Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Как научить ребёнка двузначным числам

Здравствуйте, дорогие родители юных учеников! И снова на повестке дня занимательная математика. Именно она вызывает больше всего сложностей у школьников, и даже мамина фраза «Ну это же так просто!» не спасает ситуацию. Сохраняем самообладание, ведь «Эврика» знает, как научить ребёнка двузначным числам.

Главное правило: действуем последовательно. Переходить к значениям больше 10 стоит только после того, как ребёнок наверняка освоил математические примеры до этого числа.

Было 10 — стало 1. Как это?

У учителей математики есть очень простой и наглядный способ превращения 10 палочек в 1 десяток. Всё просто: их нужно посчитать, чтобы было ровно 10, и связать нитью. Теперь это уже не кучка разрозненных предметов, а цельный пучок. Главное, что он 1.

Продолжаем вязать пучки дальше. Пусть ученик увидит 2 и больше связок по 10 палочек.

Что такое «дцать»?

Расскажите ребёнку, что слово «дцать» — очень древнее, и оно означает «десять». Теперь можно двигаться дальше. Разбираем с учеником значения чисел второго десятка:

  • Один-на-дцать. При этом на пучок кладём ещё одну палочку. Пишем «11» и объясняем, что первая единичка — это количество пучков, то есть десятков, а вторая — количество единиц.
  • Две-на-дцать. Кладём сверху 2 палочки. Записываем «12» и комментируем так же, как и для «11».

Продолжаем в том же духе до 20. Некоторое время нужно посвятить тому, чтобы ребёнок закрепил полученные знания. На этом этапе нужно решать с ним простые примеры на сложение и вычитание. Продолжаем использовать разные предметы для наглядности: яблоки, игрушки, ложки и так далее.

Например, разложим перед ребёнком 12 карандашей. Пусть он сам сформирует связку из 10 штук и закрепит верёвкой. Теперь добавляем ещё 3 карандаша. Малыш должен увидеть, что связанные карандаши мы не трогаем, а к 2 свободным карандашам добавляем ещё 3. Получается, у нас есть 1 связка и ещё 5 карандашей, то есть 15. Таким же способом представляем простые примеры на вычитание.

При регулярных занятиях наглядные примеры очень скоро утратят свою актуальность, и ребёнок научится считать в уме.

Как зовут десятки?

Теперь малышу следует познакомиться с круглыми значениями более подробно. «Двадцать» и «тридцать» он уже воспримет легко. Стоит подробнее остановиться на цифре «сорок» и рассказать, что её название отличается от других, но означает оно 4 десятка.

Ученику предстоит усвоить ещё одно окончание — «десят», что также означает «десять». Расскажите, что названия чисел от 50 до 80 формируются одинаково, то есть сначала идёт количество десятков, а затем приставка «десят», например, «восемь-десят».

Ещё одно нестандартное название —«девяносто», то есть «9 десятков».

Закрепляем знания при помощи кубиков

Попросите ребёнка построить в 1 ряд 10 кубиков зелёного цвета. Теперь пусть поставит 4 кубика жёлтого цвета в новый ряд. После этого пусть сделает ещё один рядок из 10 зелёных кубиков. И ещё 3 жёлтых кубика пускай поставит в другой ряд.

Итак, имеем 4 ряда. Можно просто пересчитать все кубики. Затем стоит посчитать, сколько всего зелёных и сколько жёлтых кубиков. И напоследок, считаем зелёные кубики десятками, а жёлтые — единицами. То есть у нас 2 ряда зелёных кубиков — это 2 десятка, а жёлтых кубиков — 4 + 3 = 7. Получаем 27.

Считаем на палочках из-под мороженого

Вы любите мороженое на палочке? Прекрасно. Это поможет вашему малышу разобраться с двухразрядными значениями. Чтобы лето прошло не даром, соберите коллекцию палочек из-под мороженого. Максимальное количество — 20 штук. Теперь на одной стороне каждой палочки рисуем 5 точек слева и 5 точек справа. Переворачиваем все палочки и рисуем на каждой по 1 точке в центре.

Два участника берут по 10 штук и бросают на пол. Палочки, на которых мы видим 10 точек, — это десятки, а с одной точкой посередине — это единицы. Сортируем их на 2 группы. Называем число, которое вышло у каждого игрока.

Выиграл тот, у кого значение больше. Смысл занятия — показать наглядно, что числа могут состоять из двух разрядов, и научиться оперировать ими.

Таблица двузначных чисел

Когда ребёнок уже немного освоился, сделайте таблицу значений от 1 до 100. Первый ряд — от 1 до 10, второй — от 11 до 20, самый последний — от 91 до 100. Вырежьте из картона 10 полосок, которые соответствуют длине и ширине одного рядочка. Также вырежьте 10 квадратиков, которые соответствуют размерам одной ячейки таблицы.

Теперь назовите ученику любое число больше 10, например, 35. Он должен взять 3 длинные полоски и закрыть ими 3 верхних ряда таблицы. Затем при помощи 5 квадратиков закрываем цифры 31, 33, 34 и 35.

Считаем с переходом через десяток

Как объяснить ребёнку принцип сложения с переходом через десяток? Сейчас всё подробно обсудим. Рассмотрим пример 17 + 5:

  • Раскладываем 17 на 10 и 7. Первое число — обязательно круглое, то есть с 0 в конце. Получаем 10 + 7 + 5.
  • Складываем единицы: 7 + 5. Размышляем над цифрой 7 — сколько ей не хватает до 10? Ей не хватает 3. Тогда 3 мы заберём у 5.
  • Для этого распишем: 5 = 3 + 2. Пример примет вид: 10 + 7 + 3 + 2.
  • Упрощаем его: 10 + 10 + 2 = 12.

Согласитесь — это непростой алгоритм для маленького ученика. Поэтому не расстраивайтесь, если он не поймёт сразу всё. Разберите подобный пример на любых предметах. В конце концов малыш сможет разобраться.

Как научить ребёнка числам с двумя разрядами и не сойти с ума?

Будьте добрым и очень терпеливым учителем. А мы дадим несколько полезных советов:

  • Переходите к следующему этапу только после того, как ученик полностью овладел знаниями предыдущего уровня.
  • Используйте предметы для счёта и вычисления примеров.
  • Умейте вовремя останавливаться, избегайте занятий через силу.
  • Используйте компьютерные игры с математическим уклоном.
  • Применяйте принцип «повторенье —мать ученья».

Все дети развиваются в индивидуальном темпе. Некоторые владеют двухразрядными числами ещё до школы, а у других они вызывают затруднение и во 2 классе. Будьте терпеливы и занимайтесь систематично, но понемногу. Мы уверены, что у вас всё получится! Будьте с нами на связи и привлекайте к обсуждению своих знакомых. До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Итак, первые шаги в математической науке уже пройдены, и теперь родителям предстоит объяснить ребенку, как же складывать или вычитать числа в пределах 20-ти. Безусловно, самое главное в математике – понять все премудрости этой науки. Не подсмотреть у соседа по парте, не посчитать на палочках или пальцах (рук и ног), а именно понять, почему нужно поступать так, а не иначе.

Эта сложная наука – математика

Некоторым деткам научиться математическому счету бывает намного труднее, чем, например, научиться читать. Поэтому, чтобы у ребенка появилась так называемая «симпатия» к предмету, родителям придется постараться привить любовь ребенка к математике.

Некоторые родители не желают обременять себя подобными делами и перекладывают обучение вычислениям на плечи педагогов начальной школы. Безусловно, именно учителя и выполняют обучение счету детей, но родители не должны самоустраняться, а обязаны помогать ребенку, помогать находить ошибки, анализировать их.

Даже если вы решили воспользоваться услугами репетитора, заниматься с ребенком дома все равно придется, ведь учитель задает домашние задания, которые следует добросовестно выполнять. В противном случае знания, не подкрепленные практикой, очень быстро забудутся.

Как научить считать в пределах 20-ти

Педагоги с опытом рекомендуют использовать для объяснения азов вычитания и сложения в пределах второго десятка по уже разработанным алгоритмам. Это поможет детям понять и осмыслить, что представляет собой один и два десятка, как складывать числа или вычитать их, если они переваливает через десяток. Занимаясь с ребенком, каждый раз следует проверять, насколько хорошо он понял пройденный материал, закрепить его, и не перескакивать на следующие темы, если в предыдущей остались пробелы.

С чего начать?

Прежде всего ребенок должен знать, как называются числа второго десятка и в каком порядке они идут друг за другом. После этого понадобится двадцать одинаковых деталей чего-либо: кубиков, счетных палочек, карточек от игр и прочее.

Разложите с ребенком кубики (карточки, палочки и прочее) в два ряда по 10 штук в каждом ряду. Первый ряд – это первый десяток, можете даже пронумеровать все кубики первого десятка. Второй ряд – это числа второго десятка. Выложите их один под другим, т.е. кубики с порядковыми номера «один» и «одиннадцать» должны располагаться один над другим, «два» над «двенадцать», «пять» над «пятнадцать» и так далее.

Запоминать названия чисел второго десятка так будет намного проще: 11 – к слову «один» прибавляет окончание «-дцать», лежит на нем «один», так и получает «один-на-дцать». Таким же образом получаем и другие числа «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее. Повторяйте с ребенком такое упражнение до тех пор, пока он не запомнит числа.

Вычисления без перехода через десяток

Перед тем, как начать обучение счету в пределах двух десятков, ребенок должен четко понимать, где у числа десятки, а где – единицы. Если вы будете объяснять ребенку правила вычисления «на пальцах», то скорее всего, он ничего не поймет. Для обучения вам потребуются наглядные пособия, например, кубики.

Чтобы объяснить ребенку, как делать вычисления без перехода через десяток, попросите его выложить в линию 10 кубиков. Это десяток. Теперь попросите его прибавить к ним еще 3 кубика, поставив их сверху на первые десяток (одиннадцатый кубик на первых, двенадцатый на второй, тринадцатый на третий). Проговаривайте свои действия – «десять плюс три равно тринадцать». Подобный образом составьте и другие числа, без перехода через десяток.

Примерами на сложение и вычитание без перехода через десяток считаются такие, в которых все математические действия совершаются с целым или целыми десятками и еще несколькими единицами.
Например:
10+5=15 16-6=10
10+8=18 17-10=7

После того, как ребенок поймет, как совершается сложение, можно переходить к примерам на вычитание. Если маленький школьник поймет принцип сложения и вычитания чисел до 20-ти, значит у него не будет проблем и с математическими действиями чисел второго, третьего десятка и так далее в пределах сотни.

Вычисления с переходом через десяток

Математические примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток несколько сложнее, и поэтому ребенок долен быть готов к этому этапу обучения. Для этого ему необходимо выучить состав чисел первого десятка.

Например, состав числа 2 – то 1 и 1, а состав числа 3 – это две пары чисел: 2 и 1 или 1 и 2, а состав числа 5 – это следующие пары: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. И так для каждого числа первого десятка.

Для чего это необходимо? Выполняя арифметические действия ребенку придется сначала письменно, а затем и устно раскладывать прибавляемое или вычитаемое число так, чтобы оно дало десяток при сложении или вычитании с первым.

Вторым важным условием для перехода к этому этапу является быстрый устный счет в пределах первого десятка. Без этого, ребенку будет сложно удержать в голове видимые числа и те, на которые он раскладывает одно из видимых.

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на сложение с переходом через десяток.

Нужно прибавить к 8 число 6.
8+6=
Запишем этот пример так:
8+(2+4) =

Т.е. мы раскладываем второе слагаемое 6 на два числа, чтобы в сумме с первым слагаемым 8 получить десятку. После того, как мы складываем 8 и 2 и получаем десятку, нам видно, что при добавлении к нему числа 4 мы получим число 14

Значит 8+(2+4) = 14 или 8+6 = 14

Для закрепления рассмотрим еще несколько примеров на сложение.
6+9 =

Этот пример можно записать следующим образом:
6+(4+5) = 15

Записываем его в таком виде:
7+(3+5) = 15

Рассмотрим на примере алгоритм решения примеров на вычитание с переходом через десяток.

Чтобы вычесть из одного числа другое с переходом через десятку, нужно разложить вычитаемое таким образом, чтобы у нас получилась десятка при первом отнимании.

В данном случае число 7 состоит из 5 и 2. Запишем этот пример так, чтобы в первом действии у нас получилась десятка
(15-5)-2 = 8

Ребенку легче будет решать такие примеры, если он запомнит, что при вычитании нужно раскладывать вычитаемое так, чтобы сразу же отнять у первого числа единицы.

Например:
14-6=
Раскладываем вычитаемое (6 состоит из 4 и 2)
(14-4)-2 = 8

16-9=
Раскладываем вычитаемое (9 состоит из 6 и 3)
(16-6)-3=7

Т.е. при вычитании какое бы число не нужно было разложить, сначала вычитаем единицы из первого числа, чтоб осталась десятка, а затем уже вычитаем оставшееся число.

Рекомендации родителям

Не стоит рассчитывать, что эти простые истины математики дадутся ребенку с легкостью. Даже если соседская девочка или сын сотрудницы освоил сложение и вычитание за один день, это не повод впадать в отчаяние. Во-первых, все дети разные и у всех индивидуальные особенности усвоения информации, а во-вторых, если кто-то что-то освоил быстрее, еще не значит, что учиться ему будет легче.

Кроме того, при обучении малыша родителям нужно следить за реакцией ребенка на это обучение. Если вы видите, что ему не интересно, попробуйте сменить тактику. Считайте конфеты, яблоки, книжки, можно вырезать одинаковые фигурки для обучения, а затем сделать из них праздничную гирлянду.

Читайте также:  Как научить ребенка читать по слогам? Методики – плюсы и минусы

Если в определенный период времени ребенок отказывается учиться, у него плохое настроение или самочувствие, не настаивайте. Перенесите время урока на более благоприятный период. Зато у малыша не пропадет желание к учебе, как к чему-то неприятному и неизбежному. Ну и самое главное, проявляйте терпение к его стараниям и почаще хвалите. Для него это очень важно.

Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету

Как научить ребенка устному счету

Сергей Поляков автор методики раннего обучения детей

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте “Семь ступенек к книжке” я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: “У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала”. Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

“Чтобы к прибавить 3, нужно сначала к прибавить 1, получится 3, потом к прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к прибавить еще 1, в результате будет 5”; “- Чтобы от отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от отнять еще 1, в результате останется 2”.

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета “по линеечке”:

“Чтобы к прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5”;

“Чтобы от отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2”.

Этот способ счета с использованием такого примитивного “калькулятора”, как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание “примеров” с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия “больше” и “меньше”. Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически “с чистого листа”. Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр “кубики знаний”, или “learning bricks”, по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: “Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!” Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра “Приставляем цифры к кубикам” с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит “один”, покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра “Гномики в домике” с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру “Гномики в домике”. Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: “Один гномик пришел в домик”. Потом спросите: “А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?” Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: “А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?” На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: “Один останется”.
Читайте также:  Какие занятия позволяют детям развивать пространственное мышление?

Потом усложните игру. Скажите: “А теперь сделаем домику крышу”. Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Обучение детей несложным арифметическим действиям – сложный процесс, разделенный на несколько этапов. Вначале изучаются действия с однозначными числами, затем исследуются случаи с переходом сквозь десяток. Когда навык счета в пределах 10 и с переходом сквозь десяток отрабатывается до автоматизма, приступают к изучению сложения и вычитания двузначных чисел. Применение различных методов, проведение дел в игровой форме помогут малышу понять принцип действий лучше и скорее.

Подготовительная работа

  1. Сначала дети учатся складывать, а затем и вычитать круглые числа.
  2. Затем решают образцы, в которых сумма (разность) единиц и десятков не выходит за пределы десяти.
  3. Наконец, исследуют случаи с переходом сквозь разряд.

Перед изучением арифметических действий важно научиться делить числа на разрядные слагаемые (25=20+5), определять, из каких разрядных колов состоит число (25 – 2 десятка и 5 единиц).

При объяснении состава чисел можно использовать утилитарный метод – выкладывание числа с помощью счетных палочек.

  • Объясняется, что одна вертикально расположенная палочка – это единица, две – это число 2 и т.д.
  • 10 палочек – это десяток. Имеется числа, состоящие из нескольких десятков. Для их выкладывания нужно много палочек, да и находить будет трудно. Поэтому десяток будет обозначать горизонтально размещённая палочка (если палочки стандартного размера, то на горизонтальной поместится гладко 10 вертикальных).
  • Выкладывается любое двузначное число, например, «25»: 2 палочки возложить горизонтально (десятки) и 5 – вертикально (единицы).
  • Навык доводится до автоматизма методом неоднократного повторения.
  • Фиксируется умение определять состав числа с помощью карточек: ребенок глядит на число и делит его на разрядные слагаемые или определяет его состав.

Палочки можно заменить деталями Лего или иного конструктора: маленькие будут обозначать единицы, большие – десятки. После отработки навыка приступают к изучению сложения и вычитания круглых чисел.

Сложение и вычитание круглых чисел

  • На основе знаний состава чисел: 10+20= 1 десяток + 2 десятка = 3 десятка, или 30.
  • С поддержкой палочек или конструктора: выкладывают 1 горизонтальную палочку, добавляют еще 2, получается 3 – итого, 3 десятка, или 30.

Аналогично объясняется вычитание. Разрешив несколько примеров, переходят к следующему этапу.

Сложение и вычитание без перехода сквозь разряд

Действия объясняют практическим способом. Например, нужно отыскать результат выражения «25+32» .

Сначала выкладывают первое число (2 горизонтальных и 5 вертикальных палочек), затем – второе (3 горизонтальных и 2 вертикальных). После этого находят все горизонтальные (складывают десятки – получилось 5), потом – вертикальные (прибавляют колы – получается 7).

Читают ответ: 57. На основе выполненных действий делают вывод, что колы складывают с единицами, десятки – с десятками. После отработки действия можно трудиться уже без палочек.

Если пропустить этап иллюстративного объяснения (а может, даже и «открытия», какое можно сделать, решая пример с помощью палочек) и просто произнести, что складываются единицы одинаковых разрядов, ребенку может оказаться малопонятным, почему именно так. Запомнить, как решаются подобные примеры, ему будет сложно.

После объяснения резона действия можно ввести сложения в столбик.

Здорово будет сначала рассмотреть неверные записи, решить их столбиком и проверить сложением с поддержкой палочек, а потом уже сделать выводы.

Аналогично вводится вычитание с поддержкой палочек и в столбик. Если ребенок успешно освоил предыдущий этап, то в этом у него проблем не возникнет. А через время можно будет переходить на последнюю, самую сложную стадию.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом сквозь разряд

Сложность выполнения действий заключается в том, что нужно будет «запоминать» числа при сложении и «занимать» при вычитании.

  1. Выкладывают числа палочками, складывают разрядные колы. Получается 5 горизонтальных и 12 вертикальных палочек.
  2. Вспоминают, что 10 колов – это десяток, поэтому их можно заменить одной горизонтальной палочкой.
  3. Получается 6 десятков и 2 колы. Значит, 25+37=62.
  4. Делают вывод: при сложении единиц получилось число вяще 10, поэтому разделили его на десяток и единицы, а затем определили число. Спокойнее сначала складывать единицы (если их будет больше десяти, то можно без особых проблем выделить десяток и добавить его к имеющимся).
  • Вначале к числу прибавляют десятки, а потом единицы: 25+37=(25+30)+7=62;
  • Первое слагаемое доводят до круглого (25+5=30), после к нему прибавляют второе (30+37=67) и отнимают столько, сколько добавляли в первом поступке (67-5=62);
  • Отдельно складываются единицы, отдельно – десятки, а потом – итоги: 25+37=(20+30)+(5+7)=50+12=62.

  1. Выкладывают первое число (4 десятка и 2 единицы).
  2. Определяют, что из 2 колов нельзя вычесть 5, поэтому один десяток нужно «переместить» в единицы (заменить десятью вертикальными палочками).
  3. Дальнейшие действия: из 12 колов вычитают 5, получается 7, далее отнимают десятки (желательно проговорить, что было 4, а после реорганизации осталось 3).
  4. В итоге получается 2 десятка и 7 единиц, или 27. Проверить вычитание необходимо с помощью сложения, чтобы убедиться, что решили пример правильно.
  • Сначала вычитают десятки, потом – единицы: 42-15=42-10-5=27;
  • Навыворот, сначала – единицы, потом – десятки: 42-15=42-5-10=37-10=27.

Для объяснения арифметических поступков можно использовать счеты. На них для каждого разряда имеется свое пункт, поэтому детям будет несложно «записывать» на них числа, а затем изготовлять действия.

Любой метод может быть успешным только в том случае, если его подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Ведь одним довольно объяснить принцип сложения и вычитания с помощью цифр, другие не постигнут до тех пор, пока сами не «увидят» решения.

И, конечно, немаловажную роль в освоении любого материала играет систематизация: трудиться с примерами нужно регулярно в необходимом объеме .

Поделитесь с друзьями:

Быстрое обучение детей счету примеров в пределах 10 и 20

Обучение будущего школьника счету в пределах 10 – это первый шаг к устному счету. Важно, чтобы ребенок запомнил процессы всех вычислений, как делают это старшие. Второй этап состоит из осваивания основных методов вычисления. Преимуществом здесь уже становится не произвольное получение из воспоминаний готовых ответов, а осознание и заучивание способов сложения и вычитания в цифрах. Как научить ребенка считать примеры в пределах 10, какие игровые приемы можно использовать для лучшего усвоения?

Учимся решать примеры до 10

Для того чтобы выучиться верно и мгновенно считать, нужно постоянно решать примеры. Для высчитывания и запоминания на начальных этапах следует сделать акцент на мышлении ребенка на основе наглядных образов. Здесь возникает проблема: дети часто не воспринимают математические понятия. Решением станут практические действия с жизненными примерами.

Учителя используют три основных метода для обучения счету:

  1. На принципе знания числового состава
  2. Запоминать наизусть таблицы действий, включая деление и умножение.
  3. Использовать спец.приемы для получения результата.

Рассмотрим все методики по порядку.

Примеры на вычитание с картинками

Принцип знания состава

Подготовка должна начинаться с изучения азов математики. Рассказывая ребенку, нужно объяснять, что каждое число это группа с заданным количеством элементов.

Состав числа для запоминания

Важно! Мало сосчитать до пяти. Убедитесь, что вы предлагаете показать пять пальцев, положить на стол пять конфет или изобразить на листке пять кругов.

Необходимо связать число и сказочных героев или другие знакомые для ученика предметы:

  1. Одна репка.
  2. Две стороны у монетки.
  3. Три медведя.
  4. Четыре стороны света.
  5. Пять пальцев на ручке малыша.

Ребенка важно приучать к картинке, соединенной со всеми элементами. Необходимо играть в математическое домино. Для этого нужно взять десять кубиков с размером ребра 1,5-2 см, стоящих в коробке. Подойдут и детали конструктора Лего. Если нет подходящих предметов, то можно распечатать другие пособия.

Исходя из знания состава, ребенок может решить, складывать ему или вычитать. Например, чтобы ответить, сколько будет «шесть плюс три», он должен знать, что 6 и 3 равняются 9. А «семь минус два» получится пять, потому что 7 это 2 и 5.

Пособие для изучения состава

Запоминания таблиц наизусть

Есть большое количество приемов приучить ребенка сразу запомнить таблицы. Почти половина примеров на сложение и вычитание бессознательно заучиваются детьми по окончании ознакомления с законом перемещения.

Можно брать стихи, подпевки. Самым популярным образцом служит строка песни «Дважды два четыре, это всем известно в целом мире». Отличную информацию находят, познакомившись с методикой Николая Зайцева, программой «Песнезнайка».

Для закрепления знания табличных данных, можно предложить детям работать с:

  • раскрасками;
  • компьютерными играми по математике;
  • мультимедийными презентациями.

Умение прибавлять в тестах со звездочкой поможет потом учить сложный материал.

Использование вычислительных приемов

Наивысший уровень результата устного счета – это способность нахождения самого быстрого и удобного метода для подсчета итога. Так, например, одним из легких способов обучить школьника считать на занятиях является техника присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро усваивают, что при добавлении 1 получается последующее значение, а при уменьшении на 1 получается предыдущее. После этого можно узнать о лучшем напарнике числа 2 – кузнечике, который умеет перескочить цифру и вызвать результат сложения или вычитания 2.

Как объяснить связь сложения и вычитания

Для лучшего восприятия следует научить малыша составу. Методика заключается в трех шагах:

  1. На привычных предметах усвоить, что одно из слагаемых может меняться в сторону уменьшения, другое возрасти при одинаковой сумме. Удачным пособием станут упаковки для яиц (по 10); боксы для печенья (по 6,8 или 12), календарные дни (по 7).
  2. Следует проследить, чтобы ребенок сделал записи в тетради по возможным комбинациям числительных.
  3. Вместе с учеником подготовить карточки с надписями: 6 + 3 = 9; 4 + 5 = 9; 2 + 7 = 9; 1 + 8 = 9. Лучше распределить каждый пример на отдельную карточку.

Теперь нужно приложить усилия к запоминанию. Ребенок должен наизусть, не считая, запомнить все возможные комбинации слагаемых, дающих одну сумму. Не нужны длинные занятия. Успех придет быстрее, когда урок на запоминание будет быстрым, как перерыв между лепкой или рисованием.

Связь между сложением и вычитанием

Если ребенок все запомнил и не пытается «посчитать», можно приступать к следующему шагу. При замене знакомых карточек новыми, малыш должен писать сразу ответы. Приступаем к самому сложному – вычитать, используя знание составляющих. Вначале необходимо повторить карточки с действиями. Потом нужно спросить у ребенка, что будет с результатом, если убрать одно из слагаемых.

Данная цепочка поможет оценить связь сложения с вычитанием методом запоминания. Ученик должен понять, что вспомнить знакомое сочетание легче, чем считать в уме. В дальнейшем принцип поможет легче освоить решение линейных уравнений.

Когда можно решать примеры в пределах 20

При полном усвоении навыков счета до 10 рекомендуют приступить к действиям на втором десятке. Здесь необходимо только понимание, без подсказки и списывания у соседа. Как научить считать и разъяснять примеры ребенку в пределах 20? Следует придерживаться пошаговой методики:

  1. Выучить порядковый счет второго десятка, очередность каждого элемента числового ряда. Для облегчения запоминания используют одинаковые предметы – карточки, кубики. Нанести числа только на первые десять единиц. Разложить их рядами, первый десяток с подписями, под ним второй, «слепой».
  2. Запоминать по схеме 14 – к слову четыре добавляется «– надцать», и так с каждым новым термином. Ребенок должен усвоить смысл названия порядковых чисел от 11 до двадцати.
  3. Приступить к понятию первый десяток, потом добавлять элементы второго ряда и проговаривать действия. «Десять плюс четыре получится четырнадцать». Должны прозвучать так все данные в интервале второго десятка.
  4. Отработать действия со сложением без перехода. По типу 10 + 6 = 16; 16 – 6 = 10. Когда этот этап освоен, выполняют действия повышенной сложности.
Читайте также:  Конкурсы для школьников к Новому году - веселимся и ликуем!

Пазлы для счета до 20

Примеры с переходом через десяток требуют развивать навыки устного счета. Знание состава числа при равной сумме облегчают запоминание алгоритма расчета по действиям на сложение и вычитание в пределах 100.

Как научить решать примеры в уме?

Для облегчения устного счета эффективны упражнения для ежедневной тренировки. К шести годам детвора может самостоятельно сосчитать количество конфет, кубиков или мячиков. Им не нужно использовать свои пальчики. Родителям необходимо вовремя подсказать, направить малыша для формирования навыков решения примеров в уме. Ребенок должен освоить:

  • простейший счет;
  • сумму и разность;
  • различие между «большим» или «меньшим» значением.

Визуальное восприятие счета – решение в столбик поможет быстрее научиться считать устно. Педагоги начального обучения рекомендуют начинать с простого. Сосчитать количество фруктов, от ребенка нужно услышать итоговый ответ, без проговаривания последовательных цифр числового ряда.

Несколько уроков, и малыш поймет, что можно сразу называть сумму. Для усложнения спрашивают, а если добавить еще три груши, сколько всего будет фруктов. «Добавки» не должно быть перед глазами. Юному счетоводу придется представить в уме и дать правильный ответ.

Прибавляем в уме

Следует устно повторять примеры на состав, учитывая все возможные двузначные пары. Для облегчения задачи можно применить карточки, затем полностью отказаться от них, перейдя целиком на устный счет. Все задания легче выполнять в течение дня, чтобы освоить быстрее счет:

  • Во время прогулки повторить с ребенком список планируемых покупок. После расчета у кассы малыш должен перечислить все товары. Если список не полный, малыш должен правильно назвать продукты или предметы для дальнейшего шопинга.
  • Номерные знаки на машинах послужат разминкой для сложения или вычитания на улице. Различные сочетания цифр помогают быстрее научиться считать. Если впереди машина с трехзначным номером, можно сложить все составляющие. Затем отнимать из самого большого значения наименьшее.
  • В учебных материалах опубликованы задачки для дошкольников. Они сопровождаются рисунками, четверостишьями, чтобы добавить игровую изюминку к «сухой» математике.

Важно! Каждый ребенок имеет особенности развития, одному будет легче усвоить материал, другой может схватывать на лету. Нужно грамотно направлять и помогать изучать азы математики.

Дети тренируются в устном счете

Интересные способы научить прибавлять и отнимать

Ребенок должен запомнить многие числовые комбинации. Чтобы помочь лучше понять этот материал, рекомендуется предложить ему следующие задачи:

  • Рассортировать данное количество объектов в три тарелки, создав разные комбинации (варианты разные: повесить игрушки на две елки, расставить цветы в двух вазах, разместить гномов в двух домах);
  • дополнить число до желаемого;
  • заполнить ячейки, в которых записан состав с присвоенным номером;
  • дорисовать домино.

Поможет усвоить устный счет игра в интервал между значениями. Мама говорит, что загадала определенное число в промежутке от 5 до 18. Ребенок должен угадать, если он ошибается, взрослый определяет место в ряду, регулируя поиски словами «больше», «меньше», «добавь один», «отними два».

Ребенку будет сложно понять на уроках математику в первом классе, если он не усвоил технику счета. Терпение, игровые методы, непринужденность и регулярность упражнений это необходимые условия для успешного обучения. Даже одна десятая материала, усвоенного ребенком самостоятельно, поможет освоить школьную программу.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20? 🙌

Современная реальность тесно связана с научно-техническим прогрессом. С раннего возраста дети привыкают к различным электронным приборам, легко осваивая их. С другой стороны, полноценное формирование личности человека требует развития познавательных процессов в раннем детстве. Внимание, память, мышление развиваются с помощью простых упражнений, органично вплетенных в игровую канву.

[bad title=”Запомните!”]Для полноценного развития важно научить ребенка как можно раньше считать примеры в пределах 10.[/bad]

Это станет основой формирования понимания понятий «больше» и «меньше», умения концентрировать внимание, ориентироваться в пространстве, различать фигуры, определять длину, размеры предметов. Положительный результат обеспечит усердие, желание родителей, которые должны руководствоваться законами возрастной психологии.

Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10

Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» – «меньше», запомнить количественные обозначения.

Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10

В каком возрасте лучше это делать по ФГОС

В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет. Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.

[info title=”Интересно!”]Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.[/info]

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

С чего начинать

Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.

С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто.

Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа. Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения.

Популярные способы обучения ребенка

На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.

Счет на пальцах

Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.

Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.

Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками. Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки. На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.

С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».

На предметах

Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами. Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики.

Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.

Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.

Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.

На линейке

Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.

Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне.

Как научить малыша устному счету

Устный счет развивает мышление, сообразительность, быстроту реакции, четкость мысли. Кроме того, данное умение повышает способности к обучению, уверенность в собственных силах.

Правила обучения счету в уме

Чтобы достичь видимых успехов в обучении, нужно проявить терпение и определенное упорство. Кроме того, необходимо придерживаться следующих важных правил:

  • поддерживать интерес у ребенка;
  • поощрять каждое достижение, успешное действие;
  • избегать принуждения учиться считать;
  • не повышать голос, не ругать малыша;
  • не давать детям слишком сложных заданий;
  • регулярно повторять пройденный материал;
  • закреплять умения считать с помощью окружающих предметов.

Начинать обучение детей устному счету можно уже с возраста 2-3 года, постепенно усложняя задания.

Игры, примеры и стихи

Чтобы сформировать необходимые навыки счета, достаточно выполнять специальные упражнения. В повседневной жизни можно тренировать ребенка с помощью таких игр:

  • номера машин. Это упражнение развивает умение быстро считать. Малышу требуется сложить все цифры автомобильного номера;
  • магазин. Перед походом за покупками ребенку следует о них рассказать и попросить считать купленные товары и держать их в уме. В процессе совершения покупок спрашивать малыша, сколько осталось купить;
  • задачи и стишки из Интернета. Иллюстрированные задания, специально созданные веселые стихи помогут детям быстрее включиться в обучение.

Обучение через стихи

Чем помогут таблицы сложения и вычитания

Такие материалы способствуют закреплению умения считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, сформировать навыки сравнивать числа, понимать состав числа 10, решать задачи на увеличение выбранного числа на несколько единиц. Современные методики обучения активно используют такие таблицы, они позволяют довести простые математические действия до автоматизма.

Одна цветная таблица состоит из 81 маленьких табличек с примерами на сложение и вычитание. На обратной стороне помещен ответ.

Таблица сложения и вычитания

Как научить ребенка считать примеры в пределах 20

Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.

Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.

На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.

Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».

Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.

Чего не следует делать при обучении счету

Правильно сформированные арифметические умения являются основой полноценного интеллектуального развития ребенка, поэтому категорически не рекомендуется использовать методики, которые могут негативно сказаться на мышлении и памяти. Например, злоупотребление счетом на пальцах не требует развития пространственного запоминания количества предметов. Такой способ помогает наиболее быстро ознакомиться с цифрами.

Обучение счету с помощью палочек и записей примеров может также привести к отрицательным эффектам в виде привычки считать медленно, складывая и вычитая только по единице. Если слишком часто использовать данный метод, то тормозится развитие умения складывать по числовым группам.

Счет с помощью линейки помогает изучить ребенку понятие «числового ряда». Этот метод тренирует понимание сути складывания и вычитания. С другой стороны, данная методика абсолютно не тренирует память.

При обучении малыша категорически не рекомендуется использовать сложные термины, поскольку для маленького ученика будет сложно понять суть заданий. Нужно подробно объяснить значение каждого слова.

Наиболее популярные вопросы

[question title=”Какая методика обучения счету самая лучшая?”]Злоупотребление наглядными примерами при обучении арифметическим умениям тормозит развитие памяти и не тренирует мышление, поэтому лучше формировать данные навыки у ребенка в устной форме.[/question]

[question title=”Надо ли заучивать таблицы сложения?”]Операции сложения и вычитания являются основой математики, поэтому их лучше довести до автоматизма. Общепринятая практика – это заучивание данной таблицы на память. С другой стороны, наибольших успехов дети достигают, если они понимают, что такое число, что означает «прибавить» или «отнять».[/question]

С самого начала обучения малыша нужно использовать разные способы и варианты решения задачи. Это помогает развить гибкость мышления, облегчит математическое образование ребенка на более поздних этапах.

Ссылка на основную публикацию