Как выучить таблицу умножения быстро и легко?

Как быстро и без нервов выучить таблицу умножения

Сейчас таблица умножения не кажется нам чем-то сложным. Но для третьеклассника её изучение может стать настоящим испытанием. Вот способы помочь ребёнку и сделать обучение проще и интереснее.

1. Подготовьтесь

Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.

Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:

Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:

Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.

2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.

Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 — то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.

Объясните, что умножение — это короткий и быстрый путь провести вычисления.

Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ — на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.

3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.

Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.

Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.

4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 — то же самое, что 7 × 4.

5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:

  1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
  2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное — 5.
  3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
  4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
  5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
  6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.

7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами запоминания. Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.

Карточки

Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный — возвращаем в стопку.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.

Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.

От обратного

Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).

Примеры из жизни

Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.

Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.

Стихи

Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель — упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять — семьдесят два».

8. Не нервничайте

Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

  1. Заставлять ребёнка заниматься, если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
  2. Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  3. Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
  4. Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
  5. Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.

Как выучить таблицу умножения быстро и весело

Эта статья о том, как выучить таблицу умножения без мучений и зубрёжки. В ней мы рассказываем, как научиться умножать числа до 10 друг на друга, запомнив всего 36 примеров вместо 100. А ещё показываем 5 полезных игр и пару лайфхаков, которые помогут выучить таблицу умножения не только быстро, но и весело.

Превращаем 100 примеров в 36

Таблица умножения на обратной стороне большинства тетрадок выглядит так:

На то, чтобы её выучить, может уйти целое лето. Понятно, что механическое заучивание правильных ответов к сотне примеров — самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга.

Процесс в разы ускоряется, когда мы показываем, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. В этом деле куда более удачным наглядным пособием служит таблица Пифагора:

На её примере уже можно показать принципы умножения через площади небольших прямоугольников:

  • 3 * 5 = 15, потому что в прямоугольник со сторонами длиной 3 и 5 клеточек помещается 15 маленьких квадратиков (считаем их вместе, чтобы убедиться).
  • 5 * 3 = 15 по той же причине (считаем вместе).

Здесь же наглядно демонстрируем свойство коммутативности: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Разумеется, название этого свойства лучше придержать до Хеллоуина, чтобы не пугать никого раньше времени 🙂

Из-за этого таблица Пифагора симметрична относительно своей диагонали, поэтому из 100 примеров для запоминания остаётся уже 55: сама диагональ с значениями 1, 4, 9, …, 100 и всё, что находится выше или ниже.

Это открытие можно сделать самостоятельно, заполнив часть пустой таблицы Пифагора, в которой изначально отмечены только множители:

Ребёнок может начать заполнять её, даже если ещё не знает правил умножения — складывать ведь он уже умеет, поэтому без труда посчитает сначала 2 + 2, потом 4 + 2, потом 6 + 2, и так, вплоть до 20. Потом ряд с тройками, и так далее.

Заполнив только часть таблицы (например, квадрат 6 * 6 клеток), уже можно увидеть одинаковые числа и понять, что зубрить её целиком совсем не нужно.

После этого на той же таблице Пифагора демонстрируем два принципа, позволяющие «автоматизировать» ещё 19 операций на умножение: умножение на 1 и умножение на 10:

  • Если число умножить на единицу, оно никак не меняется. .
  • Если число умножить на 10, у него появляется ноль на конце.

Отнимаем от оставшихся ранее 55 примеров на умножение ещё 19 «автоматизированных» и получаем всего 36 сочетаний, которые нужно запомнить. Почти втрое меньше, чем предлагают нам на обложках тетрадок!

Уже легче, не так ли?

Играем и запоминаем

Сложно запомнить то, что нельзя применить в жизни. Именно поэтому важно показать, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

Большой снегопад

Эти задачки позволят ребёнку побывать в ситуации, когда без умножения не обойтись. В процессе решения задач ребёнок понимает, что не обязательно каждый раз пересчитывать квадратные плитки — достаточно длину умножить на ширину!

Битва прямоугольников

Это простая игра для двух человек на понимание умножения и площади прямоугольника.

Вам понадобятся 2 фломастера, листок бумаги в клеточку и 2 кубика. Каждый игрок выбирает цвет карандаша или фломастера, которым он будет рисовать.

Игроки ходят по очереди. Первый игрок бросает 2 кубика. Затем он должен нарисовать на листке со своей стороны прямоугольник или квадрат, стороны которого по числу клеточек равны числам на кубиках. В середине фигуры записывается его площадь — сколько клеточек занимает фигура. Следом сходит второй игрок, и так далее.

Игра заканчивается, когда на листе больше не остаётся места для новых фигур. Выигрывает тот, чьи фигуры заняли больше клеточек на листе бумаги.

Игра-рыбалка на умножение

С этой игрой дети легко разберутся с принципом умножения: почему два на четыре будет восемь, или три на три будет девять. В игре можно выловить только такое количество рыб, которое кратно 2 или 3. А чтобы их получить, придётся подобрать правильные карточки.

Подготовка

Для игры распечатайте игровое поле, не менее 4 страниц с рыбками и сачок для каждого игрока. Подготовьте игральный кубик, фишки для каждого игрока и бумагу с ручкой.

Как играть

Игроки по очереди бросают кубик и перемещаются по полю. Если игрок останавливается на клетке с животным, то он не получает рыбок.

Если игрок останавливается на клетке со словами, то вылавливает указанное количество рыб — берёт карточки и кладёт в свой сачок.

Когда все игроки дошли до конца, подсчитываем улов. У кого в сетях оказалось больше рыб, тот и победил.

Настольная игра «Много-Много»

В этой игре много-много всего полезного и занимательного. Но самое главное — основная часть таблицы умножения у вас в кармане! Без занудного заучивания ребёнок учится перемножать числа от 1 до 5. Игра построена на уникальной методике, которая помогает детям своими глазами увидеть, что такое умножение, и даже подержать его в руках. А это так важно для первых шагов в арифметике.

Читайте также:  18 веселых новых и давно забытых зимних игр с детьми на улице

Игровой набор включает в себя карточки с изображением домов, окна в этих домах прозрачные — в этом главная фишка методики! Соединив две карточки с количеством окон «два» и «три» вы получите дом, в котором количество окон будет «шесть»: 2х3=6.

Сами дома нарисованы очень ярко и необычно, просто рассматривать их — отдельное удовольствие. Также в наборе есть карты с заданиями, игровая фишка, симпатичный мешочек для хранения из водонепроницаемой ткани и подробная инструкция с оригинальными иллюстрациями.

В «Много-Много» предусмотрены два варианта игры. В обоих есть возможность регулировать сложность игры, подстраивая её под вашего ребенка. Оба варианта игры будут увлекательны как для тех, кто только начинает знакомиться с таблицей умножения, так и для тех, кто уже твердо её знает.

Настольная игра «Цветариум»

Игроки будут совершать много интересных действий: высаживать цветы на клумбах, выкорчёвывать их в случае необходимости, устраивать своим конкурентам сюрпризы — приятные и не очень. Но главное для участников — с точностью выполнять заказы: нужно вырастить на своих клумбах ровно столько цветов, сколько хочет покупатель. В процессе игры дети на практике убеждаются в том, что для выполнения заказа на 18 цветов надо собрать 3 клумбы по 6 цветов. Такие наглядные операции запомнятся быстро и надолго.

Цель игры — заработать как можно больше монет. Количество монет указано на карте покупателя — у кого-то их больше, у кого-то — меньше. Всё как в жизни. На стол выкладываются три квадратные карты с покупателями, на которых указано нужное количество цветов. В ходе игры участники высаживают по три клумбы из карт с одинаковым количеством цветов с целью вырастить необходимое число цветов на продажу: три клумбы по семь цветов, чтобы получить «21», шесть клумб по девять цветов, чтобы получить «54» и так далее.

В игре можно вредничать — подкидывать другим игрокам кротов и жуков, а можно, наоборот, дарить подарки. Ещё в колоде есть карты с волшебными лейками — они умножают количество цветов на клумбе на 2 или на 3. И иногда это просто неоценимая помощь!

Лайфхак: умножение на 9 с помощью пальцев

Умножение на 9 зачастую даётся сложнее всего. Чтобы сделать этот процесс легче и веселее, можно воспользоваться подсказкой — собственными ладошками!

Поверните кисти ладонями к себе и мысленно пронумеруйте пальцы по порядку слева направо, от 1 до 10.

Теперь умножаем, например, 7х9. Загибаем седьмой палец по счёту слева направо.

Количество пальцев до загнутого — это десятки, в нашем примере это «6».

Количество пальцев после загнутого — это единицы, то есть «3».

В итоге получаем 63!

Красочные плакаты

Чтобы таблица умножения давалась легче, мы подготовили для вас яркие плакаты, которые можно распечатать и повесить на видном месте.

Чтобы сделать процесс изучения таблицы более динамичным, можно закрашивать или заклеивать стикерами значения, которые уже хорошо закрепились в памяти.

И напоследок

Не столь важно, как именно вы будете учить таблицу умножения: главное делать это с удовольствием — ведь так знания усваиваются куда лучше, а процесс становится приятным и интересным!

Автор: Сергей Пархоменко

Дата публикации: 2018-05-18 03:00

Вступите в клуб наших друзей

Подписывайтесь на лучшие идеи занятий с детьми!

Как легко запомнить таблицу умножения

На первый взгляд таблица умножения кажется громоздкой. 100 элементов! Ребенок, наверное, даже не ожидает, что такое придется учить. Но есть несколько способов, как можно выучить данную таблицу быстрее, чем зубрежка. Некоторые из них сложные и мало результативные, другие же наоборот очень эффективные.

И одним из таких эффективных методов я поделюсь. Он основан на последовательности изучения отдельных таблиц для отдельных чисел и знания их некоторых закономерностей.

Как быстро запомнить таблицу умножения

Половину таблицы умножения даже нет смысла учить.

Умножение на 1, 2, 10. Это очевидно, как умножать цифры на 1 и на 10. А умножение на 2 это очень простое сложение числа с самим собой.

2 x 2 = 2 + 2 = 4
6 x 2 = 6 + 6 = 12
9 x 2 = 9 + 9 = 18

Умножение на 1 и 10

Соответственно к тому времени, как учить таблицу умножения ребенок должен знать, что такое сложение чисел. Теперь когда мы разобрались с умножением на 1, 2, 10 остается таблица всего лишь из 49 элементов.

Умножение на 3, 4. Основные сложности, замеченные мной, при запоминании таблицы умножения — это умножения на 3 и на 4. Когда вы изучите это, останется совсем немного.

Я предлагаю выучить последовательность (результаты произведения чисел при умножении на 3) : 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 так, чтобы научиться достаточно быстро называть данную последовательность.

Далее предлагаю последовательно задавать вопрос
«3 умножить на 1» — 3!
«3 умножить на 2» — 6!
«3 умножить на 3» — 9!
«3 умножить на 4» — 12!
…..
«3 умножить на 10» — 30!

Таким образом, мы сопоставляем ту последовательность (результаты умножения на 3), которую выучили ранее с множителями цифры 3. Далее предлагаю делать это в произвольном порядке:

«3 умножить на 3» — 9!
«3 умножить на 1» — 3!
«3 умножить на 7» — 21!

До тех пор, пока не усвоится умножение на 3.

То же самое мы делаем и с умножением на 4. Учим последовательность 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Последовательно проходим
«4 умножить на 1» — 4!
«4 умножить на 2» — 8!
«4 умножить на 3» — 12!
«4 умножить на 4» — 16!
…..
«4 умножить на 10» — 40!

И далее в случайном порядке
«4 умножить на 7» — 28!
«4 умножить на 3» — 12!
«4 умножить на 6» — 24!

Умножение на 5. Умножение на 5 учится легко, т.к. произведении любого числа на 5 заканчивается либо на 0, либо на 5.

Умножение на 9. Для умножения на 9 есть интересный прием

9 x 1 = 09
9 x 2 = 18
9 x 3 = 27
9 x 4 = 36
9 x 5 = 45
9 x 6 = 54
9 x 7 = 63
9 x 8 = 72
9 x 9 = 81
9 x 10 = 90

Во-первых, сумма цифр произведения дает нам 9.

9 x 2 = 18 (1 + 8 = 9)
9 x 3 = 27 (2 + 7 = 9)
9 x 4 = 36 (3 + 6 = 9)
9 x 5 = 45 (4 + 5 = 9)

Во-вторых, число множителя 9 на 1 больше, чем первая цифра в результате произведения

9 x 2 = 18 (9 умножить на 2 результат начинается с единицы)
9 x 3 = 27 (9 умножить на 3 результат начинается с двойки)
9 x 4 = 36 (9 умножить на 4 результат начинается с тройки)
9 x 5 = 45 (9 умножить на 5 результат начинается с четверки)

Используя 2 этих факта, можно значительно упростить задачу запоминания умножения на 9.

Теперь, когда мы знаем таблицу умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10. Остается небольшой кусочек:

Многие находят достаточно легким выучить умножение числа на само себя (квадрат числа)

6 x 6 = 36
7 x 7 = 49
8 x 8 = 64

И тогда остается 3 «сложных» факта:

7 x 6 = 6 x 7 = 42
8 x 6 = 6 x 8 = 48
8 x 7 = 7 x 8 = 56

Их нужно просто выучить.

В итоге разложив всё на поэтапные шаги, понимаем, что запомнить таблицу умножения не так уж и сложно.

Для повторения таблицы умножения советую использовать карточки, но именно для повторения!

Просто пройдите последовательно по всем шагам и повторяйте запомненную таблицу по карточкам и быстрые результаты не заставят себя ждать!

Таблица умножения и игра, чтобы быстро выучить

С лучшей бесплатной игрой таблица умножения учится очень быстро. Проверьте это сами!

Учить таблицу умножения – игра

Попробуйте нашу обучающую электронную игру. Используя её, вы уже завтра сможете решать математические задачи в классе у доски без ответов, не прибегая к табличке, чтобы умножить числа. Стоит только начать играть, и уже минут через 40 будет отличный результат. А для закрепления результата тренируйтесь несколько раз, не забывая о перерывах. В идеале – каждый день (сохраните страницу, чтобы не потерять). Игровая форма тренажера подходит как для мальчиков, так и для девочек.

Таблица умножения – таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями (1, 2, 3, 4, 5. ), а ячейки таблицы содержат их произведение. Применяется таблица для обучения умножению. Здесь есть игра и картинка для печати. Для скачивания игры с таблицей на компьютер, сохраните страницу (Ctrl+S). Также посмотрите таблицу деления.

Смотрите ниже шпаргалки в полной форме.

Умножение прямо на сайте (онлайн)

Таблица умножения (числа от 1 до 20)

×1234567891011121314151617181920
11234567891011121314151617181920
2246810121416182022242628303234363840
33691215182124273033363942454851545760
448121620242832364044485256606468727680
55101520253035404550556065707580859095100
66121824303642485460667278849096102108114120
7714212835424956637077849198105112119126133140
881624324048566472808896104112120128136144152160
9918273645546372819099108117126135144153162171180
10102030405060708090100110120130140150160170180190200
11112233445566778899110121132143154165176187198209220
121224364860728496108120132144156168180192204216228240
1313263952657891104117130143156169182195208221234247260
1414284256708498112126140154168182196210224238252266280
15153045607590105120135150165180195210225240255270285300
16163248648096112128144160176192208224240256272288304320
171734516885102119136153170187204221238255272289306323340
181836547290108126144162180198216234252270288306324342360
191938577695114133152171190209228247266285304323342361380
2020406080100120140160180200220240260280300320340360380400
Читайте также:  Коляска Thule Sleek – характеристики и отзывы о прогулочной коляске

Как умножать числа столбиком (видео по математике)

Чтобы потренироваться и быстро выучить, можно также попробовать умножать числа столбиком.

Нужно распечатать таблицу умножения? Просто нажмите на ссылку печать таблицы умножения. Либо скопируйте картинку (первая таблица) в Ворд (Microsoft Office Word) и распечатайте с помощью сочетания клавиш Ctrl+P. Смотрите также таблицу квадратов.

Всё для учебы » Математика в школе » Таблица умножения и игра, чтобы быстро выучить

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения быстро и весело

Заучивание правильных ответов к сотне примеров — самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга. На это у ребёнка может уйти всё лето. Процесс ускорится, если вы покажете, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. Ещё важно убедиться, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

Превращаем 100 примеров в 36

Таблица умножения на обратной стороне большинства тетрадок выглядит так:

На то, чтобы её выучить, может уйти целое лето. Механическое заучивание правильных ответов к сотне примеров — самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга.

Процесс ускорится, если мы покажем ребёнку, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. В этом деле куда более удачным наглядным пособием служит таблица Пифагора:

На её примере уже можно показать принципы умножения через площади небольших прямоугольников:

• 3 * 5 = 15, потому что в прямоугольник со сторонами длиной 3 и 5 клеточек помещается 15 маленьких квадратиков (считаем их вместе, чтобы убедиться);

• 5 * 3 = 15 по той же причине (считаем вместе).

Здесь же наглядно демонстрируем свойство коммутативности: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Разумеется, название этого свойства лучше придержать до Хеллоуина, чтобы не пугать никого раньше времени.

Из-за этого таблица Пифагора симметрична относительно своей диагонали, поэтому из 100 примеров для запоминания остаётся уже 55: сама диагональ с значениями 1, 4, 9, … 100 и всё, что находится выше или ниже.

Это открытие можно сделать самостоятельно, заполнив часть пустой таблицы Пифагора, в которой изначально отмечены только множители:

Ребёнок может начать заполнять её, даже если ещё не знает правил умножения — складывать-то он уже умеет, поэтому без труда посчитает сначала 2 + 2, потом 4 + 2, потом 6 + 2, и так, вплоть до 20. Потом ряд с тройками, и так далее.

Заполнив только часть таблицы (например, квадрат 6 * 6 клеток), уже можно увидеть одинаковые числа и понять, что зубрить её целиком совсем не нужно.

После этого на той же таблице Пифагора демонстрируем два принципа, позволяющие «автоматизировать» ещё 19 операций на умножение: умножение на 1 и умножение на 10:

• Если число умножить на единицу, оно никак не меняется.

• Если число умножить на 10, у него появляется ноль на конце.

Отнимаем от оставшихся ранее 55 примеров на умножение ещё 19 «автоматизированных» и получаем всего 36 сочетаний, которые нужно запомнить. Почти втрое меньше, чем предлагают нам на обложках тетрадок! Уже легче, не так ли?

Играем и запоминаем

Сложно запомнить то, что нельзя применить в жизни. Именно поэтому важно показать, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

1. Большой снегопад

Эти задачки позволят ребёнку побывать в ситуации, когда без умножения не обойтись. В процессе решения задач ребёнок понимает, что не обязательно каждый раз пересчитывать квадратные плитки — достаточно длину умножить на ширину.

2. Битва прямоугольников

Это простая игра для двух человек на понимание умножения и площади прямоугольника.

Вам понадобятся два фломастера, листок бумаги в клеточку и два кубика. Каждый игрок выбирает цвет карандаша или фломастера, которым он будет рисовать. Игроки ходят по очереди. Первый игрок бросает два кубика. Затем он должен нарисовать на листке со своей стороны прямоугольник или квадрат, стороны которого по числу клеточек равны числам на кубиках. В середине фигуры записывается его площадь — сколько клеточек занимает фигура. Следом ходит второй игрок и так далее.

Игра заканчивается, когда на листе больше не остаётся места для новых фигур. Выигрывает тот, чьи фигуры заняли больше клеточек на листе бумаги.

3. Настольная игра «Много-Много»

В этой игре много-много всего полезного и занимательного. Но самое главное — основная часть таблицы умножения у вас в кармане! Без занудного заучивания ребёнок учится перемножать числа от 1 до 5. Игра построена на уникальной методике, которая помогает детям своими глазами увидеть, что такое умножение, и даже подержать его в руках. А это так важно для первых шагов в арифметике.

4. Настольная игра «Цветариум»

Игроки будут совершать много интересных действий: высаживать цветы на клумбах, выкорчёвывать их в случае необходимости, устраивать своим конкурентам сюрпризы — приятные и не очень. Но главное для участников — с точностью выполнять заказы: нужно вырастить на своих клумбах ровно столько цветов, сколько хочет покупатель. В процессе игры дети на практике убеждаются в том, что для выполнения заказа на 18 цветов надо собрать 3 клумбы по 6 цветов. Такие наглядные операции запомнятся быстро и надолго.

5. Умножение на 9 с помощью пальцев

Умножение на 9 зачастую даётся сложнее всего. Чтобы сделать этот процесс легче и веселее, можно воспользоваться подсказкой — собственными ладошками. Поверните кисти ладонями к себе и мысленно пронумеруйте пальцы по порядку слева направо, от 1 до 10. Теперь умножаем, например, 7×9. Загибаем седьмой палец по счёту слева направо. Количество пальцев до загнутого — это десятки, в нашем примере это «6». Количество пальцев после загнутого — это единицы, то есть «3». В итоге получаем 63!

6. Красочные плакаты

Такие полезные яркие плакаты можно распечатать и повесить для наглядности на видном месте.

Чтобы сделать процесс изучения таблицы более динамичным, можно закрашивать или заклеивать стикерами значения, которые уже хорошо закрепились в памяти.

Не столь важно, как именно ребёнок будет учить таблицу умножения: главное делать это с удовольствием — ведь так знания усваиваются куда лучше, а процесс становится приятным и интересным.

Как выучить с ребенком таблицу умножения: выбираем наиболее эффективную методику для быстрого и понятного обучения

Практически все родители, чьи дети пошли в школу, сталкиваются рано и поздно с необходимостью вспоминать давно забытые школьные дисциплины, чтобы помочь ребенку понять их или что-то выучить.

И одним из первых серьезных заданий, а также одной из первых проблем становится таблица умножения, которую нередко задают деткам для самостоятельного изучения на лето уже после первого класса.

В этом случае задача родителей — объяснить ребенку основной принцип математического действия и правильно донести до него суть умножения, чтобы он выучил таблицу спокойно, легко и быстро без монотонного и скучного зазубривания.

Особенности начала процесса обучения таблицы умножения

Иногда бывает и так, что малыш еще и в школу не пошел, но маме хочется, чтобы он уже перемножал в уме, как минимум, трехзначные числа. Конечно, среди детей встречаются маленькие вундеркинды, которые действительно на это способны и могут усвоить не только таблицу умножения в раннем возрасте, но и начать извлекать из чисел корень квадратный или решать сложные уравнения. Однако это скорее исключение из правил.

В основном, даже младшим школьникам таблица умножения дается нелегко и со скрипом, ведь обычно ее объясняют, как непонятный и скучный набор цифр, которые почему-то надо запомнить. Что уж говорить в этом случае о дошколятах.

Итак, если ваш малыш не математический гений, то не стоит преждевременно загружать его изучением таблицы умножения. Поскольку освоение этого навыка от него потребуется только во втором классе школы, рекомендуется знакомить ребенка с таблицей умножения и принципом ее действия не ранее семи-восьмилетнего возраста.

Тем не менее, вы можете подготовить малыша, объяснив ему математический смысл умножения после того, как он усвоит сложение и вычитание.

Каждый ребенок осваивает математику по-своему: у кого-то хороша развита механическая память, поэтому он быстрее все запоминает и заучивает, другим нужно подкрепить информацию с помощью зрительного или эмоционального восприятия, то есть, использовать для обучения карточки с рисунками, предметы, игрушки, стихи и песни. То же самое касается и подачи для ребенка таблицы умножения.

Чтобы малышу не было сложно посреди учебного года, таблица обычно задается для самостоятельного ознакомления на летние каникулы.

Обязательно помогите ребенку разобраться, но будьте готовы к тому, что понадобится приложить немало труда, а также — запастись терпением.

Некоторые нюансы и важные моменты

Необходимо также понимать, что приступать к изучению таблицы можно только тогда, когда ребенок уже освоит базовые математические действия. То есть, он хорошо и уверенно умеет:

  • считать хотя бы до ста — в обычном и обратном порядке;
  • различать простые цифры, числа и десятки;
  • разбираться в составе чисел;
  • складывать и вычитать;
  • понимать сам принцип умножения, уметь заменять сложение умножением и наоборот.

Современные дети не всегда понимают, зачем вообще им заучивать таблицу, которая зачастую подается в школах, как математическая абракадабра, ведь легко и быстро можно посчитать на калькуляторе или получить ответ у компьютера / планшета / телефона.

Ваша задача — найти для ребенка существенную мотивацию, объяснить ему, для чего нужны подобные знания, навыки и умения, как они могут помочь потом в учебе и в жизни, какую пользу из них можно извлечь.

Попытайтесь отыскать свои доводы на примере следующих красноречивых аргументов:

  • поняв принцип, на котором строится таблица умножения, и выучив ее, ребенок будет быстро проводить любые вычисления, оперировать большими и многозначными числами в уме — это даст ему преимущество в учебе и позволит справляться с заданиями по математике гораздо быстрее;
  • если даже поначалу ему и понадобится шпаргалка или бумага, чтобы сделать вычисление, то все равно результат будет найден только с помощью собственных знаний и памяти — без использования посторонней помощи в виде электронного прибора;
  • подобные знания помогают развивать и совершенствовать «математическую интуицию», тренируют память, усиливают сообразительность и быстроту реакций мозга;
  • таблица умножения — одна из базовых математических операций, поэтому без нее не получится освоить более «глубокие воды» в этой дисциплине.

Как выучить? Переходим к практике

Определившись с возрастом и готовностью ребенка, можно подбирать методику, по которой вы хотите его обучать.

Чтобы выбор был наиболее оптимальным и действенным именно для вашего малыша, стоит познакомиться с самыми основными приемами и методами изучения таблицы, а также понять, каких правил стоит придерживаться для получения хорошего результата.

Ищем правильный подход к ребенку

  • В любом обучении главное — это системность и последовательность действий. Если вы взялись с ребенком за таблицу, то занимайтесь ее изучением регулярно, каждый раз повторяя пройденное.
  • Не заставляйте малыша учить и не усаживайте его силой. Постарайтесь понять, с чем связан его отказ — возможно, ребенок просто устал, хочет есть, плохо себя чувствует или болен. Тогда отложите занятие или перенесите его на другое время.
  • Некоторым деткам очень тяжело подолгу сидеть на одном месте — они любят все время двигаться и нуждаются в частой смене занятий. В этом случае не подойдут стандартные занятия, но можно учить табличку и во время прогулки или игры, и на качелях, и по дороге домой.
  • Мотивируйте ребенка к учебе — найдите именно тот ключик, который станет для него стимулом.
  • Ни в коем случае не срывайтесь, не кричите и не ругайте за ошибки или непонимание. Нельзя попрекать ребенка плохой памятью, неспособностью выучить что-либо и т. д. Тем более, недопустимо прибегать к физическим наказаниям.
  • Еще одна распространенная ошибка родителей — пугать плохими оценками или сравнивать малыша с другими детками, выставляя его в неприглядном свете. Это совершенно неправильно, ведь каждый ребенок — это личность со своим индивидуальным темпом и особенностями развития.
  • Объективно оценивайте знания и способности своего малыша — если у него не математический, а гуманитарный склад ума, то ищите тот подход и ту методику, которые оптимально ему подойдут и дадут наибольший эффект.
  • К примеру, для деток, легко запоминающих стишки, можно придумать или найти тематические рифмы для каждой цифры — это уже поможет ребенку и упростит процесс запоминания.
  • Если же у малыша образное или ассоциативное мышление, находите с ним ассоциацию всем циферкам, сочиняйте истории, делайте иллюстрации или зарисовки.
  • Юным музыкантам помогут песни — пропевая их, он намного легче и быстрее запомнит, что пятью восемь будет сорок, а семью три — двадцать один.
  • Почаще делайте перерывы в занятиях, чтобы ребенок отдыхал.
  • Не понимайте буквально заявления в некоторых методиках — «выучить таблицу за три часа» или что-то в этом роде. Вспомните, как вам давалась в свое время таблица умножения, а тогда приступайте к занятиям с собственным ребенком.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый маленький или большой успех и прогресс.
Читайте также:  LEGO Ideas «Дом на дереве» - представляем экологичную новинку от LEGO

Начинаем быстро и легко учиться по методике

Давайте рассмотрим одну из наиболее эффективных методик обучения, согласно которой ребенок за четыре дня познакомится с таблицей умножения, поймет принцип ее действия и навсегда усвоит, что такое умножение и зачем оно нужно.

Если объяснять коротко, то конкретным смыслом умножения является простая замена суммы одинаковых слагаемых одним действием.

Именно такой подход и есть правильный, ведь если ребенок вдруг забудет какой-то табличный пример, то он с легкостью найдет выход из ситуации, сориентировавшись, что можно к предыдущему примеру просто прибавить еще одно слагаемое.

Стоит уточнить, что сроки в четыре дня являются примерными и предполагают наличие специальных занятий, особенную заинтересованность ребенка в обучении, а также его способности: умение оперировать числами в пределах двух сотен, владение различными математическими операциями, понимание состава числа и сути умножения — фактически, ребенок должен уже уметь перемножать, но еще не знать таблицы, как таковой, наизусть.

В этом видеоролике наглядно показано, как можно легко освоить таблицу умножения в веселой, игровой форме, сделав цветные карточки.

Первый день

Исходя из предлагаемой методики, сначала стоит внимательно изучить стандартную таблицу умножения.

Если брать умножение всех цифр от одного до десяти, то ребенку предстоит выучить целых сто примеров. На первый взгляд достаточно пугающая перспектива, не правда ли?

Итак, что вам нужно сделать с ребенком:

  • начертите или распечатайте таблицу и впишите в нее все примеры умножения от одного до десяти;

  • потом найдите вместе одинаковые примеры, такие, как пять умножить на четыре и четыре умножить на пять — объясните ребенку, что от перестановки, как и в сложении, ответ не меняется;
  • полученные симметричные примеры закрасьте каким-либо другим цветом (светло-серым) — повторов должно быть сорок пять;
  • далее тоже закрашиваем первый и последний столбик — умножение единицы и десятки, так как эти примеры очень легкие и их не потребуется ни учить, ни зубрить;
  • у вас должны остаться выделенными 36 клеточек или тридцать шесть математических фактов — именно их изучением мы и займемся.

То есть, если в колонке умножения двойки выделенным остается только один факт — дважды два, то на тройку уже будет два примера — дважды три и трижды три и т. д. Таким образом, у вас получается своеобразная перевернутая лесенка из цифр.

Второй день

Основная задача для ребенка — понять и усвоить принцип удваивания. Проще всего объяснить его ребенку так: для умножения два на два нужно просто сложить число «два» с самим собой — в результате получается четыре.

Далее необходимо применить э
тот принцип ко всем четным числам в таблице.

Посмотрите, как легко и просто получается:

  • чтобы умножить любое число на четыре, необходимо просто произвести операцию умножения два на два раза, а если коротко, то умножая на четыре, следует сначала удвоить число, а потом удвоить результат;
  • пройдите с ребенком примеры умножения на два и на четыре для всех цифр и закрасьте их светло-голубым цветом;
  • убедитесь, что малыш понял принцип удваивания, а значит, может обойтись без зубрежки для случаев умножения на два и на четыре.

Этот ряд можно продолжать до бесконечности. Так малыш потихоньку познакомится и с нахождением логарифмов, просто изучая таблицу умножения.

Третий день

Следующим этапом обучения будет овладение навыком умножения на пять. Чтобы научиться умножать на пять, существует несколько интересных способов:

  • если удвоить число достаточно легко, то не сложнее будет и разделить его поровну или пополам, то есть, для получения результата умножения какого-либо числа на пять, нужно просто умножить его сначала на десять, а потом разделить на два, к примеру, пять умножить на шесть — равно половине шестидесяти, ведь мы шесть умножаем на десять и делим на два, в результате выходит тридцать и т. д.;
  • можно воспользоваться и другим способом — для четного числа приписывать ноль к его половине, а для нечетного — приписывать пять к половинке предыдущей цифры, к примеру, при умножении пяти на семь нужно добавить пятерку к тройке, то есть, к половине от шестерки, которая в числовом ряду стоит перед семеркой, а при умножении пяти на восемь — разделить восемь на два и к полученной четверке приписать нолик;
  • есть еще совершенно универсальный способ, который подойдет для всех цифр, но мы пока используем его для пятерок — просто посчитайте с ребенком пятерками столько раз, на сколько необходимо эту самую цифру пять умножить, к примеру, для умножения пяти на шесть считайте — пять, десять, пятнадцать, двадцать, двадцать пять, тридцать — вот и результат;
  • применяем этот же способ для объяснения умножения тройки и тренируемся с малышом считать;
  • если он все понял и усвоил, закрашиваем все примеры умножения на пять и на три светло-фиолетовым цветом — у вас должно остаться всего десять клеток.

День четвертый

К этому моменту ребенок уже должен хорошо понимать и легко решать примеры с умножением чисел от двух до пяти — без заучивания и зазубривания, просто применяя все предложенные выше логические способы.

Следующий и завершающий этап обучения ему должен понравиться. Для этого вам нужно задействовать пальцы рук. Именно с их помощью методика предлагает научиться умножению чисел от шести до девяти.

Итак, сделайте нумерацию пальцев и себе, и малышу. Можете писать цифры фломастером или маркером, сделать аппликации на бумажных насадках, изготовить цифры из фетра, как в пальчиковом театре — дополнительное творчество с математической подоплекой будет только в плюс.

Нумеровать надо пальцы обеих рук:

  • на больших пальцах должны быть пятерки;
  • на указательных — шестерки;
  • на средних — семерки;
  • на безымянных — восьмерки;
  • на мизинцах — девятки.

Вот что нужно делать потом.

  • Сядьте с ребенком за стол. Руки положите на стол ладошками вниз. Все цифры должны быть хорошо и отчетливо видны.
  • Задайте любой пример для умножения, к примеру, попробуйте перемножить девять на восемь.
  • Сводите вместе мизинец левой руки с цифрой девять и безымянный палец правой руки с цифрой восемь. Они должны касаться друг друга на краю стола.
  • Остальные семь пальцев у нас свисают — четыре на левой и три на правой. Посчитаем их десятками — то есть, для каждого пальца по десять. В результате получаем семьдесят.
  • Теперь надо перемножить те, что на столе — один на левой и два на правой — выходит два, а вместе семьдесят два.
  • Пробуем еще с другими цифрами по тому же принципу: сводит вместе пальцы с теми цифрами, что надо перемножить, пальцы перед ними считаем десятками, а остальные перемножаем между собой и складываем результат.
  • Пройдитесь по всем оставшимся примерам, чтобы ребенок понял этот принцип и наловчился так умножать.
  • Десять оставшихся клеточек закрасьте светло-оранжевым цветом.

Вот мы и прошли всю таблицу, учась не зазубривать материал, а понимать его смысл и логически рассуждать.

Другие способы и методы в форме игр и стихов

Помимо предложенной методики, существует и много других способов нестандартного изучения таблицы умножения.

Очень популярной и эффективной в работе является, так называемая, таблица Пифагора — вы можете приобрести уже готовую или нарисовать ее с ребенком самостоятельно. Она достаточна проста — цифры располагаются по вертикали и по горизонтали от одного до девяти в табличной форме.

Суть использования таблицы заключается в том, что число из левого вертикального столбика умножается на нужно другое из горизонтальной верхней строки. Задача ребенка — провести рукой к месту их пересечения на таблице и найти результат.

Также стоит использовать:

  • интерактивные звуковые плакаты;
  • карточки с примерами для игры;
  • стихотворения — есть замечательные стихи Марины Казариной «Про умножение» и «Умножение» Александра Усачева;
  • онлайн-тренажеры и развивающие игры по изучению таблицы умножения на компьютере;
  • практические примеры с игрушками или окружающими предметами;
  • дидактические игры — поселяйте цифры в домики, ловите их, как рыбку, ищите правильные ответы для разгадки тайны пиратских сокровищ, формируйте составы поездов и т. д.

В данном видео представлен еще один интересный метод обучения в стихотворной форме.

Заключение

Обязательно поинтересуйтесь, каким способом изучают таблицу в школе у ребенка. Вы можете пользоваться и своим методом обучения, но параллельно познакомьте малыша и со стандартной программой.

Таблица умножения может оказаться твердым орешком, поэтому не стоит спешить и расстраиваться или ругать ребенка, если процесс обучения идет не так просто и быстро, как вы хотели.

Помните, что если подойти к делу с терпением, выдержкой, а также действовать постепенно и работать по методике, то вы обязательно в скором времени получите отличный результат.

Ссылка на основную публикацию