Почему ребенку не нравится учиться и что с этим делать?

9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться

9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться

Кто бы что ни говорил, а хотеть учиться для человека — нормально. Нас драйвят новые знания, умения и опыт! Правда, совершенно не обязательно хотеть учиться в конкретной школе, в школе вообще, всегда или тому, что считают нужным другие. Ксения Букша объясняет, в каких случаях нормально не испытывать тяги к знаниям здесь и сейчас.

1. В школе скучно

Самая частая причина. Когда-то школа была окном в мир. Вокруг был унылый нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было). Вокруг — серая и однообразная борьба за существование, а в школе — знания, возможности, социальный лифт, первые крепкие дружбы и первые мечты. Это ощущалось, и наши прадеды и прабабушки бежали в школу вприпрыжку по пять-семь километров лесом.

Сейчас всё устроено по-другому. Вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. Учителю приходится постараться, если он хочет заинтересовать ребят так же сильно, как те стимулы, которые с детства окружают их в реальности и в сети. Школа не может угнаться за жизнью. И детям в ней скучно.

Что делать? Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от коллективного и индивидуального решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть. Хотя бы один. А лучше несколько.

2. Ничего не получается

Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они вообще не приспособлены к нашей классно-урочной системе. Не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными — обычно это всевозможные задержки развития, дефицит внимания, специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Конечно, задержки постепенно компенсируются, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером.

Он отстал от программы, желания учиться не выработалось, ассоциации со школой однозначно плохие: это место, где я вечный неудачник

В нашей школе неуспеваемость ученика — целиком его вина. Если ты не можешь постараться так, чтобы получилось, то ты плохой и негодный. Иногда ребёнок нормально учился в начальной школе и «скатывается» в 5–6–7-м классе: программа стала труднее, а мозг не успел вырасти.

Что делать? Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе.

3. Плохие отношения с одноклассниками

Школьный коллектив хуже офисного, потому что взрослый может уйти от коллег на другую работу, а ребёнку от одноклассников деться часто некуда. Он их не выбирал, и, если дружба или хоть минимальный нейтралитет не складывается, школьная жизнь становится адом. Хорошо, если в школе есть с кем пообщаться или хотя бы уроки спросить. А если там сплошной троллинг и травля?

Что делать? Проблемы школьного коллектива решаются только системно, и делать это должны взрослые — учителя и администрация. Наверное, в условиях современной российской школы то, о чём я говорю, звучит как утопия. Но ничего другого тут не придумаешь.

4. Нет сил и настроения

Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще почти ничего. Может быть, это преходящая подростковая астения — скачок роста, начало месячных. Может быть, признак болезни, например, депрессии. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно. Или даже намного меньше. Это дети, которые в 4–5-м классе могут прийти из школы и лечь спать. Активному ребёнку школа, как кажется, нипочём, но и он в какой-то момент может сдуться и сказать: не хочу вставать, не хочу «на фабрику», где столько народу и всё время нужно что-то делать. Это не лень, а защитный механизм тела и психики.

Что делать? Разрешать пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Если совсем невмоготу — какое-то время поучиться дома. Здоровье дороже!

5. Страх неудачи

Убить учебную мотивацию можно и страхом соревнования или экзаменов. Сейчас это мощнейший фактор. Дети конкурируют между собой: у неё двойки за все ВПР, вот курица. Подзуживают и некоторые родители: почему четвёрка? Страх по поводу ЕГЭ принимает порой китайские масштабы (в Китае регулярны экзаменационные самоубийства). Маленькому менеджеру-ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником.

Есть ученики, для который конкурентная среда по разным причинам — яд.

  • Медлительные дети, которые не могут «с блеском показывать эффективный результат».
  • Дети, которые боятся, что родители расстроятся или рассердятся, что одноклассники их будут троллить.
  • Дети нервные, невротичные, пугливые — эти могут вообще сломаться.
  • Дети с резко повышенным перфекционизмом — то же самое.
  • Дети с особыми интересами — не могут выучить то, что не зацепило эмоционально, зато уж свою любимую тему знают не на школьную пятёрку, а сразу на кандидатскую.

Лучше не учиться вообще, сойти с дистанции безопаснее — ведь страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.

Что делать? Решительно снимать страх: убирать конкурентную среду, не бояться упустить время. Образование можно получить когда угодно и как угодно, а жизнь у нас только одна, и психика тоже.

6. Зависимость от гаджетов

Кто сидит в телефоне? Все сидят в телефоне. Некоторые в планшете или ноутбуке. Информационные зависимости многочисленны и разнообразны. Привычка тоннами потреблять лёгкий контент может здорово сказаться на желании ребёнка вкладывать себе в голову что-то посложнее. Взрослые и то часто безуспешно пытаются ограничить «зависание в фейсбуке», а уж ребёнку это и вовсе не под силу. Часто ребёнок, получивший телефон с интернетом, быстро перестает интересоваться не только школой, но и чем бы то ни было ещё. Есть и другие зависимости — например, игровая; общительным детям, у которых есть проблемы с вниманием, трудно вылезти из мессенджера и взяться за уроки.

Что делать? Понятия не имею. Ведь не советовать же родителям «растить детей без гаджетов». Наверное, для кого-то они не проблема. Но некоторые могут все лучшие годы так провести, и это не только про детей.

7. Не до учёбы

Помните этот анекдот? «Мне бы ваши заботы, господин учитель». Ребёнку или подростку может быть просто не до учёбы. Тяжело болен один из родителей. Умер домашний питомец. Ребенок влюблён, переживает неудачу или чего-то сильно боится. Мало ли в жизни бывает проблем.

К этому же пункту относятся дети, на которых чаще всего жалуются учителя. Эти «невозможные маленькие подлецы и негодяи, сущие демоны, которые в свои одиннадцать-двенадцать уже совершенно испорчены». Как правило, это дети, у которых дома действительно всё неправильно. Не обязательно маргиналы, в богатых семьях тоже встречается и равнодушие родителей, и насилие, и заброшенность, и одиночество. Ребёнок ни к кому не привязан, о нём никто особо не заботится, его, возможно, развращают деньгами или чем-то ещё — каким он будет расти? Какого интереса к учёбе можно от него ожидать?

Что делать? Родителям — пытаться поддерживать. Если речь об учителях, которые видят ребёнка только в школе, то вряд ли они смогут кардинально изменить его жизнь. Потребность в саморазвитии ребёнок чувствует, только если удовлетворены базовые потребности — в тепле, безопасности, общении.

8. Перекорм

Потребление знаний не может быть пассивным. В норме всё происходит так: сначала у ребёнка возникает познавательный интерес, потом он делает самостоятельные движения в этом направлении (задаёт вопрос, что-то ищет) и уж потом — как награду — получает знания и умения (ответ на вопрос, или книжку, или видео, или какой-то новый опыт).

В наши дни родители нередко ставят этот процесс с ног на голову и начинают впихивать в ребёнка знания и умения до того, как он сам заинтересовался какой-либо темой

Причём впихивают в увлекательной, развлекательной, игровой форме, так что и усилий прикладывать не надо. Понятно, родителям хочется, чтобы знания оказались в голове ребёнка пораньше. Но это же не коробочка, в ней всё должно происходить по естественному, природному порядку: сначала мотивация, потом вознаграждение (новые знания — для мозга это вознаграждение, представляете себе?).

Это всё равно что кормить насильно: ложку за маму, ложку за папу, и вот уже ребёнок не знает, не понимает, когда он хочет есть, а когда сыт. Со знаниями — абсолютно та же история.

Что делать? Надолго отстать. Чтобы ликвидировать последствия перекорма и ощутить собственный аппетит к знаниям, может потребоваться много времени. Хорошо бы, чтобы за это время не возникли проблемы, описанные в пункте 6.

9. Другие интересы

Ребёнок доучился до девятого класса в хорошей школе и вдруг упёрся: не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или парикмахером, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах — а что, отличное занятие. А ещё может хотеться приключений. Куда-то поехать, где-то потусоваться, попробовать одно и другое, хлебнуть разной жизни и всяческого опыта.

Родители сидят и чешут затылок: с одной стороны, высшее образование… Хотелось бы… С другой — кто сказал, что человек, который просидел штаны в вузе, непременно умнее и счастливее? С третьей — ребёнок должен получить свой жизненный опыт, с четвёртой — вдруг потом пожалеет, а будет труднее наверстать, а армия, а…

Что делать? В разных случаях по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не выйдет: такие вещи можно и нужно обсуждать вместе.

Что делать, если ребенок не хочет учиться, консультации психологов

Почему ребенок не хочет учиться – советы психолога

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Что делать, если ребенок не хочет учиться , из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, почему ребенок не хочет учиться :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать , если ребенок не хочет учиться

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.

дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, почему ребенок не хочет учиться – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

Читайте также:  Конкурсы для школьников к Новому году - веселимся и ликуем!

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.

ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , почему ребенок не хочет учиться – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , почему ребенок не хочет учиться – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.

ребенок не хочет учиться

4 причина , почему ребенок не хочет учиться – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , почему ребенок не хочет учиться – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , почему ребенок не хочет учиться – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.

ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , почему ребенок не хочет учиться – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , почему ребенок не хочет учиться – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , почему ребенок не хочет учиться – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.

ребенок не хочет учиться в школе

10 причина , почему ребенок не хочет учиться – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.

ребенок не хочет учиться-советы психолога

Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Но если родители правильно вкладывают время и силы в развитие и обучение своих детей – результат гарантирован.

Только не в школу! Почему дети не хотят учиться и что с этим делать?

​Почти половина школьников не хотят учиться из-за неприязни к педагогу. Об этом сообщают представители Ассоциации детских психологов и психиатров России. Что делать, если ребенок отказывается идти в школу?

Чужой среди чужих

Особенно трудно приходится первоклашкам, ведь эйфория первых дней нередко сменяется депрессией. Учитель начальных классов Светлана Нагорная, 16 лет работающая с детьми, рассказала о причинах нежелания посещать уроки. Чаще всего они берут начало в семье, в которой воспитывается будущий школьник.

Школа для первоклашек – новое место, которое многие из них, в силу своего возраста, представляют совсем иначе и часто ассоциируют с детским садиком. И если там ребенок был в знакомом коллективе и привычных уютных стенах, в школе в длинных коридорах он остается с самим собой один на один. Конечно, постепенно учителя помогают адаптироваться к новым условиям, но для этого требуется время.

Было бы неплохо, если первые дни родителям разрешали не просто доводить детей до крыльца, но и находиться в школе вместе с ними. Кто-то скажет, что это мешает развитию самостоятельности, но все надо делать постепенно. Почему дети школьных учителей часто успевают лучше других? Потому что они находятся рядом с мамой.

Учителя начальных классов рекомендуют первоклашкам брать с собой во время первой четверти любимую игрушку.

Страхи родителей

Родители часто боятся, что в школе может случиться неприятность: конфликт с одноклассниками, учителем, травма. И дети «заражаются» этим страхом.

«У меня был ученик, который постоянно отзванивался домой с такими словами – мама, я поднялся по лестнице, мама, я сейчас буду спускаться с третьего этажа. Когда поговорила с родителями, узнала, что те очень опасаются, что сын упадет», – говорит женщина.

Избавиться от страха поможет психолог, и необязательно платить деньги за консультацию. Достаточно обратиться в муниципальный психологический центр в том районе, где живете – помощь там оказывают бесплатно.

Родственники не любят школу

«На первом занятии я обычно прошу первоклашек нарисовать школу, как они себе ее представляют. Как минимум у трети учеников на картинках преобладают черный цвет и злые гримасы учителей и одноклассников. Из разговоров с детьми я узнала, что они слышали о школе много плохого. Большую ошибку совершают те, кто уверяет малышей, что «детство закончилось». А негативные рассказы о школе окончательно утверждают в мысли, что учеба – это плохо», – рассказывает педагог.

В период, когда дети только начинают ходить в класс, учитель не советую делиться печальным опытом с ними, даже если он был.

Читайте также:  Ребенок 5-6 лет много спит днем, тяжело встает утром. Почему и что делать с сонливостью?

Боязнь наказания

Критика часто становится причиной сильнейшего стресса. Не желая предстать в глазах учителя и директора плохими родителями, мы нещадно караем детей за плохие отметки.

«Нельзя оценивать человека по его дневнику. Двойка лишь указывает, что ученик не понимает какую-то тему. Главное, чтобы он не побоялся признаться в этом. Любимый вопрос родителей «Как ты можешь это не понимать?» отталкивает детей, они замыкаются в себе, а из-за низкой успеваемости и боязни получить очередной «неуд» ищут причины прогулять школу», – объясняет Светлана.

Устал учиться

Помимо основных занятий многие ученики посещают несколько факультативов сразу.

Оберегая детей от плохих компаний, родители часто находят им массу других, на их взгляд, полезных дел. Каждая минута расписана, мамы-папы гордятся этим, а дети страдают. Ребенок не выдерживает жесткого ритма и перестает ходить не только в секции, но и в школу. Высокая утомляемость приводит к безразличию и болезням. Поэтому важно не перегружать школьников, оставляя им хотя бы пару часов в день на то, чтобы пожить своей жизнью.

Не такой, как все

Причиной нежелания ходить в школу может стать комплекс, который развился у ребенка, например, из-за брекетов, косоглазия, хромоты или других особенностей.

Здесь тоже поможет разговор с психологом и хороший контакт с родителями, с которыми сын или дочь могут поделиться своими страхами. Важно донести до школьника, что особенности – не недостатки, а внешние качества играют далеко не основную роль в общении и учебе. Посмотрите фильмы, почитайте сказки – а таких немало, – где внешне привлекательные люди оказываются плохими, от которых могут отвернуться все.

От поведения и отношений с близкими зависит, насколько дети уверены в себе. Чаще бывайте с ними на различных мероприятиях, где ребенок сможет развить навыки общения, найти друзей. От комплексов страдают «одинокие» дети. А те, у кого есть свой социум, умеют найти себя и в другом.

Плата за учебу

«Закончишь без троек – куплю тебе телефон (приставку и др.)», – этим приемом пользуются многие. В итоге в школу ходят не за тем, чтобы узнавать что-то новое, а чтобы «отработать» подарки.

«Одна мама так пыталась мотивировать мою ученицу. Первый год бонусом стала поездка на море, второй – дорогой мобильник, а в третьем классе девчонка приболела и нахватала плохих отметок. Закончив вторую четверть с тремя тройками, она вообще перестала ходить в школу. Объясняла тем, что обещанного скейтборда ей уже не получить», – вспоминает учитель.

Подобное «самопожертвование» ради вознаграждений неизменно приводит к безразличию к образовательному процессу. Школа не требует подвигов, она дает шанс получить знания. Это важно понимать как детям, так и взрослым.

Конфликт с учителем

Первоклашки далеко не сразу готовы к деловым отношениям. В педагоге многие видят человека, заменяющего воспитателя, который и нос подотрет, и с ложки покормит. Но в школе все иначе – нужно самому решать массу задач. Внезапно свалившаяся самостоятельность пугает.

И даже невинные замечания превращаются для малышей в трагедию, из-за которой первый учитель становится врагом.

«Первоклашкам необходимо объяснять – педагог помогает получать знания. Ребенку нужно слушать его на уроке и задавать вопросы, если что-то непонятно. Также важно, чтобы родители были с учителем на одной волне. Приходите к нему за советом, а не для того, чтобы предъявить претензию. Союзники всегда смогут договориться. Ну а если у учителя очевидно сложный характер или конфликт зашел в тупик – лучше перевести ребенка в другой класс», – заключила учитель.

Как сделать занятия привлекательными

Психолог-логопед Нина Алешкина дает советы, как вернуть ученикам мотивацию к обучению.

  • Учиться в школе будет легче, если жизнь за ее пределами интересна и насыщенна. Пусть во внеучебное время дети занимаются тем, от чего они действительно получают удовольствие. Задача родителей – мягко их направить.
  • Развивайте навыки общения: участвуйте в разных мероприятиях и конкурсах, путешествуйте, устройте «публичные» выступления в кругу близких, где ребенок впервые прочтет вслух любимое стихотворение.
  • На личном примере показывайте сыновьям и дочерям, что учатся не только в школе. Взрослые изучают новые языки, осваивают новые профессии. Если родитель будет обучаться чему-нибудь параллельно со своим чадом, он станет хорошим примером для подражания.
  • Ищите применение школьным знаниям – пусть дети считают сдачу в магазине, комментируют погодные явления, собирают гербарии и определяют, с какого дерева упал листик.
  • Ошибки совершают все, но не каждый извлекает из них опыт. Расскажите детям о Томасе Эдисоне, который ошибся 999 раз, прежде чем создал лампочку. Посмотрите на это под другим углом: Эдисон не ошибался, а лишь испробовал 999 вариантов, которые не работают.
  • Найдите «свою» школу. Если чадо говорит, что ему некомфортно, то, возможно, проблема в самом учреждении. Нередко его смена помогает решить проблему.
  • Внимательно слушайте, что рассказывают о школе и уроках сын или дочь. Удивляйтесь новым открытиям вместе с ними.
  • Обустройте уголок школьника дома с учетом его пожеланий, а выполнять домашние задания лучше в хорошем настроении. Этому способствует, например, просмотр любимого мультфильма.
  • Быстрой адаптации поможет посещение «школы первоклассника», которая есть в учреждении, куда впоследствии ребенок пойдет получать знания.

Что делать, если ребёнку не нравится в школе

Статья поможет вовремя распознать конфликт и сохранить психологическое здоровье школьника.

Причины и признаки кризиса

Чаще всего неприятие школы вызывает буллинг. Ребёнок может быть наблюдателем конфликта, но получать при этом не меньшую моральную травму, чем жертва и буллеры.

О травле можно догадаться по психофизическим и поведенческим признакам.

  • Беспричинные боли в животе и груди.
  • Беспокойство, тревожность.
  • Нарушенный сон, кошмары.
  • Проблемы с аппетитом.
  • Излишняя уступчивость и осторожность.
  • Склонность к уединению.
  • Нежелание идти в школу.
  • Плохая успеваемость.

Давление может исходить не только от детей, но и от взрослых, со стороны учителей или администрации школы. Так было в истории хоумскулинга семьи Ярыш.

«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».

Порой дети испытывают дискомфорт в стенах школы без какого-либо конфликта. Просто не вписываются в систему. В качестве иллюстрации — ещё одна история хоумскулинга.

«Неофициальная, но самая важная причина, — моей разумной и покладистой девочке было плохо в школе. Мне это стало очевидным после записей в её Instagram: “Это вид из окна нашей тюрьмы”, “Ненавижу того, кто придумал школу” и прочее-прочее. Моей дочери нужна другая среда, другое отношение, минимум давления системы над личностью. Я её очень понимаю в этом и не хочу игнорировать её внутренний запрос».

Алгоритм выхода из трудной ситуации

Предпринимайте шаги последовательно.

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Заметив неладное, не спешите идти «разбираться» в школу. Сначала спокойно, деликатно побеседуйте с ребёнком. Старайтесь не повышать голос и не принимать чью-либо сторону — вам нужны факты, а не эмоции. Возможно, потребуется несколько заходов или даже помощь психолога, чтобы разговор получился откровенным. Проявите терпение — услышать позицию ребёнка очень важно.

Шаг 2. Разговор с учителем

Когда речь идёт о конфликте между детьми, необходимо убедиться, что педагог о нём знает, и выяснить, какие меры предпринимаются для примирения сторон. Если учитель в курсе сложившейся ситуации, но предпочитает её игнорировать, лучше сразу перейти к третьему шагу.

Чтобы разобраться в конфликте между учеником и учителем, с глазу на глаза переговорите с педагогом. Постарайтесь внимательно слушать, не перебивать и не оправдывать своего ребёнка (даже если он прав). Когда преподаватель выскажется, донесите до него позицию вашей семьи. Часто после таких мирных бесед проблема исчезает.

Шаг 3. Смена формы обучения

Если разговор с учителем не задался, можно попробовать договориться с директором о переводе ребёнка в параллельный класс или вовсе сменить школу. Но ни то ни другое не гарантирует, что конфликт не повторится.

Избавиться от школьных передряг можно, перейдя на семейное обучение. Сейчас разрешается получать образования вне стен школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Ребёнок может осваивать программу самостоятельно с родителями и репетиторами или в онлайн-школе. Семья Ярыш и семья Фукс обратились за помощью в «Домашнюю школу Фоксфорда» и тут же почувствовали разницу.

«Во время урока никакого крика, давления, нелепых высказываний и воспитательного экстаза учителя. Ни одного ученика никогда не назовут по фамилии. Меня эта манера школькольных учителей передергивала ещё, когда я сама училась в школе: ну с какой стати я к вам по имени отчеству, а вы ко мне по фамилии? Настоящее спасение нервной системы и психики».

Наталья Фукс, мама ученицы «Фоксфорда»

Справиться с последствиями школьных конфликтов и адаптироваться к новой системе обучения в домашней онлайн-школе «Фоксфорд» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Консультации проводятся бесплатно.

Вывод

Причина нелюбви к школе обычно кроется в конфликтах с одноклассниками и/или учителями. А порой подростки просто не приемлют классно-урочную систему и бюрократию.

Если ребёнок ходит в школу через силу, поговорите с ним. Возможно, ему будет лучше на семейном обучении.

Почему ребенок не хочет учиться в школе: 8 главных причин

Что это — лень, большая учебная нагрузка, особенности возраста? Разбираемся вместе со специалистом-психологом.

Текст: Елена Леммерман · 9 декабря 2019

Можно было бы свалить нежелание детей ходить в школу особенностями нынешнего поколения, но разве мы в детстве были не такими же? Тоже неохотно вставали по утрам, с нетерпением ждали выходных, сбегали с уроков, с радостью оставались дома «болеть», а на каникулах забрасывали портфель куда подальше и не вспоминали про уроки до следующих занятий. Однако сейчас родителей такая ситуация расстраивает куда больше: роль качественного образования выросла, и ребенок-неуч вряд ли сможет конкурировать с более прилежным, а главное, социализированным ровесником.

Вместе с психологом мы выяснили, что может лежать в основе патологического нежелания учиться в школе.

Татьяна Павлова

Кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Боязнь остаться без родительской заботы

Это проблема актуальна для учеников младших классов, особенно первоклассников. Малышам страшно расстаться с родителями даже на время. Рядом с мамой и папой они чувствуют себя в безопасности, а школа представляется им чужой территорией с непонятными правилами игры.

Что делать? Объяснять, что школа — это конечно, обязанности, но зато сколько позитивных моментов открывается ребенку: знания и умения, новые друзья, большой коллектив, масса впечатлений! Приводите примеры из своего детства, читайте вместе с ребенком книги, в которых описаны забавные школьные ситуации (Н. Носов, Д. Драгунский, В.Постников и др.) И самое главное — родители должны транслировать спокойствие и уверенность, тогда у малышей тоже не будет тревоги.

Слишком большая нагрузка

Уставать ребенок будет всегда, с первого по последний класс. Сначала малышу трудно освоить новую деятельность и режим дня. Потом появляются дополнительные нагрузки в виде кружков и секций, увеличивается количество уроков и домашних заданий, добавляются стрессы и волнение перед экзаменами. Ребенок не хочет идти в школу из-за банальной усталости — защитная реакция организма. Особенно это касается учеников с выраженным чувством ответственности и перфекционизма. Они не могут отдыхать, вынуждены все время трудиться, а в итоге организм начинает протестовать.

Что делать? Здоровье — на первом месте. Поэтому пересмотрите учебную нагрузку ребенка, выясните, что вызывает наибольшие трудозатраты и сопротивление, возможно, нужно отказаться от чего-то. Для школьника режим дня — важный фактор успешного обучения; ребенок должен высыпаться, бывать на свежем воздухе, полноценно питаться. Перекос в любую сторону, в том числе усиленной учебы в ущерб здоровью, недопустим.

Ребенку скучно

Это огромная проблема современных детей. Когда малыш знакомится с окружающим его миром, им подсознательно движет познавательная мотивация. Вспомните, с каким любопытством дети изучают все вокруг: рассматривают, примеряют на себя, трогают, пробуют на вкус. Но с началом школьного обучения природное любопытство, как правило, снижается. Влияет и выбор учебных дисциплин, и методика преподавания. Например, в начальной школе дети легче воспринимают информацию в игровой форме, а традиционные 40-минутные уроки им скучны. Поэтому ребятишки начинают отвлекаться, хуже усваивают материал. Еще один фактор — в школах нет индивидуального подхода к ребенку, программа рассчитана на среднего ученика. Поэтому на уроках кто-то скучает, а кто-то не успевает.

Что делать? Родители должны больше общаться с ребенком, разговаривать, привлекать внимание к интересным фактам, явлениям природы, спрашивать мнение у малыша, вместе читать книги и делать поделки. Можно организовать интересный и познавательный досуг. Важно интересоваться эмоциями ребенка, фиксировать внимание на его чувствах, которые рождаются в познании (удивление, радость открытия, озарение). Еще лайфхак — придумывайте ребенку правильную мотивацию. Деньги за выученные уроки нельзя обещать (образование — это долг ребенка, его работа), а вот игры, поход в кино, новая игрушка заинтересуют и помогут организовать малыша. В школе учитель тоже может разнообразить план обучения, давать занимательные задачки, лексические ребусы, головоломки — показывая тем самым, что наука — это увлекательное, а не скучное занятие. Но это уже как повезет.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Не нравится учитель

Личность педагога, его стиль общения сильно влияет на отношение ребенка к школе. Вряд ли школьник будет с желанием идти на урок, если там директивный преподаватель, который любит заострять внимание на недостатках и слабостях детей, если оценивает не поступок, а личность. Сравните: можно сказать ученику: «Ты невнимательный, несобранный, болтливый». А можно сделать замечание в другой форме: «Ты сегодня допустил много ошибок». Преподаватель не должен сравнивать детей, быть непоследовательным в своих действиях. Кроме того, педагогические ошибки могут отразиться на психологическом состоянии впечатлительного ребенка: появится неуверенность в себе, страх публичных выступлений.

Что делать? Своего ребенка слушать внимательно и узнать мнение учителя. Важно быть объективным в этот момент, потому что дети могут приукрасить ситуацию или подать ее с учетом своей выгоды. А низвергнув авторитет педагога, родители окажут медвежью услугу своему отпрыску. Поэтому будьте аккуратным с выводами.

Ребенок с первых дней обучения в школе должен понимать, что педагог — это не заботливые мама или папа, у него другая задача и не нужно обижаться на замечания, невнимание к своей персоне. Взрослым нужно научить ребенка не отождествлять личность педагога и его предмет. Возможно, у ученика есть способности именно к этой дисциплине, а из-за эмоционального барьера он потеряет интерес и упустит время и возможности. В самой сложной ситуации, когда контакт ребенка и учителя не получается наладить, можно посоветовать кардинальное решение — сменить класс или даже учебное заведение.

Домашнее задание

Много ли найдется младших школьников, которые без помощи взрослых делают дома уроки? А много ли найдется родителей, которые после трудовых будней жаждут поучить домашнее задание с нежелающим это делать ребенком? По некоторым сведениям, у 20 процентов детей наблюдается синдром дефицита внимания, еще часть детей имеют гиперактивность, им трудно сосредоточиться, понять, что нужно сделать, и корректно выполнить задания. Поэтому и пропадает у детей всякое желание посещать школу.

Что делать? Учить детей отдыхать. Разбивать большие задание на несколько частей, вносить элемент игры с мотивацией. Проблемные моменты можно «подтягивать» дополнительными занятиями. Например, корявый почерк исправлять в специальных тетрадях-тренажерах. Хвалите малышей и не навешивайте им ярлыков, не обвиняйте в глупости, невнимательности и не раздражайтесь. И, конечно, поощряйте самостоятельную подготовку уроков.

Травля и буллинг

К сожалению, всегда есть ученики, отвергаемые классом. Детский коллектив довольно категоричный и жестокий. Если кто-то выделяется и не такой, как все остальные (замкнутый, имеет выраженные проблемы со здоровьем), его могут невзлюбить. Иногда ребенка не замечают, а иногда объявляют бойкот, показывая негативное враждебное отношение. Это «изгою» тяжело переносить, каждый день приходится решать коммуникативные задачи, которые в силу возраста подросткам не под силу. Учителя частенько предпочитают ситуацию игнорировать, делая вид, что проблемы не существует. А в самых тяжелых случая — поддерживать травлю.

Что делать? Тема буллинга сейчас очень актуальна. Этой проблеме посвящен сайт травлинет.рф с командой специалистов, которые подсказывают родителями, как поступать в той или иной ситуации. Важно разобраться с причинами непопулярности вашего ребенка. Возможно, он не знает навыков общения (тогда нужно заниматься развитием коммуникативных навыков), застенчив, уязвим и чувствителен. В этом вам помогут разобраться психологи. В городских психологических центрах психологи помогают детям до 18 лет бесплатно. А может быть, дело не в нем, а в агрессивных сверстниках. Но на них тоже можно найти управу.

Завышенные требования к ребенку

Родители хотят видеть в дочке или сыне отличника: ругают за плохие оценки, успехи воспринимают как само собой разумеющееся. Отметки в дневнике возводят в культ. Так нарушается баланс «поощрения-наказания». Если ребенок впечатлительный, ранимый, то у него появится страх перед плохими оценками и нежелание испытывать стресс. Разумеется, он невзлюбит школу. Помните, как ученик в рассказе Михаила Зощенко, боясь папиного наказания, закинул дневник за шкаф, а потом долго придумывал оправдания, чем еще больше усугубил провинность? Не загоняйте ребенка в подобный угол.

Что делать? Когда вы формируете свои требования к ребенку, учитывайте его индивидуальные особенности. Если ваш отпрыск явно гуманитарий, то не стоит требовать от него блестящего знания математики. А может, он будет равнодушен к точным наукам, зато талантливо рисует акварелью. Присмотритесь к нему и дайте развиваться его природным способностям. Научите его получать знания, информацию, а не оценки. Посчитайте примерно, сколько раз вы обратили внимание ребенка на его неудачи, а сколько раз подметили его достижения. Скорректируйте это соотношение. Если вам важны оценки ребенка, задумайтесь, в чем причина и зачем вам это нужно? Гораздо важнее научить ребенка фиксироваться и наслаждаться на процессе. Тогда многое в жизни ему будет делать легко.

Подростковый возраст

Самый сложный период взросления. Родителям можно пожелать только терпения и мудрости, потому что привычные методы воспитания в это время окажутся бесполезными. В один прекрасный день мама вдруг узнает, что ее прилежная дочь или послушный сын в школу пошел, но на уроках не был. Или утром ребенок спит, объясняя, что уроки отменили (перенесли на другой час или день, наступили каникулы). Подросток стал взрослым, а значит, решения принимает сам и взрослые ему не указ — это логика подростка. Еще один показатель, довольно естественный, — снижается успеваемость. Бывает от того, что в классе не принято учиться хорошо, активно работать на уроке, быть «ботаником», и ведомые дети следуют этому «правилу».

Что делать? Начнем с того, что делать не надо: выяснять отношения, кричать, давить авторитетом и применять другие силовые методы — только навредите. Правильно налаживать контакт с сыном и дочерью, заглушая собственную гордость, больше общаться, находить точки пересечения и выстраивать отношения. При этом не забывайте контролировать, но делать это нужно ненавязчиво и без фанатизма. Лозунг про доверие для воспитания подростков не подходит. Воспитать ребенка не значит все пустить на самотек, прикрываясь принципами. Воспитать — значит, суметь решить возникающие проблемы, максимально избежать конфликтов и вырастить достойного человека.

Почему подросткам не нравится школа

3 главных недостатка школы от Андрея Максимова

Андрей Максимов писатель, драматург, радио- и телеведущий, сценарист, театральный режиссёр

В школе что-то не так. Так считает не только педагог Дима Зицер, на которого многие рассердились накануне 1 сентября, но и психолог Андрей Максимов — он обсуждает недостатки школы в своей книге, написанной специально для подростков (их Максимов почему-то называет разведчиками). Итак, почему школа не подходит для подростков, чем именно не устраивает их?

Школа — дело, которое не нравится

Как проходит жизнь большинства разведчиков в нашей стране? Они встают очень рано, чтобы пойти в школу.

Школа — это такое место, куда, как правило, разведчики идти категорически не хотят, потому что вынуждены заниматься тем, что им абсолютно неинтересно.

В школе их нередко унижают. Здесь каждый взрослый может сделать им замечание даже по поводу одежды или, скажем, прически.

В школе разведчикам ставят оценки по поведению, что само по себе унизительно. Представить себе, что взрослых на работе каждую неделю оценивают не за то, что они делают, а за то, как они себя ведут, — просто невозможно.

Большинство взрослых приходят домой и отдыхают от работы. Но не разведчики. Школа не отпускает их даже в родительском доме: они должны делать кучу домашних зданий.

И вот я решил провести небольшое исследование. Примерно тысяче подростков я задал один вопрос: “Зачем вы ходите в школу?”. На первом месте был ответ: “Общаться”. На втором: “У меня там любимый человек”. И только на третьем: учиться.

Хотя еще аж в XIX веке не кто-нибудь, а основоположник русской педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский заметил: “Задача уроков на дом и, вследствие того, возложение почти всего труда учения на одних учащихся, есть одно из наибольших зол, одолевающих наши русские училища. “

Все учителя знают Ушинского. Они обязательно проходили его труды в своих педагогических вузах и сдавали по ним экзамены. Но прислушаться к его выводам не очень-то хотят.

Если взрослого человека спросить: “Как бы вы не хотели жить?”, то он среди прочего непременно ответит: “Не хотелось бы заниматься делом, которое не нравится”. Подавляющее большинство разведчиков живет так одиннадцать лет.

Школа и любопытство несовместимы?

Принято считать, что разведчики ходят в школу за знаниями.

Странная история. Пока мы маленькие — нам ужасно нравится познавать мир. Посмотрите на детишек — они все, без исключения, любопытные создания. Но стоит пойти в школу — и это любопытство куда-то испаряется.

Удивительное дело. В сущности все, чем занимается человек в течение жизни, — познает мир. Так или иначе. Но почему-то заведение, в котором этому познанию, казалось бы, учат, воспринимается разведчиками как “отстой” и дикая тоска.

В самой системе, когда сорок абсолютно разных людей должны изучать совершенно разные предметы и при этом усвоить их в одинаковой степени хорошо, заложена какая-то серьезная ошибка.

Великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци, живший на рубеже XVIII–XIX веков, подобную систему обучения называл антипсихологичной.

А современный исследователь Кен Робинсон очень четко написал о том, что современная школа достигает ровно тех целей, которые она на самом деле ставит. Не декларирует, а ставит, как говорится, реально.

Вот что он пишет:

“Если вы разрабатываете систему для выполнения какой-то конкретной задачи, не удивляйтесь, что именно ее она и выполняет. Если ваша система образования изначально базируется на стандартизации и послушании, подавляет индивидуальность, воображение и творчество, то стоит ли сетовать по поводу того, что она все это делает?”.

Это сказано про американскую школу. Можно, конечно, патриотично радоваться, что не только в нашей стране все неважнецки. Но толку-то?

Скука мешает получить знания

Если наша школа запрограммирована на стандартизацию и послушание, если она создана такой, что подавляет индивидуальность, воображение и творчество, то в ней неминуемо рождается скука.

И снова — слово гению педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Если в каком-нибудь заведении дети страдают от скуки, то надобно непременно ожидать, что появятся и воришки, и лгуны, и испорченные сластолюбцы, и злые шалуны”.

Мне кажется, великий педагог, что называется, перегибает палку — отнюдь не всегда скучающий человек становится вором или злым шалуном. Но так получается, что если учиться скучно, то воришка и сластолюбец из вас, может, и не вырастет, однако после такого обучения в вас никаких знаний не останется.

Скука — враг учебы! — считал не кто-нибудь, а гений российской педагогики.

Другой гений, которого я не устаю вспоминать — Альберт Эйнштейн, считал, что знания — это то, что остается в нас после того, как нас кончили учить.

Я много лет преподаю студентам, читаю лекции в вузах и вынужден констатировать: после школы в головах выпускников остается, увы, очень и очень немного. Обучение в атмосфере скуки, к сожалению, не дает знаний.

Что такое хорошая школа

Кен Робинсон четко обозначил главную цель образования. Итак, школа создается для того, чтобы “помочь учащимся максимально понять окружающий мир и выявить свои внутренние таланты с тем, чтобы реализовать себя как личности и стать активными и сопереживающими гражданами своей страны”.

Внимательно прочитали? И что? Нравится вам эта цель в принципе? Мне лично очень нравится.

А теперь если честно: та школа, в которой учитесь вы, направляет вас именно к этой цели? То есть учителя изо всех сил стараются, чтобы вы поняли окружающий мир и самого себя и реализовались как личность?

Если да — вам крупно повезло. А если нет — что делать тогда? Зачем учиться в школе?

Большинство разведчиков, просыпаясь ни свет ни заря, мечтают только об одном: вот подойдут они к школе, а та сгорела! И не надо идти на урок. А можно спокойно пойти домой.

Это положение ужасно. Разведчики в нем не виноваты. Виноваты взрослые. Что-то мы все перемудрили (или недодумали) в системе образования. Однако жить в этой системе и учиться вам, разведчикам. Как же можно в ней существовать?

А вдруг вам повезло и вы учитесь в хорошей школе? Что такое хорошая школа? Это такое учреждение, в которое хочется идти. Причем не только для того, чтобы пообщаться с приятелями и увидеться с любимой девушкой (парнем), а главное — чтобы учиться. Получать знания. Тогда проблем нет.

Но, к сожалению, чаще всего происходит иначе. Школа — это печальная данность. Эту данность надо принять и стараться существовать в ней так, чтобы получать как можно меньше страданий и как можно больше смысла. Как это сделать? Об этом — в следующий раз.

Ссылка на основную публикацию