Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?

Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?

Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.

– Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;

– Воспитание достоинства и самодостаточности;

Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.

Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену.

Коль совесть добрую имеешь,

Покой и мир в душе хранишь,

Знай, зерна доброты ты сеешь,

И честь свою не осквернишь.

1.Вступительное слово учителя.

В нашей жизни есть тонкие и нежные, сильные и мужественные. Несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

– Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь, и из чего она складывается?

Ответы: Честь – это внешняя совесть, а совесть-это внутренняя честь.

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

-Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?

Шекспир писал: Моя честь-это моя жизнь: обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (Слайд2)

Честь – 1) достойные уважения и гордости моральные качества человека, 2) соответствующие принципы, 3) хорошая незапятнанная репутация, 4) почет и уважение. 2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.

-А как вы можете охарактеризовать понятие «достоинство»?

Достоинство-совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.

Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своим именем.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе.

3. Объясните значение выражений

1 Честь семьи (доброе имя)

2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)

3. Честное имя (незапятнанное)

4. Человек чести (гражданское достоинство)

5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)

6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).

7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.

8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.

9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.

10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.

11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.

12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.

Беречь свою девичью честь.

14. Честью называют почёт, уважение.

Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!

15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.

16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.

17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.

18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.

19. Если военный человек отдаёт честь, то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.

20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.

21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.

22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.

Саша вообще очень принципиальный человек. — Это делает ему честь.

Так что же такое честь для каждого из нас?

Честь – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.

Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что

Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.

Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство

5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)

Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.

1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

2. Честь – это ответственность за свое поведение.

3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.

8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

-Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?

Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба – это наше бесчестие.

2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу – запятнали свою честь.

3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство – потеряли чувство стыда.

Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

– Я – гражданин России, честь имею!

В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.

Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:

Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

Три глагола, раскрывающих действие понятия.

Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.

Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Честь и достоинство ученика и учителя — уважение и защита

« Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах », — гласит Всеобщая декларация прав человека.
Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012.г. №273-ФЗ (далее — Закон) ученикам и учителям предоставлено право на уважение и защиту их чести и достоинства, и в тоже время по Закону они обязаны уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений.
Однако, практика показывает, что эти требования Закона выполняются не всегда, возможно, еще и потому, что нарушители недостаточно представляют себе что это такое « ЧЕСТЬ » и « ДОСТОИНСТВО ».
Если не использовать строгие научные и философские определения, то эти понятия можно представить себе следующим образом.
Что такое «честь»
« Честь » — это оценка человека с точки зрения норм определенной социальной группы.
Понятие — «честь» включает такие свойства личности, как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность, высокая нравственность и строгие моральные принципы, а также определяет что люди могут позволить себе сделать, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния.
Например, честь ученика — это его оценка со стороны родных, близких, знакомых, однокчленов спортивной команды, которые он посещает и т.д.
Честь учителя — это его оценка со стороны школьного, родительского коллектива, профессионального педагогического сообщества района, города, области, страны.
С понятием чести связа­ны обязательные для членов данной социальной группы требования, стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».
Поэтому существуют такие понятия как честь семьи, класса, школы, воинская честь, девичья честь, профессиональная честь и т. д., а также употребляются выражения: выступил за честь школы, отстоял честь команды, защитил честь страны и др. В каждой школе для учащихся есть правила внутреннего распорядка, для учителей — профессиональный кодекс педагога.
Потеря чести — это падение моральных устоев.
Что такое «достоинство»
Если «честь» — это оценка морально-нравственных качеств человека как бы «снаружи», то «достоинство» — это оценка «изнутри».
Понятие « достоинство » означает уважение человека к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.
Достоинство — одно из нематериальных благ, которое даётся человеку от рождения и которое ему приходится формировать, воспитывать и тренировать в себе в дальнейшем.
Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся не только к себе, но и к другим людям.
Человек с высоким чувством собственного достоинства не будет грубить, дерзить, не будет умалять достоинство другого, а также будет пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны окружающих.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы у ребенка было чувство собственного достоинства. Но для этого необходимо, чтобы и сами родители им обладали.
Что значит уважать честь и достоинство
Уважать честь и достоинство для ученика значит ответственно подходить к выполнению конкретных обязательств и поручений, взятых на себя: добросовестно выполнять долг перед государством и семьей, классом, школой; ответственно относиться к учебным заданиям, исполнять обещания и понимать значимость своих слов и поступков; не допускать употребления спиртных напитков или наркотиков; не заниматься вымогательством, воровством, порчей имущества, распространением заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинства других людей; не принимать на себя образ и функции раба; по отношению к другим не допускать таких действий как: нанесение побоев, избиение; запугивание, шантаж; употребление оскорбительных кличек; дискриминация по национальным и социальным признакам; подчеркивание физических недостатков; нецензурная брань; умышленное доведение другого человека до стресса, нервного срыва и т.д.
Бывает, что ученик совершает тот или иной поступок, за который ему потом становится стыдно, и он начинает ощущать себя недостойным, никчемным человеком. В таком случае говорят, что он потерял свои честь и достоинство. Однако, он может вернуть их. Для этого ученик должен загладить свою вину и своими положительными поступками вновь заслужить уважение. И тогда честь и достоинство снова вернутся к нему.
Для учителя уважать честь и достоинство обучающихся означает, что он не вправе кричать, поднимать руку на детей, оскорблять их, унижать перед одноклассниками, наказывать учеников, шантажировать, устраивать разбирательство с учеником в присутствии всего класса или выносить на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия; размещать в сети Интернет фотографии детей без их согласия, сведения, порочащие их и т. д., а по отношению к другим участникам образовательных отношений — не допускать оскорблений, не распространять ложные сведения, не шантажировать родителей и работников школы и т.д.
« Золотое » правило нравственности гласит: « относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе » и « не делайте другим того, чего не хотите себе ».
Как говорил великий фантаст Жюль Верн: « Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма, но главным образом сознавать свое человеческое достоинств о».
Как защитить честь и достоинство
Согласно Конституции РФ достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления.
В соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе требовать через суд опровержения порочащих его честь, достоинство либо деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Если есть доказательства, то согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ можно обратиться в суд и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влечет наложение административного штрафа на граждан, совершивших это деяние.

Согласно ст. 45 Закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
— направлять в органы управления школой обращения о применении к работникам школы, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий;
— обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;
— обратиться в прокуратуру и суд.
Учитель согласно законодательству РФ также имеет право на защиту своих чести и достоинства.
Например, в соответствии со ст.152 ГК РФ для защиты от клеветы родителей или от лиц, распространяющих в отношении него порочащие сведения, не соответствующие действительности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих чести и достоинства, а в соответствии со ст. 151 ГК РФ — для взыскания денежной компенсации за нанесенный моральный вред.

Читайте также:  Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

P.S. Как сообщила прокуратура Архангельской области (https://astrprok.ru/n_9154_.html) директором школы в ходе выяснения причин произошедшего конфликта между учителем географии и учеником 9 класса произнесены фразы, унижающие человеческое достоинство несовершеннолетнего обучающегося. Содержание разговора директора школы с обучающимся установлено на основании предоставленной заявителем аудиозаписи разговора.
Прокуратура в отношении директора школы возбудила дело об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого руководителя привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Также городская прокуратура внесла соответствующее представление начальнику управления образованием администрации Ахтубинского района и направила информацию министру образования и науки Астраханской области для принятия мер реагирования.

Честь и достоинство ученика и учителя — уважение и защита : 6 комментариев

Добрый день!Честь и достоинство. Замечательные слова. Как же они реализуются в нашей жизни — на практике? Одним из аргументов господина А. Навального в Новокузнецке на митинге ( https://www.youtube.com/watch?v=xd0XCDI3N1w , https://www.youtube.com/watch?v=lB_jBHvIS98) было обращение к полицейским, что им не хватает бумаги и они обязаны ее покупать сами — не знаю, я не полицейский. Но у нас в школе (как впрочем и других — общаюсь с коллегами) «все свое ношу собой» — например, распечатать программы, дидактический материал к урокам — личная забота учителя (где, как и на что). Чтобы полноценно работать учителем у тебя дома должна быть вся для этого техника и расходные материалы — компьютер, принтер, сканер, интернет, бумага, краска, папки ; ты не отремонтируешь кабинет, в кабинете холодно — рамы не менялись ни разу за все 55 лет существования школы ( но мы выживаем в морозы за 40 градусов), учебников не хватает, привести из магазина краску, библиотекарю учебники на подмену и т.д. -«работаем с родителями, родительским комитетом». Ответ у администрации один — нет денег, работайте с родителями, но при этом, если возникают жалобы со стороны родителей — они всегда будут в стороне — виноват учитель. На меня жалоб по этому вопросу не было, но и кабинет «просто кабинет». У нас в России всегда так — за все отвечает «стрелочник». Образно выражаясь: «Начальник может быть дурак, а рабочему — нельзя». Но когда тебе стращают свободным рынком труда, тем что они «все могут, у них все схвачено», когда у тебя за 32 года работы пенсия на которую ты возможно, просуществуешь какое-то время. Иногда, наверное, как сейчас, тебя «выворачивает». Я патриот своей страны, свой Родины — я могу делать пока это могу, я не питаюсь заморскими продуктами, не разъезжаю по заграницам, но всему есть предел, но до этого никому нет дела. Я помню когда забастовка шахтеров в Междуреченске и Новокузнецка была толчком «от народа» к «перестройке» — по сути — к развалу страны. Страшно за наше время. Наша жизнь сейчас — как красивая оболочка помидора, за которой скрывается гнилое его состояние. Ведь это все может прорвать. Страшно. Иногда мне кажется, что 90 — не ушли , а приобрели новые более изощренные формы.Конечно, «худой мир — лучше доброй ссоры» . Мирное время — лучше войны. Мы живем сейчас при капитализме, а оплата труда учителя и требования — как при социализме, когда гарантий социальных было значительно больше — в разы; отношения между людьми были другие. Действительно, чтобы прожить — набирается больше ставки, в чем заинтересована в первую очередь администрация — ей надо «отрапортовать», что оплата у работника повысилась. Но в жизни по правилу: «от перестановки слагаемых сумма не изменяется» — в одном убрали в другом добавили. Я, наверное, Вас утомила господин инспектор своим рассказом, но у меня вопросы:
1. Может ли директор школы заставлять учителя ремонтировать кабинет?
2 .Может ли директор школы заставлять учителя работать в летнем школьном лагере?
3. Может ли директор школы заставлять учителя участвовать в проведении экзаменов —
ОГЭ?
4. Может ли директор школы отправлять на платные курсы- за которые должен оплачивать учитель?
5. Может ли директор школы обязать проходить ежегодную медицинскую комиссию за счет денежных средств учителя?
Если возможно, прошу ответ прокомментировать ссылками на статьи законов. Огромное Вам Спасибо.

Добрый день, Ирина! Мы не комментируем документы. Предоставляем вам информацию:
1.Нет, не может. Данная работа не относится к педагогической, определяемой должностными обязанностями, а также к дополнительным видом работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых учителями с их письменного согласия за дополнительную оплату (приказ Минобрнауки РФ от «11» мая 2016 г. 536).
2.Педагогические работники в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, с их письменного согласия (приказ Минобрнауки РФ от «11» мая 2016 г. 536).
3.Если это предусмотрено трудовым договором, его должностными обязанностями. В противном случае дополнительная работа осуществляется за дополнительную оплату по соглашению сторон (приказ Минобрнауки РФ от «11» мая 2016 г. 536).
4.На основании статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ. При этом, согласно части 2 статьи 197 ТК РФ, право работников на дополнительное профессиональное образование реализуется путём заключения договора между работником и работодателем. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Расходы на дополнительное образование педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы администрация учебного заведения не вправе ( ТК РФ, закон об образовании).
5. Учителя, воспитатели и другие педагогические работники должны проходить периодические медицинские осмотры за счет средств работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Добрый день. Я была на курсах повышения квалификации в МГАХ. На одном из уроков, педагог в присутствии всех учеников класса (13-14 лет детям) , в моем присутствии, в повышенном тоне произнесла следующее:» Гоша, я тебе уже 3 года говорю, забирай документы, уходи, хватит мучить учителей» . Ребёнок вёл себя на уроке нормально, чем была вызвана такая реакция педагога необъяснимо. Родителям ученика никто никогда не предлагали забрать документы из учебного заведения. Допустимо ли такое поведение педагога с точки зрения закона?

Добрый день, Любовь! Это можно расценивать как унижение чести и достоинства ребенка. Учитель нарушил ч.9 ст.34 и ч.3 ст.48 Федерального закона об образовании №273-ФЗ.

Моя дочь учащиеся 7 класса подвергается психологическому давлению со стороны классного руководителя. Одноклассник порвал дочке воротник от школьной формы и она пожаловалась на него учителю. Та в грубой форме ответила ей , что нечего жаловаться и сказала, что «иди поплачь истеричка». Такую фразу я услышала второй раз от дочки с начала этого учебного года. Дочь пришла со школы и стала плакать и говорить, что учитель ее ненавидит и считает тварью последней. В слезах дочка сказала, что не хочет учится в этой школе. Что учитель постоянно на нее орет. Я пошла в школу и пыталась поговорить с учителем в присутствии психолога. Учитель тут же обвинила меня в том , что я последние два года не ходила на собрание. И стала орать почему меня не было на собраниях. Я ей ответила, что на собрание ходила моя старшая дочь ей к слову 32 года. Когда я ей сказала почему она орет на мою дочь она сказала , что орет на всех детей и различий у нее нет. Я обратилась к директору школы и она сказала, что будет реагировать. Но стало еще хуже . Она сделала мою дочь козлом отпущения, то есть теперь орет на нее за любую провинность. При этом других детей за тоже самое не ругает.Теперь моя дочь приходит расстроенная. Учится ребенок на 4 и 5 при этом после школы вожу ее на английский язык и компьютерную мультипликацию. Как мне поступить в этом случае?

“Честь и достоинство” .Воспитательский час.
план-конспект на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
chest_i_dostoinstvo.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Честь и достоинство».

Цели: дать понятие «чести и достоинства человека» на примере героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», а так же через применение его в собственном жизненном опыте; совершенствование работы в коллективе, в группе, развитие коммуникативных способностей; способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.

Оборудование: презентация, м/ф, маленькие листочки у каждого, листы с кругами-солнышками, отдельные лучики

2. Сообщение темы и целей .

– На экране карточки со словами. Предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)

– Что объединяет эти понятия? (качества человека)

– Какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)

– Напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя.

– Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: честь и достоинство. Раскроем смысл этих слов и узнаем, как применить, развивать в себе эти качества.

3. Работа над темой занятия.

– Чтобы легче определить понятие «честь» давайте послушаем рассказ Пантелеева «Честное слово».( м.ф)

– Как понимаете слово честь?

– Так почему же мальчик не ушел?

– Что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

– Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением.

– Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.

-Что же такое честь и достоинство? Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?

В толковом словаре В. Даля даётся следующее понятие: «Честь -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Согласны ли вы с этим определением?

-Как вы понимаете, что такое честь? В чём же проявляется честь в современном обществе? («Мозговой штурм»)

(доблестный, честный, благородный, у него чистая совесть, уважает других людей, пренебрегает личным благом ради других, справедлив к себе и окружающим, добрый, щедрый, готов к самопожертвованию, критичен в оценке своих поступков, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками.

-Вот как о чести говорит народная мудрость?

Не в бороде честь – борода и у козла есть.

Всякому своя честь дорога.

Честь на волоске висит, а потеряешь – и канатом не привяжешь.

Не кусок пирога, а честь дорога.

Береги платье снову, а честь смолоду

– Все начинается с человека. Нельзя автоматически стать благородным, совестливым, честным. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к окружающим нас людям, наше отношение к миру.

– Как же воспитать в себе честь?

Работа в группах.

– Каждый из нас самостоятельно делает выбор. Такой выбор я предлагаю сделать вам.

– Сейчас вы будете работать в группах, где вы сможете обсудить ситуацию и высказать свое мнение

– В наше время можно часто слышать «Хочешь жить – умей вертеться» или «Победителей не судят». Что оправдывают люди этими словами? (собственное предательство, трусость, подлость)

– Любой бесчестный поступок может привести к потери чести. Человек, обладающий честью, бережет ее. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего, он уважает себя.

4. Рефлексия деятельности.

– «Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец».

– И в завершении нашего занятия, с помощью теста вы сможете ответить, задуматься, сделать выбор: Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? По очереди будем читать тестовое задание. Свое отношение, «да» или «нет», вы можете проявить с помощью «солнечных лучиков», которые вы прикрепите к нашему солнышку от каждой группы.

Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.

Честь – это ответственность за свое поведение.

Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.

Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.

Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.

Достоинство – это чувство превосходства над другими.

Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.

Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.

Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.

– О, сколько солнечных лучиков засветилось у нас! Это сделали вы! Такие светлые, добрые воспитанники у меня в группе. Аплодисменты вам!

Чтение сказки А. Лопатиной «Добрая собака».

Ответьте на вопросы:

-Почему в начале сказки собака злилась на людей?

Почему сторож отличался от других людей?

VIII. Итог занятия.

– В заключении скажу вам святые слова:

-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

– Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер-

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему. (Омар Хайями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для учащихся 7 – 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением.

разработка внеклассного мероприятия для 5-7-х классов.

Высказывания классиков о русском языке и литературе Использованы материалы сайта GRAMMA.RU.

Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка.

Аннотация урока-игры по истории России (8 класс) «Честь и отвага», составитель Чегодаева Елена Геннадьевна Целью данного урока является систематизация и обобщение знаний учащихся .

Классный час предназначен для учащихся 10-11 классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Способствует развитию познавательного интереса учащихся к культурному и историческому н.

Урок по основам религиозных культур и светской этики “Честь и достоинство”

Цель урока: помочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство.

Идея урока: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (Ф. М. Достоевский)

Задачи урока:

  • раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;
  • выйти на размышление о том, что честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей;
  • побудить детей к анализу собственных поступков;
  • обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.

Оборудование к уроку:

  • разработка презентации “Достоинство и честь”
  • аудиозаписи произведений Л.Н. Толстого “Косточка” и “Старый дед и внучек”
  • учебник “Основы светской этики”, стр. 46-47

1. Организационный момент.

Добро пожаловать на урок этики!

2. Целеполагание и мотивация.

– Перед вами картинка с весами. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.

Герои для работы: Карабас-Барабас, Крокодил Гена, Чиполлино, Золушка, Кощей Бессмертный,Урфин Джюс, Буратино, Три Толстяка и др.

– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (слайд 3)

– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)

– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)

– О каком долге идёт речь в данных примерах? (слайд 4)

– Человек отдаёт взятые в долг деньги? (Денежный долг.)

– Врач оказывает помощь человеку на улице? (Служебный долг.)

– Сын заботится о своих родителях? (Моральный долг.)

– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.) (слайд 5)

– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)

– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)

– А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?

– На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.

– Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего” (слайд 6)

– О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)

Тема урока: Честь и Достоинство

Какие цели поставим?(слайд 7)

  • Узнать что такое честь и достоинство.
  • Запомнить новые понятия.
  • Учиться слушать собеседника, участвовать в диалоге.

3. Актуализация знаний и умений.

– Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали? (слайд 9)

-В рассказе “Честное слово” маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры “у порохового склада”, не потерял веры в понятия “часовой”, “пост”, “честь”. Он, будучи в игре “сержантом”, сдержал своё “Честное слово – не уйду”. Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил “сержанту” покинуть пост.

В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

В произведении “Золотая антилопа” крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.

Дмитрий Михайлович Карбышев – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению – родовой сибирский казак. За пару недель до начала Великой Отечественной войны был командирован в Гродно для оказания помощи оборонительному строительству на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилева был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

– Какие моральные качества присущи этим героям?

(Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам)

– Сделайте вывод, что же такое честь?

– Прочитайте определение в учебнике.(с.46)

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят “человек чести”.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.

Проявление чести в повседневной жизни (слайд 14)

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Что такое достоинство? (слайд 16)

Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал “Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни”?

– Как вы понимаете это высказывание?

– Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие “достоинство”?(слайд 17)

– Прочитайте в учебнике определение “достоинство”.

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: “Это достойный человек”. Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

– Найдите в тексте предложение, соответствующее слайду “Храни достоинство своё повсюду, человек!”

5. Осознание и осмысление нового учебного материала.

Рассмотрите слайд. Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?

Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.

– Что значит “безнравственный поступок”?

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

“Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”

– Почему мама так ответила?

– Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?

Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

Честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

– Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно?

6. Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

“Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства, анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

7. Домашнее задание – вопросы и задания учебника:

  • Как вы понимаете пословицу “Береги платье снову, а честь смолоду”? Какие ещё пословицы вы знаете?
  • Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
  • Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?

По вопросу презентации обращайтесь к автору.

Честь и достоинство

Технологическая карта урока

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

УМК: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 год

Класс : 4-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Честь и достоинство

П омочь детям осознать и прочувствовать такие традиционные духовно-нравственные ценности как честь и достоинство

« Не сильные лучшие, а чест ные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» ( Ф. М. Достоевский)

Образовательные: Учить объяснять, что такое честь и достоинство и зачем они необходимы людям.

Развивающие: Учить правильно делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных

ситуаций и отвечать за него.

Воспитательные : Создавать условия для обучения умению договариваться с людьми, предотвращая или

преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

– Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

– Формирование этических чувств, доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль,

нравственность, этика ( познавательные УУД );

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах ( коммуникативные УУД );

-Формирование форм рефлексии ( регулятивные УУД ).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Освоение знаний по теме «Граница между добром и злом»

Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся?

Регулятивные УУД : формирование форм рефлексии

Коммуникативные УУД : формирование умений работать в группах

Познавательные УУД : формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать

понятия мораль, нравственность, этика , формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые

Предметные : формирование понятий честь и достоинство , умения анализировать и объяснять понятия

«честь» и «достоинство», устанавливать взаимосвязь этих понятий в жизни.

Личностные : учиться уважать людей, быть человеком чести, вести себя достойно.

Литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Проблемного обучения, групповая работа, критического мышления на основе анализа литературных текстов

Иллюстрация с изображением весов, портреты сказочных персонажей для актуализации знаний,

карточки с определениями изучаемых слов для словаря, карточки с текстами для работы в группах, интерактивная доска ,проектор, компьютер, презентация на тему «Честь и достоинство».

к достижению запланированных результатов

учащихся к уроку.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Размышлять и рассуждать

И друг другу помогать.

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок этики?

– С каким настроением вы его начинаете?

Диагностика и коррекция эмоционального состояния учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вы знаете много сказок? Какие

Какие поступки совершают

герои этих сказок?

У нас есть весы на доске.

Распределите героев сказок по большему количеству тех или

иных поступков: злых или

картинок с героями

сказок на 2 группы:

Групповая работа с

Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Карточки-«настроение» в виде разных смайликов (рефлексия своих чувств).

что означают слова

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло?

– Как называются правила,

объясняющие, какие поступки

считаются добрыми, а какие злыми?

– Объясните, как связаны друг с другом значения слов добро и зло, мораль и нравственность.

1)А. Барто «Любочка».

2)Л. Толстой «Два товарища»

3)Л. Толстой « Старый дед и внучек»

(- Делать добро значит совершать моральные (добрые) поступки, а зло противоположность добра.)

(- Мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.)

– Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?

(- Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.)

– За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?

(-Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, это человек верен долгу, справедлив и порядочен)

Работа в группах с текстами.( А. Барто Любочка», )

Л. Толстой «Два товарища», « Старый дед и внучек»)

Беседа по вопросам

и зло, мораль, долг.

принимают и осваивают роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества.

контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

что означают слова

умения слушать и

уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.

Объясняют значение слов честь и достоинство, определяют своё отношение к происходящему: оценивают свои и чужие поступки, делают выбор.

Постановка темы урока.

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего.

-Какие новые слова вам встретились в высказывании? На основе высказывания определите, о каких нравственных понятиях мы будем говорить сегодня на уроке.

( если не прозвучат, учитель называет сам)

-Какие цели поставим на урок?

(Узнать, что обозначают эти слова, какому поведению они соответствуют.)

Работа по теме урока

1 . Создание проблемной ситуации. Знакомство с понятием «честь».

Слайд 2 (обложка к рассказу «Честное слово», « Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака)

-Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев? Как бы оценили поступки героев?

Предполагаемые ответы учащихся: ( В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово – не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.)

-Какие моральные качества присущи эти героям? ( Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым.)

-Сделайте вывод, что же такое честь?(ответы учащихся)

Прочитайте определение в учебнике.(Запись определения в тетрадь.)

На экране слайд 3 с текстом:

Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека ,его незапятнанная репутация.

-Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести» (слайд 4).

2. Оценка героев произведения.

-Вот еще один яркий литературный пример. (Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения С.Михалкова .)
Жили три друга – товарища
В маленьком городе Эн
Были три друга – товарища
Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,
Долго пытали его –
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй –
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал.
Не о чем нам разговаривать! –
Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.

-Оцените поступок героев? Можно ли про них сказать –это люди чести? Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

3.Освоение нового понятия.

А). Работа в парах по карточкам.(слайды 5,6)

-Проанализируйте изображения людей разных родов деятельности. Где еще можно встретить человека чести?

– О ком бы вы так могли сказать? Приведите примеры из жизни.(Дети приводят собственный пример, формулируют вывод.)

4.Знакомство с понятием «достоинство»

– Что такое достоинство?

– Вспомните произведение Л.Н. Толстого «Косточка».(слайд 7)

– Почему мальчик заплакал? (Стыдно за то, что солгал, своровал)

Известный физик-теоретик Альберт Энштейн сказал «Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни»?

– Как вы понимаете это высказывание?

– Какие нравственные ценности вы бы включили в понятие «достоинство»?

– Прочитайте в учебнике определение «достоинство».

(Запись определения в тетрадь.)

Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.

-Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

-В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность . О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек ». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

– Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.

«Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный, шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер». (Слайд9)

– Почему мама так ответила?

– Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

-А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

-Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.

Чтение рассказов (Л. Пантелеев, «Честное слово»,

« Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака ), стихотворения С.Михалкова,

Оскорбление чести и достоинства несовершеннолетнего ребенка

В общем чате класса (по вайберу) бы ли высказаны (написаны) одноклассницей слова оскорбляющие и унижающие честь и достоинство в адрес моего ребенка. Могу ли я привлечь к ответственности родителей?

Ответы юристов ( 1 )

Здравствуйте, Светлана! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Я жду Вашего ответа. Мне как родителю ОЧЕНЬ ВАЖЕН ВАШ ОТВЕТ.

А сколько лет однокласснице?

11 лет однокласснице

Если девочке нет 14 лет, то тогда за вред причиненный ребенком отвечают его родители.

Статья 1073. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 59] [Статья 1073]

Статья 1073. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 59] [Статья 1073]

1. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.
2. Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации), эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
3. Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Согласно ст.152 ГК РФ лицо, которое было оскорблено, имеет право требовать моральной компенсации.

Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 152]

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
10. Правила пунктов 1 — 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

Так как родители являются законными представителями детей, Вы имеете право требовать как представитель своего ребенка от родителей девочке компенсации морального вреда.

Читайте также:  Что подойдет для чтения на ночь детям 4-6 лет - советы и список сказок
Ссылка на основную публикацию