Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

Должны ли учителя воспитывать детей, и что они могут по закону?

Дитя подрастает, поступает в детский сад, затем в школу. Мама ответственность за его воспитание взваливает на воспитателей и преподавателей, аргументируя это нехваткой времени и сильной занятостью. У нее всегда виноват преподаватель, потому что: «Я же работаю!». Кто же должен воспитывать ребенка: родитель или преподаватель?

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность тащат, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие интересы детей.

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в поступках которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физиологическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и физическое благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в долги родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной существованием.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное касательство.

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с преподавателями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Другой по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) отдана правовому статусу педагогических работников. Она предполагает наличие у педагога в рабочее пора не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за поддержкой к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, мишени и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.
  • Узкое сотрудничество с родителями.
  • Проведение классных часов, организация внеклассных мероприятий, воспитательных экскурсий.
  • Содействие установлению подходящей среды для развития личности школьника, классного коллектива.
  • Помощь ученикам при решении проблем, возникающих при общении с опоясывающими.
  • Ознакомление учеников с правилами безопасного поведения.
  • Организация безопасной окружения для развития личности детей.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается война за его права.

  • Ребенка невозможно выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отнимать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить прибрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять писульку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет позволения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «дитя не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семейство имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших преподавателей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вырван перевоспитывать ребенка . При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным весом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторонок, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, работая каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В союзе родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

На что имеет право преподаватель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые пуще всего отражены формально.

  1. На защиту профессиональной чести и человечьего достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать преподавателя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, какого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной конфигурации претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном облике. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что легитимные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и конфигураций воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со сторонки отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как обучать, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой конфигурации.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право пуще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на сетование на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование визиты родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Разумеется, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие папу и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематичны игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Спрашивать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при вторичном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической цивилизацией или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик есть в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

  • Совещаться с коллегами на тему собственных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в тяжелой жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить добавочные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по заболевания), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его объекту.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответственные органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с папой и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач преподавателя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен сделаться близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое деятельное участие в общепедагогическом процессе.

Поделитесь с друзьями:

Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка

Юридический ликбез: разбираемся в законах и учимся отстаивать интересы своих детей.

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, а также и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.

Рассмотрим подробнее основные правовые источники.

Конституция

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43.

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.
Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Пункт 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Пункт 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей в образовании входит это обеспечить.

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Подробнее о том, какие изменения ждут школьников, читайте в нашей статье.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта.

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Что это значит

Как видно из Семейного кодекса, права родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. Тем более что получение образования вне школы в России — легально.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях.

Обязанность воспитывать детей

Согласно закону, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.

Обязанность обеспечить получение детьми общего образования также возлагается на родителей.

Обязанность соблюдать правила

Если ребёнок учится в школе, родители должны подчиняться внутреннему распорядку образовательной организации.

В обязанности также входит уважение чести и достоинства работников школы и других обучающихся.

Право выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс такое образование называется семейным, а в 10-11 — самообразованием.

Читайте также:  Боли роста в ногах у детей, подростков - как помочь ребенку?

При этом ребёнок вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент.

Право получать информацию

Можно ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права родителей включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Мама и папа могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали.

Что делать, если права ребёнка нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», родители направляют обращения о нарушении своих и детских прав в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального устава школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, это правонарушение, и необходимо написать жалобу на имя директора.

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, что это не всегда возможно. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно).

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций.

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы.

Если права нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру.

Школьный градус. Должны ли учителя воспитывать детей?

На днях прямо на территории учебного заведения между двумя подростками завязалась драка. В итоге один остался с травмами и порезами, а другой скрылся.

7 октября этого года в дежурную часть отдела полиции № 6 УМВД России по г. Омску поступило сообщение о том, что в больницу доставлен несовершеннолетний с телесными повреждениями.

Подраться – легко

Сотрудникам полиции 16-летний потерпевший рассказал, что он поругался с одногруппником. Конфликт перерос в драку. В результате 17-летний подросток нанёс потерпевшему удар острым предметом и скрылся.

В настоящий момент стражи порядка задержали подозреваемого и возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Подросток ранее состоял на учёте в органах внутренних дел.

Этот случай не единичный. По информации УМВД России по Омской области, на территории региона с начала этого года зафиксировано 600 преступлений, совершённых подростками.

– Последние 10 лет количество преступлений среди школьников в нашем регионе снижается, – говорит Сергей Марущак, врио заместителя начальника полиции УМВД России по Омской области. – Только за аналогичный период прошлого года их насчитывалось 700. Удельный вес подростковой преступности по России составляет 5,4% от общего числа правонарушений. В Омской области этот показатель составляет 5,1%, а в Сибирском федеральном округе – 6,9%.

Из 600 правонарушений на преступления особо тяжкого характера – убийства – приходится всего один случай, восемь трагедий связано с причинением особо тяжкого вреда здоровью, 3 изнасилования и 47 краж чужого имущества.

Кто виноват?

В конфликтах, драках, преступности – особенно произошедших на территории учебного заведения – часто принято винить школу.

– Основная задача школы – дать образование, – считает Ольга Овчинникова, ведущий специалист отдела развития образования департамента образования администрации города. – Однако обучение и воспитание неразделимо. Перекладывать ответственность за все проблемы на школу было бы неправильным: большую роль в этом процессе играют родители.

Согласно новым федеральным стандартам, внедряемым сегодня в образовательных учреждениях, важнейшая составляющая обучения – это воспитание. Не случайно сейчас 10 часов в неделю предусмотрено на кружки и факультативы, задача которых не только расширить кругозор, но и сформировать личность.

Вектор на воспитание школьника нового формата пока ещё не развернулся в нужную сторону. Толерантные ученики – это дело будущего. А пока мы можем наблюдать, что растёт количество судебных исков, связанных со школьными конфликтами. Официальной статистики об их количестве в Омске нет – практика судебных разбирательств, связанных со школой, носит несистемный характер.

– Чтобы решить непростую задачу по устранению школьных конфликтов, сегодня повсеместно создаются службы медиации, – говорит Олег Усаков, ведущий специалист отдела городского департамента образования. – Разные государственные структуры: УМВД, СПИД-центр, психологические службы – всё больше объединяются и работают с детьми. К сожалению, среди подростков стало много самоубийств. Больше всего огорчает, что возраст тех, кто не выдерживает жизненных невзгод, становится всё ниже. Последний случай произошел в конце августа, с собой покончила пятиклассница 11 лет. Этот градус напряжённости требуется снижать.

Практически все проблемы школьников объясняются недостатком внимания. Однако в школе ребёнок проводит от двух до четырёх часов, остальное время должно быть организовано родителями. А те порой вынуждены совмещать две, а подчас три работы – таковы нынешние реалии. Ребёнок оказывается под влиянием улицы, телевизора, интернета.

– Сейчас принято говорить, что приоритет школы за воспитанием, – рассказывает Анатолий Бижов, директор омского лицея №137. – Но почему же тогда в школах сократили ставку завуча по воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной деятельности? В школе нужен и заместитель директора по охране и безопасности – это не просто слова, а настоящая необходимость. За то время, которое отведено учителю на уроке, он может дать только основы знаний. А дальше школьник должен сам их добыть, нынешний госстандарт нацеливает ребёнка на большую самостоятельную работу. Конечно, задач по воспитанию мы с себя не снимаем, но инструментов для её решения становится всё меньше.

Как оградить?

– Меня, мать четырех детей, улица совсем не пугает, – говорит многодетная мама Олеся Григорьева. – Мне становится страшно от слов, что школа должна воспитывать и формировать личность ребёнка. Когда мои ребята пошли в первый класс, – я веду речь о сельской школе, – они впервые увидели, как девочки курят. Мне пришлось долго объяснять, почему так происходит, вредно ли это. Я хочу, чтобы школа образовывала, а не воспитывала. Чтобы принципы, которые я заложила в ребёнка, никто не менял и не оказывал на них влияния. Благо сегодня федеральным законом об образовании допустима такая форма, как семейное образование, она исключает необходимость посещать школу.

– Главное – это воспитать в ребёнке способность отдавать, а не брать, – считает отец Дмитрий Олихов, руководитель отдела образования Омской епархии. – Родитель – первейший пример для ребенка. Однако подчас учитель младших классов является не меньшим авторитетом, роль воспитателя, несомненно, ему присуща. Педагог не должен оказывать образовательных услуг. Он должен знать приоритеты в воспитании, чтобы в итоге ребёнок мог сам произвольно осуществить выбор и остановиться на добродетели, а не пороке. Как поступим мы – взрослые, если, скажем, на работе объявили сокращение? Наверное, подставим коллегу, чтобы остаться на своём месте. Также поступают и наши дети. А ведь это неправильно: заповедь Божия – помоги ближнему. Не можешь помочь материально, помоги словом.

– Наверное, ни для кого не секрет, что, когда ребёнок один в семье или их двое, мир вертится вокруг них, формируется привычка брать и не делиться, – заканчивает наш разговор многодетная мама. – Когда детей в семье много, приобретается иной навык – отдавать. Поэтому сегодня так важна роль многодетной семьи. Это пример для подражания всему обществу.

Должна ли школа заниматься воспитанием учеников?

Наступление нового учебного года вновь поднимает вопросы взаимоотношений школы с учениками и родителями. Что должна ребёнку школа, а что — нет? Как она влияет на воспитание ребёнка и должна ли влиять? Эти вопросы мы задали нашим экспертами. Что примечательно — один из них самый настоящий школьник.

Как школа влияет на формирование личности?
Сева Жидков,
школьник, разработчик ботов в Mail.ru Group

Личность подростка действительно формируется в школе, но не учебной программой и уроками семейных ценностей, а окружающими школьника сверстниками. Одноклассники влияют на обычного школьника существенно больше, чем учителя, поэтому от коллектива зависит его будущее. В прогрессивном классе ребёнок не боится рассказывать о своих взглядах и предпочтениях, в том числе это касается сексуальной ориентации. В других же классах его могут зажать в себе, и он просто не сможет самоопределиться на всю жизнь.

председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты; президент образовательного холдинга «Наследник»

Читайте также:  Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом?

Возрастная психология говорит о том, что в дошкольном периоде безусловным авторитетом являются родители. В начальной школе этот авторитет постепенно переходит к учителю. Всем, у кого есть дети школьного возраста, знакома ситуация, когда родители пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание, а он переживает, поскольку мама или папа решают задачу не тем способом, который советовал учитель. Учитель становится образцом, он задаёт правила и границы. Именно поэтому личность учителя так важна. Он определяет не только цвет ручки, которой нужно отчёркивать поля, или способ умножения в столбик. День за днём, работая с классом, учитель прививает правила общения, способ разрешения конфликтов, преодоления трудностей, метод познания. Ребёнок постепенно входит в полноценную школьную общность, учится получать знания от разных преподавателей с разным стилем работы, учится уважать эти различия и выстраивать взаимодействие со школьным сообществом. И от того, какой уклад сложился в школе, во многом зависит, какой из неё выйдет человек. Именно поэтому мы всегда уделяем обсуждению школьного образования столько внимания.

Есть ли у школы обязанность формировать морально-нравственные ценности у детей?

Ребёнок должен сам вывести для себя морально-нравственные ценности. Школа даёт большой пласт знаний по истории, праву и другим наукам, которые позволяют подростку самому принять решение, сформировать свои взгляды. Насильно пытаться впихнуть что-то неэффективно — учителя сейчас не авторитет для школьников.

Сложно представить, что когда-нибудь школа перестанет оказывать влияние на подрастающее поколение, а останется только транслятором знаний. Об этом говорит и постепенное изменение образовательных стандартов — появляются требования к результатам воспитательной работы, уточняются необходимые законодательные условия. Ценности передаются в общности. А школа — это и есть живая и динамичная общность, в которой ребёнок постепенно взрослеет и пробует свои силы. Поэтому есть и обязанность, и ответственность, и они колоссальны. При этом в части воспитания очень важно сотрудничество школы с родителями, поскольку воспитание — это общий труд.

Должны ли в школе быть правила по поводу внешнего вида учеников?

Нет, и для этого есть несколько причин. Во-первых, форма, созданная в том числе для устранения социальных различий между учениками, сейчас используется как способ показать свою крутость: отрицать её считается выступлением против власти, поэтому так утверждаются ученики, которым всё равно на дисциплинарные санкции. Это порождает нездоровую атмосферу в классах: «Почему его родителям всё равно и они разрешают ему не носить форму, а мне так нельзя?» Во-вторых, умение красиво одеваться каждый день — тоже качество, которому хорошо бы научиться ещё в школе. Бывает, выпускник из провинции поступает в столичный ВУЗ и продолжает ходить в костюме, потому что не умеет по-другому. И, в-третьих, удобная одежда позволяет сконцентрироваться на учёбе. У многих учеников есть проблемы с тем, что обувь, которую требует школьная форма, натирает ноги или мешает свободно двигаться. Казалось бы, это пережиток прошлого, но всё это сохраняется и сейчас.

Правила в первую очередь должны быть связаны с опрятным внешним видом, удобной, не отвлекающей внимание одеждой, формирующей чувство единства. Сейчас школы вправе сами вводить требования к одежде учащихся, к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия и правилам ношения. Требования вырабатываются совместно со школьниками и их родителями. Это даёт возможность учесть и выразить уникальность каждой образовательной организации, создаёт практику совместного принятия решений.

Должны ли преподаватели следить за тем, что делают ученики во внеурочное время?

Учителя могут ненавязчиво смотреть за тем, чем занимаются их ученики: это позволяет лучше понимать интересы подростков, персонально подходить к успеваемости каждого ребёнка и т.д. Тем не менее, совершенно недопустимо превышение полномочий и осуждение ребёнка напрямую, не через родителей. Применение каких-то санкций за нецензурные выражения в интернете или курение за пределами школы должно быть прерогативой его опекунов.

Так или иначе, учителя всегда имеют представление о том, что делают ученики за пределами классной комнаты. Многие ребята сами с удовольствием делятся эмоциями, впечатлениями и переживаниями. Все международные исследования говорят о том, что для учеников важно общаться с учителем не только по предмету. Чем больше учитель знает о ребёнке, тем лучше он может учесть его особенности, интересы, направить и, в случае необходимости, помочь. Это не означает слежку или нарушение личных границ. Ключевое здесь — доверительное, тёплое общение. При возникновении сложных ситуаций учитель, который знает ученика не только по урокам, с большей вероятностью сможет оказать нужную поддержку.

Стоит ли школе давать рекомендации родителям по поводу воспитания детей?

Школе стоит консультировать родителей по поводу текущей ситуации в целом, констатировать проблемы школьников, но не навязывать своё решение. Рекомендации должны быть составлены компетентными людьми, возможно, централизованно, чтобы родители могли узнать об их проблемах.

В вопросах воспитания крайне важна совместная работа школы и семьи. Родные и близкие люди дают ребёнку один опыт, школа — другой. Они должны не противоречить, а дополнять друг друга. Нельзя ничего навязывать. Часто родители сами ищут поддержки педагогов в сложных вопросах воспитания. И наоборот — в ситуациях, когда требуется внимание родителей, школа подаёт соответствующий сигнал. Самое главное здесь — исходить из интересов ребёнка.

Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка?

Учить и/или воспитывать?

Так что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика. При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.

На своих занятиях педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность, доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д.

Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания.

Правильный подход

К сожалению, учителю не всегда удается достигнуть поставленных воспитательных целей. В большей степени это касается начинающих педагогов. Именно по причине подобных неудач преподаватели начинают ошибочно полагать, что воспитание должно быть только делом родителей, и используют чисто формальный подход к своей работе.

Важнейшее значение имеет то, каким именно образом мы стремимся достигнуть своей цели, какие конкретные шаги для этого предпринимаем.

Прежде всего необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. И если преподаватель упускает это из виду, то все его усилия могут приводить к обратному результату. Важно помнить о том, что если для младших школьников авторитетом является педагог, то для подростка таковым оказываются его сверстники. Так что если в первом случае объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо можно прямым текстом, то во втором – так делать не следует. Например, чем больше мы будем говорить ученикам средних и старших классов о вреде табака, тем меньше будет вероятность того, что те кто уже курит, бросят, а те, кто еще не начал, не захотят попробовать.

Предположим, у вас запланирован классный час о вреде курения. Цель такого занятия – расширение знаний школьников о пагубном влиянии никотина, формирование у них отрицательного отношения к табачным изделиям и воспитание ответственности за свое здоровье. Какие действия следует предпринять, чтобы достигнуть этих целей? Как показывает практика, лучше всего организовать и провести классный час с участием самих подростков.

Несколько учеников предварительно готовят сообщения по теме, а педагог помогает им подобрать литературу. А кто-то из ребят вместе с учителем готовит иллюстративный материал. Работая над соответствующими книгами и статьями, школьники невольно начнут задумываться над тем, насколько опасными могут быть последствия потребления табака для молодого организма. А все остальные ребята с гораздо большим доверием отнесутся к информации, услышанной от одноклассников, нежели к поучениям взрослого на ту же тему.

Воспитание вне урока

Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.

Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях по МХК, но и посредством внеурочной деятельности.

В последние годы все большую популярность приобретают такие внешкольные мероприятия для детей и подростков, как походы на выставки и в музеи. Для ребят из сельской школы подобные мероприятия могут быть связаны с поездками в областные центры и близлежащие города. Дети, которые живут в городе, имеют возможность вместе с учителями посетить местные галереи и выставки.

Перед походом в музей с ребятами необходимо провести подготовительную работу. Можно рассказать детям о художнике(-ах) и его (-их) творчестве или напомнить им об этом, если они уже изучали соответствующий материал на занятиях.

Для создания и поддержания интереса школьников можно предложить им занимательные задания. Например, в «Третьяковской галерее» можно попросить младших ребят найти картины, на которых изображены собаки. В качестве ответа они могут назвать такие произведения, как «Всадница» К.Брюллова, «Тройка» В.Перова, «Завтрак аристократа» П.Федотова и др. Детей постарше можно попросить найти на картинах более мелкие детали.

Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.

Семья и школа

Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы. Необходимо, чтобы классный руководитель был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика. И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей.

Читайте также:  Как изменится ЕГЭ в 2020 году?

Общение педагога с мамами, папами, бабушками и дедушками происходит прежде всего на родительских собраниях. При возникновении необходимости учитель может пригласить мать или отца ребенка для индивидуального разговора. Педагог может также контактировать с семьей ученика через интернет или по телефону.

Необходимо, чтобы при общении с родителями учитель проявлял такт, терпение, это особенно важно в случае разногласий с семьей относительно обучения и воспитания ребенка.

Большую помощь школе, конечно же, оказывают представители родительского комитета. Но даже тех родителей, которые в нем не состоят, следует приглашать на внеклассные мероприятия: концерты, спектакли, конкурсы, соревнования. Можно также устраивать мероприятия для детей и родителей, в которых будут состязаться семейные команды.

Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается и на успеваемости, и на формировании личности ребенка.

Существует много методической литературы, посвященной воспитанию школьников. Это книги и журналы, которые можно приобрести как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. В них можно найти не только методические рекомендации, но и сценарии готовых занятий.

Кроме того, можно посетить лекции ведущих педагогов, посвященные воспитанию, записаться на соответствующие вебинары.

Такой материал особенно полезен для начинающих учителей. Хотя и преподавателям с многолетним стажем тоже будет небезынтересно познакомиться с опытом своих коллег.

Слово учителю — закон: можно ли заставить родителей детей-хулиганов раскошелиться за хамство

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей. В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях. Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников. За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет. Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

У школы № 1 в Стерлитамаке, где ученик напал с ножом на учительницу и одноклассников, а также совершил поджог, 18 апреля 2018 года

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты. В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей. Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками. Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии. Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя. Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана. Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения. Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться. Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи. Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира. Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами. И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон. Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды. Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию. Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами. Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций. Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем. Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком. Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Ссылка на основную публикацию