Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности?

Как раскрутить творческие способности?

Креативность не передается по наследству. В каждом маленьком человечке внутри заложено жажда творить. Причем творчество проявляется не только в рисовании или музыке, но и в математике, физике, химии и любой иной науке.

  1. Наполнить мир малыша предметами, позволяющими воплощать идеи и фантазии. Так, конструктор, большой кукольный гардероб, наборы для рукоделия и другие всевозможные материалы в подневольности от увлечений ребенка.
  2. Поддерживать его во всех начинаниях, вдохновлять на новые идеи, посещая выставки и концерты, обращать его внимание на труды других детей, чтобы он видел, что не только взрослые делают прекрасные вещи.
  3. Устраивать персональные выставки поделок и рисунков, вывешивая их на образном месте в доме, чтобы ребенок ощутил значимость своей труды.
  4. Не мешать малышу думать самому и принимать собственное решение.

Какие игры и упражнения помогут раскрутить креативность?

На развитие воображения и креативности направлены разнообразные словесные игры, упражнения на выдумывание историй, сравнение и обобщение. Так, в игре «Строители» маленькие дети строят дом из кубиков.

  • Кто будет жить в домике?
  • Чем они будут заниматься?
  • Какая мебель будет в доме?
  • Для чего она необходима?

Подойдут и другие упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии.

Зодчий

Дети становятся архитекторами. Им нужно нарисовать проект дома с учетом пожеланий клиента . А вот вкусы у грядущего хозяина какие-то странные – он написал несколько слов и предложил зодчим самим отразить эти слова в проекте. К примеру, предложил в интерьере дома или прилегающей территории «спрятать» слова: чашка чая, перо, мозаика и кубик.

Ребята подключают фантазию и рисуют, кто на что горазд. Один изобразит фонтан в облике чашки с водой цвета чая, деревья в форме перьев, мозаичные стены у дома и меблировка из кубиков. Другой сделает стулья в виде чашек, из мозаики выложит пол, из кубиков соорудит колонны, а перьями украсит дверные проемы. Фантазия третьего будет выделяться. Чем больше свободы предоставить детям, тем интереснее получатся их проекты .

Отыщи связь

Маленьким детям предлагают найти связь между изображениями на нескольких картинках и обрисовать ее . Например, яблоки растут на дереве, огурец и помидор можно повстречать в одном месте – на огороде, изображенные овощи одинакового цвета.

Вариант посложнее – у детей по одной карточке, прочие лежат на столе рубашкой вверх. Ведущий переворачивает одну картинку. Дитя, который быстрее всех смог связать открывшийся рисунок со своим, получает ее в свою собрание. Далее игра продолжается.

Более сложная игра – ассоциативный ряд. Малыш выкладывает несколько карточек в ряд, составляя по ходу выкладывания картинок логичное предложение. Так, выложив картинки с изображениями автобуса, детьми, деревом и яблоками, он может произнести: «Дети поехали на автобусе в сад за яблоками».

Детям пяти лет можно пробовать составлять рассказ. В ряд выкладывают несколько картинок, по которым нужно придумать несколько предложений. Так, «В дупле большого дуба жила белка. Она любила грызть орехи и галопировать по деревьям. Однажды она встретила зайца…»

На что похоже?

Эта игра подойдет даже для самых махоньких ребят, которые любят наблюдать за окружающей природой . Рассматривая затейливые облака, трещинки на дороге, лужи после дождя, можно отыскать столько интересного! Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, то можно поиграть дома, посадив на бумагу кляксы и пятна с поддержкой ручек и фломастеров.

Постепенно упражнение усложняется: дети становятся представителями различных профессий, которые ищут «свои» предметы. Например, доктор может увидать шприц или халат, а строитель – кирпич.

Немного другое упражнение – розыск в окружающих объектах . Например, на что похож воздушный шар? На большой клубок пушистых ниток, мяч, солнышко. Можно задать иной вопрос: «Что похоже на лимон?». Может, рядом находится пудреница подобный формы или какая-то игрушка.

Словесные игры

  • Придумать предмету 10 слов – описаний.
  • Придумать 10 слов, какие не подходят какому-то объекту.
  • Назвать 10 слов на определенную литер.
  • Отгадать слово по его определению.
  • Придумать предмету другое название в подневольности от цвета, предназначения, формы.

Еще один вариант словесной игры для детей пяти лет – «Откуда это взялось и как сюда угодило?». Детям предлагают ответить на эти вопросы по отношению к одному объекту. Важное условие – ответы должны быть разными и могут быть весьма фантастическими. Например, яблоко принес журавль из волшебного сада.

Что мастерить?

Еще одно интересное упражнение – разбор жизненных ситуаций, когда что-то случилось. Так, сломался каблук, а мастерской рядом нет.

  1. Пойти босиком.
  2. Наклеить его с помощью жевательной резинки.
  3. Перемотать платочком, скотчем.
  4. Оторвать его и пойти без каблука.

Подходящими будут даже безумные варианты. Основное, чтобы они соответствовали поставленной цели . Еще несколько ситуаций: опоздали на автобус, вырвали сумочку из рук, пошел дождь, а зонтика нет.

Ролевые игры

В игре с дитятей можно заменять реальными предметами воображаемые : веником – скакуна скорого, карандашом – волшебную палочку, пустой коробкой из картона – летающий корабль. Причем махоньким детям (3 года) важно, чтобы было определенное сходство с заменяемым объектом. Дети постарше будут увлеченно играть даже при небольшом намеке на похожесть. Таким манером, ребенок постепенно учится манипулировать воображаемыми предметами.

Различные комплекты «Доктор», «Магазин», «Чаепитие» помогают тренировать социальные навыки и умения малыша: он обучается правильно вести себя в определенных ситуациях. Позволяют эти наборы упражнять воображение, ведь всю ситуацию дети продумывают сами, стараясь создать определенный манер и манипулировать им определенное время.

Развивать творческую активность, фантазию и самостоятельность помогут домашние постановки .

Немало простой вариант театра – пальчиковый . Костюмы можно нарисовать или распечатать на бумаге, вырезать, наклеить на бумажное колечко по размеру пальца. Так как актерами будут пальчики, то дитя сможет сыграть в спектакле сразу несколько ролей.

Поделитесь с товарищами:

Развитие у детей креативного мышления

В детском саду и школе обязательно присутствуют уроки творчества. Дома тоже можно заниматься: это необходимо для развития воображения у детей. Возможно, они не станут известными художниками или музыкантами, но творческое мышление всегда поможет им в учебе или работе. Это отличный способ подходить нестандартно к решению самых разных ситуаций. Сегодня ценится креативность мышления, которую можно развить, если начать заниматься с

ребенком с 2-3 лет. Существует несколько распространенных методик, которые подходят для всех возрастов. Современные приемы творчества делают все задания интересными и притягательными для малышей и подростков. Главное – правильно относиться к результатам работы, давать дельные советы, а не ругать или насмехаться над работой. Это поможет малышу выработать собственное видение мира, правильно выражать свое отношение к нему.

Зачем развивать творческий потенциал?

Сегодня важное место в развитии ребенка занимает креативность мышления («креативность» – от латинского «созидание»). Творчество рассматривается как мостик к креативному мышлению, возможности что-то создавать, придумывать. Важно даже не то, чтобы малыш научился рисовать, лепить или стал профессиональным музыкантом. Занятия для развития у детей творческого потенциала учат их мыслить нестандартно.

Сегодня это очень важно, ведь предпочтение отдается современным профессиям. Появляется больше возможностей стать успешным в своем деле, если мыслить не так, как остальные. У детей уже есть некая база, матрица, по которой проходит мышление. Научите малыша использовать для творчества разные материалы и подходы, и потом он сможет действовать так же в учебе, работе.

Основная польза креативного подхода к решению проблемы — умение точно представлять себе результат и многообразие методов достижения цели. Такие люди обладают очень хорошей смекалкой, видят картину происходящего целиком. В детстве малыш учится выбирать самые разные идеи для создания картинки, скульптуры, танца, а в зрелом возрасте с блеском решает нестандартные задачи.

Базовые методы для работы с детьми

Приемы и методы обучения творчеству просты, но требуют системности. Обязательно нужно понимать, что может и чего еще не может ребенок. Занятия в садике, школе, дома и в кружках всегда должны учитывать возраст малыша. Есть базовые приемы работы.

Один из самых распространенных методов – практический. Он позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Дайте ему краски, пластилин, конструктор, включите музыку. Так можно определить, к чему у малыша есть склонность. Это свободное творчество, возможность выразить себя через доступные навыки и умения.

Чтобы чему-то научиться, нужно видеть перед собой пример. Наглядные методы показывают, как работать, какой может (должен) получиться результат. Вы можете рассматривать с малышом альбомы по рисованию, давать ему советы, делать что-то вместе с ним. Например, мама или учитель рисует, а малыш копирует рисунок.

Подходят для детей школьного возраста. Это все объяснения, инструктаж, очередность работы. Детям помладше тяжело запоминать большие объемы информации, понимать логику, а вот для школьников это самый распространенный из приемов работы. Они уже не так охотно копируют то, что показывает учитель. Им нужно действовать самостоятельно, творчески. Им можно объяснить, как делать, а вот что делать — это они решат сами.

Еще один из приемов работы — игровые методики. Для ребенка младшего возраста это самый распространенный метод. Это постановка игровых ситуаций, игрушки для развития. Часто это какие-то игры, сценарии которых задают взрослые. Ребенку необходимо использовать свое воображение, чтобы играть в эту игру.
Главная цель работы — воспитать воображение у детей, развить творческий подход. Конечно, не каждый человек может заниматься именно творчеством. Но благодаря такой работе он научится творчески мыслить.

Воображение у детей

Не может быть творчества без воображения, фантазии. Это позитивные качества личности, которые присутствуют у всех детей. Как и многие другие качества, творчество нуждается в развитии. Для этого в детском саду, школе всегда присутствуют уроки рисования, музыки, детей знакомят с разными видами искусства.

Кроме того, очень важно заниматься дома. Для родителей это совсем не сложно, но лучше всего почитать что-нибудь о современных и проверенных техниках развития творчества. Это даст вам гораздо больше возможностей для занятий с малышом. Если он не посещает садик, то вдвойне необходимо уделять внимание таким занятиям.

Воображение — не только необходимое условие для творчества. С его помощью проходит активное психическое развитие человека.

Современные приемы для творческого развития

Сегодня появляется все больше возможностей для развития детей. Раньше не было так много хороших материалов для творческой работы, к тому же они не были доступными для занятий дома. С другой стороны, слишком много — тоже плохо. Если есть все необходимое с излишком, то творческий процесс становится не таким увлекательным. Многие идеи требуют особенного подхода – только тогда результат будет действительно ценным для ребенка.

Выделяются некоторые методики, которые оказывают максимальное влияние на творческое развитие:

За основу можно принять почти все что угодно. Даже готовую игрушку всегда можно обыграть, то есть добавить что-то, изменить первоначальный вид предмета или рисунка. Так ребенку проще почувствовать себя «творцом». Например, можно обыграть готовый рисунок, добавив в него некоторые объемные элементы:

  • гербарий (к натюрморту или пейзажу);
  • тканевые фрагменты (платье для нарисованной принцессы, солнце на небе и т.д.);
  • пластилин (помогает сделать объемное изображение).

Обычно такие приемы нравятся детям 4 лет и старше. Обыгрывание можно отнести не только к рисованию – точно так же можно обыграть фигурку из пластилина, глины, соленого теста. Для детей постарше именно это и является привлекательным. Так можно создать игрушку, которая не будет просто стоять на полке, а с которой можно играть.

Может применяться для целой группы детей, который работают вместе. Тут можно сочетать приемы рисования, лепки, добавления объемных элементов. Например, дети получают задание изобразить «крестьянский дворик». Что-то рисуется, что-то лепится (животные, птицы), можно добавить гербарий (кустики, деревья). Ребята совместно решают, кто будет заниматься какой работой. Это важный момент для творчества — поиск исполнителя. Коллективное творчество, кроме всего прочего, используется для развития общения, улучшения коммуникации.

Творчество связано не только с работой руками. Небольшие ролевые постановки тоже отлично подходят для развития воображения и креативности. Например, детям дается задание разыграть ту или иную ситуацию. Такой метод часто используется в детском саду. Детей делят на несколько групп, им предоставляется некоторый реквизит (одежда, маски, игрушки…), а затем каждая показывает готовую «постановку». Для этого малышам необходимо использовать ситуационную логику, свой опыт и, конечно же, воображение.

Читайте также:  Что мешает ребенку развиваться: 10 вещей, которые делают ребенка глупее

Руководитель (учитель, родитель) ставит очень расплывчатую задачу для ребенка, а он должен приложить максимум своих творческих сил, чтобы решить ее. Например, задание «сделай из пластилина что-то необычное». Или: «нарисуй животное, которое живет на далекой планете». Возможны задания придумать музыку или танец, написать стихи и т.д., словом, все то, что открывает простор воображению.

Оценки и отзывы

Важно, чтобы воспитатель, учитель и родители поддерживали искру творчества у детей. Это невозможно сделать, если не уметь правильно оценивать результат. Творчество должно быть свободным, ведь это возможность самовыражения ребенка. Оценка чего-то, что ученик сделал, создал, придумал, всегда должна быть адекватной:

Чаще хвалите, поощряйте тех, кто занимается творчеством. Лучше всего не указывать на ошибки, а предлагать более интересные варианты. Например:

Используй больше цветов, красок.

Попробуй начертить контуры, а потом раскрашивать рисунок.

А что, если добавить в эту работу что-то еще?

Возможно, стоит украсить фигурку/картинку?

Так для детей ваши замечания не выглядят как критика, а становятся идеями. Для развития воображения такие дополнительные идеи просто необходимы. Потом дети смогут сами себя стимулировать, ставить цели и добиваться их. А пока что ваши небольшие советы научат их искать интересные варианты одной и той же работы.

Творческое развитие

В детском саду, школе и дома есть масса возможностей для развития творческих способностей. Профессиональные педагоги знают, какие методы и приемы можно использовать для детишек разного возраста. Родители могут просто следовать программе учебного заведения или же подбирать какие-то свои идеи.

Садик

Малыши в 3-4 годика еще не обладают достаточным абстрактным мышлением, чтобы заниматься свободным творчеством. Им нужно показывать, объяснять. Для них подходит метод наглядности и повторения. Детям предлагаются простые приемы рисования, лепки, аппликации. Сейчас главное — заинтересовать их этим видом деятельности.

Важно помнить, что в 3-4 года идет активное развитие мелкой моторики. Сейчас, например, лепка и конструктор – одни из самых предпочтительных видов работы. Малыш не только что-то создает, но и отрабатывает приемы работы пальчиками. Это очень полезно для моторики и психического развития.

Постановка задачи

У маленьких детей есть проблема с тем, чтобы начать работу, поэтому им необходимо правильно ставить задачу. Какой бы из приемов творчества вы не выбрали, сначала нужно провести объяснение и наглядную демонстрацию. Например, воспитатель ставит задачу «рисуем свою семью». На доске или на большом листе бумаги воспитатель начинает рисовать первым, объясняя, что в ее семье, например, есть мама, папа, брат и сестра. Воспитатель рисует, используя какой-либо метод.

Далее дети получают бумагу, краски/карандаши или рисуют, частично повторяя работу воспитателя, добавляя свои элементы. В ходе работы ребенка можно попросить рассказать немного о его семье. Так ему становится понятнее, где можно повторить работу-пример, а где нужно уже додумать самому.

Для этого необходимо ставить задачу четко, объяснить, что нужно рисовать именно свою семью. Используйте доступный набор материалов. Воспитатель помогает детям, давая им небольшие советы, подсказывая что-то. Конечно, тут не может быть оценочной системы. Необходимо выделить в работе каждого малыша что-то интересное, красивое.

Школа

Для детей школьного возраста существует огромный набор вариантов работы, однако им уже важно принимать решения самостоятельно. У ребенка школьного возраста развитие творческих способностей проходит быстрее. Задача школы — поддержать интерес к выбранному виду работы. К сожалению, школьные учителя не могут предложить обширный набор видов деятельности.

Чаще всего это рисование, музыка (пение), гербарии, лепка, шитье и рукоделие (для девочек), работы с деревом (для мальчиков). Уроки ИЗО и труда дают детям больше представление о том, как можно применить на деле свои творческие способности. Учителя могут посоветовать ребенку заняться тем или иным видом творчества дополнительно, направить в соответствующий кружок.

Волевое развитие

Очень важный момент для детей 7-10 лет — волевое развитие. Его можно добиться через воображение и творческую работу. Воля — необходимый элемент психического развития. Для того чтобы создать что-то, необходимо приложить усилия: скажем, чтобы рисунок получился аккуратным, нужно терпение, последовательность работы. Так для ребенка становится важным результат. Он может представить его в голове, а чтобы воплотить его в жизнь, ему необходима воля.

Чтобы соответствовать своим же ожиданиям, ученик должен приложить немалые усилия. Он уже может оценить: возможно, стоит переделать работу, изменить ее, улучшить. Появляется некий дух соперничества, который благотворно влияет на развитие.

Дополнительные занятия

Творческие кружки предлагают детям гораздо больше возможностей, чем садик и школа. Тут используются гораздо более глубокие приемы работы с воображением и свободным творчеством. Дополнительные занятия лучше всего подбирать так, чтобы сам ребенок хотел этим заниматься, его тянуло к данному виду занятий.

Занятия дома

Родители должны использовать такие же приемы работы, что и учебные заведения. Это поможет ребенку развиваться равномерно. Для дома подходят любые виды и методы творчества.

Полезные занятия и игры дома

Дома очень легко занять ребенка полезными заданиями. Главное, что все они воспринимаются как игра.

Кинетический песок

Это современный и очень интересный метод развития моторики для детей любого возраста. Кинетический песок – точно такой же, как и обычный, из него можно строить замки, дома, лепить куличики. Главное, что потом убрать песок очень легко, он не рассыпается – даже создается ощущение, что он мокрый.

Этот вид творчества становится все популярнее. Можно использовать его на уроках, а можно и дома. Это отличная возможность для применения приемов свободного творчества и повторения за взрослым.

Соленое тесто

Подходит для детей от 4 лет. Соленое тесто можно легко сделать дома. Вам понадобится:

  • 1 стакан простой муки;
  • половина стакана мелкой соли (не используйте крупную, с ней ничего не получится);
  • 125 мл воды.

Можно добавить немного клея ПВА, крахмала, чтобы было легче придавать форму фигуркам. Этот материал подходит для работы с приемом «обыгрывание». Фигурки можно обыгрывать до или после обжига. Сушить их нужно в духовке на минимальной температуре, приоткрыть крышку. Получаются небольшие игрушки, которые можно раскрашивать.

Полимерная глина

Подходит для детей дошкольного и школьного возраста, особенно старше 10 лет. С этим материалом возможны практически все современные приемы творческой работы. Глина обжигается в печи (подойдет домашняя духовка). Из нее можно делать игрушки, разные брелоки и даже украшения. Игрушки можно затем использовать для обыгрывания.

Развитие креативного и творческого мышления детей

Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других навыков, одним из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Даже в области науки и техники не обходится без свежих идей, именно они двигают прогресс вперед. Родители также замечают данную тенденцию, а потому нередко задаются вопросом: как развить творческий потенциал сына или дочки? Давайте разберемся в этом в данной статье.

Развитие творческого потенциала ребенка

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку. Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий неразрывно связанных с творчеством. Искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач.

Конечно, если человек обладает талантом к творчеству, то у него больше шансов преуспеть в подобных сферах профессиональной деятельности. Неудивительно, что многие родители интересуются различными методами развития креативного мышления ребенка, ведь это может дать ему существенное преимущество перед сверстниками и заложить основу для будущей специальности.

Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин. Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала. По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

Ребенок и творчество

Интерес к различным видам искусства меняет сознание человека, делает его взгляд шире на все, что его окружает. То, чему обычный человек не придаст особого значения, может заинтересовать творческую личность. Для таких людей привычные вещи могут стать неиссякаемым источником вдохновения.

Творческая деятельность всегда подразумевает креативность. Пробует ли себя ребенок в изобразительном искусстве или открывает в себе музыкальные таланты – подобные занятия способствуют развитию неординарного мышления.

Увлечение различными видами рукоделия также являются полезным видом деятельности. Для вышивки, плетения браслетов из бисера или пошива одежды требуется сначала продумать дизайн будущего изделия. В рукоделии этот период работы максимально задействует креативное мышление детей, заставляет их придумывать все новые и новые варианты.

Театральная деятельность также развивает творческий потенциал. Учителя обычных школ нередко задействуют детей разных возрастов для участия в концертах, приуроченных к различным праздникам. Постановка сценок, разработка сценария, подбор костюма, нанесение грима, изготовление декораций – подготовка к выступлению потребует проявить самые разные таланты. Поэтому постарайтесь привить малышу интерес к школьным мероприятиям.

Важно понимать что креативность – это не столько навык, сколько образ мышления, умение нешаблонно реагировать на поставленную задачу, находить неожиданные варианты решений. Кроме творческой деятельности есть также целый ряд методик, благодаря которым можно развить эту способность.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

  • «игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
  • «да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
  • «мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
  • «креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок. Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
  • «аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой. Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
  • «необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.
Читайте также:  Ребенок не говорит в 2 года: причины, признаки ЗРР, нормы развития речи, мнения специалистов

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Методики развития креативного мышления

Нагрузка в современных школах больше направлена на запоминание и применение информации, чем на развитие креативности и творческого мышления. Общее образование предполагает решение различных заданий без использования нестандартного подхода: случается так, что ученику даже может быть снижена оценка за решение задачи по математике методом, который не включен в программу. С одной стороны, такой подход дисциплинирует, учит придерживаться общепринятых рамок, с другой – не дает раскрыться творческому потенциалу, негативно отражается на качестве обучения.

Благодаря левому полушарию мозга, задействуются логика и анализ, так необходимые школьникам. Правое полушарие, отвечающее за воображение, мечты, цветоощущение и креатив не получает такой же нагрузки. Большинство программ обучения действуют точечно, участвуют в формировании какой-либо одной определенной способности. По этой причине необходимо подобрать такую методику, которая поможет разносторонне развивать навыки человека.

Программой, идеально подходящей данным параметрам, является ментальная арифметика. Она использует методы, позволяющие не только задействовать в работе оба полушария мозга, но и улучшать взаимодействие между ними. К тому же, после прохождения курса у ученика заметно повышается успеваемость и по гуманитарным, и по точным наукам: ребенок начинает не только мгновенно выполнять арифметические действия в уме, но и улучшает работу мозга в целом. Правое полушарие получает нагрузку, начинает функционировать также эффективно, как и левое, а значит и креативность повышается.

Ментальная арифметика – универсальная тренировка мозга, дающая отличную базу как для учебы в школе, так и для взрослой жизни. Чтобы добиться максимального эффекта от занятий, важно выбрать центр дополнительного образования, в котором данный курс преподается опытными педагогами и по уникальной методике. Тогда и результаты тренировок будут достаточно хорошо закреплены, а приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

Что такое креативность и как ее развить у ребенка

В психологии под креативностью (от англ. creative – «создавать») понимают способность нестандартно мыслить, находить новые решения в привычных ситуациях. Креативная личность – это та, которая может решить проблему абсолютно новым методом либо путем добавления всего одной детали. Причем наличие творческого мышления не коррелирует с интеллектом – даже если человек умен, это совершенно не значит, что он является такой личностью. А вот с чем есть прямая связь, так это со способностями индивида быстро находить разное применение полученной им информации.

Креативность начали изучать в связи с творческим потенциалом человека, без учета его интеллектуальных способностей. Сейчас творческое мышление изучают в связи с личностью и в связи с интеллектом. Были выделены более десятка интеллектуальных особенностей, каждая из которых характеризует способность нестандартно мыслить – в их числе быстрота мысли, гибкость мышления, возможность разрабатывать гипотезы, мышление без стереотипов и т.п. Сколько бы исследований креативности не проводили ученые, им так и не удалось сойтись в едином мнении относительно того есть ли связь между интеллектуальным развитием и способностью творить.

Лучше всего креативность развивается в юном возрасте. Кроме того было установлено, что на развитие творческого начала влияет среда, в которой растет ребенок, его личностные особенности и способности. Ни один мальчик или девочка не рождается творцом, этому во многом способствуют родители и педагоги, помогая раскрывать заложенной природой таланты. Если позволить этим талантам раскрыться, то ребенок вырастет незаурядной личностью. И напротив, если среда не способствует развитию творческих способностей, то результат будет плачевным.

Наличие способностей выявляют специальные тесты, однако использовать только их недостаточно. У некоторых специалистов есть мнение, что измерять способности нужно, еще и анализируя то, что может создавать данный индивид.

Развитие креативности делится на две фазы. Первая фаза – это возраст 3-5 лет, когда ребенок подражает взрослому, наделенному способностями, и в этом проявляется механизм формирования творческого начала. Далее в подростковом возрасте, начиная с 13 и до 20 лет, у подрастающего ребенка появляются и закрепляются навыки «специализированной креативности» – он уже способен развивать имеющийся талант в какой-либо определенной сфере. По итогам своей деятельности во второй фазе ребенок либо начинает творить самостоятельно, отказавшись от подражания, либо так и останутся подражателями на всю жизнь.

Как развивать творческие способности

Как известно, развивать детей лучше всего во время игр, чтобы ребенку было интересно учиться, и он получал удовольствие от самого процесса, не думая о конечном результате. Но для достижения этого результата важно обеспечить определенные условия:

  • создать нужную атмосферу – педагог, помогающий взращивать талант, должен иметь правильный подход к детям, принципы его общения с ребенком – доброжелательность и открытость;
  • учитывать особенности ребенка – следует понимать, что все дети разные, и кто-то может тут же переключаться между задачами, а кому-то это не под силу, тогда ребенку нужно дать больше времени и применять способы, которые будут развивать креативность с ускорением мыслительных реакций;
  • поддерживать интерес – скучное занятие это плохое занятие, потому стоит задуматься о том, как привносить элемент новизны в каждый урок;
  • не ждать быстрых результатов – на то, чтобы творческие способности ребенка раскрылись, потребуется время и торопить процесс нельзя;
  • показывать личный пример – педагог для развития креативности у ребенка сам должен быть таковым.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

18 средств для развития креативного мышления у детей и взрослых

Четвёртая промышленная революция обеспечит мир передовой робототехникой, искусственным интеллектом и биотехнологиями. Изменится то, как мы живём и работаем. Некоторые специальности исчезнут. Один из необходимых навыков будущего — креативность. Роботы заменят человека в рутинных процессах, но в творчестве и изобретательстве роботизация пока невозможна.

Американский психолог, первопроходец диагностики креативности Эллис Пол Торренс говорит о креативности как о навыке, с помощью которого человек решает проблему дефицита информации. Торренс выделил шесть критериев креативности:

  • беглость — способность производить большое количество идей,
  • гибкость — способность применять различные стратегии решения проблемы,
  • оригинальность — способность создавать нестандартные и нешаблонные идеи,
  • разработанность — способность детализировать возникшие идеи,
  • сопротивление замыканию — способность не следовать стереотипам и быть открытым новой информации,
  • абстрактность названия — способность трансформировать образы в слова.

Способность придумывать идеи — не дар свыше. Конечно, есть люди с врождённым талантом, как Моцарт или Эйнштейн, но мы можем освоить творческие методы мышления и извлекать из них максимальную пользу.

Как развивать креативность

Не ограничивайтесь. Не останавливайтесь на первом же решении, записывайте даже самые безумные варианты.

Расширяйте кругозор. Чем больше информации, тем эффективнее работает творческая мысль. Знакомьтесь с людьми, читайте, смотрите фильмы, путешествуйте, ходите по музеям и выставкам.

Будьте критичны. Чем больше сомнений в предложенном варианте, тем больше альтернатив может появиться.

Учитесь видеть необычное в обычных вещах. Ходите новыми маршрутами, отмечайте нестандартные мелочи, смотрите на привычные предметы с другого ракурса.

Методы латерального мышления

Люди инертны: нам страшно озвучить нестандартную мысль, показаться смешными или нелепыми. Поэтому часто мы остаёмся в зоне комфорта, а наши идеи — шаблонными. Использовать латеральное мышление значит думать нестандартно, используя разные подходы к вопросу и игнорируя логику. Основоположник латерального мышления британский психолог Эдвард де Боно в книге «Гениально! Инструменты решения креативных задач» описывает десятки инструментов и методов латерального мышления. Вот некоторые из них.

Метод 1. «Шесть шляп мышления»

Чаще всего мозговые штурмы проходят неверно: один участник генерирует идеи, а остальные их пресекают. Для эффективного мозгового штурма можно использовать «шесть шляп мышления»: в ходе мозгового штурма все участники «надевают» поочередно шляпы разного цвета.

  • Синяя: организация процесса и модерация. Пример вопроса: «Для начала мы будем придерживаться такого хода обсуждения — все согласны?»
  • Белая: анализ имеющихся данных. Пример вопроса: «Какая информация доступна? Каковы факты?»
  • Красная: чувства, эмоции, интуиция. Пример вопроса: «Что я чувствую по этому поводу?»
  • Чёрная: критическое мышление и риски. Пример вопроса: «А что, если нам не удастся вместе организовать капитал, чтобы поддержать инвестиции?»
  • Жёлтая: поиск позитивных сторон. Пример: «Это снизило бы воздействие нашей деятельности на окружающую среду».
  • Зелёная: креативное мышление. Пример вопроса: «Как представитель профессии Х мог бы посмотреть на это?»

Задача участников — не выходить за рамки «полномочий» шляпы. Этот метод учит смотреть на чужие идеи под другим углом и делает штурм продуктивным.

Метод 2. Метод случайного слова

Это метод хорош во время мозгового штурма, если обсуждение зашло в тупик. Каждому участнику нужно назвать по одному произвольному слову, а затем связать его с темой обсуждения. Новые идеи, которые могут появиться, натолкнут на решение вопроса. Метод подойдет и в случае одиночного штурма: записывайте слова и ассоциации к ним на бумаге. Можно использовать генератор слов.

Метод 3. Альтернативы

Ещё один фундаментальный метод латерального мышления. Задавайте вопросы:

  • Есть ли другой способ?
  • Каковы альтернативы?
  • Можно ли сделать это иначе?

Эдвард де Боно в книге «Гениально!» пишет: «Я часто повторяю историю о том, как не мог отключить электрический будильник. Вечером я установил его на половину шестого, чтобы не опоздать в аэропорт на утренний рейс. Утром он зазвонил, и, когда я нажал на кнопку отключения, будильник продолжал звенеть. Я проделал всё возможное, чтобы он умолк, но не помогло даже выдёргивание штепселя из розетки, будильник продолжал трезвонить. Только после этого я понял, что это звонил мой походный будильник, который я также установил на половину шестого, но о котором совершенно забыл». Эта история здорово отражает ситуацию, когда без необходимости человек не ищет альтернативу.

Задание на креативность. Завести контейнер, куда вы будете складывать цитаты, вопросы, идеи, рекламные макеты, слова. А когда понадобится идея, достаньте наугад пару листков.

Читайте также:  Как уложить ребенка спать быстро и вовремя без укачиваний и капризов

Подборка материалов для развития креативности

Книги

1. «Гениально!», Эдвард де Боно. Имя Эдварда де Боно стало символом нового образа мышления и творческого подхода к решению задач. В этой книге собраны основные методики латерального мышления, которые помогают принимать правильные решения на работе и в жизни.

2. «Фрирайтинг», Марк Леви. Метод фрирайтинга прост: начните писать так быстро и так долго, как сможете, о том, что сейчас волнует, игнорируя стандартные правила грамматики и орфографии. Марк Леви знакомит с техникой, в результате которой получаются прорывные идеи и нешаблонные решения.

3. «Кради как художник», Остин Клеон. Автор считает, что в мире нет ничего оригинального, поэтому советует не отвергать чужое влияние, коллекционировать идеи и аранжировать их по-новому. «Кради как художник» — позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный иллюстраций, упражнений и примеров, цель которого — помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера.

4. «ТРИЗ», Марк Меерович, Лариса Шрагина. Развивая возможности теории решения изобретательских задач, созданной Генрихом Альтшуллером, авторы разработали методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Книгу рекомендует Андрей Гуляев, преподаватель курса «Думай и действуй как предприниматель» в школе предпринимательства и soft skills Startup Junior.

5. «Взлом креатива», Майкл Микалко. В этой книге эксперт по креативности Майкл Микалко показывает, как мыслят творческие люди и как вы можете использовать их секреты, чтобы мыслить нестандартно и создавать новые идеи. Чтобы написать эту книгу, Микалко исследовал истории более ста великих мыслителей — от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо — и адаптировал их методы к современным реалиям.

Фильмы

1. «Почему мы креативны». Путешествуя по всему миру, Герман Васке 30 лет общался с ключевыми фигурами нашей эпохи. Находясь в разных точках земного шара, он задавал вопрос о природе креативности тем, кому удалось не только преуспеть в своей сфере, но и преобразить её. 101 собеседник поделился с Васке мыслями о креативности, в том числе Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Умберто Эко, Дэвид Линч, Дэмьен Хёрст, Бьорк, Марина Абрамович, Далай-лама, Квентин Тарантино, Ник Кейв, Славой Жижек и другие.

2. «Милтон Глейзер: от информации и восторга». Милтон Глейзер известен как соучредитель The New York Magazine и автор кампании I Love NY. Фильм состоит из разговоров с дизайнером: Глейзер рассказывает, как ему приходили в голову идеи известных проектов и почему он посвятил искусству всю свою жизнь.

3. «Нация хэндмейда». В 2006 году независимая художница и режиссёр Фэйт Левин проделала путешествие в несколько тысяч километров, чтобы снять фильм о возрождении ручной работы в области дизайна и прикладного искусства.

4. «Изображение и текст». Мощный фильм о рекламе и вдохновении: как работают самые влиятельные рекламные объявления нашего времени.

5. «Овеществление». Фильм о наших взаимоотношениях с вещами массового производства. Это фильм о дизайнерах, которые переосмысливают, переоценивают и переизобретают окружающие нас предметы, и о творческой работе, стоящей за каждой вещью — от зубной щетки до техники.

1. Писательница Элизабет Гилберт о завышенных ожиданиях по отношению к творческим людям и о том, что гений живёт в каждом человеке.

2. Профессор школы бизнеса и психолог Адам Грант о привычках успешных людей.

3. Основатель дизайнерской компании IDEO Дэвид Келли о способах создания уверенности в творчестве.

4. Корейский писатель Юнг-ха Ким о том, как освободить внутри себя ребёнка, который готов играть всю жизнь.

5. Экономист и журналист Тим Харфорд о преимуществах работы в затруднительных условиях.

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

развитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка

музыкальное развитие ребенка

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

Ссылка на основную публикацию