Как научить ребенка читать по слогам? Методики – плюсы и минусы

Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

– С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

– В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

– Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

– у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

– у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

– ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

– фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».

Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное – правильно. Заниматься обучением ребенка шести – семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день – не более 4 уроков.

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

– В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

– Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Читайте также:  Какие занятия позволяют детям развивать логические мышление?

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Как правильно учить ребенка читать или Какую методику обучения чтению выбрать?

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе «Учимся читать».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, играет со словами и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных « Живых азбуках » и звуковых плакатах . Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова ! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману , оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Чтение по методике Зайцева

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.

Читайте также:  Как устроить ребенка в школу, лицей в РФ: список документов, электронная запись

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой , и в тех же кубиках Чаплыгина . Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады). В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики . Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. Множество игр можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход. Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева , Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать здесь.

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги. Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Можно ли в 5 лет ребенка научить читать. Как подобрать методику

Сегодня ребенок, который умеет читать в 5 лет или даже более раннем возрасте, не редкость, ведь раннее развитие предполагает обучение чтению уже в детском саду. Первоклассник приходит в школу умеющим читать хотя бы по слогам. С детьми, которые посещают детский сад, занимаются воспитатели. Если же малыш не посещает дошкольное учреждение, то родители должны озаботиться самостоятельным обучением ребенка чтению. Многообразие современных методик нередко заставляет ломать голову над тем, какую из них выбрать. Ориентироваться необходимо, опираясь на возможности малыша и его возраст.

Содержание:

  • Раннее развитие: плюсы и минусы
  • Показатели готовности ребенка к обучению чтению
  • Методики обучения чтению
    • Методика Николая Зайцева
    • Методика Глена Домана
    • Методика Надежды Жуковой
    • Классический метод
  • Общие рекомендации

Раннее развитие: плюсы и минусы

Дети мгновенно схватывают все, что им говорят и показывают, поэтому научить ребенка читать в раннем возрасте не такая уж непростая задача. Многие мамы, следуя новейшим методикам, начинают обучение с 2-3-летнего возраста, есть и такие, которые занимаются чуть ли не с рождения.

Существует мнение, однако, что такое раннее развитие чревато большими проблемами, с которыми может столкнуться малыш в будущем. Многие неврологи утверждают, что формирующаяся детская психика зачастую не выдерживает чрезмерных нагрузок. Психологи отмечают достаточно затрудненную адаптацию таких детей среди сверстников.

Логопеды также замечают, что дети, научившиеся читать в три года, не понимают смысла, читают, автоматически складывая слоги в слова, не могут пересказать прочитанный текст. Переучить их бывает сложно. Дело в том, что малыши в этом возрасте еще не способны осмысленно воспринимать информацию, их мозг все быстро усваивает, но деятельность его еще узконаправлена. И до трех лет основная задача развития – сформировать навыки социализации, психическое развитие, а не интеллектуальное.

Показатели готовности ребенка к обучению чтению

К обучению чтению ребенок должен быть готов не только психологически, но и физиологически. Прежде чем начать целенаправленное обучение, следует обратить внимание на сформированность таких навыков:

  1. Хорошо развита ориентация в пространстве. Этот навык кажется не связанным с обучением чтению. Однако если он развит плохо и малыш путает право-лево, то он вполне может начать читать слово не справа налево, а наоборот. Также опасно, что в этом случае он станет путать похожие буквы, например, Р и Ь, Э и Е, З и цифру 3.
  2. Хорошо освоена речь. Ребенок говорит сложными предложениями, используя практически все части речи, в том числе предлоги. Может связно пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
  3. Отсутствие серьезных логопедических проблем. Большинство звуков произносится правильно, соблюден ритм речи.
  4. Достаточное развитие фонетического слуха. Легко распознает и называет звуки в разных частях слова, хорошо знает буквы и умеет называть их самостоятельно. Может назвать слова, начинающиеся с предложенного звука или буквы.

Перечисленные навыки развиваются только к 5 годам, поэтому именно этот возраст психологи считают ранней границей начала обучения чтению. Только при условии сфорированности данных умений оно будет осмысленным и вызовет интерес.

Методики обучения чтению

На сегодняшний день существует масса методик, по которым, как утверждают разработчики, ребенка можно научить читать уже к 2 годам. Вполне подойдут они и для пятилеток. При выборе системы стоит рассматривать не только ее плюсы, но и учитывать минусы.

Методика Николая Зайцева

Представляет собой кубики с изображением слогов (склады) и призвана помочь ребенку запомнить слоги и складывать их в слова. Кубиков достаточно, чтобы построить дом или башню, составляя слова по вертикали и горизонтали. Ребенок достаточно быстро запоминает слоги и принцип составления из них слов.

Минусом специалисты называют опережающее обучение. Ребенок начинает изучать слоги раньше, чем он освоил звуки и буквы. Кроме того, в системе встречаются кубики со слогами, которые в русском языке употребляются крайне редко (же, бэ, вэ и другие). Педагоги отмечают также, что дети, обучающиеся по методике Зайцева, читают бегло, но не понимают принципа образования слогов, не проговаривают окончаний, не могут делить слова по составу.

Методика Глена Домана

Предполагает обучение чтению сразу целых слов. Начинать можно уже с двухмесячного возраста, как только малыш фокусирует зрение. Ребенку показывают карточки с написанными на них печатными буквами словами, которые произносятся вслух и четко. Предполагается, что ребенок уже в этом возрасте способен запоминать, как пишется слово и узнавать его.

Методика Домана пропускает сразу несколько этапов: изучение звуков, процесс составления слогов и слов. Кроме того, ребенка сложно потом научить склонять слова в процессе чтения: он узнает слово по написанию, а не прочитывает его, поэтому произносит в именительном падеже.

Методика Надежды Жуковой

Представляет собой специально разработанную азбуку с яркими картинками для детей и рекомендациями для родителей. Магнитная азбука помогает закрепить результат на практике. Методика представляет строго организованную систему, основанную на классическом методе обучения чтению.

Классический метод

Несмотря на многообразие методик, классический метод остается предпочтительным среди педагогов. Здесь учтены все нюансы, физиологические особенности ребенка, последовательность развития его психических процессов. Основные правила классической методики состоят в следующем:

  1. Обучение начинается со звуков. Звуки лучше учить в такой последовательности:
    • сначала гласные – а, о, у, э, ы, и;
    • сонорные твердые согласные – м, н, р, л;
    • глухие согласные и шипящие согласные – ш, с и прочие.
  2. При изучении согласных необходимо помнить, что для чтения нужны звуки, а не буквы, поэтому правильно нужно произносить звуки вместе с ребенком: (а не название буквы «эр» или тем более – «рэ»), , и так далее. Это связано с тем, что каждая буква имеет свое произношение, отличное от произношения звуков. Если процессы поменять местами, то трудно потом будет переучить малыша произносить не «ча», например, а звук .
  3. За одно занятие нежелательно изучать более одного звука. Пусть уйдет больше времени, зато результат окажется наиболее успешным. На каждом занятии обязательно повторяется и закрепляется материал предыдущего.
  4. Только после того, как ребенок освоил большую часть звуков, следующие занятия попутно посвящаются развитию умения складывать их в слоги. Начинают со слогов, где два звука, причем согласные – сонорные. Сложным бывает научить произносить звуки не отдельно, а слитно. Как только ребенок научится это делать, можно читать уже более сложные слоги: с шипящими согласными, состоящие из трех звуков или начинающиеся на гласный.
  5. Малышу важно осознать, как из слогов образуются слова, поэтому переводить его на чтение книг слишком быстро не стоит, лучше более пристальное внимание уделить чтению по слогам. Когда это умение развито достаточно, можно добиваться умения читать и проговаривать целые слова.
  6. При чтении предложений особое внимание уделяется знакам препинания. Ребенок должен видеть окончание предложения, делать паузы перед запятыми.

Если к моменту обучения малыш не проявляет особого желания, заинтересовать его никак не получается, то настаивать не стоит, потому как научить читать ребенка в 5 лет не всегда просто. Следует помнить, что главное – учить читать правильно, а не быстро, и этот процесс не должен вызывать негативных эмоций. Лучше отложить занятия и вернуться к ним через пару месяцев.

Видео: Советы логопеда по выбору методики обучения чтению

Общие рекомендации

Занятия должны быть регулярными, но недолгими, по 5-10 минут. Время постепенно увеличивается, но не более 20 минут: маленьким непоседам еще трудно концентрировать внимание длительное время, они устают, теряют интерес. Проводятся занятия в игровой форме.

Ребенок должен уметь составлять слоги самостоятельно. Этому поможет магнитная азбука, кубики с изображенными на них буквами, совместно приготовленные карточки. Важно, чтобы ребенок видел изображения звуков и слогов, а не только слышал их.

Многие методики основаны на том, что детей учат пропевать слоги, потом так же соединять слоги в слова. Плюсом является быстрое и наглядное обучение. Однако ребенок настолько привыкает петь при чтении, что перейти на проговаривание слов ему потом очень трудно. Кроме того, при такой методике довольно трудно научить ребенка соблюдать паузы перед знаками, читать с выражением. Если решено следовать данной системе, стоит внимательно изучить все ее нюансы и не позволять ребенку петь уже знакомые слоги. Переходя на чтение книг, также нужно требовать проговаривания, а не пропевания слов.

Урок 1. Самые популярные методики обучения детей чтению

Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Содержание:

Методика Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют «попевками». А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда зависит от возраста маленьких учеников. Например, если ребенку более 3 лет, научится читать он уже через полгода при занятиях минимум 2 раза в неделю по 15-30 минут.

Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы так же будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

  • Дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, и им не нужно думать, как читается тот или иной склад
  • Изображенные на кубиках сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем
  • Методика не имеет возрастных ограничений
  • Играть с кубиками ребенок может самостоятельно
  • Кубики развивают мелкую моторику и органы чувств
  • Дети, научившиеся читать по методике Зайцева, часть проглатывают окончания
  • Изучая склады, дети испытывают затруднения с пониманием состава слова
  • Из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разборов слов
  • Метод непоследователен
  • Для начала занятий необходима соответствующая подготовка
  • Обучающие пособия отличаются высокой ценой

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 15 секунд показывают им конкретные карточки и громко называют их значения.

Занятия проводятся ежедневно по 5-10 минут, в результате чего ребенок не просто быстро осваивает чтение, но у него также развиваются интеллектуальные способности, внимание и концентрация, фотографическая память.

  • Методика может применяться с самого раннего возраста
  • Занятия могут быть организованы самостоятельно
  • Дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно
  • Разностороннее развитие ребенка (карточки могут быть посвящены самым разным темам)
  • В процессе занятий ребенок занимает пассивную позицию
  • Ребенок не осваивает навыки самостоятельного чтения (процесс обучения ограничивается восприятием и анализом информации)
  • Невозможность проявления в процессе обучения креативности
  • Однотипность процесса обучения
  • Необходимость в ежедневном изменении предоставляемого материала
  • Детьми старше трех лет методика воспринимается неохотно

Методика Павла Тюленева

Данная методика известна под названием «МИР». Автор подробно описывает ее в своей книге «Читать раньше, чем ходить». Автор указывает на то, что дети без проблем могут составлять из букв слова уже к году, а бегло читать – к двум годам.

Чтобы достичь такого результата предлагается заниматься с малышом с первых месяцев рождения, демонстрируя ему карточки с буквами и громко их озвучивая. Особое внимание следует уделять первым четырем месяцам жизни ребенка – именно в этот период его мозг наиболее восприимчив к графическим изображениям.

Читайте также:  Трудности адаптации первокласников в школе - советы родителям

Кроме того, очень важно, чтобы в процессе занятий ребенка не отвлекали посторонние предметы, например, игрушки. Благодаря этому можно создать развивающую среду, содействующую активному обучению в перспективе.

  • Простота применения и отсутствие требований к специальным заданиям, упражнениям и тестам
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Занятия можно организовать самостоятельно
  • Подходит всем детям и не требует много времени
  • Недостаточно материала, чтобы говорить об эффективности или неэффективности метода
  • Труднодоступность дидактического материала (по словам автора, все материалы содержат в себе некий секрет)
  • Возможность заказа дидактического материала только на сайте автора
  • В процессе обучения пропускаются образная и сенсорно-моторная стадии развития малыша

Методика Елены Бахтиной

Во главе методики Елены Бахтиной стоит ассоциативное мышление, а сама методика нередко называется «живой азбукой». Автор утверждает, что начинать обучение следует с букв, а продолжать – изучением слогов. Но особенность системы состоит в том, что все буквам соответствуют свои неповторимые образы, по причине чего дети с большим удовольствием изучают составленный Бахтиной букварь и впоследствии совсем не путают буквы.

Результат гарантируется уже после недели занятий, а навык чтения, по словам автора, осваивается детьми возрастом 2 года всего за 4 месяца. Также Елена Бахтина считает, что чтение с раннего возраста дарит детям возможность черпать из книг тот же объем знаний, что и из телевизора.

  • Простота применения
  • Возможность применения креативных подходов
  • Взаимодействие ребенка с разными объектами (фотографии, рисунки)
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Возможность заниматься не только дома, но и на улице
  • Множество положительных отзывов родителей
  • Необходимость постоянного повторения изучаемого материала
  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно

Методика Евгения Чаплыгина

Автор этой методики разработал кубики «Читаю легко». Аналогично кубикам Зайцева, они помогают детям учиться читать по слогам. Рассчитаны они на детей от 3 лет, но и детям помладше их тоже можно использовать, если они могут говорить и связывать произносимое с написанным.

Отличие же от методики Зайцева в том, что акцент ставится на игровую составляющую занятий. Результат гарантируется автором уже после первого занятия, а уже через несколько дней ребенок начнет читать самостоятельно.

Дидактический материал состоит из 10 деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и книжки-шпаргалки для мам и пап, где приводится описание занятий. Кстати, кубики Чаплыгина уже нашли широкое применение в детских дошкольных центрах.

При помощи букв, размещенных на гранях кубиков, составляются десятки и сотни слов. Кроме того, есть возможность составлять предложения и даже сказки. О том, как это делается, написано в книжке-шпаргалке.

  • Отсутствие отвлекающих элементов наподобие картинок
  • Простота применения
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Высокая эффективность и широта применения
  • Наличие вспомогательных материалов в наборе
  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно
  • Отсутствие на кубиках контекстной информации

Методика Вячеслава Воскобовича

Представленная методика, получившая название «Складушки», представляет собой игру, рассчитанную на работу с детьми 3-4 лет по знакомой нам уже системе складов. Пособие состоит из 21 карточки со складами в виде вертикальных столбиков, находящихся на обеих сторонах карточек. Из двух столбиков получаются домики, а образы этих домиков создаются рисунками, иллюстрирующими всю систему обучения.

Например, в городе Складинске есть 20 домиков, жителями которых являются песенки о разных персонажах. Пропевая такие песенки, родители изначально показывают ребенку склады, а потом указывают на них пальцем. В процессе занятий необходимо добиться хорошего знания малышом складовых песенок, т.к. это особый инструмент для овладения ребенком навыком чтения. Можно приучить малыша к конкретному расположению складов, и тогда он научится сам находить нужные элементы.

Автор уверяет, что трехлетние ребятишки научаются читать за полгода, шестилетние – за месяц и даже быстрее, и это при том, что заниматься нужно всего дважды в неделю по полчаса.

  • Многофункциональность игр
  • Игры не надоедают детям очень долго
  • Пособия могут быть нескольких уровней сложности
  • Возможность применения к детям разных возрастов
  • Простота применения
  • Дидактический материал нельзя сделать самостоятельно
  • Необходимость в изучении системы работы и примеров методических сказок

Методика Марии Монтессори

Базовый принцип методики Монтессори – обучение детей самостоятельному изучению окружающей среды, обеспечение свободы и естественности в развитии. Исходя из идей автора, детская личность всегда стремится познавать, а ребенок сам в состоянии определять, что ему нужно для обучения.

Основной идеей системы является непосредственный контакт малыша со всевозможными материалами. В ходе занятий родитель занимает позицию наблюдателя. Главная его задача состоит в том, чтобы направлять действия ребенка, и когда он выберет интересное ему занятие или предмет, родителю нужно просто смотреть, что делает его чадо.

В традиционной форме методика Монессори рассчитана на детей старше 3 лет, однако в несколько измененном виде она применима и к детям младшего возраста. Что касается занятий, то они проходят непрерывно до 3 часов. В процессе ребенок абсолютно не привязан к месту, предметам и действиям.

  • Ребенок может обучаться без вмешательства родителей и в том темпе, который ему удобен
  • Главным способом обучения является познание посредством открытия
  • Методика предоставляет малышу свободу
  • Интеллектуальные способности ребенка развиваются через сенсорное восприятие
  • Прекрасно тренируется мелкая моторика
  • Методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений
  • Необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов
  • Недостаточное развитие у детей креативности и фантазии
  • Отсутствие для ребенка информационной базы, заложенной в сказках, картинках и т.п.
  • Отсутствие для ребенка необходимости в приложении усилий для занятий, что может отрицательно сказаться в перспективе на характере и способностях
  • В некоторых случаях – необходимость обращаться к специалистам по методике Монтессори

Букварь

Рассматривая букварь в качестве методики обучения детей чтению, можно сказать лишь, что этот способ является классическим. Представленный тип пособия интересен тем, что включает в себя множество картинок и изображений. А принцип, на котором построен букварь, таков: ребенок в процессе изучения пособия осваивает навык соединения слогов в отдельные слова.

Одновременно с этим, у малыша есть возможность изучать особые предложения, где присутствуют всевозможные сочетания гласных и согласных звуков. Крайне важно, чтобы в букваре имелась информация обо всех буквах и их соединениях. Только многократно складывая слоги, ребенок учится правильно читать и осознавать принципы чтения.

  • Доступность
  • Большое разнообразие пособий
  • Простота применения
  • Возможность для малыша работать самостоятельно
  • Монотонность процесса изучения
  • Невозможность применить креативность и творческий подход

Таким образом, мы с вами рассмотрели самые популярные методики обучения детей чтению. При желании, конечно, можно найти еще несколько их разновидностей, но мы решили, что указанных вполне хватит.

Вы вправе использовать в работе со своим ребенком любую понравившуюся вам методику, а бескрайние просторы интернета и масса литературы на данную тему помогут вам разобраться более подробно и получить ответы на все возникшие вопросы.

Однако мы хотим сказать вам о том, что вполне достойную альтернативу вышеназванным методикам составляет и разработанный нами курс по обучению детей чтению.

В подготовленном нами курсе мы собрали самую эффективную на наш взгляд информацию из большинства имеющихся методов, немного переработали и адаптировали ее для лучшего восприятия и, конечно же, систематизировали.

Кроме того, многие советы, упражнения, способы и рекомендации опробованы членами команды 4Brain на личном опыте. Поэтому если у вас есть желание познакомиться с полноценным инструментом, который помог бы вам научить свое дитя читать, а также, если вы не хотите тратить бесценные часы на поиски дополнительной информации и скрупулезное изучение каких бы то ни было методик, данный курс именно для вас.

Продолжайте знакомство с нашим курсом – в третьем уроке мы более подробно побеседуем о том, на что следует обращать внимание, обучая детей чтению, и перейдем непосредственно к практике – познакомим вас с одним из легких способов научить ребенка читать. А уроки с четвертого по десятый будут носить исключительно практический характер.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

5 методик обучения чтению: плюсы и минусы

Любая мама дошкольника, даже если ему еще нет и года, уже приглядывается к различным методикам обучения чтению. Действительно, некоторые из них позволяют добиться результата в совсем юном возрасте. Чем хороши ранние методики, а так же какие в них есть минусы, читайте в нашей статье.

Звуковой (фонетический) метод

Это система обучения чтению, по которой учили нас в школе. Она базируется на алфавитном принципе. В основе ее – обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, образующихся от слияния звуков, а потом к целым словам.

Плюсы метода

  • Этот метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется “переучиваться”.
  • Родители очень хорошо понимают этот принцип обучения, так как сами так учились.
  • Метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению.
  • Логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
  • Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице. Малыш с удоволь­ствием поиграет в словесные игры и дома, и на даче, и в поезде, и в долгой очереди в поликли­нике.

Минусы метода

  • Это метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти – шести лет. Поскольку обучение чтению таким способом – довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, начинать заниматься по этому методу слишком рано – просто бессмысленно.
  • Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.

Метод обучения по кубикам Зайцева

Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или одной буквы. Обучение чтению по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры в кубики.

Плюсы метода

  • Ребенок в игровой форме сразу запоми­нает склад, сочетание букв. Он не запинается и быстро осваивает чте­ние и логику построения слов.
  • На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний или ЖЫ. Поэтому ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напи­шет неправильно «жыраф» или «шына»).
  • Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чте­нию хоть с годовалого возраста. Но даже пя­тилетним начинать не поздно. Система не привя­зана к определенному возрасту.
  • Если ребенок не успевает за темпом современ­ных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью». Сам автор утвержда­ет, что, например, четырехлетка начнет читать уже через несколько занятий.
  • Занятия не занимают много времени, они проводятся как бы между делом.
  • Кубики Зайцева воздействуют на многие орга­ны чувств. Они развивают музы­кальный слух, чувство ритма, музыкальную память, мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта. Благодаря разноцветным кубикам у детей развивается пространственное и цветовое восприятие

Минусы метода

  • Дети, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разо­браться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).
  • Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Ребенок может допускать ошибки при звуковом разборе.
  • На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ, но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому соче­танию как к возможному в языке. Между тем, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кро­ме «сэр», «мэр», «пэр», «удэ», «пленэр»).
  • Пособия Зай­цева достаточно дорого стоят. Или же родители сами должны сделать кубики из кусочков дерева и картонных заготовок, а это целых 52 кубика. При этом они недолговечны, малыш легко может их помять или погрызть.

Обучение по карточкам Домана

Этот метод учит детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. В итоге ребенок воспринимает и прочитывает слово сразу, и учится читать очень быстро и рано.

Плюсы методики

  • Возможность обучать чтению почти с рождения. Все обучение будет для него игрой, возможностью пооб­щаться с мамой, узнать что-то новое и интересное.
  • У малыша будет развиваться феноменальная па­мять. Он без труда будет запоминать и анализиро­вать огромное количество информации.

Минусы методики

  • Трудо­емкость процесса. Родителям придется напечатать огромное количество карточек со словами, а потом найти время, чтобы еще показывать их ребенку.
  • Дети, обучавшиеся по этой методике, потом испытывают трудности со школьной программой. У них чаще возникают про­блемы с грамотностью и разбором слова.
  • Часто малыши, которые без проблем читали слова на домашних плакатах, не могли прочесть слово, если оно было написано по-другому.

Методика Марии Монтессори

По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок и только затем изучают буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.

Плюсы методики

  • В системе Монтессори нет скучных упражнений и утомительных уроков. Все обучение – это игра. Занимательная, с яркими интересными игрушками. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
  • Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать гладко, без разделения слов на слоги.
  • Ребенок сразу приучается читать самостоятельно и про себя.
  • Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
  • Многие монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).

Минусы методики

  • Занятия трудновыполнимы в домашних условиях, так как требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий и дорогостоящих материалов.
  • Громоздкость материалов и пособий: вам придется купить или сделать самим массу рамочек, карточек, книжечек и прочих элементов обучающей среды.
  • Методика рассчитана на занятия в группе детского сада, а не дома.
  • Мама в этой системе играет роль наблюдателя, а не учителя.

Методика Ольги Соболевой

Этот метод построен на “двуполушарной” работе головного мозга. Изучая новую букву, ребенок познает ее через узнаваемый образ или персонажа. Главная цель метода – не столько научить читать, сколько научить любить читать. Все занятия построены в форме игры, поэтому обучение чтению проходит незаметно и увлекательно. В методике есть 3 потока информации: для визуалов, аудиалов и кинестетиков. Механическое запоминание сведено к минимуму, так как применяется ассоциативная методика запоминания.

Плюсы методики

  • В результате такого способа чтения у детей уменьшается количество ошибок, а речь становится более свободной и красочной, расширяется словарный запас, активизируется интерес к творчеству, исчезает страх перед необходимостью письменного изложения мысли.
  • Правила, законы, упражнения выполняются, словно шутя и непроизвольно. Ребёнок учится концентрироваться и расслабляться, так как это полезно для усвоения новой информации.
  • Методика очень хорошо развивает воображение, фантазию, учит логически мыслить, развивает память и внимание.
  • Можно начинать учить почти с рождения.
  • Подходит для детей с различными каналами восприятия информации.

Минусы
Нет привычной системы, для родителей, которым нужно, чтобы все было четко и последовательно. Больше подходит для “творческих” детей.

Ссылка на основную публикацию