Домашнее задание на каникулы – правомерны ли действия учителя?

Можно ли задавать домашнее задание на каникулы

В данной статье подробно рассказывается можно ли задавать домашнее задание на каникулы. Самой важной и большой причиной перегрузки детей в школе, считается достаточно большая домашняя работа. В современном мире школьникам приходится выполнять огромную нагрузку в школе. Некоторые дети уже приходят, со школы перегружены, поэтому у них нет сил даже на выполнение домашней работы. А вся это перегрузка может прийти к тому, что школьники просто начнут игнорировать на все планы и требования учителя или просто будут делать только часть заданной работы. И уже в скором времени у школьника будут плохие оценки, и он начнет отставать от программы.

Возможно, некоторые дети и могут выполнить уроки, дома за час – два, но в реале мало детей с этим справляются. Поэтому многие родители учат уроки со своими детьми весь вечер. И от суда возникает вопрос, а вообще возможно ли выполнить работу за два часа? Очень часто родители говорят о том, что детям очень много задают задание или домашнею работу очень сложное не только для учеников, но и для родителей. Поэтому стоит обратить внимание на нормы, которым придерживаются учителя во время дачи работы на дом.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Документы, по которым составляется домашнее задание, и какое количество времени потребуется для его выполнения.

Для составления работы учитель использует нормативные требования. Если соответствовать всем требованиям, то для учеников первого класса обучение проходит по без бальной системе и работа детям не задается.

Для остальных классов в санитарных правилах указаны следующие нормы:

  • Вторые и третьи классы – должны затрачивать на домашнее задачи до 1,5 часа.
  • Для четвертого и пятого класса на планы на дом рассчитано – 2 часа.
  • С шестого по восьмой класс на подготовку работы предусмотрено – 2,5 часа.
  • А с девятого по одиннадцатые классы предусмотрено – до 3,5 часа.

Но помните, что все представленные данные являются примерными, так как за какое время выполнит задание ребенок, напрямую зависит от его темпа и особенностей. Очень часто родители говорят, что просто невозможно заставить ребенка сделать работу в течение 35-45 мин. Он постоянно отвлекается на игры, телевизор и так далее. Но помимо таких отвлечений, уложится в это время не возможно из-за большого объема домашнего задания. Из-за этого ребенок постоянно перегружен, а это может привести к нервно-психическим заболеванием или ослабеванием иммунной системы ребенка.

Правильно, ли поступают учителя, давая задания на каникулы.

Для того, чтобы ребенок хорошо и полноценно отдохнул в выходные дни, давать работу на понедельник недопустимо.

Но вот точного решения на отмену работы во время каникул нет. Но это может быть указано в положении школы. В конвенции о правах ребенка говорится, о том, что ученик должен отдыхать, так вот каникулы – это и есть отдых для ребенка, а не время для выполнения домашних работ.

Новый материал, для изучения дома.

Может ли учитель дать изучение нового материала дома? Если учитель, считает, что детям будет лучше закрепить выученный материал дома, то он задает, то план, которое подходит для его закрепления. Но если учитель считает, что новая тема достаточно легкая и каждый ребенок сможет изучить её дома, то он может дать её в качестве конспекта. Так же новая тема в самостоятельном изучение, поможет ребенку развивать его творческие и исследовательские направления. А уже после самостоятельного изучения учитель обсудит материал с учениками и объяснит более подробно, если что-то было не понято ребенком.

Какое количество домашнего конспекта дать ребенку указано в локальном акте школы или лицея. Все образовательные организации сами составляют положение о задании. Учитывая при этом критерии школы и методических материалов.

Если говорить о первых классах, то достаточно часто первоклашки придя в школу, уже умеют читать и писать. Поэтому многие родители считают, что задания уже должны быть. Но если следовать всем требованиям СанПина, то задавать контрольные на дом для первых классов категорически запрещено. Но учитель может посоветовать или порекомендовать родителям, сделать какое-либо задание, но не в обязательном порядке. Очень часто дети начальной школы, с большим удовольствием выполняют тесты учителя. Но помните, что тесты выполняется только по желанию.

Любое тестирование ребенок может выполнять с удовольствием, для этого достаточно найти нужный подход к вашему ребенку. Так же учитель должен всегда давать задания в разумном количестве и правильном объеме, ему стоит учесть и количество других уроков на этот день. Ведь если ребенок будет перегружен, то он может нервничать и просто будет, отрицательно на все реагировать, а это может привести к усталости и снижению успеваемости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

В этой статье вы узнали, можно ли задавать домашнее задание на каникулы. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Можно ли задавать домашнее задание на каникулы

Можно ли задавать домашку на каникулы — нежелательно, чтобы не спровоцировать переутомление. Вполне допустимо посоветовать прочитать книги или выполнить какие-то упражнения, полезные для развития ученика. Вся учеба и занятия в каникулярное время проводятся по желанию ребенка.

Домашнее задание задают, чтобы школьник самостоятельно повторил учебный материал, разобрался в нем, запомнил то, что объяснял учитель в классе. Нередко в домашку учителя включают упражнения, которые должны были по плану выполнить на уроке, но по каким-то причинам не успели. Особенно обидно, когда домашнее задание выдают на каникулы.

Законно ли задавать домашнее задание на каникулы

Учебная нагрузка на детей с каждым годом становится все больше. Особенно это отмечают родители учеников младших классов. Ребятишки ждут каникул, чтобы хоть на время забыть об обязанностях, расслабиться, гулять и отдыхать — делать все те прекрасные вещи, для которых и придумали каникулы.

Что говорит СанПиН 2.4.2.2821-10 по поводу каникул: в пункте 10.3 документа написано, что равномерно распределенные по учебному году каникулы — это профилактика переутомления ребятишек. А в пункте 10.10 — что для малышей-первоклашек вводят дополнительные каникулы в середине третьей четверти (это требование, которое школы обязаны выполнять). Позиция СанПиНа в вопросе того, должны ли задавать домашнее задание на каникулы: нет, не должны. Каникулы — это профилактика переутомляемости, а не продолжение обучения.

СанПиН — это санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которые придумали специалисты, чтобы обезопасить здоровье и жизнь населения. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» — это сборник правил и рекомендаций, которые обязана выполнять школа.

Читайте также:  Как получить социальную карту школьника - что она дает?

Теперь полистаем главный закон об образовании в России — Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. В пункте 11 статьи 34 сказано, что каникулы — это плановые перерывы в получении образования. Они предназначены для отдыха и других социальных целей. Делаем вывод, имеют ли право учителя задавать на каникулы домашнее задание: нет, не имеют. Потому что домашнее задание — не отдых, и не социальные цели.

Если во время каникул школа организует познавательные или развлекательные мероприятия, школьники посещают их по своему желанию. Заставить ученика прийти в школу на факультатив, дополнительное занятие, викторину, конкурс незаконно. Все только по желанию и согласию ребенка и его родителей.

На заметку: указание обязательно выполнить домашнюю работу на каникулах — это нарушение санитарных норм и закона об образовании. За такое нарушение предусмотрена административная ответственность.

Почему домашку на каникулы все-таки задают

Никто не внес предложение разработать закон о запрете домашнего задания на каникулы, его в природе не существует. Хотя есть школы, которые прописывают это правило в своих уставах. Почитайте внимательно устав вашей школы (поищите на школьном сайте или спросите в приемной директора). Вдруг о вас тоже позаботились и вписали этот пункт?

Почему учителя все-таки задают домашку на каникулы: потому что прямого запрета нигде не прописано. И понимают это так: раз запрета нет, то задавать домашнее задание можно, если делать это не в принудительном порядке, а в рекомендательном. Не «сделать всем обязательно, а не то двоек влеплю в дневник!», а «вот вам материал на каникулы, изучите, это вам очень пригодится в следующей четверти».

Зачем учителя задают домашнюю работу на каникулы

Если ученик откажется делать домашку на каникулах, наказывать его, ставить двойку или ругать незаконно. А посоветовать поработать над проблемными местами в учебе — разрешается. В чем цель домашки на каникулах, зачем ее задают:

  1. Младшим школьникам домашку задают, чтобы им легче было втянуться в учебу. Учитель подсказывает родителям, над чем стоит поработать: над счетом, письмом или чтением. Если у ребенка проблемы с чистописанием, он медленно пишет, время на каникулах — отличная возможность подтянуться в этой области. Медленный темп письма и чтения мешают успешной учебе. Рекомендуемые небольшие минутки чистописания и чтения на каникулах дома — это не зверство учителя, а помощь в обучении.
  2. Задание прочитать список книг тоже не обязательное. Но ребенку труднее читать весь объем в течение года. А прочитать книги в течение каникул не так уж и напряжно.
  3. Особая категория — ученики выпускных классов. Казалось бы, им особенно нужен отдых от учебы, могут ли учителя задавать ДЗ на каникулы или нет: могут, в качестве дополнительной тренировки. Но такие задания дают только в добровольном, рекомендательном порядке. Школьники делают их, если есть силы и желание.

Что делать, если задали домашку на каникулы: советы родителям

Здорово, когда во всем соблюдают меру. И в отдыхе, и в обучении. Что делать, если ребенку на каникулы дали домашнее задание (советы родителям):

  1. Постарайтесь распределить работу равномерно по каникулам. Небольшой объем работы не отравит ребенку отдых.
  2. Не помогайте ребенку без необходимости. Не стойте над душой. Самостоятельная работа развивает ребенка.
  3. Помогите ребенку, если задание непонятно.
  4. Не заставляйте выполнять задание, не наказывайте за невыполнение. Не лишайте радостей каникул, чтобы непременно выполнить домашку в определенный день и час.

Если целому классу выдали большой объем домашней работы на каникулы и вы считаете это неправильным, понимаете, что это съест большое количество свободного времени ребенка, его отдыха, поговорите с учителем. Это актуально для младших классов, где ребятишкам сложно втянуться в учебу, а перегрузка на каникулах способна напрочь отбить желание учиться. Мягко поинтересуйтесь, имеют ли право задавать ДЗ на каникулы, потому что вы изучали закон, и он говорит об обратном. Не ссорьтесь, не конфликтуйте. Чем спокойнее вы будете, тем быстрее договоритесь.

Имеют ли право учителя задавать домашнее задание на каникулы – ответы и советы учителя

Домашнее задание – заклад успешного усвоения предмета. Ведь при его выполнении ребенок производит вторично то, что делал в классе, а значит – лучше запомнит. Некоторые педагоги находят, что эти действия должны выполняться регулярно, даже в каникулярное время. Правы ли они?

Каникулы – пора отдыха

Согласно Федеральному закону каникулярное время считается плановым интервалом во время учебы, необходимым для отдыха или другой социальной цели, и относится к академическим правам ученика. В этот этап учебное учреждение может организовать отдых и оздоровление детей, коротать мероприятия, не связанные с учебным планом. Но посещение и привлечение к их проведению является правом (а не долгом!) школьника.

Следственно, возложение на детей любых обязанностей по усвоению общеобразовательной программы почитается незаконным и рассматривается как нарушение прав и свобод учащихся. За подобное поведение виновные могут быть привлечены к административной ответственности.

Конвенция, как и Федеральный закон, сообщают о наличии у ребенка прав на отдых, СанПиНы устанавливают нормы, с учетом каких организуется учебный процесс. Однако в этих документах нет запрета на домашние задания в каникулярное пора. Он может быть прописан только в Правилах внутреннего распорядка конкретного учебного заведения.

Значит, задание на дом во пора перерыва от учебы – не нарушение законодательства в том случае, если оно не обязательно. Педагог может лишь рекомендовать ребенку прочесть нужную литературу, выполнить определенные упражнения . Но наказывать и ругать за его невыполнение не имеет права.

Нужда домашнего задания на каникулы

Как уже выяснили, домашнее задание на каникулах – не долг ученика. Однако его ведь дают не просто так: ребенок получает возможность подтянуться по объектам, в которых испытывает сложности.

  • Чтение литературы (в старших классах довольно объемной) позволит лучше понять смысл произведений при повторном изучении и развивать скорость и правильность чтения (особенно в начальных классах).
  • Знание таблицы умножения поможет скорее решить задачу или примеры.
  • Орфографические упражнения и списывания текста особенно здоровы для учеников начальной школы для формирования навыка письма.
  • Исследовательские задания позволят развивать ум ребенка и иные необходимые навыки.

Советы родителям

Конечно, ежедневный образовательный труд ребенка здоров в плане запоминания материала, развития самого школьника. Но переутомление и перенапряжение могут повергнуть к противоположному результату.

  • Невозможно ребенка заставлять выполнять задание. Но можно мотивировать: похвалой, поощрением, перспективой развития.
  • Если он разрешил выполнить задание, то должен это сделать самостоятельно. Помогать нужно лишь тогда, когда он действительно будет нуждаться.
  • Не нужно стараться все выполнить за одинешенек день (обычно это бывает в последний день каникул, что приводит к нежеланию обучаться уже в первый рабочий день). Занятия лучше распределить равномерно на тяни период.

И, конечно, не забывать, что каникулы – это время отдых ребенка, восстановления его психического и физиологического здоровья . Поэтому, если у школьника вообще нет желания что-либо мастерить, то и заставлять его не нужно. Тогда он придет в школу отдохнувшим, готовым к дальнейшему труду.

Читайте также:  Как правильно реагировать, если подросток врет и уличен во лжи - мнения и советы психологов

Поделитесь с товарищами:

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО УЧИТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗАДАВАТЬ НА КАНИКУЛЫ (1 НЕДЕЛЯ) ЗАДАНИЯ НА ДОМ?

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО УЧИТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗАДАВАТЬ НА КАНИКУЛЫ (1 НЕДЕЛЯ) ЗАДАНИЯ НА ДОМ? НАПРИМЕР, 10 ДИКТАНТОВ БОЛЕЕ 80 СЛОВ КАЖДЫЙ, ЗАПОЛНЯТЬ ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ. ПО МАТЕМАТИКЕ – КАК НА ВСЮ НЕДЕЛЮ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ЕЩЁ ПРОЧИТАТЬ ОБЪЁМНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. А КОГДА Ж ХОТЬ НА УЛИЦУ МОЖНО ВЫЙТИ?

Існує Лист МОН згідно якого вчитель не повинен задавати домашнє завдання на вихідні дні, святкові та канікулярні. Почитайте і звертайтеся до адміністрації школи. Бідні діти та батьки!

Нет, не могут. Так делают те, у кого низкая квалификация или кто не любит детей. Ну, читать по вечерам интересную книгу – это нормально, это полезно и должно (по-моему) стать привычкой. , а не наказанием.

По поводу низкой квалификации немного о себе: учитель начальной школы, учитель высшей категории, учитель-методист. Поясню, если сможете понять. Меньше слушайте разных Оль и Надежд. Письма МОН – не закон, а рекомендации. Учитель может и принимать во внимание, а может не принимать. Домашнее задание и задание на каникулы – это разные вещи. Если класс успешных учеников, то учитель наверняка не будет давать задание на каникулы. В этом просто нет необходимости. А если класс слабый, то родители должны радоваться, что за их детей у учителя болит душа. И он переживает, чтобы дети не забыли за неделю того, что давалось с трудом два месяца. Но, если родителям безразлично, вырастет их ребенок образованным или пригодным только навоз кидать, то надо обязательно возмущаться, звонить во все колокола и клеймить учителя, а ребенок пусть гуляет, пьет, курить, употребляет наркотики (если не сейчас, то в недалеком будущем).

И что? По 10 диктантов и сотню примеров задать на неделю? Ничего себе радость. Да и никогда такой метод не улучшал успеваемость. А за что так детей ненавидеть? Они по 5-8 уроков сидят в школе, да плюс дома. А у кого сил не хватает – сходят с дистанции, теряют мотивацию, и даже страх не поможет. А насчёт “пьют, гуляют и курят” вы просто рассмешили. Разве мало таких среди “элиты”?

Для Надежда: Вы с такой неуемной фантазией книги пишите. Какие 6-8 уроков в начальных классах? Да и в старших тоже. Какие 10 диктантов с более 80-ью словами? Это автор вопроса как и остальное для красного словца написал.

Василию Егорову: Я уже написал, чтобы вы меньше слушали разных Надежд. Обратите внимание как легко, не зная вас, она относит вас к “челяди” или кому-то подобным, однозначно отметая вашу принадлежность к “элите”.

ДЛЯ ВЧИТЕЛЬ. СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ВАМ, ГОВОРЮ. ЗА НЕДЕЛЮ КАНИКУЛ УЧЕНИКОМ 4 КЛАССА, В КИЕВЕ, БЫЛО НАПИСАНО 10 ДИКТАНТОВ ПО 90 СЛОВ КАЖДЫЙ, ЗАПОЛНЕНО 10 СТРАНИЦ ТЕТРАДИ ПО ЯЗЫКУ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ (НАД ТАКИМИ ЗАДАНИЯМИ И УЧИТЕЛЬ ЗАДУМАЕТСЯ), ПО МАТЕМАТИКЕ – 12 ЗАДАЧ НА 3-5 ДЕЙСТВИЙ С ОФОРМЛЕНИЕМ СХЕМ, РИСУНКОВ, 9 ВЫРАЖЕНИЙ ОТ 4 ДО 8 ДЕЙСТВИЙ КАЖДОЕ, ДВА ЗАДАНИЯ С ИМЕНОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ И СОСТАВНОЕ УРАВНЕНИЕ, ПО ЧТЕНИЮ – ПРОЧИТАТЬ “ТОМА СОЙЕРА” И ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕДЕНИЮ, ПО ЭТОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ, К БРЭЙН-РИНГУ- ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ. И ЭТО НЕ ДЛЯ КРАСНОГО СЛОВЦА, КАК ВЫ ПИШИТЕ. ДЕТИ НЕ ОТДОХНУЛИ, А ТОЛЬКО ЕЩЁ БОЛЬШЕ УСТАЛИ И ГОВОРИЛИ ВСЕ В ОДИН ГОЛОС, ЧТО ЛУЧШЕ ЭТИХ КАНИКУЛ НЕ БЫЛО БЫ! ДА, ЕЩЁ, У НАС КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА 2 ГРУППЫ ПО УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ, ТАК ВОТ НАМ ПОВЕЗЛО, А ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ ЕЩЁ ЗАДАЛИ ПИСАТЬ 5 ДИКТАНТОВ ПО УКРАИНСКОМУ ЯЗЫКУ!

Домашнее задание на каникулы – правомерны ли действия учителя?

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?

Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.

Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

– начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Читайте также:  Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно к трем годам: советы опытных мам

– предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

– предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.

Статьи

Нужно ли делать уроки на каникулах?

Известно, что детские психологи не рекомендуют заниматься в каникулы, говорят и пишут о том, что детям нужен полноценный отдых. ДЕТСКИЙВОПРОС .РФ собрал рекомендации, чтобы родители смогли совместить отдых и выполнение учебных заданий.

Известно ли вам, что за летние каникулы навыки чтения ухудшаются более чем у 50% учеников, письма ― у 67%, а вычислительные навыки ― у 75% учеников.

Для того чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно во время летних каникул тренироваться ежедневно 15 минут. Эта закономерность положена в основу организации летних занятий во многих странах мира, например в Италии.

Давайте разберёмся, кому же дают летние задания у нас в школах. Без сомнения, все ответят, что задания, конечно, предназначены для ребёнка. Ну а кто же ещё должен его делать? На этот вопрос существует несколько вариантов ответов: сам ребёнок, ребёнок вместе с родителями, делает ребёнок, а родители только контролируют выполнение задания.

Специалисты считают, что самой большой проблемой в отношениях взрослых и детей является неправильно спланированное совместное выполнение летнего задания. Типичная ошибка многих родителей заключается в том, что они считают: вот мы сейчас хорошо с детьми позанимаемся, а потом в течение учебного года ребёнку будет легче учиться. Но в результате ребёнок, не отдохнувший летом, приходит к новому учебному году усталым, уже не мотивированным к учёбе.

Учителя задают на каникулы домашние задания, хотя и не должны этого делать. Иногда педагоги просто рекомендуют позаниматься с ребёнком дополнительно определённой темой, которую ребёнок пропустил по болезни или просто не усвоил. Поэтому родителям приходится самим садиться за учебники либо нанимать ребёнку репетитора.

Конечно, отдельно взятому родителю очень тяжело устоять перед искушением позаниматься с ребёнком в каникулы чем-то полезным, тем более, если у чада, действительно, по какому-то предмету есть трудности.

Но детей жалко, и хочется, чтобы они отдохнули. Что же тогда делать? Откладывать учебники вместе с последним уроком или всё-таки пытаться «подтянуть хвосты»?

Вот несколько простых советов, которые помогут детям и родителям совместить приятное с полезным:

– Всем младшеклассникам на лето дают список литературы для чтения. Но не секрет, что далеко не все ученики читают с удовольствием.

Что же делать? Не пытайтесь заставить ребенка читать, когда он активно настроен на другое занятие, будь то рисование, игры или велосипед. Берите книгу с собой на прогулку, устраивайте, например, час семейного чтения после ужина. Ещё труднее уговорить маленького школьника читать вслух. Не заставляйте, лучше заинтересуйте. Можно вместе ребёнком купить в магазине интересную книгу или взять её в библиотеке.

– Многое дети и их родители страдают из-за плохого почерка. Буквы у них «пляшут», строчки расползаются, страницы грязные, и оценки ниже, чем хотелось бы нам, родителям.

Не стоит заставлять ребёнка в летние месяцы пыхтеть над прописями. Лучше потренируйте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, аппликаций. Дети обожают раскраски, а ведь раскрашивание картинок может улучшить почерк. Только предложите ребёнку для этих целей не фломастеры, а цветные карандаши. Задайте ему направление штриховки: пусть разные детали рисунка будут закрашены штрихами в разных направлениях. Основная задача ― добиться того, чтобы штрихи были ровными, одинаковыми по интенсивности и не вылезали за границы рисунка. Следующий этап ― закрашивание картинок фигурной штриховкой, например, элементами письменных букв. Это значительно интереснее, чем писать буквы в прописях.

Ещё один хороший способ потренироваться в письме ― вести летний дневник. Вместе с ребёнком вы можете красиво оформить титульный лист, вместе начните его заполнять. Дополняйте описания рисунками, листиками, цветочками, фотографиями с летних каникул. Дети постарше могут записывать свои летние приключения и занимательные истории.

– Как можно раньше постараться поговорить с учителем о том, какие задания он может рекомендовать именно вашему ребёнку.

– Определите вместе с учителем, что действительно жизненно необходимо сделать именно в каникулы. Ситуации бывают разные. Например, ребёнок много болел и полностью пропустил тему о том, что такое единицы, десятки и сотни. Возможно, вам придётся разобраться в этом вопросе самостоятельно, или может учитель сам объяснит ему азы того, что было пропущено.

– Если вы видите, что предполагаемые задания на каникулы состоят, в основном, из повторения пройденного материала, закрепления того, что проходили на уроках, или вообще из дополнительных заданий, то попытайтесь договориться с учителем о сокращении этого списка. Нужно максимально снизить объём того, что придётся делать.

– Все задания, которые нужно выполнить, лучше разделить на небольшие части и постараться не заниматься каждый день. Полностью освободите от заданий выходные дни. Детям действительно нужен отдых, и это не шутка!

– Первоклассникам, и даже некоторым третьеклассникам, трудно организовывать своё время. Задача родителей ― постараться помочь ребёнку определить, когда нужно выделять время на выполнение домашнего задания, заданного на летние каникулы.

Обязательно обсудить с ребёнком, как ему будет комфортнее ― сначала сделать задания, а потом отдыхать, или наоборот, утром играть и веселиться, а после обеда сесть и позаниматься. Ребёнку нужен выбор, но выбор ограниченный.

– По возможности посещайте мастер-классы, занимательные лекции или другие развлечения, чтобы сформировать у ребёнка положительные ассоциации с предметом, например с математикой или чтением. Детям всегда нравится, когда после прочтения книги есть возможность посмотреть одноимённый мультфильм, спектакль или мюзикл. После повторения темы можно поиграть в настольную игру, посвящённую нужной теме, или сделать задания в книжке с наклейками и головоломками.

– Если вы чувствуете, что ребёнку нужен интеллектуальный рывок, правильно отправить его в какой-нибудь детский интеллектуальный лагерь или развивающий центр. Это то место, где в команде, в игровой форме детям предлагаются интеллектуальные задания. То есть ребёнок и развивается, и отдыхает. Если сидеть дома и заниматься летом с репетитором, то такого результата не получишь.

– Здорово, если вы поделите объём предполагаемых летних заданий вместе с ребёнком или даже предложите ему сделать это: самому составить расписание. Чтобы ребёнок чувствовал себя не заложником, а активным участником процесса.

Запомните, что главная задача ребёнка летом ― отдохнуть, нагуляться и восстановить силы, а не повысить свой учебный уровень. Не нужно воспринимать каникулы как время, в которое ребёнка нужно обязательно нагрузить учёбой, «поднапрячь». Для этого у него есть учебный год.

Ссылка на основную публикацию