Альтернативные системы образования в России: плюсы и минусы

Школа — дело добровольное. Об альтернативном образовании в России

Современное образование должно быть разным. И если раньше альтернативы искали педагоги, то теперь к поиску подключились родители.

30 и 31 января в Москве состоится конференция «Альтернативное образование в России. 2016». Состав спикеров мероприятия должен вдохновить тех, кто интересуется, как можно учить детей «по-другому». Здесь будет выступать доктор психологических наук, создатель методики вероятностного обучения Александр Лобок, педагог Дима Зицер, основатель «Эпишколы» Михаил Эпштейн, директор IT-школы Александр Ездов. Участникам расскажут о школе Монтессори, о многоклеточной математике, о смешанном обучении, о проекте InterUrok.ru, который позволяет всю школьную программу изучать через Интернет.

Один из организаторов конференции, Алексей Семёнычев — консультант по вопросам семейного образования. Вообще инициатива проведения подобной встречи возникла из желания родителей, которые решили учить детей не в школе, обмениваться опытом друг с другом и как-то структурировать для себя идеи современного альтернативного образования.

Алексей считает, что поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным — каким угодно.

Когда мы начали заниматься альтернативным образованием, мы обнаружили, что у нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и так далее. Достаточно вспомнить, что педагогика сотрудничества Шалвы Амонашвили — это ещё 1960-е годы. Но проблема в том, что диалога между массовой школой и этими находками почти не происходит. Система образования — одна из самых консервативных.

В самой идее организации массового общего образования заложен драматический конфликт: с одной стороны, оно призвано стать базовым для как можно большего количества детей. С другой стороны, все дети настолько разные, что учить их одинаково просто невозможно. По крайней мере, это неэффективно.

Когда взрослому человеку не нравится работа — он может найти другую, с учётом всех пожеланий от графика до зарплаты. Он может сменить работу просто потому, что ему не подходит коллектив. Или пропала мотивация для развития. Или потому что предложили более подходящее место.

Естественно, что некоторые взрослые, привыкшие выбирать, рано или поздно задаются вопросом: почему мой ребёнок лишён выбора и должен ходить в школу, которая не мотивирует его учиться? Или в школу, которая плохо сказывается на его здоровье? Если взрослые осознают, что лично в хорошем обучении детей в первую очередь заинтересованы они, родители, а не министр образования, они обнаружат, что на самом деле выбор есть.

Пять мифов об альтернативном образовании

Если ребёнок не учится в школе, у него будут проблемы с социализацией.

Действительно, при домашнем обучении организация общения со сверстниками и другими людьми — отдельная задача. Её решают с помощью различных секций, кружков, клубов по интересам. В том числе и для этого родители могут объединяться в так называемые «семейные школы» (хотя правильнее было бы считать их клубами, т.к. они не имеют образовательной лицензии): с одной стороны, объединяясь, проще решать вопросы с репетиторами, с другой стороны, можно проводить совместные внеучебные мероприятия.

Осознание себя как личности, осознание себя в социуме в условиях семейного образования происходит даже раньше, чем в школе. Если сравнивать с нашей взрослой жизнью, то это как постоянная работа и фриланс. Вот вы ходите на работу, там зарплата стабильная, а потом решаете стать фрилансером. С одной стороны, наступает свобода — занимаюсь, чем хочу, в школу не хожу. С другой стороны, понимаешь, что теперь всё зависит только от тебя. Наши дети раньше приходят к мысли, что ты сам отвечаешь за свою судьбу.

Сторонники альтернативного образования балуют своих детей, превращая учёбу в сплошное развлечение.

Согласитесь, есть тысячи способов баловать детей и в традиционной школе. Чего только стоит хорошая учёба за подарки или выполнение домашнего задание за ребёнка. Так что это проблема не системы обучения, а исключительно подхода родителей. Тем не менее, многие признают, что выдерживать баланс между «учёба должна приносить радость» и «ребёнок должен учиться преодолевать трудности» очень сложно, когда ты совмещаешь роль родителя и учителя. На самом деле такой баланс даётся нелегко и профессиональным педагогам, по какой системе они бы ни работали.

Альтернативное образование — это всегда традиционная школа «наизнанку».

Кажется, что, если мы ищем альтернативу классно-урочной системе, главное — отменить уроки по 40 минут, отказаться от предметного расписания, от оценок — и новая система готова. Это не так. Всё-таки главная цель альтернативного образования — найти индивидуальный подход к конкретному ребёнку, с учётом особенностей его развития, а не отменить из принципа привычные вещи.

И занятия по 40 минут, и предметное расписание — это всего лишь способ структурировать образовательную деятельность и придерживаться графика. Даже если ребёнок получает альтернативное образование, этот способ может ему подходить. Предметное обучение позволяет сосредоточиться на главных в его возрасте дисциплинах, например, русском и математике, и оставаться в параллели по уровню знаний с одноклассниками. Это особенно важно, если по состоянию здоровья ребёнку сложно освоить все предметные области. Что касается оценок, то ребёнку важна оценка взрослого, здоровая нарциссическая подпитка его навыков и умений, важно показать свои знания перед сверстниками — всё это называется здоровой конкуренцией. Проблемы начинаются тогда, когда вместе с оценками в журнале ребёнок получает социальную оценку, которая становится клеймом и начинает определять его положение в классе.

Родители не могут знать лучше педагогов, как и чему учить детей, поэтому альтернативное образование вне школы всегда проигрывает в качестве.

Конечно, в случае выбора образования вне школы, родители должны потратить много времени и внимания, чтобы результат был качественным. Но они не должны брать на себя все функции учителей. Их задача — организовать учебный процесс и найти ресурсы, из которых ребёнок будет получать знания. Это могут быть репетиторы, учебники, сайты. Если программу начальной школы можно освоить с помощью мамы и папы, то в средней и старшей школе этого будет недостаточно. В плане выработки образовательной стратегии могут помочь профессиональные тьюторы.

Если мой ребёнок спокойно ходит в школу, мне не нужно знать об альтернативном образовании.

Знать об альтернативном образовании нужно хотя бы потому, что оно позволяет взглянуть по-новому на привычную школу — как на один из способов учить, со своими плюсами и минусами, но не единственно верный. И если у ребёнка вдруг возникают трудности в школе, возможно, даже временное обращение к альтернативному обучению исправит ситуацию.

Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение. Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников. Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.

Согласно статье 43 Конституции РФ, основное общее образование обязательно, и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие. То есть каждый ребёнок, гражданин России, должен получить аттестат после 9 класса. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Закон определяет ответственными за образование ребёнка его родителей (законных представителей), даёт им право выбора, как это образование дать, и определяет стандарты, которым должен соответствовать результат.

Есть несколько вариантов: найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие), перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе или перейти на семейное образование.

Школы с альтернативной методикой преподавания

В этих школах классно-урочной системе противопоставлен свой подход: вместо деления на классы по возрастам могут быть занятия в разновозрастных группах, вместо учебных предметов — междисциплинарные проекты и индивидуальные образовательные маршруты, вместо уроков от звонка до звонка — свободное распоряжение своим временем.

Среди школ, которые работают по давно признанным во многих странах методикам (как, например, вальдорфские школы), есть государственные. Что касается авторских школ, работающих по самостоятельно разработанным методикам — практически все они частные и требуют от родителей финансовых вложений.

Авторские школы появились в России в начале 1990-х. Из самых ярких можно назвать «Эпишколу» Михаила Эпштейна в Санкт-Петербурге и авторскую школу Александра Лобка с воплощённой идеей вероятностного образования в Екатеринбурге.

Рыцарский турнир в одной из вальдорфских школ

С позиции родителей, учёба в таких школах не сильно отличается от традиционной: ребёнок учится в школе под присмотром преподавателей, ответственность за качество образования по-прежнему несёт организация. Совсем другое дело, если родители выбирают для ребёнка заочное или семейное образование.

Заочное обучение по индивидуальному учебному плану

Этот вариант выбирают те, кого устраивает школьная программа, но не устраивает необходимость посещать школу. Ребёнок зачисляется в общеобразовательное заведение на заочную форму обучения. Школа сама составляет индивидуальный учебный план и предоставляет учебные материалы. Часть предметов можно осваивать в школе очно (тогда это будет очно-заочная форма).

Аттестацию ребёнок будет проходить так, как и другие ученики школы. Главная задача родителей при такой форме обучения — обеспечить освоение ребёнком школьной программы. Как это будет происходить — с помощью репетиторов, видеоуроков и онлайн-ресурсов, самостоятельных занятий по учебнику — решают родители.

Семейное образование

Вот тут родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям. С одним лишь условием: ребёнок должен пройти государственную аттестацию после 9 класса для получения аттестата об основном общем образовании и сдать ЕГЭ после 11 класса для получения аттестата о среднем общем образовании. Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не унесли корабль далеко в сторону от ФГОСа.

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то в силу обстоятельств. Но все родители, взявшие на себя ответственность учить детей вне школы, сталкиваются с похожими трудностями: как найти школу для прохождения аттестаций, как решить проблемы дисциплины, какую программу выбрать, какие методики использовать. Взрослые объединяются в онлайн- и офлайн-сообщества и обсуждают эффективные способы учить детей.

В России вопрос методологии семейного образования стоит остро. С одной стороны, это хороший свободный рынок для альтернативных систем обучения. Если вы придумали способ, который позволяет легко учить детей математике, родители его с радостью начнут пробовать, в то время как в общеобразовательной школе доказать необходимость нового инструмента крайне трудно. С другой стороны, разработчикам образовательных продуктов не хватает каналов, по которым они могли бы заявить о себе родителям. А родителям, в свою очередь, не хватает педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики. Неудивительно, что именно те, кто столкнулся с вопросами семейного обучения, инициируют широкий разговор об альтернативном образовании на всероссийском уровне.

«О, нет! Я забыла социализировать детей!» Сторонники образования вне школы с юмором относятся к реакции окружающих.

Конференции, подобные той, что состоится в культурном центре ЗИЛ, должны стать площадкой, где встречаются родители, разработчики образовательных инструментов (от методик до конкретных продуктов — учебников, веб-сервисов и так далее) и профессиональные учителя, которые учат «не так, как в школе» и готовы делиться своим опытом и пониманием, каким может быть образование.

В оформлении материала использованы кадры из к/ф Клуб «Завтрак», 1985 г., США.

10 недостатков системы образования в России

Знали ли вы, что в Италии родители обязаны обеспечивать детей до тех пор, пока те не обретут полную финансовую самостоятельность? Подрастающее поколение вполне довольно таким порядком вещей, ведь учиться в Европе можно хоть до 60 лет, зависая пятилетками на одном курсе или получая третье высшее образование.

Читайте также:  Интервью врача-лора о лечении хронического тонзиллита

Впрочем, далеко за примером ходить не обязательно – в российской образовательной системе также немало пробелов, которые превращают детей в вечных инфантильных школьников и отбивают у них все желание учиться и работать.

Балльная система оценки

«Какую оценку ты получил сегодня?» – именно этот вопрос чаще всего задают школьникам родители. Представителей советского поколения, как правило, не интересует, что было на уроке и о чем рассказывал учитель, а вот оценки для них важны. Дети быстро привыкают к такому подходу, и вот уже сами знания теряют свою ценность, на первый план выходят лишь «тройки» и «пятерки». Правило «вызубри, сдай, забудь» работает как в школе, так и в вузе и сводит на нет весь смысл обучения.

Строгая программа

Как решать математическую задачу, сколько ног у паука и что хотел сказать автор произведения – ответы на эти и другие вопросы у учителя, безусловно, есть, и он не даст ученикам отступить от «правильной» версии ни на шаг.

Если при изучении точных наук это еще допустимо, то вот гуманитарные предметы при таком подходе изучаются гораздо хуже. Школьникам просто не дают шанса высказать свое мнение или подискутировать на различные темы.

Одинаковый набор предметов

Как часто в повседневной жизни врач вычисляет косинус угла, продавец делает синтаксический разбор предложения, а программист ищет созвездие Лебедя на ночном небе? Уж точно не каждый день, однако, по мнению составителей учебной программы, эти и другие знания должны пригодиться каждому ребенку. Вот и проклинают технари литературу, а гуманитарии – формулы. Определившись в старших классах с профессией и необходимыми для ее освоения предметами, школьники вынуждены тратить время на изучение ненужных предметов.

Отсутствие профориентационной практики

В СССР было принято водить детей на производства и знакомить с работой, в Соединенных Штатах практикуют «родительский день» для знакомства с различными профессиями, а вот современные российские школы оставляют вопрос профориентации на усмотрение самих учеников. А ведь возможность узнать о специальности из первых уст – неоценима.

Минимум творчества

Сделать упражнение, выучить параграф, решить задачу – от стандартного обучения веет тоской и обыденностью. Крайне редко преподаватели задают подготовить доклады или рефераты, да и для них темы и список литературы оговариваются заранее.

Про стенгазеты, исследования, проекты и видеопрезентации в большинстве школ забывают. А ведь интересной может быть не только подача материала, но и домашняя работа, выполненная школьником.

Каждый сам за себя

Кем бы ни решил стать школьник, ему в любом случае придется работать с людьми. Даже легендарный одиночка – путешественник и телеведущий Беар Гриллс – прибегает к услугам оператора, что уж говорить про рядовых юристов и экономистов?

Умение работать в команде, столь необходимое в зрелой жизни, увы, абсолютно не прививается в школе. Каждый самостоятельно делает свои задания, пишет контрольные и отвечает у доски. Разумеется, некоторые школы практикуют шефскую помощь, но полноценной командной работой это назвать нельзя. А ведь объединяться в группы и совместно добиваться цели можно не только на уроке физкультуры.

«Перетаскивание» из класса в класс

Наличие в классе детей, оставленных на второй год, портит отчетность не только учителю, но и всей школе. Вот и тащат из класса в класс откровенно отстающих учеников. Минусы подобного подхода очевидны – ребенок не усваивает знания и «тормозит» остальных ребят, а к переходному возрасту и вовсе начинает бравировать своим статусом второгодника, осознанно срывая уроки и подавая не самый лучший, но очень заразительный пример.

Плюсы и минусы альтернативного образования. Блог Натальи Тарченко

Альтернативная школа лучше подготовит ребенка к вызовам будущего, но подходит не всем

Навыки и знания, которые пригодятся, или просиживание часами за партой. Ребенок в центре внимание или уроки для галочки. Счастливое детство или подготовка к взрослой жизни, которая наступит когда-то потом.

С раннего детства моего сына Назара я стремительно теряла веру в общеобразовательную систему и мысль “Где же моему сыну лучше учиться?” беспокоила меня все сильнее. И хотя моя работа связана с этой сферой, мне пришлось приложить немало усилий, чтобы изучить всевозможные школы и современные подходы по всему миру.

Вот уже год наш сын вместе с десятками других детей на уроках печатает на 3D-принтере, запускает дроны, проводит опыты и реализует собственные проекты. Без математики и английского тоже не обходится. Почему альтернативная школа лучше подготовит ребенка к вызовам будущего, но при этом не всем это подходит, каковы ее плюсы и минусы?

Начнем традиционно с плюсов:

  1. Подготовка к будущему.

У альтернативной школы всегда больше возможностей меняться и адаптироваться к новому. Она максимально приближена к запросам живого времени и готова к вызовам будущего. В отличие от академической системы, которая нацелена на теоретические знания, нетрадиционный подход в разы практичнее и направлен на прикладное обучение. Дети на уроках реализовывают собственные разработки, знают, как работает дизайн-мышление, разбираются в управлении проектами, учатся навыкам самопрезентации. Цифра, от которой стоило бы отталкиваться всем, кто работает в образовании: 68% теперешних первоклассников будут специалистами в еще несуществующих профессиях.

  1. Индивидуальный подход

Альтернативное образование завязано на естественном взрослении ребенка, его индивидуальности и характере. У каждого из учеников есть свой темп и потенциал в какой-либо сфере. Главное – вовремя обратить на это внимание и предпринять определенные действия. Например, есть 6-летняя девочка, которая легко справляется с математическими задачами для 1 класса. Ей дают задания посложнее, и она снова показывает прекрасный результат. В таком случае педагоги могут прямо в середине учебного года перевести эту ученицу в группу к второклассникам или даже третьеклассникам, если ей будет комфортно. Это не значит, что другие дети чем-то хуже, они находятся в норме своего возраста. Просто конкретный ребенок развивается быстрее. Что произошло бы в обычной школе? Она бы пошла в первый класс, где в классе сидит еще 30 детей. У учителя есть четкий план и для кого-то одного изменить учебный маршрут он не может, система такого не позволяет.

  1. Свобода и ответственность.

Именно альтернативная школа дает детям понимание, что такое свобода и ответственность. Ребенок учится понимать последствия каждого его действия, начинает прислушиваться к себе и делать свой выбор. Ведь бывают дети, которые на вопрос “что тебе нравится?” отвечают “спросите у мамы”. Дети привыкли, что есть взрослый, который всегда подскажет, как правильно что-либо сделать. Альтернативная школа формирует у детей навык самообучения и планирования собственного времени. Например, у учеников есть тетрадь, в которую они должны записывать свои школьные задания на день с конкретным таймингом и отмечать, как они движутся по их выполнению.

68% теперешних первоклассников будут специалистами в еще несуществующих профессиях

Теперь перейдем к минусам.

  1. Выход из зоны комфорта для родителей.

Альтернативная школа в Украине – это дискомфорт для всех родителей постсоветского пространства. На такое решаются только смелые взрослые, которые готовы довериться своим детям, услышать их запрос на знания, все время поддерживать их и мотивировать, а не перекладывать всю ответственность на учителей. Школа – не “камера хранения” для детей, должны созреть в первую очередь родители.

  1. Академические пробелы.

Индивидуальный подход предусматривает, что первоклассник может щелкать задачки по математике из программы третьего класса, но при этом, например, не уметь писать. Впрочем, за пару месяцев ученик может нагнать программу. Но родителям нужно быть готовыми к таким скачкам. Ведь эмоциональное созревание ребенка куда важнее, чем академическая нагрузка.

  1. Делай сам.

Если дети приходят в альтернативную школу после традиционных школ, для них в новинку, что многое нужно делать самостоятельно, никто не говорит, как надо, не напоминает. К этому необходимо адаптироваться, учиться принимать решения и нести за них ответственность.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter

Альтернативное образование: преимущества и недостатки

Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:

  • Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
  • Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
  • Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
  • Учиться можно в любой среде — необязательно в классе.
  • Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и творческое мышление.
  • Обучение — это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
  • Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
  • Учеба — пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.

Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».

Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:

  • Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
  • Школы для учеников со специальными потребностями.
  • Независимые частные школы.
  • Школы с эмоциональным уклоном.

Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.

Магнитные школы — это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).

Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.

Беспокойства родителей

Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:

  • ребенок необычайно одарен;
  • имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
  • ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
  • он не может учиться по состоянию здоровья;
  • поведение ребенка становится саморазрушительным;
  • он имеет эмоциональные и психические проблемы.
Читайте также:  Энурез у детей в 7-10 лет. Что делать, если ребенок писается ночью?

Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.

Недостатки альтернативных школ

Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:

  • дорогостоящее обучение;
  • занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
  • есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
  • не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
  • школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
  • не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.

Преимущества альтернативного образования

Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.

И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:

  • Меньшие размеры классов. Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
  • Более гибкие графики и требования. Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
  • Основатели школы действительно заинтересованы в учениках. По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
  • Широкое разнообразие методов обучения. В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
  • Нетрадиционные методы оценивания. Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
  • Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика. Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким эмоциональным интеллектом.
  • Учащиеся редко прогуливают. И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.

Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.

Альтернативные школы в России

В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.

В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.

Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Рубрика: Общеобразовательная школа

Дата публикации: 20.03.2018

Статья просмотрена: 6077 раз

Библиографическое описание:

Губская М. А., Веремчук А. С. Современное школьное образование в России: плюсы и минусы // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3226/ (дата обращения: 12.03.2020).

Право на образование является неотчуждаемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации. Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами. [1] И можно с уверенностью сказать, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения страны. Качество образования влияет на перспективы благополучного развития государства, достаток и успех в личной карьере каждого человека. Это особенно значимо для современной России.

Но чем же является образование для современного человека? Образование является той ценностью, которая оказывает наибольшее влияние на развитие человека в целом; это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. Именно образование отражает состояние общества, его динамичность. Благодаря ему страна обеспечивает себя высококвалифицированными кадрами, создает условия для экономического роста и высокой производительности труда. Как говорил Джозеф Аддисон: ”Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим”. [2]

В многополярном мире основными тенденциями современного образования считаются: всё больше расширяющаяся и углубляющаяся информатизация, гуманизация и гуманитаризация, многоуровневость, диверсификация (усложнение), индивидуализация, обновление и непрерывность. Современные условия, конечно же, требуют пересмотра традиционных образовательных парадигм, чтобы идти в ногу со всем цивилизационным миром. А это говорит о том, что нашей российской системе образования придется вносить изменения в структуру образования.

Проведем сравнительную характеристику классической системы образования и новой, современной неклассической системы образования.

Традиционная модель образования строится на типе — «образование — обучение», основной миссией, которой является — подготовить учащихся к социально-общественной жизни, к труду. Человек рассматривается как простая система. Образование воспринимается как трансляция культуры, главным образом господствующей в данном обществе. Основной функцией учителя — «передать» знания и опыт предшествующих поколений, то есть простое перенесение обработанного культурного материала в сознание учащихся. Методика обучения строится на повторении и запоминании чужих мыслей. Конечно, в таком типе образования ученик не будет является субъектом образовательного процесса, здесь отсутствует личность, он всего лишь объект обучения. Стиль преподавания — монологичный, авторитарный (со стороны педагога). Безусловно, здесь обучение преобладает над развитием, нет практически никакой установки на личностное самоопределение, идет формирование социально-типичного человека.

Современная неклассическая система образования подразумевает тип «образование — становление», в центре которой стоит человек, личность, его духовность, его становление и формирование. Основная миссия образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Главная цель обучения — развить индивидуальность ученика, содействовать проявлению и развитию в ребенке не типичного, а ярко индивидуального. Человек воспринимается в этой парадигме как сложная система. Миссия учителя — не «передать» готовые знания, а научить получать знания, развить способности самостоятельно мыслить, уметь решать нестандартные задачи, знания должны служить средством мышления. Стиль преподавания — демократический, диалогические отношения между педагогом и учеником. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, созидание образа мира в самом себе, через свою активность в общественной и духовной жизни.

Основные тенденции мирового образования, конечно же, связаны с формированием информационного общества, где знание и информация занимают ключевые позиции в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Приобретение новых знаний и умений, ориентация на постоянное обновление вызывает необходимость постоянно повышать свою квалификацию, менять в течение жизни несколько раз профессию.

Как же происходит переход нового типа образовательной системы в России? Плюсы и минусы, достоинства и недостатки российской системы образования.

Переход и адаптированность к новым параметрам реальности в России проходит очень сложно и противоречиво. Одним важных факторов сложности перехода является стереотипность нашего мышления. Принцип индивидуализма и персонализма в новой системе образования для европейских стран это даже не новшество, а норма жизни, то для русского человека это духовные терзания, боль… Почему? Русское сознание — это соборное, коллективное мышление, имеющие глубокие исторические корни, человеку сложно отделить себя от целого.

Одни говорят о том, что вследствие новых изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Другие считают, что благодаря европейской стандартизации российские учащиеся получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Рассмотрим более подробно все аспекты современного российского образования. Из положительных аспектов можно выделить:

– разнообразие вариантов школьной подготовки;

– ведение новых способов контроля за оценками;

– возможность стажировки или обмена опытом за границей;

– участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн;

– внимание к чистописанию в школах, в отличие от Запада;

– 100 балльная система оценивания делает возможным выявить лучших из лучших учащихся.

Но проведя анализ состояния современного образования, можно понять, что минусов наблюдается больше. Если говорить о высшем образовании, то они берут своё начало с 2003 года, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу (процесс сближения систем высшего образования стран Европы), но так как мы акцентируем свое внимание на школьном образовании, то можно сказать, что проблемы начались с введения ЕГЭ в 2001 году.

Сначала — ЕГЭ был всего лишь экспериментом, но с 2009 года Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

Зачем был введен ЕГЭ? На это было несколько причин:

– разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов;

– создать равные условия при сдаче выпускных экзаменов для учеников, независимо от места их проживания;

– избежать коррупции при поступлении в вузы;

– привести к единообразию оценку знаний выпускников и тем самым сделать её более объективной;

– сравнить качество образования в разных школах и регионах.

– приблизить формы контроля знаний выпускников к системам, принятым во многих развитых европейских странах

Но хотя эксперимент и начался еще в 2001, даже к 2013 году устранить основные нарушения при проведении ЕГЭ все еще не удалось. По данным проверки, проведенной Генеральной прокуратурой, «итоги экзамена не всегда гарантируют зачисление в высшие образовательные учреждения наиболее способных и подготовленных учащихся». Главной проблемой остается то, что Единый государственный экзамен не может в полной мере и четко показать знания выпускника, применение такой процедуры позволяет оценивать только отдельные компоненты образовательного процесса [3]. ЕГЭ сводится лишь к оценке памяти учащегося по конкретному предмету, никак не способствует развитию творческого мышления, логики.

Разногласия по поводу ЕГЭ существуют и среди педагогов, родителей и учеников. Реформы, связанные с необходимостью выполнять Болонские договоренности, превращают школу в сферу услуг. Появились трудности при подаче заявок в вузы. Так как выпускник средней школы может рассылать заявки с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, то в результате абитуриенты точно не знают, куда именно они в итоге поступят. А вуз, со своей стороны, не знает, сколько студентов зачислено.

При обсуждении основных преимуществ и недостатков ЕГЭ суть сводится в основном к тому, что существует необходимость отрегулировать систему ЕГЭ, чтобы объективно оценивать знания учащихся и прервать коррупцию в школе и вузе.

Как наглядный пример того, в каком состоянии находится наша система школьного образования, хотелось бы привести опрос, который устроил информационный канал Subscribe.Ru [4]:

«Большинство российских интернет-пользователей оценивает состояние системы школьного образования в России как «посредственное» (50 %), «плохое» (22 %) или «очень плохое» (11 %). Лишь 16 % дают ему положительную оценку.

Можно сказать, что негативное отношение к ЕГЭ обусловлено тем, что большинство респондентов уверены в том, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Среди тех участников опроса, кто имеет детей школьного возраста, 50 % испытывают негативное и только 42 % позитивное отношение к ЕГЭ вообще или в его нынешнем виде, а 77 % при возможности выбора предпочли бы, что бы их дети/внуки сдавали обычные экзамены по старой системе и только 16 % согласились бы на ЕГЭ. Около 44 % опрошенных российских интернет-пользователей не видят никаких позитивных изменений в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен и лишь 17 % верят, что ЕГЭ помогает борьбе с коррупцией, 7 % — в то, что российское ЕГЭ соответствует общепринятым международным стандартам».

Читайте также:  Новые возможности Hidden Side от Lego

По данным интернет-опроса, 68 % учителей относятся к ЕГЭ отрицательно. Из 1400 опрошенных на сайте Интернет-сообщества учителей Pedsovet.su только 17 % проголосовавших уверены, что ЕГЭ — это благо для России; 14 % затруднились с ответом и 68 % высказались против.

Социологические опросы показывают, что студенты воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», «как изощренную пытку», как «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку».

Но ЕГЭ — это всего лишь способ внешней оценки качества образования. Технология, не более. Учителю необходимо просто честно и качественно научить ребят своему предмету, познакомив их с форматом экзамена, а не участвовать в бесконечной гонке за максимальными баллами и не ”натаскивать” на решение всевозможных тестов.

Около 51 % опрошенных считают главной задачей школьной реформы — не зацикливаться на формах проверки знаний, а повышать качество самого обучения. Преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание в российских школах? По мнению российских интернет-пользователей в усилении нуждаются такие основные гуманитарные дисциплины, как русский язык и литература (84 %), математика (64 %), история (63 %), иностранные языки (57 %). Не меньшее значение должно придаваться повышению компьютерной грамотности, информатике (51 %), а также блоку естественно-научных дисциплин (50 %). Кроме этого, современная российская школа должна оставаться местом приобщения молодежи к основам права, законам государства (38 %), физической культуре (33 %) и воспитания трудовых навыков (31 %).

У ЕГЭ есть много возможностей для совершенствования и развития, и это необходимо продолжать делать, стремиться к более совершенному. Конечно, ЕГЭ не идеал, но это лучший из возможных вариантов в настоящее время. Ведь ЕГЭ позволяет избежать такого явления как коррупция, значительно снижает нагрузку на выпускников, так как ребята могут, сдав один раз ряд экзаменов, пробовать поступать в несколько университетов сразу и им не надо больше участвовать в экзаменах в каждом вузе отдельно.

Сегодня основным методом образования является его постоянное обновление. Инновация становятся главным принципом развития в этой сфере. Это ведет к постоянной смене установок, различных экспериментов, новых образовательных технологий. Но, главное — происходит отказ от традиций, от проверенных методик, дающих фундаментальные знания для учащихся.

Одним из главных аспектов стратегии новых реформ является — свобода плюрализма в образовании. Это проявляется в постоянном обновлении учебников, пособий, программ. Проходя конкурсную основу, новый учебник вытесняет лучший, но старый. Игнорируется мнения специалистов. Необходимо сказать, что нынешняя ситуация в российском образовании характеризуется отсутствием стандартов в процессе обучения, в учебниках и методических пособиях и во многом другом, несогласованностью задач на различных этапах обучения.

Как уже было оговорено ранее, одной из проблем является несовершенная система оценивания, которая не дает четкую объективную основу для оценки результативности.

Другой проблемой является процветание и развитие коррупции во многих образовательных учреждениях, а также снижение социального статуса учителей и преподавателей (это относится не только к степени уважения к подобному труду, но и к уровню оплаты и социальных государственных гарантий).

На наш взгляд для решения данных проблем, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изменить методы обучения;
  2. Устранить перегруженность учебных планов;
  3. Ввести единую систему учебников и стандартизировать процесс обучения;
  4. Усилить гуманистическую направленность учебных дисциплин;
  5. Обеспечить достойную заработную плату для учителей, воспитателей;

Истинное образование определяется главной задачей — формированием духовно-нравственной личности, воспринявшей фундаментальные знания, и возросшей в русле национальной культуры и её плодотворных традиций. В условиях глобализации важно оставаться человеком, умеющим правильно выстраивать собственное бытие, нравственно распоряжаться научными знаниями, быть гуманным, справедливым, способствовать благу и развитию людей. [5]. Гуманизация образования формирует в личности общечеловеческие ценности, нравственность, социальные ориентации, осознание личностного достоинства, ответственность за свои поступки. Особенно это важно в школьные и студенческие годы, когда личность еще активно формируется. Важность данного направления гуманизма для обучения и воспитания молодежи неоспорима.

Для выпускника современной школы требуется уже не просто сумма готовых знаний и умений, а способность к их получению, необходимо развивать свою самостоятельность, активность. Важную роль в воспитании образованной личности играет педагог, который должен в школе создать все условия для развития таких способностей, он должен быть организатором учебного процесса и социально-творческой деятельности школьников. Педагог как профессионал должен иметь дополнительно психологическое образование, так как он имеет дело с человеком развивающимся, находящимся на стадии формировании своего сознания. Педагог должен исходить из знания психологи развития личности ребенка, знать основные подходы к пониманию характера, развития личности в определенные периоды жизни. Не менее важно, педагог должен делать акцент на развитие нравственных норм отношений — развивать и укреплять такие качества как — духовность, ответственность, толерантность, честность, как служение своему народу, чувство долга перед ним, неприятие насилия, способность к критическому мышлению. [5]

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии потенциала страны. Для этого следует достичь гармонии во всех сферах человеческой деятельности. Несомненные достижения в области модернизации образования не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. Коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. Наше стремление активно использовать европейский опыт приводит к забыванию, попиранию национальных традиций. Необходимо помнить, что механическое перенесение заимствованных моделей приводит к негативным последствиям. Необходимо привлекать к разработке путей модернизации научные институты и вернуться к общественному обсуждению процессов реформирования. Также нужно признать, что постоянное выдвижение новых задач, не согласующихся между собой и с другими задачами, нарушение последовательности в государственной образовательной политике наносит большой вред стабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализировать достижения и недостатки реформ

Современное российское образование имеет множество недоработок. Но стоит учитывать, что современное образование находится на пути постоянного совершенствования и развития, и в скором времени многие из проблем найдут оптимальное решение.

1. Статья 43 Конституции РФ // constrf.ru. URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf.

2. Джозеф Аддисон, из The Guardian (1713), No. 111.

3. Когда и зачем ввели ЕГЭ // repetitor-live.com. URL: http://repetitor-live.com/kogda-i-zachem-vveli-ege/.

4. ЕГЭ-гэ-гэ-й, славяне! // Subscribe.Ru. URL: https://subscribe.ru/digest/children/school/n923033.html.

5. Веремчук А. С. Проблема формирования интеллигентности в высшей школе // Научная мысль Кавказа № 4 2016. С. 55–60

Плюсы и минусы современного российского образования

Довольно часто можно встретить споры насчет системы образования в Российской Федерации. Кто-то считает, что образование в стране явно ухудшилось в сравнении с советскими временами. Другие, наоборот, утверждают, что российское образование стало точным и качественным.

Общие сведения

Согласно многим исследованиям, качество российского образования значительно отличается от образования развитых зарубежных стран. Российская система образования включается в себя определенные структуры и стандарты. Основные общеобразовательные программы в России:

Профессиональные программы образования разделяются на следующие категории:

  1. Средние специальные.
  2. Высшие.
  3. Послевузовское обучение.

Получить образование в России можно несколькими способами:

  1. В учебном заведении (очно, заочно).
  2. Путем самообразования.
  3. Экстернатом.

Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.

Плюсы

Естественно, положительные моменты присутствуют в современной системе отечественного образования.

  • Многообразие школьных знаний, широкий спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают широким кругозором.
  • Активная социальная система в школах позволяет ученикам налаживать контакты со сверстниками, выстраивать с ними дружеские отношения, а также правильно держаться в коллективе и вежливо общаться со старшими. С детьми прорабатываются все коммуникативные навыки.
  • Выпускники российских школ имеют возможность поступить в престижное учебное заведение на бюджетную основу, чтобы в будущем получить высокооплачиваемую работу.
  • Иностранный язык во многих школах начинается изучаться с начальной школы, что является несомненным плюсом для ребенка. Кроме того, в некоторых образовательных учреждениях предусмотрено изучение нескольких иностранных языков для учеников. Это может стать значительным преимуществом в будущем, а также повлиять на карьеру.
  • Изучение информатики также начинается с начальных классов, что помогает школьникам ориентироваться в мире современных технологий. Компьютерные классы в школах оснащены современными компьютерами, интерактивными досками и прочей аппаратурой, через которую ученикам намного проще усваивать материал.
  • Значительный плюс — новая система ведения оценок и контроля за успеваемостью ребенка. Не так давно во многих российских школах появились электронные дневники, которые помогают следить за оценками учеников и учителям, и родителям. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном домашнем задании. Этот принцип исключает нечестность со стороны учеников. Также в электронных дневниках имеется возможность узнавать о ближайших родительских собраниях, а сами родители могут участвовать в школьной жизни, предлагать какие-то идеи и вносить некоторые корректировки в процесс обучения.

Минусы

Обилие положительных сторон отечественного образования не исключает и недочеты, которые все чаще обсуждаются и критикуются людьми.

  • Несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть главной целью не является развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение. Не всегда учителя берут во внимание таланты и способности отдельного ученика. В большинстве случаев каждый педагог считает свой предмет приоритетным, отчего школьникам бывает сложно вникнуть в темы урока.
  • Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны. Основная причина проблемы — коррупция в ВУЗах. Молодые специалисты не нацелены на получения полноценных знаний, а интересуются только получением самого документа, подтверждающего наличие высшего образования.
  • Единый Государственный Экзамен также является больше минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые учебные заведения, а их места занимают троечники.
  • В некоторых колледжах и техникумах система обучения студентов значительно устарела и стала неактуальной. В таких случаях педагоги предлагают студентам абсолютно ненужный обучающий материал. В результате чего выпускники не могут найти достойную работу из-за некачественной подготовки по той или иной специальности.
  • В высшие учебные заведения студенты приходят в основном для того, чтобы получить диплом, а не сами знания. Во многих ВУЗах активно процветает коррупция. Преподаватели знают, что студентам нужен только документ для пропуска на хорошую должность, поэтому не выдвигают высоких требований для сдачи экзаменов, достаточно только заплатить нужную сумму.
  • Недостаточное внимание педагогов к учащимся. Все чаще преподаватели озабочены больше своим материальным положением, из-за чего не желают принимать активное участие в жизни школьников. Из-за невысоких заработков учителей дети не получают должного внимания и знаний.

Современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах.

Ссылка на основную публикацию