Девочка и хозяйство – как и когда правильно обучать девочек работе по дому?

Обязанности по дому: надо ли из дочери растить хозяюшку

Конечно, надо, утвердительно скажут некоторые. Ведь девочка – это будущая жена, мать, хозяйка, она должна все уметь. А рационалисты запротестуют. Мол, зачем сокращать детство! Ведь за девочку все будет сделано просто и быстро…

Психологи: в продвинутом мире – продвинутые правила

Психологи легко доказывают нецелесообразность обучения девочек домашним премудростям. Дескать, времена не те — современники живут в другом измерении и далеко не так, как их предки.

  • Во-первых, у нас отпала нужда во множестве вещей и предметов.
  • Во-вторых, умные машины вокруг, которые делают почти все за нас. Стоит лишь на нужную кнопку нажать.
  • В-третьих, в любом деле в мгновение ока можно найти спеца, который все, на что у нас не хватает времени и сил, фантазии и желания, сделает быстро и качественно.

Вот и получается, по этой логике, что не к чему показывать ребенку, как стирать или убирать в доме, незачем учить секретам кулинарии или другим премудростям. Мол, все в этой жизни намного проще.

Стоит набрать нужный номер, и у твоих дверей окажется все, что душа пожелает. Пицца или любая другая еда, разные товары других групп, заказанные в интернете. Товарищи из клининговой из компании или из другой, где знают, что, к чему.

Ибо выгодно так жить, ведь экономно в плане времени и сил. Где-то так…

Так-то оно так. Но ведь домашних обязанностей никто не отменял. Не всё ж надеяться на чужого дядю.

Привлекать ли ребенка к помощи по дому

Привлекать. Правда, в меру и с учетом ряда моментов, уточняют психологи и советуют…

  1. Итак, первое, приоритеты. Девочка должна научиться делать выбор. Или самой делать все, тратя время и экономя деньги, или тратить деньги, экономя время. Мол, все это возможно, и каждый может выбирать, как поступать, это не стыдно — ничего не уметь.
  2. Второе, интерес. Не совсем обязательно обучать девочек женским делам, говорят сторонники такого подхода к подготовке малышек к взрослой жизни. Лишь бы те проявляли интерес к труду и чтобы этот интерес чем-то поощрялся. Хочет дровишки порубить? Пускай пробует, только безопасность надо обеспечить и денежками подсобить — помощница ж.
  3. Третье, только по желанию. Не надо ребенка учить чему-то через силу. Ну, не хочет дочка кашу варить. Так научите ее, например, обои клеить, прикручивать полку в ванной. Достаточно для начала научить мелочам типа еду подогреть, посуду помыть и др.

С какого возраста девочка должна становиться хозяйкой

Психологи советуют не спешить. А что думают сторонники воспитания из девочки хозяюшки другим методом? Начинать привлекать к этому надо как можно раньше, считают они. И ничего зазорного в том, чтобы заниматься таким воспитанием, нет.

Девочка однозначно должна вырасти ответственной и хозяйственной. Главное, правильно подойти к этому процессу и научить ее:

  1. готовить еду подручными методами (здесь и кулинария, и обращение с посудой, приспособлениями, способы готовки, рецепты и т.д.);
  2. убираться в доме (познакомив с бытовой техникой, со всеми секретами наведения порядка);
  3. стирать (и не совсем обязательно в машинке, ведь в жизни разное может случиться);
  4. шить, вязать и штопать (вплоть до покупки наборов для шитья, разных приспособлений),
  5. вести хозяйство.

На благо семьи: как научить ребенка домашним делам — советы

Безусловно, то что говорят психологи насчет интереса к домашним делами, приоритетов и т.д., можно принимать или не принимать. Ведь какая-то логика в их суждениях присутствует. Но люди, ратующие за такую подготовку девочек к взрослой жизни, соглашаются не со всем. В девочках надо воспитывать интерес к тому или иному домашнему делу. И делать это с умом, с учетом увлечений девочки, ее способностей, характера и др. Но не за поощрения, а на благо семьи. Итак, несколько советов.

  • Если малышка взялась за пылесос, за швабру или за метлу, надо не отнимать – пускай сделает так, как сможет, постепенно научится. Так она поймет, что ее труды и усилия нужны семье.
  • Ничего не умеющая девчушка вызвалась помочь лепить пельмени, спечь пироги или хлеб? Не откажите ей в этом – выделите муку, воду, и все остальное. Пусть поймет, как это приятно – самой вкусно приготовить и других попотчевать! Да, насорит сначала. Но в другие разы будет более умело управляться. Ведь могут наступить времена, когда пиццу или что-то вкусненькое некому будет подвезти, а повзрослевшая дочь вспомнит ваши уроки и накормит семью.
  • Девочка, разбросав игрушки по квартире, начала их собирать, неумело рассовывая их, где придется? Похвалите! Ведь она делает это во благо всей семьи. Важно научить ребенка прибирать и в своей комнате. Подавайте пример.
  • Она прямо на кухне решила устроить постирушку, сделав огромные лужицы? Не ругайте! Вместе приберите и помогите продолжить. Пусть «стирает». Сначала — одежку ждя куколок, а позднее научите что-то из вещичек постирать.
  • Пришивает, высунув язык, пуговицу там, где ее не должно быть? Поощрите! Накупите цветных пуговок и пришивайте вместе, создавая симпатичные изделия. Особенно интересно это делать, пришивая пуговицу к ее или вашей одежде. Эти уроки запомнятся!
  • Просит, чтобы купили что-то дорогое? Купите (в меру дорогое, конечно), но предупредите, что теперь вы не сможете повести ее на кружок, сходить в кино, в аквапарк и др., купить что-то еще нужное и т.п. Берите ее в магазин, показывайте, что именно покупаете, считайте вместе деньги. Вот так, постепенно, девочка научится хозяйничать.

И так, с терпением, в каждом деле, за которое возьмется ребенок. Пусть поймет, что работать по дому – это и приятно, и почетно, и полезно. А еще это — как ходить на работу, в детсад или школу. Если правильно к этому подойти, со временем ребенок начнет правильно думать и грамотно экономить. И не только деньги, а и время, силы.

Этот опыт пригодится, несомненно. Когда? В любой момент. Скажем, мультиварка или другая бытовая техника испортится, а на ее звонок вдруг не приедет никто из клининговой компании, а тут гости на пороге. Или наступили сложные времена, когда выживать приходится на копейки, она вспомнит, как вели хозяйство вы. Да мало ли ситуаций, когда опыт, приобретенный от мамы в детстве, реально спасает…

Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам

Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Читайте также:  Как научить ребенка читать быстро и правильно?

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2–3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

В 4–5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6–7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8–9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

В 10–12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

Девочка и хозяйство – как и когда правильно обучать девочек работе по дому?

Воспитать натуральную хозяйку, способную не только убраться в доме, но и приготовить полноценный обед, несложно. Привить влюбленность к этой деятельности гораздо сложнее. Чтобы не совершить ошибок в воспитании, необходимо запастись огромным терпением и влюбленностью, видеть границы возможностей ребенка и почаще его хвалить.

Ведение хозяйства – обучать или нет?

Встречаются молодые семьи, где жены не имеют основных навыков ведения хозяйства или не желают мастерить что-либо по дому. Конечно, до женитьбы муж об отсутствии таких качеств у своей половинки даже не думал, а ведь нередко это становится причиной конфликтов и даже развода в образованной совершенно недавно ячейке общества.

  1. Мама обожает свою дочь и жалеет ее: «Бедная, устала учиться, отдохни, а я сама приберусь». Она ошибочно находит, что всему необходимому дочка научится после замужества.
  2. Время для приобщения к труду было пропущено, поэтому у дочери не развит интерес к труду – она воспринимает его как трудовую повинность, какая не приносит удовлетворения.

Чтобы избежать подобных ситуаций, следует вовремя прививать навык хозяйственности дочке и приучать ее к шитью, приготовлению еды, уборке. Научить не сложно. Труднее развить интерес к выполняемой труду.

Когда и как это делать?

До трех лет ребенок активно познает окружающий мир, задача родителей в этот этап – сделать этот процесс позитивным и полезным.

Детям прививают простейшие навыки самообслуживания и поведения, какие представляют собой основу для развития хозяйственных умений.

Разумеется, ее работа несовершенна, и придется не раз за нею переделывать.

Положительные эмоции, полученные в этот период, будут сопутствовать ребенка всю жизнь, ведь у женской психики имеется одна особенность – бездонная эмоциональная память. Именно поэтому некоторые женщины во время уборки ощущают радость и удовлетворение, а у кого-то имеется стойкая антипатия к домашним делам.

  1. Ведущая деятельность – игра. Для приучения к аккуратности и распорядку следует использовать игровые приемы: игрушки «уходят» спать в свои «домики», семейство карандашей – в коробку.
  2. Собственный пример. Мама начинает прививать заинтересованность к бытовым делам, подробно объясняя, что она делает, и показывая, как это интересно. Махонькие дети любят подражать взрослым, поэтому полезно будет приобрести маленькие совок, веник и посудку, чтобы дочка тоже могла убираться и стряпать еду.
  3. Творческий подход. Его можно использовать во время приготовления пищи, позволяя дочке самой сделать булочки из теста, приготовить бутерброды или налить сок.
  4. Похвала. Девочки бедствуют в одобрении и похвале, тогда они чувствуют себя значимыми, работают увереннее, у них является интерес к делу.

Воспитание девочек на Руси

Воспитание мальчишек и девочек основывалось на принципе: «Лучше небольшое дело, чем большое праздность». К 11 годам девочки уже были самостоятельными хозяюшками и могли многое мастерить. К трудовой деятельности их начинали приобщать с пяти лет: они в это время учились прясть и помогать маме и старшим сестрам по дому, пололи и поливали грядки, следили за курами и гусями, нянчились с меньшими братишками и сестренками.

Так, маленькие девочки сначала присматривали за гусятами, а к 12 годам они уже отгоняли ланку на пастбище и доили ее. Непрерывность и последовательное усложнение работы способствовали получению рослых результатов.

  • Помощь по дому – мытье посуды, уборка, приготовление простой еды.
  • Уход за маленькими детьми.
  • Ткачество – большинство же могли самостоятельно сделать поясок.

Кроме этого отдельный девочки занимались стиркой, помогали взрослым в полевых и огородных делах, пасли домашних птиц, звериных, управлялись в сарае. Трудолюбивых девочек всегда хвалили старшие.

Традиции иных народов

  1. Индейских детей не наказывают и ни к чему не принуждают. Они принимают участие во всех делах родителей, внимательно глядят, учатся, а потом приобщаются к взрослым делам. Для этого у них есть свои собственные инструменты, лишь маленького размера. Индейцы радуются, если у малыша возник заинтересованность к чему-то, даже если он это дело не закончил. У них нет понятия «потом» — любое заявка ребенка выполняется сразу.
  2. В армянских семьях девочек и женщин берегут: хозяйственные работы и походы по магазинам – чисто мужское занятие, тогда как девочек с младенчества обучают готовке, уборке и уходу за мужем и детьми.
  3. В Восточной Азии девочек приобщают к труду и подчинению будет рано – они должны во всех делах помогать маме, уметь шить и вязать, стряпать еду. Таким образом их подготавливают к раннему браку.
  4. Японцы до пяти лет детей не карают и не запрещают им ничего. Все это время мама сама работает по дому: почитается позорным принять помощь от детей и подруг. После пяти лет девочек начинают приобщать к ведению хозяйства.

Поделитесь с товарищами:

Домашние обязанности детей по возрастам

Если дети не задействованы в домашних делах – они становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Читайте также:  Прически для девочек: коса навыворот, пучок в стиле ампир, плетения в виде цветов

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Поливать цветы и растения.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Зашивать распоровшиеся швы.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

Как приучить ребёнка к домашним обязанностям

В каком возрасте ребёнок может начать помогать по дому

Р ебёнка надо приучать к выполнению домашних обязанностей как можно раньше, лучше всего – с одного года. Примерно в это время он уже уверенно стоит и ходит. Начинайте с отработки понимания инструкций «Дай мишку», «Подними кубик», «Положи мячик на место» и т.д. Все словесные инструкции на начальном этапе должны сопровождаться жестами и демонстрацией на своём примере. По мере взросления ребёнка задачи усложняйте, но настолько, чтобы малышу было по силам их выполнить. В таком случае с возрастом это уже будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Малыш всё делает, глядя на взрослых, поэтому будьте примером. Прежде, чем поручать малышу что-то по дому, надо показать, объяснить и желательно прокомментировать каждое действие. Дети должны знать, что и для чего они делают. Например, игрушки надо убрать, чтобы в доме было чисто. Объяснять это тем, что надо помочь маме, не стоит, так как в периоды переходных возрастов (3 и 5 лет) возникает дух противоречия. Дети могут делать всё назло маме. А каким образом это осуществить? Не помогать ей. Поэтому давайте ребёнку чёткие объяснения: одежда должна лежать на своих местах, чтобы не пачкалась, посуду нужно мыть, чтобы мы могли кушать из чистых тарелок и т.д.

Какие должны быть обязанности у ребёнка

Когда малышу исполнился годик, мама, протирая пыль, может дать тряпочку ребёнку и попросить помочь. Первые попытки будут длится не больше одной минуты или даже несколько секунд, это абсолютно нормально. С того же возраста можно начинать учить убирать за собой игрушки и расставлять предметы по своим местам; естественно, на начальном этапе с вашей помощью.

В период приучения к горшку (от 1,2 года до 3 лет) научите ребёнка выливать содержимое в унитаз, смывать за собой и мыть горшок.

В три года малыш уже должен уже уметь снимать одежду, убирать на место, находить её, одеваться, убирать за собой грязную посуду в раковину.

К 5 годам круг обязанностей расширяется. Лучше, поручать ответственные задачи, чтобы ребёнок почувствовал важность мероприятия, которое нельзя забыть или проигнорировать. Например, поливать цветок, помогать сервировать стол перед едой.

Что делать, если ребёнок не хочет помогать

Отказ ребёнка может быть вызван несколькими факторами. Во-первых, малыш должен видеть, что у каждого члена семьи есть обязанности. Во-вторых, в младшем возрасте не заставляйте насильно и не говорите, что малыш делает что-то неправильно. Похвалите. Самое главное, что он пусть немного, но помог. У ребёнка появится стимул помочь в следующий раз.

Похвала за проделанную работу очень важна, она подчёркивает значимость помощи. У ребёнка создаётся ощущение, что он принёс пользу.

Читайте также:  Трудности адаптации первокласников в школе - советы родителям

Также отказ может быть вызван непониманием. Очень важно разбивать большие задачи на конкретные действия, чтобы ребёнку было проще. Например, убрать свою комнату – это сложить игрушки, пропылесосить, заправить кровать, протереть пыль. Объясните, что конкретно малыш должен сделать, и, конечно, с возрастом список действий в понятии «убрать свою комнату» должен расширяться. Если в 2 года это означает убрать свои игрушки, то в 5 лет – протереть пыль, заправить кровать, сложить книги и канцелярские принадлежности на место.

Существует стереотип, что девочку надо учить готовить, гладить, стирать и т.д., а мальчика этому учить необязательно. Это неправильно, ведь эти умения полноценно подготовят ребёнка, в данном случае и мальчика, к будущей самостоятельной жизни. Также каждая семья должна ориентироваться на те правила и порядки, которые уже заведены, и, расширяя круг обязанностей, вводить только актуальные для семьи дела. Делать что-то, потому что это делается в других семьях, не надо. Это будет нарушать гармонию и вести к противоречиям.

Даже в период упрямства у ребёнка можно вызвать интерес к домашним обязанностям. Для этого эффективно используются игры. Их можно придумывать, исходя из ситуации, возраста, интересов. Ниже предложены несколько игр, которые можно использовать при уборке игрушек.

В Царстве игрушек произошёл сильный ураган. И все машинки/куклы/зверята потерялись и хотят вернуться в свои домики. Давай поможем?

Посмотри, что случилось с игрушками? Они лежат не на своих местах. Давай, с помощью волшебных ручек сделаем комнату чистой и красивой! С помощью волшебства это получится намного быстрее (в этот момент можно начать напевать песенку с ребёнком и убираться под неё).

Если в семье несколько детей, то можно убираться на скорость. Тут важно учесть такой момент, что как правило проигравший обижается. Чтобы такого не происходило, не надо делать награду для победителя. Лучше всего просто оговорить, что тот, кто будет быстрее, тот – молодец, а после уборки все пойдут пить чай с конфетами.

Задача: заполнить импровизированный «склад». Хорошо, если у каждого ребёнка есть своя коробка, ёмкость. Здесь неважно, кто чьи игрушки будет убирать. Выигрывает тот, у кого больше всего предметов на складе по объёму или по количеству, если игрушек немного, и их можно посчитать.

Это игра на время, но командная. Засекается секундомер, дети начинают собирать игрушки по цепочке: один с пола берёт игрушки, передаёт другому. Второй ребёнок уже кладёт в коробку или передаёт третьему. Результаты записываются и сравниваются каждый день. Цель: дети учатся работать в команде для достижения наилучшего результата.

Эти же приёмы можно использовать и для других домашних дел.

Когда приобщить ребёнка к хозяйству?

Приучаем ребёнка к домашнему хозяйству

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным и самостоятельным человеком. Но для этого нужно правильно его воспитать. И ведение хозяйства в этом деле не последняя вещь.

Не нужно думать, что к плите и стиральной машине нужно приставлять только девочек. Любой ребёнок должен стать независимым, поэтому учить чистить картошку и гладить бельё нужно детей обоих полов. Иногда кажется, что ребёнок и хозяйство – два несовместимых понятия. Однако во многих семьях дети помогают по хозяйству. Нужно только знать, как правильно приобщить малыша к этому делу.

Как приучить ребёнка помогать по хозяйству?

Приучать ребёнка к хозяйству нужно постепенно, начиная с небольших действий. В 3 года малыш начинает максимально повторять за окружающими. Поэтому уже в этом возрасте можно давать ему простые задания. Вытереть пятно воды со стола, поставить игрушку на место, положить ложку в раковину. Главное, сначала на собственном примере показать ребёнку, как это делается. Ещё лучше, если уборка превратится в игру. Например, «Зайка хочет в домик. Уложи его спать». Или «Ты же не любишь быть грязным, вот и вилка тоже. Ей тоже нужно принять ванную».

Когда ребёнку исполняется 5, можно приступить к более сложным заданиям. Разделить грязное бельё на тёмное и светлое, помыть посуду, подмести пол. Пусть сын или дочка почувствуют себя нужными и полезными. В это же время у ребёнка возникает чувство ответственности. Он понимает: помыл посуду – ест из чистой тарелки, забыл убрать пыль с пола – запачкал белые носочки. Именно в этот момент малыш замечает: у поступков есть последствия. Такая обычная вещь, как уборка, готовит его ко взрослой жизни.

В возрасте 7-8 лет ребёнок может стать полноценным помощником по хозяйству. Его пора обучать элементарным кулинарным навыкам: жарить омлет, варить пельмени, резать овощи в салат. Тогда, будучи на работе, вы можете не волноваться, что ваш ребёнок, придя из школы, останется голодным. Он сможет сам о себе позаботиться. Тогда же нужно приучить школьника к порядку. Расскажите ему, что убрать пару вещей каждый день гораздо легче, нежели, забросив всё, делать в конце концов генеральную уборку все выходные.

Делая поначалу какое-то занятие совместно, доводите его постепенно до самостоятельного выполнения ребёнком. Например, можно сначала ходить в магазин за покупками вместе, а потом отправлять малыша одного.

Важно также разнообразить домашнее хозяйство. Пусть ребёнок каждый день делает что-то новое, чтоб не заскучал. Можете составить совместный график работы. Например, днём посуду моет он, вечером – мама.

Ведение хозяйства должно быть регулярным событием. Тогда ребёнок привыкнет к нему, и это войдёт к нему в привычку. Как чистка зубов.

Ни в коем случае не используйте домашнюю работу как способ наказания. Уборка или готовка должны ассоциироваться с приятным времяпрепровождением, а не служить ненавистным воспоминанием.

И запомните, никакой критики! От ругани никогда пользы не было. Если у ребёнка что-то не получается, спокойно, без крика, объясните ему, как делать правильно. Наберитесь терпения и вспомните себя в детстве. Наверняка вы сами хоть раз сожгли свои носки, пока гладили.

Если ребёнок говорит: «не хочу помогать!»

Домашнее хозяйство и ребёнок – сложно совместимые вещи. Неудивительно, что малыш начинает капризничать и говорить, что не будет убирать в своей комнате и помогать резать овощи. Чаще всего бывает, что в этом виноваты сами родители. Рассмотрим несколько ситуаций.

  • Ребёнок не убирает за собой просто потому, что родители не приучили его это делать. Скорее всего, они жалели малыша, говоря: «Он ещё маленький, вот вырастет – тогда наработается». А в итоге получается, что у ребёнка нет такой важной и элементарной привычки, как уборка посуды за собой.
  • Малыш не следит за чистотой, потому что сами родители не особо чистоплотные. Если папа разбрасывает носки, мама не моет посуду, а старший брат оставляет везде книги и учебники, то как можно требовать от ребёнка чистоты? Необходимо сначала проследить за собой, а уже потом упрекать сына или дочь.
  • Если в семье все индивидуалисты, не привыкли работать сообща, каждый живёт сам по себе, не спрашивая мнения других, то неудивительно, что ребёнок вырастает эгоистом, который думает только о себе.
  • Иногда ребёнок не хочет помогать, потому что элементарно не слышал добрых слов от родителей. Мама с папой не хвалят его за хорошие оценки, за победу на олимпиаде, за чистоту в комнате. Они считают, что эти победы, большие и маленькие, – само собой разумеющееся. От этого мотивация ребёнка пропадает, он перестаёт что-либо делать. Не забывайте хвалить и поощрять своих детей, для них это очень важно.

Советы родителям

Помощь детей по хозяйству – важный шаг в развитии малыша. Чтобы облегчить переход во взрослую жизнь, родители могут воспользоваться следующими советами:

  • Действуйте все вместе. Даже если ребёнок ещё маленький, но он уже хочет вам помогать, не отнекивайтесь от него. Дайте ему посильное для него задание. Иначе в будущем он перестанет предлагать свою помощь.
  • Совмещайте развитие ребёнка и ведение домашнего хозяйства. Например, перед сном прочтите сказку про Золушку, а наутро договоритесь поиграть в неё. Или раскладывая игрушки по полочкам, расскажите, какого они цвета и формы.
  • Обязательно говорите ребёнку «спасибо!». Получив благодарность, он почувствует свою ценность и значимость, у него повысится самооценка и уверенность в себе.
  • Учитывайте желание и возраст малыша. Не стоит пятилетке давать задание «Приготовь суп». Лучше попросите подмести пол или вымыть пару кружек. Помните о том, что дети могут выполнять разные задания в зависимости от своего возраста. Также, перед тем как поручить что-то малышу, спросите у него, что бы он хотел сделать, учитывайте его мнение, особенности его характера. И тогда пользы от него будет в разы больше.

Ссылка на основную публикацию