Ребенку 1 год и 5 месяцев – как развивается малыш в возрасте один и 5?

Развитие и рацион питания ребенка в 1 год 5 месяцев: что должен уметь карапуз, как организовать его режим дня?

Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.

Физиологические показатели

  • Вес в пределах от 8.5 до 12 килограммов считается нормой. Незначительный выход за означенные рамки не является поводом для паники, так как обусловлен генетическими характеристиками. Если мама и/или папа “мелких” параметров, то вес карапуза вполне может оказаться чуть ниже нормы, и наоборот.
  • Нормой роста считают 76.8 – 83.9 см. Рост, как и вес, напрямую связан с наследственностью.
  • Обхват головы в пределах от 44.7 до 48.5 см – такой показатель считается оптимальным.
  • Количество зубов от 8 до 12, велика вероятность появления нижних и верхних клыков. Не стоит нервничать, если клыки не появились. «Вероятность» не есть «обязательность» – значит, клыки появятся немного позже.

Малыш в 1 год и 5 месяцев уже очень активен – с ним требуется играть в подвижные игры, можно подключить к этому детские средства передвижения для дома и улицы

Дети 1 года и 5 месяцев чрезвычайно подвижны и активны, в штыки воспринимают любые попытки ограничить свободу их перемещения, потому следует больше времени проводить с ними на улице.

Умения и навыки ребенка

Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе (рекомендуем прочитать: что ребенок при здоровом развитии умеет делать в 5 месяцев?). Родители с умилением наблюдают, как он:

  • нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
  • шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
  • забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
  • старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
  • ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
  • показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.

Малыш получил несколько важных бытовых навыков:

  • просится на горшок (рекомендуем прочитать: как просто научить ребенка проситься на горшок?);
  • он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
  • уже умеет пить из чашки.

Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.

Малыш в этом возрасте уже умеет пить из чашки, что делает жизнь его мамы немного легче – ей не приходится возиться с бутылочками

Речевые навыки

Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.

В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:

  • показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
  • различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
  • хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».

Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:

  • односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да”, «хочу», «не буду», «не хочу»;
  • знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
  • относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
  • строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
  • имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.

Питание ребенка в 1 год 5 месяцев

Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.

Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.

Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:

1 день2 день3 день
Завтракмолочная рисовая каша 180 г, полстакана чая с молоком, 10 г пшеничного хлебамолочная манная каша 180 г, полчашки какао на молоке, ломтик хлеба 10 г с сыроммолочная лапша 140 г, полстакана сладкого чая, фруктовое пюре 50 г
Обедовощной суп 100 мл, биточки из мяса на пару 40 г, гороховое пюре 90 г, пшеничный хлеб 10 г и настой шиповника 1 чашка (подробнее в статье: когда можно давать ребенку в прикорм гороховый суп?)суп-пюре из тыквы 100 мл, паровые кнели из курицы 40 г, яблочно-морковное пюре 90 г, черносмородиновый кисель 1 чашка и 10 г ржаного хлебакартофельный суп с горошком 100 мл, рыбное суфле 40 г, пюре из кабачков и тыквы 90 г, пшеничный хлеб
Полдник100 мл кефира, детское печенье100 мл простокваши, булочка 20 г100 мл молока, 1 сухарик и яблочко
Ужинпаровой омлет 50 г с сыром, каша гречневая 100 г, полчашки сладкого чаятворожок с черносливом 80 г, пюре из картошки 90 г, полстакана чая с молокомсвекольно-яблочное пюре 150 г, каша гречневая 100 г, полчашки настоя шиповника

Такого питания можно придерживаться около 1 месяца, потом рацион следует сменить. Давать грудь ребенку надо перед отходом ко сну. Если грудное питание уже в прошлом, то на ночь крошке можно дать кефирчик или кипяченое молоко.

Развитие ребенка посредством игр

Речевые игры:

  • Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
  • Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.

Логические игры:

  • «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
  • «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
  • «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.

На умение раскладывать предметы по цвету, форме и величине как раз рассчитана всем знакомая “пирамидка”. Эту игру можно разнообразить, использовать ее составные элементы для других игр

На внимание:

  • «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
  • «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
  • «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.

Для мелкой моторики:

  • «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
  • «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
  • «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.

Лучшие игрушки в 1 год 5 месяцев

Игры должны быть включены в режим детского дня (рекомендуем прочитать: здоровый режим питания ребенка в 5 месяцев). Следите, чтобы в игрушках не было мелких элементов – сейчас ребенок чрезвычайно любопытен, а потому желание попробовать игрушку на вкус может закончиться трагедией. Самые полезные игрушки:

  • Сортировщик. Ящик с окошками, куда надо складывать определенные фигурки.
  • Звуковые. Это и музыкальные инструменты, и игрушки с кнопками, при нажатии на которые они издают конкретный звук, имитирующий корову, собаку, кошку.
  • Конструктор. Важно, чтобы детали были насыщенными по цвету и большими по размеру.
  • Мячи из разного материала и разного размера. Нужна и корзина, в которую их можно бросать.
  • Пирамидки. Нужны и классические, и усложненные, в которых шайбы имеют более одного отверстия.

В 1 год и 5 месяцев ребенок хочет общаться с ровесниками. Прогулки на улице, песочницы, детские площадки, качели и будут способствовать его развитию.


Развитие мальчиков и девочек в один год пять месяцев

Детишки в 17 месяцев уже довольно многому научились. Конечно, ведь мама и папа каждый день разговаривали с ними, играли, показывали им мир за пределами кроватки. Физическое развитие идет очень быстро. Ребенок меняется: уходит детская пухлость, ручки и ножки растут.

Развитие проходит равномерно, если уже к возрасту 1 год и 7 месяцев ребенок начинает потихоньку говорить, общаться. Конечно, пока это лишь отдельные словечки или простые фразы. Вместе с этим идет развитие мелкой моторки.

Мамам и папам нужно обратить внимание на то, что ребенку начинают нравится подвижные игры. Теперь пришло время знакомить его с другими детишками, ведь начинается пора активного общения.

Физическое развитие

К 17 месяцам малыш уже успел превратиться в «хозяина дома». Прошло время, когда он только ползал. Теперь он может вставать, самостоятельно «путешествовать» по квартире. Обязательно укладывайте его поспать днем, ведь активный образ жизни нужно сочетать с хорошим отдыхом. Ночью дети уже спят гораздо лучше, ведь успевают устать за целый день. Все больше времени они проводят на ногах, а значит, крепнут мышцы и кости.

Сейчас обратите внимание на питание ребенка. В рационе должно быть достаточно кальция, молочных продуктов и фруктов.

Кстати, для крохи в 1 год и 5 месяцев отлично подходят игры с мячом. Это помогает развивать моторику, подвижность пальчиков. Множество простых игр вы можете предложить ему дома и на улице. Научите его играть в «футбол», подбрасывать и ловить мячик. Это полезные упражнения для всего опорно-двигательного аппарата.

Что уже умеет малыш?

К этому возрасту кроха многому научился:

  • стоять, ходить самостоятельно;
  • играть с мячом, кубиками, машинками, куклами;
  • садиться, вставать;
  • открывать, закрывать дверцы;
  • перешагивать через предметы на полу;
  • держать ложку, кушать.
Читайте также:  Как развивается ребенок в 3 года – навыки и способности малыша в кризисном возрасте

Это немало, тем более что многим вещам вы его не учили. Дети очень хотят скорее стать самостоятельными. Они повторяют многие движения за родителями. Обратите внимание: теперь ребенку все интересно потрогать, посмотреть, он везде хочет забраться. В доме должно быть безопасно – не оставляйте ножи, острые предметы там, где кроха может на них напороться при игре, убирайте подальше все мелкие предметы, лекарства, бытовую химию и т.д.

В 1 год у детей еще плохая координация. Малыш только-только начал ходить, так что ему требуется помощь. Уже через 5 месяцев эта проблема практически уходит. К этому возрасту развитие координации шагнет далеко вперед. Малыш уже уверенно бегает.

Психическое развитие

Ребенку сейчас становится все интереснее изучать мир. У него появляется первый интерес к познавательной деятельности. Происходит быстрое психическое развитие, буквально каждый месяц малыш переживает что-то новое. Появляются бурные эмоциональные реакции. Дети сейчас не очень-то доверчивы к незнакомцам, так что приходящих в гости предупреждайте: если малыш боится, не хочет играть, не нужно его принуждать.

Ребенок становится все более самостоятельным, он уже не ищет маму по любому поводу, не нуждается в ежеминутном контроле. Ему интересно самому попробовать одеться, есть взрослую пищу, самому придумывать игры.

В 1 год и 5 месяцев самое время для начала обучения ребенка через игру. Психологи советуют родителям покупать побольше развивающих игрушек в этот период. Они помогают обогатить речь, стимулируют ее. Сейчас малыш может многому научиться, и через игру это очень легко сделать.

Дети начинают потихоньку взрослеть. Это невозможно не заметить. Повышается концентрация, малыш начинает действовать осмысленно. Психологи не советуют сейчас вмешиваться в ход игры или другой деятельности. Например, если малыш рисует, не пытайтесь исправлять картинку. Ему очень важно все делать самому и видеть результаты своей деятельности.

Что знает малыш?

Умеет и знает уже многое:

  • различает людей, узнает их по фото;
  • знает имена всех членов семьи, друзей;
  • имеет в словарном запасе около 20 слов;
  • различает и называет цвета;
  • может самостоятельно застегивать, расстегивать одежду на себе.

Кроме того, у ребенка в 17 месяцев уже хорошо развита способность понимать эмоции. Развитие эмоционального интеллекта началось практически с самого рождения и достигло определенного уровня. В этом возрасте малыши уже умеют сопереживать, подбадривают друг друга.

Детишки в этом возрасте хорошо чувствуют, как меняется настроение родителей. По лицу мамы малыш понимает, сердится ли она, нервничает или радуется. Сейчас происходит развитие мелкой моторики – мозг сам стимулирует интерес у ребенка к мелким движениям. Будут полезны всякие машинки, крупный конструктор, мячики, игрушки, которые нужно собирать.

Развитие речи

Для ребенка появление речи — совершенно естественный процесс. Он проходит больше подсознательно. Как только малыш начинает выговаривать слова, он быстро прогрессирует в речи. Новые слова появляются буквально каждую неделю. Развитие речи будет проходить до 5 лет, а после этого, как считается, ребенок уже вполне свободно владеет родным языком.

Сейчас малышу все еще удобнее объясняться с помощью жестов, криков, звуков. Многие мамы тормозят развитие речи, разговаривая с малышом на его языке, с искажением слов, сюсюканьем и т.д. Этого делать уже нельзя. Только правильная, грамотная речь должна звучать в доме – так вы стимулируете ребенка начать говорить.

У детей в 1 год и 5 месяцев хорошая память на слова. Обязательно контролируйте себя, иначе какие-то неприятные словечки могут прочно войти в обиход ребенка.

Девочки и мальчики теперь разные

Сейчас уже видны некоторые отличия психологии мальчиков и девочек. В 1 год и 5 месяцев они различаются по темпераменту. Девочки более чувствительные, ранимые. Малышка может долго плакать, если упадет, в то время как мальчик быстро забудет о падении и побежит играть.

Развитие девочек проходит быстрее в плане эмоций, сенситивности. Мальчики, наоборот, быстрее развиваются физически. Они более подтянутые, подвижные. Конечно, уже есть серьезные отличия предпочтений в плане игрушек и игр.

В 1 год и 5 месяцев мальчики делают попытки дружить с девочками. Многие интересуются конкретными девочками, обнимают их при встрече, дарят свои игрушки. Правда, чаще всего девочки не очень хорошо воспринимают таких маленьких «джентльменов». Но, конечно, родителям нужно поощрять уважительное отношение мальчиков к девочкам с ранних лет.

Развитие ребенка в 1 год

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 1 год

Мальчики в 1 год

Девочки в 1 год

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев – особенности развития малыша в год 7 месяцев

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.


Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев

Активно принимая участие в жизни семьи, малыш ближе к полутора годам начинает становиться хозяином положения. Многие родители начинают искать требования, предъявляемые к ребенку этого возраста педиатрами, сравнивать детей по умениям и навыкам, задаваясь вопросом, что должно включать в себя развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев.

Развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев

Физическое развитие в 1 год 5 месяцев

Дети этой возрастной категории все уверенней стоят на ногах, продолжают учиться с помощью родителей топать по лестницам, умело осваивают предметы мебели – стулья, диваны и кресла. При отсутствии нарушений опорно-двигательного аппарата дети в 1 год 5 месяцев обладают высокой двигательной активностью. Пребывая в состоянии покоя во время дневного сна лишь один раз в сутки, все остальное время малыш старательно осваивает пространство вокруг себя, постоянно передвигаясь, по пути открывая разнообразные дверцы, изучая содержимое шкафчиков и тумбочек. Любопытство – главная черта развития, приобретающая к 1 году 5 месяцам еще более устойчивый характер, а достаточно уверенная координация движений позволяет ребенку ее удовлетворять, день за днем познавая мир.

В 1 год 5 месяцев дети любят бросать мячи. Возьмите это на вооружение для проведения игрового досуга.

С каждым прожитым днем ложка прочно уживается в руке малыша, а кроме питья из кружек любопытное чадо пробует пользоваться трубочками, чтобы добыть из заветной коробочки вкусный сок.

Будьте готовы к тому, что ребенок в 1 год и 5 месяцев начинает настоятельно повторять то, что понравилось ему делать, возвращаясь к началу снова и снова. Пусть монотонные повторения одного и того же не станут для Вас раздражающим фактором, дайте возможность ребенку закреплять пройденный материал.

Среднестатистические показатели для развития следующие:

  • Рост: от 77 до 84 сантиметров,
  • Вес: в пределах 8,5 – 12 килограммов,
  • Зубы: продолжают резаться верхние клыки и коренные,
  • Окружность головы: 44,5-48 сантиметров.

Нервно-психические особенности

Взрослея с каждым днем, дети в 1 год 5 месяцев в своем развитии все чаще обходятся без помощи родителей и стараются меньше плакать, пытаясь решать свои проблемы самостоятельно. Лишь тогда, когда все способы исчерпаны и совсем ничего не получается, на глаза ребенку наворачиваются привычные ранее слезы, и можно услышать знакомый плач. В остальном же дети этого возраста уже начинают проявлять эмоции при помощи мимики и жестов. Не спешите сразу помогать своему ребенку в сложных ситуациях, пусть с пирамидкой или ведром с песком он попробует справиться сам. В противном случае можно лишить свое чадо мотива к самостоятельности.

В возрасте 1 год 5 месяцев дети начинают говорить все больше и больше простых слов. Среди словарного запаса:

  • простые просьбы по типу «дай», «хочу»,
  • знание родственников на уровне «мама», «папа», «баба», «деда»,
  • составление простых предложений «хочу пить», «пойдем гулять» и другие.

Ребенку такого возраста характерно умение показывать на свои части тела, он обобщает предметы, например, игрушки, посуду и прочее, а также умело различает просьбы взрослых в виде «дай», «принеси», «покажи». Туалетом дети в 1 год 5 месяцев пытаются не только пользоваться, но и многие уже умеют проситься на горшок.

Играйте с ребенком как можно чаще

В случае, если малыш молчит, не пытается на своем ломаном языке называть предметы, не отзывается на свое имя, следует показаться логопеду и лору, чтобы врач подсказал, как развивать речевые способности.

Гигиенические процедуры и питание

Ничего кардинально нового по сравнению с предыдущим месяцем жизни ребенку к 1 году 5 месяцем в уходе не прибавляется. Все те же умывания утром и вечером, а также чистые зубы – основа здорового развития малыша. Некоторые родители придерживаются необходимости закаливать своих детей, и этот возраст как раз подходит для начала процедур. Обтирания и купания в среднем по три минуты в воде с температурой 21’ смогут стать хорошими помощниками в обеспечении здоровья Вашего ребенку. Важны и солнечные ванны, применимые летом, для получения витамина Д и профилактики рахита.

Получайте солнечные ванны

Питание к возрасту 1 год 5 месяцев уже укомплектовано всем набором продуктов. Многие мамы продолжают еще прикладывать ребенка к груди, что является делом сугубо индивидуальным. В качестве дополнительных перекусов, как обычно, родители дают ребенку молочные продукты и фрукты.

Игры и занятия для развития

Возраст 1 год 5 месяцев хорошо подходит для начала развития логического мышления. С этой целью:

  • даем задания на поиск среди кучи нужного предмета по цвету, форме или назначению, например, среди игрушек именно мяч, среди кубиков только синие,
  • из частей собираем единое целое, например, из веточек – дерево, из квадратов и прямоугольников – дом,
  • раскладываем предметы по возрастанию и убыванию: от большего к меньшему и наоборот.
Читайте также:  Ребенку 1 год и два месяца – изучаем особенности развития малыша после года

Для развития внимания и координации:

  • среди массива карточек с рисунками ищем две одинаковые,
  • отыскиваем глазами переставленные местами предметы,
  • отбиваем ногами мячи,
  • носим кухонные подносы с предметами,
  • обходим препятствия по типу «змейка».

Что ребенок должен уметь в 1 год и 5 месяцев, особенности и нормы развития

Малыш, которому несколько месяцев назад исполнился годик, продолжает активно познавать окружающий мир. Карапуз приобретает новые познания, навыки. Задача родителей — способствовать развитию физических и умственных возможностей. Зная, что ребенок должен уметь в 1 год и 5 месяцев, сложностей не возникнет — занятия с ним принесут удовольствие и приятные минуты.

Особенности возраста

В 17 месяцев ребенок активно принимает участие во всех домашних делах, усиленно «помогает» взрослым, без него не обходится ни одно событие. Врачи считают, что в этом возрасте родителям нужно обратить внимание на воспитание малыша, развитие физических и речевых навыков, поспособствовать улучшению мышления.

Не ограничивать малыша — лучше предоставить полную свободу, ненавязчиво контролируя, чтобы карапуз не попал в неприятную или даже опасную для здоровья ситуацию. Не стоит расстраиваться, если ребенок с трудом обучается каким-либо действиям, со временем он непременно оправдает надежды взрослых.

Физиологические показатели

Вес малыша колеблется в пределах 8-11 кг. Следует учитывать физиологические особенности родителей — если отец или мама крупные, то и ребенок будет отличаться большими показателями. Рост — до 85 см, но это также зависеть может от наследственности.

В этом возрасте малыш уже имеет 8 зубов, но у некоторых детей уже начинают показываться клыки (нижние, верхние).

Волноваться, если по какой-либо причине зубов меньше, не стоит, зависит все от физиологии, они непременно скоро покажутся. Визит к стоматологу непременно поможет в этом убедиться.

Нервно-психическое развитие ребенка

В возрасте 17 месяцев малыш уже не пытается по любому поводу звать взрослых, некоторые сложности пробует преодолевать самостоятельно. Только если попытки заканчиваются неудачей, плачет, обращая на себя внимание родителей.

Недавно малыш пытался «объясняться» со взрослыми плачем и истериками, в 17 месяцев пробует это сделать с помощью простых слов и жестов. Рекомендуется внимательно следить за мимикой ребенка — если родители не отреагируют на просьбу, карапуз переходит на привычный «язык», начинает плакать.

В годик и 5 месяцев ребенок уже пытается самостоятельно освоить развивающие игрушки. Не рекомендуется перестраивать кубики или пирамидку, даже если они сложены неправильно, малыш в дальнейшем прекратит все попытки искать решение, привыкнув к контролю взрослых.

Речевые навыки

Малыш уже пытается разговаривать, хотя подвигов от него ожидать не стоит — получаться будут только простые короткие слова. Повода для волнений нет, главное, чтобы ребенок понимал речь взрослых, речевые навыки будут развиваться постепенно.

Ребенок уже понимает простые просьбы — принести, положить на место, поднять или переместить предмет. С частями тела малыш тоже хорошо знаком и с уверенностью показывает голову, животик, ножки или ручки.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев?

Педиатры считают, что в 17 месяцев малыш обязан многое уметь. Родители, дети которых не соответствуют медицинским требованиям, не должны волноваться. Каждый карапуз имеет свои особенности, поэтому развитие происходит у одних активно, у других — немного замедленно.

Главные навыки, которые, по мнению педиатров, должны развиться у карапуза в год и пять месяцев:

  • самостоятельная ходьба (пусть даже несколько шагов);
  • умение нагибаться за заинтересовавшей вещью, приседать;
  • ребенок умеет собирать пирамидку, укладывать игрушки в коробку;
  • произношение некоторых слов, точное воспроизведение гласных, согласных звуков;
  • карапуз пытается умываться, пользоваться столовыми приборами без помощи взрослых.

Карапуз пробует сесть на горшок или показать поведением, что пора им воспользоваться. Особый интерес у малыша вызывают картинки в книжках — на просьбу взрослых он с удовольствием показывает определенные предметы или животных.

Разница между девочками и мальчиками

17 месяцев — возраст, когда сглаживается контраст между мальчиками и девочками. До годика их несложно отличить — малышки требуют повышенного внимания к себе, часто устраивают истерики, чтобы добиться желаемого. Мальчики более тихие и спокойные, вполне могут заняться чем-либо без взрослых.

В годик и пять месяцев все постепенно меняется, отличия между малышками и малышами исчезают. В чертах характера и темпераменте появляется много общего. Особенно явной становится самостоятельность – ребенок, независимо от пола, пытается обойтись без помощи взрослых.

Занятия

Есть немало увлекательных упражнений, которые поспособствуют развитию малыша. Родителям рекомендуется превращать уроки в интересные игры с применением игрушек, иначе ребенок уже через несколько дней откажется заниматься. Обязательно предварительно отправиться на консультацию к врачу — только педиатр поможет подобрать эффективную методику, подскажет, чему лучше уделить особое внимание.

Не следует пытаться изучить все и сразу, намного полезнее для ребенка, если знания он будет получать небольшими частями, хорошо усваивая нужную информацию.

Лучшие игрушки в год и пять месяцев

Отправляясь в магазин за новой игрушкой для ребенка, рекомендуется разобраться, чему отдать предпочтение. В возрасте 17 месяцев особенно полезными будут развивающие игры — солитеры, разных размеров пирамидки, кубики, разноцветные мячики, фигурки животных.

Игрушки, которые издают звук, поют забавную песенку, рассказывают стишок, также принесут немало пользы для карапуза. Ребенок непременно постарается воспроизводить услышанное, что способствует развитию речи.

Советы родителям

Взрослым следует помнить, что каждый ребенок имеет свои особенности, поэтому и занятия нужно строить исходя из развития навыков малыша. Если он плохо передвигается, в первую очередь внимание уделить физической активности — больше гулять, играть в подвижные игры.

При задержке речи, плохом воспроизведении звуков рекомендуется посетить логопеда, узнать, какие упражнения поспособствуют развитию.

Ни в коем случае не пытаться заставить малыша заниматься, если он отказывается это делать. Каждый урок превращать в игру, иначе заинтересованность карапуза быстро пройдет. Лучше воздействовать незаметно, переходить к следующему этапу занятий только после усвоения крохой нужных навыков.

Каждый шаг занятий, достижения ребенка обсуждать с врачом, который поможет своевременно обнаружить допущенные ошибки, подскажет, как их исправить. Только совместные усилия позволят улучшить навыки малыша, поспособствуют их развитию.

Малыш, которому уже исполнилось 17 месяцев, часто удивляет родных умениями. Навыки непременно нужно постараться развивать. Родителям не рекомендуется слишком навязчиво помогать ребенку, лучше позволить ему самостоятельно действовать, незаметно направляя усилия в нужную сторону. Следить нужно также за характером — если обнаружены нежелательные черты, следует попытаться от них избавиться, иначе со временем сделать это будет очень сложно.

Развитие ребенка в 1 год 5 месяцев

Если Вам интересно, что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев, характеристики его развития и не только… Тогда просто прочитайте эту статью!

Физическое развитие ребенка в в 17 месяцев

Теперь, когда Ваш малыш ходит уже несколько месяцев, он значительно лучше стоит на ногах. Скорее всего, он уже реже падает, хорошо поворачивается, держит игрушки и даже размахивает ими на ходу, легко преодолевает неровности на земле. Малыши этого возраста просто обожают залазить на лестницы, на предметы интерьера, на гимнастическую стенку, на горку повсюду, куда только возможно. Предоставьте Вашему скалолазу как можно больше возможностей попрактиковаться, однако, необходимо обеспечить ему безопасность и хороший присмотр.

В мире малышей практика и бесконечные повторения- самое главное, т. к. они закрепляют приобретенные навыки. Так что не удивляйтесь, что Ваш ребенок будет залезать снова и снова везде и в любой обстановке. Если он, к примеру, уже освоил кресло в Вашей гостиной, ему захочется покорить кресло у бабушки или стул в кафе. Если он уже справился с лестницей в Вашем доме, он перейдет на соседские ступеньки, чтобы покорить и их. В течение последующих месяцев, Ваш ребенок освоит и другие, более сложные моторные навыки, такие как бег и прыжки. И с каждым шагом вперед он будет набирать силу, уверенность и независимость.

Социальное развитие ребенка в 17 месяцев

На первом году жизни многие дети находят для себя какой-то предмет, который помогает им пережить стрессовые ситуации. Это может быть плюшевый мишка или мягкое одеяло. Теперь, на втором году, эта связь усиливается. Этот старый медвежонок или потрепанное одеяло стали для него источником моральной поддержки, особенно в переходные периоды или когда Ваш малыш устал, напуган или несчастен. У многих, но не у всех детей в этом возрасте есть этот, так называемый переходный предмет (пустышка, мягкая игрушка, одеяло или даже свой большой палец), который помогает им почувствовать себя более уверенно в новых и стрессовых ситуациях. И это вполне естественное явление в развитии ребенка. Поскольку мир Вашего малыша постоянно меняется и растет, у него появляется желание утвердиться и заявить о своей независимости, однако, ему также необходимо знать, что он в безопасности и под надежной защитой. Любая вещь, которая дает ему чувство защищенности, особенно если она каким-либо образом связана с его младенческими днями, вернет ребенку комфортность и ощущение контроля над ситуацией. Так что помните, медведь с оторванным ухом или протертое одеяло это не просто память о прошедших днях. Это надежный друг Вашего ребенка на его нелегком пути к самостоятельности.

Интеллектуальное развитие ребенка в17 месяцев

В последние годы, исследования показали, что мозг ребенка при рождении неполностью развит, и что он растет и развивается очень быстрыми темпами в течение первых трех лет жизни. Ученые также подчеркнули, что соответствующее воспитание и стимулирующие упражнения в значительной мере влияют на развитие здорового мозга. Это наталкивает многих родителей на мысли о сигнальных карточках, кассетах типа «Моцарт для детей», образовательных программах для малышей в столь нежном возрасте. Расслабьтесь! Все что нужно для нормального, полноценного развития мозга Вашего ребенка в этом возрасте, это поддерживать в нем природную любознательность и жажду знаний. На прогулках показывайте ему новые интересные вещи. Развивайте воображение вашего малыша совместным чтением, слушайте с ним музыку, сочиняйте истории, рисуйте картины. Создайте дома спокойную обстановку и сведите до минимума просмотр телевизора. (Педиатры во всем мире не одобряют просмотр телевизора детьми до двух лет. Они считают, что малыши нуждаются в прямом общении с родителями и другими значимыми для них людьми для полноценного развития их эмоциональной, волевой и познавательной сфер личности.) И самое главное, любите своего ребенка, прислушивайтесь к его желаниям и Ваши усилия обеспечат ему замечательный старт в жизнь.

Ссылка на основную публикацию