Самые классные домашние игры для погодок, двойняшек, детей в многодетных семьях до 5 лет

Дети-погодки – испытание не для слабых – Психолог

  • Психология взрослых
    • Почему арт-терапия?
    • Весеннее обострение
    • Вверх по лестнице возрастных кризисов
    • Созависимые отношения – невыносимая любовь
    • Зависимость от любви. Постскриптум
    • Как пережить измену
    • Как пережить развод
    • Ревность – яд и лекарство любви
    • Выкидыш на раннем сроке беременности
    • Переболеть расставание с любимым человеком
    • Одиночество – путь к свободе или депрессии?
    • Жить после смерти близкого человека
    • От стресса до “Загнанной лошади”
    • Апатия – обезболивающее для души или потеря смысла жизни?
    • Верь в себя!
    • Социофобия. “Я” в коробке
    • Страх публичных выступлений. От драмы позора до софитов успеха
    • А счастье-то совсем рядом. на работе
    • О верности для близости
    • Что такое психологическая помощь?
  • Серия “Трудные люди”
    • Гневливые люди
    • Тревожные люди
    • Жертва века
    • Перфекционизм. Вечная мания быть отличником.
  • Семейная психология
    • Психолог для молодожёнов
    • О взаимопонимании в отношениях
    • Семейные конфликты между супругами или как правильно ссориться
    • Семейные кризисы
    • Не прогнуться под семейным тираном
    • Приёмные и такие родные
    • Эмоциональное сгорание родителей гиперактивных детей
    • От чего зависит семейное счастье
    • Зачем родителю психолог?
    • Как стать счастливым родителем
  • Психология беременных
    • Зачем беременным психологическая помощь?
    • Эмоциональные нарушения беременных
    • Страх родов? Потрудитесь не бояться!
    • Психологическая неготовность к материнству. По дороге к безнадёге.
    • Как не растолстеть во время беременности
    • Этнопсихология беременности и родов
  • Детская психология
    • Для чего нужен детский психолог?
    • Кризис 3-х лет у ребёнка
    • Одиночество ребёнка
    • Как справиться с истериками у ребёнка
    • Агрессия у ребёнка, и от чего дети дерутся
    • Ребёнок-левша. Психологические особенности
    • Гиперактивные дети. Как выжить и адаптироваться
    • Про детские и подростковые страхи
    • Ребёнок-Тиран
    • Учебная мотивация детей и подростков. Рекомендации для родителей
    • Развод и ребёнок
    • Когда родительская любовь – яд для ребёнка. Гиперопека и сверхконтроль
    • От чего зависят гармоничные взаимоотношения родителей и детей
    • Как выработать родительский авторитет
    • Дети-погодки – испытание не для слабых
    • Гаджетозависимость – ликвидатор успеваемости
    • Детско-родительская созависимость. Оковы любви
  • Подростковая психология
    • Психологические трудности подростков
    • Подростковая лень
    • Одиночество подростка
    • Я урод! О подростковой дисморфофобии
    • Гадский возраст. О трудных родителях подростков

Дети-погодки – испытание не для слабых

Дети-погодки – это дети с минимальной разницей в возрасте, до 3-х лет.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-погодок, связаны с их агрессией, направленной друг на друга, порой с желанием уничтожить сиблинга, ревностью к матери, соперничеством погодок друг с другом, для того, чтобы быть лучшим и любимым для матери, желанием отобрать игрушку у брата или сестры, которой тот заинтересовался, трудностями дисциплины (дети легко заводят друг друга).
1.АГРЕССИЯ. У ребёнка в утробе матери общие с ней физические и психологические границы. При рождении общность физических границ нарушается, а вот единые психологические границы ребёнка и матери сохраняются до 3-х лет. Приблизительно в 3 года происходит психологическое рождение ребёнка, его отделение от матери, хотя первые шаги к своему «Я» малыш делает только, начиная ходить, родители при этом испытывают явные трудности в воспитании своего чада.
Если у малыша рождается братик или сестрёнка до его трёхлетия, то в его единое с мамой психологическое пространство, общий с ней мир входит третий, и он оказывается для него лишним. Поэтому маленькие дети очень часто пытаются нанести повреждения своему сиблингу, поколачивают его. Родителям приходится не терять бдительности, чтобы не случилось беды. Перейдя границу трёхлетия, ребёнок продолжает сохранять негативное отношение к своему сиблингу и часто обижает его, толкает, щипает, бьёт беззащитного малыша. Подрастая младший начинает обижать старшего, отыгрываясь за прошлое. Агрессия может достигать таких размеров, что часто единственным выходом из сложившейся ситуации становится разлучение детей.
2.РЕВНОСТЬ. Следующая проблема, с которой могут столкнуться родители погодок – это сильная ревность со стороны детей по отношению к матери. Изначально старший ребёнок был возможно единственным в семье, его опекали, обожали, уделяли максимум внимания. И вот мама забеременела, будучи компетентной матерью она конечно же пытается всё своё время посвящать малышу, но он чувствует, что мама беспокоится ещё о ком-то. Рождается младший ребёнок и происходит ДЕТРОНИЗАЦИЯ старшего, буквально он скинут с трона единственного или младшего ребёнка в семье. Такое падение наносит свои психологические травмы и порождает ненависть к малышу, вокруг которого теперь все носятся, а иногда и к маме – она же первопричина этих неприятных изменений в его жизни. Любой ценой старший ребёнок желает сбросить младшего с престола, занять своё законное место главного любимчика в семье. Пытается доказать, что он лучше или привлечь к себе внимание, часто истериками, капризами, порчей имущества, напакостничать, только чтобы быть у мамы на виду. Старший ребёнок может на прогулке, в поликлинике убегать от мамы или залезать на высокую горку, только чтобы она оставила маленького и понеслась за старшим, закатывать истерики в магазине, чтобы она уделяла ему максимум своего внимания, без конца разливать соки и молоко дома, только бы мама убирала за ним, а не за младшим.
В такой напряжённой и нервозной ситуации маме, как правило очень сложно сохранять спокойствие. Она начинает раздражаться, срываться, орать на старшего, а у последнего от такого поведения мамы обида на неё только возрастает, а ревность к сиблингу усиливается.
Мама же, прекрасно понимая, что свою заботу и любовь нужно проявлять и к старшему, разрывается между домашними делами, детьми, не дающими ничего сделать, мужем, а иногда и работой. Постепенно она начинает ощущать полное бессилие в отношении многочисленных попыток превратить этот «сумасшедший дом» в уютную обитель с тёплой семейной обстановкой, где растут «цветы жизни».
Однако после 5 лет старший ребёнок может стать гиперпослушным, ответственным, в последствии отличником и достигающим многого. Всё это, только для того, чтобы доказать, что он лучше того инфантильного самозванца, чтобы его ставили в пример младшему и мама любила его больше.
3.СОПЕРНИЧЕСТВО. Какой нормальный родитель не пытается привить своим детям любовь друг к другу, чувство родства, братства, важность поддержки и помощи друг к другу. При воспитании погодок – это сверхсложная задача в их борьбе за власть в семье, «место под солнцем», которое конечно же рядом с мамой. Заметным соперничество становится, когда младшему исполняется 3-4 года. Каждый из детей стремится быть первым во всём. Дети могут перебивать друг друга, стараясь перекричать, сказать (проорать) первее, спорить и хвастаться. А если быть первым не получается, то отказывается от дела вовсе, например, одеваться, убирать игрушки, рисовать, выполнять какие-то учебные задания. И чем больше его заставлять делать то, где он не самый успешный, тем больше негативизма появляется у малыша.
Сравнивать детей друг с другом категорически нельзя. Можно лишь отмечать достижения каждого, сравнивать со своими собственными прежними достижениями и поощрять за это.
4.ДИСЦИПЛИНА. Несмотря на соперничество, в ряде ситуаций погодки демонстрируют удивительное единство целей. Если один сильно возбуждён и разбаловался, другой заводится не на шутку. Вместе они чувствуют свою силу над родителем, которому с двумя просто не справиться. Эффективным способом угомонить их на несколько минут является изолировать друг от друга, например, развести по разным комнатам, на 3-10 мин., но не дольше.
Поведение детей-погодок часто напоминает сообщающиеся сосуды. Если с одним всё замечательно, то другого начинает клинить: он истерит, бесится, отказывается выполнить мамину просьбу или наоборот, если один дебоширит, то другой старается быть паинькой.
5.ОТБИРАНИЕ ИГРУШЕК. Стремление отобрать игрушку, которая понравилась сиблингу, может сохраняться до конца младшего школьного возраста. Дети до школы вообще склонны отбирать друг у друга игрушки, у погодок же это стремление гипертрофированно. Объяснение простое: наличие игрушки в своих руках – это подтверждение целостности личных психологических границ, ведь жизнь погодок – это постоянное покушение на личное пространство друг друга. Кроме того, то, чего нет в руках, всегда кажется лучше.
Совершенно невозможно приобретать им разные игрушки, несмотря на то, что покупать дорогие игрушки дважды родителям психологически трудно.
Выход здесь только один – наличие личных, но одинаковых игрушек у детей. Это часть их приватности, уважение к их психологическим границам.

Позаботиться о хороших взаимоотношениях своих детей нужно ещё во время беременности младшим. Старшему необходимо объяснить, что скоро ваша семья станет ещё больше, а значит и жизнь в ней интересней, родится малыш, он потребует много ухода, но, когда подрастёт, ему, старшему всегда будет с кем играть. Поведение старшего может измениться с Вашей беременностью, он может стать беспокойнее, не давать Вам продыху. В ход пойдут арттерапия на животе. Приобретите пальчиковые краски, в крайнем случае медовую акварель, и предложите старшему нарисовать на Вашем беременном круглом животе рисунок-сюрприз для маленького внутри. Объясните, что маленький всё чувствует, и от этого послания у него очень поднимется настроение. На все семейные праздники и российские торжества предлагайте рисовать рисунки для малыша внутри Вас или что-то лепить ему из пластилина, глины или теста. Объясняйте, что малыш внутри Вас всё чувствует, и очень порадуется всем этим поделкам. Поставьте работы старшего на видное место.
Так формируется бондинг. Бондинг – это незримая связь, которая устанавливается между детьми. Чем она сильнее, тем более дети близки друг к другу.


СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

1. Не сравнивайте детей друг с другом. Замечайте успехи каждого и хвалите за них. Воспитывайте у детей гордость друг за друга.
2. Старайтесь, чтобы у детей формировалась не монопривязанность, то есть только к Вам, а множественная привязанность ко всем членам семьи. Для этого активно приобщайте родственников к общению и уходу за детьми. Берите пример с больших итальянских семей.
3. Обязательно соблюдайте режим, с первых дней жизни детей не спите с ними в одной пастели. Вводите чёткие правила и следуйте им. Это позволит создать дисциплину.
4. Если Вы наблюдаете нарушенное поведение у своих детей, прежде всего ориентируйтесь не то, чтобы их переделать, а на то, чтобы индивидуально наладить с каждым свои отношения. Ответь те себе на вопрос, чем не доволен ребёнок? Проанализируйте причины.
5. Дела, которые Вам нужно выполнять сидя, делайте пока дети спят, а активные, например уборка, готовка, когда они бодрствуют. Так они не будут Вас отвлекать.
6. С первых дней жизни младшего приучайте старшего ухаживать за ним. Обязательно высказывайте свою гордость за то, что он у Вас такой хороший помощник.
7. Не задаривайте детей игрушками, но и не обделяйте их ими. Старайтесь избегать посещение с детьми гипермаркетов и больших магазинов с игрушками – это через чур для неокрепшей детской психики. Учите детей ценить те игрушки, которые у них есть. При изобилии игрушек дети перестают их ценить совсем. Им всё больше, и больше нужны новые игрушки.
У каждого должно быть своё место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.
Приучайте делиться друг с другом всем, начиная от конфет, приучайте делиться и с другими детьми.
Покупайте детям одинаковые игрушки. Этим Вы подчёркиваете их приватность, которую у погодок и близнецов нужно усиленно уважать. Приватность – это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которыми ребёнок не хочет делиться с другими, то, что относится к его внутреннему миру и к уникальности его стиля жизни. Приватность напрямую связана с психологическими границами ребёнка, которые образуются приблизительно в 3 года.
8. Будет лучше, если дети будут посещать разные кружки. Ориентироваться при выборе кружков нужно на их интересы. Помните, если в этой сфере отталкиваться от интересов детей, а не своих предпочтений, дети вырастут инициативными, а инициативность – это свойство воли.
9. Создавайте семейные традиции. Семейные традиции укрепляют семью, способствуют формированию у её членов чувства общности судьбы, единства, сплочённости на век, усиливают близость отношений, психологический комфорт в доме. Семейные традиции нельзя путать со способами проведения каникул, отпусков и выходных, например, семейной поездкой в Египет.
Пока дети маленькие семейной традицией может стать чтение им сказки на ночь. Как только младший начал сидеть в стульчике для кормления, устраивайте ежедневные ужины всей семьёй за круглым столом под абажуром без телевизора, где каждый расскажет всем свои новости за день. Обсуждать можно всё что угодно. Это очень укрепляет детско-родительские отношения и отношения между детьми в семье. Культпоходы в театр и музеи по воскресеньям всей семьёй, загородные прогулки каждую субботу. Сделать подарки своими руками на праздники, изготовить всем вместе ёлочные украшения, оформить семейный альбом, родословное дерево, и, ещё море самых разных семейных традиций. Главное, чтобы это стало незыблемыми ритуалами, которые приносят всем удовольствие. «Ничто так не зыблемо в этом мире так, как его переменчивость» гласит китайская мудрость. Семейные традиции – исключение из правил, они гарантируют стабильность, спокойствие, счастье там, где есть непреходящие ценности.
10. Делайте домашние дела вместе с детьми. Так Вы не только воспитываете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшаете внутрисемейные отношения, смягчаете стремление конкурировать у погодок. Пришли с прогулки с собакой, разделись, помойте вместе лапы псу, расчешите его. Когда готовите, обязательно зовите детей помогать, например, можно помешать тесто для блинов или массу для запеканки, взболтать яйца для омлета. После еды дети сами должны убрать всю посуду. Они могут помочь протирать листья и поливать цветы. Во время уборки распределите обязанности, кто, что делает, включите музыку, работайте с хорошим настроением и помогайте друг к другу. Если есть дача, приобщайте детей ухаживать за огородом. Всё это сплачивает семью, укрепляет отношения, способствует трудолюбию, ответственности, воли. Так дети развиваются в разы лучше, чем в любой даже самой продвинутой «студии развития по выращиванию маленьких гениев».
11. Совместные игры. До 3-х лет ребёнка лучше не знакомить с телевизором. Позже – максимум полчаса в день, будь то мультфильмы, сказки или детские программы. А вот компьютерные гаджеты способствуют деградации детей. Что Вы можете сделать хорошего для своих малышей, так это приучать их играть вместе. Представьте им игрушки, покажите, как в них можно играть, особенно интересны ролевые игры, обучайте не драться, а самостоятельно разрешать конфликты мирным путём, угощать, всем делиться. Способствуйте тому, чтобы Ваши дети играли в командные игры, например, двенадцать палочек, казаки-разбойники, футбол, так они учатся взаимодействовать в команде и в другие дворовые игры, как например в козла, собачка, вышибала, где они учатся проигрывать. Совместные настольные игры дома всей семьёй или с друзьями в лото, домино, в кости, эрудит и т.д. также учат проигрывать и действовать, соблюдая правила. Развитые социальные навыки способствуют хорошим взаимоотношениям у сиблингов.
12. Определите семейные роли. Обозначьте, что есть младший ребёнок и старший ребёнок. Воспитывайте, ориентируясь на такое распределение ролей. Учите старшего помогать заботиться о младшем, стараться стать ему образцом для подражания, а младшего лучше приучать слушаться старшего, учиться у него. Такое распределение ролей резко снижает конкуренцию, ведь у каждого в семье появляется своё место, развивает ответственность, прививает уважение к старшим, укрепляет семью.
13. Культивируйте в детях сочувствие друг другу, формируйте у них привычку приходить друг к другу на помощь, любую вкусность делить на две части. Это значит, что, когда один из них упал, ударился, учите другого ребёнка пожалеть пострадавшего и морально поддержать его. Приучайте детей радоваться успехам друг друга как своим личным, испытывать гордость друг за друга.

Эта статья носит ознакомительный характер и позволяет родителям немного сориентироваться. Однако, увы, не знаю ни одного случая, когда взрослым удалось решить детские проблемы посредством чтения психологической литературы. Воспитание ребёнка – процесс творческий, который невозможно вогнать в какие-либо рамки, обобщение здесь не подходит, необходим только индивидуальный подход к каждому.

Нередки случаи, когда ко мне обращаются уже после того, как ребёнок наблюдался психиатром, а бывает и после “читки” священником. Безответсвенно доводить детей до такого состояния, в надежде, что само “рассосётся”! “Не рассосётся”! Ведь фактически всегда можно получить копеечную психологическую помощь. Почему-то о психологе вспоминают в последнюю очередь, пройдя уже очень серьёзных специалистов, а ведь самое главное в психологической культуре человека – психопрофилактика. Это нормально и является частью развитой культуры, даже при незначительных трудностях, получить консультацию специалиста, компетентного в этом вопросе. Сделайте что-то для своих детей!

Грамотно справляясь с типичными проблемами, которые возникают при воспитании детей-погодок, Вы почувствуете и осознаете, что родительство – не крест, не наказание, а всё-таки радость и счастье, вне зависимости от количества детей в семье и их возраста.

Читайте также:  Нужны ли ходунки ребенку - все за и против, а также мнения врачей и мам

Игры двойняшек

У меня я растут близнецы-непоседы двух с половиной лет, поэтому их всегда нужно чем-нибудь занять во избежание крупных и мелких разрушений. Вот те несколько моих способов направить фонтана (вернее два фонтана) энергии в полезное или, по крайней мере, в мирное, русло.

Двойняшки дома

Макарошки с сосиской – так всегда отвечают мне дети на вопрос, что бы они хотели, получить на завтрак (ужин). Дети всех возрастов очень любят макароны. Но мои любят не только их есть, но и играть с ними, а порой создавать.

Игра с макаронами – лучший способ основательно увлечь моих близнецов, пока я занимаюсь приготовлением еды.

Когда я еще была беременной и узнала, что жду близнецов, начала читать различную литературу про развитие и воспитание близнецов и практически везде говорилось, что у близнецов обязательно будут проблемы с речью. Тогда я принялась штудировать литературу про то, как стимулировать речь, и, в первую очередь, про моторику ручек. И когда мои малыши начали подрастать, мы очень часто играли (и играем по сей день) с ними в различные пальчиковые игры (благо я их знаю очень много еще от моей бабушки), играть с игрушками, которые я делала сама, наполненными различными мелкими предметами – пшеном, крупой и т.п. Когда детишки подросли, я вычитала, что нужно давать детям играть с крупами – это очень способствует развитию мелкой моторики, а значит, и речи. Но вы не представляете, во что превращается кухня, после первых минут игры близнецов с мелкими сыпучими крупами! Крупа, горох и т.д. были повсюду! На полу, во всех углах, на столах, стульях. даже под подушкой у мамы. И даже тщательная уборка после этого развлечения не помогала полностью избавиться от всех последствий. Поэтому эти игры быстро прекратились.

Но однажды Аня (тогда нам было чуть больше года) увидела у меня красивый фигурный макарончик и попросила поиграть. Я дала ей пару штук, она села за столик и начала играть с ними и что-то из них складывать. Подошел Андрей и, естественно, ему захотелось того же самого. Благо макарон всегда в достатке. Так они спокойно просидели все время, пока я занималась готовкой. Да и крупные макароны намного легче убирать с пола.

На следующий раз я предложила опять макароны, только т.к. я открывала новую пачку, добавила к оставшимся с прошлого раза, еще пару штук, только другой формы и мы уже вместе начали фантазировать. Из рожков и ушек получилась собачка и киска, добавили ракушек, и получилась машина. Так раз за разом мы использовали макароны других форм. Настоящей находкой стали макароны разноцветные “Макфа Фантазия”. Тогда мы стали составлять целые разноцветные картины .

Двойняшки на улице

Когда нам исполнилось год и 4 мес., у нас сломалась наша двойная коляска. Но, к счастью, к тому времени мы уже умели неплохо ходить. Мы живем в таком районе, что для того, чтобы попасть на детскую площадку или на безопасную улицу, нужно на значительное расстояние отойти от дома и перейти 2-3 оживленные дороги. Естественно, мои малыши, только вылезшие из коляски, отказывались идти за ручку и делали попытки сразу по выходу из дома разбежаться в разные стороны. Единственное, что их останавливало – это если я начинала рассказывать (причем желательно в стихотворной форме) что мы видим вокруг.

Щенок
На лужайке как звонок,
заливается щенок,
собирает он ромашки
для любимого коняшки.

Машина
Качу-лечу во все опор
Я сам – шофер
Я сам – мотор!
Нажимаю на педаль
И машина мчится в даль.

Светофор
На дороге с давних пор
Наш помощник – светофор
Зажигает Красный свет
Нам с тобою хода нет
Поле ожидания,
Желтый свет – Внимание
Вот зеленый свет горит
Проходите, говорит.

И малыши сами задавали мне темы: “Мама, кази по цыпку”. Про птичку, так про птичку. Т.к. я не всегда могла вспомнить стихи, приходилось импровизировать и сочинять:

Птичка
Птичка невеличка
Маленький росток
Скок-поскок, Скок-поскок
Букашку – хлоп.

Правда, не всегда получалось складно-ладно, но главное – задачу свою выполняло. 🙂

Особенное внимание я уделяла правилам дорожного движения, т.к. мы живем в центре города, и детям скоро придется стать самостоятельными участниками дорожного движения.

В этом место очень строго
Разлинована дорога!
Чтобы видел пешеход
Полосатый переход!

И таким образом мы доходили до площадки и обратно. 🙂 Скоро мы привыкли ходить за ручку и нам не нужно было заговаривать зубы. Но развлекать все же приходилось. И тогда я придумала игру. Мы шли по дороге на площадку и искали везде кисок, собачек, птичек. живых и нарисованных. Став постарше, я усложнила задачу – мы стали искать геометрические фигуры – круг, полосочку (линия, отрезок), квадрат, треугольник. У нас были эти фигуры в одной детской игре, поэтому мы их уже знали. А сейчас, когда мы гуляем, мы ищем буквы, по дороге на площадку букву О, а на обратном пути букву T.

На улице. Просто маленький совет. У меня в сумочке, куда бы мы ни шли, всегда лежит надувной мяч. Он занимает минимум места и я всегда, когда нужно отвлечь или развлечь детей, могу достать его, надуть и начать игру, а игр с мячом, думаю, все знают немало.

Двойняшки в пути

В дороге мы с самого рождения. Мы не любим сидеть на одном месте. Практически каждые выходные мы ездим к какой-нибудь из бабушек. А это – минут 40-50 на автобусе. Почти каждый день я беру мою банду и оправляемся исследовать какой-нибудь уголок нашего города подальше от дома. И мы играем. Наша любимая игра – Кошкин дом . Эту игру я запомнила в своем детстве во время одной из поездок в поезде, так с нами играла одна попутчица. Я ставлю ладошку крышей, а малыши прячут под крышу пальчики (1-2). И со словами:

У меня под крышей
Завелися мыши
Я хотела их поймать
И поймала ровно. (пять)
Пытаюсь ухватить пальчонки. Смех, визг обеспечен.

Еще на одну игру в дороге меня навел на мысль мультик “Окно” из серии “Пластилиновая ворона” .

Помните: дедушка и внук смотрят в окно, потом закрывают и открывают глаза и смотрят, что изменилось?
Вот я вижу – куст растет в саду.
Воробьи играют в чехарду.
Вижу. та-та-та. У дома своего.
А теперь не вижу ничего.

Во время поездки за окном виды меняются очень часто, поэтому играть в эту игру еще занимательнее. Мы по очереди закрывает глаза, а, открыв, рассказываем, что мы видим.

Вот такая у нас жизнь. Разная, непростая, но очень интересная.

Как играть с детьми?

Как организовать игровое пространство в многодетной семье? Какие игры для этого нужно использовать? Какое участие в игре должен принимать взрослый? На эти и другие вопросы отвечает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Многодетная семья — это сложное сообщество со многими ярусами жизни. Внизу ползают младенцы, которые не знают, что можно что-то сломать, испортить, бегают дети, которые уже пробуют это делать. Чуть выше располагаются дошкольники. Они любят рисовать, играть в первые настольные игры. И хорошо бы чтобы те, кто ползают и бегают, им не мешали.

За столами сидят школьники, которые делают домашнее задание, а на досуге занимаются какими-то сложными поделками. А еще выше на кроватях-ярусах живут младшие подростки и подростки, которые не любят, чтобы к ним приставали и взрослые, и дети — у них свои занятия и увлечения.

И маме нужно каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать все дети. Как это сделать?

Игры, не требующие родительского участия

Существуют всем известные игры, не требующие особого родительского участия. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Их могут организовать старшие дети для младших. Почти в любой многодетной семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети еще играют. Проблема малодетной семьи состоит в том, что родители вынуждены постоянно привлекать ребенка к игре, потому что он не умеет. Как говорят психологи, детская игра сейчас вымирает.

Развивающие игры. Как играть с детьми?

Что касается игр дидактических, развивающих, настольных игр, среди которых есть и сложные, тут не всегда можно обойтись без помощи родителей. Родители должны вводить в игровое пространство новые типы игр, иначе интеллект детей не будет правильно развиваться. Старшие дети не смогут до конца осознать назначение таких игр.

Особенности многодетных семей таковы, что если в старших детей родители еще вкладываются интеллектуально, иногда даже больше, чем нужно, то все остальные дети могут, к сожалению, интеллектуального развития от родителей недополучать.

Сложно в одну реку войти дважды: если мама учила первого ребенка по кубикам Зайцева, то проходить это для второго и пятого захочется далеко не всем родителям. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. С этим надо бороться.

В России проблемой особенностей интеллектуального развития детей в многодетных семьях почти не занимаются, так как нет достаточной статистической выборки, но есть ряд зарубежных исследований, результаты которых говорят, что дети с большим порядковым номером имеют худший уровень интеллектуального развития при тех же возможностях и способностях. Этой проблемой занимались известные американские психологи — Адлер и Ричардсон.

И в моей практике были такие случаи. Родители не фокусируют внимания на средних и младших детях. Я считаю, что настольные и дидактические игры — это прекрасный способ обратить внимание родителей на интеллектуальное развитие средних и младших и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст. Настольные игры — эта отличная альтернатива компьютерным играм.

Дидактическая игра — это обучающее занятие. Она имеет целью не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в «нететрадной» форме.

Дидактические игры помогают развитию логики, категоризации, мелкой моторики. Самые известные из таких игр — это разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, — например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика.

Замечательные разработки, развивающие мышление, предложены в играх Никитиных: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» . Сюда же входят логические блоки Дьенеша, позволяющие через работу с предметом формировать категории мышления цвета, размера и величины. Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.

Родители — профессионалы

В многодетных семьях родители — профессионалы. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, набор дидактических игр должен быть большим.

Маме сложно заниматься с 3-4-летним ребенком, учить его формам и цветам. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти.

Из того, что можно купить в России, могу порекомендовать игры фирмы Равенсбургер. У них есть серия Лого от 1 до 7. Они помогают формировать основные категории мышления, простые логические соответствия, цвет, форму, размер, счет азбуку, время.

Первая Лого подходит детям 2,5-3 лет. А последняя №7 предназначена для школьников. Каждая по своему интересна, Лого 6, например, замечательная игра, позволяющая узнать часы. Поскольку с какими-то играми уже знакомы старшие дети, то они могут в игровой форме научить младших братиков и сестренок.

Интерес к дидактическим играм пропадает довольно быстро. Навык освоен, автоматизирован, интерес пропал, нужно водить игру другого уровня.

К тому же дети очень любят обучать этим играм своих кукол, но это уже происходит без участия старших. Дидактика (обучение) должна быть в меру творческих способностей матери и характера ребенка. Одна из функций таких игр — обучение вниманию. После них не истощается желание ребенка сидеть за партой. Если занятия дома будут происходить только по книжкам и тетрадкам — даже рисование будет очень напоминать ребенку занятия в саду или в клубе. Нельзя школьника переутомлять тетрадными занятиями. Дома должна быть мягкая форма обучения.

Особую сложность представляют собой неусидчивые дети. Они ни во что не играют хорошо. Игра для них форма тренинга. Сегодня на 5 минут сконцентрировались. Завтра пытаемся на 10, через пару месяцев на 20.

Их противоположность — заторможенные дети, они тоже будут учиться работать со своим темпом. Их глобальная школьная проблема — они все осваивают, но медленнее чем остальные. Из-за этого их оценки ниже.

Настольные игры. Как играть с детьми?

У настольных игр огромный диапазон коррекционных возможностей. Среди них есть как самые простые, знакомые всем с детства — ходилки, кубики, так и сложные логические, в которые и взрослым будет сложно играть.

Качественные ходилки тоже могут быть обучающими. В них учат действовать по правилам — не как тебе хочется, а как договорились. Для дошкольника — это задача. У младшего ребенка в многодетной семье иногда возникает тенденция «косить под малышей». Они ориентированы не на свою возрастную норму, а на поле младших детей. Отчасти это происходит потому, что они не хотят ответственности, а еще потому, что большое количество малышей в семье тормозит развитие. Ребенок психологически оказывается младше своего календарного возраста. Этот недуг входит в многодетную семью, начиная со второго ребенка.

Но в игре не помалютишься. Надо соблюдать правила, о которых заранее договариваются, а не скандалить и не кричать.

Перед тем, как сесть за игру, правила надо объяснить так, чтобы понял самый маленький.

Настольные игры-ходилки состоят из коробочки с игровым полем, с деревянной или пластиковой основой, игровыми аксессуарами, правилами.

Удобнее всего записать на коробке возраст, количество игроков и время, на которое рассчитана игра.

Игры зарубежных разработчиков (Habba, Taktika Burger, Elk) дороже, но интереснее и крепче. А в многодетной семье игры должны быть крепкими, неубиваемыми.

Лото и домино — первые настольные игры. Их знают все родители, но не все знают, что нужно играть в них с 2,5 лет, а не с 4-х, как у нас обычно пишут на коробках.

С 4 лет игровые возможности ребенка очень сильно расширяются. Он взрослеет, растет возможность саморегуляции, интеллект, усидчивость, внимание.

Я рекомендую, чтобы начиная с 4,5 лет была игра с кубиками.

Замечательная для разновозрастного коллектива игра — бирюльки. Фигурки собирают миниатюрными крючками, чтобы кучка не рассыпалась. Помимо того, что нужно руководствоваться правилами и концентрировать внимание, сразу видно, сочувствуют проигравшему или радуются. Это лакмусовая бумажка, точный анализ положения в коллективе.

В настольных дидактических играх также хорошо видна реакция ребенка на неудачи. Проигрывать надо уметь, а не воспринимать проигрыш как катастрофу. Один мальчик при мне опрокидывал доску с шашками и кричал: «Я хочу только выигрывать!». В этой ситуации игра становится тренингом, обучением. Это поле коррекции, педагогической работы родителей. Важен процесс: кого-то можно и утешить, но, ни в коем случае не поддаваться. Надо дать возможность ребенку избавиться от гневной и панической реакции на поражение.

Мотивация к игре

Дети способные, целеустремленные очень мотивированы на успех. Эту мотивацию можно немного сдвинуть.

Если игра на умелость, то разновозрастных детей посадить за игровое поле очень сложно. 12 летний и 5 летний никогда не будут равны. Поэтому в большой семье наиболее удачные игры комбинированные. Наиболее известна на российском рынке — Монополия, считается игрой экономической. В нее с огромным удовольствием играют и младшие школьники, и подростки и мамы и папы.

Для подростков хорошо подходит Манджонг — классическая китайская игра. Она была популярна в российских дворянских семьях в начале века. Это китайское домино со сложными правилами.

Дженка — игра на ловкость: деревянная башня на брусочках которые нужно определенным образом выдвигать и складывать в более высокую башню. Это игра на контроль себя, пространственное соотнесение и выдержку, она очень полезна для нервных детей.

В составление кроссвордов можно играть вчетвером и больше. В игре «Эрудит» тренируется речевое мышление, грамотность и пространственное мышление. Из фишек, на которых написаны буквы, нужно составить максимальное количество слов. Она очень полезна и для ребенка который учится читать, и для ребенка, у которого есть проблемы с грамотностью.

Еще хотелось бы поговорить об играх парных. Они дают многодетной маме возможность небольшой кусок времени посвятить конкретному ребенку, показать свою любовь младшим, найти подход к старшим. Сюда относятся крестики-нолики, морской бой… В них есть момент логического развития и общения.

Читайте также:  Правила поведения в лесу в картинках и основы первой помощи в экстренных ситуациях

Ну и наконец, для многодетных семей важны игры для праздника: шарады, контакт, ассоциации.

Контакт — речевая игра. Команда задумывает слово. Ведущий загадывает первую букву слова. Из другой команды его спрашивают: «Это не такое сладкое в обертке?» — «Нет, не конфета». Когда отгадывают первую, ведущий загадывает вторую букву. В эту игру удобно играть в машине или поезде во время путешествия.

В шарадах надо изобразить движение, фразу, они прекрасно разнообразят игровое наполнение семейного праздника.

Читайте также:

Детские пособия

здравствуйте.недавно родила двойню,по счету получаются 4 и 5 ребенок. капитал получала на 2 ребенка. какие выплаты и льготы мне положены?

Ответы юристов ( 1 )

Льготы для многодетных семей

1. Многодетным семьям предоставляется скидка на оплату коммунальных услуг (отопление, воду, канализацию, газ, электричество) в размере не более 30%. Многодетным семьям, которые проживают в домах без централизованного отопления, предоставляемая скидка рассчитывается исходя из стоимости топлива, которое реализуется на данной территории в пределах норм потребления.
2. Если в многодетной семье есть дети до 6 лет, то такая семья имеет право на получение бесплатных медицинских препаратов, реализуемых по рецепту врача, а также на обслуживание в поликлиниках без очереди и получение в первую очередь мест в санаториях и лагерях лечебно-оздоровительного характера. По предписанию врача детям из многодетных семей также предоставляются бесплатно протезно-ортопедические изделия.

3. Всем членам многодетной семьи предоставляется бесплатный проезд на пригородном и внутригородском общественном транспорте, за исключением маршрутных такси.

4. Дети младшего возраста из многодетных семей имеют право быть принятыми вне очереди в дошкольное учреждение.

5. Детям школьного возраста из многодетных семей предоставляется бесплатное двухразовое питание в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

6. Бесплатная школьная форма или комплект одежды, ее заменяющей, а также спортивная форма для занятий физкультурой, – их положено выдавать на весь период обучения на каждого ребенка из многодетной семьи.

7. Многодетным семьям предоставляется право на бесплатное посещение музеев, парков, выставок один раз в месяц.

8. Многодетная семья может получить льготы на кредит, который предназначен для строительства или приобретения жилья.
9. Многодетные семьи имеют внеочередное право на получение садового участка. Целевое использование земли законодателем в этом случае прописано четко – участок выдается только под индивидуальное жилищное строительство.
10. Если многодетная семья собирается организовать фермерское хозяйство, то в таком случае она имеет право на льготное налогообложение, а также на предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

11. Для родителей многодетных семей, занимающихся предпринимательской деятельностью, предусмотрено полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

12. Многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возможно предоставление бесплатного жилья в порядке очереди.

13. Родителям многодетных семей работодатели должны предоставлять возможность устройства на работу с льготными условиями труда.

14. Досрочная пенсия многодетным матерям (пенсионные льготы) предоставляется в следующих случаях:

• женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, начинает начисляться досрочная пенсия по достижении ими возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
• женщинам, родившим двух и более детей, начинает начисляться досрочная пенсия по достижении ими возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В том случае, если женщина не успела воспитать одного из детей до 8-ми лет (вне зависимости от причин, будь это лишение родительских прав или смерть ребенка), право на досрочную пенсию у нее не возникает.

Ребенок, в отношение которого женщина лишена родительских прав, не учитывается при назначении досрочной пенсии. Но если лишение прав произошло после назначения пенсии, то оснований для прекращения выплат уже не имеется.

Денежные выплаты для многодетных семей

1. При рождении второго и последующих детей размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году составляет 4 907 рублей 85 копеек.

2. Компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям составляет:

• с 3-4 детьми — 600 рублей на каждого ребенка до 16 лет (или до 18 лет, если ребенок обучается в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы);
• с 5 и более детьми — 750 рублей на каждого ребенка до 16 лет (или до 18 лет, если ребенок обучается в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы).

3. Компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям с 5 и более несовершеннолетними детьми составляет 900 рублей на всю семью.

4. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей до 3 лет составляет 675 руб.

5. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям составляет:

• с 3-4 детьми — 522 рубля;
• с 5 и более детьми — 1044 рубля.

6. Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном многодетным семьям составляет 230 рублей до достижения младшим из детей возраста 16 (18) лет.

7. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, составляет 750 рублей. Выплачивается на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет (обучающимся по очной форме – 23 года).

8. Компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию, составляет 10 000 рублей. Назначается женщинам, родившим 10 и более детей, на срок оформления пенсии. Устанавливается с месяца назначения пенсии, но не ранее чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление.

9. Ежегодные выплаты (пособия) для многодетных семей составляют:

• к Международному дню семьи (10-детным и более) – 10 000 рублей на семью;
• ко Дню знаний (10-детным и более) – 15 000 рублей на семью.

10. Если в семье воспитывается не менее семи детей, то родители в такой семье являются кандидатами на награждение медалью или орденом Родительской славы. Награжденные орденом Родительской славы получают единовременную выплату в размере 100 000 рублей.

12 игр для детей от 3 до 7 лет

Дошкольный период очень важен для развития интеллектуальных способностей человека. Считается, что период от рождения до 3 лет — то время, когда родители могут максимально способствовать развитию потенциала ребенка*.

Но и после трех еще не поздно! Важно продолжать расширять горизонты возможностей малыша. В этом родителям и педагогам окажет неоценимую поддержку общение с детьми в игровой форме.

В этой статье мы предлагаем 12 оригинальных игр, которые сделают ваш досуг с ребенком не только увлекательным, но и очень полезным.

Почему необходимо играть с ребенком?

Почему именно вам нужно играть с ребенком? Не просто покупать горы игрушек в надежде, что кроха себя сам как-нибудь займет и не будет приставать к вам час-другой. А оторваться в выходной день на этот самый час от своих дел, чтобы повозиться на ковре, вырезать фигурки из цветной бумаги, поболтать о всякой чепухе, почитать.

Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая “развивающая” игрушка. Проводя время со родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.

Не знаете во что поиграть?

Вам скучно собирать пирамидку из кубиков из раза в раз, да и ребенка это уже не занимает? Мы собрали для вас идеи, которые помогут раскрыть физический потенциал ребенка, выработать новые навыки. 12 активных игр для развития общей моторики, творческие занятия, задания на улучшение координации и равновесия.

Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту обучения в садике и школе. Разовьете искусство общения, заложите в характере малыша лидерские качества, повысите его самооценку, ориентируете на успех.

Именно в формате игры и фантазии ребенку проще всего раскрыть себя, выразить свои чувства, мечты и желания, избавиться от страхов. Кроме того, например, разыгрывание сценок и эпизодов из знакомых сказок учит основным принципам вежливого общения: делиться, дожидаться своей очереди, помогать другу в сложной ситуации.

Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.

Играем!

Но, перейдем от слов к делу! Ниже мы приводим описания 12-ти разнообразных игр для детей от 3 до 7 лет. Прочитайте их, выберете те, в которые вы поиграете сегодня, а какие оставите на завтра или на следующую неделю. Подготовьте все необходимое для игрового процесса. Выберете удобное время и пригласите ребенка провести с вами время. Постарайтесь не отвлекаться в процессе на телефонные звонки или телевизор. Уделите полчаса-час качественному общению с ребенком. Это совсем не много, но такое общение невозможно переоценить. Сегодня вы закладываете фундамент вашей дружбы с ребенком, реабилитируетесь за рабочую неделю, создаете благоприятную, обучающую обстановку и. просто отдыхаете! Желаем вам приятного выходного времяпрепровождения.

Части животных

  • Изображения животных, вырезанные из журналов или нарисованные
  • Ножницы
  • Клей
  • Лист плотной бумаги

Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша.

1. Заранее вырежьте изображения различных животных.

2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую.

3. Положите половинки всех картинок вперемежку перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове.

4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.

Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери!

Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами.

Угадай!

Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам!

Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине.

1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет.

2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму, размер или первую букву, с которой начинается слово.

3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали.

4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.

Ритм-рифма

Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша, чувства рифмы и ритма. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге.

1. Предложите слово, например «день».

2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день».

3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим: «День-день-день-пень-день-день-день».

4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест.

Определи на ощупь

Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами.

  • Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка, ложка, расческа и другие
  • Большой пакет или корзина
  • Повязка на глаза

1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину.

2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры.

3. Завяжите малышу глаза.

4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку.

5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит.

6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется.

Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными.

Книга обо мне

Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем!

  • Плотная бумага
  • Журналы с картинками
  • Фотографии вашего ребенка и других членов семьи
  • Рисунки ребенка
  • Ножницы
  • Клей
  • Степлер
  • Ручка

1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии его и друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки.

2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша.

3. Скрепите листы между собой.

4. Приложите обложку: «Все обо мне!»

5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе.

Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение.

Поверьте, спустя год, два и даже 10 лет эта книжка будет иметь огромную популярность! Вы и сами уже забудете, что когда-то была вот такая история, или что кроха не выговаривал букву «р», а как смешно шутил, когда ему было всего 3 года!

Столько воспоминаний, собранных вместе, со временем станут настоящим сокровищем, а потом, возможно, и отличным подарком, например, на свадьбу 🙂

Найди часы!

Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться – быстро.

  • Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко.

1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или на улице.

2. Попросите ребенка прислушаться.

3. Скажите малышу, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным! )

4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки.

5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска.

Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов.

Падающая башня

Помните, мы начали с того, что постройка «башенок» из кубиков вас утомила? Поиграйте наоборот, не стройте, а разрушайте! Малышам порой больше нравится разрушать что-то, чем создавать. Это не страшно, ведь это всего лишь игра!

Строить с малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. Еще бы, башня была такая высокая и вот она с грохотом падает на пол! Дух захватывает!

  • Кубики, палочки, брусочки или другие предметы, из которых можно сложить башню.

1. Удобнее всего играть на полу.

2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня.

Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни – чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей.

Разговор по душам

Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними.

1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками.

2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.

3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!»

4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.

Танцуй, рука!

Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?

1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.

2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.

Покажи, что чувствуешь

Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие.

  • Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции

1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие.

2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства.

3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз.

4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам.

5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет.

Угадай конец

Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач.

1. Найдите уютное место для чтения.

2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца.

3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.

4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий.

5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась.

Следуй за наклейками!

Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас.

  • Цветные наклейки
  • Награда-сокровище
  • Место для игры

1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю.

2. Поместите наклейки на виду по пути следования.

Читайте также:  Коляска Thule Sleek – характеристики и отзывы о прогулочной коляске

3. В конце пути положите награду.

4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце.

5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.

В заключение

Несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время — это все, что вам потребуется для создания неповторимой среды в виде игры-обучения для ребенка.

1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.

2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.

3. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите вместе! Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.

Период до школы — самое благоприятное время для игр в жизни малыша. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально адаптированного ребенка.

Описание 12 игр для детей взяты из книги “150 развивающих игр для детей от трех до шести лет” издательства «Альпина Нон-фикшн»

Семьи, в которых больше пяти детей: живые рассказы многодетных родителей

Считаете, что с двумя детьми сложно? Не понимаете, как живут те, у которых трое? Все эти вопросы кажутся смешными героям нашего сегодняшнего материала — семьям, где не меньше пяти детей, а то и все 9. Историями счастья и любви делятся реальные многодетные родители, которые, вопреки предрассудкам, довольны жизнью и улыбаются этому миру.

«Я просто перестала делать вид, что слежу за ситуацией, и дети появлялись один за другим»

Татьяна (38 лет), Леонид (39 лет) и их 9 детей. Город Санкт-Петербург.

В нашей семье 9 детей: Софии 17 лет, Любови 15, Вере 13, Мише 11, Коле 8, Наде 7, Андрею 5, Насте 3 и Никите 9 месяцев.

Изначально мы хотели четырех девочек. Муж хотел назвать старшую дочь Софией, а дальше было решено мечтать ещё о троих: нам нужны были Вера, Надежда и Любовь. В какой-то момент нам вспомнилось, что в семье императора Николая тоже было четыре девочки.

Я училась на филологическом, уже несколько лет поступала в консерваторию на вокальное отделение, мечтала стать оперной певицей, делать карьеру. А ещё очень хотела ребенка.

И вот в конце четвертого курса я забеременела. Мы были счастливы, а я мечтала, чтобы мои дети были погодками с минимальным разрывом в возрасте: так им было бы интереснее вместе расти.

Поэтому мы решили, что будем рожать второго ребенка сразу после первого. Потом я собиралась отправить их обоих в детский сад, скорее всего в одну группу, и уже выйти из декрета, чтобы «вершить историю искусства».

Затем, через какое-то время, я планировала родить ещё пару погодков и действовать по тому же плану. Но человек предполагает, а Бог располагает.

Второй дочкой удалось забеременеть только спустя девять месяцев после рождения первой, и я считала, что ужасно опоздала со вторыми родами. Я была уверена, что теперь моим девочкам уже не будет так интересно вдвоем. Мне было 22, я была наивна.

Фото из семейного архива

Родив двоих, я поняла, что не отдам их ни в какой сад. Мне хотелось третьего ребенка, я ничего не боялась, но общественное мнение «хватит рожать» немного давило. Забеременев третьим, я сделала вид, что это произошло случайно, хотя прекрасно знала, что это желанный ребенок.

Потом родился четвертый — Миша. Я решила, что все равно буду сидеть дома, так чего же сидеть зря. К тому же, дети всегда доставляли мне удовольствие. Я очень люблю малышей и каждый раз чувствую сильное желание родить еще, как только предыдущему исполняется примерно годик. А ещё мне хотелось, чтобы хороших умных русских детей становилось больше, как бы банально это ни звучало.

С появлением четвертого — Миши — я почувствовала себя настоящей матерью. Мальчики совершенно другие, и ощущение материнства с ними иное.

Затем я решила, что Миша у нас будет слишком избалован среди девочек и ему нужен ещё братик или сестричка. Так появился Коля. Потом я просто перестала делать вид, что слежу за ситуацией, и дети появлялись один за другим.

Муж был не против рождения детей, всегда мог немного помочь с ними, почитать, выйти погулять, но в основном я справлялась сама — для меня это было в радость.

Муж полностью занимался и до сих пор занимается бюджетом. Я не знаю ничего о квитанциях, счетах — это не моя забота, но я знаю, где лежат деньги, и, если предстоят большие траты, советуюсь с мужем, а он решает, можем ли мы сейчас себе это позволить. У нас в принципе классическое разделение обязанностей: я отвечаю за еду, чистоту и детей, а он — за достаток. Обоих это устраивает.

Наши родители всегда нам помогали, радовались новой беременности, хоть иногда и намекали, что пора бы остановиться. Дедушка по папиной линии, к примеру, сейчас очень помогает с сопровождением детей после школ на секции, кружки.

Все дети постоянно заняты: у них спорт, музыка, языки — очень много вкладываем в развитие и образование, детки способные и трудолюбивые.
Бабушка даже оставалась одна с пятью детьми, чтобы отпустить нас с мужем в путешествие. Так что у нас надёжные помощники.

По поводу отношений между детьми — некоторые проблемы были только между двумя из них: третьим и четвертым (Верой и Мишей). У Верочки были очень сильные переживания, когда Миша родился. Потом все стало проще, но они только недавно перестали драться и до сих пор периодически спорят. Возможно, это потому, что очень похожи. В остальном между детьми мир и любовь. Единственное, что делят старшие, это младших. Выясняют, кто кого нянчит.

Безусловно, дети постоянно рядом друг с другом и иногда выясняют отношения, но это все происходит в рамках нормы, а если нет, то они быстро исправляются. Я тоже очень вспыльчивая, могу прикрикнуть, но умею признавать свои ошибки, извиняться.

Конечно, я не идеальна. Совсем. Честно, иногда просто плачу, когда кажется, что я не справляюсь, несправедливо поступаю, делаю все не так. В такие моменты дети ходят тише воды, ниже травы, шипят друг на друга: «Это из-за тебя мама расстроилась», а потом подходят и говорят что-то вроде «Мама, не расстраивайся, мы знаем, что ты добрая, просто устала». Очень мудрые, чуткие у меня ребята.

Друзья и знакомые относятся к нам очень позитивно, кажется, никто не осуждает, по крайней мере мы на это надеемся.

Что можно успевать с девятью детьми? Да очень много. Я играю на фортепиано, научилась кататься на роликах и легко проезжаю по 10 км с коляской. Начала плавать, бегать, осваиваю все это вслед за детьми. Они у меня все спортсмены, старшие — кандидаты в мастера спорта по акробатике. Мариинка, филармония, обожаю театры, ходим вместе с детьми. Музеи, прогулки, вязание (каждому новорожденному на выписку я обязательно вяжу костюм), вышивание. Не люблю сидеть дома, люблю активную жизнь, учу языки, веду небольшой блог о нашей жизни в инстаграме — @tiptatiana. Благодаря детям вообще открываются очень многие горизонты: что-то вспоминаешь, чему-то учишься заново.

Если говорить о помощи государства, то мы действительно ее чувствуем, но, возможно, это потому, что живем в Санкт-Петербурге (про регионы не знаю).

Нам дали земельный участок после пяти детей, выдали машину газель после семи детей и дают социальную карту при рождении ребенка, на которую начисляются ежемесячные деньги для покупки детских товаров.

Иногда я могу подкопить деньги на этих картах и купить что-то существенное детям (верхнюю одежду, обувь). Также компенсируют раз в год расходы на школьную форму и мы меньше платим за электричество и квартиру.

Я считаю, что у нас отличная семья и, если честно, хочу еще детей.

«Приходится убирать в себе “начальника” и учиться дружить с ребенком»

Мария (39 лет), Александр (37 лет) и их 7 детей. Город Москва.

В нашей семье 7 детей: Василисе 17 лет, Алексею 15, Николаю 11, Святославу 9, Наталии 7, Софии 5, Семену 1 год.

Я с детства мечтала быть многодетной мамой, так как выросла в деревне у бабушки, где вокруг было много двоюродных и троюродных братьев и сестер. Все каникулы я проводила среди большого количества родни, детей разного возраста, и все находили общий язык, было весело. Мы могли собираться по 10-12 ребят одновременно. Муж любит детей так же, как и я. Он всегда был готов жить в большой семье, с детства с удовольствием возился с малышами, они никогда его не раздражали. Когда поженились, Саша сказал: «Сколько Бог даст, столько и родим!»

Все наши дети разные, у каждого свой характер. С кем-то Саша лучше находит общий язык, с кем-то я. Нет такого, что со всеми детьми одинаковые отношения. Считаю, что мальчикам больше важен отец, девочкам — советы мамы. Несмотря на то, что дети, бывает, ссорятся, они очень дружные и друг за друга стоят горой. Если возникает какая-то проблема или опасность, они сплачиваются. Превращаются в команду.

Фото из семейного архива.

Девочки лидируют среди детей, а мальчики любят, чтобы за ними ухаживали, но способны проявлять заботу и сами. Все дети очень музыкальные, девочки еще и рисуют. У каждого ребенка свой вкус, свое отношение к тому, как он выглядит, и они готовы отстаивать свое мнение.

Конечно, с появлением детей полностью поменялся ритм жизни. Но это не все. Появился стержень, стимул, ответственность, осознание того, что я несу ответ за жизнь другого человека. Это очень стимулирует.

При этом, действительно, остается мало времени на себя. Недавно мы впервые за 12 лет сходили в кино вдвоем. Бабушка оставалась со всеми детьми.

Наши отношения с мужем с момента свадьбы поменялись, мы стали терпимее к недостаткам друг друга, такое количество детей очень объединяет, сплачивает.

Да, нам иногда приходится забывать о своем «Я», учиться договариваться с ребенком и понимать, что, если сейчас не будет контакта, то потом его тоже не будет. Приходится убирать в себе «начальника» и учиться дружить с ребенком. У меня лучше контакт с Василисой (старшая дочь), у Саши — с Лешей (второй ребенок по старшинству, подросток). Считаю, что пока родители эмоционально не присоединятся к ребенку, переходный возраст трудно пережить. Со старшими это важно.

Мне приходится бороться со своим «родительским контролем»: стараюсь доверять детям, разговаривать с ними, объяснять, убеждать. Если ребенок начинает дерзить, я могу сказать: «Я тебя выслушаю, но не забывай кто я». Стараюсь научиться сдерживаться, не хочется обидеть ребенка. Но нужно всегда соблюдать правило: быть близким ребенку, не превращаясь в его «подружку». Границы — это важно.

Среди детей есть и ревность, и конкуренция. Каждый считает, что его любят меньше. Один только Коля не говорит на эту тему. Конкуренция тоже есть: за место побыть ближе к маме, место в машине. Всегда стараются, чтоб мама сидела посередине, во всем и в мелочах каждый хочет внимания именно к себе. При этом дети заботятся друг о друге. Младшие берут пример со старших, пытаются подражать. Несмотря на ссоры, конечно, они любят друг друга: это видно в мелочах и всегда становится очевидным в критических ситуациях.

Быт, конечно, устроить тяжело, но старшие помогают водить младших по занятиям, делать уроки, могут покормить, одеть. Есть распределение дел, но на постоянной уборке не зацикливаемся, потому что приоритет накормить, помочь с уроками, привести в порядок, помыть, одеть чисто. Все это важнее, чем строго требовать делать уборку. Дома есть вся необходимая бытовая техника, это помогает.

Расписание у детей очень плотное, стараемся, чтоб они были заняты помимо школы. Каждый день много времени уходит на то, чтобы развозить детей по занятиям. А еще мы много путешествуем, особенно в каникулы и летом.

Если говорить о помощи государства, то оно помогает выплатами как многодетным и как малоимущим. Мы получили квартиру: 4 комнаты, есть льготы в школе, субсидия, дотации на форму и многое другое. С медициной хуже — почти нет бесплатных лекарств.

Чем больше детей у нас становилось, тем меньше становился круг друзей, у которых нет детей. Сегодня круг общения состоит из родителей и друзей, которые помогают, разделяют наши ценности. Это позитивные люди, от них мы получаем только поддержку.

«У многодетных есть большой соблазн начать жить интересами детей»

Ольга (42 года), Вадим (43 года) и их 5 детей. Город Томск.

У нас 5 детей: Алена — 21 год, Наташа — 19 лет, Надя — 16 лет, Арина — 8 лет и младший сын — Паша 3,5 года.

Того, что наша семья будет многодетной, мы никогда особо не планировали, об этом не договаривались. Когда-то в юности я думала, что хотела бы большую семью. Но все это было на уровне легких мечтаний, никогда не представляла точное количество детей, которое у меня будет.

Я бы сказала, что дети сами к нам приходили, и не всегда в подходящие моменты.

Алена у нас родилась, когда мы были ещё студентами, практически сразу за ней родилась Наташа. У них разница всего 1.10.

Сама сложное было решиться на третью Надю. Это была как некая граница, отделяющая «нормальных» людей от многодетных.

Фото из семейного архива.

16 лет назад, когда родилась Надя, многодетность была не так распространена, как сейчас. Тогда хорошим тоном было иметь одного, максимум двух детей. Большее количество детей вызвало у окружающих людях сомнение в адекватности и разумности родителей.

Когда мы решились на Надю, я работала на крупном заводе экономистом по труду, и коллеги недоумевали: как? зачем?

Вроде оба с мужем с виду нормальные, интеллигентные, разумные люди, оба с высшим образованием, работой, не похожи на маргиналов. Люди искренне не понимали нас. Даже практически незнакомые люди подходили ко мне и пытались выяснить причину: зачем? Зачем рожать ещё детей?

Тогда было действительно непросто выдержать этот напор окружающих, как будто мы делаем что-то нехорошее.

Четвёртую Арину мы родили через 8 лет после Нади. Изначально мы не думали о четвёртом ребёнке. Но старшие девчонки подросли. У Нади был выпускной в детском саду, когда мы впервые задумались, что хотим ещё малыша.

Получилось не сразу: была замершая беременность, а потом только через год родилась Арина.

Пятый — Паша — был незапланированный ребёнок и пришёл к нам не в самый подходящий момент, абсолютно удивительно и неожиданно.

Я тогда только устроилась на новую работу и даже умудрилась в первый месяц беременности сдать кровь на донорство.

Дети все абсолютно разные, у каждого свой характер и темперамент. Они уже рождаются со своими индивидуальными особенностям. От нас зависит только воспитание, а воспитывать, я считаю, можно только собственным примером.

Дети для меня вообще большой стимул личностного роста. Стимул стать кем-то, кем они будут гордиться, стимул узнавать новое.

А ещё я просто не люблю сидеть на месте, мне быстро становится скучно. В третьем декрете я получила новую специальность — специалист по кадрам, в четвёртом декрете получила второе высшее образование — психология, в пятом декрете — завела свой блог в инстаграме — @mam5x.

Чему меня учит моя многодетная жизнь? Терпению и умению находить компромисс. Я холерик, у меня довольно подвижный темперамент, но благодаря детям он у меня заметно сгладился. Учусь все проблемы решать со спокойствием и позитивом.

Ссорятся ли дети? Безусловно! Как и в любом другом коллективе, у нас бывают конфликты, но при этом я считаю, главное не забывать, что семья — это самые близкие и родные друг другу люди.

При этом для всех многодетных родителей, по моему мнению, важно жить своей жизнью и иметь свои интересы. Ведь именно у многодетных есть большой соблазн начать жить интересами детей, строить свою жизнь вокруг них. И это в корне неверно! Дети очень быстро вырастают и родители остаются опустошенными — у них больше нет интересов и смысла в жизни, либо, что ещё хуже, они не отпускают от себя подросших детей и пытаются продолжать жить их жизнью.

Вообще я считаю, что счастливые дети бывают у счастливых родителей. Поэтому маме очень важно находить время на себя, свои интересы, хобби.

Ссылка на основную публикацию