Ребенок не хочет или отказывается ходить в детский садик. Что делать?

Ребенок отказывается идти в садик: рекомендации психологов

Самым лучшим возрастом для начала посещения дошкольного учреждения является 2,5-3 года. Раньше психика крохи не готова справиться со стрессом и с общением с чужими людьми. До трех лет связь с матерью так сильна, что ни один учитель, даже самый внимательный, заменить ее не сможет. Но иногда обстоятельства складываются так, что малыша приходится отдавать в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы облегчить адаптацию к яслям, чаще играйте со сверстниками, учите контактировать с детьми. Готовьте в домашних условиях еду, максимально приближенную к детсадовскому меню. Умения пользоваться горшком, держать ложку, пить из кружки, надевать брюки и сандалии существенно облегчат жизнь вашей крохе.

Когда приходит время отдавать отпрыска в детское дошкольное учреждение, каждая мама понимает, что это важный этап в жизни. И он сопровождается множеством трудностей.

Причины

  • Не сформировано желание родителей – страшно за свое чадо, им кажется, что малыш болезненный, недостаточно развит физически, будут обижать сверстники, учителя. Неосознанно они передают нервозность своему малышу, здоровая реакция — желание остаться дома.
  • Собственные воспоминания — негативные. Если сами родители испытывали отвращение при посещении детсада, помнят, как им там было несладко, отпрыск впитывает от них, что это место плохое. Зачем идти туда, где плохо?
  • Страх перед будущим. Маме трудно отпустить чадо, трудно менять привычную жизнь, где все время посвящалось заботам. Чувствуя подсознательные страхи родителей, он стремится сохранить гармонию в семье.
  • Большая ответственность. Если папа и мама придают большое, зачастую даже слишком, значение развитию дошкольника, выражая это нетерпимостью: «Вот Наташа уже освоила горшок, а ты нет». Взваливая на малыша непосильный груз, вы способствуете развитию страхов. И он выбирает самое безопасное место — дом, ведь в садике поджидают новые испытания, с которыми он боится не справиться.
  • Плохо подобран гардероб. Самое важное правило — удобство. Простые застежки, мягкая натуральная ткань одежды. Конечно лучше, когда ваше чадо, владеет навыками самообслуживания. Если он сам одевается и обувается, адаптация пройдет гораздо легче. Замысловатой одеждой можно вызвать агрессию воспитателя, ведь отпрыск не понимает, что взрослый злится не на него, а на мелкие пуговицы. Как следствие, он не желает идти на контакт с преподавателем.
  • Особенный ребенок. Например, страх прикосновений может появится, когда ребенка пугают, что можно серьезно заболеть, если дотрагиваться до незнакомцев. Некоторые дети могут плохо переносить громкие звуки, а в садике дети находятся в постоянном тактильном контакте и шуме. Также у ребенка могут быть проблемы со сном или он так активен, что взрослые не успевают за ним следить. В любом случае, знайте, что ваши дети в порядке и их не нужно переделывать под детский сад. Следует создать им максимально комфортные условия, ищите учреждение, которое сможет предоставить их.

Если вы впервые идете в детский сад, то, вероятно, встретитесь с сопротивлением ребенка. Смена режима и круга общения даже у взрослых вызывает стресс, что говорить о трехлетнем малыше.

Посмотрите выпуск программы доктора Комаровского, который называется “несадиковский ребенок”. Возможно, после просмотра вам будет легче понять причины нежелания ребенка посещать дошкольное учреждение?

Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?

Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».

Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.

Малыш должен высыпаться. Организуйте его ночной сон так, чтобы утром он просыпался сам. Уделяйте ему как можно больше времени вечером и в выходные дни. Если вы переложите всю ответственность на учреждение, думая, что там им хорошо занимаются, он может почувствовать себя покинутым и нелюбимым.

Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом — нужно срочно выяснять причину такой реакции.

Чего делать нельзя?

  • Не грозите детским садом за плохое поведение. Тем более не говорите, что не заберете его.
  • Не оставляйте ребенка последним в группе. Ожидание, когда дети уже разошлись по домам, сопровождается грустными и негативными эмоциями.
  • Не обманывайте, что уходите на минутку. Спокойно объясните, как пройдет день, озвучьте основные этапы (завтрак, обед, сон). Заверьте в своей любви и пообещайте забрать, например, после ужина. Конечно, обещание нужно сдержать. Поддержите ребенка, во время разговора присядьте на его уровень.
  • Проявляйте терпение, не ругайте за слезы и отказ от пищи.
  • Не обсуждайте, особенно в негативном ключе, пренебрежительно воспитателей и в целом учреждение при детях.
  • Не растягивайте прощание, обнимите и уверенно уходите. Не сбегайте, пока ребенок отвлекся, он увидит, что вас нет и испугается.
  • Никаких таблеток. Успокоительные – для взрослых, конечно, если нет назначения лечащего врача. Крошка справляется с ситуацией так, как может. Дайте время, все вернется на круги своя, когда он освоится.

Несколько советов о том, как приучить ребенка к детскому саду, смотрите в видео:

Как уговорить идти в садик

Ребенок должен знать, что садик — это очень важное и ответственное дело. У каждого своя работа, у мамы, папы и у него — сад.

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы — плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.

Гордитесь и рассказывайте всем в присутствии дошкольника, тем, что он ходит в детский сад. Рассказывайте о том, как это важно и какую помощь он вам этим оказывает.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе – все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга. Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают

Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.

Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице. Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора.

О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:

Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.

Следующий шаг – обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.

Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».

Если проблема в воспитателе

Понять, что ребенка обижает воспитатель, поможет следующее:

  • Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
  • Рисунок. Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
  • Игры. Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
  • Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
  • Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.

Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:

Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:

  • Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
  • Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
  • Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
  • Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.

Обычно адаптация занимает от одного месяца до полугода, если малыш плачет целыми днями и никак не хочет оставаться в детском саду. Подумайте о частном учреждении или няне, уговорите бабушку или сами, хотя бы на время откажитесь от работы, ведь здоровье и душевное спокойствие очень важно. Через некоторое время попробуйте снова отвести крошку в садик, возможно, позже все получится.

Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.


Что делать, если ребенок отказывается идти в сад?

Рассказывать сказки всю дорогу до сада, обещать гору сладостей и подарков в конце дня, придумывать ритуалы расставания с мамой – на какие только ухищрения не идут родители, чтобы отвести детей в сад без слез. Почему одни дети идут в сад легко, а других отрывают от родителей силой. И что делать, если ребенок категорически отказывается идти в группу?

Источник фото: pixabay.com

Ребенок отказывается идти в сад

Марина возила в сад спящего ребенка в маршрутке полгода:

– Я полгода возила в сад спящего ребенка. Это было проще, чем терпеть его рыдания. Каждое утро начинались скандалы. Своей машины у нас нет, поэтому добирались из Колодищ до сада в Уручье на маршрутке. Посадить в коляску-трость малыша порой было просто невозможно, потому что он выгибался дугой, и приходилось тогда нести и ребенка, и коляску одновременно.

Проблема номер два – сама маршрутка. Несмотря на то, что ходит она довольно часто, сесть в нее с утра просто нереально – она переполнена. Очень благодарна людям, которые понимали нашу ситуацию и уступали место. Но невыспавшийся орущий ребенок в маршрутке – это трэш. Ему всё и все не нравятся. В итоге возмущаются люди, возмущаются водители, потому что ничего не слышат. Мне было гораздо легче, если малыш в маршрутке засыпал. ‌И как-то пришла идея просто с утра не будить ребенка. Я его одевала спящего, несла на руках до маршрутки, а потом до садика. Там спящего переодевала и будила уже в группе. Не могу сказать, что это легко – плечо отваливалось, но стресса было гораздо меньше. И с нашими чудесными воспитателями адаптацию мы прошли очень быстро.

Сына Ларисы в садик влечет любимая девочка:

– У нас был короткий период, когда ребенка “отдирали” от меня в раздевалке. С сентября ходил без вопросов, а в январе вдруг накрыло. Но потом прошло.

Теперь он плачет, если остается дома, потому что в саду друзья, любимая девочка и куча событий. И судя по тому, что и охранники его по имени знают, и физрук, встречая в магазине, здоровается, все там в порядке у парня со связями. А вообще, он просто не в курсе, что сад можно пропустить просто так. Четко: будние дни – сад, выходные – дома. Мне кажется, это тоже влияет. Вот это четкое понимание, что только так и никак иначе.

Елена наполняет кармашек дочки поцелуями:

– Ребенок пошел в сад в 4 года. Целый год было невыносимо. Чтобы я могла уйти, ребенка от меня в прямом смысле “отдирали”. Как следствие, весь год ходили в сад очень мало, и сделали перерыв на весну-лето. В 5 лет возобновили – никаких проблем. Группа та же, воспитатели те же. Возможно, неудачный возраст был – 4 года, нужно было или позже пойти, или раньше.

Кто-то посоветовал наполнять кармашек в сарафанчике мамиными поцелуями, и если ребенку станет грустно, начнет скучать по маме, он всегда сможет достать из кармашка мамин поцелуй. Делали такое – очень нравилось дочке. И обязательно не забывать помахать ребенку рукой в окошко на прощание.

У Вероники основной удар на себя берет муж:

– Сын Дима в сад ходить не любит и громко об этом заявляет. Мне. Всю дорогу слушаю причитания, как там плохо. А мужу ничего не говорит. Спокойно идёт, даже с шутками. Потому в нашей семье в сад детей отводит муж.

У меня есть знакомая мама, которая, как Шахерезада, всю дорогу рассказывает ребенку сказки, иначе крик и истерика. Интересно, может, уже собрались 1001 утро? Зимой видела у сада складную коляску кукольную, самокаты и даже велосипед, несмотря на снег. А что? Моя подруга дочку трех лет у подъезда сажает на трехколесник, а возле группы снимает. Почему-то крутить педали в сад малышка готова, а вот сама идти ни в какую.

Источник фото: pixabay.com

Светлана с мужем дают малышу с собой в сад небольшие сюрпризы:

– У нас с утра обязательная чашка какао из трубочки. При одном упоминании о любимом какао ребенок приободряется и “добреет на глазах”. После небольшого завтрака про садик говорит уже без такого сильного отрицания. Еще один лайфхак: в рюкзак кладем ребенку машинки, какие – он не знает, увидит только в садике, это “сюрприз”.

Диана считает, что залог счастья ребенка в детском саду – хороший сон дома:

– Мы просто просыпаемся попозже. И ходит дочь в сад не к 8, а к 9, 9.30 или даже 10 утра. А там друзья и интересно. Главный секрет – высыпаться. И регулярность посещения. Если много прогуливать, то привычка не формируется.

У Маргариты свой подход:

– Я не выдержала этой муки. И перестала водить… Нас отчислили, и мы счастливы!

В каком возрасте ребенку легче адаптироваться к саду?

Ольга Ткачук, детский и семейный психолог

– То, как ребенок пойдет в детский сад, как быстро он привыкнет к новым условиям жизни, зависит от многих факторов и/или их совокупности. Во-первых, это возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем легче ему переключиться от отношений с мамой на отношения с другими людьми.

Во-вторых, это индивидуальные особенности ребенка (физическое развитие, навыки самообслуживания, темперамент, характер, насыщенность привязанности). Дети-сангвиники, общительные и спокойные от природы, адаптируются к саду практически сразу, в отличие от детей-меланхоликов. Дети, которые в полной мере насытились качеством контакта с близкими людьми, легче отпускают маму в саду.

Что значит качество контакта, насыщенность привязанности? Это когда в раннем возрасте, до 1 года, мама (или другой значимый взрослый) удовлетворяла все потребности ребенка, давала ему много телесного и эмоционального контакта, то есть была с ним по-настоящему, а не формально – поменять подгузник – покормить – погулять с коляской. А в дальнейшем, когда ребенок подрастал и становился все более самостоятельным и все активнее исследовал окружающий мир, мама была доступна, устойчива и способна выдерживать все эмоции, капризы, «нет» и «я сам» ребенка, не отвергая его, не запугивая, не пристыжая фразами типа «будешь плохо себя вести, отдам той тете», «мне такой непослушный сынок не нужен», «как не стыдно плакать такой большой девочке» и т.п.

Часто желание не приучать к рукам, привить как можно раньше самостоятельность и послушание ребенку приводит к прямо противоположному результату: ребенок боится, что его бросят, отдадут, не будут любить, будет еще больше цепляться за маму. Закон привязанности гласит: полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи.

В-третьих, это могут быть какие-то изменения в семье, например, рождение младшего брата-сестры, отношения между родителями, развод и т.п.. Дети очень чувствительны к этому. Например, когда появляется младший ребенок, старшего часто именно в этот период отдают в сад. Но именно в это время старшему ребенку нелегко принять появление нового члена семьи, оттягивающего на себя внимание любимой мамы. Ну как тут не почувствовать себя ненужным и нелюбимым? Лучше отдать старшего в сад чуть раньше или подождать некоторое время после рождения младшего ребенка.

И важно следить за обстановкой в семье. Чем чаще родители ругаются, тем больше ребенок склонен оттягивать своим поведением их внимание на себя. Когда ребенок часто болеет или устраивает каждое утро истерики перед садом, хочешь не хочешь, а приходится забывать о ссорах и переключаться на ребенка.

Источник фото: unsplash.com

Частые болезни тоже могут быть симптомом нежелания идти в сад

Нежелание ходить в сад может проявляться не только активным сопротивлением, криками и плачем. Иногда начинаются частые болезни, резкое изменение поведения дома (веселый позитивный малыш вдруг стал грустным, шумный тихим и т.п.), отказ рассказывать, что было в садике, затягивание сборов в сад и т.п. Это может быть затянувшаяся адаптация или усталость, физическое и эмоциональное истощение. А вам всегда хочется идти на работу, да еще и с радостью и удовольствием? Дети, кстати, обычно считывают и отзеркаливают наше состояние.

Читайте также:  Ребенок начал заикаться, что делать? Лечение заикания в дошкольном возрасте

Что еще может служить причиной нежелания идти в сад? Сложные отношения с воспитателем, нелюбимая еда, сон и прогулки/занятия, гиперопека в семье, отношения в детском коллективе (обижают, дразнят) – здесь важно разобраться и понять, что происходит с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью к воспитателям, администрации, психологам. Любое проблемное поведение ребенка – это своеобразный крик о помощи, когда напрямую либо не получается сказать о том, что не нравится или беспокоит, либо когда близкие не слышат или не хотят слышать.

Также важен настрой родителей

И в первую очередь, мамы. Изначально нужно принять какую-то однозначную позицию по отношению к детскому саду. Потому что если вести ребенка в детский сад с негативными установками и в состоянии тревоги и страха («он же еще маленький», «как он там без меня?», «в детском саду детей унижают и оскорбляют» и т.п.), то ребенок обязательно откликнется на это нежеланием идти.

Многие родители переносят свой негативный опыт пребывания в детском саду на ребенка, постоянно жалея его и испытывая чувство вины за то, что его там оставили.

Бывает, родители не хотят водить в сад, но выхода нет – надо зарабатывать деньги. Или все вокруг наседают, что пора бы уже ребенку в коллектив. И также ведут ребенка с чувством вины и безысходности. Или маме нельзя опаздывать на работу, а ребенок медленно собирается в сад, и мама включается раздражением и злостью. Или у мамы совсем нет сил и ресурсов, чтобы сидеть дома с двумя детьми, и осталось одно желание – поскорее «сплавить» старшего в сад. На все эти мамины состояния ребенок реагирует своей эмоциональной реакцией. Здесь родителям нужно работать со своими чувствами, страхами и тревогами, не навешивать их на детей, разделять свои и не свои переживания.

Что делать? Найти хороший сад/воспитателя, которому будете доверять. Снижать свою тревожность и признать, что вы не можете все проконтролировать (если самим не получается, обращаться за помощью к психологу). Решить вопросы с графиком работы: договориться о более гибком графике, приходить попозже. Или просить помощи других членов семьи отвести ребенка в сад, кто более гибок со временем и/или способен дольше оставаться спокойным и устойчивым. Ну и самое главное – заблаговременная забота о себе, своих ресурсах, не доводите себя до состояния нервного истощения.

Источник фото: pixabay.com

И все-таки что делать, если ребенок категорически отказывается идти в группу?

Запастись терпением и большим количеством свободного времени. Не стоит отдавать ребенка в сад и сразу выходить на работу в период адаптации, например. Обычно воспитатели советуют родителю уйти, оставив рыдающее чадо в руках воспитателя. Потом зачастую оказывается, что плакал он именно для мамы, а без мамы вел себя спокойно.

Да, большинство детей будут способны справиться с возникшей ситуацией, переключившись на игру, других детей и т.п. и дождаться возвращения мамы. Но есть особо чувствительные дети, для которых подобная ситуация может быть довольно травматичной и нарушить безопасное мировосприятие малыша. В дальнейшем он будет все сильнее цепляться за маму, не отпускать ее (помните про закон привязанности?). Здесь все очень индивидуально, и мама, у которой есть тесная эмоциональная связь с ребенком, почувствует, можно или нет оставлять малыша в такой ситуации.

1. Я бы рекомендовала все-таки постараться успокоить малыша и тогда уже договариваться с ним дальше. Лучший способ успокоить ребенка – сесть на уровне его глаз, обнять, положить руку на спину между лопаток, сказать что-нибудь ласковое. Если самим сложно справиться с нахлынувшими эмоциями – закрыть глаза, подышать глубоко. Те же совместные объятия успокаивают не только ребенка, но и родителя. Маме нужно быть максимально спокойной и устойчивой, можно много раз повторить, что она любит своего ребенка и обязательно придет за ним.

2. Важно заранее договариваться с ребенком, рассказывать, на какое время вы его ведете в сад, что он там будет делать. Категорически нельзя обманывать ребенка: говорить, что заберете до сна, а самим приходить вечером, или говорить, что везете к бабушке, а привести в детский сад.

3. Если маме сложно выдерживать эмоции ребенка или малышу очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад.

Источник фото: unsplash.com

Если категорическое нежелание идти в группу появилось вдруг после длительного периода спокойного хождения в сад, когда адаптация давно позади, важно не игнорировать происходящее и разбираться в причинах – что произошло, на что ребенок так отреагировал. Если вы видите, что ребенку стало сложно, он стал более капризным, скорректируйте режим. Например, сделайте дополнительный «выходной день» в среду или пятницу. Забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.

Что можно еще делать для профилактики нежелания идти в сад?

  • Дайте с собой в садик небольшую игрушку, напоминающую о доме. Хороший вариант – сделать своими руками ребенку мягкую куклу-«целовашку», которая «заряжена» маминой любовью. Расскажите, что она будет рядом, пока мама вынуждена уйти. Игрушка с радостью «поцелует и обнимет» ребёнка, когда он сильно заскучает, и будет охранять малыша.
  • Можно вместе с ребенком сделать или подарить ему «амулет силы» (это способ для деток постарше), наделить его нужными ребенку качествами: смелость, уверенность, терпение. Можно придумать целую легенду и периодически расспрашивать, как амулет помогает. Как вариант: выбрать какую-нибудь одинаковую деталь – браслет, значок, переводное тату, брелок – что-то, что показывало бы ребенку «вязь» – мы с тобой похожи, вместе, «одной крови». Когда мы уходим из дому – акцентируем внимание на этой детали – смотри, мы банда.
  • Напитывайте вашу привязанность, перекрывайте разлуку с ребенком различными способами – пусть в вашем графике будет время, даже небольшое, но принадлежащее только ребенку. Играйте, гуляйте, просто лежите вместе перед сном, давайте много телесного контакта ребенку, одевайте и кормите его, даже если он сам уже умеет это делать, но просит вас – так ребенок тоже «берет» вашу любовь.
  • Дома можно играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации или рассказывать сказки про детский сад, придуманные вами или можно взять готовые в интернете или купить книги, предназначенных для периода адаптации к детскому саду.
  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике.
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное. Научитесь называть и принимать его чувства: «Я понимаю, тебе грустно, когда мы расстаемся» или «ты злишься на меня за то, что тебе приходиться оставаться в саду», делайте акцент на вашей любви «но я все равно тебя люблю… даже когда ты злишься, кричишь или плачешь».
  • Заведите свой ритуал прощания – традиционные действия, которые вы делаете перед тем, как сказать «пока-пока» ребёнку. Постоянно повторяющиеся действия помогают малышу быстрее привыкнуть и понять, что мама его не бросает, а все также любит. Примеры ритуалов прощания: поцеловать, помахать рукой в окошко, сказать друг другу определенную фразу, например, «хорошего тебе дня», «до вечера» и т.п. Можно прощаться с помощью игры-забавы, когда вы каждый раз целуетесь/прощаетесь разными частями тела – носами, лбами, руками, ногами, локтями и т.п.

Источник фото: unsplash.com

“Зачем тебе на работу?”

Если вы говорите ребенку, что вам нужно на работу, а тот интересуется зачем, как правильно отвечать на такой вопрос?

Самый распространенный ответ обычно:

Для того, чтобы зарабатывать денежку и покупать тебе игрушки (одежду, еду и т.п.).

Такой вариант ответа возможен, но если аргументировать только деньгами, то легко получить в ответ аргумент типа “мне не нужно новых игрушек, хочу, чтобы ты была дома”. Еще один не очень конструктивный вариант ответа – что маму будут ругать тети и дяди на работе, если не придет. У ребенка может сложиться впечатление, что жизнь состоит из одних заставлений и наказаний.

Есть вариант типа «в определенное время все дети идут в сад, а все мамы – не работу. Так принято, закон такой есть и т.п”. Но детям дошкольного возраста еще непросто понять абстрактные понятия «так принято». И как быть, если у соседской Ксюши мама не ходит на работу? Неплохой вариант – рассказывать ребенку о том, что у каждого взрослого помимо семьи есть другие интересы и увлечения, которые важны для него. Что вам нравится то, что вы делаете на работе и люди, с которыми вы работаете. Но здесь важно быть честным – действительно ли вы работаете не только ради денег и работа приносит еще бонусы в виде удовольствия?

На самом деле, задавая этот вопрос, ребенку не важны карьерный рост или финансовые причины, для него главное – чтобы вы остались с ним, а не уходили куда-то. Поэтому что бы вы ни отвечали (про деньги, правила или интересы), не забудьте добавлять фразу типа «я всегда думаю о тебе, когда ухожу или нахожусь на работе, ты всегда в моем сердце» или «у меня на столе стоит твое фото, которое напоминает, что мы скоро будем вместе» или просто «я знаю, ты не хочешь, чтобы я уходила, но мы вечером обязательно встретимся и будем вместе». Ребенку важно обязательно знать, что мама непременно за ним вернется.

А ваш ребенок ходит в сад с удовольствием?

Ребенок не хочет идти в детский сад: что делать родителям

Детский сад – первое заведение, в котором ребенок оказывается в совершенно отличных от дома условиях. Ему предлагают новые правила, которым необходимо следовать. Разумеется, ребенка это расстраивает, и редкий малыш с радостью бежит в садик. Адаптация может проходить несколько месяцев. Чтобы сгладить негативное впечатление малыша от детского заведения, родителям стоит обратить внимание на следующие обстоятельства.

Питание

«Садиковская» кухня очень отличается от домашней. Она и пахнет по-другому, и выглядит, да и вкус может быть совсем незнакомым. Это не значит, что в саду еда лучше или хуже домашней. Она просто другая. Многие блюда из казенного ассортимента малыш дома просто не пробовал. Чтобы сделать знакомство с детсадовскими блюдами не таким резким, можно ещё дома начать готовить из тех же ингредиентов и предлагать ребенку кушанья из меню детского сада. Узнать его можно в детском саду – его вывешивают обычно около кухни, в раздевалке или публикуют на сайте учреждения. Про рецепт и алгоритм приготовления можно узнать у работников кухни или помощника воспитателя.

Привыкание к питанию в детском саду в среднем занимает два месяца – в течение этого времени ребенок может есть плохо, и это ожидаемо. Если мама обеспокоена именно питанием, то ей стоит морально подготовиться к этому периоду. Почти каждый ребенок и вовсе категорически отказывается съесть хоть что-нибудь в первую пару дней в детском саду. Нужно ли докармливать дома вечером или предлагать ему завтрак утром? Каждая мама решает сама, но нужно понимать, что, съев домашний завтрак, ребенок, скорее всего, не станет есть в садике. А если он привыкнет ужинать и в саду, и дома, это может привести к перекармливанию и, в дальнейшем, к расстройствам пищевого поведения.

Что же делать? Просто подождать необходимое для адаптации время. Если же по прошествии двух месяцев ребёнок так и не начал питаться в предложенном режиме, имеет смысл обратиться за консультацией к педиатру или детскому психологу. Возможно, ребёнок не ест не потому, что ему невкусно, а потому что он не чувствует себя комфортно в садике. Невозможно принимать пищу без чувства уверенности, безопасности и комфорта. Если ребенок не ест в саду, задача родителя – разобраться в том, как малыш ощущает себя.

Важно: вы его не бросили!

Первые визиты в садик – самые болезненные. Ребенок не хочет расставаться с родителями, он может подумать, что его бросают. Чтобы этого не произошло, в период адаптации важно много времени проводить с ребенком. Нужно отдавать ему максимум внимания и сил, играть в важные для него и любимые им игры. Малыш должен чувствовать, что его родные – вместе с ним. И путь это будет время, когда ваш телефон или планшет будут выключены, а все ваше внимание будет всецело посвящено ему.

Дневной сон

Проблема с засыпанием в тихий час возникает часто. Малыш не может расслабиться и почувствовать себя комфортно в общей спальне с большим количеством других детей. Чтобы сгладить этот дискомфорт, можно давать ребенку с собой в садик игрушку, с которой он будет засыпать. Важно, чтобы малыш сам выбрал эту игрушку. Это может быть даже и не игрушка, а какая-то личная вещь из дома. Она будет давать ему ощущение покоя, безопасности, поможет расслабиться. Нужно обговорить этот момент с воспитателем. Педагоги обычно идут навстречу, просто нужно поставить их в известность об особенностях засыпания вашего ребенка.

На Западе такого понятия, как тихий час, просто не существует. По крайней мере, точно не в том понимании, к какому привыкли мы. Во многих европейских садах спальни и кровати для детей просто не предусмотрены. Считается, что если ребенок захочет спать днем, он устроится на спортивном мате, причем в той же одежде, в которой его в сад привели.

Отечественные педагоги придерживаются мнения, что в дошкольном возрасте детям необходим дневной сон. Многие дети не разделяют это мнение и к трем-четырем годам от дневного сна отказываются полностью. Но в садике нужно придерживаться установленного режима. Во время тихого часа требуется, чтобы ребенок был в постели и если не спал, то хотя бы тихо лежал. Добиться этого от неспящего ребенка очень сложно.

В большинстве случаев после периода адаптации даже отказавшиеся от дневного сна дети в тихий час засыпают. Если же ребенок отказывается наотрез, то родителям стоит поговорить с воспитателями и найти совместными усилиями вариант времяпрепровождения для малыша в то время, когда остальные дети спят. Например, ребенок может бесшумно играть в игровой комнате или рисовать, или рассматривать книжки. Также родители могут дать ему плеер с аудиокнигами. Но такой вариант подходит только для детей, которые могут вести себя тихо и в течение какого-то времени не отвлекать других детей и воспитателей. Да, необходимо понимать, что детский сад – заведение, в котором много детей, а значит, индивидуального подхода там быть не может. Воспитатель не будет заниматься с одним «нережимным» ребенком тогда, когда остальные придерживаются установленного режима.

Обычно воспитатели придерживаются довольно жесткой позиции: время тихого часа неспящий малыш должен находиться в кровати и лежать тихо, чтобы никого не разбудить. На самом деле, для ребенка в этом возрасте такая задача оказывается непосильной и превращается в пытку. Подумайте, как бы вы чувствовали себя, если бы вы не хотели спать, но вас бы каждый день заставляли лежать по два часа в постели, глядя в потолок. А ведь именно к этому ребенка призывают воспитатели – развлекать вашего кроху тихой беседой или читать ему сказки никто не будет. Отстоять интересы малыша в таких печальных реалиях могут только родители. Поговорите с воспитателями, с заведующей и попробуйте вместе придумать тот вариант, который подойдет вашему ребенку. Например, можно договориться, что во время сиесты малыш тихо заниматься своими делами в игровой зоне или воспитатель будет включать ему аудиосказку в плеере.

Деликатная проблема

Ребенок может по-разному сигнализировать о том, что ему некомфортно в садике. Один из таких сигналов – отказ от дефекации в садике. Часто дети делают свои «большие» туалетные дела только дома. Это никак не связано с умением пользоваться горшком. Просто расслабиться для такого интимного процесса ребенок может только в домашних стенах, а в садике ему дискомфортно. Во время адаптации – то есть в первые два месяца – это нормально, но затем, если малыш так и не смог справиться с этим дискомфортом, родителям можно поговорить об этом с психологом.

Конфликты

Драки и прочие конфликты в саду – обычное дело и естественный процесс. Дети взаимодействуют, учатся общаться. С идеальным поведением мало кто рождается – этому нужно учиться, а в процессе обучения дети и дерутся, и кусаются. Хорошие манеры будут постигать постепенно. Но вы очень поможете крохе, начнете прямо сейчас учить его знакомиться с другими детьми, вежливо просить понравившуюся игрушку и ждать своей очереди. Эти простые уроки можно преподавать малышу во время прогулок на детской площадке. Но полезные навыки не усвоятся сразу.

Если ребенок дерется в садике, родителям нужно быть особенно внимательными. Не стоит думать, что всё пройдет само собой, или что с этой проблемой разберутся воспитатели. Но воспитывают ребенка родители, а не детский сад. Именно поэтому воспитатель только рассказывает о конфликте или драке, а также старается предотвратить его в стенах учреждения, но при этом настоятельно рекомендует родителям поговорить с ребенком. Проблема в том, что с трехлетним ребенком разговоры о драках бесполезны. Он не воспринимает нотации – ни от родителей, ни от педагогов. Единственный выход – пресекать агрессию на месте. Именно этим воспитатели и занимаются в саду. А вот во все остальное время это задача родителей. Только совместная работа педагогов в садике и родителей дома или на детской площадке может принести успех.

Изменение режима

Детский сад – заведение, в котором правит режим. Соблюдать его – важное условие для дошкольника и его родителей. Лучшее, что могут сделать родители, – подготовить малыша к режиму. Начинать подготовку стоит за пару месяцев до первого визита в сад. Нужно показать ребенку, что есть определенное время для приемов пищи, занятий, дневного сна. Тяжелее всего детям дается ранний подъем.

Родителям и самим нужно привыкнуть к новому расписанию, ведь когда малыш становится «детсадовцем», утренние сборы будут совместными. Спокойное утро – залог удачного дня. Имеет смысл рассчитать, сколько времени требуют сборы в садик, подготовиться к ним и даже отрепетировать. Такая подготовка поможет избежать утренних слез и скандалов, ребенок будет приходить в детский сад спокойным и готовым к новым открытиям. А не это ли главная цель родителей?

Если каждое утро будет проходить в раздражении, слезах и спешке, а сборы будут напоминать гонки на выживание, малыш будет приходить в сад во взвинченном состоянии и в совершенно неподходящем настроении. Только представьте, как он проведет свой день после такого «доброго» утра.

Читаем также:

Читайте также:  Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Что делать, что бы ребенок хотел ходить в садик?

Адаптация к садику: 4 ошибки родителей. Как подготовить ребенка к садику. Консультирует Алена Попова

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?»

Светлана Курташова
Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?»

Консультация для родителей

Почему ребёнок не хочет идти в детский сад?

Многие родители сталкиваются с очень неприятной и трудно решаемой проблемой, когда ребёнок не хочет идти в сад, устраивая по утрам настоящие концерты вплоть до истерик. От этого страдают нервные системы абсолютно всех членов семьи. Кто-то пускает это на самотёк, молча вытаскивая малыша за дверь на улицу и насильно отправляя его в детсад. Некоторые пытаются разобраться в возникшей ситуации, выясняя причину такого поведения через разговоры с самим крохой и его воспитателями. Несомненно, так это оставлять нельзя. Нужно обязательно разобраться, в чём дело, и предпринять соответствующие меры: советы психолога — в помощь родителям. И для начала необходимо определить, почему это происходит.

Причины

Не нужно после первой же истерики бежать к воспитателям и на повышенных тонах разбираться, почему ребёнок не хочет ходить в детский сад: вам наверняка скажут, что это естественная реакция большинства малышей. На самом деле это не так. И первым шагом должен стать анализ ситуации изнутри: поговорите со своим чадом, понаблюдайте за его поведением дома, предложите нарисовать его пребывание в садике. Всё это позволит выяснить, что с ним происходит.

Самые частые и распространённые причины:

• Трудности в общении с другими детьми

Это может произойти из-за внутренней замкнутости или избалованности самого малыша. Возможно, с ребёнком не хотят дружить в саду из-за того, что у него есть проблемы с речью или патологии внешности, к которым так восприимчивы дети.

• Неготовность ребёнка посещать детский сад

Если родители не приучили его к режиму дня (кушать и спать по времени, к послушанию (нужно соблюдать определённые правила поведения, уважать взрослых, общению с другими детками, он не захочет подчиняться всему этому и ходить в сад. Если раньше он вёл вольную и беззаботную жизнь, то любые рамки будут вызывать у малыша протест и истерику.

• Новый детский садик

Это тоже частая причина, почему ребёнок не хочет ходить в сад. Он может скучать по старым друзьям и воспитателю, к которым он привык. В новой группе отношения могут быть настолько сформированными, что он туда просто не сможет вписаться.

Новые вещи, чужие лица, незнакомые помещения — некоторые дети очень остро реагируют на всё это: перемены могут быть не явными (приход новой воспитательницы, переход в другую группу и проч., может просто прийти новый ребенок в группу, а уж что этот ребенок с собой принесет – неизвестно.

• Проблемы дома, в семье

Нередко причина, почему малыш не хочет идти в сад, заключается вовсе не в этом детском учреждении, а в страхах и переживаниях ребёнка по поводу того, что происходит у него в семье. Развод родителей, смерть, кого-то из близких, рукоприкладство дома, частые ссоры отца и матери — всё это может выливаться в утренние истерики и слёзы. Детский сад здесь — всего лишь прикрытие более глубокой депрессии, которая происходит внутри малыша.

Ориентируясь на данные факторы, постарайтесь выяснить, почему ребёнок не хочет ходить в сад: что послужило поводом для утренних истерик. Если у вас не получится это сделать, решить данную проблему будет практически невозможно, если только с помощью сеансов у психолога. Если же вы точно знаете, что случилось, нужно будет действовать, исходя из выясненных обстоятельств. Но здесь ещё нужно учитывать и способы, с помощью которых ребёнок выражает свой протест.

Полезный совет. Не стоит задавать ребёнку вопрос в лоб: «Почему ты не хочешь идти в сад?» Он вряд ли правильно и грамотно сформулирует причину. Нужен более гибкий подход, в соответствии с советами психологов.

Способы выражения протеста

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, он обязательно покажет это своим родителям. Причём у всех это будет выражаться совершенно по-разному. Протесты могут быть очень явными, а могут протекать скрытно. Задача родителей — вовремя распознать и те, и другие.

Словесная форма протеста

Ребёнок не скрывает того, что он не хочет идти в сад. Проговаривать он это может по-разному:

1. Спокойно, идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание.

2. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.

Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.

Истерика

Нежелание ходить в сад нередко выражается истерикой, симптомы которой хорошо знакомы многим родителям:

1. Ребёнок громко кричит, что не хочет идти в детский сад, при этом ничего и никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей.

2. Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол или стену, не чувствуя при этом боли.

3. Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём», смотрит обиженно, исподлобья.

Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей. Во-первых, нужно срочно выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в сад. Во-вторых, это болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или психотерапевту.

Плач

Если ребёнок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, но до истерики дело не доходит, нужна сначала — беседа с самим крохой, а потом — с воспитателем.

Скрытые формы протеста

Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в сад и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом приходится только догадываться. В помощь родителям — симптомы подобного скрытого протеста:

• ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в сад;

• придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти: «у мамы выходной сегодня», «с ним может посидеть бабушка», «он заболел», «куколок не с кем оставить», «плохая погода» — детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;

• по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет идти в сад, тогда как из него он бежит вприпрыжку;

• в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона, в ролевых играх, которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;

• у ребёнка может пропасть аппетит, начаться бессонница.

Если ребёнок не хочет в сад, внимательные и заботливые родители обязательно увидят это, даже если формы протеста будут скрытыми. Есть ряд мероприятий, которые помогут вам решить эту проблему. Помните: переход в другое детское учреждение не всегда помогает.

Имейте в виду. Чем быстрее вы распознаете проблему и возможные причины, почему ребёнок не хочет ходить в сад, тем легче будет с ней справиться.

И ещё несколько советов

1. Старайтесь не менять сад, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.

2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.

3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Вывод: Если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.

Консультация для родителей «Игры по дороге в детский сад» Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. В последнее время отмечается.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка в детский сад» Консультация для родителей «Как одеть ребенка в детский сад?» Как одеть ребенка в детский сад? Сколько комплектов одежды необходимо? Какие.

Консультация для родителей «Как одевать ребенка в детский сад» На сегодняшний день очень много продается различной одежды для детей, разного качества и фасона. Но зачастую многая одежда не очень удобная.

Консультация для родителей: Малыш собрался в детский сад. Наконец то настал счастливый день, и ваш малыш отправляется в детский сад, впереди его ждет много интересного и волнительного. Новые люди,.

Консультация для родителей «Первый раз в детский сад» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского слова «приспособляю».

Консультация для родителей «Ребёнок впервые идет в детский сад» Подготовка малыша к поступлению в детский сад обеспечение правильного воспитания и своевременного развития малыша, а так же укрепления его.

Рекомендации родителям «Если Ваш ребёнок не хочет идти в детский сад» Если Ваш ребенок не хочет ходить в детский сад и при этом испытывает эмоциональное напряжение, предлагаем Вам некоторые рекомендации. Рекомендации.

В детский сад с радостью. Консультация для родителей Пришло время отдавать вашу кроху в детский сад. Насколько быстро ваш малыш привыкнет к новым условиям жизни во многом зависит от вас. Конечно,.

Ребенок не хочет ходить в садик и плачет — что делать, советы психолога

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, излишне активного ребенка она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат — оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном — факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель — это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

Как помочь адаптироваться: советы психолога

Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.

В 3 года ребенок не хочет идти в садик, советы психолога, что делать родителям, чтобы малыш быстрее адаптировался:

  • нельзя поддаваться на крики и истерики, и уже придя в сад, разворачиваться у самых дверей и вести кроху обратно домой;
  • не затягивать сцену прощания, иначе истерика грозит затянуться надолго. Перед уходом мама должна сказать, что обязательно вернется, чтобы малыш не думал, что его бросают;
  • если первое время кроха сильно плачет после ухода мамы, ему очень тяжело дается расставание с ней, стоит попробовать бабушке или папе отводить малыша в сад;
  • дома играть с малышом в «детский садик», с помощью игрушек придумывая положительные ситуации. Одну из игрушек можно дать с собой, чтобы кроха с ней спал или просто хранил в своем шкафчике;
  • не стоит делать перерывы в посещениях без объективных причин (например, болезнь), это гарантированно затянет адаптационный период;
  • в присутствии крохи не отзываться негативно о поведении других детей или воспитателя. Напротив, говорить, что детки в группе все хорошие, к тому же воспитатель их любит;
  • дома максимально оградить нервную систему крохи от перегрузки. Малыш и так получает большой всплеск эмоций в саду, потому вместо мультиков лучше вместе почитать книжку или поиграть конструктором.

Также немалую роль играет правильный режим дня. Если ребенок привык поздно ложиться спать, он утром будет не выспавшимся. Дети в возрасте до 7-ми лет должны спать ночью не менее 10 часов, потому отбой должен быть не позже 21.00. Хорошо отдохнувший ночью малыш, не так остро воспримет уход мамы. А чтобы он не видел реакции своих товарищей на расставание с мамой, можно попробовать приводить его чуть-чуть позже, когда в яслях уже царит веселье.

В период адаптации нужно больше уделять внимания малышу, даря ему свою любовь и ласку. Важно объяснить, зачем необходимо посещать сад, чтобы у него не возникло мыслей, что это наказание.

Советы психолога: как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы крохе было проще адаптироваться, он должен иметь некоторые навыки и умения, с помощью которых он сможет самостоятельно себя обслужить. Ведь часто нежелание посещать сад объясняется тем, что малыш не может без помощи мамы делать элементарные вещи. Что необходимо уметь ребенку, чтобы легче адаптироваться:

  • держать ложку и кружку;
  • пользоваться горшком;
  • частично одеваться/раздеваться;
  • внятно заявлять о своих физиологических потребностях.

Кроме этого, родители должны обучать малыша взаимодействовать с другими детьми, чаще гуляя с ним на детских площадках. Обязательно нужно заранее рассказывать крохе, что он тоже будет ходить в садик, чтобы впоследствии это не стало для него полной неожиданностью.

Чтобы не столкнуться с ситуацией, в которой ребенок не хочет ходить в садик, психологи советуют буквально с самого рождения прививать ему мысли о неотвратимости посещения яслей. На прогулках прокладывать маршрут мимо детского сада с гуляющими детьми. Говорить о том, как там весело и интересно. Постепенно у малыша сформируется четкое осознание того, что и он скоро будет там весело играть.

Психологи советуют выстроить режим дня с ранним подъемом до того, как начать водить кроху в сад. Это поможет избежать капризов, связанных с резким изменением распорядка дня.

Читайте также:  Как быстро научить ребенка завязывать шнурки?

Очень важен правильный настрой мамы, ведь дети очень чутко чувствуют психологическое состояние взрослых. Если мама с тревожностью воспринимает необходимость водить свое чадо в сад, малыш обязательно это почувствует. Мама должна себя убедить, что сад — это хорошо, и ее крохе принесет неоспоримую пользу. Тогда и малыш когда придет время воспримет это спокойно.

Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад

Часто отказ малыша посещать детский сад — это неправильное поведение взрослых. Психологи выделяют целый ряд распространенных ошибок, совершаемых мамами, папами и бабушками в адаптационный период у крохи.

Ребенок не хочет ходить в садик, плачет, как нельзя себя вести родителям ни в коем случае, чтобы не нанести крохе психологическую травму, подскажут советы психологов:

  • нельзя приведя ребенка в группу, попросить воспитателя отвлечь его и незаметно исчезнуть, не попрощавшись и не сказав, что за ним вернутся. Когда малыш вспомнит о маме, он начнет ее искать, а не найдя, испугается. Ведь это самый сильный страх у детей — потерять маму, и малыш переживет сильнейший стресс. В дальнейшем он будет просто бояться ходить в сад, оставаясь там без мамы;
  • некоторые считают, что если малыша оставить в группе сразу на весь день, он быстрее привыкнет. Это неверное утверждение, адаптация должна проходить постепенно. Первые две недели кроху оставлять в группе нужно всего на два часа, третью неделю до обеда, в течение четвертой недели забирать после дневного сна, и только после месяца — можно оставить на весь день;
  • желание дать ребенку возможность утром поспать подольше, приводит к поспешным сборам. В спешке родители могут повышать на кроху голос, и у него возникает ассоциация, что это связано с садиком. Ведь собирая малыша в иное место, родители так себя не ведут. Нужно придерживаться режима, будить кроху в одно и то же время, оставляя достаточно времени на сборы. Можно придумать какой-нибудь ритуал, повторение которого будет доставлять крохе удовольствие. Тогда и в ясли он будет идти с хорошим настроением.
  • нельзя говорить, что мама сейчас вернется. Нужно твердо сказать, что мама придет в определенное время. Иначе ребенок будет ждать маму каждую секунду, и ее длительное отсутствие будет все больше погружать его в состояние стресса;
  • категорически нельзя пугать детей садиком. Мол, будешь так себя вести, воспитатель будет наказывать, детки не будут дружить. Это приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать чего-то негативного со стороны взрослых или сверстников.

Также психологи утверждают, что начинать водить карапуза в сад нецелесообразно ранее достижения 3-х летнего возраста. В два года дети не умеют играть вместе, им неинтересно со сверстниками, потому карапуз будет проситься к маме. И если нет объективной причины ходить в садик с 2-х лет, лучше это начинать делать после 3-х.

Что делать родителям, если ребенок плачет в садике — советы психолога

Некоторые дети после ухода мамы, немного похныкав, быстро успокаиваются. Бывают же такие, которые плачут все время пребывания в группе и продолжают плакать даже дома. Советы психолога, что делать родителям, если ребенок не хочет ходить в садик:

  • по дороге беседовать с крохой, всеми силами стараясь поднять ему настроение. Говорить, что там весело, много друзей и веселых игр;
  • собирая карапуза, позволить ему самостоятельно решить, что он хочет одеть. Возможно, это будет какая-то любимая вещь, приносящая ему успокоение и напоминающая о доме;
  • не поддаваться на провокации и не позволять ребенку манипулировать мамой посредством истерик. Он должен понимать, что слезы не помогут ему избежать попадания в группу – это неизбежность;
  • отдавая и забирая кроху, демонстрировать хорошее настроение. Дети очень тонко чувствуют настрой мамы, и если она будет нервничать, малыш на протяжении дня тоже будет капризным.
  • расставание с мамой можно превратить в своеобразный ритуал с каким-нибудь обязательным элементом. Выполнение одного и того же ритуала прощания, вызовет у крохи уверенность, что за ним обязательно придут сегодня, так же как пришли вчера или позавчера.

Также психологи советуют не обсуждать истерики малыша с другими членами семьи так, чтобы он это слышал. Воспринимая беспокойство мамы, он будет сам испытывать постоянное чувство тревоги.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Умение себя вести в коллективе. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни — как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.

Ребенок не хочет ходить в садик? Приучаем к садику без слез

Не секрет, что многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребенка ходить в детский садик. От постоянных истерик малыша по утрам страдает вся семья, и в первую очередь сам кроха. Кто-то данную проблему решает просто – насильно отводит малыша в садик, не смотря на его капризы. Ну а кто-то пытается понять, в чем кроется причина истерик малыша, и что его так пугает в саду. Точно можно сказать одно, пускать на самотек проблему нельзя. Необходимо непременно выяснить, в чем дело, и сделать соответствующие выводы.

Возможные причины

Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.

  1. Напряженное общение с детьми. Каждый ребенок индивидуален, поэтому не исключено, что ваш кроха просто замкнут в себе и не охотно идет на контакт с другими малышами.
  2. Насмешки. Многие дети в раннем возрасте плохо выговаривают некоторые буквы, неуклюже ведут себя. А другие дети это быстро замечают и начинают высмеивать ребенка с проблемами. Они делают это не со зла, просто таковы особенности данного возраста. Кстати, объектом насмешек могут стать и детки с патологией внешности (шрамы, родимые пятна на лице и пр.). Повлиять на ситуацию в данном случае вам будет сложно, и дальнейшее развитие отношений между детьми полностью зависит от компетентности воспитателя и психологической подготовленности вашего ребенка.
  3. Неготовность малыша посещать садик. Если вы не научили ребенка слушать и уважать взрослых, не приучили его к новому распорядку дня, то ваше чадо будет бунтовать против детсадовского режима и новых правил. Если он раньше проводил время так, как хотел, и ему никто не перечил, то вам стоит быть готовыми к истерикам.
  4. Смена детского сада. Если вы только перевели ребенка в другой детский садик, то он, скорее всего, будет скучать по старым приятелям, а отношения с новой группой будут складываться сложно, ведь в ней уже тоже будет сложившийся коллектив.
  5. Проблема в воспитателе. Многие мамы считают, что воспитатели в саду ведут себя крайне не корректно по отношению к детям. И хотя на самом деле это в большинстве случаев не так, все-таки стоит взять во внимание и данный вариант. Если вы точно знаете, что педагог ведет себя с вашим ребенком грубо, позволяет себе проявлять жестокость и даже рукоприкладство, то самое время решить проблему кардинально. Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним.
  6. Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой.
  7. Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.

Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога. Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя. Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.

Выражение протеста

Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе. Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.

  1. Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
  2. Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
  3. Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
  4. Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям. На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным. В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.

Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос. Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.

Выяснение причин и решение проблемы

Итак, вы поняли, что ваш кроха против детского сада. Вы увидели, что он пытается донести до вас свои чувства и просит помощи. Но что же делать, спросите вы. Решение проблемы полностью зависит от причины ее возникновения. Поэтому действовать в каждом конкретном случае нужно будет по-разному.

  1. Разговаривайте с ребенком. Когда вы забираете малыша из садика, спрашивайте у него, как прошел его день, чем он занимался, что делали остальные дети, чем предлагал заняться воспитатель. Такого непринужденного разговора по душам обычно хватает для того, чтобы выявить причину. Возможно, дети обижают его, доводят до слез, не хотят с ним играть, или воспитатель слишком требовательно подходит к занятиям, пытаясь приучить к новому распорядку.
  2. Поговорите с воспитателем. Так уж сложилось, что определенный период своей жизни ребенок должен проводить в саду рядом с воспитателем. И именно от него зависит многое в его состоянии и настроении. Не стоит грубить и разговаривать на повышенных тонах, наоборот, попросите совета у воспитателя, расспросите его о поведении своего крохи, о его успеваемости.
  3. Если вы видите по утрам, что большая часть детей идет в группу в слезах, пора задуматься над созывом родительского собрания. Возможно именно на нем, выслушав мнение всех родителей, вы сможете понять, почему дети отказываются посещать садик.
  4. Пусть ребенок нарисует садик. Яркие и радостные тона говорят о том, что в саду крохе хорошо, а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать творчество крохи психологу или же поговорить с воспитателем.
  5. Спросите у воспитателя, как проходят занятия малыша. Возможно, он рисует или лепит хуже других детишек, а они смеются над ним. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
  6. Если же у вашего ребенка имеются проблемы с речью, то не скупитесь, посетите хорошего логопеда. Ведь дефекты речи достаточно часто становятся помехой в социализации детей.
  7. В случае, если ваш малыш болен такими заболеваниями, как аутизм, олигофрения, синдром Дауна, у него имеются проблемы со зрением или слухом, постарайтесь найти специализированный садик. Таким образом вы сможете не только избежать насмешек в адрес крохи, но и поможете ему развиваться по определенным правилам. Ведь коррекционные группы проводят ряд лечебных и профилактических занятий.
  8. Если вы знаете, что ваш малыш чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику. В противном случае приучить малыша к поведению других детей будет практически невозможно, а каждая безобидная шутка в его адрес будет доводить его до слез.
  9. Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках и в парках. Некоторые родители берегут своих детей и не позволяют им общаться (а вдруг малыша ударят, он чем-нибудь заразиться, свалиться с качелей, наестся песка и пр.), что в последующем ведет к тому, что кроха просто не знает, как можно играть с другими детками, как себя нужно вести в обществе и т.д.
  10. Перед тем, как начать водить кроху в сад, приучите его к новому режиму дня. Пусть малыш ест и спит примерно в то время, когда это делают дети в саду.
  11. Постарайтесь с малых лет донести до своего чада, что взрослых нужно не просто слушаться, но и уважать. Малыш должен также понимать, что мама, папа, бабушки и дедушки – это родные и близкие люди. А вот воспитатель, медсестра, логопед или заведующая – это уже практически его «начальство».
  12. Если все способы и возможные проблемы не подходят именно для вашей ситуации, то остается два варианта – хотя бы один день побыть с малышом в группе и увидеть ситуацию собственными глазами, либо перейти в другой садик. Но последний вариант крайне нежелателен. Ведь это еще один стресс для малыша.

Общие советы и рекомендации

Все вышеперечисленное непременно должно помочь вам и вашему малышу. Однако имеется еще несколько общих советов, о которых тоже нужно знать и помнить.

  • если крохе нравится его сад, но вам нужно переехать, постарайтесь не менять садик, лучше затратить больше времени на дорогу до сада, нежели вновь проходить адаптацию к группе и воспитателю;
  • не ругайте малыша во время его истерик, это лишь усугубит ситуацию;
  • не ссорьтесь при малыше, даже развод родителей не должен пагубно отразиться на его психике.

Учитывая всю изложенную информацию, вы наверняка сможете понять, почему малыш не хочет идти в садик. Первое, что нужно сделать – это сопоставить все факты и сделать правильные выводы. Если вам не под силу сделать это самостоятельно, или вы не понимаете, в чем кроется истинная причина, то лучше сразу ведите ребенка к психологу. Всего несколько индивидуальных занятий и вы не узнаете своего малыша. Возможно, и сами посмотрите на мир другими глазами.

Ссылка на основную публикацию