Что делать, если ребенка в школе избил одноклассник?

Ученика 6-го класса избили за то, что он «новенький». Что делать, если ребенка травят в школе?

В июле Егору (имя изменено) исполнится 12 лет. В этом году он оканчивает шестой класс. Но на последнюю линейку мальчик прийти не смог: вместо нее он оказался в больнице на освидетельствовании. 28 мая Егор пришел в школу, где ему наставил синяков одноклассник. Это, считает мама ребенка Татьяна, стало следствием продолжительной травли «новенького». И если раньше инциденты исчерпывались тем, что родители детей приходили с извинениями, то сейчас Татьяна намерена идти в милицию, чтобы «все это — оскорбления, плевки в еду и прочее — наконец прекратилось».

Фото: Reuters

«В классе образовалась своеобразная банда, которая постоянно издевалась, а остальные им поддакивали»

В новую школу Егор пошел в октябре 2018-го, когда его семья переехала из Минска в поселок в пригороде. Одноклассники, говорит Татьяна, новичка Егора не приняли сразу: избегали общения, толкали, обзывали. Однажды, продолжает мама, его столкнули с лестницы «как будто нечаянно».

— Но тогда со мной связались родители детей, попросили прощения — и все замялось.

Потом стало хуже, вспоминает Татьяна. Поскольку Егор из многодетной семьи, ему предоставляли бесплатное питание. Но обедать он часто не мог: еду забирали или плевали в нее.

— Говорили, что «ты льготник, питаешься бесплатно, значит, есть не будешь».

Почему ее сына не приняли в классе, Татьяна сказать не может. Хотя подчеркивает: у них в семье сложились «нормальные, доверительные отношения».

— Он мне все рассказывает, что происходит в школе. По словам Егора, в классе образовалась своеобразная банда, человек пять, которые постоянно издевались, а остальные им поддакивали.

Фото: kyo azuma / unsplash.com

Татьяна говорит, что школа была в курсе происходящего в классе. По ее словам, классная руководительница делала все возможное, чтобы разрешить ситуацию.

— Классная преподавательница у нас очень хорошая. Она весь год пыталась с ними бороться. По-разному: и телефоны забирала, и объясняла, что так нельзя, и заставляла просить прощения. Но, насколько знаю, они ее просто посылали на три буквы прямо на уроке. Я тоже целый год пыталась найти контакт с родителями. Как оказалось, без результата.

28 мая, говорит Татьяна, «безобидные» издевки переросли в физическое насилие. Хотя ситуация назревала еще накануне, 24-го.

— Егор рассказывал, что на последнем уроке дети начали запихивать ему за шиворот бумажки, даже в рот пытались затолкнуть. А потом, когда сын начал мне звонить и жаловаться, сказали, что «из школы ты выйдешь таким, что мама не узнает». Я сорвалась с работы, поехала его встречать, параллельно звонила учительнице. Она его вывела из здания, чтобы Егор спокойно пошел домой.

О ситуации Татьяна сообщила родителям детей, но, предполагает она, никаких мер они не предприняли. 28 мая, во вторник, Егор вернулся домой в синяках.

— Об этом мне сообщила учительница: она сразу же позвонила. Как рассказал Егор, на перемене все начали цепляться: «А давайте его побьем». Сначала одноклассник бил по рукам. Когда стало неинтересно — по лицу и спине.

В тот же день Татьяна отвела сына в поликлинику, чтобы врачи его осмотрели. Они же, по ее словам, и сообщили милиции об инциденте.

— Милиция сказала писать заявление «даже без разговоров». Побои мы зафиксировали позже, 30 мая: у сына гематомы под глазами, ссадины на скулах, синяки на спине. В этот раз я решила идти до конца, потому что сколько можно это терпеть? Что будет дальше: мы начнем бояться выходить из дома?

TUT.BY попросил Татьяну предоставить копию медицинского освидетельствования, однако документ в редакцию она не прислала.

Фото: Reuters

Мы связались с мамой мальчика, который, как предполагается, избивал Егора. Женщина говорит, что о драке ей ничего неизвестно, о конфликтах в классе — тоже.

— Насчет класса он ничего не рассказывает, не объясняет, абсолютно. Если бы учительница не пришла ко мне прямо на работу и не сказала, что сын поставил Егору синяк, я бы ничего и не знала. В тот же день мы пошли к Егору просить прощения. Но о заявлении в милицию я ничего не знаю. Сын — довольно скрытный ребенок. Ему 30 мая «сливку» поставили, а он даже не сказал, кто это сделал. Я не пошла разбираться: может, сам виноват.

Директор школы, к которой мы обратились за комментарием, не стала отрицать, что инциденты между учениками шестого класса были, однако они всегда разрешались силами учителей и родителей.

— Все те конфликты, все обращения мамы Татьяны мы решали на месте. Ребенок ходит в школу, общается со сверстниками. Хотя возраст, конечно, у детей непростой. Да, мы имели какие-то случаи непростых взаимоотношений в классе, но не было такого, чтобы мы не решили вопрос на месте.

Утром 3 июня Татьяну, Егора и родителей с детьми, которые участвовали в травле, пригласили в школу, чтобы вместе найти выход из этой ситуации. После этого мы связались с ней.

— На встрече собрались дети и их родители, завуч, директор, психолог, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, представитель управления по образованию, — рассказала Татьяна. — Психолог по очереди беседовал с каждым ребенком. Дети и родители попросили у Егора прощения. Нам сказали, что психолог будет работать с ними все лето. Также стоит вопрос о том, чтобы поставить их на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

«В подростковых группах разворачивается сильная динамика — и за лидерство, и за власть. Одному взрослому сложно справиться»

Казалось бы, ситуация, которая происходит в школе поселка под Минском, — частный случай. И это было бы так, если бы проблема буллинга не была настолько распространенной. TUT.BY обратился за комментарием в детскому психологу Ольге Филимоновой и попросил объяснить: почему «новенький» в классе вызывает негативную реакцию, а также как в этом случае должны вести себя родители и ребенок, который столкнулся с травлей?

По словам Ольги, если в детском коллективе возникает буллинг, очень важно сразу же его локализовать и ни в коем случае не игнорировать. Принцип «дети сами разберутся» здесь не только не сработает, но и может привести к серьезным последствиям.

Фото из личного архива Ольги Филимоновой

Довольно часто буллинг возникает на фоне зависти, рассказывает Ольга.

— Когда новый ученик приходит в класс, к нему проявляется много интереса, любопытства. С ним начинают общаться, взаимодействовать. Тот, кто был лидером в классе, какое-то время терпит, что внимание направлено не на него, но зависть-то растет, накапливается. Затем он начинает подначивать ребенка, а после «подтягивать» своих друзей.

Как правило, в буллинге участвует несколько наиболее активных детей, при этом весь остальной класс становится пассивным соучастником, если не сообщает об этом взрослым, говорит психолог.

— Есть несколько наиболее активных детей, а все остальные просто наблюдают со стороны. Но на самом деле на взрослом языке это называется безмолвным участием. Очень часто оно связано со страхом детей, что буллинг начнется и в их адрес, либо со стыдом, что они раньше об этом никому не сказали.

Первое, что должен сделать ребенок, если его начали травить в классе, — обязательно рассказать об этом взрослым.

— И родителям, и учителям. Нужно напрямую подходить и говорить: «А вы знаете, он меня обзывает». Опасность буллинга еще и в том, что тот, кто травит, подлавливает для этого момент, чтобы взрослые его не видели. А тот, кого травят, дает сдачи на виду — и в результате из него делают зачинщика.

Фото: Reuters

По опыту Ольги, очень часто дети боятся рассказывать о «неприятностях в классе» взрослым.

— К сожалению, дети часто молчат, терпят, об этом могут не знать даже родители. Как правило, они боятся, что их могут прозвать «шестерками». В то, что не знают учителя, я до конца не верю. Если они хотя бы догадываются о конфликте, важно, чтобы они его останавливали, при этом привлекали родителей обеих сторон, собирали участников конфликта отдельно.

По мнению Ольги, прекратить в классе буллинг могут только взрослые. Причем одному учителю это вряд будет по силам — здесь нужно участие и родителей, и, если понадобится, специалистов.

— Одному взрослому довольно сложно справиться с 12-летними подростками. Нужно сразу же призывать родителей. В подростковых группах разворачивается сильная динамика — и за лидерство, и за власть. Нужно смотреть, какую вторичную выгоду преследует ребенок. Он таким образом самоутверждается? Завоевывает лидерство? В любом случае, родителям пострадавшего ребенка ни в коем случае не стоит набрасываться на родителей тех, кто буллит. Ну а родителям тех, кто буллит, нужно признавать или хотя бы допускать мысль, что, наверное, их ребенок не ангел и может так поступать. Если взрослые сами не справляются, важно не затягивать и не надеяться, что все «само рассосется», — и идти к специалисту. Не нужно пугаться или стесняться. Психолог — это как переводчик в данном случае.

— Насколько разумно привлекать милицию к разрешению такой ситуации?

— С одной стороны, можно понять родителей, которые таким образом хотят наказать обидчиков их ребенка. С другой стороны, нужно смотреть на общую ситуацию. Если в этом участвовали дети, у которых уже были проблемы с милицией, то, наверное, разумно, чтобы взаимодействие с милицией отрегулировало их вновь.

— Есть ли шанс разрешить ситуацию так, чтобы каждая из сторон осталась учиться в школе? Либо если буллинг зашел слишком далеко, нужно ее менять?

— Это работа не одного раза, не одной беседы, но конфликт разрешить можно. Однако если буллинг зашел слишком далеко — до травм у ребенка, то, наверное, ему будет сложно возвращаться: его беспокойство и страх будет сильным достаточно долгое время. Но опять-таки нужно учитывать детали ситуации и проводимую работу.

Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

Учитель истории и отец троих детей, который сталкивался с проблемами школьной травли, рассказывает о том, как родители должны бороться и заступаться за своих детей, если тех обижают в школе.

Фото: © EAST NEWS

Я, как человек, который был директором школы, и как родитель детей-школьников, прошёл через разные стадии процесса отстаивания прав тех или иных ребят, своих или чужих. Поэтому могу сказать, какие шаги можно, а какие нужно делать родителю в той или иной ситуации, когда вашего ребёнка в школе обижают. Обижают одноклассники (или один), обижают старшие ребята. Понятно, что обижать можно по-разному. Можно доводить до слёз оскорблениями, а можно быть побитым каждую неделю. И вот на это надо обращать внимание.

Первое. Если вы несколько раз в течение довольно короткого времени (а время летит быстро, поэтому если раза четыре в месяц) услышите от ребёнка одну и ту же “фамилию”, которая сделала то-то или то-то, созвонитесь с классным руководителем и постарайтесь выяснить, не замечал ли он что-то в их отношениях и как складываются отношения с обидчиком у других детей. Если по косвенным признакам будет понятно, что не знакомая вам ещё мама того мальчика или девочки вменяемая, то можно попробовать встретиться с ней и поговорить. Отцам было бы проще решить конфликт вообще на этом этапе. Но, повторюсь, при вменяемости сторон.

Второе. Если жалобы не прекращаются, контакт с родителями стопорится, на уровне классного руководителя вопрос стопорится, вам от этого тревожно и вообще синяки, честно говоря, начинают уже доставать — идите в бой, но с полной уверенностью, что пойдёте до конца. Потому что путь до конца слишком нервен, грузен и требует большой бюрократической волокиты, хотя и кратковременной с вашей стороны. Вовсе не обязательно, что вам придётся топить кольцо в кипящей лаве, но уверенность должна быть. А чтобы она была, нужно помнить чётко цель и алгоритм действий.

Цель — то, что вы хотите в конечном итоге. Вы хотите, чтобы обидчика высекли розгами перед всей школой? Вы хотите, чтобы ему дали 15 лет строгого режима? Любая цель может быть реализована, дело во времени и в личном психическом здоровье.

Допустим, вы хотите, чтобы обидчика перевели в другую школу. Такое возможно, согласен. Но требовать этого незаконно: решать, где ребёнку обучаться, — это право родителей.

Самая реальная цель — зафиксировать и громко заявить о ситуации, чтобы она начала рационально решаться и на неё обратило внимание максимальное количество заинтересованных лиц, в том числе и внутри школы. Потому что иногда информация до директора банально не доходит, пока вы не напишете письменное заявление на его имя и не проведёте его через канцелярию. Либо запишитесь к нему на личный приём. Но встречу должно предварять письменное заявление с детальным описанием ситуации и того, что было сделано, проведённое через секретаря, и у вас на руках должна остаться копия с входящим номером, заверенная у секретаря. Возможно, на этом вопрос и начнёт решаться. А если нет?

Читайте также:  Какие хобби популярны у подростков – 15 самых необычных увлечений

Ситуация обостряется, и начались побои. Мелкие тычки, толчки, унизительные клички и издевательства. В конце концов вашего ребёнка побили в школе. Отмечу, не после уроков на улице, а непосредственно в школе. Ваши действия.

Идите в школу, по дороге созванивайтесь с классным руководителем либо с кем-то из администрации, проходите вовнутрь и сразу вызывайте полицию. Набираете 112, выбираете по голосу — и вперёд. Сообщаете, что вы находитесь по такому-то адресу, это здание школы, ваш ребёнок получил физические травмы, вы просите прислать наряд полиции, чтобы зафиксировать произошедшее. Вам будет предложена скорая помощь — решайте сами в зависимости от тяжести. Если разбили нос, то, может, и стоит вызвать скорую, чтобы сделали снимок. В любом случае вам будет необходимо в тот же день появиться в лечебном учреждении и снять побои. Но об этом позже.

Вы сообщаете сопровождающему вас лицу о вызове полиции, ожидаете приезда. По приезде полиции вы вправе написать заявление (и чтобы с вас сняли объяснения) прямо на месте. Но это на практике мало реализуется по одной простой причине: вам в любом случае нужно будет иметь корешок регистрации вашего заявления в журнале регистраций, который находится в отделе полиции. Поэтому если ребёнку не грозит смертельная опасность и он просто сидит, хлюпает носом и держит пятак у фингала, то соглашайтесь на любезное приглашение проследовать в отделение для дачи показаний как законный представитель своего ребёнка. Далее вам определят инспектора по делам несовершеннолетних, который возьмёт с вас объяснения произошедшего: расскажет ребёнок, расскажете вы. Вы же и заверите оба листа показаний. После вы напишете заявление, отдадите его в окошко дежурной части, и — самое главное — не забудьте взять корешок регистрации, он вам пригодится, это единственный документ, доказывающий, что вы подали заявление. В течение десяти дней они должны произвести проверку изложенных вами сведений и дать вам письменный ответ. Неплохо было бы при прощании с инспектором ПДН взять контактный телефон и держать на контроле, делается что-то или нет.

Фото: © EAST NEWS

Инспектор затребует с вас справку из травмпункта с фиксацией побоев, поэтому вы едете в травмпункт и едете именно сегодня.

Внимание: взрослые травмпункты не выдают такие справки детям, вам нужен именно детский травмпункт.

После получения справки дома её сканируете. Вообще, теперь все документы сканируете, все они будут нужны в электронном виде. Из травмпункта врач обязан сообщить в полицию, так как побои произошли в школе. Это ещё один плюс вам в вашей истории, потому что в отдел по делам несовершеннолетних о вас сообщат дважды.

Дома первым делом, не затягивая, открывайте сайт департамента образования вашего города или области и пишите в электронную приёмную. Департамент образования города Москвы откликается очень оперативно.

Описывайте ситуацию, прикрепляйте сканы всех документов, которые подтверждают ваши слова (в том числе и все сканы заявлений на имя классного руководителя или директора школы, бумаги из полиции), просите организовать проверку изложенных фактов. Делайте это сразу, завтра у вас на это уже не хватит сил, да и настроение пропадёт. При этом надо понимать, что Федеральный закон “О порядке рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации” трактуется таким образом, что позволяет отправить письмо на “рассмотрение по компетенции”, то есть школе. Так и будет, поэтому своим письмом вы лишний раз побудите руководство школы вникнуть в ситуацию, но никак их не накажете. То есть ещё раз: ваше письмо в департамент образования — это трата времени директора на составление вам ответа. Но ваша проблема будет решена, если вы уже сформулировали для себя, что вы хотите, а не в порыве праведного гнева палите вокруг из всех орудий.

Если ничто не работает

Ваши действия не приносят результата — стопорится что-то на всех уровнях, в течение трёх дней до вас не доходят никакие сигналы. Маловероятно, но всё же. Не ждите — ищите СМИ, которые готовы осветить вашу ситуацию: школьная тема актуальна. Три дня у вас на всё на это и уйдёт — описание ситуации, подтверждение документами, принятие решения на планёрке по поводу нужности материала. Обычно медиа понимают, что такие темы могут и не выстрелить, и должны быть готовы остановить вашу публикацию по вашей просьбе в случае изменения ситуации и при должном этическом уровне отношений, но и вы должны понимать, что вас могут женить и без вас. Это крайний шаг к огласке. По степени распространения этой информации последствия будут различаться — вы сами видели разные примеры.

Но публикация даёт вам следующий шаг — вместе со ссылкой на публикацию вы пишете письмо в мэрию Москвы, Генеральную прокуратуру, Министерство образования, президенту РФ с просьбой проверить изложенные в статье факты, так как вы и являетесь тем лицом, о котором идёт речь. Далее опять начинается круговерть бумаг, но она дополнительно стимулирует какие-то рациональные изменения в ситуации, а возможно, что приведёт и к возбуждению уголовного дела по факту халатности.

Я описал предельное количество уровней, которым был свидетель или прошёл сам. Редко требуются все этапы. Самое главное правило — вовремя остановиться! Идите на любой контакт, который вам будет предлагаться, ищите варианты разрешения ситуации, возможности перевести всё в область человеческих отношений. Вашему ребёнку ещё в этой школе учиться, а вам ещё несколько лет встречаться с этими людьми и на выпускном вечере постараться не испортить друг другу настроение.

Ребенка избивают в школе, куда обращаться?

Содержание статьи

Защитить ребенка от побоев в школе стремится каждый родитель. Как это сделать, не навредив подростку, подскажут опытные юристы нашей компании.

Детская психика непредсказуема, а простые конфликты между сверстниками могут перерасти в драку, травлю самого тихого ученика и агрессию со стороны толпы. Кроме детей, агрессором может выступать педагог, что превращает занятия в школе в настоящий ад для ребенка.

В подобных ситуациях защита со стороны родителей должна обеспечить комфорт и спокойствие для несовершеннолетнего подростка. Ребенок становится замкнутым или вспыльчивым, а также может принять решение покончить жизнь самоубийством.

Что делать, если вашего сына или дочь периодически избивают и унижают? Куда обращаться, кому жаловаться и что следует предпринять в первую очередь? Остановить беспредел в школе и любом учебном заведении можно, если вовремя принять меры по безопасности своего ребенка, обратившись за помощью к опытным юристам нашей компании.

Кто несет ответственность за побои в школе?

Побивать ребенка за дело или бить без причины нельзя никому, в том числе в воспитательных целях. Любое насилие против личности и человека карается по закону РФ и подразумевает уголовное наказание в виде штрафа и лишения свободы. Пока ребенок находится дома, за него отвечают родители, а во время учебного процесса – педагогический состав школы.

Уголовная ответственность за битье ребенка наступает с 16 лет, а в особых случаях с 14 лет. Чаще всего возраст агрессора находится за рамками законодательства и всю ответственность за его действия несут опекуны, родители и администрация школы (если избиение происходит в учебном заведении).

Ребенка избивают одноклассники

Ребенок часто попадает под влияние более сильных сверстников и старших по возрасту. Не всегда несовершеннолетний подросток осознает последствия собственных действий, жестокость и страдания истязаемого человека. Начиная с 14/16 летнего возраста, школьник несет ответственность за свои поступки, а в самых сложных ситуациях может оказаться на скамье подсудимых.

Невозможно точно указать причину, по которой ребенок подвергается нападкам со стороны одноклассников, так же как и нет однозначного ответа, почему проявляют агрессию другие участники конфликта. Дети чаще руководствуются не сознанием, а инстинктом и эмоциями. Причиной такого поведения может быть что угодно – от желания повысить статус среди сверстников до вспыльчивости характера и физиологических особенностей (высокий рост, близорукость, скромность и прочее). Важно своевременно проявить понимание к проблеме со стороны родителей и постараться решить ее в рамках закона.

Если ребенка ударили в школе один раз, то это может быть конфликт между товарищами. В случае периодических побоев, лучше сразу обратиться к педагогам, классному руководителю, директору, а также в правоохранительные органы и к опытным адвокатам.

Если поступила жалоба на вашего ребенка о том, что он избивает других детей, то следует помнить: есть преступление – будет наказание, которое предусматривает реальное лишение свободы.

Если ребенка бьет учитель

Рукоприкладство учителей имеет место в российской практике. Если педагог ударил вашего сына или дочь, следует зафиксировать побои при их наличии. Даже при отсутствии видимых повреждений можно подать заявление в суд. За такие действия педагога предусмотрено несколько наказаний:

  • условный срок до 2-х лет;
  • обязательные, исправительные работы – 360 часов и до 1 года соответственно;
  • принудительные работы до 2-х лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2-х лет.

Обратите внимание!

Регулярное издевательство над ребенком может расцениваться как истязание по ст. 117 УК РФ, за которое предусмотрено более строгое наказание.

Что делать и куда обращаться, если ребенка обижают в школе

Не всегда проблемы в школе являются глобальными. В некоторых ситуациях, дело можно решить мирным путем, без привлечения полиции и судебных инстанций. Куда обращаться родителю, ребенка которого избивают, зависит от ситуации и зачинщика конфликта:

  • если инициатором драки и периодического избиения был одноклассник или ученик старших классов, можно провести профилактическую беседу, обратиться с вопросом к учителю, школьному психологу и директору учреждения;
  • если мирные переговоры не возымели эффект, остается написать ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних, что предполагает беседу с семьей виновника в правоохранительных органах и постановка ребенка на учет;
  • в ситуации причинения серьезных телесных повреждений, необходимо подать заявление в полицию, что может закончиться судебными разбирательствами.

Обратите внимание!

Подать иск на возмещение морального и материального вреда можно на родителей ребенка-агрессора, независимо от его возраста.

Если виновником рукоприкладства и психологического подавления ребенка выступает педагог, то ситуация разрешается одним из способов:

  • при незначительных травмах можно обойтись устной беседой с учителем и директором школы;
  • при серьезных физических повреждениях остается юридическая защита несовершеннолетнего ученика и обращение в органы правопорядка.

Кроме уголовного преследования, родители могут пойти на применение при соблюдении некоторых условий – увольнение учителя, компенсация морального вреда и т.д. Более детально получить ответ по любой возникшей ситуации можно у юристов нашей компании, так как каждый случай индивидуален и требует правомерного рассмотрения с учетом обстоятельств случившегося.

Куда подавать заявление об избиении ребенка в школе

В зависимости от количества инцидентов и их сложности, побои могут квалифицироваться по следующим статьям:

  • ст. 116 УК РФ – побои;
  • статьи 11-115 УК РФ – нанесение вреда здоровью разной степени тяжести;
  • ст. 117 УК РФ – истязание.

Подать заявление можно в полицию в случае, если ФИО и данные обидчика неизвестны. Сотрудники правоохранительных органов в течение 1 месяца проводят мероприятия, направленные на установление личности и розыск виновника, а также подготовку материалов дела в суд.

Если все сведения об агрессоре известны, то можно передать иск сразу в мировой суд. Заявление должно включать следующие пункты:

  • наименование, адрес суда по месту жительства пострадавшей стороны;
  • данные потерпевшего и виновника;
  • место, время и обстоятельства случившегося с подробным изложением ситуации;
  • просьба принять материалы к производству;
  • список и данные свидетелей;
  • список документов (копии прилагаются);
  • дата, подпись заявителя.

Дело по факту истязания может быть возбуждено не только на основании заявления от родителей ребенка или самого пострадавшего, но также при выявлении признаков преступления полицией (рапорт).

Перед подачей иска в суд или полицию, лучше зафиксировать побои в медучреждении, а также проконсультироваться у опытного юриста.

Резюме

Что делать, если ребенка избивают в школе его одноклассники? Юристы советуют внимательно относиться к своим детям, контролировать их круг общения, досуг и учебный процесс. Знакомство с педагогами и доверительные беседы с ребенком помогут не допустить конфликтов среди сверстников и возможных избиений.

Читайте также:  Как понимать подростка - роль родителя в подростковом возрасте детей

Если ситуация вышла из-под контроля, сын/дочь попал в плохую компанию, нет взаимопонимания с одноклассниками и учителями, то следует защитить своего ребенка всеми возможными правомерными способами. Это может быть мирная беседа с виновниками и их родителями, обращение к руководящему составу школы или судебное разбирательство.

Главное – не вступать в конфликт с агрессорами и не нарушать закон, пытаясь обезопасить своего малыша. Помощь компетентных адвокатов позволит выбрать правильную линию защиты и правовую поддержку на всех стадиях разбирательства.

Порядок действий родителей, если ребенка избили в школе

Сегодня участились случаи агрессии среди школьников. Дети в школьных дворах устраивают массовые поединки, нередко возникают и стычки на переменах. Если ребенка избили в школе, родители должны быть осведомлены о безотлагательных действиях, которые поспособствуют привлечению к ответственности виновника.

Первые действия родителей, когда ребенка избили в школе

Узнать о факте избиения можно от самого потерпевшего, от одноклассника или просто заметить следы побоев на теле ребенка .

Случаются, что дети звонят из школы и со слезами рассказывают, что с ними произошло. В таком случае маме с папой надлежит поспешить в учебное заведение. Поскольку педагоги несут ответственность за здоровье детей, пока те пребывают на уроках. Сведения о произошедшем быстро становятся известными директору заведения, особенно если травмы серьезные .

Прибывшие родители должны немедленно пройти в кабинет руководителя и потребовать составить акт о несчастном случае.

Важно! Директор будет всячески препятствовать составлению подобных документов, так как общественная огласка происшествия может привлечь проверку сотрудников Департамента или Управления образования.

Однако если дети повздорили, порвали одежду или причинили иной имущественный (не телесный) вред, следует остановиться на беседе с родителями, не афишируя особо нприязненные отношения между подростками. Такое может произойти в младших классах, когда дети еще не могут нанести друг другу серьезных травм, если не используют подручные тяжелые предметы.

Систематические избиения должны послужить основой для обращения в районную администрацию в отдел по делам несовершеннолетних. Виноватого в таком случае поставят на учет и будут периодически вызывать на комиссию по делам несовершеннолетних.

Возвращаясь к серьезной драке, следует отметить, что справку от школьного медика не стоит принимать за основу. Не всегда внешний осмотр может свидетельствовать о степени травмы. Более того, отсутствие квалификации для определения вреда здоровья послужат невозможным квалифицировать деяние в соответствии с последствиями драки.

Конечно, родителям надлежит обратиться в полицию и травмпункт. Если ребенок не может самостоятельно передвигаться, то лучше позвонить по экстренному номеру и вызвать бригаду медиков на место. Это сократит время оформления пострадавшего в медицинском учреждении (больных со скорой принимают вне очереди).

Обращение в медицинские учреждения и органы полиции

Родителям следует обратиться в полицию и скорую, если ребенка ударили в школе.

В медицинском учреждении смогут не только снять болевой синдром, но и установить в соответствии с нормативным классификатором тяжесть последствий. Медицинское освидетельствование позволить отгородить травмы, полученные не в драке (например, ранее ребенок упал с дерева, в связи с чем у него образовалась гематома).

По завершении осмотра медик выдаст заключение, в котором будут отражены травмы и характер их нанесения. Если ребенок жалуется на какие-либо боли, а доктор не обращает на это внимание, то необходимо потребовать проведения дополнительного исследования и забора анализов (например, ребенок жалуется на боли внизу живота, врач внес об этом сведения в заключение, как поражение мягких тканей, а при заборе мочи визуально определяется кровь, то есть очевидны более тяжкие последствия на внутренних органах) .

В полицию следует написать заявление. Указать кем и при каких обстоятельствах избили жертву. Можно указать кого подозревает родитель, если жертва не признается в произошедшем.

Сотрудник полиции не только произведет опрос родителей, соседей, друзей обидчика, но и сделает запрос в участковый пункт полиции о характеристике подростка (может быть неоднократно ребенок избивал других детей во дворе жилого дома и об этом сообщали участковому).

На основании обстоятельств дела полицейский делает вывод о возможности возбуждения уголовного дела или достаточно составить постановление об административном правонарушении и привлечь к ответственности родителей драчуна.

Какая ответственность предусмотрена

Избиение в учебном заведении всегда носит состав либо административного правонарушения, либо уголовно наказуемого деяния.

Если в первом случае последуют штрафные санкции, которые должны покрыть расходы на лечение. То во втором случае может последовать реальная уголовная ответственность.

Есть 2 влияющих фактора:

  • достижения возраста привлечения к персональной ответственности;
  • степень тяжести и взаимосвязь телесных повреждений с избиением.

На этом этапе важно понимать, что ответственность может быть наложена не только и не столько на подростка, сколько на родителях.

Родители несут полную ответственность за действия детей до достижения ими возраста привлечения к одному из видов ответственности. И в некоторых случаях после наступления определенного возраста, когда наказание предусмотрено в виде штрафа, а ребенок не имеет заработка.

Важное правило о невозможности замены субъекта нарушения общественного спокойствия на другое лицо, не действует, когда речь идет о кровных узах с несовершеннолетними нарушителями.

В каких случаях может быть уголовное наказание

Если удалось зафиксировать легкие , средние или тяжкие телесные повреждения, то обидчику может грозить уголовная ответственность. Однако закон проводит градацию субъектов таких преступлений в зависимости от возраста.

Легкие увечья предусматривает ответственность с 14 лет, а средние и тяжкие телесные повреждения принесут наказание для 16-летнего нарушителя.

Кроме того, если преступник совершает противоправное деяние впервые и степень тяжести определена как легкая , то наказание не будет применяться. В таком случае несовершеннолетнему может применяться предупреждение, перевоспитание с участием психолога или будет применена мера по ограничению досуга.

В отличие от административного наказания, уголовное не может быть применено к родителям мальчика (хотя отец может выплачивать штраф за сына, но в приговоре будет указано, что именно подросток побил жертву ).

Если родня жертвы подала гражданский иск совместно с уголовным, то одно наказание будет назначено однозначно. Это наказание, скорее всего, будет выражено в компенсации затрат на лечение и возмещение морального ущерба.

Привлечение школьной администрации

Жаловаться на школу можно и нужно в такой ситуации, потому что школа принимает на себя обязательства в соответствии с законом «Об образовании». Помимо написания жалобы в контролирующие инстанции для поиска виновных в произошедшем, можно от школы требовать возмещения ущерба. Избить ребенка могли только в том случае, если дети были не под присмотром педагогов. То есть можно говорить о халатном отношении сотрудников (завуча, директора, классного руководителя), чья работа связана с недопущением подобных ситуаций.

Более того, ученику, скорее всего, придется перевестись в другую школу, где его не будут обижать сверстники, зная, что в предыдущем учебном заведении ребенка ударили другие дети.

В каждой стране свои нюансы привлечения несовершеннолетних за агрессию в школе. Похожая с российской, складывается ситуация в Украине .

Что делать родителям, если ребенка избивают в школе?

Не редко в нашей жизни встречаются неприятные конфликтные ситуации. На работе и учёбе многие из нас подвергаются стрессу, что способствует раздражительности и развитию синдрома хронической усталости. Взрослые люди порой не в силах справиться с негативом, который наваливается на них. Здесь и насмешки со стороны коллектива и всевозможные неприятные ситуации по пути на работу и с работы. Эти эпизоды становятся причиной депрессии и способствуют развитию целого ряда психических расстройств. Что говорить о детях.

Не редко случается так, что ребёнок не может найти общий язык со сверстниками и подвергается нападкам и унижениям со стороны других школьников. В некоторых случаях с возрастом это удаётся преодолеть, однако чаще всего из ребёнка, которого обижали в школе, вырастает психически не здоровый член общества, способный нанести вред себе и окружающим. Как вести себя в этой ситуации родителям, что делать, если ребёнка избили в школе. Мы постараемся дать наиболее дельные рекомендации, как в правовой сфере разрешения таких конфликтов, так и в сфере психологической поддержки детей, которые попали в такую трудную ситуацию.

Причины посягательств

Говоря о причинах того, что ребёнок притесняется со стороны других учеников, стоит заметить, что однозначной причины здесь не существует. Дети руководствуются инстинктивным и эмоциональным восприятием, которое в их возрасте контролировать довольно сложно. Конечно такое отношение со стороны окружающих на постоянной основе, не редко обусловлено поведенческими особенностями самого ребёнка или его не стандартным внешним видом. Здесь может быть как зажатость ребёнка, так и чрезмерная эмоциональная реакция на внешние раздражители, дело может заключаться в том, что ребёнок не реагирует на нападки, или наоборот крайне легко идёт на эскалацию конфликта.

Разобраться в причине подобного отношения со стороны сверстников сможет только внимательный родитель, а проявить интерес к делам ребёнка никогда не поздно. Стоит поговорить с преподавателями и завучами школы, а так же со школьным психологом. Не обязательно ставить в известность ребёнка, ведь дети не редко отрицательно относятся к вмешательству в эти вопросы со стороны родителей. Важно проявить понимание к проблеме и попытаться узнать мнение ребёнка о сложившейся ситуации.

Обращение в медицинские учреждения и органы полиции

Дети есть дети, что с них взять, говорят многие. Однако проявление жестокости по отношению к сверстникам и младшим ребятам это очень дурной знак. Если не обратить внимание родителей обидчика на дурное поведение ребёнка, то он может вырасти социопатом. В том случае, когда у ребёнка нет серьёзных травм, нужно связаться с родителями школьника, обидевшего вашего ребёнка и объяснить серьёзность ситуации.

Если вы заметили серьёзные повреждения, которые сказываются на самочувствии вашего ребёнка и его поведении, нужно незамедлительно обратиться к врачу, для осмотра повреждений и выявления внутренних травм. Для этого можно обратиться в травмпункт, или вызвать скорую помощь.

После осмотра врач выдаст вам заключение с указаниями по оказанию помощи. С результатами осмотра стоит посетить школьную администрацию, для разъяснения обстоятельств случившегося. Для того что бы привлечь к ответственности обидчика необходимо будет составить акт о происшествии. Он будет необходим для дальнейшего разбирательства. В акте указать:

  • Дату и время происшествия;
  • Данные участников, как можно подробнее;
  • Обстоятельства происшествия;
  • Последствия конфликта.

Данный документ необходимо будет заверить подписями работников школы. Боясь нанести вред репутации учреждения, учителя не редко отказываются подписывать подобные бумаги. Стоит поговорить с администрацией школы, с директором и завучами. Если вам и после этого отказывают в содействии, то разбираться придётся по средствам обращения в полицию.

Как наказать задиру?

Конечно же, после случая насильственных действий, родителей обидчика и пострадавшего вызовут в школу, для проведения беседы с представителем отдела ПДН. Задиру ждёт постановка на учёт и дальнейшее разбирательство по факту вашего обращения. Вам будет предложено составить заявление на обидчика вашего ребёнка.

Принимая решение, стоит руководствоваться не эмоциями и переживаниями, а здравым смыслом. Конечно же, стоит принять во внимание реакцию родителей обидчика. Стоит объяснить им, что подобное поведение не приемлемо в рамках школьного обучения и намекнуть на всю серьёзность возможного развития событий.

Если родители ребёнка окажутся адекватными к проблеме, то возможно потребовать финансовой компенсации морального и физического вреда в досудебном порядке. В противном случае, вам придётся подать заявление в полицию и обратиться в суд с иском о причинении физического и морального вреда вашему ребёнку.

Как вести себя с ребёнком?

О том, как обойтись с обидчиком, вам может рассказать любой юрист, а вот о том, как вести себя со своим ребёнком после таких ситуаций вам мало кто сможет посоветовать. Однако есть ряд действий, которые можно применить не только к детям, страдающим от насмешек, они также будут полезны и обычному ребёнку, для приобретения навыков общения и взаимодействия с окружающими. Давайте рассмотрим их подробно:

  • Занятия в секции, игровой спорт. Отдавая ребёнка на занятия в спортивную секцию, вы сможете помочь ребёнку завести новых друзей и овладеть навыками, которые необходимы в современном мире. Игровые виды спорта научат его общению и покажут, что значит работа в команде. Если у ребёнка нет предрасположенности к физическому спорту, то определите его в шахматную секцию или школу робототехники, это научит его стратегическому и логическому мышлению;
  • Общение с друзьями. Если у ребёнка есть друзья вне школы, то не стоит препятствовать его общению с ними. Лучше поспособствовать тому, что бы дети проводили время вместе весело и с интересом. Позитивный опыт общения помогает детишкам справляться с неприятностями в школе и учится воспринимать жизненные трудности с юмором, не важно, контактирует он с реальными собеседниками или с друзьями в соцсетях;
  • Подбор литературы и кинолент, соответствующих случаю. Если показать ребёнку, как герои фильмов и книг справляются с насмешками, в нём поселиться не только надежда на лучшее, но и родятся идеи по решению конфликтов;
  • Обращение к психологу. Занятия со специалистом по детской психологии поможет ребёнку приобрести навыки общения необходимые во взрослой жизни и избавиться от комплексов ещё в зачатке. Решение по посещению психолога вы должны принимать вместе с ребёнком и если тот наотрез не хочет этого, то не заставлять его;
  • Переход в другую школу. Это крайняя мера и к ней не рекомендуется прибегать. Дело в том, что адаптироваться в новом коллективе ребёнку будет ещё сложнее, чем наладить отношения в старой школе. Посоветуйтесь со своим чадом и если другого выхода вы не видите, то прибегнуть к такому варианту.
Читайте также:  Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ - правила подачи апелляции

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Ребенка бьют в школе: как избежать травли одноклассников

Первым бессознательным порывом было посадить в тюрьму этих малолетних ублюдков. Поостыв, я сообразила, что все-таки эти мальчики и девочки – тоже чьи-то сыновья и дочки. Видимо, надо звонить их родителям, или все-таки решать вопрос через учителя и директора школы? Куда жаловаться, куда обращаться и что делать, когда твоего ребенка избивают?

Осознание того, что мой ребенок – изгой среди одноклассников, обрушилось мне на голову бетонной плитой. Сын всегда избегал разговоров на тему отношений в классе, объясняя ссадины и синяки обычными среди мальчиков драками. Но однажды, узрев свежий кровоподтек на голове, я пригрозила рассказать об этих драках учителю или директору. Ведь такие действия могут привести к непредсказуемым последствиям!

Ответ ребенка просто сразил наповал: «Мама, каждый день меня бьют в школе, не хочу жить. Я даже самоубийство продумывал… Не говори никому ничего, мама, пожалуйста, иначе меня просто убьют». Оказалось, моего ребенка бьют в школе систематически, и не просто бьют – избивают.

Первым бессознательным порывом было посадить в тюрьму этих малолетних ублюдков. Поостыв, я сообразила, что все-таки эти мальчики и девочки – тоже чьи-то сыновья и дочки. Видимо, надо звонить их родителям, или все-таки решать вопрос через учителя и директора школы? Куда жаловаться, куда обращаться и что делать, когда твоего ребенка избивают?

Между Сциллой и Харибдой

Вопрос был отнюдь не прост. Обращаться и жаловаться по поводу травли сына или дочки родители, конечно, могут в разные инстанции. Когда твоего ребенка избивают, дойдешь не только до руководства школы, но и до министерства образования. Но я понимала, что такие действия могут спровоцировать одноклассников на удвоенное насилие, а моего ребенка это действительно подтолкнет к суициду. Что делать?

Конечно, избитый ребенок предпочитает молчать. Но где были мои глаза? Ведь не каждое дитя становится объектом травли. Наверное, это я как мама виновата в случившемся? У сына впереди целая жизнь, а он не способен адаптироваться в коллективе. Может, еще не поздно что-то изменить?

Ликбез для отсталых родителей

После отчаянного метания по родительским форумам счастливый случай привел меня на сайт по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Статьи и рекомендации системных психологов раскрыли мне глаза на собственную чудовищную безграмотность. Оказалось, наши дети наследуют от нас только внешние признаки. А психика ребенка может быть абсолютно не похожа на родительскую.

Чтобы не совершить воспитательных ошибок, надо точно знать, какими свойствами природа наделила именно вашего ребенка. Потенциальной жертвой одноклассников действительно может стать не каждый, а только обладатель определенных свойств психики. Но этот сценарий вовсе не является обязательным: все зависит от того, насколько психологически грамотно мы растим своих детей.

Природные «жертвы»: как выжить в современном мире?

Чаще всего избитый одноклассниками ребенок – это носитель кожно-зрительной связки векторов. От природы ему задана особая эмоциональность, в детстве он жалеет жучков, сострадает бездомному котенку. В первобытные времена мальчики с такими свойствами не выживали, а становились жертвами каннибализма. От природы неспособный убивать, он не мог охотиться, как остальная стая, а значит был лишним ртом и обузой.

Сегодня мы имеем многовековой культурный слой, ограничивающий нашу неприязнь. Поэтому кожно-зрительные мальчики выживают наряду с остальными. Однако в массе своей, родители неверно их воспитывают. Как результат, такого ребенка постоянно избивают и унижают ровесники. Что делать, чтобы ребенок не стал жертвой?

  1. Главная ошибка родителей – попытка вырастить из нежного и хрупкого мальчика «брутального мужика». Чтобы он умел постоять за себя, его отправляют на разного рода единоборства и т. д. Однако, он никогда не будет равным тем, кто от природы способен «убить добычу». Именно в такой среде он еще больше чувствует себя «не мужчиной», на отличиях от более агрессивных мальчиков. Но это вовсе не значит, что он «девочка».
  2. Чувственность такого мальчика – это и причина его проблем, и главный «козырь». Все зависит от воспитания. В древнем корне его психики лежит страх смерти (быть съеденным). Оставаясь в состоянии страха, он становится жертвой. Но если родители в детстве читают такому ребенку сказки на сопереживание, а позже учат помогать больным и слабым, его страх трансформируется в свою противоположность – любовь к людям.
  3. От природы кожно-зрительные дети обладают талантом к пению, они артистичны. Прекрасным вариантом реализации будет отдать такого мальчика в музыкальную школу. Играющий и поющий кожно-зрительный мальчик с гитарой становится уже не изгоем, но наоборот, душой компании. Вокруг него ребята объединяются уже не на базе неприязни и агрессии, а на базе чувственного единства.
  4. Хорошим вариантом также будет театральный кружок или школа танцев. Обычно в таких кружках девочек намного больше. Именно в такой среде кожно-зрительный мальчик скорее научится чувствовать себя мужчиной, на отличиях от девочек. Нужно только обязательно учить его: подать руку девочке, помочь надеть пальто и т. д.

Если в вашей семье не сын, а дочь с такими свойствами – ситуация в школьные годы может складываться иначе. Такая девочка от природы наиболее привлекательна для мальчишек, предпочитает их общество вместо того, чтобы дружить с представительницами своего пола.

Однако это возбуждает зависть и агрессию к ней от других девочек, которые в современном мире тоже нередко постоянно бьют друг друга. Кроме того, вступая в подростковый период, кожно-зрительная девочка рискует быть изнасилованной, если бессознательно несет в себе страх.

Воспитательные меры по предотвращению подобных ситуаций те же, что описаны выше. Это развитие чувственности, умения сопереживать и сострадать, помогать больному и слабому. Эти меры гарантируют вашему ребенку способность выносить свой эмоциональный диапазон наружу, навсегда избавляясь от страха, а значит и от риска стать жертвой.

Избитый ребенок «не от мира сего»

Кожно-зрительные мальчики становятся жертвами ровесников именно потому, что они не такие как все, как бы «не мужчины». И другие мальчишки воспринимают их чужими среди своих. По такому же принципу девочки бессознательно могут третировать свою кожно-зрительную одноклассницу, потому что она «не такая как они», «своя» в обществе мальчишек.

Но не в каждом классе встречается ребенок с кожно-зрительной связкой векторов. Тогда одноклассники бессознательно могут выбрать себе другую жертву. Как всегда ею становится тот, кто отличается от остальных. Нередко это обладатель звукового вектора, не важно, мальчик это или девочка.

Такие дети сосредоточены на своих мыслях, мало говорят. Их особо чувствительная зона – ухо, им бывает тяжело воспринимать шум и гам остальной детворы, они могут замыкаться в себе и предпочитать уединение. Почему такого ребенка бьют в школе, как у него формируется сценарий жертвы?

  1. Когда в семье растет сын или дочь со звуковым вектором, родители часто сами совершают большую ошибку. Видя, что ребенку очень трудно в детском саду или школе, они стремятся перевести его на домашнее обучение, тем самым еще больше закрепляя неспособность звуковика к социальной адаптации.
  2. Такие дети обладают незаурядным абстрактным интеллектом и часто именно в интеллектуальном развитии могут опережать ровесников. С ранних лет они вместо сказок читают энциклопедии, интересуются тем «откуда все взялось». Это укрепляет родителей в их представлении о том, что у них ребенок особый и ему нечего делать среди оголтелой толпы.

Ошибочное решение отгородить своего маленького гения от остальных обходится родителям очень дорого. Например, не получив хотя бы минимальной социальной адаптации в детском саду, в школьные годы именно такой ребенок рискует быть избитым или просто стать объектом насмешек и издевательств.

Индивидуальное обучение приводит к тому, что имея даже самый высокий интеллект, звуковик не способен донести до других людей свои незаурядные идеи. Не способен реализовать их, поскольку в этом вопросе без контакта с другими просто не обойтись. Отсутствие реализации своих свойств толкает именно звуковика к суициду, у него могут возникать глубокие депрессии. И самоубийство такой человек действительно способен довести до трагического конца.

Что делать, чтобы избежать травли такого ребенка со стороны ровесников?

  1. В детский сад звуковика необходимо отдавать одновременно с остальными детьми – в возрасте около трех лет. Рано освоив навык чтения, такой ребенок может объединить вокруг себя всю группу во время совместного прочтения сказок. Тогда вместо изгоя он будет центром внимания. Главное – заручиться поддержкой воспитателя.
  2. Вместо того чтобы пытаться втягивать такого ребенка в активные и шумные игры, предоставьте ему возможность подготовить для всего класса какой-то интересный доклад или научный опыт. Помощь взрослых позволит привлечь к реализации такого проекта других детей. Это поможет звуковику научиться взаимодействовать с другими в процессе реализации своих идей.

Травля на основе других отличий

Иногда почву для того, что нашего ребенка избивают или обсмеивают, закладываем мы сами. Например, системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что имя ребенку следует выбирать из тех, которые часто встречаются среди его ровесников, чтобы оно не было излишне вычурным.

Не стоит задаваться вопросом, что делать, если бьют в школе среди русскоязычных детей вашу милую дочь по имени Клеопатра, и почему над ней постоянно издеваются. Дети всегда находят того, кто отличается от них по тому или иному принципу, и подвергают его остракизму.

И все же, какими бы векторами и отличиями от других детей ни обладал ваш ребенок, если он социализован, развит по своим врожденным свойствам и умеет создавать контакт с окружающими, то ситуации, когда ребенка избивают и подвергают травле, не возникнет.

Сегодня крайне мало педагогов и родителей имеют достаточную психологическую грамотность, чтобы помочь детям выстроить продуктивные отношения в коллективе. А без грамотной помощи взрослых дети способны построить только архетипичную стаю, где «око за око» и «выживает сильнейший».

Избитый ребенок – убитое общество

Получая психотравмы в результате избиения и унижения в детстве, наши дети не способны строить нормальное общество, создавать счастливые семьи. Начинать нам, взрослым, следует с самих себя. Как перестать нервничать, как перестать раздражаться и злиться на мир, который так жесток к вашему любимому чаду?

Если избили именно вашего ребенка, считайте, что вы уже получили «билет в один конец». В конце этого путешествия будет либо ваша психологическая грамотность, либо разрушенная судьба вашего собственного ребенка. Выбор за вами.

Наша с сыном история завершилась счастливо, благодаря тренингу по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вместо дзюдо он, наконец, пошел учиться пению и сейчас просто душа компании на первом курсе своего института. Результат наш далеко не уникален, множество слушателей тренинга оставили свои отзывы о том, как тренинг помог им подобрать ключ к воспитанию своего ребенка:

В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети – это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только ни делала (посещения психолога, книги, и т. д. и т. п.), но дочь всё с меня «снимала»…

И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало.

Хотите, чтобы в вашем случае «билет» оказался счастливым? Обеспечьте нормальное будущее своему ребенку, начав с бесплатных онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Ссылка на основную публикацию