Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

Одна из значительнейших составляющих развитого интеллекта – умение мыслить образами. Пространственное мышление содействует достижению успеха в любой области деятельности. Развивать его необходимо поэтапно, начиная с раннего младенчества.

Роль пространственного мышления в современной жизни

Пространственным мышлением именуется такая разновидность мышления, которая позволяет создать пространственный манер, изменить его и преобразовать с целью решения теоретической или практической задачи.

  1. Гораздо легче решить задачу, если представить мысленно сюжет , в каком выполнено указанное условие. С понятием образа и пространственных отношений связаны любые математические подсчеты и труд с геометрическими фигурами.
  2. Чтобы запомнить какую-либо информацию, в голове основывают понятный образ и согласовывают его с уже знакомой информацией. В противном случае надолго вычесть полученное знание в голове не удастся.
  3. Писатели продумывают сюжетную черту, помещая воображаемых персонажей в мысленное пространство , которое наполняют различными событиями.
  4. В рисовании пространственное мышление играет также порядочную роль: художнику необходимо перенести воображаемое пространство на лист , соотнося при этом действительные размеры с изображаемыми, чтобы полотно получилась убедительной.
  5. Способность мыслить образами помогает ориентироваться на места и находить оптимальный маршрут.
  6. В обычной жизни перед выполнением какой-то деятельности вначале в мыслях создают результат , анализируя при этом пути достижения мишени. Если сразу приступить к выполнению задания, то в итоге можно получить совершенно не то, к чему стремился.

Умение производить логические операции, трансформировать реальные изображения в графические и навыворот, представлять предмет с любой стороны – это лишь часть компонентов пространственного мышления, без какого невозможно стать успешным строителем, архитектором, швеей, дизайнером или кондитером.

Основа такого мышления закладывается в самостоятельной деятельности, когда дитя играет с предметами . Поэтому не стоит малышу позволять долго глядеть телевизор или играть на планшете. Лучше посвятить это время упражнениям для формирования и развития пространственного мышления.

Развитие пространственного мышления

  1. Воображаемое перемещение предмета.
  2. Изменение внешних характеристик (метаморфоза).
  3. Изменение характеристик и месторасположения предмета (комбинированная операция).

Овладение каждым видом происходит поэтапно, по мере усвоения предыдущей информации.

Упражнения для дошкольников

С дитятей достаточно заниматься ежедневно хотя бы 10 минут. При этом значительно закреплять полученные знания при выполнении режимных моментов: в процессе умывания, гуляния, обеда или по дороге в спортивную секцию.

  • «Гимнастика» . Ребята по команде вытягивают руки или ноги в стороны, прыгают вперед-назад.
  • «Это левая рука?» — взрослый показывает часть тела ребенку и задает проблема, а малыш определяет, верно ли утверждение или ошибочно.
  • «Ладошки» — ребенку предлагают установить, какая рука нарисована, по отпечатку на листе. Можно видоизменить эту игру, покинув на листе отпечатки обуви.
  • С мячом: бросать его вверх-вниз, подкидывать правой – левой дланью, толкать правой – левой ногой.
  • С игрушками: «Сколько игрушек слева (справа)?», «В какую сторонку едет машинка?», «Возьми игрушку в левую (правую) длань», «С какой стороны убрали игрушку?», «Какой кубик располагается сверху?», «Где есть предмет?».
  • Стихотворения и потешки , под которые дети выполняют движения.
  • На гулянию: «Покажи большое дерево слева», «Кто идет справа?», «Что есть впереди?».
  • Ролевые игры: «В кино» — нужно слева до середины посадить кукол, а справа – звериных; «Больной» — заболевшему медвежонку нужно поставить градусник под левую лапу, а в правую – вложить ложку с малиновым вареньем.
  • «Прятки»: ведущий запрятывает предмет, ребенок должен найти его, следуя указаниям. Изменить обстоятельства можно с помощью стрелок: ребенок двигается от одной к другой, проговаривая, в какую сторонку поворачивает. Более сложный вариант игры – когда игрушку запрятывает ребенок, он же координирует движения взрослого.
  • С мячом: «Белые шарики закинуть в корзинку слева, а желтые–справа», «Сбить кегли нужной дланью».
  • «Путаница» — ребенок слушает высказывание и находит ошибку (Под столом стоит ваза с красками, а на столе – стул).

Старшие дошкольники учатся моделировать пространство, и отображать его графически.

  • «Графический диктант» — дети шагают по клеточкам, следуя руководства и рисуя изображение, которое потом могут раскрасить. Более сложным вариантом будет самостоятельное продумывание маршрута (в башке), а затем перенесение его на лист.
  • Ориентирование на местности: составление плана вначале комнаты, потом можно перейти к большим площадям (двор, парк), нахождение клада по плану.
  • «Регулировщик». Для игры заблаговременно изготавливается макет части города с дорогами, перекрестками, зданиями. Дитя берет машинку и «едет» по игровому полю к нужному зданию, вытекая инструкциям водящего (вправо или влево, прямо до светофора, развернуться назад).
  • «Лабиринт» — необходимо нарисовать правильный путь, комментируя свои действия.
  • «Зеркало» — ведущий демонстрирует движение, комментируя («Я вытягиваю в сторону правую ногу»), дитя изображает зеркальное отражение, проговаривая «А я вытягиваю в сторону левую ногу».
  • Словесные игры: «Навыворот» — взрослый называет слово («верх»), ребенок выговаривает противоположное («низ»); «Что будет, если… (яблоко разрезать пополам, на треугольник возложить круг, посмотреть на стул сзади)» — ребенок воображает ситуацию и мысленно меняет предмет.

Поможет развить пространственное мышление у дошкольника рукоделие – лепка из пластилина или соленого теста.

Упражнения для школьников

Образное мышление деятельно развивается до 15 лет, причем большая активность приходится на 9-11 летний года. Чтобы не упустить этот момент, важно продолжить занятия по развитию пространственного мышления.

  1. Работа с конструкторами и 3D-пазлы.
  2. Складывание фигур из бумаги в технике оригами.
  3. Разгадывание головоломок (кубик Рубика, настольные игры).
  4. Ориентирование на места, умение составлять план, маршрут движения, знание и свободное оперирование понятием «масштаб».
  5. Обращение плоской фигуры в стереометрическую методом вращения.
  6. Изображение развертки объекта, определение объекта по его проекции.
  7. Совмещение нескольких объемных фигур, вычитание одной фигуры из иной.

Еще способы развития образного мышления – представление сюжета произведения во пора чтения и рассказ по сюжетной картинке . Прочитав отрывок произведения, ребенку задают проблема «Где располагаются герои?». Он описывает все, что «видит»: куда идет персонаж, что есть от него справа или слева. Во время рассказа описывается эмоциональное состояние героев, выявляются причинно-следственные связи.

Поделитесь с товарищами:

Развитие пространственного мышления у малышей, дошкольников и младших школьников

Ребенок различает геометрические фигуры, выбирает кратчайший маршрут до детской площадки, придумывает конструкции из Lego — все это благодаря пространственному мышлению. Развивать его никогда не рано, можно и нужно в любом возрасте. В каждом — по-своему. На что родителям стоит обратить внимание?

Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы

Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.

Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Как формировать пространственное мышление до 3 лет?

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.

Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже — в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?

  • игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).

Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.

Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?

С этой задачей помогут справиться:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.

Предлагайте ребенку настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.

Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя — на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными», — и желательно, чтобы к такому переходу ваш школьник был готов.

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве — представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета — посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Как тренировать пространственное мышление в 7 лет и старше?

Можно предложить ребенку:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовать маршруты — например, свой путь от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов — не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом задавайте исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.
Читайте также:  Раскраски про животных - скачать бесплатно в формате PDF

Играйте с кубиками «по-взрослому» — создавайте сложные конструкции и совершайте с ними метаморфозы, складывайте фигуры по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций). Для этих целей пригодится развивающий игровой набор «Геометрия в кубиках», либо блоки Дьенеша / «кирпичики» Никитиных плюс собственная фантазия. Составляйте вместе с ребенком трехмерные пазлы, стройте объемные модели предметов.

Как это все поможет родителям?

Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному».

Понимание возрастных этапов развития пространственного мышления поможет родителям:

  • не спешить, не форсировать изучение аспектов, временно сложных для усвоения;
  • определить контрольные точки — некие ориентиры, подсказки о том, чему именно в разном возрасте обучать ребенка;
  • сохранять спокойствие в случае, если кажется, что ребенок «не тянет», «отстает», не справляется с некоторыми заданиями на оценку пространственного мышления;
  • подготовить ребенка к успешному освоению школьной программы.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков.

Учиться и развивать зрительные и незрительные пространственные способности никогда не рано.

Как ЛогикЛайк развивает пространственное мышление

Отличным дополнением к школьным заданиям на трехмерное мышление станет онлайн-платформа с заданиями по занимательной геометрии и упражнениями на развитие логики и мышления в целом.

Изучайте теорию, выполняйте и решайте:

Перечисленные учебные блоки непосредственно связаны с ориентацией в пространстве и напрямую помогают развивать объемное мышление.

Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».

Занятия на ЛогикЛайк подходят и нравятся детям любого возраста:

  • базовые задания на пространственное мышление вы можете предложить ребенку уже с 4 лет;
  • посмотрите примеры заданий для детей 5-6 лет — старшему дошкольнику самое время приступить к активным тренировкам.

Пробуйте, экспериментируйте, не сдавайтесь перед трудностями!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Как развивать пространственное мышление у ребенка?

«У вашего ребенка не развито пространственное мышление, и потому ему так трудно даются многие задания по математике, очень плохо получаются рисунки или чертежи», – подобную фразу часто говорят учителя родителям. И у родителей, естественно, возникает вопрос, как помочь ребенку и как это пространственное мышление развивать.

Если у ребенка плохо развито пространственное мышление, то он будет испытывать трудности не только на уроках черчения и математики. Пространственное мышление нам совершенно необходимо в разных ситуациях: это и умение ориентироваться на местности, читать карту местности и легко находить нужный маршрут, и чтение книг, и решение задач по математике, физике, химии. Невозможно быть хорошим строителем, кондитером, швеей, если пространственное мышление не развито.

Пространственное мышление – одна из важных составляющих нашего интеллекта и абсолютно необходимо и детям, и взрослым.

Развивается этот вид мышления с раннего детства. В то время, когда ребенок только начинает ползать по комнате, стучать игрушками, собирать башенки и потом ломать их, он не просто балуется, он осваивает пространство, знакомится с его особеннностями, размерами. Это и есть начало формирования пространственного мышления.

А дальше – больше. Ребенок собирает пазлы, играет с конструкторами, залазит на горки и прыгает в ямы, лепит из пластилина, и учится ориентироваться, где право-лево, верх-низ. И это очень важно и нужно!

Не зря многие педагоги и психологи утверждают, что ребенку необходимо играть с предметами, а не смотреть телевизор или видео на планшете. Только в самостоятельной деятельности, во время игры с предметами и формируется основа пространственного мышления.

А что же делать, если ребенок уже вырос из дошкольного возраста, а пространственное мышление у него недостаточно развито?

Ответ простой – развивать.

Есть много игр и упражнений, позволяющих это сделать. Давайте рассмотрим эти упражнения.

Головоломки. Объемные и плоскостные.

Купите ребенку конструкторы, пазлы, головоломки типа Танграм или Колумбово яйцо, кубик Рубика и побуждайте играть, как можно чаще. Устраивайте семейные соревнования или конкурсы, чтобы ребенку было интереснее.

Пазлы, пластилин, поделки.

Заинтересуйте ребенка поделками в стиле оригами, лепкой из пластилина или соленого теста, поделками из бисера или макраме.

Учите составлять план местности или комнаты и читать его. Для этого можно использовать игру Клад. Вы совместно с ребенком делаете план комнаты, а затем кто-то из взрослых прячет клад и на плане отмечает место, где спрятан клад. План с отметкой даете ребенку. Нашел клад – получил его, не нашел – не получил. Все честно. Затем можно усложнять и делать план двора, парка и т.д.

При чтении книги учите ребенка все представлять в воображении. Для этого можно использовать простые приемы «Кто где?». При чтении текста делаете остановку и просите ребенка представить героев сюжета очень подробно, спрашиваете ребенка, кто где размещается, куда идет, что было справа от избушки или под окном (в зависимости от текста).

Метаморфозы. Учите представлять воображаемую ситуацию. Что будет, если… И предлагаем изменить какой-то знакомый предмет. Например, нарисуй, что получится, если на круг наложить квадрат. Что ты увидишь, если обойдешь этот дом с другой стороны? На что будет похожа гантель, если отрезать половину или придавить ее сверху чем-то очень тяжелым.

Как видите, игры на развитие пространственного мышления достаточно простые и очень даже интересные. И эти игры полезны не только тем детям, у которых пространственное мышление развито плохо. Эти игры полезны всем!

В университете штата Мичиган в США было проведено исследование. Детей 6-8 лет учили собирать из кубиков объемные фигуры. В результате этого эксперимента выяснили, что когда ребенок начинает понимать принципы построения объемных фигур, резко возрастают его умения производить арифметические действия. Этот эксперимент подтверждает, что пространственное мышление необходимо для успешного обучения по многим предметам.

Если ваш ребенок испытывает трудности при решении задач или примеров, с трудом понимает прочитанный текст, плохо рисует или не любит это делать вообще, займитесь развитием пространственного мышления.

Напишите в комментариях, какие игры из предложенных вы уже используете. Может, вы знаете другие игры и упражнения для развития пространственного мышления?

Развиваем пространственное мышление у дошкольников

Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения. Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике. Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? На помощь приходит специальная методика, помогающая подготовить к учебе будущего первоклассника.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой – правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа – слева, впереди – сзади, вверх – вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.

Игры для малышей

Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху – внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.

«Если нравится тебе, то делай так»

  • Привычные движения для закрепления понятий верх-низ, лево – право интересно выполнять под известную песенку «Если нравится тебе, то делай так…». Необязательно сразу начинать со сложных упражнений, пусть они будут простые, например, по команде взрослого ребенок поднимает руки вверх – вниз, в стороны, поочередно влево – вправо. Движения можно взять из комплекса утренней гимнастики, чтобы не вызвать затруднений у малышей при их выполнении под мелодию.

Совет! На первых порах малышу потребуется зеркальное отражение движений, так как он еще только усваивает пространственные представления относительно своего тела.

  • Аналогично выполняются движения для ног: «Отставить ножку влево (вправо), постоять на одной ножке (правой, левой) ».
  • Как усложненный вариант, после усвоения простых движений, предложить прыжки на двух ногах вперед – назад, влево – вправо.

Игры с мячом

Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх – вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.

Читайте также:  Детские двухколесные велосипеды: виды, обзор лучших моделей для детей 4-7 лет, советы по выбору

Игрушки – помощники

Широко используются игрушки, которые помогут закрепить пространственные представления: «Машина поехала влево, а мячик покатился вправо», «Бери веревочку в левую ручку, а лопаточку ‒ в правую», «Какой игрушки не стало с правой стороны? »

Стихи и потешки в обучении

Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки – прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.

Стихи Е. Благининой:

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они ‒ сапожки.
Этот ‒ с левой ножки,
(ребенок показывает ножки и сапожки)
Этот ‒ с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
(Объяснить, что галошки – это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)
Эта ‒ с правой ножки,
Эта ‒ с левой ножки.
Вот как хорошо!

Стихотворение И. Токмаковой:

(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова ‒ правою ногой,
Снова ‒ левою ногой,
После ‒ правою ногой,
После ‒ левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Ну-ка, топни ногой,
И притопни другой.
Топни левой,
Топни правой.
Левой, правой,
Левой, правой.

На полянке два жука (можно выполнять под веселую мелодию)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ,топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?

Творческие задания

Взрослый, проявляя творчество, может сам придумать забавы для своего малыша:

  • «Считаем ступеньки левой ножкой, правой ножкой».
  • «Мяч вверх полетел, а потом – вниз».
  • Для решения задачи можно преобразовать подвижную игру «Карусели»: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, влево – вправо, влево – вправо».
  • На улице также можно играть во множество самостоятельно придуманных игр на ориентировку в пространстве: «Покажи белый дом слева, найди высокое дерево справа», «Что впереди нас, а что сзади? », «Кто идет с левой стороны от нас? »

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте восприятие окружающего мира совершенствуется, поэтому методика предлагает более сложные задания для развития пространственных представлений:

Сюжетные игры

Для знакомства с новым представлением ‒ ориентировки относительно предметов широко используются игрушки. Дети любят сюжетные игры, поэтому можно использовать знакомые ситуации для задания:

  • «День рождения куклы», в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки, справа ‒ куклы.
  • «Наш мишка заболел», под левую лапку поставим градусник, в правую ‒ дадим ложку с медом.

Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.

Игры в прятки

  • Прятки ‒ любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок выходит за дверь, а взрослый прячет игрушку. Потом «прокладывается» путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: «три шага вперед, шаг ‒ влево, прямо два шага, шаг вправо и т. д.» Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
  • Как новый вариант игры, можно использовать разноцветные стрелки, указывающие путь к игрушке. Взрослый активизирует дошкольника с помощью вопросов: «В какую сторону показывает зеленая стрелка?», «А сейчас куда идти по красной стрелке?»
  • Далее можно усложнить задание: предложить дошкольнику спрятать предмет и руководить действиями взрослого.

Совет! На первых порах инструкции малышу давать достаточно сложно, поэтому можно помочь вопросами: «По какой стрелке мне пойти влево? », «Какая стрелка поможет пойти вправо? »

Подвижные игры

Игры с мячом, кеглями, другими спортивными предметами также помогут дошкольникам ориентироваться в пространстве. Например, популярны среди детей игры:

  • «Мяч в корзину» (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого ‒ в правую);
  • «Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные ‒ правой)».

Задания для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения – алгоритмы, требующие применения логического мышления:

«Графический диктант»

Родители могут использовать для диктанта уже готовые тетради с заданиями. Но детям гораздо интереснее выполнять упражнения, которые придумали сами родители, например, нарисованные по клеточкам изображения предметов или животных. Ребенку предлагается на листе бумаги обводить клеточки в соответствии с инструкцией: «четыре клеточки прямо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо и т. д. (до тех пор, пока не получится изображение предмета) ». Потом изображение можно раскрасить. Кроме того, графические диктанты являются прекрасным средством развития мелкой моторики, необходимой при обучении письму.

Совет! Для развития пространственных представлений, которые необходимы при обучении письму и математике, нужно закрепить в графических диктантах умение находить части, углы, центр листа.

Настольные игры

Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.

Важное место занимают игры в ограниченном пространстве: шахматной доске, столе, журнале. Например, популярны «Ход конем», «Колумбово яйцо», «Разрезные картинки», «Сложи узор», головоломки.

Игра «Регулировщик»

  • Поле для такой игры можно изготовить вместе с ребенком. Вычерчивается дорога, идущая в разных направлениях к определенному зданию (магазин игрушек, зоопарк), подбираются машинки. Ведущий (взрослый или ребенок) указывает путь «водителю»: прямо до светофора, вправо и т. д.
  • Аналогично проводится игра на игровом поле «Пройди по улице, перейди дорогу» с мелкими игрушками.

«Лабиринт»

  • Задание направлено на восприятие и нахождение предмета в двухмерном пространстве. Так же, как и в предыдущих играх, изготавливается поле с начерченным лабиринтом, внутри которого находится игрушка. Игрок должен рисовать правильный путь с комментариями.
  • Как вариант, можно усложнить задание: «Найди самый короткий путь».

«Зеркало наоборот»

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:

  • «Скажи наоборот: вверх-. влево-. север-. » (как вариант проводится игра с мячом),
  • «Я начинаю, а ты продолжай» (взрослый начинает предложение с обозначения пространственного отношения, дошкольник продолжает, например, белые медведи живут на севере. ).

В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.

Как развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста?

Ирина Дзагоева
Как развить пространственное мышление у детей дошкольного возраста?

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Пространственное мышление – это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т. п.

Как только ребенок начинает понимать принципы построения фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются. Без этого вида мышления становится невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие “конструктивное мышление” состоит из понятия мышления и его определения – конструктивное. В повседневной жизни прежде, чем приступать к какой-либо деятельности, мы четко представляем себе результат, раскладывая по полочкам все детали. В противном случае на выходе может получиться совсем не то, что задумывалось.

При чтении художественной литературы, в воображении создается целый кинофильм, оживляющий события книги. Это позволяет производить глубокий анализ произведения, и, конечно, процесс чтения становится более интересным.

2-3-летнему малышу не надо запрещать залезать под стол или в шкаф, сооружать пирамиду из папиных книжек и раскрашивать себя, изображая индейца. Ваш ребенок неосознанно пытается развить в себе задатки гения-математика, способности к логике. Возраст от 2 до 3 лет – это период активного знакомства с окружающим миром, овладения речью, предметные действия, продуктивная деятельность и творческое начало. Конструирование из строительного материала позволяет создать простые постройки: дорожки, домики, башенки и пр., развивая координацию движений, обогащая словарный запас.

В возрасте 3–4 лет у ребенка возрастает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы, чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические процессы. Сверстники для ребенка – уже партнеры в практической деятельности. Развивается основная функция речи – функция общения и социальной связи. Конструируя, малыш любит комментировать свои действия. Он вступает в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми; пытается планировать свою деятельность, влиять на действия партнера, распределить в игре роли.

Конструирование уже выступает как деятельность, но оно еще тесно связано с игрой. Для этого возраста характерно активное развитие практического экспериментирования. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая при этом их физические и конструктивные свойства, придумывая свои приемы конструирования. Активно развиваются детская фантазия и воображение.

В возрасте 4–5 лет дошкольники имеют представление об основах конструирования по занятиям с кубиками, пластмассовым конструктором, они складывали домики из пластилиновых брёвен и пристраивали к ним крышу из палочек — вон она, конструктивная деятельность. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно группа строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно. Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность. Детям нравится, что воспитатель от них требует значительно большего в работе, чем от малышей.У них появляются элементы самоконтроля: замечают свои ошибки, неточности в изображении и стараются исправить их, понимают, чему еще не научились, чем не овладели. Они с большим интересом конструируют, когда перед ними поставлена определенная задача, требующая умственного напряжения. Особое удовлетворение и радость вызывает у них успешно выполненная задача. Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Развитие речи приводит к тому, что общение детей становится более свободным. Они охотно делятся опытом с товарищами, способны правильно ответить и объяснить, что они делают, умеют договориться, что будут вместе конструировать.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Познавательные процессы в 6-7 лет претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, но часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов. К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные.

Игры на развитие пространственного мышления

Игра «Помести кошку»

Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?

Игра «Расставь правильно!»

Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их,следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем, дальше (дальше чем, немного вперед, назад, слева от и т. п.

Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником.Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т. д.

Игра «Спецагент на задании»

Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова —указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.

Игра «Рисунок на спине»

Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.

В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает —игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.

Игра «Маршрут движения»

Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».

Игра «Волшебный мешочек»

Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др., но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.

Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы — местности, помещения.

Прячьте для него «клады» — путь ищет по картам, схемам.Решайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь» Как помочь ребенку развить связную речь /Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе.

Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, а также.

Как развить интелект. Развитие человека – физическое и психическое – проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный,.

Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет Как развить мелкую моторику рук Процесс овладения письмом – длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают.

Консультация для родителей «Как развить речь ребенка?» Хотим рассказать вам о непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Дети отвлекаются, устают, долго не могут сосредотачиваться.

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И.

Как развить у дошкольников память. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка отличником, то воспитать отличника дело непростое. Плохая память-одна из причин неуспеваемости.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Как развить фантазию ребенка» Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей, к примеру, о розовых слонах, которые защищают их от всяких чудищ и.

Консультация для родителей. Как развивать речь и мышление у детей от года Наверное каждая мама задумывается над тем как развивать речь и мышление у годовалого малыша. Какие игры можно провести дома и как правильно.

Пространственное мышление и ментальная арифметика

С раннего возраста у ребёнка нужно развивать пространственное мышление. Чем раньше, тем лучше. Это необходимо для становления интеллектуальной личности.

Что такое пространственное мышление?

Пространственное мышление у детей – это вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы и происходит оперирование ими для решения задач. Развитие этого вида мышления начинается с 3-4 лет. Даже после 30 лет человек может существенно улучшить свои способности представления образов в пространстве.

Ориентация в пространстве – это не просто умение найти дорогу в малознакомой местности, и не только безошибочное определение того, где «право», а где «лево». –

Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения таких профессий, как архитектор, дизайнер, летчик, моряк, а также модельер. Везде, где нужно умение представлять образы, менять в воображении пространственные объекты, потребуется этот вид мышления.

Для чего нужно пространственное мышление?

Развитие пространственного мышления у детей просто необходимо. Такое мышление необходимо для ориентации в пространстве, создания в голове образов, которые нужны для решения различных задач. Дети должны уметь правильно воспринимать формы, размеры предметов и то, как они движутся в пространстве.

В процессе обучения родители прививают ребёнку следующие навыки:

  • ребёнок должен знать направления – вперёд-назад, вверх-вниз, влево-вправо,
  • уметь определить расположение другого человека или предмета по отношению к себе и вообще в пространстве,
  • знать левую и правую стороны и определять стороны горизонта, ну и, разумеется, ориентироваться на плоскости.
  • уметь воспроизводить изображения.

Как развить пространственное мышление?

Родители должны знать, как развить пространственное мышление у ребенка. Пространственное мышление развивается поэтапно. На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения.

  • До трёх лет. На этой стадии ребёнок учится воспринимать образы, звуки и запахи. Формируется навык определения своего положения в пространстве. Ребёнок может выполнять простые задания: рисовать фигуры, соединять точки, собирать фигуры из счётных палочек, лепить из пластилина.
  • С трёх до пяти у ребёнка на интуитивном уровне закладываются определение субъектов в многогранном пространстве и понятия «большой», «маленький». Формируется навык определять форму. Ребёнок уже может перерисовать несложный рисунок, сравнивает изображения.
    Здесь в числе упражнений для развития – создание аппликаций, фигурок из бумаги, дорисовка эскизов.
  • С 5 до 7 лет ребёнок уже может самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление: шахматы, шашки и т.д.

Игры и упражнения, которые смогут помочь ребенку в развитии

Мама и папа должны знать, как научить ребенка пространственному мышлению. В этом им помогут специальные игры и упражнения.

Играйте в игры, где нужно найти лишний предмет, поиграйте в прятки или спрячьте игрушку, чтобы ребёнок по подсказкам затем нашёл её. Когда ребенок станет постарше, привлеките настольные игры, шахматы.

Разных игр и занятий, которые сделают из вашего ребёнка гармоничную личность великое множество: конструкторы, оригами, спортивные игры, лепка, рисование, ментальная арифметика и т.д.

Начните развивать интеллект ребёнка с раннего детства и в начальную, и среднюю школы он пойдёт уже подготовленным.

Уже дальше с ребёнком работают учителя в школе: дети копируют рисунок, составляют карты, моделируют и собирают строения и технику. Развивают пространственное мышление и подвижные игры: например, все игры с мячом, воланчиком, фрисби.

Польза от ментальной арифметики для развития пространственного мышления у детей

В этом же возрасте можно ввести в процесс воспитания ребёнка обучение в виде игры. Например, уроки ментальной арифметики.

Ребёнок сначала работает с материальными косточками абакуса нанизанными на спицы, а затем эти манипуляции производит в воображении. Это развивает и пространственное мышление, гармонично будет влиять на развитие творческого и логического полушарий мозга, улучшит память, а также скорость восприятия и обработки информации.

Влияние ментального счёта на развитие интеллектуальных способностей у детей очень масштабное:

  1. Малыши учатся делать подсчёты (умножать и складывать, вычитать и делить) так же быстро, как думают.
  2. Развивается правое полушарие и те способности, за которые оно отвечает: образное восприятие информации, воображение, интуиция, творческие задатки.
  3. Тренируется левое полушарие, развиваются рациональные свойства ума: анализ, логика, буквальное (вербальное) восприятие.
  4. Потребность взаимодействия в ходе решения арифметических задач способствует синхронизации полушарий. Это даёт возможность ребёнку использовать весь потенциал своего интеллекта, комплексно рассматривать задачи (проблемы) и быстро находить наиболее эффективное решение.

Ментальная арифметика делает ум ребёнка быстрым, готовым к решению сложных задач, развивает способность самостоятельно мыслить, делать выводы, помогает добиваться больших успехов.

Польза ментальной арифметики состоит в том, что:

  • детям интересно на уроках ментальной арифметики и соответственно, интересно учиться;
  • время, затраченное на ментальный счёт, окупается многократно, поскольку достигнутые результаты останутся с ребёнком на протяжении всей жизни;
  • умение строить взаимоотношения с людьми – неотъемлемая часть интеллектуального формирования личности, поэтому нормы социального поведения, социальное воспитание стало одним из основных направлений методики;
  • учителя ментальной арифметики – это люди, прошедшие тщательный отбор, доказавшие на деле способность работать с разными детьми, досконально владеющие предметом преподавания;
  • но главная польза ментальной арифметики – открытие детских способностей для самих малышей, позволяющее им эффективно использовать свой потенциал.

Эти занятия нужно продолжать при переходе в другой возрастной этап – от семи лет и старше. В это время дошкольник или школьник уже умеет моделировать предметы в пространстве, составлять представление об объекте при изменении его положения или при взгляде с другой стороны на него. Должен ребёнок и охарактеризовать в устной форме это положение.

Ссылка на основную публикацию