Как преодолеть ночные страхи ребенка – советы специалистов, личный опыт родителей, разбираемся в причинах

Детские страхи

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Советы для родителей «Как преодолеть страхи у детей»

Екатерина Чекашкина
Советы для родителей «Как преодолеть страхи у детей»

«Как преодолеть страхи у детей»

Мама и папа должны понимать: страхи малышей являются нормальной реакцией на возможные угрозы. Это просто механизм психологической защиты. Боятся, то есть подвержены страхам, в одинаковой степени мальчики и девочки. Специалисты дают рекомендации, как правильно реагировать на страхи детейи таким образом помогать от них избавляться:

1. Никогда не стыдите ребенка за проявленную боязнь. Так ваше дитя будет ощущать себя более беспомощным. Малыш загонит свой страх вовнутрь.

2. Не говорите, что ребенку нечего бояться. Деликатнее отреагируйте на проявление страха, поддержите кроху. Расспросите, чего он боится.

3. Всегда будьте рядом в ситуациях, которые пугают малыша. Если он боится темноты, то заходите с ним вместе в темную комнату или делайте это первым.

4. Не стоит избегать пугающих ребенка тем. Наоборот, говорите с малышом о его страхах. Если он будет проговаривать свои ощущения, то бороться с ними будет легче, а со временем они вовсе исчезнут.

5. Нарисовать страх — действенный метод преодолеть его. Пусть дитя расскажет, что изображено на рисунке, а потом разорвите листочек на мелкие кусочки либо сожгите его. Можно поступить иначе, переделав изображение на красивое и привлекательное, добавив яркие детали.

6. Терапевтические сказки. Это своеобразный творческий метод, который позволяет превратить негативного героя из мультфильма, которого боится ребенок, в хорошего друга, доброго защитника детей. Приключения этого героя в вашей сказке всегда должны заканчиваться весело и хорошо. Такая творческая фантазия родителей поможет ребенку взглянуть на страх по-другому.

7. Проигрывание страха. Если речь идет о боязни врачей, то такой страх надо изгонять сюжетно-ролевой игрой. В роли доктора должны сначала быть папа или мама. Сын- пациент приходит на прием к доктору, и тот начинает проводить ему самые приятные манипуляции в виде массажа, теплых компрессов, легких укольчиков. В конце можно «прописать» больному таблетки в виде кусочков гематогена. Поиграв несколько раз в такую игру, меняйтесь с малышом ролями. Пусть теперь он лечит вас.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Если речь идет о боязни героя сказки, мультфильма, это тоже можно проиграть, придумать приключения с его участием. И опять же, папа или дедушка должны сначала взять эту роль на себя. Так страх исчезнет быстро. В исключительных ситуациях родителям все-таки приходится обращаться к специалистам. Таким поводом могут быть навязчивые повторяющиеся движения, к примеру, покусывание губ, накручивание волос, обгрызание ногтей. Эти примеры говорят о том, что дитя чего-то боится и не может либо не хочет с вами поделиться. В таких ситуациях поможет лишь психоэмоциональная коррекция специалиста.

Информационный материал для родителей «Советы о том, как проводить дыхательную гимнастику правильно» Советы о том, как провести дыхательную гимнастику правильно Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов,.

Советы родителям «Как помочь ребёнку преодолеть трудности письма» Постарайтесь прежде всего коренным образом изменить отношение ребенка к занятиям (имеется в виду дополнительная домашняя работа родителей.

Семинар с элементами тренинга «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей» Уважаемые коллеги, хочу поделиться опытом работы проведения семинара. В ходе, которого используется ряд активных методов: лекция-беседа,.

Как преодолеть детские страхи Страхи возникают у детей, когда они не могут адаптироваться к каким-либо новым условиям, ситуациям объектам. Многие страхи формируются в.

Консультация для родителей «Как преодолеть страх перед школой» 1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к горшку. Советы и ошибки» Приучение ребёнка в возрасте 1-2 лет к горшку – задача для родителей непростая, но очень важная. Ведь именно в этом возрасте, называемом.

Консультация для родителей «Страхи и фобии у детей» Дети, как и взрослые, порой пугаются, и точно так же боязнь некоторых вещей или людей может оказывать сильное воздействие на их жизнь. Взрослым.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Ошибки родителей. Как воспитать ребенка правильно? Советы психологов в воспитании детей и подростков Ошибки родителей. Как воспитать ребенка правильно? Советы психологов в воспитании детей и подростковВсе родители на свете воспитывают детей.

Советы для родителей «Как правильно закалять детей» Закаливание — важная составляющая здорового образа жизни человека в любом возрасте. Это единственный и самый эффективный способ тренировки.

13 простых и эффективных техник побороть даже сильные детские страхи

В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?». Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу. Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы. До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата. Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера. В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических. Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным. Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Рекомендации для родителей “Страхи у детей”.
консультация на тему

Детские страхи – очень глубокие переживания детства – часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.
По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и многое знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Однако, страхи, как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.
У детей множество различных страхов, пришедших в одночасье и хранимых годами. Ребёнок принимает большую часть информации невербально, ориентируясь на «язык» органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой информации не осознаётся и остаётся в детской головке на бессознательном уровне.
Все мы, взрослые, чего-то боимся. Часто, очень эмоционально делимся друг с другом своими переживаниями, подчас забывая, что рядом с нами – наши дети. Они же улавливают всё: тревожность, напряжение, конфликты, а также очень остро чувствуют ложь.

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_khochu_boyatsya_nevroticheskie_strakhi_u_detey.docx115.04 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься

Представьте, что было бы, если бы мы ничего не боялись? Наверно, никто не смог бы дожить до глубокой старости, да и вся жизнь на Земле прекратилась бы. Всё потому, что инстинкт самосохранения и страхи помогают нам предвидеть опасные ситуации и избегать их. Не такие уж плохи эти страхи, если, конечно, они не надуманные.

У детей страхи бывают двух типов : возрастные и невротические . Возрастные страхи, как легко догадаться, появляются в определенные возрастные периоды и отображают новый виток в психическом и личностном развитии ребенка. Если на такие страхи правильно реагировать и не усугублять их, то со временем они сами собой исчезают.

Если же ребенок по каким-то причинам не может справиться со своими страхами, то они перерастают в невротические. Победить невротические страхи не так-то просто. Иногда, помимо помощи родителей, нужна помощь специалиста.
Каждому возрасту свойственны свои страхи. Давайте поговорим об этих возрастных страхах. Малыш растет, и вместе с ним растет его знание об окружающем мире, и постоянно раздвигаются его границы. Соответственно, чем старше становится ребенок, тем с большим количеством опасностей он может столкнуться, и тем лучше он понимает, что опасностей надо избегать. В результате, может появиться страх, основанный на инстинкте самосохранения и носящий защитный характер. Зная периодизацию возрастных страхов, вы будете заранее готовы к их появлению:

Уже на первом месяце жизни появляются первые страхи. Новорожденный в большей степени воспринимает мир через слух, поэтому резкие звуки и неприятные шумы пугают младенца, он вздрагивает и может заплакать. Голод, усталость, неприятные ощущения (холод, жара, мокрые пеленки) также являются причиной тревожного и беспокойного состояния младенца. Но по мере взросления ребенок будет становиться всё более терпеливым и умиротворенным.

Старайтесь удовлетворять физиологические нужды новорожденного, иначе в скором времени даже в комфортных условиях он будет беспричинно беспокойным и требовательным.

В этот период проявляются ответные реакции малыша на эмоциональное обращение к нему мамы – улыбки, замирания, зрительное сосредоточение, издаваемые звуки, двигательное оживление. Если малыш долго не видит маму или попадает в новую обстановку, он проявляет беспокойство: чаще дышит, двигает ручками, ножками, плачет.

Грудной ребенок нуждается в эмоциональном контакте с мамой и другими близкими ему людьми. Полностью удовлетворяйте эту потребность, этим вы заложите в малыше эмоциональную стабильность, чувство защищенности и доверие к миру. Знайте, что беспокойство и недовольство матери передаются младенцу и пугают его.

К этому возрасту малыш начинает явно беспокоиться, если мамы нет в поле зрения. Это говорит о правильных взаимоотношениях с мамой и о сформированной способности отличать и выделять ее среди других людей. Если же ребенок спокойно воспринимает уход мамы, значит, возможно, эмоциональная связь между ней и ребенком нарушена.

Постарайтесь окружить своего кроху максимальной заботой, теплотой и любовью, не оставляйте его надолго в одиночестве.

В этом возрасте кроха уже без труда различает знакомые и незнакомые лица. К боязни потерять маму добавляется страх перед чужими людьми. Также малыша может напугать что-то новое и непредвиденное: внезапно заработавший пылесос, вода, шумящая в ванной, и даже одежда, надеваемая в «неурочный» час. Но в этот период малыш уже не сразу пугается, а как бы после небольших «раздумий», в течение нескольких секунд он оценивает ситуацию, и после этого может закатить оглушительный рев.

Очень важна для малыша этого возраста и реакция матери на то, что его насторожило. Если мама насторожена, ребенок заливается громким плачем, если она улыбается, давая понять, что всё в порядке, малыш быстро успокаивается.

Старайтесь не провоцировать страхи ребенка, если не хочет одеваться, дайте ему возможность поиграть (познакомиться) с одеждой. Если боится пылесоса, совет очевиден – не включайте его при ребенке.

В этом возрасте страх перед незнакомыми людьми почти проходит, но всегда присутствует по отношению к неадекватно ведущим себя взрослым и детям (пугающих, обижающих и т.д.). Появляется боязнь врачей и медицинских манипуляций, которые могут причинить боль. У некоторых детей может появиться страх высоты (боязнь забираться на лесенку, быть поднятым высоко над головой). В этом возрасте каждый третий ребенок боится оставаться без мамы. Это указывает на повышенную эмоциональную чувствительность и привязанность к маме. Ближе к 1,5 годам появляется боязнь неожиданных резких звуков. Она обусловлена все тем же инстинктом самосохранения, так что не стоит заострять на ней внимание при условии, что ребенок не слишком сильно и долго беспокоится.

Многие страхи второго года жизни плавно переходят на третий год: боязнь врачей, уколов и резких звуков.

С возрастом привязанность к родителям растет. В связи с этим возникает страх одиночества и потери эмоционального контакта с мамой. Именно поэтому в этот период не советуют отдавать детей в детский сад.

Обычно в этом возрасте на ребенка обрушивается много запретов, причем некоторые родители начинают применять запугивания («Сейчас отдам тебя милиционеру!») и наказания с целью добиться послушания. Это не может не отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. Поэтому постарайтесь не прибегать к такой тактике воздействия на детей, она дает временные и мнимые результаты.

В этот же период дети могут начать бояться животных, так как начинают понимать, что они не такие уж и безобидные. Учите малыша правильному поведению по отношению к животным (“Чужую собаку нельзя гладить без спроса”), обсняйте ему, каких животных и при каких обстоятельствах нужно остерегаться, а в каких случаях можно не беспокоиться (“Червяк безобидный, он не кусается”).

В этом возрасте активно развивается воображение, поэтому у ребенка могут появиться воображаемые страхи (Баба Яга, Дракон, т.д.). В результате ребенок боится темноты или не хочет оставаться один.

Если родители ладят между собой, поддерживают ребенка, участвуют в его играх, особенно отец, символ спокойствия и надежности, воображаемые страхи улетучиваются.

Самая большая ошибка родителей – это высмеивание и пренебрежительное отношение к страхам ребенка («Такой большой, а боится бабок Ёжек»). В итоге страх закрепляется, ребенок замыкается в себе, а по отношению к родителям появляется отчуждениие.

Часто в этом возрасте детям сняться страшные сны (отражение их переживаний). Дети боятся засыпать, боятся спать одни. Вы, наверно, понимаете, что нужно делать в таком случае: поговорить с ребенком о его страхах, постараться их развеять, посидеть с ним, пока он не уснет, оставить включенный ночник.

От прошлых лет могут остаться и реальные страхи уколов, боли и неожиданных звуков, появляется боязнь крови, воды, замкнутого пространства.

В этом возрасте страхи наиболее выражены, так как ребенок уже очень хорошо осознает возможные последствия в случае опасности. Также появляется главный страх этого возраста – страх смерти, как своей собственной, так и близких родственников. На основе страха смерти возникают различные “сопутствующие” страхи – страх перед животными («Покусает, и я умру»), боязнь огня («Обожгусь, сгорю»), страх перед водой («Утону»), боязнь привидений, НЛО, сказочных персонажей, страшных снов, войн («Все погибнут»), нападений («Меня побьют, будет больно»), болезней («Заболею и умру»). Все эти страхи имеют более обостренную форму у впечатлительных, физически ослабленных и нервных детей. Вы не сможете защитить ребенка от всех страхов, но сможете помочь ему их осознать, уменьшить и преодолеть.

По мере взросления ребенка «взрослеют» и страхи. Если страхи появляются в своё время и не слишком бурно проявляются, то эти страхи – естественные спутники развития вашего малыша. Если же страхи не соответствуют возрасту ребенка, становятся навязчивыми, причиняют ему страдания, не дают спокойно спать, общаться и развиваться, а ваши усилия по их устранению безуспешны, то попробуйте обратиться по этому поводу к детскому психологу.

Помните, самое главное для ребенка – доверительные, дружеские отношения с родителями и их любовь. Если уж случилось так, что у малыша возник страх, ни в коем случае не игнорируйте его!

Невротический страх характеризуется чрезмерным эмоциональным напряжёнием, избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного. При этом ребенок ощущает внутрений дискомфорт, в связи с чем возникает защитная реакция, выражающаяся в неосознанных навязчивых действиях (тиках): облизывание губ, подмигивание, покашливание, наморщивание лба, носа, подергивание руками, головой, и т.п. Если страх продолжает и дальше травмировать детскую душу, то могут появиться дополнительные симптомы : сосание пальца, обгрызание ногтей, раскачивание на четвереньках, энурез, заикание. Невротические страхи мешают ребенку полноценно развиваться, общаться с людьми и накладывают отпечаток на его характер.

Почему страх закрепляется?

Многие дети испытывают различные страхи, но со временем успешно их преодолевают. Однако не у всех детей всё заканчивается так гладко. Давайте разберемся, при каких обстоятельствах обычные детские страхи могут перерасти в невротические.

Причины невротических страхов

Индивидуальные особенности малыша. Чаще страхи появляются и закрепляются у тревожных, очень эмоциональных и впечатлительных детей (особенно это касается детей, неуверенных в себе). Такие дети принимают всё близко к сердцу, легко расстраиваются, они не умеют проговаривать свои тревоги и обиды и не могут постоять за себя. Физически ослабленные дети также могут быть подвержены страхам в большей степени, чем их более крепкие сверстники.

Ошибки воспитания. Отсутствие единой системы воспитания или глубокого и постоянного эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, и, как следствие, чувство незащищенности и искаженное представление о себе, ведут к постоянным детским переживаниям (любим – не любим, нужен – не нужен, хорош – не хорош) и неуверенности в себе.

Ребенок становится более подвержен разного рода страхам, когда в воспитании применяется множество угроз, отрицательных внушений («Только плохие девочки так поступают»), запретов и требований, или родители часто рассказывают ребенку о возможных негативных последствиях («Одень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу»), или, добиваясь послушания, запугивают его (“Не убегай, а то злой дядька в мешок тебя посадит и утащит”).

Семейная обстановка . Зачастую страхи передаются от родителей к детям: мама боится темноты, лягушек, потерять деньги – и заражает этим страхом ребенка. Также страхи возникают у детей мнительных, нервозных родителей, которые следят за каждым шагом ребенка, особенно если он единственный, поздний или «болявый». Ребенок легко перенимат такое состояние родителей и нездоровую форму их реакций.

Подверженность страхам и “застревание” на них может появиться у ребенка, в семье которого сложилась неблагополучная атмосфера (конфликты между взрослыми), либо при изменении привычных условий жизни: развод родителей, появление в семье нового ребенка, переезд в новый дом, смерть близкого родственника.

Страшный случай. Произошедшая с ребенком какая-то неприятная история (укусила собака, упал со второго этажа двухъярусной кровати, потерялся) естественно сильно напугает его и, возможно, оставит глубокий след в его сознании. Нужно объяснить малышу, почему так произошло и как надо поступать, чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации.

Детские фантазии . Всем известно, какие фантазеры наши дети. Ребенку ничего не стоит вообразить себя схваченным бабой Ягой или идущим по шаткому мосту над пропастью. Поэтому не стоит пугать ребенка страшными рассказами, приведениями, бабками Ёжками или Бабайкой. Также очень внимательно нужно относиться к выбору телепередач и фильмов для ребенка.

Как преодолеть страх?

Многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх. Но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. Но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, нарушение сна, заторможенность, неврозы). Только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

Итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

  1. Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье – окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
  2. Ребенку очень важен телесный контакт : обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голов е, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
  3. Расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. Постарайтесь развеять сомнения малыша. Вместе подумайте, как справиться с этими страхами. Если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
  4. Подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. Или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. Пусть плюшевая игрушка станет верным другом и преданным защитником.
  5. Избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач , поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
  6. Прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). Но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
  7. Постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает . Мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. Познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. Обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечную собаку, прочитайте книжки, где главным героем будет собака. Потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
  8. Проигрывайте ситуации, пугающие малыша . В игре с мягкими игрушками пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
  9. Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации , чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
  10. Рассказывайте ребенку истории , в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. Представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

Всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. Если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. Понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Наличие у ребенка невротических страхов – это уже повод обратиться за консультацией к детскому психологу и неврологу.

Чем победить детские страхи? Советы психолога

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям:

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что. ». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот­реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

Как бороться с постоянным страхом за своего ребенка

Страх за ребёнка – это сильное чувство, с которым сталкиваются многие родители. В статье вы узнаете, почему он возникает, всегда ли оправдан и получите практические советы психолога о том, что делать в этой ситуации мы.

Страх – это сильное чувство, с которым сталкиваются многие родители. Сегодня мы разберемся, почему он возникает, всегда ли оправдан и как поступать родителям в этой ситуации. Так же вы получите практические советы психолога центра К.О.Т., Натальи Ломилиной, о том, как снизить свою тревожность по отношению к ребёнку.

Почему мы чувствуем страх за ребёнка?

Страх потери своего присущ не только родителям не только Homo Sapiens. За своё потомство «переживают» многие живые существа. Причем, чем выше организация вида, тем более трепетно его представители относятся к своему потомству.

И не зря. Это необходимое условие выживания малышей, а значит всего вида. Сохранить жизнь своему потомству – значит продолжить род, а также выполнить своё предназначение, заложенное самой природой.

На этом закончим рассуждение о природе, и перейдём к нашему вопросу по поводу страха родителей за детей.

Малыш рождается совсем беспомощным. Он ничего не может без мамы. Все инстинкты и здравый смысл подсказывают уделять ему максимальное время, ухаживать и заботиться.

Но приходит время, малыш растет, развивается, затем взрослеет. Приходит время отпускать его в социум, в его «стаю». В этот момент приходится всё больше и больше отпускать родительский контроль, чтобы в итоге он стал полностью самостоятельным, сильным человеком. Чтобы он смог завести свою семью, родить детей, воспитывать их. А значить – продолжать род человеческий.

До этого пройдёт ещё много времени, но важно понимать, что момент, когда ваш малыш станет совершенно автономным наступит. Точнее, он должен наступить при нормальном развитии событий. И отпускать ребёнка, давать ему самостоятельность, необходимо постепенно, чтобы он учился с ней жить и отвечать за свое здоровье и поступки в целом.

Обоснован ли мой страх?

Конечно, бывает по-разному.

Страх бывает реальным, обоснованным. Если ребенок поздно вечером по темной улице идет один, то точно есть повод для переживаний. Мало ли какие опасности могут его подстерегать! Таких ситуаций лучше не допускать.

А вот когда ребенка не отпускают с классом на экскурсию на организованном автобусе в сопровождении коллектива взрослых, потому что мама боится за него – это совсем другая история. История страха необоснованного.

Почему возникает чрезмерный страх за ребёнка?

  1. Гиперопека – как способ контроля.

«Я хочу все контролировать. Я могу все контролировать. Я спокойна, когда у меня все под контролем» – думает мама в этом случае. Здесь вам кажется, что без вас ребенок точно не справится, попадёт в плохую историю. Вы не видите в нём способности самому принимать решения, ведь они могут быть опасными и неверными.

Недостаток внимания в Вашем детстве.

«Мне очень хотелось внимания родителей, когда я была ребёнком, а они были заняты и мало мной занимались. Страшно вспомнить, в какие только ситуации я не попадала, как вообще жива осталась!». Бывают случаи, когда воспитание родителя на самом деле слабо контролировали. Он успел «насмотреться» на то, как много опасностей вокруг и прекрасно помнит, как безрассудно ведут себя порой дети. А, возможно, у вас есть опыт, когда на самом деле происходили страшные случаи с друзьями и знакомыми в вашем детстве… Вы решаете, что своих то ребёнка вы точно от этого оградите. Заботу, которую не получили вы, обязательно дадите им в полной степени.

Гиперопека как привычный стиль воспитания.

Это ситуация, противоположная описанной выше. Родителя всегда контролировали, а может быть и сейчас контролируют. В вашей картине мира это нормально, привычно, правильно. Хотя в этом случае у вас наверняка есть недовольство по отношению к вашим родителям по поводу излишних советов, частых звонков и т.д. Но вы, в принципе, уже привыкли, считаете, что всё хорошо. Переносите такую модель воспитания в вашу семью.

«Если ребенок будет справляться со всем без меня, я стану ему не нужна. А он – главное в моей жизни!» – вот как думают некоторые мысли мамы, которые боятся я за детей. Причём, не всегда эти мысли четко осознаются. И чрезмерная опека объясняется другими причинами.

    Тревожная мама – страх на личном уровне

Она боится не только за ребенка, а в принципе за всё. Но за него особенно. Потому что чем важнее человек или событие, тем больше за него переживаешь. Здесь причины страха на личном уровне, и дать ответ откуда взялась тревожность так просто не получится, потому что причин, способов работы с ними, очень много. Если вы чувствуете, что переживаете за всё и за всех, вам в голову часто приходят страшные мысли о вашем здоровье, здоровье родственников и детей, стоит разбираться с этим вопросом. Здесь стоит прийти на консультацию психолога. Потому что жить и самому сложно, когда постоянно боишься.

«Все боятся, и я тоже» – это страх социального уровня.

Верные помощники в этом -страшилки в соц. сетях, новостях. Вы видите, сколько ужасного происходит в мире. Как сейчас неспокойно, сколько терактов и катастроф, аварий… Да, они есть. Но не так много, как кажется! СМИ показывает «выжимку» всего самого страшного, так ещё и делает акценты на этом. Здесь любой, после недели внимательного просмотра всех ужасных событий в мире станет больше переживать.

Глубокий уровень страха.

В семейной системе в далеких поколениях 5,6,7 колена и далее были трагические потери детей. Страх передается из поколения в поколение. Он становится неосознаваемым, но сказывается на сегодняшней жизни. С этим вопросом работать сложнее, он требует глубокой проработки вопроса, анализа семейной истории.

Важно помнить, что страх за своего ребенка – это нормально. Главное, чтобы он не мешал ребёнку, жить, развиваться и становиться личностью. Его функция – развивать осознанную осторожность и защищать вашего ребёнка.

Как справиться с постоянным страхом?

Первое, что вам нужно сделать – ответить себе на вопрос –на сколько адекватен ваш страх за. Для этого вы можете написать 5- 10 основных моментов, в которых вы особенно переживаете за жизнь вашего ребёнка, и оценить каждый пункт со стороны, как будто о своих опасениях вам рассказывает другой человек.

Хорошо помогает осознание причины. Это можно сделать самому. А если не получается, поможет личная консультация психолога. Когда вы поймёте причину, с ней можно будет работать, и очень успешно.

Так же важна поддержка родителей со стороны, причём от родителей, которые испытывают похожие проблемы. Здесь эффективна работа в группах, специально созданных для родителей. Работа родительского клуба в нашем центре помогут эту поддержку получить и решить волнующий вопрос.

Практические советы как перестать бояться за ребёнка от психолога

Всегда очень сложно делать первый шаг, чтобы отпустить ребенка. Снизить тревожность помогут правила и договоренности.

  • У ребенка есть заряженный телефон с пополненным счетом, он умеет им пользоваться.
  • Он знает ваш номер, номер другого близкого взрослого наизусть. А также точный домашний адрес. В любой ситуации звонит. А также отвечает на ваши звонки.
  • Ребенок знает с кем он отправляется в путь, если это поездка без вас. Знает взрослого, который курирует поездку, к кому он сможет обратиться за помощью.
  • Он знает основные правила безопасности и может легко об этом рассказать, а также соблюдает их.
  • Он знает дорогу, по которой ему предстоит идти самостоятельно.
  • Вы научили что ему делать в ситуации, если он потерялся – обратиться к дежурному у эскалатора, если это метро, например. Смотрителю зала, если это музей и так далее.
  • У него есть легкий перекус, вода и небольшая сумма денег, чтобы оплатить проезд, когда он отправляется в дорогу без вас.

Одним словом, помогите ему в организации и безопасности, дайте почувствовать себя взрослым, самостоятельным.

Займитесь делом. Важным и приятным. Тем, что давно откладывали, ведь у вас может появиться та самая минутка для себя,, которой так давно не хватало.

С заботой о вас и будущем ваших детей, тренинговый центр К.О.Т.

Читайте также:  Какие занятия позволяют детям развивать логические мышление?
Ссылка на основную публикацию