Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Зачем дети учатся?

Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле. Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь. А зачем все это?

Зачем дети ходят в школу?

Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.

Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос – насколько это эффективно?

Внутренняя мотивация: дитя заявляет: “Я хочу!” и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания – интересный и увлекательный. Для каждого свой.

Младшие классы

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.

“Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать”. Лена Г. 1 класс.

“Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко”. Маша П. 2 класс.

“Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же”. Лиза Г. 1 класс.

Следует учитывать и то, что смысл слова “учиться” в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы “перетерпеть” скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.

Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.

Средняя школа

Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это “престижными мотивами”:

“Я люблю, когда учителя меня хвалят”. Ярослав Г. 5 класс.

“Если быть – так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе”. Миша К. 4 класс.

Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.

Вопрос: Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. “престижные мотивы” – то же соревнование.

Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.

Старшие классы

Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.

“Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?” Лена Ф., 9 класс.

Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.

“Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира”. Маша Б. 7 класс.

“Главное в жизни – это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо”. Саша В. 8 класс.

Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?

Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.

Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.

Выпускники

В выпускных классах резко возрастают нагрузки, выделяются классы, ориентированные на высшие учебные заведения. Прежние абстрактные посылы: “много денег”, “много знаний” – уже не годятся. Успеха достигают те, кто четко знает, чего хочет, кто рано сделал самостоятельный конкретный профессиональный выбор.

“В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!” Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.

“Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю”. Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.

“Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим”. Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.

Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.

Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.

Можно ли выработать мотивацию?

Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.

Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:

  • Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 – похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.
  • Не берите с него обещания выполнить следующее задание на “отлично”. Такая задача невыполнима!
  • Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: “К пяти часам уроки должны быть сделаны!” могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух – похвалите его: ему интересно, он старается.
  • Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
  • Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
  • Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
  • Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком. Лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но возможно выйдет Коко Шанель.
  • Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. “Занимательная математика”, “Задачник” Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.

Заключение

Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.

Еще несколько вопросов

  1. Так ли уж невозможно сформировать мотив? Ведь дети психологически зависимы от взрослых.

Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.

  1. Типичная ситуация: “Я много занимался и написал контрольную на четверку, а Витька сделал “шпоры” и получил “пять”.

Психолог: Вот вам и проблема соревнования! Объясните, что, Витька обманул сам себя, он получил хорошую оценку, но не получил главного – знаний. В дальнейшем обязательно возникнет ситуация, когда его подведет невежество.

  1. Ситуация обманутых надежд: “Я столько занимался. А все равно получил трояк. Зачем тогда трудиться?”

Психолог: Пример конфликта внутренней и внешней мотивации. Кому-то пятерка дается легко, а для кого-то и тройка – победа. Если ребенок на самом деле занимался, ни в коем случае не ругайте. Лучше постарайтесь выяснить причину неудачи.

  1. “Моя мама – кандидат наук, еле сводит концы с концами, а Лелин папа окончил семилетку, но возит дочь на Мерседесе”.

Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.

Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.

  1. Заявление школьника родителям (7-й класс(!)): “Я сдал для вас экзамен! Чего вам от меня еще надо!” Ответ: “Я тебе всю душу отдала, а тебе ничего не надо!”
Читайте также:  Раскраски для мальчиков бесплатно в формате PDF: спецтехника, машинки, одежда

Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.

Зачем нужно учиться в детстве

Прошло 19 лет. Мне 30. Чего я добилась в этой жизни? Что хорошего сделала? Работа неинтересная, денег вечно не хватает, семья могла бы быть и больше. И вообще жизнь могла быть счастливее, успешнее. Ведь я ж не глупая. В школе хорошо училась, маму слушалась.

Мне 11. Сижу на неинтересном уроке географии. Учительница что-то бубнит себе под нос. Дети делают вид, будто смотрят в учебник. По классу то тут, то там пролетают самолетики и записки. За окном солнечный осенний денек. Смотрю на все это, и в голове сам собой возникает вопрос — что я тут делаю? Вообще, зачем нужно учиться? Зачем столько времени убивать на непонятно что? Куда потом все это применять? Кому это может пригодиться в будущем? Что из всех этих алгебр, географий и геометрий можно будет по делу применить в жизни?

Зачем нужно хорошо учиться, если троечники становятся олигархами? Если люди, не прочитавшие в своей жизни ни одной книжки, работают чиновниками? Кому надо, чтобы мы просиживали свои лучшие годы детства в душных классах?

Может, нам бы лучше резвиться на солнышке, не обременяя себя науками? Может, лучше предоставить детям свободу выбора: кто чем хочет, тем и занимается. Может, тогда все вдруг сложится идеально — каждый ребенок будет счастлив. Ведь есть же дети, которым нравится математика, или чтение, или другие предметы. Или это заблуждение, что дети сами знают, что для них лучше, и знают, чего хотят?

Прошло 19 лет. Мне 30.

Чего я добилась в этой жизни? Что хорошего сделала? Работа неинтересная, денег вечно не хватает, семья могла бы быть и больше. И вообще жизнь могла быть счастливее, успешнее. Ведь я ж не глупая. В школе хорошо училась, маму слушалась.

Смотрю на коллег по работе — умные девчонки и ребята. Могли бы стать кем-то, сделать в своей жизни что-то большее, чем бумажки перебирать и перед начальством на ковре краснеть.

Успех родом из школьного детства

Была у меня подруга в детстве. Мы обе учились, в общем-то, хорошо. Но я училась скорее из послушания. А ее родители усиленно обучали, иногда даже через не хочу. Всячески старались, чтобы она усваивала больше, чем есть в школьной программе. И три языка она изучала. И на всяких олимпиадах и соревнованиях выступала. И стихи и пьесы учила, чтобы в детском театре участвовать. Так было с первого класса. Сначала родители ее всюду пристраивали. А потом она и сама с удовольствием активничала. И учеба давалась ей как будто легче: она легко заучивала стихи, быстро писала сочинения, никогда не боялась отвечать у доски.

Моя мама в силу занятости не могла мной заниматься. А сама я стеснялась, была тихой скромницей. Звезд с неба не хватала. Можно сказать, что я с детства привыкла к себе посредственной. Хотя нельзя сказать, что у меня не было возможности развиваться. Сейчас я вижу, что таланты у меня есть, но развивать их поздновато.

И что мы имеем к 30 годам? Моя школьная подружка живет насыщенной жизнью: счастлива с мужем, растят двоих ребят, путешествуют, оба работают на очень престижных должностях и активно занимаются развитием своих детей. Думаю, что в такой семье у детей не возникает вопроса — зачем нужно учиться в школе.

Супругам не приходится выбирать одежду подешевле, отель поскромнее, репетиторов недорогих. Они могут себе позволить лучшее. У них нет вопросов с деньгами. Как говорит подруга, «Если мне нужны деньги, я всегда знаю, где и как заработать».

На первый взгляд можно было бы сказать, что ей просто повезло. С родителями, с мужем, с детьми. Но недаром говорят: подобное притягивает подобное. На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» я поняла, почему так получается. Почему те, кто активно учатся, достигают большего в жизни, живут радостнее.

Кому чему учиться

Детство — это самая лучшая пора развивать то, чем одарила нас природа. Другого времени не будет. Другое дело, что не часто ребенка вовлекают в деятельность, к которой он склонен по природе.

На тренинге Юрия Бурлана я раскрыла для себя, почему все дети разные. У каждого из нас есть врожденные свойства психики — вектора. Их всего восемь, и каждый дарит своему обладателю определенный набор талантов.

Ребята с кожным вектором гибкие и телом и душой, шустрые, мыслят логически, склонны к быстрым решениям задач. В будущем — талантливые инженеры и организаторы. Обладатели анального вектора, напротив, усидчивые, послушные люди, легко вовлекаются в учебу. Они любят разложить все по полочкам и очень внимательны к деталям.

Люди со зрительным вектором невероятно эмоциональны, обладают образным интеллектом, очень способны в учебе. Это те, кто зажигает эмоции и в себе, и в других: любовь и чувства для них — смысл жизни. Звуковой вектор наделяет своего обладателя способностью следовать за идеей, передавать с помощью слов другим людям новые смыслы. Именно такие люди способны на революционные перевороты в работе и творчестве. У звуковых детей большой интеллектуальный потенциал, но они же и самые хрупкие — для нормального развития им нужны специальные условия.

Кожнику важно успеть в детстве развить организаторский и инженерный таланты. Ребенку с анальным вектором необходимо много учиться, ведь анализировать и систематизировать информацию — его талант. Зрительнику важно активно познавать окружающий мир и научиться сочувствовать другим людям. А звуковика лучше всего обучать понимать смыслы и выражать свои мысли точным словом.

Кто на что учился

Моя подруга развивала все свои способности:

она научилась упорству в достижении цели, когда заучивала наизусть длиннющие сложные тексты классической литературы;

она развивала психологическую гибкость, выполняя неизвестные ей заранее задания на соревнованиях и олимпиадах;

она училась сочувствовать и сопереживать другим, прочитывая тонны книг классики;

она с детства усваивала огромные объемы информации;

родители тренировали ее складывать мысли в слова на бумаге и в разговоре через совместное обсуждение литературы;

она развивала логику, понимание нюансов смыслов и музыкальный слух через обучение математике, иностранным языкам и музыке.

Она не стала олигархом, поэтом, не стала актрисой или режиссером. Но благодаря очень развитым анальному, кожному и зрительному векторам она уже в юности была способна получить любое интересное для нее образование. Она выбрала самое престижное на тот момент — экономическое. Работала в крупной фирме экономистом. Позже стала финансовым директором. Будучи в декрете, начала работать на себя финансовым консультантом. Сейчас еще и преподает бухгалтерский учет и экономику, да так, что все ученики обожают ее и предмет.

Благодаря своему развитому чувственному зрительному вектору привлекла к себе такого же развитого мужчину. У них очень нежные отношения, они одновременно и коллеги, и друзья. Им всегда интересно вместе. Ее муж периодически интересуется у меня и других ее подруг, что жене понравилось, когда мы с ней гуляли по магазинам, — что бы такое ей подарить или куда свозить? Эх, мне бы такие отношения!

Сейчас я понимаю, что тоже могла бы с детства развить в себе чувственность, открытость, талант писателя. Могла бы заниматься любимым делом и жить в удовольствие. Могла бы стать более открытой и уверенной в себе в отношениях с мужем. Какой была бы моя жизнь, если бы я так же активно обучалась всему в детские годы…

Как развить талант жить

Талант жить среди других людей мне приходится по чуть-чуть развивать только сейчас, будучи уже взрослой тетей. И сейчас я четко понимаю, чего мне не хватало в детстве. Но тогда я понятия не имела, что на самом деле мне требуется, что мне полезно и важно.

Я старалась, но не получала от учебы особого удовольствия. Помню, как подруга взахлеб пересказывала мне события книги «Дети капитана Гранта». И ее зажигательное объяснение аж трех способов решения алгебраического уравнения. С каким интересом в 16 лет она читала Мартина Идена в оригинале.

Моя подруга получала настоящее удовольствие от жизни, учебы, разных событий. Так остается и сегодня в ее взрослой жизни. Потому что все развитые способности ей легко реализовать в работе, дружбе, семье, воспитании детей. Она больше отдает семье и обществу и больше получает радости от жизни.

Если бы мне в 10 лет сказали, что учить уроки нужно, чтобы быть счастливой, я бы не поверила. Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться, если ребенок не в состоянии представить свое возможное будущее?

Ребенка можно только вовлечь в учебу, давая ему возможность максимально раскрывать свои природные способности. Зрительного ребенка увлечь чтением классики и вести в театр. Кожного — в спорт и кружок авиаконструкторов. Ребенка с анальным вектором не перебивать, не дергать и не торопить. У таких детей от природы высокое стремление быть лучшим в учебе. Звуковик тоже легко вовлекается, если стимулировать его желание познавать скрытые закономерности мироздания. И криками не мешать ему слушать внешний мир. Дети легко вовлекаются во все. Главное — понимать их векторальные особенности.

Талант жить счастливо развивается в детском саду, за школьной партой, за домашней работой. Каждый день в жизни развитого и реализованного человека наполнен невероятными событиями, радостными эмоциями, приключениями и впечатлениями.

Понять себя и стать более реализованным и развитым можно и взрослым людям — благодаря точным знаниям о психических особенностях — векторах человека.

Найти себя, открыть свои таланты заново, встать на верный путь в жизни уже у многих получилось:

«Профессия получила заметное развитие.

По роду деятельности я IT-специалист. Здесь нет очевидных причинно-следственных связей с СВП. Нельзя сказать, что я узнал на СВП вот это, и оно вот таким образом помогло в работе. Но за это время у меня произошёл ощутимый рост. Не без помощи нового знания в том числе – уверен. »

«Научный подход помог определить мой вектор и осознать себя.

Работа ужасно не нравится, думаешь что не так! Да, сидячая работа и без очевидного результата, кожный вектор не реализуется, значит нужно сменить на что-то более динамичное. А КЗС чем должна заниматься — воспитанием детей! Значит — в школу/колледж/институт преподавателем нужно попробовать. И все! Жизнь начинает налаживаться! Да не то что налаживаться,а сиять множеством ярких, ослепительных лучей,которые ты даже не замечала раньше!»

Как объяснить ребенку, что нужно учиться

Нынешнюю систему образования не критикует только ленивый, возмущения относительно завышенных требований высказывает по меньшей мере каждый второй. К сожалению нежелание получать знания захватило подрастающее поколение. Почему и как с этим бороться? Как научить ребенка учиться и объяснить ему, что это нужно ему самому?

www.kinderiq.com

Почему современные дети не хотят учиться?

Причин много. Глядя на негативную реакцию родителей в адрес школы, у детей нет шансов ассоциировать учебу с чем-то приятным. Поэтому возложим груз ответственности в первую очередь на несдержанных пап, мам и ворчащих бабушек. Стремление взрослых обеспечить подрастающее поколение и сделать жизнь потомков легкой и беззаботной вполне естественно. Но на благо ли? Родители с удовольствием вживаются в роль джиннов, чем лишают детей возможности проявлять волевое усилие. Мы все делаем за них. При таких условиях воспитания сложно объяснить ребенку, что нужно учиться.

Читайте также:  Раскраски для девочек - скачать бесплатно в формате PDF

Работа над ошибками или как научить ребенка учиться

  • Формируем позитив

Обучение должно вызывать положительные эмоции. Весь процесс контролировать не получится, но с помощью вашего авторитетного мнения можно сформировать благоприятное отношение к урокам, к одноклассникам, к учителю.

Расскажите парочку-другую забавных историй из вашей школьной биографии, о ваших, естественно безобидных и невинных, развлечениях на переменах, о том, как вы до сих пор созваниваетесь со своей первой учительницей.

Не критикуйте образовательную систему, поведение педагогов и «отвратительные учебники» в присутствии своего всеслышащего чада. Школа – это общение, полезные знания, опыты и вкусная булочка на перемене.

podrostkoff.ru

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать желание учиться. Ваш кроха еще беззаботно радуется песочным куличикам в местной песочнице и вопрос образования заканчивается аплодисментами по поводу верно сложенной пирамидки? Отлично. Стимулируйте естественное стремление открывать новое, поощряйте за любознательность и не оставляйте вопросы без ответа. Получая удовлетворение от полученной информации, малыш привыкнет спрашивать, как следствие – познавать. Пытливость ума – вот что стоит развивать с маленького возраста.

«Он не интересуется ничем!» Ищите причину. Ваша задача – объяснить и учить личным примером. Если вы читаете в свободное время, книга сопровождает вас повсюду, скорее всего ваш ребенок в стремлении подражать авторитетному родителю, тоже пристрастится к чтению.

Еще один способ – материальное поощрение. Но с возрастом запросы растут. Навряд ли подросток будет посещать курсы английского за чупа-чупс. Поэтому стимулируйте внутренние импульсы и желание получать удовольствие от познания.

Кормит мама, одевает папа? Так проще. Быстрее и спокойнее. Учить и объяснять? Времени нет. Ребенок не имеет шансов проявить инициативу. В таком случае мы не позволяем развиваться детской самостоятельности. В декретном отпуске мамочка играет, читает, рисует вместе или вместо малыша. В результате кроха так и не научился получать удовольствие от самостоятельной игры. Позволяйте детям проявлять творчество и инициативу.

  • Учите малыша доводить начатое дело до конца и оценивать результаты.

Необходимо выработать цикличность: начало – основной этап – завершение – подведение итогов. Не стоит перехваливать кроху. Если плоды стараний не соответствуют его ожиданиям, мягко укажите на варианты более эффективного исполнения задания. Не критикуйте жестко. Иначе можно отбить охоту к любому начинанию. Психологи не рекомендуют сравнивать ребенка с другими более или менее успешными товарищами. Подчеркивайте личные достижения. «Посмотри, сегодня ты нарисовал аккуратнее, чем вчера».

  • Обучение в школе требует проявления волевого усилия.

Не всякая деятельность приносит удовольствие, но каждый из нас знает, что чаще всего это необходимый этап для достижения цели. Очень лень и трудно? Объясните, для чего нужно стараться, опишите в красках ожидаемый результат, ради которого стоит немного поднапрячься.

  • Как можно чаще предлагайте проблемные ситуации.

Выбирайте вопросы, которые касаются интересной для ребенка тематики и соответствуют его возрастным возможностям. Так малыш научится анализировать задачу, делать выбор, принимать решение и нести ответственность.

  • Разговоры о том, что учебная нагрузка превышает допустимые пределы, бесконечны среди родителей. Времени на отдых действительно немного. Научили учиться? Научите эффективно и качественно отдыхать.

Не стоит ответственность за воспитание своего ребенка перекладывать на систему. Вы, как грамотный родитель, должны четко знать, как научить ребенка учиться.

Стоит изменить свое отношение к школе, принять программные требования как необходимое условие для того, чтобы идти в ногу со временем, прислушиваться к своему малышу и направлять его энергию в нужное русло – учеба в школе не будет проблемой. Тем более, всегда остается альтернатива и права выбора дополнительных кружков, курсов и занятий по интересам.

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы влияете на мотивацию, как объясняете детям, что им нужно учиться.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Как объяснить ребенку, почему нужно учиться?

Родителям проще, если ребенок хорошо учится и соблюдает дисциплину в школе. Но дети не могут справляться со всеми задачами одинаково успешно. Кому-то легко дается учеба, у кого-то возникают сложности. Плохие оценки — это не показатель глупости, а пятерки — не гарантия успеха в будущей жизни. Иногда полезнее правильно расставлять приоритеты, сосредотачиваться на важном, чем изнурять себя стремлением к идеалу. Родителям стоит учить детей задавать вопросы, искать на них ответы и получать от этого удовольствие. Стремление к знаниям наполняет смыслом существование человека.

В каком возрасте ребенок начинает проявлять познавательный интерес

Маленький ребенок начинает познавать мир, как только рождается. Сначала он только наблюдает за происходящим вокруг. Научившись держать предметы в руке, ползать, ходить, малыш расширяет способы взаимодействия с миром. Скачок в развитии особенно заметен, когда он начинает разговаривать. Вербальный контакт с родителями и другими окружающими людьми дает возможность задавать вопросы и получать на них ответы.

От реакции и отзывчивости мамы с папой зависит, будет ли их дочь или сын проявлять познавательный интерес дальше. Некоторые родители отмахиваются от детей, отделываются краткими ответами в стиле «потому что» или «подрастешь — узнаешь». В такой ситуации или легче решать дилеммы самому или вообще не размышлять лишний раз.

Стоит проявлять интерес к темам, которые поднимает даже самый маленький мальчик или девочка. Поддерживать с ними разговор, искать решение вместе, прибегать к помощи книг и интернета. Так развивается логическое мышление, речь, усваивается больше информации.

Способы мотивации к учебе

Традиционно мотивация к учебе предполагает использование «кнута и пряника». Поощрение за успехи на этом поприще бывает финансовое (дополнительные карманные деньги за вовремя сделанное домашние задание или четверть без троек), материальное (подарки, одежда и т. д.), эмоциональное (походы в кино, поездки в цирк или по магазинам как награда за пятерку в четверти) или словесное одобрение. Наказание за двойки, неаккуратность или лень проявляется в лишении ребенка любимых игрушек, занятий, общения с друзьями.

В прошлые столетия уклон часто делался именно на «кнут». Если ребенок хорошо справлялся с возложенными на него обязанностями, то это считалось нормой. В случае неуспеха — его надо было наставить на правильный путь. Практиковались даже телесные наказания.

Сегодня родители все больше увлекаются психологией, читают статьи, обращаются за помощью к специалистам и стараются обращаться с детьми как с равными себе людьми.

Можно с раннего детства подогревать интерес к получению знаний, практикуя семейные вечера с настольными играми, захватывающие квесты с поисками подарков по квартире в дни рождения. А также викторины, озвучивание интересных фактов или новых слов за завтраком.

Детские интересы стоит всегда поощрять, развивая в ребенке способности и таланты. Из каждого хобби можно извлечь не только практическую пользу, но и новые знания об истории интересующей области, рекордах и самых известных людях в ней.

Если ребенок не видит смысла в изучении какого-то предмета в школе, можно продемонстрировать ему практическую пользу от применения знаний. То, как взрослые люди строят города, мосты, возводят линии электропередач или пишут сценарии к сериалам благодаря пониманию математики, геометрии, физики, русского языка — хорошая мотивация для изучения алгоритмов, формул и правил.

За нежеланием ребенка ходить в школу могут скрываться проблемы в отношениях с одноклассниками или учителями. Напряженная обстановка в классе, давление на отличников со стороны хулиганов часто отбивает желание хорошо учиться. Можно чаще разговаривать с детьми и сохранять с ними доверительные отношения, чтобы быть в курсе происходящего.

Стоит правильно распределять нагрузки, чтобы школьник успевал отдохнуть после уроков, но и не оставлял выполнение домашнего задания на ночь. Тем, кто полностью предоставлен себе или, напротив, загружен ежеминутно обязанностями, репетиторами и тренировками, труднее планировать свой день и находить стимул для учебы.

Ошибки, которые допускают родители

Иногда в стремлении сделать своего ребенка успешным и образованным человеком, родители перестают видеть в нем личность. У него могут быть свои желания, предпочтения, планы. Важно четко понимать, почему ему нужна пятерка по литературе, и настолько ли принципиально исправлять тройку по физике. Гуманитарии могут обойтись без выстраданных пятерок по точным наукам. А технари — без знания всех ключевых сражений войны двухсотлетней давности. Не стоит реагировать на плохие оценки, как на конец света.

Постоянный подкуп в виде денежных средств или подарков за пятерки тоже не формирует правильного отношения к учебе. Человек учится не ради собственного развития, а для сиюминутного удовольствия. Стоит исключить постоянное поощрение — стремление получать пятерки пропадет.

Шантаж и угрозы в качестве мотивации пагубно сказываются на любых отношениях. Повлиять таким способом на ребенка можно только в начальной школе. Подростки остро реагируют на давление со стороны родителей и могут перестать учиться в знак протеста.

Постоянный контроль, проверка дневника, участие мамы в выполнении домашнего задания уместно в первом классе. Дальше ребенку стоит учиться самостоятельно отвечать за свои уроки и оценки. И обращаться за помощью к взрослым по мере необходимости.

Тогда возникнет осознание ценности и значимости своего труда, гордости за отметки.

Анализируя успехи сына или дочери, можно сравнивать их текущие оценки с прошлыми результатами, не приводя при этом в пример одноклассников, соседского мальчика или дочку знакомых. Это портит самооценку и редко кого мотивирует.

Возраст — не помеха для учебы. Примером этому не только доживающие до преклонных лет и всю жизнь посвятившие науке ученые и преподаватели. Но и те пенсионеры, что оставив основную деятельность, идут учиться чему-то новому в средние и высшие учебные заведения.

Ценно не стремление получать хорошие оценки, а навыки работы с информацией, умение структурировать ее, запоминать самое важное, обращаться к источникам. Получить пятерку можно, списав или поддерживая хорошие отношения с учителем. Захотеть узнать об изучаемом предмете больше — значит расширить кругозор, повысить эрудицию.

В современном мире часто меняется обстановка на рынке труда, экономические и социальные условия. Любовь к учебе поможет быстро ориентироваться и без труда находить для себя интересную сферу деятельности, не останавливаясь на одном полученном в юности образовании.

Как объяснить ребенку, зачем нужно учиться?

Дитя пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой довольно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и мочи, которые можно было бы потратить на другое, более интересное дело?

Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот тут без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют смысл учебы.

Читайте также:  Поделки новогодней тематики - простые идеи

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на ребяческий вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы устроиться в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь усердствовать – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые места)».
  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не соображают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне весьма нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто запугивают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с алым дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую попросту не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальней: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Учиться, чтобы развиваться

И вот тут можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Безотносительно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и говорить, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть дитя перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жития. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле пришлось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не упадая, научился не за один день).

Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально существовать:

  • Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
  • Поддерживают физиологическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
  • Речь позволяет соображать друг друга и т.п.

Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в нынешнем обществе:

  1. Прочитать инструкцию к прибору.
  2. Написать письмо другу.
  3. Рассчитаться за покупки в магазине.
  4. Выбрать интересный город для отдыха.
  5. Найти пункт жительства знакомых по адресу и т.п.

Без них очень сложно будет ориентироваться в вселенной. Получить эти навыки поможет учеба.

Подросткам можно разъяснить значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:

  • Самодисциплина.
  • Ответственность.
  • Грамотность.
  • Работоспособность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность.
  • Креативность.
  • Культурность.
  • Умение изготавливать все мыслительные операции.

Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как последствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.

Понять смысл учебы поможет также собственный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много получаю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Значительнее – успешность, которая приведет к гармонии.

Мотивирование к учебе

Чтобы школьнику было обучаться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет нужда этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, работая наедине с педагогом.

  • Собственным примером показывать, что узнавать что-то новоиспеченное – это интересно.

Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для дел пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и руководства к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».

Родители поделились на 4 группы: воспрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие руководства детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).

Через пора психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Итоги показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низенький уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить вытекающее правило.

  • Позволять проявлять самостоятельность, если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подмахнёт тетрадь, заполнит дневник.
  • Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Ныне у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
  • Адекватно загружать. У любого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не необходимо заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут содействовать появлению негативного отношения к учебе.
  • Спрашивать о школьных успехах, жития в коллективе. Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
  • Повествовать о своих неудачах и успехах, советоваться. Хорошие отношения с родителями – заклад спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.

Роль семейства в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если объект преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать заинтересованность к нему у ребенка.

С другой стороны, даже усиленное влияние преподавателя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старательности педагога.

  • При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
  • Ругать детей за нехорошие отметки и нарушение дисциплины.
  • Игнорировать учебный процесс.

Лучшие родители – это те, какие поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в этап неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.

Поделитесь с товарищами:

«Как объяснить ребенку, почему нужно хорошо учиться?»

Над этим вопросом человечество бьется уже много веков. В источниках древней Греции, датированных III-II тысячелетием до нашей эры можно встретить сетования родителей на нерадивых детей, не желающих осваивать науки и ремесла.

Самое сложное дело — объяснить ребенку, что сейчас он должен делать то, чего не хочет, что не вызывает у него интереса, результат чего наступит не скоро.

Легче всего это сделать в начальной школе — там еще интерес к учебе не потерян, и ребенок сам мотивирован. Однако интерес к учебе может быть отбит еще в дошкольном возрасте неумеренными занятиями по подготовке к школе. Не которые родители стремятся научить читать и писать детей дошкольного возраста. Если у дошкольника раннее обучение встречает сопротивление и жалобу на скучность этого занятия значит его еще рано учить школьным премудростям.

Познавательный интерес не формируется, к сожалению, из ничего, родителям необходимо потратить на это свое время и силы. Одних слов, увещеваний и запугиваний не достаточно.

У многих младших школьников слово «нужно» отбивает напрочь, все желание учить и делать то, что требуют от него учителя и родители. Поэтому родителям желательно перевести слово «надо» в действие «мне хочется узнать, потому что это интересно». Для этого необходимо учитывать, что развитие ребенка несет в себе особенности, которые формируют познавательный интерес у ребенка с самого раннего возраста.

Какие особенности развития психики ребенка помогают сформировать у младшего школьника желание учиться?

  1. Подражание. Родители на своем примере могут показывать , что им интересно узнавать что-то новое. Если родители постоянно расширяют свой кругозор через чтение хороших книг, которые им интересны и рассказывают своему ребенку на доступном ему уровне о том, что они узнали нового, это и формирует у него познавательный интерес.
  2. «Почемучка». Желание учится также формируется, когда взрослый поддерживает исследовательский дух ребенка, который столь ярко проявляется в первые годы жизни ребенка. Если ребенок развивается нормально, то он обязательно проходит возраст «почемучек» и задает родителям массу вопросов. Задавайте своему ребенку вопросы, которые требуют размышления: «Почему, например, все предметы, подброшенные вверх падают на Землю? Что быстрее упадет перо или камень? Почему?» Для взрослых ответ очевиден, а ребенка, возможно, заставит задуматься о том, почему так больно падать с велосипеда.
  3. Удивление. Можно также обучать младшего школьника проводить и показывать сверстникам простейшие физические и химические опыты и обязательно задавать своему ребенку вопрос «А почему так получилось?». В Интернет-ресурсах можно найти массу таких опытов и повторить их со своим ребенком.
  4. Контакт (потрогать, посмотреть, почувствовать, а не только прочитать в учебнике). Посещайте с ребенком научные музеи (биологические, политехнические, исторические) – необязательно смотреть всю экспозицию – выберите то, что ребенок изучает в школе в данный момент и ребенок своими глазами увидит то, о чем говорилось в учебнике. А значит, для него эти знания станут реальными.
  5. Игра. Играйте с ребенком в разнообразные настольные и подвижные игры с правилами, на развитие памяти, воображения, речи, логического мышления, внимания. Например, игры с правилами «Да и нет, не говорить», «Ассоциации», «Холодно-горячо» хорошо развивают не только речь, память внимание и логическое мышление ребенка, но и учат его принимать самостоятельные решения.

Изучайте сами и учите ребенка пользоваться толковыми словарями, чтобы узнать точные значения непонятных слов. Так ребенок будет накапливать свой собственный активный и пассивный словарь слов, который обязательно ему пригодится и в средней школе.

Очень часто развитие познавательного интереса у ребенка в одной области заставляет ребенка искать знания и в других областях. И эти поиски часто выходят за рамки школьных предметов.

Труднее всего сформировать желание и понимание смысла учебы в средних классах — здесь у подростка все направлено на поиск своего места в мире — учеба отходит на второй (а иногда и последний план).

Если родители в начальной школе помогли ребенку развить и закрепить познавательный интерес, то и желание общаться со сверстниками не будет

помехой учебе скорее наоборот, потому что вместе делать уроки интереснее и быстрее. Много в средней школе зависит от учителей — хороший учитель способен заинтересовать предметом, это значит, что он не только контролирует степень усвоения предмета, но и учит ребенка думать, размышлять, искать ответ на вопрос. Хорошо учиться подросток вынужден, если в его классе это модно и одобряется одноклассниками.

Как еще можно помочь подростку сформировать интерес к учебе?

  • Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными результатами обучения, никогда не сравнивайте его с другими подростками.
  • Используйте позитивные подкрепления и стимулы для поддержания учебной мотивации. Это может быть похвала, подарок (давно желаемый ребенком), поездка-экскурсия в интересное место, совместная настольная или активная игра. «Если ты быстро и правильно сделаешь все, уроки у нас будет время покататься вместе на роликах».
  • Пример родителей также может быть стимулом для некоторых детей, но не надо укорять ребенка, что вот “мама с папой с медалями школу закончили, а ты двойку принес». Скорее такой пример родителей нужен подросткам тревожным, которые боятся трудностей: «Мы смогли это выучить, и ты сможешь, а мы поддержим и объясним, что непонятно».
  • Рассказывайте ребенку о своей профессии и профессиях близких знакомых и родственников. О том, как Вы работаете какие трудности, и успехи бывают у Вас. Как Вам удается решать свои трудности и преодолевать неудачи. Тогда Вашему ребенку будет понятнее, для чего люди учатся.

О чем следует помнить родителям, требующим хорошей успеваемости от детей?

  • Отрицательно действуют на желание учиться у современных подростков угрозы родителей в будущем освоить не популярную профессию (дворника например).
  • Устойчивое нежелание учиться у ребенка любого возраста это сигнал родителям к тому, что следует обратиться за консультацией к детскому психологу. Это поможет разобраться в причинах такого поведения ребенка и получить индивидуальную помощь и поддержку специалиста.

И так подведем итоги, для того чтобы ребенок понял зачем ему надо учиться, необходим личный пример родителей и целенаправленное удовлетворение естественной потребности ребенка узнавать и осваивать новое в рамках школьного обучения.

Ссылка на основную публикацию