Развитие ребенка в 2 года 5 месяцев – что умеет малыш и чему еще можно научить

Что должен уметь ребёнок в 2,5 года

Здравствуйте, уважаемые читатели! Время идёт семимильными шагами. Уже позади остался второй день рождения вашего карапуза. Вот-вот малыш перескочит серединку, разделяющую второй и третий годы жизни. С чем же придёт ваше чадо к этой дате, что должен уметь ребёнок в 2,5 года? Ответами на эти вопросы мы и займёмся сегодня.

Физическое развитие ребёнка

Опорно-двигательный аппарат малыша становится всё крепче, происходит дальнейшее нарастание мышечной массы. В первую очередь развиваются мышцы ножек, а также плечи и предплечья. Мышцы кистей рук только начинают свой интенсивный рост, поэтому не всегда мелкая работа карапузу по силам.

На что ещё способен 2,5 летний ребёнок? Итак, ваш малыш:

  • Уверенно перешагивает через небольшие препятствия и умело их обходит.
  • Довольно быстро бегает.
  • Может удерживать равновесие, поднимаясь на носочки, умеет ходить на цыпочках.
  • Приседает, подпрыгивает, причём умеет прыгать не просто вверх, но и с продвижением вперёд.
  • Поднимается и спускается по лестнице без помощи взрослых.
  • Несколько секунд может постоять на одной ноге.
  • Умеет играть с мячом: бросает его двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Ловит мяч двумя руками, отбивает ногой или рукой.

Малыш становится активным, ему начинают нравиться соревнования («А ну, кто первый добежит до дерева?»), скорость («Тебя теперь и не догнать»!), ловкость («Забрось мячик в коробку!») В этом возрасте малышу вполне по силам освоить трёхколёсный велосипед.

Познавательное развитие малыша

В 2,5 года ребёнок начинает всерьёз увлекаться играми. Он любит подражать родителям и другим взрослым, например врачу. Вместе с тем, в его играх уже чувствуется различие по гендерному принципу: мальчик подражает папе, а девочка маме.

Кроме того, в 2,5 года карапуз уже умеет:

  • Ориентироваться в четырёх цветах и как минимум два из них называть. Может подобрать предметы разные по форме, но одинаковые по цвету, например, красный помидор и красный кубик.
  • Различает 4–5 геометрических форм. Играя с сортёром, уверенно прикладывает пирамидку к треугольному отверстию, кубик — к квадратному, шар — к круглому.
  • После показа взрослого собирает пирамидку, надевая колечки по убывающей, вкладывает друг в друга матрёшек, тарелочки, формочки и т. д.
  • Самостоятельно строит башни из кубиков, при помощи взрослых складывает гараж для машин, мост или пирамиду.
  • Осваивает игру с другим ребёнком, пытается ему подражать.
  • В игре использует предметы-заместители, например, возит по полу кубик, как машинку.
  • Играет с крупным конструктором.
  • Держит карандаш, рисует линии: прямую, закруглённую, дорисовывает за взрослым (например, лучи у солнышка, ветки у дерева).
  • Лепит из пластилина, может объяснить, что он вылепил.

Бытовые навыки ребёнка в 2,5 года

В быту карапуз становится более самостоятельным, приобретая новые навыки:

  • Умеет сам пить из чашки и кушать ложкой.
  • Может надеть простые вещи и обувь с несложными застёжками.
  • Расстёгивает и застёгивает несколько пуговиц.
  • Умывается, моет руки, вытирается полотенцем, причёсывается. Пытается чистить сам зубы, но лучше пока эту процедуру делать вместе со взрослыми.
  • Просится на горшок, причём самостоятельно снимает и надевает штанишки.

Развитие речи малыша

У маленького человечка начинается «период почемучки», потому что к вопросам «Где?» и «Куда?» карапуз присоединяет «Почему?» Кроме того, малыш уже умеет контролировать силу своего голоса и может говорить то громко, то тихо.

В речевом развитии ребёнка наметились заметные сдвиги, поскольку он:

  • Говорит о себе «Я», всё чаще вы слышите: «Я сам!»
  • Может называть себя именем любимого персонажа сказки или мультика.
  • Полностью или упрощённо называет своё имя. Знает и называет имена близких людей.
  • Разговаривает с другими детьми во время игр.
  • Понимает рассказы взрослых, может даже принять участие в общей беседе.
  • В речи употребляет практически все части речи, разговаривает, используя предложения, состоящие из 3–4 слов.
  • Умеет описать простую картинку, ответить на наводящие вопросы.
  • Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды, продуктов.
  • Внимательно слушает сказку и повторяет за взрослым знакомые слова.

Эмоциональное развитие ребёнка в 2,5 года

Это возраст, когда у карапуза начинают активно проявляться разнообразные эмоции: он радуется или злится, восторгается или обижается, жалеет, тоскует, боится и даже умеет испытывать гордость, если его хвалят за какие-то достижения.

В 2,5 года уже формируются некоторые черты характера, что сказывается на его поведении. Малыш в этом возрасте:

  • Начинает чувствовать красоту: цветок, картинка, красивый ребёнок вызывают у крохи восхищение.
  • Проявляет интерес к животным, жалеет их.
  • Способен понять печаль или огорчение другого человека, в доступных его пониманию ситуациях сопереживает близким.
  • Уже чувствует, кто в семье имеет сильный, а кто слабый характер. Первым подчиняется, вторых не слушается.
  • Испытывает заметное удовольствие, слушая знакомую мелодию или песню. Пытается воспроизводить под музыку знакомые движения.
  • Радуется весёлым играм со взрослыми и детьми, испытывает восторг, когда танцует.
  • Незнакомого человека встречает настороженно, но, видя его дружелюбность, легко вступает в контакт.
  • Сохраняет чувство привязанности к самым близким людям. Огорчается, когда мама или папа уходят, но уже не плачет и быстро успокаивается.
  • Способен вспомнить свои прошлые эмоции, например, отдых в парке — весело, посещение врача — страшно, болезнь — больно и плохо.

Игры и занятия

Малышу нравятся сюжетно-ролевые игры. Теперь в них персонажи уже выполняют по нескольку действий. Например, кукла просыпается, одевается, кушает, идёт гулять. Или — машина выезжает из гаража, нагружает грузы, развозит их, возвращается в гараж. Не всегда ещё малыш может сам придумать сюжет для своей игры. В этом случае взрослые должны прийти на помощь, предложив крохе сыграть в больницу, прогулку в парке, поход в гости и т. п.

В какие ещё развивающие игры можно поиграть с малышом в 2,5 года? Мы предлагаем вам несколько занятий, для вырабатывания различных навыков.

Игры с мячом

Малышу очень нравится играть с мячом, в особенности если его хвалят за каждое удачное движение. Игры с мячиком способствуют развитию ловкости, быстроты реакции, координации движений, глазомера.

Предложите малышу выполнить следующие упражнения:

  1. Подбросить мячик вертикально вверх и поймать его двумя руками.
  2. Со всей силы ударить мячом об землю, чтобы он подскочил как можно выше.
  3. Прокатить мяч между двумя камнями или кубиками. Сначала толкать его двумя руками, потом только правой, затем левой, а после — ногой.

Что пропало?

Игра на память. Разложите на столе не более пяти предметов. Пусть малыш их рассмотрит, поиграет с ними. Незаметно для крохи спрячьте что-нибудь. Спросите: «Что пропало со стола?» Пусть малыш попытается вспомнить.

Сложи правильно

Нарисуйте по две одинаковых картинки с самыми простыми предметами. Одну из картинок в каждой паре разрежьте на две–три части. Малыш должен смотреть на образец и сложить картинку правильно. Если у него хорошо получается, попробуйте играть без образца. Эта игра способствует логическому мышлению крохи.

Игры на развитие мелкой моторики

Очень важный навык, который необходимо вырабатывать у малыша. Предложите ему следующие занятия:

  • рисование пальчиками по крупе;
  • забивание гвоздиков с большими шляпками в пенопласт;
  • лепка из пластилина шариков и колбасок;
  • раскрашивание простых картинок.

Чему ещё нужно учить кроху в 2,5 года?

Чтобы развитие малыша соответствовало его возрасту, родителям важно каждую свободную минуту посвящать его воспитанию. Сделайте основной упор на следующих навыках:

  • Аккуратность: убрать за собой игрушки, повесить одежду.
  • Выполнение сложных заданий: малыш должен запомнить и последовательно выполнить два и более действий.
  • Самостоятельность: малыш должен уметь играть один не менее получаса.
  • Уметь делать выбор из двух или более вариантов: пить сок или компот, надевать синюю шапку или красную и т. п.

Мы желаем вам, уважаемые родители, чтобы ваш карапуз рос здоровым и весёлым и каждый день не уставал радовать вас новыми успехами и достижениями.

Всего вам наилучшего! До свидания!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Развитие ребёнка в 2 года. Что уже умеет и как развивать

Почему в одном и том же возрасте развитие детей происходит по-разному? В возрасте 2 лет у ребенка формируется личность, поэтому многие родители начинают сравнивать своих чад со сверстниками. Кто-то быстрее заговорил, а кто-то уже научился определять цвета. Развитие ребенка в 2 года во многом зависит от нормального своевременного обучения, о котором пойдёт речь в этой статье.

Как выглядит ребёнок в 2 года

Вес ребенка ко второму году жизни достигает 12-13 килограмм, а рост приближается к 87 см. Стоит отметить, что эти параметры приблизительны, и зависят в основном от наследственности. Поэтому если рост или вес малыша не входит в границы общепринятых стандартов, не стоит переживать.

В физиологическом плане происходят некоторые изменения в организме 2-х летнего ребенка:

  • рост окружности головы замедляется и увеличивается рост конечностей. Тем самым меняются все пропорции ребенка;
  • форма лица меняется и становится более вытянутой;
  • жировые подушечки на пальцах начинают пропадать, таким образом, исчезает плоскостопие;
  • фигура ребенка становится стройнее, количество жировой ткани в организме постепенно снижается;
  • Происходит общее укрепление организма, мышцы становятся более крепкими и упругими.

Все это позволяет ребенку 2-х лет прекрасно ориентироваться в пространстве и чувствовать себя самостоятельным.

Повышается также умственная деятельность, ребенок в 2 года способен разгадывать головоломки, логические задачки, но чаще логика его своеобразна.

Физическое развитие

В 2 года ребенку требуется ежедневные физические нагрузки, они помогают становиться организму выносливее и сильнее. Чаще всего в этом возрасте дети уже умеют:

  • подниматься и спускаться по лестнице держась за поручень или руку взрослого;
  • перешагивать через препятствия;
  • ловко лазать;
  • подпрыгивать и бегать;
  • бросать мяч и пытаться ловить его;
  • надувать щеки и втягивать их;
  • управлять своими губами, растягивать их в улыбке или вытягивать трубочкой;
  • поднимать лежащие на полу предметы;
  • отдаёт предпочтение доминирующей руке;
  • держать в руках карандаш, проводить им прямые линии или рисовать овал.

В этом возрасте для малыша будут полезны физические упражнения. Они повышают иммунитет, улучшают кровообращение, способствуют адаптации ребёнка к детскому саду.

С двух лет проще всего приучить ребёнка делать зарядку. Можно включить детский канал, где малыши показывают несложные физические упражнения или придумайте что-то сами.

Физкультура для ребёнка в 2 года должна быть в игровой форме, иначе малышу не будет интересно выполнять упражнения. Заниматься обязательно нужно всей семьёй. Не бросайте занятия, даже если малышу это кажется неинтересным сейчас, своим примером вы обязательно выработаете у ребёнка такую привычку. Дети так хотят быть похожими на взрослых.

Чтобы развивать физические способности у ребенка в 2 года можно использовать разнообразные игры с мячом. Самая простая игра – бросать мячик из рук в руки. Ей можно занять малыша, как на улице, так и дома. В процессе игры у ребенка развивается хватательный рефлекс, формируется умение точно и быстро рассчитывать каждое движение.

Используя мяч можно найти множество других игр. Например, «съедобное – несъедобное», катание мяча по определенной траектории, футбол, подбрасывание мяча вверх и так далее. Для полноценного физического развития ребенка в 2 года полезно преодолевать различные препятствия. Очень укрепляет детский организм занятие на шведской стенке, турнике и гимнастическом бревне.

Важнейшие условия для нормального физического развития

  • питание;
  • режим дня;
  • активные прогулки на свежем воздухе;
  • закаливание.

Питание

Ребёнок 2-3 лет кушает 4-5 раз в день. Малыш очень много двигается и мы должны обеспечить его организм углеводами, которые содержатся в большом количестве в крупах, например таких как: перловая, гречневая, овсяная, кукурузная, пшеничная. Манная и рисовая крупы также содержат углеводы, но немного меньше. Не забывайте про фрукты и овощи.

Важно обеспечивать растущий организм необходимым количеством белков, жиров и углеводов. Не нужно давать малышу обезжиренный творог или кефир, жиры необходимы для правильного развития головного мозга и нервной системы.

В рационе ребёнка обязательно должны присутствовать такие продукты, как: крупы, мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко, творог, кефир. Кондитерские изделия в рацион лучше не включать или сводить к минимуму.

Активные прогулки на свежем воздухе

Прогулки нужно организовывать так, чтобы малыш больше двигался. Не нужно все время возить его на велосипеде, санях или коляске. Пусть больше ходит, бегает, прыгает, лазает на площадке.

В 2 года ребёнок может освоить беговел (двухколёсный велосипед без педалей, есть в виде машинок и мотоциклов). Всю прогулку ребёнок не сможет кататься на беговеле, но для физического развития ему будет достаточно 10-15 минут в день.

Закаливание

Я не буду говорить сейчас о классическом закаливании, где требуется соблюдать последовательность, прилагать много времени и сил. Вполне достаточно будет выполнять элементарные вещи, которые не составит труда сделать любому родителю:

  • Чаще проветривайте помещение.
    В комнате ребёнка должен быть свежий и влажный воздух, особенно перед сном. Если есть возможность, обзаведитесь увлажнителем, если нет, расставьте в комнатах по всему дому небольшие ёмкости с водой, подливайте воду по мере испарения. Свежий воздух усиливает все процессы, протекающие в организме, укрепляет иммунитет.
  • Пусть ребёнок бегает по дому босиком.
    Если у него холодные ножки, это совсем не значит, что кроха замерз, это всего лишь реакция организма на пониженную температуру пола.
  • Летом разрешайте ходить босиком по траве, песку, камням, земле.
    Это не только закаляет, но и служит хорошей профилактикой плоскостопия.
  • Устраивайте ребёнку воздушные ванны.
    Пусть дома малыш чаще бегает в одних трусиках, дети не любят, когда на них много одежды, а здесь ещё и польза для здоровья.
  • Организуйте спортивный уголок в доме или во дворе.
    Обязательно ежедневно используйте его для активных игр.
  • Пусть ваша жизнь будет активной.
    Отправляйтесь в походы, устраивайте выезды на природу, не забывайте про активные прогулки с использованием беговелов, самокатов, велосипедов и.т.д.

Социальное развитие ребёнка в 2 года

Ребенок в 2 года активно старается взаимодействовать с окружающей средой, контактирует со взрослыми и другими детьми. В этом возрасте он уже умеет:

  • самостоятельно ходить на горшок;
  • мыть руки и их вытирать;
  • кушать и пить;
  • чистить зубы и умываться;
  • пытаться одеваться самостоятельно;
  • назвать свое имя.

Специалисты рекомендуют разыгрывать небольшие сценки между членами семьи, активно вовлекая в этот процесс самих детей.

Речевое развитие

В возрасте двух лет ребенок должен уметь здороваться и прощаться, воспринимать простые предложения и просьбы, составлять несколько слов в предложения, формулировать свои просьбы, например, на горшок или хочу пить.

Родители в игровой форме могут помочь малышу пополнить словарный запас, тем самым ускорить развитии речи.

При выполнении бытовых дел рекомендуется называть процессы, которые вы выполняете. Например, «я возьму ложку», «поставлю кружку» и т.д. На улице во время прогулок можно называть окружающие малыша предметы и характеризовать их.

Для развития артикуляционного аппарата ребенка очень помогают скороговорки и поговорки. С их помощью малыш быстрее научиться говорить большими полноценными предложениями.

Также помочь родителям в развитии речи у ребенка 2 лет могут загадки. Сначала следует задавать малышу не сложные вопросы, и разбирать вместе с ним ответы. Со временем он научится придумывать загадки сам. Это также способствует развитию воображения, наблюдательности и творческого мышления.

Читайте также:  Как лечить зеленые сопли у ребенка: советы, методы лечения детей до года и старше

Как развивать речь ребёнку 2 лет

  • «Свистулька или дудочка»
    Сначала можно взять свистульку, для получения звука в нее достаточно просто дунуть. После освоения свистульки можно уже показать ребенку дудочку. Упражнение тренирует дыхание.
  • «Кто дольше?»
    Выбирается любой гласный звук, и кто дольше его протянет, тот и победил.
  • «Умывашка»
    Упражнение занимает по времени 2-3 минуты. Перед зеркалом следует показать малышу, как можно корчить рожицы: вытянуть губы трубочкой, сказать звуки «во», «мо», «о» и т.д.
  • «Закончи слово»
    Нужно говорить только начало слова, вторую половину должен закончить ребенок сам. Это могут быть любые предметы, которые окружают вас в период игры: «пе-сок», «вед-ро», «мага-зин» и т.д. Упражнение развивает память, речь и внимание.
  • «Голоса животных»
    В процессе игры у ребенка формируется представление о животных и пополняется словарный запас. Можно использовать карточки или кубики, сводить ребенка в зоопарк или включить запись голосов различных животных. Петух – кукареку, утка – кря-кря, ворона – кар-кар, кошка – мяу-мяу и т.д.

Упражнений направленных на правильное развитие ребенка в 2 года довольно много. Их можно чередовать или выбирать наиболее подходящие на текущий момент, исходя из интересов и общего развития ребенка.

Мелкая моторика в 2 года

Мелкая моторика играет важнейшую роль в развитии ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторика тесно связано с развитием речи.

Также мелкая моторика оказывает свое воздействие на нервную систему, память, внимание и зрительное восприятие. Моторика у ребенка развивается постепенно, изначально движения неумелые и неловкие.

Чтобы усовершенствовать навыки ребенка рекомендуется использовать развивающие игры и упражнения.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Всевозможные конструкторы.
    Самыми распространенными являются конструкторы Lego. Крупные разноцветные детали заинтересуют ребенка и благоприятно воздействуют на развитие мышления и усидчивости. Согласно исследованиям ученых, у тех людей, кто в детстве играл с такими игрушками, лучше развито пространственное мышление. Получается, что любители конструкторов легче осваивают физику и математику, прекрасно ориентируются на местности и не рискуют нигде заблудиться.
  • Пуговицы, молнии, шнурки.
    В 2 года ребенок конечно самостоятельно не оденется, но если в течение длительного времени повторять и показывать определенные манипуляции, со временем малыш сможет освоить процесс одевания.
  • Подручные средства в качестве игрушек.
    В любой квартире найдется множество вещей, которые подойдут для развития мелкой моторики у ребенка. Это могут быть пуговицы, ложки, крупы и другие мелкие и безопасные для малыша предметы. С их помощью развивается воображение и совершенствуется моторика рук. Разумеется, заниматься нужно под контролем родителей.
  • Рисование – еще один прекрасный способ для развития мелкой моторики у детей.
    Первые рисунки будут бесформенными и непонятными, но со временем ребенок освоит кисть и сможет выразить на бумаге свое настроение или переживания. Психологи рекомендуют обращать внимание родителей на рисунки детей, по ним можно понять психо-эмоциональное состояние малыша. Особенно хороши для развития моторики пальчиковые краски.
  • Лепка
    Оказывает воздействие на мышцы рук, тем самым развивается ловкость и формируется воображение. Малыши очень любят использовать разноцветный пластилин.

Развитие мелкой моторики очень важно в возрасте 2 лет. От этого зависит не только дальнейшее развитие ребенка, но и будущее обучение в школе.

Музыкальное развитие ребенка в 2 года

Музыкальное развитие ребенка в 2 года оказывает позитивное воздействие на другие сферы жизни, например, у ребенка формируется чувство прекрасного, появляется возможность выработать личный вкус.

Музыка оказывает благоприятное воздействие на нервную систему , развитие личности, помогает познать себя и окружающий мир.

В течение дня малышу нужно включать музыкальные композиции, лучше, если они сопровождаются голосом матери. Колыбельные и другие песни ребенок слышит с первого дня своей жизни, поэтому спокойная музыка является неотъемлемой частью развития ребенка.

Магазины сейчас переполнены всевозможными игрушечными музыкальными инструментами, можно купить детское пианино, барабанную установку, клавесин и так далее. Нажмите на клавишу пианино несколько раз и попросите малыша повторить, эта игра очень увлекает ребёнка и развивает слух.

Чем занять ребёнка 2 лет

У всех мам имеется куча дел и мало свободного времени. Ребёнок требует много внимания, ему интересно играть, гулять, разговаривать, узнавать что-то новое. Дети в этом возрасте очень активны и полны сил.

Многие мамы допускают огромную ошибку, не привлекая свое чадо к домашним делам, считая, что дети очень медлительны и малы для этого. Самой все сделать гораздо проще и быстрее. А потом эти малыши вырастают и превращаются в ленивых подростков, перевоспитать которых очень сложно.

С самого раннего детства ребёнка можно приучать к домашним делам.

  • В возрасте 2-3 года ребёнок может убрать за собой игрушки. Сложить кубики в корзину, расставить по местам куклы или машинки. Никто не говорит, что это произойдет в первый же день, но постепенно к этому нужно подходить. Крохе самому будет интересно.
  • Приготовить вместе обед или ужин. Разумеется, не нужно давать ребёнку настоящий нож. Малыш будет доволен и пластиковым ножичком. Пусть сам заправит салат и перемешает его.
  • Дети в этом возрасте любят протирать пыль, мыть пол, пылесосить, стирать(под присмотром взрослого). Маме грех этим не воспользоваться. Никто не говорит, что кроха все сделает идеально, но пока он будет занят, мама может спокойно выполнить домашние дела.

Уход за ребенком

В 2 года главным в режиме малыша является регулярность. Если ребенок посещает детский сад, то дома тоже необходимо придерживаться расписания образовательного учреждения.

Примерный режим дня для ребенка 2-х лет

  • 7-8 часов – завтрак, водные процедуры, небольшие игры и прогулка 1-2 часа по погоде;
  • 12 часов – обед, дневной сон 1,5-2 часа;
  • 15 часов – полдник и игры на свежем воздухе;
  • 19 часов – ужин, спокойные игры;
  • 21 час – водные процедуры и ночной сон.

Днем и ночью малыш активно развивается, и полноценный сон укрепляет детский организм.

Советы родителям

Чтобы развивать ребенка в 2,5 года, игры должны в первую очередь заинтересовать детей. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Настойчивость родителей может только отбить желание ребенка заниматься.

Отличие в развитии мальчиков и девочек

В 2 года развитие мальчиков и девочек отличается между собой. У девочек больше развита мелкая моторика , они чаще берут в руки кисть или карандаш.

Они также раньше мальчиков проявляют интерес к лепке и другим играм, связанным с моторикой рук. Даже в 2 года юные принцессы могут длительное время рассматривать наряды мамы, интересуются косметикой, бантиками и заколками.

Словарный запас также у них больше развит, они способны более ярко выразить свои чувства, рассказать о героях из сказок. Из них вырастают мамины помощницы, поэтому даже в таком возрасте они готовы уже помогать маме на кухне, готовить или мыть посуду.

У мальчиков больше развита крупная моторика . К ней относится бег, прыжки и любая физическая активность. Они даже в 2 года уже самостоятельны и более импульсивны.

У них очень выражена исследовательская позиция, они способны на решительные поступки или риск. Развитие речи у мальчиков происходит намного медленнее , чем у сверстников-девочек. Словарный запас меньше, а предложения проще и однообразнее. Мальчикам при прочтении книг следует уделить больше времени для объяснения эмоций героев.

И мальчики и девочки в этом возрасте очень нуждаются в поддержке взрослых. Родителям рекомендовано чаще хвалить детей, естественно не без причинно. Мальчикам приятно будет слышать, какие они сильные и смелые, а девочкам – какие они красивые.

Развитие малыша в 2 года 2 месяца

Развитие ребенка в 2 года и 2 месяца происходит достаточно активно. Малыш в этот период особенно любознательный, старается увидеть и услышать как можно больше, чем нередко доставляет родителям хлопоты. Уследить за чадом после двух лет становится все сложнее. В этот период у малыша развивается целый ряд качеств, о которых расскажем ниже.

В возрасте двух лет и двух месяцев малыш становится более общительным. Он с удовольствием проводит время на детских площадках, посещает группы раннего развития. Чтобы малыш, общаясь со сверстниками, реже болел, необходимо работать над повышением его иммунитета, делая плановые прививки.

Укрепить иммунитет можно также с помощью регулярного закаливания. Ребенка можно купать в воде с пониженной температурой, разрешать ему в теплое время года ходить босиком по песку или траве, регулярно бывать с ним на свежем воздухе.

Режим сна и питания малыша

В 2 года и 2 месяца режим дня малыша практически ничем не отличается от того режима, к которому он привык в 2 года. Малыш по-прежнему спит по 12 часов, среди которых всего 2-2,5 часа — это дневной сон. Важно не лишать малыша дневного сна, который помогает ему в этот сложный период оставаться полным сил и энергии для знакомства с окружающим миром.

Родителям нужно стараться укладывать ребенка в одно и то же время, соблюдая режим дня. Непрерывное бодрствование в этот период не должно длиться более 6 часов.

На этом этапе развития малыши едят 4 раза в день, при этом перерывы между приемами пищи должны составлять не более 4 часов. В меню ребенка должны входить легкие, полезные и питательные блюда. Сладкие, соленые, острые, жареные блюда из детского меню нужно исключить.

Психическое развитие малыша

В 2 года и 2 месяца психика малыша отличается достаточной гибкостью. Кроха довольно просто адаптируется к новым условиям, быстро впитывает в себя все новое, подражает взрослым в манере поведения и речи. Кроха привыкает к определенной атмосфере дома, ценит уют и стабильность, вместе с тем ничего не имеет против перемен. Единственное, к чему пока не готов малыш — это разлука с мамой. Если в этом возрасте кроху отправляют в детский сад, он обязательно переживает стресс.

Родителям в это время очень важно позаботиться о создании психологически комфортной атмосферы вокруг малыша. У детей в этом возрасте часто изменяется настроение, они могут легко перейти со слез на смех и наоборот, при этом эмоции пока им неподвластны и часто выходят из-под контроля.

Если у малыша произошел срыв, он плачет, сердится и психует, то родителям ни в коем случае нельзя бросать его наедине со своим горем. Чтобы психическое развитие крохи происходило без сбоев, взрослые должны всячески поддерживать, успокаивать его, стараться сводить на нет негативные эмоции, окружать его позитивом.

В 2 года и 2 месяца ребенок становится более самостоятельным. Кроха отказывается от помощи взрослых, старается все делать сам.

Эмоциональный мир малыша в этом возрасте очень разнообразен. Дети зависят от реакции родителей на свои действия. Они безумно рады, когда их хвалят, расстраиваются, если родители злятся и ругаются.

У некоторых детей после двух лет уже начинают проявляться признаки кризиса третьего года. Малыши могут становиться капризными, раздражительными, нетерпеливыми, часто делают что-то назло взрослым, наблюдая за их реакцией.

Психологи уверены, что кризис третьего года жизни — это определенный этап взросления, который нельзя обойти стороной. Чем больше ошибок в воспитании было допущено родителями до двух лет, тем острее будет протекать кризис.Родителям важно собственным примером показывать, как нужно правильно себя вести, не реагируя на капризы и срывы малыша криком и истериками.

Что умеет делать ребенок в 2 года и 2 месяца?

После двух лет малыши особенно подвижны и получают удовольствие от собственной ловкости. Они уже не просто уверенно ходят – они быстро бегают, преодолевают препятствия, прыгают на двух и на одной ноге. Совершенствуется мелкая моторика пальцев, поэтому у детей получается выполнять тонкие операции с предметами. После двух лет уже можно заметить, какая рука у крохи является ведущей.

В отношении интеллектуального развития малыш в возрасте 2 лет и 2 месяцев умеет:

  • определять для себя значение отдельных предметов;
  • рисовать карандашом;
  • есть ложкой;
  • пить из чашки, не проливая;
  • копать совком и делать «паски»;
  • вытирать тряпкой пыль;
  • играть без компании на протяжении 40-60 минут;
  • отличать несколько цветов;
  • проявлять интерес к сверстникам.

В игровой деятельности ребенка в этом возрасте также появляются новые навыки. Кроха с удовольствием играет по правилам взрослых в прятки, жмурки или квача, проявляет особый интерес к ролевым играм. Ребенок уже умеет играть с мячом, попадая по нему ногами, хватая его обеими руками. Развитие моторики позволяет малышу собирать пирамидки, игрушки-вкладыши (матрешки, рамки и пр.).

В плане бытовых навыков после двух лет малыш уже способен на целый ряд самостоятельных действий:

  • аккуратно есть и пить за столом;
  • чистить зубы;
  • мыть и вытирать руки;
  • пользоваться горшком;
  • одеваться и раздеваться, если предметы одежды не содержат сложных застежек;
  • переворачивать страницы в книге;
  • открывать и закрывать двери.

Особенности развития речи малыша

В 2 года и 2 месяца в словаре ребенка содержится уже более 200 слов. Пока большая часть слов находится в пассивном словаре, то есть малыш их знает, но не произносит. Каждый день его пассивный и активный словарь пополняются новыми словами. Родители должны следить за тем, что и как они произносят в присутствии ребенка.

В этом возрасте малыши уже способны отличать множественное число от единственного, задают много вопросов, желая знать обо всем на свете. Кроха в этом возрасте отлично справляется с построением простых предложений, легко заучивает наизусть короткие стишки, использует в предложениях союзы и предлоги, хотя пока и недостаточно грамотно.

После двух лет дети общаются не только с родителями. Они ищут контакта со сверстниками в гостях и на прогулке. Если в возрасте двух лет и двух месяцев кроха не изъявляет желания разговаривать, отмалчиваясь в ответ на вопросы родителей, то стоит проконсультироваться у детского доктора. Конечно, развитие детей происходит по индивидуальному графику, но, возможно, вам нужно будет поработать над развитием речи уже в этом возрасте.

К двум с половиной годам малыш уже должен уметь соединять не менее трех слов в одно предложение. Если это крохе под силу, то его речевое развитие идет своим чередом. Если после двух лет он по-прежнему не способен объединять несколько слов в одно простое предложение, то справится с проблемой также поможет логопед.

Ускорить развитие ребенка также позволят регулярные творческие занятия, такие как:

  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры.

Помните о том, что развитие речи после двух лет тормозит телевизор, компьютер и другие гаджеты, фоновый шум которых отрицательно сказывается на запоминании малышом отдельных слов.

Как развивать память малыша?

Развитие памяти ускорят следующие варианты игр:

  1. «Найти, что исчезло». Ребенку показывают игрушки, предметы или картинки, после чего прячут одну из вещей и просят его назвать, что именно пропало. Аналогичная игра – с добавлением игрушек, предметов или картинок к уже имеющимся: малышу нужно будет назвать, что появилось.
  2. «Спрятали-ищем!». Интересная игра для малыша — вместе с родителями спрятать несколько игрушек, после чего через какое-то время найти их по памяти.
  3. Очень простой вариант игры — просьба к малышу принести несколько предметов по списку.
  4. Между делом можно играть с ребенком, тренируя память, вспоминая, чем он занимался вчера, утром, днем, вечером, перечисляя, какие игрушки у него есть, как зовут близких родственников и так далее.
Читайте также:  Как уложить ребенка спать быстро и вовремя без укачиваний и капризов

Как развивать малыша физически?

В 2 года и 2 месяца кроху уже можно обучать выполнению простых физических упражнений. В этом возрасте он вполне способен освоить:

  1. Прыжки на двух ногах на месте
  2. Игры с мячом и воздушным шаром
  3. Хождение по скамейке или бревну
  4. Подражание повадкам животных
  5. Бег на носках
  6. Стук ногами по полу в положении сидя
  7. Перекаты по подобию колобка
  8. Простые танцевальные движения
  9. Наклоны без приседания
  10. Ходьбу по массажным поверхностям
  11. Ходьбу на пятках и носках
  12. Пролезание под веревкой

Кроме того, кроха в этом возрасте с удовольствием примет участие в коллективных играх с солнечным зайчиком, вождением хороводов, паровозиком или «догонялками».

Как развивать музыкальные способности ребенка?

Умеренное музыкальное развитие позволит с раннего возраста приобщить малыша к прекрасному. Не нужно форсировать события, но определенное внимание музыке уделить придется. Что можно делать:

  1. Включать ребенку после двух лет детские песенки и мелодии, обсуждать услышанное, пробовать напевать после прослушивания
  2. Пробовать играть вместе с малышом на детских инструментах
  3. Учить ребенка отличать грустную музыку от веселой
  4. Вслушиваться в звуки природы, анализируя их вместе
  5. Определять источник звука
  6. Пробовать угадывать мелодию
  7. Танцевать и петь под музыку

Как развивать творческие способности крохи?

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, необходимо время от времени с ним заниматься. Интересным занятием для ребенка после двух лет станет рисование линий, кружков и примитивных композиций: дождя, снега, травы. Ближе к двум с половиной годам кроха уже сможет раскрашивать картинки, самостоятельно выбирать цвета, рисовать акварельными красками и мелками на асфальте.

Помимо рисования, можно время от времени заниматься с малышом лепкой. Работа с глиной и пластилином стимулирует развитие моторики пальцев, улучшает воображение и развивает фантазию ребенка.

Дополнительно можно развивать малыша аппликациями и конструированием. Используйте для этого цветную бумагу и картон, вату, комки бумаги, салфетки. Конструировать можно с помощью конструктора «Лего», кубиков, специальных блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Знакомство с окружающим миром

После двух лет уже можно объяснять ребенку, из чего состоит окружающий мир, кто представляет мир животных, птиц и насекомых. На прогулке показывайте малышу собак, кошек, птиц, называйте их, рассказывайте об особенностях их жизни. В этом возрасте можно сводить кроху в зоопарк.

Также важно объяснить малышу такие понятия, как ночь и день, познакомить его с основными явлениями природы и признаками времен года.

Развитие ребенка в 2,5 года

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Показатель

Среднее значение в 2,5 года

Границы нормы для мальчиков 2,5 года

Границы нормы для девочек 2,5 года

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.

Для развития мелкой моторики используйте упражнения, показанные Анной Гапченко в следующем видео.

Советы родителям

  • Следите за соблюдением гигиенических навыков малышом – пусть кроха ежедневно моет руки, умывается, чистит зубки.
  • Гуляйте с ребенком минимум 1,5 часа в день. Время прогулок можно потратить с пользой на подвижные игры, физическое и познавательное развитие малыша.
  • Придерживайтесь режима приемов пищи, предлагая малышу 2,5 лет поесть 4 раза в день.
  • Если кроха капризничает, лучше всего переключить внимание ребенка. Предлагая что-то малышу, не говорите утвердительно, а спрашивайте.
  • Если вы отказали в чем-то ребенку (в ситуациях, когда это вредно или опасно), держитесь на своем, чтобы не провоцировать повторные истерики.

Для музыкального развития крохи проведите занятие, показанное экспертом по музыкальному развитию М. Л. Лазаревым.


Что должен уметь ребенок в 2 года и 2-5 месяцев – режим, развивающие занятия и игры для детей

Подросший кроха проявляет все больше самостоятельности. Круг его возможностей для работы, игры и забав расширяется. Мама и папа с удивлением и радостью замечают, каким сообразительным и любознательным стал их малыш. Умения и навыки для возраста 2 лет – вопрос очень субъективный, потому что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном ритме.

После двух лет ребенок становится более осознанным, удивляет родителей своими достижениями

Физические показатели: вес, рост, зубы

Средний вес двухлетки – 12-13 кг, но в пределах нормы будут показатели от 11 до 14,5 кг. Так, например, вес ребенка в 2 года 3 месяца будет составлять около 13 кг. Для девочек определяется чуть меньший вес – от 10,8 до 14 кг. Второй год жизни характеризуется менее активным набором веса, нежели это было в первый год.

Рост деток в этом возрасте будет иметь еще более широкий диапазон. Детки могут вырасти и до 83, и до 93 см. Любое из показаний этого промежутка будет нормой, а значит будет говорить о том, что рост находится в среднестатистических рамках и физическое становление происходит успешно.

Параметры детей до 2,5 лет
ВозрастМальчикиДевочки
Вес (г)Рост (см)Вес (г)Рост (см)
2 г 1 м1283088,11222086,7
2 г 2 м1295088,91238087,5
2 г 3 м1308089,71252088,4
2 г 4 м1322090,31268089,2
2 г 5 м1335091,11282090
2 г 6 м1348091,81298090,7

Молочные зубы, как правило, в возрасте 2,5 года уже прорезались. Итоговое количество зубок составляет 20 (10 снизу и 10 сверху).

В этом возрасте ребенок может похвастаться значительным комплектом зубов

Навыки ребенка

2 года 1 месяц

Двухлетка становится все больше похожим на взрослого человека. Тело его худеет, животик пропадает. Все пропорции туловища изменяются, но это явление абсолютно нормальное. Маме не надо переживать и закармливать малютку калорийной пищей.

Малыш скапливает в себе огромное количество энергии, поэтому родителям важно найти ей полезное и безопасное применение. Малютка все еще спит днем, а значит и у него, и у его мамы есть возможность немного перевести дух и набраться новых сил.

Малыш в 2 года 1 месяц уже умеет делать следующее:

  • строить большие по высоте башни из кубиков и других подручных материалов;
  • задействует при ходьбе носок, отчего все движения приобретают большую точность и аккуратность;
  • понимает разницу между личными местоимениями и применяет это на практике.

2 года 2 месяца

Растет малыш, растет и его самостоятельность. Мамы порой не знают, как реагировать на бунтарство со стороны своего, еще так недавно абсолютно покладистого, карапуза. Ребенок в 2 года 2 месяца может все воспринимать в штыки: попытки почистить ему зубы, одеть штанишки и прочее. Происходит все это оттого, что такие простые, казалось бы, действия требуют от него огромных усилий. Он хочет доказать себе и маме, что уже многое он делает без посторонней помощи.

Кроха к этому возрасту научился:

  • мыть руки и вытирать их полотенцем;
  • четко говорить, его речь понимает все большее количество людей;
  • по-иному смотрит на творческий процесс и рисование, уже умеет рисовать прямую линию, что является очень важным моментом.

К этому возрасту ребенок учится многим премудростям, в том числе касающимся личной гигиены

2 года 3 месяца

Малыш с удовольствием занимается с мелкими предметами. Путем соединения ряда деталей кроха создает новые постройки. Отличный вариант – конструктор. Здесь огромное поле для творчества и воплощения любых идей. Разрушать свои постройки тоже приносит малышу удовольствие.

Кроха начинает выяснять границы дозволенного и постоянно проверяет вас на прочность. Часто невыносимый, он требует постоянного внимания, а видя что добиться его не получается, начинает злиться, вредничать и озорничать.

Кроха много разговаривает и все чаще мучает папу и маму бесконечными «почему?». Не стоит их игнорировать или смеяться над ними – постарайтесь в доступной форме объяснить малышу интересующий его предмет, тем самым вы внесете огромную лепту в дело формирования его интеллекта.

Двухлетка уже умеет:

  • открывать дверь сам;
  • навыки крупной моторики позволяют освоить прыжки на обе ноги;
  • различает понятия большой-маленький, далеко-близко.

Активные движения и прыжки составляют большую часть досуга малыша

2 года 4 месяца

Пришло время «натянуть повода» воспитания, если вы еще этого не сделали. Упущенный момент контроля поведения вашего чада рискует сказаться на всей будущей жизни. Малыш обязан четко знать правила поведения и рамки, за которые выходить нельзя. Последовательность в действиях родителя в большинстве случаев решает проблему непослушания. Кроха будет чувствовать, что он в надежности и защите, а значит у него будет больше желания развиваться и расти в гармонии с миром.

Малыш в возрасте 2 года 4 месяца может похвастаться такими навыками:

  • начинает различать буквы алфавита;
  • умеет стоять на одной ножке;
  • танцевать, даже в отсутствие музыки.

2 года 5 месяцев

Ребенок становится более внимательным и сконцентрированным, но все же заниматься одним и тем же делом очень долго для него еще невозможно. Можно заметить, как кроха подолгу и очень увлеченно играет в конструктор или с куклами. Отвлечь его от этого приятного занятия не всегда бывает просто. Решение лежит на поверхности. Озвучьте свою просьбу, которая будет иметь некоторое отдаление ее выполнения. К примеру, можно сказать: «Поиграй еще 5 минут, а потом мы пойдем мыться». Так кроха успеет настроиться, а вы избежите ненужных капризов и криков.

Ребенок, достигший возраста 2 года 5 месяцев, уже освоил следующие важные моменты:

  • знает все части тела и может их назвать;
  • самостоятельно чистит зубы;
  • творческие навыки развиваются: умение нарисовать прямые линии, круг.

Самостоятельная чистка зубов – важный шаг к будущей бытовой автономности малыша

Развитие социальных навыков

Ребенок-двухлетка уже не малыш, который не может самостоятельно заявить о себе миру, но полноправный человек, способный объяснить свои потребности, рассказать о своих недовольствах. Что говорить, характер порой у деток бывает очень непростым.

Начало двухлетнего периода обычно сопровождается активным контактом малыша с ровесниками и со взрослыми, но немного времени спустя мама замечает, что ее чадо проявляет все больше стеснения и боязливости. Социальная адаптация в этом возрасте характеризуется следующими пунктами:

  • кроха вступает в диалог с людьми разного возраста (на прогулках, во время игр);
  • радуется или расстраивается, если он или кто-то другой сделал хорошее или плохое;
  • появление самооценки, но отсутствие критичности (для себя он всегда выбирает прилагательное «хороший»);
  • появляется стремление получить похвалу и, если взрослые забывают поблагодарить или похвалить за хорошее дело, очень часто расстраивается;
  • знает, как говорят животные, и может воспроизвести их звуки.
Читайте также:  Ребенок 2-3 лет боится купаться в ванной - причины и что делать?

Формирование и совершенствование речи

Для двухлетки уже посильно воспринять небольшой рассказ на слух, если речь в нем идет о знакомых ему вещах. На его основе ребенок может ответить на несложные вопросы.

Малыш уже хорошо знает свое тело. По просьбе взрослого кроха может показать, где у него носик, где ножка, а где щечки.

К двум годам речь ребенка насчитывает около 300 слов. С большим интересом дети относятся к новым словам и начинают их активно использовать на практике. Предложения в этом возрасте обычно состоят из одного-двух слов.

Чаще всего ребенок продолжает говорить о себе в третьем лице. Ему только предстоит осознать и усвоить свое собственное «Я».

Малыши в этом возрасте уже умеют:

  • называть названия предметов на картинке;
  • говорить или петь окончания строчек из любимых песен или стихов;
  • оценивать себя и окружающих по признакам: «хороший», «забияка», «плохой»;
  • самостоятельно или по просьбе взрослого может поздороваться и попрощаться.

Малыши уже неплохо усвоили разницу между множественным и единственным числом. Все чаще появляются вопросы, которые связаны с причиной («зачем?», «почему?») и местом («откуда?», «где?», «куда?»).

Кроха хорошо строит предложения, а также может прочесть наизусть любимый стишок. Часто дети, перешагнувшие рубеж двухлетнего возраста, строят длинные предложения (из 3 и более слов). Грамматические ошибки все еще очень часты, но среди прочих слов в предложениях встречаются предлоги и союзы. Ребенок разговаривает не только с родными, но и с посторонними людьми (с детьми на площадке, в детском саду и т.д.).

В таком возрасте ребенок очень быстро находит новых друзей среди детей и взрослых

Нередко бывают ситуации, когда кроха совсем еще не разговаривает. Активный словарь насчитывает два-три слова или состоит только из звуков. Вне всяких сомнений каждый ребенок развивается в своем личном темпе, но не стоит пускать этот вопрос на самотек. Следует начать занятия, направленные на формирование и совершенствование речи.

Здоровый малыш с нормальным развитием абсолютно спокойно может построить предложение из двух-трех слов. Кроху, не заговорившего до 2 лет 5 месяцев, следует показать логопеду, который назначит ряд занятий и упражнений для формирования речевых навыков. Мамы должны быть внимательны к своему ребенку и развивать его речевые навыки на занятиях дома (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в пять месяцев?). Хорошую эффективность имеют различные виды творческой деятельности: лепка, рисование, а также пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Распорядок дня

Режим дня, как и прежде, играет важную роль в сохранении и улучшении здоровья малыша. Кроха может не спать днем уже около 6 часов и при этом не проявляет признаков усталости. Такая картина характерна для детей двух с половиной лет. Таким образом, днем кроха спит только один раз. Продолжительность дневного сна – от 1,5 до 2,5 часов. Помните, что полноценное время для ночного сна должно составлять не менее 10-11 часов.

Дети могут самостоятельно регулировать режим дня. Заметив следующие признаки, знайте, что ребенок переутомился и устал:

  • характерные проявления перевозбуждения нервной системы (крики и капризы без видимой причины, ребенок начинает хулиганить и делать назло);
  • вялость, раздражительность и плаксивость.

Детские капризы могут быть связаны с банальным переутомлением

Когда данные признаки характерны для вашего малыша, возможно переход на одноразовый сон был преждевременным. Предпочтительнее оставить в таком случае два сна, но уменьшить их продолжительность. Следите за поведением ребенка, чтобы принять правильное решение и выбрать подходящий режим для вашего чада.

Сбалансированный рацион

Для полноценного формирования всех жизненных систем карапуза ему необходимо хорошо питаться. Сохраните четырехразовое питание, разнообразя рацион белковыми продуктами, жирами, минералами и витаминами, которые помогут обеспечить здоровый рост и развитие вашего крохи:

  1. Мясо – свинина нежирных сортов, говядина, курица, печень, а также рыба. Все это должно быть в ежедневном меню в количестве 7-8% от суточного объема пищи.
  2. Молочные и кисломолочные продукты – молоко, кефир, творог, йогурт, сыр, сметана. Они должны занимать львиную долю (около 40%) всего суточного рациона.
  3. Изделия из муки и круп (выпечка, каши) занимают около 15% рациона в сутки.
  4. Фрукты и овощи должны быть в детском меню обязательно. В них содержится огромное количество витаминов. Доля их в сутки – 35%.
  5. Масло, сахар, растительные и животные жиры обеспечивают организм энергией, но их общий объем не должен превышать 3%.
  6. Жидкость. Ребенку следует выпивать около 1,5 литра воды в день. Вы можете предложить крохе на выбор чай, компот, сок или кисель. Можно давать и обычную воду – это даже лучше.

Сохранить у крохи интерес к пище и стимулировать его аппетит можно за счет разнообразных вкусовых сочетаний. Делая меню новым и оригинальным, вы прививаете крохе любовь к принятию пищи и делаете процесс питания осознанным.

Досуг: игры и занятия

Опытные педагоги, занимающиеся воспитанием детей от 2 до 3 лет, говорят о том, что эффективное развитие малыш будет показывать тогда, когда ему будут не столько помогать, сколько не мешать. Какую помощь могут оказать родители? Дадим несколько полезных советов:

  1. Обеспечивать поддержку ребенка в его стремлении к творчеству (строительство, лепка, рисование).
  2. Участвовать в ежедневных активностях (зарядка по утрам, гимнастика, плавание, подвижные игры на улице).
  3. Совместная игра «Повторяй за мной!». Малышу дается задание повторять все, что будете делать вы (строить гримасы, воспроизводить звуки, танцевать).
  4. Приобщать кроху к порядку (учить убирать игрушки после игр, вешать на стул одежду, убирать посуду после еды).
  5. Как можно больше общаться. Это может быть обсуждение прочитанной сказки и просмотренного мультика, разучивание стихотворения или совместное пение.
  6. Поощрять за хорошие поступки, хвалить и наказывать за провинности. Во всем важна мера. Чрезмерная похвала способна привести к появлению гордыни, а чрезмерность наказаний способна породить комплексы и способствовать более медленному развитию.

В качестве игрушек для двухлетки подойдут предметы и игры, развивающие мышление, мелкую моторику и глазомер. Что выбрать? Конструкторы, шнуровки, мозаики, рамки-вкладыши, наборы для создания бус – выбор очень велик.

Несложный конструктор с яркими деталями – отличная игрушка для подрастающего ребенка

  • Крохи в 2 года 5 месяцев обожают заниматься «готовкой» и приходят в восторг от наборов с овощами и фруктами, которые нужно разрезать. С их помощью развивается моторика и ловкость, а также их можно задействовать в ролевых играх.
  • Малыши любят кубики, а если с их помощью можно сложить красивую картинку, они будут довольны еще больше. Для начала стоит взять 4 кубика. Видя интерес ребенка к подобным играм, можно будет купить более большие наборы кубиков.
  • Используйте в своих занятиях пазлы из дерева. Тематика таких пособий может быть любая (буквы, фрукты, животные). Они помогут совершенствовать моторику и внимание карапуза.
  • Ролевые игры также весьма уместны и полезны в этом возрасте. С их помощью ребенок становится более общительным, а также происходит развитие его фантазии и речи (см. также: интересные упражнения для развития речи для детей 2-х лет). Тема для ролевых игр может быть самая разная: пожарный, продавец, дочки-матери, врач и другие.
  • Учите кроху выполнять последовательные действия (2 и более). Предложите крохе покормить куклу с ложечки, вытереть ей ротик после еды и дать попить водички. Когда вы видите, что малыш уже забыл, что делать дальше, напомните ему о своей просьбе. Кроху нужно научить выполнять задания и ничего не забывать.

Используйте разнообразные игры и подходы, а также учитывайте личные пристрастия вашего чада: так вы сможете сделать обучение более эффективным. Не забывайте о том, что главная деятельность малыша – это игра.


Развитие ребенка в 5 месяцев: еще немного — и поползем, еще чуть-чуть — и заговорим

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

2 октября 2018 · Текст: Полина Сошка · Фото: TS/Fotobank.ru

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Нормы веса и роста пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см — то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками – забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении — в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления — малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже спят всю ночь напролет. Но все же не все. Чтобы приучить малыша к нормальному режиму сна, организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета — красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками — распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают — смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться — ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы.

Полезные советы

  1. Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  2. Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это — мячик», «Это — кролик», «Это — твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  3. Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  4. К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия — достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  5. Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка — это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев:

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже — и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова — еще впереди.

Ссылка на основную публикацию