Ребенок получил первую двойку – правильная реакция родителей должна быть такой

5 советов психолога, что делать, если ребенок приносит плохие оценки?

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, – основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Ребенок получил первую двойку – правильная реакция родителей должна быть такой

Скажите откровенно, читатель, вы сами ни разу в жизни не получали двойки? А ваш друг или брат? Не можете ли вы припомнить те обстоятельства, при которых произошло это событие? А чувства, что тогда теснились в груди? Как вы думаете, не может ли ваш ребенок оказаться в числе моих корреспондентов, письма которых взывают к нашей неразбуженной справедливости?

«. У меня появилась одна двойка и за эту двойку очень били и стучали по голове. Мы слушаем радио, но мои родители вас не понимают. Прошу вас, чтобы написали им письмо. Пишите побыстрей!
Нина, Валя, Таня, ст. Быково»

«. Пишет вам ученица 2А класса Надя С. Когда я получу 3 или 2, меня ругают и бьют. Мне очень обидно. Я говорю, что буду учиться лучше, но мне не верят. Помогите мне и моим родителям.
г. Магнитогорск»

Двойка — это сигнал бедствия, сигнал тревоги, это огорчение для всех — ребенка, родителя, учителя (поверьте мне, что нет таких учителей, которые любили бы эту отметку, — ведь она есть мерило не только успехов ученика, но и качества работы самого педагога).

В порыве гнева, в порыве огорчения, вызванного злополучной двойкой, нагромождаются одна на другую ошибки взрослых и детей.
— Ах, она поставила мне двойку, так я теперь сроду не буду учить ей стихотворений! (Будто он не знает, что учится отнюдь не для учителя!)
— Ах, ты снова получил двойку!? Так ты, кроме порки, еще и лишаешься воскресного похода в лес. (Будто не помнят, как это с ними в детстве было. Будто и не слышали, что дважды не наказывают.)
— Ах, ты снова не приготовил урок!? Значит, первая двойка тебя ничему не научила? Придется поставить еще одну и вызвать родителей к завучу. (Будто никогда и не поясняли родителям, как важно беречь в ребенке желание учиться и верить в свои силы.)
Вот и замкнулся этот трагический треугольник, все участники которого видят только следствие, а не причину, скользят по неровной поверхности явления, не заглядывая в его суть. Каждый видит виновного в другом, каждый обижен по крайней мере на двоих, порою ни в чем не виновных.
— Да разве так бывает? — возразят мне некоторые. Обратимся к фактам.
Мать вызвали в школу.
— Ваша девочка стала вертеться на уроках. Она мешает мне и детям.
— Оля, ты же обещала, что больше не будешь. Значит, не сдержала свое обещание?
— Не сдержала, —соглашается девочка, опустив глаза.

Как видит читатель, это уже не первый разговор с беспокойной ученицей, она своей вины не отрицает. Может быть, ее надо наказать? Случай ведь так ясен. «А ясен ли?» — переспрошу я.

Во-первых, девочка получила за свой поступок двойное наказание — от учителя и от матери. Сотни детских писем, подобно тем, что приведены выше, свидетельствуют отнюдь не об исключительности подобной ситуации.

Во-вторых, девочка не привыкла вступать в пререкания со старшими, оправдываться и искать причину вне себя. Она была несколько замкнута и застенчива. Она действительно вертелась за партой, получала замечания и считала себя виноватой.

В-третьих, она сама не очень-то понимала, почему ей было так неуютно за этой новой для нее партой, у которой сиденье было слишком высоким, так что ноги не доставали до перекладины. Когда же Оля пыталась немного сползти вниз, чтобы поудобнее поставить ноги, ее передник оказывался сзади приколот к спинке парты булавкой. Это Толик так подшучивал над ней. Она оборачивалась, чтобы оторваться, а Толик корчил ей устрашающую гримасу, в это время учительница делала ей замечание. Мальчик же успевал изобразить на своем лице полное внимание к словам учителя. Наблюдая эту сцену со своего обычного места в классе, я поняла, что от учительского стола действия шалуна практически не заметны.

В-четвертых, когда учительница пересаживала их ряд к окну, Оля, оказывается, просила посадить ее сзади Толика, потому что уже знала — он будет дергать ее за косички. Но в ответ услышала: «Не капризничай. Я пересаживаю всех по правилам» (но разве нет даже в самых строгих правилах исключений?). Правда же, она вовсе тогда не собиралась капризничать. Оля просто думала, что плохо жаловаться учительнице на товарища и лучше будет, если ей позволят сесть на место. Уж она-то приставать к нему не станет, и все наладится, успокоится, потому что, если косичек нет перед глазами, ему и не будет хотеться их дергать.
Так выглядит реальный факт после его объективного анализа.

Но возьмем еще один подобный же случай из параллельного класса. Случай, который можно было бы описать теми же словами: «Ваш мальчик вертится на уроках. »

Более внимательное наблюдение за мальчиком позволило установить, что в его поведении нет никакого злого умысла. Он хочет хорошо учиться и прилагает к тому немало усилий. Хочет, но не может быть усидчивым и сдержанным, так как у него ярко выраженный, неуравновешенный тип нервной системы, который осложнен неблагоприятной обстановкой в семье.

Из 100 проанализированных случаев только в трех учащиеся младших классов злонамеренно нарушали дисциплину. Они делали это «на зло» взрослым, нанесшим им несправедливую обиду.

В подавляющем большинстве неверное поведение ученика — лишь повод, но не причина, толкающая его в конфликтную ситуацию. Взрослые же, видя только форму поведения и не вникая в его причины, допускают, в свою очередь, ряд ошибок (система наказаний растет иной раз по принципу цепной реакции). Рассматривая глубоко то, что на первый взгляд выглядит как нерадивость, каждый раз убеждаешься, что это проявление объективно существующих сложностей перехода ребенка от дошкольного воспитания к обучению.
Порою корни плохого поведения ученика 3-го класса отыскиваются в первых промахах букварного периода обучения, неопознанных взрослыми трудностях.

Но можно ли наказывать человека за испытываемые им трудности? Он ведь и так уже наказан тем, что не может как другие что-то преодолеть. Ему просто следует помогать. Помогать осваивать грамоту, помогать быть собранным, помогать быть хорошим товарищем, а не ябедой. Помогать, а не подталкивать невольно к дурному. В случае с непоседливой Олей вполне могло случиться так, что девочка стала бы жаловаться сначала на Толика, а потом и на других, чтобы отстоять себя, огородить от наказаний.

Значит, первая группа причин детских ошибок обусловлена перестройкой их психологии в сложный период адаптации.

Вторую группу причин следует искать в возрастных особенностях младших школьников — слабые еще внимание и усидчивость, быстрая утомляемость при умственном труде, большая потребность в движении, недостаточная выдержанность и собранность.

Взрослые должны разными способами развивать в ребенке недостающие качества, нацеливать его на самовоспитание, поддерживать уверенность в себе, но не наказывать за то, что он еще не успел приобрести. Третья группа причин внешне неверного поведения ребенка имеет в основе особенности типа нервной деятельности и соответствующего ему темперамента. Взрослых в равной степени раздражают дети-меланхолики, от которых трудно добиться быстрой реакции, и слишком подвижные, возбудимые и недостаточно сдержанные сангвиники.

Никакими наказаниями нельзя изменить специфику протекания нервных процессов. Но длительными упражнениями, опирающимися на внутреннюю потребность ребенка достичь лучшего, стать более активным или более сдержанным, можно воспитать такой тип поведения ученика в коллективе, который сгладит острые углы его природного темперамента.

Четвертая группа причин, приводящих к срывам в поведении младших школьников, относится к области физиологии. После перенесенных инфекционных заболеваний дети больше утомляются, становятся вялыми, раздражительными, вспыльчивыми. При правильном, ровном обращении с ними в такой момент все отрицательные черты поведения со временем проходят. Если же взрослые не поймут состояния ребенка, он может ожесточиться и на этой почве у него станут развиваться дурные черты характера.

Дети, обладающие какими-либо физическими недостатками (например, заики, картавые), особо легко травмируются. Неумелое обращение с ними может привести к глубокой жизненной трагедии.
По всей вероятности, к объективным причинам, создающим условия для появления такого типа поведения, следует отнести также отрицательный микроклимат в семье. Ребенок, помимо своей воли, неосознанно становится носителем этого отрицательного микроклимата. Но это опять-таки его беда, а не вина.

Итак, существует целый ряд объективных причин, провоцирующих неверное поведение младшего школьника. Эти причины, подобно болезни, требуют внимания, изучения и лечения. И наказание в подобных случаях никак не может быть лекарством.

Быть может, читателю покажется странным, что, поставив вопрос о развитии ума, я говорю не столько о процессе обучения, сколько о воспитании. Но это не случайно. Логика нашего с вами разговора обусловлена тем, что родители прежде всего интересуются отметкой, характеризующей учебные успехи, а процесс становления личности в их сознании отодвинут на второй план: «Не дружит с ребятами из своего звена — эка важность. А вот ошибок в диктанте понаделал — дело серьезное. Придется принять меры».

Такая позиция содержит две ошибки: во-первых, нельзя ни принижать роль воспитания по отношению к обучению, ни разрывать эти двуединые процессы, определяющие становление личности развивающегося человека. Во-вторых, поведение ребенка не только обусловливает его учебные успехи, но и является прямым показателем наличия познавательных интересов.

Если по своей природе ребенок очень подвижен, любит озорничать, но у него уже разбужен интерес к познанию, его не заставит даже самый близкий друг отвлечься на уроке. Любовь к знаниям, радость встречи с новым, непознанным будут управлять его поведением. И чем больше узнает такой школьник, тем больше начинает ценить знания, тем глубже, серьезнее его интерес к окружающему миру, тем реже он становится на путь формальной зубрежки, тем чаще он сам проявляет инициативу в поисках новых фактов и сведений, тем легче он применяет полученные знания в жизни и тем более радостным, творческим становится его учебный труд.

Читайте также:  Новые возможности Hidden Side от Lego

Поэтому мой добрый совет — бойтесь погасить в глазах ребенка пытливость и любознательность. Не отмахивайтесь от постоянных «почему», «зачем», «для чего», «отчего», «а правда, что. » Пофантазируйте с любознательным, согрейте его своим вниманием к этим, быть может, наивным или нелепым вопросам, предположениям. Своевременно бейте тревогу, если ваш ребенок не задает вопросы об окружающей жизни. Тогда ведите его в лес, поле, показывайте и рассказывайте об удивительном мире живых существ, о движении облаков и звезд, о превращениях Луны, о том, как маленькое зернышко стало душистым караваем, как можно на груше вырастить яблоки, как строят дом, что нужно для очистки воздуха в городе, — словом, обо всем том, чем живет человек.

И еще — накупите ему много книг, чтобы по вечерам в дружной беседе обсудить, что нового они принесли в ваш дом. Не бойтесь прочесть малышу из взрослого журнала «Наука и жизнь», «Вокруг света», о далеких странах, о подвигах ученых, об их труде и находках, о плаваниях и удивительных экспериментах. Не проходите мимо забавных страниц истории «О чем писали газеты 100 лет назад». Но пусть ваша девочка узнает, что и тогда вершились великие дела, современные знания покоятся на пытливой мысли наших предшественников.

Умейте восхищаться и удивляться новым фактам, новым знаниям. Это эмоциональное отношение к познанию, радость умственного труда — драгоценный подарок вашему ребенку.

— Ну-ка, что новенького мы найдем в журнале, — говорите вы вечером и вычитываете, скажем, о том, как была разгадана тайна «прячущегося озера» —озера, которое периодически то возникает, то исчезает.

Помогите ребенку понять, что за всяким интересным открытием стоят не только знание, талант первооткрывателя, но и годы упорного, кропотливого, повседневного труда.

Не считайте, что сообщения о трудовых успехах, о соревновании не относятся к развитию познавательного интереса. Попробуйте обсудить с сыном вопрос: какие качества нужны человеку, чтобы перевыполнить план так, как это делает передовик, о котором сообщает газета. Пусть он поймет, что знание своего дела и отношение к нему тесно сплетены между собой.

Мне бы не хотелось как-то классифицировать причины, отрицательно влияющие на процесс обучения, ибо для каждого неуспевающего ученика они будут иными. И все же необходимо подчеркнуть, что недостатки трудового воспитания в дошкольный период являются одним из самых сильных тормозов, мешающих маленькому школьнику спокойно овладеть своими новыми обязанностями повседневного умственного усилия.

Борьба за хорошие отметки, неверные представления о возрастных возможностях ребят, о сложности новых программ привели к тому, что дети в очень многих семьях полностью освобождаются от всех видов домашнего труда и даже порой отвлекаются от общественно полезных дел в школе. В результате такого воспитания у школьника формируется эдакое эгоистическое жизненное кредо: делать только то, что нужно мне для личных успехов, а там — хоть трава не расти.

Если для вашего сына ученье — тягостная обязанность, лишенная смысла и радости, вините в этом себя. Значит, вы не позаботились о развитии его познавательных интересов, о воспитании трудолюбия. Поэтому и нет у вас оснований бранить его за такую нелюбимую вами тройку.

Ну а каково отношение к тройке у самих ребят? Думаю, что взрослым будет не только интересно, но и полезно познакомиться с их мнением.

Большинство ребят считают эту отметку плохой, «обидной отметкой», называют ее подругой двойки, считают, что «она рождает двойку». Но для них оценка сама по себе не существует. Они как бы примеряют ее к себе, к товарищам, к официальным требованиям школы.
Смотрите-ка! Они подходят к вопросу дифференцированно.

«Для меня это отметка даже очень плохая потому, что я могу учиться хорошо. А для тех, кому учиться трудно, — это отметка хорошая».
«Эта отметка для слабого ученика — шаг вперед, она рождает надежду».
«Лучше твердая тройка, чем натянутая четверка», — сколько справедливого достоинства в этих словах.
«Тройка хуже единицы и двойки».

Несколько неожиданно? Но послушаем автора этого высказывания дальше. После тройки, считает он, очень трудно в глазах учителя завоевать авторитет и получить 4 и 5. Так и будешь век ходить в сереньких середнячках. Ведь за тройку учителя не ругают. Поэтому уж лучше получить двойку или даже единицу, тогда тебе и помогать будут, и исправить можно.

Отметки, отметки, отметки в табелях наших ребят. Давайте же серьезно задумаемся — а что стоит за ними? Трудности или нерадивость, случайность или запоздалое проявление закономерности; нужно чем-то помочь или разумнее выждать, дать ребенку самому позаботиться, справиться с собой или ситуацией. Быть может, излишняя нервозность и опека приведут только к конфликту.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология”

Опять двойка, или нужно ли ругать детей за плохие отметки


Я испытала легкий шок, когда однажды, придя за дочкой в школу, услышала от нее:
— Мамочка, ты только не ругайся, но, кажется, я получила кол…
За одну секунду я пережила массу эмоций далеко не самых приятных.
Волнения, к счастью, оказались напрасными. После изучения дневника «кол» оказался всего лишь восклицательным знаком, который венчал запись, оставленную учительницей.
Но мне все равно стало немного грустно оттого, что я оказалась неготовой к возможной неудаче своего ребенка. А ведь незадолго до того, как дочка пошла в школу, я твердо решила для себя, что никогда-никогда не буду ругать ее за плохие отметки. Но на практике все оказалось намного сложнее. Ведь так хочется, чтобы любимое чадо было и умным, и успешным, и талантливым. И чтобы добиться желанной цели, часто в ход идут самые разные средства. Вот только все ли они хороши?

История первая:
«Меня пороли до 11-го класса!»
Есть у меня давняя знакомая, которая и в школе, и в институте была круглой отличницей. Сейчас у нее растет дочь, тоже очень умная девочка. Как-то поинтересовалась у приятельницы, что она делает для того, чтобы дочка хорошо успевала в школе. Ответ меня, мягко говоря, шокировал.
— Да я ее несколько раз выпорола за двойки, зато теперь никаких проблем, — сказала моя знакомая. И, встретив мой ошарашенный взгляд, добавила: — А ты думаешь, почему я школу с золотой медалью закончила? Меня отец практически до 11-го класса даже за тройки порол ремнем!

Мнение специалиста
— Телесные наказания — это самая порочная реакция родителей на плохие отметки детей, — говорит директор Института возрастной физиологии РАО академик Марьяна Безруких. — Какое-то время ребенок может учиться из страха. Но в конечном итоге это приводит лишь к тому, что он ожесточается и перестает доверять родителям. У детей, которых бьют за плохие отметки, как правило, заниженная самооценка. Исследования психологов также показывают, что взрослые, которых били в детстве, потом бьют своих детей.

История вторая:
«Не позорь меня!»
А вот другую мою подругу физически за плохие отметки в школе не наказывали. Зато давили психологически.
— Если я получала тройку или двойку, родители на какое-то время переставали со мной разговаривать, — вспоминает Лена. — Папа иногда говорил презрительно: «И в кого ты уродилась такой бестолковой?» «Холодная» война заканчивалась только тогда, когда я исправляла свои «уды» и «неуды». Сейчас мне иногда кажется, что лучше бы родители меня отлупили, но только бы не молчали.

мнение специалиста
— Очень многие родители любят напоминать своим детям: «Ты учишься для себя, а не для меня», — говорит Анастасия РАЗУМОВА, детский психолог, преподаватель кафедры педагогики начального обучения КГПУ имени К.Э. Циолковского . — Но когда любимое чадо приносит из школы двойку, мамы и папы начинают возмущаться: «Не позорь меня!» Такие родители воспринимают плохую отметку сына или дочки как личную неудачу. А это уже вопрос заниженной самооценки родителей. И любящие мама и папа из лучших побуждений дают понять ребенку, как им стыдно. То есть фактически получается, что ребенок должен нести ответственность за эмоциональное состояние своих мам и пап. В итоге детская психика не выдерживает такой нагрузки и начинает ломаться, рушиться и болеть. И мы получаем массу детских неврозов.

что делать?

Есть несколько вариантов, которые помогут решить проблему. Один из них — отдать сына или дочку в какую-нибудь секцию или кружок, где ребенок будет чувствовать себя успешным.
— Это поможет ему компенсировать школьные неудачи, поднимет общую самооценку ребенка и поможет в дальнейшем подтянуться и в школе, — считает Анастасия Разумова. — А вообще, лучший совет родителям школьников — научиться реагировать без негатива на школьные неудачи ребенка.
Правильной будет следующая реакция: «Жалко, что у тебя двойка. Наверное, ты расстроен. Давай вместе попробуем понять, что же не получилось». Но совсем не следует говорить ребенку: «Двойка — ерунда, не расстраивайся» или «Ты тупица, гулять не пойдешь».
В любом случае нужно помнить, что «неуд» по математике вовсе не приговор. Равно как и дневник с пятерками — еще не гарантия жизненной успешности.


личный опыт

Максим АКИМОВ, заместитель губернатора, отец двоих сыновей.
— Старшего сына, когда он учился в школе, я за плохие отметки ругал, но не сильно. Во-первых, таких моментов было немного. Во-вторых, он и сам очень сильно переживал по этому поводу. Тройки-четверки у сына начали появляться, когда он был уже достаточно взрослым человеком и мог сам себя оценивать. А вообще, мне кажется, в учебе важно найти очень правильный баланс. С одной стороны, нельзя сильно окунать ребенка в достаточно жесткий мир ежедневного извлечения знаний. А то у нас часто бывает: ребенок чуть ли не с первого класса английский язык с репетитором изучает, в музыкальную, спортивную школу ходит. В итоге бедный школьник к десяти вечера уже себя не помнит. С другой стороны, дети сейчас приходят в школу очень хорошо подготовленными, и в какой-то момент у них может сложиться впечатление, что они уже все знают, все умеют и у них все само собой будет получаться. Этого тоже нужно постараться избежать.

ну и ну!
Да здравствуют двоечники?
В Интернете давно гуляет любопытный список — в нем имена самых известных в мире двоечников! Там значатся Пушкин, Бунин, Верди и Белинский.
Про Александра Пушкина преподаватели Царскосельского лицея говорили: «Поверхностный французский ум». 17-летнего Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию «по причине недостаточного дарования». Виссарион Белинский три года сидел на одном курсе университета, в итоге его исключили «по ограниченности способностей». Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин закончил всего три класса гимназии, причем в одном из классов он умудрился остаться на второй год.

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все ошибаются при воспитании детей. Мы, даже став взрослыми, не идеальны и не всегда можем понять, как наши действия выглядят со стороны и скажутся в будущем на младшем поколении. Но некоторые методы воспитания больше вредят, чем приносят пользу.

AdMe.ru решил выяснить, какие промахи часто допускают родители и к чему они приводят.

1. Воспитание или наказание перед посторонними

Бывает, папа или мама выходят из себя, кричат или даже наказывают ребенка при посторонних. И в тот момент они мало задумываются об окружающих. Но ребенок, пусть даже неосознанно, считается с мнением посторонних. И публичное наказание подрывает уверенность малыша в себе. У него возникает сильное чувство стыда, от которого очень трудно избавиться.

2. Влияние прошлого

То, что случилось в нашем детстве, накладывает свой отпечаток на отношение к воспитанию. Но это не означает, что все обречены повторять ошибки своих матерей и отцов. Важно принять тот опыт и постараться оградить следующее поколение от того негатива.

Например, сегодня известно, что телесные наказания имеют только вредные последствия. Но даже многие современные родители используют их, оправдывая себя тем, что так поступали в их семье с детьми. Мы не должны оправдывать свои неправильные поступки тем, что так делали наши «предки». Вместо этого стоит стремиться быть теми, кто разорвет цепочку негативного опыта.

3. Излишняя сдержанность

Если мы редко обнимаем своего ребенка или не говорим, что любим его, он становится эмоционально оторванным от семьи. Когда не прислушиваемся к его чувствам и мнениям, проявляем равнодушие — очень вероятно, что малыш будет вести себя так же с окружающими. Ему будет труднее с кем-то сблизиться, довериться, завести друзей и семью в будущем.

4. Вредные привычки

Не секрет, что родители закладывают образцы поведения в своих детей. И есть сильная связь между привычками матерей и лишним весом у их детей. Если женщины старались придерживаться здорового образа жизни, риск ожирения у их малышей снижался на 75 %. К полезным привычкам исследователи отнесли соблюдение правильного рациона, регулярные занятия спортом, поддержку нормального индекса массы тела, отказ от курения и употребление алкоголя в небольших или умеренных количествах.

Также вероятность ожирения у маленьких детей уменьшается на 30 %, если с ними играют и проводят больше времени отцы.

Читайте также:  Ребенок 7-8 лет боится оставаться один дома - действенные советы психолога

5. Гиперкомпенсация

Наши старые обиды на отца и мать могут привести к полному неприятию их методов воспитания. Даже когда взрослые объективно поступали правильно. В результате при взаимодействии уже со своими детьми мы можем выйти из-под контроля, стремясь сделать все по-другому.

Например, если наши родители были властными, то мы можем дать своим детям слишком много свободы и убрать любые ограничения. И такая реакция также скажется на малыше не лучшим образом: он почувствует себя брошенным и никому не нужным.

6. Вседозволенность или суперопека

Часто родители думают, что их дочери и сыновья особенные и уникальные, и стараются во всем им угодить. Но для остального мира они всего лишь дети. И если они привыкнут к вседозволенности, то станут эгоистами, с которыми сложно даже просто общаться.

Бесконтрольных детей будет ждать множество разочарований за пределами дома, и они не будут знать, как с ними справиться. В то же время гиперопека сделает ребенка настолько пугливым, что он будет бояться брать на себя любую ответственности или даже немного выходить из зоны комфорта — вроде знакомства с новыми людьми или начала нового дела.

7. Разрушение доверия

При воспитании необходимо устанавливать определенные правила поведения, но ребенок также должен понимать, что всегда может доверять своим близким. Однако доверие малышей (тем более подростков) очень легко потерять, если родители перестают контролировать эмоции и пугают, заставляют бояться себя. Это может привести к разрыву эмоциональных связей с семьей и потере чувства защищенности.

Дети лучше развиваются и становятся здоровыми личностями, когда их семья — опора, островок безопасности, с которого они могут смело отправляться исследовать мир.

8. Агрессивное поведение

Дети учатся справляться с проблемами на примере родителей, когда те преодолевают жизненные трудности. Иногда эти трудности вызывают сами малыши. И грубое обращение взрослых с ними, частое проявление негативных эмоций в раннем возрасте приводят к сложностям с управлением гневом. Здесь особенно сильно влияние матери, конфликтующей с ребенком, но поведение отца также играет свою роль.

9. Бегство от проблем

Один из способов «закрыть» проблему — просто уйти и не вспоминать о ней. Но это не значит, что все решится само собой, как думают многие взрослые. После сильной ссоры между родителем и ребенком нужно постараться все исправить — восстановить доверие.

Для этого нужно успокоиться и поговорить на равных, уважая своего малыша. Сначала выслушать, что он почувствовал, и попытаться увидеть проблему и себя с его точки зрения. Затем взрослый должен рассказать о своих переживаниях, объяснить причину своего взрыва и извиниться. Так он покажет ребенку, что не стал новым врагом и ему снова можно доверять.

Вы узнали о воспитании что-нибудь новое? Совершали ли подобные ошибки и как их исправляли? Расскажите нам в комментариях.

Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость – далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Надо сказать, оценка эта – вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало – цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» – неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» – объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично – засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) – это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая – мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» – потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае.

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим – лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика – механика – второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?

Ребёнок перешёл во второй класс, ему начали ставить оценки и то, что ещё недавно казалось не таким уж и страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И чем дальше, тем больше. Ну, или не так, учился себе ребёнок более-менее, но вдруг стал приносить плохие отметки по какому-то одному предмету или ряду предметов. Как быть в этой ситуации, чем помочь ребёнку?

Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо (положа руку на сердце — даже тем, кто сам в школе звёзд с неба не хватал). А как приятно ходить на родительские собрания, если ребёнок отличник или хорошист! Но, увы, так везёт далеко не всем. Что же можно посоветовать родителям «неотличников»?

Читайте также:  Как укрепить осанку и мышцы у детей 7-10 лет - 15 упражнений

Из личных наблюдений

Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.

Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.

В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.

Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!

И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.

А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой:

Совет 1. Держите руку на пульсе

Это первое и непреложное правило. Родители должны знать, что происходит с их ребёнком в школе. Для этого есть множество путей. Прекрасно, если у вас доверительные отношения с ребёнком, и он сам обо всём рассказывает. Но всегда полезно иметь несколько источников информации:

  • Обязательно любую непонятную ситуацию обсуждайте не только со своим школьником, но и учителями, воспитателями группы продлённого дня (если ребёнок туда ходит), тренерами спортивных секций, руководителями кружков и т.д.
  • Общайтесь с родителями одноклассников своего чада. От них вы сможете узнать много нового и неожиданного (ведь их дети тоже делятся с ними школьными новостями).

Наладив контакт со многими людьми из окружения вашего ребёнка, вы не только будете иметь более полную информацию, но и сможете взглянуть на ситуацию с разных сторон. И вполне вероятно, услышите от воспитателя ГПД, что ваш не слишком успешный в учёбе ребёнок – прекрасный товарищ или чуткий, внимательный, неравнодушный ученик, а тренер вам расскажет о его успехах в спорте или тех особенностях характера, которые вы не разглядели. Конечно, это не поможет ребёнку лучше учиться, но это поддержит вас, вы поймёте, что в вашем чаде много хорошего и достойного уважения.

Кроме того, когда учителя видят, что родители активно участвуют в жизни ребёнка, интересуются его проблемами, стараются помочь ему, а не действуют согласно принципам «учить должна школа» и «вы все здесь обязаны», они с большей готовностью войдут в ваше положение, скорее захотят помочь.

Совет 2. Расскажите учителю о ребёнке

Как бы ни банально это звучало, но большинство учителей всё же выбирали будущую профессию по призванию. Да, за годы работы у многих появляются признаки профессиональной деформации, учителя устают и раздражаются, становятся внешне более равнодушными. Но всё же почти все своих учеников искренне любят, переживают за них и стараются помочь им. Если у ребёнка несколько учителей, сначала обратитесь к классному руководителю: он не просто может, но и обязан заботиться о «своих детях», их успехах и душевном комфорте. Поговорите с теми предметниками, с которыми у вашего ребёнка хорошие отношения. Учителя общаются между собой и (открою страшный секрет!) обсуждают учеников и их успехи. Возможно, они смогут донести до того учителя, который по какой-то причине недолюбливает вашего ребёнка или просто слишком строг к нему, что «мальчик-то хороший» или «девочка просто стеснительная». В общем, обращайтесь за помощью буквально ко всем. И ситуация наверняка улучшится.

Помните: учитель, который знает о ребёнке многое из того, что выходит за рамки отношений «учитель-ученик», и относится к нему несколько иначе: теплее, внимательнее. Ведь такие знания позволяют увидеть в ребёнке личность, маленького человека, которому нужны поддержка и помощь, а не просто объект обучения.

О чём рассказать? Если ваш школьник старательно делает домашнее задание и хорошо отвечает дома, а из школы приносит в лучшем случае «тройки», поделитесь этим с учителем, покажите ему черновики или тетради, в которых вы занимаетесь с ребёнком дома, расскажите, как он реагирует на плохие оценки (плачет, злится, грустит, опускает руки или готов бороться и т.д.). Вполне вероятно, во многих проблемах виноваты чрезмерное волнение, стеснительность или медлительность, которые мешают школьнику на уроках, а учитель даже и не догадывается о том, что дома его ученик совсем другой. Дайте педагогу возможность посмотреть на вашего общего ребёнка другими глазами.

Но при этом важно во время беседы не давить на учителя, не забывать, что цель вашего визита — не выйти победителем, не обвинить друг друга во всех проблемах, а достичь взаимопонимания и помочь ребёнку.

Совет 3. Помните о наследственности

Парадоксально, но подавляющее большинство тех родителей, кто и сам не слишком хорошо учился в школе, уверены, что их дети просто обязаны учиться «за себя и за того парня», то есть за своих родителей. И они совершенно забывают о такой штуке, как наследственность. Но если вам самим тяжело давалась математика или вы при письме пропускали буквы, то ребёнок мог унаследовать ваши проблемы с учёбой.

Для начала вспомните себя в детстве, побеседуйте со своими родителями (пусть они освежат вашу память, если сами мало что помните), проконсультируйтесь с учителями, логопедами и нейропсихологами. Возможно, у ребёнка, как и у вас когда-то, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания или другие проблемы. И он рад бы учиться хорошо, но не может. А виновата в том числе и наследственность. В этом случае ругать ребёнка бесполезно. Ему необходима действенная помощь.

Совет 4. Зрите в корень

Если ребёнок вдруг стал гораздо хуже учиться по предмету, который раньше не вызывал у него трудностей, то причин может быть несколько. И далеко не всегда дело в том, что новый учитель (если учителя сменили) хуже предыдущего. На самом деле вариантов великое множество. Например:

  • ребёнок просто пока не привык,
  • у нового учителя более быстрая (эмоциональная, тихая и т.д.) речь,
  • ребёнок расстроен уходом любимого преподавателя и не учится «из принципа» или от огорчения,
  • ученик влюбился,
  • учебный материал стал сложнее и ребёнку труднее усваивать его,
  • у ребёнка слишком много дополнительных занятий, секций, кружков и т. д.,
  • ребёнок не высыпается.

Чтобы разобраться в причине, необходимо вспомнить Совет 1 и отправиться в школу. Лично пообщавшись с учителями, вы скорее сможете понять, в чём же дело. Ведь они проводят с детьми по несколько часов в день, иногда даже больше, чем работающие дни напролёт родители. Именно поэтому учителя видят и понимают многое.

Совет 5. Реагируйте быстро

Если плохие оценки появились у ранее сильного ученика, то родители должны реагировать молниеносно. Если проблема в пропусках уроков и образовавшихся в результате этого пробелах в знаниях, то чем быстрее вы выясните это и начнёте действовать, тем проще будет ликвидировать пробелы и наверстать упущенное. Если успеваемость ухудшилась из-за смены учителя, напряжённых отношений в классе, внезапно накрывшей с головой любви и т.п., то ребёнку нужно помочь, пока не слишком сильно пострадала его самооценка, пока он не опустил руки и не разуверился в собственных силах.

Совет 6. Найдите сильные стороны ребёнка

Выясните, как проще отвечать вашему ребёнку, устно или письменно. Конечно, школьная программа предполагает, что дети должны в равной мере владеть и устной, и письменной речью, но всё же учителя, как правило, готовы пойти навстречу излишне стеснительному ребёнку, или ученику-дисграфику. Определите, как ребёнок лучше усваивает информацию: на слух, или визуально (в Интернете есть много тестов, помогающих определить, аудиал или визуал ребёнок). Дома используйте именно тот канал восприятия, который развит сильнее. Например, если ваше чадо – явный аудиал, то даже если ему задали прочитать сказку, не поленитесь и прочтите её повторно вслух. Так ребёнок запомнит и поймёт гораздо больше.

Совет 7. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах

Даже если вы были круглым отличником, наверняка и у вас случались не только взлёты, но и падения. Почаще рассказывайте детям о своих школьных годах, удачах и неудачах, недоразумениях и ошибках, о том, как вы справлялись с проблемами. Так вы будете выглядеть в их глазах не недостижимыми слегка забронзовевшими идеалами, а реальными людьми. В этом случае детям будет проще поделиться с вами своими бедами и переживаниями. А вы сможете узнавать о событиях их жизни не спустя годы, а сразу же, и вовремя помогать своим детям.

Совет 8. Не думайте, что только у вас такие проблемы

Если ребёнок учится плохо и для вас это настоящая проблема, в первую очередь, поймите, что вы такие не одни. И трудности в обучении у вашего ребёнка вовсе не делают вас плохими или невнимательными родителями. Даже если вам не повезло с учителями, и они во всём винят вас, просто делайте всё, чтобы помочь ребёнку, не оставляйте его один на один с неудачами и поменьше переживайте.

Совет 9. Обратитесь за помощью к специалистам

Если ребёнок плохо учится по объективным причинам (например, у него минимальная мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания):

  • Во-первых, не давите на него. Как уже было сказано выше, он бы и рад учиться лучше, но не может.
  • Во-вторых, найдите возможность проконсультироваться с неврологами, психологами, логопедами и нейропсихологами. Существуют вполне действенные методики коррекции, которые способствуют развитию мозга ребёнка и положительно влияют на его успеваемость. Не думайте, что специалисты «навесят» на ребёнка ярлыки. Это не так. А вот помочь школьнику они могут.

Важно! Обратите внимание, что перед визитом к нейропсихологу необходимо сделать ребёнку энцефалограмму головного мозга. Нейропсихологическую коррекцию опасно проводить детям с эпинапряжённостью (судорожной готовностью головного мозга).

Совет 10. Ищите таланты

Если ребенку, несмотря на ваши совместные усилия, категорически не даётся учёба, направьте усилия на то, чтобы найти у него талант. Дайте чаду возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности. И вы наверняка подберёте то, в чём он будет успешнее других ребят, одарённее и интереснее их. Ребёнок, который знает, что и он в чём-то талантлив, нередко и учиться начинает лучше.

И почаще читайте вдохновляющее стихотворение Дугласа Мэллока:

Раз тебе не дано стать сосной на холме,

Стань кустом у подножья холма,

Стань листком — самым лучшим листком на траве,

Чтоб тобою гордилась трава.

Раз тебе не дано стать большим осетром,

Не горюй — в этом нету греха!

Стань форелью, но лучшей форелью при том,

Чтоб тобою гордилась река.

Кто-нибудь в этом мире стоит у руля,

Кто-то варит похлёбку в ковше.

Всюду масса работы — и вся для тебя,

Выбирай, что тебе по душе!

Не дано стать дорогой — стань горной тропой,

Не Луною — так яркой звездой.

Сделай так, чтобы люди гордились тобой,

Ссылка на основную публикацию