Безопасность ребенка в интернете: виды угроз в сети, советы родителям, программы для обеспечения контроля.

Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»
методическая разработка на тему

Отличительной чертой нашего времени является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы общественной жизни. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Виртуальный мир является одним из важнейших источников информации. Интернет стал незаменимым орудием самообразования детей. Но врачи и психологи все чаще говорят о новой болезни современных школьников – интернетзависимости. Сеть таит в себе много опасностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie_moy_doklad.doc194.5 КБ
prezentatsiya.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:

«Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»

Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

  • Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.
  • Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.
  • Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.

Ход родительского собрания:

Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Безопасность детей в Сети Интернет и Интернет – угрозы для ребенка» .

Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Глухой телефон» и т.д., чтение интересных книг о великих открытиях, исторических романов также позволяло с пользой провести свободное время.

Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости.

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, Сеть таит в себе много опасностей.

Глава правительства Д.А.Медведев еще в 2012 год объявил годом безопасного интернета. Уже тогда возникла проблема бесконтрольного пользования детьми непроверенными сайтами. Думаю, что ни один родитель не останется равнодушным к проблемам собственного ребенка.

Интернет общение в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношению к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня дать ответы.

Итак, какие опасности подстерегают ваших детей при бесконтрольном выходе во всемирную сеть Интернет?

Опасности, с которыми дети могут столкнуться в Сети

Доступ к неподходящей информации:

сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности,

сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ,

сайты с рекламой табака и алкоголя;

сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;

сайты, пропагандирующие наркотики;

сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;

сайты, публикующие дезинформацию;

сайты, где продают оружие, наркотики, отравляющие вещества, алкоголь;

сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;

сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о Ваших детях и Вашей семье.

Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:

-около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.

– 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.

– 38% детей, просматривают страницы о насилии

– 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым

– 25% пятилетних детей активно используют Интернет.

-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет – зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни, наравне с алкогольной и наркотической зависимостью.

Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь? Конечно, можно.

Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

В Интернете также есть игры, приложения, которые получили широкое распространение. Например, компьютерная игра «Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного: ни мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает! Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Такие игры привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Кроме того, играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и всемысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь – восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти – шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра – это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.

Одна из новейших Интернет – угроз – так называемы «киберсуицид» или согласованные самоубийства. По Интернету подростки и молодые люди договариваются о совместном самоубийстве. В Сети довольно много сайтов, где подробно описаны и проиллюстрированы способы свести счеты с жизнью. Подростки, которых интересует подобный опыт, говорят о том, что вместе уйти из жизни проще, чем поодиночке, в сети находят поддержку своим суицидальным наклонностям, вступая в контакт с единомышленниками, которые как и они сами, думают о самоубийстве.

В социальных сетях через программы мгновенного обмена сообщений ребенок может стать жертвой педофилов. Преступники представляются сверстниками и выманивают у детей адрес или маршрут следования из школы. Пострадать ребенок может и от поведения других детей. В России набирает обороты киберхулиганство: подростки снимают на видео сцены унижения или избиения сверстника и выкладывают этот ролик в Интернет. Так об этом факте узнают десятки, а то и сотни ровесников жертвы, и начинается его настоящая травля.

Еще одной из проблем, подстерегающих в сети Интернет, является пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости. Когда информация экстремистского содержания попадает в руки взрослого, знающего разницу между добром и злом, в руки полностью сформировавшейся личности это, в большинстве случаев, не принесет серьезного вреда, и совершенно другое дело, когда сайты экстремистского, националистического содержания попадают на глаза детей, личность которых еще только проходит этап становления. Что произойдет с психикой ребенка, например, после просмотра ролика казни людей боевиками ИГИЛ, которые были доступны в сети в течение 2-х дней?

Ни для кого не секрет, что широкие возможности Интернета уже давно и активно используют экстремистские и террористические организации по всему миру. Существенную проблему сетевая деятельность террористов представляет и для России. Так, за последнее время МВД России выявило в Сети 148 сайтов террористической и экстремисткой направленности: в российском сегменте Всемирной паутины – более 70 сайтов, в США – 49, в Нидерландах – 6, Германии – 5, в Великобритании – 4, в Канаде – 3 и в Турции -2. Очень известны случаи, когда школьницы, девочки – подростки общаются с боевиками, представителями ИГИЛ через социальные сети. Так, 16-летняя жительница Москвы 2 года общалась по сети с возлюбленным из Дагестана. При этом девушка не вела себя замкнуто в школе, училась на 4 и 5. Когда молодой человек приехал к ней в Москву, она за сутки успела принять ислам и совершить бракосочетание по мусульманскому обряду. В тот же день девушка вместе с молодым человеком уехала в Дагестан. Когда их задержали, было выяснено, что пара собиралась уехать в Сирию и вступить в ряды Исламского государства.

В ноябре 2015 года правоохранительные органы Краснодарского края нашли школьниц, которые пропагандировали радикальные идеи ислама и общались через Интернет с членами ИГИЛ (деятельность организации запрещена в РФ). Эти ученицы 7-8 классов распространяли и популяризировали среди одноклассников идеи создания исламского халифата – это мусульманское государство в Сирии, Ливане, Израиле, Палестине, Турции, на Кипре и в Иордании.

Вывод: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической, нравственной и антитеррористической безопасности важны сегодня, как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети – дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир. Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность – защитить их от негативного контента.

Как защитить ребенка от интернет – зависимости

  1. Как можно больше общаться с ребенком
  2. Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
  3. Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
  4. Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
  5. Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
  6. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  7. Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
  8. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
  9. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
    Посещайте Сеть вместе с детьми
  10. Научите детей доверять интуиции.
  11. Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
  12. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире
  13. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации
  14. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
  15. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  16. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.
  17. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  18. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Способы защиты детей от вредной информации в Интернете:

  1. Использование лицензионного программного обеспечения (оперативная система, антивирусная программа)
  2. Использование специальных интернет-фильтров (интернет – цензор – http://icensor.ru/soft/ – бесплатная программа). В основе программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.
  3. Использование детских интернет-браузеров (например, детский интернет-браузер Гуголь –
  4. Использование детских поисковиков
  5. Входите в Интернет совместно с детьми. По возможности находите совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.

Итак, уважаемые родители, давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Главное помнить: Ваша задача распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и установить пределы на пользование Интернетом. А также определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут вашего сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.

Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.

Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка, не ждите чуда, начинайте действовать сегодня!

Дети в Интернете: угрозы и способы защиты

Моя трехлетняя племяшка смело берет со стола телефон, проводит по нему пальчиком и изумленно застывает: у ее мамы iPhone, а тут – Samsung на Android. Она хитро улыбается и через пять минут уже рассматривает фотографии, а через десять – добирается до игр. Подходя к телевизору, тем же движением проводит по экрану пальчиком и озадаченно вздыхает: тут техника еще не дошла до маминого смартфона.

Иногда мне кажется, что эти дети скоро будут проводить пальцами по лицам друг друга – чтобы понять, в какую сторону смайлик, разговаривать смс-ками, стоя рядом друг с другом, и продолжать потомство на facebook.

Домашнее задание – на компьютере: найти в Википедии, вставить в Word и распечатать. Любой пятиклассник знает как, в отличие от его бабушки. А откуда знаем мы, куда этот пятиклассник «ходит», кроме Википедии? Почему мы так уверены, что на «Одноклассниках» сидят только «одноклассники»? И если не уверены, то как уберечь, как научить «не брать конфетку у чужого дяди» – не отвечать на сообщения от неизвестного пользователя, будь там хоть десять радостных смайлов и хоть сто общих «друзей»?

Статистика посещений Интернета детьми

Согласно исследованию McAfee, в 2011-ом году 70% подростков находили способы обходить «родительский контроль», так что их родители были не в курсе, чем именно занимались дети. Для сравнения, по данным исследования той же компании, в 2010 году своих родителей обманывали лишь 45% подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Чем же занимаются эти милые дети в Интернете?

По данным исследований «Лаборатории Касперского» в 2013 году дети из России посещали следующие сайты:

Социальные сети (59,6%)

Интернет – магазины (9,1%)

Порнография, эротика (8,8%)

Нелегальное ПО (3,4%)

Остальное: игры, чаты и форумы, оружие, жестокость и насилие, нецензурная лексика, азартные игры, платежные системы, анонимные прокси-сервера, наркотики.

Эксперты «Лаборатории» отметили, что среди остальных стран Россия лидирует по количеству детей, посещающих социальные сети. Исследователи так же отмечают, что по сравнению с предыдущими годами сильно возросла популярность Интернет-магазинов, а такая категория как «Наркотики» успешно реализуется в «Соцсетях», которые являются универсальной платформой для общения на эту тему.

По данным той же компании, каждый третий родитель РФ интересуется тем, как именно дети проводят время в Сети, какие посещает сайты и с кем общается, и это при том, что на одну семью приходится в среднем 3,6 различных электронных устройств с доступом в сеть и возможностью хранения больших объемов информации.

Что же касается Европы, то по данным исследования, проведенного EU Kids Online II совместно с Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, большая половина детей выходит в Интернет под контролем взрослых: 60% европейских школьников пользуются интернетом в школе и столько же детей выходит в Интернет из дома, из общей комнаты, то есть под присмотром родителей.

В России по данным того же исследования 70% детей 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются Интернетом без надзора старших. По данным «Лаборатории Касперского», дети изучают «запрещенные ресурсы» в часы, когда уроки уже закончились, а родители еще не пришли с работы, то есть с 15 до 17 часов.

Помимо всем известных положительных моментов, Интернет несет в себе опасность, которая может затронуть даже пользователей младшего дошкольного возраста. Неосторожный клик по яркой картинке на открытом родителем Youtube приводит к появлению на экране перед малышом клипа с сомнительным содержанием. Реклама на смартфоне или вдруг появившийся значок приложения с картинкой раздетой девушки – и ребенок уже задается вопросом, как это у него получилось.

Поиск игр в сети, желание посмотреть научный фильм или мультик (в котором вдруг звучат бранные слова вместо привычных диалогов) могут привести к попаданию младших детей на сайты с нелицеприятным контентом «18+», а то и откровенной порнографией. Для родителей детей младшего возраста проблема стоит не «как ограничить», а «как оградить», потому что в том нежном возрасте еще нет мыслей о чём-то скверном, и ребенок по незнанию, а то и благодаря навязчивой рекламе становится свидетелем нежелательной информации.

Известный антивирусный вендор Kaspersky Lab приводит полный список опасностей для детей в Интернете, а также угроз, которым эти дети могут подвергать родительский компьютер (а так же смартфон, планшет и другие устройства, подключенные к сети):

• «Попутные» заражения (т.е. вредоносные программы, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов).
• Заражение при использовании файлообменных (P2P) сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру.
• Нежелательная реклама, в том числе всплывающие окна и рекламные программы, которые часто устанавливаются автоматически вместе с бесплатным ПО, загружаемым из интернета.
• Получение ребенком информации сексуального характера (или иной неприемлемой информации).
• Загрузка ребенком из интернета пиратских материалов (например, музыкальных или видеофайлов).
• Ребенка могут обманным путем убедить предоставить личные данные (его собственные или ваши).
• Ребенок может стать жертвой запугивания через интернет (кибербуллинг).
• Ребенок может стать жертвой домогательств педофила (например, в онлайн-чатах).

К этому списку можно добавить следующее:

Социальные сети, в которых может произойти практически всё вышеперечисленное.

«Встречи в реале». По результатам исследования Detionline.com, половина российских подростков встречаются с незнакомцами из интернета в «реале», в то время как европейские подростки более осторожны и лишь 10% идут на личную встречу после знакомства в интернете.

Если опасность, подстерегающая ребенка в интернете, носит всё-таки виртуальный характер (за исключением «недетского видео», которое может травмировать психику), то встречи с незнакомцами имеют непредсказуемые и сразу же очень «реальные» последствия: «подружка» из аськи в жизни оказывается 50-летним мужчиной со скверными намерениями, а онлайн приятель вдруг предлагает попробовать наркотики. И все, что родителям известно о «новом знакомом» – это его ник и ненастоящее имя в скайпе.

Получение ребенком вредоносной информации – специально или случайно (например, всплывающая строка в поиске) – о наркотиках, суициде, причинении себе вреда (сюда же входят рекомендации по похудению) и сексуальных извращениях. Часто подростки даже не задумываются о том, чтобы попробовать нечто подобное, но попадая в новую компанию, стесняются отказать.

И последняя «угроза», с которой сталкиваются дети в Интернете и которая не представляет опасности для вашего компьютера, но опасна для вашего ребенка – это Интернет-зависимость. К сожалению, она не лечится антивирусами и «Родительским контролем», и посоветовать можно только одно надежное и проверенное средство – родительскую любовь и заранее выстроенные, хорошие отношения в семье.

По данным исследования «Института семейной безопасности в Интернете»об осведомленности, отношении и использовании функции «Родительского контроля», проблема безопасности в Интернете не является предметом повышенного внимания родителей.

Подавляющее большинство (86%) сообщили, что считают нахождение ребенка в интернете абсолютно (42%) и достаточно (44%) безопасным. И только 13% родителей признались, что сетевая активность детей очень (3%) и несколько (10%) небезопасна. Из опрошенных родителей 53% сообщили, что они использовали настройки или программное обеспечение для контроля или ограничения деятельности детей в Интернете.

По результатам исследования “Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования” (2013 г.) родители положительно относятся к Интернету, как к источнику интересной, развивающей информации (70 % опрошенных), как к возможности получать быстрый доступ к нужной информации (34 %), как к возможности использовать образовательные ресурсы (34 %), к разнообразию выбора (15 %) и возможностям для общения с друзьями (14 %).

Негативную сторону интернета для своего ребенка родители видят в том, что он затягивает и отвлекает детей от учебы (55 %), переполнен ложной и психологически вредной информацией (43 %), мешает живому общению (8,5 %). Родители на данный момент испытывают некоторое замешательство в том, чтобы однозначно ответить на вопрос «полезен ли Интернет детям».

При, казалось бы, высоком показателе осведомленности родителей об опасностях в Интернете, а так же о технических способах защиты детей, тем не менее, использует эти способы лишь половина родителей.

Из технических средств защиты детей в Интернете можно назвать следующие:

1. «Родительский контроль» от антивирусных вендоров

У всех антивирусных вендоров – лидирующих производителей антивирусных программ – есть пакет услуг «Родительский контроль».

«Родительский контроль» включает в себя стандартный набор функций, а именно:

  • Ограничение времени нахождения ребенка в сети;
  • Ограничение времени пользования компьютером;
  • Возможность создания графики с допустимыми часами работы в течение дня;
  • Блокировка сайтов с запрещенным контентом – создание «чёрных» списков на основе баз данных антивирусного производителя по категориям (наркотики, социальные сети и т.д.) и создание «белых списков» родителем;
  • Ограничение на запуск приложений (например, игр) и установку новых программ; – возможность следить за перепиской ребенка в соцсетях и чатах (ICQ, Skype) и контролировать пересылку личной информации (в основном, это платные пакеты услуг).

В первую пятерку заслуживающих доверия антивирусных вендоров входят:

  • McAfee
  • TrendMicro
  • Kaspersky Lab
  • Eset (Nod 32)
  • Symantec (Norton)

Каждая компания по-своему заботится о безопасности детей. Kasperskiy Lab предлагает список советов по защите ребенка от угроз в сети. McAfee проводит регулярные исследования среди американских подростков. Компания Trend Micro разработала отдельную программу, уделив безопасности детей особое внимание. Ежегодно TrendMicro проводит конкурс для подростков «What’s your Story?», в рамках которого детям предлагается снять небольшой видеоролик, нарисовать рисунок, написать рассказ, песню или стихотворение на тему «Как сделать пребывание в интернете безопасным». В 2011 г. на конкурс попало более 100 работ, которые были просмотрены более 150 000 раз. Видеоролик победителей можно посмотреть по этой ссылке.

Некоторые антивирусные компании ведут свои блоги по безопасности детей – например, блог Trend Micro и не самый приятный блог, содержание которого стоило бы пометить как «18+», интересное скорее подросткам, чем сознательным родителям.

Отличные советы для родителей опубликовала компания Microsoft в разделе «Семейная безопасность». Многие статьи переводные из американских источников, тем не менее, несут в себе полезную информацию. В США родители активнее сталкиваются с последствиями преследований в Интернете, и нас, скорее всего, в будущем ожидает похожий сценарий развития отношений наших детей и Интернета.

2. Отдельные программы «Родительского контроля»

В пример можно привести разработку российской компании Etensys программу KinderGate. Некоторые ресурсы сравниваютфункциональность этой недорогой программы с «Родительским контролем» известных вендоров. KinderGate неоднократно занимала первые места в списках рейтингов, так что если вы пользуетесь антивирусом без встроенного «Родительского контроля», то эта программа может стать для вас хорошим решением.

3. Операционные системы

В операционных системах Microsoft Windows и Apple iOS автоматически встроены функции «Родительского контроля». Изучив настройки, можно назначить ребенка отдельным пользователем со своим паролем и задать ему ограничения – например, по времени использования компьютера, блокировку новых программ, а так же возможность отслеживать действия ребенка в Интернете после приобретения им дополнительных приложений. Дополнительные функции Windows7 позволяют родителю настроить «Безопасный поиск», который задействует механизмы фильтрации поисковых систем в Интернете, таких как google.ru и yandex.ru.

4. «Родительский контроль» в Интернете

Крупные сервисы не менее озабочены проблемой, как обезопасить пребывание детей в Интернете. После очередных судебных разбирательств и изменений в системе защиты персональных данных, компания Google запустила проект «Good to know», с разделом «Семейная безопасность» и рекомендациями по безопасности детей-онлайн.

На YouTube, одном из сервисов Google, можно найти видео о правилах поведения на видеосервисе. Родитель имеет возможность настроить YouTube таким образом, чтобы сервис показывал только видеоматериалы, разрешенные к просмотру детей (правда, тогда придется каждый раз менять настройки для себя при желании посмотреть «недетское» видео). То же касается и поисковой системы Google (и остальных крупных поисковых систем).

5. «Родительский контроль» от провайдера

Провайдеры со своей стороны предоставляю схожие услуги. Например, МГТС предлагает родителям вводить ограничения по времени пребывания в Интернете ребенка в их отсутствие, предоставляет отчеты о просмотренных сайтах. Из минусов этой системы – возможность ребенком при наличии данных, например, номера договора, получить пароль для изменения настроек в личном кабинете. При входе в личный кабинет интересующийся родитель сразу же увидит произошедшие изменения и сможет самостоятельно принять меры.

Это особо острый вопрос, так как с одной стороны, соцсетей не так много и в любом «Родительском контроле» их можно включить в «чёрные списки» или исключить из «белых». Но если десятилетний ребенок примет запрет спокойно, то подросток открыто воспротивится решению родителей. Да и не стоит забывать, что в окружении ребенка всегда есть друзья, родители которых могут не ограничивать чадо в пользовании компьютером.

Владельцы соцсетей пытаются контролировать контент и общение посетителей. В 2012 году «Одноклассники» ввели функцию запрета получения сообщений детьми младше 14 от неизвестных людей, не принадлежащих к группе друзей или друзей родителей. Тогда же соцсеть запустила «Тревожную кнопку», благодаря которой можно пожаловаться на недопустимую информацию или сообщений от незнакомцев.

Американская соцсеть Facebook постоянно усовершенствует систему родительского контроля на станицах Facebook (описание программы можно посмотреть здесь). У родителя есть возможность «прикрепить» ребенка к себе и разрешать «дружбу», видеть, что делает ребенок, с кем он общается и о чем думает.

Как уже говорилось ранее, некоторые «Родительские контроли» позволяют читать личную переписку ребенка в соцсетях (правда, возникает морально-нравственный вопрос – до какого возраста ребенка родитель имеет на это право и вопрос воспитательный – согласен ли с этим подросток, способный самостоятельно отключить ненужные ему компоненты в системе «Родительского контроля»).

Детские порталы

Многие родители разрешают детям (обычно речь идет о детях младшего школьного возраста) посещать только определенные сайты, действуя по принципу создания «белых списков». В интернете уже давно появились сайты для детей младшего возраста – с песенками, мультфильмами, развивающими играми и раскрасками, а так же образовательные порталы для детей постарше. В связи с воплощением в жизнь идеи домашнего образования, таких ресурсов становится всё больше и больше. Появляются ресурсы для самостоятельного обучения, сайты, посвященные играм и творчеству – то есть не затягивающие в «Инетрнет-паутину», а лишь обогащающие реальную жизнь ребенка.

Некоторые организации, как, например, «Центр анализа интернет-ресурсов», считают необходимым создание отдельной социальной сети для школьников. Идея неплоха, но есть свои «но»: подростки уже познали «взрослые» социальные сети и переход в соцсеть, которая будет ограничиваться школой, а то и классом, и контролироваться классным руководителем, может быть принят в штыки. Во-вторых, обязанность контролировать школьников ляжет на плечи классных руководителей, итак постоянно занятых заполнением бумажек для отчетности вместо более плотного общения с детьми.

Многие преподаватели высших учебных заведений отмечают, что с появлением соцсетей стало гораздо удобнее информировать студентов о домашнем задании, переносе занятий и информационных ресурсах перед сдачей экзаменов. Но применимо ли это к школьникам, или мы всё-таки хотим больше и более «реального» общения для наших детей, в настоящем, не виртуальном мире?

Детские браузеры

Детские браузеры, например Гогуль, работают по принципу «белых списков». Правда, создавать списки будет не родитель, а разработчик в лице психологов и педагогов. В браузере «Гогуль» «безопасность ребёнка в Интернете обеспечивается за счёт наличия собственного каталога детских сайтов, проверенных педагогами и психологами и рекомендованных к просмотру». Браузер так же предоставляет родителям статистику посещений и помогает ограничить время пребывания ребенка в сети.

Как мы видим, сейчас существует множество способов контролировать детей. Каждый родитель способен выбрать лучший способ для себя и своей семьи в зависимости от провайдера и антивирусного ПО, которыми родители уже пользуются, и конечно, в зависимости от возраста, характера и условий жизни ребенка. Любознательные родители без труда смогут найти подробные инструкции по использованию функций «Родительского контроля» или выбрать подходящее для себя средство и способ защиты, тем более, что при необходимости любое техническое средство защиты можно изменить или дополнить. Остается вопрос мотивации «защищать» ребенка в сети. Но это уже совсем другая история.

Безопасность детей в сети Интернет

Безопасность детей в сети Интернет

Методические рекомендации «Безопасность детей в Интернете» посвящены решению проблемы защиты юных пользователей от различных опасностей, подстерегающих их во всемирной паутине.

Данные методические рекомендации предназначены для школьных учителей, классных руководителей, родителей и учащихся.

В основу рекомендаций положен многолетний опыт работы учителей информатики и классных руководителей, учителей-предметников, использующих на уроках и во внеклассной работе информационно-коммуникационные и интернет-технологии.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при проведении родительских собраний, внеклассных мероприятий, классных часов.

Для гармоничного развития личности ребенку необходимо освоение новых технологий, а соответственно и знакомство с Интернетом, как с глобальным источником информации. Но реальность такова, что дети реже используют Интернет как библиотеку знаний, а делают упор на игры и общение в сети. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Но, как известно, в Интернете есть не только полезное. Интернет для детей таит в себе множество опасностей. Существует множество сайтов пропагандирующих порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя. Такого рода информация может травмировать психику ребенка, вызвать страх, панику и внушить им ужас. Большинство взрослых, которые знакомы с Интернетом, понимают и осознают эту проблему. Но лишь немногие из них знают, как правильно защитить детей от такого рода информации. Методические рекомендации «Безопасность детей в Интернете» помогут им в решении этой проблемы.

Цель разработки данных рекомендаций – показать актуальность данной проблемы. Помочь учителям, родителям и учащимся усвоить правила пользования Интернетом, знать источники опасности, которые таит в себе всемирная паутина, и первоочередные шаги для обеспечения безопасности. От наших детей зависит наше с вами будущее, и с этим трудно поспорить. Ведь чем лучше мы сможем воспитать новое поколение, тем лучше будет мир, в котором мы живем. Именно поэтому мы должны защищать детей, учить, воспитывать и самое главное любить. Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

Методические рекомендации содержат перечень угроз, которые подстерегают детей в Интернете; советы родителям, как сделать прогулки ребенка в Интернете более безопасными; пособие для детей и родителей о правилах работы в сети, которые можно разместить на сайте школы, класса, личном сайте педагога. А также описание типов и признаков компьютерной зависимости, статистику компьютерной зависимости среди школьников 8-16 лет, советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков, которые можно использовать на родительских собраниях по данной тематике. Приложения включают в себя тест на компьютерную зависимость, который могут провести педагоги, классные руководители и сами родители. Так же в приложениях есть две презентации «Этика сетевого общения» и «Как уберечь ребенка от опасностей, подстерегающих его в сети?». Первую можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, вторую – на родительском собрании.

Использование данных методических материалов должно заставить задуматься о безопасности детей в сети и выяснить, что можно и нужно делать, чтобы всемирная сеть не становилась врагом юных пользователей. Как, правило, не выросло еще то поколение родителей, которые достаточно хорошо осведомлены о рисках и опасностях, которые подстерегают детей при работе в Интернете. Методические рекомендации «Безопасность детей в Интернете» должны помочь им в решении этой проблемы.

Цели и задачи программы

Цель: обеспечение информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной и внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)

1. Организация технического контроля безопасности.

2. Формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков.

3. Создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании.

4. Изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

5. О рганизации просветительской работы с учащимися и их родителями.

Участники и исполнители: учащиеся начальной школы 1-4классы, средней школы 5-9 классы, старшей школы 10-11 классы, учителя – предметники, классные руководители, администрация, родители.

1. Закон «Об образовании» № 273 ФЗ от 29.12.2012.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

3. Постановление от 18 апреля 2012 г. N 343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»

4. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

1. Локальный акт «Правила использования сети Интернет»

2. Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет

3. Инструкция для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися общеобразовательного учреждения сети Интернет.

4. Журнал учета работы в Интернет.

5. Методические рекомендации «Безопасность детей в Интернете»

Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, установлена специальная система фильтрации, исключающая доступ к такой информации. Блокируется доступ к сайтам, содержащим материалы, которые определены как опасные. С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

Антивирусная программа установлена на все компьютеры, также позволяет ограничить доступ юных пользователей Интернета к нежелательному контенту и обеспечить безопасность школьной компьютерной сети.

Профилактическая работа с детьми

Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах, мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; листовки, буклеты, памятки для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

Профилактическая работа с родителями

Формы работы с родителями различны – родительские собрания («Безопасный Интернет – детям»), индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей.

Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи и школы. Именно преподаватели и родители смогут предостеречь детей от возможных опасностей и ошибок. Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru , www.detionline.org , www.interneshka.net , ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в классных уголках.

Таким образом, в школе необходимо регулярно вести работу по формированию безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечению информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании, и пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.

Сроки реализации программы

Данная программа по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет рассчитана на 5 лет, сроки реализации программы 2014-2019 учебные года.

Этапы реализации программы

1. Разработка нормативно-правовой базы.

2. Создание банка методических материалов.

3. Анализ реальной ситуации по данной проблеме.

4. Диагностика интересов и направлений занятости учащихся во внеурочное время.

5. Составление плана реализации программы.

2 этап – практический

1. Организация и проведение воспитательных мероприятий (информационно-профилактических, творческих, исследовательских).

2. Разработка рекомендаций педагогам, родителям и ученикам по профилактике компьютерной зависимости.

3. Разработка памятки для учеников по использованию ресурсов сети Интернет.

4. Текущий контроль за реализацией программы.

3-й этап – обобщающий

1. обработка результатов мониторинга;

2. анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами;

3. определение перспектив и путей дальнейшего развития.

Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:

1. Обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу.

2. Поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.

3. Совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

Перспективы дальнейшей работы

Необходимо повышать квалификацию педагогов по вопросам информационной безопасности, чтобы уметь оперативно ориентироваться и ориентировать детей по безопасному поведению в Интернете. Регулярно проводить родительский всеобуч по вопросам кибербезопасности и работать не вдогонку, а на опережение. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Безопасность детей в интернете. 10 советов родителям

Ко Дню защиты детей, который отмечается 1 июня, КВ подготовили 10 советов родителям, которые хотят обезопасить своих детей в интернете.

Что же делают дети в интернете? Давайте обратимся к результатам исследования Лаборатории Касперского, проведенного в 2016 году. Дети сегодня гораздо более зависимы от своих гаджетов. По результатам опроса, 44% детей в возрасте от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно. Что же касается США, то там эта цифра составляет 83%, в России еще больше – 88%.

Какие данные разглашают наши дети:

  • 40% детей разглашают конфиденциальные данные о себе или своей семье.
  • 57% из них используют в Сети свое настоящее имя
  • 47% вводят настоящий возраст
  • 40% указывают школу, в которой учатся
  • 14% детей приводят свой точный адрес проживания
  • 11% не скрывают, сколько зарабатывают их родители.
  • 31% детей использовали телефон для совершения финансовых операций онлайн (в том числе и для оплаты встроенных покупок в приложениях) и хотели бы сделать это снова.

Безопасность в интернете безусловно важна, поэтому КВ подготовили для родителей 10 советов.

Совет 1. Доверяйте своему ребенку, иначе технические средства будут бессильны!

Если по какой-то причине вы не можете доверять вашему ребенку или он не доверяет вам, все остальные советы можно уже не читать. Вы упустили воспитание. Ребенка нельзя держать в клетке. У вас это просто не получится. Все средства родительского контроля вспомогательные. Они просто помогают вам узнать, чем занят ваш ребенок.

Безусловно, вы сможете оградить его от тех или иных опасностей при использовании ПК или гаджетов. Но кто и что убережет его от похода к другу (подружке), в интернет-кафе? Там нет мамы и папы. И если он (она) не имеет собственных воспитательных тормозов, то ваш контроль будет бессилен.

Совет 2. Заведите отдельную учетную запись на ПК для вашего ребенка

Прежде чем говорить о родительском контроле, заведите ребенку отдельную учетную запись с правами обычного пользователя на вашем ПК.

Убедитесь, что ваша учетная запись (то ли общая для родителей, то ли отдельная для каждого из них защищена устойчивым паролем). Под устойчивым имеется ввиду пароль длиной не менее 8 символов, содержащий большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры или спецсимволы.

После этого вы сможете довольно легко задать расписание доступности вашего ПК для ребенка. То есть, например, в рабочие дни с 18-00 до 20-00 или в любое другое время, когда кто-то из взрослых будет дома.

Совет 3 Объясните ребенку, что не следует давать частной информации о себе без разрешения родителей

Ребенок не должен в интернете выкладывать следующие сведения:

  • Имя
  • Возраст
  • Номер телефона
  • Номер школы
  • Домашний адрес и прочие персональные данные

Убедитесь, что у него нет доступа к вашим банковским данным.

Научите ребенка использовать ники (прозвища) при использовании интернета. Анонимность – хороший способ защиты. Не выкладывайте фотографии ребенка в социальных сетях.

Совет 4. Не следует открывать письма электронной почты, файлы или web-страницы, полученные от людей, которые не знакомы или не внушают доверия

Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях, полученные из неизвестных источников, открывать различные вложения.

Совет 5. Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого

Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг вашего ребенка в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.

Совет 6. Заведите ребенку его собственный адрес электронной почты

Научите вашего ребенка правильным способам аутентификации при работе с почтой. Постарайтесь заводить электронный адрес на почтовых серверах, использующих двухэтапную аутентификацию (Hotmail.com, Outlook.com, Gmail.com, Mail.ru, Yandex.ru).

Поясните ребенку, что в случае необходимости регистрации для прохождения игрушек лучше использовать специальный, игровой адрес. А еще лучше – специальный алиас к основному адресу. Это довольно легко как настраивается, так и удаляется на Hotmail.com или Outlook.com.

Постарайтесь, чтобы он регистрировался на таких серверах в вашем присутствии и не указывал свои реальные данные.

Совет 7. Поясните детям что не все что они видят или читают в интернете обязательно правда

Приучите их спрашивать вас, если вдруг они сомневаются в прочитанном.

Совет 8. Проведите беседу об интернет-этике

Не ссылайтесь на то, что вы никогда не увидите своего собеседника. Отсутствие возможности видеть и слышать собеседника – это не повод для хамства.

Совет 9. Контролируйте детей с помощью специального ПО родительского контроля

Да, безусловно, вы доверяете своему ребенку. Но все же учтите, что это все еще ребенок и вы, безусловно, должны его контролировать. Применяйте для этого специализированное программное обеспечение родительского контроля. Сегодня выбор такого ПО огромен. Безусловно, вы можете применять как бесплатное, так и платное ПО.

Совет 10. Не забывайте о том, что ваш ребенок — это личность!

Применяя ПО родительского контроля, легко скатиться в другую крайность и лишить ребенка права на ошибку. Учтите, ваш ребенок может легко обидеться на вас и обязательно так и будет, если поймет, что вы просто ему не доверяете. Поэтому обязательно обговаривайте ограничения вместе с ним, чтобы он понимал, почему вы делаете так, а не иначе.

Вообще, разговор о детской безопасности, на мой взгляд, требует не столько усилий специалистов по информационной безопасности, сколько простого разговора с ребенком. Ребенок должен понимать почему вы решились на принятие тех или иных правил.

Наиболее сложная задача, стоящая перед каждым из нас – это быть достойными папами и мамами, дедушками и бабушками. И если вы сами этому не научитесь, то никакой специалист по информационной безопасности и никакой психолог вас этому не научит.

Владимир Безмалый

Microsoft Security Trusted Advisor,

Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет»

Цель: психолого – педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

– показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета;

– ознакомить родителей с возможными опасными ситуациями в сети Интернет.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, памятки.

Педагог – психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Тема моего сегодняшнего выступления «Безопасность детей в сети Интернет».

Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное и учебное учреждение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной сети очень велика. Для многих из них, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь.

Интернет – это прекрасное и полезное средство для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Интернет тоже может быть опасен: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Вот почему безопасный Интернет для детей – тема очень важная и обсуждаемая.

Педагог – психолог: Для начала, предлагаю рассмотреть одну из классификаций Интернет-угроз:

1. Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию).

В интернете дети могут столкнуться со следующими сообществами, пропагандирующими опасный контент:

– группы подростков, исповедующих криминальную субкультуру АУЕ (расшифровка: арестантский уклад един);

– группы, пропагандирующие националистические взгляды и агрессию по отношению к тем, кто отличается от них;

– группы Колумбайн, пропагандирующие насильственные способы решения проблем. Это группы, которые выбрали себе в качестве модели поведения случай двух подростков в американской школе Колумбайн, устроивших бойню, расстреляв учеников и учителей;

– группы, пропагандирующие суицидальное и аутоагрессивное поведение («Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», «Я в игре»).

2. Коммуникационные риски:

– фишинг – вид интернет – мошеничество , целью которого является получение досутпам к конфидециальной информации пользователя — логином и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов , а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт , внешне неотличимый от настоящего. Несовершеннолетние могут становиться жертвами такого рода действий;

– троллинг, кибербуллинг – способы в интернет-коммуникации рассердить, обидеть, оскорбить человека, вызвать у него негативные переживания, делая какие-либо замечания относительно его личности или тех мнений, которые он высказывает;

– хэппислепинг – один из очень тяжелых вариантов кибербуллинга, сочетание реальной агрессии и киберагрессии. Это избиение подростка сверстниками и одновременная съемка этого процесса на видео. Потом это видео выкладывается в интернет.

3. Потребительские риски , в частности кибермошенничество (причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, пароли и другое).

4. Электронные риски (различное программное обеспечение, которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации (вирусы, шпионские программы, боты и другие)).

Педагог – психолог: Опасности, грозящие подрастающему поколению в виртуальном пространстве — одна из причин беспокойства родителей за своих детей. Какие же рекомендации можно дать вам дорогие родители по проблеме безопасности детей в сети Интернет?

Свои рекомендации я разделил на две категории для родителей дошкольников и младших школьников и для родителей подростков. Да, все рекомендации общие, но стоит учитывать, что детей более младшего возраста, мы можем полностью дисциплинировать и они приобретут те навыки, которые помогут ребенку. Подростки же, которые уже не представляют свою жизнь без Интернета и компьютерных игр. Может встретить резкий контроль с вашей стороны, протестом.

Рекомендации для родителей дошкольников и младших школьников

– компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

– создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере ;

– требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;

регулярно следите за тем, чтобы антивирусная программа, установленная на компьютере, имела актуальное обновление;

– используйте детские интернет-браузеры (например, детский интернет-браузер Гуголь);

научите детей не загружать программы, игры или музыку без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

– постоянно проговариваете детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

Рекомендации для родителей подростков

– возьмите себе за правило, знакомиться с сайтами, которые посещают дети;

– не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью;

поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Совместно просматриваете игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок;

объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Интернет для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;

– контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них;

– не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба;

– научите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.

Педагог – психолог: Но что же делать, если ребенок столкнулся с одной из интернет-угроз? Приведу для вас один из алгоритмов действий для родителей.

1. Родителю необходимо установить положительный эмоциональный контакт с ребенком, постараться расположить его к разговору о том, что произошло. Рассказать о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен доверять родителю и понимать, что родитель хочет разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

2. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и прочее), родителю нужно постараться его успокоить и вместе разобраться в ситуации. Выяснить, что привело к данному результату – непосредственно действия самого ребенка, недостаточность контроля со стороны родителя или незнание ребенком правил безопасного поведения в интернете.

3. Если ситуация связана с насилием в интернете в отношении ребенка, то родителю необходимо узнать информацию об обидчике, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно обидчику о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Объяснить и обсудить, какой опасности может подвергнуться ребенок при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

4. Родителю рекомендуется собрать наиболее полную информацию о происшествии – как со слов ребенка, так и с помощью технических средств. Зайти на страницы сайта, где был ребенок, посмотреть список его друзей, прочитать сообщения. При необходимости скопировать и сохранить эту информацию – в дальнейшем это может пригодиться для обращения в правоохранительные органы.

Педагог – психолог: Таким образом, родителям следует обучать детей кибербезопасности, психогигиене пребывания в интернете. Дети должны знать о рисках.

Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.

Спасибо за внимание!

Информационный буклет к выступлению: ​​​​​​​

10 приложений для безопасности ребенка

Менеджер по маркетингу продуктов KidLogger.net, StaffCounter.

Список из десяти программ, которые помогут контролировать ребенка, отслеживать его звонки, а также ограничат доступ к другим приложениям, составила Екатерина Чебан, менеджер по маркетингу продуктов KidLogger.net, StaffCounter.net.

1. SafeKiddo

Программа предлагает разные виды контента для детского просмотра в зависимости от их возраста. Вы можете установить запрет на интернет, приложения и игры на определённое время. Кроме того, вы контролируете магазины приложений и имеете право разрешить или запретить пользоваться установленным приложением или игрой. Для Google и YouTube есть функция «безопасного поиск». Если вы её активируете, ваш ребёнок будет иметь доступ только к подходящим веб-страницам и видео. SafeKiddo работает в любой сети WiFi – мобильной, домашней или общественной. Весь процесс мониторинга демонстрируется вам в виде отчётов о поисковой активности и детального журнала посещённых сайтов. Одна проблема – в программе нет русского интерфейса, придётся разбираться с английским.

2. SkyDNS

В программе имеется фильтр сайтов из более чем 50 категорий. Распределяя сайты по этим категориям, вы можете ограничить доступ ребёнка к тем из них, которые не подходят ему по возрасту, или по другим соображениям. В вашем распоряжении есть так же статистика посещённых сайтов, ограничение показа баннеров и рекламы (шокирующего или порнографического содержания). Удачная функция SkyDNS – блокировка сайтов, ворующих деньги и пароли. Ребёнок увидит предостерегающую надпись и доступ к сайту будет заблокирован. Только родители имеют доступ к настройкам фильтра и расписанию работы (например, днём, пока родители на работе, автоматически включаются детские настройки, а вечером – родительские). Есть русский интерфейс.

3. MSpy

В программе для смартфонов можно видеть входящие и исходящие звонки, их абонентов и продолжительность. Все SMS, электронные письма и сообщения в мессенджерах, их полный текст и абоненты тоже в вашем распоряжении. Отчёт об использовании телефона и интернета, история поиска, изменения в списке контактов и в календаре, новые фото и видео – всё это будет видно в вашем аккаунте на MSpy. Кроме того, только вы разрешаете или запрещаете установку игр, программ и приложений, а в случае кражи телефона cможете удалённо заблокировать доступ к личным данным. Очень удобная для родителей функция – GPS-трекинг местонахождения вашего ребёнка. Эта программа также не поддерживает русский язык в интерфейсе и на официальном сайте.

4. KidLogger

Бесплатный родительский контроль времени для Android. После установки вы задаёте время начала и конца трёх периодов дня. В «школьное» и «вечернее» время разрешены только образовательные приложения (заносите в этот список то, что разрешаете использовать без ограничений). Так можно поощрять детей работать с полезными программами. В «ночное время», после «отбоя», пользоваться телефоном нельзя. В остальные периоды дня доступны все приложения, кроме «нежелательных», но их использование ограничено по времени. Если вы не хотите запрещать доступ к играм, не заносите их не в один из списков. Тогда на них будут распространяться те же временные рамки, что и на всё остальное. KidLogger блокирует «нежелательные» приложения, определяет местонахождение ребёнка, ведёт учёт посещённых сайтов и запущенных программ, а главное, информирует о том, сколько времени ребёнок провёл на конкретном сайте или в приложении и ограничивает время на игры. Отчёты доступны удалённо, через интернет, а программа на телефоне ребёнка защищена от удаления. Для полностью скрытого приложения, о котором не знает пользователь телефона, есть премиум-версия. Доступны русский интерфейс программы, официальный сайт на русском языке со всеми подробностями установки и настройки и оперативная русская техподдержка.

5. KidShell

Эта программа несколько отличается от предыдущих. Она представляет собой «песочницу» для детей на вашем мобильном устройстве – специально выделенную зону безопасного использования программ. Аккаунт для ребёнка на вашем телефоне настроен на запуск исключительно разрешённых приложений. Без настроенного доступа ребёнок не сможет позвонить, написать смс, купить или запустить приложение. Можно заблокировать также переход по рекламным ссылкам, случайные переходы в магазин приложения, доступ в интернет. Кроме того, вы всегда можете определить, сколько времени ребёнок может проводить с вашим телефоном. Доступен русскоязычный интерфейс.

6. PlayPad

Программа напоминает KidShell. Это тоже «песочница» на смартфоне. Главный экран в детском аккаунте представляет собой четыре группы приложений: «Игры», «Развитие», «Обучение» и «Другие приложения». Эти группы заполняются в родительском режиме подходящими на ваш взгляд приложениями. Из защитных опций есть блокировка звонков и SMS, а также доступа к настройкам, чтобы ребёнок не мог их изменить. Из функций PlayPad для устройств, принадлежащих детям, очень полезно ограничение времени на пользование телефоном в день (платная версия), на использование определённых приложений и установку программ. В платной версии можно установить точные временные рамки блокировки работы смартфона (например, на время уроков), отследить местоположение ребёнка, установить защиту от случайных кликов. Программа от российских разработчиков, имеется русскоязычный интерфейс.

7. KinderGate

Программа обладает фильтром URL, который работает на основе огромной универсальной базы интернет-адресов и локальных источников (например, списка запрещённых адресов МинЮста). Сайты блокируются не только по адресам, но и в том случае, если в текстах встречаются слова из словаря запрещённых слов. Безопасность ребёнка в интернете обеспечивается также ограничением соцсетей, блокировкой сайтов знакомств, блокировкой возможности пересылки файлов в мессенджерах (защита от вирусов) и подробными отчётами о том, на каких сайтах бывает ваш ребёнок. Интерфейс и сайт доступны на русском языке.

8. Kids Place

Ещё одна «песочница»: вы сами определяете, какие приложения могут быть им доступны. SMS, звонки, покупка приложений и другие платные действия могут быть заблокированы. Кнопки Назад, Домой, Звонок и Поиск тоже блокируются, чтобы ребёнок не мог позвонить или выйти из Kids Place. Есть определитель входящих звонков, блокировка запуска Marketplace, а также блокировка телефона при перегрузке. Русской версии, к сожалению, не нашли.

9. Norton Family

И снова функции, похожие на вышеописанные. Есть контроль интернета и соцсетей (журнал посещённых сайтов, блокировка нежелательных ресурсов, контроль поисковых запросов, частота использования соцсетей и данные, которые дети в них указывают). Блокируется публикация личных данных с устройства ребёнка, требуется запрос доступа к заблокированному сайту, настраивается расписание использования компьютера и ограничивается время. Родителей информируют о том, какие видео смотрит ребёнок, какими приложениями пользуется. Функции определения местонахождения и отслеживания SMS работают для Канады, Великобритании и США. Всеми настройками можно управлять удалённо, так же, как и получать информацию о действиях ребёнка. Сайт можно прочитать и на русском, что удобно.

10. Kaspersky

Родительский контроль от этого производителя поставляется только в составе других продуктов, например, Kaspersky Total Security 2016. Возможности контроля достаточно широки: можно ограничить время пребывания в интернете, создать список нежелательных сайтов (по всему названию сайта, или по его части, по тематике – «эротика», «жестокость» и т.д.). Ужесточить контроль можно при помощи «белого списка» сайтов. В этом случае ребёнок сможет заходить исключительно на те сайты, которые находятся в списке разрешённых. Можно настроить недельное расписание использования гаджета, а также дневной лимит на компьютер в целом и интернет в частности. Есть также возможность управлять контактами ребёнка в соцсетях, т.е. блокировать тех, кто, по вашему мнению, является нежелательным собеседником. Программа российского разработчика, соответственно, русский – один из языков интерфейса и на сайте.

Материалы по теме:

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Читайте также:  Медицинские группы здоровья у детей по физкультуре – что означают, таблица, рекомендации
Ссылка на основную публикацию