Дыхательная гимнастика для детей 2-4 лет и старше – игры для лечения кашля и не только

Дыхательная гимнастика для детей 2-4 лет и старше — игры для лечения кашля и развития речи

Дыхательная гимнастика для детей входит в непременный перечень упражнений для физического развития малышей в дошкольных учреждениях.

Частота и продолжительность дыхательных упражнений в этом случае может определяться индивидуально по рекомендации врачующего врача.

Польза дыхательной гимнастики для детей — почему упражнения полезно выполнять даже здоровому ребенку

Прок упражнений для нормализации дыхания колоссальна, гимнастика показана не только часто болеющим, но и здоровым детям для профилактики лор-заболеваний.

Основная вина хронических заболеваний нижних дыхательных путей у малолетних детей связана с недоразвитостью легочных структур, окончательно развитие завершается лишь к 5-6 годам.

Другая причина — ослабленный иммунитет.

  • Улучшение назализованного дыхания.
  • Усиление тонусы мышц легочной ткани.
  • Нормализация кровообращения головного мозга.
  • Усиление сопротивляемости организма к респираторным инфекциям.
  • Укрепление мышечных структур брюшины.

Благодаря дыхательной гимнастике, улучшается восприимчивость головного мозга к новоиспеченной информации, состав крови, увеличивается ремиссия при хронических заболеваниях нижних дыхательных отделов (ринофарингит, трахеит, бронхит, тонзиллит).

Бездонное полное дыхание ускоряет выведение токсических веществ, способствует скорейшему выздоровлению после пневмонии.

Видео: Дыхательная гимнастика для детей

Противопоказания к выполнению дыхательных упражнений с дитятей и предостережения

Дыхательная гимнастика оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы брюшины и легочной ткани, но и на средостение, сердце, сосуды.

  • Сердечно-сосудистые заболевания.
  • Острые респираторные инфекции с отеком носовых ходов, заложенностью носа.
  • Заостренный синусит (гайморит, этмоидит).
  • Тяжелые инфекционные заболевания (туберкулез, пневмония).
  • Врожденные аномалии развития дыхательных линий (до устранения патологии).

С осторожностью необходимо выполнять упражнения детям с неврологическими расстройствами, нарушением мозгового кровообращения, на поле органных патологий.

Цели занятий дыхательной гимнастикой с ребенком — как подготовить малыша к выполнению упражнений?

Основная мишень занятий для дыхания у детей 2-4 лет — профилактика хронических заболеваний респираторного тракта. При систематическом проведении упражнений достигаются неплохие терапевтические результаты.

  • Умение контролировать собственное психоэмоциональное состояние посредством дыхания.
  • Насыщение крови кислородом, нормализация мозгового кровообращения.
  • Коррекция здоровья: улучшение пищеварения, стабилизация функции сердечно-сосудистой системы, укрепление мышечных материалов.
  • Профилактика рецидива респираторных инфекций у часто болеющих детей.

У здоровых малышей — курс лечения общий.

Подготовительные мероприятия

Если малыш безотносительно здоров, то особых требований к подготовке самого малыша не требуется, больше внимания следует уделить окружающей обстановке, платью, педагогическому подходу.

Основными правилами являются:

  1. Тщательное проветривание комнаты перед занятиями.
  2. Занятия на улице вероятны при теплой погоде (без ветра, мороза, дождя).
  3. Только удобная свободная одежда — элементы одежды не должны сковывать грудную клетку.
  4. Комплекс упражнений увлекательный, игры быстро сменяются, чтобы ребенок не потерял интерес.

Вводя дыхательную гимнастику в план дел малышей 2-4 лет, нужно руководствоваться умеренностью. Сначала достаточно 5-10 минут в сутки, после время можно увеличивать до получаса.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей 2-4 лет дома — 9 лучших игр для дыхания

В помещении ребяческого сада или дома можно применять следующие игровые элементы:

Текст песен должен включать как можно вяще гласных букв, чтобы на выдохе ребенок долго распевал Аааа, Ээээ, Ююю, Уууу и далее.

Песенки помогают ребенку постигнуть, что такое долгий выдох и глубокий вдох.

Вырезают 3-4 цветных бабочки, крепят их на нитки и развешивают на степени глаз ребенка. После предлагают подуть так, чтобы они начали летать.

Упражнение помогает развить навык непрерывного выдоха. Во пора выполнения щеки не должны раздуваться.

Упражнение проводят в течение 10-15 секунд и делают перерыв, чтобы у ребенка не кружилась башка.

Простой и доступный метод выработки резкого выдыхания ртом.

Ребенку следует предложить поиграть в мыльные пузыри (их можно приобрести, или сделать мыльный раствор самостоятельно), предложив дуть в трубочку для коктейля.

Сориентировать малыша на выдох можно при поддержки коктейльной трубочки и воды.

Для интереса в воду можно добавить пенящийся краситель.

Можно подготовить особые бумажные палочки с бахромой на конце, их внешний вид должен напоминать деревце или метелочки.

Нужно предложить ребенку сделаться ветерком, и дуть на изделие до полного выдыхания воздуха.

Воспитатель предлагает вдохнуть больше атмосферы в грудь, широко раскрыв руки, чтобы превратиться в волшебный шарик.

Затем необходимо шарик «сдуть», выговаривая длительный звук Ффф и обнимая себя за плечи.
***
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Атмосфера вышел.
Стал он тонкий и худой!

Педагог предлагает накачать воображаемое колесо от велосипеда, имитируя движение с насосом.

Рекомендуется бездонно вдохнуть, а на выдохе произносить звук «Ссс».

В таз с водой поместить бумажный или спичечный кораблик, встать напротив малыша и предложить ему задувать его в противоположную сторону.

Детей может быть несколько, как и корабликов. Игрой можно охватить всю семью.

Игра может имитировать день рождения игрушки, или попросту какой-то тайный ритуал. Для начала зажигают свечу — и предлагают малышу затушить ее своим дыханием.
***
Дует Таня на сияю,
И я тоже так хочу!

Ежедневные кратковременные игры на дыхание внутри семейства помогают поставить речь и справиться с неуверенностью в себе.

Видео: Дыхательная гимнастика для детей

7 упражнений-игр дыхательной гимнастики для детей 2-4 лет, какие можно выполнять на прогулке

При выполнении упражнений на улице ***
«У-у-у-у-у…» (чередовать любые гласные)
Так завывает вихрь
То в поле, то в трубе.
А ну-ка ты попробуй:
Удастся ли тебе?

***
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф….
Задувает сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф…
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям сообщают:
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…

Еще одинешенек эффективный тип упражнений. Например, малыш рассказывает, что он любит, — и сопровождает действием (люблю играть в футбол — пинает мяч, обожаю готовить кушать — помешивать ложкой и так далее).

Необходимо научить детей вдыхать аромат цветов, верно нюхать. При этом сначала глубоко вдыхать носом при закрытом рте, а потом — выдувать воздух на бутон.

***
Ромашки нюхает Катюшка,
Их так немало на опушке.

***
Пришли в цветочный магазин
Алёнка, Маша и Василий.
Вдохнули нежный аромат
Сирени, хризантем и лилий.

Подняться с малышом и другими детьми в паровозик — и ходить по кругу, приговаривая «я паровозик – чух-чух-чух», и далее по любой рифме.

Суть в том, чтобы исподволь наращивать темп движений и дыхания.

Упражнения на улице обязательно должны включать бег, активные игры.

Родители и воспитатели должны ведать, что во время игры на улице улучшается память, дети лучше запоминают даже сложные стихотворения.

Поделитесь с товарищами:

Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа) на тему

Упражнения для самых маленьких.

Скачать:

ВложениеРазмер
dyhatelnaya_gimnastika_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Картотека дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших группы в соответствии с ФГОС

Учитель-логопед: Моисеева С. С.

г. Исилькуль 2017г.

1 и 2 младшие группы

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту – ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

И налево взмахну.

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Привожу пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся “ух”, спрятать голову за коленями – показывая, какой он маленький.

Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом “чух-чух” и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося “г-у-у”. Повторите с ребенком восемь-десять раз.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося “ш-ш-ш-ш”. Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам “прорубить” пространство между ногами. Произнесите “бах”. Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе “ж-р-р”. Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося “к-р-р”. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

8. Сердитый ежик

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе “п-ф-ф” – звук, издаваемый сердитым ежиком, затем “ф-р-р” – а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, “квакните”. Повторите три-четыре раза.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите “ау”. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

11. Веселая пчелка

На выдохе произнесите “з-з-з”. Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

12. Великан и карлик

Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.

С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ.

Данные упражнения можно использовать во время динамических пауз, игр, прогулок с детьми старшей и подготовительной групп с ОНР.

методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельностьОсобенно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп.

Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют – приятным такое состояние не назовешь.

Как избавить ребёнка от кашля играючи. Дыхательная гимнастика.

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!

Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики.

Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаем вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8.ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Дыхательные упражнения для детей

Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Противопоказания

Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.

Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.

Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.

В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.

Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.

В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Правила дыхательной гимнастики

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:

  • при вдохе плечи не должны подниматься;
  • вдох делают через нос;
  • щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
  • выдох должен быть плавным и длительным.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

«Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

«Часики». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

«Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

«Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

«Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».

Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет

К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.

«Хомячок». Ребенок изображает хомячка – надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

«Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

«Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

«Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

Дыхательная гимнастика для детей 2 лет

Для детей и взрослых дыхательная гимнастика одинаково полезна. Но при занятиях важно учитывать возраст и подбирать упражнения в соответствии с возможностями организма.

Так, двухлетний малыш, конечно, не справится с нагрузками, которые дает дыхательный тренажер. Но это и не нужно, ведь игровые дыхательные упражнения не только принесут неменьший эффект, но и помогут развить речевой аппарат и воображение.

Почему дыхательная гимнастика полезна для малыша?

Дыхательная гимнастика помогает развить несозревшую дыхательную систему ребенка и укрепляет его иммунитет. Приучает малыша правильно дышать и развивает артикуляционный аппарат. Многие упражнения из комплекса дыхательной гимнастики практикуются в логопедических группах детского сада.

Дыхательная гимнастика может стать чудесным дополнением к самым разным терапиям – гомеопатической, медикаментозной или физиотерапии. И главное, что благодаря игровой форме занятий малыш даже не замечает, что он здорово потрудился и сделал шаг навстречу здоровью.

Уделять дыхательной гимнастике двухлетнего малыша достаточно 10–20 минут в день. Но результат будет ощутимым. Не занимайтесь сразу после еды, пусть пройдет хотя бы час после приема пищи. Занятия можно проводить на природе – это идеальный вариант. Если в помещении – обязательно проветрите его, чтобы воздух был свежим.

Важно, чтобы родители делали упражнения вместе со своим малышом. Называйте вслух упражнения, которые будете делать. Как правило, они имеют забавные названия. Или придумывайте им свои смешные названия. Тогда гимнастика будет проходить веселее.

Упражнений для дыхательной гимнастики множество. Вы можете выбирать те, которые нравятся вам и которые ваш малыш выполняет с удовольствием. Это должна быть не повинность, а игра.

Дыхательная гимнастика для детей 2 лет. Примеры упражнений

Потягуши и обнимашки

Это два простых упражнения, которые можно проводить в качестве разминки.

Ребенок должен встать ровно, руки расположить вдоль туловища. На счет «один» поднимает руки вверх, делает вдох. На счет «два» – опускает руки, делает выдох.

Ребенок стоит, руки держит перед собой. На счет «один» – руки разводит в стороны и делает вдох. «Два» – ребенок обхватывает свои плечи руками, делает выдох.

Повторить упражнения нужно поочередно 3–5 раз.

Ворона

Немного измените положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдохе разведите руки в стороны, как у вороны. На выдохе медленно опустите руки со звуком «ка-р-р-р». Звук «р» растягивать как можно дольше.

Косим траву

Теперь предложите малышу «покосить траву». Ноги ребенок ставит на ширине плеч, руки опускает. Вы читаете стишок, а ребенок, произнося «зу-зу», машет руками влево – выдох, вправо – вдох (имитирует косьбу).

Я налево взмахну.

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

После этого пусть малыш потрясет расслабленными ручками. Повторить 3-4 раза.

Веселый паровозик

Добавьте немного действия упражнениям. Пусть малыш походит по комнате, изображая паровозик. Попеременно двигает согнутыми в локтях руками и имитирует «пыхтение» паровозика: «Чух-чух-чух». Остановился – это станция: ребенок громко произносит: «Ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше.

Будет намного веселее, если к «паровозику» присоединится «вагончик». Игра продолжается полминуты.

Упражнение «Воздушный шарик»

Воздушный шарик

Подвижные игры смените более спокойными. Это поможет ребёнку перевести дух и восстановить нормальный ритм дыхания.

Предложите малышу лечь на пол и положить руки на животик. Пусть представит, что его животик – это воздушный шарик. Малыш медленно надувает шарик, т. е. животик, а когда мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – он сдувает шарик.

Выполнять упражнение можно вместе с ребенком. Повторять 5 раз.

Говорилка

Немного поговорите с малышом, задавайте ему простые вопросы, ответ которых должен содержать гласные звуки. Например:

– Как разговаривает паровозик?

– Как машинка сигналит?

Можно еще петь гласные звуки: о-о-о-о-о; а-а-а-а-а; у-у-у-у-у. Такое упражнение можно делать даже отдельно от других. Например, во время активной прогулки.

Для первого занятия такого небольшого арсенала упражнений будет достаточно. Завершите занятие успокаивающими упражнениями, чтобы восстановить спокойное дыхание ребенка.

Упражнение «Веселый паровозик»

Волна

Спокойное упражнение. Ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела. На вдохе руки поднимает вверх и отводит назад, касается пола. На выдохе руки возвращает в исходное положение, произнося при этом: «Вни-и-и-з».

Трубач

Завершающее упражнение. Ребенок сидит, складывает кисти рук в трубочку и поднимает почти вверх. Медленно выдыхая, произносит: «Пф-ф-ф». Повторить упражнение 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 2 лет. Расширяем занятия

Если ребенок легко справляется и ваши занятия проходят быстро, то вы можете добавить еще несколько упражнений.

Часики

Малыш стоит, опустив руки, ноги на ширине плеч. Изображая часики, он размахивает прямыми руками то назад, то вперед, приговаривая: «Тик-так, тик-так». Повторять 10-12 раз.

Летят мячи

Малыш стоит прямо, мяч держит обеими руками перед грудью. Затем бросает его от груди вперед, при этом выдыхая со звуком «у-х-х-х-х».

Петушок

Ребенок стоит прямо, ноги врозь, руки опущены. Затем он поднимает руки в стороны, хлопает ими по бедрам
и на выдохе произносит: «Ку-ка-ре-ку». Повторяем 5-6 раз.

Лягушонок

Ребенок стоит на месте, ноги сомкнуты. Из этого положения он как бы начинает прыжок и пытается изобразить лягушонка. Слегка присев и сделав вдох, нужно прыгнуть вперед. Приземлившись – «квакнуть». Повторить 3-4 раза.

В лесу

Расскажите малышу сказку про героя, заблудившегося в лесу. Пусть поможет ему кричать «ау-у-у». Сначала нужно сделать вдох, а уже на выдохе кричать «ау-у-у». При этом можно поворачиваться в разные стороны
и менять интонацию, что будет полезно. Повторить 5-6 раз.

Упражнения с дополнительными предметами

Иногда для занятий дыхательной гимнастикой требуются дополнительные приспособления. Они помогают разнообразить упражнения и сделать их более интересными для ребенка.

Веселый футбол

Сделайте из игрушечных кубиков, лего или других приспособлений ворота, а из ваты «мячик». Задувайте его
в ворота по очереди. Ребенку очень понравится.

Бабочки

Нужно вырезать из бумаги бабочек и привязать их на ниточки. Объясните малышу, что для того, чтобы бабочки летали, на них нужно подуть. Так малыш увлечется процессом, а в комнате появится красивый аксессуар.

Упражнение «Косим траву»

Для детей разных возрастов тренировка органов дыхания проходит по-разному. Для двухлетних она больше игровая, трех- и четырехлетних детей, уже нужно учить следить и воспринимать свое дыхание, рассказывать о его важности.

Небольшой перечень упражнений мы выкладывали в материале про дыхательную гимнастику для детей. В будущем, мы еще вернемся к этой теме и подробнее расскажем об упражнениях для детей 3-5 лет.

Не хотите пропустить материал? Подпишитесь на обновления нашего блога.

Дыхательная гимнастика от кашля, комплекс упражнений для всей семьи

Дыхательная гимнастика от кашля – комплекс физических упражнений, направленных на улучшение дренажной функции трахеобронхиального дерева. Соответствующий метод используется для усиления эффективности традиционного медикаментозного лечения больных, страдающих от нарушений функции респираторной системы. Дыхательная гимнастика при кашле может применяться в любом возрасте, что обуславливает востребованность указанного оздоровления.

Необходимость дыхательной гимнастики при кашле

Дыхание – жизненно важный процесс для любого существа. Кашель – распространенный симптом, который нарушает соответствующую функцию и доставляет пациенту много дискомфорта. Дыхательная гимнастика ускоряет устранение признака при условии правильного выполнения базовых упражнений.

Механизм действия лечебной физкультуры базируется на следующих аспектах:

  • Стимуляция синтеза секрета бокаловидными клетками эпителия бронхов. Результат – увеличения количества жидкой мокроты, которая легче откашливается на фоне приема соответствующих медикаментов;
  • Тренировка мышечного аппарата. Бронхиальное дерево имеет собственную мускулатуру, которая регулирует размер просвета респираторных путей. Дыхательные упражнения при кашле повышают тонус мышечных волокон, что обеспечивает ускорение отхаркивания и выздоровления больного;
  • Улучшение микроциркуляции. Увеличение количества транспортируемого воздуха способствует задействованию новых сосудов и нервных окончаний в эпителии бронхов. Результат – усиление обменных процессов, что обеспечивает регенерацию поврежденных участков респираторного тракта.

Факт! Применение дыхательной гимнастики при кашле обрело широкую популярность в пульмонологии и кардиологии. Заниматься физкультурой рекомендуется при бронхите, астме, пневмонии и других патологиях. Регулярные тренировки уменьшают одышку, стимулируют отхождение вязкой мокроты.

Раннее начало дыхательной гимнастики способствует снижению риска развития застойной пневмонии у больных, перенесших инфаркт миокарда или оперативные вмешательства на открытом сердце. Цель подобных тренировок в кардиологии – стимуляция работы альвеол для предотвращения прогрессирования локального воспаления в легких.

С помощью правильно выполненной гимнастики можно увеличить резерв легких, что актуально для людей, занимающихся спортом.

Рекомендации по выполнению упражнений

Выполнение специализированных упражнений при кашле нормализует функцию респираторного тракта, но только при условии адекватного подхода к соответствующему оздоровлению. В зависимости от тяжести основного заболевания пациенту подбирается индивидуальный комплекс нагрузок, оптимальных для его состояния.

Махи руками с нарастанием глубины вдохов противопоказаны пациентам с нарушением целостности костей конечностей, а брюшное дыхание не обеспечит достаточного увеличения экскурсии легких взрослому мужчине с аллергическим трахеобронхитом.

Факторы, которые необходимо учитывать при подборе комплекса упражнений:

  1. Возраст пациента. Со взрослыми людьми работать легче из-за отсутствия необходимости длительных объяснений особенностей физкультуры. У детей процедуру оздоровления нужно превращать в игру для повышения заинтересованности в лечении;
  2. Тяжесть заболевания. В запущенных случаях рекомендуется плавное увеличение интенсивности физкультуры, начиная от самых простых упражнений;
  3. Сопутствующая патология. При наличии болезней внутренних органов или опорно-двигательного аппарата стоит с осторожностью назначать гимнастику для предотвращения усугубления состояния больного.

Дыхательную гимнастику при кашле нужно проводить курсами с постепенным нарастанием интенсивности упражнений. Предварительно всегда стоит консультироваться с доктором. Для ускорения устранения влажного кашля параллельно рекомендуется употреблять достаточное количество влаги (до 3 л в день).

Дыхательная гимнастика при кашле у взрослых (упражнения, особенности)

Дыхательные упражнения от кашля, используемые у взрослых пациентов:

  1. Шаги или бег с высоким поднятием колен. Интенсивность гимнастики зависит от тяжести кашля больного. Во время поднятия ноги пациент делает глубокий вдох с движением рук вверх. Дальше следует плавный выдох. Длительность сеанса – до 3 минут. На ранних этапах нужно дышать осторожно из-за риска головокружения на фоне гипероксигенации;
  2. Брюшная дыхательная гимнастика. В горизонтальном положении тела пациент делает глубокий вдох с одновременным сильным напряжением брюшного пресса. Дальше следует пассивный выдох с одновременным расслаблением. Количество повторений – 10-15;
  3. Упражнение «лесоруб». Исходное положение – ноги на ширине плеч. Во время вдоха человек поднимает над головой обе руки, соединенные «в замок». На выдохе осуществляется характерное движение, как при рубке полена. Количество повторений – 10-15.

Дыхательная гимнастика для детей (упражнения, особенности)

Особенностью дыхательной гимнастика для детей от кашля остается необходимость сочетания физкультуры с элементами игры. В противном случае малышу будет неинтересно, и он прекратит занятия.

Популярные и эффективные упражнения:

  • «Жучок». Сидя на стуле, ребёнок с вытянутой рукой поворачивается в соответствующую сторону и делает вдох. При возвращении в исходное положение пациент произносит звук «ж-ж-ж»;
  • «Птичка». Стоя с ногами на ширине плеч, ребенок поднимает руки вверх над головой и делает глубокий вдох. Потом начинает имитировать взмахи крыльев на выдохе. Количество движений – 5-10;
  • Дыхательная гимнастика с трубочкой. Ребенку в стакан наливают воду. Пациент должен через обычную трубочку создавать в посудине пузырьки, выдыхая воздух;
  • «Часики». Ребенок стоит с руками по швам. Поднятия рук делаются поочередно для каждой конечности во время короткого и резкого вдоха с одновременным произнесением фразы «тик-так». Количество повторений – 15-20.

Заинтересованность малыша в процессе лечения – ключевой аспект повышения эффективности оздоровления.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – авторский комплекс упражнений, направленных на стабилизацию функции респираторного тракта. Методика хорошо себя зарекомендовала в лечении большинства распространенных патологий, но требует определенной подготовки пациента для выполнения всех нагрузок.

Автор предлагает больным упражнения, которые используются для людей с разной степенью нарушения респираторной функции.

Ниже будут описаны самые популярные из них:

  • «Ладошки». Человек выставляет руки перед собой ладонями наружу. Осуществляются шумные вдохи носом, во время которых проводятся хватающие движения. Выдох пассивный, тихий. Количество повторений – 96;
  • «Насос». Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Пациент имитирует движения человека, накачивающего автомобильную шину. Во время наклона делается вдох, во время разгибания – выдох. Количество повторений – 12 в 8 подходов с перерывом в 10-15 секунд;
  • «Обними себя». В стоячем положении пациент во время вдоха пытается обхватить руками плечи. Выдох произвольный во время разведения конечностей;
  • «Ушки». В сидячем или стоячем положении пациент поочередно наклоняет голову к правому и левому плечу. Во время движения делается вдох через нос. Взгляд направлен вперед. Выдох осуществляется во время возвращения головы в исходное положение. Количество повторений – 96, с паузами на 10-20 секунд через каждые 12 наклонов.

Перед выполнением соответствующей дыхательной гимнастики нужно проконсультироваться с врачом для минимизации риска развития осложнений.

Другие виды упражнений при кашле для всей семьи

Дыхательные упражнения от кашля – эффективный способ улучшить функцию респираторной системы. Пациент может лежать, стоять, сидеть, выполняя те или иные тренировки. Главное – соответствие нагрузок состоянию человека.

Кроме описанной выше гимнастики для устранения кашля, популярными остаются:

  1. махи руками в разные стороны с одновременным глубоким дыханием;
  2. регулярные пробежки на свежем воздухе;
  3. надувания шариков;
  4. имитация задувания свечи.

Эффективным при бронхиальной астме остается метод дыхания по Бутейко. Суть заключается в осуществлении плавного выдоха с задержкой воздуха на его конце. Увеличивается концентрация CO2, что рефлекторно расширяет терминальные бронхи со снижением выраженности обструкции.

Пациенты требуют специализированного обучения соответствующему типу дыхательной гимнастики, что обусловлено сложностями в выполнении упражнений против кашля на ранних этапах лечения. Однако способ, предложенный К. П. Бутейко, позволяет существенно улучшить состояние больных на бронхиальную астму без применения медикаментозных средств.

Заключение

Дыхательная гимнастика – важный элемент комплексного лечения кашля любой этиологии. Правильное выполнение простых упражнений способствует стабилизации функции респираторного тракта, что позволяет ускорить выздоровление и уменьшать количество потребляемых медикаментов.

Читайте также:  Как отучить ребенка от соски - 10 советов, проверенных временем
Ссылка на основную публикацию