Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

Как объяснить ученику, как надо себя вести – сравниваем российский и зарубежный опыт

В учебном процессе немаловажное смысл имеют дисциплина и порядок. Школьники, не умеющие себя вести, помешивают учиться одноклассникам, учителю приходится тратить драгоценные минуты на их успокоение, а не объяснение материала. Потому важно ученикам объяснить правила поведения.

Как объяснить школьнику правила поведения?

Первоклассники уже должны быть известны с элементарными правилами поведения: такими, как приветствие взрослых, обращение к старшим, поведение дома и в социальных местах. В школе количество правил будет постепенно увеличиваться. Чтобы школьнику было легче их выполнять, значительно сказать ему не только, что он обязан делать, но и на что имеет право. Ведь когда он не будет себя ощущать только обязанным, ему станет легче подчиняться законам этикета.

  • Уча правила поведения в раздевалке можно акцентировать внимание на то, что соблюдая их, школьник сможет сохранить свои предметы в чистоте и порядке, а также избежать потери или кражи ценных объектов, случайно оставленных.
  • От соблюдения правил поведения на уроке зависит успеваемость: если ученик будет опаздывать, говорить, вертеться, то не сможет включиться в урок и понять тему, а если пропускать без уважительной вина, то количество неизученной информации будет увеличиваться, и ребенок отстанет от программы.
  • Если любой во время перемены будет прыгать и бегать, то другие могут получить опасную травму. Такие же последствия могут быть, если школьник во пора бега споткнется и упадет, поэтому важно соблюдать правила поведения на перемене.
  • Ученик, какой не знает правил поведения в столовой, опасен для окружающих: толкаясь, он может перевернуть на кого-то суп или чай. Если разговаривать с набитым ртом, то можно подавиться, а высказанное неудовольствие от полученной еды будет несимпатично повару.
  • Правила поведения в библиотеке помогают быстрее найти необходимую информацию для домашней работы.
  • Если каждый ученик будет мусорить на школьном дворе, тошнить цветы и ломать деревья, то он превратится в свалку. А кому приятно обучаться в школе, рядом с которой находится свалка?

И еще один момент, о чем вытекает поговорить с учениками: если они заметили какие-либо нарушения школьных правил, то они должны известить об этом учителю .

Как научить школьника соблюдать правила поведения?

Разумеется, детям сложно следовать правилам, ведь они очень подвижны и беспамятны, им невероятно сильно хочется с кем-нибудь поделиться новостью, даже если идет задание. Но одно нарушение повлечет за собой второе, постепенно нарушение войдет в обыкновение. Поэтому важно с самых первых дней в школе приучать детей к распорядку.

  1. На первом же уроке установить «Правила школьника», где в нескольких предложениях показать, как нужно вести себя на уроке: «Говорить можно после позволения учителя» или «Как только зазвенит звонок, все должны встать возле парт». Правила необходимо напоминать из урока в урок, а чтобы дети быстрее запомнили, их можно распечатать на принтере и повесить на стенд.
  2. При нарушении распорядка задавать открытые вопросы: «Что ты делаешь?». В этом случае школьнику необходимо будет объяснить свои действия, у него будет время осознать неправильность поведения. Если задавать обвинительный тон беседе — «Я ведь сообщала, что так делать нельзя!» — можно добиться противоположного эффекта: дитя на время успокоится, а через 5 минут, так и не осознав свою вину, продолжит нарушать дисциплину.
  3. Обучать собственным примером: если взрослый что-то требует от ребенка, то он сам должен вести себя соответственно. Спрашивая ответственного отношения к учебе, учитель сам должен быть ответственным. В противном случае правила обесценятся, степень ответственности школьников понизится.
  4. Настаивать на соблюдении правил. Если не оказывает воздействие мольба, произнесенная спокойным голосом, нужно побеседовать с учащимся после заданий о недостойности его поведения, о последствиях такого поступка. В этом вопросе значительно добиться от ученика не только хорошего поведения, но и уважительного отношения ко всем правилам.
  5. Мотивировать учеников на достойное поведение. С этой мишенью можно использовать похвалу, знак отличия.

В Австралии, например, учеников к неплохому поведению мотивируют еженедельными грамотами и призами, которые вручают за успехи и достижения перед всеми учениками. Те, кто в крышке четверти набрал больше всех грамот и флажков, может получить значок отличия на конфигурацию или отправиться на чаепитие в кабинете директора.

Соблюдение правил поведения в американской школе

Так же, как и в иных странах, американские школьники могут нарушать правила поведения. Но в этой краю родители, выбрав школу, сначала подписывают документ, что ознакомлены с правилами поведения в школе, мерами воздействия и готовы зачислить ответственность за поведение своих детей.

Они сами разъясняют будущим ученикам правила поведения в школе. С нарушителями дисциплины разбирается не сам преподаватель, а специальный офис – канцелярия, – в котором работает несколько дневальных администраторов. С младшего возраста поощряется «ябедничество»: дети доносят о провинностях одноклассников, и это не считается позорным.

  • Препираться с учителем и тем более грубить ему, даже если не согласен с выставленной оценкой, тем более за работу, которую якобы оставил дома.
  • Во время учебного процесса можно не внимать и дремать, шепотом разговаривать, но нельзя драться, ругать и мешать обучаться окружающим.
  • Включать сотовый телефон.
  1. Если бывальщины совершены мелкие проступки, ребенка могут отослать в штрафной класс, где он будет трудиться самостоятельно. Причем выйти он сможет только с позволения дежурного администратора.
  2. Старшеклассников могут отнять обеда.
  3. При совершении грубых нарушения или часто повторяющихся мелких ученика могут на 1-2 недели выключить из школы.
  4. Злостные нарушители переводятся в специальную школу. Дело может даже дойти до полиции.

Подобные меры помогают контролировать поведение детей в школе, но вот за ее пределами они уже не такие послушливые и дисциплинированные.

Воспитание в школах Японии

В Японии дети просто обступлены родительским вниманием: родители берут ребенка с собой на прогулку, всегда разговаривают с ним, обнимаются. Они учат своих отпрысков быть вежливыми и внимательными к опоясывающим, не мешать им своим поведением.

При нарушении правил поведения они не наказывают физиологически, не читают нотаций и не кричат. Свое недовольство они показывают взглядом и интонациями. Когда махонькие японцы понимают, что расстроили своих родителей, им становится стыдно, они каются в сделанном поступке и стараются исправить его .

Уникальным считается обучение школьников в начальной школе, где основным считаются именно манеры, а не получаемые знания. Основное внимание уделяют воспитанию детей, обучению уважительного взаимоотношения ко всему, что окружает, способности сочувствовать и самоконтролю.

Правила поведения в иных странах

  • Индусы стремятся воспитать детей добросердечными и терпеливыми, находящимися в гармонии с собой и природой. Взрослые учат своим образцом, никогда не повышая голос в присутствии ребенка. Основное внимание в школе уделяется воспитательному процессу, за оценки никто не ругает. Превалирует доброжелательность и открытость.
  • В Китае к детям весьма строги. С самого детства ребенок учится жить в послушании взрослым, каким перечить нельзя. Родители решают за детей все, и при этом хвалят их весьма редко.
  • Во французскую школу ребенку запретят приносить лекарства и игрушки. Но можно взять с собой книжку и почитать ее даже во время урока, главное, чтобы все обязательные упражнения бывальщины выполнены. За поведение детей отвечают родители. Администрация школы обеспечивает организацию процесса, охрану территории и отсутствие инородных людей.
  • Интересны законы Швеции, утверждающие о неприкосновенности личности и совершенства детей. К детям относятся так же уважительно, как и к взрослым, поэтому в школе педагог никогда не будет восхвалять и ругать учеников при одноклассниках. Успеваемость и поведение он обсудит лично с любым и их родителями. Ведь психологический комфорт каждого ребенка – это важная составляющая учебно-воспитательного процесса школы в Швеции.

Правила поведения в школе – это лишь часть огромного айсберга с названием «Этикет». Если объяснить утилитарную ученику целесообразность каждого правила, то ему будет легче смириться с этой долгом . И в какой бы школе он ни учился, везде ему пригодится умение вести себя.

Поделитесь с товарищами:

12 вещей, которые вы должны знать об учителях вашего ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Учебный год — это всегда стресс. И для родителей, и для учеников. Особенно если ребенок идет в 1-й класс или меняет школу. Ваши переживания можно понять: новый учитель, новый подход к знаниям, новые требования. Для того чтобы ребенок быстро адаптировался в незнакомой ему среде, необходим чуткий педагог. Выбор такого педагога — дело непростое.

AdMe.ru собрал вопросы, ответив на которые вы сможете понять, подходит ли учитель вашему ребенку.

Есть ли у учителя свои любимчики?

Выделять одного ученика — это очень нездоровая тенденция среди учителей. Во-первых, на фоне одного такого ребенка остальные чувствуют себя обделенными и ущербными, в итоге снижается успеваемость в классе. Во-вторых, любимчик испытывает куда больше моральных страданий: не каждый ребенок любит быть в центре внимания, и ему скорее будет некомфортно в этой ситуации. Да и остальные дети будут недоброжелательно относиться к любимчику учителя.

Сравнивает ли учитель ребенка с другими учениками?

Сравнивать детей между собой — непедагогично. Но еще хуже, если учитель сравнивает ученика с его старшими братьями и сестрами. Фразы в духе «Твой брат так хорошо учился, почему ты так не можешь?» делают ребенка замкнутым и неуверенным в себе. Подобные сравнения не мотивируют на учебу. Скорее наоборот: у ребенка падает самоценка, он становится застенчивым и озлобленным на самого себя, на учителя или на одноклассников.

Как учитель предпочитает решать конфликты?

Конфликты между учениками неизбежны. Главное — вовремя их предотвратить. Каждая ситуация уникальна, поэтому к каждому ученику нужно искать индивидуальный подход. Грамотный педагог попытается предупредить конфликт и не допустить его развития. Недопустимо, чтобы учитель вставал на чью-либо сторону, разжигал конфликт или устраивал над учениками публичный суд.

Наказывает ли учитель детей публично?

Публично обзывать или бить ребенка педагог не имеет права. С легкой подачи учителя остальные дети могут начать травить своего одноклассника. Логика у ребят простая: «Если учителю можно, то почему и нам нельзя?» Разумеется, подобная травля негативно сказывается на психике ребенка. У него падает успеваемость, он замыкается в себе и становится жестоким.

Позволяет ли учитель обижать слабых?

Если один из учеников постоянно подвергается нападкам других детей или самого учителя, это повод перевести ребенка в другой класс. Самое ужасное, когда учитель находит, условно говоря, козла отпущения и начинает вымещать на нем злость. Школа — это место, где ребенок получает необходимые знания, умения, навыки и учится общаться с людьми. Атмосфера травли и постоянного нервного напряжения не способствует ни учебе, ни нормальному общению.

Какие требования у учителя к ученику?

Если ваш ребенок попал к сильному педагогу, это прекрасно. Но плохо, когда у учителя cлишком завышенные требования. В конце концов это приводит к конфликту и снижает у ребенка тягу к знаниям. Учитель с завышенными требованиями не способен адекватно оценивать знания. Нередко он критикует ребенка и провоцирует застенчивость, которая затем будет преследовать ученика на протяжении всего обучения в школе.

Дети иностранцев рассказали о том, что их шокирует в России

Российский детский мир: грубее, строже, взрослее

24.12.2015 в 16:53, просмотров: 99588

Еще недавно мы полагали, что все дети ведут себя и думают примерно одинаково — независимо от того, в какой точке земного шара они родились, на каком языке разговаривают и какой у них цвет кожи. Но то ли мир изменился, то ли дети — но некоторые наши реалии безмерно удивляют иностранных школьников, временно оказавшихся в московских школах (в нашей столице работают их родители). Мы собрали их впечатления о нас и нашей жизни, которые можно обобщить строчкой из стиха: «Не ходите, дети, в Африку гулять…»

Ученикам московских средних школ, приехавшим из-за рубежа, — от самых маленьких до старшеклассников — корреспондент «МК» задавала примерно одинаковый набор вопросов: отличаются ли русские школьники от ровесников в твоей стране и чем именно? Нравится ли тебе дружить с русскими сверстниками и почему? К чему тебе было труднее всего привыкнуть в русской школе? Что тебе больше всего нравится в России и что больше всего не нравится? Хотел бы ты остаться здесь? А последним вопросом ко всем респондентам стала просьба — дать совет российским детям и родителям: что здесь надо изменить.

Читайте также:  Когда ребенок равнодушен к маме, родителям, животным - нормы и отклонения

США: «У вас курят даже дети!»

Тайлин Джонсон, 12 лет, школьница из Калифорнии, с 2012 года учится в англо-американской школе в Москве, где есть и русские ученики.

— В моей школе учатся дети из разных стран, мои лучшие подруги здесь — француженка Инез, Изабелла Торрес из США и Аня из России. Мне кажется, что русские дети очень добрые. Я люблю гулять по Москве в компании русских ребят — они всегда знают, что, где, когда, и могут договориться с окружающими. В русских семьях моих друзей, в сравнении с моей семьей и другими семьями в Америке, удивляет, что русские люди очень поздно кушают, поздно ложатся спать и поздно просыпаются. Зато русские дети делают много разных крутых взрослых вещей! Например, смотрят взрослые передачи по ТВ. А мы с родителями по вечерам только играем в «подсказку» — это настольная игра, моя любимая. Практически у всех русских детей в моей школе есть няня или водитель, у меня дома в США такого очень мало. Есть одна плохая вещь в русских семьях — практически в каждой из них есть кто-то, кто слишком много пьет и курит! Меня очень поражает, что даже многие русские дети курят! А нравится мне, что ребята в России серьезно занимаются спортом или музыкой. Не все, но многие. Удивляет, что русские девочки-подростки в школе одеты очень строго, но стоит выйти за дверь, как на них сразу слишком много меха, платья и каблуки даже в снег! Мы одеваемся гораздо проще: просто джинсы и кофта. Еще у вас меньше фастфуда, чем в США, и больше полезной еды. Пробки очень большие, но при помощи метро можно быстро передвигаться. Не нравится загрязненный воздух и цены — все очень дорого стоит. Что-то в России лучше, чем дома, но я хочу обратно в Америку. Потому что там все говорят на моем языке и не так много курят. Что я посоветовала бы изменить? Меньше пить, курить, загрязнять окружающую среду, и чтобы поменьше все стоило.

Голландия: «Оценки — это страшно!»

Жан, 8,5 лет, и Кэтрин, 10 лет, — брат и сестра из Амстердама, в Москве три года, ходят в обычную московскую школу.

Кэтрин: — Меньше всего здесь мне нравится моя школа. Дети в нашей школе в Голландии более вежливые и воспитанные. Русские дети часто нехорошо себя ведут в школе по отношению к учителям. А учителя более строгие, чем у нас, кричат на детей, могут даже обозвать! И больше задают домашних заданий. Еще в Голландии в младшей школе учителя не ставят оценки — только указывают на сильные и слабые стороны и говорят, как над слабыми работать. А все дети тут в России очень боятся плохих оценок. Еще русские дети часто ругаются нехорошими словами.

Жан: — А мне нравится, что мои друзья веселые и много смеются! Нравится, что школьный день короткий. И еще я очень люблю играть в прятки.

Кэтрин: — У русских смешные суеверия. И они хранят все свои старые вещи в общем холле перед квартирами так, что не пройти! В целом люди более нервные и агрессивные, чем у нас дома. Русские бабушки очень любопытные и всегда лезут не в свои дела. Они всем делают замечания и ругают нашего младшего трехлетнего братика за то, что он соску сосет! Какая им-то разница?!

Жан: — А мне нравится наша квартира здесь — у нас кругом лес, это весело! Но учиться здесь мне труднее. Оценки — самое страшное!

Кэтрин: — Совет? Русским детям надо перестать ругаться матом. Родители могут быть добрее к детям, быть более терпеливыми понимающими, не кричать на детей, не ругать их при всех. Не дергать детей за уши, например!

Великобритания: «Жить у вас можно, но временно…»

Кейт, 18 лет, студентка из Лондона, с 5-го по 9-й класс училась в русской частной гимназии в Подмосковье.

— Английские старшеклассники все занимаются каким-то спортом, перед университетом все стараются попасть в какую-нибудь команду. А в России наоборот: маленьких детей водят в секции, а к старшим классам они бросают занятия. В Британии учащиеся намного больше участвуют в социальных проектах, очень развита тема благотворительности. Родители играют активную роль в школьной жизни, общаются плотно с учителями — здесь такого тоже нет. Вообще учеба в русской школе неинтересная и нединамичная.

Я прожила в России 4 года, и у меня осталась пара хороших русских друзей. Мои друзья отзывчивые, всегда готовы помочь. А не нравится, что соседи спокойно курят в подъездах и на лестничной клетке, совершенно не задумываясь о других! В России вообще все курят, от малого до старого — это очень плохо! К русской школе было тяжело привыкать. У нас занятия намного красочнее, с упором на развитие творческого подхода, индивидуальности, раскрытие талантов. А в России все штампованно: списал, выучил, сдал. Ну а лучшим в русской школе были три месяца летних каникул! У нас в каждой школе по-своему, но чтоб три месяца — столько не отдыхают ни в одной!

Удивило, что многие русские считают себя верующими, но при этом жутко суеверные. И даже не понимают, что одно противоречит другому! Вообще у русских много смешных предрассудков и устаревших стереотипов о мире. К примеру, многие никогда не были в Америке, но настойчиво говорят о том, как там плохо.

Зато в Москве много хороших ресторанов, где можно вкусно поесть! Но климат плохой — длинная зима, и никто не заботится об окружающей среде. В целом жить у вас можно, но временно…

Германия: «Я бы здесь остался, я люблю трудности!»

Макс, 15 лет, в Москве 2 года, ходит в московскую русско-германскую школу.

— В моей школе я дружу в основном с русскими. У тех, у кого оба родителя немцы, совсем другие интересы, и ведут себя они более по-детски. А мои русские одноклассники взрослее, и наши интересы совпадают. Вначале коробили их грубые шутки и агрессия, но потом привыкаешь. К школьной системе трудно привыкнуть и к субординации между учителями и учениками тоже. Учиться у вас сложнее, зато заводить новых друзей проще. Грустным кажется то, что русские родители иногда бьют своих детей. Удивляет привычка русских есть суп в каждый ланч. Я люблю Москву за то, что здесь всегда найдется куда пойти, чем заняться, — я бы вообще здесь остался, я люблю трудности! Чтобы выжить в России, в частности в Москве, нужно уметь разбираться в людях и иметь связи.

Франция: «Трудно было привыкнуть к сменной обуви, которую надо носить с собой в мешке»

Агата-Доминик, 16 лет, Тулуза, в Москве год, изучала русский еще дома, ходит в московскую спецшколу с углубленным изучением французского.

— Если говорить о старших классах, не вижу особых различий между учениками из разных стран: все так же в своих телефонах и айпадах и думают только о противоположном поле. Я сознательно стараюсь дружить с русскими, чтобы практиковать русский язык. А они со мной — чтобы практиковать французский. В школе самое трудное — понимать, о чем урок! Все уроки — по-русски. Также трудно было привыкнуть к сменной обуви, которую надо носить с собой в мешке и переодевать ее в тесной раздевалке перед уроками. Форму для физкультуры тоже нельзя оставлять в школе, а надо носить с собой. Даже когда у нас во Франции выпадает снег, мы остаемся в той же обуви и только накидываем пальто. А здесь, чтобы выйти на улицу зимой, нужно надеть на себя намного больше одежды. А вообще в плане одежды, мне кажется, русские уделяют чересчур много внимания брендам и готовы переплачивать за дизайнерские вещи — даже если цена на них очевидно завышена. У нас за столько ни за что бы не купили!

Мне очень нравятся русская еда, архитектура, красивые церкви, балет и природа. Я полюбила кататься на коньках на открытых катках и выезжать за город. Думаю, что русские и французские родители разные (русские больше и грубее вмешиваются в жизнь детей), а вот бабушки и дедушки удивительно похожи!

А не нравится в вашей стране недостаток толерантности, дискриминация по цвету кожи, полу и инвалидов — например, на улицах азиатских гастарбайтеров откровенно не считают за людей, не помогают женщинам с детьми, и почти нигде нет приспособлений для инвалидов. Мне кажется, русских детей надо с самого детства учить быть более терпимыми и деликатными! В России интересно, но навсегда я бы здесь не осталась.

Бельгия: «Русские мальчики даже конфетку не принесут!»

Сестры Эмма, 12 лет, и Элиза, 9 лет, Брюссель.

Эмма: — В России совсем не обращают внимания на поведение детей за столом! У нас с этим строго — причем не только в гостях, но и за обычным семейным ужином, когда собирается вся семья. У нас, пока все не усядутся, никто есть не начинает. Потом все говорят друг другу «бон апети» и начинают кушать — с ножом и вилкой. За едой никто через весь стол не лезет, а просит передать, и, когда поел, нельзя вскакивать из-за стола и бежать по своим делам, надо дождаться, пока все закончат ужин. В нашей семье потом все помогают убрать со стола. А когда меня угощают ужином у русских подруг, я вижу совсем другие манеры. Детей кормят отдельно от взрослых и еще говорят: «Быстрее ешьте, а то сейчас папа придет!» Или дети совершенно не уважают сидящих за столом взрослых — едят неопрятно, хватают со стола куски, вскакивают, разговаривают с набитым ртом. Вот у нас Элиза такая непоседа, может вскочить раньше времени, когда поест. Но ей никогда не говорят, как у русских: «Поела? Иди играй!» — ее сажают назад. Еще у нас в Бельгии мальчики более внимательные к девочкам, в своей школе я все время получала записочки «Ты мне нравишься», а русские мальчики какие-то дикие — даже какой-нибудь подарочек или конфетку не принесут! А если кто и выразит симпатию, то другие мальчишки его тут же засмеют.

Элиза: — А мне нравится в России, потому что здесь все наоборот. Здесь можно то, чего у нас нельзя, — выскакивать из-за стола, ругаться и смотреть взрослые передачи. А нельзя то, что у нас можно, — не доедать обед и ужин, прыгать по лужам и самому выполнять школьные задания — в России их обязательно показывают родителям.

Комментирует Мария Щенсняк, детский психолог, работает в московской школе, где учатся дети из разных стран:

— Конечно, разница между детьми, воспитанными в европейских и американских семьях, и российскими очень существенна и заметна. Например, согласно статистике, голландские дети считаются самыми счастливыми в мире, потому что и школа, и семья, и все окружающие учитывают индивидуальные особенности ребенка и позволяют детям быть детьми. В части дошкольного и начального школьного обучения очень большое значение придается детской потребности в подвижных играх и в играх вообще. Западные родители, а особенно мамы, очень спокойные и терпеливые. Они правильно реагируют на детские капризы, но в России это часто кажется ужасным попустительством — например, разрешают детям шлепать по лужам, месить грязь, прыгать в снег. От ребенка не требуют того, что он не способен выполнить, — ни дома, ни в школе. За счет правильного отношения дети не чувствуют давления и вырастают уверенными в себе и самостоятельными. Они с раннего детства чувствуют, что окружающие с ними считаются, уважают их точку зрения, дают им свободу выбора и спокойно относятся к их ошибкам, так как понимают, что именно на них дети учатся делать правильный выбор. А в России большинство родителей и учителей пока еще придерживаются более строгих традиций в воспитании и ни в коем случае не общаются с детьми на равных. Главный воспитательный акцент ставится на том, чтобы всячески контролировать действия ребенка, даже есть специальное выражение «смотреть за ребенком», «присматривать», «следить». Но от подобного «слежения» дети зачастую начинают оказывать естественное противодействие и вести себя хуже.

Читайте также:  Как рассказать девочке про месячные?

Заголовок в газете: Российский детский мир: грубее, строже, взрослее
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №26998 от 25 декабря 2015 Тэги: Метро, Спорт, Школа, Дети Места: Россия, Москва, США, Франция, Германия, Брюссель, Великобритания

Учитель и класс: как не сорвать урок. 8 способов удержать внимание

Эффективные приемы тренеров и педагогов – для школы и не только

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих “руководить классом”. Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: “Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание”. Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове (“Ребята, достаньте. “) и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: “Ребята. ” Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: “Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет”. Дэвид отвечает: “Она тоже меня толкает!” или “Она хотела занять мою половину!”. У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: “Маргарет, все так и было?” или “Меня не интересует, что там делала Маргарет”. Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: “Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет” или “Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет”. В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: “Но я ничего не делал!” Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: “Я попросила тебя убрать ногу со стула”. К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. “Это из области фантастики?” — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: “Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим”. Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: “Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего”.
  4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: “Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое”.

Будьте тверды и спокойны

  1. Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
  2. Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
  3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. “Смотрите на меня, иначе не поймете” — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: “Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать”.
  4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: “Я хочу, чтобы все сели прямо” или, еще лучше: “Мы все должны сесть прямо”. Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: “Смотри на учителя, Тревор”.

Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения

  1. Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
  2. Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: “Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня”. Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть “радар”.

Этика поведения учителя в школе, на уроке

Главная > Консультации > Омбудсмен > Этика поведения учителя в школе, на уроке

Вопрос о поведении учителя обсуждается в среде и родителей, и учеников, и профессионального педагогического сообщества.

Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми? Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?

Такие вопросы родитель задает себе, когда сталкивается с нарушением этических норм со стороны педагога в отношении ребенка. Когда папы и мамы отдают ребенка в школу, редко кто задумывается о том, что школа может стать для ребенка фактором риска. В данной статье обсудим, какие случаи являются нарушением этики поведения педагога в образовательной среде.

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок попал в класс к учителю, который научит не только писать и считать, но и будет прививать ребенку правильные общепринятые нормы общения и поведения. Для ребенка учитель, особенно первый — это образец поведения, пример для подражания. От того насколько поведение учителя соответствует этике, профессиональной культуре будет зависеть отношение ребенка к школе, к окружающему его обществу. Даже внешний вид педагога не останется незамеченнымдля детей.

На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями,своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика. Неоспоримым является тот факт, что успешность обучения по предмету у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения с классом. Некоторых учителей настолько боятся дети, что с трудом могут сосредоточиться на восприятии предмета. Других учителей дети просто обожают и готовы показатьна занятиях все свои возможные умения и навыки. Личность учителя, его культура поведения серьезно влияет на то, как ребенок будет воспринимать школьный мир. Взрослые понимают, что педагог учит не только русскому языку, математике, но и закладывает понимание того, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого, имеет ли человек право на собственное мнение. Педагог учит этому в ходе образовательного процесса, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.

Обратимся к нормативной составляющей данного вопроса

В международных документах и отечественных нормативных актах, также указано, каким образом должен вести себя учитель.

  1. В частности, в «Конвенции о правах ребенка» (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года) сказано, что Педагог должен уважать личность ребенка, его человеческое достоинство, уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
  2. В Рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. указано, что учитель должен вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером для учеников.
  3. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. Что касается нравственных и этических норм, то образовательная организация может установить их самостоятельно.
  4. Существует также Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее-Приказ). Приказ разъясняет, кто допускается к педагогической деятельности, какие трудовые умения, знания и действия необходимы педагогу. Также Приказ предъявляет конкретные требования к образованию педагога.

Помимо прочего в профессиональный стандарт включены следующие компетенции педагога: ​

  • реакция на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавание за ними серьезных личных проблем;
  • соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
  1. Интересным для рассмотрения в рамках данной статьи будет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее-Кодекс). Данный документ достаточно подробно описывает этические нормы поведения педагога и отражает основополагающие принципы поведения в школе.

В соответствии с Кодексом:

  • педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​
  • учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
  • внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.

Что делать в случае, если педагог нарушил этические нормы поведения в отношении ребенка?

Родителю стоит знать, что нарушение деловой этики и нарушение норм и требований законодательства — это разные вещи. За систематическое нарушение прав и свобод ребенка в образовательном учреждении, в отношении педагога могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, указанные в Трудовом кодексе.

Например, учителя при объяснении правил поведения в школе, на перемене нередко повышают голос. Является ли это нарушением профессиональной этики? В данном случае учитель, повышая голос на ученика, старается не допустить получения травм ребенком, драк в школе и донести до детей необходимость соблюдения устава образовательного учреждения. Тем самым учитель предотвращает возможные негативные последствия поведения детей. Если родитель все же считает, что учитель постоянно нарушает профессиональную этику и это сказывается на ребенке, необходимо сделать следующее.

  1. Подойти к учителю и выяснить ситуацию именно с ним. Нередко такой разговор дает понять родителю, что учитель действовал в интересах ребенка. Информация, которую ребенок доносит до родителей, не всегда может соответствовать действительности. Дети могут быть необъективны в своих оценках.
  2. Если разговор не дал результатов необходимо обратиться к администрации образовательного учреждения. Далее надо совместно определить, имело ли место нарушение прав ребенка или только факты нарушения педагогической этики. В случае, если обнаружится, что за нарушениями этики следовало применение методов психического насилия, то закон предусматривает определенные меры воздействия на учителя. Родитель должен понимать, что необходимо иметь веские доказательства, свидетельствующие об использовании педагогом школы приемов отрицательного психологического воздействия на ученика. Чаще всего общение с директором является заключительным этапом разбирательств родителей и школы.
  3. Если беседы с администрацией не разрешили сомнения родителя, то родитель имеет право написать жалобу на имя директора школы. В ответе на жалобу директор школы в письменном виде разъяснит, какие меры были приняты, чтобы ситуация нарушения этики учителем не повторялась.

Каждый случай нарушения профессиональной этики, нарушения прав ребенка в школе требует отдельного рассмотрения администрацией образовательного учреждения.

Личный опыт: школьники из России об обучении в Англии

Частные школы Великобритании издавна считаются самыми престижными и дорогими в мире. Веками учебные заведения не изменяют своим традициям высокого качества обучения и дисциплины. Многие выдающиеся политики, бизнесмены, всемирно известные деятели науки и культуры являются воспитанниками британских школ. Но насколько комфортно чувствуют себя в условиях британской образовательной системы российские дети? Агентство STAR Academy вместе с учениками английских школ Катей Чайкивской и Владимиром Бондаренко разбирались в этом вопросе.

Пару слов о среднем образовании в Великобритании

В британской системе образования существует два типа школ — государственные (бесплатные) и частные. В государственных школах могут обучаться только граждане Великобритании и иностранные граждане с правом постоянного проживания в стране. Иностранцы могут начать обучение в частной школе в Великобритании с любой ступени. Однако, чаще всего иностранные школьники, приезжающие на учёбу в Великобританию, начинают своё образование с программ GCSE или A-levels, возможно дополненных предварительной программой языковой и академической подготовки.

Обучаясь в частной британской школе, ученики изучают иностранные языки, литературу, математику, общие предметы и естественные науки. Во многих школах Англии уделяется повышенное внимание спорту и творчеству. Одна из основных задач британской школы — формирование творческого, уверенного в себе, самостоятельного человека.

Катя Чайкивская, 14 лет

«Здесь ценятся твои собственные мысли и аргументы, которые нужно подкреплять разными источниками».

Я учусь в Rossal School 1,5 года. Решение поехать на учёбу в Англию принималось спонтанно и свой первый учебный год я начала в феврале, а не в сентябре, как все дети. Хорошо, что школа пошла навстречу и разрешила начать учёбу зимой!

Так как мой английский язык был недостаточно хорош, основные уроки я проводила в международном обучающем центре при школе, где всё время посвящено только языку. Как только уровень становится достаточным, тебя переводят в основную школу, и ты уже ходишь на уроки со всеми сверстниками.

Самое главное, нужно подружиться со всеми и тогда все невзгоды уже не кажутся такими страшными и непреодолимыми. Я бы посоветовала перед поступлением обратить внимание не на грамматику, а на расширение словарного запаса, чтобы быстрее начать общаться, а не стоять в стороне из-за того, что не можешь поддержать разговор с англичанами.

Что меня сразу удивило, так это взаимоотношения между ребятами и учителями: они строятся больше на доверии и уважении. Тебе сначала хотят помочь, поддержать и уж потом что-то спросить и потребовать. Прежде чем что-то сказать или сделать, тебя учат взвесить всё перед поступком, тратят время, чтобы объяснить и привести пример другого сценария развития событий. У ученика очень много прав и учитель всегда прислушивается к его мнению. Я бы сказала, что у нас ученики управляют учителями. Да, такое возможно!

А ещё очень нравится, как построено расписание занятий: между парами перерыв в 30 минут — можно и в домик сбегать и отдохнуть. После обеда 1 пара и дальше спорт, искусство или музыка. От уроков не устаёшь и домашнего задания немного, можно при желании сделать на несколько дней вперёд, но мы ленимся. Главное, чтобы всё вовремя было сдано. Списывать нельзя, с Интернета качать тоже. Здесь ценятся твои собственные мысли и аргументы, которые нужно подкреплять разными источниками.

В школе мы очень много чего успеваем. Это не только уроки, но и интересные походы в рамках соревнований на приз герцога Эдинбургского, по-другому относятся к физкультуре: всё серьёзнее и разбито на команды. Много экскурсий, поездок и каникул, поэтому ты не успеваешь скучать по дому и родным.

Владимир Бондаренко, 15 лет

«Каждая школа в Великобритании старается следовать традициям и иметь какую-то изюминку».

Учебный год я начал с опозданием, так как решение поехать в Великобританию было принято в конце лета и времени на все организационные вопросы не хватило. Поэтому период знакомства и адаптации я проходил уже в середине октября.

Поначалу, всё было очень непривычно и интересно. Самые яркие впечатления у меня были от воскресного похода в рамках предмета CCF (комбинация физ.подготовки и военного дела). Помню, когда я поделился с мамой впечатлением от мероприятия, она сразу схватила телефон и кинулась расспрашивать про здоровье, разодранные колени и горло.

А мне понравилось преодоление препятствий на время в команде, в холодной воде, при температуре +5 и с бревном на плече. В таких условиях сразу видно, кто чего стоит: физическую силу и выносливость не нужно доказывать в драках — все на виду.

Мой достаточно хороший уровень английского позволил после похода быстро сдружиться с англичанами и другими «бывалыми» учениками. Жизнь в кампусе школы играет очень большое значение. Здесь ты приобретаешь друзей, делишь задания при подготовке к экзаменам, придумываешь мероприятия, планируешь поездки и попадаешь в истории из которых нужно научиться достойно выходить, чтобы не огорчать родителей и не получать замечания.

Школа RHS дала мне очень много для вхождения в английский мир. Многие ребята, когда видят форму, плац и читают информацию про 8 парадов в год думают, что это типичная военно-морская подготовка, но на самом деле, каждая школа в Великобритании старается следовать традициям и иметь какую-то «изюминку». В моей школе сильная подготовка по математике, наукам и арту. А ещё она принимает ребят из семей военнослужащих, за которых платит государство, поэтому здесь много англичан и у меня была великолепная возможность узнать культуру не от мажорных сверстников, а от нормальных английских парней, дружбу с которыми я сохраню на всю жизнь.

Что мне помогло быстро стать своим? Смелость говорить с ошибками на английском, участие в спорте и умение заводить друзей и проходить с ними все радости и приключения.

Для продолжения своего обучения на программе IB, я выбрал более сильную академическую школу, но те результаты, которые помогли мне взять следующую ступеньку, были достигнуты в Royal Hospital. И чем больше ты посещаешь разных занятий, тем легче планировать и распределять акценты.

Конечно, были предметы, которые я так и не принял, учил ради результата, но на программе GCSE ты ещё не имеешь право широкого выбора, поэтому DT (технологии и дизайн) остались неприятным воспоминанием, к которому я точно больше не вернусь. Зато классные преподаватели по физике и математике помогли мне утвердиться в выборе будущей специальности в университете — это будет астрофизика, область наук, которая меня привлекает всё больше и больше.

Если хочешь стать своим и с друзьями идти дальше — не бойся поражений, записывайся на регби, футбол и другие командные виды спорта. Показывай себя в игре — ребята оценят, а девчонки заметят.

Главное, не сидеть только за книжками, а принимать участие везде, где можешь себя показать, и тогда тебя примут и помогут. Я нисколько не жалею о своём выборе и если бы снова пришлось поступать ни за что не променял бы свою школу на другую.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк специально для STAR Academy.

Читайте также:  Причины прыщей и угрей у подростков. Как можно предотвратить акне в подростковом возрасте
Ссылка на основную публикацию