Ребенок разговаривает сам с собой вслух – варианты нормы и отклонения

Ребенок говорит сам с собой: это игровой момент или нарушение психики? Почему нельзя игнорировать ситуацию?

С точки зрения психиатрии и психологии, дети — крайне сложные пациенты. Поскольку зачастую вербальные методы взаимодействия ограничены. В то же время, пациентам младшего возраста присущи различные выдумки и фантазии. Поэтому диагностика становится в разы сложнее. Не до конца понятно, где фантазия и вымысел, а где реальная психопатологическая проблема. Тем не менее, справиться с обследованием можно.

Одна из психических проблем (правда не всегда это вообще проблема) касается речи. Когда ребенок постоянно разговаривает сам с собой. Вариантов почему, довольно много: от богатой фантазии, ощущения брошенности и до детской шизофрении. Как правило, у людей работает внутренний голос. Он развивается с разной скоростью, поэтому первые несколько лет нет смысла бить тревогу.

Если состояние продолжается долго, сопровождается нарушениями поведения, не обойтись без консультации психотерапевта или психиатра. Возможно, потребуется госпитализация для более точной оценки состояния. Вопрос сложный и решается индивидуально, по ситуации. Что же нужно знать родителям? На что обратить внимание?

Основные причины, почему ребенок говорит сам с собой

К таковым стоит отнести:

  • Недостаток родительского внимания

Наиболее частая причина. Это другая крайность, противоположная «удушению» любовью. В описываемом случае ребенок растет как трава. Предоставлен сам себе. Внешняя речь становится единственным компенсаторным фактором. Пациент испытывает дефицит информации. В течение всего периода взросления, вплоть до 18-20 лет это переносится крайне трудно. Дети компенсируют недостаток интуитивно. В подобных случаях опасаться нечего.

  • Недостаток общения со сверстниками

Встречается не менее часто. Зачастую страдают дети, которые обладают определенным складом личности. Например, глубокие интроверты, шизоиды. Молодые пациенты с начинающейся шизоидной психопатией или же синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Из-за нетипичных черт личности и странного, по мнению сверстников поведения, такой пациент подвергается насмешкам и издевательствам. В лучших традициях школьного образования.

Поскольку эти ситуации повторяются, развивается защитный механизм. Во внешнем мире человек неактивен, молчит, не проявляет инициативу. Дома — восполняет недостаток общения таким нехитрым способом. Особенно часто, если и родители не горят желанием общаться.

Присуще большинству детей, но не все выражают собственные фантазии вербально. Если пациент говорит сам с собой просто так, вне игр и прочего, обязательно следует послушать содержание монолога. Контекст. Выдуманные друзья, существа — вполне нормальное явление для первых 7-9 лет. Плюс-минус.

Детям свойственно уходить от интенсивных психических нагрузок. Разговоры с собой, желание спрятаться, странные фантазии и игры. Все это части одного целого. В этом случае человек старается сбежать от реальности. Происходит так называемый эскапизм. Решать проблему нужно быстрее, пока она не усугубилась.

Ругань, скандалы и тем более драки — непомерная нагрузка на психику взрослого человека. Стоит ли говорить, насколько разрушительно они влияют на детское сознание? Разговоры в режиме монолога — это еще один способ сбежать от реальности в комфортный и безопасный выдуманный мир. Особенно опасно физическое и психическое насилие. Это фактор развития психопатологии, вплоть до биполярно-аффективного расстройства и различных типов шизофрении.

Стандартный пример. В этом случае молодой человек говорит с воображаемыми существами и вполне понимает, что их нет. Или с игрушками, наделяя их свойствами живого. Никакой опасности в этом случае нет. Речь идет о нормальном явлении. Чадо, которое говорит само с собой, учится обыгрывать жизненные ситуации. Примеряет новые роли.

Наиболее обширный и сложный для диагностики пласт состояний. С ходу определить, где выдумка, а где психопатология не так просто. Нужно наблюдение. Вопрос решает психиатр. Спектр возможных патологических процессов широкий. От шизофрении до шизоаффективного расстройства, биполярно-аффективного расстройства. Детская шизофрения — состояние довольно редкое. На его долю приходится не более 1,5-2% от общей массы психопатологий младшего возраста. К 10-14 годам число растет до 15-20%.

Периоды взросления

В течение детского и подросткового возраста, речь, вербальные и мыслительные способности развиваются постепенно. В своем формировании они проходят 3 больших этапа.

Раннее детство – до 7 лет

В этот период практически все дети говорят сами с собой. Особенно в 4-5 лет. Это не плохо, напротив. Так молодой человек старается и разрабатывает речевой аппарат. Подражает взрослым, слушает собственный голос. Обычно таким нехитрым способом дети стараются компенсировать недостаток внимания. Хотя случается и так, что внимания достаточно. В 6-7 лет разговаривать с собой вполне нормально. Насторожиться нужно, если есть симптомы психопатологии. Вроде голосов, галлюцинаций, бредовых построений. Но такое случается исключительно редко.

8-10 лет

В данном возрасте разговоры в режиме монолога или диалога с вымышленными существами случаются реже. Начинается школьная жизнь, общение со сверстниками и учителями. Потому и потребность в компенсации вербального общения становится ниже. С другой стороны, ничего не меняется, когда у ребенка не складывается общение. Тем более, если он изгой, подвергнут остракизму. В 9-10 лет это особо заметно, потому как начинается ранний пубертат.

В подростковые годы

Проблема, как правило, сходит на нет. В 11-12 лет привычка разговаривать с собой еще встречается. Дальше все зависит от склада характера и личности. Некоторые акцентуации, будь то истероиды или шизоиды предпочитают проговаривать действия вслух. Но если первые делают это напоказ, да еще и с театральными нотками, то вторые — ради собственного удобства. В 13 лет вероятность нарушения сохраняется. Особенно, если у пациента нет друзей. С 15-16 лет пубертат завершается. Разговоры с собой не практикуются. Разве что речь идет о складе личности. В 13-16 лет наиболее вероятна манифестация шизофрении. Поэтому нужно внимательно следить за подростком. Все возможные отклонения нужно проверять у психиатра. Потому как лечить психические патологии лучше на первой стадии, когда шансы на восстановление еще велики.

Разговоры вслух без психопатологической симптоматики — практически всегда вариант клинической нормы. Особенность характера, личности, социализации и подходов к адаптации.

Симптоматика и клиническая картина

Стандартное и наиболее нормальное проявление — это разговор с собой или вымышленными собеседниками. Но нормой это можно считать только в некоторых случаях:

  • у пациента нет нарушений поведения, характер спокойный, уравновешенный;
  • нет и продуктивной симптоматики: бреда, галлюцинаций и прочего;
  • также нет и негативной симптоматики: нарушений мышления, проблем с ориентацией в пространстве, безволия;
  • человек не проявляет агрессию.

В этом случае речь о варианте клинической нормы. Если присутствует хотя бы один признак, из названных выше — нужно срочно идти к психиатру.

Когда нужно обращаться к врачу

Консультация специалиста потребуется в следующих случаях:

  1. Агрессивное поведение. Возможно, результат изменений личности на фоне психического расстройства. Не обязательно шизофрении. Приступы ярости, повышенная раздражительность типичны для расстройств личности, например, параноидного.
  2. Плаксивость, обидчивость. В неадекватных проявлениях. Также обычно в системе с другими симптомами.
  3. Если ребенок разговаривает сам с собой, проявляет жестокость к игрушкам, вымышленным людям, нужно внимательно наблюдать дальше. Агрессия — типичный признак как минимум психологических проблем. Намного чаще — психиатрических. От расстройств аффективного плана до психозов. Также возможны расстройства личности, психопатии.
  4. Заторможенность, вялость, нарушение интеллектуальных способностей. Чаще всего симптомы проявляются у старшего возраста. Например, с 12 до 18. А этот период манифестирует одна из самых деструктивных форм шизофрении — злокачественная.
  5. Жалобы на психотические симптомы. Например, голоса, которые произвольно говорят, также дереализация, деперсонализация, бредовые конструкции. Обязательно посещают лечащего специалиста-психиатра.

Появление галлюцинаций и речи перед сном — явления сравнительно безопасные. Ложные образы определяются как гипнагогия. Встречается, в том числе у здоровых людей. Сопровождается слышимой речью, визуальными образами. Сноговорение встречается у всех. Но патологией также не считается. Потому и специального лечения не нужно. С другой стороны, оба аномальных явления связаны с перетруждением, чрезмерной активностью. Это показатели утомления. Нужно выработать приемлемый график. Для детей — по крайней мере, 8 часов сна, плюс витаминизированный рацион и т. д.

Диагностика

Обследованием пациентов с рассматриваемой проблемой занимаются клинические психологи, психиатры, а также психотерапевты. В тандеме.

Первичное обследование проводят психологи или штатные психиатры в местном ПНД. Что конкретно входит в перечень исследований:

  1. Устный опрос родителей пациента. Нужно узнать больше о поведении человека с точки зрения близких. Это поможет разобраться в ситуации.
  2. Разговор с самим пациентом. Это необходимо, чтобы выяснить характер и степень отклонения, если таковые есть.
  3. В сомнительных случаях используют специальный дидактический материал. Необходимо исследовать скорость и качество мышления. В рамках психопатологий психотического уровня (шизофрения) наблюдаются грубые процессы расщепления личности и сознания.
  4. Не лишним будет провести серию простых тестов, адаптированных под детей.

Если психопатологии не найдено, имеет смысл поговорить со специалистом о методах борьбы с проблемой.

В тяжелых клинических случаях, когда присутствуют симптомы продуктивного ряда, показана госпитализация в стационар. В молодые годы, тем более в детстве, превалируют простые формы шизофрении. Это наиболее опасная разновидность в плане распада личности. Продуктивных симптомов не имеет.

Вполне возможно, что причина патологического процесса — это органическое поражение мозговых тканей. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно найти источник. Назначают МРТ головного мозга и/или КТ. Также подойдет рентген черепа. Особенно часто встречаются опухоли разной локализации. От малозлокачественных астроцитом в мозговом веществе до аденом гипофиза в глубоких слоях. Также встречаются герминомы. Опухоли, которые сформировались из эмбриональных клеток.

Диагностика должна ответить на главный вопрос: почему ребенок разговаривает вслух сам с собой. Затем можно назначать лечение и делать выводы.

Варианты лечения

Терапия зависит от основной причины патологии. Если причина заключается в недостатке родительского внимания, все решается просто. Нужно как можно больше времени проводить с детьми. Особенно, если в семье всего 1 ребенок. Говорить на интересные темы, интересоваться делами. Это основа. Игнорируя сына или дочь, родитель отдает их на воспитание обществу и телевизору с сетью. Как скажется подобная депривация на психическом состоянии заранее сказать трудно.

Недостаток общения со сверстниками решается довольно трудно. Вариантов несколько. Во-первых — найти подходящую компанию. Это может быть учебный коллектив в какой-либо секции. Или же познакомить ребенка с детьми друзей/подруг. Мера тоже эффективна. Со своей стороны, родитель должен как можно больше общаться с дочерью или сыном, чтобы они быстрее социализировались. В противном случае разговор сам с собой — меньшая из проблем. Далее пойдут нарушения внедрения в социум. А значит проблемы с работой, поиском себя, обеспечением собственных потребностей.

Когда собеседник — воображаемое существо, нужно слушать, о чем вообще идет речь. Важно проконтролировать содержание монолога.

Дети, склонные к бегству от реальности, требуют особого подхода. Самостоятельно в этом случае не справиться. Нужна помощь как минимум психолога. Еще лучше — психотерапевта. Задача — научить молодого человека методикам расслабления, способам справляться со стрессом. Избегать их или правильно относиться к таким жизненным проблемам. Медикаментозная коррекция тоже возможна. Но строго по показаниям. Например, если присоединяется гиперактивность. Когда ребенок невнимателен и при этом разговаривает сам с собой, назначают легкие седативные средства. По ситуации и другие препараты.

Когда причина в конфликтных ситуациях, необходима помощь психолога. Причем желательно всем участникам ссор плюс самому ребенку. Разговоры «по душам» с собой — не самое худшее последствие. Если разовьется полноценная травма, в будущем она повысит риски психозов, нарушения работы головного мозга, возможна провокация шизофрении, интенсивной депрессии. Детям, страдающим неврозами на фоне конфликтов, прописывают легкие седативные препараты. Также обязательно нужно создавать благоприятный климат в семье. Если нужно выяснить отношения — делать это лучше подальше от детей.

При эпизодах подобного разговора во время игры ничего делать не нужно. Разве что игры не приобретут жестокий характер. В такой ситуации не помешает помощь психолога или психотерапевта.

Психические расстройства лечатся строго под контролем психиатра. Назначают группу лекарственных средств:

  • седативные препараты, транквилизаторы — чтобы снять стресс, нормализовать сон, частично скорректировать поведение;
  • нейролептики, они же антипсихотики — устраняют продуктивные симптомы заболеваний (галлюцинации, бред и прочие моменты), их применяют с осторожностью, большая часть препаратов не годится для пациентов до 16-18 лет, потому вопрос выбора стоит оставить врачам;
  • антидепрессанты — также практически не назначаются детям из-за меньшей склонности к депрессиям (если нужно, дозировку и само наименование подберет специалист).

Помимо этого, показана психотерапия. Под контролем одноименного специалиста. Как минимум, нужно 10-12 сеансов. Во время лечения пациент усваивает новые модели мышления, поведения, понимает, как справиться с ситуацией. Идеальный вариант, если родители или хотя бы кто-то из родственников будут присутствовать на сеансах.

Читайте также:  Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

Трудные ситуации, не поддающиеся контролю, требуют госпитализации в профильный стационар. Все время после выписки нужно снова наблюдать за поведением пациента.

Профилактические меры

Все предельно просто:

  1. Не конфликтуйте при ребенке.
  2. Не давите, не применяйте психологическое и физическое насилие.
  3. Старайтесь больше разговаривать. Обсуждать интересные темы.
  4. Поощряйте воображение.
  5. Хвалите сына или дочь, мотивируйте развиваться.
  6. Если не ладятся отношения со сверстниками, побеседуйте с психологом. Если рекомендации не подействуют, постарайтесь создать круг общения. Дети друзей, спортивные и творческие секции. Все это отличные возможности.
  7. Когда проявляются симптомы психического расстройства, срочно ведите ребенка к психиатру. Можете выбрать частного врача, если опасаетесь стигматизирующего диагноза. Это будет лучшим решением.

Что делать, если ребенок разговаривает сам с собой, или 5 причин личной речи

Поведение детей очень часто вызывает вопросы, ведь они в некотором смысле отдельные существа со своей психологией. На самом же деле ребенок разговаривает сам с собой по тем же причинам, что и взрослый. Каждый человек ведет внутренний диалог, просто малыш это делает вслух. Чем младше возраст, тем чаще можно «подслушать» мысли и тем они примитивнее и проще. Примерно с 7 лет личная речь сходит на нет. Если этого не происходит или в поведении есть и другие расстройства, вполне вероятно, что ребенку нужна психологическая помощь или даже лечение.

С кем говорит ребенок и почему?

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики. Так ребенок учится обрабатывать полученную информацию, размышлять. По сути каждый человек разговаривает сам с собой. Например, когда обдумывает, какое принять решение или как лучше выполнить поставленную задачу. В напряженном состоянии мыслительные процессы вырываются наружу, и окружающие могут услышать обрывки фраз. В народе такой конфуз часто комментируют: «всегда приятно поговорить с умным человеком».

Разговор с самим собой психологи называют личной речью. Прежде чем развиться в полноценный внутренний диалог, она проходит несколько стадий:

  1. Комментарий к завершенному действию. Наблюдается у детей 2-4 лет и звучит как «я поел кашу», «я нарисовал открытку», «я построил дом».
  2. Обдумывание будущего действия. Характерно для малышей 4-6 лет. К примеру, это фразы: «я нарисовал открытку, а теперь пойду кушать», «я помылся, а теперь пора спать».
  3. Планирование. В 6-7 лет ребенок начинает планировать дальнейшие действия. В его речи появляются подробности: «я нарвал цветов, а теперь сделаю букет, чтоб подарить маме».

Иногда личная речь тихая, шепотная – это является вариантом нормы. Также не стоит беспокоиться, если малыш разговаривает с игрушками, озвучивает их. Это говорит о богатом воображении и творческом потенциале ребенка. Через сюжетно-ролевые игры происходит знакомство с социумом, правилами поведения в обществе.

Как реагировать на личную речь?

Некоторые родители не знают, как относиться к разговорам ребенка с самим собой. Они начинают одергивать его или, что еще хуже, запрещают выражать свои мысли подобным образом. Так ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, личную речь стоит воспринимать как нормальный этап развития психики. Она дает возможность отследить эмоциональное состояние малыша, понять его переживания и внутренний мир. В ряде случаев, если ребенок говорит сам с собой, стоит проконсультироваться с психологом.

Если ребенок говорит сам с собой часто и подолгу

Личная речь в большей мере свойственна двум категориям детей – тем, которые испытывают нехватку близкого общения, и творческим, с богатым воображением. В первом случае разговор с самим собой дает возможность высказаться – например, если в семье или среди сверстников не придают особого значения словам малыша, игнорируют его или перебивают. Во втором случае фантазии ребенка находят выход в речевой деятельности. Творческие натуры видят мир немного под другим углом, для них характерно наделять предметы особыми свойствами, сочинять и придумывать.

В целом можно выделить 5 причин, почему ребенок говорит сам с собой часто и подолгу:

  1. нехватка общения, близкого контакта с родителями;
  2. отсутствие друзей;
  3. конфликты в семье или детском коллективе, другого рода стресс;
  4. богатое воображение;
  5. психические расстройства.

Когда есть повод обратиться к врачу?

Консультация специалиста нужна тогда, когда разговор с самим с собой выходит за рамки обычного внутреннего диалога или полета фантазии. Так, к врачу стоит обратиться в следующих случаях:

  • ребенок слышит голоса или видит галлюцинации, разговаривает с ними;
  • он мало заинтересован в живом общении, закрыт в себе, предпочитает уединение;
  • речь ребенка агрессивна, жестока;
  • наблюдаются расстройства сна, беспокойство, истерики;
  • ребенок не осознает, где правда, а где вымысел, глубоко переживает ссоры с вымышленными персонажами, оживленно спорит с самим собой, обижается, плачет.

У подростков разговоры с самим собой могут быть признаком наркотического опьянения. В таком случае у ребенка расширены зрачки, он раздражен, а на следующий день он обессилен и вял. При наличии любого из симптомов стоит проконсультироваться с детским психиатром или неврологом. После исследования врач назначит лечение или психологическую коррекцию.

Сами по себе мысли вслух у ребенка или у взрослого не являются признаком отклонения. Скорее всего, причиной разговоров с самим собой является одиночество, нехватка общения с родителями или сверстниками. Стоит уделить чаду больше внимания, и вопрос перестанет стоять столь остро. Психологи отмечают, что в многодетных семьях у детей практически отсутствует личная речь, потому как там всегда можно найти собеседника и высказать свои мысли в живом общении.

Разговор с самим собой: норма или диагноз – мнение психолога

Представьте, что за окном вы слышите надоевшие крики хулиганов или мартовский вопль кошки, или рев машины. Вы испытаете массу негативных эмоций, но подумаете кратко: «кошка», «машина», «хулиганы». Хотя если вы произнесете свои мысли вслух, то они зазвучат по-другому. Например, так: «Опять эта мерзкая шпана со своими воплями и алкоголем, которые мне уже поперек горла стоят». Так работает внутренняя и внешняя речь человека. Внутренний голос краток, он не выражает эмоции, от чего те остаются внутри человека и продолжают давить на него. Но это далеко не все из того, что нужно знать о внутренней речи.

Внутренняя речь: что такое

Каждый человек наделен внутренним голосом, только в психологии это называют внутренней речью. Она возникает в процессе мышления, помогает выполнять мыслительные операции в уме. Вспомните, как вы что-то считаете или читаете, слушаете кого-то или что-то припоминаете. Я вот сейчас пишу эту статью, и в моей голове звучит каждая буква из текста, каждое слово. Так работает внутренняя речь.

Для чего нужна внутренняя речь:

  • логическая обработка сенсорных данных;
  • осознание и понимание полученной или воспроизводимой информации;
  • инструктаж в процессе деятельности;
  • самооценка и самоанализ поступков, действий, переживаний;
  • отбор, анализ, обобщение, запоминание информации;
  • лучшее сосредоточение на проблеме, задаче.

Внутренняя речь – это подготовительный этап. Внутренняя оценка позволяет понять, стоит ли переводить внутреннюю речь в письменную или устную. Наверняка у вас были подобные «репетиции» речи. Прежде чем что-то сказать, вы проговаривали это, а иногда и проигрывали разные ответы оппонента.

Внутренняя речь развивается постепенно. Так, дошкольникам и младшим школьникам сложно читать «про себя» (не вслух). Они переходят к внутренней речи постепенно, а сначала читают в голос или полушепотом. Внутренняя речь начинает развиваться к концу первого года жизни ребенка. Она выходит из эгоцентричной речи, которая свойственна детям в процессе игры.

Мысли вслух

Внутренняя речь отличается от устной или письменной. Она более абстрактна, наделена образами, ассоциациями, представлениями, но одновременно и понятиями, определениями. Чем сложнее мыслительная задача, тем громче звучит внутренний голос. Исследования подтвердили, что при внутреннем разговоре напрягаются те же мышцы, что при устной речи, работает язык, гортань, губы. Иногда внутренний голос даже превращается в шепот, громкую речь или крик.

Это необходимо для лучшего представления проблемы и задачи. Полноценные монологи и диалоги с самим собой помогают всесторонне проанализировать объекты, уловить мысли, контролировать слова и действия.

Из этого можно сделать вывод, что в трудной жизненной ситуации или в момент стресса, напряженных условий разговоры с самим собой помогают человеку найти решение проблемы. Это не патология, а вполне нормальное явление – мысли, рассуждения вслух.

Бывало ли у вас такое, что слова, словно сами собой вдруг вырывались наружу («Я сказал это вслух?»)? У меня да. Это последствие усталости и переутомления или сигнал о чрезмерно тяжелом мыслительном процессе. От чего еще зависит выраженность внутренней речи:

  • трудность и новизна задачи (вспомните, как вы усваиваете новую инструкцию или обязанности на работе, наверняка на первых порах проговариваете вслух свои действия);
  • эмоциональное возбуждение;
  • степень автоматизации мыслительных процессов (зависит от психического развития, уровня интеллекта);
  • включение образов и ассоциаций;
  • индивидуально-психологические особенности памяти и мышления;
  • переизбыток воспоминаний, мыслей, переживаний, идей, вопросов, подозрений (нужно вычленить одну мысль из «роя» других, сосредоточиться на ней).

Внутренняя речь – это речь человека для самого себя. Внешняя речь – речь для других. Иногда граница между ними стирается («что думает, то и говорит», «нечаянно ляпнул», «я не это хотел сказать»). Это нормально. Объясняется переутомлением человека и причастностью подсознания. Однако бывают случаи, когда разговоры с самим собой перерастают в патологию.

Разговор с самим собой как патология

Внутренняя речь неразвита у аутистов, от чего им сложно контролировать свои действия, организовывать деятельность. А также проблемы с внутренним диалогом возникают при повреждениях языковой области мозга (травмы и болезни, например, инсульт). Такие люди не могут разговаривать с собой, от чего страдает их самосознание. При других патологиях внутренние диалоги наоборот чрезмерно выражены.

Диалог человека с самим собой может быть симптомом нескольких психических патологий, но чаще это встречается при шизофрении. Однако один симптом не сигнализирует о болезни, расстройство диагностируется при одновременном наличии хотя бы нескольких из других признаков:

  • слуховые, зрительные, телесные галлюцинации;
  • мучающее чувство дежавю;
  • мания преследования;
  • навязчивые идеи;
  • апатия;
  • ощущение нереальности происходящего;
  • беспричинный страх, тревога, паника.

Это тяжелое состояние, которое требует срочного обращения к психотерапевту. Кроме шизофрении внутренние диалоги возникают при диссоциативном расстройстве личности и при внутриличностном конфликте. Тогда человек даже может слышать чужой голос, но это всего лишь игры разума. Так мозг защищает психику. Чужим голосом звучат те мысли, которые человек не принимает, отрицает, считает порочными, плохими. Но на деле это речь его подсознания, подавленных эмоций, желаний, переживаний. Это говорит та часть личности, которую он в себе не принимает.

Однако диалоги с самим собой могут возникать и при других психологических проблемах: неврозы, ПТСР, приближающийся нервный срыв, дистресс. Чужим голосом могут звучать воспоминания о психотравме. Это может быть голос друга, матери, отца или другого человека. Или могут звучать приказы родителей, которые заставляют личность жить по навязанному сценарию. Все это сигнал о том, что подсознание хочет избавиться от психотравмы, но не может. Эти состояния требуют вмешательства психолога.

Польза и вред разговоров с самим собой

Кроме тех функций, что связаны с обработкой информации и поиском решений, диалог человека с самим собой имеет еще одно значение. Его используют для самовнушения и мотивации. Вспомните любой аутотренинг, его основа – разговор с самим собой, проговаривание какой-то фразы, обращение человека к себе. Мы можем заставить себя что-то сделать, попросить о чем-то или поблагодарить и ободрить.

А не задумывались ли вы, почему давать советы другим людям, решать чужие проблемы проще? Снова во всем виноват внутренний голос. Внутренняя речь звучит в разы быстрее устной. Кроме того, в ней нет полноценных предложений, зато есть много обособлений, незаконченных слов. Внутренний диалог вроде бы понятен человеку, но мозг не воспринимает его как полноценный разговор. А вот проговаривание вслух помогает глубже вникнуть в проблему, лучше разобраться в ней. Так что в этом плане разговоры с самим собой и с использованием местоимения «ты» очень даже полезны. И, конечно, нельзя не упомянуть, что они спасают от одиночества.

Разговоры с самим собой полезны при ухудшении памяти или появлении навязчивых мыслей. Например, выстраивание логической цепочки действий вслух позволит быстрее найти пропавшие ключи. А проговаривание действий (Газ выключила? Выключила. Воду закрыла? Закрыла.) позволит снизить тревогу, уменьшить проявления обсессивно-компульсивного расстройства. Проговаривание эмоций, чувств, мыслей всегда помогает личности разобраться в самой себе, снижает внутреннее напряжение.

Читайте также:  Как устроить ребенка в школу, лицей в РФ: список документов, электронная запись

Итак, к пользе внутренних разговоров относится:

  • мотивирующая функция («Возьми и сделай! Соберись!»);
  • психотерапевтическая функция;
  • избавление от страхов, тревог, фобий;
  • повышение самооценки;
  • улучшение настроения;
  • повышение самоконтроля и самоорганизации личности.

А вот негативные разговоры с самим собой типа обвинений, самобичевания оказывают разрушающее действие. Они снижают самооценку личности, дезориентируют.



Почему человек разговаривает сам с собой

Не откроем большую тайну, если скажем, что все люди ведут беседы с собственным Я. Обычно это монолог, который никто не слышит, иногда мужчины и женщины выражают свои мысли вербально, не имея рядом слушателя. Обратив внимание на такую особенность, не стоит паниковать и думать о психических отклонениях. В большинстве случаев, по утверждению компетентных ученых, разговор с самим собой не считается патологией. Это, скорее, естественный способ защититься от одиночества и вербально выплеснуть накопившиеся эмоции. Однако бывают ситуации, когда подобное общение становится явным сигналом о неполадках с психикой. Как понять, если человек разговаривает сам с собой вслух, это диагноз или норма поведения?

Особенности вербальной коммуникации

Многие люди приходят к психологу с жалобой: «Сам с собой разговариваю!». Они ищут помощи у квалифицированных специалистов, считая подобное поведение признаком серьезного нервного расстройства. Чтобы разобраться, почему человек разговаривает сам с собой вслух или мысленно, врач проведет большую опросную работу, пытаясь отличить норму от отклонения. По результатам исследований будут приняты соответствующие диагнозу меры.

Прежде чем делать выводы, необходимо определить, что называют нормальным поведением, а в каких случаях можно говорить о развивающемся психическом расстройстве.

Внутренний монолог

Для замкнутых интровертов разговаривать с самим собой – это нормально. Люди данного психотипа неохотно идут на контакт с окружающими, не позволяют посторонним проникать в их личную жизнь, они живут в собственном гармоничном мире. Они зачастую не нуждаются в собеседнике, предпочитая переживать все ситуации мысленно, обсуждая их причины и последствия в голове.

Внутренние диалоги ведут и общительные индивидуумы. Человек говорит сам с собой с самого детства, как только научился понимать происходящие вокруг него изменения. Психологи утверждают, что подобные разговоры способствуют непрерывному развитию личности, помогают привести в порядок мысли и принимать верные решения. Во время внутреннего общения улучшается функционирование мозга, благодаря чему полученная информация быстрее воспринимается и обрабатывается, наблюдательность и внимательность повышаются в несколько раз. По мнению ученых, люди, проговаривающие проблему про себя, являются более успешными в жизни чем те, кому такие разговоры не свойственны.

Разговор вслух

Разговоры с самим собой – первый признак одиночества. Они заменяют человеку реальное общение, но необходимость в подобных беседах исчезает при появлении интересного собеседника. Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?

Специалисты утверждают, что вести подобный монолог полезно – это помогает стимулировать мозговую деятельность, процессы восприятия и усвоения информации стремительно активизируются. Проговаривая любую проблему вслух, человек быстрее поймет, какие действия предпринять для ее решения.

Беседа с мнимым собеседником

Гораздо более серьезные опасения вызывает ситуация, если человек разговаривает сам с собой, воображая собеседника. Он ведет диалог с невидимым окружающим оппонентом, отвечает на вопросы или задает их самостоятельно. Такое странное поведение является признаком психологического расстройства. В состоянии психоза больные индивидуумы могут представлять опасность для себя и близких людей, их действия невозможно предсказать или проконтролировать.

Слуховые галлюцинации – основной симптом расстройства психики

В норме, если мужчина или женщина заявляют: «Я разговариваю сам с собой вслух, заучивая учебный материал, желая оценить свои действия или выразить сомнения». Это означает, что они хотят полноценно усвоить или осознать информацию, проговорив ее. Подобное поведение у специалистов не вызовет никаких претензий.

Другое дело, когда не замечая никого вокруг, человек заговаривается – причины этого явления могут быть в неправильной работе психики. Слуховые галлюцинации являются ложным восприятием действительности, реакцией на внешний раздражитель, которого в реальности не существует. Психически нездоровая особь слышит голоса, отвечает им и ведет беседу с невидимым собеседником. Эти тревожные симптомы подтверждают необходимость показать индивидуума врачу, который сможет поставить правильный диагноз, проанализировав жалобы и общее поведение пациента.

Болезнь, когда человек разговаривает сам с собой, может развиться по следующим причинам:

  • продолжительная депрессия;
  • сильный стресс;
  • нарушение режима сна и отдыха;
  • постоянное психическое напряжение;
  • неправильный образ жизни;
  • высокая тревожность;
  • отсутствие радостных событий;
  • пессимистический настрой.

Стойкие слуховые и визуальные галлюцинации могут быть симптомами серьезных психических заболеваний – шизофрении или раздвоения личности. Это тяжелые болезни, в результате которых мужчины и женщины теряют связь с реальным миром. Однако, не стоит спешить самостоятельно диагностировать заболевание у себя или знакомых. Только специалист в области психиатрии может разговор с самим собой вслух связать с неутешительным диагнозом.

Отличия шизофрении от раздвоения личности

Эти два заболевания имеют и схожую симптоматику, и кардинальные различия. Шизофренией называют расстройство функционирования мозга. Эту болезнь можно унаследовать или получить вследствие влияния ряда экзогенных и эндогенных факторов. Первые проявления психического расстройства у мужского пола заметны в подростковый период и в возрасте 25 лет, у женского – с 20 до 30 лет.

Раздвоение личности – это не шизофрения. Это нарушение психики не врожденное, а приобретенное из-за определенных негативных событий в жизни или травм, полученных в детском возрасте. Дополнительные личности возникают вследствие желания особи преодолеть последствия эмоционального удара, в тяжелых случаях одна из них полностью контролирует поведение, становясь доминантной.

Для обоих заболеваний характерны одинаковые признаки:

  • сам с собой веду беседу – неадекватный индивидуум общается с вымышленным собеседником;
  • проявляются в подростковом возрасте;
  • трудности в учебе и усвоении любого материала;
  • отдаление от реальности.

Различить шизофрению и раздвоение личности может только квалифицированный врач. На основе поставленного диагноза будет назначено адекватное лечение.

Как перестать разговаривать с самим собой? Если ваш случай подходит под описание нормы, то беспокоиться не стоит – озвученные размышления только помогут в разрешении жизненных трудностей. За медицинской помощью следует обращаться тогда, когда к диалогам «подключается» мнимый собеседник, появляются слуховые галлюцинации и неадекватное поведение.

Разговор с самим собой: диагноз или норма, в чем польза, как избавиться

Когда человек разговаривает сам с собой вслух, диагнозом может стать психическое расстройство или просто стресс, эмоциональное напряжения. Не стоит беспокоиться, если разговоры вслух происходят осознанно. Разберем подробнее особенности монологов вслух.

Причины монологов вслух

Как называется разговор с самим собой? В психиатрии это обозначают термином «эгоцентрическая речь». Большинство людей любят поболтать в одиночестве. Часто люди озвучивают задачу, но не ждут помощи, находя таким способом решение.

Внимание! Если человек комментирует совершаемые действия, высказывает мысли в одиночестве – стоит насторожиться.

При разговоре с самим собой вслух диагнозом могут являться психические заболевания: шизофрения, раздвоение личности. Отличить их сможет только специалист. Следует обратиться к психологу при подозрении на психические отклонения.

При каких болезнях человек разговаривает сам с собой вслух:

  • психоз;
  • биполярное расстройство;
  • раздвоение личности;
  • алкогольный делирий;
  • обессивно-компульсивное расстройство;
  • галлюцинации.

Почему люди разговаривают сами с собой вслух, если не имеют психических отклонений? Здоровые люди могут разговаривать без собеседника. Особенно при возникновении сложных жизненных ситуаций, дел, требующих быстрого решения. Сильное психическое напряжение также вызывает реакцию в виде подобных разговоров.

И это не патология. Мозг человека устроен таким образом, что при визуализации трудные задачи кажутся понятными, решение найти оказывается проще. Часто нужно проговорить вслух определенную ситуацию, чтобы выстроить логическую цепочку. Так становятся очевидными ошибки, пути решения сложной задачи.

Сильные эмоции – причина, по которой здоровый человек разговаривает сам с собой вслух. Избегая перегрузки, люди выражают вслух накопившиеся чувства. Это неплохой способ справиться с напряжением. Оставаясь в одиночестве, люди часто начинают вести беседу с неодушевленными предметами – компьютером, телевизором, мебелью.

Внимание! Если человек осознает, что ведет монолог не всерьез, не стоит паниковать.

Эгоцентрическая речь: диагноз или норма?

Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?

Что делать, если это беспокоит:

  1. Проанализируйте монологи. Важно понять, чей голос вы слышите. Отдаете ли отчет в том, что говорит голос в голове? Беспокоиться стоит, если слышите посторонний голос при внутреннем диалоге.
  2. О патологии может свидетельствовать ситуация, когда человек не чувствует ответственности за произнесенные внутренним голосом речи. Такие признаки свойственны шизофрении или депрессии. Тогда в голове могут звучать несколько голосов.
  3. Кроме разговоров с самим собой, о психическом расстройстве свидетельствуют неосознанные ощущения, прикосновения.
  4. Бывает, больной слышит критику, указания, но отказывается выполнять их. Это приводит к подавленному или отстраненному состоянию. Чужие голоса в голове могут пугать. Если человек бессознательно ведет разговор сам с собой, то диагнозом могут быть психические расстройства.

Как перестать говорить с собой?

Привычка вести монологи вслух может привести к настороженным взглядам. Ненужное внимание вызывает дискомфорт, поэтому важно вовремя искоренить привычку вести эгоцентрическую речь.

Как перестать разговаривать с самим собой вслух:

  1. Хорошее лекарство от привычки – жевательная резинка. Если возникло желание поговорить с собой – положите в рот жвачку.
  2. Другой способ избавиться от привычки – завести дневник. Часто люди ведут эгоцентрическую речь, чтобы визуализировать задачу или ситуацию. Дневник – тоже визуализация. Написание предложений помогает сосредоточить внимание.
  3. Если человек разговаривает сам с собой вслух, ему поможет прижимание языка к верхнему небу. Это нужно делать при первом желании произнести мысли вслух.
  4. Воспользуйтесь копилкой и кладите монетку при непроизвольном произношении монолога.
  5. Избавиться от монологов поможет медитация. Сосредоточьтесь на губах, прижмите язык к верхним зубам. Если возникают какие-то мысли, прерывающие занятие, – отпустите их.

5 причин поговорить с собой: чем полезен диалог

Результаты исследований показывают, что практически все люди ведут разговоры с самим собой вслух. Особенно это помогает при решении непростой задачи.

Польза монологов вслух:

  1. Разговор с самим собой вслух помогает думать быстрее. Проговаривание какой-либо задачи позволяет сконцентрироваться и быстрее найти решение. Исследователями был проведен эксперимент, в ходе которого детям предлагалось среди группы картинок найти определенный предмет. Выяснилось, что дети, называвшие вещь вслух, справлялись с задачей быстрее. По мнению специалистов, если ребенок общается сам с собой вслух, то это нормально.
  2. Проговаривая поставленную задачу, человек заставляет работать мозг быстрее. Решение становится очевидным. Дети, проходившие тесты, показывали высокие результаты, если в процессе выполнения они разговаривали вслух.
  3. Когда человек разговаривает сам с собой вслух, он непроизвольно подбадривает себя. Полезно концентрироваться на хорошем, называть вещи, помогающие стать счастливее. Люди, часто хвалящие и подбадривающее себя, думающие о хорошем, отличаются крепким здоровьем, живут дольше.
  4. Еще один положительный эффект монологов вслух – снятие напряжения, борьба со стрессом. Во время стресса могут наблюдаться негативные симптомы: высокое давление, нарушения сна, набор лишнего веса. В таких ситуациях полезно подбадривать себя.
  5. В случае возникновения тревоги, лучше говорить о себе в третьем лице. Исследования доказывают, что проговаривание позитивных моментов помогает улучшить внутреннее состояние и повысить самооценку.

Если человек разговаривает сам с собой: когда стоит беспокоиться

Стоит насторожиться, если человек не просто говорит вслух, а ведет беседу с воображаемым оппонентом. Больной считает это не монологом, а полноценный диалогом. Многие примеры показывают, что монологи вслух могут являться плохой привычкой.

Для детей разговаривать с собой – это нормально. Разговоры с воображаемым собеседником, прекращаются, когда малыш начинает учиться в школе. Если повзрослевший ребенок продолжает вести диалоги с друзьями в голове, стоит насторожиться. Вымышленный приятель – неприятный симптом.

Внимание! Не имея собеседника в реальности, ребенок его выдумывает из-за одиночества.

Студенты во время сессии находятся под давлением стресса. Им сложно распределять задачи, рассчитывать силы. В напряженные моменты у них могут появляться симптомы в виде монологов вслух. Стресс проходит вместе с симптомами. Но частое повторение ситуации может закрепить привычку разговаривать без собеседника.

Почему человек разговаривает сам с собой вслух в пожилом возрасте? В процессе старения слух и зрение ухудшаются. Это может приводить к слуховым галлюцинациям. Учитывая плохое качество зрения, пожилому человеку кажется общается не со стулом, а с живым собеседником.

Если «беседа» не напоминает несвязный бред, человек вкладывает смысл в произнесенные слова, то подобное поведение нормально.

Внутренняя гармония необходима любой личности. Организм постоянно ищет пути восстановления внутреннего порядка. Часто диалоги с самим собой ведут люди, посвящающие все время работе или наоборот.

Читайте также:  Ребенок начал заикаться, что делать? Лечение заикания в дошкольном возрасте

Справиться с монологами помогут умеренные нагрузки, достаточное количество сна, если речь идет о привычке, а не о серьезном заболевании.

Когда человек неосознанно разговаривает сам с собой, для точного диагноза стоит обратиться к специалисту. А вы разговариваете сами с собой? Поделитесь в комментариях ниже.

Ребенок 12 лет разговаривает сам с собой. Ребенок разговаривает сам с собой. Нормально ли это? Ребенок разговаривает сам с собой вслух — варианты нормы и отклонения

Ваш малыш разговаривает сам с собой ? Может быть, с ребенком что-то неладное? Бить ли родителям тревогу?

Нет, с малышом все в порядке! Практически все детки в возрасте от 4 до 8 лет ведут беседу сами с собой около 20 процентов всего времени, конечно, если мы им не мешаем. Такие разговоры появляются у детей непроизвольно.

Иногда они произносят слова нараспев или проговаривают то, что они видят или делают в данный момент, а то и вообще разыгрывают целые спектакли в лицах. Почему это происходит?

Все дело в том, что думать и фантазировать ребенок учится вслух, точно так же, как и читать, ведь так удобнее.

В возрасте 5-7 лет мозг малыша развивается с невероятной скоростью! Этот процесс предполагает участие всех органов чувств. Поэтому и приходится маленькому умнику озвучивать мысли, проговаривать все, что он видит, делает, наконец – слышать собственные сообщения. И все это происходит одновременно! Психологи установили, что разговоры с самим собой эффективно помогают ребенку развивать свой внутренний план , контролировать свое поведение. Малыш дает сам себе команды, озвучивая план, в какой последовательности он будет производить действия. Например: «Сначала я нарисую кружок, теперь закрашу его желтым цветом и т. д. Ближе к 7 – 8 годам внешняя передает «бразды правления» внутренней, то есть внутреннему самоконтролю и самоанализу. Ну а пока — время гласных команд самому себе!

Если малыш играет с плюшевым зоопарком, куклами, воображаемыми друзьями, а иногда, и с неодушевленными предметами, как с живыми существами, то это совершенно не повод бить тревогу, полагая, что ребенку катастрофически не хватает общения!

Совсем наоборот, это сигнал, что эмоциональная сфера драгоценного чада развивается хорошо. Ведь разговор ребенка с собой – это своего рода игра, то есть возможность расслабиться, выразить свои чувства, впитать идеи и эмоции!

Если отношения с мамой, папой, друзьями, воспитательницей оговариваются в самостоятельной беседе, значит, происходит необходимое переваривание произошедшего, «примеривание» на себя разных личностных позиций. Побывав в роли папы или мамы, малышу чуть-чуть становится понятнее, почему же взрослые запрещают что-то, ругают, в общем – воспитывают.

А еще, озвучивание своих мыслей положительно влияет на формирование ораторских способностей ребенка. Он говорит и слышит, как это звучит. Может оценить громкость, тон, эмоциональность своих слов, а это очень пригодится ему в будущей более взрослой жизни!

Поведение детей очень часто вызывает вопросы, ведь они в некотором смысле отдельные существа со своей психологией. На самом же деле ребенок разговаривает сам с собой по тем же причинам, что и взрослый. Каждый человек ведет внутренний диалог, просто малыш это делает вслух. Чем младше возраст, тем чаще можно «подслушать» мысли и тем они примитивнее и проще. Примерно с 7 лет личная речь сходит на нет. Если этого не происходит или в поведении есть и другие расстройства, вполне вероятно, что ребенку нужна психологическая помощь или даже лечение.

С кем говорит ребенок и почему?

Мысли вслух являются неотъемлемой частью развития детской психики. Так ребенок учится обрабатывать полученную информацию, размышлять. По сути каждый человек разговаривает сам с собой. Например, когда обдумывает, какое принять решение или как лучше выполнить поставленную задачу. В напряженном состоянии мыслительные процессы вырываются наружу, и окружающие могут услышать обрывки фраз. В народе такой конфуз часто комментируют: «всегда приятно поговорить с умным человеком».

Разговор с самим собой психологи называют личной речью. Прежде чем развиться в полноценный внутренний диалог, она проходит несколько стадий:

  1. Комментарий к завершенному действию. Наблюдается у детей 2-4 лет и звучит как «я поел кашу», «я нарисовал открытку», «я построил дом».
  2. Обдумывание будущего действия. Характерно для малышей 4-6 лет. К примеру, это фразы: «я нарисовал открытку, а теперь пойду кушать», «я помылся, а теперь пора спать».
  3. Планирование. В 6-7 лет ребенок начинает планировать дальнейшие действия. В его речи появляются подробности: «я нарвал цветов, а теперь сделаю букет, чтоб подарить маме».

Иногда личная речь тихая, шепотная – это является вариантом нормы. Также не стоит беспокоиться, если малыш разговаривает с игрушками, озвучивает их. Это говорит о богатом воображении и творческом потенциале ребенка. Через сюжетно-ролевые игры происходит знакомство с социумом, правилами поведения в обществе.

Как реагировать на личную речь?

Некоторые родители не знают, как относиться к разговорам ребенка с самим собой. Они начинают одергивать его или, что еще хуже, запрещают выражать свои мысли подобным образом. Так ни в коем случае нельзя делать. Наоборот, личную речь стоит воспринимать как нормальный этап развития психики. Она дает возможность отследить эмоциональное состояние малыша, понять его переживания и внутренний мир. В ряде случаев, если ребенок говорит сам с собой, стоит проконсультироваться с психологом.

Если ребенок говорит сам с собой часто и подолгу

Личная речь в большей мере свойственна двум категориям детей – тем, которые испытывают нехватку близкого общения, и творческим, с богатым воображением. В первом случае разговор с самим собой дает возможность высказаться – например, если в семье или среди сверстников не придают особого значения словам малыша, игнорируют его или перебивают. Во втором случае фантазии ребенка находят выход в речевой деятельности. Творческие натуры видят мир немного под другим углом, для них характерно наделять предметы особыми свойствами, сочинять и придумывать.

В целом можно выделить 5 причин, почему ребенок говорит сам с собой часто и подолгу:

  1. нехватка общения, близкого контакта с родителями;
  2. отсутствие друзей;
  3. конфликты в семье или детском коллективе, другого рода стресс;
  4. богатое воображение;
  5. психические расстройства.

Когда есть повод обратиться к врачу?

Консультация специалиста нужна тогда, когда разговор с самим с собой выходит за рамки обычного внутреннего диалога или полета фантазии. Так, к врачу стоит обратиться в следующих случаях:

  • ребенок слышит голоса или видит галлюцинации, разговаривает с ними;
  • он мало заинтересован в живом общении, закрыт в себе, предпочитает уединение;
  • речь ребенка агрессивна, жестока;
  • наблюдаются расстройства сна, беспокойство, истерики;
  • ребенок не осознает, где правда, а где вымысел, глубоко переживает ссоры с вымышленными персонажами, оживленно спорит с самим собой, обижается, плачет.

У подростков разговоры с самим собой могут быть признаком наркотического опьянения. В таком случае у ребенка расширены зрачки, он раздражен, а на следующий день он обессилен и вял. При наличии любого из симптомов стоит проконсультироваться с детским психиатром или неврологом. После исследования врач назначит лечение или психологическую коррекцию.

Сами по себе мысли вслух у ребенка или у взрослого не являются признаком отклонения. Скорее всего, причиной разговоров с самим собой является одиночество, нехватка общения с родителями или сверстниками. Стоит уделить чаду больше внимания, и вопрос перестанет стоять столь остро. Психологи отмечают, что в многодетных семьях у детей практически отсутствует личная речь, потому как там всегда можно найти собеседника и высказать свои мысли в живом общении.

Не переживайте, нет повода для беспокойства. Практически все дети в период с 3 до 7 лет беседуют сами с собой в процессе игры или просто комментируют свои действия. На первом этапе, когда малыш только учится осознавать себя как личность в этом большом мире, он полностью ориентируется на речь взрослых. Мама и папа, дедушка и бабушка, обращаясь к маленькому ребёнку, говорят: «Какая Вика молодец. Ой, какой домик построила Вика». И в речи ребёнка сначала будет присутствовать такая формулировка: «Вика нарисовала цветочек. Какая Вика молодец». Следующий этап, когда ребёнок, уже выделяет себя из окружения, начинает осознавать свои действия, экспериментирует, проговаривает многое из того, что ему приходится делать: «Буду рисовать. Здесь нарисую домик. А где нарисовать цветок?», – размышляет ребёнок. Это важный этап развития ребёнка.

Он руководит сам собой, будто огромной армией, чётко озвучивая план действий. А это очень сильный толчок для формирования самоконтроля. К школьному возрасту ребёнок постепенно от внешней речи перейдёт к внутренней. Он не только научится действовать последовательно, но и сможет чётко формулировать свои мысли. Общение с самим собой помогает ребёнку не только контролировать свои движения и поведение, но и способствует развитию мышления.

Такая эгоцентрическая речь помогает развить очень важную для становления личности способность к ораторскому искусству. Это интересное для ребёнка времяпрепровождение – важный способ и выражения собственных мыслей, и возможность яснее понять всё, что происходит вокруг, и проще найти контакт с окружающими. Он слышит, как говорит, и впоследствии сможет контролировать свою речь. Чем больше ребёнок будет разговаривать с собой в детстве, тем проще ему будет формулировать свои мысли в устной форме в дальнейшем.

Ни в коем случае не запрещайте ребёнку вести диалог с собой. Ведь даже в старшем возрасте, например, при выполнении какого-то нового задания, порой требуется устно проговорить инструкцию, план действий, чтобы успешно справится с поставленной задачей. А уже потом, когда навык закрепится, он сможет выполнить, не задумываясь, данное задание.

Когда ребёнку объясняют, как правильно переходить дорогу, говорят: «Посмотри налево, дойду до середины, посмотри направо, переходи дальше». Сколько раз эту фразу малыш проговорит вместе с вами, а потом самостоятельно, прежде чем уже не будет задумываться над тем, куда посмотреть сначала?

Бывает и так, ребёнок уже подрос, но его разговоры с самим собой беспокоят родителей. В этом случае надо выяснить причину такого явления. В данном вопросе верное решение – обратиться за советом к специалисту. Может быть, так проявляется эмоциональность ребёнка, какие-то переживания, может быть – это сигнал о том, что ему действительно требуется помощь. На все вопросы всегда найдётся ответ, а у любой проблемы всегда есть решение.

Благодарим педагогов образовательного центра

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Мне очень радостно от того, что Вы так преданно заботитесь о своём братишке. Разговор с самим собой у ребёнка может быть следствием того, что его контакт со значимыми взрослыми нарушен или недостаточен для него (особенно, емсли ребёнок любит фантазировать, сочинчять, а его никто не слушает). Ребёнок заменяет реального взрослого каким-то внутренним образом (реальным или вымышленным) и безопасно и эффективно контактирует с ним. В этом диалоге его не унижают, не игнорируют, не отвергают, а в жизни это, к сожалению, случается чаще, чем хотелось бы. Вы ничего не пишете про Вашу семейную ситуацию (кроме того, что у Вас были такие же симптомы), поэтому рискну преположить, что детско-родительские отношения в Вашей семьи далеки от идеальных. Родителей Вы, конечно, уже не переделаете и не переучите, а вот сами вполне можете ему помочь. Поскольку Вы уже взрослая, то можете частично заменить брату родительские фигуры и с этой позиции общаться с ним эффективно, так, чтобы он был удовлетворен и не стремился компенсировать это своим внутренним диалогом. О том, как грамотно это делать, Вы сможете узнать на очных консультациях у специалиста. Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Очень трогательно, что Вы волнуетесь за брата, хотя и о себе забывать не следует. Что Вы про замкнутость упомянули?

Насколько мне известно, дети создают себе воображаемого друга, с которым разговаривают, для того, чтобы чувствовать больше поддержки, заботы, внимания. В силу занятости взрослых, этот способ – хорошая забота о себе. Внутренний друг понимает с полу слова, он всегда готов играть, отвечать на вопросы, и он всегда рядом.

Для более детального исследования этого вопроса рекомендую обратиться к детскому психологу , для возможной коррекции, если таковая потребуется.

Всего доброго Вам.

И ещё, возможно Вы не замкнуты, а интровертированны (направленны внутрь себя, а не на окружающих), что говорит о глубоком внутреннем мире, о творческом потенциале и развитом воображении.

Ссылка на основную публикацию