или выше среднего;
  • данный синдром встречается только у мальчиков (у девочек отмечается дефицит внимания, но без гиперактивности).

Гиперактивность относят к минимальным мозговым дисфункциям (ММД).

ММД характеризуются нарушениями поведения от лёгкой до выраженной степени, сочетающимися с минимальными отклонениями в ЦНС, которые могут характеризоваться различными нарушениями восприятия, речи, внимания, памяти, двигательных функций.

Учёные выявили, что сочетание сахара с углеводами приводит к усилению активности ребёнка с СДВГ.

Гиперактивного ребёнка можно отличить от ребёнка с синдромом Аспергера по избыточной активности – даже если такой ребёнок сидит спокойно на стуле (насколько это может быть спокойным), его всё равно как будто изнутри дёргает током, он до предела напряжён и то и дело, его энергия не выдерживает и как гейзер вырывается наружу, сопровождаемая мышечными тиками, криком и даже смехом. Любое, даже интересное занятие, надоедает им через 10 минут (в отличие от аутиста, который может часами заниматься однотипной деятельностью).

Гиперактивные дети очень впечатлительны, с богатым воображением (считается, что дети с синдромом Аспергера не умеют фантазировать и испытывают проблемы с абстрактным мышлением (с возрастом это компенсируется). В голове у “гиперов” всё время возникают разные образы, которые им не терпится изобразить звуком или на бумаге, что-то построить и т.д. Я знакома с ребёнком, который, например, идеально копирует разговор китов и дельфинов.

У таких детей очень развиты актёрские способности, развитая мимика, артикуляционный аппарат. У аутиста мимика слабо выражена.

Гиперактивные дети могут обожать чтение или математику. Как правило, раньше сверстников начинают читать или писать, причём писать могут без ошибок слова любой сложности, но, вследствие проблем с мелкой моторикой, почерк получается небрежным и нуждается в коррекции. Кстати многие гении имеют плохой почерк и равнодушны к порядку, как и гиперактивные ребята. Хаос для них – это родная стихия. Гиперактивный ребёнок управляем словом «хочу». Если он что-то хочет – это становится центром его Вселенной и всё другое отходит на задний план. Вот почему у них часто большие проблемы с учёбой.

Дети с синдромом Аспергера талантливы по-своему. Они обладают удивительной наблюдательностью и могут подмечать детали, невидимые взору обычного человека, у них феноменальная память. Из таких детей получаются отличные программисты, художники, картографы, конструкторы. Будучи талантливыми в каких-то узких областях, в других они могут проявлять безграмотность (кто-то и в зрелом возрасте не умеет хорошо писать, испытывает трудности с чтением, могут обучаться лишь с помощью видео, картинок, знаков).

Часто такие дети воспринимаются окружающими как чудаки из-за своего странного поведения. У них много блестящих идей, но им сложно реализовать их без сторонней поддержки, они беспомощны в житейском плане и до конца жизни остаются интровертами, имея лишь узкий круг контактов и интересов.

Существуют различные теории в определении причин возникновения СДВГ:

  1. Сторонники нейробиологических теорий считают, что у таких детей существует проблема в выработке гормона серотонина, влияющего на нарушение поведения, нарушение обмена веществ;
  2. Сторонники нейропсихологических теорий полагают, что всё дело в нарушении механизма торможения в головном мозге;
  3. Нейроанатомическая теория придерживается гипотезы о дисфункции лобной доли, чему нет достаточного подтверждения, так же, как и…
  4. теории токсических веществ (влияние пищевых добавок, салицилатов, сахаров, свинца). Данные теории нуждаются в дополнительных исследованиях.

На формирование гиперактивности или задержки психического развития могут повлиять такие факторы, как недоношенность, гипоксия во время беременности или родов (обвитие пуповиной), наследственность, экологическое неблагополучие, факторы окружающей среды, в том числе и воспитание.

Читайте также:  Шкала апгар что это? Первые оценки новорожденных по шкале апгар

Подробнее о лечении детей с СДВГ в моей статье.

Чем отличен аутизм от вышепредставленных психологических дисфункций? Приведу некоторые черты:

  • одержимая ритуальность и зацикленность на каком-то действии. Ребёнок всегда ходит в школу одной и той же дорогой, может часами совершать одно и то же действие, например, переставлять с места на место предметы, переливать воду из одной ёмкости в другую (в отличие от «гипера», которому всё быстро надоедает из-за нарушенной функции внимания и концентрации);
  • бедность мимики: чаще пустой, ничего не выражающий взгляд;
  • панический страх всего нового (перестановка мебели в комнате ребёнка с аутизмом может вызвать у него настоящий ужас и яркий протест);
  • отсутствие проявления эмоциональной реакции к членам семьи и даже протест при попытке родителя обнять его. Гиперактивный ребёнок тоже может плохо идти на контакт с другими людьми, но больше из неумения завязать общение, однако он любит играть с родителями, с братьями и сёстрами, проявляет к ним внимание и ласку;
  • стремление к схематизму (понимание предмета происходит в основном через схемы, рисунки);
  • невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальная недостаточность. В 15-20% случаев интеллект у аутистов сохранен, но всё же страдает вследствие особенностей поведения;
  • аутизм может встречаться чаще у мальчиков, но бывает и у девочек.

По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.

В определении причин формирования аутизма также есть ряд научных теорий:

  1. Эмоциональная депривация в раннем детском возрасте (психогенное происхождение аутизма);
  2. Поражения головного мозга (органическое происхождение аутизма);
  3. Генетическая предрасположенность.

Влияние определённых видов пищевых продуктов, добавок, свинца также остаётся под вопросом и нуждается в дополнительных исследованиях.

Как помочь детям, имеющим эмоционально-волевые нарушения?

  1. Медикаментозная терапия (назначается психиатром);
  2. Поведенческая терапия (научение детей социальным навыкам и навыкам самообслуживания);
  3. Арт-терапия;

Благотворное воздействие оказывают прогулки на свежем воздухе, массаж, ЛФК, плавание, релаксационные техники, продолжительное пребывание в состоянии радости и счастья. К сожалению, некоторые виды терапии могут быть недоступны ребёнку в виду его особенностей (фобий). Но всегда можно подобрать вид терапии, комфортный для него.

Родителям необходимо несмотря ни на что сохранять оптимизм и хорошее настроение, т.к. плохое настроение окружающих очень вредит психологическому развитию ребёнка.

Родители, помните – в каждой трудности кроется возможность! Возможность вопреки всему доказать себе и окружающим, что вы способны сделать своего ребёнка полноценным членом общества.

Самостоятельно продиагностировать нарушения психического развития в раннем возрасте можно, воспользовавшись индикаторами в моей заметке https://www.b17.ru/blog/59158/

Скрининг-тест на диагностику раннего детского аутизма (с 16 до 30 месяцев) можно пройти, кликнув на ссылку:

Но не спешите делать выводы, лучше для начала обратитесь к специалисту!

Запрос отправляйте личным сообщением!

По мнению H. Asperger основная причина психических и поведенческих нарушений – первичная слабость инстинктов, недоразвитие внутренней речи, «центральное нарушение переработки слуховых впечатлений», что приводит к блокаде потребности в контактах. Причину расстройства системы организации и планирования поведения у аутистов Д.Н. Исаев и В.Е. Каган видят в нарушении лобно-лимбических функциональных связей головного мозга.

Как проявляется аутизм у детей до 2 лет. Книга “Айрис Грейс”

Популярных книг о детях с аутизмом совсем немного, и тем ценнее первая по-настоящему художественная проза — ее написала Арабелла Картер-Джонсон, мама девочки с аутизмом Айрис Грейс, проиллюстрировав своими фотографиями и рисунками дочери. Всего два года ушло у родителей Айрис на то, чтобы понять, что именно не так с их ребенком, — и с тех пор они живут, пытаясь проникнуть в мир своей девочки и помочь ей адаптироваться к нашему. Публикуем отрывки из книги, очень точно описывающие признаки аутизма у детей до 2 лет.

После Рождества мы решили крестить трехмесячную Айрис. Но её сон становился всё менее предсказуемым и более неуправляемым. Просто уложить дочку вечером спать стало настоящим испытанием: она признавала только меня и устраивалась на моём плече, пока я гуляла, слушая музыку, или лежала на мне в кресле-качалке.

Поддерживать сон Айрис также оказалось невозможным. Она просыпалась через час или два и плакала, пока не получала моё тёплое плечо, движение и музыку. Это утомляло: к тому времени, как я отправлялась спать, уложив её, меня снова будили.

Я не могла поверить своему счастью, когда Айрис заснула в своём крестильном платьице, пока мы шли в церковь от родительского дома. Она утомилась за беспокойную ночь, и на сей раз это сыграло мне на руку: дочка спокойно проспала всю церемонию, пока не настал её черёд, и она мужественно позволила викарию побрызгать ей лоб.

Я выжила исключительно благодаря поддержке близких: моя замечательная мама чуть ли не каждый день привозила нам готовую еду и бутерброды, Пи Джей ездил по магазинам, пока я монтировала свадебные фотографии и рассылала расценки, пытаясь поработать в те немногие драгоценные часы, пока Айрис спала.

№3: Кормление по требованию – важное условие ГВ

Ещё несколько лет назад правильным считалось кормление по часам. В соответствии с этим кормить ребёнка следовало через определённые промежутки времени (обычно – через каждые 3 часа).

В наши дни правила грудного вскармливания несколько изменились. Современные специалисты полагают, что для успешной лактации и отсутствия проблем необходимо кормление по требованию ребёнка.

Каждый новорождённый нуждается в индивидуальном графике кормления. В связи с этим важно прислушиваться к потребностям ребёнка и удовлетворять их по первому требованию. Предлагайте малышу грудь всегда, когда он капризничает, хныкает или открывает ротик в поисках источника молока. Даже если предыдущее кормление было час назад. Кроме того, частые прикладывания способствуют увеличению количества молока и лучшей лактации.

Не стоит опасаться, что при кормлении по требованию ребёнок будет переедать. Во-первых, малыш не будет кушать больше, чем ему нужно. Во-вторых, его желудок приспособлен к быстрому усвоению грудного молока. Спустя некоторое время у ребёнка сформируется собственный график, который будет оптимально подходить под его нужды.

Кормление по требованию благоприятствует созданию психоэмоционального комфорта новорождённого. Младенец чувствует, что его потребности своевременно удовлетворяются, а значит – он важен и нужен, его любят. Такие дети вырастают более уравновешенными, спокойными и уверенными по сравнению с теми, кого кормили по времени.



В некоторых случаях малыш может сосать грудь не только из-за возникновения чувства голода, но и для того, чтобы успокоиться, почувствовать безопасность, находясь рядом с мамой. Не лишайте своё чадо такой возможности. Таким способом он ищет контакт с мамой, поддерживает с ней связь. Этим объясняется и мирный сон новорождённых после кормления грудью: успокоившись и наевшись, детки сладко засыпают, чувствуя себя в полной безопасности.

Правила кормления по требованию

Частота кормлений новорожденного грудным молоком зависит от выбранного способа вскармливания. Кормить малыша можно двумя способами: по требованию и по режиму.

Какой способ выбрать, решает, конечно, сама мама, но нужно учесть, что кормление по требованию является самым оптимальным вариантом. Только такой способ вскармливания гарантирует долгую и качественную лактацию, ведь регулярная стимуляция сосков вызывает выработку молока.

К грудному вскармливанию по требованию женщина приступает сразу после родов, как только врач отдает ей ребенка. И с этого момента, как только ребенок заплачет, женщина предлагает ему грудь.

Такой способ вскармливания обеспечивает достаточное питание ребенку, малыш мало плачет, так как всегда рядом с мамой, ему спокойно и тепло. Благодаря частым прикладываниям женщине не грозит недостаток молока, а также снижается вероятность развития лактостаза и мастита.

Часто женщин пугает вскармливание по требованию, так как появляется необходимость постоянно вставать и кормить ребенка ночью. Самый лучший способ избежать бессонных ночей – правильная организация кормления по требованию. Для этого спать рекомендуется с ребенком рядом.

Чтобы не брать малыша в родительскую кровать, стоит попробовать поставить детскую кроватку рядом и снять один бортик. В таком случае женщина сможет дать ребенку грудь по требованию, не вставая с постели.

  • Грудь нужно менять каждые два часа, независимо от частоты прикладываний, чтобы ребенок успевал высосать всю грудь без остатка.
  • Очень важно правильно прикладывать, чтобы во рту ребенка был не только сосок, а почти вся ареола, иначе возникнут трещины и застой из-за неэффективного опустошения железы.
  • В период грудного вскармливания нужно правильно питаться, не употреблять алкоголь и аллергены.
  • Кормление нужно проводить по требованию малыша, где бы женщина ни находилась.
Читайте также:  Обучение за рубежом: Польша, Германия, Великобритания

Как часто придется кормить по требованию, зависит от возраста и состояния ребенка. Малыш до трех месяцев может прикладываться 20 раз в сутки. Если у ребенка режутся зубы или он болеет, ради успокоения малыш может находиться у груди почти весь день, это является нормой. Облегчить процесс женщине помогут специальные устройства – слинги и эрго-рюкзаки, которые помогают безопасно носить младенца и выполнять свои дела.

Кроме того, в первые два месяца нормализуется процесс грудного вскармливания, устанавливается лактация. Если женщина будет редко кормить, выработка молока скорее всего приостановится, и уже к третьему месяцу жизни младенца оно перегорит.

Правильное прикладывание и захват груди

Именно правильное прикладывание является одним из основных факторов, способствующих успешному опыту грудного вскармливания. Для течения всего периода кормления малютки женским молоком очень важно, как произошло первое прикладывание младенца. В большинстве роддомов грудное вскармливание поддерживают, обеспечивая новорожденному малышу прикладывание к груди мамы сразу же после родов.

Также для правильного прикладывания важна удобная поза. Кормления, особенно в первое время, длятся довольно долго, поэтому важно, чтобы мама не уставала.

Младенец должен захватить сосок самостоятельно, но если он сделал это неправильно (захватил лишь кончик), маме следует немного нажать на подбородок крохи и освободить грудь.


Именно правильное прикладывание является одним из основных факторов, способствующих успешному опыту грудного вскармливания. Для течения всего периода кормления малютки женским молоком очень важно, как произошло первое прикладывание младенца. В большинстве роддомов грудное вскармливание поддерживают, обеспечивая новорожденному малышу прикладывание к груди мамы сразу же после родов.

Второе правило: первое кормление грудного ребёнка

В идеале первое прикладывание новорождённого осуществляется ещё в родзале. Ранний контакт способствует развитию лактации и заселению кожи и кишечника новорождённого бифидум-флорой. Как правильно прикладывать новорождённого для кормления, покажет медперсонал. Если состояние ребёнка или родильницы не позволяет это сделать, первое прикладывание к груди переносится. При удовлетворительном состоянии женщины медперсонал обучает самостоятельному сцеживанию. Это умение не допустит угасания выработки молока и развития лактостаза. При отсутствии противопоказаний ребёнка во время раздельного пребывания можно кормить сцеженным молоком.

  • непосредственно перед кормлением маме необходимо вымыть руки и обдать грудь тёплой водой;
  • определиться с позой для кормления. Обычно это сидя (полулёжа) или стоя (после эпизиотомии);
  • ребёнок кладётся на сгиб локтя, другая рука максимально приближает сосок ко рту грудничка;
  • повинуясь рефлексам, малыш сам захватит сосок и начнёт сосать;
  • грудь надо дать так, чтобы малыш захватил ртом сосок и почти всю ареолу. Нижняя губка его при этом будет немного вывернута, подбородок и носик касается груди.

Польза кормления грудным молоком

Пользу кормления грудным молоком трудно переоценить. Это не только источник ценных питательных веществ. Во время кормления между новорожденным и мамой формируется прочная эмоциональная связь. Ученые проводили множество исследований о пользе грудного молока. Вот что они говорят.

    Грудное молоко способствует созреванию иммунной системы ребенка, снижает риск развития рака.

У детей на ГВ меньше риск атопического дерматита, они реже болеют отитом, реже нуждаются в удалении глоточных миндалин, у них лучше зрение.

На грудном вскармливании у малышей реже возникают запоры, диарея и кишечные инфекции, а также пищевая аллергия (при кормлении 6 месяцев и больше). У взрослых, которые в детстве получали грудное молоко, реже развиваются болезнь Крона (тяжелое воспаление кишечника), язвенный колит (воспаление толстой кишки), аппендицит.

В грудном молоке меньше белка и солей, поэтому меньше нагрузка на незрелые почки ребенка. Реже бывают инфекции мочевыводящих путей.

Улучшается рост нервной ткани – этому способствуют холестерин и другие жиры грудного молока.

Сосание груди улучшает развитие челюстных мышц. А если вы кормите ребенка больше года, это снижает риск нарушения прикуса. Кроме того, постепенное изменения вкуса грудного молока с возрастом подготавливают малыша к разнообразной твердой пище.

  • У детей на грудном вскармливании реже развиваются инфекции дыхательных путей, и протекают гораздо легче, реже возникает бронхиальная астма, пневмония, грипп.
  • В грудном молоке меньше белка и солей, поэтому меньше нагрузка на незрелые почки ребенка. Реже бывают инфекции мочевыводящих путей.

    Польза частого прикладывания

    Современные консультанты по грудному вскармливанию сходятся во мнении, что кормить малыша необходимо по его требованию. Некоторые дети выдерживают 2 часа между кормлениями, другие – просят два раза за час. Особенно это актуально в первый месяц жизни младенца и в лактационные кризы.

    Частые прикладывания приносят пользу:

    • Налаживают лактацию;
    • Стимулируют дополнительную выработку молока, поэтому при его недостатке стоит почаще прикладывать малыша;
    • Успокаивают кроху, особенно в периоды коликов, при появлении первых зубов, плохого самочувствия;
    • Матка сокращается, тем самым быстрее становится естественных размеров после родов;
    • Выработка окситоцина при кормлении помогает матери быть более спокойной, поднять настроение.


    При грудном вскармливании в последнее время мнение педиатров поменялось. Ранее было положено кормить каждые три часа, сегодня – по требованию. В первый месяц кроха может постоянно находиться на груди, поскольку он нуждается в материнском тепле, заботе, лактация налаживается. Впоследствии у малыша наладится график, и, скорее всего, промежутки установятся в пределах 2,5-3 часов между кормлениями.

    Основы правильного прикладывания грудничка

    Очень важно сразу правильно прикладывать новорожденного к молочным железам. В противном случае малыш может повредить соски и остаться голодным, что создаст дополнительные трудности.

    Он сам еще не знает, как добывать еду из молочных желез, поэтому матери следует научиться прикладыванию или вспомнить прежний опыт, если у ребенка есть старшие братья или сестры.

    Этапы правильного кормления:

    • Руки и грудь должны быть чистыми, поэтому их нужно вымыть перед прикладыванием. Для рук следует использовать мыло, а грудь достаточно ополоснуть теплой водой.

    В первое время лучше не мыть ее мылом, чтобы незнакомый запах не вызвал отказ малыша от прикладывания.

    • Важно выбрать позу для кормления. Их достаточно много. Но самые распространенные: сидя, лежа или стоя (при осложненных родах). Новорожденного укладывают на сгиб локтя, а другой рукой направляют сосок к его рту.

    Он рефлекторно берет его, начиная вытягивать молоко. При этом важно, чтобы он захватил всю ареолу, а не только сосок. При правильном прикладывании нос и подбородок ребенка слегка касаются груди.

    Если прикладывать его неправильно, уже через несколько дней на груди могут появиться трещины, а беспокойный голодный младенец будет постоянно кричать, требуя полноценного питания.

    • В первые дни не следует давать новорожденному грудь больше, чем на 20 минут. Кожа на сосках очень нежная и ей нужно время, чтобы загрубеть от постоянного прикладывания.

    Если малыш будет сосать молоко дольше, не избежать повреждений, что осложнит дальнейшее кормление.

    Если соблюдать это правило не удается, нужно регулярно делать для груди воздушные ванны и поддерживать здоровье специальными заживляющими мазями. Например, Бепантеном.

    • В одно кормление предлагается одна грудь. Так малыш наестся, высосав переднее и заднее молочко.

    Если новорожденный крупный, и у него отменный аппетит, можно предложить вторую грудь после опустошения первой.


    На то, что малышу достаточно еды, указывают следующие факты:

    Как долго следует кормить ребенка грудью

    Крайне важно обеспечить малышу грудное вскармливание в первые полгода его жизни — от этого принципиально зависит его здоровье, его рост и развитие.

    Современные врачи всего мира договорились, что если у мамы достаточно собственного молока, то до 6 месяцев можно осуществлять только грудное вскармливание, которое полностью покроет потребности ребенка во всех необходимых веществах. То есть ни воду, ни прикорм можно не добавлять в рацион малыша.

    Единственное исключение — очень жаркий климат, при котором риск теплового удара у маленького ребенка резко возрастает. В этом случае необходимо восполнять патологические потери жидкостей в организме крохи, допаивая его водой, а нередко даже минеральной водой (то есть вода с добавлением солей) — подробнее об этом мы писали в материале про то, как выжить жарким летом с маленьким ребенком.

    Читайте также:  Простуда и грудное вскармливание, как правильно лечить простуду

    А далее, после того, как вы отпраздновали первые полгода жизни вашего крохи, все что касается продолжительности грудного вскармливания, зависит уже прежде всего от желания и возможностей мамы и семьи в целом.

    В 6 месяцев ребенку рекомендовано давать первый полноценный прикорм. Однако, грудное вскармливание при этом крайне желательно сохранить. И далее — частота и длительность грудных кормление постепенно уменьшается, вместе с тем частота и объем прикорма — соответственно увеличивается.

    Если мама имеет возможность (у нее по прежнему активна выработка молока) и желание — сохранение кормлений грудью приветствуется всеми педиатрами мира без исключения. Например, ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций ) совместно рекомендуют сохранять частичное грудное вскармливание (то есть рацион ребенка состоит преимущественно из других продуктов — овощи, мясо, каши, кисломолочные продукты и т.д., но вместе с тем он ежедневно получает и порцию маминого молока) аж до 2-х лет и более. Объясняя важность этой стратегии тем, что грудное вскармливание у детей любого возраста в значительной степени снижает риск заболеваний различными инфекциями.

    Рассудив логически, можно предположить, что для стран с высоким уровнем медицины и низким уровнем распространения инфекционных заболеваний (к числу таких стран относится и Россия) медицинский резон в длительном грудном вскармливании не так актуален, как для слаборазвитых стран.

    В современной педиатрии сложилось мнение, что в развитых странах с высоким уровнем жизни прикладывание к груди ребенка после года имеет не столько биологическую ценность, сколько психологическую.

    Нам известны случаи, когда продолжительность грудного вскармливания переходила все мыслимые рамки и воспринималась скорее как аномалия, чем благоприятная норма. Но это – отдельная история…

    Короче говоря. Выражаясь максимально просто и понятно, повторимся:

    • железно надо (по всем биологическим законам) кормить ребенка грудью — первые полгода;
    • очень желательно продлить грудное вскармливание — до 1-1,5 лет;
    • на усмотрение семьи и при желании самой мамы можно продолжать кормить грудью раз-два в день — сколько угодно долго.

    Рассудив логически, можно предположить, что для стран с высоким уровнем медицины и низким уровнем распространения инфекционных заболеваний (к числу таких стран относится и Россия) медицинский резон в длительном грудном вскармливании не так актуален, как для слаборазвитых стран.

    Как правильно кормить грудью: как правильно прикладывать новорожденного ребенка к груди

    Появление малыша на свет – это величайшее чудо в мире. И больше всего крохотное и беззащитное создание нуждается в маме и ее молочке. Педиатры всего мира постоянно призывают женщин кормить грудью, потому что состав молока настолько идеален для ребенка, что полного аналога ему не существует. Но с каждым годом все больше женщин сталкиваются с проблемами лактации и порой сохранить еду для малыша вовсе не получается или период грудного вскармливания едва дотягивает до полугода. Почему так происходит? Врачи говорят, что чаще всего виной тому является неправильное поведение рожениц. Именно поэтому молодым мамам важно знать, как правильно кормить грудью, как правильно прикладывать ребенка к груди. Перед вами статья, которая обязательно ответит на этот и некоторые другие вопросы (на что важно обратить внимание в процессе кормления грудью, как лучше понимать потребности ребенка, как избежать распространенных ошибок и следующих за ними неприятностей) , позволит вам и вашему малышу получать от грудного вскармливания только положительные эмоции.

    1. Правильное прикладывание – золотое правило дальнейшего успеха
    2. Захват груди: как найти истину
    3. Фото галерея
    4. Популярные вопросы
    5. Главное – здравый смысл
    6. Какие особенности следует учитывать
    7. Видео гид по ГВ

    Итак, давайте разберемся во всем по порядку.

    Как правильно прикладывать новорожденного ребенка к груди


    Появление малыша на свет – это величайшее чудо в мире. И больше всего крохотное и беззащитное создание нуждается в маме и ее молочке. Педиатры всего мира постоянно призывают женщин кормить грудью, потому что состав молока настолько идеален для ребенка, что полного аналога ему не существует. Но с каждым годом все больше женщин сталкиваются с проблемами лактации и порой сохранить еду для малыша вовсе не получается или период грудного вскармливания едва дотягивает до полугода. Почему так происходит? Врачи говорят, что чаще всего виной тому является неправильное поведение рожениц. Именно поэтому молодым мамам важно знать, как правильно кормить грудью, как правильно прикладывать ребенка к груди. Перед вами статья, которая обязательно ответит на этот и некоторые другие вопросы (на что важно обратить внимание в процессе кормления грудью, как лучше понимать потребности ребенка, как избежать распространенных ошибок и следующих за ними неприятностей) , позволит вам и вашему малышу получать от грудного вскармливания только положительные эмоции.

    7. Кормление грудью сидя вертикально, или «поза коалы»

    При кормлении в вертикальной позе или в «позе коалы», ребенок сидит с прямой спиной и поднятой головой у мамы на бедре. 4 Такую позу можно попробовать даже с новорожденным, если хорошо его поддерживать, но особенно удобна она для кормления подросшего ребенка, который уже может сидеть сам. Вертикальная поза сидя или «поза коалы», отлично подходит для малышей, которые страдают от рефлюкса или ушной инфекции и лучше чувствуют себя сидя. Кроме того, эта поза может подойти детям с укороченной уздечкой языка или пониженным мышечным тонусом.

    «Когда моя дочка немного подросла, я часто кормила ее в вертикальной позе — так нам обеим было удобнее, и при этом я все равно могла тесно прижимать ее к себе, — вспоминает Пегги, мама из Швейцарии. — К тому же так можно было незаметно кормить ее грудью в общественных местах».

    Двойное кормление грудью из-под руки (или «захват двух мячей») отлично подходит для мам двойняшек — можно кормить обоих одновременно, а руки при этом остаются относительно свободными. 4 При кормлении в этой позе желательно использовать специальную подушку для грудного вскармливания двойняшек, особенно в первое время. Она обеспечит дополнительную поддержку и поможет удерживать обоих малышей в правильном положении, а также уменьшит нагрузку на живот, если у Вас было кесарево сечение. К тому же руки оказываются свободнее, и при необходимости можно заниматься одним ребенком, не мешая второму.

    Что делать при вирусных заболеваниях

    При возникновении вирусного заболевания маме нельзя прекращать кормить малыша. С молоком поступают иммуноглобулины, которые формируют иммунитет. К уходу за младенцем лучше привлечь родственников, чтобы больная мамочка отдохнула и поправила здоровье. Лучше обратиться к врачу за назначением препаратов, которые не повредят малютке. Можно ли кормить ребенка при температуре у мамы? За ответами обращайтесь к данной публикации.

    Помочь могут воздушные ванны, смазывание ареола «задним» жирным молоком, использование специальных накладок для груди.

    Колыбелька

    Обычно акушер помогает неопытной маме прикладывать новорождённого, показывая, как правильно это делается. Колыбелька считается базовой позой, с которой знакомят ещё в роддоме.

    • голова новорождённого размещается на сгибе той руки, со стороны которой проводится прикладывание;
    • её кисть должна придерживать спину малыша;
    • второй рукой придерживается его поясница;
    • женщина должна развернуть тело младенца так, чтобы они соприкасались животами.

    В это время женщине хорошо сидеть в мягком кресле, на жёстком полу, стоять, прохаживаться по комнате. Её неудобство в том, что через 15-20 минут затекает спина, рука. Младенцу в ней удобно, он может полноценно охватить сосок, тепло материнского тела прогревает его животик, что помогает пищеварению.

    Неправильный захват приводит к лактостазу (застой молока в некоторых сегментах), трещинам на сосках. Первая проблема решается выбором оптимальной позы, благодаря которой ребёнок будет полностью опустошать грудь. Вторая со временем пройдёт, нужно набраться терпения. Можно воспользоваться специальными заживляющими мазями, накладками. Кормить малыша непривычно и сложно только первые недели. Со временем мама наладит контакт с ребёнком, и вскармливание будет приносить пользу обоим.

    Ссылка на основную публикацию